Россия и англия. Отношения россии и англии Российско британские

1

Российско-британские отношения претерпели немало трансформаций, но особой дружбой они никогда не отличались. Начавшийся в 1997 г. подъем быстро прекратился из-за подготовки вторжения западных коалиционных сил в Ирак и проблем, связанных с запросами об экстрадициях. Особую остроту в двусто-роннее взаимодействие добавил военный конфликт в Южной Осетии 2008 г. В 2009 г. началось «потеп-ление» в российско-британских отношениях, но по мере углубления противоречий по ключевым между-народным проблемам оно постепенно сходило на нет. Тем не менее, начиная с распада СССР и вплоть до 2014 г. торгово-экономические связи между странами развивались по восходящей линии. Критической отметкой стал украинский кризис. Обвинив Россию в аннексии Крыма и поддержке сепаратистов на во-стоке Украины, Великобритания ввела антироссийские санкции и заморозила практически все офици-альные каналы взаимодействия. В связи с этим «перезагрузка» российско-британских отношений в по-литической сфере в ближайшем будущем вряд ли возможна. Потенциал для сотрудничества, хоть и не-большой, имеется лишь в сфере экономики и культуры.

украинский кризис

политическая сфера

экономическое сотрудничество

российско-британские отношения

1. Бугров Д.Ю. Перспективы развития российско-британских отношений в пери-од премьер-министра Д. Кэмерона // Вестник Волгоградского государственного университе-та. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2012. № 2. С. 91-95.

2. Громыко А.А., Ананьева Е.В. Российско-британские отношения на современ-ном этапе: рабочая тетр. № 19/2014 / Российский совет по международным делам. М.: Спецкнига, 2014. 32 c.

3. Декларация о партнерстве на основе знаний для модернизации между Россий-ской Федерацией и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. 12.09.2011. URL: http://kremlin.ru/supplement/1032

4. Дилеммы Британии: поиск путей развития / Под ред. А.А. Громыко, Е.В. Ана-ньевой. М.: Весь мир, 2014. 480 с.

5. Договор о принципах отношений между Российской Федерацией и Соединен-ным Королевством Великобритании и Северной Ирландии (ратифицирован Российской Федерацией – постановление ВС РФ от 29 апреля 1993 г. № 4891-1) [Электронный ресурс] // Законы России. URL: http://www.lawrussia.ru/texts/legal_185/doc185a379x136.htm

6. Иностранцы инвестировали в РФ втрое меньше, чем в 2013 году [Электрон-ный ресурс] // Financial One. 16.03.2015. URL: http://www.fomag.ru/ru/news/exchange.aspx?news=6650

7. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена указом Президента РФ от 12 февраля 2013 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт МИД России. 18.02.2013. URL: http://archive.mid.ru//brp_4.nsf/0/6d84ddededbf7da644257b160051bf7f3.

8. Крым: сообщения о первых жертвах противостояния [Электронный ресурс] // Русская служба BBC. 19.03.2014. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/international/2014/03/140318_crimea_shooting_first_deaths

9. National Security Strategy and Strategic Defence and Security Review 2015 // Gov.uk. November 23, 2015. URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/61936/national-security-strategy.pdf

Российско-британские отношения имеют долгую и весьма непростую историю. Первые связи между странами начались еще в XVI столетии во времена правления Ивана IV и Эдуарда VI. Тогда, собственно, и были установлены дипломатические отношения. За более чем четыре века взаимодействия между Лондоном и Москвой неоднократно возникали острые противоречия, которые мешали поддерживать и развивать двусторонние контакты. Российско-британские отношения можно представить в виде маятника, что олицетворяет собой нестабильность, резкие перепады от похолодания к потеплению и, наоборот, от достаточно благоприятного этапа к состоянию откровенной враждебности. Так, Великобритания была и остается для России одним из наиболее сложных западных партнеров, но в то же время это не исключает ее важности.

В связи с этим цель данной работы - охарактеризовать современное состояние и перспективы российско-британского взаимодействия. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

Проследить общую динамику двусторонних отношений в политической и экономической сферах после распада СССР;

Выявить «болевые точки» и «точки соприкосновения» по ключевым мировым проблемам;

Спрогнозировать сценарий дальнейшего развития российско-британских связей.

Прежде всего, стоит еще раз отметить, что отношения между Россией и Великобританией претерпели немало трансформаций, но особой дружбой они никогда не отличались. Доля напряженности присутствовала всегда, хотя в начале 90-х гг. XX в. и могло показаться, что все существовавшие раннее противоречия остались за рухнувшим железным занавесом.

24 декабря 1991 г. Лондон официально признал Россию как государство-продолжатель СССР. Документом, заложившим основы российско-британского взаимодействия, стал Договор о принципах отношений между Российской Федерацией и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии 1992 г. Согласно ему, стороны взяли на себя обязательства поддерживать отношения мира и дружбы, тесно сотрудничать по основным международным проблемам . Тем не менее, в Лондоне к «новой» России первое время относились с недоверием.

Потепление в российско-британских отношениях началось лишь после прихода к власти лейбористов во главе с Т. Блэром в 1997 г. Страны активизировали сотрудничество в экономической сфере, а также учредили Совместную рабочую группу по борьбе с международным терроризмом. В 2000 г. заметно повысилась интенсивность контактов на высшем уровне. Премьер-министр Великобритании стал первым западным лидером, который прибыл в Россию для встречи с В. Путиным, а Великобритания стала первой западной страной, которую посетил новый президент России. С тех пор Т. Блэр и В. Путин не раз встречались на различных саммитах и, что особенно важно, в рамках государственных и рабочих визитов.

Однако подъем в российско-британских отношениях прекратился в 2002 г. Новые «заморозки» появились в связи с подготовкой западного вторжения в Ирак, а затем ситуация обострилась из-за проблем, связанных с запросами об экстрадициях. Москва неоднократно требовала выдачи беглого российского олигарха Б. Березовского и одного из лидеров чеченских сепаратистов А. Закаева, которые обвинялись в совершении преступлений на территории России. Великобритания же эти требования не удовлетворила, а, напротив, предоставила данным лицам статус политических беженцев.

Ухудшению двусторонних отношений в большей степени способствовал скандал, развернувшийся из-за «дела Литвиненко». Дело в том, что в 2000 г. в России против бывшего сотрудника ФСБ А. Литвиненко возбудили ряд уголовных дел, в связи с чем он был вынужден бежать в Великобританию, где и получил политическое убежище. В ноябре 2006 г. он скончался в лондонской больнице предположительно от отравления радиоактивным полонием-210. Соединенное Королевство обвинило в его убийстве А. Лугового, бывшего сотрудника органов государственной охраны России, а ныне депутата Государственной думы, и выслало запрос об его экстрадиции. Москва данный запрос отклонила, сославшись на 61-ю статью Конституции, которая запрещает выдачу российских граждан иностранному государству . Следствием этого стал дипломатический конфликт: Великобритания объявила персонами нон грата четырех российских дипломатов, на что Россия ответила тем же, выслав четырех британских дипломатов. Кроме того, страны ужесточили визовый режим и приостановили сотрудничество по линии спецслужб.

Особую остроту в российско-британские отношения добавил военный конфликт в Южной Осетии в августе 2008 г. Великобритания заняла в этом вопросе одну из самых жестких позиций, обвинив Россию в нарушении международного права и выступив за введение санкций против нее.

