История пермской области. Краткая история посёлка Майкора (с XII – XIXвек)

Н.А.Швецова.

Краткая история посёлка Майкора (с XII – XIXвек).
I глава - Краткая история Пермского края.


Краткая история Пермского края.
Впервые слово «Пермь» встречается в выдающемся памятнике Древней Руси начала XII века «Повести временных лет». Среди народов, которые «иже дань дают Руси», названа и Пермь. Если учесть, что первые походы русских на Урал проходили севернее бассейна Камы, то словом «пермь», вероятнее всего, первоначально называли население вычегорского бассейна, предков коми – зырян. Впоследствии эта территория в русских летописях именовалась Пермью старой, Пермью Вычегодской. По мере знакомства русских с коренным населением, название «пермь» закрепляется и за землями. В отличие от Перми Вычегодской, верхнекамские земли стали известны под именем Перми Великой. Это название встречается в письменных памятниках XIV века: в Троицкой летописи за 1324 год, при описании похода брата Ивана Калиты Юрия (Долгорукого) Даниловича в 1324 году, в «Житии Стефана Пермского» (1396г) и др.
Слово «Пермь» пришло от финно-язычных вепсов (или их называли весью). Вепсы занимали территорию между Онежским и Ладонежским озерами, через них проходили торговые пути новгородцев на европейский север в Заволочье. Встретившись с вепсами, новгородцы узнали, что далеко есть ещё земли, т. е. за их рубежом. На языке вепсов земля далекая и называлась «Пера ма» (Мы до сих пор произносим «перемь»).
В официальных источниках XV – XVII веков древнее население верхней Камы обозначалось как пермяне, пермячи, пермяки (Не стоит путать с коми – пермяками. В советские годы «коми это жители Прикамья, в отличие от «коми - зырян»).
В пермские земли за пушниной и данью направлялись новгородские ушкуйники и до XIV – первой половины XV века земли по Верхней Каме считались волостями Новгорода Великого.
Вслед за купцами и дружинниками пришли на берега Камы русские крестьяне. Разные причины вели их к пермяцким поселениям: гнет феодалов, несправедливый суд, желание поселиться на свободных землях, просто спасались от врагов. Но богатые пермские земли привлекали и московских князей. После присоединения Великого Новгорода к Москве верхнекамские земли стали частью Русского государства. И в Перми Великой стали возникать русские поселения. Так пришедший на московскую службу двинский боярин Анфал Никитин на рубеже XIV – XV веков основывает на верхней Каме городок, а вологодские посадские люди Калиниковы построили варницы по притоку Камы – реке Боровой – и положили начало солеварению. А в 1430 году возникает новое поселение – город Соль Камская (Соликамск).
После проникновения русских в пермские земли начинается христианизация населения. В 1455 году «владыко Питирим в Пермь Великую приездил на Чердыню крести святой вере чердынцов».
В 1451 году великий московский князь Василий Васильевич посылает сюда своего наместника – князя Михаила Ермолаевича. В 1472 году на Урал было направлено московское войско во главе с князем Федором Пестрым и устюжским воеводой Гаврилой Немедовым. В этом году Пермь Великая была окончательно присоединена к Русскому централизованному государству. Станицей этого края стает город Чердынь. Первые уральские города были одновременно и крепостями:
- за «каменным поясом» было сибирское ханство, на юге – Казанское.
Часто русские и коми – пермяцкие поселения страдали от набегов, но два народа вместе отражали нападения. Русские поселения возникали чаще в северной части верхнекамья: густая тайга была защитой от конницы казанских ханов. Однако после победы Ивана Грозного над Казанью стали появляться поселения и на юге. Но это перемирие было настолько не надежным, что Иван IV разрешил богатым купцам из Соли Вычегодской Строгановым строить на этих землях крепости, набирать гарнизоны и содержать их за свой счет, охраняя восточные границы государства. Царь позволил «пожаловать их велеть» землями по Каме от устья Ласовы до устья реки Чусовой в 1558 году.
В том же году был основан городок Канкор, затем Кергедан, и получивший название Орел – городок. Строгановы освобождали переселенцев от уплаты «тягла» и многих других повинностей, щедро наделяли землёй, на протяжении 146 верст быстро вырастали новые деревни.
В 1568 году они получили земли по реке Чусовой, а через 30 лет их земли самые обширные в России, протянулись до реки Ошап.
Основными занятиями крестьян были:
- земледелие;
- вываривание соли;
- рубка леса, строительство домов, дорог;
- добыча пушнины, лебяжьего пуха;
- иногда становились защитниками восточных границ (хотя после завоеваний Ермака Сибири эта необходимость отпала).
В своей вотчине Строгановы были полноправными хозяевами, они сами вершили суд и управление, селили крестьян, занимались рыбными и соляными промыслами. Центром вотчины стал Орел – городок.
В XVI веке в Прикамье было два уезда – Соликамский и Чердынский. Это были довольно большие города для того времени:
В 1579 году в Чердыни было 290 дворов с населением 326 человек мужского пола, 67 лавок, 5 кузниц, а в Соликамске – 190 дворов, 201 человек мужского пола, 27 лавок, 16 соляных варниц.
В XVIII веке, когда Петр I начинает войну со Швецией Урал стает центром строительства новых заводов, одним из основных поставщиков меди и чугуна. В крае появляется привилегированное крепостное заводовладение. Государственные крестьяне были приписаны к частным заводам. Положение прикамских крестьян было крайне тяжелым. В разгар полевых работ их отрывали от земли и заставляли идти на заводы (порой путь был более 500 верст). Крестьяне за свой счет покупали хлеб и корм для лошади по ценам втрое выше, чем в своём уезде.
Приписная система отрицательно сказывалась на развитии сельского хозяйства. Есть документы, которые свидетельствуют об отказе крестьян идти на заводы.
В вотчинах Строгановых и их наследников строили предприятия (к концу XVIII века было 12 заводов).
В последней четверти XVIII века почти вся территория Прикамья (Пермской губерни) с 1797 года поделена на 12 уездов.

