История петра и февронии муромских. Петр и Феврония умерли в один день

Сегодня у нас тема — Петр и Феврония: история вечной любви, краткое содержание. Давайте рассмотрим, что это за святые, и какой была их жизнь и любовь, как они помогают в создании семей и обретении любви всем нам.

14 февраля мир отмечает так называемый День влюбленных. В нашей стране, не смотря на потуги Запада, этот праздник так и не стал народным. Зато с недавних пор мы стали возвращаться к наших исконным, историческим торжествам. Но станут ли они вновь народными — это вопрос. Аналогом чуждому нам западному Дню святого Валентина у нас является День Петра и Февронии муромских, их история вечной любви во все века впечатляет и вызывает желание просить Господа о такой же, светлой, чистой, великой и бессмертной любви. Памятник им установлен на патриаршей площади в Йошкар-Оле, здесь же находится и часовня, названная в их честь.

Рассказывает иерей Леонид Вылекжанин, настоятель часовни Петра и Февронии, Йошкар-Ола. (А я буду по ходу разбавлять сухое повествование священника народными рассказами, которые гораздо ярче и интереснее. От автора )

Князь Петр рожден вторым сыном муромского князя Юрия Владимировича, и в свое время, когда
брат его умер, наследовал престол. Перед этим Петр заболел тяжкой неизлечимой болезнью — проказой. И ему было видение, что излечить его может только одна благочестивая дева по имени Феврония, из рязанской губернии.

Народная молва так рассказывает: беда случилась у брата Павла, к жене его стал ходить змий в образе мужа ее, и соблазнил ее. Она призналась во всем мужу, тот наказал ей разведать, как можно погубить змия. Она хитростью выведала, что может лишь брат его, Петр, убить змия специальным мечом. Павел брату рассказал, и тот взялся извести змия. нашел он меч, убил его, но капли крови брызнули на него и он заболел тяжкой проказой.

Исцеление князя

Петр едет к Февронии и действительно получает по ее молитвам исцеление. Он так полюбил Февронию, увидев в ней благочестие, доброту, мудрость небывалую, что женился на ней.

Народная молва так гласит: девушка очень мудрой была, справно князю отвечатала, чем очень понравилась ему. Но она сначала ему условие поставила — вылечу тебя, ежели на мне женишься. Князь пообещал, но Феврония знала, что откажется. Она дала мазь ему и сказала мазать все язвы, окромя одной. Князь все сделал, вылечился, да не исполнил обещания. А как приехал назад в Муром, опять сильнее прежнего заболел. И опять к Февронии — та вылечила, и Петр исполнил обещание, взял в жены ее.

Изгнание и возвращение

Но когда князь на простой крестьянке женился, это не понравилось гордым боярам, они не хотели иметь своей княгиней простого происхождения, и они просто изгнали Петра и Февронию с муромского престола. Правда, сначала предлагали Петру развестись с Февронией, на что получили твердый отказ. Князь понимал, что заключенный на небесах брак нельзя расторгать по каким-то человеческим соображениям. Князь с княгиней были изгнаны из Мурома, но город постигло большое землетрясение, и бояры, испугавшись, позвали назад Петра и Февронию. Те, будучи людьми не злобивыми, вернулись, правили долго и мудро, проживая в любви и согласии.

Они, конечно, прославились не только воздержанием, целомудрием, чистотой супружеской жизни, они прославились милосердием к бедным, справедливостью в своем суде, народ муромский очень любил и почитал своих князей Петра и Февронию.

И после смерти — вместе!

За какое-то время до смерти приняли князь со княгиней монашество — князь Петр ис именем Давида, а княгиня Феврония — Евфросинии. Скончались они, что примечательно — в один день, и час, Господь так своим промыслом управил — 25 июня (по нынешнему стилю – 8 июля) в 1293 году.

