Клиническая этика. Взаимоотношения медицинских работников с больными

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБ ГОУ образовательное учреждение высшего профессионального образования

Факультет медицинский

Кафедра организации и экономики здравоохранения

Курс истории медицины

Контрольная работа

на тему: Вопросы медицинской этики и деонтологии.

Выполнила: студентка Павлова О.В.

Проверила: преподаватель доцент Леженина С.В.

Чебоксары, 2011г.

Введение

.Понятие о врачебной этике и деонтологии

.Врачебный долг, врачебная ответственность и врачебная тайна

.Современные правила этики и деонтологии

.О профессиональных преступлениях в работе врача

Заключение

Литература

Введение

Среди социальных задач нет более важной, чем забота о здоровье и жизни людей, поэтому государство обязано заботу о здоровье членов общества взять на себя.


1. Понятие о врачебной этике и деонтологии

Медицинская этика - это раздел философской дисциплины этики, объектом исследования которого являются морально-нравственные аспекты медицины. Деонтология (от греч. δέον - должное) - учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики. Термин введен Бентамом для обозначения теории нравственности как науки о морали.

Впоследствии наука сузилась до характеристики проблем человеческого долга, рассматривая долг как внутреннее переживание принуждения, задающегося этическими ценностями. В ещё более узком смысле деонтология была обозначена, как наука, изучающая конкретно медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом.

Главные вопросы медицинской деонтологии - это эвтаназия, а также неизбежное умирание пациента.

Цель деонтологии - сохранение нравственности и борьба со стрессовыми факторами в медицине в целом.

Также существует юридическая деонтология, представляющая собой науку, изучающую вопросы морали и этики в области юриспруденции.

Деонтология включает в себя:

Вопросы соблюдения врачебной тайны

Меры ответственности за жизнь и здоровье больных

Проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе

Проблемы взаимоотношений с больными и их родственниками

Правила относительно интимных связей между врачом и пациентом, разработанные Комитетом по этическим и правовым вопросам при Американской медицинской ассоциации.

В более узком смысле под медицинской этикой понимают совокупность нравственных норм профессиональной деятельности медицинских работников. В последнем значении медицинская этика тесно соприкасается с медицинской деонтологией.

Медицинская деонтология - это совокупность этических норм выполнения медработниками своих профессиональных обязанностей. Т.е. деонтология предусматривает преимущественно нормы взаимоотношений с больным. Медицинская этика предусматривает более широкий круг проблем - взаимоотношение с больным, медработниками между собой, с родственниками больного, здоровыми людьми. Эти два направления диалектически связаны между собой.

2. Врачебный долг, врачебная ответственность и врачебная тайна

«Клятва» Гиппократа является наиболее известной и древней профессиональной клятвой врача. «Клятва» содержит 9 этических принципов или обязательств, наиболее хорошо выражающих долг и принципы:

.обязательства перед учителями, коллегами и учениками,

.принцип не причинения вреда,

.обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия),

.принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного,

.принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к абортам,

.обязательство об отказе от интимных связей с пациентами,

.обязательство личного совершенствования,

.врачебная тайна (принцип конфиденциальности).

Профессия врача предъявляет к личности свои особые специфические требования. Посвятить себя профессии врача - значит добровольно решиться на огромную, подчас мучительную самоотверженность в труде. Труд этот повседневный, тяжелый, но в то же время - благородный, крайне необходимый людям. Повседневную врачебную деятельность, которая требует всей отдачи, отдачи всего себя, всех лучших человеческих качеств, можно назвать подвигом.

По окончании вуза молодые специалисты-врачи в своем большинстве распределяются в самые отдаленные районы страны, где им приходится подчас работать круглосуточно. Именно в таких нелегких условиях создаются благоприятные условия для реализации всех нравственных качеств молодого специалиста. В большинстве выпускникам по плечу трудные задачи. По окончании институтов подаются многочисленные заявления с просьбой направить на работу в те районы нашей Родины, где они необходимы. Жизнь медицинской науки - борьба за жизнь человека. Она не знает ни покоя, ни отдыха. У нее нет ни праздничных, ни будничных дней, ни ночных, ни дневных часов. Болезнь с одинаковой легкостью может поразить младенца или убеленного сединой старца. Болезнь слепа, коварна и бездумна. Однако на ее пути стоит медицина с ее современными научными методами лечения, обширным арсеналом лекарственных веществ. По образному выражению Гуго Глязера, «медицина, которая служит человеку, слагается из искусства и науки, и над ними простирается чудесный покров героизма, без которого не может быть медицины».

Приступая к врачебной деятельности, врач обещает хранить врачебную тайну. Врачебная тайна уходит своими корнями в глубокую древность, в те времена, когда лечением больных занимались жрецы. Сам процесс лечения они приравнивали к религиозному культу. Все, что было связано с религией, жрецы сохраняли в глубокой тайне. Указание на соблюдение врачебной тайны можно найти во многих древних медицинских трудах. В Древнем Риме медицину иногда называли «Ars muta» - «искусством молчания». Смысл этой поговорки не утратил своего значения и в наши дни.Врачебная тайна должна храниться до тех пор, пока это не представляет опасности обществу. У нас в стране настоятельно поддерживается тенденция в необходимости укрепления доверия к врачу и устранения всех причин, которые могут ослабить этот контакт. Необходимые гарантии о сохранении в тайне того, что может доверить больной врачу, являются теми факторами, которые способствуют своевременному обращению к врачу. Это помогает видеть больному во враче человека, стремящегося ему помочь.

Степень сохранения врачебной тайны со всей ответственностью ложится на совесть врача, и только он сам может решить, каковы пределы сохранения этой тайны. Имеется статья «Обязанность сохранять врачебную тайну». Сохранение врачебной тайны, говорится в ней, является одним из важнейших условий во взаимоотношениях врача с пациентом. «Врачи... не вправе разглашать ставшие им известными в силу исполнения профессиональных обязанностей сведения о болезни, интимной и семейной сторонах жизни больного». Однако, говорится далее, «....руководители учреждений здравоохранения обязаны сообщать сведения о болезни граждан органам здравоохранения, когда этого требуют интересы охраны здоровья населения, а следственным и судебным органам - по их требованию». В клятве врача России говорится:«умолчать о том, чтобы я ни увидел и ни услышал касательно здоровья и жизни людей, что не следует разглашать, считая это тайной» Врачам иногда разрешена «святая ложь», которая, по мнению С. П. Боткина <#"justify">3. Современные правила этики и деонтологии

.Работа в отделении или в стационаре должна подчиняться строгой дисциплине, должна соблюдаться субординация, то есть служебное подчинение младшего по должности к старшему.

.Медицинский работник в отношении к больным должен быть корректным, внимательным, не допускать панибратства.

.Врач должен быть специалистом высокой квалификации, всесторонне грамотным. Сейчас больные читают медицинскую литературу, особенно по своей болезни. Врач должен в такой ситуации профессионально и деликатно общаться с больным. Неправильные действия врачей или медицинского персонала, неосторожно сказанное слово, анализы или истории болезни, ставшие доступным больному, могут привести к фобии, то есть боязни того или иного заболевания, например: канцерофобия - боязнь заболевания раком.

.К деонтологии относится сохранение врачебной тайны. В ряде случаев

.приходится скрыть от больного его истинное заболевание, например рак.

.Сохранение врачебной тайны относится не только к врачам, но и медперсоналу, студентам, то есть всем тем, кто контактирует с больными.

.Есть правило: "Слово лечит, но слово может и калечить". Врачебная тайна не распространяется на родственников больного. Врач должен сообщить родственникам истинный диагноз, состояние больного и прогноз.

.С медицинской деонтологией тесно связана ятрогения - это болезненное состояние, обусловленное деятельностью медицинского работника. Если

.человек мнительный, психологически неустойчив, то ему легко внушить,

.что у него есть какое-либо заболевание, и этот человек начинает находить у себя различные симптомы мнимого заболевания. Поэтому врач должен убедить больного в отсутствии мнимых болезней. К ятрогении относят заболевания и повреждения, возникшие в результате неправильных действий или лечения больного. Так, к ятрогенным заболеваниям можно отнести гепатит, развившийся после инфузии зараженной крови или плазмы. К ятрогенным повреждениям относят травмы внутренних органов при полостных операциях. Это повреждение селезенки при резекции желудка, пересечение холедоха при холецистэктомии и др.

