Четыре всадника Апокалипсиса: что они символизируют.  Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах

Первый из всадников должен появиться после снятия Агнцем первой из семи печатей, в руках его лук, а на голове его венец. В книге Откровений говорится, что всадник этот выглядит «победоносно» и «придет, чтобы победить». Толкователи по-разному трактуют эти слова, одни уверены, что вид и белый цвет его коня символизируют правду и победу правды над ложью, другие считают, что он, напротив, символизирует приход на землю Отца Лжи – Антихриста, Сатаны. Однако слова его и вид люди будут принимать за правду и поклонятся ему, таким образом, он победит и принесет много горя вероотступникам.
Первого всадника Апокалипсиса еще называют «Чумой», что тоже весьма символично с точки зрения теологии. Это может трактоваться как какое-либо лже-учение, которое по масштабам сравнимо с чумной пандемией.

Всадник на рыжем коне

Когда Агнец снимет вторую печать, на землю ступит второй всадник , он будет восседать на рыжем коне с большим мечом в руках. Этому всаднику суждено «взять мир с земли», чтобы люди убивали друг друга. Второй всадник традиционно символизирует , настолько масштабную и разрушительную, что она должна затронуть все уголки мира.

Конь рыжего цвета олицетворяет пролитую кровь, а т.к. ему предшествовало появление первого всадника, это, по мнению исследователей, должно означать, что начнется война и прольется много крови вскоре после его прихода. Скорее всего, имеется ввиду пришествие на землю Антихриста и, вероятно, он ее и развяжет.

Всадник на вороном коне

Третий всадник Апокалипсиса появится вслед за Войной. Иоанн в своем видении слышал голос, который говорил: «хиникс пшеницы за динарий и три хиникса ячменя за динарий». Эти слова говорят о глобальном неурожае и последующем голоде, когда цены на зерно будут немыслимо высоки. В то же время всаднику было сказано, чтобы елей и вино он не , виноградники и оливковые деревья в меньшей степени пострадают от засухи. Вороной цвет традиционно считается , с этим термином отождествляются понятия тотальный или глобальный.
Так, например, бубонную чуму, разразившуюся в средневековье, назвали «Черной смертью» за то, что она выкосила треть населения Европы.

Одни толкователи склонны полагать, что второй всадник символизирует мировой голод, другие считают, что здесь Иоанн Богослов в аллегоричной форме говорит о богатых , тех кто покупает хиникс пшеницы за динарий и о тех, кто употребляет елей и вино, т.е. тех кто ходит в храм и соблюдает таинства и миропомазания. Т.е. всадник причинит зло только богатым и развращенным и не тронет верующих христиан.

Всадник на бледном коне

Четвертого всадника Иоанн Богослов называет «Смертью», он должен будет иметь власть над четвертой частью человечества, уничтоженной войной и голодом. Бледный цвет коня олицетворяет цвет кожи или человека, находящегося в предсмертной агонии. Из Откровения неизвестно, есть ли у четвертого всадника в руках какой-либо предмет. На гравюре XVI века, выполненной Альбрехтом Дюрером, в руках последний всадник несет трезубец, однако на других картинах, рисунках и иллюстрациях его изображают с косой в руках.

Последние слова, посвященные четвертому всаднику повествуют о том, что «за ним следует ад». Это может означать, что четвертый всадник будет последним, и после него начнется такой кошмар, который его современникам будет казаться адом, ведь после всадников Апокалипсиса начинают трубить , возвещая о колоссальных катаклизмах, каких еще не было на Земле.

Как известно, церковники отвергают астрологию, считая ее суеверием, лженаукой или же, признавая, что она отражает Божественные закономерности, считают ее находящейся под властью демонических сил, которые якобы подсовывают человеку украденное (с Древа Познания добра и зла) Божественное знание, которое Творец укрыл от человека.
А между тем, в самом удивительном и завораживающем произведении Нового Завета – Откровении Иоанна Богослова, или Апокалипсисе, не только используется астрологическая символика, но даже пред взором пророка возникает… гороскоп, указывающий на время наступления некоего события. Какого? – увидим из анализа интересующих нас мест Откровения.

Откровение это не столько Иоанна Богослова, сколько Самого Иисуса Христа, ибо начинается последняя книга Нового завета словами:
“Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре” (1, 1).

Начало получаемого откровения Иоанн описывает так: “Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за Слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. Я был в духе в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам…” (1, 9-11).
Не будем касаться обращения к семи асийским церквам и откроем сразу 4-ю главу.
“После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; … И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды, и имели на головах своих золотые венцы. И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели пред престолом, который суть семь духов Божиих. И пред престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему” (4, 1-2, 4-7).

