Хатшепсут – женщина-фараон. Храм хатшепсут в луксоре Хатшепсут статуя

Она не была первой женщиной-фараоном, но она стала Лучшей. Благодаря этой сильной женщине Египет на протяжении 22 лет находился в своем расцвете. Правление Хатшепсут во многом считается особенным. Вопрос в том, как женщина могла в течении стольких лет держать власть в своих руках в обществе, в котором господствовал патриархат?

Женщина в древнем Египте имела больше прав и преимуществ, по сравнению с представительницами своего пола в таких странах, как Месопотамия или Греция. Египетская женщина могла иметь собственное имущество, занимать государственные посты и получать наследство от родителей или мужей, более того, в случае оспаривания какого-либо вопроса, женщине давалось право участия в суде и защиты своих прав. Основываясь на этих фактах, кажется абсолютно естественным, что женщина имела права, позволявшие ей иметь самостоятельную жизнь и решения, а также занимать ответственные посты в обществе, в отличие от таких же женщин в Греции, чьей территорией господства мог считаться только дом.

Социальный климат Египта, где женщина имела много прав и свобод, по сравнению с законами других стран, позволил некоторому числу цариц, правивших до и после Хатшепсут, получить влияние над царством в качестве регентов. Хатшепсут предшествовали несколько безусловно влиятельных цариц Семнадцатой династии. Тетишери, Аххотеп II, Яхмос-Нефертари имели определённый контроль над Египтом, следуя одна за другой, они сохраняли стабильность в стране. Они вели политику, похожую на политику Хатшепсут, считающейся самой экстраординарной женщиной, когда-либо носившей титул Фараона Верхнего и Нижнего Египта.

Тутмос

Хатшепсут была дочерью Тутмоса I и царицы Яхмос. Когда Тутмос умер, трон унаследовал его сын, Тутмос II , который также являлся сводным братом Хатшепсут. В соответствии с традицией Египетских королевских семей, Фараон, унаследовав трон, должен был жениться на старшей дочери своего отца, которой была Хатшепсут. Предполагается, Тутмос II умер в 1479 г.до н.э. и после него Фараоном стал Тутмос III. Тутмос III, был слишком маленький тогда, чтобы править самостоятельно, и его тётя, Хатшепсут, стала его регентом. Тутмос III и Хатшепсут правили вместе до 1473 г.до н.э., когда она провозгласила себя Фараоном.

Хатшепсут использовала несколько стратегических приёмов, чтобы легализовать себя в роли Фараона. В храме Хатшепсут в Дейр эль-Бахри, возле Луксора в Долине царей, рождение и коронация царицы изображены на фресках и других предметах искусства. Благодаря этому ресурсу учёные смогли узнать, что, чтобы сделать своё правление законным, Хатшепсут утверждала, что бог Амон-Ра посетил её мать, когда та была беременна. Такое утверждение делало Хатшепсут божественным ребёнком. Утверждение о возможной божественности Хатшепсут даёт основания думать, что царица имела определённое влияние в жреческих общинах Египта. Поддержка жречества способствовала узакониванию правления Хатшепсут. Кроме того, царица использовала некоторые атрибуты мужского внешнего вида, включая фальшивую бороду, мужскую одежду, а также требовала изображать себя, как мужчину, что давало повод ее врагам использовать ее "мужественную экстравагантность" в качестве оружия против нее, однако она умудрилась преподнести жрецам свои причуды как следствие того, что она занимала мужскую должность в обществе.

Она взяла себе новое имя - Мааткара, переводящееся как Истина (маат) — двойник (ка) бога Солнца (Ра). Ключевое слово здесь — маат — «древнее египетское выражение порядка и правосудия, которое было установлено богами. Поддержание и увековечивание маат (Маат - Богиня-олицетворение миропорядка и истины. Почиталась как дочь и око бога Ра, участвовала вместе с ним в сотворении мира из хаоса. Жена бога Тота. В загробном суде Осириса при взвешивании сердца покойного на чашу весов клали перо Маат. Символ Маат и ее иероглиф — страусиное перо. Центр культа Маат находился в Фиванском некрополе.), как гарантии процветания и стабильности страны, требовали законного фараона, который мог взаимодействовать (как это могли только фараоны), непосредственно с богами. Своими поступками, в частности архитектурной программой, фараоны подтверждали, что маат была установлена; строительные планы Хатшепсут были весьма честолюбивы. Она начала с воздвижения двух обелисков высотой 29,5 м. в большом комплексе храма Амона в Карнаке. Рельефы, изображающие это событие, показывают пару колоссальных «игл», каждый весом приблизительно по 450 тонн, буксируемых по Нилу 27-ю судами, укомплектованными 850 гребцами. Посвященные богу солнца, они были вложены словно в ножны в мерцающий электрум — сплав золота и серебра. Хатшепсут, безусловно, выполнила свою программу государственных работ на территории страны, но это было сконцентрировано, в основном, в области вокруг Фив, династического и теологического центра династии Тутмосидов, где она построила сеть внушительных процессионных дорог и святилищ. Называя себя Мааткара, Хатшепсут вероятно заверяла своих людей, что они имели законного правителя на троне.
Самый надёжный источник, изображающий в деталях жизнь и достижения Хатшепсут -её храм в Дейр эль-Бахри. Храм Хатшепсут, который носил имя “дже-сер-джесеру”, или “самый возвышенный из возвышенных”, является, без сомнения, наиболее внушительным сооружением Западных Фив.

Строительство храма Хатшепсут заняло пятнадцать лет, между 7-м и 22-м годами ее правления, но исследование памятника, которое проводится по сей день, выявило, что первоначальный проект претерпел значительные изменения в ходе строительных работ — возможно, строители наткнулись на место более раннего незаконченного сооружения, но точной информации об этом нет. Место, избранное Хатшепсут для своего храма, было результатом точных стратегических расчетов — храм был расположен не только в долине, которая считалась священной уже более 500 лет и была посвящена богине, связанной с загробным миром, но и на оси карнакского храма Амона, и, наконец, он стоял на расстоянии всего лишь нескольких сотен метров по прямой от гробницы, которую царица повелела соорудить для себя в Долине Царей с другой стороны горы.
Отсюда начиналась обрамленная двумя рядами сфинксов дорога процессий, которая вливалась в первый двор, ограниченный на западе портиком с 22 колоннами, по бокам с двумя осирическими колоссами, представлявшими царицу и украшенными барельефами, которые в южной части (портик обелисков) иллюстрировали перевозку двух больших гранитных обелисков из Асуана и их воздвижение в карнакском храме, а в северной части (портик охоты) — ритуальные сцены охоты и рыболовства. От первого двора ко второму двору и к верхней террасе ведут два последовательных пандуса, ограниченные с запада портиками. Промежуточный портик фланкирован двумя часовнями, расположенными к югу и северу от него и посвященными соответственно Хатхор и Анубису.
На стене этого портика полихромные барельефы иллюстрируют два наиболее значимых события правления царицы: в южной части (портик Пунта) можно видеть иллюстрации к экспедиции в Пунт и в северной части (портик рождения), представлено божественное происхождение Хатшепсут — ее зачатие от бога Амона в образе ее истинного отца Тутмоса I.

Хатшепсут, обладавшая властью, и достойная гордости женщина, таинственно исчезла, возможно в 1458г.до н.э., когда Тутмос III возобновил себе титул Фараона. Её мумия никогда не была найдена, и многие её изображения и надписи с именем были уничтожены по приказу Тутмоса III, который ненавидел само ее имя, и, вероятно, убив ее, пытался вылечить свое раненое мужское самолюбие, пытаясь добраться до нее даже после смерти.

Хатшепсут сегодня

По мере распространения феминистических идей интерес к Хатшепсут только возрастает, особенно в связи с тем фактом, что первая великая женщина в истории сумела отстранить от власти первого великого завоевателя. Постепенно, она становится элементом популярной культуры на Западе — умная и энергичная, но вместе с тем женственная и хрупкая, Хатшепсут была наделена незаурядными политическими и аналитическими способностями, и, кроме того, она была весьма привлекательна внешне.

