В чем сущность вотчинного землевладения. III

Вотчина – важнейшее явление, существовавшее в средневековой Западной Европе и на Руси. Так назывались земельные угодья вместе с хозяйственными постройками и другим имуществом, а также зависимыми крестьянами. Это слово имеет тот же корень, что и в словах «отец», «отчизна», что указывает нам на то, что вотчина передавалась по наследству, была имуществом семьи.

Вотчина появилась в Древней Руси, когда формировалась власть князей и бояр. Князья раздавали земли членам своих дружин и другим представителям знати. Как правило, это была награда за службу или какие-то выдающиеся заслуги. Существовала и другая категория землевладельцев – высшие церковные иерархи и монастыри.

Вотчина передавалась владельцу и его семье в полное безраздельное владение, без каких бы то ни было условий. Ее можно было передать по наследству, подарить, продать. В своей вотчине владелец был полноправным хозяином. Он не только пользовался результатами деятельности крестьян, то есть обеспечивал свое существование. В пределах владений вотчинник чинил суд, разрешал споры, и т.д.

Вотчина в Древней Руси

Институт наследственного землевладения сыграл огромную роль в становлении средневековых государств, в том числе, и Древней Руси. В те времена земля являлась главным средством производства. Тот, кто владел землей, мог оказывать влияние на все сферы жизни общества. Благодаря деятельности владетельной знати формировалось право, судопроизводство, экономика, церковные и государственные устои.

В период феодальной раздробленности основными владельцами вотчин были бояре и князья. Свободные крестьяне тоже владели землей, но только в форме общинной собственности. Постепенно ситуация в государстве менялась: Русь освободилась от монгольского завоевания, начались процессы сбора земель и централизации власти в руках московских великих князей. В такой сложной обстановке князья были вынуждены ограничивать права и вольности бояр.


На смену старой знати постепенно стали приходить дворяне – люди, которые получали свои привилегии за службу и пользовались ими только до тех пор, пока служили. Именно так появилась новая форма владения землей – поместья.

Вотчина и поместье - в чем разница

Важнейшим отличием поместий от вотчин является их условный и неличный характер. Произошло это так: московским князьям нужно было вести войны, усмирять непокорные районы и охранять свои границы. Образовалась необходимость в большом количестве служилых людей. Чтобы обеспечить служилых и их семьи, им выделяли поместья – землю с крестьянами.

Изначально дворянин владел поместьем только в период своей службы и не мог передавать его по наследству. Поместье оставалось государственной собственностью – оно давалось служилому в пользование и отчуждалось с окончанием службы.

В дальнейшем происходило два параллельных процесса. Великие князья (которые, начиная с Ивана Грозного, стали именоваться русскими царями) все более активно сокращали права бояр. На владения вотчинами накладывали ограничения, а у некоторых неугодных боярских кланов вотчины просто отбирали. Кроме того, бояр заставляли служить в обязательном порядке. Значительная часть служилых людей набиралась из боярских детей, которые отныне не могли пользоваться привилегиями своих отцов, не принося пользы стране.

Одновременно с этим поместья становились наследуемым имуществом. Так власть предержащие стимулировали дворян к преданной службе. По существу к началу 18-го столетия вотчина и поместье стали одним и тем же. Окончательно решил этот вопрос Петр Первый, издавший указ о единонаследии. Все угодья, которые прежде именовались вотчинами или поместьями, с этого момента стали называться именьями.


В истории нашего государства это имело далеко идущие последствия. Сформировался класс помещиков, владевших огромными землями и на правах наследуемой собственности. В дальнейшем дворяне получили «свободу»: их обязанность служить была отменена, а именья вместе с крестьянами остались. Система «земля в обмен на службу Отечеству» утратила силу, что и привело к последующим социальным потрясениям.

Вотчина - это форма древнерусского землевладения, появившаяся в Х веке на территории Киевской Руси. Как раз в тот период появились первые феодалы, которым принадлежали большие территории земель. Первоначальными вотчинниками были бояре и князья, то есть крупные землевладельцы. Начиная с Х и вплоть до XII столетия, вотчина являлась основной формой земельной собственности.

Сам термин произошел от древнерусского слова «отчина», то есть то, что перешло сыну от отца. Также это могла быть собственность, полученная от деда или прадеда. Князья или бояре получали вотчину по наследству от своих отцов. Существовало три способа приобретения земельного угодья: выкуп, дарование за службу, родовое наследование. Богатые землевладельцы управляли одновременно несколькими вотчинами, они увеличивали свою собственность за счет выкупа или обмена земель, захвата общинных крестьянских угодий.

