Ночное путешествие и вознесение пророка мухаммада на небеса. Исра ва-ль-Ми‘радж – вознесение Пророка Мухаммада ﷺ

Ночь Мирадж или Лейлят аль-Исра Валь-Миърадж (Раджаб-байрам) - мусульманский праздник отмечаемый в ночь с 26 на 27 священного месяца Раджаб. В эту ночь согласно исламскому преданию великий Пророк Мухаммед совершил чудесное путешествие из мечети аль-Харам в Мекке в Иерусалим в мечеть аль-Акса и вознесся на седьмое небо к престолу Аллаха, где ему были явлены божественные чудеса и знамения.

В Коране чудесному вознесению Пророка Мухаммеда (ночи Мирадж) посвящена сура "Аль-Исра". Арабское слово «исраъун» означает «путешествие ночью», то есть мгновенный перенос Посланника Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) из Мекки в Иерусалим (это ночное путешествие не зависит от временных и пространственных значений), а слово «ми’раджун» — «восхождение», «вознесение», «лестница».

В эту ночь архангел Джабраил посетил пророка Мухаммеда, спящего возле мечети в Мекке, и призвал его совершить путешествие в Иерусалим на крылатом коне с телом лошади и головою женщины Бораке. Сначала Мухаммед и Джабраил побывали на горе Сина и в Бейт-Лахме (Вифлееме), а потом приблизились к воротам Иерусалимского храма. Мухаммед вошел в Храм, где его ожидали другие пророки: Друг Аллаха Ибрагим (Авраам), Дух Аллаха Иса (Иисус Христос), Муса (Моисей) и отец человечества Адам. Пророк Мухаммед совершил вместе с ними молитву, на которой он был предстоятелем - имамом. После молитвы Джабраил поднес Мухаммеду два бокала - один с молоком, другой с вином. Когда Мухаммед выбрал молоко, Джабраил воскликнул: "Поистине ты на правом пути - ты и народ твой! Вино запрещено для вас" (запрет ислама на употребление алкогольных напитков основан, в частности, и на этом эпизоде).

Затем, по преданию, в сопровождении Джабраила Мухаммед совершил восхождение на небо по лестнице ангелов (миърадж) и посетил семь небес. На первом небе сам Адам открыл Пророку небесные врата; на втором он повстречал пророков Яхью и Ису, на третьем - Юсуфа, на четвертом - Идриса, на пятом - Харуна, на шестом - Мусу; на седьмом, высшем небе восседал праотец и патриарх всех пророков Ибрахим, который показал Мухаммеду рай.

Все пророки приветствовали Мухаммеда как брата.

А когда с седьмого неба Мухаммед явился к престолу Аллаха, то беседовал с ним, произнеся 99 тысяч слов.

Суть откровения данного Мухаммеду раскрывается следующим образом.

Намаз. Одной из самых важных особенностей мираджа является, то, что во время него было велено обязательное (фарз) пятикратное совершение намаза.

Посланнику Аллаха были сказаны следующие слова: «Никто из пророков не войдёт в рай, прежде чем ты! И никакая община не войдёт в рай раньше твоей общины! (Рази, т. 27, стр.248)

Были ниспосланы последние аяты суры аль-Бакара (Корова). Как сказано в хадисе: « Посланнику Аллаха были даны три вещи во время мираджа - пятикратный намаз, завершение суры «аль-Бакара» и известие о том, что тем людям из его общины, кто не впадёт в грех многобожия, будут прощены их большие грехи». (Муслим Иман, 279)

Затем Мухаммед был возвращен обратно в Мекку. Рассказывая об этом путешествии, Мухаммед подчеркивал, что оно произошло мгновенно: вернувшись в Мекку, он обнаружил, что постель его еще не остыла, а из кувшина, опрокинутого Джабраилом при отправлении в путь, даже не успела вытечь вода.

Многие спросили, как совершал Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) вознесение - физически или духовно, Аиша (радыяллаху анха) сказала, что, когда Пророк вернулся его постель не успела остыть. Всевышний спрессовал земное время для него настолько, что он смог увидеть и пережить прошлое, настоящее и будущее. Всевышний Аллах даровал Своему посланнику силу и выдержку для этого.

Когда Мухаммед рассказал о своём ночном путешествии людям, то те стали говорить, что это невозможно, так как караван из Мекки в Сирию идет месяц и месяц идёт обратно. Многие стали отказываться от ислама. Люди решили пойти к Абу Бакру. Абу Бакр сначала не поверил им, но когда они сказали, что Мухаммед рассказывает об этом прямо сейчас в мечети, Абу Бакр ответил, что всё, что говорит Мухаммад, является правдой и он верит ему. Эти слова Абу Бакра показывают, что у ближайших сахабов было очень сильное доверие к Мухаммеду. Потом Абу Бакр пошёл к Мухаммеду и спросил его о его ночном путешествии, попросив описать ему Святой Дом (Иерусалим), так как он (Абу Бакр) был там. После того, как Мухаммед описал ему город, Абу Бакр сказал, что всё было описано верно. Рассказывают, что каждый раз, когда Мухаммед описывал что-то, Абу Бакр говорил: «Ты говоришь верно. Я свидетельствую, что ты — Посланник Аллаха». После этого Мухаммед назвал Абу Бакра Правдивейшим («ас-Сиддик»). За Абу Бакром закрепилось это прозвище. Также в доказательство Мухаммед перечислил караваны, шедшие из Иерусалима в Хиджаз. Очевидцы, прибывшие из Иерусалима, подтвердили слова Мухаммеда.

Ночь Мираджа мусульмане проводят в бдении, читают коран, молятся и пересказывают предание о чудесном вознесении пророка. В день праздника все посещают мечеть, чтобы совершить совместную молитву и выслушать проповедь имама, посвященную этому событию.

В следующий день после ночи мираджа нужно обязательно сделать намерение поститься. В этот день между обеденной молитвой (зухр) и предвечерней (аср) читается намаз в 4 ракаата и в каждом ракаате после суры Фатихи по 5 раз Аят-аль-Курси, Кяфирун, Ихляс, Фаляк, Нас. Пост в Мирадж в ритуальном отношении равен ста ночам поста.

А кто еще не спит в эту священную для мусульман ночь? :)
Расскажу тогда вам сказочку...
Хотя это и не сказочка вовсе. А что ни на есть настоящая быль, в которую веруют все мусульмане.
О том, что случилось тьму веков назад как раз в эту ночь...

«Ночь, в которую оно произошло, описывают как самую темную, самую безмолвную, какую когда-либо приходилось переживать людям. Не было слышно ни пения петухов, ни лая собак, ни рева диких зверей, ни крика сов. Воды перестали журчать, умолк свист ветра, вся природа казалась неподвижной, мертвой. В полночь громкий голос разбудил Мухаммеда: «Проснись, спящий!» Перед ним стоял архангел Гавриил. Чело его было ясно и безмятежно, цвет лица не уступал в белизне снегу, волосы развевались по плечам, крылья ослепляли своим блеском, а расшитая золотом одежда была усеяна жемчугом...»

На самом деле расскажу ее вам не я, а отец американской литературы Вашингтон Ирвинг , который изложил сие событие в книге «Жизнь пророка Мухаммеда».

3 любопытных факта, о которых я узнала из этого отрывка:
1. Бурак, над которым я постоянно потешаюсь, потому что по-белорусски это то же, что назвать человека Свеклой (эй, Свекла! Иди-ка сюда! :)), с точки зрения ислама можно считать очень даже уважаемым именем, ведь именно так звали лошадь, на которой достопочтенный пророк Мухаммед и совершил свое восхождение на небо.

2. Из чего сделаны семь небес, и что из себя представляет самое последнее, седьмое, на которое и мы, и мусульмане возносимся от счастья.

3. Что мусульмане должны быть благодарны Моисею за то, что молятся всего лишь 5 раз в день. А ведь могли бы - все пятьдесят! Почему? Читайте далее. :)

Предисловие
Предлагая читателям историю жизни Мухаммеда, я считаю нужным предварить ее небольшим объяснением. Много лет тому назад, во время моего пребывания в Мадриде, я предполагал в ряде очерков описать время господства арабов в Испании и хотел предпослать им жизнь основателя ислама. Многие частности я заимствовал из испанских источников и из перевода арабского историка Абульфеды, копию с которого я нашел в библиотеке иезуитов в монастыре св. Исидора в Мадриде.