Хатшепсут посвящено несколько книг (как беллетризованных биографий типа «Хатшепсут» Эвелин Уэллс, так и художественных романов, например, «Дочь Амона» Мойры Калдекотт). Большинство из них вносит приключенческие элементы в жизнеописание царицы, изображаемой в качестве прекрасной миролюбивой женщины. С ними контрастирует роман Элоизы Джарвис Макграу «Мара, дочь Нила», эксплуатирующий устаревшую точку зрения на Хатшепсут как «злую мачеху Тутмоса». Роман посвящён борьбе странного союза рабыни Мары и аристократов против «узурпаторши», растрачивающей государственные средства на постройки и содержащей Тутмоса III в качестве пленника в собственном дворце.

В честь Хатшепсут назван открытый Корнелисом Иоганнесом Ван Хоутеном, Ингрид Ван Хоутен-Грёнвельд и Томом Гехрельсом в 1960 году небольшой астероид 2436 Хатшепсут, входящий в пояс астероидов. В популярной культуре, Хатшепсут — лидер Египта в новейшей пошаговой стратегической компьютерной игре «Цивилизация IV» (в предыдущих версиях игры египетскую цивилизацию возглавляли Рамсес II и Клеопатра VII). Хотя до этого момента не было поставлено ни одной художественной постановки о Хатшепсут или Тутмосе III, однако написанный к фильму «Дочь Ра» сценарий получил несколько наград, и его авторы пытаются найти спонсоров для экранизации

Оригинал записи и комментарии на


Женщина-фараон Хатшепсут

В истории Египта была только одна правительница, обладавшая абсолютной властью, одна из немногих женщин, правившая единолично. Тем самым она нарушала многовековую традицию престолонаследия, так как был в живых и наследник мужского пола – Тутмос III, ее пасынок. Но царица Хатшепсут стала фараоном вопреки всем традициям, и египтяне долго скрывали этот факт. Как и некоторые обстоятельства жизни Хатшепсут, которые приходилось держать в тайне.


Известняковая скульптура Хатшепсут в Метрополитен-музее в Нью-Йорке


Статуя Хатшепсут

Хатшепсут была дочерью фараона Тутмоса I, после смерти которого она вышла замуж за своего сводного брата, рожденного от простолюдинки, – Тутмоса II. Когда археологи исследовали мумию Тутмоса II, они пришли к выводу, что он страдал редкой формой кожного заболевания, которое, по всей видимости, стало причиной его скоропостижной смерти.

Скульптурное изображение женщины-фараона Хатшепсут


Слева – парные осирические статуи Хатшепсут перед храмом в Дейр эль-Бахри. Справа – осирическая голова Хатшепсут из храма в Дейр-эль-Бахри. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

После смерти Тутмоса II право наследовать престол получил его сын от побочной жены Тутмос III, но он был слишком мал, и Хатшепсут выполняла при нем обязанности регента. Однако такая роль царицу не устраивала – она хотела добиться всей полноты власти. После того, как ее пасынок достиг совершеннолетия, ей пришлось подавить несколько восстаний. Для укрепления своего положения она использовала те же приемы, что и другие египетские фараоны: при ней было построено множество скульптур и барельефов, прославляющих божественную природу царской власти. При этом Хатшепсут изображали в традиционном мужском облачении правителей, со всеми атрибутами царской власти. На всех скульптурных портретах ее лицо украшает царский головной убор и накладная борода.

Стела Хатшепсут в храме Амона-Рав Карнаке

В истории Египта было несколько женщин-правительниц, но ни одна из них не добивалась такой полноты власти. К тому же во времена ее царствования Египет процветал. Все свои усилия Хатшепсут направила на возрождение страны после продолжительных воен. В течение 7 месяцев по ее приказанию в храмовом комплексе Амона-Ра в Карнаке высекли два 30-метровых обелиска из цельного куска гранита. На одном из них были начертаны такие слова: «Мое сердце волнуется о том, что народ скажет про оставленные мной творения через много лет».


Колонна из храма Хатшепсут

Символом ее правления стал террасный храм Миллионов лет на берегу Нила в Фивах, так искусно встроенный в окружающий ландшафт, будто бы он на самом деле является продолжением скалы. Ее достижением также называют экспедицию в страну Пунт (Сомали), после 400-летнего перерыва. Спустя 3 года корабли вернулись в Египет с золотом, благовониями, шкурами редких животных и слоновой костью. В конечном итоге она была признана законной царицей Египта и оставалась ею в течение почти 20 лет.

Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри


Храм Хатшепсут ночью

Свидетельства о ее царствовании не появлялись до XIX в. – полновластное правление женщины было феноменом в истории Египта, тщательно скрывавшимся на протяжении столетий. К тому же ее пасынок Тутмос III уничтожил все памятники, созданные в период ее царствования – либо в отместку, либо с целью ликвидировать официальные свидетельства царского титула Хатшепсут, чтобы все считали, что трон перешел непосредственно от отца к нему.

Роспись в храме Хатшепсут


Колонны храма Хатшепсут

Тайной оставались и ее отношения с главным советником, зодчим храма в Долине царей, наставником дочери царицы Сенмутом. По одной из версий, он был не только наставником, но и ее настоящим отцом. Со вступлением Хатшепсут на трон Сенмут стал обладателем 93-х титулов и самым близким доверенным лицом правительницы. Некоторые исследователи полагают, что эта связь была лишь предметом домыслов и сплетен: «Хатшепсут слишком хорошо понимала шаткость своего положения, чтобы стать связанным с ним физически», – говорит Келлер. Если бы их связь стала общеизвестной, военный переворот был бы неизбежен.

Хатшепсут – правительница Египта

Истинный портрет женщины-фараона воссоздать тоже крайне сложно – обычно изображения владыки были довольно условными и символичными. Загадкой долгое время оставалось и местонахождение мумии Хатшепсут: в обнаруженной гробнице ее не было. Только спустя какое-то время ее нашли в одном из помещений неподалеку от гробницы лежащей прямо на полу.

Гранитный сфинкс с лицом Хатшепсут


Царица Хатшепсут в облике сфинкса. Музей Метрополитен

В истории Древнего Египта царица Хатшепсут занимает исключительное место. Она смогла встать во главе могущественного государства и управлять им более 20 лет. Однако самым поразительным фактом было то, что царица короновалась как законный фараон, игнорируя многовековую египетскую религиозную традицию престолонаследия при наличии наследника мужского пола — Тутмоса III, ее племянника и пасынка.

Хатшепсут не была первой и единственной женщиной фараоном в истории существования Египта, которым по традиции правили мужчины. Задолго до Хатшепсут Египтом правили только две женщины: Нейтикерт в конце VI династии и Нефрусебек в конце ХII-й (1). Тем не менее, в отличие от Хатшепсут эти царицы — представительницы угасающих династий царствовали совсем недолго. Хатшепсут же получила власть над процветающей державой, международный авторитет которой был утвержден военными походами в Азию и Нубию при ближайших предшественниках царицы- Аменхотепе! (1551- 1524гг. до н.э.) и Тутмосе! (1524-1518гг. до н. э.).

Любая попытка выступить против традиционной концепции царской власти могла кончиться трагически даже для такой честолюбивой и политически ловкой женщины, какой, по всей видимости, являлась Хатшепсут.

Ее отец, Тутмос I, отличался большой воинственностью, его успешные военные походы в Нубию и Азию свидетельствовали о стремлении расширить границы Египта и создать своеобразную промежуточную зону между Египтом и враждебным царством Митанни на северо-востоке. После Тутмоса I почти все фараоны XVIII-XIX династий старались продвинуть границу своих владений до реки Евфрат, на берегах которого он воздвиг памятную стелу. Помимо осуществления грабительских целей, походы фараонов начала Нового царства должны были обеспечить безопасность Египта от вторжений с севера. Однако несмотря на ативизировавшуюся захватническую политику египтян, этот период истории Древнего Египта был относительно мирным, если сравнивать его с временами фараонов Тутмоса III и Аменхотепа II, которые царствовали непосредственно после Хатшепсут в рамках одной династии. Следствием успешных походов стало расширенное храмовое строительство в столице Фивах (Уасет). Внимание победоносных фараонов в первую очередь сосредоточивалось на главном святилище города Карнакском храме (Ипет — Сут), посвященном царю богов Амону — покровителю фараонов, правивших в Фивах, и созданной ими державы. Разумеется, крупное строительство было бы невозможным без экономического подъема Египта, вызванного притоком добычи от покоренных народов. Тутмос I направлял свои главные силы на возвеличение храма Амона в Карнаке, что соответствовало политике фараонов, стремившихся придать Фивам черты необычного, победоносного города, в котором присутствует могущественное божество.