Народная молва рассказывает: вымолили у Господа князь с княгиней, чтобы дал им радость успения одновременно, и будучи еще живы, они гроб из камня заказали приготовили — один, широкий, перегородкой разделяемый на двоих. И вот, когда умерли оба одновременно, люди, решившие, раз они в монашестве умерли, похоронить их по отдельности. Да вот чудо случилось — наутро оказались оба тела в своем каменном гробу, вместе. Люди опять развези их по разным прибежищам, но и на второй раз они вместе оказались. Так и похоронили их вместе, не стали больше их разъединять, поняв, что не только при жизни князь со княгиней любили друг друга и неразлучны были, но и после смерти не согласились хоть ненадолго расстаться.

День семьи, любви и верности - праздник довольно молодой, но уже полюбившийся многим россиянам. Впервые его отметили 8 июля 2008 года, и некоторые тут же окрестили этот праздник нашим, православным ответом западному .

Дата была выбрана не случайно: 8 июля Русская православная церковь чтит память святых князя Петра и его жены Февронии. Согласно преданию, они являлись образцом супружеской верности, в их браке царили согласие и благочестие.

Широкую известность история муромского князя Петра и дочери древолаза - Февронии - приобрела благодаря написанной в XVI столетии «Повести о Петре и Февронии Муромских». Как полагают исследователи, повесть объединяет в себе два народно-поэтических сюжета: волшебную сказку об огненном змее и сказку о мудрой деве.

Повествование начинается с того, что к супруге Павла, брата Петра, начинает наведываться дьявол в образе змея. Он принимает облик мужа княжны и пытается соблазнить ее. Княжна рассказывает обо всем супругу, и они решают обманом выведать у искусителя, знает ли тот, какая его настигнет смерть. Змей, поддавшись на льстивые речи княжны, раскрывает тайну: «Смерть мне суждена от Петрова плеча и от Агрикова меча». Узнав об этом, Петр решает помочь брату, добывает заветный меч и убивает змея. Однако кровь дьявола оказывается ядовитой, и Петр, обрызганный ею, покрывается страшными струпьями и язвами.

После долгих поисков лекаря до Петра доходят слухи о чудесной девушке по имени Феврония, которая обладает даром исцеления. Мудрая Феврония соглашается вылечить княжеского брата, но при одном условии: тот должен на ней жениться. Петра эта просьба поразила, ведь он из знатного рода и не пристало ему жениться на дочери древолаза. Несмотря на это, он пообещал Февронии сделать ее своей женой, если та его вылечит. Девушка исполнила волю князя, и он стал здоров, только Петр свое слово не сдержал и, поправившись, тут же отправился назад, в Муром.

Но по просьбе проницательной Февронии ничего не подозревавший князь оставил на теле один струп, и, как только двинулся он в обратный путь, от этого струпа пошли новые по всему его телу. Тогда Петр понял, что никуда ему не деться от судьбы своей, и взял Февронию в жены.

Бояре не приняли новую княжну, поскольку та была простолюдинкой, и поначалу прогнали чету из Мурома. Однако после изгнания князя в Муроме начались распри, и вельможи вновь обратились к Петру с просьбой властвовать над ними. Так князь и его благочестивая супруга возвратились в родную вотчину и стали править, а достигнув преклонных лет, приняли обет монашества. Кроме того, как гласит предание, супругов похоронили в разных могилах, но тела их после погребения чудом оказались в одном гробу - так монахи поняли, что на то есть благословение Божие.

Интересно, что жанр повести о Петре и Февронии не находит соответствий ни с исторической повестью, ни с агиографической. Тем не менее большинство историков сходятся в том, что эти люди существовали в реальной жизни. О том, кто же такие Петр и Феврония, что может помешать обвенчаться в День семьи, любви и верности и почему церковь подарила этим святым еще один день празднования их памяти, читайте в интервью с историком и писателем Дмитрием Володихиным.

«Змей - это не оживший динозавр, а чудовище духовное»

Дмитрий Михайлович, вы являетесь одним из авторов книги «Петр и Феврония: Совершенные супруги». Расскажите, у этих персонажей все-таки были реальные прототипы? И если да, то почему мы ничего не знаем о муромском князе по имени Петр?