Вот такая космическая картина предстала пред очами Иоанна. Интересно заметить, что созвездие Кассиопея имеет старинное название Трон (изображалось как трон, а позднее как женщина на троне). “Престол – это трон в данном контексте” (А.Мень). Семь светильников – это, похоже, семь ярких звезд Большой или Малой Медведиц. Но это так, между прочим. Что касается 24-х старцев, то астрономы до сих пор делят небесную сферу на 24 часа (время суточного оборота Земли вокруг своей оси). А согласно нумерологии, 24 – это число полноты физической и духовной.

“Море стеклянное” – это обычный в Библии образ неба, небесного свода, так трактуют и богословы.

Четыре животных, что очевидно для астролога, соответствуют четырем зодиакальным созвездиям (и знакам) так называемого фиксированного креста, или креста существования – Льву, Тельцу, Водолею и Скорпиону. Некоторые, например Н.Морозов, трактовавший Апокалипсис как астроном, под орлом понимает созвездие Орла. Но созвездие это, во-первых, находится несколько в стороне и не образует креста. А во-вторых, орел – это символ высших проявлений архетипа знака Скорпион, три уровня которого в астрологии носят образные названия “черный паук”, “серая ящерица” и “орел”. Лев, Телец, Водолей и Скорпион – это четыре “опоры” неба, а говоря богословским языком – четыре херувима, и они не случайно перечислены в очередности сакральной развертки зодиакального круга (обратной направлению движения планет).

Пропустим пятую главу, где Сидящий на престоле передает книгу за семью печатями Агнцу – Иисусу Христу (“ибо Ты был заклан, и кровию Своею искупил нас Богу”), единому, Кто достоин снять с книги печати. И перейдем к чрезвычайно для нас интересной 6-й главе Откровения.

“И я видел, что Агнец снял первую печать из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящих как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить” (6, 1-2).

“Конь белый, и на нем всадник”. Как очевидно для астролога, символика достаточно прозрачна: конь – планета, всадник – зодиакальное созвездие, в котором эта планета находится. Речь идет именно о созвездии, а не об астрологическом знаке (30-градусном отрезке эклиптики), в чем мы позже убедимся, ибо провозвещаемое грядущее имеет космический, вселенский, метафизический смысл, а не сугубо земной.
С древних времен было принято изображать планеты в виде коней, очевидно, из-за их видимого скачкоподобного и петлеобразного движения на фоне звезд, ведь скорость планеты сначала возрастает, потом спадает, планета как бы останавливается и затем движется назад, а потом цикл повторяется.

Белый конь – это планета Юпитер. Как убедимся в дальнейшем, в тексте Откровения используются цвета, соответствующие физическому характеру (или условиям) видимости планет. “Всадник, имеющий лук”, – это, безусловно, созвездие Стрельца. Дальнейший текст подтверждает нахождение Юпитера в Стрельце: “и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить”. Юпитер находится в “своем” созвездии (Стрельца), где он считается особенно сильным.

Протоиерей Александр Мень в своих комментариях считает образ всадника на белом коне символом империи. Вряд ли с этим можно согласиться. Юпитер в Стрельце, по астрологическому символизму, имеет отношение не только к успеху и победе, но и к вере, религии, духовности, Богу, наконец. И данный символ означает призыв всех верных под знамена Божественной рати на битву с воинством Сатаны. Действительно, всадник на белом коне вышел не просто “как победоносный, а чтобы победить” (курсив мой – А.П.). И он таки побеждает, что и возвещает Откровение. И в подтверждение нашего понимания – то, что в 19-й главе Апокалипсиса на белом коне – Сам Сын Божий: “И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует… Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: “Слово Божие”. (19, 12-13).

Продолжим чтение 6-й главы: “И когда Он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И выше другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч” (6, 3-4).
Используем и тут найденный ключ: конь – планета, всадник – созвездие, сопровождающий текст дополнительно раскрывает смысл планеты и созвездия в их взаимодействии.
Рыжий конь – Марс. Всадник с мечом – созвездие Овна, ибо Овен, как и Марс, – символы войны, агрессии. Ему “дано взять мир с земли” – Овен находится в оппозиции (противостоянии) к Весам, “отвечающим” за мир. Марс в Овне – это указание на мощную силу и агрессию, на кровопролитную жестокую войну. А также на соответствующую причину – агрессивность человечества.

“И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороный, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий; елея же и вина не повреждай” (6, 5-6).

Какую планету представляет вороной (или, дословно, темный) конь? Это – Меркурий, который из-за близости к Солнцу часто невидим, а если видим, то слабой звездочкой. Это предположение подтверждает и указание что можно купить за динарий, ибо Меркурий “отвечает” за торговлю. Всадник держит в руке меру, а именно весы. В греческом тексте употреблено слово;;;;;, что означает и “весы”, и название одноименного созвездия. В украинском переводе Откровения: “мав вагу в своїй руці”.

