Ууд просвещение. Презентация на тему формирование ууд

Слайд 1

Формирование универсальных учебных действий в образовательном пространстве начальной школы в условиях внедрения ФГОС НОО

Слайд 2

В чем заключается задача школы?

Формирование у каждого ребенка умения учитьСЯ – учить СЕБЯ.

Слайд 3

Приоритетная цель школьного образования:

развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Слайд 4

Учащийся – «архитектор и строитель» образовательного процесса

Слайд 5

Как достичь эту цель?

Благодаря системе формирования универсальных учебных действий

Слайд 6

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. (ФГОС НОО, стр.7, раздел I.)

«Портрет выпускника начальной школы»

Слайд 9

действия смыслообразования

действия нравственно-этического оценивания

Личностные УУД

Действия самоопределения

Слайд 10

обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях: личностное, (профессиональное), жизненное самоопределение; смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор

Слайд 11

Личностные универсальные действия

Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

Слайд 12

Познавательные УУД

обще- учебные, включая специально-предметные действия

логические, включая знаково-символические действия

постановка и решение проблем

Слайд 13

Познавательные универсальные действия

включают: Общеучебные универсальные действия: -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; -поиск и выделение необходимой информации; -структурирование знаний; -знаково-символические моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую), и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности и др.

Слайд 14

Универсальные логические действия

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Слайд 15

Постановка и решение проблемы:

формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Слайд 16

Познавательные действия

Включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Слайд 17

Регулятивные универсальные учебные действия

Целеполагание Планирование Контроль Прогнозирование Коррекция

Волевая саморегуляция

Слайд 18

Регулятивные учебные действия детей младшего школьного возраста: 1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка): - способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - преодоление импульсивности, непроизвольности; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; - умение адекватно воспринимать оценки и отметки; - умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность; - умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

Слайд 19

Регулятивные учебные действия

2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей: - целеустремленность и настойчивость в достижении целей; - готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия совладания); - формирование основ оптимистического восприятия мира.

Слайд 20

Регулятивные УУД

Регулятивные УУД включают навыки самоконтроля, умение решать учебную задачу, умение работать по алгоритму, уровень развития комбинаторных умений.

Слайд 21

Регулятивные действия

Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Слайд 22

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества

Постановка вопросов

Построение речевых высказываний

Лидерство и согласование действий с партнером

Слайд 23

Коммуникативные действия – межличностное и деловое сотрудничество, позитивное и ответственное отношение к миру природы и культуры, малой родине и Отечеству. К ним относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, поиск способов решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и и условиями коммуникации

Слайд 24

Коммуникативные действия

Обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

Слайд 25

Направленность учебных предметов на развитие УУД

Слайд 26

Урочная Внеурочная Внешкольная

Сегодня обществом и государством выдвигаются всё новые требования к результатам обучения в школе. В стандартах первого поколения, целью образования была непосредственно передача знаний от педагога к ученикам а итогом, показывающим результаты обучения обозначалось овладение системой знаний, умений, навыков. В стандартах второго поколения понятие «ЗУНы» уже не используется. Меняется и цель обучения. Теперь школы должны выпускать в жизнь людей, не только усвоивших набор определенных знаний и умений, но и умеющих добывать их самостоятельно. Подразумевается, что выпускники должны обладать определенными универсальными учебными действиями (УУД).

Понятие универсальных учебных действий

Универсальные учебные действия – это совокупность способов различных действий, способствующих активному саморазвитию обучающегося, помогающих самостоятельному овладению новыми знаниями, освоению социального опыта, становлению социальной идентичности. Что же такое УУД по ФГОС, говоря простыми словами? Это действия, помогающие «научить человека учиться». Под универсальностью понимаются:

  • Метапредметный, характер. Понятие УУД не относят к какому – либо одному учебному предмету
  • Формируют психологические способности обучающихся
  • Они находятся в основе любой деятельности обучающегося

Универсальные учебные действия выполняют следующие функции:

  • Создают условия для всестороннего развития личности на базе готовности к непрерывному образованию.
  • Способствуют успешному формированию умений, компетентностей, усвоению знаний в различных предметных областях.
  • Обеспечивают возможности учащегося осуществлять самостоятельно деятельность учения, целеполагания, контроля и оценивания процесса и результатов обучения.