Первые поселения на территории Перми появились в древнейшие времена – археологи обнаружили и изучили исторические памятники (более 130), созданные нашими предками с каменного века до периода позднего средневековья.

У этимологов две основные версии - название города произошло либо от видоизменения слов «Парма», либо «Пэра Маа». На языке древнего народа веси первое переводится как «возвышенность, поросшая еловым лесом», а второе (с коми-пермяцкого) - «дальняя земля».

Основанием создания города послужили обнаруженные в месте соединения рек Ягошихи (Егошихи) и Камы богатые запасы медных руд.

История самой Перми берет свое начало с 1723 г., когда был построено первое медеплавильное предприятие и поселок при нем. Кстати, место будущей столицы Прикамья было подобрано широко известным историком, географом В. Н. Татищевым. А в 1780 г. Екатерина II издала Указ, повелевающий создать здесь уездный город.

Его герб, утвержденный через три года, сохранился без изменений до наших дней: идущий на четырех лапах серебряный медведь (символ плодородии, и самое почитаемое у народа коми животное) на красном фоне. На спине у него Евангелие в золотом окладе, символизирующее просвещение, которое пришло в эти края благодаря христианским проповедникам. Венчает герб, выполненный в форме геральдический щит, серебряный равносторонний крест.

Сегодня Пермь – крупнейший промышленный и научный центр России, первый по значимости в ее восточной европейской части. Ведущие отрасли представлены машиностроением (с большой долей предприятий ВПК), нефте – и газопереработкой, химией и нефтехимией, электроэнергетикой, деревообработкой, полиграфией и пищевой промышленностью.

Город раскинулся на территории почти 800 кв. км и входит в тройку самых крупных российских мегаполисов (после Москвы и Санкт-Петербурга). Исторически сложилось, что градообразующей осью стала Кама – главная водная артерия Западного Урала, приток Волги. Вдоль ее берегов Пермь протянулась на 70 км и уступает по протяженности среди российских городов только «северной столице» и Сочи.

Благодаря пересечению трансконтинентальных автомобильных, железнодорожных и авиационных трасс город стал крупным транспортным узлом с развитой инфраструктурой и значительным логическим центом всего уральского региона. Кроме того, по Каме можно водным путем попасть как в южные моря (Каспийское, Азовское, Черное), так и северные (Балтийское и Белое).

На автомобиле в Пермь лучше добираться, воспользовавшись трассой федерального значения Москва – Чита.
Воздушные перевозки по российским просторам и за их пределы осуществляются аэропортом международного значения "Большое Савино», имеющим необходимую таможенную и пограничную инфраструктуру.

