С кем сравнивает поэт степь никитин. Рабочие материалы

Тема:
Цель:
Н. Носов «Заплатка».научить работать над правильным и выразительным чтением, через развитие понимания содержания и понимания эмоционального настроения; учить делить текст на части и составлять план рассказа; воспитывать трудолюбие, умение преодолевать трудности; прививать интерес к чтению.
Ход урока
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Рассказ детей о Н. Н. Носове и выставка книг, которые они прочитали.Николай Николаевич Носов - детский писатель. Родился в городе Киеве в семье актера. Прежде чем стать писателем, он был продавцом газет, землекопом, возчиком бревен, чернорабочим. После окончания института кинематографии, он почти 20 лет работал режиссером, поставил немало научных и мультипликационных фильмов. Он писал рассказы о детях вашего возраста. Они рождают веселое настроение и заставляют задуматься о своем поведении.
Николай Николаевич Носов не собирался становиться писателем. Он работал в кино. Но однажды он сочинил для сына-дошкольника и его друзей маленькие забавные рассказы. Детям нравились эти рассказы, и с этого времени он стал служить литературе.
Книги Николая Николаевича Носова называют энциклопедией детской жизни.
Посмотрите на выставку книг. В этих книгах живут фокусники и фантазеры, изобретатели и простофили. Мягким юмором проникнуты рассказы «Живая шляпа», «Огурцы», «Клякса»,«Бобик в гостях у Барбоса» и другие.
III. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Одна из книг писателя так и называется "Заплатка". С этим замечательным произведением мы познакомимся сегодня на уроке.
А что такое заплатка? (Лоскут ткани, пришиваемый на порванное место.)
Вы когда-нибудь пришивали заплатку? А как вы думаете, легко ли это сделать?
IV. Ознакомление с текстом
1 Чтение рассказа учителем.2 Беседа по тексту.
Понравился ли вам рассказ? О чем узнали прослушав его?
На сколько законченных частей вы разделили бы текст? Обоснуйте свой ответ.
3 Чтение рассказа детьми.4 Работа над текстом
5 Словарная работа
Заплатка - в основе слова лежит древнерусское слово плат, что означает кусок материи, от этого слова образовались слова плавок, платье, заплатка.
Защитный цвет - цвет серовато-зеленый (военная форма).
Чернильный карандаш- карандаш, который при смачивании пишет как чернила.
Досада - чувство раздражения, недовольствия вследствие неудачи, обиды.
6 Составление плана
сейчас мы с вами будем читать по частям и озаглавливать каждую часть.
1 часть:
Почему зеленые штаны так нравились мальчику? (Ни у кого таких штанов не было.)
Как можно озаглавить? («Замечательные штаны».)
часть:
Какое настроение было у Бобки, когда он порвал штаны?
Как встретила его мама? Почему?
Что решил делать Бобка? Как озаглавим? («Дырка».)
часть:
Как Бобка вел себя с ребятами?
Кого он винил во всем?
Почему же Бобке стало стыдно?
Как озаглавим эту часть? («Бобке стало стыдно».)
часть:
Как Бобка пришил заплатку в первый раз?
С чем сравнивает автор?
Почему Бобка стал переделывать?
Как это может охарактеризовать Бобку?
Как выглядела заплатка во второй раз?
Назовите эту часть. («Нелегкое дело заплатка».)
часть:
Почему ребята похвалили мальчика?
Понравилось ли Бобке все делать самому?
Как назовем эту часть? («Хорошая работа».)
План рассказа
Замечательные штаны.
Дырка.
Бобке стало стыдно.
Нелегкое дело заплатка.
Хорошая работа.
Какой вывод можно сделать? (Ценят тех людей, которые умеют делать все самостоятельно, хорошо и красиво, а не кое-как.)
7 Физкультминутка
V СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ
Работа в группах
группа: составьте пиктограммы к плану текста.
группа: подберите пословицу, которая подходит по смыслу к содержанию рассказа.
группа: подберите слова, характеризующие Бобку в начале рассказа и в конце.
VI ИТОГ УРОКА
Чему учат рассказы Носова? (Ответы учащихся.)
(Учащиеся подводят итог урока, дополняя предложения.)
Мне понравилось...
За что бы я себя похвалил...

тема урока: ИВАН САВВИЧ НИКИТИН. «ПОЛНО, СТЕПЬ МОЯ, СПАТЬ БЕСПРОБУДНО...»

