Сообщение о василии шуйском по истории. Правление василия шуйского кратко

Кратко было по времени. Он правил лишь четыре года (1606 - 1610 гг.). Его правление неоднозначно можно оценить в истории России. Некоторые историки говорят о том, что Василий был способен править страной, однако не обладал харизмой, так необходимой государю. В отличии от того же он не шел на открытый контакт с народом и приближенными, был несколько закрытым человеком.

Если говорить о его происхождении, то оно весьма знатное. Род Шуйских входил в «топ-5» самых известных семей тогдашней Московской Руси. К тому же они были потомками Александра Невского, таким образом, были не последними наследниками в борьбе за престол. В Москве Василия не любили. Ключевский писал о нем, как о «толстеньком низеньком человечке, с вороватыми глазками». Обстоятельства вступления Василия на престол были в новинку для Руси. При восхождении на трон он дал «крестоцеловальную запись», то есть присягнул подданным, обещал править только по закону.

Кратко начало правления Василия Шуйского

Период 1608-1610 гг. называют «Тушенскими перелетами». Бояре постоянно переходили от Василия к Лжедмитрию II, и наоборот. Получали поместья, денежный оклад. Некоторые получали земли и деньги и у Василия, и у Лжедмитрия II.

Кратко период правления Василия Шуйского


Фактически можно сказать государство раскололось на две части. Лжедмитрий собрал у себя около 100 тыс. человек, надо сказать приличное количество людей. По сути Тушино стало «Бандитской слободой», они грабили многие земли. не мог уберечь города от нашествия банд. Тогда городские власти стали образовывать полки охраны у себя на местах - земские ополчения. Особенно сильно это было развито в северных землях.

Вторая половина периода правления Василия Шуйского стала переломной для него. Постепенно власть утекала из его рук. Многие города либо подчинены были Лжедмитрию II, либо старались сами заботиться о себе. На Севере была ранее проведена губная реформа. Местные купы и другие зажиточные слои стали сами назначать аппарат управления. Как раз таки развитое самоуправление привело в дальнейшем к образованию первых ополчений.

Василий Шуйский негативно принимал подъем земского движения на местах, ему это совсем не нравилось. С одной стороны ему приходилось противостоять войскам Лжедмитрия, а тут еще какие-то ополчения на местах. Василий обратился к Шведскому королю Карлу IX. Они подписали договор. Если кратко, то по этму договору:

  1. На территорию Руси отправлялся отряд наемников численностью около 5000 человек (в основном немцы и шотландцы), под командованием шведского полководца;
  2. Шуйский пообещал ведам уступить часть территорий;
  3. Разрешал «хождение» по территории России Шведской монеты.

Русскими войсками командовал Михаил Скопин-Шуйский - племянник государя Василия. Михаил очень сильно продвинулся по службе в правление Василия Шуйского. Он отлично проявил себя в боях против Болотникова. Многие даже думали о том, что Михаил может в последствие претендовать на русский престол. Но это был очень ответственный человек, военного склада. Он служил в первую очередь государству, на благо своей стране. Вряд ли бы он стал участвовать в интригах против Василия.

Итоги правления Василия Шуйского


Весной 1609 г. соединенное войско русских и наемников двинулось в наступление против Лжедмитрия II. Под Тверью удалось войско Лжедмитрия одолеть. После победы наемники стали требовать заплатить им обещанное жалованье. Денег нет, шведы ждать не стали, они оставили Скопин-Шуйского и разбрелись по русским землям. Кроме этого видя, как шведы вмешиваются в дела русских, поляки во главе с Сигизмундом III решили тоже поучаствовать. Поляки осаждают Смоленск, через 21 месяц он пал. Лагерь Лжедмитрия II, узнав о приближении Сигизмунда III просто распался.

Избрание Василия Шуйского на царство. 19 мая 1606 г. сторонниками Шуйского, возглавлявшего заговор против самозванца Лжедмитрия I, был созван импровизированный Земский собор, на котором Шуйского «избрали» царем. Это было нечто митинга, на котором Шуйский был избран почти демократическим способом. Шуйский не особенно заботился о соблюдении всех тонкостей волеизъявления. Его более беспокоила позиция Боярской думы. И новый царь пошел на ряд уступок, ограничивающих его власть. Шуйский дал крестоцеловальную запись, обещая соблюдать законность: не налагать ни на кого опал и не казнить без суда, не отнимать имущества у родственников осужденных, не слушать «ложных доводов», править вместе с Думой.