Несмотря на политическую напряженность в двусторонних отношениях, торгово-экономические связи развивались по восходящей линии, а Великобритания продолжала входить в десятку основных внешнеэкономических партнеров России. Начиная с 2000 г. и вплоть до мирового экономического кризиса 2008 г. происходило расширение торгового оборота между двумя странами. Кризис негативно сказался на динамике российско-британской торговли, но он и подтолкнул Лондон к налаживанию контактов с Москвой. Страны исходили из прагматических соображений: Великобритании нужно было российское сырье, России - британские технологии и инвестиции.

В связи с этим товарооборот между странами вновь стал расти. В 2009 г. он достиг 12 млрд долл., в 2010 г. - 16 млрд, в 2011 г. - уже 21,2 млрд, а в 2012 г. превысил предкризисный уровень и составил 23 млрд долл. В 2013 г. рост товарооборота продолжился и достиг 24,6 млрд долл. Великобритания также являлась одним из крупнейших инвестиционных партнеров России. По данным за 2013 г., объем прямых британских инвестиций составил 18,9 млрд долл., а общий объем накопленных британских капиталовложений в российской экономике - 28 млрд долл. Эти показатели позволили Соединенному Королевству выйти на пятое место среди стран, инвестирующих в российскую экономику. Великобритания в этом вопросе уступила только Кипру, Нидерландам, Люксембургу и Китаю .

Экономика во многом потянула за собой политику, отодвинув на второй план имеющиеся между странами проблемы. Кроме того, в 2009 г. была инициирована «перезагрузка» российско-американских отношениях, что также дало возможность России и Великобритании взглянуть друг на друга иными глазами. В ноябре 2009 г. в Москве состоялся первый за пять лет визит министра иностранных дел лейбористского правительства Соединенного Королевства Д. Милибэнда, в ходе которого было подписано три заявления - по Ирану, Афганистану и Ближнему Востоку. Хотя никаких значительных прорывов сторонам достичь так и не удалось, стремление начать политический диалог все же наметилось.

Тенденция в направлении улучшения двусторонних отношений продолжилась после прихода к власти в 2010 г. коалиционного правительства во главе с Д. Кэмероном. В октябре того же года состоялся официальный визит в Москву министра иностранных дел Великобритании У. Хейга, который заявил о том, что Соединенное Королевство рассматривает Россию как важного партнера в области международной безопасности и торговли и намерено строить с ней продуктивные отношения. В феврале 2011 г. последовал ответный, первый за семь лет, визит в Лондон министра иностранных дел РФ С. Лаврова, который также выразил желание России развивать сотрудничество и налаживать связи с Великобританией. Кроме того, странам удалось утвердить шесть основных направлений работы Межправительственной комиссии по торговле и инвестициям (МКТИ): финансовая сфера, высокие технологии, энергетика, малый и средний бизнес, использование олимпийской и другой спортивной инфраструктуры, а также улучшение делового климата .

Переломным моментом, который окончательно возобновил диалог на высшем уровне, явилось событие сентября 2011 г., когда в Москву приехал британский премьер-министр. Главным итогом визита Д. Кэмерона стало решение развивать сотрудничество между странами в соответствии с «Декларацией о партнерстве на основе знаний для модернизации». Суть ее состояла в стремление способствовать процессу модернизации России, содействовать обмену практическим опытом с Великобританией, а также в поддержании и развитии усилий, направленных на улучшение делового климата для торговли и инвестиций . Летом 2012 г. после перерыва в 7 лет президент РФ В. Путин приехал с официальным визитом в Лондон, в ходе которого стороны договорились и дальше развивать сотрудничество в области энергоснабжения и торговли. Данный визит британские СМИ назвали «ходом спортивной дипломатии», т.к. в это время в столице Соединенного Королевства проходили Олимпийские игры.

2013 г. ознаменовался еще одним толчком к нормализации российско-британского взаимодействия. Стороны договорились проводить переговоры в рамках Стратегического диалога в формате «2+2» (министры иностранных дел и министры обороны). Кроме того, в том же году в двусторонних отношениях произошло знаковое событие: впервые в истории британские власти экстрадировали гражданина России М. Винцкевича, который обвинялся в убийстве. А уже в мае 2013 г. Лондон дал согласие на частичное возобновление сотрудничества спецслужб для повышения безопасности во время Олимпийских игр в Сочи.

Являясь постоянными членами Совета Безопасности ООН, Россия и Великобритания выступают гарантами мировой стабильности, поэтому нельзя не затронуть тему международного сотрудничества. Так, обе стороны заинтересованы в борьбе с терроризмом, наркоторговлей, в нераспространении ядерного оружия, в обеспечении стабильности в Афганистане. Являясь членами «Ближневосточного квартета», Россия и Великобритания подтвердили приверженность справедливому и всеобъемлющему решению палестино-израильского конфликта на основе концепции двух государств - Израиля и Палестинской автономии. Кроме того, несмотря на имеющиеся противоречия, и благодаря общим усилиям, в частности усилиям России и Соединенного Королевства, было достигнуто соглашение по иранской ядерной программе.

Однако не всегда цели, которые преследуют, и методы, которые используют Россия и Великобритания в решении глобальных и региональных проблем, совпадают. Москва активно выступала против западного, в том числе британского, вторжения в Ирак. Кроме того, существенно различаются позиции России и Великобритании в вопросе урегулирования статуса Косово, расширения НАТО на Восток, размещения американской системы ПРО в Восточной Европе.

В 2011 г. с началом гражданской войны в Сирии в российско-британских отношениях также стали развиваться кризисные явления. Как известно, Москва поддержала действующего президента Б. Асада, в то время как Великобритания выступила против сирийского лидера. В целом, Россия заблокировала три резолюции Совета Безопасности ООН, которые полностью были поддержаны Лондоном. Поводом для нового охлаждения отношений стала военная операция России против террористической организации ДАИШ, с которой страны предпочли бороться в разных коалициях.

Однако все эти разногласия блекнут по сравнению с украинским кризисом, который повысил градус напряженности в российско-британских отношениях до критической отметки. Все наметившиеся в последние годы позитивные изменения в значительной степени были подорваны в 2014 г. Великобритания осудила присоединение Крыма к России и расценила этот акт как аннексию. Премьер-министр Соединенного Королевства Д. Кэмерон заявил: «Неприемлемо использование Россией силы для изменения границ по итогам фальшивого референдума, проведенного под дулами российских автоматов. Президент Путин может не сомневаться, что Россию ждут более серьезные последствия» . Великобритания явилась одним из инициаторов санкций ЕС против России, прервала двустороннее военное сотрудничество, приостановила действие лицензий на экспорт военной продукции, отменила совместные военно-морские учения и отказалась от визита корабля Королевского ВМФ в РФ.

Несмотря на все эти действия, можно сказать, что изначально позиция Лондона в отношении России была довольно сдержанной. Антироссийская риторика резко усилилась после крушения малазийского Boeing 777 в Донецкой области, на борту которого находилось десять подданных Соединенного Королевства. Согласно данным опроса агентства YouGov, проведенного 24-25 июля 2014 г., 66 % британцев считали, что его сбили «украинские сепаратисты при поддержке Москвы». За торговые санкции против России выступили 65 % респондентов, за разрыв дипломатических отношений - 31 % . В свою очередь министр иностранных дел Великобритании Ф. Хэммонд и министр обороны М. Фаллон выразили мнение, что Россия является главным вызовом и угрозой для мирового сообщества, опережая в этом вопросе даже террористическую организацию ДАИШ.