Цели: начать знакомить учащихся с поэзией И. С. Никитина, показать красоту, образность стихотворений И. С. Никитина; воспитывать любовь к русской природе; работать над развитием красивой, правильной речи.

Ход урока

    Организационный момент.

Я рада нашей новой встрече,

Мне с вами интересно, друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

II. Проверка домашнего задания.

На доску вывешиваются рисунки учащихся, выполненные к стихотворению А. Фета А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...».

Посмотрите на это бескрайнее золотое море.

Что хотите сказать?

Какие мысли навевает эта работа? О чем заставляет задуматься? (О людях, которые вырастили хлеб, их нелегком труде.)

Да, труд пахаря нелегок, но как радостно на сердце, когда видишь картину, подобную той, какую изобразил А. Фет в своем стихотворении.

Перечитаем стихотворение еще раз.

Учащиеся выразительно читают или рассказывают наизусть стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой...».

Начнем урок со стихотворных строк, которые вы наверняка слышали.

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят...

или другие:

Здравствуй, гостья зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям...

Их написал Иван Саввич Никитин.

III. Работа над произведениями.

Послушайте стихотворение «Полно, степь моя, спать беспробудно...».

Учитель выразительно читает стихотворение.

Каким настроением проникнуто стихотворение?

Что представало вашему взору, когда вы слушали эти строки?

Какие сравнения использует поэт?

Как обращается поэт к степи?

Какие строчки вам особенно понравились? Прочитайте их.

Упражнение в чтении стихотворения.

Физкультминутка

IV. Итог урока.

С каким настроением уходите с урока?

Что особенно понравилось, заинтересовало?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения И. С. Никитина «Полно, степь моя, спать беспробудно...» (с. 66–67, часть 1-я), выучить наизусть 2-ю и 5-ю строфы стихотворения «Полно, степь моя, спать беспробудно...», сделать рисунок к стихотворению.

Педагогические задачи: создать условия для овладения навыками работы над лирическим произведением; совершенствовать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения; способствовать развитию умения переводить информацию, воспринятую на слух, в зрительные образы и обратно в словесную форму; образного мышления, творчества, воображения; обогащению словарного запаса; фор-мированию навыка словесного рисования; содействовать воспитанию любви к малой Родине, умения видеть прекрасное в поэзии

Просмотр содержимого документа
«3 класс. Литературное чтение. ТЕМА. РУССКИЕ ПОЭТЫ XIX–XX ВЕКОВ. ОБНОВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ, ОТРАЖЕННОЕ В СТИХАХ И. С. НИКИТИНА «ПОЛНО, СТЕПЬ МОЯ, СПАТЬ БЕСПРОБУДНО…»»

3 класс. Литературное чтение.

тема. Русские поэты XIX–XX веков. Обновление природы, отраженное в стихах И. С. Никитина «Полно, степь моя, спать беспробудно…» (учебник, с. 66–67)

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для овладения навыками работы над лирическим произведением; совершенствовать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения; способствовать развитию умения переводить информацию, воспринятую на слух, в зрительные образы и обратно в словесную форму; образного мышления, творчества, воображения; обогащению словарного запаса; формированию навыка словесного рисования; содействовать воспитанию любви к малой Родине, умения видеть прекрасное в поэзии

Планируемые результаты

Предметные:

научатся пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя; находить в произведении средства художественной выразительности(сравнение, олицетворение); читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному

Метапредметные: познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, выявляют основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности; регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои действия с заданной задачей; читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы; коммуникативные: находить нужную информацию через беседу со взрослыми, учебные книги, словари, справочники, энциклопедии

Личностные:

знают наизусть стихотворения о Родине, красоте ее природы, читают их выразительно, передавая самые позитивные чувства к Родине

Образовательные ресурсы: слайды весенней природы (лес, степь, сад), портрет И. Никитина

Ход урока

Этап урока

Деятельность учащегося

I. Проверка
домашнего
задания

1. Организует выставку детских работ (перед началом урока).

2. Дает оценку выразительному чтению стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»

Выразительно читают стихотворение, анализируют детские работы, представленные на выставке

II. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи

– Рассмотрите картины природы. Какое время года на них изображено? Докажите это. Прочтите тему урока и попробуйте сформулировать учебную задачу.

– Да, сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством русского поэта И. С. Никитина, будем определять, какими художественными средствами передает поэт настроение весны, учиться выразительному чтению

Выдвигают предположения, аргументируют.

Формулируют учебную задачу.

Внимательно слушают

III. Изучение нового материала.

1. Биография
И. С. Никитина.