Вотчина - это собственность конкретного человека, он мог землю обменять, продать, сдать или поделить, но только с согласия родственников. В том случае, если кто-то из членов семьи выступал против такой сделки, то вотчинник не мог обменять или продать свой надел. По этой причине безусловной собственностью вотчинное землевладение назвать нельзя. Большими земельными наделами владели не только бояре и князья, но и высшее духовенство, крупные монастыри, члены дружин. После создания церковно-вотчинного землевладения появилась то есть епископы, митрополиты и т.д.

Вотчина - это постройки, пашни, леса, инвентарь, а также крестьяне, проживающие на территории землевладения вотчинника. В то время крестьяне не были крепостными, они могли свободно переходить с земель одного вотчинника на территорию другого. Но все же землевладельцы обладали некими привилегиями, особенно это касалось сферы судопроизводства. Они формировали административно-хозяйственный аппарат для организации повседневной жизни крестьян. Владельцы земель имели право собирать подати, обладали судебной и административной властью над проживавшими на их территории людьми.

В XV веке появилось такое понятие, как поместье. Этот термин подразумевает крупное феодальное владение, подаренное государством военным или Если вотчина - это и забрать ее никто не имел права, то поместье изымалось у собственника по прекращению службы или из-за того, что оно имело неухоженный вид. Большую часть поместий занимали угодья, обрабатываемые

В конце XVI века был принят закон, согласно которому поместье могло быть передано по наследству, но при условии, что наследник будет продолжать службу государству. Производить любые манипуляции с подаренными землями запрещалось, но помещики, как и вотчинники, имели право на крестьян, с которых они взимали подати.

В XVIII веке вотчина и поместье были уравнены. Так был создан новый вид собственности - имение. В заключение стоит отметить, что вотчина является более ранней нежели поместье. Они обе подразумевают владение земельными угодьями и крестьянами, но вотчина считалась личной собственностью с правом залога, обмена, продажи, а поместье - государственной собственностью с запретом на какие-либо манипуляции. Обе формы прекратили свое существование в XVIII столетии.

«Вотчиной» (от слова «отец») в средневековых русских документах могли назвать любое наследство. Но чаще это слово употреблялось в конкретном контексте, и так оно используется историками-медиевистами. Как юридический термин, понятие вотчины применялось до XVIII века, и еще на протяжении столетия – как условное наименование.

Каждый да держит отчину…

Такая формулировка приведена в решении . Речь шла о неприкосновенности соседних владений. Соответственно, под «вотчиной» князья разумели контролируемые каждым из них на тот момент земли вместе с населяющими их людьми.

Слово употребляется в разных изданиях «Русской Правды» и ранее. По этим документам можно понять, что вотчина – владение крупного феодала (князя или боярина), которое он получил в наследство от предков и которое закреплено за его родом.

Это понятие включает не только земельный надел, но и обязательно подданных, живущих на нем. Вотчинник обладает по отношению к ним особыми правами – получает платежи, требует повинности, осуществляет суд.

Изначально вотчиной именовали только владения киевских князей. То есть понятие по сути приближалось к «территории государства». Затем так же стали называть владения богатых бояр и удельных князей. Таким образом, вотчина представляла собой государство в государстве, и владелец получал право на осуществление части государственных функций. В числе прочего, он мог раздать часть земель своим слугам «в кормление», то есть в качестве вознаграждения за службу. Но вотчинным такое владение не становилось – его можно было передать по наследству, но лишь при условии, что наследник устроит сюзерена и тоже будет ему служить.

Вотчину можно было получить другими способами: получить в наследство, в подарок, купить или завоевать.

Не совсем собственность

Большинство историков указывает, что вотчина уже в XI веке представляла собой частную собственность боярина. Это не совсем так. Владение принадлежало не человеку, а роду. Им можно было распоряжаться (до продажи и дарения включительно), но только с согласия семьи. Закон оговаривал права наследников (супруги, детей, братьев) на вотчинное владение. Но верно, что боярин мог иметь несколько вотчин на значительном удалении друг от друга, причем его владения могли быть на земле одного князя, а службу он при том нес у другого. Этим вотчина отличается от феодального поместья, которое тоже можно было передать по наследству, но лишь при условии несения службы в пользу высшего сюзерена земли.

Вотчинные права достигли максимума в эпоху феодальной раздробленности. Усиление же центральной власти же почти сразу вступило с этими правами в противоречие. В XVI веке в Московском государстве начинается ограничение прав вотчинников. поступил еще проще – сократил количество вотчинных бояр, подвергнув их репрессиям и конфисковав владения в пользу короны. В период

После освобождения от власти татар начинается быстрое объединение русских земель и образование единого государства. Присоединение удельных княжеств к Великому княжеству Московскому, привели к усложнению функций управления земельными ресурсами. Началась перепись и перераспределение земель, для исчисления новых податей в государственную казну. Описывались и исчислялись не только территории княжеств, воеводств, но и земельные владения каждого частного лица

С момента образования Русского государства в нем преобладало вотчинное землевладение . Вотчина представляла собой территорию (совокупность участков земли), которой ее владелец мог беспрепятственно распоряжаться: продавать, дарить, завещать, то есть владеть на праве полной собственности.

