Ажурная колонна константина в стамбуле. Красавец Константин

Эту колонну на протяжении долгого времени считали главным символом Византийской империи. Воздвигнута она была по указу императора Константина 11 мая 330 года в честь завоевания им 18 сентября 324 года города Византия. Произошло это 8 ноября 324 года во время торжеств и по поводу провозглашения новой столицей Римской империи - Константинополя. С самого начала она являлась постаментом для статуи императора. Эта колонна была центральным элементом на грандиозной площади, где также были размещены колоннада, статуи христианских святых и языческих богов. В настоящее время она носит название «Чемберлиташ» (что переводится как "Скала с обручами"). Единственный рисунок этой колонны, который сохранился и дошел до наших времен, датируется 1574 годом и хранится в библиотеке Колледжа Святой Троицы в английском городе Кембридж. К сооружению можно попасть, если идти от площади Султанахмет в сторону Великого Стамбульского Базара и площади Бейязет по улице Диван Йолу. Во время землетрясения 600 – 601 годов, которое произошло в конце периода правления императора Маврикия, статуя Константина Великого рухнула, при этом достаточно сильно пострадала и сама колонна. Она была полностью восстановлена во времена правления императора Ираклия (610 – 641 годы), а в 1081 – 1118 годах, при императоре Алексее I, статуя вновь упала на землю от попадания в нее молнии и придавила несколько прохожих. Памятник был восстановлен только при правлении императора Мануила I (1143 – 1180 годы), но вскоре произошло очередное обрушение статуи, и она была заменена крестом. После этого события памятник получил новое просторечное наименование – «Колонна с Крестом». Позднее, после... Эту колонну на протяжении долгого времени считали главным символом Византийской империи. Воздвигнута она была по указу императора Константина 11 мая 330 года в честь завоевания им 18 сентября 324 года города Византия. Произошло это 8 ноября 324 года во время торжеств и по поводу провозглашения новой столицей Римской империи - Константинополя. С самого начала она являлась постаментом для статуи императора. Эта колонна была центральным элементом на грандиозной площади, где также были размещены колоннада, статуи христианских святых и языческих богов.
В настоящее время она носит название «Чемберлиташ» (что переводится как "Скала с обручами"). Единственный рисунок этой колонны, который сохранился и дошел до наших времен, датируется 1574 годом и хранится в библиотеке Колледжа Святой Троицы в английском городе Кембридж. К сооружению можно попасть, если идти от площади Султанахмет в сторону Великого Стамбульского Базара и площади Бейязет по улице Диван Йолу.
Во время землетрясения 600 – 601 годов, которое произошло в конце периода правления императора Маврикия, статуя Константина Великого рухнула, при этом достаточно сильно пострадала и сама колонна. Она была полностью восстановлена во времена правления императора Ираклия (610 – 641 годы), а в 1081 – 1118 годах, при императоре Алексее I, статуя вновь упала на землю от попадания в нее молнии и придавила несколько прохожих. Памятник был восстановлен только при правлении императора Мануила I (1143 – 1180 годы), но вскоре произошло очередное обрушение статуи, и она была заменена крестом. После этого события памятник получил новое просторечное наименование – «Колонна с Крестом». Позднее, после 1204 года, данное сооружение довольно сильно пострадало от действий крестоносцев. Фундамент его был ослаблен штольней, которая была прорыта с целью поиска реликвий, а барельеф сняли и увезли в Западную Европу. В нынешнее время его часть, которую турки называют «Тетрархи», была вмурована в стену собора Святого Марка в Венеции.
Уже во второй половине XX века, во время археологических раскопок, произведенных в Константинополе, был найден недостающий элемент барельефа, который в настоящее время хранится в археологическом музее Стамбула. После падения Константинополя, произошедшее в первых числах июня 1453 года турки сбросили крест с этой колонны.

В 1779 году сильный пожар, который произошел в окрестностях площади, уничтожил большую часть построек, а колонне после этого остались чёрные пятна от огня. Колонна получила прозвище «Обожжённая колонна» после этого события. По приказу Султана Абдюльхамида I Чемберлиташ был восстановлен и на нем сделали новую кладку основы. Были заменены железные обручи на новые. Это позволило удерживать колонну в последующие века в вертикальном положении. Первое основание колонны было расположено примерно на 3 метра ниже нынешнего уровня. Это означает, что колонна, которая представлена сегодня для обозрения туристов, является, на самом деле, только лишь частью от первоначального сооружения.

Посмотреть советую,потому что особых затрат не требуется и находится эта колонна около трамвайных путей по пути в Султанахмет. Еще

Показать меньше

Турция, 28.05 - 18.06. 2013 г.
Стамбул, 30.05 - 6.06. 2013 г.