Восстание Болотникова. Шуйский с самого начала не пользовался широкой поддержкой. Его избрание признали далеко не все. Во многих регионах стала возникать оппозиция, знаменем которой вновь стало имя царевича Димитрия, который, по слухам, опять спасся. Летом 1606 года движение оппозиции стало приобретать организованный характер. Появился и руководитель – Иван Болотников. Восставшие представляли собой сложный конгломерат сил. Здесь были не только выходцы с низов, но и служилые люди. Они были едины в неприятии новоизбранного царя. После успешной битвы под Кромами в августе 1606 года восставшие занимают Елец, Тулу, Калугу, Каширу и к концу года подступают к Москве. У них не хватает сил для полной блокады столицы, и у Шуйского появляется возможность мобилизовать все ресурсы. К этому времени в стане восставших произошел раскол и отряды Ляпунова (ноябрь) и Пашкова (начало декабря) перешли на сторону Шуйского. Сражение под Москвой 2 декабря 1606 года окончилось поражением Болотникова, который после ряда сражений отступает к Туле. Сам Шуйский выступил против восставших и в июне 1607 года подошел к Туле. Несколько месяцев его войска безуспешно пытаются взять город, пока не догадываются перегородить реку Упу и затопить крепость. Противники Шуйского, положившись на его милостивое слово, открыли ворота. Однако царь все равно расправился с вождями движения.

Война Ивана Болотникова (названная в любимых советских учебниках «первой крестьянской войной») была направлена не сколько на разрушение существующей социальной системы, сколько на перемену лиц и целых социальных групп внутри нее. В условиях кризиса власти Шуйский, стремясь заручиться поддержкой дворянства, издает 9 марта 1607 года обширное крепостническое законодательство, предусматривающие значительное увеличение срока урочных лет. Ссыск беглых стал должностной обязанностью местной администрации. Впервые вводились денежные санкции за прием беглого. Хотя это уложение носило скорее декларативный характер.

Лжедмитрий II. В 1608 г. под Москвой появился новый самозванец – Лжедмитрий II. Он был направлен поляками в лагерь Болотникова, чтобы укрепить пошатнувшуюся веру повстанцев в «царя Дмитрия». Однако соединиться с Болотниковым не успел и осадил Москву, встав лагерем в подмосковном селе Тушине. Современники прозвали его «тушинским вором». В Тушинском лагере были казаки, крестьяне, холопы, служилые люди, даже знатные бояре. Однако главную роль играли поляки, от которых новый самозванец, в отличие от своего талантливого предшественника всецело зависел. Начинается еще одна осада Москвы. Постепенно власть Лжедмитрия распространяется на значительную территорию. В стране устанавливается двоевластие, и не одна из сторон не имела сил чтобы добиться перевеса. Два года существует две параллельные системы власти: две столицы – Тушино и Москва, два государя – цари Василий Иванович и Дмитрий Иванович, два патриарха – Гермоген и Ростовский митрополит Филарет, которого силой привели в Тушино и нарекли «патриархом». Функционировали две системы приказов и две думы, причем в тушинской было немало знатных людей. Это было время нравственного оскудения. Дворяне по несколько раз переходили из одного лагеря в другой ради сохранения нажитого. Военные действия вели к разорениям и потерям.

В сентябре 1608 г. польские отряды осадили Троице-Сергиев монастырь, но взять его в течение 18 месяцев так и не смогли.

Постепенно авторитет Лжедмитрия II стал падать. Разбои казаков и поляков оттолкнули население от «тушинского вора». Крестьяне стали создавать партизанские отряды для борьбы с тушинцами. Однако правительство Шуйского не имело сил для разгрома тушинцев.

