Почему онегин ответил отказом на письмо татьяны. Почему Татьяна Ларина отвергла Онегина, отказала ему в любви? Версия читателей: выбрали бы мы Онегина

Е. Черных

По версии сексолога Александра Котровского, героине романа было всего 13 лет.

Онегина, который отверг любовь деревенской девочки, а потом воспылал страстью к светской красавице, не осудил только ленивый. В школьных сочинениях этот его неблаговидный поступок разбирают по косточкам второй век подряд.

В традиционные пушкинские дни, которые отмечают в России в первые дни лета, сексолог Александр Котровский выдвинул «Комсомолке» новую, сенсационную версию прочтения самого знаменитого романа поэта. Разговор о Пушкине зашел почти случайно. С кандидатом медицинских наук мы беседовали о волне педофилии, которая захлестнула в этом году страну. Что делать?

Брать пример с Евгения Онегина! - заявил доктор. - Он же не стал совращать малолетнюю Татьяну, хотя девочка сама предложила ему себя. Онегин должен стать образцом для школьников. Смотрите, ребята, вот настоящий мужчина! Меньше было бы в стране педофилов.

Сейчас ведь что ни день появляются сообщения о детях - жертвах насилия. Госдума уже предлагает давать пожизненное заключение тем, кто совершил сексуальные действия с подростками моложе 14 лет. А Татьяне было 13!

Не может быть! - изумился я.

И я услышал новую и, прямо скажу, слегка ошеломившую меня трактовку романа - с точки зрения сексолога. Вот она.

Даешь срочную реабилитацию Евгения!

Пора наконец восстановить справедливость! 26-летний мужчина вполне естественно отказал 13-летней, а его за этот благородный поступок прогрессивная общественность осуждает! Обратимся к роману. После 17 лет Евгений стал посещать балы. Имел много половых связей с замужними женщинами. И с девушками, которым «наедине давал уроки в тишине». Он же был гений в науке страсти нежной. Имел сильную половую конституцию.

В 26 лет очутился в глухой деревне, оформляя наследство богатого дяди. Все любовницы остались в Петербурге. Испытывал вынужденное половое воздержание. И тут 13-летняя помещичья дочь предлагает ему себя. «То воля неба: я твоя!» Он отказывает. Свидетельство того, что он имел нормальное психосексуально ориентированное по полу и возрасту либидо. Тянуло к зрелым женщинам, половозрелым девушкам. Но не к девочкам!

Романтических чувств к Татьяне тоже не было. Оценил, что и ее чувство незрелое. Начиталась девочка любовных романов, решила реализовывать свое романтическое либидо. Тут подвернулся загадочный человек из столицы. И ведь Евгений сохранил в тайне сам факт письма, не стал хвастаться и компрометировать Татьяну. Настоящий мужчина!

А почему тогда наш идеал к замужней Татьяне страстью воспылал?

После долгих скитаний вернулся в Петербург. На первом же балу увидел самую красивую даму столицы, тотчас в нее влюбился и попытался сблизиться. Рискуя своей репутацией и репутацией Татьяны и ее мужа. Значит, сохранилось нормальное либидо. На девочку не среагировал, а на взрослую красавицу - мгновенно! Он же с трудом узнал ту самую Татьяну. Еще одно подтверждение. Будь она взрослой девушкой при первой их встрече, вряд ли бы изменилась до неузнаваемости. А 13-летняя спустя 3 - 4 года преобразилась.

Кстати, в начале XIX века царили совсем другие нравы. И, если бы Онегин сблизился с Татьяной, это восприняли бы нормально. Но, к сожалению, сложилось мнение, что Татьяна - жертва, страдалица. Онегин - ловелас, нанес ей глубокую душевную травму. На самом деле он - герой нашего времени.

Я слушал фантастическую версию сексолога, а в голове билась одна мысль: «Не может быть! Не может быть 13 лет Татьяне, русской душою!» Напутал сексолог! Думаю, что и читатели пребывают в шоке.

Вернувшись домой, обложился сочинениями Пушкина, воспоминаниями его современников, трудами пушкинистов, литературоведов, начиная с неистового Виссариона Белинского. Даже Овидия Назона откопал, пострадавшего за науку страсти нежной. Три дня изучал, сравнивал. И вот что мне открылось...

Правда поэта

Первым делом я открыл четвертую главу «Онегина», на которую ссылался сексолог. Она начинается со знаменитых строк:

Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей.

А вот в продолжение обычно никто не вникает, хотя в них-то и содержится разгадка тайны романа.