Во время моего последнего пребывания в Испании я воспользовался утомительной скукой довольно продолжительного недомогания, чтобы просмотреть рукописи, пользуясь при этом разъяснениями, сделанными за последнее время различными писателями, и в особенности библиотекарем Гейдельбергского университета Густавом Вейлем, тщательным исследованиям которого я очень многим обязан.

Таково происхождение труда, предлагаемого теперь вниманию публики. Он носит на себе отпечаток сочинения, предназначенного для семейной библиотеки, причем я больше всего имел в виду передать в легкой, понятной форме факты, относящиеся к жизни Мухаммеда, и те легенды и предания, которые встречаются постоянно в восточной литературе; в то же время я старался сообщить сущность веры Мухаммеда, насколько она может заинтересовать обычного читателя. При таких обстоятельствах я счел излишним испещрять страницы ссылками и цитатами.
В. И.
Сансейд, 1849 г.

Глава 12
Ночное путешествие пророка из Мекки в Иерусалим и оттуда — на седьмое небо

Когда найден был приют для Мухаммеда в доме Мутема ибн Ади, одного из его последователей, пророк отважился вернуться в Мекку. За сверхъестественным появлением духов в долине Наклах вскоре последовало еще более необычайное видение или откровение, ставшее с тех пор темой для различных толков и догадок. Речь идет о знаменитом ночном путешествии Мухаммеда в Иерусалим, а оттуда — на седьмое небо. Подробности этого путешествия относятся к области легенд, хотя и передаваемых будто бы подлинными словами самого Мухаммеда; впрочем, некоторые приводят в подтверждение их различные тексты, рассеянные по Корану.
Мы не имеем возможности представить это событие во всей его полноте, но постараемся осветить самые существенные его черты.

Ночь, в которую оно произошло, описывают как самую темную, самую безмолвную, какую когда-либо приходилось переживать людям. Не было слышно ни пения петухов, ни лая собак, ни рева диких зверей, ни крика сов. Воды перестали журчать, умолк свист ветра, вся природа казалась неподвижной, мертвой.

В полночь громкий голос разбудил Мухаммеда: «Проснись, спящий!» Перед ним стоял архангел Гавриил . Чело его было ясно и безмятежно, цвет лица не уступал в белизне снегу, волосы развевались по плечам, крылья ослепляли своим блеском, а расшитая золотом одежда была усеяна жемчугом.

Он привел Мухаммеду чудную по качествам белую лошадь, какую пророку никогда еще не приходилось видеть; и действительно, она отличалась от всех животных, кем-либо описанных раньше. Лицо у нее было человеческое, но щеки — лошадиные; глаза подобны гиацинтам и блестели, как звезды. Ее орлиные крылья сияли светлыми лучами, и все туловище сверкало алмазами и драгоценными каменьями. За свою лучезарную красоту и невероятную быстроту эта кобыла звалась Бурак, или «молния».

Мухаммед собрался было вскочить на этого необыкновенного скакуна, но лишь только он протянул руку, как лошадь отпрянула и встала на дыбы.
«Смирно, Бурак! — сказал Гавриил. — Уважай пророка, посланного Богом. Ни один еще смертный, ездивший на тебе, не был так прославлен Аллахом».
— «О Гавриил! — отвечала Бурак, чудодейственно получившая в это время дар слова. — Разве Авраам, друг Бога, не ездил на мне в старину к сыну своему Измаилу? О Гавриил! Или, может быть, этот человек есть посредник, заступник и создатель правил веры?»
— «Верно, Бурак, это — Мухаммед ибн Абдаллах, истинно верующий сын одного из племен Счастливой Аравии. Он — глава сынов Адамовых, величайший из божественных посланников, последний из пророков. Ни одно существо без его ходатайства не может войти в рай. Направо от него — небо, которое будет наградой для верующих в него; налево — геенна огненная, в которую будут ввергнуты все, не признавшие его учения».
— «О, Гавриил! — попросила Бурак. — Во имя веры, связующей тебя и его, воздействуй на пророка, чтобы он оказал мне заступничество в день всеобщего воскресения».
— «Будь уверена, Бурак! — воскликнул Мухаммед. — По моему ходатайству ты войдешь в рай».

Как только он произнес эти слова, лошадь приблизилась к нему и опустилась, чтобы дать ему возможность сесть в седло; потом она поднялась с Мухаммедом и вознеслась далеко выше гор Мекки.

Когда они летели, подобно молнии, между небом и землей, Гавриил крикнул: «Остановись, о Мухаммед! Сойди на землю и помолись, сделав два поклона!»

Спустившись на землю и помолившись, Мухаммед сказал: «О возлюбленный друг души моей! Почему ты повелел мне молиться на этом месте?» — «Потому что это — гора Синай, на которой Моисей общался с Богом».

Вознесшись на воздух, они снова быстро понеслись между небом и землей, но Гавриил крикнул вторично: «Остановись, Мухаммед! Спустись и помолись, сотворив два поклона».
Они спустились на землю. Мухаммед помолился и опять спросил: «Почему ты повелел мне молиться на этом месте?» — «Потому что это — Вифлеем, в котором родился Иисус, сын Марии».

Они возобновили свой воздушный полет, но вскоре справа от них раздался громкий голос: «О Мухаммед! Остановись на минуту. Мне нужно поговорить с тобой; я больше всех созданных существ предан тебе».

Но Бурак спешила вперед, и Мухаммед воздержался от остановки, потому что почувствовал, что не от него зависит остановить полет, но от всемогущего и всеславного Бога.

Тут послышался другой голос, произнесший те же самые слова, прося Мухаммеда остановиться, но Бурак, как и раньше, спешила вперед, и Мухаммед не останавливался. Тогда предстала перед ним девушка ослепительной красоты, украшенная всеми богатствами и всею роскошью земли. Она манила его привлекательными улыбками: «Остановись на минуту, о Мухаммед, позволь мне поговорить с тобой. Я — существо, наиболее преданное тебе».

Но лошадь неслась дальше, и Мухаммед не остановился, однако обратился к Гавриилу: «Чьи голоса слышал я, — спросил он, — и что за девушка манила меня к себе?» — «Первый голос, о Мухаммед, был голос еврея. Если бы ты послушался его, то весь народ твой склонился бы на сторону иудейства. Второй голос был христианина. Если бы ты послушал его, весь твой народ склонился бы на сторону христианства. Девушка, явившаяся тебе, — это мир с его богатствами, тщеславием и обольщеньями. Если бы ты выслушал ее, твой народ охотнее выбрал бы удовольствия этой жизни, чем вечное блаженство, и был бы весь осужден на вечную погибель».

Продолжая свое воздушное путешествие, они достигли ворот святого храма Иерусалимского, где Мухаммед слез с лошади и привязал ее к кольцу, к которому и раньше привязывали Бурак пророки. Потом он вошел в храм и нашел в нем Авраама, Моисея, Иисуса и многих других пророков.

Помолившись некоторое время вместе с ними, он увидел, что с неба спускается лестница, облитая сиянием, нижний конец которой уперся в основной камень святого храма. Поддерживаемый Гавриилом, Мухаммед с быстротою молнии стал подниматься по лестнице.

Прибыв на первое небо , Гавриил постучал в ворота. «Кто там?» — спросили изнутри. «Гавриил». — «Кто с тобой?» — «Мухаммед». — «Принял ли он свою миссию?» — «Принял». — «В таком случае да будет он желанным гостем!» И ворота перед ними открылись.

Первое небо было из чистого серебра , и с лучезарного свода его спускались звезды на золотых цепях. На каждой звезде стоял настороже ангел, чтобы воспрепятствовать демонам взбираться на священные выси. При входе Мухаммеда к нему приблизился старик, и Гавриил сказал: «Это твой отец Адам; воздай ему должное приветствие». Мухаммед исполнил требуемое, и Адам обнял его, назвав величайшим из сынов своих и первым между пророками.

На этом небе было бесчисленное множество разного рода животных; по словам Гавриила, это были ангелы, облекшиеся в такие формы, чтобы ходатайствовать перед Аллахом за различные земные породы животных. Среди них был громадный, ослепительной белизны петух, гребень которого касался второго неба, до которого дойти можно было лишь за пятьсот лет. Эта чудная птица своим чудным пением каждое утро приветствовала Аллаха. Все существа, живущие на земле, исключая человека, пробуждаются ее голосом, а другие петухи поют аллилуйя, подражая ей.