Когда Тутмос I умер, власть перешла к Тутмосу II (1518 -1504гг. до н.э.). От брака с царицей Яхмес у Тутмоса было две дочери — Хатшепсут и рано умершая Нефрубити. От второй жены Мутнофрет он имел также трех сыновей, одним из которых был Тутмос II, который и стал наследником. Тутмоса женили на Хатшепсут (2).

Хатшепсут к тому времени было от 15 до 20 лет. Нельзя утверждать с уверенностью, была ли она замужем за Тутмосом II до смерти отца. Во всяком случае, теперь она являлась «великой царской супругой». Царствование Тутмоса II практически покрыто мраком неизвестности; согласно одним данным он правил 3 года, согласно другим 14 лет (!). Известно, что он пытался вести завоевательную политику, как на юге, так и на севере. Слабый здоровьем, Тутмос II умер, оставив после себя у власти малолетнего сына Тутмоса III от побочной жены Исет и опытную царицу Хатшепсут, которая была, по всей видимости, старше своего мужа. Так как Тутмос III был слишком мал, чтобы управлять самостоятельно, Хатшепсут возложила на себя обязанности регента, возможно с самого начала желая присвоить себе всю полноту власти. Среди египтологов существует множество мнений и интерпретаций, когда и как Хатшепсут удалось достичь своей цели. Произошло ли это естественно или в результате придворной борьбы? Была ли это узурпация или же соправление тетки и племянника? Неизвестно даже более или менее точно, сколько лет было Хатшепсут и Тутмосу III, когда последний оказался под опекой тетки-мачехи. Выяснение этого вопроса дополнительно осложняется и по причине относительности дат египетской хронологии, которые весьма условны по отношению к современному летоисчислению, не говоря уже о том, что из-за скудости источников порой даже неизвестно, сколько лет правил тот или иной фараон. Что касается дат правления, принятых автором, то они взяты из монографии П. Клейтона (3) и представляются довольно убедительными, хотя существуют и другие хронологические варианты.

По мнению польского египтолога Я. Карковского, Тутмосу III было не больше 2 лет после смерти Тутмоса II, Хатшепсут же не более 15 лет. «Поэтому управление страной должны были взять высшие чиновники и, возможно, мать Хатшепсут царица Яхмес. Причина признания политической роли Хатшепсут современниками было фактом признания того, что после смерти ее мужа она была старшей представительницей царского рода. Вокруг нее еще в детстве, когда Тутмос I был еще жив, образовался придворный штат. Во время регентства Хатшепсут исполнилось 20 лет. По египетским источникам невозможно твердо установить, сколь активным было участие Хатшепсут в управлении государством. Довольно затруднительно и ответить на вопрос, кто был творцом идеи провозгласить Хатшепсут фараоном. Во всяком случае, многое указывает на то, что это произошло на 7-й год правления Тутмоса III, когда Хатшепсут уже достигла зрелого возраста. Вероятно также, что она принимала активное участие в этом решении» (4).

Так или иначе, согласно наиболее распространенной среди ученых версии, первые два года после смерти отца Тутмос III правил от своего имени (разумеется, если не считать регентства Хатшепсут). На памятниках той поры Хатшепсут изображалась позади фигуры Тутмоса III под титулами царицы и великой царской супруги. На блоках из Карнака Хатшепсут появляется в изображениях религиозных церемоний, исполнять которые мог только фараон.

Об этом периоде придворный архитектор Инени писал: «Сын его (Тутмоса II) стал на месте его в качестве царя Обеих Земель (5). Стал он властвовать на престоле зачавшего его. Сестра его, супруга бога (6) Хатшепсут осуществляла заботу о стране. Обе Земли (жили) по замыслам ее, работали для нее, Египет — в усердии великом! Семя бога полезное (то есть Хатшепсут), вышедшее из него! Носовой канат Юга, причальный кол южан, кормовой канат этой превосходной земли Северной. Владычица приказаний, превосходная замыслами своими; та, согласно речи которой постоянно (пребывают) довольными Оба Берега (то есть Египет)» (7).

Однако вскоре все переменилось, когда Хатшепсут обрела поддержку влиятельных вельмож при дворе. Она полностью сосредоточила в своих руках управление страной, оставив своему племяннику лишь второстепенные функции. Этот политический шаг не сопровождался никакими потрясениями: ни враждой противоборствующих партий, ни гражданской войной. Тем не менее, совершить такой шаг Хатшепсут могла только при поддержке преданных и, без сомнения, заинтересованных сановников, самыми значительными из которых были Хапусенеб и Сенмут. Надо полагать, царица довольно резко изменила свое окружение, оставив старых вельмож — военных Тутмоса I. Возможно, Хатшепсут стремилась изменить прежнюю экспансионистскую политику фараонов. По крайней мере, за время ее царствования Египет не вел захватнических войн. Еще на 2-й год правления Тутмоса III оракул бога Амона предрек Хатшепсут власть (правда, без указания того, когда это случится). Так или иначе, истинные причины этого решения, к сожалению, неясны. Тем более странным представляется тот факты, что фараоном в полной мере она стала только через пять лет, то есть на 7-й год царствования Тутмоса III и своего регентства.

Чтобы подтвердить свое новое положение, Хатшепсут приказывает изображать себя в облике царя-мужчины со всеми инсигниями власти фараонов. Древняя царская титулатура переделывалась с учетом пола властительницы. По религиозной традиции правящий фараон отождествлялся с богом Хором, но Хатшепсут часто именовалась Хором женского пола (!), что явно противоречило египетским представлениям о фараоне. В скульптуре и на рельефах периода самовластного правления Хатшепсут фигурирует в мужском одеянии, и ее облик передан в соответствии с каноном изображения мужского тела, за исключением немногих дошедших до нас ранних статуй царицы.

Истинную внешность Хатшепсут установить нелегко. Обычно фараон считался вечно молодым и сильным и, исходя из этого, египетские художники создавали довольно условный, символический портрет владыки, поэтому судить о действительных особенностях характера изображаемой личности очень затруднительно. Однако можно попытаться воссоздать портрет Хатшепсут: изящный, суживающийся к маленькому подбородку овал лица, отличительные для египтянки миндалевидные глаза, тонкий выступающий нос, узкие слегка улыбающиеся губы и длинные черные волосы. Впрочем, не следует забывать, что скульптуры воплощали Ка (8)царицы, а не являлись реалистическим портретом римского типа.

Когда же Хатшепсут стала фараоном, жрецы Амона создали пропагандистский текст об избрании Хатшепсут в наследницы еще Тутмосом I, и легенду о ее божественном происхождении от царицы Яхмес и царя богов Амона, принявшего облик фараона Тутмоса I.

«Как во время регентства, так и после коронации Хатшепсут подчеркивает свое особое почтение к богам, в особенности к главному богу Амону. Ее правление отмечено расцветом теологической мысли, это нашло отражение в построенных ею храмах и капеллах. Одновременно ясно выражено стремление создать нечто

новое, ранее неизвестное, что полностью дало о себе знать в великолепном храме Дейр-эль-Бахри» (9). Этот храм, расположенный на западном берегу Нила, царица начала строить на 8-й год правления, вскоре после своей коронации. Посвященное заупокойному культу царицы, это святилище должно было демонстрировать ее могущество и величие. Новый храм должен был, вероятно, поразить воображение современников. В первую очередь он посвящался Амону и Ка царицы. Кроме святилища Амона в храме поклонялись Ра, Хатор, Анубису и обожествленному Тутмосу I. Украшенный колоннадами портиков террасный храм органично вписался в окружающий скальный ландшафт западного берега Нила. Помимо изящных полихромных рельефов, в храме было 200 статуй, 22 сфинкса, 40 осирических статуй, изображавших царицу сидящей или коленопреклоненной, около 120 сфинксов украшали дворы и дорогу (10). Создателем этого чуда египетского зодчества считается Сенмут, талантливый архитектор и крупный сановник. Он же являлся одним из организаторов знаменитой экспедиции египтян в полулегендарную страну Пунт, предположительно находящуюся на территории современного Сомали на берегу Аденского залива, с которой они с древних времен поддерживали торговые отношения. По всей видимости, Хатшепсут расценивала морскую экспедицию в Пунт как одно из самых значительных событий своего правления, достойное увековечивания. История этой торговой (а точнее, военно-торговой) экспедиции запечатлена в серии рельефных сцен в так называемом портике Пунта в Дейр-эль-Бахри. Это основной источник, повествующий о путешествии в Пунт при Хатшепсут. Хотя египтяне снаряжали экспедиции в эту страну и раньше, в эпоху Древнего и Среднего царств, экспедиция, отправленная Хатшепсут, была намного масштабнее и она была первой с начала Нового царства после длительного перерыва отношений с Пунтом, наступившего в конце Среднего царства вслед за смутным временем и захватом Египта гиксосами.