.К деонтологии относится и отношение с коллегами. Нельзя критиковать или давать оценку действиям коллеги в присутствии больного. Замечания коллегам необходимо делать при необходимости с глазу на глаз, не подрывая авторитета врача. Врач в своей работе не должен замыкаться в себе, обсуждение вызывающих у лечащего врача случаев следует производить коллегиально. Врач должен не гнушаться любым советом, будь то от старшего или младшего. Никогда не стоит говорить больному о том, что этот консультант плох, если он не соглашается с вашим диагнозом. Если при совместном с коллегами обследовании возникли разногласия - обсудить их необходимо в ординаторской, а потом, на основании истины, достигнутой в споре, необходимо сообщить общее мнение больному именно так: Мы обсудили и решили.... При постановке диагноза, определении показаний и противопоказаний, выборе метода операции врач должен советоваться. Не случайно все будущие операции обсуждаются коллегиально. То же относится к выбору тактики во время манипуляций. Если во время манипуляции врач сталкивается с непредвиденной ситуацией, техническими сложностями, аномалией развития, то он должен советоваться, вызвать старшего коллегу, при необходимости попросить его участие в дальнейшем ходе действий.

.Взаимоотношения со средним и младшим медперсоналом должно быть демократичным - они знают и слышат все - необходимо привлечь их на свою сторону в плане сохранения врачебной тайны - не сообщать ни больному, ни родственникам об имеющемся заболевании или патологии, применяемым методам лечения и др. Воспитайте у них правильный ответ на все вопросы: Я ничего не знаю, спросите у лечащего врача. Тем более все эти вопросы не должны громогласно обсуждаться и выдаваться кому бы то не было. Кроме того, должно быть воспитано чувство долга, ответственности, доброжелательности; даны необходимые знания и навыки.

.Взаимоотношения врача с родственниками самая сложная проблема медицинской деонтологии. Если заболевание обычное и лечение идет хорошо допустима полная откровенность. При наличии осложнений допустим корректный разговор с ближайшими родственниками.

4. О профессиональных преступлениях в работе врача

деонтология врачебный медработник нравственность

Для решения вопроса об уголовной ответственности медицинских работников за профессиональные преступления следователю и суду необходимо выяснить следующие обстоятельства: 1) неправильность или несвоевременность оказания медицинской помощи, а в случаях ее неоказания - были ли для этого уважительные причины и опасное для жизни состояние больного в момент неоказания помощи; 2) наступление смерти или причинение серьезного вреда здоровью пострадавшего; 3) причинную связь между перечисленными действиями (бездействием) медицинских работников и указанным неблагоприятным исходом; 4) наличие вины медицинского работника; 5) причины и условия, способствовавшие совершению преступления. Неправильность и несвоевременность оказания медицинской помощи определяют исходя из существующих в медицинской науке и лечебной практике правил, положений и инструкций. Достаточно трудно установить причинную связь между действием (бездействием) медицинских работников и наступившим неблагоприятным исходом лечения даже в случаях, когда бесспорно доказана его неправильность или нe своевременность.

Следовательно, прежде чем решать вопрос о причинной связи между действием (бездействием) медицинского работника и неблагоприятным исходом, необходимо установить непосредственную причину смерти или причинения вреда здоровью пострадавшего.

Виновность медицинского работника в неблагоприятном исходе вытекает из существа перечисленных выше фактов, свидетельствующих об объективной стороне правонарушения. Эти данные должны дополняться сведениями о личности медицинского работника (его профессиональной квалификации, отношении к работе, больным, оценка предшествовавшей деятельности и т.п.).

Естественно, что юридическая оценка неблагоприятного исхода зависит также от условий, которые могли способствовать наступлению неблагоприятного исхода. К ним относятся различные недостатки в работе лечебно-профилактических учреждений, в частности отсутствие квалифицированного помощника при экстренной операции, нехватка или низкая квалификация среднего медицинского персонала, отсутствие необходимой аппаратуры и т.п.

Согласно Уголовному кодексу РФ медицинские работники подлежат уголовной ответственности за следующие профессиональные преступления: неоказание помощи больному; оставление в опасности; незаконное производство аборта; незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью; нарушение санитарно-эпидемиологических правил; служебный подлог; незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ; хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ; незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ; незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта; халатность.

К профессиональным преступлениям медицинских работников относятся также стерилизация женщин и мужчин без медицинских показаний, недопустимые эксперименты на людях, хотя эти категории преступных действий специально не предусмотрены Уголовным кодексом РФ. Эти действия обычно рассматриваются органами следствия и судом по аналогии как причинение тяжкого вреда здоровью по признаку утраты органом своей функции в случае стерилизации (ст. 111 УК РФ) или как злоупотребление должностными полномочиями в случаях недопустимых экспериментов на людях (ст. 285 УК РФ).

Среди всех преступных действий медицинских работников халатность и небрежность при оказании медицинской помощи юристы рассматривают как преступления по неосторожности, а остальные относят к умышленным профессиональным преступлениям медицинских работников.

Заключение

При правильном поведении врача, соблюдении деонтологических положений доверие к нему должно появиться «с первого взгляда» и уж во всяком случае после первой беседы, а авторитет - в течение нескольких недель.

Литература

1.Громов А. П., Врачебная деонтология и ответственность медицинских работников, М., 1969;

2. «Врачебная этика»

. «Этика и деонтология»

деонтология медицинский этика ответственность

Медицинская этика - это совокупность норм поведения и морали медицинских работников.

Своеобразие медицинской этики заключается в том, что в ней, все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его улучшение и сохранение. Свое выражение эти нормы первоначально были закреплены в Клятве Гиппократа, которая стала отправной точкой для создания других профессионально-моральных медицинских кодексов. Этический фактор имеет в медицине традиционно большое значение.

Основные аспекты медицинской этики:

  • * медицинский работник и общество;
  • * нравственные качества и внешний вид медицинского работника;
  • * медицинский работник и пациент;
  • * медицинский работник и родственники пациента;
  • * медицинская тайна;
  • * взаимоотношения представителей медицинских профессий;
  • * усовершенствование знаний;
  • * этика эксперимента.

Главным этическим принципом в медицине является принцип - не навреди. Не причинение вреда, ущерба здоровью пациента - есть первейшая обязанность каждого медицинского работника. Пренебрежение этой обязанностью в зависимости от ущерба здоровью больного может стать основанием для привлечения медицинского работника к судебной ответственности.

Недопустимо нанесение морального или физического ущерба пациенту ни намеренно, ни по небрежности, ни по причине профессиональной некомпетентности. Медицинский работник не вправе безучастно относиться к действиям третьих лиц, стремящихся нанести пациенту такой вред. Действия медицинского работника по уходу за больным, любые другие медицинские вмешательства, сопряженные с болевыми ощущениями и иными временными негативными явлениями, допустимы лишь в его интересах. Риск, сопровождающий медицинское вмешательство, не может быть выше ожидаемой пользы. Произведя медицинские вмешательства, чреватые риском, медицинский работник обязана предусмотреть меры безопасности, купирования угрожающих жизни и здоровью пациента осложнений

Медицинский работник обязан оказывать медицинскую помощь, отвечающую принципам гуманности и профессиональным стандартам, нести моральную ответственность, превыше всего ставить сострадание, милосердие и уважение к жизни пациента. В сфере здравоохранения трудовая мораль стоит на первом месте, поскольку эта профессия связана с самым ценным, что есть на земле, - жизнью человека. Профессионализм является основой медицинского соглашения с обществом. А это требует, чтобы интересы пациентов были превыше интересов медицинского работника. Решения пациентов и их заботы должны превалировать настолько, насколько они соответствуют этической практике и не требуют предоставления неквалифицированной помощи.

Профессия среднего медицинского работника требует: сдержанности, умения владеть собой даже в сложных, непредвиденных ситуациях. Нельзя больному демонстрировать растерянность при оказании неотложной медицинской помощи. Больной в действиях среднего медицинского работника должен чувствовать спокойствие, уверенность и профессиональное умение выполнять манипуляции в пределах своих профессиональных компетенций.

Особенности медицинской этики заключаются в:

Принципе милосердия, который гласит: “Я принесу добро пациенту и не причиню ему вреда”. Милосердие подразумевает чуткое и внимательное отношение к пациенту.

Принцип автономии требует уважения к личности каждого пациента.

Принцип справедливости требует равного отношения медицинских работников и оказания равноценной помощи всем пациентам вне зависимости от их статуса. Этот принцип также определяет, что какую бы помощь не оказывал медицинский работник пациенту, его действия не должны нанести вреда пациенту.

Сопереживание и милосердие должны стать внутренним содержанием, стержнем медицинского работника, который должен выражать это своими поступками и повседневным поведением. Этические убеждения медицинского работника должны находить свое выражение не в громких заявлениях о любви к человечеству, а в повседневной работе, прежде всего, через общение с пациентами, их близкими, во взаимоотношениях с коллегами.

Принцип полноты оказания медицинской помощи подразумевает профессиональное оказание медицинской помощи и профессиональное отношение к пациенту, применение всего имеющегося арсенала здравоохранения для проведения качественной диагностики и лечения.

Ровное отношение ко всем больным, постоянство в поведении медицинских работников и обязательность в выполнении лечебных назначений усиливают доверие больных медицинский работникам.