Затем они поднялись на второе небо . Гавриил, как и раньше, постучался в ворота; ему были заданы те же вопросы, и последовали те же ответы, после чего дверь отворилась, и они вошли.

Все это небо было из полированной стали и блестело ярким светом. Здесь они нашли Ноя, который, обняв Мухаммеда, приветствовал его как величайшего меж пророками.

Прибыв на третье небо , они вошли в ворота с теми же церемониями; небо все было украшено драгоценными камнями , слишком блестящими для глаз смертного. Здесь восседал ангел громадного роста; расстояние между глазами его равнялось семидесяти тысячам дней пути. Под его властью находилось сто тысяч батальонов вооруженных людей.

Перед ним лежала большая книга; он постоянно что-ни-будь или вписывал в нее, или вычеркивал. «Это, о Мухаммед, — сказал Гавриил, — Азраил, ангел смерти, исполняющий волю Аллаха. В книгу, находящуюся перед ним, он постоянно вписывает имена тех, кто должен родиться, и вычеркивает имена проживших свое время и умирающих в данный момент».

Затем они вознеслись на четвертое небо , состоящее из самого чистого серебра . Среди обитающих на нем ангелов был один, рост которого равнялся пятистам дням ходьбы. Выражение лица его было грустное, и потоки слез струились из его глаз. «Это, — сказал Гавриил, — ангел слез, назначенный оплакивать грехи сынов человеческих и предсказывать горести, которые им предстоят».

Пятое небо было из золота.

Здесь встретил его Аарон, обнимая и всячески приветствуя. На этом небе восседал ангел мести и управлял огненной стихией. Из всех ангелов, которых пришлось видеть Мухаммеду, этот был самый безобразный и самый страшный. Лицо его, покрытое шишками и бородавками, казалось медным, глаза же метали молнии. Он сжимал в руке огненное копье и сидел на троне, объятом пламенем, имея перед собою груду цепей, раскаленных докрасна. Если бы он мог спуститься на землю в своем настоящем виде, то горы разрушились бы от ужаса. Ему и другим ангелам, его помощникам, поручено божественное мщение неверным и грешникам.

Покинув это ужасное место, они поднялись на шестое небо , состоящее из прозрачного камня хазала, или красной венисы . Здесь находился громадный ангел — наполовину из настоящего снега, а наполовину из неугасимого огня. Кругом него находился хор младших ангелов, неустанно восклицавших: «О Аллах, соединивший снег с огнем, соедини всех преданных слуг Твоих в повиновении Твоему закону!»
«Этот ангел, — сказал Гавриил, — охраняет небо и землю. Он посылает ангелов к людям твоего народа, чтобы склонить его к признанию твоей миссии и призвать на служение Богу; он будет продолжать свое дело до дня воскресения из мертвых».

Тут был пророк Муса (Моисей) , который, вместо того чтобы подобно другим пророкам радостно приветствовать Мухаммеда, заплакал при виде его.

«О чем плачешь ты?» — спросил его Мухаммед.
«Я плачу потому, что вижу преемника, которому предназначено ввести в рай больше людей из своего народа, чем я смог ввести отпавших от веры сынов Израиля».

Поднявшись отсюда на седьмое небо , Мухаммед был встречен праотцом Авраамом . Это блаженное жилище было полно такого божественного света и сияния, что язык человеческий не в силах описать их.

Один из этих небесных жителей даст достаточное понятие и об остальных. Он был больше всей земли и имел семьдесят тысяч голов; каждая голова имела семьдесят тысяч ртов; каждый рот — семьдесят тысяч языков; каждый язык выражался на семидесяти тысячах наречиях, и все они безостановочно пели хвалу Всевышнему.

В то время как Мухаммед рассматривал это чудное существо, он был внезапно перенесен на лотосовое дерево , называемое седрат и цветущее с правой стороны невидимого престола Аллаха. Ветви этого дерева раскидываются шире пространства между солнцем и землей. Ангелы, более многочисленные, чем песчинки на берегу моря или в руслах потоков и рек, веселятся под сенью его. Листья его подобны ушам слона; тысячи бессмертных птичек порхают на его ветвях, повторяя великие стихи Корана. Плоды его приятнее молока и слаще меда, и одного из них достаточно, чтоб прокормить все Божьи создания. Каждое семя его заключает в себе гурию, или небесную девственницу, предназначенную для блаженства истинно верующих.

У дерева этого берут начало четыре реки: две из них протекают в сам рай, а две текут вне его — они называются Нил и Евфрат.

Затем Мухаммед и его небесный путеводитель отправились в аль-Мамур, или в дом поклонения, устроенный из красных гиацинтов и рубинов и окруженный бесчисленным количеством неугасимых лампад. Когда Мухаммед вступил в главный вход, ему были предложены три сосуда: в одном из них было вино, в другом — молоко, в третьем — мед. Он выпил из сосуда с молоком.

«Ты поступил хорошо; твой выбор правилен! — воскликнул Гавриил. — Испей ты вино, и весь народ твой сбился бы с истинного пути!»

Священный дом имеет сходство с Каабой в Мекке и находится прямо над ней, но на седьмом небе. Семьдесят тысяч ангелов высших чинов являются в него ежедневно. Как раз в это время они совершали священный обход, и Мухаммед вместе с ними обошел семь раз вокруг него.

Гавриилу нельзя было идти дальше. Быстрее, чем мысль, пролетал теперь Мухаммед необъятные пространства, миновав две области яркого света и одну область глубочайшего мрака. Выйдя из этого абсолютного мрака, он проникся благоговением и страхом, почувствовав себя в присутствии Аллаха, на расстоянии двойного полета от Его престола. Божественный лик был закрыт двадцатью тысячами покрывал, потому что человек при взгляде на его славу сгорел бы. Аллах протянул руки и возложил одну на грудь, а другую на плечо Мухаммеда, который почувствовал, как леденящий озноб охватил его от сердца до мозга костей. Это ощущение сменилось чувством восторженного блаженства, а вокруг него разливались свежесть и благоухание. Понять это могут только находившиеся в присутствии Бога.

Тут Мухаммед получил от Самого Бога многие поучения, находящиеся в Коране, и пятьдесят молитв, которые были предписаны как ежедневная обязанность для всех истинно верующих.

Когда он удалился от престола Бога и встретился опять с Моисеем, последний спросил о велении Аллаха.

«Аллах повелел мне совершать ежедневно пятьдесят молитв» , — отвечал Мухаммед.
«И ты думаешь выполнить это веление? Я пытался еще раньше тебя приучить к тому же сынов Израиля, но тщетно; вернись лучше и проси убавки».

Мухаммед согласился вернуться, и первоначальное число молитв уменьшено было на десять. Когда же сказал об этом своем успехе Моисею, тот привел те же возражения и относительно сорока ежедневных молитв. По его совету Мухаммед возвращался несколько раз, пока число молитв не было сокращено до пяти.

Но Моисей продолжал возражать:
«Неужели ты думаешь требовать от твоего народа, чтобы он молился пять раз в день? Клянусь Аллахом! Я пытался с сынами Израиля, но подобное требование невыполнимо; вернись и проси еще большего облегчения».
«Нет, — возразил Мухаммед, — я уже так много просил о снисхождении, что мне совестно».

С этими словами он распрощался с Моисеем и удалился. По лучезарной лестнице спустился Мухаммед к храму Иерусалимскому, где нашел привязанную Бурак в том же виде, как он ее оставил. Сев на нее верхом, он в одну минуту перенесся обратно к тому же месту, откуда был взят.

Рассказ об этом видении или ночном путешествии передается преимущественно на основании слов историков Абульфеды, аль-Бухари и Абу Хорейры; более подробное описание его находится в книге Ж. Ганье «Жизнь Мухаммеда» (Амстердам, 1732). Само путешествие вызвало среди ученых различные споры и толкования. Некоторые утверждают, что это был просто сон или ночное видение, и в доказательство ссылаются на предание, возникшее со слов Айши, жены Мухаммеда, которая заявила, что в ночь, о которой идет речь, телесно пророк оставался вполне спокойным и что ночное путешествие совершено им только в духе. Но, ссылаясь на это предание, они не берут, однако, во внимание, что во время, к которому относится путешествие, Айша была еще ребенком и, хотя была помолвлена с пророком, в брак с ним еще не вступила.

