От редактора. Гробница рахели: история и традиции В Священном Писании

Биография Рахели

Яаков встретил Рахель, когда прибыл в Харан, спасаясь от гнева своего брата Исава ; Яаков полюбил ее с первого взгляда и согласился работать за нее на Лавана семь лет. Когда срок истек, Лаван пошел на хитрость и в брачную ночь подменил Рахель Леей. Когда наутро Яаков обнаружил подмену, Лаван объяснил, что он был обязан выдать замуж старшую дочь раньше младшей, и согласился отдать ему и Рахель, если Яаков обязуется проработать на него еще семь лет (Быт. 29:4–30).

В конце концов Рахель забеременела и родила сына, сказав: «Снял (асаф) Бог позор мой. И нарекла ему имя Йосеф, сказав: Господь даст (иосеф) мне и другого сына» (Быт. 30:23–24).

Обстоятельства смерти Рахели

Различные комментаторы обращают внимание на детали рассказа о браке Яакова и Рахели.

Во время иорданской оккупации (1948–67) место вокруг могилы Рахели было превращено в мусульманское кладбище. После Шестидневной войны здание было реставрировано израильским

В юности Рахель пасла скот своего отца Лавана в Падан Араме. В Пятикнижии она описывается как «красивая и стройная». В 15 лет она встретила Яакова, который бежал в Падан Арам по совету матери, чтобы спастись от гнева своего брата Эсава. В Пятикнижии рассказывается, что Яаков помог Рахели напоить скот, нечеловеческим усилием свернув с устья колодца огромный камень.

После месяца пребывания в доме своего дяди Лавана Яаков попросил у него руки его дочери Рахели. Поскольку в те времена было принято платить отцу невесты калым, а у Яакова не было ничего за душой, он предложил в качестве калыма бесплатно работать на Лавана в течение семи лет. Лаван согласился на эту сделку, и Яаков приступил к работе в качестве пастуха.

Но вот прошло семь лет, желанный день, наконец, наступил, и Лаван пригласил всех жителей деревни на свадебное торжество. Все веселились и радовались на этой свадьбе – все, кроме старшей сестры Рахель, Леи. Теперь, когда ее младшая сестра выходила замуж за Яакова, ей было предопределено стать женой его старшего брата-злодея, Эсава.

Яаков не доверял хитроумному Лавану и поэтому договорился со своей возлюбленной об условных знаках, по которым сможет узнать ее даже в полной темноте. Теперь Яаков был уверен, что Лаван вместо собственной дочери не подсунет ему кого-то другого.

Итак, Яаков стоит под хупой, ожидая появления невесты. Вот она появляется, лицо ее скрывает фата. Никто не догадвается, что под фатой – не Рахель, а ее родная сестра Лея. Лея входит под хупу и подает Яакову условный знак, о котором он договорился с ее сестрой. Это Рахель, понимая, что ее сестра будет опозорена, если хитрость Лавана раскроется, предпочла уступить ей своего возлюбленного, которого ждала семь лет.

Чтобы в конце концов получить в жены Рахель, Яакову пришлось работать на Лавана еще семь лет.

В Торе рассказывается, что Яаков любил Рахель больше, чем Лею, но зато Лея родила сыновей, Рахель же была бездетна. Это приводило к ревности и соперничеству между сестрами.

Однажды Реувен, старший сын Леи, нашел и принес матери редкое растение, мандрагору, которое, по поверью, помогает бездетным женщинам забеременеть. Узнав об этом, Рахель упросила Лею отдать ей мандрагору в обмен на ночь с Яаковом. Лея согласилась и в результате родила еще одного сына.

Чтобы иметь хотя бы приемных детей, Рахель отдала Яакову свою рабыню Билу, и та родила двоих сыновей – Дана и Нафтали.

После многих лет страданий и отчаяния Рахель родила, наконец, своего первенца, Йосефа.

После двадцати лет, проведенных в доме тестя, Яаков решает вернуться на родину. Тайно, под покровом ночи, он пускается в путь с женами и детьми. Уходя из дома отца, Рахель крадет идолов из семейной молельни.

Обнаружив бегство Яакова с семьей и пропажу идолов, Лаван пускается в погоню. Догнав Яакова, Лаван обвиняет его в краже идолов и требует устроить обыск в его вещах. Рахель, услышав об обыске, невозмутимо садится на украденных идолов и извиняется, что не может встать перед отцом из-за женского недомогания. Бурная встерча Лавана с Яаковом заканчивается заключением мирного договора.

Яаков с семьей достигает Ханаана, и здесь, по дороге из Бейт Лехема в Эфрат, Рахель умирает от родов в возрасте 36 лет. Яаков называет новорожденного сына Биньямин.

