Приставка об и разделительный твердый знак. Правило употребления твёрдого и мягкого знаков

Буква Ъ - «твердый знак» - это 28-я буква русского алфавита. В современном языке твердый знак не обозначает звука и служит своеобразным ориентиром для правильного произнесения ряда слов. Тем не менее, твердый знак - это один из символов, которые легли в основу кириллицы и до сегодняшнего дня прошли долгий и нелегкий путь вместе с развитием языка.

Слова с твердым знаком: немного истории

Твердый знак известен в кириллической графике с давних времен. В древнерусском языке буква имела другое название - «ер» и в некоторых корнях могла произноситься как «о», а также писалась в конце слов, оканчивающихся на согласную, и после приставки на согласную перед корнем, начинающимся с гласной. Подобное употребление практиковалось вплоть до начала ХХ века. В 1918 году, в ходе реформы русской орфографии, написание твердого знака в конце слов, оканчивающихся на согласную, было упразднено. Сегодня слова с твердым знаком в русском языке характеризуются общим количеством более 140, и употребление этой буквы четко регламентируется. Поговорим об этом подробнее.

Основные группы слов с твердым знаком и нормы их правописания

Современный русский язык символ «Ъ» использует как разделительный. Твердый знак употребляется после согласных перед йотированными гласными е, ё, ю, я преимущественно на стыке морфем.

Твердый знак между приставкой и корнем

1. После приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласной, причем и в словах с исконно русскими приставками (съесть, отъезд, объехать, съёжиться, съязвить ), и в словах с заимствованными префиксами (контръярус, субъядро, трансъевропейский ).

2. Отдельную группу составляют заимствованные слова с твердым знаком, начинающиеся с сочетаний об-, суб-, ад-, аб-, диз-, интер-, кон- и других, которые первоначально являлись приставками, но в современном русском языке идентифицируются как часть корня: объект, субъект, адъютант, абъюрация, дизъюнкция, интеръекция, конъюнктура .

Твердый знак между частями сложных слов

1) перед вторым корнем после частей двух-, трех-, четырех- (двухъярусный, трехъякорный, четырехъёмкостный );

2) отдельно выделяются такие слова с разделительным твердым знаком, как фельдъегерь и панъевропейский ;

3) если речь идет о правописании сложносокращенных слов с похожей структурой, то твердый знак в них не употребляется: спецеда, хозединица, военюрист, госязык и другие.

Твердый знак в именах собственных и их производных

Существует ряд существительных и производных от них (имена людей и географические названия), где также употребляется твердый знак: город Кизилъюрт , поселок Торъял , озеро Ювясъярви , художник Го Хэнъюй .

Таким образом, слова с твердым знаком в современном русском языке - это отдельная группа со своими закономерностями в правописании. В отличие от мягкого знака, который в одном и том же слове может употребляться несколько раз, твердый знак в одном слове может быть только один. Вышеперечисленные случаи использования твердого знака - это четкие правила, которые всегда нужно соблюдать. В ситуациях, не обговоренных в этой статье, при похожих условиях употребляется разделительный мягкий знак.

В русском языке мягкий и твердый знаки имеют одну общую функцию – разделительную.

1. Разделительный Ъ пишется перед гласными Е, Ё, Ю, Я после русских или иноязычных приставок, оканчивающихся на согласный или в сложных словах, где первая часть – двух-, трех-, четырех-, а вторая часть начинается на Е, Ё, Ю, Я . Например, въедливый, субъективный, двухъярусный.

ЗАПОМНИТЕ : фельдъегерь, четырехактный .

2. Разделительный Ь пишется перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И внутри слова. В иноязычных словах встречается Ь перед О , например: вьюга, платье, соловьи, батальон.

3. Ь употребляется для обозначения мягкости на конце слова: шампунь, камень; после Л перед другими согласными (кроме Л ): бальзам, стекольщик; после мягкого согласного, стоящего перед твердым: письмо, нянька ; в числительных (обозначающих десятки и сотни) от 50 до 80 и от 500 до 900: восемьсот, семьдесят .