Другие настаивают, что небесное путешествие было совершено телесно, — все произошло чудесным образом в кратчайшее время, и по возвращении своем Мухаммед успел предотвратить падение сосуда с водой, который Гавриил, отлетая, задел крылом.

Дальнейшие предания повествуют, что после того, как Мухаммед рассказал о своем ночном путешествии в присутствии значительного собрания в Мекке, многие были поражены, но тем не менее поверили; некоторые пришли в недоумение и усомнились; курайшиты же подняли его на смех. «Ты говоришь, что был в храме Иерусалимском, — сказал Абу Джахль. — Докажи, что ты говоришь правду, опиши его».

Вопрос этот на минуту затруднил Мухаммеда, потому что он был в храме ночью, когда нельзя было различить его формы; но тут внезапно рядом с ним незримо возник ангел Гавриил и поставил перед его глазами точный образец священного здания, так что он получил возможность, не задумываясь, отвечать на самые мелочные вопросы.

Истории этой, однако, не совсем доверяли даже некоторые ученики пророка, пока Абу Бакр, видя, что они колеблются в своей вере, и опасаясь их полного отпадения, открыто не удостоверил ее истинности; в награду за эту поддержку Мухаммед даровал ему титул аль-Седдека, Свидетеля Истины, который с тех пор и остался за ним.

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, Который Создал всё сущее и всему придал соразмерность, Который предопределил судьбу творений и указал прямой путь. Хвала Всевышнему, Который разъяснил Своим рабам истинную дорогу и предостерёг их от путей заблуждения.

Благословение и мир пророку милости и прямого пути, указавшему своей умме (общине) дорогу к истине и довольству Всевышнего, который предостерёг верующих от следования шайтану (сатане) и страстям.

Наступил месяц Раджаб. Многие мусульмане начинают с интересом смотреть в мусульманские календари, ища там знаменательные события, случившиеся в этот месяц, для того чтобы выделить некоторые дни, связанные с этими событиями, проводя их в особых видах поклонения. Однако при этом не все задумываются об основе этих знаменательных дней, и можно ли их каким-то образом выделять, и что об этом говорят мусульманские учёные.

Среди прочих знаменательных событий месяца Раджаб, в календарях упоминается ночь Исра’ и Ми’радж (перенесения пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и вознесения на небеса).

Что же говорится об этом в Священном Коране и в Пречистой Сунне?

В Священном Коране Всевышний Аллах сказал: «Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знаме­ний, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благослове­ние. Воистину, Он - Слышащий, Видящий». (Сура «Аль-Иср а’», 1).

Что касается Пречистой Сунны, то сообщается со слов Малика бин Са‘са‘а (да будет доволен Аллах ими обоими) что пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказал ему о ночном путешествии следующее: «Когда я лежал в аль-Хатиме (или, возможно, он сказал: в Хиджре), кто-то неожиданно явился ко мне и рассёк». (Катада, один из передатчиков хадиса сказал: «Я слышал, как Анас говорил: «Рассёк от сих (пределов) до сих». Я спросил Аль-Джаруда, который был рядом со мной: «Что он имеет в виду?» На что он сказал: «От углубления верхней части груди между двумя ключицами до низа живота». Также я слышал, что он говорил: «От верхней части груди до низа живота»).

«…Затем извлёк моё сердце. После этого мне принесли золотой таз, наполненный верой, потом моё сердце омыли, потом наполнили его (верой), потом вернули его (на прежнее) место, а потом ко мне подвели животное белого цвета меньше мула, но больше осла». (Аль-Джаруд спросил: «О Абу Хамза! Это животное – «Аль-Бурак?» Анас ответил: «Да».

«…Это животное способно одним шагом покрыть самое большое расстояние, которое оно только могло охватить взором.

Потом меня посадили на это животное, и Джибрил двинулся со мной в путь, а когда он достиг низшего неба и попросил открыть врата, его спросили: “Кто это?” Он сказал: “Джибрил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”. Его спросили: “Он уже отправлен (к своему народу в качестве посланника)?” Джибрил сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” Потом ворота были открыты. Когда я достиг низшего неба, то увидел там Адама. Джибрил сказал: “Это - твой отец Адам, поприветствуй же его!” Я поприветствовал его, и он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному сыну и праведному пророку!”

Затем Джибрил вознёсся со мной ко второму небу и попросил открыть врата. Его спросили: “Кто это?” Он сказал: “Джибрил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”. Его спросили: “Он уже отправлен (к своему народу в качестве посланника)?” Джибрил сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” Потом (эти врата) были открыты. Когда я достиг (второго неба), то увидел там Йахйу и ‘Ису, являющихся двоюродными братьями со стороны матери. Джибрил сказал: “Это - Йахйа и ‘Иса, поприветствуй же их!” Я поприветствовал их, и они ответили на приветствие, после чего сказали: “Добро пожаловать праведному брату и праведному пророку!”

Затем он вознёсся со мной к третьему небу и попросил открыть врата. Его спросили: “Кто это?” Он ответил: “Джибрил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”. Его спросили: “Он уже отправлен (к своему народу в качестве посланника)?” Джибрил сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” Потом эти врата были открыты. Когда я достиг третьего неба, то увидел там Йусуфа. Джибрил сказал: “Это - Йусуф, поприветствуй же его!” Я поприветствовал его, и он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному брату и праведному пророку!”

Затем он вознёсся со мной к четвёртому небу и попросил открыть врата. Его спросили: “Кто это?” Он сказал: “Джибрил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”. Его спросили: “Он уже отправлен (к своему народу в качестве посланника)?” Джибрил сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” Потом эти врата были открыты. Когда я достиг четвёртого неба, то увидел там Идриса. Джибрил сказал: “Это - Идрис, поприветствуй же его!” Я поприветствовал его, и он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному брату и праведному пророку!”

Затем он вознёсся со мной к пятому небу и попросил открыть врата. Его спросили: “Кто это?” Он сказал: “Джибрил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует ”. Его спросили: “Он уже отправлен (к своему народу в качестве посланника)?” Джибрил сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” Когда я достиг пятого неба, то увидел там Харуна. Джибрил сказал: “Это - Харун, поприветствуй же его!” Я поприветствовал его, и он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному брату и праведному пророку!”

Затем он вознёсся со мной к шестому небу и попросил открыть врата. Его спросили: “Кто это?” Он сказал: “Джибрил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”. Его спросили: “Он уже отправлен (к своему народу в качестве посланника)?” Джибрил сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” Когда я достиг шестого неба, то увидел там Мусу. Джибрил сказал: “Это - Муса, поприветствуй же его!” - и я поприветствовал его, а он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному брату и праведному пророку!” – когда же я покидал его, он заплакал. Его спросили: “Что заставляет тебя плакать?” – и он сказал: “Я плачу по той причине, что после меня был послан к людям молодой человек, и в Рай войдёт больше людей из его общины, чем из моей!”

А затем Джибрил вознёсся со мной к седьмому небу и попросил открыть врата. Его спросили: “Кто это?” Он ответил: “Джибрил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”. Его спросили: “Он уже отправлен (к своему народу в качестве посланника)?” Джибрил сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” - и когда я достиг седьмого неба, то увидел там Ибрахима. Джибрил сказал: “Это - твой отец, поприветствуй же его!” - и я поприветствовал его, а он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному сыну и праведному пророку!”

А затем я был вознесён к лотосу крайнего предела (сидрат aль-мунтаха), и оказалось, что плоды его по размерам подобны кувшинам из Хаджара , а его листья - слоновьим ушам. Джибрил сказал: “Это - лотос крайнего предела”. И оказалось, что там текут четыре реки, две из которых являются скрытыми, а две - видимыми. Я спросил: “Что это за два вида рек, о Джибрил?” Он ответил: “Что касается скрытых рек, то это две реки, текущие в раю, что же касается двух видимых, то это - Нил и Евфрат”.

А потом мне был показан Священный Дом (аль-байт aль-ма‘мур), в который ежедневно входит по семьдесят тысяч ангелов.

Затем мне принесли сосуд с вином, сосуд с молоком и сосуд с мёдом. Я взял молоко, а Джибрил сказал: “Твой выбор соответствует фитре (прирождённому качеству, т.е. религии Ислам), которой будешь придерживаться ты и твоя община”.

