Рабочие салазки. Деревянные санки своими руками Сделать большие деревянные санки своими руками

Как здорово прокатиться ясным морозным деньком с ледяной горки или по ровной снежной поверхности с ветерком! Для этого замечательного зимнего развлечения нужны надёжные и функциональные санки. Бывает, что среди огромного магазинного выбора саней не получается определиться и найти подходящую модель. То качество не устраивает, то размер неподходящий или безопасность оставляет желать лучшего. Эти нюансы можно одним разом решить с помощью изготовления санок своими руками. Так, наличие свободного времени, правильные и понятные схемы, терпение и желания помогут смастерить уникальную и практичную вещь для зимних развлечений.

Есть много вариантов изготовления зимних саней своими руками, делают деревянные санки, пластиковые, металлические, надувные. Насколько хватит фантазии и способностей.

Самодельные санки из дерева

Деревянные санки распространённая самодельная модель, они менее травмоопасные, нежели металлические аналоги. Однако для их изготовления необходимо брать качественный материал, чтобы сани не разбухали от влаги. Наиболее подходящими считаются хвойные деревья, главное, большое содержание смолы, обязательно берутся цельные доски. Они скрепляются с помощью водоустойчивого клея, а в качестве полозьев подойдут алюминиевые полоски (для лучшего скольжения). При конструировании деревянных санок пригодится небольшой аппарат для обработки дерева, заменить его сможет столярная мастерская. Когда доски «превратились» в запчасти для саней, можно приступать к самостоятельной работе.

Последовательность действий при конструировании санок:


Есть определённые нюансы при конструировании саней:

  • Если делается удлинённая модель санок, лучше спереди и сзади вместо круглых поперечных палок использовать досочки 5-6 см в ширине. А для более удобного положения ног желательно установить планки под наклоном 15 градусов;
  • Для сидячих мест в более длинных санях лучше использовать 4 доски, а не 3;
  • Чем больше длинна санок, тем длиннее нужны полоски из алюминия, которые служат полозьями.

После того как замечательные санки сделаны, к передней поперечной палке можно привязать верёвку, как во всех санях, а ещё лучше сделать отверстие и продеть туда верёвку, так она не будет скатываться на одну сторону.

Как сделать самому санки-самокаты

Какие только санки не придумали люди! От примитивных двухполосных санок до новейших снегокатов. А вот санки-самокаты встречаются редко. А модель интересная и вдвойне приятно, что такие сани можно сконструировать самому, они подойдут как для ребёнка от 6-7 лет, так и для взрослого.

Уникальность саней в том, что на них можно кататься без чьей-либо помощи, они скользят с помощью человеческих усилий. Двигательный механизм состоит из пары брусьев, низ которых крепится к носовой части полозьев. Верхний участок брусьев соединяет поперечная палка, она же служит рамой, которую ездок наклоняет то к себе то от себя, что приводит к процессу скольжения. Для данной конструкции требуется обычный материал: фанера, дерево и пара металлических прутьев.

Технология изготовления санок следующая:


Сиденье включает:

  1. основание с двумя боковинами, у которых передние углы под наклоном;
  2. 2 бруска из фанеры 75 см длиной;
  3. спинку в форме прямоугольника, 30 см в дину и 18 см в ширину;
  4. спинка с брусками скрепляются небольшими гвоздями.
  • Размер сиденья санок получается 26х33 см. Перед началом конструирования, нужно положить к боковым частями прямоугольную поперечную досочку, размером 35х5 см, и после этого соединять сидение с основанием. А поперечина обеспечит сидению необходимый наклон.
  • На заднем участке несущей доски нужно сделать контур отверстий под основание сидения санок. С помощью ручного режущего инструмента делается пара удлинённых желобов, в которые вставляется основание стула, перед этим обязательно помазать боковые доски специальным клеем. После высыхания клея можно приступить задней раме, находящейся внизу.
  • На схеме видно, что замыкающий участок задней рамы санок при скольжении напрямую касается снега или льда. Это напоминает роликовую доску, где ролики заменяют шайбами. Угловые участки рамы внизу стягиваются болтами М10.
  • Чтобы без больших усилий отталкиваться и скользить по снегу или льду в угловые части рамы вкручены крупные шурупы.
  • Все изделие крепится с помощью болтов М6, М10, столярного клея и гвоздей.

После всех проделанных действий можно заняться внешним видом санок. Детали тщательно ошкурить и отполировать, пригодиться и лак по мебели, им можно покрыть не соприкасающиеся со снегом части санок. Какой выбрать внешний дизайн решает сам мастер этой конструкции.

Итак, узнав пару вариантов по самостоятельном изготовлению санок, можно убедиться, что при желании и правильном подходе сделать сани, которые устроят по всем параметрам не так уж и сложно. Зато полученный результат позволить радовать своих детей и вместе весело и интересно проводить зимнее время.

Конечно же, современные спортивные магазины предлагают огромное количество разных приспособлений для зимнего активного отдыха, но сделать санки своими руками всегда интереснее, особенно, если учесть, что эти сани будут очень маневренными и безопасными. Кроме того, детям наверняка понравится факт, что санки такой же конструкции - тобоган, широко использовали индейцы Северной Америки.