В итоге практически все официальные каналы российско-британского взаимодействия были заморожены, в том числе такие механизмы, как Стратегический диалог в формате встреч министров иностранных дел и министров обороны, Межправительственный комитет по торговле и инвестициям (МКТИ) и Энергетический диалог высокого уровня. Кроме того, Соединенное Королевство сократило объем прямых инвестиций в Россию в 26,5 раз - с 18,9 млрд долл. до 714 млн долл. и отказалась официально поддерживать совместный проект - Перекрестный Год культуры России и Великобритании .

Необходимо также разобраться в том, какое место страны отводят друг другу в своих внешнеполитических документах. Так, в Концепции внешней политики Российской Федерации от 2013 г. отмечается, что Россия развивает взаимовыгодные двусторонние связи с государствами Европы, но делается оговорка, что РФ «хотела бы, чтобы в этом же русле использовался потенциал взаимодействия с Великобританией» . Данный пункт свидетельствует о том, что еще до 2013 г. между Россией и Соединенным Королевствам не были установлены тесные контакты, не говоря уже о 2014 г., когда даже немногочисленные успехи в двусторонних отношениях были перечеркнуты.

Что касается Стратегии национальной безопасности и Стратегического обзора в области обороны и безопасности Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии от 2015 г., то в данном документе представлен отдельный пункт, посвященный «поведению России». В нем говорится, что по сравнению с 2010 г. Россия стала более агрессивной и авторитарной страной, которая для реализации своих интересов пренебрегает международными стандартами, в 2014 г. аннексировала Крым, продолжает поддерживать сепаратистов на востоке Украины и является угрозой европейской безопасности. Кроме того, в Стратегии отмечается, что Великобритания сотрудничает с НАТО, ЕС, ООН и поддерживает санкционный режим против России, чтобы привлечь ее к ответственности за свои действия . Эти положения в очередной раз подтверждают соответствующую позицию Лондона в отношении Москвы.

В октябре 2015 г. российский посол в Великобритании А. Яковенко сообщил, что по инициативе Лондона между странами полностью прекратился политический диалог, а контакты сохраняются лишь в сфере культуры. Однако сразу после этого заявления Форин-офис выступил с опровержением, отметив, что диалог продолжается на всех уровнях.

Тем не менее, вряд ли кто-то будет спорить с тем, что российско-британские отношения находятся сегодня на самой низкой отметке за последние двадцать пять лет. Во многом это связано с тем, что Россия стала играть более заметную роль на международной арене и начала активно участвовать в мировых процессах. Самостоятельный курс внешней политики Кремля, видимо, не устроил ее западных партнеров, в частности Великобританию.

Таким образом, исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод, что потенциал для сотрудничества у стран в сфере экономики и культуры все же имеется. Товарооборот заметно сократился, но он никуда не делся. Великобритания официально не поддержала Перекрестный Год, но в 2014 г. состоялось более 250 совместных мероприятий в области культуры, науки, образования и спорта. Однако в политической сфере «перезагрузка» в российско-британских отношениях в ближайшем будущем вряд ли возможна. Между Российской Федерацией и Соединенным Королевствам накоплено слишком много противоречий, которые замедляют, а в некоторых случаях и вовсе приостанавливают двусторонние связи. Москва в большей степени готова идти на компромиссы во взаимодействии с Лондоном, но Великобритания - сложный партнер, который, к тому же, связан «особыми отношениями» с Вашингтоном.

Библиографическая ссылка

Шамугия И.Ш. РОССИЙСКО-БРИТАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 2.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=15140 (дата обращения: 02.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Фото: liganews . com

Март 2018 года ознаменовался кризисом в российско-британских отношениях, который уже привел к высылке из Соединенного Королевства 23 российских дипломатов и «зеркальным» ответным шагам со стороны Москвы. Потребовав солидарности от партнеров по Евросоюзу, НАТО и Содружеству наций, Лондон добился высылки свыше ста российских дипломатов почти из 25 стран, что неминуемо приведет к соответствующим мерам со стороны России. Спираль конфронтации продолжает раскручиваться, но, несмотря на проблемы и разногласия, которые нельзя игнорировать, дипломаты нацелены на поиск возможностей для взаимодействия и компромисса.

Возможен ли в настоящее время диалог между Лондоном и Москвой, или надеяться на это не стоит? На этот вопрос дали ответ участники круглого стола «Российско-британские отношения: есть ли выход из кризиса?», состоявшегося в МИА «Россия сегодня». В ходе этого мероприятия был также представлен совместный доклад по проблемам безопасности и перспективам сотрудничества двух стран, разработанный Российским советом по международным делам (РСМД) в рамках двустороннего проекта с Королевским объединенным институтом оборонных исследований (RUSI ).

Правда, представление этого документа, готовившегося с апреля по декабрь 2017 года, еще до наступления очередного витка кризиса в отношениях России и Западной Европы, проходило в отсутствие оптимистичных настроений. В частности, стало известно, что Исполнительный комитет Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) отклонил предложение Москвы, Пекина и Тегерана о проведении нового совместного российско-британского расследования по так называемому «делу Скрипаля».

Впрочем, несмотря на рост напряженности между Москвой и Лондоном, Генеральный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Кортунов выразил надежду на то, что между двумя странами не будут свернуты возможности для диалога по базовым проблемам международной безопасности. «Несмотря на существующие противоречия, есть немало вопросов, которые нас объединяют», - отметил он. Среди них эксперт назвал принятие мер, необходимых для предотвращения новой гонки вооружений, афганский трек международных отношений и урегулирование кризиса в регионе Ближнего Востока, где и у Москвы, и у Лондона есть свои интересы. Кроме того, между двумя странами существуют давние научные и культурные связи, которые необходимо сохранить, несмотря на все сложности.

«Часто благодаря усилиям масс-медиа складывается впечатление, что у России нет более непримиримого и последовательного оппонента на международной арене, чем Великобритания, - заметил А. Кортунов. - Однако не стоит забывать, что в обеих мировых войнах наши страны, несмотря на все различия, были союзниками. Кроме того, Лондон остается важнейшим финансовым центром мира. Многие наши студенты проходят обучение в вузах Британии, где сохраняется значительная российская диаспора».

Заместитель генерального директора, научный руководитель Королевского института оборонных исследований (RUSI) Малкольм Чалмерс отметил, что в Британии довольно широкие слои общества откровенно напуганы статьями, посвященными делу об отравлении в Солсбери. В то же время, по мнению эксперта, несмотря на все расхождения в оценках событий, происходящих на международной арене, отношения между Лондоном и Москвой до 2013 года были вполне конструктивными. Расхождения усилились после начала кризиса на Украине и военных действий на Донбассе. Свою роль сыграла и активизация усилий России на сирийском направлении. Таким образом, раз за разом накапливался кумулятивный эффект, который привел к нынешнему положению дел. Однако, было бы неверно сохранять такое положение дел в дальнейшем. В идеале необходимо вернуться к формату диалога, существовавшему до начала украинского кризиса. Совершенно очевидно, что необходимо сохранять контакты в военной сфере, кибербезопасности и контроля над ядерным оружием.

«Несмотря на конфликт между Лондоном и Москвой, необходимо сохранять контакты в важнейших сферах международной безопасности: военной, кибербезопасности и контроля над ядерным оружием.