– Иван Саввич Никитин родился в Воронеже, отец его был купцом – владельцем свечного завода. Мальчик учился в училище, но закончить его не удалось, потому что отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Маленькому Ивану пришлось испытать все проблемы взрослого человека: зарабатывать на хлеб, отказаться от юношеских увлечений. Стихи начал писать рано, но не печатал их, так как не был уверен в успехе. Но уже первое напечатанное стихотворение «Русь» принесло ему известность и открыло дорогу в мир литературы.

Слушают рассказ учителя.

2. Работа над стих И. С. Никитина

«Полно, степь моя, спать …»:

– Какие чувства испытываете вы после прослушивания этого стихотворения?

– Как вы можете описать ваше настроение?

– Какое настроение бывает у природы с приходом весны? Радостное или печальное?

– Найдите в тексте картины природы, прочтите описание.

Высказывают свое мнение.

1) Первичное чтение стихотворения учителем.

– Посмотрите слайды о весне.

– Поэт пишет о весне в степи. Рассмотрите картины степи. Какие характерные особенности заметили?

– О степи.

Рассматривают и описывают содержание картин.

2) Работа со словарем.

– Найдите в словаре определение степи.

Зачитывают определение: степь – равнина, поросшая травянистой растительностью. Характерная особенность – отсутствие леса.

– Объясните значение слов: в угоду косцам – сделать приятное, угодить; полно (спать беспробудно) – хватит;

ковыль – степная трава; копны – небольшой округлый стог сена.

3) Анализ произведения

– Местом действия поэт выбрал степь. Подобные пейзажи привлекают своей скромной прелестью, раздольем, строгостью и степенностью.

– Прочтите весь текст методом «жужжащего чтения».

К кому обращается поэт?

– Какие строчки стихотворения доказывают, что степь в изображении автора живая?

– Как называется этот художественный прием?

– Какие картины природы сменяют друг друга?

– Как бы вы озаглавили стихотворение? Почему?

– К степи.

– Олицетворение.

– 1-я картина – степь должна пробудиться и умыться росою, нарядиться в цветы;2-я картина – наступление весны, летят журавли караваном, ручьи по оврагам шумят;3-я картина – небо с плывущими тучами

IV. Проверка знаний

1. Предлагает собрать пословицы и поговорки из половинок текста:

Один весенний день… …всем красна.

Матушка весна… …весну принесла.

Вода с гор потекла… …год кормит.

2. Дает задание поработать в парах и зачитать приметы весны

Составляют пословицы, объясняют скрытый смысл пословиц.

Обсуждают задание
в парах, предлагают

совместную версию

V. Домашнее задание

Разделить весь текст на части, записать в рабочей тетради на с. 33

Уточняют задания, принимают к сведению информацию

VI. Итог урока. Рефлексия

– Что понравилось на уроке? Что открыли для себя нового?

– Как оцениваете свое участие в уроке?

Дают оценку своей работе, анализируют активность участия

И.С. Никитин. «Полно степь моя, спать беспробудно...»

Тема урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством И.С. Никитина, с его стихотворением «Полно степь моя, спать беспробудно...»; прививать любовь к природе, к слову.

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Речевая разминка.

Вёз на горку Саня за собою сани. Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

    Прочитайте «жужжащим» чтением.

    Почему слово «Саня» и «сани» написаны по-разному?(Одно слово означает имя, а другое

предмет, на котором катаются.)

    Назовите знакомые части речи. (Дети называют глаголы: вёз, ухал; имя существительное-горку, Саня, сани; предлоги - на, за, с; местоимение - собою.)

    Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы. (Дети читают.)

    Прочитайте с утвердительной интонацией на глаголах.

    Прочитайте с восклицательной интонацией на глаголах.

    А теперь скороговоркой.

    III. Введение в тему. Знакомство с творчеством поэта И.С. Никитина.

1.Учитель читает стихотворение И.С. Никитина «Утро».

УТРО

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом,- на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок, воду морщит-рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.

Далеко-далеко колокольчик звенит.

Рыбаки в шалаше пробудилися.

Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут...

А восток всё горит-разгорается.

Птички солнышка ждут, птички песни поют,

И стоит себе лес, улыбается.

Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло,

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло.

Едет пахарь с сохой, едет - песню поёт,

По плечу молодцу всё тяжёлое...

Не боли ты, душа! Отдохни от забот!

Здравствуй, солнце да утро весёлое!

2.Знакомство с биографией поэта.