Идея сделать санки, которые будут иметь ручное управление - т.е. руль и тормоз, была опубликована в старом советском журнале, посвященном различным самоделкам. Бесполозная конструкция санок позволяла кататься даже по рыхлому снегу, что не могло не вызвать бурный восторг у детворы.

Сегодня мы предлагаем вспомнить те времена и сделать санки своими руками по тем же старым чертежам и схемам, что и когда-то. Для работы нам понадобятся следующие материалы:

  • березовые доски или столярные (мебельные) плиты толщиной 20-22 мм;
  • лист кровельного железа или дюралюминия;
  • полосовая сталь (для полозьев);
  • стальная трубка диаметром 14-16 мм (ручка управления);
  • две карточные и две "амбарные" петли;
  • три поперечных бруска сечением 25 х 50 мм;
  • кусок фанеры толщиной 6-8 мм (сиденье).

Все детали сиденья, спинки и боковин выпиливают согласно чертежу - они достаточно просты в изготовлении и имеют несложную геометрическую форму. Механизм поворота собирают из петель, амортизаторов и тяги: один конец большой "амбарной" петли обрезают, другой сгибают таким образом, как это показано на рисунке ниже.

Затем петли попарно соединяют болтами 5 мм диаметром собой так, чтобы оси этих петель были расположены ровно под углом в 90 градусов. Помимо этого, петли соединены поперечной тягой, которую делают из стальной (или дюралевой) трубки диаметром 12-16 мм. Такое соединение позволяет полозьям поворачиваться как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях, т.е. работать одновременно и рулем, и тормозной системой. Чтобы полозки могли возвращаться в исходное нейтральное положение, рекомендуется сделать к ним резиновые или пружинные амортизаторы.

Хоть санки и позиционируются, как бесполозные, после многочисленных испытаний было решено все же добавить к конструкции дна небольшие полозья из полосового железа толщиной 1,5 - 2 мм. Из такого же железа делают и полозья механизма управления.

Санки собирают на болтах и шурупах: поворотный механизм и ручка крепятся на 5 мм болтах с шайбами; остальные детали фиксируются шурупами. Особое внимание рекомендуется уделить креплению спинки, на которую приходится основные нагрузки при катании с горок - лучше всего спинку дополнительно зафиксировать металлическими уголками. Деревянные части самодельных санок отшлифовывают и окрашивают.

Как только выпал первый снег, выяснилось, что в доме нет такого нужного грузового зимнего транспортного средства, как салазки. Детские санки уже давно «отправились» на заслуженный отдых в кучу металлолома, да и слабоваты они были бы для перевозки тяжестей.

Пришлось взяться за изготовление новых санок, так сказать, хозяйственных - более крепких и приспособленных для транспортировки грузов (рис.1).

В дальнем уголке двора под навесом в складе металлолома отыскал предусмотрительно припасённые на всякий случай дужки от спинок стальных кроватей и какие-то более тонкие трубы.

По ходу изготовления этих санок в голове роился целый набор конструкций подобного назначения, причём уже не универсальных, а специализированных. Но о них - позже.

При конструировании санок предусматривал такие решения.

Во-первых, чтобы при довольно небольших размерах самих санок на них можно было перевозить не только массивные, но и габаритные грузы. Для этого их платформа должна быть выполнена в одной плоскости с передней перемычкой - траверсой. Правда, по ходу работы я решил траверсу установить всё же немного выше платформы, чтобы она служила передним упором для грузового короба. А при необходимости опустить перемычку до уровня платформы большого труда не составит.

1- полоз (стальная труба Ø30, от металлической кровати); 2траверса (стальной прокатный уголок 40×40); 3-петля для вожжей (стальная проволока Ø6, 2 шт.); 4 - стойка-портал (стальная труба Ø20, 3шт.); 5 - планка платформы (доска 100×20,3 шт.); 6 - крепёж планки (шуруп-саморез, 18 шт.); 7 - вожжи (верёвка Ø7); 8 - косынка (стальной лист s4, 6 шт.)

1– полоз (стальная труба Ø30, 2шт.); 2-траверса (стальная труба Ø30); 3 - упор (стальная груба Ø14, 2 шт.); 4 - вожжи (верёвка Ø7); 5 -ёмкость для жидкости (дюралюминиевая фляга V=40 л)

Во-вторых, платформа должна находиться довольно высоко, чтобы на санках перевозить и свешивающиеся грузы. В-третьих, платформу нежелательно делать сплошной, а лучше выполнить её решётчатой, чтобы легче и надёжнее крепить на ней грузы, пропуская верёвку не только по краям, но и посередине. Для перевозки же сыпучих грузов (снега, песка) всё равно придётся использовать короб или ящик.

И последнее. Задние концы полозьев желательно тоже немного загнуть - тогда при необходимости можно будет легко сдавать санки назад.

