Рассказ о паломническом путешествии в сербию и черногорию. Икона Ангела Хранителя — значение, в чем помогает Белый ангел сербия

Источник: Журнал Московской Патриархии 04-1999

С чего мне начать свой рассказ о паломническом путешествии в Сербию и Черногорию? Может быть, с описания восхитительно свежего, прохладного утра в монастыре Раковица, когда солнце еще было за горой, а под ногами, на зеленой траве, словно драгоценные жемчужины, блестели капельки росы; а может быть, с сербских мальчиков и девочек, которые играли в мяч на горе Фрушка, и их звонкий смех разносился далеко вокруг; а может быть, с чудесного густого вишневого варенья, которым нас угощала молодая монахиня в монастыре Градац и которое мы запивали глотком холодной воды?

Монастырь Раковица

Нет, не буду забегать вперед, а лучше начну с действующих лиц. Нас было много – семнадцать человек, так что и перечислить всех весьма затруднительно. Возглавлял нашу группу настоятель московского храма Трех святителей протоиерей Владислав Свешников, его ближайшими помощниками были священник Михаил Дудко и монах Киприан (Ященко). В самый последний момент к нам присоединились школьники из православной гимназии в Ховрине (их опекали директор гимназии Игорь Алексеевич Бузин, преподаватель Илья Михайлович Числов и завуч Марина Владимировна Истратова). В путешествии нас сопровождали два человека – сначала клирик Русского подворья в Белграде священник Виталий Тарасьев, а затем профессор Богословского факультета Белградского университета Предраг Миодраг.
Нашу поездку благословил Святейший Патриарх Сербский Павел. Встреча с ним была заранее оговорена и мы с нетерпением ее ожидали. И вот однажды утром мы приехали в Белград и пришли в Сербскую Патриархию. Нас провели в зал приемов. Не прошло, наверное, и минуты, как из левой боковой двери вышел Патриарх. Он был невысокого, а если точнее, то маленького роста, худой, щуплый, с аскетическими чертами лица, в простой, непарадной рясе, на голове у него был монашеский клобук. В нем не чувствовалось никакого величия, и нам показалось, будто мы знакомы с ним давным-давно; остатки нашего волнения исчезли совершенно.

– Я очень рад, что вы к нам приехали, – сказал Патриарх, обращаясь к нам; голос у него был негромкий, но отчетливый. – Мы должны знать друг друга лично, а не понаслышке. Нас объединяет православная вера, и ничто и никто нас не разъединит. Мне приятно видеть здесь детей. Если наши дети будут верующими, то будущее наших стран будет хорошим.
На пятый или на шестой день нашего путешествия, когда мы совершали долгий переезд из одного монастыря в другой, я попросил сопровождавшего нас Предрага Миодрага рассказать что-нибудь о Патриархе.
– Он очень доступен, – сказал мой собеседник. – Когда была жива его сестра, он часто ходил к ней домой пешком. Он вообще любит ходить пешком, без охраны, без сопровождающих лиц. К нему может подойти любой человек и поговорить с ним. Каждый день в своей резиденции он принимает посетителей. Люди идут к нему со своими нуждами, наболевшими вопросами и для каждого у него находится ласковое слово утешения.
Он встает очень рано и, когда все еще спят, служит Божественную литургию, молясь обо всем сербском народе. В его сердце вмещается вся Сербия. Он мал ростом, но он великан духа, у него хрупкие плечи, но на этих плечах он несет тяготы всей нации, у него тонкие пальцы, но этими пальцами, сложенными в троеперстие, он поражает легионы демонов, у него легкое нитяное облачение, но под этим облачением скрыта душа отважного воина. Народ говорит: “Это наш Ангел, который покрывает и защищает нас”.