В 324 году, после побед в междоусобных войнах, император Римской империи Константин Великий посетил небольшой городок империи - ВизАнтий .

Легенда говорит, что город был основан в Vll в. до н. э. Визасом - сыном Посейдона и Кэроэссы, дочери Зевса. А боги в плохом месте не поселятся, Византий был очень удачно расположен - на берегу Мраморного моря, у пересечения Босфора и Золотого Рога. Город контролировал Босфор и, соответственно, торговые пути из Европы в Азию и из Черного моря в Эгейское. Находясь на полуострове, Византий легко мог себя защитить .

Высоко оценив стратегическое положение ВизАнтия, император разворачивает здесь крупнейшее строительство - строит новые дворцы и храмы, перестраивает ипподром, возводит крепостные стены.

Константин одержимо загорелся мечтой создать город, изначально и всецело подвластный только ему одному, который символизировал бы начало новой эпохи в истории Рима. Это должен был быть необыкновенно красивый город с новой архитектурой, новой идеологией и, главное, с новой религией.

Копьем Константин начертил будущие границы города. Его свита поразилась масштабности его замысла. В ответ он заявил: "Я пойду так далеко, как позволит мне Тот, Кто ведет меня".

Со всех концов империи в ВизАнтий свозились произведения искусства: картины, скульптуры, лучшие языческие памятники Рима, Афин, Александрии, Эфеса, Антиохии.

11 мая 330 года Константин переносит столицу Римской империи в город на Босфоре и нарекает его официально Новым Римом, а для души - Константинополем .


Новая столица строилась на семи холмах по образу и подобию древнего Рима. Но императоры Византии и ее архитекторы превзошли римлян, создав шедевры инженерной мысли.

Самый длинный водопровод древности...

Обо всем этом и многом другом, подробнее...

Римляне и греки знали толк в отдыхе и развлечениях. Театр, стадион, ипподром, термы - непременные атрибуты древнеримских и греческих городов.
Строительство Ипподрома в ВизАнтии было начато еще римским императором Септимием Севером в 203 году. В 330 - 334 годах император Константин, создавая новую столицу, полностью перестраивает Ипподром.
Ипподром был одним из самых огромных сооружений древнего Константинополя и центром общественно-политической жизни столицы. Его размер составлял 450 метров в длину и 120 метров в ширину, вместимость ипподрома составляла 100 000 человек.


Реконструкция Константинопольского Ипподрома

С трех сторон Ипподром окружала Сфенда - зрительские трибуны. Четвертую сторону замыкала Кафисма - большая постройка с ложами для сановников и императорской трибуной. Императорская трибуна была соединена крытым переходом с Большим Императорским Дворцом, расположенным рядом с Ипподромом. Кафисму увенчивала бронзовая Квадрига - четверка лошадей, привезенная из Греции.

По центру арены располагался невысокий разделительный барьер шириной 10 метров - спИна. на нем возвышались колонны, обелиски, статуи, привезенные в разное время из разных уголков империи.

Самого Ипподрома мы не увидим - он скрыт по многометровым слоем земли, хотя очертания его угадываются легко. Сохранились только обелиски Феодосия и Константина, и Змеиная колонна. А также южная часть Сфенды на склоне над морем.

Змеиная колонна была привезена из дельфийского святилища Аполлона в Греции в 326 году по приказу императора Константина Великого. Колонна символизировала победу 479 года до н. э. греческих городов-государств над персами при Платеях.

В оригинале эта колонна, высотой 6,5 метров, состояла из трех переплетенных змей и была увенчана трехногой золотой чашей, причем сами змеи были вылиты из бронзовых щитов павших персов. Одна из змеиных голов находится в археологическом музее Стамбула . В византийские времена колонна была фонтаном и имела 29 углублений на бронзовом основании.

Когда-то колонна стояла на возвышении, но постепенно вместе со всем Ипподромом уходит под землю. Т. е. уровень грунта поднимается.

Египетский обелиск или обелиск Феодосия был привезен из Луксора в 390 году по приказу императора Феодосия l и установлен на Ипподроме на специально изготовленном мраморном постаменте. На постаменте изображены разные сцены с участием императора Феодосия и сцена установки самого обелиска на Ипподроме. Его возраст датируется XVl в. до н. э ., а выглядит очень даже современно. О н изготовлен из бело-розового асуанского гранита, его вес достигает 300 тонн.

На всех сторонах обелиска - египетские иероглифы, изображающие героические деяния фараона Тутмоса lll. В оригинале высота обелиска была 32,5 метра, но при перевозке он был укорочен до 18,8 м (вместе с постаментом).