Вот, пожалуй, и все «маленькие хитрости», которые я постарался предусмотреть при изготовлении грузовых санок. Сам же процесс их изготовления, как говорится, -дело техники. Сначала заготовил отдельные детали: полозья из трубы диаметром 30 мм - от металлических кроватей, стойки-порталы - из 20-мм трубы. Важно, чтобы стойки были как можно более одинаковыми между собой, а полозья - зеркально отображёнными. Трубки стоек-порталов загибал в тисках, а потому в местах загибов они немного сплющились и ослабли. Эти места для надёжности пришлось усилить подкосами тоже из трубы, но диаметром поменьше - 14 мм. Хотя как вариант, изображённый на чертеже, это можно сделать и косынками.

Что касается процесса сборки-сварки, то сначала детали лишь слегка прихватил, а после тщательной рихтовки по выставлению параллельности полозьев проварил стыки окончательно и надёжно.

Задние торцы трубок полозьев заделал приваренными заглушками, а передние - концами пластинчатой поперечины-траверсы. Сварочные швы обточил на наждаке и доработал напильником. В траверсе, близ концов полозьев просверлил отверстия (притупив сверлом потолще их кромки) под вожжи. Платформу изготовил из трёх продольно расположенных деревянных планок сечением 100×20 мм. Планки - сосновые, хотя лучше бы их выполнить из не смолистой древесины. Со стойками скрепил их шурупами-саморезами, через предварительно просверлённые одновременно в обеих деталях соответствующие отверстия.

Красил только стальные детали обычным порядком: сначала чистил от ржавчины с помощью металлической щётки и наждачной бумаги; затем обезжирил уайт-спиритом; а в завершение загрунтовал и покрасил эмалью НЦ в два слоя с промежуточной сушкой.

Надо отметить, что санки получились неплохие (рис.1 и фото), хотя сделал их, можно сказать, на скорую руку.

Внимательный читатель заметит, что в конструкции санок на чертеже и фотографии есть небольшие отличия. Например, в первом случае стойки сварные, а во втором - гнутые; на чертеже передняя перемычка (траверса) из уголка, а на фотографии - из стальной полосы. Так сделано для того, чтобы показать возможность вариантного исполнения тех или иных узлов и деталей.

Ну, а пока делал эти санки, понял, что для перевозки ёмкостей с водой и другими жидкостями они малопригодны, и для этого нужна уже другая конструкция. Однако работу отложил до следующих выходных дней, чтобы без суматохи, в собственное удовольствие, предаться работе с ржавым металлом. К тому времени продумал очередную конструкцию водовозных санок и, обмерив 40-литровую алюминиевую флягу, предполагаемую для использования в качестве тарной ёмкости, даже набросал их эскиз (рис.2).

В ближайший выходной опять с энтузиазмом взялся за дело и уже к обеду закончил изготовление (кроме покраски) ещё одних салазок - водовозных. Размером они поменьше хозяйственных, и по конструкции попроще. У них нет стоек - их заменили ограничители из более тонкой трубы - диаметром 14 мм. В принципе, им даже не нужна и площадка. Полозья у этих санок, выполненные из стальной трубы наружным диаметром 30 мм, плавно переходят в вваренную между ними траверсу из такой же трубы, все три детали смотрятся как единый элемент.

Руку, как говорят, уже набил, а потому и дело спорилось. Но тут пришли родственники. Они не только положительно оценили мои изделия, но и попросили сделать им подобные.

Не откладывая дела в долгий ящик, принялся за изготовление следующих санок. По желанию заказчиков они представляли собой симбиоз предыдущих: размерами и конструкцией полозьев - как у водовозных, а стойки с грузовой площадкой - как у хозяйственных. Здесь отмечу, что буквально за день до этого приобрёл приспособление для вытяжных заклёпок. Вот на этих санках его и испытал, прикрепив платформу из 10-мм фанеры к стойкам такими заклёпками.

1 - полоз (стальная труба Ø30); 2 траверса (стальная труба Ø30); 3 - стойка-портал (стальная труба Ø14, 2 шт.); 4-платформа (фанера s10); 5 -вожжи (веревка Ø7); 6 - крепление платформы к стойкам-порталам (вытяжная заклёпка, 4 шт.)

1 - полоз (стальная труба Ø30,2 шт.); 2 - днище-корыто (стальной лист s1); 3 - траверса (стальной лист s3, 2 шт.); 4 - борт (стальной лист s1,2 шт.); 5 заглушка (деревянная пробка, 4 шт.)

На изготовленных санках (рис.3 на фото) вечером гости и увезли в свою квартиру мешок с картошкой и овощами, хранившимися в нашем погребе. Вот только краска на санках ещё не успела как следует высохнуть.

