Ок ек в суффиксах существительных после шипящих. Слово с суффиксом "ик"

Слова с суффиксами –ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далеко не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та или иная морфема. Именно поэтому представленную статью мы решили посвятить данной теме.

Общие сведения

Назовите 2 слова с суффиксом –ик-. Следует отметить, что сделать это несложно, но только в том случае, если вам известно основное правило русского языка, которое объясняет правописание буквы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некоторая часть людей постоянно совершает одни и те же ошибки, и вместо «ключик» пишут «ключек», вместо «кустик» — «кустек», «мячик» — «мячек» и проч. Именно поэтому в школьной программе данной теме уделяется особое внимание.

Когда следует ставить букву «и»?

А какие слова с суффиксами –ек-/-ик- знаете вы? К ним относятся следующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, кустик, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчик, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусочек, личико, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождик, орешек, садик, котёночек и пр.

Как вы могли заметить, каждое упомянутое слово с суффиксом –ик- вызывает большие сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а следовательно невозможно определить, какую гласную необходимо ставить в конце — «и» или «е» (а, может быть, и «о»?). Именно поэтому рекомендуем ознакомиться с соответствующими правилами русского языка.

Основное правило

Слово с суффиксом –ик- следует писать только в том случае, если при его склонении гласная буква «и» сохраняется. Для наглядности приведем конкретные примеры:

  • карандашик – карандашИка;
  • диванчик – диванчИка;
  • огурчик – огурчИка;
  • калачик – калачИка;
  • кустик – кустИка;
  • носик – носИка;
  • стульчик – стульчИка;
  • пальчик – пальчИка;
  • личико – личИка;
  • мальчик – мальчИка;
  • ключик – ключИка;
  • мячик – мячИка;
  • самолётик – самолётИка;
  • листик – листИка;
  • винтик – винтИка;
  • бантик – бантИка;
  • мостик – мостИка;
  • кирпичик – кирпичИка;
  • дождик – дождИка;
  • садик – садИка и пр.
  • Когда следует ставить букву «е»?

    О том, как можно проверить слово с суффиксом –ик-, мы рассказали чуть выше. Однако следует отметить, что в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему –ек-. И для того чтобы удостовериться, что в этих словах действительно пишется буква «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (то есть выпадает), то следует ставить только суффикс –ек-.

    Приведем наглядные примеры:

  • звоночек – звоноЧКа;
  • внучек – внуЧКа;
  • огонёчек – огонёЧКа;
  • горошек – гороШКа;
  • ножичек – ножиЧКа;
  • комочек – комоЧКа;
  • свисточек – свистоЧКа;
  • молоточек – молотоЧКа;
  • листочек – листоЧКа;
  • орешек – ореШКа;
  • сыночек – сыноЧКа;
  • стебелёчек – стебелёЧКа;
  • кусочек – кусоЧКа;
  • мешочек – мешоЧКа;
  • цветочек – цветоЧКа;
  • платочек – платоЧКа;
  • пирожочек – пирожоЧКа;
  • котёночек – котеноЧКа и проч.
  • Как видите, довольно легко определить, какое пишется слово с суффиксом –ик-, а какое – с суффиксом –ек-. Кстати, такие морфемы в русском языке называют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание зависит от тех или иных ситуаций (в данном случае от сохранности гласной при склонении слова).

    Имена существительные с суффиксом –ок-

    Выше мы рассмотрели слова с суффиксом –ик-. –Ок- так же является морфемой имен существительных. Однако во время словообразования такой суффикс не вызывает никаких сомнений. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема практически всегда занимает ударное положение. В результате, буква «о» в суффиксе –ок- слышится максимально отчетливо. Для наглядности приведем несколько примеров:

    Суффиксы –ек- и –ок- после щипящих согласных

    О том, какие слова с суффиксом –ик-, -ек- и –ок- существуют, вы знаете. Однако здесь возникает новый вопрос: «В каких случаях в двух последних морфемах после шипящих следует ставить букву «е», а в каких – «о»?» Ведь довольно сложно определить, как будет правильно: петушОк или петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буква «е», и буква «о» после шипящих согласных слышатся, как [о].

    Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящих

    Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему –ок-. Приведем наглядный пример:

  • бережОк;
  • петушОк;
  • кулачОк;
  • волчОк;
  • мужичОк;
  • старичОк;
  • червячОк;
  • сапожОк;
  • дурачОк;
  • прыжОк;
  • косячОк;
  • сынОк;
  • снежОк;
  • крючОк и другие.
  • Что касается суффикса –ек-, то он ставится лишь в тех словах, в которых на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную букву во время склонения.

    Для наглядности приведем пример:

  • нОжичек
  • орЕшек
  • внУчек;
  • горОшек;
  • звонОчек;
  • комОчек;
  • молотОчек;
  • листОчек;
  • огонЁчек;
  • свистОчек;
  • сынОчек;
  • цветОчек;
  • стебелЁчек;
  • кусОчек;
  • мешОчек;
  • оврАжек;
  • платОчек;
  • пирожОчек;
  • котЁночек и другие.
  • Способы образования слов при помощи суффикса –ок-

    Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом –ик-/-ек- возникают при помощи добавления морфемы к основе слова. В итоге мы получаем новую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (например, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.).
    Что касается суффикса –ок-, то он придает несколько другие значения:

    Правило ок ёк

    § 54. Правописание суффиксов.

    1. -ик, -ек. Чтобы различить суффиксы -ик, -ек (-ок) , надо помнить, что при склонении слова суффикс -ик сохраняет гласный звук, а суффикс -ек (-ок) утрачивает гласный звук: ключ-ик – ключ-ик -а, огурч-ик – огурч-ик , но цветоч-ек – цветоч-к -а, огонёч-ек – огонёч-к .
    2. -ок, -ек. После шипящих под ударением пишется -ок : береж о к , волч о к , петуш о к , сапож о к . Суффикс -ек после шипящих пишется в том случае, если на него не падает ударение: н о жичек , ор е шек .
    Упражнения.
    3. -ец , -иц- а . Суффикс -ец бывает только в словах мужского рода, а суффикс -иц- а бывает только в словах женского рода: хлебец , старец , но: конниц а, лужиц а .
    Упражнение.
    4. -ец- о, -иц- е . В существительных среднего рода пишется -ецо , если ударение падает на окончание, и пишется -ице , если ударение падает на основу: письмецо , ружьецо , но платьице , креслице .
    Упражнения.
    5. инк -а, -енк- а . Суффикс -инк- а пишется в существительных, которые образованы от слов на -ин- а , имеющих значение единичности: соломин а – соломинк а, проталин а – проталинк а ; -енк- а пишется в словах, образованных от существительных, основа которых в род. пад. множ. числа оканчивается на -ен : пашн я – пашен (род. пад. множ. числа) – пашенк а; басн я – басен – басенк а; сосн а – сосен – сосенк а .
    Но: деревня – деревень – деревень ка; кухня – кухонь – кухонь ка .
    Упражнения.
    6. -ушк-, -юшк-, -ышк- . Суффикс -ышк- употребляется в существительных среднего рода: солнышк о, перышк о . Суффикс -ушк-, -юшк- пишется в словах мужского и женского рода: дедушк а, соседушк а, коровушк а, волюшк а, батюшк а, хлебушк о . Суффикс -юшк- пишется также в словах среднего рода с мягкой основой: поле – полюшк о, горе – горюшк о . 7. После суффиксов -ушк- (-юшк-), -ишк- пишется окончание или :
    а) В существительных женск. рода пишется всегда окончание ; головушка , волюшка , землишка .
    б) В существительных мужск. рода, если они обозначают одушевлённые предметы, пишется окончание : дедушка , сынишка ; если же они обозначают неодушевлённые предметы, то пишется окончание : хлебушко , дворишко .
    в) В существительных средн. рода пишется всегда окончание -о: полюшко , письмишко , стёклышко , крылышко .
    Упражнения.
    8. -ичк- а, -ечк- а . Суффикс -ичк- а (обычно с ударяемым и ) пишется в существительных, образованных от слов на -иц- а или -ик- а : стран и ца – стран и чк а, лис и ца – лис и чк а, л е стница – л е стничк а, землян и ка – землян и чк а . В остальных случаях пишется -ечк- а : ложка – ложечк а, бумажка – бумажечк а, скамейка – скамеечк а .
    Упражнения.
    9. -ёнк- а (-онк- а), -ёнок (-онок) . После шипящих под ударением вместо -ёнк- а, -ёнок пишется -онк- а, -онок : книж о нк а, медвеж о нок , мыш о нок , галч о нок .
    10. -еньк- а, -оньк- а . В ласкательных суффиксах -еньк-, -оньк- после н пишется ь: маменьк а, берёзоньк а .
    Упражнения.
    11. -ищ- е, -ищ- а . Суффикс -ищ- е (с окончанием ) пишется в словах мужского и среднего рода (склоняются по 2-му склонению): дом – домищ е, нос – носищ е, болото – болотищ е, бревно – бревнищ е. Суффикс -ищ- а (с окончанием ) пишется в словах женского рода (склоняются по 1-му склонению): скука – скучищ а, лапа – лапищ а, борода – бородищ а.
    Упражнения.