В этих условиях царь попросил о помощи Швецию, обещав передать ей Корельскую волость, которую Россия вернула себе по Тявзинскому миру 1595 г. В 1609 г. русские войска М.В. Скопина-Шуйского, племянника царя, и шведский отряд генерала Делагарди разбили тушинцев под Тверью. Но от дальнейшей помощи России шведы уклонились. Для уплаты жалованья шведам вводились новые налоги, что ухудшало положение населения и настраивало его против В.И. Шуйского.

К тому же обращение России за помощью к Швеции дало Польше повод для открытой интервенции в Россию, т.к. Польша и Швеция находились в состоянии войны.

Польская интервенция. В сентябре 1609 г. польские войска вторглись в Россию и осадили Смоленск. Король Сигизмунд отозвал всех поляков из тушинского лагеря, который после этого распался. Лжедмитрий II бежал в Калугу.

В январе 1610 г. М.В. Скопин-Шуйский освободил от осады Троице-Сергиев монастырь и в марте 1610 г. торжественно вступил в освобожденную столицу. Но вскоре он при загадочных обстоятельствах умер. Молва обвинила в его убийстве брата и наследника царя – князя Д.И. Шуйского. Между тем войска польского гетмана С. Жолкевского приближались к Москве. В сражении у дер. Клушино под Можайском царские воеводы были разбиты. С другой стороны к Москве подходил из Калуги Лжедмитрий.

В этой обстановке летом 1610 г. группа бояр и дворян заставила В.И. Шуйского отречься от престола и постричься в монахи. Власть перешла в руки «семибоярщины» (правительство из 7 бояр во главе с Ф. Мстиславским).

Не имея реальной силы и желая избавиться от вора и его притязаний, семибоярщина обратилась к С. Жолкевскому с предложением призвать на русский престол сына польского короля Владислава. (Ранее это же предлагали тушинские бояре. Но если там вероисповедальный вопрос оставался открытым, то Москва ставила обязательным условием переход Владислава в православие). Бояре считали, что при нем они смогут спокойно править страной. В русско-польском договоре подтверждалась крестоцеловальная запись, гарантировалось соблюдение русских обычаев. Заключив договор, бояре впустили поляков в Москву, которые, оказавшись в Кремле, вели себя как завоеватели. Королевич не появился, от его имени правил наместник. Нарушались статьи договора. Для урегулирования разногласий и окончательного достижения договоренности к Сигизмунду, осаждавшему Смоленск, отправилось Великое посольство. Однако король не утвердил договор, не пожелав, чтобы его сын изменял католицизму. Переговоры зашли в тупик, и русские послы оказались на положении пленников.

В России настала пора безвластия. Каждый сам решал, какую власть ему признавать. Одни и те же земли жаловались разными властями разным людям и в результате имели нескольких хозяев. Такое положение было нетерпимо. Выходом стал созыв всенародного ополчения для освобождения Москвы.

Личность В.И. Шуйского

Василий Шуйский родился в $1552$ году в семье князя Ивана Шуйского . Шуйские являлись Рюриковичами суздальско-нижегородской ветви.

Возвышение князя началось в конце правления Ивана Грозного. При дворе находились также и братья Василия – Иван Пуговка , Андрей , Дмитрий .

После смерти Ивана Грозного царем стал слабоумный Федор Иванович . Среди всех ветвей Рюриковичей Шуйские были старейшими, поэтому имели больше шансов на воцарение. Но на тот момент уже активно действовал в свою пользу Борис Годунов . Шуйские подверглись преследованиям. Андрей Иванович и Иван Петрович были сосланы, оба вскоре были убиты. Василий Иванович на момент репрессий уже находился в ссылке, в Галиче.

В $1591$ году умер царевич Дмитрий . Тогда же Борис Годунов вернул Шуйских в Москву. Но Василию Шуйскому было запрещено жениться и, соответственно, продолжать род Шуйских. Расследование обстоятельств смерти царевича Годунов поручил комиссии под руководством Василия Шуйского. После «Угличского дела» Шуйского ввели в Боярскую думу.

Василий Шуйский и Лжедмитрий I

    В $1603$ году появился Лжедмитрий I . Василий Иванович объяснял народу, что царевич погиб и похоронен в Угличе.