Эта сцена на постаменте изображает Феодосия на императорской трибуне во время соревнований с лавровым венком для победителя.


Здесь у болельщиков в руках - шарфики, цветом которых они поддерживали свои команды и, соответственно, партии.

Ажурная каменная колонна Константина была построена из каменных блоков по приказу императора Константина Vll в честь памяти своего деда Василия l. Первоначальная высота колонны была 32 метра, она была покрыта позолоченными бронзовыми листами. Сейчас высота колонны 21 метр.

Сфенду Ипподрома можно посмотреть, спустившись по узким улочкам Стамбула ближе к морю. На ней стоит какое-то здание, под ней - кафе.

Многочисленные арки заложены или используются местными жителями. Сфенде константинопольского Ипподрома почти 1700 лет.

Рядом с Ипподромом император Константин Великий начинает строительство Большого Императорского Дворца .

Большой Дворец в Константинополе оставался главной резиденцией византийских императоров на протяжении 800 лет, с 330 по 1081 гг. Он был заложен Константином Великим, перестроен Юстинианом и расширен Феофилом. Детей императора, рожденных в Порфирной зале Дворца называли порфирородными, или багрянородными. Это был титул, который нельзя купить или получить в наследство или в подарок.

К Дворцу были пристроены галереи, соединяющие его с Св. Софией и Ипподромом. Император мог, не выходя из дома, перейти из Ипподрома в Айя-Софию.

Карта из Википедии

В начале ХХ века при пожаре было обнаружено несколько фрагментов Большого Императорского Дворца - тюремные камеры, захоронения и залы с мозаичным полом Vl в. В ходе последующих раскопок была вскрыта четверть его территории.

В 1953 году на месте, где во время раскопок 1938 года были обнаружены полы, выложенные мозаикой, открылся маленький Музей мозаик.

Мозаики Большого Дворца ученые относят к периоду правления императора Юстиниана (Vl в). Они гораздо старее мозаик в монастыре Хора и храме Св. Софии. Сюжеты на них античные - уборка урожая, охота, картинки из серии жизнь животных.

Здесь можно отыскать леопардов, пожирающих антилопу, охоту на зайца, обезьяну, срывающую с пальмы банан, девушку с амфорой, верблюда с детьми на спине, доение коз и многое другое.

Изображения выполнены с большим мастерством из цветных 5-миллиметровых кубиков из известняков различной породы, мрамора и смальты на белом фоне.
Различные эпизоды отделяются друг от друга деревьями, постройками, скалами, мифическими существами.

Вся напольная мозаика воспринимается как огромный ковер, обрамленный широким бордюром. Поражает богатство фантазии, легкость передачи движений людей и животных, выражений лиц у людей.

Картины словно написаны кистью художника, переданы мельчайшие детали. Даже фон не просто так выложен белой мозаикой, а в виде чешуи.

Сохранилась стена от Буколеонского дворца на южной стороне у Мраморного моря.

Дворец Буколеон был частью Большого Императорского Дворца, приморской резиденцией императоров Византии . Название произошло от статуй быков и львов, украшавших здешнюю гавань. Сохранившиеся руины были воздвигнуты императором Феофилом. На стене был балкончик, с которого император мог любоваться морскими пейзажами.

Строя и укрепляя новую столицу, прославляя Всевышнего, император Константин Великий не забывал о себе любимом, стремясь прославить и сохранить в веках свое имя.

Ф орум императора Константина располагался на нынешней площади Чемберлиташ в Стамбуле . Здесь была колоннада, статуи языческих богов и христианских святых, привезенные из разных храмов империи.

Центральное место на форуме занимала величественная колонна с мраморной капителью на вершине. А на капители была воздвигнута золотая статуя Константина Великого в виде бога Аполлона с семью лучами, исходящими из его головы.

Реконструкция Форума Константина

В статую был вплавлен гвоздь от Креста Сына Божьего. Высота памятника составляла 38 метров, воздвигнут он был в 330 году по указанию императора Константина и простоял 800 лет, прославляя первого императора великой Империи.

Согласно легенде, под основанием колонны император собственноручно замуровал тайник со святыми реликвиями - топорищем от топора Ноя, кресалом Моисея, остатками хлебов Иисусовых и "Палладиумом" - деревянной статуэткой Афины Паллады из Илиона, хранившейся до этого в Риме.

Крестоносцы прорыли штольню под колонной в поисках святых реликвий. Реликвии не нашли, а фундамент повредили.

В 1779 году сильный пожар уничтожил постройки на форуме, а на колонне остались черные пятна от огня. Почерневшая и растрескавшаяся колонна была укреплена железными обручами, а ее основание - бандажной кладкой.