Универсальные учебные действия включают следующие виды:

  • личностные
  • регулятивные
  • познавательные
  • коммуникативные

Личностные универсальные учебные действия

Личностные УУД – это действия, обеспечивающие определение ценностно – смысловой ориентации обучающихся. Также они способствуют определению человека своего места и роли в обществе и установлению благополучных межличностных отношений.

В учебной деятельности выделяют несколько видов действий:

  • самоопределение в разных сферах: профессиональное, личностное;
  • смыслообразование: осознание смысла и мотива обучения, связи между ними;
  • Нравственное оценивание усваиваемого материала, способность делать личностный моральный выбор, исходя из социальных ценностей .

Чтобы формировать личностные УУД, предлагается использовать следующие методические приёмы и задания:

  • Групповые проекты. Обучающиеся совместно выбирают интересную и актуальную тему, распределяют роли внутри группы. Каждый вносит свой вклад в осуществление проекта.
  • Ведение портфолио. Дневник индивидуальных достижений способствует созданию ситуации успеха, тем самым повышая самооценку и устанавливаю уверенность в себе. Портфолио подталкивает к стремлению к самосовершенствованию, формированию положительных характеристик личности.
  • Привлечение краеведческого материала на учебные и внеурочные занятия
  • Творческие задания

Характеристика регулятивных универсальных учебных действий

Регулятивные универсальные учебные действия – это действия, которые обеспечивают организацию и коррекцию учебной деятельности. К этой группе относятся:

  • Целеполагание : определение цели и учебной задачи;
  • Планирование: установление последовательности действий в соответствии с установленной целью и учётом предполагаемого результата;
  • Прогнозирование: способность предположить результат и его характеристики;
  • Коррекция: умение внести изменения в план в случае несоответствия с эталоном;
  • Оценка: определение и осознание усвоенного и ещё подлежащего усвоению; оценивание усвоенного;
  • Саморегуляция: способность преодолевать возникшие препятствия и конфликты;

Для формирования регулятивных УУД предлагается несколько методических приемов. В первую очередь, обучающийся должен установить и понять цель изучения какой-либо темы. Без этого невозможно успешное освоение материла. Для формирования целей занятия, учащимся в начале урока может быть предложена такая таблица:

Последнюю колонку можно заполнить и в конце урока, тогда следует изменить её название: «Что нового и интересного я узнал на уроке?» Возможны вариации и в соответствии с темой урока. Например, в начале урока истории по теме « Религия древних греков» может быть работа с такой таблицей:

Чтобы сформировать УУД планирования, целесообразно использовать следующие приемы:

  • Составление плана
  • Обсуждение плана решения учебной задачи
  • Работа с нарочно изменённым (деформированным учителем) планом, его корректировка

Характеристика познавательных универсальных учебных действий

Познавательные УУД – это общеучебные действия, которые включают в себя:

  • Самостоятельную постановку познавательной цели
  • Поиск и структурирование необходимой информации при помощи различных средств
  • Смысловое чтение
  • Моделирование

В ряде познавательных УУД выделяют группу логических универсальных действий . Это:

  • Создание гипотез и их проверка
  • Установление причинно-следственных связей
  • Определение логических рассуждений
  • Осуществление классификаций, сравнений

Развитию познавательных УУД способствуют такие приёмы и методы: задания на нахождение соответствий, составление кластера, логической цепочки, разработка тестовых вопросов и ответов на них, работа с историческими документами.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативными УУД называют действия, обеспечивающие социальную компетентность, способствующие получению навыков построения диалога; позволяющие интегрироваться в социальную среду. К ним относят:

  • Поиск благополучного выхода из конфликтов
  • Умение правильно формулировать вопросы
  • Способность полно и точно выражать свои мысли
  • Контроль и коррекция поведения партнера в группе

Для развития коммуникативных УУД предлагается использовать такие приёмы:

  • Составление уточняющих вопросов или вопросов к выступающему
  • Высказывание суждений
  • Выступление с докладами или сообщениями перед аудиторией
  • Продолжение и развитие суждения одноклассника

Очень нравится детям приём, который называется «горячий стул». Он подходит для закрепления пройденного материала. К доске выходят два человека. Один из них садится на стул, называемый «горячим», лицом к классу. Он не должен видеть доску. Второй обучающийся пишет на доске какой-либо термин либо дату. Класс должен объяснить сидящему значение, а тот в свою очередь, назвать само понятие.