    В начале $1605$ года Василий Иванович стал командующим войск, двинутых против Лжедмитрия I. Результат победы в битве у Добрыничей в январе $1605$ года был намеренно не закреплен: Василий знал об ухудшении позиции царя Бориса.

    В мае $1605$ года Бориса Годунова отравили. Василий Шуйский стал основным кандидатом на престол в боярской среде. Однако позиции Лжедмитрия были сильнее, народ его принял. Поэтому после приезда самозванца в Москву Шуйского приговорили к казни, но в последний момент Лжедмитрий заменил ее ссылкой, а вскоре, и вовсе вернул князя ко двору.

Падение Лжедмитрия I и воцарение Василия Шуйского

Самозванец царствовал недолго. Его преклонение перед Европой и, в частности, Польшей, вызывало сильное раздражение в Москве. На свадьбе с Мариной Мнишек в июне $1606$ года было множество поляков, они вели себя крайне развязно.

$17$ мая $1606$ года Василий Шуйский с вооруженными людьми вошел в Кремль, а народ уже громил поляков по всей Москве. Князь призвал изгнать самозванца, который в итоге был убит разъяренной толпой.

Через пару дней Шуйского избрали царем в ходе «выкрикивания» его имени. Он дал крестоцеловальную запись, обещая не творить беззакония; по тексту гарантировалось в первую очередь соблюдение интересов боярства.

Правление Василия Шуйского

Шуйский перенес останки царевич Дмитрия в Москву. Затем заменил патриарха, избранного Лжедмитрием, на Гермогена .

У Василия Шуйского были враги, которые вслед за сторонниками Лжедмитрия начали распространять слухи, что он спасся. Начались волнения, крупнейшее из которых – восстание Ивана Болотникова .

Вслед за восстанием Болотникова появился Лжедмитрий II . Он дошел до подмосковного Тушино и встал там лагерем. Войска «тушинского вора» грабили и разоряли земли по большей части европейской России. Лжедмитрию II помогали поляки, поэтому Василий Шуйский заключил союз с их противником – Швецией. В ответ на это Сигизмунд III отозвал от Лжедмитрия войска, так как лично объявил России войну.

Вскоре тушинский лагерь был разбит талантливым племянником Василия Михаилом Скопиным-Шуйским . После снятия осады с Москвы его даже предлагали сделать царем вместо Василия, но он отказался.

Такие идеи не понравились Василию Шуйскому, и вскоре после пира Михаил заболел и умер. Отравление окончательно сгубило авторитет Василия Шуйского.

Замечание 1

Кроме того, от подошедших к Москве поляков во главе с гетманом Жолкевским , некому было отбиваться. В этих условиях противники Шуйского дворяне Ляпуновы подняли Москву на восстание. $17$ июля $1610$ года Василию Шуйскому пришлось сойти с престола. Затем он был насильно пострижен в монахи.

Власть перешла к «Семибоярщине » . Они не могли отражать атаку поляков, поэтому согласились передать трон королевичу Владиславу .

Гетман Жолкевский передал Василия Шуйского в качестве пленника королю Сигизмунду. Василий Шуйский был заключен в Гостынском замке , где и скончался в $1612$ году.

Будущий русский царь появился на свет в княжеской семье в 1552 году в Нижнем Новгороде. Маленький Василий оказался не единственным ребенком в семье. У него было 3 брата: Андрей, Дмитрий и Иван.

С молодости, прошедшей при царе Иване Грозном, Василий Иванович стал интересоваться политикой. В 1580 году он стал дружком жениха на последней свадьбе Ивана IV. У самого же Шуйского было два брака. Брак с дочерью боярина Репина оказался бездетным. Второй союз с Буйносовой-Ростовской подарил Василию Ивановичу двух дочерей Анну и Анастасию. К несчастью, обе они скончались в малолетстве.

В период с 1581 по 1583 годы Шуйский в должности воеводы участвовал в походах к городам Серпухову и Новгороду. В 1584 году он стал боярином и руководителем судебной палаты в Москве.

