Новая советская культура в 20 30 годы. Пособие по истории отечества


20-30е года. С победой Октябрьской революции власть приступила к осуществлению культурной политики, призванной создать новую культуру, базирующуюся на марксистско-ленинской идеологии З адачи - ликвидация неграмотности, развитие науки, утверждение коммунистической идеологии.. Эта политика гос-ва получила название культурная революция. 9 ноября 1917г. была создана гос. комиссия по просвещению, для контроля за культурой.

Главной задачей была ликвидация безграмотности. После ряда экспериментов (кружки, ликпункты) к концу 20-х система образования была перестроена: образование стало доступным для рабочих и крестьян, Школы были объявлены гос. учреждениями, образование стало бесплатным, школа отделялась от церкви, сформирована система высшего образования. утверждена идеологическая основа образования – марксизм.

В науке задача – восстановить научный потенциал страны и привлечь ученых к решению задач социалистического строительства. Были восстановлены связи сов. Ученых с международными научными центрами. (Павлов, Вернадский, Вавилов).

В литературе отмечалось творчество Есенина (любовь к Родине), Маяковского (революция, современные вопросы). Но многие литераторы эмигрировали (Набоков, Бунин, Цветаева (вернулась)). В 1934г. в целях усиления идейного руководства и контроля партии над литераторами в стране были закрыты писательские организации и создан единый Союз писателей СССР под председательством Горького.

Аналогичные союзы были созданы для композиторов, кинематографистов, художников. Репрессированными были: И. Бабель, Н. Заболоцкий. Запрещена была публикация произведений А. Ахматовой, М. Булгакова. Вводились гос. (сталинские) премии в области литературы и искусства. Деятели искусства избирались в законодательные органы, их именами называли города, улицы, пароходы, театры, клубы и т.д.. Искусство. Помимо Товарищества передвижных выставок возникли: Ассоциация художников революционной России, Общество московских художников (Греков, Дейнеки)

Театр. В 20 г Мейерхольд возглавил движение «Театрального Октября». Он хотел сделать театр политическим, агитационным, но не был понят и в 1939г. репрессирован. В театре преобладали традиции дореволюционного театра.

Рахманинов и Шаляпин эмигрировали.

В августе 1919г. Фото и кино промышленность была национализирована. Создан Всероссийский фотокиноотдел. Появилось звуковое кино. В 1925г. появились историко-революционные фильмы Эзенштейна, и комедии Александрова.

Одним из направлений культурного строительства в СССР были клубы, дворцы культуры и библиотеки, музеи. Стали создаваться клубные учреждения по проф. Признаку (дома ученых, архитекторов, учителей, актеров). В ноябре 1917 г. была создана Всероссийская коллегия по делам музеев и охраны памятников. Был запрещен вывоз из страны экспонатов, имеющих художественную и музейную ценность. В 20-30-е началось строительство метро, Всесоюзной с/х выставки, канала Москва-Волга.

40-е . С 1943г. правительство увеличило расходы на культуру. Были созданы школы-интернаты, вечерние школы. Расширился прием в вузы девушек, срок обучения сократился.

Ведущей темой произведений военных лет был героизм и патриотизм. Это была поэзия Ольги Бергольц, музыка Дмитрия Шостаковича (7-я (Ленинградская) симфония), статьи, очерки, рассказы, Л. Леонова, А. Толстой, К. Симонов, М. Шолохов, и др.

В послевоенный период были написаны 6-я и 7-я симфонии С. Прокофьева, 9-я и 10-я - Д. Шостаковича. Развивалось оперное творчество - «Повесть о настоящем человеке» С. Прокофьева.

Театр. Популярные актеры входили в фронтовые бригады, выезжавшие на фронт.

В кино создавались документальные фильмы. Годы войны стали новым этапом развития советского киноискусства. Первым полнометражным фильмом о Великой Отечественной войне был «Секретарь райкома» режиссера И. Пырьева. В послевоенные годы кинематографисты создали ряд прекрасных фильмов. режиссер С. Герасимов по роману А. Фадеева «Молодая гвардия».

В изобразительном искусстве времен ВОВ многие полотна живописцев: «Расстрел» А Серова, «Оборона Севастополя» А. Дейнеки, «Мать партизана» С. Герасимова.

В 50- х гг. высокими темпами развивалось народное образование. В 1958 г. был принят закон, вместо 7-летнего вводилось всеобщее 8-летнее образование. Срок обучения в средней школе был увеличен до 11 лет. В 1956 г. государство отменило плату за обучение в ВУЗах.

Расширилась сеть научных учреждений. В системе Академии наук СССР были созданы десятки НИИ, возникли научные центры в союзных республиках. Они оснащались новейшей аппаратурой.

Ученые добились успехов (Курчатов,. Сахаров. Ландау, Соболев.). В 1957 г ученые под руководством Королева создали первую в мире межконтинентальную баллистическую ракету, а 12 апреля 1961 г в космос поднялся первый человек - Ю.А. Гагарин.

Основоположники физики Н.Г. Басов и А.М. Прохоров в 1954-1955 гг. создали первый квантовый генератор (лазер). В 1964 г. они были удостоены Нобелевской премии. В медицине (Вишневский, Куприянов)

Возросла сеть культурно-просветительских учреждений, количество книг, газет, журналов. Появились новые литературно-художественные журналы: «Молодая гвардия», «Юность», «Москва», «Наш современник», «Новый мир», Появились значительные произведения Леонова, Шолохова и др.. Был большой интерес к поэзии С. Есенина, М. Цветаевой, А. Ахматовой (30-40-х гг. не публиковалась).