И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей.
Разврат, бывало, хладнокровный
Наукой славился любовной,
Сам о себе везде трубя
И наслаждаясь не любя.
Но эта важная забава
Достойна старых обезьян
Хваленых дедовских времян...

(В письме младшему брату Льву 23-летний поэт выразился более конкретно: «Чем меньше любят женщину, тем скорее могут надеяться обладать ею, но эта забава достойна старой обезьяны XVIII века». Он еще не садился за «Онегина». - Е. Ч.)

Кому не скучно лицемерить,
Различно повторять одно,
Стараться важно в том уверить,
В чем все уверены давно,
Все те же слышать возраженья,
Уничтожать предрассужденья,
Которых не было и нет
У ДЕВОЧКИ В ТРИНАДЦАТЬ ЛЕТ! (выделено мною. - Е. Ч.).
Так точно думал мой Евгений...

Не путайте Таню и няню

Итак, главный вопрос: откуда же взялась в романе ТРИНАДЦАТИЛЕТНЯЯ девочка, о которой думал наш герой, получив письмо Лариной? Кто она? Няня Татьяны? (Все опрошенные мною учителя и просто интеллигенты мгновенно указывали на старушку!) Та действительно пошла под венец в 13 лет, но развратом старых обезьян там и не пахло. Супруг Ваня был еще моложе! Да и не знал Онегин о раннем замужестве какой-то няни - Татьяна о ней не писала, а лично до объяснения в саду вообще с любимым не разговаривала. Случайная опечатка? Я открыл дореволюционное собрание сочинений Пушкина XIX века с ятями. Тоже - «тринадцать».

Для рифмы вставлено словечко? С таким же успехом можно было написать «пятнадцать» и «семнадцать». Девочка - абстрактная фигура, для красного словца? Но у Пушкина ничего случайного в стихах нет. Он всегда точен даже в деталях. Выходит, 13 лет было Татьяне Лариной, когда та отправила Евгению письмо?! Ведь больше в романе нигде ее возраст не указан.

А Пушкин везде сообщал возраст своих героинь. Даже старенькой пиковой дамы. (Исключение - старуха с разбитым корытом и Людмила, невеста Руслана. Но то ж сказки.) А уж в главном романе своей жизни тем более не мог нарушить традицию.

Про мужчин-то не забыл. Ленскому «без малого осьмнадцать лет». Самого Онегина впервые мы тоже видим «философом в осьмнадцать лет», собирающимся на бал. На балы герой «убил восемь лет, утратя жизни лучший цвет». Получится 26. Точно по Пушкину: «Дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов».

Есть в романе и откровенные намеки на юный возраст Татьяны. «Она в семье своей родной казалась ДЕВОЧКОЙ чужой». В куклы и горелки не играла, с младшей Оленькой и ее «маленькими подругами» на луг не ходила. А взахлеб читала любовные романы.

Британской музы небылицы
Тревожат сон отроковицы.

(Отрок, отроковица - возраст от 7 до 15 лет, утверждает знаменитый толковый словарь Владимира Даля. Врач Даль был современник поэта, он дежурил у постели смертельно раненного Пушкина.)

Воспылав страстью к Онегину, девочка спрашивает у няни, была ли та влюблена?

И полно, Таня! В ЭТИ ЛЕТА
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь.

В ЭТИ (то есть Танины) ЛЕТА няня уже пошла под венец. А было ей, напомню,13 лет.
Онегин, возвращаясь с бала, где увидел впервые генеральшу, светскую даму, спрашивает себя: «Ужель та самая Татьяна? Та ДЕВОЧКА... Иль это сон? Та ДЕВОЧКА, которой он пренебрегал в смиренной доле?»

«Вам была не новость смиренной ДЕВОЧКИ любовь?» - дает отповедь герою сама Татьяна.

Онегин поступил мило

Продолжим чтение четвертой главы, где явилась 13-летняя девочка.

Получив посланье Тани,
Онегин живо тронут был...
Быть может, чувствий пыл старинный
Им на минуту овладел;
Но обмануть он не хотел
Доверчивость души невинной.

Выходит, Евгений не захотел подобно старой развратной обезьяне погубить невинную девочку. И потому ответил отказом. Тактично взяв всю вину на себя, чтобы не травмировать Татьяну. И в конце свидания дал девочке добрый совет.

Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я, поймет;
К беде неопытность ведет.

Прочитал внимательно Александра Сергеевича и понял вдруг, какой же глупостью мы вынуждены были заниматься в школе, мучаясь над сочинениями о взаимоотношениях Евгения и Татьяны! Пушкин же все сам объяснил и сам же вынес оценку поступку своего героя.