ЗАПОМНИТЕ: Ь не пишется в сочетаниях Ч и Щ с другими согласными, в сочетании букв НН, ЗН, СН, НТ, СТ, ЗД : нянчить, ночной, обезьянничать .

1. Ь употребляется для обозначения грамматических форм:

· на конце существительных третьего склонения: мышь, рожь ;

· на конце наречий, оканчивающихся на шипящий: сплошь, навзничь, вскачь, наотмашь (НО: уж, замуж, невтерпеж );

· в неопределенной форме глагола: умываться, любить;

· во 2-м лице единственного числа настоящего и будущего времени: поешь, пишешь;

· в творительном падеже: детьми, восемью ;

· в частицах: лишь .

Задание 1. Перепишите слова, вставьте пропущенные буквы.

1) в…едливый, 2) из…явить, 2) из…ять, 4) бел…этаж, 5) фортеп…яно, 6) ад…ютант, 7) н…юанс, 8) девят…ю, 9) зав…южит, 10) интерв..юер, 11) ос…миног, 12) п…едестал, 13) кинос…ёмка, 14) тепло…ёмкий, 15) транс…европейский, 16) трет…егодний, 17) трёх…ярусный, 18) четырёх…этажный, 19) пас…янс, 20) шампин…он. 21) без…ядерный, 22) вар…ирование, 23) кабал…еро, 24) в…явь, 25) ин…екция, 26) из…ян, 27) почтал…он, 28) мыш…яковый, 29) фел…етон, 30) меж…языковый, 31) раз…единённый, 32) с…ёмочный, 33) фельд…егерь, 34) четырёх…ярусный, 35) кан…он, 36) ман…чжурский, 37) зареч…е, 38) об…ятия, 39) кон…юктивит, 40) под…езжать.

Тема: Анализ текста.

Упражнение №1

В прошлом году со мной приключилас беда. Шел я по улице, поскользнулся и упал... Упал не удачно, хуже некуда: лицом о поребрик, сломал себе нос, всё лицо разбил, рука выскочила в плече. Было это, примерно, в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.

С большим трудом поднялся - лицо залило кровью, рука повисла плетью. Забрёл в близжайший 5 подъезд, попытался унять платком кровь. Куда там, она продолжала хлестать, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает всё сильнее, и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу- рот разбит.

Решил повернуть назад, домой.

Я шел по улице, думаю, что не шатаясь: шёл, держа у лица окровавленный платок, пальто уже блестит от крови. Хорошо помню этот путь - метров, примерно, триста. Народу на улице было много. Навстречу прошла женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей - видимо, безотчетным вниманием, обострённым ожиданием помощи...

Боль путала сознание, но я понимал, что если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома.

Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если бы и принимали за пьяного... Они же видели, что я весь в крови, что-то случилось - упал, ударился, - почему же не помогли, не спросили хотя бы, чём дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, "меня это не касается" стало чувство привычным?

Раздумывая, с горечью вспоминал этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, негодовал, а вот потом стал вспоминать самого себя. И нечто подобное отыскивал и в своём поведении. Легко упрекать других, когда находишься в положении бедственном, но обязательно надо вспоминать и самого себя, не могу сказать, что при мне был точно такой случай, но нечто подобное обнаруживал и в своём собственно м поведении - желание отойти, уклониться, не ввязываться... И, уличив себя, начал понимать, как привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.

К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общих характер. А нравственность... она состоит из конкретных вещей - из определённых чувств, свойств, понятий.

Одно из таких чувств - чувство милосердия. Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. "Сестра милосердия", "брат милосердия"- даже словарь даёт их как "устар." , то есть устаревшие понятия.

В Ленинграде, в районе Аптекарского острова, была улица Милосердия. Сочли это название отжившим, переименовали улицу в улицу Текстилей.

Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. Древнее это, необходимое чувство свойственно всему животному сообществу, птичьему: милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным? Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль милосердия в нашей жизни. Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувства.

Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется 5 , не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

Задание к упражнению:

Прочитайте текст из книги Д. Гранина "Точка опоры". Статья называется "О милосердии". Является ли это текст рассуждением? Назовите основные признаки текста и этого типа речи, докажите своё мнение.

1) Каков основной тезис этого текста? Какие аргументы используются для доказательства? Достаточно ли их? Каков вывод? Согласны ли вы с этим выводом?

2) Какие типы речи, кроме рассуждения, используются в данном тексте?

Повторяем орфографию.

1. Конечные согласные в приставках (кроме приставок на з-с) над-, под-, пред-, перед -, от-, об - пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они звучат: обучить – обточить, надрез – надпись .

2. Приставки без-, воз-, из-, низ-, раз-, через-, чрез- пишутся с буквой З перед гласными и звонкими согласными, и с буквой С перед глухими согласными: безвкусный, бессердечный, мировоззрение, чрезвычайно, чересчур.

3. В приставках раз- (рас-) или роз- (рос-) пишется под ударением О , без ударения пишется А : розыск, разыскивать, роспись, расписной .

Исключение: розыскной .

ЗАПОМНИТЕ : расчет, расчетливый, рассчитывать, рассчитаться, рассориться.

4. Приставка с- пишется перед глухими и звонкими согласными: спилить, сбить . В словах здесь, здание, здоровье, ни зги З входит в состав корня.

Вставьте пропущенные буквы в словах:

и…следование; ра…познать; бе…заветный; бе…шабашный; и…текать; ра…свело; бе…мертный; ра…задорить; ра…топтать; и…черпать; р…списание; р…зыскной отдел, р…зыщу книгу, дать р…списку.

Повторяем орфографию.

Приставки пре -, при- различаются по значению:

а) приставка пре - близка:

* к значению слова «очень»: премилый ;

* к значению слова «по-иному»: преображать, пререкаться ;

* обозначает действие, достигающее предельной степени: превосходить ;

б) приставка при -:

* указывает на пространственную близость: прибрежный ;

* присоединение или приближение: приблизиться, припаять ;

* совершения действия в неполном объеме: прикрыть, прилечь ;

* доведения действия до конца: приплыть, приучить ;

* действие, совершающееся в интересах субъекта: присвоить, прикарманить .

Необходимо различать написание слов:

ЗАПОМНИТЕ : преследовать, пренебрегать, претензии, препятствие, претендент, престиж, президент, прерогатива, знаки препинания; притворяться, привилегия, приватный, приоритет.

Задание. Выпишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы.

1) пр…даваться мечтам, 2) пр…норавливаться к обстоятельствам, 3) картина без пр…крас, 4) пр…вратно понимать, 5) пр…дать осмеянию, 6) знаки пр…пинания, 7) пр…даваться воспоминаниям, 8) пр…ходящее явление, 9) пр...ручить зверя, 10 пр…чудливый рисунок, 11) сделать пр…вивку, 12) пр…градить дорогу, 13) пр…увеличить опасность, 14) пр…стяжная лошадь.

Известный языковед советских времен Лев Успенский называет ее самой дорогой буквой в мире. В своем труде о происхождении слов видно, как он относится к ней. По его словам - «она решительно ничего не делает, ничему не помогает, ничего не выражает». Возникает уместный вопрос - как буква Ъ появилась в русском языке, и какую роль ей отвели создатели?

История появления буквы Ъ

Авторство первой русской азбуки приписывают Кириллу и Мифодию. Так называемая кириллица, основой которого был греческий язык, появилась в 863 году по рождеству Христову. В их азбуке - твердый знак был под номером 29 и звучал как ЕРь. (до реформы 1917-1918 годов - 27-я по счёту). Буква Ъ представляла собой короткий полугласный звук без произношения. Ее ставили в конце слова после твердой согласной.

В чем же тогда смысл этой буквы? Есть два удобоваримых варианта этого объяснения.

Первый вариант касался самого старославянского письма. Поскольку знакомых нам пробелов в то время просто не было, именно она помогала грамотно делить строку на слова. В качестве примера: «къБогомъизъбраномуцарю».