Турецкое название памятника - Чемберлиташ, что означает Колонна с обручами, или Опоясанная колонна. Европейцы называют его Обожженной колонной. Колонне Константина Великого почти 1700 лет.

В результате масштабного строительства Константинополь увеличился в несколько раз. Растущему населению города катастрофически не хватало пресной воды - в пределах города не было источников. В отличие от других столиц, Константинополь не стоял на реке.

Константин планировал мощное водоснабжение города, но этот план был осуществлен уже его преемниками.

Византийцы построили самый длинный водопровод тех времен. По нему ключевая вода перемещалась на 650 км. Водопровод включал подземные туннели, каналы на поверхности земли и много акведуков. Недавно британские археологи исследовали маршрут византийского водопровода и обнаружили в дремучих лесах скрытые от глаз 19 акведуков, некоторые из них хорошо сохранились, только сильно заросли зеленью. Древние строители строили на века и их строения отличались красотой и изяществом, хоть и находились далеко за городом, в безлюдной местности. Их акведуки больше похожи на триумфальные арки - двух-, трехуровневые, с красивыми карнизами, тонкой резьбой по камню, они сделаны так, словно должны были стоять в центре города.

Акведук Валента - часть этого водопровода. Двухъярусный эстакадный акведук, введенный в действие в 369 году, протяженностью почти один километр, высотой 26 метров. Под ним сейчас проходит оживленная автомагистраль города - бульвар Ататюрка в Стамбуле .

По свинцовым трубам, проложенным по верху акведука, вода поступала в город вплоть до середины XlX века.

Подвести воду к Константинополю было решением лишь половины проблемы. Воду надо было где-то хранить, а места в городе не было. Византийские инженеры построили удивительную систему подземных водохранилищ - цистерн. Их выкапывали в огромном количестве - под дворцами, церквями, жилыми домами и очень красиво оформляли. Не как подсобные помещения, а как дворцы - мраморные колонны, высокие своды, арки. Стремление к красоте было у византийцев в крови. Византийцы не могли строить не красиво. Все, что они создавали, должно было быть прекрасно.

Крупнейшее из водохранилищ - цистерна Базилика (lV - Vl вв.) Строительство цистерны было начато при императоре Константине Великом и закончено при императоре Юстиниане.

Вход в цистерну Базилику:

Размеры подземного сооружения 145 на 65 метров, емкость - 80 000 куб. метров.

Сводчатый потолок поддерживают 336 колонн 8-метровой высоты, стены сделаны из огнеупорного кирпича толщиной 4 метра и покрыты специальным водоизоляционным раствором.

Большая часть колонн взята из различных античных храмов, поэтому они отличаются друг от друга сортом мрамора и видом обработки. У двух колонн в основании голова медузы Горгоны. Неизвестно откуда они привезены и какому храму принадлежали раньше.

Колонна с завитками. Положено вставить палец в отверстие, прокрутить и загадать желание.

Рядом - бассейн желаний, куда бросают монетки. Рыбы плавают в большом количестве, туристы их подкармливают. Раньше жители, стоявших над цистерной домов, ловили рыбу не выходя из дома, через дырки в полу.

Цистерна активно использовалась до XVl века, потом была заброшена и сильно загрязнена. В 1987 году цистерну очистили и открыли в ней музей.

Здесь снимали эпизоды фильма о Джеймсе Бонде "Из России с любовью".

Рядом с цистерной Базиликой - невзрачный столб из песчаника. Это Million Stone , нулевая миля Константинополя, часть ворот Милиариум Аурелум, на которых были нанесены расстояния до важнейших городов Византии .

Цистерна Феодосия (420 г.) - одна из подземных константинопольских цистерн размером 45 на 25 метров. Купольные своды поддерживаются 32 мраморными колоннами 9-метровой высоты. Отреставрирована, охраняется ЮНЕСКО, является музеем, но - всегда закрыта.

Цистерна Зейрек (1118 - 1143 гг.) Подземное водохранилище, которое считается третьим по величине в Стамбуле . Размеры 50 на 20 метров. Закрыто на реставрацию.

Водохранилища поддерживали достаточное водоснабжение города даже летом, когда акведук давал очень мало воды. Благодаря системе водохранилищ население Константинополя выросло до поразительных для того времени размеров.

Продолжение следует...

Одна из трех колонн, установленных на площади Султанахмет в Стамбуле, называется колонной Константина . Точное время возведения колонны доподлинно неизвестно, но ученые-историки склонны рассуждать о четвертом или пятом веке нашей эры. Изначально высота сооружения составляла тридцать два метра. После завоевания Константинополя войсками османов, колонна получила новое название - Ерме Сютун или в переводе на русский - ажурная колонна .