    12. -щик, -чик. После согласных суффиксы -шик и -чик в произношении трудно различаются. В сомнительных случаях нужно помнить, что в существительных, которые обозначают людей по характеру их занятий и действий, пишется суффикс -чик , если перед суффиксом стоит т, д, с, з, ж: летать – лётчик , переводить – переводчик , разносить – разносчик , возить – возчик , перебежать – перебежчик . После других согласных пишется -щик : наборщик , каменщик , пальщик . После т только несколько слов, главным образом иностранного происхождения, имеют суффикс -щик : флейтщик , ремонтщик , бриллиантщик и др.
    Перед суффиксами -щик и -чик мягкий знак пишется только после буквы л: стульчик , курильщик , пильщик (но: кончик , банщик , каменщик ).
    Упражнения.

    § 55. Правописание частицы не с существительными.

    Частица не пишется с существительными слитно:
    1) если без частицы не существительное не употребляется: невзгода, ненастье, неряха, негодование ;
    2) если прибавлением частицы не образуется новое слово, которое можно заменить другим, близким по значению словом: неприятель – враг, несчастье – беда .
    Частица не пишется при существительных раздельно, если имеется или подразумевается противопоставление: Это не правда (а ложь). Он мне не приятель (а только знакомый).
    Упражнения.

    stcreserv.narod.ru

    Урок русского языка в 3-м классе по теме «Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных»

  • совершенствовать знания учащихся о написании суффикса -ок-,
  • развивать умения и навыки правописания суффиксов имен существительных, память, внимание, речь, умение слушать,
  • воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интерес к предмету.
  • 1. Организационный момент

    Учебник на столе у вас?
    А ручки и тетрадки?
    Тогда урок начнем сейчас,
    Раз все у вас в порядке.
    Будьте внимательны,
    Послушны и наблюдательны.
    Чтобы русский язык познавать,
    Нужно серьезно все изучать.

    Птека, б.седа, б.л.то, дев.чка, з.бота, з.вод, м.рковь, к.л.ндарь, к.стрюля, .г.род, р.кета, тр.мвай, ш.к.лад, ш.фер.

    3. Изучение нового материала.

    Проблемная ситуация. Давай понаблюдаем за суффиксом – ок – адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок

    Удалось ли тебе заметить особенности этого суффикса?

    Вывод делают дети: во– первых, этот суффикс всегда ударный, во-вторых, звук (о) после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой о.

    4. Работа по учебнику с. 20 № 1. Образуй слова с суффиксом -ок-, которые бы называли маленькие предметы.

    башмак, бык, волк, друг, жук, каблук, луг, паук, пирог, рычаг, сапог, снег, творог, утюг, хомяк, шаг, язык. (Слайд 7 , проверка)

    5. Работа в тетради “Пишем грамотно” № 2

    №1.Добавь суффиксы -ек-, -ок-.

    6. Работа в парах.

    Составь и запиши десять слов, используя суффиксы -ек-, -ок-.

    сыр, друг, крюк, блинок, дружок, паук, человек, ветер, замок, пирог, дуб, снег.

    Задание: прочитай еще раз исходные слова и назови те, в которых уже были суффиксы(это слова блинок, дружок), что произошло при добавлении к этим словам суффмкса -ек-.

    Вывод делают учащиеся: в суффиксе -ок- произошло чередование к/ч.

    Утром бабочка проснулась,
    Потянулась, улыбнулась.
    Раз – росой она умылась,
    Два – изящно покружилась.
    Три нагнулась и присела,
    На четыре – улетела.

    Зарядка для глаз.

    Посмотрите вдаль в окно, закройте глаза, вновь посмотрите. Сделайте круговые движения глазами вправо и влево. Откройте глаза, посмотрите вдаль.

    8. Работа по учебнику. с. 21 № 5.

    Закрепление правописания существительных с суффиксами –ок-, -ек-, -ик– , отработка анализа состава слова.

    Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке:

    снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Суффиксы с уменьшительно-ласкат­ ельным значением. Примеры суффиксов?

    Какие в русском языке есть суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением?

    Уменьшительно-ласкательные суффиксы, или суффиксы субъективной оценки в русском языке не являются словообразовательными: они образуют формы слова, в основном имён существительных.

    Сгруппируем их по родам.

    Суффиксы имён существительных мужского рода :

    2) -ик- : листик;

    3) -чик- : чемоданчик;

    4) -ец- : народец;

    6) -ышк-/-ушк- : воробышек, камушек.

    Суффиксы имён существительных женского рода :

    1) -к- : ручка;

    2) -ц- : дверца;

    3) -ичк- : рукавичка;

    4) -очк-/-ечк- : иголочка, книжечка;

    5) -ньк- : реченька, Наденька;

    6) -ушк-/-юшк- : головушка, девчушка, нянюшка;

    7) -еночк- : девчоночка;

    8) —урк- : девчурка;

    9) -ус-// -ул- : мамуся, Ленуся; мамуля.

    Суффиксы существительных среднего рода :

    1) -к- : молочко;

    2) -ц-/-ец-/-иц- : зеркальце, пальтецо, платьице;

    3) -ышк-/-ишк- : гнёздышко, домишко;

    4) -ушк-/-юшк- : хлебушко, полюшко;

    5) -ечк- : словечко.

    Суффиксы имён прилагательных :

    -оньк/-еньк- : мягонький, сладенький.

    Словообразовательные суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением:

    Оньк- полосонька, лисонька, Лизонька;

    Еньк- зоренька, дороженька, Сашенька, маменька, папенька;

    Иньк- заинька, баиньки, паинька;

    Ин+к- горошинка, ссадинка, соломинка;

    Енк- беженка, неженка, француженка;

    Ик- ключик, ножик;

    Ек- замочек, кусочек, мешочек;

    Ок- волчок, кулачок;

    Ец- письмецо, ружьецо;

    Иц- мителица, красавица, маслице,креслице;

    Ич+к лисичка, лестничка, луковичка.

    В русском языке с уменьшительно-ласкательным значением существует множество суффиксов.

    Существительным придадут уменьшительно-ласкательное значение следующие суффиксы :

    ножка, головка, голубка, ручка;

    -ик, -ек :

    столик, скверик, карандашик, веничек, веночек;

    ок-/ёк :

    башмачок, сундучок, крючок, пушок, пенёк, денёк;

    -ец-, -иц-:

    лужица, рожица, креслице, маслице, пальтецо, письмецо;

    -ечк-/очк :

    семечко, темечко, имечко, времечко, ситечко, утречко, звездочка, кисточка, весточка;

    -оньк-/-еньк-/ёньк- :

    головонька, лисонька, рученька, ноженька;

    -ышк-/-ишк -:

    перышко, солнышко, горлышко, мелочишка, стёклышко;

    -ушк-/-юшк- :

    старушка, девчушка, зимушка, полюшко, волюшка;

    -онк-/ёнк- :

    мальчонка, речонка, лавчонка, деньжонки, лошадёнка, головёнка;

    -чик- :

    карманчик, стаканчик, болванчик;

    -инк- :

    пылинка, слезинка, пушинка, росинка;

    -ашк- :

    У прилагательных заметим суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением:

    еньк-/-оньк -:

    маленький, быстренький, шустренький, умненький, плохонький, лёгонький.

    Примеры существительных в уменьшительно-ласкательном значении с суффиксами:

  • — ик : домик, слоник, котик, коврик, ротик:
  • — ек : замочек, мешочек;
  • — ок : лужок, утюжок, сырок;
  • -онок : волчонок, мышонок;
  • -енок : тигренок, слоненок, львенок, котенок;
  • -еньк : доченька, реченька;
  • -онк : собачонка, девчонка, юбчонка;
  • — чик : мальчик, диванчик, стульчик, огурчик;
  • — ушк : матушка, девушка, бабушка, дедушка, лапушка;
  • — ышк : бревнышко, донышко, пятнышко;
  • — юшк : батюшка, полюшко;
  • — ошк : лукошко, гармошка;
  • — ичк : лисичка, луковичка, сестричка, синичка, пуговичка;
  • — ечк : чашечка, кошечка;
  • — очк : корзиночка, девочка, молочко, вилочка, юбочка;
  • — ушек : хлебушек, камушек;
  • — ул : бабуля, сынуля, мамуля, капризуля;
  • — ц : зеркальце, дельце, блюдце;
  • — иц : маслице, платьице.
  • Примеры прилагательных в уменьшительно-ласкательном значении с суффиксами.