Конечно, Петр и Феврония существовали на исторической Руси - это действительные люди, а не литературные персонажи. Другое дело, что определить, кому из известных по летописям и другим источникам муромских князей соответствует святой Петр, известный нам по его житийной повести, - затруднительно. Один из вариантов вы назвали - Давид Юрьевич. Есть и другие варианты: один из князей XII века, один из князей XIV века, с которым связан родством род дворян Овцыных. Мы не можем до конца верно определить, кто из этих князей был святым Петром. Его правление могло приходиться на очень широкий период с XII по XIV век. Но тем не менее сомнений в историчности святого Петра никто не высказывал.

- «Повесть о Петре и Февронии Муромских», насколько мне известно, была написана лишь в XVI веке. Кто был ее автором? И правда ли, что написана она была по заказу Московского митрополита Макария?

- «Повесть о Петре и Февронии» действительно написана в XVI веке, в эпоху , - скорее всего, иноком Ермолаем-Еразмом. Высказывались некоторые другие версии, но эта наиболее распространенная. Однако в Четьи минеи митрополита Макария (Великие минеи четьи - сборник XVI века из 12 книг, на каждый месяц года, включающий в себя жития святых на каждый день, святоотеческие поучения и апокрифы. - Прим. ред. ) этот текст не вошел. «Повесть о Петре и Февронии» - это самостоятельный текст; он есть плод творчества высокоинтеллектуального монашествующего книжника и наполнен христианской символикой. Поэтому для тех, кто погружен в средневековую православную культуру, этот текст представляет собой набор шифров и символов, за которыми открывается христианское содержание, а не просто заключение.

Да, ведь в основе повести лежит сюжет борьбы с дьяволом, который в данном случае явился к жене Павла, брата Петра, в облике змея. Это ведь классический сюжет не только для христианской литературы?

Сюжет о змееборчестве действительно распространенный. Собственно, борьба идет и с дьяволом, и с собственными грехами. Человека одолевают соблазны, и он может с ними справиться, обратившись к Богу, или не справиться, и тогда происходит его грехопадение. Змей и есть такой символ в «Повести о Петре и Февронии». Для книжника-интеллектуала XVI века это, конечно же, был не какой-нибудь оживший динозавр, а чудовище духовное, или, как тогда говорили, словесное. Это то, чем человек побеждается, если он не крепок в своей вере и особенно если он не крещен.

«Исцеление Петра не магия, а твердость в христианстве»

Святых Петра и Февронию все знают как покровителей семьи и брака, и, согласно народному поверью, в день их памяти заключаются счастливые браки. Но вот что я вычитала: оказывается, 8 июля приходится на Петров пост, когда таинство брака в православной церкви не совершается. Правда ли, что из-за этого церковь установила второе празднование?

У святых Петра и Февронии Муромских действительно два празднования. Один из дней поминовения - летний, он отмечается 8 июля (25 июня по старому стилю), другой - осенний, празднуется в воскресенье перед 19 сентября (6 сентября по старому стилю). Второй праздник был установлен в честь перенесения мощей святых, которое произошло в 1992 году. Тогда мощи святых князей были перенесены из музея, где они выставлялись при советской власти, в соборный храм Свято-Троицкого монастыря в Муроме. Там они находятся и поныне.

- В 2008 году в России был учрежден новый праздник - День семьи, любви и верности. Он как раз приурочен ко дню памяти святых Петра и Февронии. Но, как ни странно, даже в православной среде нашлись противники этого праздника. Они мотивировали это тем, что Феврония, согласно преданию, женила на себе Петра чуть ли не силой. Кроме того, многие утверждают, что у пары не было детей, а, дескать, какая без детей православная семья! Расскажите, как вы относитесь к этим замечаниям и празднику, который мы отмечаем 8 июля?