Московское подворье

Знакомство с Сербией началось с храма в честь Пресвятой Троицы, который является подворьем Русской Православной Церкви в Белграде. Он расположен в самом центре столицы Югославии, рядом с гигантским сербским собором святого Марка. Однако, несмотря на свои скромные размеры, Русская церковь, как ее здесь называют, нисколько не теряется в насыщенном городском ландшафте. Подворье является центром религиозной жизни для русских эмигрантов, которых и по сей день довольно много в Сербии.
Церковь была освящена в 1924 году. Получив разрешение правительства Королевства сербов, хорватов и словенцев (прежнее название Югославии), по благословению Сербского Патриарха Димитрия русские люди построили ее на старом белградском кладбище. Сейчас об этом кладбище ничто не напоминает, потому что на его месте раскинулся живописный парк Тажмайдан.
Каждый русский человек, прибывающий в Сербию (и в прежние времена, и сейчас), прежде всего стремится посетить Русскую церковь. Не перечесть диаконов, священников, монахов и архиереев, которые служили здесь. Стены храма помнят сердечные воздыхания русских людей, их слезы и горячие молитвы Богу о том, чтобы Он помиловал Русскую землю, освободил ее из плена безбожников, вразумил русский народ и обратил его к покаянию, как покаялись жители города Ниневии во времена пророка Ионы. Много раз совершал Бескровную Жертву в этой церкви митрополит Антоний (Храповицкий), первенствующий иерарх русской эмиграции, в своих проповедях он утешал соотечественников, призывал смиренно и мужественно нести свой жизненный крест, благословлял невозбранно нести слово Божие народам Европы и Америки.
Часто заходил в этот храм великий русский патриот генерал Петр Врангель. В 1928 году он скоропостижно скончался в Брюсселе. Его останки – так он завещал сам – были привезены в Сербию и похоронены в Русской церкви, которую он очень любил.