Второй объяснение связывают с церковнославянским произношением слов. Именно ЕРь не приглушала при чтении слова звонкое согласное, как это наблюдаем в современном русском языке.

Разные по смыслу слова грипп и гриб мы произносим одинаково – (грип). Подобной звуковой фонетики не было в старославянском языке. Все слова как писались, так и произносились. Например: рабъ, другъ, хлебъ. Это объяснялось тем, что деление слогов в старославянском языке подчинялось одному закону, который звучал так:

«В старославянском языке, окончание слова не может иметь согласных звуков. Иначе слог окажется закрытым. Чего не может быть согласно этому закону».

Ввиду выше сказанного решили приписывать ЕРь (Ъ) в конце слов, где есть согласные. Вот и получается: Гастрономъ, Трактиръ, Ломбардъ или Адресъ.

Кроме выше приведенных двух причин, есть еще и третья. Оказывается, буква Ъ использовалась для обозначения мужского рода. Например, в именах существительных: Александръ, волшебникъ, лобъ. Вставляли ее и в глаголы, например: положилъ, селъ, (прош. время мужс. род).

Со временем, функцию разделителя слов буква Ъ выполняла все реже и реже. А вот «бесполезная» Ъ в конце слов по прежнему держала свои позиции. По словам вышеупомянутого языковеда Успенского Л.В. эта маленькая «закорючка» могла занимать до 4% объема всего текста. А это миллионы и миллиона страниц ежегодно.

Реформы 18 века

То кто считает, что контрольный выстрел в «голову» злощастной букве Ъ сделали большевики и тем самым очистили русский язык от церковных предрассудков - немного заблуждается. Большевики в семнадцатом году просто ее «добили». Все начиналось гораздо раньше!

О реформе языка, особенно о русской письменности, задумывался сам Петр. Экспериментатор по жизни, Петр давно мечтал вдохнуть новую жизнь в «одряхлевший» старославянский язык. К сожалению, его планы только остались планами. Но то, что он сдвинул этот вопрос с мертвой точки - его заслуга.

Реформы, которые начал Петр с 1708 по 1710 годы в первую очередь затронули церковный шрифт. Филигранные «закорючки» церковных букв были замены общегражданскими. Такие буквы как «Омега», «Пси» или «Юсы» ушли в небытие. Появились знакомые нам буквы Э и Я.

В Российской Академии Наук стали задумываться о рациональности использовании некоторых букв. Так мысль об исключении из алфавита «Ижицы» у академиков возникла аж в 1735 году. А в одном из типографских изданий той же академии, через несколько лет вышла статья без пресловутой буквы Ъ в конце.

Контрольный выстрел для буквы Ъ

В 1917 года было два выстрела - один на крейсере «Аврора», другой в Академии наук. Кто-то считает, что реформа русской письменности - это заслуга исключительно большевиков. Но исторические документы подтверждают, что в этом вопросе, царская Россия тоже двигалась вперед.

В первые годы 20 столетия о реформе русского языка уже говорили Московские и Казанские языковеды. 1904 год стал первым шагом в этом направлении. При Академии Наук была создана специальная комиссия, целью которой было упрощение русского языка. Одним из вопросов на комиссии была пресловутая буква Ъ. Тогда русский алфавит потерял «Фита» и «Ять». Новые правила правописания были представлены в 1912 году, но, к сожалению, цензуру они тогда так и не прошли.

Гром грянул 23 декабря 1917 года (05.01.18). В этот день нарком просвещения Луначарский А.В. подписал декрет о переходе на новую орфографию. Буква Ъ - как символ сопротивления большевикам издала последний вздох.

Чтобы ускорить похороны всего, что было связанно с «царским режимом» 4 ноября 1918 года большевики издали декрет об изъятии из типографий матрицы и литер буквы Ъ. В результате этого появился орфографический выкидыш большевиков - апостроф. Функцию разделителя теперь играла запятая (под’ем, с’езд).

Закончилась одна эпоха - началась другая. Кто-бы мог подумать, что маленькая буква Ъ станет такой большой и важной в противостоянии двух миров, белого и красного, старого и нового, до выстрела и после!