Особую проблему в клинической деятельности медицинских работников представляет собой ятрогения - болезни или психогенные реакции, вызванные неправильным поведением медицинских работников, а также их действиями (последствия диагностических оперативных вмешательств, лекарственная болезнь и др.). В практике медицинского работника причинами ятрогении могут быть излишне подробная беседа с пациентом или его родственниками, особенно содержащая описание возможных осложнений, неблагоприятного прогноза или неумело проведенная санитарно-просветительная беседа. Кроме того, причиной ятрогении может быть выдача на руки пациентам истории болезни и других медицинских документов.

Медицинские работники не должны обсуждать данные о пациентах, их заболевании и личную жизнь. Это диктуется не только этическими соображениями, но и влечет за собой юридическую ответственность! Основным этическим принципом сестринского дела является уважение к жизни, достоинству и правам пациента. Этические обязанности медицинской сестры в процессе работы с пациентом -- это определенный круг действий, безусловных для выполнения (например, уважать пациента и его право на самоопределение, т.е. выявление своей воли в отношении чего-либо; не причинять вреда; держать слово; сотрудничать с пациентом).

Эффективность труда медицинских работников повышается при правильно налаженном на основании сотрудничества лечении пациента. Медицинский работник должен стремиться быть профессионально грамотным, компетентным, независимым специалистом, обладающим необходимыми для данной работы личностными характеристиками, а также здоровьем. Чтобы осуществлять свои профессиональные обязанности, медицинскому персоналу очень важно поддерживать свое физическое и психическое здоровье, т.е. динамическую гармонию личности с окружающей средой, достигнутую посредством адаптации. Этический принцип приносить добро другому, действие, направленное на благо другого человека или общности, называется благодеянием. Это не только доброжелательность, бескорыстие, щедрость, но и понимание другого человека, сострадание к нему, соучастие в его судьбе.

Введение

Медицина и общество

Путь любой науки сложен, а медицины – особенно. Ведь она, как ни одна другая область знаний, не затрагивает саму жизнь людей. Зачастую медицинские открытия не только успешно излечивают конкретных больных, но и влияют на мировоззрение общества в целом.

На взаимоотношения медицины и общества существуют две противоположные точки зрения. Сторонники первой считают, что косное общественное мнение тормозит прогресс медицины. Поборники второй убеждены, что развитие медицины нарушает гармоничное единство природы и человека, является основной причиной ослабления человечества в целом и даже может привести его к вырождению. В самом деле, с одной стороны, люди стали здоровее – увеличилась продолжительность жизни, современный человек по сравнению с древними предками крупнее, крепче. А с другой – лекарства и вакцины «отучили» организм самостоятельно бороться с болезнями.

Однако медицина и общество не противостоят друг другу, находясь в сложном взаимодействии. Медицина вольно или невольно влияет на общество, изменяя его. От соблюдения медицинских норм в разных сферах деятельности людей зависят жизнь и здоровье каждого, и общество заинтересованно их учитывать.

Нужно сказать и о гуманизирующем влиянии медицины. Достаточно вспомнить, сколько усилий понадобилось приложить врачам, чтобы объяснить обществу, казалось бы, очевидные вещи: ВИЧ-инфицированные люди не должны быть изгоями, психические расстройства – болезни, а не пороки, и они требуют лечения, а не наказания.

Однако и общество диктует медицине свои требования. Они тормозят ее развитие, но в разумных пределах – ведь результат любого процесса, если он протекает бесконтрольно, непредсказуем, а порой трагичен. Развитие гинекологии поставило задачу ограничения абортов. Успехи реаниматологии поставили перед обществом и врачами вопрос, до каких пор нужно продолжать оживление уже неспособного к жизни организма. Достижения генетической медицины вызвали споры о той грани, которую не должны переступать ученые в экспериментах с клонированием. Под давлением общественности врачи уже в XX в. начали с особой строгостью подходить к внедрению в лечебную практику новых лекарственных препаратов. В результате появились законы «медицины доказательств», которым теперь следуют медики всего мира. Повышение ценности человеческой жизни повлияло на современную медицинскую этику, привело к законодательному закреплению прав пациента.


Клятва Гиппократа.

« Клянусь Аполлоном-врачем, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: почитать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делится с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; … наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство… В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного.

Что бы при лечении, а также и без лечения, я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

На протяжении двух с половиной тысячелетий этот документ остается квинтэссенцией этики врача. Его авторитет основывается на имени древнегреческого врача Гиппократа – «отца» медицины и медицинской этики. Гиппократ провозгласил вечные принципы врачебного искусства: цель медицины – лечение больного; врачеванию можно научиться только у постели больного; опыт – истинный учитель врача. Он обосновал индивидуальный подход к каждому пациенту. Впрочем, если сам Гиппократ во врачевании видел, прежде всего, искусство, то позже один из последователей Гиппократа, древнеримский врач Гален, подходил к медицине как к науке, и как к тяжелой работе. В средние века Авиценна дал прекрасную поэтическую характеристику личности врача. Он говорил, что врач должен иметь глаза сокола, руки девушки, обладать мудростью змея и сердцем льва.

Однако имел ли Гиппократ к медицинским клятвам какое-либо отношение, доподлинно неизвестно. В его эпоху медицина в Греции перестала быть чисто семейным делом, когда профессия передавалась от отца к сыну. Врачи брали учеников и со стороны. Медики уже образовали корпорацию со своим внутренним кодексом. (Отсюда запрет сообщать медицинские знания посторонним лицам и требование вести себя так, чтобы не бросать тень на коллег).

В обществе распространенно мнение, что окончив институт и принеся каноническую Клятву Гиппократа, молодые медики юридически считаются врачами. На самом деле клясться языческими богами было уже нельзя в эпоху Средневековья. Тексты, которые произносили выпускники медицинских факультетов той поры, сильно отличались от традиционной Клятвы Гиппократа. В XIX в. наступила эра научной медицины, текст заменили полностью. Тем не менее, основные принципы (неразглашение врачебной тайны, «не навреди», уважение к учителям) были сохранены.

В России вплоть до революции 1917г. врачи давали «Факультетское обещание», под которым ставили подпись. В нем кратко и четко давалось понятие долга врача перед больным, медицинским миром и обществом. «Обещание» вводило некоторые новые принципы врачебной этики, отличные и от Клятвы Гиппократа, и от последующих официальных присяг советских и российских присяг. Корпоративность не ставилась превыше всего. В «Обещаниях» были, в частности, такие слова: «Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности; однако же, если бы того потребовала польза больного, говорить правду прямо и без лицеприятия».

В советский период выпускники медвузов давали «Торжественное обещание врача Советского Союза». Основной упор в этом документе делался на обязанностях медика – строителя коммунизма. Присяга врача Советского Союза: «Получая высокое звание врача к врачебной деятельности, я торжественно клянусь: все знания и силы посвятить охране и улучшению здоровья человека, лечению и предупреждению заболеваний, добросовестно трудится там, где этого требуют интересы общества; быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, внимательно и заботливо относится к больному, хранить врачебную тайну; постоянно совершенствовать свои медицинские познания и врачебное мастерство, способствовать своим трудом развитию медицинской науки и практики; обращаться, если этого требуют интересы больного, за советом к товарищам по профессии и самому никогда не отказывать им в совете и помощи; беречь и развивать благородные традиции отечественной медицины, во всех своих действиях руководствоваться принцами коммунистической морали; сознавая опасность, которую представляет собой ядерное оружие для человечества, неустанно бороться за мир, за предотвращение ядерной войны; всегда помнить о высоком призвании советского врача, об ответственности перед народом и Советским государством. Верность этой присяге клянусь пронести через всю свою жизнь». После распада СССР несколько лет эта церемония была упразднена. Начиная с 1999г. выпускники высших медицинских учебных заведений России дают следующую клятву:

«Честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека; быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии; хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту; доброжелательно относится к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете; постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины».

Клятва Гиппократа и аналогичные ей присяги и обещания – дань традициям конкретной страны или учебного заведения. Например, в США выпускники 27 из 98 медицинских факультетов вообще не дают никакой клятвы, и в Канаде ни одно высшее учебное медицинское заведение не требует от своих выпускников никаких обещаний. Там, где принято давать клятву врача, она не является юридическим документом. Но при ее нарушении срабатывают соответствующие законы государства и ведомственные инструкции.

Этикет в медицине.

Основополагающее требование медицинского этикета таково: облик врача должен убедить больного, что перед ним профессионал, которому не страшно вверить здоровье и жизнь. Никто не захочет стать пациентом человека легкомысленного, неаккуратного, с безразличием, а то и с неприязнью относящегося к больным. Внешний вид иногда выдает приверженность к вредным привычкам. Врач должен быть собранным, сдержанным, доброжелательным и, конечно, здоровым и подтянутым человеком (или как минимум производить такое впечатление).