    Предмет: Русский язык

    Класс: 3 Д

    Программа: «Начальная школа XXI века» под редакцией

    Тема: Учимся писать суффикс - ок - в именах существительных

    Тип урока: урок изучения нового материала

    Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о правописании суффикса - ок - в именах существительных

    Задачи урока:

    Образовательные:

    Познакомить учащихся с правописанием суффикса - ок - в именах существительных;

    Отрабатывать написание суффикса - ок - в именах существительных;

    Повторить правописание суффиксов –ик-, - ек -

    Развивающие:

    Развивать умения рассуждать, анализировать, делать выводы;

    Способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

    Создать условия для формирования компетенций, способствующих продуктивной коммуникации;

    Воспитательные:

    Создать условия для привития интереса к урокам ;

    Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, уважение к окружающим;

    Методические приёмы:

    Деятельностный подход;

    Создание прблемной ситуации;

    Побуждающий диалог;

    Оборудование:

    (Образец на доске)

    Какие ещё можно было образовать слова, которые бы называли маленькие предметы? Что надо добавить?

    Составляют и записывают слова

    Лучок, крючок, сапожок, утюжок, жучок, блинок старичок, сырок, бычок, паучок, грибок, хомячок лужок, язычок, снежок.

    Проверяют работу.

    Надо добавить два суффикса: - ок - и - ек-

    Учебно-познавательная

    Самостоятельная работа

    Гимнастика для глаз

    Прочитайте слова, записанные на доске. Составьте и запишите в тетрадь цепочки слов, используя суффиксы - ок - и - ек- Обозначьте суффиксы.

    Друг, ветер, пирог, дуб,

    Поменяйтесь тетрадями, обсудите получившиеся цепочки, оцените работу друг друга.

    Возьмите свои тетради. Проверим, какие получились цепочки слов.

    Что интересного заметили? (Что произошло с суффиксом - ок - при добавлении к этим словам суффикса - ек?

    Прочитайте правило в учебнике на с. 21

    друг - дружок – дружочек

    ветер – ветерок – ветерочек

    пирог – пирожок – пирожочек

    дуб – дубок – дубочек

    Меняются тетрадями, обсуждают, оценивают работу друг друга.

    Зачитывают слова, называя суффиксы.

    В суффиксе - ок - произошло чередование к/ч.

    Читают правило.

    Учебно-познавательная

    Коммуникативная


    Самостоятельная работа

    Работа в парах

    Физминутка (Физическая и эмоциональная разрядка)

    Из слов составьте пословицу (слова: дела, вершок, с, на, мешок на карточках размещены по стенам) - Запишите её в тетрадь. - Как вы понимаете эту пословицу?

    Работа со словами вершок и мешок. - Как вы думаете, подходят ли эти слова к нашей теме?

    Исторически: вершок – от слова верх (росток), старорусская мера длины равная примерно 4,5 см; мешок – маленький мех. Сейчас эта связь утеряна (произошло упрощение состава слов: вершок, мешок – корни)

    Составляют пословицу: Дел на вершок, а слов с мешок

    Записывают пословицу.

    Высказывают свои мнения.

    Высказывают свои предположения.


    Фронтальная работа

    Работа с учебником (упр. 3). Повторить правописание суффиксов –ик -, - ек-

    Предлагаю работу по выбору. Выполните упр.3 в учебнике или упражнение 3 в ТПО.

    Направляю и консультирую (на местах)

    Выполняют упражнения по выбору.


    Компетенция личностного самосовершенствования

    Учебно-познавательная

    Фронтальная работа

    Самостоятельная работа

    Игра «Найдите свои слова». Каждый ряд (группа) получает карточки со словами: снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, сад, звон, свисточек, вечерочек, шажок, садочек, звонок, шаг, творог, творожок, творожочек. - Проверим выполненное задание

    Каждая группа выбирает слова, соответствующие данной модели.

    Выходит представитель первой команды со словом, к нему подходят ещё по одному от каждой команды с родственными словами, выстраивают словообразовательную цепочку (закрепляют на доске) и т. д. (8 цепочек)

    Коммуникативная

    Учебно-познавательная

    Групповая работа

    Рефлексия

    Что нового узнали?

    Достигли ли мы поставленной цели?

    Где вам пригодятся эти знания?

    Давайте вернёмся в начало урока. Исправьте ошибки в словах, записанных на доске. Докажите.

    Домашнее задание: учебник с 22, упр.6

    Спасибо за урок!

    Отвечают на вопросы.

    1 человек работает у доски. Исправляет ошибки: паучок, снежок, каблучок. Доказывают.

    Записывают задание.

    Учебно-познавательная

    Фронтальная работа

    Актуализация знаний

    Урок русского языка в 3-м классе по теме "Учимся писать суффикс - ок - в именах существительных"

    Учитель

    Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе

    Цели урока:

      совершенствовать знания учащихся о написании суффикса - ок-, развивать умения и навыки правописания суффиксов имен существительных, память, внимание, речь, умение слушать, воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интерес к предмету.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Учебник на столе у вас?
    А ручки и тетрадки?
    Тогда урок начнем сейчас,
    Раз все у вас в порядке.
    Будьте внимательны,
    Послушны и наблюдательны.
    Чтобы русский язык познавать,
    Нужно серьезно все изучать.

    2. Словарная работа (Приложение 1, слайд 5 ,6)

    Птека, б. седа, б. л.то, дев. чка, з. бота, з. вод, м. рковь, к. л.ндарь, к. стрюля, .г. род, р. кета, тр. мвай, ш. к.лад, ш. фер.

    3. Изучение нового материала.

    Проблемная ситуация. Давай понаблюдаем за суффиксом – ок – адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок

    Удалось ли тебе заметить особенности этого суффикса?

    Вывод делают дети: во– первых, этот суффикс всегда ударный, во-вторых, звук (о) после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой о.

    4. Работа по учебнику с. 20 № 1. Образуй слова с суффиксом - ок-, которые бы называли маленькие предметы.

    башмак, бык, волк, друг, жук, каблук, луг, паук, пирог, рычаг, сапог, снег, творог, утюг, хомяк, шаг, язык. (Слайд 7, проверка)

    5. Работа в тетради “Пишем грамотно” № 2

    №1.Добавь суффиксы - ек-, - ок-.

    6. Работа в парах.


    Составь и запиши десять слов, используя суффиксы - ек-, - ок-.

    сыр, друг, крюк, блинок, дружок, паук, человек, ветер, замок, пирог, дуб, снег.

    Задание: прочитай еще раз исходные слова и назови те, в которых уже были суффиксы(это слова блинок, дружок), что произошло при добавлении к этим словам суффмкса - ек-.

    Вывод делают учащиеся: в суффиксе - ок - произошло чередование к/ч.

    7. Физкультминутка

    Утром бабочка проснулась,
    Потянулась, улыбнулась.
    Раз – росой она умылась,
    Два – изящно покружилась.
    Три нагнулась и присела,
    На четыре – улетела.

    Зарядка для глаз.

    Посмотрите вдаль в окно, закройте глаза, вновь посмотрите. Сделайте круговые движения глазами вправо и влево. Откройте глаза, посмотрите вдаль.

    8. Работа по учебнику. с. 21 № 5.

    Закрепление правописания существительных с суффиксами –ок-, - ек-, - ик– , отработка анализа состава слова.

    Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке:

    снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг.

    (Приложение 1. Слайд 8. Проверка)

    9. Самостоятельная работа.

    Закрепление правописания слов с суффиксами –ек-, - ик-, - ок-. Работа в тетради “ Пишем грамотно” № 2, с. 4

    10. Дифференцированная работа на доске и в тетрадях.

    Запись слов под диктовку в два столбика: в первый– слова с ь на конце после шипящих, во второй– слова без ь.

    Диктуемые слова: пейзаж, чертеж, помощь, речь, ландыш, вещь, лещ, сторож, глушь, товарищ, шалаш, ночь, полночь, дочь, карандаш.