Но буква Ъ осталась. Осталась просто как 28 буква алфавита. В современном русском языке она играет уже другую роль. Но об этом совсем другая история.

Разделительный Ъ пишется после согласных перед буквами Я, Ю, Ё, Е , передающими сочетания [ j ] с гласными, в следующих случаях.

1. После приставок, оканчивающихся на согласный .

Например:

а) в словах с русскими приставками: безъядерный, въявь, взъяриться, взъесться, изъезженный, межъязыковой, надъесть, объехать, отъезд, подъёмник, предъюбилейный, предъявить, разъехаться, разъёмный, съесть, съёжиться, съязвить, сверхъестественный, сверхъёмкий, сверхъяркий .

Буква ъ по традиции пишется также в слове изъян, хотя из - не является в нем приставкой.

б) в словах с приставками иноязычного происхождения : контръярус, постъядерный, постъюбилейный, субъединица, субъядро, суперъяхта, трансъевропейский .

Так же пишутся слова иноязычного происхождения с начальными частями аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, об-, суб- , которые в языке?источнике являются приставками, а в русском языке в качестве приставок обычно не выделяются. К ним относятся: абъюрация, адъективный, адъективация, адъюнкт, адьюстаж, адъютант, дизъюнкция, инъекция, инъецированный, интеръекция, коадъютор, конъектура, конъюгаты, конъюгация, конъюнктив, конъюнктива, конъюнктивит, конъюнктура, конъюнкция, объект, объективный, субъект, субъективный .

2. В сложных словах:

а) после начальных частей двух-, трёх-, четырёх- , например: двухъякорный, двухъёмкостный, трёхъядерный, четырёхъярусный ;

б) в словах панъевропейский, фельдъегерь .

После начальных частей сложносокращенных слов разделительный ъ по традиции не пишется, например: военюрист, госязык, детясли, партячейка, продярмарка, спецеда, хозединица, иняз, Инюрколлегия, Минюст .

3. Буква ъ пишется также при передаче иноязычных собственных имен и производных от них слов (после букв, перелающих парные твердые согласные), например: Кизилъюрт (город в Дагестане), Торъял (поселок в республике Марий Эл), Го Хэнъюй (китайское личное имя), Хэнъян (город в Китае), тазабагъябская культура (археологическая), Ювясъярви (озеро в Финляндии), Манъёсю (антология древнеяпонской поэзии).

В этом случае разделительный ъ возможен также и перед буквой и , например: Дзюнъитиро (японское имя).

Обратите внимание!

1) Буква ъ не пишется перед буквами а, о, у, э, и, ы .

Например: межатомный, контрудар, трансокеанский, трёхэтажный.

2) Буква ъ не пишется в середине слова (не после приставки!), например: платье, дьяк. Исключение фельдъегерь.

3) Буква ъ не пишется на стыке частей сложного слова.

Например: детясли (детские ясли), Иняз (Институт иностранных языков).

4 ) Буква ъ не пишется в существительном подьячий (в этом слове нет приставки под- !). В середине слова пишется разделительный ь , поскольку здесь выделяется приставка по- и корень дьяк (-дьяч-).

5) В середине слова (в корне) арьергард пишется разделительный ь , а не ъ , поскольку приставки ар- в русском языке нет.

6) В слове изъян (тюрк.) пишется ъ по аналогии с глаголом изъять.

Разделительный Ь пишется после согласных перед буквами я, ю, ё, е , и , передающими сочетания [ j ] с гласными.

Например:

- ья : дьявол, юдьячий, обезьяна, бильярд, семья, пьяный, колосья, ничья, пастушья, Лукьян;

-ью : вьюн, интервью, льют, семью, пью, рысью, пятьюдесятью, шью, фьють (междометие);

- ьё : соловьём, ружьё, пьёт, вороньё, серьёзный, житьё, чьё, шьём;

-ье : премьера, пьеса, курьер, конферансье, варенье, затишье, Вьетнам, Фурье;

-ьи : воробьиный, соловьи, оладьи, медвежьи, варьировать, статьи, чьи, Виньи .