Менее оптимистичным было выступление директора по развитию РСМД, советника-посланника (в ранге Посла) Посольства России в Великобритании в 2011-2017 годах Александра Крамаренко. Он отметил, что, к сожалению, в Москве уже давно не ждут никаких позитивных жестов со стороны официального Лондона, поскольку главы правительств и министры иностранных дел на Альбионе меняются, а политика на этом направлении не претерпевает никаких изменений. Дело об отравлении в Солсбери только подтвердило этот факт. Дипломатические отношения обязывают их участников соблюдать определенные нормы, но британские официальные лица априори обвиняют в происшедшем Москву, не дожидаясь итогов полицейского расследования и пренебрегая всеми международно-правовыми нормами. Эксперт напомнил, что даже в 2006 году, когда велось коронерское расследование смерти перебежчика, бывшего подполковника Федеральной службы безопасности Александра Литвиненко, Британия согласилась предоставить соответствующие материалы российской стороне.

В свою очередь, у официальной Москвы есть все возможности для обвинения Лондона в фабрикации «дела Скрипаля». Напрашивается резонный вопрос: если британский премьер-министр и министр иностранных дел Великобритании отвечают за свои слова, то почему все ограничивается лишь высылкой дипломатов, которая сама по себе ничего не решает и не доказывает? Во всяком случае, в глазах российских граждан подобное поведение британского истеблишмента воспринимается не иначе, как информационная агрессия Запада. «В конце концов, на территории Великобритании при невыясненных обстоятельствах умерло 14 человек, которые по разным причинам покинули Россию, включая Бориса Березовского и Николая Глушкова. Официальные лица Британии говорят, что это может произойти везде. Но происходит почему-то в Лондоне», - отметил А. Крамаренко.

Директор по развитию РСМД также пояснил, что российскую сторону вполне удовлетворит любое независимое расследование по «делу Скрипаля». Однако наиболее предпочтительным для Москвы является участие в экспертизе Берлина. «Как показал многолетний опыт, Германия больше остальных ценит мир в Европе и готова к мирному урегулированию конфликта», - пояснил А. Крамаренко.

Эксперт отметил, что у российских граждан нет никаких проблем в общении с британцами. Об этом он может свидетельствовать сам по личному опыту своей работы в этой стране. Более того, в Великобритании до сих пор немало людей, которые дорожат памятью о своем братстве по оружию с Советским Союзом в годы Второй мировой войны. Примером может служить награждение медалью Ушакова ветеранов британского флота - участников арктических конвоев, состоявшееся в августе 2018 года в Генеральном консульстве Российской Федерации в Эдинбурге.

В то же время Россия стремится не прибегать к мерам, которые в Лондоне могут квалифицировать как унижение. «Такие возможности у нас есть, но мы ими не пользуемся, поскольку прекрасно понимаем, что подобный жест будет воспринят британцами на свой собственный счет и отравит наши отношения на десятилетия вперед», - пояснил А. Крамаренко.

Координатор программ РСМД Мария Смекалова подчеркнула, что российско-британский диалог по кибербезопасности - это та область, которая предоставляет нашим странам больше всего возможностей для взаимодействия, и их желательно не упустить. Деловые связи между нашими странами в этой сфере уже есть и основаны на взаимовыгодном сотрудничестве. Кроме того, от кибератак страдают интересы бизнеса обеих стран, и в особенности транснациональные компании. Кроме того, не стоит забывать и о том, что ключевые российские корпорации, занятые в сфере IT-технологий, располагают своими представительствами именно в Лондоне.

Участники круглого стола сошлись во мнении, что кризис в отношениях между Лондоном и Москвой будет разрешен не скоро. Но уже сейчас, используя все доступные для этого каналы, необходимо налаживать «диалог в важнейших сферах, поэтапно снижая градус риторики с обеих сторон, действуя предельно аккуратно и избегая острых ситуаций, которые могли бы поставить под удар систему международной безопасности. Как отметил А. Кортунов, необходимо предпринять меры по возвращению конфликтующих сторон к нормам Венского документа 2011 года о мерах укрепления доверия с целью повышения стабильности и предотвращения военных конфликтов в регионе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Дипломатические отношения СССР и Великобритании установлены 2 февраля 1924 года (прерваны 26 мая 1927 года, восстановлены 3 октября 1929 года). 24 декабря 1991 года Великобритания официально признала Россию как государство — продолжателя СССР.

Отношения России и Великобритании в их исторической ретроспективе никогда не были простыми. В последние годы в политической части они характеризуются противоречивостью и неоднозначностью.

Пик охлаждения в российско-британских отношениях , когда четверо британских дипломатов были высланы из РФ после высылки из Лондона четырех российских дипработников. По заявлению тогдашнего главы МИД Великобритании Дэвида Милибэнда, высылка россиян стала ответом на отказ Москвы выдать российского бизнесмена Андрея Лугового, обвиняемого британцами в причастности к убийству Александра Литвиненко на территории Великобритании.

После прихода к власти в мае 2010 года коалиционного правительства под руководством Дэвида Кэмерона в отношениях двух стран наметились позитивные подвижки.

26 июня 2010 года состоялась встреча президента России Дмитрия Медведева и премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона "на полях" саммита "Группы восьми" в Хантсвилле (Канада). Медведев и Кэмерон двустороннего сотрудничества, проблематику саммитов "восьмерки" и "двадцатки", а также глобальные темы, связанные с безопасностью, прежде всего, Ближний Восток и Иран. Следующая Медведева и Кэмерона состоялась "на полях" G20 в Сеуле (Южная Корея), лидеры двух стран договорились расширять контакты на высшем уровне.

11-12 сентября 2011 года премьер-министр Дэвид Кэмерон посетил Москву с официальным визитом.

В ходе визита была о партнерстве на основании знаний для модернизации, меморандум о сотрудничестве по вопросам создания финансового центра в Москве и другие документы, касающиеся делового сотрудничества.

19 июня 2012 года на полях саммита "Группы двадцати" в Лос-Кабо (Мексика) состоялась встреча президента России Владимира Путина с премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном. Лидеры двух стран обсудили вопросы двусторонних, в том числе экономических, отношений.

2 августа 2012 года Владимир Путин посетил Великобританию с кратким рабочим визитом. Президент России и премьер-министр Великобритании обсудили перспективы торгово-экономического и энергетического сотрудничества между двумя странами, а также вопросы международной повестки дня, в частности, ситуацию в Сирии. Лидеры двух стран посетили соревнования лондонской Олимпиады.

10 мая 2013 года состоялся рабочий визит премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона в Сочи. На встрече с президентом России Владимиром Путиным обсуждались различные вопросы двусторонней и международной повестки дня, в частности ситуация в Сирии.

16 июня 2013 года в преддверии саммита "Группы восьми" в Лох-Эрне в резиденции премьер-министра Великобритании состоялись двусторонние переговоры Владимира Путина и Дэвида Кэмерона.

6 сентября 2013 года "на полях" саммита "Группы двадцати" в Санкт-Петербурге состоялась краткая беседа Путина с Кэмероном. Темой беседы стала ситуация вокруг Сирии.

Лидеры России и Великобритании провели также двустороннюю встречу 5 июня 2014 года в Париже. 15 ноября 2014 года Владимир Путин встретился с Дэвидом Кэмероном "на полях" саммита "Группы двадцати" в Брисбене (Австралия).