    11. Проверка (Приложение 1 , слайд № 9).

    12. Домашнее задание: с. 22 № 6, правило с. 20.

    Записать слова в два столбика в зависимости от места орфограммы.

    Шепот, паучок, черный, щелка, жучок, шорты, бычок, шов, шорох, шажок, пчелы, капюшон.

    адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

    адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

    адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

    адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

    адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

    адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

    адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

    адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

    адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

    адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

    адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

    адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

    снежок голубок свисток снег шажочек голубочек вечер

    свист вечерок звоночек снежочек голубь

    звон свисточек вечерочек шажок садочек звонок

    творожок творожочек

    Слова с суффиксами -ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далеко не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та или иная морфема. Именно поэтому представленную статью мы решили посвятить данной теме.

    Общие сведения

    Назовите 2 слова с суффиксом -ик-. Следует отметить, что сделать это несложно, но только в том случае, если вам известно основное правило русского языка, которое объясняет правописание буквы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некоторая часть людей постоянно совершает одни и те же ошибки, и вместо «ключик» пишут «ключек», вместо «кустик» - «кустек», «мячик» - «мячек» и проч. Именно поэтому в школьной программе данной теме уделяется особое внимание.

    Когда следует ставить букву «и»?

    А какие слова с суффиксами -ек-/-ик- знаете вы? К ним относятся следующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, кустик, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчик, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусочек, личико, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождик, орешек, садик, котёночек и пр.

    Как вы могли заметить, каждое упомянутое слово с суффиксом -ик- вызывает большие сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а следовательно невозможно определить, какую гласную необходимо ставить в конце - «и» или «е» (а, может быть, и «о»?). Именно поэтому рекомендуем ознакомиться с соответствующими правилами русского языка.

    Основное правило

    Слово с суффиксом -ик- следует писать только в том случае, если при его склонении гласная буква «и» сохраняется. Для наглядности приведем конкретные примеры:

    • карандашик - карандашИка;
    • диванчик - диванчИка;
    • огурчик - огурчИка;
    • калачик - калачИка;
    • кустик - кустИка;
    • носик - носИка;
    • стульчик - стульчИка;
    • пальчик - пальчИка;
    • личико - личИка;
    • мальчик - мальчИка;
    • ключик - ключИка;
    • мячик - мячИка;
    • самолётик - самолётИка;
    • листик - листИка;
    • винтик - винтИка;
    • бантик - бантИка;
    • мостик - мостИка;
    • кирпичик - кирпичИка;
    • дождик - дождИка;
    • садик - садИка и пр.

    Когда следует ставить букву «е»?

    О том, как можно проверить слово с суффиксом -ик-, мы рассказали чуть выше. Однако следует отметить, что в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему -ек-. И для того чтобы удостовериться, что в этих словах действительно пишется буква «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (то есть выпадает), то следует ставить только суффикс -ек-.

    Приведем наглядные примеры:

    • звоночек - звоноЧКа;
    • внучек - внуЧКа;
    • огонёчек - огонёЧКа;
    • горошек - гороШКа;
    • ножичек - ножиЧКа;
    • комочек - комоЧКа;
    • свисточек - свистоЧКа;
    • молоточек - молотоЧКа;
    • листочек - листоЧКа;
    • орешек - ореШКа;
    • сыночек - сыноЧКа;
    • стебелёчек - стебелёЧКа;
    • кусочек - кусоЧКа;
    • мешочек - мешоЧКа;
    • цветочек - цветоЧКа;
    • платочек - платоЧКа;
    • пирожочек - пирожоЧКа;
    • котёночек - котеноЧКа и проч.

    Как видите, довольно легко определить, какое пишется слово с суффиксом -ик-, а какое - с суффиксом -ек-. Кстати, такие морфемы в русском языке называют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание зависит от тех или иных ситуаций (в данном случае от сохранности гласной при склонении слова).

    с суффиксом -ок-

    Выше мы рассмотрели слова с суффиксом -ик-. -Ок- так же является морфемой Однако во время словообразования такой суффикс не вызывает никаких сомнений. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема практически всегда занимает ударное положение. В результате, буква «о» в суффиксе -ок- слышится максимально отчетливо. Для наглядности приведем несколько примеров:

    • кулачОк;
    • волчОк;
    • сынОк;
    • молотОк;
    • стрелОк;
    • петушОк;
    • дурачОк;
    • бережОк;
    • мелОк;
    • знатОк;
    • снежОк;
    • крючОк;
    • теремОк и пр.

    Суффиксы -ек- и -ок- после щипящих согласных

    О том, какие слова с суффиксом -ик-, -ек- и -ок- существуют, вы знаете. Однако здесь возникает новый вопрос: "В каких случаях в двух последних морфемах после шипящих следует ставить букву «е», а в каких - «о»?" Ведь довольно сложно определить, как будет правильно: петушОк или петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буква «е», и буква «о» после шипящих согласных слышатся, как [о].

    Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящих

    Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему -ок-. Приведем наглядный пример:

    • бережОк;
    • петушОк;
    • кулачОк;
    • волчОк;
    • мужичОк;
    • волчОк;
    • старичОк;
    • червячОк;
    • сапожОк;
    • дурачОк;
    • прыжОк;
    • косячОк;
    • сынОк;
    • снежОк;
    • крючОк и другие.

    Что касается суффикса -ек-, то он ставится лишь в тех словах, в которых на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную букву во время склонения.

    Для наглядности приведем пример:

    • нОжичек
    • орЕшек
    • внУчек;
    • горОшек;
    • звонОчек;
    • комОчек;
    • молотОчек;
    • листОчек;
    • огонЁчек;
    • свистОчек;
    • сынОчек;
    • цветОчек;
    • стебелЁчек;
    • кусОчек;
    • мешОчек;
    • оврАжек;
    • платОчек;
    • пирожОчек;
    • котЁночек и другие.

    Способы образования слов при помощи суффикса -ок-

    Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом -ик-/-ек- возникают при помощи добавления морфемы к В итоге мы получаем новую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (например, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.).

    Что касается суффикса -ок-, то он придает несколько другие значения:

    • Уменьшительность, сопровождаемая экспрессией ласкательности (приведем пример: чаёк, брато́к, зятёк, грибо́к, листо́к и пр.).
    • Действие (приведем пример: зево́к, бросо́к, пино́к, глото́к, рыво́к, мазо́к, толчо́к, прыжо́к, шлепо́к, скачо́к, щелчо́к, хлопо́к и пр.).
    • Предмет, а точнее результат действия (приведем пример: обло́мок, мото́к, обру́бок, набро́сок, сле́пок, отпеча́ток, стежо́к, посёлок, вы́селок и пр.).
    • Предмет, а точнее орудие действия (приведем пример: свисто́к, звоно́к, гудо́к и пр.).
    • Предмет, а точнее субъект действия (например, поплаво́к, движо́к, росто́к и пр.).
    • Место действия (като́к).
    • Уменьшительно-ласкательное или только ласкательное значение (например, Нино́к, Витёк, Лидо́к, Игорёк, Сашо́к и пр.).
    • Лицо, которое производит действие (например, ездо́к, едо́к, стрело́к, игро́к, ходо́к и пр.).
    • Лицо, которое возникает в результате действия (например, недоно́сок, вы́родок, переро́сток, недоро́сток, подро́сток и пр.).
    • Лица, характеризуемые качеством, которое заключено в мотивирующем слове (например, пре́док, пото́мок и пр.).
    • Предмет, характеризуемый признаком, который назван мотивирующим (например, дичо́к, бело́к, желто́к и пр.).
    • Вещество, которое названо мотивирующим именем существительным (например, мело́к).
    • Единица, которая выделяется в именах существительных и обозначает группу одинаковых предметов. При этом их ровно столько, сколько называется мотивирующим (например, пято́к, деся́ток и пр.).

    Суффиксы -к-, -ек-, -ик-, -ок- встре­ча­ют­ся в мор­фем­ном соста­ве суще­стви­тель­ных с уменьшительно-ласкательным зна­че­ни­ем.