И всё же, как ни хороши все предыдущие санки, однако пригодны они только для «снежноукатанных» или «ледовых» дорог. Для снежной целины нужны другие салазки. У нас их называют попросту - волокушей, а вот североамериканские индейцы нарекли их более звучно - тобогган, и это название закрепилось за ними как международное. Волокуша имеет другую конструкцию. Во-первых, у неё нет полозьев, а потому она больше похожа на корыто. В таком исполнении волокуша трудноуправляемая и её «заносит» на каждом повороте, особенно на скорости, когда она, например, прицеплена к снегоходу. Поэтому мои внедорожные салазки представляют собой тоже симбиоз, только теперь санок и волокуши (рис.4). Полозья волокуши, как и у санок, изготовил из трубы наружным диаметром 30 мм, а грузовую платформу-корыто - из стального листа толщиной 1 мм. По бокам корыто имеет борта, а впереди и сзади - траверсы с отверстиями для пропуска верёвок, крепящих груз. Траверсы можно выполнить и как отбортовки днища, например, сложив его края вдвое или даже втрое. Полозья загнуты с обеих концов, то есть конструкция выполнена по принципу «тяни-толкай». Вожжи закрепляются в отверстиях в загнутых концах полозьев, а потом торцы заглушаются деревянными пробками, чтобы в трубы не попадал снег.

Такую волокушу я сделал в подарок своему приятелю-охотнику как прицеп к снегоходу. Сразу не сфотографировал, а теперь уже нет такой возможности.

А. МАТВЕЙЧУК, г. Заводоуковск, Тюменская обл.

Зимние сани с помощью труб из пластика своими руками: правила монтажа

Когда выпадает долгожданный снег, то хочется сразу окунуться в атмосферу радостного зимнего настроения, и для начала мы, как обычно направляемся в магазин за обмундированием.

Трудности при выборе

Сначала мы хотим купить санки, коньки и лыжи. Но, несмотря на это, бывают такие случаи, что мы не можем купить в определенном магазине соответствующую вещь. А все потому, что она вам показалась некрасивой и неудобной.


Как говорится На вкус и цвет товарища нет. Но не стоит расстраиваться, есть другой способ себя удовлетворить это сделать вещь самостоятельно благодаря смекалке. Сделав ее своими руками, вы сможете сделать вещь так, как хотите именно вы.

Детали саней

1. Высококачественная и крепкая основа. Это основной аспект во всех автотранспортах. Она обязана быть не только лишь красивой, но и со всеми удобствами и надежностью, а, то разломается она не в самый благоприятный момент.

2. Крепкие полозья, которые должны отлично скользить и поворачивать.

3. Характеристики саней должны быть в меру. Не нужно их делать совершенно маленькими, ну и совсем большими.

Берите на заметку! До того как делать сани самостоятельно, обдумайте зачем они вам пригодятся. Это могут быть санки для ваших детей или, напротив, для родителей для отдыха с приятелями и родными. А могут они еще послужить вам грузовым типом, для перевозки дров, строй инструментов и т.д.

Сани из металла

Делаются они из сплава алюминия (см. ) . Это обычный способ, с ним знакомы люди с детства. Сидение изготовлено из дощечек, покрашенных цветом радуги, спинка и крашеная основа. Раньше были сани тяжелого сплава такие, как и высококачественная сталь, тяжелые и неуправляемые металлоконструкции. В наши дни ими уже никто не пользуется, а сани из сплава алюминия могут вспомнить почти все (см. ).

Сани из дерева

Это очень древний вариант изобретения, раньше наши далекие предки не могли представить свою жизнь без них. Тип таких саней делался из хорошего и прочного дерева, например, дуб или бук. На вид они красивые, но есть один нюанс, они очень тяжелые и послужат они, лив в перевозке дров и строительный инструментов.

Надуваемые воздухом сани

Совсем недавно в наше время стали производить сани такого типа, но они, как правило, для детей. По весу они очень легкие, сиденье мягкое, но при всем этом они очень неудобные и управлять ими невозможно, при каком-либо повороте их заносит и ребенок падает.

Сани из пластика

В начале их создания они были похожи на таз или корыто. Ребятня очень любит на них кататься, но нюанс все-таки есть, они ненадежные, жесткие и неуправляемые. На них можно прокатиться с невысокой горки, но для долгого пути и больших горок они неспособны.

В итоге мы выяснили, что типов саней много. Но остается только выбрать, но это не так-то уж и легко. Если сани нужны ребенку, то лучше выбрать самые удобные и безопасные. А вот для перевозки груза или для катания профессионалов выбрать изделие не так-то уж и легко. Поэтому приступим к самостоятельному производству саней с помощью труб из пластика.

Возьмите на заметку! Для работы, можно использовать трубопровод, который уже использовался ранее в качестве сантехники, это позволит вам сэкономить. Такую трубу очень легко из старой превратить в новую с помощью покраски.

Итак, приступаем к работе


Предметы и инструменты для работы

Выбрав определенный тип саней, оснастите себя трубами и нужными инструментами.

Для этого нужно:

1. Пластиковые трубы.


2. Ножовка по сплаву из металла.

3. Устройство для сварки трубопроводов.

4. Индустриальный фен для нагревания труб.


5. Нож с острым лезвием.

6. Напильник

7. Фломастер либо карандаш.

8. Болтики с гайками.

9. Уголки из металла для скрепления.

Ход работы

В начале работы нужно сделать основу саней.

1. Определите и измерьте на трубопроводах места для разрезов. Если в дальнейшем у вас нет возможности сплавлять трубы между собой, то сделайте разрез углов в 45 градусов.