Осуществлялось взаимодействие на уровне министров иностранных дел, по парламентской линии.

Наметившееся в последние годы позитивное развитие политических отношений между Россией и Великобританией оказалось в значительной степени подорванным в связи с позицией Лондона в отношении ситуации на Украине и вокруг Крыма, а также по Сирии.

На данный момент российско-британский политический диалог практически полностью свернут.

Лондон в одностороннем порядке заморозил все двусторонние форматы межправительственного сотрудничества, доказавшие свою востребованность: Стратегический диалог в формате "2+2" (министры иностранных дел и обороны), Энергетический диалог высокого уровня, работу Межправительственной комиссии по торговле и инвестициям и Комитета по науке и технологиям. Фактически прекращены регулярные консультации по линии внешнеполитических ведомств.

В связи с включением Крыма и города Севастополя в состав России британская сторона заявила о приостановке реализации всего комплекса вопросов двустороннего военного сотрудничества, включая работу по заключению соглашения по ВТС. Отменены военные визиты высокого уровня.

Кроме того, Великобританией приостановлено действие всех лицензий (и рассмотрение всех заявок на лицензии) на экспорт в Россию продукции военного и двойного назначения, предназначенной для российской армии или других структур, "которые могут быть задействованы против Украины".

Великобритания активно продвигала введенный Евросоюзом антироссийский санкционный режим.

Общее ухудшение политического климата негативно отражается на торгово-экономических связях двух стран. По данным федеральной таможенной службы РФ, внешнеторговый оборот России и Великобритании по итогам 2015 года составил 11 197,0 миллионов долларов (в 2014 году — 19 283,8 миллиона долларов), в том числе российский экспорт 7 474,9 миллиона долларов (в 2014 году — 11 474,2 миллиона долларов) и импорт — 3 722,1 миллиона долларов (в 2014 году — 7 809,6 миллиона долларов).

В первом полугодии 2016 года товарооборот между двумя странами составил 4 798,0 миллиона долларов (за соответствующий период 2015 года — 6 138,6 миллиона долларов).

В структуре экспорта в Великобританию большая часть приходится на минеральное топливо, нефть и продукты их перегонки. Также российский экспорт представлен товарами химической промышленности; драгоценными камнями, металлами и изделиями из них; машинами, оборудованием и аппаратами; металлами и изделиями из них; древесиной, изделиями из нее и целлюлозно-бумажной продукцией; продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем (данная товарная группа представлена, главным образом, рыбой, злаками, жирами, маслами и напитками).

Лидирующие позиции в российском импорте из Великобритании занимают машины, оборудование и аппараты, также в структуре импорта продукция химической промышленности, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, металлы и изделий из них.

Развиваются контакты в области образования, науки и культуры. В 2014 году по инициативе России прошел перекрестный Год культуры. Его сводная программа включала около 300 мероприятий. Развитию российско-британских культурных связей послужат также мероприятия, намеченные в рамках перекрестного Года языка и литературы в 2016 году. С большим успехом в Национальной портретной галерее "Россия и искусство. Эпоха Толстого и Чайковского", на которой британской публике были продемонстрированы шедевры из собрания Третьяковской галереи, многие из которых ранее никогда не покидали территорию России.

Обсуждаются планы по проведению в 2017 году "перекрестного" Года науки и образования. В этой связи значительный импульс развитию российско-британских контактов в научной сфере придало участие британского астронавта Тимоти Пика в работе очередной экспедиции на Международной космической станции (с 15 декабря 2015 года по 18 июня 2016 года).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Нынешнее резкое ухудшение отношений между Россией и Британией далеко не первое за последние сто лет.

Но, несмотря на неоднократные скандалы, лишь один раз конфликт между государствами привёл к разрыву дипломатических отношений. Это произошло в 1927 году, когда Британия обвинила СССР во вмешательстве во внутренние дела и по своей инициативе объявила о полном разрыве отношений.

В СССР на полном серьёзе начали готовиться к новой войне и интервенции, которой, однако, не случилось.

СССР добился официального дипломатического признания со стороны Англии в начале 1924 года, когда к власти пришли лейбористы. Однако по настоянию британской стороны дипломатические отношения были организованы на более низком дипломатическом уровне. Не на уровне послов, а только дипломатических поверенных.

Тем не менее СССР много ждал от этих отношений. Планировалось взять у Англии кредит на закупку машин и заключить с ними торговый договор.

Во многом именно эти намерения привели к тому, что главными лоббистами дипломатического признания СССР оказались британские промышленники. Однако консерваторы, находившиеся тогда в оппозиции, выступали против предоставления новых кредитов до тех пор, пока Советский Союз не вернёт дореволюционные кредиты и займы, которые он демонстративно и принципиально отказался платить.

Под давлением консерваторов лейбористы выдвинули условие заключения англо-советского торгового договора. СССР должен был компенсировать английским подданным, имевшим акции российских компаний, финансовые потери от их национализации, и большевики согласились на это.

Однако после подписания договора произошёл политический скандал, который привёл к тому, что его так и не ратифицировали. Британский журналист левых взглядов по фамилии Кэмпбелл зачем-то написал ультрарадикальную статью, в которой призвал армию не подчиняться капиталистам и готовиться к революции. Зачем он это сделал, совершенно не ясно, но в итоге это привело к громкому скандалу, отставке кабинета лейбористов и досрочным выборам.

В разгар предвыборной кампании англичане объявили, что по линии разведки получили документ, доказывающий подрывную деятельность СССР против Британии. За пять дней до выборов в одной из крупнейших газет Daily Mail было опубликовано т. н. «письмо Зиновьева», в котором он давал инструкции британской компартии по подготовке революции.

Зиновьев на тот момент был главой Коминтерна, так что письмо выглядело правдоподобно. Он будто бы призывал английских коммунистов готовить революцию, создавать в армии ячейки партии и готовиться к вооружённому выступлению.

Публикация письма вызвала грандиозный скандал, который оказался на руку консерваторам, которые буквально разгромили лейбористов на выборах. Однако СССР настойчиво отрицал существование подобного письма и требовал проведения расследования. Зиновьев тоже открещивался от причастности к документу не только публично, но и на закрытых заседаниях Политбюро.

Стоит отметить, что письмо и правда было фейком. Из открытых много лет спустя архивов Коминтерна стало понятно, что большевики совершенно не верили в возможность революции в Англии и всё их внимание в то время было сосредоточено на Германии и Китае. Коммунистам время от времени посылали деньги на издание левых газет, но вопрос о революции в Британии никогда всерьёз не рассматривался. Хотя бы потому, что там и близко не было намёка не революционную ситуацию.

Большая часть исследователей считала письмо фальшивым. Это окончательно подтвердилось в конце века, когда из архивов британской разведки стало известно, что письмо попало к ней от некоего русского эмигранта из Европы, занимавшегося изготовлением разного рода фальшивок и их продажей.

Добившись победы на выборах, консерваторы на время забыли про «руку Москвы». В мае 1926 года в Англии началась всеобщая забастовка. Причиной стало двукратное понижение заработной платы шахтёрам. Профсоюзы призвали рабочих других отраслей поддержать требования шахтёров и организовать всеобщую забастовку, которая, по мысли организаторов, заставит пойти на уступки. Политических требований не выдвигалось, только экономические.