    Понравилось вам стихотворение? А знаете, кто его написал? Его написал Иван Саввич Никитин. (1824-1861) - русский поэт XIX века.

    Никитин Иван Саввич (21.9.1824 года, Воронеж - 16.10.1861 года, Воронеж) - известный поэт.

    Родился в Воронеже в семье купца и владельца небольшого воско-белильного завода. В восьмилетнем возрасте он поступил в духовное училище, затем в Воронежскую cеминарию (1834–1843), где у него пробудился интерес к литературе, в это же время начинает писать первые стихи. В 1854 - 55 публикует стихи "Бурлак", "Жена ямщика", "Уличная встреча". За этим последовала поэма "Кулак", такие стихи, как "Ночлег в деревне" (1857 - 58), "Пахарь" (1856), "Нищий" (1857), "Пряха" (1858), "Поминки", "Мать и дочь"(1860). На стихи Никитина создано свыше 60 романсов и песен русскими композиторами. В 1859, после успеха его второго сборника, Никитин приобрел книжную лавку, ставшую центром литературно-общественной жизни Воронежа. Но жизненные силы были на исходе, Никитин заболел чахоткой и 16 октября (28 н.с.) скончался в Воронеже.

    Захотелось вам прочитать другие стихи Ивана Никитина?

    Давайте отдохнём, а потом продолжим работу.

    IV. Физкультминутка

    V. Новая тема

    1. Работа над стихотворением « Полно степь моя, спать беспробудно...»

    Откройте учебник на странице 66. Посмотрите на портрет писателя... Прочитайте имя поэта. (Иван Саввич Никитин.)

          * * *

    Полно, степь моя, спать беспробудно:

    Зимы-матушки царство прошло,

    Сохнет скатерть дорожки безлюдной,

    Снег пропал, - и тепло и светло.

    Пробудись и умойся росою,

    В ненаглядной красе покажись,

    Принакрой свою грудь муравою,

    Как невеста, в цветы нарядись.

    Полюбуйся: весна наступает,

    Журавли караваном летят,

    В ярком золоте день утопает,

    И ручьи по оврагам шумят.

    Белоснежные тучки толпами

    В синеве, на просторе, плывут,

    По груди у тебя полосами,

    Друг за дружкою, тени бегут.

    Скоро гости к тебе соберутся,

    Сколько гнёзд понавьют, - посмотри!

    Что за звуки, за песни польются

    День-деньской от зари до зари!

    Там уж лето… ложись под косою,

    Ковыль белый, в угоду косцам!

    Подымайся, копна за копною!

    Распевайте, косцы, по ночам!

    И тогда, при мерцанье румяном

    Ясных зорек в прохладные дни,

    Отдохни, моя степь, под туманом,

    Беззаботно и крепко усни.

    (Октябрь) 1854

    Понравилось вам стихотворение? А чём оно? (Оно о том, как наступает весна.)

    2. Беседа по прочитанному.

    Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина?

    Опишите их.(Первая картина о том, как степь должна пробудится и умыться росою. Как она принакроется травой, нарядится в цветы, ка невеста. Т. е. Первая картина о том, как степь расцветёт. Вторая картина о наступлении весны. Летят журавли, ручьи по оврагам шумят. Третья картина - картина неба, по которому плывут тучки.)

    К кому обращается поэт? (Поэт обращается к степи.)

    Согласны ли вы, что поэт изображает степь ка живую? Докажите.(Да поэт изображает степь ка живую. Он обращается к ней:

    Степь моя, полно спать беспробудно,

    Пробудись и умойся росою,

    В ненаглядной красе покажись.

    Принакрой, нарядись,

    полюбуйся...)

    Как бы вы озаглавили стихотворение? (Предложение детей.)

    Ребята, а все ли выражения вам были понятны в тексте?

    Объясните значение слов:

    ПОЛНО (спать беспробудно)- значит, хватит,

    КОВЫЛЬ- это степная трава.

    В УГОДУ КОСЦАМ- удовлетворить косцов,сделав им приятное (хорошей травой).

    КОПНА- небольшой округлый стог сена,снопов.

    3.Подготовка к выразительному чтению.

    Подумайте в каком темпе вы будете читать стихотворения: в быстром,чётко, громко произнося слова, или напевно, медленно.(Будем читать медленно,напевно.)

    4.Выразительное чтение стихотворения.

    VI. Итог урока

    С творчеством какого поэта познакомились на уроке?

    О чём стихи Ивана Никитина?

    Домашнее задание.