Немного фактов из истории

В десятом веке император Константин седьмой решил облагородить высокое сооружение из плотно подогнанных друг к другу блоков известняка, надежно скрепленных бетоном. Вся поверхность колонны Константина покрывается листами меди, которые ярко сверкают на солнце, словно позолоченные. На листах предварительно чеканят сцены военных подвигов, картинки из повседневной жизни, изображения зверей и птиц. На вершине сооружения водружают медный шар, хотя по другим источникам - статую женщины, выполнявшую роль флюгера. Закончив реконструкцию, Константин Багрянородный (Порфирородный) делает посвящение трудов своих императору Василию I Македонянину (правда, внимательно читая историю, трудно назвать ратные достижения Василия подвигами).

Иногда буквы ценнее видео

В отличие от нас, древние люди особенно понимали ценность посвящений, выбитых на массивных мраморных пьедесталах, нежели написанных на хрупкой бумаге. Вы только на минуту представьте себе далекий 3013 год. Неужели нашу историю будущие поколения будут изучать по случайно обнаруженным на месте гигантских свалок нечитаемым "флешкам" или обломкам DVD-дисков? Труд, не достойный уважения. Итак, вернемся в десятый век нашей эры. На мраморном пьедестале высокой колонны до сих пор легко читаются надписи, выбитые зубилом. Они сделаны на греческом языке. Смысл их заключается в том, что колонна Константина задумывается, как прямой конкурент Колоссу Родосскому. Действительно, обелиск в Стамбуле стоит уже не одно тысячелетие (хоть и изрядно обветшал), а статуя бога Солнца Гелиоса бесследно исчезла в безжалостных жерновах мировой истории.

Разграбление Константинополя

Известно, что во время четвертого крестового похода Константинополь был полностью разграблен. Пострадали не только христианские святыни, но расхищению подверглись дворцы, здания и сооружения, в том и ипподром , на спине которого (смотри компьютерную трехмерную модель вверху) были установлены редкие памятники истории. Колонна Константина осталась целой, но с ее поверхности безжалостно содрали все медные пластины, а также лавровые венки, некогда украшавшие пьедестал. Именно в таком, жалком виде сооружение могут увидеть туристы в наше время.

Ажурная колонна

Мне до сих пор не понятно, почему османы назвали колонну ажурной. Может быть, за особую кладку? В тоже время непростые погодные условия постепенно разрушают ажурную колонну в турецком мегаполисе. На одной из сторон обелиска камни хаотично выкрашиваются, словно зубы из воспаленных десен больного цингой. Необходимость восстановления ажурной колонны является предметом постоянных жесточайших споров. Противоборствующие стороны который год не могут придти к окончательному и единому мнению о целесообразности ремонта. Будет ли правильным заделать дыры новыми кирпичами? Не потеряет ли ажурная колонна Константина аутентичность? Но, согласитесь, оставлять сооружение в таком виде невозможно, это крайне неуважительно по отношению к древнему памятнику истории человечества.

Колонна императора Константина

Как основание, так и освящение Константинополя состояли из целого ряда праздников, в которых встречались и формы древнего политеизма, и суеверия современной для того времени магии, и христианские обряды. Историк Иосиф Стриговский вообще считал, что посвящение императором Константином города Пресвятой Богородице есть благочестивая позднейшая вставка. По древнейшим свидетельствам, император, согласно старинным обычаям, посвятил новый город Судьбе и наряду с политическим названием («Новый Рим», или Константинополь) дал ему и тайное жреческое имя - Анфуса («Цветущая»).

По словам «Пасхальной хроники», Константин Великий еще в 328 г. (то есть за два года до торжественного освящения новой столицы) тоже назвал Судьбу города Анфусой и принес при этом бескровную жертву. Это имя имеет в виду и закон 334 г., в котором император Константин называет свою столицу городом «quam aeterno nomine donavimus». To же имя приводится у первого византийского летописца Иоанна Малалы и историка Евстафия.

Император Константин был убежден, что судьба и счастье города зависят от палладиума (древнего изображения богини Афины Паллады), который в нем секретно хранится. И византийцы отчетливо сознавали, что «Константин, унесши из Рима тайно истукан, называемый палладиумом, поместил его на Форуме, им основанном, под колонной своей статуи, и, как уверяют некоторые из византийцев, он и теперь так лежит».