Мизерные меры зерна злаков за динарий – тогдашнюю дневную плату работнику – это указание и на несправедливую торговлю, и на голод (хиникс пшеницы в день – более чем скудная пайка). Что касается указания не портить, или не тратить елея и вина, то вот как это объясняет о. А.Мень: “Между тем виноградники давали огромный урожай, кладовые были полны сосудов с вином, повальное пьянство буйствовало в странах, где голод терзал людей… Нет самого важного – хлеба, ячменя и пшеницы, а вино и елей есть”.

Но есть и другой смысл. Пшеница символизирует материальную пищу, а елей и вино – духовную. Следовательно, грядущие катаклизмы, Страшный Суд не принесут вреда людям, жаждущим прежде всего пищи духовной. Такое понимание вытекает из книг ветхозаветных пророков.

Добавим, что Меркурий в Весах указывает и на суетность человеческую, на чрезмерную озабоченность людей общением друг с другом, а не с Богом.

Читаем далее: “И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя “смерть”, и ад следовал за ним. И дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором, и зверями земными” (6, 7-8).

Конь бледный, варианты перевода: чалый, буланый, желтоватый, – это планета Сатурн, которая имеет бледно-желтоватую светимость. А “всадник, которому имя “смерть” – это, без сомнения, созвездие Скорпиона, имеющее, согласно астрологии, отношение к смерти и преисподней. Да и сам Сатурн имеет отношение к смерти. На средневековых гравюрах его изображали в виде скелета с косой.

Далее в 6-й главе после снятия пятой и последующих печатей кони-планеты уже не фигурируют. И хотя там есть астрологические символы и астрологическая информация, мы отложим пока их анализ. Обратимся теперь к 12-й главе, где имеется еще одно важное указание:

“И явилось на небе великое знамение – жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения. И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим; хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца” (12, 1-4).

“Жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна”, – да это ведь созвездие Девы, на фоне которого – Солнце и Луна! (Заметим, что в астрологии Дева не плодовита в земном плане, в отличие от плана духовного). А рядом дракон. Значит, здесь показано не просто новолуние, а затмение, причем рядом с Солнцем и Луной – Голова Дракона, т.е. восходящий драконический узел лунной орбиты.

Итак, в тексте Откровения Иоанна Богослова найдены следующие астрономические указания:
Солнце и Луна – в созвездии Девы, рядом с Головой Дракона;
Меркурий – в созвездии Весов;
Марс – в созвездии Овна;
Юпитер – в созвездии Стрельца;
Сатурн – в созвездии Скорпиона.

Когда возникла такая конфигурация? Астрономия дает на это точный ответ: таковая произошла 30 сентября 395 года н.э. А этот год – не рядовой в истории, это год распада Римской империи – на Восточную и Западную. И начало всеобщего краха последней. Причем именно с 395 года “в западной половине империи власть императоров становилась все слабее, они всецело зависели от германских войск и их командиров, фактически управлявших всеми делами государства” (История Европы. Т. 1. – М., 1981. – с. 646). А в последующие годы Рим несколько раз падал под ударами “варваров”.

Заметим, что мы употребляем более строгий термин космограмма, а не гороскоп, так как не осуществляем привязку момента времени затмения к какой-либо точке земной поверхности (т.е. не расчерчиваем так называемые дома). Но если спроецировать эту космограмму на географические координаты Рима, то полученный гороскоп имеет выразительно катастрофический характер, ибо планеты займут угловые (1 – 7-й) и кризисные 6, 8 и 12-й дома.

Заметим также, что на космограмме Солнце и Луна находятся в астрологическом знаке Весов (эклиптическая долгота: 8° Весов) , но – на фоне зодиакального созвездия Девы. Эклиптическая долгота главной звезды созвездия – Спики (“колос”), находящейся в опущенной руке воображаемой фигуры Девы: 2°Весов, а долгота границы созвездия Девы – около 18°Весов. Таким образом, Солнце и Луна в момент затмения находятся “у ног” Девы.
Вы спросите, неужели за две тысячи лет никто из людей, знакомых с астрологией, не увидел в Откровении всю эту яркую астрологическую символику и не построил соответствующую космограмму? Думаю, что такие люди были, не могли не быть. Может, оставили свои догадки при себе, а может, кто-то за такую “дерзость” даже угодил на костер. Во всяком случае, письменных свидетельств не осталось, или же автор этих строк о них не знает.
За исключением одного. Это труд уже упоминавшегося астронома Николая Морозова “Апокалипсис с астрономической и исторической точек зрения”, опубликованный в начале ХХ века. Именно Н.Морозов и раскрыл автору этих строк астрологический смысл пророчества, хотя не со всеми его аргументами можно согласиться.