«Пермский край» – многозначное сочетание как в административном, так и в географическом или историческом пространстве России. Субъект РФ с этим названием появился в 2005 г. в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого АО. Географически локализуется на территории Среднего и Северного Приуралья, в бассейне реки Камы. Пограничное евро-азиатское положение региона, богатство разнообразными ресурсами сделали его историю длительной во времени и насыщенной событиями. Усилиями археологов, историков, этнографов и многих других специалистов реконструируется история края, ведется поиск ответов на вопросы, поставленные современностью. Увеличение объема информации, как ни парадоксально, порождает устойчивые легенды и мифы.
Первый и достаточно интересный касается названия. В XVIII в. появилась гипотеза, объяснявшая название «пермь» трансформацией финно-угорского «Биармия» – названия загадочной далёкой страны на востоке, упоминания о которой встречаются в скандинавских сагах и летописях. Ф.И. фон Страленберг, В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов и Н. М. Карамзин отождествляли её с территорией Перми Великой, по сведениям русского летописания находившейся в Прикамье. Впоследствии эта версия была признана несостоятельной, установлены этимологические корни названия «пермь». При всех дискуссиях о нюансах происхождения слова, исследователи сходятся на том, что оно вепское. Вепсы жили на землях между Ладожским и Онежским озером, говорили на собственном языке (подветвь прибалтийско-финских языков) и окраинные территории называли «перама». Новгородцы, восприняв название, перенесли его в версии «перем» и «пермь» на восточные территории русских земель. Если несколько утрировать, то в некотором роде, по мнению новгородцев, существовала окраина, «украина» в Предуралье. В современных условиях мифическую Биармию пытаются превратить в туристический бренд. Правда, известен он очень узко – в пределах Пермского края.
Другой дискуссионной проблемой является датировка археологических памятников на территории пермского Прикамья. Самые ранние относятся к палеолиту, но диапазон древности учёные устанавливают в сотни тысячелетий. Так, можно встретить дату начала истории Пермского края в 150–200 тысяч лет, можно более древнюю – 280 тысяч лет. Находки с археологических памятников интерпретируются по-разному и вызывают бурные дискуссии в научном сообществе. Бесспорно только то, что люди на этой территории жили и охотились с очень давних времен.
«Транзитное» между Европой и Азией положение региона повлияло на его этническую историю. Процессы миграции и ассимиляции шли на протяжении тысячелетий. В результате к Х в. н.э. на территории Прикамья осели финно-угорские народы – коми-пермяки, удмурты, тюрко-угорские – башкиры. Плотность населения была низкой, огромные пространства освоены не были и представляли собой охотничьи и промысловые угодья, распахана была небольшая часть земель вокруг редких поселений.
В период XI–XV вв. местное население оказывалось в даннической зависимости то от одной, то от другой из соперничающих сторон: Волжская Булгария, Новгородская земля, Владимиро-Суздальское княжество. Кровопролитные набеги и столкновения имели целью обладание «мягким золотом» – пушными богатствами края. К концу XV в., когда Волжская Булгария уже давно прекратила свое существование, пав под ударами войск Золотой Орды, когда Новгородская земля признала свою зависимость от Московского княжества, вассалами последнего стали и великопермские князья. Доминантное положение Москвы было закреплено христианизацией края. В начале XVI в. в Пермь Великую был назначен государев наместник.
XVI столетие в истории Пермского края знаменательно появлением частного землевладения и началом нового этапа русской колонизации. С 1558 г. начинается история владений Строгановых на Урале. Получив в пользование миллионы десятин условно свободной земли по Каме и Чусовой, Строгановы обязывались заселить её, основать сельские поселения, начать разрабатывать соляные промыслы, организовать охрану за счёт собственных средств. Строгановские городки, острожки, села заселялись быстрыми темпами, строились варницы, соль продавалась во все города России, богатели владельцы. Прославились и «охранники» вотчин – дружина под руководством атамана Ермака Тимофеевича. 1 сентября 1582 г. казаки и строгановские люди отправились в Сибирское ханство, победно прошли до столицы и взяли её 26 октября в ходе ожесточённого боя. Это событие стало одним из самых известных и ярких в русской истории. Строгановых наказали за самоуправство, но через несколько лет сняли опалу и наградили еще одним земельным наделом в пермском крае. Строгановские вотчины, занимая огромную территорию (больше некоторых европейских государств) постепенно стали, по выражению историка XIX в., словно «отдельным государством со своими порядками, законами, установлениями».
В XVII в. пермский край активно заселялся переселенцами из центральной России и Русского Севера. Интенсивно строились слободы, росло население. Этому процессу способствовали укрепление крепостного права и церковная реформа, приведшая к расколу церкви. Отток населения на окраины стал закономерным результатом этих изменений. Пришлое население осваивало ресурсы края, складывались сельскохозяйственные и ремесленные центры.
XVIII–XIX вв. стали временем становления и развития горнозаводской (металлургической) промышленности. Строились медеплавильные, чугуноплавильные и железоделательные заводы, формировались горнозаводские округа, складывались новые социальные категории – мастеровые, работные люди. Посессионное право привело к появлению приписных к заводам крестьян, ставших впоследствии непременными работниками. Во владениях заводчиков «строгановского региона» постепенно оформилась патерналистская модель социальных отношений. Отмена крепостного права внесла свои коррективы в экономическую жизнь края. Другим фактором стали истощение ресурсов и первый экологический кризис – лесной, топливный. Начавшийся с середины XIX в., он привел к созданию лесничеств и экспериментальным попыткам использовать минеральное топливо. Неизбежный промышленный кризис в конце XIX – начале ХХ вв. заставил заводчиков искать выход из ситуации. Для части из них им стало акционирование и привлечение инвестиционного – банковского капитала.
События 1917 г. кардинально изменили исторический путь пермского края и страны в целом. Коллективизация и индустриализация, эвакуация и мобилизация, строительство социализма определяли тенденции развития края в ХХ в. Появление ГРЭС изменило не только экономику, но и географию региона. Идеология внесла свои коррективы в социокультурное пространство. Распад СССР и последовавшие затем социально-экономические трудности также оказали свое влияние, в том числе на демографическую картину (демографический спад 1990-х). Тем не менее, потенциал пермского края позволил ему справиться с проблемами и в настоящее время динамично развиваться.
Еще один из интересных аспектов истории – административное деление территории и её взаимоотношения с центральными властями. Пермь Великая, вассальное государство в составе Московского княжества, с назначением наместников восприняла и деление на уезды. Одними из первых стали Чердынский и Соликамский. В 1708 г. они стали частью Сибирской губернии. Огромная территория губернии была поделена на провинции, и земли Прикамья вошли в состав Соликамской и Вятской провинций. В 1727 г. они стали частью Казанской губернии, а в 1737 г. Соликамская провинция была переименована в Пермскую. Губернская реформа Екатерины II в очередной раз изменила соподчинение территорий. Соединились традиция и новация – Пермское наместничество, созданное в 1781 г., логически, в силу экономических и географических факторов, имело в составе Екатеринбургскую и Пермскую области. В 1796 г. обе области стали частью самостоятельной Пермской губернии. Она просуществовала больше столетия, и была ликвидирована уже Советской властью. Изменяя территориальное деление, власть старалась избавиться от любого наследия прошлого, выстраивая свой новый мир. В 1923 г. была создана Уральская область, а в 1925 г. – Коми-Пермяцкий национальный округ. Попытки оптимизировать управление привели в 1934 г. к появлению административных единиц на месте огромной Уральской области: Свердловская, Челябинская и Обско-Иртышская. Новая реформа управления в 1938 г. выделила Пермскую область из состава Свердловской. Стремление новой власти увековечить своих деятелей привело к переименованию городов и областей. Так Пермь в 1940 г. получила имя Молотов, а область стала Молотовской. Новая волна «развенчания тоталитаризма и авторитаризма» вернула в 1957 г. области и городу их историческое название. С 1977 г. Коми-пермяцкий округ получил статус автономного, с 1993 г. стал самостоятельным субъектом РФ. При этом сохранялись тесные исторические, социально-экономические и культурные связи с Пермской областью. Неудивительно, что на состоявшемся в 2003 г. референдуме население высказалось за объединение Коми-Пермяцкого АО и Пермской области в одну административную единицу. С 2005 г. Пермский край – субъект РФ, входящий (с 2000 г.) в Приволжский федеральный округ.