Вы согласитесь, мой читатель,
Что очень мило поступил
С печальной Таней наш приятель.

Русская девушка не человек!

А сколько ж тогда было Ольге, на которой собирался жениться 17-летний Ленский? Максимум 12.

Где это написано? В данном случае Пушкин лишь указал, что Оля была младшей сестрой 13-летней Татьяны. Чуть отрок (лет 8 по Далю) Ленский был свидетель умиленный ее МЛАДЕНЧЕСКИХ забав. (Младенец - до 3 лет. От 3 до 7 - дитя). Считаем: если ему было 8 лет, то ей - 2 - 3 года. К моменту дуэли ему - без малого 18, ей - 12. А помните, как возмутился Ленский, когда Оля танцевала с Онегиным?

Чуть лишь из пеленок,
Кокетка, ветреный ребенок!
Уж хитрость ведает она,
Уж изменять научена!

И вызвал друга на дуэль. Вы, конечно, шокированы. В таком возрасте - и замуж?! Не забывайте, какое время было. Вот что писал в статье об Онегине Белинский: «Русская девушка не женщина в европейском смысле этого слова, не человек: она нечто другое, как невеста... Едва исполнится ей двенадцать лет, и мать, упрекая ее в лености, в неумении держаться..., говорит ей: «Не стыдно ли вам, сударыня: ведь вы уже невеста!»

А в 18, по Белинскому, «она уже не дочь своих родителей, не любимое дитя их сердца, а тягостное бремя, готовый залежаться товар, лишняя мебель, которая, того и гляди, спадет с цены и не сойдет с рук».

Такое отношение к девушкам, ранние браки объясняются не дикостью обычаев, а здравым смыслом, - утверждает сексолог Котровский. - Семьи тогда были, как правило, многодетные - аборты церковь запрещала, а надежных противозачаточных средств не было. Родители старались поскорее выдать девушку («лишний рот») замуж в чужую семью, пока та выглядит молодо. Да и приданого за нее требовалось меньше, чем за увядшую деву. (Девка-вековуха - как осенняя муха!) В случае с Лариными ситуация была еще острее. Отец девочек умер, невест надо было срочно пристраивать!

Юрий Лотман, знаменитый литературовед, в комментариях к роману писал: «В брак молодые дворянки в начале XIX века вступали рано. Правда, частые в XVIII веке замужества 14 - 15-летних девочек начали выходить из обычной практики, и нормальным возрастом для брака сделались 17 - 19 лет. Ранние браки, бывшие в крестьянском быту нормой, в конце XVIII века нередки были и для не затронутого европеизацией провинциального дворянского быта. А. Лабзина, знакомая поэта Хераскова, была выдана замуж, едва ей минуло 13 лет. Мать Гоголя обвенчали в 14. Однако время первых увлечений молодой читательницы романов начинались значительно раньше. И окружающие мужчины смотрели на молодую дворянку как на женщину уже в том возрасте, в котором последующие поколения увидали бы в ней лишь ребенка. 23-летний поэт Жуковский влюбился в Машу Протасову, когда ей было 12. Герой «Горя от ума» Чацкий влюбился в Софью, когда ей было 12 - 14 лет».

Вроде все складно получается. И все же, каюсь, дорогой читатель, меня постоянно терзал один вопросик. Ну почему, почему Пушкин назначил своей любимой героине 13 лет? Все другие его влюбленные героини были постарше. Дуня, дочь станционного смотрителя, убежала с гусаром после 14 лет. Барышне-крестьянке Лизе, возлюбленной Дубровского Маше Троекуровой, Марье Гавриловне из «Метели» по 17 стукнуло. Капитанской дочке Маше - все 18. А тут... И вдруг осенило! Да он же сознательно сделал Татьяну столь юной! Если бы Онегин отверг любовь 17-летней Лариной, к нему действительно могли возникнуть вопросы. Черствый человек! Но именно юным ее возрастом Пушкин смог подчеркнуть нравственность своего любимого героя, которого во многом списал с себя. Так, может, и впрямь прав сексолог Котровский?

Параллели

Наташа Ростова рано влюбилась

В русской литературе есть только одна героиня, которая по любви читателей приближается к Татьяне Лариной. Наташа из «Войны и мира» Льва Толстого. Тоже дворянка. Девочку мы впервые встречаем в день ее именин. Влюбленная в офицера Друбецкого, она поймала Бориса в укромном месте и поцеловала в губы. Смущенный Борис тоже признался девочке в любви, но попросил больше не целоваться 4 года. «Тогда я буду просить вашей руки».