    В мор­фем­ном соста­ве мно­гих суще­стви­тель­ных нет суф­фик­са -к- , напри­мер, не будем его искать в непро­из­вод­ных сло­вах:

  • банк а
  • почк а
  • марк а
  • тарелк а
  • вилк а
  • ложк а
  • шапк а
  • маск а
  • кружк а
  • куртк а.
  • Примеры слов с суффиксом -к-

    Суффикс -к- име­ет уменьшительно-ласкательное зна­че­ние и обра­зу­ет от суще­стви­тель­ных новые сло­ва с этим оттен­ком зна­че­ния, напри­мер:

    • бере­за - берёз к а;
    • печь - печ к а;
    • шап­ка - шапоч к а;
    • под­ко­ва - под­ков к а;
    • мар­ка - мароч к а;
    • курт­ка - кур­точ к а.
    • С помо­щью суф­фик­са -к- от гла­го­лов обра­зо­ва­ны суще­стви­тель­ные со зна­че­ни­ем про­цес­са или резуль­та­та дей­ствия, напри­мер:

    • поез­дить - поезд к а;
    • зана­ве­сить - зана­вес к а;
    • побе­лить - побел к а;
    • про­по­лоть - про­пол к а;
    • покра­сить - покрас к а;
    • заго­ро­дить - заго­род к а .
    • Примеры слов с суффиксом -ек-

      Суффикс -ек- ана­ло­гич­но обра­зу­ет суще­стви­тель­ные с уменьшительно-ласкательным зна­че­ни­ем. Встречается он после шипя­щих в сло­вах:

    • бараш ек
    • венич ек
    • ларёч ек
    • боти­ноч ек
    • ореш ек
    • кар­маш ек
    • пла­точ ек
    • чело­веч ек
    • лепе­сточ ек
    • мешоч ек
    • горош ек
    • В этом без­удар­ном суф­фик­се пишет­ся бук­ва «е» , если в нем выпа­да­ет глас­ная при обра­зо­ва­нии фор­мы роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­но­го:

      бара́ш е к - нет бара́ш к а.

      Примеры слов с суффиксом -ик-

      Напротив, в суще­стви­тель­ном муж­ско­го рода пишет­ся суф­фикс -ик- , если в нем не про­ис­хо­дит исчез­но­ве­ния глас­ной в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла, напри­мер:

    • но́л и к - нет но́л и ка;
    • кре́ст и к - нет кре́ст и ка;
    • ба́нт и к - нет ба́нт и ка.
    • Приведем при­ме­ры слов, име­ю­щих суф­фикс -ик- в мор­фем­ном соста­ве:

    • лист ик
    • холм ик
    • стол ик
    • куб ик
    • мост ик
    • дожд ик
    • хвост ик
    • каран­даш ик
    • луч ик
    • двор ик
    • сад ик
    • нос ик
    • шалаш ик
    • прут ик
    • рубл ик
    • дом ик
    • столб ик
    • ковр ик
    • ковш ик
    • час ик и.
    • Примеры слов с суффиксом -ок-

      В мор­фем­ном соста­ве суще­стви­тель­ных под уда­ре­ни­ем после шипя­щих соглас­ных «ж», «ч», «ш» , «щ» пишет­ся суф­фикс -ок- :

    • пры ж ок
    • гре­бе ш ок
    • зра ч ок
    • бор щ ок
    • При обра­зо­ва­нии новых слов с помо­щью суф­фик­са -ок- в корне про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние соглас­ных, напри­мер:

    • дру г - дру ж ок;
    • кру г - кру ж ок;
    • сне г - сне ж ок;
    • сапо г - сапо ж ок;
    • балы к - балы ч ок;
    • каб­лу к - каб­лу ч ок;
    • пу х - пу ш ок;
    • оча г - оча ж ок;
    • сто г - сто ж ок;
    • сун­ду к - сун­ду ч ок;
    • род­ни к - род­ни ч ок;
    • баш­ма к - баш­ма ч ок;
    • жу к - жуч ок;
    • бар­сук - бар­суч ок;
    • вол к - вол ч ок
    • Суффиксы существительных в русском языке

      Значение, которое придает суффикс слову.

      Правила написания суффикса.

      Исключения и примечания.

    • Пишется, если корень оканчивается на твердый согласный:
    • полос(а)- полос-оньк(а), лис(а) – лис-оньк(а), Лиз-оньк(а)

    • Пишется, если корень оканчивается на мягкий согласный или шипящий:
    • заря – зор-еньк (а), дорога – дорож-еньк (а), Саша – Саш-еньк (а)

      мам-еньк (а), пап-еньк (а)

      за-иньк (а), ба-иньк (и), па-иньк (а)

      горош-ин(а) – горош-ин-к (а), ссад-ин(а) – ссад-ин-к (а), солом-ин(а)-солом-ин-к (а)

    • Уменьшительно-ласкательный.
    • вишня (вишен)-виш-енк (а), сосна (сосен) –сос-енк (а)

    • Придает оттенок пренебрежения
    • душа – душ-Онк (а)

    • Используется при обозначении детенышей животных.
    • Пишется, если гласная суффикса при склонении сохраняется (в род.падеже):
    • ключ-ик – ключ-ик (а), нож-ик – нож-ик (а)

      замоч-ек – замоч(а), мешоч-ек – мешоч(а);

      кусОч-ек , оврАж-ек

    • Пишется под ударением:
    • волч-Ок , кулач-Ок

    • Пишется у существительных среднего рода с ударением на окончание (ударение идет после суффикса):
    • письмо – письм-ец (О), ружье – ружь-ец (О);

    • Пишется у существительных среднего рода, если ударение падает на основу слова (ударение предшествует суффиксу):
    • кресло – крЕсл-иц (е), масло – мАсл-иц (е);

      метель – метел-иц (а), красав-иц (а)

      лестница – лестнич-к (а), луковица – лукович-к (а), лисица – лисич-к (а)

    • в остальных случаях (не от слов с суффиксом –иц-):
    • Кол-ечк (а), Юл-ечк (а).

    • -чик- образует названия лиц мужского пола по профессии, роду занятий, по принадлежности к национальности, по месту жительства;
    • -чиц(а) – названия лиц женского рода с тем же значением
    • Пишется после согласных д, т, с, з, ж :
    • кабак – кабат-чик , добыча – добыт-чик

      Но, в некоторых иноязычных словах (если основа оканчивается на две согласные) после т пишется –щик-:

    • Пишется только под ударением:
    • мор-ячк (а), сибир-ячк (а)

    • Обозначает лицо м.р. или ж.р., животное или предмет с оттенком ласкательности, иронии
    • хлеб-ушк (о), кум-ушк (а)

      бат-юшк (а), пол-юшк (о), зор-ющк (а);

      ум-ишк (о), пальт-ишк (о), страст-ишк (и)

      После суффиксов –ышк-, -ушк-, -юшк-, -ишк- пишется окончание:

        дом – дом-ищ (е), друг – друж-ищ (е), пыль –пыл-ищ (а)

        После суффикса пишется:

          домищ Е, мужичищ Е

          окончание –А (в сущ. ж.р.):

          силищ А, ручищ А

        • ня
        • грузин-к (а), артист-к (а)

        • Обозначает лицо мужского пола по отношению к занятию, профессии, деятельности
        • Один из самых активных суффиксов:
        • лес-ник , школь-ник , уче-ник , суббот-ник

          крив-изн (а) от кривой),

          нов-изн (а)(от новый)

          шир-ин (а) от ширь,

          глуб-ин (а) , тиш-ин(а)

          Учим русский язык Полезные справочные и занимательные материалы по русскому языку.

          Суффиксы имен существительных

          Приведен список суффиксов существительных, их правописание, значение, которое они придают новообразованным словам.

          Правописание суффиксов, образующих существительные с новым лексическим значением (словообразовательные суффиксы).

          Значение, которое придает суффикс слову.
          Правила написания суффикса.
          Исключения и примечания.

          заря - зор-еньк (а), дорога – дорож-еньк (а), Саша – Саш-еньк (а)

        • Пишется, в существительных, образованных от существительных женского рода с суффиксом –ин(а) с помощью суффикса –к-:
        • снеж-инк (а), пуш-инк (а)

        • В словах не на –ин(а) (отличие от -ин+к-) образует существительные со значением лица (женский род, национальность, состояние):
        • беж-енк (а), монаш-енк (а), неж-енк (а), нещ-енк (а), француж-енк (а)

          Пишется в существительных, образованных от существительных на –ня, -на, у которых в Р.п. мн.ч. не пишется Ь на конце:

        • -онк- пишется после шипящих под ударением:
        • Пишется после шипящих под ударением:
        • волк – волч-Онок ()

          ключ-ик - ключ-ик (а), нож-ик – нож-ик (а)

        • Пишется, если гласная суффикса при склонении выпадает (в родительном падеже):
        • Пишется без ударения:

        • Пишется у существительных среднего рода с ударением на окончание (ударение идет после суффикса):
        • Пишется у существительных мужского рода (при склонении е выпадает):

          молод-ец – молод(а), гор-ец – гор(а)

          Пишется у существительных женского рода:

        • при образовании слов от существительных женского рода с основами на –иц, -ниц:
        • лестница – лестнич-к (а), луковица - лукович-к (а), лисица – лисич-к (а)

          семя – сем-ечк (о), ложка – лож-ечк (а), утро – утр-ечк (о),

          в именах собственных:

          Образует существительные со значением лица.