Целью путешествия в «страну бога» было установление торговых отношений и приобретение экзотических товаров: патер, шкур редких животных, страусовых, перьев, слоновой кости, золота, ценных сортов древесины и самих живых деревьев, пересаженных в корзины, и, в особенности, благовоний для храмовых ритуалов. Это знаменательное событие произошло на 9 году царствования Тутмоса III, на деле же — — на второй год правления Хатшепсут — фараона, то есть в то время, когда строился храм в Дейр-эль-Бахри. От участников экспедиции требовалось привезти в Фивы живые сорта благовонных деревьев для того, чтобы насадить их на искусственных террасах и во дворе храма и, таким образом, «устроить Пунт внутри храма». «Хотя египтяне и прибыли в страну Пунт в сопровождении военных отрядов, однако Пунт не был завоеван египетскими войсками. Хатшепсут отправила в Пунт своего «царского посла» совершенно также, как египетские фараоны отправляли своих послов в независимые государства» (11). Усилия руководителей экспедиции были вознаграждены золотом, Хатшепсут сама принимала дары Пунта, взвешивая золото и мирру: «Лучшая мирра была на всех ее членах, ее благоухание (было) благоуханием бога. …Ее кожа была как бы позлащена светлым золотом, сияя, как (то) делают звезды, внутри (храмового) праздничного двора перед лицом всей земли».

Храм в Дейр-эль-Бахри, этот «египетский Парфенон», ставший архитектурным символом правления Хатшепсут не являлся единственным объектом ее строительной деятельности, которая развернулась в различных городах страны: Фивах, Гермополе, Гермонтисе, Эль-Кусе, Эль- Кабе, Арманте, Медамуде, Ком-Омбо, Эле-фантине, Спеос-Артемидосе. Последнему из перечисленных мест Хатшепсут придавала, по-видимому, особое значение, посвятив этот скальный храм близ Бени Хасана богине- львице Пахет. По религиозным представлениям эта богиня отражала нападения духов пустыни. Во внимании Хатшепсут к областным святилищам Ю. Я. Перепелкин усматривал стремление царицы дружить с храмовой знатью, с местной знатью вообще. «Местные князья издавна состояли распорядителями жрецов в своих городах, а нередко и верховными жрецами местных божеств» (12).

Смерть Хатшепсут представляется довольно внезапной. По египетском летоисчислению, она умерла между 20 и 22-м годами правления Тутмоса III. Продолжая традицию своих предшественников, Хатшепсут отправляла экспедиции за добычей бирюзы на Синай, в район современного Серабит эль-Хадима. Стела от 20-го года правления Тутмоса III, установленная в храме Хатор на Синае, содержит имя Хатшепсут- значит, тогда она еще была жива. Однако на 21-й год упоминаний о Хатшепсут уже нет, нет их и на 22-м году, когда Тутмос III отправлял экспедицию один; видимо, к этому времени он стал править без Хатшепсут. «Вне всякого сомнения, Хатшепсут умерла, однако, нам неизвестно ни одного документа, где это бы упоминалось» (13). Традиционно считается, что Тутмос III яростно ненавидел свою тетку, слишком долго державшую его на втором плане, и после ее смерти принялся поспешно стирать память о ней, что в частности, выражалось в уничтожении ее изображений и имен. Например, советский египтолог М. Э. Матье писала, что «Тутмос III истребил все скульптуры Дейр- эль-Бахри так тщательно, что до раскопок никто даже не думал об их существовании. Снимая и разбивая на куски десятки чудесных статуй ненавистной ему мачехи-тетки, Тутмос III считал, что он не только стирал с лица земли и из памяти своего народа воспоминание о ней, но даже уничтожал загробное существование ее души» (14). Предпринятая Тутмосом III коренная перестройка Карнакского храма преследовала, видимо, именно эту цель. Перепелкин тоже разделяет эту практически общепринятую точку зрения (15). Старые приближенные Хатшепсут оказались в поле пристального наблюдения Тутмоса III, гробницы некоторых из них, умерших к тому времени, оказались разгромленными. Именно так выглядят действия Тутмоса III после смерти царицы. Эти «репрессии» некоторые отечественные и зарубежные египтологи расценивают как следствие личной ненависти Тутмоса к Хатшепсут и резкого поворота политики, возобновление курса на продолжение завоеваний, которых не было при ней.

Впрочем остается вопрос, почему Тутмос III не только не уничтожил все изображения Хатшепсут, но и не разрушил вообще ее поминальный храм в Дейр-эль-Бахри? Могут напомнить, что храм в Дейр-эль-Бахри был посвящен не одной Хатшепсут, но и другим божествам и, в первую очередь, Амону- богу самого могущественного жречества, с которым Тутмос III не мог не считаться. Но в этом случае, почему фараоны (и Тутмос III в том числе) без колебаний переделывали и разрушали целый анфилады и залы в центральном святилище этого бога в Карнаке? Именно этого следовало ожидать от преследующего память Хатшепсут Тутмоса, каким он и выглядит в некоторых исследованиях.

Если воинственный Тутмос, действительно питал ненависть к тетке-мачехе, если он и хотел придать забвению имя Хатшепсут, то реально осуществил это лишь по прошествии значительного срока после ее смерти и очень выборочно. Скорее всего, фараон убирал памятники Хатшепсут не по личным мотивам, а руководствовался политико-религиозными соображениями, поскольку неестественное существование женщины- фараона противоречило мировоззрению древних египтян и не соответствовало идее космического миропорядка, где все занимало надлежащее место. Примечательно, что имена и изображения Хатшепсут в рамках иконографии царицы (а не фараона!) остались нетронутыми. Французский египтолог К. Жак считает, что «ненависть Тутмоса III существует в воображении некоторых египтологов. Скалывание, изглаживание, уничтожение изображений связано с преследованием неких магических целей, которые не могут быть пока удовлетворительно объяснены» (16). И действительно, ряд надписей и рельефных сцен сбиты в такой странной манере, что их контуры остались отчетливо видны; эти действия Жак приписывает уже Рамсесу II (1279-1212 гг. до н. э.). Пожалуй более приемлемо мнение Карковского, который пишет, «что действия по уничтожению имен и статуй Хатшепсут, а также других ее изображений, начались в конце правления Тутмоса III, спустя многие годы после смерти царицы. Это было продуманное политическое решение, а не следствие слепой ненависти фараона, вызванной тем подчиненным положением, которое он занимал в правление Хатшепсут. Причиной уничтожения изображений и надписей было желание устранить прецедент, который усложнил бы порядок наследования престола, при котором женщина могла бы стать фараоном. Тем более, что на глазах Тутмоса III подрастали наследники трона и он не хотел повторять ситуации, сложившейся после смерти Тутмоса I и Тутмоса II, не оставивших после себя взрослых сыновей. Следовало исключить повод для передачи власти царице или царевне. Таким образом, власть фараона, достигнутая Хатшепсут, была всего лишь эпизодом и не привела к тому, что женщины имели право бороться за власть над Египтом» (17).

Сохранились две гробницы, приготовленные Хатшепсут заранее. Первая (WA D) была высечена в Вади Сиккет Така эль-Зейд, когда Хатшепсут оставалась в роли царицы и регентши, но эта гробница так и не была использована, хотя в ней и обнаружили саркофаг из кварцита. Вторая усыпальница, предназначенная уже для Хатшепсут-фараона, расположена в Долине Царей (kv 20) — традиционном месте захоронения фараонов эпохи Нового царства, начиная с Тутмоса I (18). Однако и там мумии Хатшепсут найдено не было. Отождествление же тела великой Хатшепсут с безымянной женской мумией из гробницы кормилицы царицы представляется спорным.

Большаков В. А.