Данный раздел рассматривает проблемы медицинской этики, врачебной ответственности, долга, затрагивает вопросы сохранения врачебной тайны. Изложены основные положения, определяющие нравственный облик врача, освещены некоторые вопросы подготовки медицинских кадров.

Подробно показаны сущность, значение и специфика врачебной этики, освещены основные ее проблемы, в том числе и дискуссионные. Проведен анализ особенности врачебной этики социалистического общества, обоснована тесная связь врачебного долга с долгом гражданским, рассмотрены изменения нравственных проблем врачебной деятельности в условиях НТР.

Рассчитано на широкий круг читателей.

В последнее время нравственные проблемы, возникающие в сфере профессиональной деятельности, широко обсуждаются на страницах периодической и научной печати, на научных конференциях и семинарах. Не остаются в стороне от подобных обсуждений и медицинские работники. Начиная с 1969 г. в Москве регулярно проходят всесоюзные конференции по проблемам врачебной этики и медицинской деонтологии, в которых принимают участие виднейшие ученые - медики, философы, практические врачи, руководители медицинских учреждений. Участники конференции единодушны в высокой оценке роли нравственных начал во врачебной деятельности. Они подчеркивают необходимость усиления нравственного воспитания студентов-медиков, всех медицинских работников.

Пристальное внимание к вопросам этики не случайно: высокая нравственная культура медицинских работников является важнейшим лечебным фактором. Честный, самоотверженный труд наших врачей, медицинских сестер, других работников здравоохранения, вполне естественно, получает высокую оценку людей, вызывает у них чувство глубокой благодарности. В то же время большое огорчение, а то и справедливое негодование порождают факты нарушения медицинскими работниками своего служебного долга. Анализ жалоб, поступающих в облздравотделы от населения, свидетельствует, что пациенты чаще выражают недовольство даже не недостатками в профессиональных знаниях врача, а дефектами их профессионально-нравственного поведения. Высокая культура не складывается сама собой, а воспитывается, и немаловажную роль в этом играет правильное понимание нравственных проблем врачебной деятельности. Врачебная этика призвана содействовать выработке такого понимания и разрешению этих проблем.

Старые и вечно новые вопросы
Во врачебной деятельности существует целый ряд проблем, успешная разработка которых возможна лишь на основе научного решения общесоциологической проблемы о соотношении личности и общества, общественных и личных интересов. Вот далеко не полный перечень этих проблем: врачебная тайна, эксперименты на людях, принудительные операции, отношение к безнадежно больному.

Важной стороной взаимодействия медицинского работ­ника и пациента является этика и деонтология - учения о нравственных основах поведения человека, в том числе в условиях диагностического и лечебного взаимодействия Кроме того, наиболее важными проблемами считаются проблемы врачебной тайны, эвтаназии, сообщения паци­енту истинного диагноза его заболевания, паттернализ-ма, реконструкции личности при психотерапии и другие. Некоторые из перечисленных проблем можно отнести к сфере правового регулирования диагностического и ле­чебного процесса. Однако традиции, существующие в об­ществе, нередко приводят к их столкновению. К при­меру, необходимость информировать онкологически боль­ного об истинном диагнозе его заболевания, обусловлен­ная правовым принципом, часто приходит в противоре­чие с точкой зрения врача или сообщества врачей о негу­манности данного действа, о необходимости использова­ния для поддержания психологически комфортного со­стояния пациента принципа «святой лжи».

Квалификация медицинского работника включает в себя такие качества, как уровень знаний и навыков, ко­торыми он обладает, и использование им в профессио­нальной деятельности нравственных принципов. Ни в какой иной специальности нет такой взаимообусловлен­ности этических и профессиональных качеств человека.

Медицинская этика и деонтология - это совокуп­ность этических норм и принципов поведения медицинско­го работника при выполнении им своих профессиональ­ных обязанностей. Этика определяет законы морали и нравственности, нарушение которых зачастую не ведет к уголовной или административной ответственности, но при­водит к нравственному суду, «суду чести». Этические нор­мы поведения достаточно динамичны. В первую очередь, они подвержены влиянию общественных факторов и норм общественной морали.

В теоретическом плане задачами медицинской этики становится выявление этической оправданности и обосно­ванности моральных норм. В области медицинской этики

доминируют две теории морали: деонтологическая и ути­литарная. Первая считает основой нравственной жизни долг, выполнение которого связано с внутренним пове­лением. Следуя долгу, человек отказывается от корыстно­го интереса и остается верен самому себе (И. Кант). Основ­ным критерием нравственности выступает честность. Вто­рая теория морали исходит из убеждения о том, что кри­терием оценки поступков человека является полезность.

Принципы непричинения вреда, благодеяния и спра­ведливости вытекают из клятвы Гиппократа и соответ­ствующим образом нацеливают медицинского работника.

Конкретные этические нормы, применяемые в меди­цине, включают правдивость, приватность, конфиденци­альность, лояльность и компетентность. Этические нор­мы поведения врача, разработанные еще Гиппократом, в настоящее время все чаще подвергаются критическому анализу.

Сложной этической ситуацией считается инфор­мирование больного о диагнозе его болезни (к примеру, в онкологической практике). Проблема информированнос­ти больных в вопросе диагноза их онкологического забо­левания в отечественной медицине стоит достаточно ост­ро. Как правило, делается попытка разрешить ее на осно­ве не столько медицинских, сколько деонтологических или юридических принципов (А.Я. Иванюшкин, Т.И. Хмелев-ская, Г.В. Малежко). Подразумевается, что знание боль­ным диагноза своего онкологического заболевания поме­шает адекватному проведению необходимой терапии вслед­ствие возможной и «высоко вероятной» негативной эмо­циональной реакции пациента (вплоть до суицидальных попыток). В то же время неопределенность может нести защитные психологические функции (В.Н. Герасименко, А.Ш. Тхостов). С целью утверждения правоты той или иной позиции предпринимались попытки статистических исследований. Однако, неопределенность может нести и защитные функции. «В сущности, сообщение больному диагноза не снимает неопределенности, а переносит ее в другую, еще более важную сферу: в неопределенность про­гноза, который в онкологии не может быть окончатель­ным и достаточно определенным» (А.Ш. Тхостов). И в такой ситуации лучше, если больной будет не до конца

знать, что с ним, чем зная это, будет думать о том, сколько ему осталось жить.

1. Развитие этических концепций и учений Этика - одна из древнейших теоретических дис­циплин, объектом изучения которой является мораль.

Нравы и обычаи наших отдаленных предков состав­ляли их нравственность, общепринятые нормы поведе­ния. Отношения человека к его роду, семье, к другим людям закреплялись тогда обычаем и имели авторитет, нередко более сильный, чем юридические нормы и зако­ны общества. Под нравственностью принято понимать совокупность принципов или норм поведения людей, ре­гулирующих их отношение друг к другу, а также к об­ществу, определенному классу, государству, родине, се­мье и т.д. и поддерживаемых личным убеждением, тради­цией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества.

Наиболее общие и существенные нормы поведения лю­дей относят к моральным принципам. Можно сказать, что нравственность - это совокупность норм поведения.

Нормы поведения, поскольку они проявляются в по­ступках людей, в их поведении, создают то, что называ­ется моральным отношением людей.

Задача этики состоит не только в том, чтобы разрабо­тать нравственный кодекс, но также выяснить вопрос о происхождении нравственности, о природе нравственных понятий и суждений, о критерии нравственности, о воз­можности или невозможности свободного выбора поступ­ков, ответственности за них и т.д. Этика теснейшим обра­зом связана с практическими задачами жизни людей.

Платон (427-377 гг. до н.э.) выдвинул этическую сис­тему безусловно вечного блага «идеи добра», находящего­ся вне человеческого сознания в мире вечносущих идей. Моральные качества добродетели Платон распределял по сословиям, определяя умеренность и покорность низшему сословию, в то время как господствующие наделялись муд­ростью, храбростью, благородными чувствами.

На протяжении веков мораль выводили из внеистори-ческого начала - Бога, природы человека или неких «космических законов» (натурализм, теологическая эти­

ка). Также из априорного принципа или саморазвиваю­щейся абсолютной идеи (Кант, Гегель).

В XVIII в. Кант утверждает, что нравственные поня­тия имеют своим источником абсолютный человеческий разум. Определяемая разумом, независимая от обстоя­тельств воля (у Канта она получает название «добрая воля») способна действовать согласно всеобщему нрав­ственному закону, отвергающему возможность лжи.

В XVIII в. материализм становится идеей француз­ской буржуазии, боровшейся против феодального строя, его учреждений и идеологии. Такие представители фран­цузского материализма XVIII века, как Гольбах, Гельве­ций, Дидро требовали сочетания личного интереса с об­щественным путем создания разумных законов и воспи­тания, с помощью которых можно ввести такие обще­ственные порядки, при которых личный интерес челове­ка будет направляться к действиям на общее благо.