        • -чиц(а) - названия лиц женского рода с тем же значением
        • развед-чик , лет-чик , подпис-чик , смаз-чик , перебеж-чик ; развед-чиц (а), подпис-чиц (а)

          Прим., чередование согласных к, ч /т перед суффиксом –чик-:

          кабак - кабат-чик , добыча – добыт-чик

        • Образует существительные со значением лица– названия лиц мужского пола по профессии, роду занятий, по принадлежности к национальности, по месту жительства.
        • Пишется, если основа заканчивается на другие согласные (отличные от д, т, с, з, ж):
        • смен-щик , халтур-щик , дрессиров-щик .

          процент – процент-щик, асфальт -асфальт-щик.

        • Обозначает названия лиц женского пола по профессии, по месту жительства.
        • Пишется в словах среднего рода:
        • солн-ышк (о), дон-ышк (о)

        • Пишется в словах мужского и женского рода:
        • уменьшительно-ласкательное значение (иногда с пренебрежением)
        • Пишутся в словах всех трех родов:
        • бат-юшк (а), пол-юшк (о), зор-ющк (а);
          ум-ишк (о), пальт-ишк (о), страст-ишк (и)

          После суффиксов –ышк-, -ушк-, -юшк-, -ишк- пишется окончание :

            в существительных ср.р. и неодушевленных сущ. м.р – О:

          в сущ. ж.р. и одушевленных сущ. м.р – А:

        • Придает увеличительное значение.
        • дом – дом-ищ (е), друг - друж-ищ (е), пыль –пыл-ищ (а)

          окончание –Е (в сущ. м.р. и среднего рода):

      • В уменьшительно-ласкательных словах, образованных от существительных на ня с помощью суффикса –к-, буква Ь пишется, если она есть в родительном падеже множественного числа:
      • кухоньк а (кухонь), няньк а (нянь), песенк а (песен)

        В названиях лиц женского пола по профессии, роду занятий, по принадлежности к национальности, по месту жительства:

        Пишутся с буквой И

        крив-изн (а) от кривой),
        нов-изн (а)(от новый)

        шир-ин (а) от ширь,
        глуб-ин (а) , тиш-ин(а)

        больш-инств (о) (от большой), старш-инств (о) (от старший)

        Пишутся с буквой О

        беготн я (от бегать)

        болтовн я (от болтать)

        добр-от (а) (добрый), красота

        трус-ость (трусить), бережлив-ость (бережливый) , трудн-ость (трудный) , доступн-ость (доступный), нов-ость (новый)

        Пишутся с буквой Е

        нищ-ет (а)

        живуч-есть

        человеч-еств (о)

        -ён(о)к-, -ун(о)к-, -е(н)ств-, -(ов)ств-, -ив-, -ев-, -их,
        -ние (-ение), -ак, -ок, -ач, -лец, -тель

        Суффиксы для образования форм слов.

        темя- тем-ен (и), семя – сем-ен (и)

        мать – мат-ер -и, дочь – доч-ер -и;

        Неизменяемые суффиксы:

      • -от- :
      • крас-от(а), добр-от(а), наг-от(а), долг-от(а), топ-от

        -ость- :

        зависим-ость(), доверчиво-ость(), опас-н-ость(), лен-ость(), наруж-н-ость(), о-круж-н-ость()

        -есть- :

        -ни(е) [н’ий’] :

        -чик- :

        -тель- :

        -ени(е) [эн’ий’] :

        Чередующиеся суффиксы:

      • -ик-/-ек-
      • -иц-/-ец- и др.
      • Похожие темы:

        Комментарии (43)

        Здравствуйте!
        Разъясните, пожалуйста, доступным языком, когда выделяется суффикс ОЧК, а когда отдельно ОЧ К

      • звёзд-очк(а) образовано от звезд(а) , суффикс -очк- придает уменьшительно ласкательное значение. Проверка: ламп-очк(а), кофт-очк(а), лент-очк(а) - суффикс -очк- с уменьшительно-ласкательным значением.
      • булоч-к(а) - родственные слова: булк(а),(нет) булок(),булоч-н(ая) - здесь чередование к/ч в корне и беглая о, слов с корнем бул- нет, следовательно выделяем корень булоч-, окончание (а), остается суффикс -к- (-оч- - часть корня).
        Проверка существования такой морфемы: слова руч-к(а),нож-к(а)- суффикс -к- с уменьшительным значением.
        Аналогично: лавоч-к(а) (лавк(а)), тарелоч-к(а) (тарелк(а)), маеч-к(а) (майк(а)) .
      • дыр-оч-к(а) - родственные слова: дыр(а), дыр-к(а), вспоминаем про чередование к/ч в корне и беглую о и выделяем суффикс -оч-, суффикс - к- придает уменьшительное значение,т.е. дырочка - это маленькая дырка. Аналогично: чаш-еч-к(а) (чаш(а)-чаш-к(а)),труб-оч-к(а) (труб(а)-труб-ка)), тетрад-оч-к(а) (тетрадь()- тетрад-к(а)) .
      • ёл-оч-к(а) - родственные слова ель, ёл-к(а), ёл-оч-н(ый), следовательно выделяем корень ел’, суффиксы -оч- и -к-;
      • ласточк(а), сорочк(а) - очк - часть корня.
      • В каждом случае необходимо определять лексическое значение слова (смысл), часть речи, найти однокоренные слова.
        При выделении суффиксов в слове трудно определить их количество и границы.

        Алгоритм выделения суффикса

        На примере слова дневник

      • Выделить корень, окончание: дн-евник () - от день-дн(я)-дн(и) (др- - корень).
      • Перебрать родственные слова, которые имеют в своем составе оставшуюся часть слова -евник : дн-евн (ой) . Следовательно выделяем суффикс -евн- .
      • Ищем родственные слова с оствщейся частью -ик- в составе. Такого слова нет. Следовательно, -ик- составляет один суффикс.
      • Ответ: дн-евн-ик() - суффиксы -евн, -ик.
      • Проверить морфемный разбор можно с помощью Яндекс-словарей по русскому языку - Морфемно-орфографический словарь.

        После выделения суффикса (приставки) необходимо проверить существование такой морфемы. Здесь пригодятся списки суффиксов на сайте (суффиксы и приставки надо «знать в лицо») и подбор слов с этой морфемой с тем же значением.

        При ответе использовала книгу Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. (ISBN 978-5-8112-3912-2)

        Здравствуйте!
        Опять запуталась… не поняла я, почему в словах будоч-к(а), баноч-к(а), ватрушеч-к(а), веревоч-к(а) такие корни? как понять, что это не суффиксы очк и оч к? моя дочка учится в 3-ем классе, перешла в 4-й. Как можно это объяснить ребенку?

        спасибо
        с уважением
        Евгения

        Во всех случаях рассматриваем родственные слова для правильного выделения корня, окончания и других частей. Понимание того, от какого слова образовалось исследуемое слово, является важным для правильного определения морфем.