  1. Последней женщиной — фараоном, жившей и правившей в конце XIX династии, то есть примерно спустя 200 лет после Хатшепсут, была царица Таусерт. Ее правление было таким же недолгим, как и цариц до Хатшепсут.
  2. Geheimnisvolle Konigin atschepsut. Agyptishe Kunst des 15. Jahrhundert v. Chr. Warschau. 1997, S. 20.
  3. CLAYTON P. Chronicle of the Pharaohs. Lnd. 1994.
  4. Geheimnisvolle, S. 22-24
  5. Верхнего и Нижнего Египта
  6. Этот титул имели некоторые женщины из царского дома времени XVIII династии. Впервые из цариц его носила Яхмес-Нефертари. По-видимому, он передавался по наследству.Хатшепсут тоже имела этот титул, притом она сохранила его даже тогда, когда стала регентшей при Тутмосе III. Но, ставши фараоном, она была вынуждена передать его своей дочери от Тутмоса II Нефруре, поскольку этот титул был несовместим с ее новым положением. Понимание титула «Супруга бога» дискуссионно. Долгое время египтологи полагали, что под этим титулом следует понимать царицу-наследницу, на которой должен был жениться фараон для подкрепления своих прав на трон. Также считалось, что этот титул носила царица — земная жена бога Амона, к которой он являлся, чтобы сделать ее матерью будущего фараона.
  7. Хрестоматия по истории Древнего Востока. М. 1963, с. 91.
  8. Как одно из сложных понятий-элементов, составляющих, по представлениям египтян человеческую сущность. Общепринято это слово переводить как «двойник», хотя существуют несколько иные интерпретации Ка. Ка- это жизненная сила, «второе я» человека, рождавшееся вместе с ним, но не умиравшее после его смерти. Ка не зависел от человека, но определял его судьбу. Ка умершего нуждалось в пище и воде, чтобы продолжать свое существование, скульптуры и рельефные изображения являлись вместилищем Ка.
  9. Geheimnisvolle, S. 24.
  10. МАТЬЕ М. Э. Искусство Древнего Египта. М.-Л. 1961, с. 232. 237.
  11. АВДИЕВ В. И. Военная история Древнего Египта. Т. II. М. 1959, с. 52.
  12. История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. II. М. 1988, с. 428, 431.
  13. JACQ Chr. Les Egyptiennes. P. 1996, p. 92.
  14. МАТЬЕ М. Э. Ук. соч., с. 249-250.
  15. История Древнего Востока.., с. 434.
  16. JACQ Chr. Op. cit., p. 94.
  17. Geheimnisvolle, S. 27.
  18. О раскопках в гробницах Тутмоса I и Хатшепсут см. The Complete Valley of the Kings. Lnd. 1996, pp. 91-95.

1525 год до н. э. – умирает Тутмос II – четвертый фараон XVIII династии, наследник славы Яхмоса, освободителя Египта и созидателя империи. Умерев он оставил двух дочерей от своей единокровной сестры и священной супруги правительницы Хатшепсут и малолетнего сына Тутмоса от наложницы Исиды. Мальчика, вопреки традициям, требующим достижения им 12-ти летнего возраста, нарекли фараоном Тутмосом III.

Хатшепсут не стала препятствовать ранней коронации мальчика, ибо она сама фактически правила страной, но все же добилась не положенного ей при малолетнем, но уже интронированном фараоне титула – правительницы-регента. Скорей всего, могла иметь место борьба партий, в результате которой сошлись на компромиссном варианте – малолетнего Тутмоса объявят фараоном, а вдовствующую Хатшепсут – правительницей-регентом.

До трагедий и Анхесенпаамон еще столетия, до – полтора тысячелетия, но Хатшепсут хватило примеров Нитокрис и Нефрусебек. Почтеннейшая – так переводится ее имя – позаимствовала у своих предшественниц на троне великой страны Та-Кем и положительный, и отрицательный опыт.

В первую очередь она смогла понять, почему положение на троне двух предшествующих цариц Египта было таким шатким. После кончины фараона и в случае отсутствия наследника право вдовы на абсолютную власть формально не оспаривается, но… Священная правительница неминуемо оказывается зажатой в тисках придворных интриг со стороны ближних родственников покойного фараона – родных и двоюродных братьев, занимающих должности верховных жрецов и военачальников. Каждый из них жаждет власти, а путь к ней лежит через женитьбу на правительнице.

Если она откажет всем, враждующие представители царской семьи объединятся против нее одной. Если согласится и принимает предложение одного, то настраивает против себя остальных, в то-же время становясь для нового мужа помехой на пути к абсолютной власти.

Хатшепсут не повторила ошибку Нефрусебек и не вышла замуж повторно. Хотя, в принципе, она имела на это решение в значительной степени больше прав, да и грозило ей это меньшими последствиями – потому как Нефрусебек была просто вдовствующей правительницей-регентом, происходящей из знатного аристократического рода, но не из царской семьи.

Хатшепсут же, как и ее покойный царственный супруг и брат, была дочерью Тутмоса I, его прямой наследницей, как следствие, ее супруг, решись она выйти замуж, мог бы и не получить титула соправителя. Тем не менее Хатшепсут решила, что создавать собственными руками еще одного претендента на трон не следует, хотя риск и невелик. Вместе с тем она организует пышную церемонию, пройдя которую, приобретает титул жены бога. Хатшепсут объявила себя женой бога уже после смерти супруга-фараона. Неслыханно, но происхождение правительницы позволяет ей это.

Стела Хатшепсут

Получив необходимый статус, Хатшепсут заручилась поддержкой жречества. И сделала следующий шаг: на третьем году правления практически без сопротивления жречества, скорей, при его поддержке, против воли армии (тут вновь играет роль ее происхождение) она объявила себя дочерью бога Амона-Ра. Согласно древнеегипетской мифорелигиозной традиции (особенно получившей развитие при XVIII династии и поздней), в момент зачатия наследника, которому в будущем суждено стать фараоном, сам бог Тайного Извечного Солнца – Амон – принимает облик фараона или же (в разных текстах и трактовках) вселяется в его тело и приходит к супруге.

«Имя дочери (долженствующей родиться) должно быть Хатшепсут… Она будет прекрасной царицей надо всей этой страною», – произносит величайший из богов Египта Амон-Ра при расставании с царицей Яхмос – так записано на стеле храма Амона в Дейр эль-Бахри.

В целом царица Египта Хатшепсут традиции не нарушила, хотя раньше этот мифопоэтический образ использовался только в отношении наследников мужского пола, но «тихий переворот» четвертого года правления Хатшепсут уже подготовлен. Она – правительница-регент, жена бога и дочь Солнца. И вот наступает момент кульминации, момент, которого никто не мог ожидать, за исключением части высшего жречества, поддерживающего Хатшепсут. 9-ти летнего Тутмоса III собираются лишить титула фараона, переведя в статус наследника и юного правителя, а Хатшепсут рассчитывают объявить священной правительницей, к тому же имеющей титулы жены бога и дочери Амона-Ра.

Но мудрая царица Хатшепсут понимает, что и со статусом священной правительницы, и со всеми титулами она останется только женщиной на троне, желанной добычей высшей египетской знати, а значит, придется принимать решение: идти по пути Нитокрис, лишаясь реальной власти, делясь ею с многочисленными советниками – представителями царской семьи из жречества и генералитета, или идти по пути Нефрусебек: получить все, но и рисковать всем, в том числе жизнью.

И царица разыгрывает свою главную карту, делает то, чего никто не ожидал. Еще при Тутмосе I ей было дано мужское тронное имя Мааткара – «истина, дух Солнца». Вопреки ожиданиям даже своих сторонников, она не объявила себя священной правительницей с высочайшими сакральными титулами. Она отказалась от них… и объявила себя фараоном Мааткара!

Изумленным жрецам выбора не остается, и они увенчивают голову Хатшепсут не короной священной правительницы и пекторалью жены бога, а двойной короной фараона Египта! Вся полнота власти сильнейшего в то время в мире государства сосредоточивается в руках одной женщины. Теперь власть женщины-фараона Хатшепсут пожизненная, а родственники Тутмоса II не могут претендовать на ее руку и статус соправителя. Женщина-фараон Хатшепсут обезоружила всех своих врагов.

Между тем, мальчик Тутмос III остался единственным полноправным наследником. Хатшепсут планировала позаботиться не только о себе, но и о стране: после ее смерти будет легитимная смена власти, наследник спокойно взойдет на трон и не будет множества претендентов, воюющих тайно или явно друг с другом, приводя Египет к катастрофе, как было после Нитокрис и Нефрусебек.