Первое изображение аллегорической Судьбы было воздвигнуто императором Константином, вероятно, в том же 328 г. Потом эта статуя в день 11 мая 330 г. была торжественно перенесена с Филадельфии (или Магнавра) и поставлена на колонну, где сначала стояла бронзовая исполинская статуя, изображавшая Аполлона (работа великого Фидия). Император Константин приказал отбить у бронзового изваяния голову и заменил изображение античного бога своим собственным. А в самый день освящения города была открыта другая статуя (деревянная позолоченная), изображавшая самого императора Константина, державшего в правой руке Судьбу города (Анфусу). По указу императора эту статую в торжественной процессии должны были ежегодно доставлять на Ипподром и проносить перед императорской трибуной. Обычай этот, по одной версии, удерживался до правления императора Юлиана, по другой - до Феодосия Великого.

Постепенно христианство очищалось от язычества, и у Амартола этот «истукан» уже превращается в христианскую святыню. Он описывает колонну из одного камня, порфировую, «весьма удивительную, которую он (Константин. - Н. И.) привез из Рима; на ней поставил он статую, принесенную им из Гелиополиса Фригийского и имеющую на голове семь лучей». Колонну три года везли морем, а когда доставили в Константинополь - то еще один год от моря, так тяжела и велика она была. «Потом положив в ее основание 12 корзин, которые благословил Иисус Христос, и Честное древо и святые мощи для утверждения и охраны, поставил ее со многим искусством, силою и мудростью удивительный этот муж всеудивительную колонну из одного камня».

Из описания видно, что речь идет о порфировой колонне, которая сейчас стоит недалеко от площади Ат-Мейданы. Первоначально колонна, составленная из девяти цилиндрических кусков порфира, поставленных один на другой, была покрыта бронзовыми позолоченными пластинами. В месте соединения цилиндров был изваян лавровый венок, из-за чего памятник имел вид монолита с высеченными поперечными колоннами. Уже в древности колонна Константина сделалась предметом самого фантастического культа, соединив в себе многочисленные народные предания, связанные с судьбой города и императора.

В целях сохранности Константинова колонна еще во время правления императора Феодосия II была скреплена железными обручами. В царствование Алексея I Комнина статуя императора и верхние барабаны были сбиты молнией, сама же колонна сохранилась. Император Мануил I Комнин (1143-1180) поправил памятник, приделав к нему новую коринфскую капитель с греческими надписями, но вместо статуи повелел поставить золотой крест. Во время осады Константинополя турками византийцы столпились вокруг колонны, так как существовало предание, что император Константин никогда не допустит в город завоевателей дальше своего памятника. А когда наступит роковой момент, слетит с золотого креста ангел, вручит пламенный меч одному из защитников и повелит разить врага.

В настоящее время колонна императора Константина называется Чемберлиташ («Обожженная колонна»). Некоторые историки считают, что такое название памятник получил после мятежа Ника, когда он был испорчен пожаром. Другие исследователи считают эту версию сомнительной, так как в то время колонна стояла в центре форума, и пламя не могло затронуть ее. Пострадала же она от пожара в XVII в., когда форум Константина весь был застроен и здания доходили до основания колонны. После пожара султан Мустафа I повелел окружить обожженный пьедестал каменной облицовкой до второго барабана. Колонна серьезно пострадала и от пожара 1779 г. Османский султан Абдул-Гамид I (1774-1789) достроил постамент колонны и обвел ее железными обручами. После этого колонна Константина и была переименована в Чемберлиташ.

Чемберлиташ

Сегодня колонна, высота которой достигает почти 36 м, состоит из шести порфировых цилиндров, скрепленных железными обручами. Края цилиндров украшены изображениями лавровых венков. До сих пор сохраняются предания, что в основание колонны положены реликвии христианской и других религий: деревянная скульптура богини Афины, привезенная из Трои; посох Моисея, с помощью которого бьет вода на скалах; топор Ноя и крошки хлеба, принадлежавшего Иисусу Христу… Таким образом, на основе легенд доказывалась связь христианства с другими религиями.

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора

6. Египетский обелиск, колонна змея, готская колонна, рыцарская статуя императора Юстиниана, название Москвы Вернемся к египетскому облиску Тутмеса III, о котором мы рассказали выше. Его и сегодня можно увидеть в Стамбуле, недалеко от храма Св. Софии, на площади, где когда-то

автора Гиббон Эдвард

ГЛАВА XIV Смуты после отречения Диоклетиана. - Смерть Констанция. - Возведение на престол Константина и Максенция. - Шесть императоров в одно и то же время. - Смерть Максимиана и Галерия. - Победы Константина над Максенцием и Лицинием. - Воссоединение империи под властью

Из книги Закат и падение Римской Империи автора Гиббон Эдвард

ГЛАВА XVIII Характер Константина. - Война с готами. - Смерть Константина. - Разделение империи между его тремя. сыновьями. - Персидская война. - Трагическая смерть Константина Младшего и Константа. - Узурпация Магненция. - Междоусобная война. - Победа Констанция.