Посещая Русское подворье, мы познакомились со священником Виталием Тарасьевым. Вернее сказать, мы познакомились с ним еще раньше – по телефону, когда готовились к поездке. Он хлопотал о нас в Синоде Сербской Православной Церкви, разработал подробный маршрут нашего паломнического путешествия, входил в наши повседневные нужды – одним словом, гостеприимство его было на редкость радушным и без его помощи у нас вообще бы ничего не получилось. Отец Виталий темноволос, выше среднего роста, одет в простую будничную рясу, говорит с едва заметным акцентом – ведь он родился и вырос вне родины. Его матушка – сербка, ее зовут Иоланта, она очень хорошо говорит по-русски, и то, что не успел или не смог из-за своей занятости сделать для нас отец Виталий, очень мягко и неназойливо восполнила она.
Отец Виталий Тарасьев сменил на этой должности своего отца. Протоиерей Василий Тарасьев умер два года назад, в дни светлой Пасхальной седмицы. Его отпевали Святейший Патриарх Сербский Павел и архиепископ Берлинский и Германский Феофан (Московский Патриархат). Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий прислал телеграмму с соболезнованиями.
Вся жизнь отца Василия была посвящена возлюбленному Отечеству – России, хотя он и жил вне ее. Он каждый день молился о ней, духовно окормлял русских людей, которые жили в столице Югославии, благоустраивал подворье. По отзывам людей, знавших его (а знали его очень многие), это был ревностный подвижник благочестия, пастырь, душу свою полагающий за овец (Ин. 10, 11). Ему придверник отворяет двери, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его (Ин. 10, 3-4).
Настоятельскую “эстафету” протоиерей Василий принял от своего отца – Виталия Тарасьева, который (единственный из них троих) родился в России и эмигрировал на чужбину, спасаясь от большевиков. Как видим, на Сербской земле, в Белграде, существует целая священническая династия – явление не такое уж частое и в самой России.
– Мы можем вам только позавидовать, – сказал отцу Виталию руководитель нашей группы, когда мы беседовали в тесном кругу.
– Отчего же?
– Да оттого, что вы жили и воспитывались в нормальной, естественной христианской среде, в которой сохранились и преемственность традиций, и уклад церковной жизни, и знание святоотеческих преданий. Мы были всего этого лишены, так как церковная жизнь в России была беспощадно изуродована.
Знакомя нас с подворьем, отец Виталий остановился около двух надгробий, установленных у северной стены храма, под окном,
– Это могилы моего отца и деда, – сказал он. – Местные власти любезно разрешили похоронить их внутри храма.
Была совершена панихида по усопшим. Мы, русские люди, молились о других русских людях, о наших братьях во Христе, чья жизнь прошла вдали от родины, но они являлись (и являются!) ее частичкой, ее кровинкой, о людях, сердцем болевших о ней каждый час, каждое мгновение своей жизни, делавших все, что было в их силах, для ее скорейшего возрождения.
Из церкви мы прошли в музей, который расположен в небольшом домике на территории подворья, посвященный истории русской эмиграции в Югославии.
Идея создания этого музея принадлежит отцу Василию. Первые экспонаты появились в нем около пятидесяти лет назад. Что они из себя представляли? Например, умер монах или монахиня, архиерей или священник. По просьбе отца Василия родственники приносили их облачения, нагрудные кресты, митры, камилавки, иконы, богослужебные книги, предметы личного туалета. Многие русские люди до Второй мировой войны служили в Вооруженных Силах Югославии. Их парадные мундиры, ордена, медали, погоны, личное оружие и другие вещи заняли в музее почетное место.
В Сербии жили (да и сейчас живут) немало русских художников. Каждый из них подарил музею одну из своих картин. Вот, например, портрет митрополита Антония (Храповицкого), вот – протоиерея Василия Тарасьева, а вот – сербский пейзаж. Из подаренных картин можно было бы составить отдельную экспозицию и показывать ее не только в Белграде, но и за его пределами.
– Обратите внимание на эти изящные броши, – сказал настоятель, остановившись около одной из витрин. – Они интересны тем, что сделаны из… пуль. Скажем, во время сражения русский офицер или солдат получал ранение, его доставляли в госпиталь, и из пули, извлеченной во время хирургической операции, делали брошь. Эта брошь являлась изысканным украшением для его жены или невесты.
– А сейчас экспозиция музея пополняется? – поинтересовался я.
– Да, конечно. Все русские люди, которые живут в Белграде, знают о нашем музее и постоянно приносят нам что-нибудь интересное. Жалко, что помещение, где мы находимся, уже стало тесным и не вмещает всех экспонатов, которыми мы располагаем.

Посещая Черногорию, большинство туристов желают осмотреть наилучшие достопримечательности соседних территорий - Сербии, Боснии, Албании или Хорватии. Православные паломники знают, что вместе с основными черногорскими святынями - Цетиньским монастырём Рождества Пресвятой Богородицы и монастырём Острог, существует средневековое изображение Белого Ангела в Сербии, на границе с Черногорией. Уникальная фреска ежегодно встречает сотни тысяч паломников и туристов.

Расположение

Белый Ангел - духовный символ всей Черногории. Его изображение можно встретить в стране повсеместно - на билетах некоторых авиакомпаний, в отелях, в студенческих классах, в общественном транспорте. Приезжают к фреске Белый Ангел со всех уголков Боснии, Черногории, Сербии и других стран. Уникальный рисунок-фреска находится в святом монастыре Милешево (Манастир Милешева - 31300, Приjеполье - Србиjа, Jугославиjа, тел. 8-10-381-(0)33/23-897). Фреску хранит возведённый в средние века храм Вознесения Господня. Ангел в белых одеждах расположен над гробницей короля Владислава, в правой стороне помещения святого храма. Именно этот Ангел повстречал женщин-мироносиц в пасхальную субботу и оповестил весь мир о воскресении Христа. Шедевр средневековой фресковой живописи - символ югославских народностей.