После этого мне было вменено в обязанность совершение молитв, а именно - пятидесяти молитв ежедневно. Возвращаясь, я прошёл мимо Мусы, и он спросил: “Что было велено тебе?” Я ответил: “Мне было велено совершать по пятьдесят молитв ежедневно”. Муса сказал: “Члены твоей общины не смогут совершать по пятьдесят молитв каждый день! Клянусь Аллахом, поистине, я уже испытывал людей до тебя и старался сделать с израильтянами всё, что мог, но напрасно, возвращайся же к твоему Господу и проси его об облегчении для твоей общины!”

Я вернулся, и Аллах уменьшил это количество на десять молитв, после чего я вернулся к Мусе, и он сказал мне то же самое. Тогда я вернулся, и Аллах уменьшил оставшееся количество на десять молитв, после чего я вернулся к Мусе, и он сказал мне то же самое. Тогда я вернулся, и Аллах уменьшил оставшееся количество на десять молитв, после чего я вернулся к Мусе, и он сказал мне то же самое. Тогда я вернулся, и мне было велено совершать по десять молитв ежедневно, после чего я вернулся к Мусе, и он сказал мне то же самое.

Тогда я вернулся, и мне было велено совершать по пять молитв ежедневно, после чего я вернулся к Мусе, и он спросил: “Что было велено тебе?” Я ответил: “Мне было велено совершать по пять молитв ежедневно”. Муса сказал: “Поистине, члены твоей общины не смогут совершать и по пять молитв каждый день! Поистине, я уже испытывал людей до тебя и старался сделать с израильтянами всё, что мог, но напрасно, возвращайся же к твоему Господу и проси его об облегчении для твоей общины!” Я сказал: “Я просил Господа моего так много, что мне уже стыдно просить о чём-то ещё! Я доволен, и я повинуюсь Ему!” И, уходя оттуда, я услышал голос: “Я передал то, чего Я требую, и облегчил Своим рабам”». (Аль-Бухари, (3887)).

Пояснения к хадису.

Из вышеприведённого аята и хадиса становится ясным, что событие ночного перенесения из Мекки в Иерусалим и вознесение пророка (мир ему и благословение Аллаха) на небеса действительно произошли, и мы, мусульмане, обязаны верить в это!

Ибн Касир в тафсире к упомянутому в начале статьи аяту сказал: «Аль-Хафиз Абу Аль-Хаттаб Умар ибн Дихьйя в своей книге «Ат-тануир фи маулид ас-сирадж аль-мунир» упомянул хадис о ночном перенесении пророка (мир ему и благословение Аллаха), переданный со слов Анаса, подробно и прекрасно разъяснив его, сделав полезные выводы, а затем сказав: “Хадис о ночном перенесении передаётся от огромного числа передатчиков: от Умара ибн Аль-Хаттаба, от Али, от Ибн Мас’уда, от Абу Зарра, от Малика ибн Са‘са‘а, от Абу Хурейры, от Абу Са’ида, от Ибн Аббаса». Затем он перечислил ещё семнадцать имён сподвижников, которые сообщили эту историю, после чего, продолжив, сказал): “Некоторые привели историю полностью, некоторые – в сокращенном виде. И несмотря на то что часть риваятов не соответствует условиям достоверности, мусульмане единогласны по поводу достоверности события ночного перенесения пророка (мир ему и благословение Аллаха). Не верят в это только безбожники и еретики”».

Когда произошло событие «Аль-Исра’ уа аль-ми’радж»?

Вопрос датировки и времени этого события остаётся предметом разногласий среди учёных.

По поводу датировки этого события существует большое разногласие. Ибн Хаджар (да одарит его Аллах Своей милостью) привёл множество мнений, сказав: «Существует разногласие по поводу времени аль-ми’радж (вознесения на небеса). Некоторые сказали, что это произошло до начала пророческой миссии… Большинство же учёных сказали, что это событие произошло после начала пророческой миссии. Затем представители этого мнения разошлись между собой:

1.Некоторые сказали, что это было за год до переселения в Медину. Упомянули это мнение Ибн Са’ад и другие. Ан-Навави также высказал это мнение («Аль-минхадж», (2/208)). Ибн Хазм, преувеличив, сказал, что существует единогласное мнение (иджма’) в этом вопросе. Однако его слова не принимаются, т.к. существует огромное разногласие. Этот вопрос имеет более десяти мнений. Вот некоторые из них:

2. Ибн Аль-Джаузи привёл, что аль-ми’радж (вознесение на небеса) был за восемь месяцев до переселения в Медину.

3. Абу ар-Раби’ ибн Салим сказал, что это случилось за шесть месяцев до переселения…

4. Ибн Хазм привёл мнение, что это было в месяц Раджаб в двенадцатом году после начала пророческой миссии.

5. Ибрахим Аль-Харби утверждал, что аль-ми’радж (вознесение на небеса) произошёл в месяц раби’ аль-ахыр за год до переселения. Ибн Аль-Мунаййир назвал это мнение предпочтительным в книге «Шарх ас-сира» Ибн Абдуль-Барра.

6. Ибн Абдуль-Барр утверждал, что это произошло за год и два месяца до переселения.

7. Ибн Фарис сказал, что это было за год и три месяца до переселения.

8. Ас-Садди сказал, что аль-ми’радж (вознесение на небеса) произошёл за год и пять месяцев до переселения, привели его мнение Ат-Табари и Аль-Байхакый. В соответствии с этим мнением, событие произошло в месяц шаваль или в рамадане, если рамадан и раби’ аль-ауаль были по тридцать дней. Аль-Уакыдий также утверждал это мнение…».

Учёные, помимо Ибн Хаджара (да одарит его Аллах Своей милостью), приводят ещё другие мнения, и это указывает на то, что точная дата данного события неизвестна. Поэтому утверждение о том, что событие ночного перенесения и вознесения посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) было в двадцать седьмую ночь месяца Раджаб, является неточным и неверным.

Полезные выводы, которые можно извлечь из истории о ночном перенесении и вознесении пророка (мир ему и благословение Аллаха) на небеса.

Ночное перенесение из Мекки в Иерусалим и вознесение пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) на небеса несёт в себе огромное количество полезных знаний и уроков, о которых упомянули многие учёные. Приведём некоторые из них:

1. Ночное перенесение из Мекки в Иерусалим и вознесение пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) на небеса было одним из чудес посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), доказывающих его пророческую миссию.

2. Ночное перенесение из Мекки в Иерусалим и вознесение пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) на небеса было наяву как душой, так и телом. Это подтверждают:

во-первых , тексты Корана и Сунны очевидно указывают на данное обстоятельство;

во-вторых , пророк (мир ему и благословение Аллаха) сел верхом на животное «Аль-Бурак» и переселился верхом на нём, и если бы переселение было бы только душой, то он не нуждался бы в верховом животном;

в-третьих , Всевышний Аллах назвал пророка рабом в аяте: «Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба…». Он не сказал: «перенес душу Своего раба». Как известно, слово «раб» включает в себя и тело, и душу;

в-четвёртых , если это событие было бы всего лишь сном, то язычники-курайшиты не стали бы так упорно опровергать произошедшее;

в-пятых , Всевышний Аллах – Могуч, и Он может переселить Своего раба телом и душой, и это не составляет для Него никакого труда. «Гос­подь твой - Всемогущий».

3. Раскрытие груди пророка (мир ему и благословение Аллаха) было подготовкой для него перед важным событием.

4. Встреча пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) с другими пророками при вознесении на небеса, упомянутая в этом хадисе явно указывает на то, что Ислам является религией всех пророков, и что их вероубеждение одинаковое, несмотря на некоторые различия в вопросах поклонения.

5. Хадис указывает на то, что Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) – лучший из всех пророков, так как он был руководителем в намазе с остальными пророками (мир им всем и благословение Аллаха), а также достиг в своём вознесении той степени, которой никто ещё из посланников не достигал.

6. Ислам является религией фитры (врожденного естества) каждого человека.

7. Хадис учит этикету испрашивания разрешения при входе куда-либо.

8. Этот хадис указывает на то, что Адам (мир ему) был пророком, так как он находился вместе с другими пророками на небесах во время вознесения Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

9. Наилучшей и наивысшей степенью веры является рабская преданность Всевышнему Аллаху, так как Господь назвал своего пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) рабом в самых достойных случаях. Так, говоря о перенесении посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ночью, Аллах сказал: «Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба». В деле призыва Всевышний также назвал пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) рабом: «Когда раб Аллаха встал, обращаясь с мольбой к Нему».