Один миллион двести тысяч шахтёров, поддержанные несколькими миллионами других рабочих, объявили забастовку. Однако она обернулась самым оглушительным провалом в истории стачечного движения. Британские спецслужбы уже за девять месяцев до её начала были прекрасно осведомлены о планах забастовщиков, и правительство имело большое количество времени, чтобы подготовиться к ней.

Основной расчёт забастовщиков был на транспортных работников, которые присоединятся к ней, и это парализует движение в стране. Однако правительство заранее набрало специальные группы подготовленных волонтёров, а также привлекло армию к выполнению важнейших работ, доставке продовольствия, работе общественного транспорта и т.д.

Руководители забастовочного движения с ужасом осознали, что их расчёты провалились. Уже через несколько дней, понурив голову, они вынуждены были свернуть забастовку в связи с её полной бессмысленностью и неэффективностью. Бастовать остались только шахтёры, но и они через несколько месяцев вернулись к работе, не добившись своих требований. Самая грандиозная забастовка в истории английского рабочего движения оглушительно провалилась.

Однако СССР по линии профсоюзов пытался передать некоторую сумму на поддержку бастующих, что не прошло незамеченным правительством. В газетах вновь поднялась шумная кампания, обвинявшая Москву в подготовке революции в Англии. Правительство активно обсуждало возможность разрыва отношений, но решило выждать некоторое время.

В феврале 1927 года министр иностранных дел Британии Чемберлен отправил СССР ноту, в которой выразил недовольство подрывной деятельностью СССР в Британии, и пригрозил разрывом дипломатических отношений. Кроме того, стала ясна причина, которая больше всего раздражала Британию. Дело было в Китае. Англичан весьма не устраивала поддержка Советами нового лидера Гоминьдана Чана Кайши, который начал военный поход для объединения страны.

После свержения китайской монархии в 1911 году Китай де-факто распался на ряд территорий, каждая из которых управлялась каким-нибудь генералом (т. н. Эра милитаристов). Попытки объединить страну предпринимала националистическая партия Гоминьдан.

В 1925 году лидер партии Сунь Ятсен умер, и его сменщиком во главе партии оказался Чан Кайши. С ним уже успели поработать большевики. Он не был коммунистом, однако охотно сотрудничал с Москвой, которая оказывала ему поддержку не только оружием, но и массой военспецов.

Например, военным советником Кайши был будущий советский маршал Блюхер. Политическим советником - агент Коминтерна Бородин-Грузенберг. Помимо помощи советниками Москва обучала офицеров гоминьдановской армии в военной академии Вампу. Фактически национально-революционная армия Гоминьдана была создана советскими руками.

Кроме того, сын Кайши жил и учился в СССР, и, более того, воспитывался в семье родной сестры Ленина Анны Ульяновой-Елизаровой. В Москве считали, что только Чан Кайши в состоянии объединить Китай, что было на руку СССР, поэтому они и оказывали поддержку именно ему. По настоянию Коминтерна даже более слабые тогда коммунисты вынуждены были заключить союз с Гоминьданом и оказывать ему всяческую поддержку.

Прагматичная политика СССР в регионе, что называется, убивала сразу двух зайцев. Во-первых, объединяла Китай руками националистов, во-вторых, взращивала и укрепляла местную компартию, тогда ещё очень слабую. Мало у кого были сомнения в том, что, после того как Кайши объединит страну, окрепнувшие коммунисты рано или поздно поднимут восстание и обернутся против него.

Чан Кайши тоже прекрасно понимал, что, вскоре после того как он объединит страну, он станет не нужен и рано или поздно союзники нанесут ему удар. Но до определённого момента он не желал терять военную и финансовую поддержку Коминтерна.

Что касается англичан, то у них в Китае были свои интересы. Особой враждебности к Кайши они не испытывали и понимали, что раздробленность Китая не может длиться вечно и рано или поздно появится кто-то, кто сошьёт лоскуты воедино. Однако их сильно не устраивало огромное советское влияние в китайском регионе. Поддержка одновременно и националистов и коммунистов значительно укрепляла позиции СССР в Китае при любом раскладе, кто бы не победил.

В 1926 году Чан Кайши начал военный поход для объединения нескольких регионов. Ему сопутствовал успех - уже по ходу похода стало очевидно, что в скором времени полководец добьётся своих целей. Надо было действовать как можно скорее и употребить все силы на ослабление советского влияния.

Именно по этой причине нота Чемберлена затрагивала китайскую тему, угрожая разрывом отношений в том случае, если СССР продолжит вмешиваться в события гражданской войны в Китае.

СССР по дипломатической линии отрицал обвинения в подрывной деятельности, а в самой стране была проведена шумная кампания «Наш ответ Чемберлену», которая до сих пор сохранилась в памяти людей. В СССР построили паровоз - это наш ответ Чемберлену! Открылась фабрика - это наш ответ Чемберлену! Физкультурники провели парад - это наш ответ Чемберлену! И так до бесконечности.

В конце марта 1927 года части Гоминьдана взяли Нанкин и Шанхай, что стало триумфом Чана Кайши. Всего через две недели, 6 апреля 1927 года, в Пекине и Тяньцзине (где пока ещё правили генералы) были совершены налёты на советские дипучреждения и арестовано несколько сотрудников.

СССР объявил о том, что налёт был невозможен без поддержки Англии, так как здания находились на территории Дипломатического квартала, который по закону пользовался полной неприкосновенностью. Полиция и солдаты могли зайти на его территорию только с разрешения главы квартала, которым был британский посол.

Через три дня, 12 апреля, Москву ждал новый удар. Чан Кайши разорвал союз с коммунистами и устроил жестокое избиение своих союзников в Шанхае, предварительно договорившись с местными триадами. Коммунистов убивали прямо на улицах. Партия пыталась ответить восстанием, но оно не удалось, коммунистам пришлось уйти в глухое подполье.

Ровно через месяц, 12 мая, британская полиция ворвалась в здание, которое занимала торговая компания АРКОС и советское торгпредство. АРКОС был создан для торговли между странами ещё в период, когда дипломатических отношений между ними не было. СССР заявил протест против обысков в помещениях, пользующихся дипломатической неприкосновенностью.

Однако англичане в действительности проводили обыск не в торгпредстве, а в АРКОСе, которые занимали одно здание. При этом АРКОС юридически был британской компанией и не пользовался неприкосновенностью, формально британцы ничего не нарушили.

24 и 26 мая в парламенте проходили дебаты, по итогам которых премьер-министр Болдуин объявил о намерении разорвать все отношения с СССР. 27 мая советский поверенный в делах получил официальную ноту, извещающую, что полицейский обыск в АРКОСе достоверно выявил факты шпионажа и подрывной деятельности на территории Британии со стороны СССР. В десятидневный срок все советские служащие должны были покинуть страну.

В СССР восприняли весьма агрессивные действия Британии как сигнал о подготовке войны и новой интервенции силами капиталистических держав. В магазинах выстроились очереди, ОГПУ регулярно доносило в своих сводках о резко увеличившемся количестве слухов о скором начале войны. Охрана границ была усилена, резко ужесточено законодательство в области политических преступлений. 1 июня ЦК разослал в парторганизации специальное обращение, в котором говорилось об угрозе скорой войны.

7 июня в Варшаве был убит советский посол Войков. Стоит отметить, что его убийца не был связан с англичанами и давно готовил это покушение, но в СССР это было воспринято как ещё один знак готовящейся войны.