Монастырь в Милешево - наиболее древний и хорошо известен по всей стране. Святыня расположена вблизи городка Приеполье. К городу ведут железная и автомобильная дороги, которые связывают Белград с остальными территориями страны. В средневековье дорога в глубине государства проходила по правой стороне речки Милешевка. На месте торгового места около монастыря возник городок Приеполье. От него до Милешево можно заказать такси и добраться до храма.

Строительство храма

Святыня была возведена в двадцатых годах XIII века. Строительство обители благословил Святитель Савва, а построил храм его племянник - королевич Сербии Владислав (годы правления -1234-1243). В наши дни Влад причислен к святым. Собор Вознесения Господня - обширная архитектурная композиция, духовный центр монастыря Милешево. Королевич возвёл храм как собственную усыпальницу и был в ней затем захоронен. Период возведения святыни точно историками не определён. Некоторые эксперты полагают, что Владислав начал строительство после своего восхождения на престол, но кое-какие детали указывают, что стройка началась раньше - примерно в 1218 году. Ранние фрески в храме написаны в двадцатых годах XIII века приезжими греческими художниками из Солуни.

Самая известная среди паломников и туристов фреска - изображение Белого Ангела на гробе господнем. Её месторасположение - южная стена святой обители. Под фреской находится ктиторская композиция, на которой изображён Св. Владислав с церковью в ладонях. Всем посетителям храма требуется пройти немного вперёд после входа и посмотреть направо. Именно там людей встречает Белый Ангел.

В северной части здания представлены святые из рода Немвьичей: Савва I Сербский, Симеон Мироточивый, Радослав, Стефан Первовенчанный, а также Владислав. В 1236 году к западной части святого места были пристроены боковые часовни Св. Георгия Победоносца и Св. Димитрия Солунского. В тот же период написаны фрески в пристроенных к церкви частях. Часовни хранят их с давних времён.

Впоследствии монастырские стены пережили немало тяжёлых испытаний на протяжении векова. Свой отпечаток на данных землях оставили Османская империя, мировые войны, коммунистическое правление. В наши дни монастырь полностью отреставрирован и восстановлен. В Милешево находятся на хранении редчайшие книги - Цетиньский Октоих 1494 г., Белградское Четвероевангелие 1552 г., Триодь 1563 года. Здесь же хранятся и ценные иконы. В монастыре в настоящие дни расположена резиденция епископа Милешевского.

Почти каждая семья к Новому году планирует у себя дома установить новогоднее дерево — ель. Так же и страна к празднику желает свою Главную ёлку. В России еще не определились, где будет установлена Главная елка государства.

Главная Елка страны в Москве на Красной площади

Ежегодно в столице России к новогодним праздникам устанавливают Главную Елку страны. В этот раз еще нет информации о новогодней красавице.

На данный момент на Красной площади еще с конца осени стоит украшенная елка и радует глаз детворы и взрослых. Но является ли она Главной — никто не знает. В это же время был открыт и ГУМ — каток. С катка хорошо просматривается хвойная красавица и достопримечательности площади.

Лесная красавица 2019 года имеет высоту — 21 метр. Ее еловые лапы равномерно распределены по всему периметру, что создает образ пушистой елки.

Праздничная ель украшена гирляндами и флажками. Шары, гирлянды перемежаются с мультяшными героями. На новогодней елке можно встретить подвески в виде Кота Матроскина и Крокодила Гены, также дружно детворе подмигивают Волк и Заяц — герои мультфильма «Ну, погоди!» А Пятачок с Винни-Пухом постараются найти и раздобыть мед на елке. Венчает Ёлку — рубиновая Звезда огромных размеров.

На Красной площади, вокруг новогоднего дерева раскинулась новогодняя и рождественская ярмарки. Дети с родителями могут здесь приобрести подарки и сувениры, также можно угоститься разными сладостями и выпить горячего напитка с различными пряностями. Проводимые мастер-классы расскажут и покажут много нового и познавательного.

Во время прогулки по Красной площади можно встретить медвежонка, который умело упражняется на турнике, а дети ему за дарят свои симпатии и аплодисменты.