Определенное место в истории развития этической мысли занимает этика Л. Фейербаха (1804-1872). Он ре­шительно выступил против теологического обоснования морали. Нравственное воспитание, по мнению Фейерба­ха, состоит в том, чтобы привить каждому сознание сво­их обязанностей по отношению к другим. Однако многие другие мыслители наоборот обосновывали именно теоло­гический принцип обоснования морали.

Из отечественных мыслителей особенно близко подо­шли к научному пониманию вопросов морали такие рус­ские философы, как, например, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов. Вопрос об улучшении нравов они свя­зывали с коренными социальными перестройками.

Кризис способов выведения морали в 20 в. нашел вы­ражение в тезисе о невозможности теоретического обо­снования моральных идей, а также в расколе на два на­правления - иррационализм и формализм.

Этика возникла в период становления государств, вы­деляясь из стихийно-обыденного сознания общества как одна из основных частей философии, как «практическая» наука о том, как должно поступать, в отличие от чисто теоретического знания о сущем. В дальнейшем в самой этике происходит разделение на теоретическую и практи­ческую области, философскую и нормативную этику.

Учение о нравственности - этике - продолжает раз­виваться на всем протяжении истории человечества. В последние столетия, в связи с растущей дифференциаци­ей различных профессий, возникла необходимость выч­ленения специальных разделов этики.

2. Развитие и формирование медицинской этики Концепции медицинской этики, дошедшие до нас из глубин веков, зафиксированы в древнеиндийской книге «Аюрведа» («Знание жизни», «Наука жизни»), в кото­рой наряду с рассмотрением проблем добра и справед­ливости высказываются наставления врачу быть состра­дательным, доброжелательным, справедливым, терпели­вым, спокойным и никогда не терять самообладания. Большое развитие медицинская этика получила в Древ­ней Греции и ярко представлена в клятве Гиппократа. Медицинская этика прогрессивных врачей древности была направлена против стяжателей, шарлатанов, вы­могателей, стремящихся нажиться за счет больного че­ловека.

Клятва Гиппократа оказала большое влияние на раз­витие медицинской этики в целом. Впоследствии студен­ты, оканчивающие медицинские учебные заведения, под­писывали «факультетское обещание», в основу которого были положены нравственные заповеди Гиппократа.

Характерной особенностью развития медицинской эти­ки является скрупулезная детализация норм поведения медицинских работников. Например, в Восточно-Гали-цинском деонтологическом кодексе, утвержденном в кон­це XIX в., предусматриваются такие пункты, в которых уточняется, как делить гонорар при приглашении к боль­ному второго врача, сколько ждать опоздавшего на кон­силиум коллегу и др.

В данное время медицинская этика постепенно вы­рождается в корпорации медицинских обществ, в цент­ре внимания которых стоят интересы частнопрактику­ющих медицинских работников. Еще до революции про­фессионально-корпоративные организации медицинских работников активно действовали и во многих губерни­ях России в XIX - начале XX вв. и имели свои кодек­сы.

Многие выдающиеся отечественные медики оказали большое влияние на развитие медицинской этики в на­шем отечестве.

М.Я. Мудров считал, что нужно воспитывать меди­цинских работников в духе гуманизма, честности и бес­корыстия. Он писал, что приобретение врачебной про­фессии должно быть делом не случая, а призвания. Воп­росы медицинской этики получили дальнейшее развитие в трудах Н.И. Пирогова, СП. Боткина, И.П. Павлова и многих других ученых.

Развитие революционно-демократических идей в Рос­сии в начале XX в. нашло отражение и в вопросах меди­цинской этики. Это касалось понимания врачебного дол­га. Врач - общественный деятель, по словам В.В. Вере­саева, должен не только указывать, он должен бороться и искать пути, как провести свои указания в жизнь.

В годы Советской власти также встали нравственные проблемы в медицине. Большинство этих кадров нужно было подготовить из числа детей рабочих и крестьян. Поэтому вопросы медицинской этики нужно было решать по-новому.

Большой вклад в развитие отечественной медицинс­кой этики внесли такие выдающиеся организаторы здраво­охранения и крупные ученые, как Н.А. Семашко, З.П. Соловьев, В.Я. Данилевский, В.И. Воячек, В.П. Оси­пов, Н.И. Петров, П.Б. Ганнушкин, В.Н. Мясищев, Р.А. Лурия, А.Ф. Билибин, И.А. Кассирский, Б.Е. Вот-чал, М.С. Лебединский, В.Е. Рожнов и др.

Основными задачами медицинской этики являются: добросовестный труд на благо общества и больного че­ловека, готовность всегда и при всех условиях оказать медицинскую помощь, внимательное и заботливое от­ношение к больному человеку, следование во всех своих действиях общечеловеческим принципам морали, созна­ние высокого призвания медицинского работника, сохра­нение и приумножение благородных традиций своей вы­сокогуманной профессии.

Организаторы советского здравоохранения -- Н.А. Се­машко и З.П. Соловьев - утверждали, что медицинский работник не только представитель определенной профес­сии, но, прежде всего, гражданин общества.

Формированию принципов медицинской морали в на­шей стране также способствовали труды выдающихся де­ятелей отечественной медицины (М.Я. Мудров, В.А. Ма-насеин, С.Г. Забелин, Н.И. Пирогов, С.С. Корсаков, СП. Боткин, В.М. Бехтерев и др.). Эти принципы зак­лючаются в высокой гуманности, сострадательности, доб­рожелательности, самообладании, бескорыстии, трудолю­бии, учтивости.

К числу базисных принципов медицинской этики от­носятся принципы: а) автономии, б) непричинения вре­да, в) благодеяния, г) справедливости. Под автономией понимается форма личной свободы, при которой индивид совершает поступки в соответствии со свободно выбран­ным им решением. Семь основных аспектов автономии: уважение личности пациента; оказание пациенту психо­логической поддержки в затруднительных ситуациях; пре­доставление ему необходимой информации о состоянии здоровья, предлагаемых медицинских мерах; возможность выбора из альтернативных вариантов, самостоятельность пациента в принятии решений; возможность осуществле­ния контроля за ходом исследования и лечения со сторо­ны пациента; вовлеченность пациента в процесс оказа­ния ему медицинской помощи.

3. Этика поведения медицинских работников При рассмотрении проблемы этики поведения меди­цинских работников необходимо выделить основные и общие вопросы, которые следует соблюдать независимо от того, где работает медицинский работник, и частные, применительно к специфическим условиям поликлини­ки, диспансера или больницы.

В общих вопросах условно можно выделить два основ­ных:

Соблюдение правил внутренней культуры.

То есть - правил отношения к труду, соблюдения дисциплины, бережного отношения к общественному до­стоянию, дружелюбия и чувства коллегиальности:

Соблюдение правил внешней культуры поведения.

Правил благопристойности, приличия, хорошего тона и соответствующего внешнего вида (внешняя опрятность, необходимость следить за чистотой своего тела, одежды,

обуви, отсутствие излишних украшений и косметики, медицинская форма).

Все это можно назвать медицинским этикетом.

К правилам внешней культуры относится также фор­ма приветствия и умение держать себя среди коллег и больных, умение вести беседу соответственно обстановке и условиям и т.д.

Правила этикета выработаны многовековой историей медицины. Эти требования внешнего поведения медицин­ского работника касаются всех членов медицинского кол­лектива. К сожалению, среди медицинских работников, особенно молодых, наблюдается пренебрежение к внеш­нему виду.

Одним из требований внешней культуры поведения является требование взаимной вежливости. Прежде все­го, это касается необходимости приветствовать друг дру­га, не проявляя при этом фамильярности.

Очень важно быть сдержанным и тактичным, владеть собой и считаться с желаниями других людей. Беседуя с коллегой, в особенности со старшими коллегами, надо уметь слушать собеседника, не мешая высказать ему то, что он думает, а затем, если в этом имеется надобность, спокойно возразить, но без грубости и личных выпадов, ибо это не способствует выяснению вопросов, а свидетельствует о бе­стактности и несдержанности. Нетактичен и неуместен громкий разговор в медицинских учреждениях, не говоря уже о попытке выяснения личных отношений.

Сдержанность и чувство такта также необходимы в отношениях с коллегами, удрученными личными переживаниями. Бестактно спрашивать у них о причи­нах плохого настроения, так сказать - «лезть в душу». Умение дорожить своим и чужим временем является вне­шним проявлением внутренней собранности и дисципли­нированности человека.

Внешняя культура поведения, по словам А.С. Мака­ренко, не только полезна для каждого коллектива, но и украшает его.

Сплоченность, дружеское взаимопонимание, нормаль­ные отношения всех членов коллектива друг с другом, соблюдение известной субординации, уважение труда каж­дого человека, дух честной откровенной критики созда­

ют определенный «психологический климат», благопри­ятно влияют на качество работы.