2. Так как основа у нас прямоугольная, нам понадобится два длинных отрезка для осевых сторон, и два небольших для сторон поперек. Теперь можно распиленные разрезы зачищать наждачной поверхностью.

3. Положите основу на плоскость по горизонтали и проверьте соотношение размеров. Ничего не должно косить в разные стороны. Теперь можно соединять трубы с помощью сварки, либо у кого нет возможности, с помощью уголков из металла.

4. Переверните основу и сделайте те же действие на обратной стороне. Для того, чтобы держалось все надежно, отрежьте еще не больше двух кусков трубопровода, но теперь перпендикулярно. Но учтите, что перед нарезанием, внимательно и повторно отмерьте расстояние между наружными краями трубопроводов, лежащих в противоположные стороны.

5. Концы отрезанных отрезков для поперечин обработайте напильником, придав форму . Далее прикрутите либо приварите поперечины к основе. Теперь приступим к созданию ножек для полозьев. Для этого нужно знать высоту ваших саней. Рекомендуем ее делать средней около 25-30 сантиметров. Аналогично это и есть длина ножек.

6. Сделайте от 7 до 9 отрезков, для того, чтобы основа была надежной.

7. Зачистив и отрезав ножки, прикрепите их к основе металлическими уголками и болтами.

8. Теперь приступим к созданию полозьев. Их можно для вашего же удобства сделать в форме лыж, они легко управляемы и намного легче.

9. Для придания трубе округлой формы, разрежьте ее вдоль и с помощью нагревания согните конец трубы.

10. Теперь нужно лыжам придать естественную форму. Делаем то же самое, нагреваем конец трубы и сгибаем его до определенного угла, чтобы они были одинаковыми.

11. Теперь приделаем их к ножкам. Концы, которые загнуты, прикрепите к верхней части основы.

12. Вот сани почти готовы, осталось немного приукрасить. Спинку для сиденья можете делать любой высоты, для вашего же удобства.

13. Для этого возьмите трубу и согните ее под углом в 90 градусов с помощью нагревания.

14. Прикрепите сиденье к саням с помощью специальных крепежей. Помимо спинки можно прикрепить ручки.

15. Настал момент создания сиденья. Оно может быть из клееной фанеры или из деревянных дощечек.

16. Вырезав подходящий для себя кусок, не нужно его сразу прикреплять, лучше сделайте сиденье теплым из поролона либо ваты.

17. Вырежьте материал в соответствии с размерами сиденья и отделайте его. Вот теперь можно это замечательное сиденье прикрепить к основе с помощью саморезов или строительных кнопок.

Сани готовы в бой, теперь мы добились своей цели. Из ненужного материала вышло вполне отличное и полезное изделие.


В былые времена в любое время года, там, где не было дорог, и почва была слишком влажной и мягкой, где не могла проехать даже телега, применялись вездеходные сани. Простейший вид саней именовался волокушами. Они представляли собой две жерди, которые одним концом крепились по бокам к лошади, а другим волочились по земле. Между собой концы соединялись перекладиной, а уже на перекладину крепился груз. Когда форму волокущихся концов улучшили, получились сани.

Виды саней

Сани делятся на два вида:

  • с высокими полозьями;
  • с низкими полозьями.

Сани с высокими полозьями использовались в местности с рыхлым снегом и ухабистой дорогой. На северном полюсе сани такого типа, называются «нарты». Полозья поставлены высоко, чтобы снег не загребался самими санями. В Северной Америке используются «тобогганы». Это сани с высокими полозьями, загнутые вверх. Дно у таких саней сплошное. В Западной Европе сани использовались только для спорта. Поэтому формы у саней вычурные и необыкновенные, а так как снег в тех краях рыхлый и быстро тает, то полозья поставлены высоко.

На низких полозьях сани намного устойчивей, однако, предназначены они для дороги с укатанным снегом. К таким саням относятся Русские сани. В XVIII веке в России на колёсный экипаж в зимний период был установлен запрет, чтоб не портилась укатанная дорога. Поэтому владельцы карет снимали колёса и на место каждого устанавливали полоз, ставя, таким образом, экипаж на полозья. Сани с кузовом в форме кареты, называли «возок». На таком зимнем возке разъезжала в своё время императрица Елизавета Петровна.

Русские сани также распределяются по размерам, назначению и конструкции:

  • дровни;
  • подсанки;
  • розвальни;
  • городские;
  • ковровые;
  • чухонские.

Дровни – это рабочие сани без спинки и отводов. Предназначены для транспортировки брёвен и дров.

Подсанки – это прочные сани средних размеров. Обычно сзади подсанок прикреплялись дровни. Таким образом, перевозили длинные грузы в виде сруба.

Розвальни – это лёгкие сани с низкой спинкой или вовсе без неё, и верёвочным плетением между отводами и настилом. Предназначены для рабочих целей и перевозки тяжёлых грузов.