Вот и вся короткая история жизни праматери Рахель.

Две сестры, Рахель и Лея, после смерти словно поменялись ролями. Лея, счастливая мать, всю жизнь страдавшая от холодного отношения мужа, лежит рядом с Яаковом в семейной усыпальнице. А любимая жена Рахель, много лет молившая Всевышнего о ребенке, стала в сознании народа главной из праматерей.

Пророк Ермияу поднимает Рахель до уровня национального символа, делает главной из четырех праматерей, покровительницей всех сынов Израиля. Мидраш считает Рахель символом материнства.

Уникальная история любви Яакова и Рахель, ее мечта иметь детей, ее трагическая смерть делают образ Рахели героическим, а ее могилу в Бейт Лехеме – центром паломничества бездетных женщин и незамужних девушек. Все они молятся на могиле праматери Рахель о создании семьи и рождении детей.

Мидраш утверждает, что Рахель добровольно выбрала преждевременную смерть в дороге, чтобы быть похороненной не в семейной усыпальнице в Хевроне, рядом с мужем, а именно в Бейт Лехеме, мимо которого пойдут в Вавилон первые изгнанники. Яаков тоже предвидел, что его потомки пойдут в изгнание мимо могилы Рахель, и она будет молиться за их избавление и вообще за полное и окончательное Избавление еврейского народа.

А еще есть в Мидраше история о том, как Всевышний разгневался на еврейский народ и решил навеки разрушить Храм за то, что в нем установили языческого идола. И тогда встали души праотцов и праматерей и стали молить Всевышнего простить евреев и не обрекать их на вечное изгнание. Они упоминали свои заслуги в надежде, что платой за них будет прощение еврейского народа. Авраам упомянул о том, что он впервые стал распространять в мире единобожие. Ицхак – о том, что согласился быть принесенным в жертву. Но ни эти, ни другие заслуги праотцов и праматерей не заставили Всевышнего поменять свое решение. И тогда заговорила Рахель. «Владыка мира, - сказала она, - семь долгих лет я ждала того дня, когда смогу стать женой своего возлюбленного. Но когда этот день пришел, я отказалась от него и передала условный знак своей сестре Лее, чтобы не подвергать ее позору. Тогда я еще не знала, что ввожу в свой дом соперницу, что ей Ты дашь детей, а мне – нет. И если уж я смогла стерпеть все это, тем более Ты, Всемогущий, можешь сдержать свой гнев на соперника – языческого идола, внесенного в Храм». Вот тогда-то Всевышний и произнес: «Не плачь и не проливай слезы, ибо есть плата за твои поступки, и вернутся сыны в пределы свои».

«И когда еще оставалось некоторое расстояние земли до Ефрафы, Рахиль родила, и роды ее были трудны. Когда же она страдала в родах, повивальная бабка сказала ей: не бойся, ибо и это тебе сын. И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони. Но отец его назвал его Бениамином. И умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем.»(Бытие, 35:16-19)
Почему есть Беньямин и нет Бенсмоль? Потому что не было среди сынов Израилевых левых братьев!
Да, это конечно шутка. Но в каждой шутке есть доля шутки. А остальное правда.
И нигде в Израиле,наверное, так четко не видно арабско-еврейской проблемы как у могилы праматери Рахель. Потому как огромный, высоченный забор превратил могилу Рахели в что-то наподобие тюремного двора.

Могила эта, почитаемая евреями уже не менее тысячи лет, до начала 19 века представляла собой небольшую беседку с круглой крышей. Моше Монтифиоре достроил здание и значительно увеличил его.
Арабы сразу стали использовать пристройку для отпевания покойников на соседнем мусульманском кладбище. Пришлось евреям достроить ворота и закрывать их, открывая только для приходящих помолиться.

Во время войны за независимость могила оказалась на территории Иордании и на протяжении 19 лет доступ евреям туда был закрыт.
После 6-ти дневной войны 67-ого года евреи вернули себе святое место, но в 95-ом сами же отдали ново созданному образованию под названием "палестинская автономия".
Арабы сразу же попробовали поменять Рахели пол и вероисповедание, переделав ее в мусульманского шейха - первого муэдзина Мухамеда.
Вся эта политическая вакханалия завершилась строительством огромного забора по обе стороны от дороги, ведущей к могиле Рахели. За одним забором - Вифлиеем, за другим - просто поля с масличными деревьями, мусульманское кладбище и одинокий жилой дом.

По дороге этой идти пешком нельзя из-за опасности, что могут кидать камни прямо со стены, поэтому нам пришлось подождать тремпа. Ждали не долго, т.к. еврейские машины едут к могиле постоянно.