Интриги разлагают коллектив, который в этих ус­ловиях распадается на враждующие группы. Эти настро­ения нередко становятся известны и больным. Коллек­тив в таких случаях становится трудноуправляемым. Подобные действия противоречат этике медицинского работника.

Этика взаимоотношений в условиях внебольничных лечебных учреждений.

Условия работы во внебольничных лечебных учреж­дениях и стационарах имеют свои особенности и в опре­деленной степени влияют на характер взаимоотношений медицинских работников между собой.

В поликлинике или диспансере основное участковое звено (врач, медицинская сестра) осуществляет постоян­ную медицинскую помощь населению прикрепленного участка. Между участковым врачом и участковой сест­рой должны быть добрые взаимоотношения, основанные на взаимном уважении друг к другу, взаимопонимании на базе субординации и четкого выполнения своих про­фессиональных обязанностей. Когда это звено работает слаженно, то и качественные показатели их работы вы­сокие. При плрхих взаимоотношениях усложняется ра­бота в коллективе. Свидетелем этих отношений может стать больной, что недопустимо.

Поликлиника - крупное медицинское учреждение, об­служивающее большие районы города, сельской местности. Несколько участков объединяются в специализированные отделения (хирургическое, терапевтическое, неврологи­ческое и др.), в результате формируются коллективы от­делений. Кроме того, в штатах поликлиник имеются уз­кие специалисты-консультанты (уролог, офтальмолог, дерматовенеролог, отоларинголог и др.). В целом в шта­те поликлиники, с учетом всех служб и подразделений, оказывается довольно много медицинских работников. При этом в каждом звене, отделении, подразделении могут сложиться самые различные взаимоотношения.

Основная задача руководства и профсоюзной орга­низации - добиться, чтобы коллектив был дружным, сплоченным, ориентированным на выполнение единой

задачи - охрану здоровья населения. Эта работа ос­ложняется тем, что медицинских работников поликли­нического учреждения трудно собрать вместе, так как половина их работает в разные смены. Кроме того, зна­чительная часть времени участкового медицинского ра­ботника проходит вне поликлиники (диспансера) на прикрепленном участке.

Руководителям вновь организованных поликлиник и отделений не всегда в связи с указанной выше специфи­кой удается добиться хороших взаимоотношений между медицинскими работниками всех звеньев. Для этого нуле но время. В процессе длительной работы, как правило вырабатываются, внедряются и обновляются лучшие об­разцы работы. Задача поликлинической службы состоит в том, чтобы каждый житель участка знал своего участ­кового зрача и медицинскую сестру и доверял им. Боль­ной очень тонко чувствует характер взаимоотношений между врачом и медицинской сестрой и живо на них реа­гирует. Хорошие взаимоотношения укрепляют зеру па­циентов участка в них, их способность своевременно ока­зать необходимую квалифицированную помощь и вместе с тем укрепляют авторитет отделения и поликлиники* Добрая молва быстро распространяется среди населения участка, и больные с любовью и благодарностью отно­сятся к своим врачевателям. Однако, частые ошибки и огрехи в работе, невыполнение обещаний, опоздания на вызов, наносят моральный ущерб больным,

Бывают случаи грубости во взаимоотношениях участ­ковых медицинских работников, безответственное отно­шение к своему делу, недисциплинированность. В неко­торых случаях грубость и нетактичность может быть мотивирована неправильным поведением медицинского работника, однако во всех случаях необходимо соблю­дать этику отношений.

Пациент не должен видеть каких-либо осложнений в их взаимоотношениях. Например, неприятные пережи­вания могут возникнуть у больного в тех случаях, когда медицинская сестра допустила ошибку при выписывании направления на лабораторное исследование, неправиль­но указала часы повторного приема, время явки на кон­сультацию и т.д.

Взаимопомощь необходима и внутри специализирован­ных отделений. Болезнь или невыход на работу по каким-нибудь другим объективным причинам медицинского ра­ботника участкового звена требует немедленной его заме­ны. Если такой возможности нет, то приходится выпол­нять работу значительно большего объема. Это не всегда совпадает с личными интересами медицинского работника, может вызвать недовольство, а иногда даже обострить взаимоотношения. Особенную остроту эти вопросы приобрета­ют во время сезонных гриппозных эпидемий, когда рабо­чий день каждого медицинского работника значительно уп­лотняется, и всякие дополнительные нагрузки требуют по­вышенного напряжения сил. Кроме того, сам характер уча­стковой работы - многочисленные контакты с большим числом больных и их родственниками - требует немалого нервно-психического и физического напряжения.

Роль в укреплении сплоченности коллектива медицин­ских сестер играет старшая медицинская сестра отделе­ния, От ее умения установить должный контакт с участ­ковыми сестрами, завоевать у них авторитет зависит очень многое. Хорошее знание характерологических особенностей, семейно-бытовых условий участковых сестер и других фак­торов дает ей возможность во всех сложных ситуациях найти правильное решение. Отношение старших по долж­ности к младшим должно быть тактичным, основанным на уважении к труду и личности подчиненного, От опыта, авторитета, морально-нравственных и общечеловеческих качеств личности старшей медицинской сестры поликли­ники, диспансера во многом зависит уровень производ­ственных отношений между средними медицинскими ра­ботниками и санитарками в учреждениях в целом.

Трудности участковой работы способствуют опреде­ленной текучести кадров. Однако в учреждениях, где ца­рят добрые товарищеские отношения между сотруд­никами, где сложились хорошие традиции, коллектив отличается стабильностью.

Этика взаимоотношений в условиях стационара.

Условия работы в больнице, в отличие от поликлини­ки диспансера, более стабильны. В каждом отделении все­гда находится определенное число больных с определен­ными сроками лечения. Если у участкового медицинско­

го работника ежедневно меняется состав больных и пери­од взаимоотношений между ними довольно короткий, то в стационаре контакт медицинских работников с боль­ным постоянный, многодневный, а иногда и многомесяч­ный. Это обязывает к тому, чтобы и отношения между персоналом отвечали этико-деонтологическим требовани­ям, и внешняя и внутренняя культура поведения была на высоком уровне.

Поговорка «и стены лечат» будет справедлива, если в лечебном учреждении имеет место соответствующий уро­вень взаимоотношений между медицинским персоналом, высокая дисциплинированность, культура и качество об­служивания.

Каждый дефект в поведении персонала в отделении легко попадает в поле зрения сразу нескольких десятков пациентов и становится предметом их обсуждения, под­рывает авторитет как медицинского работника, до­пустившего это нарушение, так и целого коллектива.

Высокая этика взаимоотношений во всех звеньях ме­дицинской структуры отделения: санитарка, постовая се­стра, процедурная сестра, сестра-хозяйка, старшая сест­ра, ординаторы, заведующий отделением при четком вы­полнении ими своих профессиональных обязанностей благоприятно влияет на лечебный процесс.

Однако, нередко бывают случаи, когда санитарка гру­бо отвечает больному, долго не реагирует на его просьбу помочь ему, а медицинская сестра как бы не замечает этих фактов, не хочет портить с няней взаимоотноше­ний. Замечание младшему по должности необходимо сде­лать тактично, необходимо объяснить, что помощь боль­ному - это долг медицинского работника. Конечно, не следует это делать демонстративно при больном, а по­просить няню зайти в процедурный или другой кабинет и поговорить с ней. Медицинская сестра иногда допуска­ет фамильярное обращение к больному на «ты», делает замечания, когда он замешкался при раздаче лекарств или приеме какой-нибудь процедуры. Мимо этих фактов нельзя проходить, так как дурной пример заразителен, особенно для молодых работников.

При рассмотрении проблемы этики взаимоотношений медицинских работников между собой возникает вопрос,

влияют ли на нее специфические условия выполняемой ими профессиональной работы? Отличается ли этика вза­имоотношений медицинских сестер, работающих в кар­диологических отделениях и в педиатрических стациона­рах? Принципы отношений между ними похожи, но име­ются некоторые особенности, зависящие от условий ра­боты и клинических различий дисциплин.

Рассмотреть конкретно эти особенности можно только комплексно в плане частной медицинской этики и деон­тологии.

Средний медицинский работник, который постоянно находится среди больных, непосредственно общается с ними и на которого ложится основная нагрузка по уходу за больными, должен всегда учитывать психические осо­бенности, чувства, переживания и суждения своих паци­ентов и их психосоматическое состояние.

Болезни различного клинического профиля (хирурги­ческие, терапевтические, онкологические, акушерско-ги-некологические, фтизиатрические и т.д.) вызывают свой­ственные только им опасения и переживания, так как каж­дый болезненный процесс имеет свою специфику течения и исход. Кроме того, каждый больной имеет свои индивиду­альные психологические особенности. Для лучшего пони­мания состояния больного и характера его переживаний медицинскому работнику необходимо также знать соци­альное, семейное и должностное положение больного.