Во-первых, конечно же, в «Повести о Петре и Февронии» нигде не сказано, что у них нет детей. Нигде, ни в каком месте это не говорится! То, что они перед смертью приняли монашеский постриг, отнюдь не значит, что они до пострига вели иноческую жизнь. У исторических персонажей, которые могли быть святым Петром Муромским, в двух из трех предполагаемых случаев дети были - это точно установлено. Поэтому я, безусловно, к этому празднику отношусь положительно. Праздник очень хороший, полезный; о таких вещах, как благо брака, о любви и верности следует упоминать по многу раз. От того, что мы лишний раз об этом помянем, ценность не потускнеет, а только воссияет с новой силой. Так что огромный плюс этому празднику! А что касается того, что святая Феврония женила на себе святого Петра, то тут вот в чем дело. Ведь Петр, обещав на ней жениться, отказался от этого и уехал. А в христианстве человек должен быть прямо последовательным: да - да, нет - нет, остальное от лукавого. Дело в том, что святая Феврония несет на себе несколько символических функций: она и премудрость Божия, и премудрая дева. Ее соединение с мужем власти, государственным человеком, есть то, что по Божьему промыслу необходимо. И со стороны Петра было неправильным избегать этого.

В повести говорится, что Феврония имела «дар прозорливости и исцелений». Не о колдовстве ли идет речь? Что подразумевал автор?

Нет, исцеление Петра - это не магия, а просто-напросто твердость в христианстве. Все, что происходит через святую Февронию, - это действие благодати Святого Духа на земле. Конечно же, это не магия и не колдовство, это - сила Господня.

В заключение отметим, что в 2018 году в Музее военной истории Российского военно-исторического общества пройдут тематические мероприятия, приуроченные ко дню памяти святых Петра и Февронии. Гостей Музея Московских стрельцов «Стрелецкие палаты» ждут бесплатные экскурсии по экспозиции «Служилые люди государства Московского» с осмотром выставки «Расшиты шелком, жемчугом и златом». На экскурсии можно увидеть реконструкции костюмов современниц Московской Руси (XVII век) и вдохновиться неповторимой красотой старинного русского женского костюма, сшитого вручную с соблюдением старинных приемов из русских и заморских тканей мастерами студии традиционного костюма «Русские начала».

В Музее военной формы одежды также пройдут бесплатные экскурсии по экспозициям «Спасенные реликвии» и «Спасенные реликвии. Два века славы», в ходе которых посетителям расскажут об , в которой располагается музей, и о любви знаменитого поэта Афанасия Фета и Марии Боткиной.

Мероприятия пройдут и в Смоленске: в проведут бесплатные экскурсии по экспозиции и расскажут о различиях в семейных отношениях в Смоленске как в период власти Московского государства, так и в период владычества Речи Посполитой.

Пары, прожившие в браке более 20 лет, во всех Музеях РВИО ждут памятные сувениры и приятные бонусы (при наличии подтверждающего документа).

Жили долго и счастливо и умерли в один день

(житие Св. Петра и Февронии)

Здравствуйте, мои дорогие читатели!

Пётр и Феврония Муромские история вечной любви (краткое содержание)

История их любви удивительная, чудесная, сказочная. Многим влюблённым парам хотелось бы жить, как жили они.

Феврония была девицей из крестьянской семьи. Но она была не обычной девушкой, все знали о её даре целительства и прозорливости. Она исцелила князя Петра от неизлечимой болезни. Он за это чудесное исцеление обещал жениться на ней. Но гордыня помешала ему.

Феврония же знала, что такие болезни посылаются для вразумления и «излечения» от грехов. Прозревая гордость и лукавство Петра, она сказала князю смазать не все язвы на теле, а оставить одну, в качестве свидетельства греха. Очень скоро болезнь опять возобновилась. Князь Петр вынужден был вернуться к Февронии. Во 2-й раз он сдержал слово.