Из книги История испанской инквизиции. Том I автора Льоренте Хуан Антонио

Статья первая ПЕРВАЯ ЭПОХА ЦЕРКВИ ДО ОБРАЩЕНИЯ ИМПЕРАТОРА КОНСТАНТИНА I. Едва основалась христианская религия на земле, как среди ее чад зародились ереси. Апостол Павел дает наставление своему ученику Титу, епископу Крита, какого поведения он должен держаться по

Из книги История упадка и крушения Римской империи [без альбома иллюстраций] автора Гиббон Эдвард

Глава 4 (XIV) Смуты после отречения Диоклетиана. - Смерть Констанция. - Возведение на престол Константина и Максенция. - Шесть императоров в одно и то же время. - Смерть Максимиана и Галерия. - Победы Константина над Максенцием и Лицинием. - Соединение империи под

Из книги Русь и Рим. Мятеж Реформации. Москва – ветхозаветный Иерусалим. Кто такой царь Соломон? автора Носовский Глеб Владимирович

12. «Обожженная» колонна Константина в Стамбуле В качестве примера того, как даже сегодня возникают красивые легенды о современных или средневековых памятниках, превращающие их в «античные сооружения знаменитых императоров», расскажем о так называемой «обожженной»

Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

13. Обожженная колонна Константина В качестве примера того, как даже сегодня возникают красивые легенды о современных или средневековых памятниках, превращающие их в «античные сооружения знаменитых императоров», расскажем о так называемой обожженной колонне

автора Грегоровиус Фердинанд

1. Гонории IV. - Пандульф Савелли, сенатор. - Отношение к Сицилии и к империи. - Папский престол целый год остается вакантным. - Николай IV. - Карл II коронован в Риети. - Колонна. - Кардинал Иаков Колонна. - Иоанн Колонна и его сыновья. - Кардинал Петр и граф Стефан. -

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

4. Фамильный раздор в доме Колонна. - Кардиналы Иаков и Петр враждуют с Бонифацием VIII. - Оппозиция против папы. - Оба кардинала лишены их звания. - Фра Джакопоне из Тоди. - Манифест против папы. - Колонна отлучены. - Пандульфо Савелли пытается быть посредником. -

Из книги Закат и падение Римской Империи [с иллюстрациями] автора Гиббон Эдвард

ГЛАВА XIV. Смуты после отречения Диоклетиана. - Смерть Констанция. - Возведение на престол Константина и Максенция. - Шесть императоров в одно и то же время. - Смерть Максимиана и Галерия. - Победы Константина над Максенцием и Лицинием. - Воссоединение империи под властью

Из книги Кипчаки. Древняя история тюрков и Великой Степи автора Аджи Мурад

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

6. Египетский Обелиск, Колонна Змея, Готская Колонна Рыцарская статуя императора Юстиниана в Стамбуле Название Москвы Вернемся к египетскому обелиску Тутмеса III. о котором мы рассказали выше. Его и сегодня можно увидеть в Стамбуле, недалеко от храма Св. Софии, на площади,

Из книги Воины Рима. 1000 лет истории: организация, вооружение, битвы автора Маттезини Сильвано

Верхняя часть кавалерийского шлема-маски, II или III вв. н. э.Обнаружен в Фехтене (Нидерланды). Верхняя часть представляет собой особый случай шлема-маски, изготовленного из бронзовой или оловянной пластины (тип Фехтен). Верхняя часть шлема вывернута вперед, подобно

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

17. Обожженная колонна Константина в Стамбуле В качестве примера того, как даже сегодня возникают красивые легенды о современных или средневековых памятниках, превращающие их в «античные сооружения знаменитых императоров», расскажем о так называемой обожженной колонне

Из книги История тюрков автора Аджи Мурад

Коварство императора Константина Вчерашняя колония Рима, став столицей Западного мира, год от года обретала небывалую силу. Благодаря кипчакам она превратилась в цветущую страну Средиземноморья. Союз с тюрками выгодно отличал ее. Греки стали диктовать свои условия и

Из книги Великая степь. Приношение тюрка [сборник] автора Аджи Мурад

Коварство императора Константина Вчерашняя колония Рима год от года обретала небывалую силу, благодаря кипчакам она быстро превратилась в цветущую страну. Союз с тюрками выгодно отличал ее. Греки диктовали свои условия и Египту, и Палестине, и Сирии, и самому Риму. Но

Фото: Колонна Константина (Чемберлиташ)

Фото и описание

Чемберлиташ – это площадь, находящаяся на месте, где располагался древний Форум императора Константина. Из всех сооружений данного комплекса частично уцелела лишь колонна Константина. Эту колонну на протяжении долгого времени считали главным символом Византийской империи. Воздвигнута она была по указу императора Константина 11 мая 330 года в честь завоевания им 18 сентября 324 года города Византия. Произошло это 8 ноября 324 года во время торжеств и по поводу провозглашения новой столицей Римской империи - Константинополя. С самого начала она являлась постаментом для статуи императора. Эта колонна была центральным элементом на грандиозной площади, где также были размещены колоннада, статуи христианских святых и языческих богов.