Например, многие больные, поступающие в онкологи­ческий стационар, постоянно испытывают мучительные переживания: злокачественная или доброкачественная у них опухоль? Естественно, они постоянно пытаются вы­яснить это у врача или медицинской сестры. Во время беседы они напряженно следят за мимикой сестры, за тоном ее голоса, характером ответа. Больные прислуши­ваются к беседам врача и медицинской сестры, медицин­ских сестер между собой, пытаясь в их разговоре уловить сведения о своем состоянии. Психика больных с онколо­гическими заболеваниями очень ранима, поэтому нару­шение этики взаимоотношений между медицинскими ра­ботниками они воспринимают особенно остро.

Небходимо отметить, что больные очень подверже­ны ятрогениям. Довольно остро это проявляется у онколо­

гических больных в состоянии тяжелой интоксикации, когда они предчувствуют приближающийся исход болезни. В таких случаях громкий разговор медицинских сестер, тем более громкий смех неуместны, это быстро выводит больных из состояния равновесия.

Лечебный процесс - это не только лекарственное воздействие, но и в не меньшей степени психотерапия, проявляющаяся в специфике взаимоотношений между больным и медицинским работником.

Этическая сторона воздействия оказывает большое влияние на больного.

Большое значение при общении среднего медицинского работника с пациентом имеет чуткость, т.е» вниматель­ное выслушивание его и стремление понять его переяш-вания. Это способствует поднятию настроения, отвлече­нию от мрачных мыслей о возможном неблагоприятном исходе заболевания, успокоению больного. Важно обо­дрить больного участливым словом, разубедить в необос­нованности его опасений.

В каждой клинике имеется своя специфика этико-де-онтологических требований. В соответствии с этим как врачебный, так и средний медицинский персонал должен не только соблюдать сложившиеся в медицинском учреж­дении этико-деонтологические традиции, но и укреплять их наряду с повышением своего профессионального и куль­турного уровня.

При беседе с больным стоит вспомнить слова М.Я. Муд-рова о том, что во время исследования больной сам ис­следует медицинского работника.

Беседа с больным может дать определенное представ­ление об его культурном уровне, интеллекте, образо­ванности, личных особенностях, доминирующих пере­живаниях.

Эти знания могут помочь установить контакт и найти индивидуальный подход к больному. При этом медицинс­кая сестра должна быть терпеливой к назойливым высказываниям и расспросам больного и уделить ему достаточно времени на беседу. Поверхностный расспрос, непродуманные ответы, фамильярность при обращении обижают больного, снижают авторитет медицинского ра­ботника. При беседе больной нередко насторожен и тре­

вожен, поэтому медицинский работник должен контро­лировать свои высказывания и учитывать впечатление, которое они оказывают на больного.

Болезненно измененная психика некоторых больных при появлении у них каких-либо неприятных ощущений со стороны внутренних органов или отрицательных пе­реживаний, навеянных внешними факторами, вызывает угнетенное и подавленное настроение, мрачные суждения о своем заболевании. Врачебный и средний медицинский персонал должен стремиться поднять настроение, вселить в больного уверенность в благоприятный исход. Все кон­тактирующие с больным лица должны вести себя адек­ватно разработанной врачом «легенде» относительно его заболевания и не возбуждать у больного своим поведени­ем и словами догадок о тяжести его состояния.

К важным вопросам медицинской этики относится этика взаимоотношений медицинского работника с род­ными и близкими больного.

Основными вопросами сбора анамнеза жизни, настоя­щего заболевания и динамики состояния в процессе лече­ния занимается врач, но в дни передач и посещений не­малая нагрузка приходится на среднего медицинского работника. В такие дни родственники обращаются к ме­дицинским сестрам с вопросами о состоянии больного, интересуются его сном, аппетитом, настроением и мно­гим другим. При рабочем дне, насыщенном выполнением производственных обязанностей, медицинским сестрам мало остается времени па контакт с многочисленными родственниками и близкими больных, поэтому их назой­ливые вопросы могут раздражать, вызывать недоволь­ство, желание быстрее от них избавиться, избежать контакта с ними. В этих случаях мысленно нужно поста­вить себя на место этих людей,

Бестактное поведение медицинского работника может привести к появлению обоснованных жалоб в адрес руко­водства отделения или больницы и к мнению, что куль­тура и качество обслуживания в данном отделении или больнице находятся на невысоком уровне, и вызвать же­лание перевести близкого человека в другую больницу.

Мнение родственников передается больному, вызыва­ет у него негативное отношение и недоверие к персоналу

и отрицательно сказывается на его нервно-психическом и соматическом состоянии.

Беседа медицинской сестры с родственниками не долж­на также выходить за рамки ее компетенции. Сестра не должна рассказывать родственникам больного о симптомах и возможном прогнозе заболевания. При беседе родствен­ников с больным они могут передать ему содержание бесе­ды с медицинской сестрой, что-то неправильно истолко­вать, дополнить своими предположениями. Вследствие это­го больной может быть неправильно информирован о своем заболевании и обеспокоен его исходом. У него возникает предположение о наличии тяжелого, возможно, неизлечи­мого заболевания. Это может привести к ятрогении, в последующем требующей длительной психотерапии.

Общение среднего медицинского персонала с родными и близкими больного требует определенного такта. Если медицинская сестра в момент обращения родственника не может уделить ему внимание, она должна вежливо изви­ниться и объяснить, что в данное время у нее срочная работа, и попросить, если возможно, немного подождать. При этом недопустимо, чтобы родственники ждали часами беседы с медицинскими работниками. В тех случаях, когда производственная ситуация складывается так, что беседа может состояться только через час или более, целесообраз­но точно прийти к этому времени или назначить другой день для встречи. В процессе беседы нужно отвечать корот­ко и четко, продумывая каждый ответ. Если вопрос выхо­дит за рамки компетенции, в частности, о характере заболе­вания, возможном исходе, ведущей симптоматике, ме­дицинская сестра должна сослаться на неосведомленность и предложить обратиться за разъяснением к врачу.

Правильная тактика общения среднего медицинско­го персонала с родными и близкими больного создает должное психологическое равновесие в таком важном звене лечебного процесса, как больной - родственник - медицинский персонал.

4. Медицинская деонтология Впервые термин деонтология предложил английский философ Вентам. Данный термин происходит от слов: «деон» - долг, необходимость и «логос» - учение.

Деонтология - наука о долге, о моральных обяза­тельствах, профессиональной этике.

Значение деонтологии особенно важно в тех разделах профессиональной деятельности, которые широко исполь­зуют формы сложных межличностных взаимовлияний и ответственных взаимодействий. К ним следует отнести современную медицину, внутри которой большую роль играют различные формы психологического влияния ме­дицинских работников на больного.

Не случайно выделение такого самостоятельного раз­дела, как медицинская деонтология в рамках меди­цинской психологии, которая раскрывает особенности долга медицинских работников перед больными. А также особенности моральной обязанности медицинских работ­ников перед обществом за охрану здоровья населения и за наиболее совершенные действия, направленные на эф­фективное лечение больного человека.

Термин «деонтология» был введен в обиход в начале XIX в. для обозначения науки о профессиональном пове­дении человека. Понятие «деонтология» в равной мере применимо к любой сфере профессиональной деятельнос­ти - медицинской, инженерной, юридической, агроно­мической и т.д.

Медицинская деонтология - наука о профессиональ­ном поведении медицинского работника.

Задолго до введения этого термина основные принци­пы, регламентирующие правила поведения врача и меди­цинского работника, содержались в письменных источ­никах, дошедших из древности. Например, в индийском своде законов Ману «Веды» перечислены правила поведе­ния врача. В античные века огромное влияние на разви­тие принципов поведения медицинского работника ока­зала знаменитая «Клятва» основоположника научной ме­дицины Гиппократа. Любопытно отметить, что за всю историю развития медицины только в 1967 г. на II Все­мирном деонтологическом конгрессе в Париже было сде­лано первое и единственное дополнение к клятве Гиппок­рата: «Клянусь обучаться всю жизнь».

На формирование отечественной медицинской деонто­логии большое влияние оказали материалистические взгляды А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Доб­

ролюбова, Д.И. Писарева и др. В условиях Российской Империи земские врачи, располагая крайне ограничен­ными возможностями, создали уникальную в истории медицины систему оказания медицинской помощи неиму­щим слоям населения. Они заложили новые традиции в отношениях с больными, составившие славу русской ме­дицине. Земская медицина выдвинула большое число бес­предельно преданных своему делу врачей, фельдшеров и медицинских сестер.