С глубоких времен покрытые лесами земли левого берега Камы, между ее притоками Буй и Белая, были обжиты человеком. По оценке историков местные племена говорили на финно-угорских языках, родственных современным удмуртскому, марийскому, коми, мансийскому, вергерскому и прочим языкам. Немногочисленное население занималось примитивным земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством. Круто изменилась обстановка в крае в середине 1 тыс. н. э., в эпоху "Великого переселения народов". Вторжение гуннов вызвало перемещения племен по всей Евро-Азматской степи и прилегающих лесостепных районах. Спасаясь от воинственных кочевых орд более слабые группы населения уходили на север - к берегам Средней Волги, Камы. Белой.

Со второй половины века наш край заняли племена так называемой кушнаренковской археологической культуры, пришедшие из Западной Сибири. Большинство исследователей считает их уграми, хотя есть точка зрения, что эго тюрки, самодийцы и др. (вели кочевой образ жизни, часть - земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством). В VIII-IX вв. большая группа кочевых угров ушла на запад в долину Дуная, где на землях Паннонии сформировался современный венгерский народ. В этот период по лесостепному левобережью в низовья Белой проникают и группы кочевников печенегов (древнних башкир). Издревле совершали набеги и походы войск на Каму и Волжскую Болгарию (государство, существующее в те времена на территории современного Татарстана) восточные славяне. А начиная с XI – ХП вв., новгородцы уже осваивают верховья Камы и Вятки. В начале XIII века очередное вторжение потрясло жизнь народов Восточной Европы.

В 1236 г. монголы разгромили Булгарское государство и их соседей. Вся территория среднего Поволжья, Приуралья, Нижнего Прикамья подпадает под власть Золотой Орды, в которой ислам становится официальной религией, а тюркский язык господствует в государстве, спасаясь от ярости победителей, население бежало на север за Каму или на восток. В то же время енейские роды были вынуждены переселиться с западных районов на правый берег Камы, Занять устье Белой и Буя. Переселяются сюда и племя уран, гарейцы и др. С конца XIV в. ХV вв. происходит достаточно массовое переселе¬ние енейцев на правый берег Камы. «История Николо-Березовки». М. И. Роднов, О. В. Васильева, Уфа-1997г. Поселение русских в Прикамье Основание Николо - Березовки К концу 1V в. верховья Камы были прочно освоены русским насе-лением и прикамские земли вновь стали ареной взаимных военных походов. В 30-40 гг. ХV1 века борьба окрепшего Русского государства с Казанским ханством за обладание Волжским бассейном, главной транспортной артерией Восточной Европы, развернулась с особым ожесточением. В итоге в 1552 году Казань пала.

В I554-1555 гг. северо-западные башкирские племена добровольно принимают русское подданство, в 1557 г. прикамские удмурты добровольно входят в состав Россия. После этого сюда хлынул поток русских вольных переселенцев, в основном уроженцев русского севера. Одно из основных групп русских переселенцев направилась в долину речки Березовки. Берегах в десяти ниже устья Буя на левом низком берегу Камы образовалось большое село Николо-Березовка, "одно из самых древних поселений этого края". Территории выше устья Белой надежно защищали большая река, густые леса и обширные болота от набегов кочевых орд. Ранняя история Николо-Березовки более-менее ясна и подтверждается документами с 1620-х годов.

Самый же древней период истории села окутан легендами. Связано это с существованием здесь, как писал кафедральный протоиерей Павел Желателев «пo преданию при устье реки Биря-бу (Березовка) Саввиновского монастыря (Саввы Сторожевского), в котором находилась чудотворная икона Николы Березовского» (икона св. Николая Чудотворца). Одна из версий утверждает, что якобы «в один из башкирских бунтов саввинский монастырь был разорен и разрушен, а икона чудом уцелела в дупле березы. А в I560 году (исследователь местной церковной истории К. Херувимов писал: «неизвестно на каком основании, обретение св. иконы относится к 1560 г.) «по Каме шел караван судов и товаром богатейших купцов Строгановых.

Против того места, где теперь село Николо-Березовка, караван без всякой видимой причины в совершенно тихую погоду и на глубоком месте остановился. Сколько ни старались матросы двинуть суда вперед или назад - успеха не имели. Наконец им внушено было в откровении, что они до тех пор не двинутся с места, пока не помолятся пред образом Св. и Чуд. Николая. В то время место это было пустынное и они, несомненно, не знали, куда им обратиться и где найти этот образ... В откровении им указано было, что этот образ они найдут на берегу. Вышли на берег и, по преданию, на высокой березе они обрели то, что им было обещано». Помолившись и поблагодарив Господа, сели на суда и тe легко поплыли. «Сплавивши товар (то есть шли вниз по течению), корабельщики возвращались к своим хозяевам и рассказали им обо всем случившемся с ними». Ревностные христиане Строгановы «собрали многочисленное духовенство и в сопровождении множества народа отправились на место явления иконы. Здесь они нашли все так, как им рассказали корабельщики и совершили усердное молебствие перед святителем. При этом многие больные, в числе других во многих сопровождающие Строгановых к месту явления иконы, молясь Святителю и Чуд. Николаю пред новоявленной Его иконою, получили исцеление в своих болезнях". Впоследствии здесь была построена первая деревянная церковь и возникло поселение русских переселенцев.