Н.Морозов, будучи узником Петропавловской крепости за свою социал-демократическую деятельность, вынужден был (кроме Библии, других книг заключенным не выдавали) прочесть Апокалипсис, увидел эти астрономические и астрологические знамения и нашел вышеприведенную дату (30.9.395). Искал он ее, правда, достаточно долго, ибо не понял, что Дракон указывает на затмение.

Но какие выводы сделал астроном? Как большевик и атеист, он пришел к выводу, что писался Апокалипсис… после 395 года, приписав его авторство Иоанну Златоусту. Да и весь его труд служил, к сожалению, развенчанию Нового Завета в частности и христианства вообще.
Да, большевик Морозов не мог поверить (или упрямо не хотел) ни в Божественный Промысел, ни в саму возможность пророчества. И невдомек ему сведения о том, что Апокалипсис упоминался и обсуждался еще в І – ІІІ вв. нашей эры (назовем тут имена Юстина мученика, Тертуллиана, Иринея Лионского, Ипполита Римского, пресвитера Гая, Дионисия Александрийского).

Астрологам бессмысленно спорить с вульгарными материалистами, не то что со священнослужителями. Хотя и здесь найти общий язык нелегко. Данная статья, надеемся, это облегчит.

Но вернемся к тексту Откровения Иоанна. Из планет септенера вроде бы не упомянута Венера. Но она все-таки присутствует… При снятии первых четырех печатей выходили кони-планеты. А что за пятой печатью?

“И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, дополнят число” (6, 9-11).
Венера, которую мы видим на космограмме в созвездии и знаке Скорпиона, находится именно под созвездием Жертвенника, располагающегося на небосводе под созвездием Скорпиона (т.е. к югу небесной сферы). Венера – в знаке смерти, причем в соединении со зловещей звездой Антарес, но ведь Венера – планета Любви, и поэтому олицетворяет “души убиенных за слово Божие”. Они в белых одеждах и жаждут мщения (Венера светится ярко-белым цветом, а Скорпион – знак мести, возмездия).

Однако Венера олицетворяет не только любящих Бога, но и – в низших своих обличьях – Великую Блудницу. О ней и ее гибельной участи повествуется в главах 17 и 18.
Интересны также слова Христа: “Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, … дам ему звезду утреннюю” (2, 26-28), “Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя” (22, 16). Утренней звездой (греч. Эосфор) всегда называлась Венера. Конечно, ни в коей мере нельзя отождествлять Сына Божия и планету Венеру, но некий параллелизм определенно наличествует и, очевидно, не случаен. Венера в астрологии – планета благодетельная.
Все Откровение в целом по сути раскрывает космограмму, со всей совокупностью показателей и с учетом транссатурновых планет.

“И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно, как власяница, и луна сделалась, как кровь” (6, 12).

Планета Уран (главный “ответственный” за землетрясения) в Стрельце в соединении с Юпитером (грандиозность катаклизма); а Солнце и Луна – в оппозиции к Марсу с Нептуном (“кровь” и “мрачная власяница” соответственно). Марс в Овне символизирует также и “гнев Агнца”. Кстати, Марс находится в соединении с главной звездой созвездия Овна – Хамаль, которая в астрологии считается довольно зловещей.

При открытии седьмой печати играет весь “оркестр” планет при солирующей партии Плутона – планеты трансформаций, катастроф, жертвы, приведения в исполнение судебного приговора, преображения.

Кстати, вернемся к цитированному стиху (6, 8) Откровения. В некоторых переводах Библии ад пишется с большой буквы (Ад) и далее “дана им власть”. А.Мень так комментирует это место: “В ханаанском пантеоне было два страшных божества, имена которых по-русски значат Преисподняя и Смерть. Впоследствии в ветхозаветной терминологии так называли демонов смерти, и здесь апостол снова возвращает нас к этим образам: всадник на бледном коне, бледном, подобно умершему человеку. Его имя Мот, по-гречески смерть, и ад следовал за ним; за ним следовал Шивон, и они пришли получить власть над четвертой частью земли”.
Посмотрите на космограмму: Плутон находится в точной оппозиции к Сатурну, т.е. они в паре, Плутон как бы следует за Сатурном. А ведь согласно астрологической символике Сатурн – это смерть, Мот, а Плутон – ад, Преисподняя, Шивон. Следует заметить, что последняя оппозиция этих планет была совсем недавно – в 2001 г., когда обрушились башни ВТЦ и США начали “крестовый поход” против терроризма.