Такой простой приём, как рассказ по иллюстрации, тоже помогает развить коммуникативные УУД. При его составлении обучающийся пользуется зрительной опорой, вызывая пассивный словарный запас. Кроме того, иллюстрации способны оживить сам рассказ, заинтересовать детей, побудить к изучению материала.

Видное место среди средств, формирующих коммуникативные УУД, занимает учебная дискуссия. Так называют обмен мнениями об определённой проблеме. Дискуссия способствует приобретению новых знаний, развитию способности отстаивать своё мнение. Существует множество форм: форум, «суд», дебаты, симпозиум, «круглый стол», мозговой штурм, техника «аквариума», «заседание экспертной группы».

Критерии сформированности УУД

Для определения степени сформированности УУД используются такие основные критерии:

  • Соответствие нормативным требованиям
  • Соответствие результатов освоения УУД требованиям, прописанным заранее
  • Осознанность, полнота и разумность действий
  • Критичность действий

Способствуя формированию и развитию УУД, учитель помогает обучающимся стать активными деятелями учебного процесса. Овладев универсальными учебными действиями, ученик не потеряется в непрекращающемся потоке информации, приобретёт очень важное умение – «умение учиться».

Монография содержит теоретические и практические материалы экспериментальной работы по созданию, обоснованию и апробации внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения развития универсальных учебных действий учащихся. Рассмотрены идеологические, содержательные, дидактические, методические и управленческие аспекты решения проблемы освоения учащимися метапредметного содержания образования. Создание, теоретическое обоснование и апробация представленных материалов осуществлялось в рамках сетевой экспериментальной площадки Московского педагогического государственного университета.
Монография обращена к руководителям и педагогам школ, студентам и преподавателям педагогических вузов, осознающих важность целенаправленного развития умений учащихся учиться.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И «БРИТВА ОККАМА».
О содержании предлагаемой монографии читатель может получить общее представление, прочитав название и аннотацию, просмотрев оглавление. Тем не менее, мы сочли необходимым написать несколько слов, обращенных к читателям и исполняющих роль громоотвода, чтобы эта работа избежала более суровой критики, чем та, которую она, несомненно, заслуживает.

Мы сочли необходимым еще раз продемонстрировать актуальность универсальных способов получения и применения знаний и определить место данной публикации в процессе разработки и обоснования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения формирования и развития учебно-познавательной компетентности учащихся.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что точкой роста идеологических и организационных основ современной школы должны стать права, интересы и способности ребенка. Школа является, видимо, единственным социальным институтом, который обязан и может взять на себя реализацию прав ребенка на его полноценное личностное развитие. Одним из условий реализации этого права является владение учеником умениями учиться.

СОДЕРЖАНИЕ
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И «БРИТВА ОККАМА» (вместо приветствия)
Лирическое отступление.
Тоффлер Э. «Шок будущего»
1. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. ИЛИ ВСЕ-ТАКИ ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ:
история определения приоритетного компонента содержания общего образования
Лирическое отступление.
Соловьев В. С. «Письма разных лет»
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ:
деятельностный компонент метапредметного содержания образования
Лирическое отступление.
Гессен С. И. «Основы педагогики.
Введение в прикладную философию»
3. МЕТАПРЕДМЕТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА:
проект целостной внутришкольной системы учебно-методического сопровождения формирования и развития общеучебных умений
Лирическое отступление.
Ильенков Э. В. «Школа должна учить мыслить»
4. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИИ:
определение ключевых понятий и основных процедур
Лирическое отступление.
Флоренский П. А. Письмо В. И. Вернадскому
5. ТЕХНОЛОГИЯ ВНУТРИШКОЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ И РАЗВИТИЕМ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ:
управление созданием и реализацией внутришкольной системы учебно-методического сопровождения формирования и развития общеучебных умений
Лирическое отступление.
Лихачев Д. С. «Раздумья»
6. КЕЙСОВЫЕ ЗАДАНИЯ:
определение уровня сформированности профессиональной компетентности педагогов по организации освоения учащимися универсальных учебных действий
Лирическое отступление.
Мамардашвили М. К. «Проблема человека в философии»
ЕЩЕ РАЗ О РАЗВИТИИ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ (вместо прощания)
Лирическое отступление.
Брунер Дж. «Культура образования»
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Развитие универсальных учебных действий, Воровщиков С.Г., Орлова Е.В., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Метапредметное учебное занятие, Ресурс освоения обучающимися универсальных учебных действий, Воровщиков С.Г., Гольдберг В.А., Новожилова М.М., Аверина Н.П., 2015
  • Теория и практика метапредметного образования, Поиски решения проблем, Воровщиков С.Г., Гольдберг В.А., Виноградова С.С., 2017
  • Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать, Управленческий аспект, Воровщиков С.Г., Новожилова М.М., 2008