Чем же занимались первые березовцы? Обычным крестьянским землепашеством и, видимо, уже немало хлеба собирали, раз завели мельницу. Разводили скот, всю домашнюю утварь сами же изготовляли. Значительный доход березовцы получали от рыболовства, охоты и "даров" леса. Жизнь первопоселенцев была нелегка. Край эпизодически сотрясали восстания, которые жестоко подавлялись. Одновременно с русскими в Башкортостан переселялись марийцы. Есть сведения, что марийцы, находившиеся также как и башкиры в составе Казанского ханства, переезжали в Башкирию еще до русского владычества. Активно воевавшие в казанских войсках против русских, марийцы начали переселяться на восток сразу после падения Казани. Массовое переселение марийских крестьян за Каму началось в ХVII веке. Причинами миграции были нежелание креститься, недовольство налоговым прессом, земельные притеснения. Марийские переселенцы пришли позже русских, поэтому их деревни как бы окаймляют с севера и юга район расселения русских в долине Березовки. Самые ранние марийские деревни возникли в середине - второй половине ХVII века. Справка: Николай Мирликийский (Николай Чудотворец) – епископ города Миры в Ликии (Малая Азия) жил по Житиям святых в 260 – 343 гг. Один из наиболее популярных православных святых, считается покровителем плавающих и путешествующих, сельского хозяйства, всех "сирых и убогих". Церковь дважды в год чтит его память - 9(22) мая ("Никола вешний") - день перенесения мощей Николая Чудотворца в г. Бари (Италия) и 6(19) декабря ("Никола зимний”). Бурные полтора столетия (вторая половина ХVII - XVIII вв.)

Во второй половине ХVII в. обстановка в Башкортостане становится более напряженной. Одно за другим вспыхивает восстания башкир. По этой причине темпы прироста в этот период русского населения здесь снижается. 1662-1664 гг. - столкновения происходили около Кунгура и Мензелинска. На подавление восстания были брошены правительственные войска, на помощь к которым опять пришли Строгановы. 1681-1684 гг. - на прикамских землях. В 1662 г. было захвачено с. Николо-Березовка. Для защиты и подавления восстания была создана вооруженная дружина местным дворянином Семеном Григорьевичем Пекарским, который лично не только сидел в осаде, но и участвовал в боях. 1701-1711 гг. - события также охватили территорию нынешней Татарии и Прикамъев. В подавлении восстания участвовали Правительственные войска под командованием князя П. И. Хованского. Восстания часто принимали форму межнациональных конфликтов, сопровождались взаимными жестокими расправами, грабежами, насилием. 1735-1740 гг. - наиболее крупное башкирское восстание было связано со строительством города Оренбурга. В 1935г., когда Н. Березовке угрожало нападение башкир, чудотворную икону перенесли в Сарапул, и в последующие годы селу не раз угрожала опасность. Большее число жителей Н. Березовки переселяются на новые более спокойные защищенные земли и более пригодные для землепашества. Потому уменьшилось население с. Березовки, но увеличивается население в таких селах, как Касёво, Кутлинка, Ротково, Ташкиново, Марино.

В процессе освоения территории Прикамья русские крестьяне покупали землю у башкир. Местные жители занимались и рыболовством. “Река Кама изобилует множеством различных рыб, которые суть осетры, белуги, белая и красная рыбица, стерляди, сомы, сазаны, судаки, лещи и томy подобное. Вкус сих рыб гораздо волжских превосходит, а особливо Камские стерляди от всех за лучшие признаются”. “ Жители сей страны поймав оную солят с таким искусством, что не можно распознать, что то не самая лучшая семга”. Обилие лесов породило торговлю дровами, которые "отправляют в водой в Aстрахань" и в другие белесые края и была весьма прибыльна. В целом во второй половине 18 в. здесь сложился достаточно экономически развитым район с центром в дворцовом селе Сарапуле, " которое и строением обывательских домов, и богатством ее жителей превосходит многие уездные города". Здесь существовали кожевенные и мыльные заводы, мельница, велось строительство судов, процветала торговля дровами, салом, хлебом, железом, бесперебойно функционировал Камский речной путь. В богатых Камских лесах водились рыси, россомахи, бобры, куницы, лисицы, норки, белки, бурундук.

Восемнадцатый век стал эпохой рождения уральской горнозавод-ской промышленности. Так, в 1741 г. Акинфий Демидов, родоначальник знаменитой фамилии промышленников, купил у башкир енейцев за 120 руб. Камбарскую лесную дачу, бывшие охотничьи угодья березовцев, в долине реки Камбарка, где впоследствии его внуком Павлом Григорьевичем Демидовым в 1767 г. был построен молотовый завод, где выковывалось полосное железо. В 1760 г. заводчики Лукьян и Григорий Семеновичи Красильниковы купили у башкир землю для построения "железо-вододействемаго завода"

В конце 1773 года не обошли стороной события в связи с восстанием под предводительством Емельяна Ивановича Пугачева. Осадивший в октябре 1773 г. Оренбург Пугачев рассылал по всему Южному Уралу отряды своих сторонников. В ноябре 1773 г. мятежники осадили Уфу. Ночью 6 декабря отряд повстанцев (казаки и башкиры) вошел в Каракулино, где они схватили и увезли местного управителя и скрывавшегося в селе мирского воеводу. Узнав о появлении мятежников, находившихся в Сарапуле поручик Горячкин с военной командой сбежал. Волость осталась без защиты. 13 декабря сарапульский волостной старшина получил известие, что бунтовщики заняли Ангасяк, а в ближайших марий¬ских деревнях крестьяне выставили караулы для поимки "проезжающих боярских и заводских людей". Казанский губернатор Яков Ларионович фон Брант приказал собрать в Сарапуле "ис каждого жительства крестьян с оружием". 17 декабря распоряжением было разослано по всей Сарапульской волости. “Токмо в помощь еще никого не явилось".