С течением времени постепенно взрослеющий и отстраненный от власти наследник – талантливый полководец, ученый и политик – превратится в ее злейшего врага, армия и жречество войдут в непрекращающийся десятилетний конфликт с административной аристократией. Но это будет потом, а пока женщина-фараон Хатшепсут одержала блестящую победу, добившись власти, которую не имела ни одна женщина, ни до, ни после нее, включая английских королев и русских императриц XVIII столетия. Победа, открывшая Хатшепсут путь к созиданию.

Величайшие тайны Хатшепсут

Сен-Мут был не только первый придворный архитектор фараона Мааткара. Доподлинно известно, что он был беззаветно влюблен в царицу и что женщина-фараон Хатшепсут в определенной мере отвечала на его чувства. Об этом может говорить хотя бы то, что она позволила Сен-Муту устроить себе гробницу прямо под своей усыпальницей. Но до какой степени глубока была их связь? Этого неизвестно.

Была ли способна царица пойти на такой риск подвергая себя смертельной опасности – стань их связь известной хотя бы среди знати, военного переворота было бы не избежать, да и само жречество смогло бы законно низложить ее за святотатство.

Опыт Клеопатры, рискнувшей всем и потерявшей все из-за любви, говорит о том, на что способна влюбленная женщина…

Но с глубоким сожалением мы вынуждены разочаровать читателя, принимающего версию наиболее смелых историков и египтологов о тайной и безумной страсти и чистой взаимной любви между женщиной-фараоном Хатшепсут и одним из величайших архитекторов, которого на стелах царицы сравнивали с самим великим Имхотепом, строителем пирамиды Джосера и основателем архитектурной науки (как и множества других – прикладных и фундаментальных), обожествленным еще при жизни и объявленным сыном бога Тота.

Двойная корона Хора Нармера, подарив Хатшепсут полную власть, отняла у нее первородное и незыблемое право любой женщины – право на любовь. Платить приходится за все, и ничто не дается даром. Чистая взаимная любовь Сен-Мута и царицы, скорей всего, не выходила за пределы платонических отношений. Это подтверждается множеством фактов. Прежде всего, после смерти Хатшепсут и восхождения Тутмоса III на трон Сен-Мут по-прежнему оставался придворным архитектором и подготовил для нового фараона проекты двух величайших строек: древней плотины на Асуане, остатки которой скрыты под водами современного Асуанского водохранилища, и древнего Суэцкого канала.

Даже тайная, оберегаемая личной охраной Хатшепсут и преданным ей жречеством связь с Сен-Мутом непременно всплыла бы после ее смерти, и на архитектора обрушился бы гнев нового фараона. Но Сен-Мут продолжил служить государству, умер своей смертью и его похоронили со всеми почестями в своем склепе, прямо под усыпальницей своей возлюбленной.

Но ничтожная возможность того, что их связь осталась тайной или же Тутмос пощадил Сен-Мута, остается: все-же фараону необходим был талантливый архитектор. Возможно, его обида на Хатшепсут, узурпировавшую власть и отнявшую у талантливого полководца его законный трон, не распространилась на великого архитектора, виновного только в том, что он любил… Но мы никогда не сможем узнать тайну любви Хатшепсут.

Тутмос III, правивший Египтом в 1479–1425 годах до н. э. и еще при жизни прозванный Мудрым и Воителем, пожалуй, стал одним из величайших, если не величайшим фараоном в египетской истории. Он совершил 17 военных походов, не проиграв ни одной из своих 82 битв. При нем построили Суэцкий канал, но он был засыпан в IX столетии до н. э. великим ассирийским завоевателем Ашшурбанипалом: в первой экспедиции в Египет он рискнул переправлять через канал свое двухсоттысячное войско вплавь – и потерял треть его от стрел метких лучников Та-Кем и крокодилов, терзавших всадников и лошадей, а его десантный флот был попросту раздавлен грозными осадными пентаремами, которые впервые стал строить именно Тутмос III.

Тутмос Воитель захватил Ливию, Нубию и Сирию. Хатти, Вавилон и Индия платили ему колоссальную дань. При нем было совершено первое кругоафриканское морское путешествие, и карты Тутмоса, благодаря знанию астрономии египетскими жрецами, по точности превосходили карты Геродота! Его воины впервые вышли к побережью Тихого океана, за 1200 лет до . Громадные десантно-боевые пентаремы сокрушили десятки форпостов народов моря, в связи с чем , входившие в этот союз, основали в Палестине оседлое государство, отказавшись от пиратства и противостояния Египту, и стали вассалами Тутмоса.

При нем корабли Египта впервые смогли достичь берегов Южной Америки и привезти после походов десятки тонн золота и сакральный наркотик местных племен, использовавшийся и для местного наркоза при операциях, – кокаин, точней, сырье – неочищенную сушеную концентрированную пасту листьев коки. После этого ее находили во многих гробницах жрецов и лекарей, и это является основным доказательством плавания моряков Тутмоса в Южную Америку, потому как кока не растет больше нигде…

Слава Рамзессидов, Нехо II и Анхшеншонка была обеспечена завоеваниями и мирным трудом Тутмоса Мудрого-Воителя. Так что строительству и торговым связям Тутмос, вопреки распространенному мнению, уделял не меньше внимания, чем завоеваниям. Военные походы и строительство, говоря современным языком, стратегически важных объектов утроило египетскую казну, даже по сравнению с удвоенной относительно предшественников казной Та-Кем при Хатшепсут.

Вспомним женщину-фараона Хатшепсут. По количеству проведенных благих реформ ее царствование превосходило многих фараонов. И не она ли своим мудрым управлением подготовила победы Тутмоса III?

Елена Рерих

Память Мааткара

В середине своего царствования (а вовсе не сразу по восхождении на трон, согласно распространенной версии) Тутмос стер с хронологической стелы картуш фараона Мааткара. Кстати, на вполне законном основании: с точки зрения миропорядка Маат, Хатшепсут была не только узурпатором, но и святотатцем, посягнувшем на Извечную Гармонию. Не избежал мести фараона и Дезер-Дезеру – погребальный храм Хатшепсут. Конечно, Тутмос не посмел совершить кощунство и разрушить великий храм, но осирические статуи Хатшепсут были обезличены, барельефы храма, изображающие основные деяния Мааткара, сбили.

Тутмос лишил ненавистную мачеху-узурпатора не только памяти, но и достойной фараона загробной жизни. Но… мачеху ли? Еще одна тайна Хатшепсут – тайна ее родства с одним из величайших фараонов. Тутмос III Мудрый-Воитель имел еще одно сакральное имя, как и все фараоны. Си-с-Асет-Ра – сын Исиды и Солнца.

Греческие историки поздней античности на свой лад назвали его Сизострисом, при этом по ошибке присвоив этот титул Рамзесу II Великому (который, кстати, имел вовсе другое сакральное имя – Рам-зес-Мери-Амон-Усер-Маат-Ра), объединив военные победы и мирное строительство двух великих фараонов, присвоив Рамзесу походы на Вавилон и Индию, которые совершил Тутмос тремя веками ранее, и датировав царствование Рамзеса XV веком до н. э. – временем правления Тутмоса III.

Эта ошибка не была замечена историками XVII–XIX столетий, вплоть до расшифровки Шампольоном древнеегипетского языка, после чего по переводам стел и барельефов были восстановлены исторические факты.

Надписи на уцелевших барельефах Хатшепсут называли Тутмоса сыном Исиды. Барельефы Тутмоса Мудрого также называют его Си-Асет (сын Исиды), что отражается и в его сакральном имени. Но пресловутой и неизвестной наложницы Исиды, которая, по официальной версии, родила Тутмоса от его отца – Тутмоса II, могло и не существовать вовсе! На храмовых надписях правления Тутмоса II нет никаких упоминаний о «наложнице Асет»! Это ставит множество вопросов, но на некоторые из них можно найти ответ.

Во-первых, Хатшепсут было выгодно объявить Тутмоса III побочным сыном покойного мужа, тем самым подорвав его права на трон, тем более если он в действительности был ее родным сыном. Не менее выгодно было, как ни парадоксально, после смерти Хатшепсут и Тутмосу III отречься от своей матери-отступницы, упоминания о которой он попытался полностью стереть из истории. Ведь Си-Асет означает прежде всего – сын богини Исиды, а не сын неизвестной истории наложницы. Тутмос объявил себя сыном фараона, в которого вошел дух солнечного божества и самой богини Исиды – жены Осириса и матери великого Хора!