Универсальные учебные действия (УУД)

    Обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию

посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта

    Функции универсальных учебных действий «Учусь в общении»:

1. Регуляция учебной деятельности

    принятие и постановка учебных целей и задач,

    поиск и эффективное применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и задач,

    контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности

2. Создание условий для саморазвития и самореализации личности

    готовность к непрерывному образованию на основе умения учиться,

    формирование гражданской идентичности и толерантности жизни в поликультурном обществе,

    развитие высокой социальной и профессиональной мобильности

3. Обеспечение успешности обучения

    успешности усвоения знаний, умений и навыков;

    формирование целостной картины мира;

    формирование компетентностей в любой предметной области познания

    Виды универсальных учебных действий

    Личностные

    Регулятивные

    Общепознавательные

    Коммуникативные

Название УУД

Документ, программа

Действия ученика

ФГОС

Примерная ООП

Программа «Формирование УУД»

Познавательные

Общеучебные;

Логические;

Постановка и решение проблем

Рефлексивное чтение;

Ставить проблему и аргументировать ее актуальность;

Самостоятельно проводить исследования, проверять гипотезы;

Организовывать исследования с целью проверки гипотез;

Аргументировать.

общеучебные,

логические учебные действия,

постановку и решение проблемы.

Выдвигать гипотезы:

Доказывать или опровергать выдвинутую гипотезу;

Проводить эксперимент, исследование

Обобщать предметные понятия;

Сравнивать, анализировать;

Устанавливать причинно-следственные связи;

Структурировать текст, выделять главное, второстепенное;

Использует различные информационные ресурсы.

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества;

Постановка вопросов;

Построение речевых высказываний;

Лидерство и согласование действий с партнёром.

Учитывать, разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве пр выработке общего решения в совместной деятельности;

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Разрешение конфликтов, принятие решения и его реализация;

Управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Выражает собственное мнение и позицию, устанавливаеет и сравнивает разные точки зрения, аргументирует собственное мнение, организует осуществляет взаимный контроль, взаимопомошь.

Осуществляет контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, использует адекватные языковые средства, отображает в речи содержание совершаемых действий, полно передаёт партнёрам информацию.

Регулятивные

Целеполагание;

Планирование;

Прогнозирование;

Контроль;

Коррекция;

Целеполагание, постановка новых целей, преобразование практической задачи;

Самостоятельно анализировать условия достижение цели;

Устанавливать целевые приоритеты;

Уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний,

Контроль

Коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов

Оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить,

Саморегуляция

Планируют, рефлексируют;

Ориентируются в ситуации;

Прогнозируют результат;

Обозначают цель;

Принимают решения;

Корректируют;

Проводят самоконтроль;

Оценивают свою деятельность.

Личностные

Смыслообразование;

Нравственно-эстетическое оценивание;

Самопознание и самоопределение;

формирование:

основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);

основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);

Готовности и способности к переходу к, в том числе готовности к выбору направления профильного образования .

Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

Смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающее личностный моральный выбор.формирование ... планируемых результатов по программе формирования УУД . Для формирования личностных универсальных учебных...

  • Пояснительная записка Междисциплинарная программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования (далее программа формирования ууд) конкретизирует требования фгос ноо к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования,

    Пояснительная записка

    ... программ и служит основой разработки примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин. Программа формирования УУД ... и характером видов универсальных действий. Программа формирования УУД для начального общего образования: устанавливает...

  • Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка (2)

    Программа

    Процесса. Теоретико-методологическая основой проектирования программы формирования УУД в целом являются системно-деятельностный и... образом, качество и эффективность реализации программы формирования УУД

  • Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования общего образования

    Программа

    Профилактики школьных трудностей. Цель программы формирования УУД регуляция процессов освоения метапредметных умений... социологических опросов). Качество и эффективность реализации программы формирования УУД в значительной степени зависят от осознания...

  • Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся

    на ступени начального общего образования

    Цель программы : обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

    Как и программы по отдельным учебным предметам, программа формирования универсальных учебных действий конкретизирует соответствующих раздел Фундаментального ядра содержания.

    Задачи программы :

      установить ценностные ориентиры начального образования;

      определить состав и характеристику универсальных учебных действий;

    Программа формирования универсальных учебных действий содержит:

      описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования;

      характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

      связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов в соответствии с УМК «Школа России»;

      типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в соответствии с УМК «Школа России»;

      описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования в соответствии с УМК «Школа России».

      Планируемые результаты сформированности УУД.

    Программа формирования универсальных учебных действий является основой разработки рабочих программ отдельных учебных предметов.

    Представим разделы программы в соответствии с УМК «Школа России»

    ФГОС начального общего образования определяет ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования следующим образом:

    1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая

    Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

    Осознание ответственности человека за благосостояние общества;

    Восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

    Отказ от деления на «своих» и «чужих»;

    Уважение истории и культуры каждого народа.

    2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.

    Доброжелательность, доверие и внимание к людям,

    Готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

    Уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

    3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.

    Принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;

    Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;

    Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

    4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

    Развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

    Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

    5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

    Формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;

    Готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;

    Критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;

    Готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;

    Целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

    Готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

    Умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

    В концепции УМК «Школа России» ценностные ориентиры формирования УУД определяются вышеперечисленными требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы.

    Это человек:

      Любознательный, интересующийся, активно познающий мир

      Владеющий основами умения учиться.

      Любящий родной край и свою страну.

      Уважающий и принимающий ценности семьи и общества

      Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.

      Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера,

      умеющий высказать свое мнение.

      Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

    В ФГОС начального общего образования содержится характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий:

    Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

    Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

    Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

    Смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать;

    В том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

    Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

    К ним относятся:

    Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

    Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

    Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временны х характеристик;

    Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

    Коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

    Оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

    Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

    Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

    Общеучебные универсальные действия :

    Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

    Поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

    Структурирование знаний;

    Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

    Выбор наиболее эффективных способов решения задач в

    зависимости от конкретных условий;

    Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

    Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

    определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного,

    научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

    Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

    Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-_символические действия :

    Моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

    Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

    Логические универсальные действия :

    Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

    Синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

    Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

    Подведение под понятие, выведение следствий;

    Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

    Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

    Доказательство;

    Выдвижение гипотез и их обоснование.

    Постановка и решение проблемы :

    Формулирование проблемы;

    Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

    Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников

    и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

    К коммуникативным действиям относятся:

    Планирование учебного сотрудничества с учителем и

    сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

    Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

    Разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

    Управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;

    Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

    Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

    Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий

    на разных этапах обучения по УМК «Школа России» в начальной школе

    Класс

    Личностные УУД

    Регулятивные УУД

    Познавательные УУД

    Коммуникативные УУД

    1 класс

    1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

    2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

    3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

    4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

    1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

    2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

    3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

    4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

    1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

    2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

    3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

    4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

    5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

    1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

    2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

    2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

    3. Слушать и понимать речь других.

    4. Участвовать в паре.

    2 класс

    1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».

    2. Уважение к своему народу, к своей родине.

    3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

    4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

    1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

    2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

    3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

    5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

    6. Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль).

    6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

    7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

    1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

    2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

    3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

    4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.

    5. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

    6. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.

    7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

    1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

    3 класс

    1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

    2. Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.

    3. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

    4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

    1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

    2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.

    3. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.

    4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

    5. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

    6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

    7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.

    8. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

    отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

    3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель,

    а, иллюстрация и др.)

    4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

    5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

    1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

    2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

    4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

    5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

    6. Критично относиться к своему мнению

    8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

    4 класс

    1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

    2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

    3. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.

    4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

    1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

    2. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

    3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

    1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

    2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

    отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

    3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

    4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

    5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

    6. Составлять сложный план текста.

    7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

    Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

    2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

    4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

    5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

    6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

    7. Понимать точку зрения другого

    8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

    Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов

    (на основе образовательных ресурсов УМК «Школа России»)

    Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Физическая культура» в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся.