Более тoгo, когда рассыльщик с указом прибыл в Березовку, местные крестьяне Федор Воробьев и Михайло Лихачев схватили его и отвезли в Ангасяк. Отряды восставших со стороны Ангасяка, Карманово, Каракулино двигались на Сарапул. 18 декабря они вступили в д. Карякино, затем в Касево, где расположились лагерем. Местным крестьянам повстанцы "под смертною казнию" приказывали собрать людей по человеку с пяти дворов "в казаки" с оружием и припасами. Возглавил мятежников башкирский старшина Каранай Мратов. 22 декабря 1773 г. Сарапул был занят. На сторону пугачевцев перешел священник Троицкой церкви H-Березовки Данила Иванов (Шитов). Два других березовских священника - Яков Аникиев и Федор Фролов не признали самозванца, за что были схвачены и отправлены в Касево, в лагерь восставших. Я. Аникиев был увезен Шитовым в Чесноковку под Уфой, где был повешен. А Фролова дети его, дьячок Алексей и пономарь Федор, из-под караула увезли и спрятали. К концу января 1774 г. сторонники законной власти создали вооруженные отряды перешли к активным действиям. Отряд возглавляемый канцеляристом Сарапульской управительской конторы И. Гурьевым, в ходе боев 21 февраля, 3 и 9 марта, занял Сарапул. Отряды повстанцев отступили под Уфу.

В конце февраля - начале марта 1774 г. на территории побывала группа повстанцев во главе с Салаватом Юлаевым около десяти дней и отбыла под Красноуфимск. К началу марта из Мензелинска подошел Архангелогородский карабинерный полк подполковника А. Я. Обернибесова, который выдержал несколько сражений с повстанцами, двигаясь через Каракулино к Сарапулу. В конце марта правая сторона Камы была занята правительственным отрядом Ивана Гурьева, а левобережные деревни (в т.ч. Березовка, Касево) мятежниками. Но, слабовооруженные отряды повстанцев терпели неудачи, отступали. Мятежники имели "скоп" в деревнях Карманово, Сосновой, Шушнуре, откуда в Березовку, Касево, Маринo, Ташкиново "чрез день, два и в неделю толпами человек по 50 к nocту въезжают и не одному из них человеку oт домов отлучатца не позволяют, устращивая при том, что если кто отложитца от их злодейства, то дом раззорят и их искоренят до основания".

Очередное оживление военных действий в Прикамье приходится на лето 1774 г. 20 июня пришло сообщение, что в Щушнуре стоит вооруженный отряд марийцев-мятежников, дорога на Ангасяк закрыта. 22 июня главное войско Пугачева взяло г. Осу, переправилось через Каму и двинулось на Казань. Единственной боеспособной силой в Прикамье оставался небольшой отряд добровольцев И. Гурьева. Но сил у того было явно недостаточно, мужики разбегались, жители не давали ни людей, ни подвод и он отступил к селу Вятскому, а затем в Березовку. Здесь небольшая команда И. Гурьева (около 50 человек) в полночь 26 июня была атакована мятежниками (до 500 человек). Два с половиной часа в Березовке шел бой. Но силы были неравны и Гурьеву пришлось отступить к Мензелинску. Село пострадало очень сильно. И. Гурьев рапортовал: "мятежники все без остатку строение выжгли". К началу июля 1774 г. мятежники опять взяли Сарапул и Прикамье вновь оказалось под контролем мятежников. В селах Касево и Березовке находился отряд старшины повстанцев башкир Мяди Мядиярова.

Разгром основных сил Пугачева под Казанью в июле, а затем и арест самого "Петра III" 15 сентября 1774 г. не прекратили восстание. Борьбу с правительственными силами продолжали оставшиеся отрады мятежников. В августе-сентябре 1774 г. ожесточенные бои развернулись в долине реки Буй. Воинские части (команда майора И. Штерича) базировались в пpикамскиx русских деревнях, откуда вели операции против повстанческих отрядов. 4 сентября отряд Штерича был атакован полуторатысячным отрядом восставших во главе с Салаватом Юлаевым в районе речки Амзя. В дальнейшем военные действия перемещаются на восток, где под ударам правительственных войск к зиме восстание затихает. 25 ноября 1774 г. на севере края был схвачен Салават Юлаев. Война нанесла немалый урон. В пугачёвский бунт село Березовка "было разорено и сожжено бунтовщиками, не пощадившими и Березовского храма". По данным Вятской духовной консистории "в селе Березовке у церкви каменной крышу и прочее выжгли ж и престолы божии обрубили.”

XIX ВЕК Первая половина XIX века была периодом спокойной и размеренной жизни. Положение удельных крестьян было несравненно лучше, чем помещичьих крепостных. Население по прежнему занималось сельским хозяйством, постепенно расчищая леса. распахивая новые земли. К началу XIX века появляется дер. Пенза, часть березовцев переселяется туда поближе к сельхозугодьям. В 1830-х гг. распространился картофель. В начале XIX века строится в Н - Березовке четвертый, теперь уже каменные храм во имя Живоначальной Троицы. Он был выстроен в стиле классицизма, с характерной строгостью в композиции, сдержанностью во внешнем оформлении зданий. Сама Троицкая церковь представляет собой распространенный в России вариант - "восьмерик на четверике", т. е. на четырехгранном основании (первом этаже) стоит восьмигранник. Купол, закрывающий храм, также разбит на восемь граней, а в завершение строители поставили небольшой световой восьмеричёк, на котором возвышался крест. По традиции на восток сильно выступает полукруглая апсида алтаря. Как жили простые рядовые жители, крестьяне Н - Березовки?