Это подтверждается и сакральным интронационным именем Тутмоса: Си-с-Асет-Ра – сын богини Исиды и самого Солнца. Эта тайна разрешима только на уровне гипотез, но все же, скорей всего, Тутмос был сыном царицы и фараона. Сначала Хатшепсут подорвала права наследника, придумав несуществующую наложницу, а после ее смерти новый фараон, воспользовавшись той же легендой, объявил себя сыном богини, а не проклятой узурпаторши, посягнувшей на священные традиции. Но достоверного подтверждения, как, впрочем, и опровержения этой гипотезы нет.

Рамзес II Великий восстановил на своей новой хронологической стеле картуш Хатшепсут, уважая ее как великую правительницу. Он восстановил также картуш Тутанхамона, стертый Эйе, но еретик Эхнатон и сам Эйе – святотатец и цареубийца – были навсегда прокляты. Рамзес восстановил и Священнейший храм, разрушенный землетрясением, но сбитые лица и барельефы так и остались не восстановлены.

Память о мудрой правительнице пережила тысячелетия, Клеопатра и совершили акт поклонения «мудрейшей из женщин» в ее погребальном храме. Скоро он будет полностью восстановлен, включая барельефы и лики осирических статуй фараона Мааткара. Это значит, что женщина-фараон Хатшепсут останется в памяти потомков не только одним из великих правителей Египта, но прежде всего величайшей женщиной.

С.Реутов


За идеализированными изображениями царей и велеречивыми описаниями их божественных подвигов скрывались живые люди - болеющие, стареющие и смертные (статуя Хатшепсут в виде сфинкса)

Недавно смотрела передачу о том, как Захи Хавасс, на то время глава Египетского верховного совета по древностям, искал мумию царицы Хатшепсут. Надо сказать, на экране энтузиазм темпераментного египетского ученого нередко выглядит преждевременным, а иногда даже не совсем обоснованным, и не все выводы однозначно воспринимаются как 100% убедительные, критика его многочисленных оппонентов мне, в общем-то понятна. И вообще, как я понимаю, вокруг египтологии во все времена было много танцев с бубнами, однако передача все равно показалась мне довольно интересной.


Мумия царицы Хатшепсут

Опознать ранее безымянную мумию помогла болезнь царицы, которая быстро свела ее в могилу - в одной из подписанных именем царицы каноп (сосуд-хранилище органов) был обнаружен зуб, который, по-видимому вырвали ей незадолго до смерти, ведь царица страдала зубным абсцессом. Зуб точно «подошел» к челюсти «анонимной» мумии, и так Хатшепсут была опознана после долгих поисков. Позднее было подтверждено родство с другими представителями 18 династии, а точнее, совпала митохондриальная ДНК бабушки царицы и самой Хатшепсут.

Фигура придворного карлика Сэнеба с женой и детьми (5-6 династия, Каирский музей).
Этот человек был погребальным жрецом и страдал ахондроплазией - заболеванием, когда зоны роста трубчатых костей закрываются преждевременно и пропорции тела сильно нарушаются.

Вот так открылся интимный секрет правительницы Египта - у нее был плохой стоматолог. Зубы у мумии были в плачевном состоянии. Впрочем, как и весь костный скелет - кости оказались сильно размягченными, правда, я не поняла из передачи, как исследователи определили, что это изменение костной ткани было прижизненным. Периодонтальный абсцесс приносил царице долгие изматывающие мучения; скорее всего, ей тяжело было есть, царицу мучила сильная боль. Придворные врачи в конце концов вырвали зуб, но было поздно - инфекция распространилась по организму, и царица скончалась в возрасте примерно 50 лет.

Также при помощи сканирования мумии удалось определить, что царица страдала от довольно большой опухоли в брюшной полости и имела лишний вес (и вообще была женщиной крупной, но с красивым точеным лицом с благородными чертами). Очаг опухоли располагался в печени, метастазы распространились в кости. Не исключено, что для организма, истерзанного онкологическим заболеванием (а еще и диабетом), инфекция зуба стала последней каплей. Да и сама жизнь царицы на тот момент, надо сказать, для нее потеряла смысл - ее единственная дочь, юная Нефрура умерла, давно почили ее родители и муж, ее любимый друг, советник и самый близкий человек, архитектор Семнут тоже скончался - все близкие уже были в Царстве мертвых.


На древнем папирусе изображены костоправы - хирурги, вправляющие вывихи и лечащие переломы.

Исследователи обнаружили также, что кроме всего прочего у Хатшепсут было генетически обусловленное заболевание кожи, от которого страдал весь ее род - что-то вроде экземы или псориаза, отчего ее кожа была покрыта некрасивыми зудящими бляшками. Этой же болезнью страдал ее отец, муж-брат и некоторые другие родственники.

Есть одна интересная версия происхождения опухоли во чреве царицы - ученые из Египетского музея Боннского университета обнаружили в лекарстве для кожи царицы опасные канцерогены - креозот и бензапирен. Это открылось после исследования флакона с мазью или лосьоном (это явно был не парфюм - очень уж гадкий запах издавало вещество, и очень уж у него специфический состав), снадобье также содержало разные масла и призвано было снимать воспаление и уменьшать зуд. Видимо, несчастная царица, страдая от зуда и втирая спасительное средство, не догадывалась, что сама себя потихоньку травит.


Смертельный флакончик Хатшепсут (фото AP Photo / DAPD, Sascha Schuermann).

Мне стало интересно: ведь за последние 20 лет современная исследовательская наука обзавелась очень эффективными методами - несколько методик сканирования, сцинтиграфия, точнейший химический, генетический и ДНК-анализ, а уж современные микроскопы скоро будут разглядывать бозоны. Должно же это все использоваться для исследования мумий, и не только таких знаменитых, как Хатшепсут. Интересно стало, и какими болезнями вообще болели древние египтяне. Порылась в книге и Интернете, оказалось, что в патопалеологии современная наука весьма преуспела за последние годы.

Относительно недавно была тщательно исследована мумия еще одного знаменитого правителя - Тутанхамона, правда, знаменит он не столько своими деяниями, так как умер всего в 19 лет, сколько своим роскошным не разграбленным захоронением.


На этой стеле времен 18-й династиии мы видим жертву полиомиелита - мужчина с деформированной стопой, опирающийся на костыль.

Традиционно считалось, что он погиб от осложнения ранения, полученного, возможно, на охоте, однако оказалось, что все гораздо прозаичнее - царя убила тропическая малярия - недуг, весьма распространенный в болотистой местности вокруг Нила. Из тканей мумии была выделена ДНК малярийного плазмодия.

Надо сказать, что юный царь вряд ли долго протянул в любом случае, здоровье у него явно было не богатырское. И на охоте он точно не скакал резво с кочки на кочку, так как вряд ли мог передвигаться без костылей. Его родители были родными братом и сестрой, что в Древнем Египте было вполне нормальной практикой из-за особенностей престолонаследования, поэтому у царя был целый букет генетических дефектов. У него было обнаружено незаращение верхнего нёба («волчья пасть»), болезнь Кёлера, которая привела к сильной деформации ступни, на другой ступне отмечалось врожденное отсутствие нескольких пальцев.


Реконструкция облика Тутанхамона (здесь все пальцы на месте)

В погребении царя Тута обнаружили мумии двух мертворожденных младенцев, видимо его детей; у них тоже были врожденные аномалии, такие как незаращение позвоночного столба и деформация черепа, как при гидроцефалии.

Первым серьезным исследователем египетских мумий на предмет причин смерти и прижизненных заболеваний стал американский патологоанатом Майкл Циммерман (нет, не тот что застрелил чернокожего подростка). Свои исследования он начал еще в 1993 году, еще без мудреных методик. Поначалу исследования затруднялись тем, что ткани мумий были чересчур сухими и одеревеневшими, чтобы можно было изучить их клеточный состав. Позднее образцы, взятые у мумий, научились размачивать в растворе на основе алкоголя и соды.


Древние египтяне практиковали обрезание у мужчин. В жарком климате, в клубах пустынной пыли это было необходимо. На картинке обрезают взрослых - рабов из варварских племен, по-видимому. Сами египтяне "проходили" обрезание в раннем детстве.