Детей у Ёлки встречают главные герои Нового года — Дед Мороз и Снегурочка. Помогают им, в этом не легком деле, герои сказок и мультфильмов.

Кремлевская Елка 2019 года

Пока руководство России определяется с Главной елкой страны. В Москве уже определились со многими другими Елками. Одна из них — Кремлевская.

Кремль приглашает на свою ёлку, детей и взрослых уже на протяжении больше полувека. За это время уже наработаны сотни новогодних сценариев. В 2018-2019 годы малышей ожидает театральное приключение, которое носит название «Тайна планеты Земля».

В нем детвора, вместе с главными героями — Дедом Морозом и Снегурочкой, а также другими сказочными персонажами перенесутся в Космос, где будут бороться с космическими пиратами против срыва Нового года.

Кремлевская Елка откроет свои двери для гостей с 24 декабря 2018 года по 8 января 2019 года. Продолжительность яркого шоу составляет 1 час 55 минут.

Елка на Цветном бульваре в московском цирке 2019 года

Цирк Юрия Никулина — откроет свою ёлку на Цветном бульваре в городе Москве. Цирковое представление пройдет под названием » В поисках праздника».

Под куполом цирка соберутся тысячи зрителей, которые будут радостно приветствовать цирковых артистов. Артисты цирка, в свою очередь, порадует своим мастеровым искусством. На праздничную арену выйдут канатоходцы, дрессировщики, акробаты и клоуны. Весь вечер новогоднее представление будут сопровождать знаменитые Дед Мороз и Снегурочка.

Елка на Цветном бульваре откроется с 14 декабря 2018 года по 13 января 2019 года, длительность представления, включая антракт, составит 2 часа 20 минут.

Молясь перед иконой, человек обращается к тому, кто на ней изображен. Внешний облик Лиц Святой Троицы, Божией Матери, святых художниками обычно передается так, как он запечатлен в церковном Предании либо в свидетельствах очевидцев. Однако присутствуют на иконах и ангельские чины, не имеющие телесного воплощения. Какими принципами руководствуются иконописцы при их создании?

– Чем руководствуются современные иконописцы, изображая Небесные Силы, которые по определению нематериальны?
– Вообще, изобразимо все видимое. Ангельские Силы изображают согласно пророческим видениям.

– Каково древнейшее изображение Ангелов?
– Древнейшие изображения Архангелов встречаются уже в III–IV веке, например, в сюжете «Благовещение». Конечно, иконография к этому времени еще не сформировалась, Ангелы там без нимбов и крыльев. Влияло то, что было время гонений. Но уже на рубеже IV–V веков складывается иконописный облик Ангелов. Они предстоят в хитоне и гиматии, со слухами (торочками), подвязывающими волосы, в сандалиях. Иконография со временем обогащалась. От VI века сохранилось изображение Архангелов Михаила и Гавриила в дорогих придворных одеждах как ближних слуг Небесного Царя. Позже, с XIV века, начинает встречаться изображение Архангела Михаила в доспехах – воина, Небесного воеводы.

В Византии встречаются изображения еще двух из семи Архангелов – Рафаила и Уриила. Кроме того, изображали другие ангельские Силы: Ангелов Господних, Престолы, Херувимов, Серафимов. Иногда они присутствуют в композиции какого-то священного сюжета, иногда – в сонме, окружающем Господа.