Конспект урока по литературному чтению.
УМК: Школа России
Учебный предмет: Литературное чтениеКласс 3 А Дата проведения: 3.10.2017Тема урока: И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»Цель урока: познакомиться со стихотворениями И. С. НикитинаПланируемые достижения:Предметные: Знания: формировать сведения о поэте; формировать теоретические понятия: жанр, род, выразительные средства.Умения: читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Метапредметные:Регулятивные УУД:1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.2. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;Познавательные УУД:1.Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; текст- иллюстрация); строить рассуждения.2. Ориентироваться на развороте учебника3. Находить ответы на вопросы в учебнике.Коммуникативные УУД:1.Развиваем умение слушать и понимать других.2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.3.Оформлять свои мысли в устной форме.Личностные УУД:1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.Ресурсы:
-для учителя: конспект урока, учебник, проектор, презентация
-для ученика: учебник.
Ход урока:
Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность ученика Время
Самоопределение к деятельности (организационный момент)
Личностные УУД:
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Здравствуйте! Садитесь.
Сейчас у нас урок литературного чтения. Сегодня на уроке вам понадобятся ваши знания, умения и внимание.
Ребята, сегодня на уроке мы продолжим с вами открывать интересные и любимые страницы книги, но, чтобы найти в произведении что-то интересное, каким должен быть читатель?
Я всем вам желаю быть внимательными и думающими читателями.
Здравствуйте.
Думающим, внимательным. Актуализация знаний
Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:



Личностные УУД:

Ребята, какой раздел учебника изучаем?
-Какие произведения прочитаны вами из этого раздела?
-Какое произведение понравилось больше всего? Чем?
-Какое домашнее задание было вам задано?
Опрос домашнего задания.
-Почему ты выбрал именно эту интонацию?
-Что помогает стихотворению быть таким красивым? Какие средства выразительности речи?
-Выберите нужное: эпитет, сравнение, олицетворение.
-Почему так думаешь? Поясни.
-Что такое эпитет, сравнение, олицетворение?

Беседа об авторе.- Сегодня на уроке мы вновь встретимся с удивительным поэтом, который тонко чувствовал природу, умел радоваться любым ее проявлениям. Поэтическая тетрадь
«Весенняя гроза», «Листья», «Мама! Глянь-ка из окошка», «Зреет рожь над жаркой нивой»
Ответы детей
Выучить стихотворение поэта А. А. Фета.
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Эпитет – это красочные прилагательные.
Сравнение – это троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому - либо общему для них признаку.
Олицетворение – это выражение, дающее представление о каком-либо понятии или явлении путем изображения его в виде живого лица,
наделенного свойствами данного понятия
Постановка и решение проблемы
Регулятивные УУД:
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
1.Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3.Оформлять свои мысли в устной форме. Посмотрите на слайд, что на нем изображено?
Что такое степь?

Степь - это равнина, поросшая травянистой растительностью, в умеренных и субтропических зонах Северного и Южного полушарий. Характерной особенностью степей является отсутствие или очень малое количество деревьев.
Степь, это довольно однообразный пейзаж, там нет ни гор, ни лесов.
Как вы думаете, что бы мог написать поэт о степи? Какое бы он сочинил стихотворение, скучное или радостное, интересное или не очень интересное?
Хотелось бы вам узнать, как бы звучала степь в стихотворении?
Давайте узнаем, так ли это. А для этого познакомимся с творчеством поэта Ивана Саввича Никитина.
И тема нашего урока И. С. Никитин.
Сформулируйте цель урока, опираясь на тему нашего урока.
Слайды 1. - Иван Саввич Никитин (1824-1861) - русский поэт.
Родился он в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. помогал отцу в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек. Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средств. впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку.
-Дети с удовольствием читают такие стихотворения И.С. Никитина как: "Дитяти", " Дедушка", "Когда один, в минуты размышленья..." и многие другие.
-Итак, что вы узнали об И.С. Никитине?
Физминутка
Степь
Равнина, поле без деревьев или их там очень мало.
Ответы детей
Да
Познакомиться со стихотворением И.С. Никитина
Ответы детей Открытие нового знания
Регулятивные УУД:
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Познавательные УУД:
1.Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; текст- иллюстрация); строить рассуждения.
2. Находить ответы на вопросы в учебнике.
Коммуникативные УУД:
1.Развиваем умение слушать и понимать других.
3.Оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные УУД:
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Подготовка к восприятию произведения.
- Закройте глаза, тихо произнесите слово «весна». Подумайте, что приносит нам весна радость или печаль?
- Да, у весны не простой характер. Все дарит нам - и радость, и печаль.
Работа над стихотворением «Полно, степь моя, спать беспробудно...»
1.Первичное чтение произведения.
-Послушайте внимательно стихотворение и подумайте, к кому обращается поэт Никитин.
2.Эмоционально-оценочная беседа.
-Какое впечатление произвело на вас это произведение?
-К кому обращается поэт Никитин?
3.Вторичное чтение.
-Ребята, самостоятельно прочитайте жужжанием это стихотворение и подумайте, какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина.
- Понравилось вам стихотворение? А о чем оно?
- Какие вам слова были непонятны?
- Прочитаем по цепочке, по две строчки стихотворение
4. Беседа по прочитанному
- Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина? Опишите их.
- Как называет автор траву?
- К кому обращается поэт?
- Согласны ли вы, что поэт изображает степь как живую? Докажите.
- Как бы вы озаглавили стихотворение?
- Ребята, а все ли слова и выражения вам были понятны в тексте?
- Объясните значение слов.
Полно (спать беспробудно) -
Ковыль -
В угоду косцам -
Копна -
5. Подготовка к выразительному чтению
- Подумайте, в каком темпе вы будете читать стихотворение: быстро, четко и громко произнося слова, или напевно, медленно.
-При подготовке пользуйся памяткой, посмотрите на слайд
(слайд)