В проекции же на зодиак Меркурий, находясь в созвездии Весов, попал в знак Скорпиона. Это положение символизирует и приверженность человечества к (чужим) материальным богатствам, направленность умов к этому (Скорпион – знак совокупных ресурсов), а также злопамятность, подозрительность, коварство человечества, что ведет к погибели, и его, человечества, погибельный рационализм; а в хорошем смысле – выразительно говорит о суде над земным человечеством. Аспект же секстиля (угла около 60°) между Меркурием и Юпитером говорит о необходимости познания Божественного, а также иллюстрирует защищенность людей Божьих (“елея же и вина не повреждай”).

Интересны упоминаемые в Апокалипсисе числовые значения.

Саранча мучит 5 месяцев (9, 3-10). А от Венеры до Сатурна – 5 градусов (обе планеты в Скорпионе, и сказано, что “вышла саранча на землю, и дана ей была власть, какую имеют земные скорпионы”). В 11-й и 12-й главах говорится о сроках в 42 месяца или 1260 дней (что есть те же 42 месяца) – это срок попирания язычниками святого города, срок пророчества двух свидетелей Господа, срок пребывания Жены в пустыне. Интересно, что в космограмме числа 42, как расстояния в градусах до точных аспектов (дуг, кратных 30;), многократно повторяются:

От Венеры до Юпитера (соединение);
от Солнца до Урана (секстиль);
от Юпитера до Плутона (квадратура);
от Урана до Лунных Узлов (квадратура).

Тут, очевидно, следует пояснить, что по астрологическим законам угловые соотношения между планетами (так называемые символические дирекции) показывают сроки наступления или длительности тех или иных событий, при этом мера в 1 градус дуги соотносится с какой-либо единицей времени (в зависимости от контекста, обстоятельств и характера события – минутой, часом, сутками, месяцем, годом).

Что же означает космограмма на время солнечного затмения 30 сентября 395 года? По нашему мнению, это – начало Армагеддона и Страшного Суда. И эта вселенская битва продолжается и поныне, и будет длиться далее. Ибо срок 42 месяца, как и 1000 лет царства Господа, – это срок не земной. А как его привязать к земным срокам – эта тайна еще требует раскрытия.
Вот что пишет о.А.Мень, и с этими его словами можно полностью согласиться: “здесь совершенно ясное указание, что наступит момент в истории, который можно будет обозначить годом и, может быть, даже месяцем, и, может быть, и числом, когда зло начнет рушиться”, но вот со следующим предположением, конечно, позвольте не согласиться: “Я думаю, что это произойдет еще не скоро, может быть, через десятки, сотни лет”.

“Битва при Армагеддоне” уже началась, началась – в проекции на земную историю – с раскола империи Рима. И она, эта битва, идет, продолжается. Вавилон – древний Рим – был разрушен, но в истории возникали новые вавилоны, часть из которых пала (например, Берлин в 1945 г., а недавно – сам исторический Вавилон – Багдад), часть еще нет. Ведь Вавилон – это образ бездуховного города, погрязшей в грехе цивилизации. Ныне и Нью-Йорк с Вашингтоном, и Москва, да и нынешний Киев, каждый по-своему – вавилоны. И нынешняя дилемма: либо устранить духовными усилиями самих горожан их “вавилонство”, либо оно будет катастрофически разрушено.

Не следует ли каждому внимательно перечесть Откровение Иоанна Богослова? И раскрыть многие другие смыслы этого пророчества (а ведь широко распространено мнение, что книга эта “темная”!), что, конечно же, не является невыполнимым. Ибо сказано было Иоанну Ангелом: “не запечатывай слов пророчества книги сей”.

В восприятии многих людей Откровение апостола Иоанна Богослова, или Апокалипсис, - самая загадочная библейская книга. Это единственный текст, в котором подробно рассказывается о том, каким будет конец мира. Книга наполнена огромным количеством символов, над смыслом которых человечество размышляет уже не одно тысячелетие.

О десяти наиболее известных из них «Фома» попросил рассказать Антона Небольсина, профессора ПСТГУ, уже много лет занимающегося изучением текста Апокалипсиса.

24 старца

И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы (Откр 4:4).

На сегодняшний день в библеистике существует два основных подхода к истолкованию этого образа. Одни понимают старцев как представителей всей полноты Церкви - ветхозаветной и новозаветной. Другие же настаивают на том, что эти старцы представляют только ветхозаветное человечество.

Первые толкователи опираются на то, что в Апокалипсисе говорится и о двенадцати коленах Израилевых, и о двенадцати апостолах (например, Откр 21:12–14), и таким образом число 24 можно понимать как двенадцать, помноженное на два (таково толкование святителя Андрея Кесарийского - автора классического для византийской традиции толкования на Апокалипсис (VI–VII вв.)).