10. Как уже было сказано выше, учёные разошлись во мнениях по поводу даты перенесения из Мекки в Иерусалим и вознесения пророка (мир ему и благословение Аллаха) на небеса. Имам Аль-Куртуби (да одарит его Аллах Своей милостью) упомянул пять известных мнений. Ас-Суйютый (да одарит его Аллах Своей милостью) упомянул пятнадцать мнений.

11. Из предыдущего пункта можно сделать следующий вывод: человеку нельзя выделять ночь вознесения пророка (мир ему и благословение Аллаха) («ночь Ми’радж») среди прочих ночей для совершения молитв, а также запрещается выделять этот день среди прочих дней для поста, ведь если бы в Шариате были указания на выделение дня и ночи Ми’радж, то не было бы такого большого разногласия. Как может быть предписано поклонение в ночь, о дате которой нет совершенно никакого довода в Шариате? Более того, разногласие представляет собой неутверждённые мнения, ведь определение этого дня и ночи является весьма трудным делом. Ибн Раджаб (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «Что касается перенесения пророка (мир ему и благословение Аллаха) из Мекки в Иерусалим, то некоторые сказали, что это произошло в месяц Раджаб. Однако некоторые учёные назвали это мнение слабым» .

При этом пусть не возникает проблем по поводу ночи предопределения «ляйлят аль-кадар», которая также не имеет точной даты. Доподлинно известно, что она бывает в последние десять ночей Рамадана, как на это указывают достоверные хадисы. Что же касается ночи, когда произошло перенесение и вознесение пророка (мир ему и благословение Аллаха), то по поводу её датировки нет достоверной информации. С точностью можно лишь утверждать, что она была в одну из ночей года!!! Поэтому, как можно выделять её среди прочих ночей?!

Кроме того, следует различать между вопросом совершения поклонения (ночной намаз, пост) и выделением определённого времени или места для его совершения. А именно, если пост одного из тех, кто обычно соблюдает пост, например, по понедельникам и четвергам, совпадёт с днём ми’радж (в соответствии с датой, которую упоминают в календарях), то он может поститься, так как он соблюдает пост понедельника, а не из-за того, что он выделил этот день по причине того, что он является днём ми’радж. То же самое можно сказать в отношении ночных молитв.

Проблемой в этом вопросе является именно выделение дня или ночи для совершения того или иного поклонения. Доказательством такому различию между самим поклонением и выделением дня для этого поклонения является хадис, в котором пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не выделяйте ночь на пятницу для ночных молитв среди прочих ночей и не выделяйте пятницу для поста среди прочих дней, кроме как если этот день (пятница) совпадёт с постом одного из вас». < В этом хадисе чётко и ясно видно, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не запрещает совершать ночные намазы и пост, а запрещает выделять какой-то определённый день для выполнения поклонения, по поводу которого нет доказательства из Шариата.

Поэтому мы не запрещаем поститься днём или молиться ночью, а запрещаем выделять двадцать седьмое число месяца Раджаб для этого.

Кроме того, возникает вопрос: выделял и праздновал ли пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники эту ночь? Если в ответ скажут: «Да», – то надо сказать: «Скажи: “Приведите ваше доказательство, если вы гово­рите правду”». Если же в ответ они скажут: «Нет», – то мы говорим им: «Лучший путь – путь пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)» .

12. Хадисы про вознесение пророка (мир ему и благословение Аллаха) являются одним из сотни доказательств, указывающих на то, что Всевышний Аллах возвышается над своими созданиями, так как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вознёсся на небеса вверх.

13. Событие, связанное с перенесением из Мекки в Иерусалим и вознесением пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) на небеса, было своего рода утешением для него после всего того, что он пережил от язычников с момента начала пророческой миссии.

14. Особая значимость и важность намаза (ежедневной пятикратной молитвы) в религии Ислам, ведь Всевышний Аллах предписал его пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) и его общине без посредничества кого-либо.

15. В вышеприведённом хадисе ясно говорится о том, что больше всех войдут в Рай представители общины Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Об этом нам поведал Муса (мир ему и благословение Аллаха), объяснив Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) причину своего плача: “Я плачу потому, что после меня был послан к людям молодой человек, и в рай войдёт больше людей из его общины, чем из моей!”

16. Этот хадис указывает на то, что Всевышний Аллах говорил с Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха), так же, как и говорил с Мусой (мир ему и благословение Аллаха).

17. В этом хадисе говорится о величие милости Всевышнего Аллаха в отношении нас, предписав пятикратную молитву вместо пятидесяти, желая для нас облегчения. Господь сказал: «Аллах желает вам облегчения, ведь человек со­здан слабым».

18. Истинные верующие должны верить во всё то, о чём сообщил Всевышний Аллах в Священном Коране и Его посланник в достоверной Сунне. Примером для нас в этом должен быть Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), получивший прозвище «Правдивейший», который не сомневался в том, о чём говорил пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Поэтому, когда курайшиты сообщили ему о случае с перенесением посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) из Мекки в Иерусалим, он уверено сказал им: «Если он действительно рассказал об этом, то он правдив в этом» .

19. В комментарии к книге «Аль-акыда ат-Тахауийя» Ибн Абу аль-‘Изз (да одарит его Аллах Своей милостью) упомянул мудрость перенесения пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) из Мекки в Иерусалим для его дальнейшего вознесения на небеса, сказав: «Если же скажут: «В чем мудрость того, что сначала Пророк был перенесен в Иерусалим?» ­– то мы ответим: это было подтверждением заявления Посланника (мир ему и благословение Аллаха) о своем ночном вознесении, и поэтому, когда курайшиты попросили его описать им Иерусалим, он описал его (хадис об этом передают аль-Бухари (№ 3886 и 4710) и Муслим (№ 170) со слов Джабир ибн Абдуллы, что Посланник Аллаха сказал: «Когда курайшиты обвинили меня во лжи, я встал в аль-Хиджре, и Аллах показал мне Иерусалим, а я начал описывать им приметы (города), рассматривая его». Кроме того, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) даже сообщил об их караване, который повстречал в дороге («аль-Муснад» Ахмада (т. 1. стр. 374), а также тафсир Ибн Касира (т. 3, стр. 15)). Если бы Пророк был вознесен на небеса из Мекки, то он не смог бы описать Иерусалим, поэтому он был вознесен из Иерусалима, так как курайшиты видели этот город. Это объясняется тем, что они не знали то, что в небесах, если бы Посланник сообщил им это, но они видели Иерусалим, – и он описал им его».

Таким образом, из всего вышесказанного мы можем увидеть, что событие «Аль-исра’ уа аль-ми’радж» (перенесение ночью из Мекки в Иерусалим и вознесение посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) на небеса) действительно произошли, и мы, мусульмане, обязаны верить в это, извлекая пользы и уроки из этой истории. Также становится ясным, что дата этого события неизвестна, вследствие чего нам нельзя выделять ее среди прочих дней года. Кроме того, мы не имеем права выделять какую-либо ночь или день определёнными видами поклонения или торжествами, если на это нет доказательств из Шариата.

К сожалению, многие мусульмане продолжают выделять двадцать седьмое число месяца Раджаб и праздновать его определённым образом, поэтому в следующей статье, если на то будет воля Аллаха, мы поговорим о религиозном статусе этого дня и ночи, приведём высказывания учёных по поводу данной темы.

Вахитов М.
Для сайта «Почему Ислам?»

  • Хаджар – название местечка недалеко от Медины.
  • Тафсир Аль-Кур’ан аль-‘Азыйм, Ибн Касир, 8/434-435.
  • «Фатх аль-Барий», 8/627.
  • Сура «Аль-Фуркан», 54.
  • Сура «Аль-Исра’а», 1.
  • Сура «Аль-Джинн», 19.
  • «Аль-Джами’ ли ахкам аль-Кур’ан», Аль-Куртуби, 10/210.
  • «Аль-айят аль-кубра фи шарх кыссат аль-исра’а», стр. 60-62.
  • «Лятаиф аль-ма’ариф», 1/101.
  • Муслим, 1144-(148).
  • Сура «Аль-Бакара», 111.
  • Привёл Аль-Бухари, 6098.
  • Сура «Ан-Ниса», 28.
  • «Шарх аль-акыда ат-тахауийя», Ибн Абу аль-‘Изз, 1/344.