Рахель - праматерь колена Иосифа и Биньямина, считается матерью и заступницей всего еврейского народа и около ее могилы всегда многолюдно. Кроме всего прочего, считается, что молитва тут помогает решить проблемы с бесплодием.

Но самого здания с круглым куполом уже не видно. Только на картине, нарисованной прямо на заборе безопасности.
Тщетно я пыталась обойти здание со всех сторон, из тюремного двора нет выхода.

И все-таки немного за забором видно частичка белого купола:

Так еврейский народ защищает Рахель, которая защищает своих сыновей. Грустно.
«Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет.» (Иеремия, 31:15)

Считается что, проходя в вавилонское изгнание, народ проходил именно возле могилы Рахель и только благодаря ее заступничеству Всевышний простил евреям их грехи и позволил вернуться на родину.
Впрочем, в таком случае, могила должна быть на севере от Иерусалима, а не на юге. Как раз около Рамы Беньяминовой.

С поселения Адам хорошо видна эта дорога праотцов. Новое шоссе, но проложено по древнему пути. И на обочине есть очень странные сооружения. Раскопки показали, что построены они были примерно в 18 веке до н.э., в период праотцов, и очень возможно были постаментами над захоронением.

Впрочем, эти древние постаменты обнаружены только недавно, после 67-ого года, когда Шомрон и Биньямина стали доступными для израильских археологов. И главные открытия еще только впереди.
А могила Рахели на хевронской дороге, около Вифлеема, является святым еврейским местом уже не менее тысячи лет. Это по самым скромным подсчетам. А может и более двух с половиной тысяч лет. Ведь когда евреи вернулись из вавилонского плена, Шомрон и Биньямина тоже не сразу вошел в состав Иудеи. История повторяется и,главное, мы уже вернулись!

Первые сведения о месте захоронения праматери Рахили приводятся в Торе:

«И умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем.» - Быт.35:19

В книге пророка Иеремии при описании из земли Израиля в Вавилон Навуходоносором говорится о том, как Рахиль провожает своих потомков, уводимых в плен по дороге, проходящей около её могилы. Она плачет и просит чтобы Бог помиловал их:

«Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет.Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Господь, и возвратятся они из земли неприятельской. И есть надежда для будущности твоей, говорит Господь, и возвратятся сыновья твои в пределы свои». - Иер.31:15–17

Эти слова, сказанные 2500 лет назад превратили гробницу Рахили в символ надежды возвращения еврейского народа на свою землю.

Могила Рахили упоминается также в Первой книге Царств (1Цар.10:2), где сказано, что Рахиль была похоронена на границе надела . Там же, на территории колена Вениамина, находилась Рама, про которую говорится в книге Иеремии. При этом известно, что Вифлеем находился на территории . Поэтому ученые не могут прийти к единому мнению, действительно ли «Гробница Рахили» является местом захоронения праматери Рахили.

В исторических источниках

На протяжении двух тысячелетий историки и путешественники, побывавшие в земле Израиля, описывали гробницу, находящуюся около Вифлеема.

Первое тысячелетие

Среди них отец христианской церковной истории (ок. 263-340) - римский историк, проживавший в , Путешественник из Бордо — совершивший поездку в Палестину в 333-334 гг., - церковный писатель, который жил в Вифлееме в начале V в. и многие другие.

Наибольшее число посетителей отмечается 11 хешвана - эта дата по традиции рассматривается как день смерти праматери Рахили.

Фотогалерея















Полезная информация

ивр. קבר רחל
араб. قبر راحيل
англ. Rachel"s Tomb, Kever Rakhel

Часы работы

  • 24/7, но из-за соображений безопасности временно закрыта в вс–чт: 22:30–1:30, в субботу и праздники

Адрес и контакты

Въезд в Вифлеем, Хевронская дорога, перед контрольно-пропускным пунктом на границе между Израилем и Палестинской автономией.

Традиции

Из поколения в поколение гробница праматери Рахили была местом молитвы, к которому приезжали евреи со всего мира. Вениамин Тудельский повествует об обычае паломников оставлять свое имя на надгробии. Существовали специальные молитвы, читаемые возле этого места.

Путешественник из Праги, побывавший в земле Израиля в XVII в., рассказывает об обычае приходить на могилу Рахили в полупраздничные дни и в , там молиться, слушать проповеди, есть, пить и танцевать.

В других источниках упоминается обычай молиться на могиле Рахили в траурные дни перед Тиша бе-Ав, в месяц элул и в дни Трепета между и .

Днем наиболее массового паломничества из поколения в поколение было 11 Хешвана.