Представители же второй группы настаивают на том, что 24 старца символизируют ветхозаветное человечество, будучи образами авторов священных книг Израиля, которых, согласно одной из иудейских традиций, было как раз 24. Это толкование представлено у автора древнейшего дошедшего до нас полностью толкования на Апокалипсис Викторина Петавийского (умер в нач. IV в.). Кроме того, некоторые комментаторы усматривают в образе 24 старцев 24 чреды священников и храмовых музыкантов, установленных царем Давидом (1 Пар 24, 25), и, соответственно, 24 старца символизируют Израиль в его богослужебном предстоянии перед Богом в ожидании прихода Мессии.

Четыре животных

И посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет (Откр 4:6–8).

Эти четыре животных общепринято понимаются как высшие ангельские чины. При этом в их описании сочетаются черты херувимов из книги пророка Иезекииля (главы 1 и 10) и серафимов из книги пророка Исайи (глава 6). От херувимов у них четыре лика и множество глаз, от серафимов - шесть крыльев, а также то, что они возглашают Богу «свят, свят, свят». Символика числа «четыре» (четыре стороны света) в сочетании с ликами, представляющими четыре разных живых существа, может указывать на полноту тварного мира, объединяющегося в поклонении своему Творцу.

Книга, запечатанная семью печатями

И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями (Откр 5:1)

Этот образ является одним из самых известных. Выражение «тайна за семью печатями» прочно вошло в обиходный язык, и его знают даже те, кто никогда не читал Откровение Иоанна Богослова. Агнец-Христос, будучи единственным во всем мире, кто достоин и способен сделать это, берет книгу из руки Сидящего на престоле, то есть Бога Отца, и снимает с нее печати. Принятием книги Агнец вызывает ликование во всей Вселенной.

В ходе почти двухтысячелетней истории толкования Апокалипсиса были предложены различные интерпретации этого образа. Основными могут считаться два: книга понимается либо как образ Божественного замысла о мире, либо как Священное Писание. Оба толкования восходят к древней церковной традиции.

Понимание запечатанной книги в смысле Библии представлено, в частности, у Викторина Петавийского. Суть этого толкования заключается в том, что Христос - Единственный, Кто может снять печати с Божественного Писания, то есть открыть его подлинный смысл, тогда как без обращения к Нему смысл священных книг остается скрытым и непознанным. Понимание книги как замысла Бога о мире подчеркивает, что без жертвенного служения Христа этот замысел не может быть реализован. В толковании же Андрея Кесарийского совмещаются оба этих взгляда. По его словам, «книга означает премудрую память Божию, в которой написаны все, как говорит о сем (этом) божественный Давид, но можно разуметь и глубину Божественных судеб», а также «под книгой можно разуметь и пророчества, о которых говорил Христос, что они частию исполнились в Евангелии (Лк 24:44), но совершенно исполнятся в последние дни».

Агнец

И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю (Откр 5:6)

Агнец - основной образ Самого Христа в Апокалипсисе (другие образы Христа: подобный Сыну человеческому (гл. 1 и 14) и Всадник на белом коне (гл. 19)), пронизывающий всю книгу, начиная с пятой главы. Общий смысл этого образа совершенно очевиден и не вызывает споров: речь идет о жертвенном служении Спасителя, о Его смерти, которая искупила грехи всего мира (см. Откр 5:9).

С этим связано и неоднократное подчёркивание значения пролитой Агнцем крови (Откр 5:9; 7:14; 12:11). Разные мнения высказываются лишь о том, каковы истоки самого образа Агнца. Помимо общего понимания «агнца» в смысле жертвенного животного, подлежащего закланию, указывают на пасхального агнца из книги Исход (гл. 12), кровь которого, будучи нанесенной на косяки дверей, избавляла евреев от гибели во время десятой казни египетской (в Евангелии от Иоанна пасхальный агнец напрямую сопоставляется с распятым Христом - Ин 19:36), а также на сравнение с агнцем невинно страдающего и несущего на себе грехи человечества Раба-Отрока Господня (образ, однозначно относимый в христианской традиции к Иисусу) из книги пророка Исайи (Ис 53:7).

Продолжение в следующем номере

Немало мистических и загадочных мест сосредоточено на востоке Москвы. Немногие знают, что станция метро «Перово» — это единственная станция Московского метрополитена, в оформлении которой присутствует настоящий знак Апокалипсиса.