На Руси было три вида вотчин : наследственные ( родовые) - переходящие из поколения в поколение в княжеских и боярских фамилиях; выслужные - полученные от князя (впоследствии от государя) за военные и иные заслуги; купленные - приобретенные одним землевладельцем у других за деньги. Границы вотчины устанавливались в основном по взаимному согласию землевладельцев или по указанию властей в присутствии их представителя и проходили главным образом по естественным рубежам (рекам, ручьям, дорогам, опушкам леса и т. д.).

С царствования Ивана III (1462-1505) начинается новый этап в организации межевания, связанный с введением поместной системы землевладения . Государство предоставляло служилым людям, преимущественно военным, поместья на срок их службы и на определенных условиях. В состав поместья обычно включались земли, обрабатываемые крестьянами (для людей из знатного рода 1500-3000 десятин, для людей менее знатного происхождения 150-750 десятин), с которых помещик собирал феодальную ренту (История земельных от­ношений и землеустройства/Под ред. Н. В. Бочкова. - М.: Сельхозгиз, 1956. - С. 11). Раздача таких владений Иваном III началась после завоевания Новгорода на вновь присоединенных землях. То же самое делал его сын Василий III (1505­1533) на псковских землях. Практиковалась раздача поместий за службу и при Иване Грозном, впервые в российской истории, принявшем титул царя 16 января 1547 г. и царствовавшем до 1584 г.

Т.о. организация и развитие поместной системы землевладения занимают все ХVI столетие с пиком в 1550 г., когда в связи с необходимостью укрепления армии и ее присутствия в Москве правительство перевело из городов примерно 1000 человек служилых людей и дало им поместья в Московском и соседнем с ним уездах общей площадью 176 тыс. десятин (Готье Ю.В. Очерк ис­тории землевладения в России. - Сергиев Посад: Типография И.И. Иванова, 1915. - С. 50-51).По записи 1550 г. служилые люди делились на три статьи с поместными окладами в 200, 150 и 100 четвертей пахотной земли.

Царским писцам, проводившим межевые действия, приходилось в этот период не только вновь отводить поместья, но и проверять отведенные ранее, чтобы изъять самовольно захваченные земли (История земельных отношений и землеустройства/Подред. Н.В. Бочкова. - М.: Сельхозгиз, 1956. - С. 16).

Еще в XV в. В качестве единицы измерения земли на Руси была установлена десятина . Землю мерили «хозяйственными» десятинами (3200 кв. саженей), «сотенными» (10 тыс. кв. саженей) и др. В дальнейшем наиболее распространенной стала десятина в 2400 кв. саженей. Четверть - мера площади, равнявшаяся примерно 0,55 га. Сажень - 2,13 м, квадратная сажень - 4,537 м.

Таким образом, десятина в 2400 кв. саженей равнялась 1,095 га (двум четвертям).

До конца ХVI в. большинство российских крестьян были свободными. Они владели своими землями, выплачивая князю (а затем царю) посошную подать (соха - количество земли, облагаемое податью). Землевладение свободных крестьян (их называли черносошными, а их земли - черными) преобладало. Черные земли находились, как правило, в общинном пользовании. Участки пашни и сенокоса распределялись между отдельными дворами и подлежали периодическому переделу. Пастбища использовались сообща. При переделах угодий, особенно пашни, община стремилась точнее учесть качество отдельных участков (как по плодородию, так и по удаленности от селения) и наделять каждый двор равноценной землей. Поэтому общинному землевладению были органически присущи такие недостатки, как чересполосица, мелко- и узкополосица, дальноземелье.

В XIII-XIV вв. крестьяне могли совершенно свободно переходить от одного землевладельца к другому в течение всего года. В 1497 г. Иван III в «Судебнике», первом со времен Древней Руси общегосударственном своде законов, установил определенный срок такого перехода - осенний Юрьев день (26 ноября по старому стилю). В течение ХVIв. и особенно в начале ХVII в. государство начинает принимать все более строгие меры по прикреплению крестьян к земле (вплоть до их розыска и принудительного возвращения).

Большой удельный вес в Московском государстве занимали монастырские и церковные земли выделялись также дворцовые и государственные земли.

Дворцовые земли находились в собственности княжеской семьи, соответствующие доходы шли на содержание двора великого князя (царя). Напротив, доходы от государственных земель шли в общегосударственную казну. На дворцовых землях велось большое хозяйство. Так, в вотчинах царя Алексея Михайловича (1648­1676) было около 11 тыс. крестьянских тягловых дворов. Кроме того, к ним было приписано большое число дворовых крестьян, выполнявших различные работы в царских усадьбах (История земельных отношений и землеустройства/Под ред. Н. В. Бочкова. ­М.: Сельхозгиз, 1956. - С. 13).