Ситуация точь-в-точь как в «Евгении Онегине». Но она споров не вызывает.
А в это время ее отец, граф Ростов, вспоминает в светской беседе, что их матери выходили замуж в 12 - 13 лет.

ПРОТИВОРЕЧИЕ?

Сам поэт назначил героине 17 лет!

Юрий Лотман ссылается на переписку Пушкина с Вяземским. Князь нашел противоречия в признании героини. Поэт ответил, что это «письмо женщины, к тому же 17-летней, к тому же влюбленной!»

Казалось бы, спорить не о чем. Но попробуем возразить. Поэт отвечал приятелю в явном раздражении: «Дивлюсь, как письмо Татьяны очутилось у тебя. Истолкуй это мне.» Интрига в том, что князь мечтал сам издать третью главу, но Пушкин отдал ее брату. И она еще не вышла в свет! Откуда утечка информации? (Поэт сочинял роман в стихах целых 8 лет! И печатал отдельными главами по мере их готовности.)

Он мог тогда просто отписаться князю про 17 лет. Или не хотел раскрывать возраст героини. Но, самое главное, в тот момент Пушкин еще не садился за 4-ю главу, где и появляется девочка в 13 лет. Первоначальный замысел мог измениться. Но даже Лотман никак не прокомментировал девочку без предрассудков. Хотя возраст Онегина и Ленского он обозначил строго по роману.

Няня шла замуж по закону!

«Законное положение для крестьян весьма порядочно сделано - женщине 13 лет, а мужчине 15 к бракосочетанию положено, чрез что они по молодым своим летам, ввыкнув, во-первых, друг ко другу, а во-вторых, к своим родителям, будут иметь прямую любовь со страхом и послушанием», - писал в конце XVIII века экономист С. Друковцев.

Каждым своим поступком Евгений хочет заслужить внимание, нежный взгляд Татьяны, но она безразлична и холодная. Все свои чувства онаспрятала далеко-далеко, она «закуковала сердце цепями», как это когда - то делалОнегин. Нынешняя жизнь Тани - это маскарад. На ее лице маска, виглядитвполне естественно, но не для Евгения. Он видел ее такой, какой никто изокружающих сейчас людей. Он знает нежную и романтическую, наивную и влюбленную, чувствительную и уязвимую Таню. Герой надеется, что все это не могло бесследноисчезнуть, что под этой маской скрывается истинное лицо девушки - деревенскойТатьяны, выросшей на французских романах и мечтает о большой и чистой любви.Для Евгения все это было очень важно, но постепенно надежда таяла, и геройрешил выехать. На последнее объяснение с Татьяной он «идет на мертвеца похожий».Страсть его подобная страданий Тани в 4 главе. Когда молодой человек пришел к ней в дом, то увидел настоящую Таню без маски и притворства:

Нравственное начало особенно ярко проявилось в образе Татьяны Лариной. Я бы добавил еще к ее отличительной черте удивительную тонкость и чуткость натуры, которой не найдешь среди столичных девушек. Итак, Онегин, описав очередной жизненный круг, полный разочарований и пустых увлечений, вновь встречает Татьяну и всей душой устремляется к ней, поняв и наконец оценив ее в полной мере. Но, к сожалению, в ответ он услышал:

Роман "Евгений Онегин " создавался Пушкиным в течение 8 лет (с 1823 по 1831). Если первые главы романа были написаны молодым поэтом, почти юношей, то заключительные главы писал уже человек с немалым жизненным опытом. Это "взросления " поэта отражено в романе. Главный герой - Евгений Онегин - так же как и сам поэт взрослеет, умнеет, набирается жизненного опыта, теряет друзей, заблуждается, страдает. Как же показаны этапы жизни героя в произведении? Названием романа Пушкин подчеркивает центральное положение Онегина среди других героев произведения. Онегин - светский молодой человек, столичный аристократ, получил типичное для того времени воспитание под руководством француза-гувернера в духе литературы, оторванной от национальной и народной почвы. Он ведет образ жизни "золотой молодежи ": балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Хотя Онегин и учился "чего-нибудь и как-нибудь ", он все же имеет высокий уровень культуры, отличаясь в этом отношении от большинства дворянского общества. Пушкинский герой - порождение этого общества, но вместе с тем он и чужд ему. Благородство души, "резкий охлажденный ум " выделяют его среди аристократической молодежи, постепенно приводят к разочарованию в жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановки: "Нет, рано чувства в нем остыли. Ему наскучил света шум... "Пустота жизни мучает Онегина, им овладевает хандра, скука, и он покидает светское общество, пробуя заняться общественно-полезной деятельностью. Барское воспитание, отсутствие привычки к труду ("труд упорный ему был тошен ") сыграли свою роль, и Онегин не доводит до конца ни одного из своих начинаний. Он живет "без цели, без трудов ". В деревне Онегин ведет себя гуманно по отношению к крестьянам, но он не задумывается над их судьбой, его больше мучают свои собственные настроения, чувство пустоты жизни. Порвав со светским обществом и будучи оторван от жизни народа, он теряет связь с людьми. Он отвергает любовь Татьяны Лариной,...