(Работа в парах над выразительностью чтения)
10. Выразительное чтение стихотворение
- Оцените чтение стихотворения своих товарищей?
- Чьё чтение вам особенно понравилось? Почему?
С творчеством какого поэта познакомились на уроке?
-Как называется его стихотворение?– Поделитесь своими впечатлениями от знакомства с данным стихотворением.– Какова основная мысль стихотворения?
-Помогают ли последние строчки стихотворения понять отношение поэта к природе? (слайд)
-В стихотворении мы видим не только изображение поэтом картины природы, но и самого поэта. Такие стихи мог написать человек, который любил родную землю, её необозримые просторы. Мы вместе с ним восхищаемся этой красотой. Поэта можно понять только по хорошим, настоящим стихам, когда их читаешь, будто слышишь голос самого поэта. (слайд)
Ответы детей
К степи
(О том, как наступает весна.)
Ответы детей
Чтение стихотворения
(Примерный ответ. Первая картина о том, как степь должна пробудиться и умыться росой. Как она принакроется травой, нарядится в цветы, как невеста, т. е. первая картина о том, как степь расцветет. Вторая картина о наступлении весны. Летят журавли, ручьи по оврагам шумят. Третья картина описывает небо, по которому плывут тучки.)
(Муравой.)
(Поэт обращается к степи.)
(Примерный ответ. Да, поэт изображает степь как живую. Он обращается к ней:
Степь моя, полно спать беспробудно... Пробудись и умойся росою, в ненаглядной красе покажись. Принакрой, нарядись, полюбуйся...)
(Предположения детей.)
значит, хватит.
степная трава.
удовлетворить желания косцов, сделав им приятное (хорошей травой).
небольшой округлый стог сена, снопов.
(Будем читать медленно, напевно.)
Памятка "Как читать выразительно".
1. Правильно ставь ударения.
2. Соблюдай паузы.
3. Выбери силу голоса (громко, тихо).
4. Определи темп (быстро, медленно)
5. Читай эмоционально.
6. Покажи интонацией свое отношение к произведению
Ответы детей
Ответы детей
И. С. Никитина
«Полно, степь моя, спать беспробудно…»
Ответы детей
Да Рефлексия.
Коммуникативные УУД:
1.Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3.Оформлять свои мысли в устной форме. 1.Составление синквейна.
-Теперь составим «синквейн» к этому стихотворению.
- Вспомните, что такое «синквейн»
(слайд)
Проверка задания.
С творчеством какого поэта мы познакомились?
Достигли цели нашего урока?
Домашнее задание: нарисовать иллюстрации к стихотворению и выучить отрывки к этим иллюстрациям.
Спасибо за урок!

Памятка.
а) 1строка – подлежащие (тема)
б) 2 строка - 2 прилагательных (раскрывает тему)
в) 3 строка- 3 глагола (действия, отношение к теме)
г) 4 строка – фраза (предложение, ваше отношение)
д) 5 строка - вывод (слово –ассоциация с первым словом)
И. С. Никитина
Да Подпись учителя _______________________________ Подпись методиста____________________________________

Похожие публикации