1) Разделительный Ь пишется в середине слова (не после приставки!) после согласного перед буквами е, ё, ю, я , если после согласного перед гласным звучит [ j ]; например: вВьёт [в’jот], вьюн [в’jун], дьяк [д’jак]).

2) Разделительный Ь пишется в некоторых заимствованных словах (как сигнал звука [ j ]) после согласного перед буквой о .

Например: бульон [бул’jон], синьор [син’jор], миньон [мин’jон].

Урок русского языка по теме: « Разделительный твердый знак Ъ».

Цели:

1. Научить детей правописанию разделительного твердого знака Ъ.

2. Формировать орфографическую зоркость учащихся.

3. Развивать у детей такие мыслительные операции как анализ, синтез и сравнение.

4. Учить детей самостоятельно добывать знания.

6. Воспитывать у детей коммуникативные навыки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Минута гармонии. Приветствие гостей.

2) Психологический настрой.

Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения.

II. Эмоциональный настрой учащихся.

Начать урок русского языка мне хочется со слов А.С.Пушкина. Слайд.

«О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух». А.С.Пушкин

Как вы понимаете эти слова поэта?

Значит, на каждом уроке вы совершаете маленькое открытие - чудо. С каждым годом этих открытий становится все больше и больше. Сегодня, я надеюсь, вы поделитесь со мной своими новыми, интересными и полезными открытиями.

Сядьте ровно, выпрямите спинки. Откройте тетрадь, положите ее с наклоном, левый локоток придерживает уголок тетради. Возьмите ручку, запишите дату урока, классная работа.

III . Формулирование темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы будем работать над выпуском газеты “Буковка”. Газета посвящена букве, которая не обозначает звука и присутствует в одном из слов: Слайд.

Сели, съели

- Какая эта буква? В каком слове она присутствует?

Было «сели», стало «съели».

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник?

- Твёрдый знак. Слайд.

Твердый знак нам нужен тоже,

Без него писать не сможем.

О какой букве будет говориться в газете?

Назовите тему урока.

- Итак, тема урока и тема газеты «Разделительный твердый знак»

Кому мы посвятим нашу газету и кто будет ее читателем?

- Как вы думаете, что должны узнать о букве ъ мы и наши читатели? (Ответы детей).

Цель урока: Узнать когда пишется ъ.

Выпустить газету.

IV . Работа по теме.

К нам пришло письмо. А что же там написано? Настя, прочитай его!

(Уважаемая редакция газеты «Буковка»! Расскажите нам историю происхождения разделительного твердого знака. С уважением к Вам ученики 3-их классов школы № 11.)

Саватнеева Вика подготовила ответ на это письмо. Слайд.

Твёрдый знак — 28-я буква русского алфавита.

До 1917 года она была 27-ой по счёту и называлась «еръ». Слайд.

Раньше эта буква хранила молчание и писалась в конце слов после твердых согласных, например: ДОМЪ, ДУБЪ, ГОРОДЪ. Слайд.

Из-за этой буквы тратилось больше бумаги и типографской краски. А это стоило денег. Поэтому букву “ер” называли “бездельником”, “лодырем”, “разбойником”, “дармоедом”, “кровососом” и другими подобными словами. Буква “ер” на конце слов пожирала более 8% времени и бумаги. Эта буква - бездельник была самой дорогой буквой мира.

Теперь на конце слов эта буква не пишется.

- Ответ на вопрос поместим в нашей газете под рубрикой «Из истории ъ».

IV . Знакомство с новым материалом.

Откройте учебник на странице 148, выполним упражнение 349 и выясним, где теперь пишется ъ.

- Что можно сказать об этих словах? (Они однокоренные).

- В словах какой строчки есть Ъ? (В словах второй строчки).

- После какой части слова пишется разделительный Ъ? (После приставки, перед корнем).

- Почему в первой строке после приставки не пишется Ъ, а во второй пишется? (?)

На какой звук оканчиваются приставки первой строки? (На гласную).

На какой звук оканчиваются приставки второй строки? (На согласную).