В отличие от этих персонажей, Андрей Гаврилович Дубровский - помещик либеральный. Безделье и разврат - не его образ жизни. Имея семьдесят человек крестьян, Дубровский относится к ним иначе, чем самодур-сосед. Поэтому и крестьяне отвечают ему уважением и любовью, поэтому они готовы умереть, чтобы не попасть в кабалу к Троекурову. Отмена крепостного права-наверное не испугала бы Андрея Гавриловича, и он вряд ли стал препятствовать ей. Ни в первые годы жизни в имении, ни потом Андрей Гаврилович не соглашался воспользоваться дарами, которые предлагал ему Троекуров. Более того, в отличие от других помещиков, Дубровский никогда не боялся высказать в присутствии надменного соседа свои мысли. Это говорит о гордости этого человека, причем гордости настоящей, не Троекуровском.

В том, что простые люди Пушкину симпатичные, мы убеждаемся не раз. Взять хотя бы Егоровну, няню Владимира Дубровского, - с какой любовью описывает ее автор и как восхищается ею! Никогда не училась никаким наукам, однако прекрасно чувствует богатство русского языка, старая крестьянка видится нам хоть и наивной, но по-своему умной- женщиной. Здесь же сообразив, чем может закончиться ссора ее господина с Троекуровым, Егоровна, приняв все свое «дипломатическое» мастерство, просит Владимира приехать: своим материнским и женским чутьем крестьянка угадала, что принесет сейчас ее господину наибольшую радость и покой. Беспокоилась она и о душе юного Владимира, - не хотела, чтобы всю жизнь ее воспитанник корил себя в эгоизме по отношению к отцу. Егоровне присуще чувство благодарности. Всю жизнь с преданностью служил одному господину, растила чужого сына, как своего, старая крестьянка не покидает своих благодетелей в тяжелые для них времена. Воспитанный в духе любви к ближним, Егоровна призывает не делать зла никому, какими бы плохими ни были люди. Она настоящая христианка.

На страницах «Дубровского» мы знакомимся со многими людьми дворянского сословия. Одни из них изображены полно и всесторонне (Троекуров, Дубровские), другие -фрагментарно (князь Верейский), о третьих и вовсе говорится вскользь (Анна Савишна и другие гости Троекурова). Надо сказать, что помещики отличались друг от друга только количеством имеющихся у них крестьян, так и отношением к ним. Сюжет повести разворачивается вокруг конфликта между двумя помещиками - Ки-рует Петровичем Троекуровым и Андреем Гавриловым Дубровским, но невольно вовлеченными в него оказываются и другие дворяне. Все, по сути, разделились на два лагеря. В одном - Андрей Гаврилович Дубровский и его сын Владимир, другой гораздо многочисленнее - Троекуров и все другие помещики, завсегдатаи его дома.

Онегин и Татьяна меняются ролями. Когда он был равнодушен к девушке, теперь он ищет ее внимания. Когда она в самозабвении чувств написала Онегина письмо с признанием в любви, теперь он пишет ей. А Татьяна холодная и невозмутимая. Она может говорить с Онегиным, может не замечать его. Татьяна ничем не выделяет его среди других гостей, которые посещают ее дом или те дома, где бывает она. В тех строфах, где Пушкин повествует о новом виде Татьяны, он постоянно напоминает о том, какой она была, сравнивает, противопоставляет светскую даму бывшей наивной барышне, помешанной на чтении сентиментальных любовных романов. Но в конце произведения становится ясно, что противопоставление Татьяны нынешней и бывшей чисто внешнее, условное. В глубине души она сожалеет о простой сельской жизни и любит Онегина несмотря ни на что. «Но я другому отдана и буду век ему верна», - отвечает она на любовное признание Онегина. Татьяна остается верной не только своему мужу, но и себе самой.