Как и по всей России в конце ХIX века, местные жители были объединены в одну сельскую общину (общество или мир), низшую административно-территориальную единицу в государстве. Полноправными членами общины являлись крестьяне – мужчины, домохозяева, главы семей, владельцы домов, личного имуществa. Нравы были строго патриархальными. Только домохозяева распоряжались всей жизнью членов фамилии, хозяйством, имел право представлять семью. Лишь с согласия домохозяина, например, брат или сын мог получить паспорт и уехать куда-нибудь на заработки. Все основные вопросы в жизни сельской общины рассматривало собрание домохозяев - сельский сход. Решение принималось большинством голосов. После смерти главы семьи, брат или старший сын признавались в качестве домохозяина. Текущими делами общины управлял сельский старостa, избираемый домохозяевами на три года и получавший от общества небольшое жалование. Должность эта была весьма хлопотной, и люди на ней менялись часто.

Сельский сход и староста решали все внутриобщинные вопросы, включая разбор конфликтов в семье, мелкие уголовные проступки. За общественным порядком следили семи крестьяне. Сход мог также приговорить к штрафу, а в крайнем случае выслать в Сибирь на поселение. Основою общины, ее фундаментом являлось так называемое, обычное, традиционное право - крестьянская мораль. Многочисленные неписаные законы, обычаи, установления регулировали всю жизнь крестьянской семьи, поведение человека дома, в быту, в деревне. Осуждалось безбрачие, поощрялась многодетная семья, покорность родителям, приверженность родственным чувствам, уважение и забота о старших и детях, соблюдение религиозных традиций, осуждались индивидуализм, противопостановление обществу, неподчинение старшим, безверие. Общинный строй защищал крестьянина от угрозы неурожая, голода, гарантировал ему поддержку в случае несчастья. Община добровольно и бесплатно помогала слабосильным семьям в уборке урожая, строительства, пожаре, перераспределяла налоги с бедных на богатых, иногда вообще содержала за свой счет одиноких стариков, нищих и калек. Широкое распространение в деревне получили помочи - бесплатная или за угощение помощь в различных работах. В сельском обществе регулярно производились переделы пашен-ной земли. В целях равенства, справедливости, чтобы ни у кого не было лучших или худших участков земли, служила чересполосица. Община, с учетом качества почвы, увлажненности, близости от села и т. д. нарезала каждому домохозяину определенное количество полос на разных полях. Чересполосица страховала от неблагоприятных, природных явлений (града, засухи, обильных осадков и т. д.). Однако, частые переделы не стимулировали крестьян заботиться о земле. В условиях нехватки земли крестьяне могли взять или наоборот сдать свои земельные угодья в аренду.

А в годы столыпинской реформы (1906 – 1915 гг.) желающие могли выйти из общины, превратить свою землю в частную собственность, чем и воспользовались некоторые крестьяне. Были и такие, кто сразу же продал ненужные им земли. Орудия труда были в основном деревянные. Для обработки земли в основном применяли разновидности русской сохи - кунгурку и чегандинку, деревянные бороны, Хлеба жали серпами, косили яровые и редкие посевы. Фабричных с/х орудий пoчти не было. Имелись лишь веялки, которые крестьяне изготавливали сами. В начале XX века в Н - Березовке и Пензе почти половина крестьян не занимались с/хозяйством, жили на доходы от торгово-промышленной деятельности, работы по найму и т. д. Многие из-за нехватки своего хлеба сочетали работы на своих участках с работой где-нибудь на стороне. В обычном крестьянском дворе держали много скотины. Например, в хозяйстве Ивана Дмитриевича Воробьева были три лошади, жеребенок, три коровы, две подтелки, три теленка, 11 овец, 10 ягнят, пять свиней, два подсвинка и пять поросят, 20 ульев. Четверть всех дворов не имела лошадей и коров, являясь покупателем мяса, молока, масла.

XX ВЕК. РАСЦВЕТ. На рубеже 19-20 вв. Н - Березовка вновь переживает эпоху расцвета, из рядовой деревни она превращается в крупный торгово-промышленный центр. Резко возрастает численность населения. В 1914 г. в селе было 146 дворов. Кроме того, вокруг села возникают отдельные небольшие поселения. Причиной расцвета Березовки послужило ее выгодное расположение, как удобной пристани на Каме. Огромное количество производимого в западной части Бирского уезда хлеба вывозилось преимущественно речным путем с Березовской пристани. По объему грузооборота Н - Березовская пристань входила в число крупнейших в Камско-Бельском бассейне. В начале XX века она считалась третьей по масштабам тоproвыx операций пристанью в Уфимской губернии.

Березовские купцы - хлеботорговцы построили в селе множество лесных амбаров, где скапливался привезенный хлеб, а с началом навигации начиналась его отправка. Н - Березовка являлась крупным центром торговли "рынком сбыта для всей волости". 6-10 декабря в селе ежегодно проводилась большая ярмарка. Пo выходным устраивались базары. Существовало множество торговых лавок. Для переработки сельхоз. продукции в селе имелись водяные мельница, мельницы с паровым двигателем и нефтяным двигателем сушилки, кулеткацкие заведения, которые принадлежали купцам или зажиточным крестьянам. В селе живет много богатых купцов, постройки которых имеют вид совсем городских. Есть почтово-телеграфное отделение, частная аптека. Рост населения Н - Березовки вызвало увеличение плотности застройки. Расположенное на относительно небольшом возвышении между Камой и речкой Береэовкой, село практически не имело свободной земли под уделы. Жизненно важными для села являлись переправы. Перевоз через речку Березовку сдавался Удельным ведомством жителям Сухаревки в аренду, а через Каму - арендовали мужики из деревни Галаново. В 1912 г. через речку Березовку возводится деревянный мост. Наличие гостиницы в селе было отмечено в 1870 г.