Белый Ангел — Сербия

– Ангельских чинов, по учению Церкви, девять. Каковы особенности изображения каждого чина?
– Дело в том, что все ангельские чины крайне редко изображаются и их иконография для меня, по крайней мере, до конца не выяснена. Есть рад изображений девяти ангельских чинов XVI–XIX веков, когда они окружают Господа. Чаще всего можно увидеть семь Архангелов, Ангелов в облике крылатых юношей. Лик, окруженный четырьмя или шестью крылами (реже – двумя), – традиционное изображение Херувимов и Серафимов. Внешне они часто не различимы, а о том, какой именно это ангельский чин, свидетельствует только подпись. Серафимы могут быть красноватыми – огненными. У Херувимов есть особенность – они иногда изображаются «многоочитыми» (ср. Быт. 3, 24), как сказано о них в Священном Писании. Кроме того, на Православном Востоке бытовало изображение Херувимов как тетраморфов – четырехглавых существ. Одна голова, с человеческим лицом, обращена к молящимся, три другие, подобные главам тельца, орла и льва, смотрят каждая в свою сторону: влево, вправо и вверх. Это символизирует, что Херувимы готовы служить Господу всем своим существом – глядеть во все глаза и действовать во все стороны. Такие изображения появляются начиная с VI века, например, в знаменитом Евангелии Раввулы, где у подножия возносящегося на небо Господа изображен такой тетраморф-Херувим, сопровождающий Его. Подобные изображения очень редки, встречаются у греков, на Балканах, в Грузии, но в русской иконописной традиции я таких изображений не видел.

Порой на иконе можно видеть подобие колеса с крыльями, покрытого глазами. Это традиционная иконография Престолов. Таких изображений также крайне мало, одно из первых – в уже упоминавшемся Евангелии Раввулы. В русской иконописи Престолы присутствуют на иконе «Спас в Силах» около подножия трона, на котором почивает Бог.

– В какое время появляются изображения Ангелов, Архангелов по отдельности?
– Одно из первых изображений собственно Ангелов имеется на мозаиках храма святого Георгия в Солуни. Это рубеж IV–V веков. Мозаика сохранилась частично, но все равно хорошо видно, что там Ангелы изображены не группой, а по отдельности, распределены вокруг утраченного изображения Христа Спасителя.

Отдельно предстоящие Архангелы Михаил и Гавриил изображаются уже в VI веке в мозаиках Равенны, присутствуют в деисусном чине, по крайней мере, с XI–XII веков. Их изображения имеются и в минологиях X–XII веков – изобразительных сборниках, сопровождающих крат­кие жития святых.

Если говорить об отдельных моленных иконах Архангела Михаила, то уже с конца XIII века – это характерное явление. Такая икона, например, имеется в Третьяковской галерее. Нередко образ Архангела Михаила окружен клеймами, иллюстрирующими его участие в жизни Церкви Земной и Небесной. Для позднего Средневековья это очень характерное явление. В Средневековье появляется икона Собора Архангела Михаила. Начиная с XIII века, таких изображений имеется целый ряд.

– На храмовых фресках и в русской религиозной живописи XVIII – начала XX века нередко можно видеть упитанных младенцев c крылышками. Откуда к нам пришла эта традиция и насколько она канонична?
– Изображения эти, конечно, связаны с западным искусством, а оно обращалось к искусству раннехристианскому. В III веке в римских катакомбах встречаются изображения таких крылатых мальчиков и даже крылатых отроковиц. Эти изображения были заимствованы из античного искусства и в эпоху гонений говорили христианам о бестелесных небожителях. На Православном Востоке после Миланского эдикта подобные изображения исчезают. Только в эпоху Возрождения мальчики с крыльями вновь появляются в религиозной живописи Европы. Заимствованный с Запада живописный стиль в России становится модным в XVIII столетии, тогда же наши художники, а затем и иконописцы, начинают рассматривать таких крылатых младенцев как ангельский образ. Эта традиция, если сказать кратко, неканонична. Она связана не столько с христианством, сколько с античным миром.

– Из Священной истории известно, что Ангелы нередко являлись людям в человекообразном облике и их одежда, наверняка, соответствовала времени события. Почему нельзя рисовать Ангелов в современной одежде, в костюме или джинсах, например?
– Вообще икона надысторична. Мы не всегда изображаем даже и святых в тех одеждах, которые они носили в земной жизни. Даже Господь облачен на иконах в античную тунику, а совсем не в одеяние палестинского еврея I века. Поэтому когда Поленов в своей живописи пытался реконструировать события того времени, он несколько другие одежды одевал на Господа, чем те, что мы привыкли видеть на православных иконах и фресках.