Отношение Татьяны к внезапно вспыхнули к Онегину совсем другое. Героиня не только воспринимает чувства к Онегину всерьез, она искренне считает, что это судьба, что это на всю жизнь. Именно в этом отношении к любви и коренится объяснение девушка решилась сама написать письмо молодому человеку и признаться в своем чувстве, хотя в те времена это считалось смелым проступком. И даже когда Онегин отвергает любовь Татьяны, девушка продолжает его любить. Когда она становится княгиней, светской дамой, она все равно не забывает свою первую и единственную любовь.

Но если в глубине души Татьяна остается прежней, то ее манеры настолько меняются, что Онегин едва узнает у княгини ту сельскую девушку, которая когда-то призналась ему в любви. Онегин говорил ей: «... учитесь властвовать собой». Что ж, эту науку она хорошо усвоила! Ранее смятение Татьяны мог бы заметить каждый (если бы только внимание гостей на ее именинах не было отвлечено жирным пирогом). Теперь никто не прочитает на лице девушки того, что происходит в его душе. Возможно, встреча с Онегиным на светском рауте и всколыхнула в Татьяне воспоминания о прежней жизни и наивных девичьих мечтах, но она ничем не выдала своих переживаний:

Онегин - личность, пресыщенные удовольствиями, равно зевать «среди модных и старинных зал». Он еще способен оценить по достоинству искренность и силу чувств Татьяны, но разделить их он не хочет и не может, так как его душа потеряла непосредственность и веру в счастье.

Творчество Пушкина хорошо известно западной публике благодаря опере Чайковского или балета в трех действиях хореографа Джона Кранко. Молодой Онегин отвергает искреннюю любовь Татьяны Лариной, в которой она признается в знаменитом письме. Онегин был представлен ее семье его лучшим другом Владимиром Ленским, поклонником ее сестры, Ольги. После того как Онегин начал безрассудно флиртовать с Ольгой, Ленский вызвал его на дуэль. К бесконечному сожалению Онегина Ленский был смертельно ранен. Несмотря на свое горе, впоследствии Ольга выходит замуж, а Татьяна встречает аристократа в Москве и становится его женой. Когда Онегин и Татьяна снова встречаются, он признается ей в любви. Но Татьяна отвергает его, хотя также признается, что все еще любит его. В русской литературе или драматургии произведение редко имеет счастливый конец, если такое в принципе возможно.

Туминас опустил много авторские отступления Пушкина, но очень ярко изобразил женщин, обратив на них особое внимание. Евгения Крегжде, в роли Татьяны, на наших глазах перевоплощается из наивной деревенской девушки в сдержанную и невозмутимого леди из высшего общества. Ольга - ее своеобразный антипод, но и на нее также повлияла трагедия, превратив ее в верную долга жену, поглощенную обществом, в котором женщине ничего другого не остается, как «удачно» выйти замуж. Туминас удалось создать яркую запоминающуюся сценическую картину: Татьяна и ее подруги взлетают на качелях в серебристом ареале над головами мужчин.

Почему Татьяна Ларина отвергла Онегина, отказала ему в любви?

    Во-первых, потому что прелюбодеяние (измена своему мужу даже в мыслях) - это смертный грех, а она все-таки была воспитана христианкой. Во-вторых, он же ее первый отверг, так вот это же ей было, неверное, в удовольствие ему той же монетой отплатить.

    На зло ему. Когда она признавалась в любви к Онегину, он ее отверг. потом она ему и отказала назло

    Отказала-то она ему в конце романа. Потому что она уже вышла замуж и изменять своему мужу не намерена.

    А в начале она очень Онегина любила, но была ему не нужна.

    Он и в конце-то ей заинтересовался скорее из-за самолюбия, хочет чтобы она вечно по нему сохла. А на искреннюю любовь такие люди как Онегин не способны.

    Потому что уже была несвободна. Ноя другому отдана и буду век ему верна. Верность в супружеской жизни не была для нее пустым звуком. Какое будущее их бы ожидало, ответь она ему взаимностью? Если бы это произошло, то Л.Толстому уже незачем было бы писать роман Анна Каренина

    Потому что нужно делать все вовремя. Поздно говорить о любви, кгода женщина уже несвободна. Поздно понял, что любит. А когда она чужая, то этот запретный плод сладок. Да еще Татьяна поняла, что Онегин не серьезный и зачем ломать свою жизнь, жизнь мужа ради каких-то теплых слов. Честь тогда была превыше всего. А еще здравый смысл победил сердечную зависимость. Уважаю таких женщин, но современных, которые не руководствуются любовными порывами. Не каждый мужчина оценит то, что ради него все бросили и пошли за ним на край света. Да и не за каждым можно пойти.