Ибн Сад говорит, что Исра валь-Ми‘радж произошло за 18 месяцев до хиджры (переселения). Перенесение и вознесение Пророк ﷺ совершил телом и душой. Поэтому Исра валь-Ми‘радж является одним из удивительнейших чудес, которыми Аллах ﷻ почтил Своего Любимца ﷺ .

В священном Коране сказано:

سُبْحَانَ الَّذِي أَسْرَى بِعَبْدِهِ لَيْلاً مِّنَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ إِلَى الْمَسْجِدِ الأَقْصَى الَّذِي بَارَكْنَا حَوْلَهُ لِنُرِيَهُ مِنْ آيَاتِنَا إِنَّهُ هُوَ السَّمِيعُ البَصِيرُ .

Смысл: «Слава Тому, Кто перенес ночью раба Своего из мечети запретной (Масжиду Аль-Харам) Мекки в мечеть Аль-Акса в Иерусалиме, окрестности которой благословили разными плодами и реками, для того, чтобы показать ему Нашу удивительную мощь. Воистину, Всеслышащий Он, Всевидящий» («Исра», 1).

Перенесение в Иерусалим и вознесение является в жизни Пророка ﷺ великим чудом, которое даровал ему Аллах ﷻ . Это произошло после того, как Пророк ﷺ в течение десяти лет проповедовал мекканцам, призывая их к Исламу, но в ответ получал только насмешки, унижения и обиды.

В ночь вознесения Аль-Исра ва-ль-Ми‘радж Пророк Мухаммад ﷺ спал возле почтенной Каабы в месте, называемом «хиджру Исмаил», между Хамзатом и Жахфаром.

По одной версии тогда к Пророку ﷺ пришли три ангела: Джабраил, Микаил и Исрафил (мир им). Они забрали Пророка ﷺ так, что спящие рядом не узнали об этом. Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ с Пророком ﷺ пришли к источнику Зам-Зам, где Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ рассёк ему грудь без боли и крови, после чего вытащил сердце и промыл его три раза, после чего наполнил его мудростью и верой, и поставил на нем печать пророчества. Затем сердце поставили обратно и сжали грудь – и стало оно биться, как прежде. Потом подвели к нему животное под названием «Бурак» . Имам Муслим приводит от Анаса ибн Малика хадис об этом: «Ко мне привели Бурака. Это длинное белое животное, выше осла, ниже мула. Он быстро достигал любой цели, которой достигал взор. Я ехал на нём, пока не достиг Байт-уль-Мукаддаса, по пути мы останавливались в Медине, где я совершил два рааката. Также мы остановились в местности Мадян возле дерева пророка Мусы ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ , где я совершил молитву в два ракаата, потом продолжили путь, пока не достигли горы "Тур Асайна" где пророк Муса ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ разговаривал со Всевышним, я также совершил два ракаата там, после чего мы достигли места, где родился пророк Иса сын Марьям ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ , здесь тоже совершил я два ракаата» .

На каждой остановке спрашивал Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ Пророка ﷺ : «Разве ты не знаешь, где совершаешь намаз?» . Пророк ﷺ отвечал: «Не знаю» – после чего Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ рассказывал ему, что это за место.

Когда они прибыли в Иерусалим в мечеть Аль-Акса, Пророк ﷺ привязал Бурака к кольцу, к которому привязывали животных все пророки, а затем вошел в мечеть и совершил коллективный намаз в два ракаата вместе со всеми пророками в качестве имама.

Затем, когда он вышел из мечети, к нему подошёл Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ с двумя сосудами, в которых было вино и молоко, и предложил выбрать. Выбор Пророка ﷺ пал на молоко. Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ же на это сказал: «Ты выбрал чистоту» .

Вскоре они вознеслись на Первое небо. Там Джабраиля ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ спросили: «Кто ты?» Он ответил: «Джабраил» . Тогда его ещё раз спросили: «А кто с тобой?» И он ответил: «Мухаммад» . «Он послан?» «Да, он уже послан» , – ответил Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ . Когда открылись небесные врата, увидели Адама ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ , который поприветствовал Пророка ﷺ и просил у Аллаха ﷻ для него блага.

После этого они вознеслись ко Второму небу. Ему задали те же вопросы, и он ответил точно так же. Подобное происходило на каждом из небес. На Втором небе Пророк ﷺ встретил пророка Ису сына Марьям ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ и Яхью ибн Закарью ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ , на Третьем – Юсуфа ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ , которому была дарована половина красоты мира, на Четвертом – Идриса ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ , на Пятом – Харуна ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ , на Шестом – Мусу ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ , на Седьмом – Ибрахима ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ , прислонившегося к Байтуль мамур, в который каждый день заходят семьдесят тысяч ангелов и больше не возвращаются к нему. После этого он с Джабраилом ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ дошёл до местности «Сидратуль Мунтаха» – предела всего, до чего можно добраться. Ни один из ангелов не может перейти этот рубеж. Даже Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ , остановившись, сказал: «Тут заканчивается моя степень. О, Любимец Аллаха , если я сделаю ещё один шаг, то сгорю» .

Пророк ﷺ пошёл вперед один. Тогда перед ним открылись завесы, и он увидел великое множество таинств и знамений Творца. Он увидел величие и красоту Аллаха ﷻ . И Всевышний обратился к нему, говоря без посредника и проявляя к нему почтение.

Об этом Пророк ﷺ рассказывает так:

«Тогда Аллах внушил мне то, что внушил. В эту ночь предписал Всевышний 50 намазов в сутки. После я спустился к Мусе ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ , и он спросил меня:

– Что предписал Господь твоей общине (умме)?

Я сказал:

– 50 молитв.

И он посоветовал мне:

– Вернись к Господу и попроси облегчения: твоя община (умма) не вынесет этого. Воистину, я испытал сынов Израиля, они не осилили это.

Я вернулся к Господу и попросил:

– О Господь , даруй облегчение моей умме!

Тогда Аллах убавил пять молитв, и я вернулся к Мусе ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ , сказав:

– Всевышний уменьшил число ежедневных намазов на пять молитв.

Однако Муса ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ снова предложил:

– Воистину, твоя община (умма) не вынесет и этого. Вернись к Господу и попроси ещё облегчения.

И так я ходил от Мусы ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ к Господу и обратно несколько раз, пока Господь не сказал:

– Поистине, эти пять молитв в сутки – за каждую из них Я вознагражу десятикратно! Кто же задумает совершить благое и не сделает, то Я запишу за это одно благодеяние. Если он совершит его, то Я запишу десять. Кто задумает совершить плохой поступок и не совершит его, то Я не запишу за ним ничего. Если же он задумает и совершит дурное, то Я запишу за ним одно плохое деяние.

Затем я спустился к Мусе ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ и рассказал обо всем.

– Вернись к Господу и попроси облегчения, – снова сказал он.

– Я возвращался к Нему, пока не стало мне стыдно, – был мой ответ».

Аль-Исра валь-Ми‘радж является особым почётом, оказанным Всевышним только нашему Пророку Мухаммаду ﷺ .

В Вознесении (Ми‘радже) Пророку ﷺ показали множество чудес, непостижимых для разума людей, ему показали воздаяния людям, соответствующие их деяниям.

Во время Небошествия Пророк ﷺ также увидел небесную аль-Каабу (Обитаемый Дом), Рай, Ад, Арш, Курс и многое другое.

Также Пророк ﷺ видел по пути удивительные вещи. Он видел людей, которые сеют каждый день и каждый день собирают урожай, и каждый раз, когда собирали урожай, возвращались на прежнее место, то есть, им приходилось собирать урожай друг за другом. Пророк ﷺ спросил Джабраила ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ , что это за люди? Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ ответил, что эти люди воевали на пути Аллаха ﷻ , дабы возвеличить слово Всевышнего (т.е.с искренними намерениями). Господь ﷻ увеличивает их хорошие деяние до 700 раз, и то, что они израсходовали из своего имущества, Всевышний сохраняет им в наследство.

Когда Пророк ﷺ дошёл до Египта, то почувствовал приятный запах. Он спросил: «Что это, о, Джабраил?» . Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ ответил: «Это запах мучеников – служанки Фараона Машитат и её детей, которых зверски убил Фараон» .

Также Пророк ﷺ увидел людей, разбивающих головы о камни и потом оживающих. На вопрос, кто эти люди, Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ ответил, что они ленились совершать намазы.