Н - Березовка 19I7 года - эго уже поселение городского типа. В селе многочисленные наемные рабочие, приказчики, купцы, мастеровые, представители интеллигенции жили за счет покупных продуктов питания Действовали пекарни, булочные, чайные лавки, кабаки. Купеческие дочки, щеголи-приказчики "задавали тон" в местной моде. Приличным считалось одеваться по городскому. В то время в селе было семь портных, четыре швеи, два сапожника, две чулочницы, две модистки, одевавшие дам Березовского "высшего общества", Плотники, печники, столяры, прачки, прислуга, извозчик, водолив предлагали свои услуги. Был даже "живописец" Александр Васильевич Втулов, окончивший курс в Холуской живописной и иконописной школе. Сложилась небольшая прослойка интеллигенции, вместе с духовенством - около 20 семейств.

Торговля требует обязательного умения читать и считать. С 1869 г. в H - Березовке действовало земское училище (школа). Сначала преподавание велось отдельно для мальчиков и девочек, а с 1910 г. началось совместное обучение. Повысился статус училища: оно стало именоваться Николо - Березовское городское 4-х классное училище. В 1917 г. существовала библиотека. Богатое купечество выписывало газеты и журналы. Для простого народа очагами культуры были школа и церковь. К началу XХ века имелся земский фельдшерский пункт Сапожникова П. А., действовала аптека Львова. Существовала вольно-пожарная дружина, состоящая из бескорыстных и отважных добровольцев.


Современный город Пермь считается третьим городом России после двух столиц по площади – почти 800 км2. Пермь расположена на реке Кама, и если говорить о протяженности, ему отдано снова третье место, но уже после Сочи и Санкт-Петербурга.

Название «Пермь» и закладка завода

Происхождение названия города не имеет какой-то одной точной версии. Согласно первому предположению, «Пермь» произошло от слова «Парма», что означает поросший елями пологий холм. Другая версия допускает вариант происхождения слова «Пермь» от богатыря Перы. Но существует и другое предположение. Советский финноугоровед Д.В. Бубрих считал, что слово это пришло от народностей под названием веси, которые некогда населяли территорию, расположенную между двумя озерами – Ладожским и Онежским.

Пермяки отмечают рождение своего города весной, так как в это время года была совершена закладка завода. А это событие произошло в мае 1723 года. Это был промышленный медеплавильный завод, и закладывали его крестьяне. В те далекие времена они селились в землянках, летом – просто в шалашах. После, стали возводить постройки из дерева. Так рос рабочий поселок рядом с речкой Егошиха. Постройки, в которых расположилось начальство завода, были защищены посадом из бревен, а по углам стояли самые настоящие бастионы. Здание завода считается первой каменной постройкой города. На заводе поставили кузницы, несколько плавильных печей, сараи для руды и угля.

В то же время была поставлена 55-метровая плотина, высота которой достигала 8,5 метров. Так зарождался будущий город Пермь. В наши дни на месте расположения Егошихинского медеплавильного завода стоит мебельная фабрика. Примерно в то же врем, когда был заложен завод, был построен деревянный храм им. Св. Петра и Павла. В 1726 году он был освящен и стал действовать. В середине 30-х годов 18 века в районе Прикамья начало работать несколько заводов: Мотовилихинский, Юго-Осокинский, Курашимский, Висимский, Нижний и Верхний Юговские. В самом центре находился первый, Егошихинский завод.

Дороги и улицы Перми

В 1763 году был построен Сибирский тракт, который соединил Пермь с другими городами. В середине 18 века в том самом месте, где сейчас расположен вокзал Пермь-I, располагался гостиный двор. А на месте нынешнего речного вокзала стояли дома купцов, и здесь же появилась первая улица, не имеющая отношения к заводу. На этой улице была построена деревянная часовня и оригинальное изваяние Иисуса Христа из дерева. Изваяние достигало 2 метров, и кто его установил неизвестно. По мере разрастания населения города церковь перестала вмещать всех прихожан и в 1757 году неподалеку от нее начали строительство каменного храма, который был освящен спустя 7 лет.

В 1775 году в результате административной российской реформы на территории России появилось Пермское наместничество. Рабочая слобода, расположенная на реке Егошиха, постепенно переместилась выше, на Заводскую площадь. С этого времени начала отсчет история города Пермь. Затем был составлен план развития города, архитектором которого стал Иван Лем. В начале 20 века в Перми было уже 10 улиц, и расположены они были вдоль реки Кама. Их пересекали 18 других улиц. Современная Пермь может похвастать 1300 улицами и переулками.

Облик прошлый и настоящий города Пермь

Благодаря грамотной планировке, уже в то время город был замощен, имел водопровод и электричество. На территории города множество садов (знаменитые Театральный и Загородный), красивых строений (Спасо-Преображенский собор, Свято-Троицкая церковь), учебных заведений. Здесь находятся известные дома Любимовой, Грибушина, Мешкова.

Современная Пермь – это красивый, интересный, богатой историей город. Городские достопримечательности не оставят равнодушными ни одного гостя Перми. Приехав сюда, можно остановиться в одной из городских отелей или рассмотреть такой вариант, как частная мини гостиница . В любом случае, город надолго останется в воспоминаниях посетившего его.

Добавить себе закладку на эту станицу:
Похожие публикации