10 июня в ответ на убийство посла в СССР расстреливают группу аристократов, занимавших различные должности в дореволюционной России, а также несколько человек, объявленных английскими шпионами. Программа строительства нового флота корректируется в пользу увеличения количества подлодок.

В СССР начали всерьёз готовиться к войне. Сталин начал финальное наступление на всю партийную оппозицию, изгнав из партии Троцкого и Зиновьева, добившись отмены НЭПа и перехода к коллективизации.

Однако англичане вовсе не планировали воевать. Их резкие действия заставляли советское руководство отвлечься на внутренние дела и вынуждали свернуть поддержку Гоминьдана. В такой обстановке было уже не до Китая, чем воспользовался Чан Кайши, чтобы максимально ослабить советское влияние.

8 июля на заседании Политбюро принято решение отозвать всех высокопоставленных советских агентов в Китае. При этом возвращаться они должны были тайно, поскольку существовала немалая угроза захвата. 18 июля Гоминьдан захватывает в Шанхае корабль с группой советских военных специалистов и арестовывает их.

26 июля Гоминьдан заявляет о прекращении отношений с СССР и принудительной высылке всех оставшихся военных специалистов и советников. В начале ноября отряды Гоминьдана напали на советское консульство в Гуанчжоу, разгромив его и убив пятерых советских дипработников.

Все отношения между СССР и Гоминьданом были разорваны. Буквально за несколько месяцев СССР превратился из хозяина положения в Китае в аутсайдера. Компартия была разбита и ушла в глухое подполье, в далёкие горные районы. И без того не самая сильная организация понесла большой ущерб и потратила долгие годы, прежде чем смогла восстановиться. Чан Кайши взбунтовался и полностью вышел из-под контроля Коминтерна, переориентировавшись на капиталистические страны.

Однако разрыв между Британией и СССР был недолгим. Вскоре, после того как расклады в Китае полностью изменились, к власти в Лондоне пришли лейбористы. В 1929 году отношения между СССР и Британией были восстановлены в полном объёме, без каких-либо особых условий, по инициативе британской стороны.

Гражданская война в Китае продолжалась, и каждая крупная страна имела в этом регионе свои интересы. Через несколько лет СССР получил шанс частично восстановить своё влияние, после того как японцы вторглись в Китай и Манчжурию.

Усиление японцев в регионе противоречило интересам двух крупнейших держав - США и Британии, поэтому они не протестовали против того, что СССР вновь начал оказывать поддержку Гоминьдану. Чан Кайши вынужден был принять помощь и создать союз с коммунистами против японцев, который просуществовал до конца Второй мировой войны.

После чего гражданская война вновь разгорелась, но теперь уже между Гоминьданом и компартией. По итогам мировой войны ранг СССР резко повысился, и теперь он мог оказать коммунистам гораздо большую поддержку. Война закончилась победой компартии и Китай в конце концов стал коммунистическим. Но произошло это только в 1949 году.

Высылка 23 российских дипломата из Великобритании в марте 2018 года, о которой объявила Тереза Мэй, - это только начало. Цель провокации с отравлением Сергея Скрипаля и его дочери, предпринятая нашими «англосаксонскими партнерами», - вовсе не ухудшение отношений между странами. Это лишь способ добиться главного.

Это подготовка к бойкоту чемпионата мира по футболу как главной целью предпринятых усилий. Ну не война же, в конце концов. Англосаксы расчетливы, коварны, но они не самоубийцы.

Наверное, кому-то покажется эта цель слишком мелкой для серьезных геополитических подвижек, которые последуют за голословным обвинением России в ужасном преступлении, как и самим циничным отравлением Сергея Скрипаля и его дочери. Но мундиаль вовсе не мелкий повод.

Он должен пройти с 14 июня по 15 июля в одиннадцати наших городах. Целый месяц к России будет приковано внимание всего мира, а Владимир Путин на это время станет героем всех новостных и спортивных выпусков. Мундиаль в состоянии радикально изменить образ страны, которую Запад вот уже четыре года старательно превращает в изгоя.

После чемпионата мира по футболу вся кампания по очернению может пойти псу под хвост. Уже не чиновники ФИФА, а миллионы простых болельщиков из разных стран станут рассказывать в соцсетях о том, как все замечательно организовано, о прекрасных стадионах, гостиницах, вокзалах, ресторанах, о доступном интернете и добрых людях. Покажут фотографии и видео, с которыми не смогут конкурировать отцензурированные материалы мировых информационных агентств, газет и телеканалов.

Очеловечивание России - вот чего не могут допустить наши геополитические конкуренты.

Акция, разумеется, спланирована в Вашингтоне, но ее проведение поручено ближайшему союзнику - Великобритании. Сегодня ее первая часть завершена: высылка 23 наших дипломатов должна продемонстрировать, что все очень и очень серьезно. Дело за малым - убедить в необходимости бойкота главных европейских союзников.

Как заявила Тереза Мэй, она координирует эту важную работу с Ангелой Меркель и Эммануэлем Макроном. Однако те пока осуждение Владимира Путина громко не высказывают. И тому есть свои причины.

Дело вовсе не в том, что Германии и Франции нужны более веские доказательства причастности России к преступлению - плевать им на доказательства. Мы вообще живем в интересное время, когда требуются не факты, а мнения - ничего материального, все виртуально. Тогда почему же Париж и Берлин, по сути, отмалчиваются?

Они торгуются. Брекзит и одновременно - грубая риторика Трампа, а также его некоторые вполне конкретные недружественные шаги вроде повышения ввозных пошлин на металл заставили Старый Свет очень настороженно относиться к инициативам англосаксов.

Европа хочет, чтобы все вернулись на свои места: Великобритания - в Евросоюз, США - во главу их общего стола. В этом случае можно было бы вспомнить о трансатлантической солидарности и союзнических отношениях. Вот тогда можно было бы подыграть англосаксам в их непримиримой борьбе с Россией, встать с ними плечом к плечу.

Отсюда и нерешительность Терезы Мэй, которая сегодня была вынуждена объявить лишь о полумерах: Британия понизит уровень представительства на предстоящем чемпионате мира по футболу - в Россию не поедут высокопоставленные чиновники и члены королевской семьи. Бойкот турнира, по ее словам, пока не обсуждается.

Значит, Ангела Меркель и Эммануэль Макроном запросили слишком высокую цену за бойкот единым фронтом, а только он и может быть эффективным оружием для достижения этой цели. Иначе мы бы уже сегодня услышали неприятную новость.

Разумеется, циничное убийство перебежчика с перекладыванием вины с больной головы на здоровую - не единственный способ добиться срыва мундиаля. Я уже писал, что американцы припасли еще один - организацию войны в Донбассе. Также неплохо распространяется пиар-кампания по раскрутке бомбардировок Восточной Гуты, где мы, оказывается, круглосуточно убиваем женщин и детей, а также травим их всякой дрянью.

  • Tags:

После 2019 года к западу и к востоку от границ ЕС будут существовать два мощных европейских государства, не состоящие в Евросоюзе. И Соединённое Королевство, и Россия являются постоянными членами Совета Безопасности ООН, имеют на вооружении ядерное оружие и обладают крупнейшими в мире экономиками. И обе будут жизненно заинтересованы в стабильности и успешности Европы в целом.

От редакции: данный текст был написан до отмены визита Бориса Джонсона в Россию

В 1940 г. Уинстон Черчилль сказал, что: «Россия – это загадка, окутанная тайной и покрытая мраком неизвестности».