Циммерману пришлось столкнуться со множеством трудностей (даже с фальшивыми «мумиями»), но он сумел сделать ряд интересных открытий.
Первый его «пациент», как оказалось, скончался от пневмонии, вызванной клебсиелами - это и сейчас частый возбудитель инфекций дыхательных путей, в норме спокойно сосуществующий с организмом человека, а при ослаблении или переохлаждении организма становящийся болезнетворным. Видимо, бедолаге, мумию которого исследовал американец, как раз не повезло.


Долгое время считалось, что фараон-еретик Эхнатон, супруг Нефертити, страдал редким генетическим заболеванием - синдромом Марфана. У таких больных длинные некрасивые конечности, широкий таз, вытянутое лицо с "собачьими" глазами. Исследования мумий близких родственников (мумия самого еретика не найдена) показали: многие родные были похожи на Эхнатона внешне, но никаких признаков Марфана у них не обнаружено. Так что фараон просто был урод имел специфическую внешность, романтически обыгранную художниками и скульпторами.

Также Циммерман столкнулся с первым найденным покойником, погибшим от туберкулеза - это был 6-летний ребенок, умерший з 1300 лет днэ (правда, позже на территории нынешнего Израиля обнаружили еще более древних «туберкулезников» - мать и младенец, останкам которых более 9000 лет).

Вообще туберкулез был настоящим бичом Египта. Ведь поселения египтян были скученными, семьи довольно большими, а жилища тесными. Смертность от этой болезни была высока и среди детей, и среди взрослых. Обнаруживают и бычьи, и человеческие микобактерии туберкулеза, ученые предполагают, что возбудитель и появился тысячи лет назад из-за мутации возбудителя инфекции крупного рогатого скота. Обнаруживаются останки со следами самых разных форм туберкулеза, не только легочных. Довольно распространен был костный туберкулез.


Египтянки, как вы видите, рожали детей, сидя на корточках.

Циммерман сделал вывод, что низкая заболеваемость раком у египтян подтверждает то, что онкологические заболевания - болезни современной цивилизации, вызванная перееданием и курением.


Египетские хирургические инструменты (отсюда)

Его оппоненты считают, что, возможно, при исследовании мумий страдает «выявляемость» - рак все-таки был, только через тысячи лет его сложно обнаружить. Возможным они считают и то, что короткая средняя продолжительность жизни египтян попросту не давала им дожить до того возраста, когда частота онкологических болезней возрастает.

Циммерман возражает, что ему попадались мумии 90-летних стариков, и у его «испытуемых» часто встречались обменные болезни пожилого возраста - диабет, атеросклероз и остеоартроз. Очень широкое распространение атеросклероза как раз удивляет - это отмечали и другие исследователи. Возможно, это было связано с какими-то особенностями питания, например, известно, что египтяне в большом количестве потребляли пиво (и может, у них тоже были фаст-фуды?) или с генетикой, ведь у египтян в порядке вещей были близкородственные браки.


Древнеегипетский протез большого пальца ноги - не для красоты, для захоронения: у умершего обязательно должны были присутствовать все полагающиеся части тела.

Еще недавно исследовали 52 мумии из Каирского музея, встретился еще один рак - опухоль простаты у пожилого мужчины, и подтвердилось наблюдение Циммермана - более чем у трети обнаружился атеросклероз.

Интересное открытие было связано и с древнеегипетской стоматологией. Не только Хатшепсут страдала от проблем с зубами. У большинства исследованных останков зубы были очень так себе. Во-первых, очень распространены были тяжелые зубные инфекционные осложнения - абсцессы, пародонтоз и кариес, нескольких зубов не достает почти у каждой мумии.

Во-вторых, отмечается сильная истертость жевательных поверхностей зубов. Есть гипотеза, что это связано с особенностями мукомольного производства того времени: в хлебе, употребляемом египтянами, был большой процент пылеобразного песка, который быстро «стирал» зубы. Зато у жителей берегов Нила почти не обнаружено проблем с зубным рядом и прикусом, у египтян были сильные, хорошо развитые челюсти, вероятно из-за употребления жесткой грубой пищи. Найдены и следы работы древних дантистов - в захоронениях иногда обнаруживают искусственные зубы из кости, скрепленные золотой проволокой.


Царица Пунта Ати, встреченная послами царицы Хатшепсут, явно страдала сильным ожирением или даже слоновостью, что произвело сильное впечатление на египтян. Излишняя полнота в Египте явно была не в почете...

Интересно, что от зубного абсцесса, вероятно, скончался еще как минимум один правитель - Рамзес Второй. Его мумия тоже хорошо изучена. У него, как у многих, обнаружен атеросклероз, а также много следов от боевых ранений и старых переломов, и еще возрастной артрит. А еще оказалось, что в молодости фараон был рыжеволос! Сначала рыжему цвету редких оставшихся волос мумии ученые не придали значения - покойникам волосы нередко окрашивали хной, но при исследовании обнаружилось, что таков был и природный пигмент.

Были абсцессы челюсти и у других фараонов (у Псусенеса Первого, например; он умер очень пожилым, когда уже весь был скрюченный от артрита).

...Хотя сами египтяне далеко не все были помешаны на диетах! (статуя сельского старосты Каапера, 25 век до нашей эры, дерево(!!!)).

Было найдено мумифицированное тельце годовалого ребенка, явно умершего от цинги - казалось бы, как допустили болезнь, вызванную недостатком витамина С?! У них же там полно лимонов! Возможно, малыш «получил» болезнь от матери, страдавшей цингой, и у нее не хватало нужного витамина в грудном молоке.

В общем, целая медицинская энциклопедия! У исследованных останков иногда диагностировались болезни и довольно редкие - синдром Хенда-Шюллера-Крисчена, например, (такое врожденное нарушение обмена липидов, когда у человека образуются очаги размягчения костей черепа). Частенько находили остеомиелит - ведь антибиотиков не было, и любой осложнившийся перелом кости мог закончиться плачевно.


Пивоварня.
Египтяне пили пиво чуть ли не вместо воды. Не отсюда ли такое широкое распространение атеросклероза?

Тут следует упомянуть интереснейший документ - "Папирус Смита". Это настоящий учебник военно-полевой хирургии 16 века до нашей эры с довольно точным описанием 48 видов травм и методов ведения их.

Например:
«Случай пятый.
Название: Инструкции, касающиеся зияющей раны в голове, с разбитым черепом. Осмотр: Если ты осматриваешь мужчину, имеющего зияющую рану в голове, проникающую до кости, (и) с расколотым черепом; ты должен ощупать рану. Желательно найти то, что разбило череп, если части этого находятся в глубине раны (и); извлечь плавающие под твоими перстами осколки. В то время над раной может находиться опухоль, кровь может течь из обоих ноздрей (и) и обеих ушей, (и) человек страдает чувством жесткости в его шее, так что он не в состоянии смотреть на оба своих плеча и грудь (в современной неврологии это называется «ригидность мышц затылка»).
Диагноз: ты должен сказать по поводу него: "Это зияющая рана в голове, проникающая до костей, (и) разбитый череп, с жесткостью в шее, не связанной с другим недугом".
Лечение: ты не связать слишком туго, но соединяешь и фиксируешь осколки, на все время, пока ранение не излечится».

Представляете? Всего-то!
Удивительно, что раны описаны очень подробно, и рекомендации в большинстве случаев даны толково! И никакой магии, которую вполне можно было ожидать встретить в египетском манускрипте, ведь египтяне были буквально на ней помешаны!

Магию использовали в одном случае - при чуме, перед лицом Черной смерти древние врачи были бессильны.

Из-за постоянной пыли египтяне, скорее всего, страдали болезнями глаз. Красивенькие стрелочки на глазах фараонов и их жен - это не просто косметическое средство. Египтяне наносили на верхнее веко густой слой пасты на основе тертого малахита. Она как раз и защищала от попадания пыли.


Древний окулист (а может и косметолог)

Думаю, и скорпионы их кусали, и змеи - ведь не зря защиты от них просили от бога Гора. И крокодилы их конечно ели, и всякие крупные кошачьи грызли. Травмы были частым явлением, и военные - особенно.
В захоронениях строителей обнаруживаются скелеты с сильными разрастаниями костной ткани в поясничном отделе - из-за ношения тяжестей, но все эти болезни свойственны были и другим народам, и в другие времена.

Так что мерли египтяне, в основном из-за инфарктов и инсультов в результате атеросклероза, а также из-за инфекций - малярии, шистосомоза и туберкулеза. Ну, или насильственной смертью.

А вы живите долго и не болейте!

Похожие публикации