    Потому что прекрасно знала, что будет, если она поступит иначе. Что именно - в прозе описал другой гений русской литературы - Л.Н. Толстой. Правда в то время при написании продолжения продолжения не было принято сохранять имена главных героев. И свою героиню Толстой назвал Анна Каренина.

    Можно по- разному интерпретировать роман Пушкина Евгений Онегин. Наверное, потомбу что она не захотела рушить свой брак, лишать детей отца. Да к тому же, умом она понимала, что ее муж- это крепость, а Онегин, хоть и весь такой воздушный и романтичный, но непостоянныый.

    Она сделала выбор. Она, как женщина, жена, мать обязана думать о благополучии своем и детей, стабильности брака, традициях. уважении к супругу.Она повзрослела и понимает что это гораздо большее, чем пылкие чувства. И неуверенный, разочарованный жизнью мужчина дать этого ей не сможет, а следовательно счастья.

    Раньше не разводили по такой причине, как нелюбовь к супругу. Это раз. А во-вторых, Татьяна с большим уважением относилась к своему мужу. В-третьих, Онегин не достоин Татьяны. Он ценит форму, а не содержание. Татьяна не нужна была ему, пока жила в деревне. А как стала светской львицей, у Евгения вдруг проснулась к ней любовь. Да, я думаю, не один Онегин был в нее влюблен. Наверняка рядом находились и другие мужчины, которые тайно о ней вздыхали. Их брак не был бы счастливым, Онегин слишком эгоистичен.

    Татьяна никогда не переставала любить Евгения, что и подтвердила при последнем свидании

    Она отказала Онегину в надежде на роман? адюльтер? как угодно можно понимать. Она отказала ему в праве компрометировать и себя, и своего мужа.

    Она по-настоящему благородна, потому что думает не только о своей безупречной репутации, но и о чести мужа, что, возможно, для не важнее в данный момент.

    А любит она по-прежнему Онегина. Потому что сильная любовь так быстро не улетучивается. Возможно, так случится, что она полюбит и своего мужа. Мы не узнаем этого. Потому что это уже совсем иная история.

    Татьяна - натура цельная и благородная. Если она принимает решение, то следует ему до конца. Для нее было бы немыслимо изменять мужу, которому она когда-то поклялась в верности. Честность и порядочность для нее не пустые слова, хотя об этом ей даже не приходилось задумываться, потому что они были частью ее натуры.


Любовь Татьяны и Евгения является одной из главных сюжетных линий романа Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин". Так почему же Татьяна, всё ещё любящая Онегина, отвергает его признание в конце произведения? Давайте разберёмся.

Какой предстаёт перед нами Татьяна в начале романа? Рассказчик описывает её как юную мечтательную девушку, отчуждённую и непохожую на прочих людей из своего окружения. Её внешность не идёт ни в какое сравнение с внешностью её сестры Ольги:

"Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью её румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой."

Девушка не занималась вещами, свойственными для девочек, ни в детстве, ни в юности.

Она не играла в куклы, не вышивала, а лишь "в задумчивости проводила дни сельского досуга". Она была другой. Слишком непохожей, слишком отстранённой.

"Но куклы даже в эти годы

Татьяна в руки не брала;

Про вести города, про моды

Беседы с нею не вела.

И были детские проказы

Ей чужды: страшные рассказы

Зимою в темноте ночей

Пленяли больше сердце ей."

Итак, наша Татьяна - задумчивая, мечтательная, робкая и тихая натура. В своей романтичности она очень близка с Ленским. С сестрой они словно две стороны одной медали - Ольгая бойкая, общительная, милая и простодушная. Но, как и отмечает рассказчик, её образ можно встретить на страницах любого романа, в ней нет ничего особенного, интересного, цепляющего. Такие быстро "безмерно надоедают".

В Татьяне же он видит идеал русской девушки, многим опережающий каноны современного на тот момент общества. Примечательно, что Татьяна является одним из самых любимых персонажей самого Пушкина.

Её необычность и подмечает Онегин в разговоре с Ленским после первого визита в дом Лариных. Он искренне удивлён, что Владимир предпочел Ольгу Татьяне:

"«Неужто ты влюблен в меньшую?»

А что? - «Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт.

В чертах у Ольги жизни нет."