Икона призвана отображать смысл, не всегда отображая реалистичную сторону событий. Кроме того, конечно же, важен знак, который не вызывал бы отрицательных эмоций. Ангел в современном костюме будет больше вызывать улыбку, чем благоговение. Важен сам знак присутствия небожителя, который помогает нам. Убежден, что к новациям вообще нужно относиться очень аккуратно.

– Но, например, Архангел Михаил часто предстает в доспехах римского воина, с копьем и щитом. Хотя понятно, что он не имеет такого воинского снаряжения…
– Иконописное изображение одежд всегда условно. Даже если сравнивать архиерейские одежды митрополита Московского святителя Петра и его облик на иконах, то они не абсолютно тождественны. Было некое преображение одежды на иконе.

Вообще, изображение поздних одежд – одна из кардинальных проблем при изображении святых нового времени, особенно святых мужчин, мучеников, не принадлежавших к духовному сословию, поскольку гражданская одежда XX века не вполне органично, некрасиво смотрится на иконе. Нужно, чтобы святой был узнаваем, и историческая эпоха как-то отражалась в его одеждах, и чтобы это было просто красиво и в традиции. Это одна из сверхзадач для современных иконописцев.

Думаю, что, если возникнет необходимость изображения современного явления Ангелов в человекообразном облике, нужно будет попробовать ее решить, отразив и реалии, и в то же время сделать это эстетически приемлемо.

– Существует икона «Ангел Хранитель Москвы». Канонично ли это изображение? Может ли по аналогии быть написана икона любого города и вообще населенного пункта?
– Наверное, может. Сама иконография Ангела Хранителя появляется в позднем Средневековье. Известны иконы конца XVI века. Человек молится своему собственному Ангелу Хранителю, созерцая икону с подписью просто «Ангел Хранитель». Еще более поздними являются изображения «Ангела молитвы», несколько иная атрибутика в руках Архангелов.

Самая старая известная мне икона «Ангел Хранитель Москвы» относится к 90-м годам XX века, была написана для Никольского храма на Маросейке. Было ли более ранее изображение – не знаю, но покойный отец Александр Куликов, возродивший храм на Маросейке, благословил такую икону написать. Я не вижу здесь повода для сомнений. Свои Ангелы Хранители, конечно же, есть у всех городов, и вполне можно написать икону Ангела Хранителя какого-то города. Что касается Москвы, то это город особенный, о нем как о столичном граде – особое попечение Божие. Надо молиться, чтобы Господь его хранил.

Ольга Маркелова

О пяти московских храмах апостола Андрея Первозванного читайте на или в газете «ПМ» (№ 5 (570), март 2015 г.).

Диакон Сергий Правдолюбов

Иногда, очень и очень редко судьба может преподнести подарок. Он может быть маленьким или большим, о нём можно даже забыть, но также он может остаться в памяти как нечто необыкновенное. И, наверное, без всего этого вполне можно счастливо жить, но какая-то невидимая нить всё же связывает события и людей вместе в определенном пространстве и времени. В этот раз со мной такое произошло в Сербии.


Проехав почти 700 километров за 2 дня, и держа путь обратно в Белград, мы совершенно случайно услышали, что в 30 километрах от трассы, по которой мы едем, есть уникальная фреска. Ну, фреска и фреска, подумалось мне, что тут удивительного, учитывая, что страна обладает таким огромным количеством церквей и монастырей. Но, услышанная об этой фреске информация, в одночасье изменила дальнейшие планы путешествия, и развернула машину от пути нашего следования.
Когда-то давно 23 июля 1962 года из Европы был послан первый спутниковый сигнал во Вселенную, в «Пакете достижений землян» были фотографии высадки на Луну, Китайской стены и … фрески Белого Ангела. Считалось, что если во Вселенной живут разумные существа, они поймут послание, которое несет своим ликом Белый Ангел - послание мира, любви и понимания. Тем самым не только сербы предстают перед миром с ликом Белого Ангела, но целый свет с его образом предстает перед Вселенной.