Возможно, это так бы и осталось неизвестным, но в середине 80-х годов во время лекции одного из лекторов общества «Знание», из зала пришла записка такого содержания: «Иди в Перово. Воззри. Конь белый. Хвост аки змей. Из пасти огонь и сера». Удивленный лектор съездил на станцию метро «Перово» и обнаружил, что среди панно, которые оформляют станцию, действительно есть одно, на котором изображен конь с головой льва, из пасти которого, действительно, вырывается огонь, а хвост его реально змеиный. И действительно, Откровение Иоанна Богослова, Апокалипсис, глава 9, стих 17: «головы у коней, как головы у львов и изо рта их выходил огонь, дым и сера». И, далее, стих 19: «ибо сила коней заключалась во рту их; а хвосты их подобны змеям и имели головы, и ими они вредили». Существует версия, о том, что скульптор, оформлявший станцию, заболел. А, поскольку станцию надо было сдавать в срок, то руководство строительного треста взяло на работу никому не известного человека, пожилого, тихого, молчаливого, который, в общем, всю работу сделал вовремя и в срок, но, вот, среди его работ было это самое панно с изображением коней Апокалипсиса.

Знаменская церковь – самый древний из сохранившихся архитектурных памятников Перово. Вообще, Перово очень древний район. Здесь, под нами, вот, под асфальтом, в коллекторе, протекает река Нищенка. На берегах этой реки существовало поселение каменного века, IV тысячелетие до нашей эры. Таким образом, вполне возможно, что самое древнее поселение на месте Москвы, было как раз здесь. Но время оказалось беспощадным к самым древним поселениям и самый старый памятник – это Знаменская церковь. Построена в конце XVII – начале XVIII века князем Голицыным. Известна, главным образом, тем, что здесь императрица Елизавета венчалась со своим фаворитом Разумовским, родным дядей главного героя нашего прошлого сюжета, владельца дворца Разумовского на улице Казакова. Но, самое интересное, что здесь, рядом с этой церковью, больше не находится ничего, но здесь существовал дворец, деревянный дворец, который был построен сначала для императрицы Елизаветы, потом частично разобран, потом отстраивался еще раз и в 1732 году Перово и этот дворец за небольшие достаточно деньги купил сподвижник Петра I Яков Вилимович Брюс.

Яков Брюс – личность загадочная и легендарная. Прямой потомок шотландского графа Брюса, того самого, который знаком нашему зрителю по фильму «Храброе сердце» с Мелом Гибсоном, сподвижник Петра I, возведенный им в генерал-фельдмаршалы, но больше известный как ученый, и, по легендам, колдун. Основная резиденция Брюса была в Сухаревской башне. Ну, про Сухаревскую башню разговор будет особый и, наверно, позже. А здесь он купил Перово и во дворец начал перевозить свою коллекцию, начал перевозить оборудование для своей лаборатории, однако пробыл здесь очень недолго. В 1732 году, значит, он купил Перово, почти сразу же отсюда уехал в свое имение в Глинке и в 1735 году умер. Почему? Вообще известно, что Брюс считал Перово местом очень положительным, очень позитивным, но жить он здесь не смог. Вполне возможно, что западная магия Якова Брюса вошла в противоречие с исконной русской магией здешних мест. Эта западная магическая традиция Брюса оказалась не в состоянии перебороть русскую традицию, поэтому Брюс отсюда так быстро и уехал. Колдун и чернокнижник Яков Брюс оставил после себя множество загадок. Одной, наверно, наиболее увлекательной из этих загадок, которая привлекала многих людей, в т.ч. императрицу Екатерину и, говорят даже, самого Сталина, была легендарная книга, в которой, по легенде, хранились все заклинания, все тайны, которыми он обладал. Книгу искали в разных местах, однако, вполне возможно, что какое-то время она хранилась вот здесь, в Перово. Другое дело, что от дворца ничего не осталось, это, впрочем, не значит, что под землей не могли сохраниться подземелья. Поэтому все, кто ищет книгу Брюса, по крайней мере, могут принять во внимание, что здесь, в Перово, одно из тех мест, где, вполне возможно, находилась эта книга, хотя бы недолгое время.

За моей спиной находится печально известный «дом самоубийц». Такая, своего рода, достопримечательность Перово, в свое время к нему даже экскурсии водили. Известен он тем, что в одном из его подъездов молодые мужчины либо заканчивали жизнь самоубийством, либо умирали, либо погибали при странных обстоятельствах. Ну, по легенде, это связано с тем, что в этом доме жила молодая девушка, которую бросил ее парень, после чего она покончила жизнь самоубийством, но перед этим прокляла всех мужчин. Именно поэтому проклятье падает на голову только представителей сильного пола. Забавно, что проклятье падает на голову не только тех, кто живет в этом доме, но и тех, кто просто прописан там. Есть история, как молодой человек из Казани получил в наследство квартиру в этом доме и, не успев выехать из своего родного города, умер от разрыва сердца.