        Есть чередование к/ч : рук(а), руч-н(ой) -> корень -рук/руч- -> руч-к(а) .
        Есть беглые гласные : полк(а), (нет) полок(), полоч-н(ый) -> корень -полк-/-полок-/-полоч- -> полоч-к(а) ;

        Аналогично (-оч- - часть корня, суффикс -к-):
        булк(а), булок(), булоч-н(ая) -> корень -булк-/-булок-/-булоч- (нет слов c корнем -бул-) -> булоч-к(а) (-оч- -часть корня, суффикс -к-);
        веревк(а), веревок(), веревоч-н(ый) веревоч-к(а) -> корень -веревк-/-веревок-/-веревоч- -> веревоч-к(а)
        банк(а), банок(), баноч-н(ый) -> баноч-к(а)
        будк(а), будок() -> будоч-к(а)
        ватрушк(а), ватрушек(), ватрушеч-н(ая) -> чередование к/ч, беглая е в корне -ватрушк-/-ватрушек-/-ватрушеч- -> ватрушеч-к(а);
        куртк(а), курток(), курточ-н(ая) -> курточ-к(а);

        Случаи, когда в слове есть суффикс -оч- и суффикс -к-:
        Дюймово-оч-к(а) - уменьшительно-ласкательное к дюймов-к(а);
        дыр-оч-к(а): дыр(а), дыр(ы) -> корень -дыр-; есть родственное слово дыр-к(а) (суффикс -к-), так как дырочка - это небольшая дырка, то выделяется суффикс -оч- (цепочка образования слов: дыр(а) -> дыр-к(а) -> дыр-оч-к(а))

        Аналогично:
        рам(а) -> рам-к(а) -> рам-оч-к (а), но может быть рам(а) ->рам-очк (а);
        тетрадь -> тетрад-к(а) -> тетрад-оч-к (а), но может быть разбор тетрадь -> тетрад-очк (а)
        нить -> нит-к(а) -> нит-оч-к (а), но нить -> нит-очк (а)
        сеть -> сет-к(а) -> сет-оч-к(а);
        ел-к(а) -> ёл-оч-к (а), но ель -> ёл-очк (а);
        игла -> игол-к(а) -> игол-оч-к (а), но игла -> игол-очк (а)

        Трудность в том, что при морфемном анализе слова могут соотносится с разными производящими словами, а, следовательно, и морфемы выделяются по-разному.

        В слове - однозначно суффикс -очк-:
        кофт(а) -> кофт-очк(а), нет слова «кофтка»;
        лент(а) -> лент-очк(а)

        Другие примеры:
        лист-оч-к(и) Ольга

        объясните, пожалуйста, почему: ленточка - однозначно с суффиксои -очк-? а не оч+к? ведь ленточный= лент+оч? тогда ленточка= лент+оч+к?

        лент\очн\ый - -очн- суффикс прилагательного, привносит значение «обладающий указанным признаком, качеством», используется для образования прилагательных с этим значением, напр., один\очн\ый (от один), карт\очн\ый (от карта).

        спасибо. так как же это запомнить, когда разбираешь слова на составные части (егэ) , чтобы определить оч+к или очк?

        Чтобы понять из каких частей состоит слово, надо изменить форму слова, просмотреть родственные слова, подумать как образовалось слово. Тогда всё будет понятно.

        Напишите, пожалуйста, как разобрать пр составу слово хлебушек. Суффикс -ушек- ?

        Можно проверять правописание, смотреть толкование и морфологический разбор слов с помощью Яндекс-словарей: yandex.ru -> Словари.

        Здравствуйте, скажите,пожалуйста, какие или какой суффикс у слова собачонка и почему?

      • Изменяем слово: собаки, к собаке, у собаки - корень собак-; собач-ий - в корне чередование к/Ч.
      • собач/онк/а - корень собач- (собак-), суффикс -онк-
      • Для проверки правильности выбора суффикса подбираем другие слова с таким же суффиксом: душонка (душа), ручонка (рука), т.е. такой суффикс -онк- существует и придает уменьшительно-уничижительное значение слову.
      • Ответ: собач/онк/а - корень собач- (собак-), суффикс -онк-, окончание -а
      • По словарю морфем (Ефремовой):
        онк-(а). Суффикс; = -ёнк-(а), -ёнк-(и) Формообразовательная единица, образующая 1) имена существительные мужского и женского рода с уменьшительно-уничижительным или с уменьшительно-ласкательным значением (душонка, избёнка, лошадёнка, ручонка…)

        Здравствуйте! Есть слово «неверие». К нему нужно найти слово, образованное по той же словообразовательной модели, что и слово «неверие»: основа существительного + префикс не- и суффикс -и[j]- -> образуется существительное со словообразовательным значением «отсутствие того, что названо производящим словом» (производящее слово «вера»). Помогите пожалуйста.

        незнание, неумение, нежелание, непослушание, непонимание, неприятие

        Спасибо большое! Подошло одно слово - неприятие!

        Русский язык без проблем

        Об орфографическом разборе см. страницу

        Правописание суффиксов существительных

        но н ожичек , орешек

        а суф. -иц- а бывает только в словах ж.р.

        но платьице , креслице

        -енк- а пишется в словах, от сущ., с основой в род. пад. множ. числа на -ен

        льдин а – льдин ка;

        деревень – деревень ка, кухонь – кухонь ка

        -юшк- пишется также в словах ср.р. с мягкой основой;

        -ышк- – в словах ср.р. с твердой основой,

        -ишк- – в словах с мягкой основой;

        всегда пишется окончание в ж.р.,

        в муж.р. в одушевленных , в неодуш. –

        в ср.р. всегда пишется окончание

        поле – полюшк о

        горе – горюшк о

        солнышк о, перышк о

        воришк а, трусишк а головушка , волюшка сынишка , хлебушко стёклышко , крылышко

        в остальных случаях пишется -ечк- а

        -ёнок (-онок)

        в словах женского рода окончание

        мягкий знак пишется только после буквы л

        НЕСТАНДАРТНЫЕ СЛУЧАИ ОБРАЗОВАНИЯ

        МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

        опёнок опят, а маслёнок маслят а

        болгарин болгары , татарин татары

        -ов-, -й-

        имя имен а , чудо чудес а

        сын сынов [й’ а] лист- [л’ис’т’й’ а],

        grammatika-rus.ru

        Правописание суффиксов существительных

        Этот видеоурок доступен по абонементу

        У вас уже есть абонемент? Войти

        На этом уроке мы рассмотрим правописание суффиксов имен существительных. К суффиксам, написание которых регламентируется определенными правилами, относятся суффиксы -ек- и —ик -, -чик — и —щик -, -ок- и -ек -, -оньк- и -еньк -, -ец- и —иц -. Рассмотрим правила написания этих суффиксов и узнаем о словах-исключениях.

        Правописание большинства суффиксов существительных

        Большинство суффиксов имён существительных пишутся всегда одинаково (без изменения в разных словах). Пример таких суффиксов:

        желт а, тиш а, прочн , пуст а, бег я, болт я

        Однако в русском языке существуют суффиксы, правописание которых подчиняется определённым правилам.

        Правописание суффиксов -ек- / -ик- (-чик-)

        Если при склонении слова гласная из суффикса выпадает, то это суффикс -ек- . А если при склонении существительного гласная не выпадает, а сохраняется, то это суффикс -ик- или -чик- .

        Например: ключ ключ а

        сарай – сарай а

        лист – лист а

        замоч – замоч а

        Правописание суффиксов —чик- / -щик-

        Суффикс -чик- пишется у существительных, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ш . Например, вклад , автомат , смаз , перебеж , разнос .

        Суффикс -щик- пишется в существительных, основа которых заканчивается не на: д, т, з, с, ш . Например, фонар , камен , барабан , дрессиров .

        Запомнить данные согласные поможет предложение: «Здесь жить!» . Слова в этом предложении состоят из необходимых нам согласных.

        Правописание суффиксов —ок-, -ек-, -оньк-, -еньк-, -онок-

        В суффиксах существительных -ок-, -ек-, -оньк-, -еньк- , -онок- после шипящих и ц под ударением пишется о , согласно произношению. В безударном положении в этих суффиксах после шипящих будет писаться е .

        Например: звоноч (суффикс находится в безударном положении, поэтому пишем е ); крюч (суффикс находится под ударением, поэтому пишем о ), горош , друж , собач а, доч а.

        Правописание суффиксов —ец- / -иц-

        Правописание суффиксов -ец- / -иц- зависит от рода существительного, в котором пишется этот суффикс.

        Суффикс -ец- пишется у существительных мужского рода , например: красав , брат , мороз .

        Суффикс -иц- пишется у существительных женского рода , например: красав а, метел а.

        При склонении суффикс -ец- теряет гласную е, например: красав а, брат а.

        А в суффиксе -иц- при склонении гласная и сохраняется, например: нет красав ы, нет метел ы.

        У существительных среднего рода выбор суффикса -ец- / -иц- зависит от ударения.

        Если ударение падает на окончание, то в слове среднего рода надо писать суффикс -ец- , например: письм .

        Если ударение предшествует суффиксу, то надо писать суффикс -иц- , например: кр сл е.

        Правописание суффиксов -оньк- / -еньк- , стоящих не после шипящих

        Суффиксы -оньк- / -еньк- не всегда используются после шипящих.

        Суффикс –оньк- пишется у существительных после твёрдых согласных , например: берёз а, Лиз а, лис а.

        Суффикс -еньк- пишется только после мягких согласных или после шипящих , например: Вал а, туч а, Зо а.

        Исключения из этого правила : за а, па а, ба и.