Необходимо подчеркнуть, что вплоть до конца XIX в. все то, что теперь составляет предмет медицинской деонто­логии, именовалось врачебной этикой. Труды отечествен­ных ученых-медиков М.Я. Мудрова, Н.И. Пирогова, СП. Боткина, СС. Корсакова, В.М. Бехтерева, К.И. Плато­нова, Р.А. Лурия, Н.И. Петрова и др. заложили теорети­ческие основы деонтологических принципов.

Основными задачами медицинской деонтологии явля­ются: изучение принципов поведения медицинского пер­сонала, направленных на максимальное повышение эф­фективности лечения; исключение неблагоприятных факторов в медицинской деятельности; изучение сис­темы взаимоотношений, которые устанавливаются между медицинским персоналом и больным; устранение вредных последствий неполноценной медицинской рабо­ты (Н.И. Петров).

Одной из основных проблем медицинской деонтоло­гии, так же как и медицинской этики, является долг. Однако понятие долга в морально-нравственном отношении не совсем идентично. Медицинская деонтология опреде­ляет должное в поведении не в плане морального или правового общественного долга, а в аспекте должностных обязанностей медицинского работника. Важно отметить, что медицинская деонтология имеет отношение и к ра­ботникам немедицинских профессий рабочих, служащих и др. Они должны вести себя соответственно требовани­ям медицинского учреждения.

Медицинская деонтология разрабатывает правила дол­жностного поведения, которые затем оформляются в со­ответствующих инструкциях. В отличие от моральных правил деонтологические нормативы определяются инст­рукциями и административными приказами.

Как особое учение в научной и практической медици­не деонтология подразделяется на общую, изучающую общие медико-деонтологические принципы, и частную, изучающую деонтологические проблемы в разрезе отдель­ных медицинских специальностей (Г.В. Морозов).

Элементы деонтологии в деятельности среднего ме­дицинского работника.

Ведущая роль в утверждении деонтологических прин­ципов принадлежит врачу, который проводит полное об­следование больного, ставит диагноз, назначает лечение, следит за динамикой болезненного процесса и др. При проведении этих мероприятий в жизнь от среднего меди­цинского работника требуется служебная и профессио­нальная дисциплина, четкое выполнение всех распоря­жений врача. Качественное и своевременное выполнение назначений или указаний врача (внутривенное вливание, инъекция, измерение температуры, выдача лекарств, бан­ки и др.) - один из основных деонтологических элемен­тов деятельности среднего медицинского работника. Од­нако выполнение этих обязанностей должно осуществ­ляться не формально, а по внутреннему побуждению, чув­ству долга, стремлению бескорыстно делать все необхо­димое, чтобы облегчить страдание больного человека. Это требует постоянного самосовершенствования, пополнения профессиональных знаний и мастерства.

При общении с больным медицинская сестра, помимо соблюдения этических норм, должна обладать высоким чувством профессиональной выдержки и самообладания. Медицинская сестра должна создавать обстановку дове­рия между врачом и больным, способствовать повыше­нию авторитета врача и медицинского учреждения, стро­го соблюдать врачебную тайну.

Медицинская сестра и больной.

Работа медицинской сестры связана не только с боль­шой физической нагрузкой, но и с большим эмоциональ­ным напряжением, которое возникает при общении с боль­ными людьми, с их повышенной раздражительностью, болезненной требовательностью, обидчивостью и др. Очень важно умение найти быстрый контакт с больным челове­ком. Сестра постоянно находится среди больных, поэто­му ее четкие действия и профессиональное выполнение

предписаний врача, ее эмоциональное, теплое отношение к больному оказывают на него психотерапевтическое воз­действие. Большое значение имеют словесная форма, эмо­циональная окраска и тон речи. В ласковом и вежливом обращении, доброй улыбке выражается заботливость и внимание сестры к своим больным. Однако, внимание и теплота со стороны сестры никогда не должны носить интимного характера, не должны побуждать больных преодолеть дистанцию между ними и сестрой. О возмож­ности этого медицинская сестра никогда не должна забы­вать и соответственно регламентировать свои поступки и наблюдать за поведением больного.

Медицинский работник, в частности, медицинская сестра, должен строго хранить врачебную тайну. Под врачебной тайной понимают следующее: 1) сведения о больном, полученные медицинским работником от боль­ного или в процессе лечения и не подлежащие разглаше­нию в обществе, 2) сведения о больном, которые меди­цинский работник не должен сообщать больному (не­благоприятный исход болезни, диагноз, наносящий пси­хологический ущерб больному, и т.д.).

«Умелому и доброжелательному объяснению верят, им утешаются и с ним легче умирают не только так называ­емые непосвященные люди, но и хирурги с огромным именем, когда они заболевают и превращаются в подав­ленных болезнью пациентов... Нередко можно с успехом сослаться на действительно существующую неясность ди­агноза и оставить, таким образом, в утешение больному то сомнение, которое он может использовать в свою пользу» (Н.И. Петров).

Нельзя разглашать сведения не только о характере и возможном исходе заболевания больных, но и сведения об их интимной жизни, так как это может причинить им дополнительные страдания и подорвать доверие к меди­цинским работникам.

Большое значение в общении врача и сестры с боль­ным играет вера в выздоровление, уверенность, что его правильно лечат и своевременно окажут необходимую помощь при ухудшении состояния. Неудовлетворение просьб, опоздание сестры на вызов больного, небрежное выполнение назначенных врачом процедур, админист­

ративно-холодный тон вызывают у больного тревогу за свое состояние и желание пожаловаться или просить кон­силиума.

Сестра не должна рассказывать о том, что случилось в соседнем отделении, распространять вести о тяжело­больных, так как это может обострить ипохондричность, усилить страх и беспокойство больных за свое здоровье. Фамильярность, резкий тон в разговоре очень мешают созданию нормальных отношений и контакта между сес­трой и больными.

При установлении контакта сестре следует постарать­ся понять больного. Большое значение имеет способность медицинской сестры к сочувствию и состраданию. Сочув­ственный отклик на жалобы больного, стремление по воз­можности облегчить его болезненные переживания порой оказывают не меньшее лечебное действие, чем назначе­ние медикаментозных средств, и вызывает горячую бла­годарность со стороны пациентов. При этом иногда важ­но просто выслушать больного, но не формально, а с элементами эмоционального участия, соответственно ре­агируя на услышанное.

Умение выслушивать является одним из важных свойств искусства медицинского работника.

Однако, это дается не сразу, а вырабатывается много­летним опытом. В процессе выслушивания медицинский работник получает для себя самую необходимую инфор­мацию о больном. Во время беседы больной успокаивает­ся, снимается его внутренняя напряженность.

Коллектив лечебного учреждения и больной. Коллек­тив лечебного учреждения, в котором имеются единство стиля работы, слаженность, добрые взаимоотношения членов коллектива между собой и высокие профессио­нальные знания, отличается и высоким уровнем лечеб­ной помощи.

Задачами работы старшей сестры является контроль за деятельностью сестер и санитарок по уходу за больны­ми, а также работа с сестрами и с самими больными. Старшая сестра должна замечать недостатки в работе отделения, любую напряженность в отношениях между сестрами и больными и стремиться принять своевремен­ные меры к их устранению, оценивать индивидуальные

запросы больных, следить за качеством ухода за тяжело­больными и оказывать помощь при решении сложных вопросов, возникающих у сестер и больных.

Профессиональные обязанности, место деятельности медицинских сестер довольно четко определены, поэтому важно, чтобы в стиле их работы не было противоречий. Основными требованиями должны быть порядок в боль­ничных палатах и организованность при выполнении распорядка дня.

Медицинская сестра, находясь постоянно среди боль­ных и наблюдая за их поведением, видит их индивиду­альные психологические особенности, характер взаимо­отношений с соседями, реакцию на свою болезнь и болез­ни других. Она должна подсказать врачу, в какой палате и с кем больного лучше разместить, поведать ему о пси­хологических особенностях, поведении и высказываниях своих подопечных.

В ходе работы может возникнуть множество таких си­туаций, в которых особую роль играет правильное пове­дение сестер. Например, часто больные обращаются к сестрам с различными просьбами. Их необходимо внима­тельно выслушать и если они не противоречат интересам больного, отвечают требованиям врача и местным поряд­кам, то их целесообразно удовлетворять. Если же сестра не может сама решить вопрос, то нужно извиниться и ответить позже, после консультации со старшей сестрой или врачом. Если же сестра не может выполнить жела­ние и просьбу больного, то она должна найти правиль­ную и вежливую форму отказа. Сестра не должна всту­пать в споры с больными, ибо они неуместны в стенах лечебного учреждения, и не следует допускать возможно­сти их появления. Не следует также обращаться к боль­ным с просьбами, поручениями.

Здоровая психологическая атмосфера лечебного уч­реждения создается в тех случаях, когда хороший стиль работы сочетается с доброжелательными отношениями между медицинскими работниками. Это оказывает бла­гоприятное влияние на больных и способствует высо­кой эффективности лечения.

Похожие публикации