Услышав о подобном факте, было бы совершенно не простительно не увидеть своими глазами то, что было послано во Вселенную как самое важное из мира людей планеты Земля.
На этой фреске Х III века изображён Белый Ангел, он одновременно картина и притча, поэзия и музыка, фильм и фотография, труд и скульптура. Он - глубокое созерцание, вера и мечта, художественное доказательство красоты живого Бога…
Спустя 40 минут мы подъезжали к Монастырю Милешева, где и находилась эта святыня.


Монастырь Милешева - второй по рангу среди всех сербских монастырей, сразу после Студеницы. В нем в 1377 году коронован правитель Боснии и Сербии - Стефан Твртко Котроманич. Здесь же в 1466 году Стефан Вукчич Косача принял титул воеводы, «Герцога Святого Саввы». Его государство, в то время включавшее и Милешеву с округой, было названо Герцеговиной.

Нынешний свой облик с двумя куполами Милешева приобрела в 1863 году, когда была реконструирована благодаря жителям города Приеполья. Под одним куполом хранится рака с мощами Святого короля Владислава, под другим - гроб Святого Саввы.


Самая известная из фресок, шедевр сербской средневековой живописи - Белый Ангел на гробе Господнем, находится на южной стене храма. Прекрасный ангел, облаченный в белое одеяние, с широко расставленными крыльями сидит на большом камне. Сидя на пустом гробе Господнем, Белый Ангел как бы возвещает вечную истину о Воскресении и Вознесении Иисуса Христа. Белый Ангел является духовным символом Югославии, а его изображение можно увидеть даже на авиабилетах ряда компаний. Вообще, в Сербии изображение Белого Ангела встречается повсюду - в автобусах, гостиницах и даже в студенческих аудиториях.
Снимать в храме категорически нельзя, но муж, подойдя к монаху, попросил спросить особого разрешения - сделать фотографии этого Ангела с целью рассказать и показать всем, кто смотрит фотографии на его аккаунте, а таких людей уже больше 35 миллионов. Монах попросил дать ссылку на его сайт и ушел к своему руководству. Отсутствовал он не долго, и вскоре вернулся с вестью о том, что руководство монастыря дало своё разрешение и благословение. Честно говоря, сказать, что я была удивлена - ничего не сказать. А когда они даже предложили принести лестницу для того, чтобы было удобнее делать съемку (потому что фреска располагалась достаточно высоко), я так и осталась стоять с разинутым ртом. Правда, служитель попросил мужа прислать им потом на одобрение отснятые фотографии, что, конечно же, было сделано.


Нам открыли всё пространство церкви, даже те места, куда простым смертным вообще заходить не дозволяется никогда, а в довершении всего потом еще отвели в отдельно стоящее здание, где хранятся несколько редких книг: Цетиньский Октоих 1494 года, Триодь 1563 года, Белградское Четвероевангелие 1552 года, несколько ценнейших икон, а также чаша Ивана Грозного (чья бабка была, как оказалось, сербкой) и посох самого Святого Саввы!


Я, наверное, не смогу передать словами всё то, что в этот момент было в моей голове. Потому что то, что видела я своими глазами не дано видеть людям и постоянно крутилась мысль о том, что, может быть, всё это не по-настоящему происходит и вообще не со мной. Ведь так не бывает, что вдруг тебя пускают в святая святых целого народа просто так, потому что ты пришел и попросил об этом.
Я не знаю, чем мы заслужили такое отношение служителей Монастыря к нам - немолодой русской паре, но видимо «Белый Ангел» решил сделать такой щедрый подарок, смотря на нас сверху своими печальным и проникновенным взглядом…

Похожие публикации