Боярам не нравилось, что их правитель женился девушке простой и они просили Февронию взять, что она пожелает, и уйти из града Мурома. Феврония сказала, что ей ничего не нужно и возьмёт она с собой только супруга. Петр узнал, что с любимой женой его хотят разлучить и предпочёл отказаться от богатства и власти.

Вместе с Февронией на 2-х лодках они уплыли по реке. С ними был некий муж, он засмотрелся на княгиню. Феврония предугадала его мысли и спрашивает: «Если ты зачерпнёшь воду с 2-х сторон лодки, она будет с одной стороны слаще или одинаковой?» Тот ответил, что одинаковой. «Так и женское естество одинаково, – сказала Феврония. – Зачем ты забыл жену и помышляешь о чужой?».

Вот какая мудрая была Феврония. Думаю, поэтому Петр так любил её. А мы хотим, чтобы нас любили. Но при этом мы не хотим соглашаться на изгнание, предпочитаем оставаться во дворце. И не хотим поступать разумно и мудро, ведь легче капризничать и кокетничать.

Хотите узнать, что было дальше? Слушайте. Пётр и Феврония остановились на ночлег. Но уже утром появились послы из Мурома. Они стали просить Петра вернуться. Потому что бояре перессорились за власть. Петр и Феврония согласились со смирением. Вернулись и правили в Муроме до старости. Жили счастливо, творити милостыню, молились за народ Мурома. Когда пришла старость, они договорились принять монашество. Молились Богу, чтобы умереть одно одно и то же время. И оставили завет, чтобы их похоронили в одном гробу.

Когда пришло его время, Петр отправил гонца к Февронии, что он готов идти к Богу. Феврония попросила его подождать, пока она закончит вышивать икону. В один и тот же час они умерли в разных монастырях. Но люди думали, что не хорошо монахов хоронить вместе и нарушили их завещание. Однако чудесным образом они оказались рядом.

Святые мощи благоверных князя Петра и княгини Февронии сохранились до наших дней. Сейчас их гробница находится в Троицком монастыре в Муроме, где все молящиеся обретают исцеление и дар счастья, любви и душевного равновесия.

Вы спросите, а как же этот праздник праздновать? Думаю, надо помолиться святым князю Петру и княгине Февронии за себя, за детей и родителей. Попросить для всех мудрости, терпения, примирения, смирения, милосердия и, конечно, любви, радости, верности и счастья!

Желаю всем нам ценить своих любимых, быть преданными и верными!

А тем, кто не нашел ещё свою половинку — молиться Св. Петру и Февронии.

P.S.

Несмотря на то, что святые Петр и Феврония жили в начале далекого 13-го века, День семьи, любви и верности - праздник очень молодой. В 2008 году супруга премьер-министра Дмитрия Медведева Светлана выдвинула инициативу этого торжества, и она была поддержана Государственной Думой. Кстати, именно Светлана Владимировна придумала и символ этого дня - ромашку.

Фото: www.globallookpress.com

Так были ли на самом деле такие исторические личности как Петр и Феврония, или это все дань легенде?

Сказка об огненном змее и мудрой деве

В летописях, по утверждению историков, такого исторического персонажа как князь Петр Муромский не существует. Однако был князь Давид Муромский и его супруга, которые в старости приняли постриг, и в иночестве назывались Петром и Февронией.

Супруги были канонизированы в 1547 году и только после этого на свет появилось сочинение Ермолая Еразма, одного из великих летописцев, «Повесть о Петре и Февронии», именно эта Повесть и лежит в основе всех легенд, рассказывающих о беспримерном супружеском союзе и супружеской верности.

На самом деле, эта Повесть основана на двух древних русских сказаниях - сказка о летающем огненном змее и сказ о мудрой деве.

Но обо всем по порядку. Прежде чем рассказывать о Петре и Февронии, нужно вспомнить, что у Петра был старший брат - князь Павел. Именно история его супружеской жизни и послужила началом всех событий: «…крылатый змей стал летать к жене того князя на блуд. И волшебством своим перед ней он являлся в образе самого князя. Долго продолжалось такое наваждение. Жена же этого не скрывала и рассказала обо всем, что с ней произошло, князю, мужу своему. Злой змей же силой овладел ею».