С какой буквы начинается корень?(С гласной).

Работа в группах.

Правила работы в группах.

Откройте конверт № 1. Составьте опору написания ъ в словах.

Опора на слайде.

Прокомментируйте опору.

- Чтобы узнать, перед какими гласными буквами пишется разделительный Ъ, выполните задание на карточках. Работать будете в парах.

Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы. Выделите приставку, подчеркните твердый знак и гласную после него.

С. едобный, под. юбник, об. явить, от. езд, с. ежился, об. яснение.

- Сделаем вывод. Перед какими гласными буквами пишется разделительный Ъ? (е, ё, ю, я).

Работа в группах.

Откройте конверт № 2 и дополните опору.

Проверьте.

Опора на слайде.

Попробуйте сформулировать правило. (Разделительный Ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный звук перед гласными буквами е, ё, ю, я).

- Давайте прочтём это правило в учебнике на стр.149.

- А почему Ъ называется разделительным? (Потому, что он делит в слове согласный звук от гласного).

Опору и правило поместим в газете под рубриками «Опора знаний» и «Правило написания ъ»

Выполним упражнение 351 .

Какова основная мысль текста?

А кому из вас нравятся прогулки на лыжах в зимнем лесу?

Что еще кроме удовольствия получает человек от ходьбы на лыжах? (Дышит свежим воздухом, оздоравливает свой организм, развивает мышцы).

Любите, не ленитесь кататься на лыжах! Это поможет вам стать выносливыми, застраховаться от сердечно-сосудистых заболеваний и простуд.

V . Контроль и самоконтроль знаний.

- В газете для читателей поместим тест по изученной теме в рубрике « Проверь себя»,

но сначала проверим свои знания.

1. После какой части слова пишется Ъ?

а) после приставок,

б) после корня.

2. После каких приставок пишется Ъ?

а) после приставок, которые оканчиваются на согласный звук,

б) после приставок, которые оканчиваются на гласный звук.

3. Перед какими буквами пишется Ъ?

а) а, я, ё, е,

б) ю, я, е, ё,

в) о, ё, ю, у.

4. Найдите слово с разделительным твердым знаком.

а) в…ехал

б) сем…я

в) в…юга

5. Сколько звуков в слове «съезд»?

а) 3

б) 5

в) 4

Положите на край парты свои работы, я проверю их сегодня, а завтра сообщу результаты.

VI . Итог урока.

А теперь подведем итоги.

Как называется тема урока по которой мы работали? Разделительный твердый знак.

Какую цель мы поставили в начале урока? Узнать к огда пишется ъ и выпустить газету.

Что мы узнали? (Разделительный Ъ пишется после приставок, которые

оканчиваются на согласный звук перед гласными е, ё, ю, я).

Посмотрите на газету. Как вы думаете, о чем узнают наши читатели, прочитав ее?

Ребята, а что вам понравилось сегодня в вас самих? За что вы можете себя похвалить?

А кто на ваш взгляд был сегодня самым активным на уроке? Оценить участие.

VI I . Домашнее задание

VI II . Рефлексия.

А еще мне хочется узнать о впечатлении от урока каждого из вас. Возьмите на парте букву такого цвета, который подходит вашему настроению. Слайд.

Для меня тема была важной и интересной - красная буква Ъ

Узнал много нового - желтая буква Ъ

Мне было неинтересно - зеленая буква ъ

Выбранную вами букву поднимите и покажите мне. А теперь поверните гостям, пусть посмотрят они.

Я очень рада видеть в ваших руках буквы твердого знака красного и желтого цвета, а это значит, что урок для вас был важным, интересным и познавательным.

Оформим нашу газету буквами. Нанесите клей на букву и «по - цепочке» наклейте на край газеты так, чтобы получилась рамочка.

- Теперь наша газета стала не только познавательной, но и красиво оформленной.

Сегодня я разглядела в ваших глазах огонек пытливости, любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонек не угасал с годами, а открытия, которые вы совершаете день за днем, помогли бы вам преодолеть все трудности на вашем жизненном пути.

Похожие публикации