После смерти Ивана IV в борьбе придворной знати Шуйский выступил против . За это попал в опалу и с 1587 по 1591 годы пребывал в ссылке в Галиче. Не чувствуя от Шуйского опасности, в 1591 году царь Борис Годунов вернул его из немилости и поручил ему расследование дела о загадочной смерти в Угличе царевича Дмитрия Ивановича. Опасаясь государя, Шуйский признал причиной гибели наследника престола несчастный случай. В этом же году Василий Шуйский вернулся в Боярскую думу. С появлением в России , Шуйский, по поручению Годунова убеждал народ на Красной площади о том, что настоящий царевич Дмитрий Иванович покоится в Угличе.

Зимой 1605 года Годунов назначил Шуйского полковым воеводой в кампании против войск самозванца. В связи с отсутствием желания победы в этой войне действующему государю, Шуйский принял сторону Лжедмитрия.

С воцарением Лжедмитрия, Шуйский признал неверными выводы комиссии о причинах кончины царевича Дмитрия Ивановича и признал его настоящим потомком царя Ивана Васильевича.

Уже летом 1605 года Василий Иванович попытался свергнуть Лжедмитрия путем переворота, но заговор раскрыли, а Василия Ивановича схватили и приговорили к смерти. Однако царствующий правитель смилостивился и отправил Шуйского в ссылку вместе с братьями, но спустя полгода вернул его обратно.

На следующий год Шуйский подготовил заговор против Лжедмитрия. Венцом заговора стало народное восстание, в результате которого самозванец погиб. Сторонники Шуйского в мае 1606 года нарекли его царем и в первый день лета Василий Иванович, получив благословение митрополита, становится русским царем.

Первое, что сделал новый самодержец – это перенос мощей царевича Дмитрия Ивановича в столицу. Во время нахождения у власти Шуйского в России издали новый воинский устав. С приходом к власти Шуйскому пришлось подавлять восстание Болотникова, а в августе 1607 года началось наступление Лжедмитрия II на столицу. Для борьбы с новым самозванцем Шуйский заключил союз со шведским королем. Командовать союзной армией стал племянник царя князь Скопин-Шуйский. Войска под его командованием сняли осаду с Троицкой лавры и торжественно вступили в Москву. Главнокомандующего славили по всей столице, раздавались призыва о признании его царем. Однако Скопин-Шуйский скоро скоропостижно скончался и в его смерти винили царя.

Чтобы не допустить вмешательства шведов в смуту в России, осенью 1609 года войско поляков взяло в осаду Смоленск. Началась интервенция Речи Посполитой в России. В июне 1610 года русские войска потерпели поражением от армии польского короля. Недовольство государем росло, и в июле Василия Ивановича свергли бояре и насильно постригли его в монахи. Началось время

Портрет Василия Шуйского

Не стало Скопина как раз в ту пору, когда особенно нужен был высокодаровитый вождь, и притом любимый войском. Тушинский вор уже был не опасен Москве; но зато с запада надвигалась на нее и Василия Шуйского более страшная гроза. Когда победы Скопина и его движение к Москве, с одной стороны, а с другой – вторжение Сигизмунда в русские пределы рассеяли тушинское скопище, положение русских бояр и служилых людей, перешедших на сторону самозванца, стало очень затруднительным. Что им оставалось делать? Бежать за самозванцем, потерявшим всякую надежду на успех, было бы совсем неразумно. Идти с повинной головой к Василию Шуйскому было уже поздно. Он щадил и даже жаловал своих каявшихся изменников тогда, когда уходили они от сильного его врага, а теперь мог посмотреть на них совсем иначе. Русские тушинцы решились искать милости у польского короля.

31 января 1610 г. к Сигизмунду явилось их посольство. Тут были люди разных чинов: знатные бояре, дьяки, дворяне... Главными представителями были боярин Михаил Салтыков с сыном Иваном и дьяк Грамотин, ловкий, смышленый, но безнравственный делец.