Павел стал искать способы, как уничтожить змея, и его жена обманом выведала у змея, что умрет он «от Петровой руки и Агрикова меча».

Пошел Павел к брату Петру и рассказал ему о своей беде, вот только не знали братья, что такое «Агриков меч». Но и здесь Бог помог благонравным братьям - в одной из церквей под Муромом обнаружился такой меч. Когда Петр убивал змея, кровь брызнула на него и заболел младший князь проказой.

Петр убивает змея Фото: Commons.wikimedia.org

Долгое время Петр безрезультатно лечился, пока не сказали ему, что помочь ему может дочь бортника и Рязанской области Феврония. Девушка пообещала помочь князю, а за услугу просила, чтобы он на ней женился. Петр согласился, Феврония вылечила его, но специально не залечила одну язву. Вернувшись домой Петр и не думал выполнить свое обещание, так как Феврония была простолюдинкой и болезнь возобновилась.

Второй раз приехав к Февронии, князь исполнил обещанное и женился на девушке.

Не проста была жизнь супругов, после кончины старшего брата на муромский престол взошел Петр. Бояре были очень недовольны тем, что княгиня крестьянского рода и вынудили Петра отказаться от престола.

Притча о воде

Супруги уехали из Мурома, плывя по Оке на лодке Феврония заметила, что один из попутчиков смотрит на нее с нескрываемым интересом.

«Она же, сразу угадав его дурные мысли, обличила его, сказав ему: «Зачерпни воды из реки сей с этой стороны судна сего». Он почерпнул. И повелела ему испить. Он выпил. Тогда сказала она снова: «Теперь зачерпни воды с другой стороны судна сего». Он почерпнул. И повелела ему снова испить. Он выпил. Тогда она спросила: «Одинакова вода или одна слаще другой?» Он же ответил: «Одинаковая, госпожа, вода». После этого она промолвила: «Так и естество женское одинаково. Почему же ты, позабыв про свою жену, о чужой помышляешь?» И человек этот, поняв, что она обладает даром прозорливости, не посмел больше предаваться таким мыслям».

А потом и жители Мурома догнали князя и княгиню и рассказали им сколько бояр поубивали друг друга в борьбе за княжество и упросили супружескую пару вернуться на престол. Те и правили они еще долгое время в благочестии и верности.

Памятник Петру и Февронии Фото: wikimapia.org

На склоне лет они решили удалиться на покой в монастырь, Петр взял имя Давид, и Феврония стала в иночестве Ефросиньей.

Молили они Бога умереть в один день и час, так оно и случилось - 25 июня 1228 гожа супруги скончались. Несмотря на то, что завещали они похоронить их в одном гробу с тоненькой перегородкой, их похоронили отдельно, но уже на следующий день они вновь оказались вместе.

«После преставления их решили люди тело блаженного князя Петра похоронить в городе, у соборной церкви пречистой Богородицы, Февронию же похоронить в загородном женском монастыре, у церкви Воздвижения честного и животворящего креста, говоря, что так как они стали иноками, нельзя положить их в один гроб. И сделали им отдельные гробы, в которые положили тела их: тело святого Петра, нареченного Давидом, положили в его гроб и поставили до утра в городской церкви святой Богородицы, а тело святой Февронии, нареченной Ефросинией, положили в ее гроб и поставили в загородной церкви Воздвижения честного и животворящего креста. Общий же их гроб, который они сами повелели высечь себе из одного камня, остался пустым в том же городском соборном храме пречистой Богородицы. Но на другой день утром люди увидели, что отдельные гробы, в которые они их положили, пусты, а святые тела их нашли в городской соборной церкви пречистой Богородицы в общем их гробе, который они велели сделать для себя еще при жизни. Неразумные же люди как при жизни, так и после честного преставления Петра и Февронии пытались разлучить их: опять переложили их в отдельные гробы и снова разъединили. И снова утром оказались святые в едином гробе. И после этого уже не смели трогать их святые тела и погребли их возле городской соборной церкви Рождества святой Богородицы, как повелели они сами - в едином гробе, который бог даровал на просвещение и на спасение города того: припадающие с верой к раке с мощами их щедро обретают исцеление».