В настоящее время она носит название «Чемберлиташ» (что переводится как "Скала с обручами"). Единственный рисунок этой колонны, который сохранился и дошел до наших времен, датируется 1574 годом и хранится в библиотеке Колледжа Святой Троицы в английском городе Кембридж. К сооружению можно попасть, если идти от площади Султанахмет в сторону Великого Стамбульского Базара и площади Бейязет по улице Диван Йолу.

Воздвигнута она была в центре Форума Константина, который в это же время был построен на втором городском холме, как раз за оборонительными стенами старого Византия. Тогда этот форум представлял собой площадь овальной формы, окруженную внушительной мраморной колоннадой, имевшей двое монументальных ворот, выходивших на запад и на восток города. Его украшало множество красивых античных статуй, местоположение которых сейчас уже невозможно определить.

Колонна выполнена в виде усеченной правильной четырехступенчатой пирамиды и возведена на пятиметровом основании, выполненном из порфира. На ней был расположен стул колонны, имеющий квадратную форму и украшенный барельефом. Ствол, который имел высоту двадцать пять метров, состоял из семи барабанов, диаметр которых составлял около трех метров. Барабаны охватывались металлическими обручами с позолоченными закрытыми венками из бронзы. Все барабаны были также порфировые, кроме восьмого – он был выполнен из мрамора. Венчает величественное сооружение мраморная капитель. На абаке капители была воздвигнута золотая императорская статуя в виде бога Аполлона, с вплавленным в нее гвоздем от Креста Сына Божьего. По этой причине жители города Константинополь изначально стали называть этот памятник архитектуры «Колонной Гвоздя». Высота памятника составляла около 38 метров.

Во время землетрясения 600 – 601 годов, которое произошло в конце периода правления императора Маврикия, статуя Константина Великого рухнула, при этом достаточно сильно пострадала и сама колонна. Она была полностью восстановлена во времена правления императора Ираклия (610 – 641 годы), а в 1081 – 1118 годах, при императоре Алексее I, статуя вновь упала на землю от попадания в нее молнии и придавила несколько прохожих. Памятник был восстановлен только при правлении императора Мануила I (1143 – 1180 годы), но вскоре произошло очередное обрушение статуи, и она была заменена крестом. После этого события памятник получил новое просторечное наименование – «Колонна с Крестом». Позднее, после 1204 года, данное сооружение довольно сильно пострадало от действий крестоносцев. Фундамент его был ослаблен штольней, которая была прорыта с целью поиска реликвий, а барельеф сняли и увезли в Западную Европу. В нынешнее время его часть, которую турки называют «Тетрархи», была вмурована в стену собора Святого Марка в Венеции.

Уже во второй половине XX века, во время археологических раскопок, произведенных в Константинополе, был найден недостающий элемент барельефа, который в настоящее время хранится в археологическом музее Стамбула. После падения Константинополя, произошедшее в первых числах июня 1453 года турки сбросили крест с этой колонны.

В 1779 году сильный пожар, который произошел в окрестностях площади, уничтожил большую часть построек, а колонне после этого остались чёрные пятна от огня. Колонна получила прозвище «Обожжённая колонна» после этого события. По приказу Султана Абдюльхамида I Чемберлиташ был восстановлен и на нем сделали новую кладку основы. Были заменены железные обручи на новые. Это позволило удерживать колонну в последующие века в вертикальном положении. Первое основание колонны было расположено примерно на 3 метра ниже нынешнего уровня. Это означает, что колонна, которая представлена сегодня для обозрения туристов, является, на самом деле, только лишь частью от первоначального сооружения.

Халук Эгемен Сарыкая - турецкий парапсихолог в одном из своих трудов написал об этой колонне следующее: «Как всякое священное сооружение, Чемберлиташ, вероятно, связан с подземной системой района». Подтверждение этим словам было найдено в 1930-х годах во время археологических раскопок в окрестностях колонны Константина, во время которых были обнаружены вестибюли, выполненные в форме лабиринта. Отсюда появилось убеждение о том, что Чемберлиташ – это своеобразные ворота, обеспечивающие доступ к подземным галереям Стамбула.

Похожие публикации