Большим праздником для тщеславного Сигизмунда было прибытие русского посольства к нему в стан. Торжественно принимал он посольство противников Василия Шуйского в своем шатре, окруженный сенаторами. Униженно приветствовали короля русские послы: Михаил Салтыков поцеловал руку ему и сказал приветствие, поздравил его с прибытием в Русскую землю, заявил, что московский народ расположен к нему и желает отдаться под его покровительство и вверить ему свою участь. А Иван Салтыков выразил от всего русского духовенства благодарность королю за то, что он пожаловал в московскую землю, соболезнуя о всеобщей смуте и разорении ее областей, чтобы при Божией помощи водворить в опустошенной стране мир и спокойствие. Затем дьяк Иван Грамотин сказал самое главное, что всякого звания московские люди бьют челом королю и выражают желание возвести на московский престол вместо Василия Шуйского королевича Владислава с тем только, чтобы король не нарушал святой веры греческого закона, которую столько веков блюли московские люди.

Таким образом, эти послы, выражавшие на самом деле волю только русских изменников, говорили с королем от имени всей Русской земли – являлись самозваными представителями ее и предавали ее Сигизмунду, злейшему врагу русской народности и православия.

Всем лживым уверениям этих послов король верил или притворялся, что верит: это ему было очень выгодно – являлся удобный повод свергнуть Василия Шуйского и водворить польскую власть в Москве.

4 февраля заключен был между королем и посольством договор. Главные условия его заключались в том, чтобы Владислав венчался на царство в Москве по старому обычаю; чтобы святая вера греческого закона осталась неприкосновенною и "учители римские, лютерские и других вер – раскола церковного не чинили; чтобы перемена законов зависела от бояр и всей земли и царь не казнил никого, не осудя прежде с боярами и думными людьми". Стало быть, Владиславу предлагалось не самодержавие, а ограниченная царская власть, какая была у Василия Шуйского. Любопытно следующее условие: "Для науки вольно каждому из народа московского ездить в другие государства христианские, кроме басурманских, поганских , и государь отчин, имений и дворов ни у кого за то отнимать не будет". Видно, что со времен Бориса и Лжедмитрия I мысль о необходимости сближения с Западом и просвещения уже укоренилась и окрепла. Но в то же время тушинские послы требовали, чтобы крестьяне оставались прикрепленными к земле и чтобы холопам вольности не было дано.

И вот как раз в то время, когда русские изменники готовились предать Москву и русский престол в руки полякам, не стало того вождя, в котором лучшие русские люди видели надежду на спасение от внутренних и внешних губителей Русской земли.

Василия Шуйского не любили и не уважали... Нелюбовь к нему сказывалась уже и раньше, и притом очень сильно. Так, 17 февраля 1609 г., когда тушинцы заградили пути в Москву и там настала сильная нужда и дороговизна, то поднялся мятеж, и шумная толпа служилого и черного люда стала дерзко кричать: "Надо переменить царя! Василий сел самовольством, не всею землею выбран!"

Толпа мятежников, по звону набатного колокола, наполнила Красную площадь. Из толпы раздались крики: "Князь Василий Шуйский не люб нам на царстве! Его одна Москва выбрала!"

Несдобровать бы тогда Василию Шуйскому: у него было много и явных врагов, и тайных недоброхотов меж боярами, желавших его свергнуть; но на этот раз его выручил патриарх Гермоген.

– До сих пор Москва, – сказал он народу, – всем городам указывала, а не другие города указывали ей... А что кровь льется, то это творится по воле Божией, а не по хотению царя!

Своими увещаниями патриарх на время образумил мятежников. Но скоро открыт был тайный заговор погубить Василия. Главного виновника казнили. Положение Василия Шуйского становилось все хуже и хуже. Общее недовольство, крамолы и неудача за неудачей преследовали его.

Блестящие успехи Скопина, царского родича, на время примирили было народ с несчастным царствованием Василия Шуйского; но когда неожиданно скончался Скопин и народная молва, хотя и ложная, обвинила в его смерти царского брата и самого царя, то положение его сделалось крайне шатким. В рязанской земле Прокопий Ляпунов начинает волновать народ, требует свержения Василия Шуйского, заводит даже сношения с самозванцем, засевшим в Калуге. Заговорили громче прежнего недоброхоты Василия и в Москве... На свою беду, царь назначил главным предводителем войска, которое готовился вести на Сигизмунда покойный Скопин, своего бездарного брата Дмитрия, не любимого ни войском, ни народом.