Руководству западных стран было всегда непросто понять крайне своеобразную сущность России. Что же касается замечания Черчилля, то оно интересно по двум причинам.

Во-первых, даже в 1940 году британский премьер-министр называл Россию Россией, а не Советским Союзом. Он понимал, что под вывеской «СССР» существует всё та же Российская империя, только ещё больше расширившая свои границы и окрепшая со времён Петра Великого.

Порой нечто подобное говорят и о Соединённом Королевстве. С точки зрения Европейского союза, мы, особенно теперь, представляем собой загадку. По мнению руководства ЕС, наша страна занята исключительно собственными национальными интересами в ущерб общему делу.

На протяжении веков национальные интересы способствовали сближению Великобритании и России так же часто, как и их размежеванию.

Мы вместе воевали против Наполеона, стремившегося поработить Европу. Мы были союзниками во время Первой мировой войны. Рузвельт, Сталин и Черчилль составляли Большую Тройку, нанёсшую, несмотря на идеологические разногласия, поражение Гитлеру в 1945 г.

Однако в 19-м и 20-м веках мы были и конкурентами. Индия считалась жемчужиной в короне Британской Империи, и продвижение российских границ вглубь Средней Азии в направлении Афганистана рассматривалось её руководством в качестве потенциальной угрозы господству Британии в Индии.

Командование военно-морского флота Великобритании полагало, что стремление России отвоевать у Османской империи Константинополь и контролировать выход из Чёрного в Средиземное море, является угрозой владычеству Великобритании на морях, благодаря которому британская империя и ощущала свое могущество.

Теперь эти страхи и устремления являются достоянием истории, что, впрочем, не помешало британо-советским отношениям оставаться весьма прохладными на всём протяжении холодной войны.

В отличие от ФРГ, Великобритания никогда не рассматривала Советский Союз в качестве крупного рынка сбыта своей продукции. Она не нуждалась в поставках энергоресурсов из России. Располагаясь на острове у западного побережья Европейского континента, она в самую последнюю очередь испытала бы на себе последствия любой войны на суше в центре Европы.

Всё это время по своему геополитическому мировосприятию Великобритания была ближе к Соединённым Штатам и не придавала политическим отношениям с Москвой столь большого значения, как, скажем, Франция и ФРГ.

Но и из этого правила нашлось исключение в 80-х годах прошлого века, когда состоялась встреча Маргарет Тэтчер и Михаила Горбачёва. Я присутствовал на этой встрече.

Я помню, как понравились друг другу «железная леди» и член Советского Политбюро, какое сильное впечатление производило на них взаимное общение, хотя они мало в чём соглашались друг с другом. Со временем они стали доверять друг другу. Тэтчер сообщила Рейгану, что с Горбачёвым «можно иметь дело». А остальное, как говорится, уже является достоянием истории.

То, что Тэтчер смогла поладить с Горбачёвым, и исторические последствия их взаимного общения свидетельствуют о том, что веских оснований, по которым Соединённое Королевство и Российская Федерация не могли бы, несмотря на разногласия, установить между собой близкие и конструктивные отношения, просто не существует.

Отсутствие таковых в течение последних десяти лет является следствием некоего чрезвычайного происшествия, а также углубляющихся разногласий между Россией и Западом из-за Крыма, Восточной Украины и других проблем.

«Чрезвычайным происшествием» стало убийство в Лондоне в 2006 году Александра Литвиненко. На момент своей гибели Литвиненко был гражданином Соединённого Королевства.

В Британии никто не сомневается, что приказ об убийстве Литвиненко поступил из Москвы. Попытки улучшить двусторонние отношения были загублены отказом российских властей дать разрешение на проведение надлежащего расследования и избранием предполагаемого убийцы Литвиненко депутатом Государственной Думы.

Но сейчас, как мне кажется, правительство Великобритании всерьёз заинтересовано в том, чтобы 2017 год стал отправной точкой в улучшении двусторонних отношений и завязывании более конструктивного сотрудничества между двумя странами. Важным дипломатическим событием станет планируемый визит в Москву министра иностранных дел Бориса Джонсона.

Готовясь посетить Россию, Джонсон не питает особых иллюзий. В одном из недавних интервью он заявил: «Не сказал бы, что меня распирает от оптимизма. Надежда на перезагрузку отношений с Россией свойственна каждому новому министру иностранных дел, каждому новому премьер-министру и каждому новому президенту. Но всякий раз их ожидает разочарование. У меня нет оснований думать, что на этот раз всё будет иначе».

Интересно, что в том же интервью Джонсон сказал: «Россия должна хотя бы намекнуть, что она достойна доверия». Как уже говорилось в этой статье, между Тэтчер и Горбачёвым возникло именно чувство доверия. А без доверия не обрела бы своего мирного завершения и холодная война. Поэтому России и Западу не уладить нынешних разногласий без восстановления хотя бы малой толики доверия.

По словам Джонсона, Британию и Россию должны сблизить такие вопросы, как восстановление стабильности в Сирии и на Ближнем Востоке и необходимость предпринять шаги по обеспечению режима нераспространения ядерного оружия, ставшие актуальными в связи с действиями Северной Кореи.

Необходимы также ясные и недвусмысленные доказательства того, что Россия будет уважать территориальную целостность Украины и обеспечит мирное воссоединение с ней Донецка и Луганска. С Крымом дело обстоит сложнее, но, как и в случае с прибалтийскими государствами в период после 1940 года, его насильственная аннексия Россией никогда не будет признана законной.

Впрочем, есть другие вопросы, в отношении которых Россия и Британия могут выступить в качестве естественных союзников. Обе страны подвергались атакам со стороны исламских террористов и воинствующих сторонников джихада и должны найти новые возможности для сотрудничества. В прошлом они предпринимали совместные действия в Афганистане. Существует широкий круг культурных, экономических и политических проблем, работать над которыми лучше в формате диалога и совместных проектов.

В связи с Brexit и выходом Великобритании из Евросоюза открываются новые возможности для сотрудничества. После 2019 года к западу и к востоку от границ ЕС будут существовать два мощных европейских государства, не состоящие в Евросоюзе. И Соединённое Королевство, и Россия являются постоянными членами Совета Безопасности ООН, имеют на вооружении ядерное оружие и обладают крупнейшими в мире экономиками. И обе будут жизненно заинтересованы в стабильности и успешности Европы в целом.

Конечно, Великобритания сохранит более тесные связи со странами ЕС, в частности, с Францией и Германией. Эти связи будут осуществляться не только через НАТО: появятся новые возможности и, наверное, структуры, которые обеспечат самое тесное сотрудничество между западноевропейскими странами в области проведения общей внешней политики.

Британия уже доказала в 1914 и 1939 годах, что при возникновении угрозы стабильности и свободе континентальной Европы военные, экономические и политические ресурсы Соединённого Королевства будут поставлены на службу тех, кто стремится сохранить или вновь обрести свободу.

На протяжении веков мы также доказали, что являемся прагматичной страной, готовой к сотрудничеству с другими странами при наличии общих интересов. А у Соединённого Королевства и Российской Федерации есть насущные общие интересы.

Если между лидерами обеих стран вновь возникнет доверие, если возродится доверие с лидерами других стран Европы и Северной Америки, то все вместе мы сможем достичь очень многого, и это принесёт благо нашим народам и нашим странам в целом.

Похожие публикации