Иван Бунин (1870–1953)

«И умерла, и схоронил Иаков
Ее в пути...» И на гробнице нет
Ни имени, ни надписей, ни знаков.

Ночной порой в ней светит слабый свет,
И купол гроба, выбеленный мелом,
Таинственною бледностью одет,

Я приближаюсь в сумраке несмело
И с трепетом целую мел и пыль
На этом камне выпуклом и белом...

Сладчайшее из слов земных! Рахиль!

Бытие. Глава 48

7. Когда я шел из Месопотамии, умерла у меня Рахиль в земле Ханаанской, по дороге, не доходя несколько до Ефрафы, и я похоронил ее там на дороге к Ефрафе, что ныне Вифлеем.

Могила Рахили - это место, почитаемое как место погребения еврейского матриарха Рэйчел. Гробница, расположенная у северного входа в Вифлеем, считается священной для евреев, христиан и мусульман. С середины 1990-х годов могила называется палестинцами как мечеть Билал бин Рабах (арабский: مسجد بلال بن رباح). Место погребения матриарха Рахили, упомянутое в еврейском Танахе и христианском Ветхом Завете, однако в мусульманской литературе оспаривается между этим местом и несколькими другими на севере. Несмотря на это Могила Рахили является самым признанным кандидатом упокоения еврейского матриарха. Гробница Рахили является третьим святым местом в иудаизме и стала одним из краеугольных камней еврейско-израильской идентичности.

Самые ранние внебиблейские записи, описывающие эту гробницу как место захоронения Рахили, относятся к первому столетию 4-го века н.э. Здание Могилы Рахили в ее нынешнем виде датируется периодом Османской империи и расположена на мусульманском кладбище Османской империи. Когда сэр Моисей Монтефиоре отремонтировал участок в 1841 году и получил ключи от еврейской общины, он также добавил прихожую, в том числе михраб для мусульманской молитвы, чтобы облегчить мусульманам проблемы.

Этот участок считается местом захоронения библейского матриарха Рахили, жены Иакова и матери двух из его двенадцати сыновей. Она умерла, родив Вениамина, и «Иаков установил столп на ее могиле» (Бытие 35:19). Для евреев Могила Рахили является третьим самым святым местом после Храмовой горы в Иерусалиме и Пещерой Патриархов в Хевроне. Также сюда часто приходят женщины, которые хотят забеременеть.

В еврейской традиции считается, что Рахиль плачет о всех своих потомках. Когда евреев уводили в Вавилонское рабство она плакала, когда они проходили мимо ее могилы по дороге в Вавилон (Иеремия 31: 11-16).

Здание построено примерно в 1620 году турками-османами в форме куба, увенчанный куполом. Оно было расширено в 1860 году сэром Моисеем Монтефиором. После британского меморандума 1929 года в 1949 году ООН постановила, что к Могиле Рахили относится статус статус-кво, соглашение, одобренное Берлинским договором 1878 года о правах, привилегиях и обычаях в святых местах.

Согласно Плану Организации Объединенных Наций по разделению палестинцев 1947 года, гробница должна была быть частью управляемой зоны Иерусалима , но район был оккупирован Иорданским Хашимитским королевством, которое запрещало евреям въезжать в этот район. После израильской оккупации Западного берега в 1967 году сайт попал под контроль израильского министерства по делам религий. В 1990-х годах из-за ухудшения ситуации с безопасностью исходная куполообразная структура Могилы Рахили была укреплена. В 2005 году, после утверждения Израиля 11 сентября 2002 года, израильский забор на Западном берегу был построен вокруг гробницы, фактически аннексируя его у Палестины. В докладе 2005 года Специального докладчика УВКПЧ Джон Дугард сказал, что: «Хотя Могила Рахили является святым местом для евреев, мусульман и христиан, она была фактически закрыта для мусульман и христиан». 21 октября 2015 года ЮНЕСКО приняла спорную резолюцию, в которой подтверждается заявление 2010 года о том, что Могила Рахили была «неотъемлемой частью Палестины». 22 октября 2015 года гробница была отделена от остальной части Вифлеема серией барьеров цементных блоков.

Что посмотреть в могиле Рахили

Участок состоит из скалы с одиннадцатью камнями вокруг нее, по одному для каждого из одиннадцати сыновей Иакова, которые были живы, когда Рейчел умерла при родах. На протяжении веков скала была покрыта куполом, поддерживаемым четырьмя арками. Большая гробница теперь покрыта бархатной драпировкой.

Сегодня Могила Рахили очень близок к контрольно-пропускному пункту с палестинских территорий в Израиль. Первоначальная гробница прямоугольной конструкции с белым куполом, была окружена стеной, в комплекте с охранной башней, солдатами и колючей проволокой.

Похожие публикации