Ополчение это, состоявшее по большей части из новобранцев, предводимое неискусным и нелюбимым вождем, двинулось к Можайску. Сигизмунд отправил навстречу русским отряд своего войска под начальством гетмана Жолкевского. Встреча произошла 24 июня 1610 г. между Москвой и Можайском, у деревни Клушино. Первым же напором поляки обратили в бегство русскую конницу, смяли пехоту; наемные иноземцы из русского войска стали передаваться на сторону поляков. Рать Василия Шуйского была разбита наголову. Дмитрий Шуйский и другие воеводы позорно бежали.

После этой победы Жолкевский двинулся к Москве, провозглашая повсюду царем королевича Владислава, а Василия Шуйского – свергнутым. Город за городом сдавались ему, и он уже приближался к столице. С другой стороны спешил к ней Лжедмитрий II из Калуги и 1 июля стал в Коломенском селе; он рассчитывал, что Москва в крайности скорее признает его власть, чем Владислава. Москва волновалась. Грамоты Жолкевского, в которых он сулил Русской земле мир, спокойствие и всякие благодати, если она признает своим царем Владислава, раскидывались по улицам, ходили по рукам, читались громогласно на сходках. Люди, преданные самозванцу, с своей стороны, мутили народ... Многие, не желая повиноваться Василию Шуйскому и думая свергнуть его, вовсе не хотели попасть и в руки самозванцу и тайно согласились с тушинцами, что те покинут его, а москвичи сведут Василия с престола и выберут всей землей нового царя.

Положение Шуйского в Москве становилось со дня на день труднее. Готовилось его свержение.

17 июля Захар Ляпунов с толпой соумышленников явился во дворец и стал дерзко говорить Василию Шуйскому:

– Долго ли за тебя будет литься кровь христианская? Земля запустела; ничего доброго в твое правление не делается! Сжалься над нашей гибелью, положи царский посох, а мы уже сами о себе подумаем!..

Дерзость Ляпунова возмутила Василия Шуйского; он стал бранить мятежника, даже схватился за нож... Но на эту угрозу дюжий Ляпунов ответил:

– Не тронь меня, а не то сомну тебя всего!

В тот же день за Москвой-рекой, у Серпуховских ворот, собралась большая сходка. Тут были бояре, дворяне, торговые люди и проч. Бояре и всякие люди приговорили: бить челом Василию Шуйскому, чтобы он царство оставил, для того что кровь многая льется, а в народе говорят, что он государь несчастливый, многие города украинские его не хотят, и надо его свергнуть. Против этого приговора говорили только некоторые бояре да патриарх, но их не послушали.

С тяжелым поручением сообщить этот приговор Василию Ивановичу и предложить ему в удел Нижний Новгород отправился во дворец царский свояк, князь Воротынский. Василию Шуйскому ничего более не оставалось делать, как отказаться от власти; он из дворца переехал в свой боярский дом.

После этого главные виновники совершившегося свержения послали сказать тушинцам, что Василий сведен с престола и теперь очередь за ними – исполнить свое обещание отстать от самозванца. На это тушинцы насмешливо ответили: "Вы не помните своего крестного целования, и потому своего царя с царства свели, а мы за своего помереть рады!"

Некоторые уже стали жалеть, что свергли злосчастного Василия Шуйского, а патриарх стал требовать, чтобы снова признали Шуйского царем. Многие соглашались с ним. Тогда Захар Ляпунов и его сообщники, опасаясь, чтобы этого не случилось, поспешили в дом к Шуйскому, взявши с собою монахов из Чудова монастыря, и заявили Василию Ивановичу, что для успокоения народа он должен постричься в монахи. Тот вовсе этого не желал, всячески противился, кричал, что он решительно не хочет постригаться. Все было напрасно! Обряд пострижения над Василием Шуйским совершен был насильно: Ляпунов держал его за руки, а князь Тюфякин произносил за него монашеские обеты.

Пострижение Василия Шуйского в монахи. Картина Б. Чорикова, 1836

Патриарх негодовал. Он заявил, что это пострижение не имеет никакой силы, что монахом стал не Шуйский, а тот, кто произносил обеты. Но свергнутого Василия Шуйского свезли в Чудов монастырь. Жена его тоже была пострижена, а братья заключены.

Похожие публикации