    Каждый из предметов УМК «Школа России», помимо прямого эффекта обучения – приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в формирование универсальных учебных умений:

      Коммуникативных умений, в том числе умения ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимость от задач и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей;

      Умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и отношений между ними;

      Умений выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.

    Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

    Смысловые

    акценты УУД

    Русский язык

    Литературное чтение

    Математика

    Окружающий мир

    личностные

    жизненное само-

    определение

    нравственно-этическая ориентация

    смыслообразование

    нравственно-этическая ориентация

    регулятивные

    целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (Математика, Русский язык, Окружающий мир, Технология, Физическая культура и др.)

    познавательные

    общеучебные

    моделирование (перевод устной речи в письменную)

    смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания

    моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач

    широкий спектр источников информации

    познавательные логические

    формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера

    анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия

    коммуникативные

    использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.

    Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов определяется следующими утверждениями:

      УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий:

    коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,

    познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,

    личностные – определяющие мотивационную ориентацию,

    регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности.

      Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.

      Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.

      Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.

      Способы учета уровня их сформированности - в требованиях к результатам освоения УП по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной деятельности.

      Педагогическое сопровождение этого процесса осуществляется с помощью Универсального интегрированного Портфолио (раздел «Система оценки достижений планируемых результатов образования»), который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.

      Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.

    Приведем пример, как формируются некоторые личностные результаты средствами разных учебных предметов в УМК «Школа России»

    В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание системы учебников «Школа России» направлены на достижение следующих личностных результатов освоения основной образовательной программы:

    1) Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценности многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации.

    2) Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

    3) Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

    Для достижения указанных личностных результатов в систему учебников «Школа России» с 1 по 4 класс введены соответствующие разделы и темы, разнообразные по форме и содержанию тексты, упражнения, задания, задачи.

    В курсе «Окружающий мир» - это темы «Природа России», «Страницы истории Отечества», «Родной край - часть большой страны», «Современная Россия», «Жизнь города и села», «Что такое Родина?», «Что мы знаем о народах России?», «Что мы знаем о Москве?», «Россия на карте».

    В 1 классе дети знакомятся с государственными символами России (гербом и флагом), а во 2 классе на уроках музыки разучивают Гимн России, и продолжают знакомство с государственной символикой государства.

    Учащиеся выполняют учебные проекты «Родной город», «Города России», «Кто нас защищает» (знакомство с Вооруженными Силами России, Государственной службой пожарной охраны, МЧС России) и др.

    В курсе «Литературное чтение» - это разделы: «Устное народное творчество», «Летописи, былины, жития», «Родина», «Люблю природу русскую», «Поэтическая тетрадь», «Природа и мы», «Из русской классической литературы», «Литература зарубежных стран» и др., а также тексты и задания о нашей многонациональной стране, о традициях и обычаях ее народов и народов мира, о многообразии природы и необходимости бережного к ней отношения. Система таких заданий позволяет учащимся осознавать себя гражданами страны, формировать общечеловеческую идентичность.

    В курсе «Русский язык» представлены разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания о Родине, о защитниках российской Земли, о сохранении мира в своей стране и во всём мире. Через тексты дети знакомятся с национальными ценностями нашего отечества, памятниками старины и их создателями, русскими умельцами, руками которых созданы Царь-пушка и Царь-колокол, церковь Покрова на Нерли и др., узнают о великом достоянии нашего народа - русском языке. В этой связи даны тексты И.Д. Тургенева, А.И. Куприна, А.Н.Толстого, Д.С.Лихачёва, М.М. Пришвина, И. С. Соколова-Микитова, К.Г. Паустовского и др., поэтические строки А.С.Пушкина, И.А. Бунина, М.Ю. Лермонтова, Н.М. Рубцова, Н.И. Сладкова, С.Я.Маршака и др., убеждающие учащихся в красоте, образности, богатстве русского языка. Ученики составляют тексты, рассказы о своей малой родине - крае, городе, селе, об их достопримечательностях, природных и культурно-исторических особенностях.