        От слов мама, папа образуются формы только с суффиксом -еньк- : маменька, папенька. Формы папанька и маманька являются просторечными, а значит, ненормативными .

        Написания типа Анниньк а, Лизаньк а, Марфиньк а, полосыньк а, встречающиеся в произведениях художественной литературы, являются ненормативными, так как суффиксов -аньк-, -ыньк-, -иньк- в современном русском языке нет.

        Правописание гласных в суффиксах существительных, образованных от глаголов

        После шипящих под ударением в суффиксах существительных, образованных от глаголов, нужно писать гласную ё . Например: ночёвка, корчёвка.

        Домашнее задание

        1) Вставьте пропущенные буквы.

        В училище готовили шлифов…иков, набор. иков и переплёт…иков.

        Смаз. ик смазал колёса вагона.

        Фонар…ик зажёг старые фонари.

        Извоз…ик перевозит людей.

        Камен. ик, стеколь. ик и водопровод…ик ремонтировали дом.

        Рез…ик по дереву работал с краснодерев…иком, гранит…иком и облицов. иком.

        2) Когда в суффиксах существительных пишется -ек-, а когда -ик- (-чик-)?

        3) Вставьте пропущенные буквы.

        Замоч…к, письм…цо, солом…нка, монаш…нка, полос…нька, хорош…нький, луж…ца, владел…ца, грузч…к, разносч…к, помощн…к, за…нька, строень…це, плать…це, лис…нька, топл…во, жар…во, докладч…к, рассказ…ц, дружоч…к, подароч…к, мешоч…к, шалаш…к, сарафанч…к, ул…чка (улица), умн…чка, сем…чко, врем…чко, баб…нька, Лиз…нька, Саш…нька, Зо…нька, солн. шко, пер…шко, своячен…ца, плохое здоровь…чко, горл…нка, толстолоб…к, тон…нький, ткач…ство, себялюб…ц.

    1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. М.: Просвещение, 2008.
    2. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. М.: Дрофа, 2008.
    3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2010.

    Существительные с суффиксом –ок, написание суффикса –ок после шипящих

    (урок открытия новых знаний)

    I Самоопределение к деятельности (орг. момент)

    Здравствуйте, ребята. Садитесь.

    К какому уроку надо было подготовиться? Верно.

    Что у вас должно быть подготовлено к уроку русского языка? (Учебник, рабочая тетрадь, пенал).

    Итак, начинаем урок русского языка.

    II Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

    Сейчас мы посмотрим отрывок из мультфильма «В стране невыученных уроков».

    Как вы думаете, зачем мы просмотрели этот отрывок из мультфильма? (Вспомнили тему: «Правописание суффиксов -ек/-ик в именах существительных»)

    Давайте еще раз вспомним правило правописания суффиксов существительных -ек/-ик

    (слайд №1).

    Посмотрите на слова (слайд №2). Что необходимо сделать? (Вставить пропущенные буквы).

    Давайте выполним это задание. Итак, первое слово. Какая гласная пропущена?

    Запишем это слово, выделим суффикс.

    Хорошо. Молодцы.

    Посмотрите, ребята, на данные слова (слайд №3). Что заметили? (Пропущены буквы).

    Давайте попробуем вставить пропущенные буквы.

    Хорошо. Вчера это же задание выполнил другой ученик. Давайте посмотрим, как он это сделал (слайд №4).

    Он верно выполнил задание?

    III Постановка учебной задачи.

    Можем ли мы сейчас с вами ответить на этот вопрос? (Затрудняемся).

    Почему? Что мы не знаем?(Не знаем, как правильно написать эти слова. Не знаем, какую гласную необходимо написать).

    В какой части слова неясное написание? (В суффиксе).

    Какой частью речи являются эти слова (Это имена существительные).

    Как бы вы хотели назвать тему нашего урока?(Правописание гласных после шипящих в суффиксах существительных).

    Какую цель мы поставим перед собой? Чему мы будем учиться? (Будем учиться писать суффиксы в им. сущ. после шипящих).

    Давайте откроем учебник и посмотрим, как назвал автор тему урока. Прочитаем.

    IV Построение проекта выхода из затруднения (открытие/алгоритм).

    Открываем тетради, записываем число, классная работа (слайд №5).

    У вас на столе лежат карточки (слайд №6). Возьмите карточку №1, прочитаем задание (запишите слова, обозначьте суффиксы, поставьте ударение).

    Назовите звуки перед суффиксом –ок (ч, ш, ж).

    Что общего у этих звуков? (Они согласные, шипящие).

    Охарактеризуйте, дайте им характеристику по твердости/мягкости (ч – всегда мягкий, ж, ш - всегда твердые).

    Какой вывод можем сделать? Какая гласная пишется в суффиксе имен существительных после шипящих? (В суффиксах им. сущ. после шипящих под ударением пишется буква о).

    Проверьте свои предположения, прочитав правило в учебнике на с. 20 (читают правило) (слайд №7).

    Составим алгоритм.

    Шаг 1. Ставлю ударение.

    Шаг 2. Нахожу суффикс.

    Шаг 3. Если суффикс находится под ударением, пишу букву о.

    Так о каком суффиксе мы сегодня будем говорить на уроке? (О суффиксе –ок в им. сущ.).

    Как правильно звучит тема урока? (Существительные с суффиксом –ок, написание суффикса –ок после шипящих).

    Физминутка (слайд №8).

    V Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    Давайте еще раз проговорим, какая гласная пишется в суффиксах сущ. после шипящих под ударением.

    Выполним задание, сделав которое вы узнаете часть пословицы, которую мы соберем, справившись со всеми заданиями.

    Работаем с карточкой №2. Необходимо изменить слова по образцу (слайд №9).

    (выполняют вместе, с комментированием, записываем в тетрадь, ставим ударение, выделяем суффикс) после последнего слова слайд №10.

    Что произошло в словах? (Чередовании [г] // [ж], [к] // [ч]).

    (Получают карточку – с мешок).

    VI Самопроверка по эталону.

    1)- Сейчас вы будете выполнять задание в паре со своим соседом. Карточка №3.

    Что необходимо сделать? (Добавить суффиксы –ек, -ок).

    Проверяем.

    Хорошо. Молодцы. Вы получаете следующую часть пословицы (а слов).

    2) Работа по рядам.

    Переходим к работе с карточкой № 4. 1-ому ряду необходимо выписать в тетрадь слова, состоящие из корня и окончания; 2-ому – слова, состоящие из корня, суффикса и окончания и 3-ему ряду выписать слова, состоящие из корня двух суффиксов и окончания. Окончания могут быть и нулевыми. Помните об этом.

    Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке:

    снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг.

    (Приложение 1 . Слайд 8. Проверка)

    снег
    снежок
    снежочек

    вечер
    вечерок
    вечерочек

    свист
    свисток
    свисточек

    звон
    звонок
    звоночек

    шаг
    шажок
    шажочек

    Молодцы, справились с заданием. Вы получаете последнюю часть пословицы.

    3)Давайте попробуем теперь составить пословицу (Дел на вершок, а слов с мешок).

    Запишите пословицу в тетрадь.

    Как вы ее понимаете?

    Исторически: вершок – от слова верх (росток), старорусская мера длины равная примерно 4,5 см; мешок – маленький мех. Сейчас эта связь утеряна (произошло упрощение состава слов: вершок, мешок – корни).

    4)- Сейчас вы будете выполнять задание в паре со своим соседом. Карточка №5. В этом тексте необходимо исправить допущенные ошибки.

    Ребята пришли на лужОк и стали играть в мячИк. С ними был верный пес ДружОк. Вдруг пошел дождИк.

    (слайд №11).

    Вернемся к началу урока. Какие же буквы мы должны здесь вставить? (слайд №12).

    VIII Рефлексия.

    Какую цель мы ставили в начале урока? (Учиться писать суффиксы в им. сущ. после шипящих).

    Достигли ли мы данной цели? Каким образом? (Выполняя задания).

    Что нового вы сегодня узнали на уроке русского языка? (В суф. Им. сущ., корни которых оканчиваются на шипящий, пишется буква о, если суффикс стоит под ударением).

    Какие задания вам понравились больше?

    (Слайд №13).

    Поднимите кружок соответствующего цвета:

    Зеленый: узнал для себя что-то новое, справился с заданиями

    Желтый: узнал для себя что-то новое, справился с заданиями, но некоторые из них вызвали затруднения

    Красный: ничего нового не узнал, не справился с заданиями

    Оценки за урок.

    (Слайд №14) Домашнее задание: выучить правило стр. 98, упр.№59, 60 (ТПО).

    Похожие публикации