Также он видел в ту ночь людей, закованных в цепи, и издававших звуки подобно звукам верблюдов, они питались колючим хворостом, дикой маслиной и плодами дерева Ада с противным запахом, и глотали камни Ада. Про них Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ сказал, что они не давали милостыню…

В ту ночь Пророк ﷺ увидел людей, возле которых было хорошее мясо и мясо мерзкое, гнилое и они питались мясом плохим, оставляя хорошее. Пророк ﷺ спросил, кто это? Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ ответил: «Это пример человека из твоей уммы, возле которого есть дозволенная ему жена, но, оставляя её, он идёт к другой, запретной для него женщине и совершает прелюбодеяние с ней. Также это пример женщины, имеющей хорошего, дозволенного ей мужа, но оставляя его, она идёт к другому мужчине и ночует с ним, совершая грех» .

Ещё в ту ночь увидел Пророк ﷺ человека, который купается в речке из крови и глотает камни. Пророк ﷺ спросил, кто это? Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ ответил, что это тот, кто кушает от ростовщичества (риба).

Также в ту ночь Пророк ﷺ видел людей, у которых ногти из железа, и они царапали ими лица. Пророк ﷺ спросил, кто эти люди? Джабраил ответил, что они сплетничали друг о друге.

Также Пророк ﷺ проходя мимо ущелья, почувствовал неприятный запах и услышал противный голос. Пророк ﷺ спросил, что это? Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ ответил, что это голос Ада взывает к Всевышнему.

Малик, повелитель Ада, на лице которого никогда не появляется улыбка, открыл перед Мухаммадом ﷺ одну из отдушин Ада и показал пытки, уготованные для грешников. Пророк ﷺ увидел толпу людей, глотающих плоды адского дерева. «Кто эти люди?» – спросил Мухаммад ﷺ . – «Они из твоего народа. Это те, кто не платил закят и милостыню-садака из своих богатств» .

Мужчина тщетно пытался поднять огромную кучу дров. «Этот человек присвоил себе чужое добро, оставленное ему на хранение» , – объяснил Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ .

Женщина, родившая мужу ребёнка, зачатого от греховной связи, висела на крючьях, вонзённых ей в грудь.

Люди, присвоившие имущество сирот, глотали раскаленные угли. Жестоко наказаны были и другие грешники…

После Вознесения

На утро следующего дня после Вознесения Пророк ﷺ сообщил о том, что с ним произошло, и что он видел. Услышав его рассказ, многобожники (мушрики) стали передавать друг другу эту новость и высмеивать её. Тогда один из них предложил Посланнику ﷺ описать аль-Кудс и его окрестности.

Однако, находясь там, Пророк ﷺ не обратил особого внимания на город. И тут Всевышний открыл его взору вид аль-Кудса, и Пророк ﷺ детально описал всё, что от него требовали. Это передается в сборниках хадисов имамов аль-Бухари и Муслима.

Абу Джахль ибн Хишам язвительно спросил Пророка ﷺ : «О, Мухаммад, опять ты собираешься рассказывать нам что-то невероятное?».

«Да», – ответил Пророк ﷺ и начал рассказывать о своём ночном путешествии, Абу Джахль и другие люди, собравшиеся послушать Мухаммада ﷺ , удивились: «Как за одну ночь возможно добраться до Иерусалима и вернуться обратно в Мекку?». Абу Джахль не мог поверить Пророку ﷺ : «Расстояние между Меккой и Иерусалимом такое огромное, что только в одну сторону требуется гнать верблюдов в течение целого месяца, а Мухаммад ﷺ утверждает, что это огромное расстояние он прошёл в одну ночь и вернулся в Мекку».

Посланник Аллаха ﷺ ответил, что такова была воля Господа ﷻ . Он сказал, что, возвращаясь в Мекку, видел в пути караван, направлявшийся в город и подробно описал его. Мухаммад ﷺ сказал, что караван прибудет в Мекку в среду во время восхода солнца. И караван прибыл именно в это время.

Рассказывая о ночном путешествии, Пророк Мухаммад ﷺ подчеркивал, что оно произошло почти мгновенно. Когда он отправлялся в него, Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ опрокинул кувшин с водой. Вернувшись, Пророк ﷺ успел подхватить его.

Некоторые мушрики поспешили сообщить о чуде, происшедшем с Пророком ﷺ , Абу Бакру (да будет доволен им Аллах) в надежде, что он усомнится и отступит от веры. Однако верный друг Посланника Аллаха ﷺ ответил: «Если Пророк об этом поведал, то это правда. Я готов поверить ему в ещё более невероятном» , и поэтому назвали его «Сиддиком» – из-за того, что он оправдал Посланника ﷺ , не искав подтверждений рассказанному.

Если враги Пророка Мухаммада ﷺ подвергли его рассказ сомнению, то мусульмане сразу же поверили ему. В душах верующих людей не должно быть места сомнениям в истинности поведанного Посланником Божьим ﷺ .

До Исра валь-Ми‘радж Посланник молился подобно Ибрахиму ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ по два ракаата утром и вечером. После этого ангел Джабраил ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ обучил Пророка намазу и времени его совершения в том виде, как мы знаем это сегодня.

Вся история ислама ознаменована множеством чудес, произошедших с лучшим из творений Всевышнего - Милостью миров Мухаммадом (с.г.в.).

2. Весть о прощении грехов - в ночь Мираджа Всевышний сообщил Пророку (с.г.в.) о том, что все верующие будут прощены за свои грехи. В одном из хадисов сказано: «Во время вознесения были дарованы три милости: пятикратная молитва, последние аяты суры «Корова» и известие о прощении грехов тем, кто не станет многобожником» (Муслим). Однако это вовсе не означает, что абсолютно каждого верующего будет сразу ждать Рай. Каждый человек за свои грехи понесёт ответ в Судный день. Когда он сможет искупить их, тогда, если будет воля Творца, он войдёт в Рай. При этом следует помнить, что все грехи можно искупить, за исключением ширка (многобожия).

3. Чудеса и знамения - как описано выше, во время переселения и вознесения Печать всех пророков (с.г.в.) лицезрел множество знамений и чудес, что лишний рад подтверждает истинность его великой миссии.

4. Встреча Мухаммада (с.г.в.) с другими пророками - этот факт свидетельствует о том, что все они призывали к поклонению Единому Аллаху.

Как провести ночь Мирадж

Относительно необходимости совершения каких бы то ни было особых, дополнительных видов поклонения мусульманами в эту ночь существуют разногласия. Одни богословы считают, что следует выполнять определённые , а на следующий день соблюдать пост. Другие же выступают против этого. Рассмотрим основные доводы обеих сторон.

Доводы «за»

Основным доводом сторонников служит хадис, который приводит в своём своде аль-Байхаки: «В месяце Раджаб есть одна особенная ночь (на 27-е число). Кто посвятит её совершению молитв и произношению дуа и станет поститься на следующий день - тот будет подобен тому, кто постился и поклонялся на протяжении ста лет». Исходя из этого хадиса следует, что благословенную ночь можно посвятить любым формам поклонения:

  • выполнению молитв нафль (например, тахаджуд). В хадисе, приводимом тем же аль-Байхаки, уточняется, что желательно совершить 6 намазов по 2 ракаата;
  • чтению Священного Корана;
  • произношению мольб (дуа) и адресованных Пророку (с.г.в.) слов приветствия (салаватов);
  • выполнению и тасбиха (поминания Аллаха);
  • прошению о прощении грехов и наставлении на истинный путь;
  • помощи нуждающимся и иным добрым делам;
  • наставлению других, например, своих детей.

Доводы «против»

Противники особого выделения ночи Исра валь-Мирадж в мусульманском календаре приводят собственные доводы. Во-первых, они утверждают, что хадисы, на которые опираются сторонники, имеют слабый иснад (достоверность), и поэтому их нельзя использовать как аргумент. Во-вторых, ни в Коране, ни в Пречистой сунне не сказано о необходимости совершения специальных намазов именно в эту ночь. Следовательно, выполняя их, человек рискует впасть в бидгат (нововведение). Если бы в эту ночь действительно нужно было бы совершать дополнительную религиозную практику, то об этом говорилось бы в достоверных источниках, как это имеет место с (Ляйлятуль-Кадр).

Тем не менее, это вовсе не означает, что в ночь Миградж категорически запрещены нафль-намазы или чтение аятов Священного Корана. Здесь речь идёт лишь о выделении этой ночи и придании ей особого статуса с точки зрения поклонения.

Похожие публикации