Вот такая легенда, причем интересно и то, что согласно преданию Петр взял в иночестве имя реально существовавшего князя Муромского Давида Юрьевича. Так переплетаются быль и небыль.

С 1547 года Петр и Феврония считаются покровителями православного брака, хотя свадьбы в этот день не играют, так приходится день их поминовения на Петров пост.

Если не считать преданий Муромской земли, то о жизни преподобных Петра и Февронии рассказывает поэтическая повесть Ермолая Прегрешного. Она была написана по просьбе митрополита Московского Макария и приурочена к Собору Русской Православной Церкви, где супругов причислили к сонму святых.

По преданиям, умирающий змий-искуситель обрызгал кровью младшего брата муромского князя – Петра. От чего у него все тело покрылось незаживающими ранами, которые не мог вылечить ни один лекарь. Исцелила молодого князя дочь собирателя меда по имени Феврония, приготовив ему целебную мазь. По условиям девушки, Петр должен был на ней жениться после выздоровления, но он решил откупиться богатыми дарами. Но Феврония не приняла их. Через некоторое время болезнь к князю вернулась. Он вынужден был снова обратиться к девушке за помощью и на этот раз сдержал данное ей слово.

Вскоре Павел умер, и княжеская власть перешла к Петру. Бояре были недовольны низким происхождением княгини. Предложили ей забрать все, что она захочет, и покинуть город. Феврония забрала только мужа. После того как они покинула город, началось кровопролитие. Жители города упросили супругов вернуться обратно.

Княжеская чета правила Муромом справедливо: супруги украшали храмы, примиряли враждующих, помогали нуждающимся, были верны и преданны друг другу: Петр не оставил Февронию ради людских наветов и нареканий, и она в свою очередь не покидала его в трудные минуты. Прожили они до глубокой старости. В конце жизни приняли постриг и наказали похоронить их вместе. Умерли Петр и Феврония в один день и час. Но последний завет супругов не был выполнен: их положили в отдельные гробы и разнесли по разным храмам. Однако вскоре почившие были найдены вместе. Люди несколько раз пытались разъединить тела Петра и Февронии, но они все равно оказывались рядом.

Хотя житие праведников написано на основе легенд, но есть летописи (например, Воскресенская и другие) подтверждающие факт правления Муромом в 1203 году князем, которого вылечила девушка из простого сословия, в последствии ставшая его женой. Феврония (Евфросиния) помогала Петру (Давиду) практическими советами, а также занималась благотворительностью. Княжили они 25 лет, у них было двое сыновей и внук. По летописным сведениям старший сын Юрий и внук Олег погибли во время сражения с волжско-камскими булгарами, а младший сын Святослав умер за несколько дней до кончины родителей.

Почитание Петра и Февронии началось задолго до их канонизации. Еще в 15 веке проходили службы этим святым. В 1446 году муромские супруги стали покровителями русских царей.

Впервые как идеальная супружеская пара Петр и Феврония упоминаются в послании митрополита Макария к царю Ивану IV. Иван Грозный почитал святых еще и как помощников в ратном деле.

На протяжении веков многие высочайшие особы приезжали поклониться мощам муромских чудотворцев: царица Ирина Годунова, Петр I, Екатерина II, Николай I, Александр II и многие другие. И по сей день тысячи людей приезжают в Муром, поклониться святым мощам супругов. А священнослужители ведут специальную книгу, в которую записывают чудеса, происходящие с верующими после молитвы Петру и Февронии.

Похожие публикации