No related links found

Сегодня все чаще идет речь о четырех всадниках Апокалипсиса. Эти образы довольно популярны в нашей с вами современности. Они успешно используются в разнообразных видеоиграх и кинофильмах. Данные персонажи стали известными благодаря Откровениям Но и в наши дни церковные представители до конца не уверены в том, кем же на самом деле являются 4 всадника Апокалипсиса, имена которых можно узнать из нашей статьи. Однако бытует мнение, что каждый из этих героев соответствует определенному виду катаклизмов: войне, голоду, чуме и смерти.

Кто они?

Люди - это грешные существа. И это факт, который известен всему человечеству. Как только количество грехов достигнет апогея, Всевышний обрушивает на нашу землю свой гнев и призывает, чтобы 4 всадника Апокалипсиса (имена их вы узнаете ниже) несли разрушения и сеяли смерть. Именно так все описано в последней книге Один за другим появляются всадники. Происходит это в соответствии с открытием одной из тех семи печатей, про которые идет речь в книге Откровений.

Существует 4 всадника Апокалипсиса. «Википедия» имена их знает. Первый всадник - Завоеватель. Чаще всего этот персонаж предстает перед зрителями как человек, едущий верхом на коне белого окраса.

Второго всадника зовут Войной (или Бранью). Свой суд он совершает именем самого Господа Бога. Этот всадник служит олицетворением войны. Его конь имеет красную масть. Хотя в некоторых источниках его окрас описывают как рыжий или пламенно-красный.

Всадник номер три шествует на вороном коне, и имя его - Голод. Человек этот изображается с весами или мерой в руке, что обозначает способ, которым делят хлеб во время голодомора. Кроме того, этот персонаж является единственной особой, чье появление знаменуется голосом.

И четвертый всадник носит имя Смерть. Он изображается верхом на бледном, белом коне. Вслед за этим персонажем идет Ад.

Первый всадник

Предполагается, что все 4 всадника Апокалипсиса, имена которых указаны выше, олицетворяют исключительно зло и уничтожение всего живого на планете. Но вместе с этим имеют место и другие гипотезы. Так, Ириней Лионский - священник, живший во II столетии - выдвинул теорию, согласно которой первым всадником является сам Иисус Христос. Белый же конь объяснялся неимоверным успехом Евангелия, которое описывало жизнь Мессии. Эта теория была поддержана многими церковниками, так как Иисус действительно всегда путешествовал на коне именно белого окраса.

Но существуют и такие священники, которые опровергают вышеупомянутую гипотезу, мотивируя свои домыслы тем, что Иисусу надлежит открыть семь печатей. А он не в состоянии одновременно быть и хранителем реликвии и всадником.

Рыжий конь для всадника номер два

Всадник, которого зовут Войной, появляется на рыжем коне и действует от имени Бога. Его жеребец может иметь ярко-красный или рыжий окрас. Имена 4 всадников Апокалипсиса (Darksiders - это игра, которая позволит вам почувствовать себя именно всадником по имени Война) всегда вызывали интерес у исследователей. Этот персонаж не стал исключением. Оттенок коня второго всадника трактуется как кровь, которая пролилась божьим посланником во время многократных сражений. В руках всадник держит двуручный, неимоверно красивый большой меч.

Появление рыжего коня и всадника на нем может означать начало гражданской войны. Эта война является восстанием против всадника на белом коне и его завоеваний. Впоследствии придет только смерть всего, что живет на земле.

Голод, или Третий всадник

Голод всегда появляется на коне черного цвета. Окрас животного трактуется как оттенок смерти. В руках всадник держит весы, о значении которых мы упоминали выше. 4 всадника Апокалипсиса (имена их можно прочитать в нашей статье) - это молчаливые особы. Но только появлению Голода сопутствует фраза, доносящаяся Иоанну от четырех зверей. Они обговаривают стоимость продуктов, указав, что только вино и елей есть в достатке.

Считается, что прибытие третьего всадника несет вместе с собой плохой урожай и поднятие стоимости зерна. Но при этом цена на вино и елей не изменится. Также бытует версия, что этот персонаж обозначает изобилие роскоши на рынке, тогда как предметы первой необходимости практически исчерпали себя.

Последний всадник

Смерть - это имя носит четвертый всадник. Разные переводы Библии дают неодинаковые названия этому персонажу. Нередко его именуют Чумой или Мором. Его конь имеет бледный окрас. Новые книги Библии также называют его цвет как «бледно-зеленый», «зеленый с желтым оттенком» или «пепельный». Такой тон характерен для кожи трупов.

Этот всадник является единственной особой, которую в Откровениях называют по имени. Никто не описывает, имеет ли четвертый всадник какое-либо оружие в своих руках. Но вместо этого говорится о том, что на планету вслед за всадником на бледном коне придет настоящее Пекло.

Вот какие они, 4 всадника Апокалипсиса. их не указывает ни один источник, либо они отождествляются с именами самих всадников.

Похожие публикации