Соотношение различных видов землевладений и землепользований в Московском царстве во второй половине ХVI в. Показано в табл. 15. Из нее видно, что Наличие тех или иных форм землевладения и землепользования сильно зависело от природных, исторических и территориальных условий. Однако в большинстве освоенных и густонаселенных земледельческих районов ко второй половине ХVI в. стало явно преобладать поместное землевладение, ставшее опорой царской власти и основой сложившегося к тому времени земельного строя.

Эффективное использование черных земель объяснялось заинтересованностью свободных крестьян в их обработке, стремящихся обеспечить себя всеми необходимыми средствами к существованию. Наиболее освоенными были также и дворцовые земли, он управлялись предприимчивыми людьми и включали лучшие участки земли.

К середине XVI в. землевладение, землепользование и земельные отношения в России оказались запутанными. Была неясность в количестве и качестве земель поместий и вотчин, дворцовых, государственных, монастырских, церковных, крестьянских земель; не были описаны и распределены обширные земли, присоединенные к России в первой половине ХVI в. Необходимо было установить, кто, какими землями и на каком основании владеет, какие площади можно предоставить служилым людям, как пополнять казну за счет перераспределения земель.

С этой целью государство приступило к осуществлению специального вида землеустроительных и земельно-учетных работ, которые получили название писцовые межевания. Это был первый и основной вид землеустроительной деятельности, организованной государством и финансировавшийся из государственной казны. Она отражала главное направление земельной политики укрепление поместного землевладения.

Вотчины делились на: дворцовые, гос-ные, церковные и частновладельческие. Т. е. практически все категории свободного населения Руси владели вотчинами или черными землями на праве. Дворцовые вотчины формировались из еще не освоенных никем земель или из частных земельных фондов князей.

Церковными имуществами в 16-17вв. пользовались и распоряжались отдельные церковные учреждения: монастыри, епископаты, приходские церкви. К числу источников, порождавших церковное землевладение, кроме пожалований и захвата пустошей, относились дарение и завещание со стороны частных лиц. Размеры церковного землевладения возрастали достаточно быстро. С 16в. гос-во предприняло ряд мер, направленных на сокращение церковного землевладения. Общинные земли как объект вещных прав находились во владении, пользовании и распоряжении коллективного субъекта - волости или посада (городской общины). По способам приобретения вотчинные земли делились: родовые, выслуженные, купленные. Право родового выкупа впервые официально закреплено в Судебнике 1550г. , затем подтверждено СоборУлож 1649г. Родовой выкуп технически осуществлялся одним лицом, но от имени всего рода в целом, а не выкупившего его лица. Цена выкупной сделки обычно совпадала с ценой продажи. Отдельный член рода не мог распорядиться вотчиной по своему произволу. Субъектом права собственности на купленные вотчины была семья (муж, жена), этот вид вотчин приобретался супругами совместно на их общие средства. Купленные вотчины, переходили после смерти приобретших их лиц к родичам, получали статус родовых. Так индивидуальная сделка частных лиц превращалась в один из способов формирования родового имущественного комплекса. Статус жалованной вотчины зависел от ряда конкретных фактов и не был однородным для разных видов этой формы землевладения. Круг правомочий вотчинника прямо определялся в самой жалованной грамоте, к-я яв-сь формальным подтверждением законных прав вотчинника на его имущество. В случае отсутствия грамоты вотчина могла быть изъята у наследников гос-вом. В целом же пожалованные вотчины приравнивались практикой к купленным, а в начале 17в. законодатель прямо уравнял правовое положение жалованных вотчин с родовыми. ПОМЕСТНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ XV―XVII. Поместное землевладение в правовом отношении недостаточно определившаяся форма землевладения уже в 16-17вв. Поместные выделы осуществ-сь из княжеских (дворцовых) земель в пользу непосредственно связанных с княжеским двором лиц. Поместья давались за гос-ную службу. Первоначальным обязательным условием пользования поместьем была реальная служба, начинавшая для дворян с 15лет. По достижении этого возраста, поступивший на службу сын помещика, "припускался" к пользованию поместьем. Ушедший в отставку помещик получал поместье на оброк вплоть до достижения сыновьями совершеннолетия, с сер 16в. -поместье на тот же срок оставалось в его пользовании. К наследованию поместьем стали привлекаться боковые родственники, женщины получали с него "на прожиток". Такие выдачи рассматривались законом не как наследование, а как пожалование. Вплоть до СоборУложения разрешался только обмен поместья на поместье, с 1649г. был допущен обмен поместий на вотчины, но только с разрешения гос-ва. Официальная продажа поместий (за долги) была допущена в 17в.

Похожие публикации