Городские сани – это лёгкие выездные сани с небольшим кузовом для одного – двух пассажиров. Полозья тонкие и короткие, но из-за того, что поставлены они довольно широко, сани оставались устойчивыми при манёврах

Ковровые сани – это большие выездные сани с дополнительным пассажирским сидением сзади козел. Изнутри оббивались коврами, рассчитанные для катания большого количества людей.

Чухонские сани – это широкие утеплённые сани для выездов. Лубяной кузов утепляли изнутри ватой, а поверх затягивали толстой тканью. Запрягались от одной до тройки лошадей.

В настоящее время сани считаются экзотическим видом транспорта и в пределах города их увидеть практически невозможно. Однако в сельской местности, где чистка заснеженных дорог производится, не так щепетильно, сани можно встретить у каждого второго. Ведь те же розвальни очень удобны для перевозки дров, сена или мешков с зёрнами. Выездные сани – это уже показатель уровня мастерства или же состоятельности. Помимо конных вошли в широкое потребление сани, предназначенные для снегоходов.

Материал для саней

Из чего же делают конные сани? К сожалению, чётких ограничений и ГОСТов при конструировании саней нет. Мастера в основном производят замеры с уже готовых экспонатов или применяют знания, переданные по наследству. Также, существуют каретные мастерские, где сани изготавливаются опытным персоналом, с использованием различных дерево и метало обрабатывающих станков.

При изготовлении саней важна лёгкость материала, чтобы лошадь во время перевозки не подвергалась сильным нагрузкам. А так как конструкция сама по себе довольно габаритная, то к выбору материала нужно подходить с большой ответственностью.

В старину сани изготавливали из чистого дерева без использования гвоздей, поскольку металл был очень дорогим. Со временем сани начали укрепляться металлическими листами, болтами и сваркой. В настоящее время используются даже пластмассовые трубы. И так, какой же именно материал используется в современном изготовлении саней:

  • древесина (дуб, ясень, берёза, вяз, черёмуха, липа);
  • сталь (нержавеющая, углеродистая);
  • пластмасс.

Строение саней

Сани – это, прежде всего конструкция, которая состоит из деталей, поэтому сперва нужно разобраться в её строении. Для примера возьмём розвальни. Почему именно их? Потому что, розвальни – это нечто среднее между дровнями и выездными санями. При желании, достаточно лишь незначительной модернизации, чтоб получить одно или другое.

Рассмотрим строение деревянных розвальней, которые изготавливались Голицынским обозостроительным заводом.

Рис.1 Сани – розвальни. Общий вид.

а) вид сбоку;

б) вид сверху.

  • полоз;
  • подрез;
  • кованая скоба;
  • копыл;
  • болт для крепления полоза;
  • планка;
  • рама;
  • боковой отвод;
  • настил;
  • щиток;
  • передний брусок;
  • стальной пруток;
  • скалка;
  • поперечина боковых отводов;
  • верёвка;
  • поперечные доски щитка.

Основной частью любых саней являются полозья (1). Как видно на рис.1, длина полозьев в уже загнутом состоянии составляет 2250 мм, а высота загнутой части не превышает 800 мм. Сечение бруса, из которого выгнуты полозья в пределах 80 мм, расстояние между их средними точками 570 мм – это ширина колеи. От подреза (2) до крайней точки дуги полозьев расстояние должно быть не более 600 мм, а от места крепления полозьев к переднему бруску (11) до крайней точки дуги – 420 мм.

Длина рамы (7) составляет 2100 мм, а настил (9), который крепится к раме, должен быть в пределах 1500х700 мм. Расстояние между крайними точками отводов (8) не должно превышать 1300 мм.

Рис.2. Сани — розвальни. Рама и крепление

а) конструкция рамы;

б) крепление рамы;

в) кованая скоба для оглобли.

  • поперечный брусок;
  • продольный брусок;
  • полоз;
  • крепёжная скоба;
  • копыл;
  • стальная планка.

Рама к полозьям крепится с помощью копыл сечением 30х15 мм (5), крепёжных скоб сечением 50х3 мм (4) и стальных планок сечением 50х3 мм (6). Расстояние между полозьями и рамой варьируется от 100 до 300 мм. В раме заранее должны быть сделаны отверстия для копыл.

Рама усиливает конструкцию и становится жёсткой благодаря равномерному креплению поперечных брусков (1) к продольному брусу (2). В этом моменте главное соблюдать строгие параллели, чтобы в дальнейшем сани не уводило в сторону и не опрокинуло.

Чтобы защитить человека от снега, которые летит из-под копыт лошади, устанавливается щиток (10), нижним концом который крепится к полозьям, а верхний к переднему бруску (11) – это место жёсткого крепления загнутых концов полозьев. Впереди этого бруска прикреплена скалка (13), на которой держатся передние концы боковых отводов. Чтобы детали 10, 11 и 13 в месте соприкосновения хорошо держались, их укрепляют стальными прутками (12) и протягивают через верхнюю конструкцию к раме, где и закрепляют в самих полозьях. В боковых отводах, как и в настиле, необходимо заранее сделать отверстия для вплетения веревки (15).

К каждому полозу также прикрепляется стальная скоба (рис.1а – 3, рис.2в), которая предназначена для крепления оглоблей.