Любовь у Татьяны тоже должна быть особенной. По натуре своей она была тогда ещё так наивна, так романтична и юна, что запросто влюблялась в сладкие сказки прочтённых ею романов:

"Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли всё;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона, и Руссо."

И девушка верит, что у неё всё тоже будет красиво и романтично, словно в одной из её книг. Ей уже семнадцать, она уже созрела для своей большой любви!

"Давно её воображенье,

Сгорая негой и тоской,

Алкало пищи роковой;

Давно сердечное томленье

Теснило ей младую грудь;

Душа ждала... кого-нибудь."

Как раз в это время Татьяна и встречает Онегина. Она увидела в нём тот самый идеал из её романов, который она искала. Молодой человек был не похож на других её скучных знакомых и соседей, с которыми у девушки не было ничего общего. Она с ещё большим упоением погружается в романы, ведь ей не с кем обсудить все те переживания, что происходят в её сердце. С их помощью она и дополняет образ Онегина своими фантазиями:

"Любовник Юлии Вольмар,

Малек-Адель и де Линар,

И Вертер, мученник мятежный,

И бесподобный Грандисон,

Который нам наводит сон, -

Все для мечтательницы нежной

В единый образ облеклись,

В одном Онегине слились."

Всё это приводит к тому, что Татьяна просто вынуждена признаться Онегину - она не может иначе. Но на этом романтика и заканчивается. Евгений отвергает её; несмотря на вежливость и учтивость, на его честность, его слова жестоко ранят её. Но даже после отказа Татьяна не перестает любить Онегина, ведь это её натура, в этом она вся.

"Нет, пуще страстью безотрадной

Татьяна бедная горит;

Её постели сон бежит;

Здоровье, жизни цвет и сладость,

Улыбка, девственный покой,

Пропало все, что звук пустой,

И меркнет милой Тани младость..."

Удивительно, насколько сильной может быть любовь. Даже после отказа, даже после трагической дуэли с Ленским, даже после отбытия Онегина в Петербург Татьяна не сдается, она всё пытается понять своего любимого. С взрослением к ней медленно приходит осознание того, что образ своего возлюбленного она домыслила сама, поэтому очень многого о нем не знает.

"... Чтенью предалася

Татьяна жадною душой:

И ей открылся мир иной."

Однако именно после посещения усадьбы, после прочтения его книг, Татьяна понимает, что Онегин не тот человек, которому она когда-то написала письмо, не тот герой, которого она выдумала.

"Что ж он? Ужели подражанье,

Ничтожный призрак, иль ещё

Москвич в Гарольдовском плаще,

Чужих причуд истолкованье,

Слов модных полный лексикон?..

Уж не пародия ли он?

Ужель загадку разрешила?

Ужели слово найдено?"

Проходят годы, Татьяна выходит замуж, становится княгиней. Внезапно возвращается Онегин. Поначалу он даже не узнает её, то, как невероятно она изменилась просто не укладывается у него в голове:

"Она сидела у стола

С блестящей Ниной Воронскою,

Сей Клеопатрою Невы,

И, верно б, согласились вы,

Что Нина мраморной красою

Затмить соседку не могла,

Хоть ослепительна была."

Изменения не только внешние, нет, Татьяна повзрослела. Это уже не та девчушка, которая не могла сдержать эмоций, сидя напротив возлюбленного:

"Она темнеющих очей

Не подымает: пышет бурно

В ней страстный жар; ей душно, дурно;

Она приветствий двух друзей

Не слышит, слезы из очей

Хотят уж капать; уж готова

Бедняжка в обморок упасть."

И всё же даже в этой равнодушной княгине можно усмотреть прежнюю Татьяну. То, как ей больно от встречи с Евгением, как ей становится дурно при разговоре с ним - всё это показывает драматизм ситуации без лишних слов. Но нынешняя Татьяна даже в такой ситуации готова держать себя в руках.

"Ей-ей! не то, чтоб содрогнулась

Иль стала вдруг бледна, красна...

У ней и бровь не шевельнулась;

Не сжала даже губ она."

Именно из-за этих изменений она и отказала Онегину. Юная наивная девушка превратилась в спокойную, умудренную жизненным опытом, верную своему мужу жену. Для нее немыслимо предать мужа, даже ради мужчины, которого она все еще любит и никогда не переставала любить. Теперь дело вовсе не в чувствах, дело в чести и достоинстве, в преданности семье и клятве. Поэтому даже после признания Онегина, когда он словно повторяет её отчаянный поступок из начала романа, Татьяна находит в себе силы ему отказать.

Похожие публикации