    В курсе «Математика» - в сюжетах текстовых задач (например, в 3 и 4 кл.) представлены сведения из исторического прошлого нашей страны - о продолжительности Великой Отечественной войны и о победе в ней, о школьном музее боевой славы и о помощи ветеранам, о возрасте Российского флота, о современных достижениях России в области космонавтики; об отраслях промышленности, о богатом культурном наследии страны (например, о годах жизни А.С. Пушкина, о собрании сочинений Л.Н. Толстого, о посещении музеев, художественных галерей и др.).

    В курсе «Музыка» произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры, широко используется принцип диалога культур. Он предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой различных национальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох и культур.

    В курсе «Изобразительное искусство» достижение указанных результатов осуществляется благодаря содержанию конкретных заданий и сквозному принципу построения обучающего материала, в основе которого идея «от родного порога - в мир большой культуры».

    В курсах иностранных языков (английского, французского, испанского и немецкого языков) с этой целью предлагаются тексты и диалоги о культуре России и аналогичные тексты о культуре и истории изучаемых стран.

    Начиная со 2 класса содержание текстов, заданий и упражнений направлены на развитие идеи диалога культур России и изучаемых стран. Учащимся предлагаются увлекательные материалы об этих странах и их столицах: Мадриде, Париже, Берлине, Вашингтоне; о России и её столице Москве, об испанских, французских, немецких, английских, американских руссийских музеях, о праздниках, традициях и обычаях нашей страны и изучаемых стран.

    В курсе «Основы религиозных культур и светской этики» для реализации указанных личностных результатов каждый учебник содержит общие для всех 6 модулей уроки: урок 1 «Россия - наша Родина» и урок 30 «Любовь и уважение к Отчеству». Тема Родины, России, любви и уважения к Отчеству, единства разнообразных культурных и духовных традиций народов нашей страны лежит в начале учебной программы каждого предмета и ею же завершается. Также и в содержании каждого учебника эта тема системно представлена иллюстративным материалом, отражающим особенности российских культурных и религиозных традиций, учебным содержанием, которое раскрывается на материале отечественной истории. Кроме того, в основе содержания всех модулей лежат концептуальные понятия «мы - российский народ», «мы разные и мы вместе». Содержание религиозных и светских традиций в каждом учебнике раскрыто как содержание традиций российских народов. Таким образом, у обучающихся складывается целостный образ культурно-исторического мира России.

    В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание системы учебников «Школа России» направлены на достижение следующих метапредметных результатов освоения основной образовательной программы:

    Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления

    В учебниках русского языка, математики, окружающего мира, литературного чтения (1-4кл.) на шмуцтитулах каждого раздела сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности, что позволяет учащимся узнать, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел. В начале каждого урока представлены цели и задачи учебной деятельности на данном уроке. Это помогает ученикам видеть перспективу работы по теме и соотносить конкретные цели каждого урока с конечным результатом ее изучения.

    Постановка учебной задачи, как правило, показывает детям недостаточность имеющихся у них знаний, побуждает их к поиску новых знаний и способов действий, которые они «открывают» в результате применения и использования уже известных способов действий и имеющихся знаний. При такой системе построения материала учебников постепенно формируются умения сначала понимать и принимать познавательную цель, сохранять её при выполнении учебных действий, а затем и самостоятельно формулировать учебную задачу, выстраивать план действия для её последующего решения.

    Способность принимать и сохранять задачи учебной деятельности, находить средства ее реализации развивается через систему заданий, предусмотренных в материале каждого урока. Урок, тема, раздел завершаются заданиями рубрики «Проверь себя», содержание которых способствует организации контрольно-оценочной деятельности, формированию рефлексивной позиции школьника, его волевой саморегуляции. Такая дидактическая структура: общая цель - ее конкретизация в начале каждого урока (или раздела) - реализация поставленных задач в содержании урока (раздела) - творческие проверочные задания способствуют формированию регулятивных УУД младшего школьника.

    Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

    Формирование и освоение указанных способов и приёмов действий основывается на разработанной в учебниках системе заданий творческого и поискового характера, направленных на развитие у учащихся познаватель-ных УУД и творческих способностей. В учебниках «Школы России» в каждой теме формулируются проблемные вопросы, учебные задачи или создаются проблемные ситуации.

    В курсе «Русский язык» одним из приёмов решения учебных проблем является языковой эксперимент, который представлен в учебнике под рубрикой «Проведи опыт». Проводя исследование, дети, например, узнают, как можно определить слоги в слове, основу слова; убеждаются, что слов без корня не бывает; определяют, какие глаголы спрягаются, а какие - нет. Учащиеся включаются в поиск ответа, выдвигая предположения, обсуждая их, находя с помощью учебника необходимую информацию, делая выводы и таким образом, овладевают новыми знаниями.

    Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами и проектными задачами, которые предусмотрены в каждом классе предметных линий комплекса учебников «Школа России».

    В курсе «Математика» освоение указанных способов основывается на представленной в учебниках 1-4 классов серии заданий творческого и поискового характера, например, предлагающих:

      продолжить (дополнить) ряд чисел, числовых выражений, равенств, значений величин, геометрических фигур и др., записанных по определённому правилу;

      провести классификацию объектов, чисел, равенств, значений величин, геометрических фигур и др. по заданному признаку;

      провести логические рассуждения, использовать знания в новых условиях при выполнении заданий поискового характера.

    В учебниках предлагаются «Странички для любознательных» с заданиями творческого характера, начиная со 2 класса, добавляются странички «Готовимся к олимпиаде», задания конкурса «Смекалка».

    С первого класса младшие школьники учатся не только наблюдать, сравнивать, выполнять классификацию объектов, рассуждать, проводить обобщения и др., но и фиксировать результаты своих наблюдений и действий разными способами (словесными, практическими, знаковыми, графическими). Всё это формирует умения решать задачи творческого и поискового характера.

    Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, технологии, иностранным языкам, информатики, которые предусмотрены в каждом учебнике с 1 по 4 класс.

    Преемственность формирования универсальных учебных действий

    по ступеням общего образования

    Организация преемственности осуществляется при переходе от дошкольного образования к начальному образованию, от начального образования к основному образованию, от основного к среднему полному образованию. На каждой ступени образовательного процесса проводится диагностика (физическая, психологическая, педагогическая) готовности учащихся к обучению на следующей ступени. Стартовая диагностика определяет основные проблемы, характерные для большинства обучающихся, и в соответствии с особенностями ступени обучения на определенный период выстраивается система работы по преемственности.

    Преемственность формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования обеспечивается за счет:

    Принятия в педагогическом коллективе общих ценностных оснований образования, в частности - ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.

    Четкого представления педагогов о планируемых результатах обучения на каждой ступени;

    Целенаправленной деятельности по реализации условий, обеспечивающих развитие УУД в образовательном процессе (коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.).

    Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы становится ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.

    В Таблице «Значение универсальных учебных действий для успешности обучения в начальной школе основной школе» представлены УУД, результаты развития УУД, их значение для обучения.

    Результаты развития УУД

    Значение для обучения

    Личностные действия

    Смыслообразование

    Самоопределение

    Регулятивные действия

    Адекватная школьная мотивация.

    Мотивация достижения.

    Развитие основ гражданской идентичности.

    Рефлексивная адекватная самооценка

    Обучение в зоне ближайшего развития ребенка. Адекватная оценка учащимся границ «знания и незнания». Достаточно высокая самоэффективность в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением.

    Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные действия

    Функционально-структурная сформированность учебной деятельности. Произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения.

    Высокая успешность в усвоении учебного содержания. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию.

    Коммуникативные (речевые), регулятивные действия

    Внутренний план действия

    Способность действовать «в уме». Отрыв слова от предмета, достижение нового уровня обобщения.

    Коммуникативные, регулятивные действия

    Рефлексия – осознание учащимся содержания, последовательности и оснований действий

    Осознанность и критичность учебных действий.

    Планируемые результаты в освоении школьниками универсальных учебных действий по завершении начального обучения

    Педагогические ориентиры: Развитие личности .

    В сфере личностных универсальных учебных действий у выпускников

    будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

    Педагогические ориентиры: Самообразование и самоорганизация

    В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и

    оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

    Педагогические ориентиры: Исследовательская культура

    В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

    Педагогические ориентиры: Культура общения

    В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

    «Условия, обеспечивающие развитие УУД в образовательном процессе.»

    Учитель знает:

    − важность формирования универсальных учебных действий школьников;

    − сущность и виды универсальных умений,

    Педагогические приемы и способы их формирования.

    Учитель умеет:

    Отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УДД

    Использовать диагностический инструментарий успешности формирования УДД

    Привлекать родителей к совместному решению проблемы формирования УДД


    Похожие публикации