Сани своими руками

Прежде чем приступать к изготовлению саней, необходимо решить для себя какие именно сани это будут. Поскольку структуру саней в целом мы уже рассмотрели, а объектом рассмотрения выступали розвальни, то самое время практическую часть сконцентрировать на выездных санях.

И так, первое что нам необходимо, это размеры. Выездные сани славятся своей устойчивостью за счёт ширины колеи, однако, следует учитывать дороги, по которым эти сани будут разъезжать. Самое практическое решение этого вопроса заключается в замере самого узкого места на предполагаемом маршруте. Но если таковое не имеется, тогда можно воспользоваться общими размерами.

Ширина между полозьями – до 900 мм.

Длина полозьев в загнутом виде – от1700 мм.

Ширина кузова – до 1200 мм.

Высота саней от земли до днища кузова – до 300 мм.

Длина оглоблей зависит от размера лошади – около 1200 мм.

Самая трудоёмкая и основная часть при изготовлении саней, это полозья. Они должны быть достаточно прочные и в то же время лёгкие. Изготавливаются они из древесных длинных брусков, стальных или пластиковых труб, а чтобы при езде контакт со снегом был больше, к трубам привариваются тонкие металлические полоски.

Металлические полозья для саней

Для изготовления полозьев из металла используют нержавеющую или углеродистую сталь. Выбор стали зависит от самого мастера, и от того, какими ресурсами он располагает, на качество езды выбранный материал не повлияет. Минусом металлических полозьев является неустойчивость к сильным морозам, при сильной нагрузке в минусовую температуру полозья могут дать трещину.

Идеально, если полозья будут выкованы из сплошных стальных листов, однако не у всех желающих есть доступ к кузнечным мастерским. Поэтому, более популярные в использовании стальные трубы, диаметром 25-50 мм.

Длина труб должна быть на 1-1,5 метра больше задуманной длины саней, потому как полозья придётся сгибать с обеих сторон. Спереди – для плавности хода, сзади – для возможности сдать назад.

Сгибание труб можно произвести двумя способами:

  • с помощью трубогиба;
  • с помощью нагрева.

Трубогиб облегчает процесс сгибания труб. Выгнутые полозья можно соединить между собой дополнительными трубами, согнутыми буквой «П». Если приварить их к полозьям на расстоянии 200 мм друг от друга, то конструкция станет намного прочнее и жёстче. А П-образный каркас будет выполнять функцию копылов, на которые приваривается настил.

Если в хозяйстве трубогиба нет, сгибать трубы придётся вручную. Для этого необходимо в трубу засыпать песок, желательно сухой и чистый, нагревом довести металл до температуры, позволяющей без особых усилий произвести деформацию. Загибание нужно производить медленно и осторожно, чтобы не допустить излома металла. Также, необходимо строго контролировать диаметр изгиба, чтоб полозья максимально были идентичны. Роль копылов в данном случае будут выполнять металлические стойки из труб диаметром 25 мм, которые крепятся к готовым полозьям с помощью сварки.

В случае если сани нужны для рабочих целей, то сильно высоко полозья загибать не нужно. Так, например, на рис.3 виден упрощённый вариант каркаса саней.

Рис. 3. Чертёж полозьев.

  • полозья из труб;
  • П-образные трубы;
  • Металлический настил.

Для усиления металлического каркаса также используются металлические уголки, профили и швеллеры. Все детали крепятся друг к другу с помощью сварки. Места сварки зачищаются и шлифуются, чтоб не было зазубрин.

Деревянные полозья для саней

Работа с деревом очень трудоёмкая и требует определённых навыков. Новичку придётся потратить немало сил и ресурсов, чтобы получились крепкие и долговечные полозья. Чтобы избежать лишних затрат, лучше проконсультироваться у опытных столяров. Если же таковых в окружении не имеется, вашему вниманию предоставляются некоторые рекомендации от народных мастеров.

Во-первых, необходимо выбрать дерево, из которого будут выгибаться полозья. В изготовлении используют дуб, ясень, берёзу, вяз, черёмуху и липу. Черёмуха самая мягкая из всех деревьев, вязкая и хорошо гнётся. Дуб самый твёрдый из всех, поэтому требует более длительного выпаривания. Берёза должна быть срублена весной, когда она сочнее всего.

Во-вторых, перед сгибанием дерево нужно подготовить, чтобы оно приобрело эластичность. Чаще всего дерево несколько часов держат на пару. Некоторые мастера пропаривают его в бане, а другие вымачивают в воде по несколько месяцев. Кто-то даже подолгу кипятит. Ещё существует метод запаривания дерева в собственном соку. Когда заготовку заворачивали в кору и укладывали на 2-3 часа в тлеющий костёр. После чего в нужном месте делали загибание. Какая бы технология не была выбрана, в любом из вариантов при сгибании вероятен разлом бруса. В этом случае главное не останавливаться, а продолжать попытки достижения цели. Ведь многое зависит от самой древесины. Если не поддаётся на изгиб вяз, попробуйте липу или берёзу. Также, рекомендуется сделать подпил дерева (каждые 6-8 см) на предполагаемом изгибе с внутренней стороны.

В-третьих, нужно согнуть дерево так, чтобы диаметр изгиба был одинаковый на обоих полозьях. Для этого понадобится шаблон и немалое усилие, которое прикладывается во время процесса загибания. Обычно приглашаются помощники, но можно справиться и одному, если есть в хозяйстве лошадь. Для шаблона используют широкий ствол дерева, распиленный вдоль всей длины, в котором делается углубление желаемой формы изгиба полозьев. Или же форма создаётся с помощью забитых клиньев, между которыми укладывается древесная заготовка. Есть умельцы, которые огибают дерево вокруг диска грузовой машины, закрепляя гнущийся конец проволокой, но в этом случае у мастера должны быть крепкие нервы и несколько помощников.

Многое может упроститься, если у мастера в свободном доступе есть столярные станки. Ведь брус, какой бы толщины он не был, согнуть намного тяжелее, чем древесную пластину шириной 10-15 мм. Выгнутые пластины склеивают между собой, держат несколько дней под прессом. А затем дополнительно скрепляют болтами по всей длине. Такие полозья прослужат по срокам не меньше, чем полозья из цельного дерева.

Пластиковые полозья для саней

Для полозьев, порой, используются пластиковые трубы. Хоть это и облегчает конструкцию, однако данный вариант саней будет ограничен в своих грузо перевозочных свойствах. Трубы сгибаются с помощью паяльной лампы для пластиковых труб. Но такие полозья требуют обшивки металлической полосой, чтобы пластмасса не повредилась во время поездки.

Сборка каркаса саней

И так, полозья готовы, а значит, самая трудоёмкая часть позади. Независимо от того, из какого материала сделаны ваши полозья, теперь следует сосредоточиться на равномерном закреплении всех деталей, чтобы в дальнейшем конструкция была прочна и надёжна.

Если у вас металлические полозья, но вы хотите общую конструкцию сделать более лёгкой, то можно скомбинировать металл с деревом уже в этом моменте. Если вы будете использовать лёгкие материалы в конструировании кузова, то полозья с каркасом могут быть металлическими.

Чтобы сани не просели под большим грузом, на полозья устанавливают стойки, они же копылы. Стойки могут быть как из дерева, так и из металла. Деревянные стойки представляют собой бруски сечением 30х15 мм, металлические используют трубы диаметром до 25 мм. Крепятся на полозья на расстоянии 20-30 см друг от друга. Чем больше стоек, тем прочнее будут сани. Если сани не предназначены для больших грузов, достаточно будет двух стоек на каждом полозе. Стойки должны быть одной высоты и установлены строго напротив друг друга, чтобы дальнейшая установка поперечных перекладин соблюдала строгие параллели.

Перекладины можно нарезать из профиля. Деревянные стойки к полозьям и перекладинам крепятся с помощью металлических уголков. Металлические стойки к полозьям и перекладинам привариваются сваркой. Можно стойки с перекладинами делать цельными, для этого трубы выгибают буквой «П» и приваривают к полозьям.

На перекладины укладывается настил. Металлический настил к металлическим перекладинам или приваривается, или прикручивается болтами. К деревянным перекладинам прикручиваются деревянные доски, которые должны плотно прилегать друг к другу, чтобы образовать настил.

Щит может быть также металлическим или наборным деревянным, крепится к передним поперечным перекладинам. В той же местности только к полозьям привариваются пластины для крепления оглоблей.

Кузов и отделочные материалы должны быть лёгкими, поскольку силовая нагрузка на них не приходится. Для бортов используется фанера, дли сидений тонкие доски.

Утепление кузова изнутри и наружная отделка – это, целиком и полностью, полёт фантазии мастера. К украшению саней можно подойти творчески, используя художественную ковку, резьбу по дереву, роспись маслом и тканую обивку. Главное, чтобы изделие радовало глаз мастера и использовалось как можно дольше.

Дуга для лошади

Сани готовы, оглобли к ним пристёгнуты, осталось сделать дугу для лошади, к которой крепятся оглобли, соединяя весь механизм саней в единое целое.

Для дуги понадобится брусок дерева сечением 50х70 мм длиной 1,5-2 метра. Подготовка дерева перед сгибанием такая же, как для деревянных полозьев. Однако после окончательного загиба, концы дуги стягиваются и связываются плотным жгутом. В таком зафиксированном положении изделие отправляется на просушку, которая длится до 40 дней. Затем дерево грунтуется, покрывается лаком или краской, и украшается росписью.

Какой бы вид саней не был выбран, для их изготовления нужно немало терпения, выдержки и сил. Не зря говорится, что готовить сани нужно летом, ведь времени для этого требуется не каких-нибудь пара – тройка часов. Но в тот морозный день, когда из-за сугробов не будет видно собственного забора, когда транспорт будет абсолютно бесполезный из-за заметенных дорог, прогулка на санях по заснеженным окрестностям окупит все труды, которые были затрачены на изготовление чудесного изделия.

Похожие публикации