Контроль партийного аппарата за деятельностью художественной интеллигенции не ослабевал. Оказалась драматичной судьба романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» (отмечен Нобелевской премией в 1958 г.), ряда сочинений Д.Д. Шостаковича. Все это стало почвой диссидентства - е го подъем приходится на вторую половину 60-х гг.. Правозащитники, требовавшие соблюдения Конституции, организовывали акции в защиту прав человека: распространяли листовки, оказывали помощь политзаключенным и т.д. В 1968 г. небольшая группа диссидентов вышла на Красную площадь с протестом против ввода войск на территорию Чехословакии. Этот акт явился поводом для усиления репрессий против диссидентов.

В изобразительном искусстве в 50-80-х темы героизма советских людей, мирной жизни были выражены в творчестве В. Серова, Т. Яблонской, А. Пластова.. В жанре скульптуры Работали Е. Вучетич, Н.. Конёнков. В 60- 80-х годах появляется новое поколение художников: Савицкий , И. Глазунов.

Развивалось музыкальное искусство: симфонии, оратории, кантаты, инструментальные произведения, романсы, песни. Созданные в 50-80-е гг. музыкальные сочинения означали качественно новый этап в развитии музыкальной культуры. С. Прокофьевым была написана 7-я симфония, Д. Шостаковичем - 10-я и 15-я симфонии. Балет Хачатуряна «Спартак» стал классикой. Известными были песни Дунаевского. Пахмутовой, В. Соловьева-Седого.. Популярными исполнителями стали Л. Утесов, И. Кобзон, М. Магомаев, А. Пугачева, Э. Пъеха, Л. Лещенко.

В 90-е годы смена общественного строя, экономический кризис в стране отрицательно сказались на развитии науки, культуры и искусства в России. Из-за недостаточного государственного финансирования были свернуты многие научные программы, тысячи квалифицированных научных специалистов переехали работать в зарубежные научные учреждения.

Государство не смогло обеспечить финансирование таких направлений в искусстве, как кинематография, театры и др. Но развитие демократических начал в обществе, отмена идеологического диктата, снятие цензуры дали деятелям литературы и искусства возможность реализации своих творческих замыслов. Это открыло перспективы для развития литературы и искусства в будущем.



Годы советской власти значительно изменили облик России. Произошедшие изменения нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, нельзя не признать, что в годы революции и после нее культуре был нанесен большой урон: многие видные писатели, художники, ученые вынуждены были покинуть страну или погибли. Все труднее было пробиться к зрителю, читателю, слушателю тем деятелям культуры, которые не уехали, но так и не смогли найти общего языка с установившейся властью. Разрушались памятники архитектуры: только в 30-е гг. в Москве были уничтожены Сухарева башня, Храм Христа Спасителя, Чудов монастырь в Кремле, Красные ворота и сотни безвестных городских и сельских церквушек, многие из которых представляли историческую и художественную ценность.

Вместе с тем, во многих областях культурного развития были достигнуты значительные успехи. К таковым, прежде всего, относится сфера образования. Планомерные усилия советского государства привели к тому, что доля грамотного населения в России неуклонно росла. К 1939 г. количество грамотных в РСФСР составляло уже 89 процентов. С 1930/31 учебного года вводилось обязательное начальное образование. Кроме того, к тридцатым годам советская школа постепенно отошла от многих не оправдавших себя революционных нововведений: была восстановлена классно-урочная система, в расписание были возвращены предметы, прежде исключенные из программы как "буржуазные" (прежде всего история, всеобщая и отечественная). С начала 30-х гг. быстро росло число учебных заведений, занимавшихся подготовкой инженерно-технических, сельскохозяйственных и педагогических кадров. В 1936 г. был создан Всесоюзный комитет по делам высшего образования.

Значительно изменилась ситуация в литературе. В начале 30-х гг. пришел конец существованию свободных творческих кружков и групп. Постановлением ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 г. "О перестройке литературно-художественных организаций" был ликвидирован РАПП. А в 1934 г. на I Всесоюзном съезде советских писателей был организован "Союз писателей", в который вынуждены были вступать все люди, занимавшиеся литературным трудом. Союз писателей стал инструментом тотального контроля власти над творческим процессом. Не быть членом Союза было нельзя, т. к. в таком случае писатель лишался возможности публиковать свои произведения и, более того, мог быть привлечен к уголовной ответственности за "тунеядство". У истоков этой организации стоял М. Горький, однако его председательство в ней продолжалось недолго. После его смерти в 1936 г. председателем стал А.А. Фадеев (бывший РАППовец), остававшийся на этом посту, на протяжении всей сталинской эпохи (до его самоубийства в 1956 г.). Помимо "Союза писателей" были организованы другие "творческие" союзы: "Союз художников", "Союз архитекторов", "Союз композиторов". В советском искусстве наступал период единообразия.

Произведя организационную унификацию, сталинский режим принялся за унификацию стилистическую и идеологическую. В 1936 г. развернулась "дискуссия о формализме". В ходе "дискуссии" посредством грубой критики началась травля тех представителей творческой интеллигенции, эстетические принципы которых отличались от "социалистического реализма", становящегося общеобязательным. Под шквал оскорбительных выпадов попали символисты, футуристы, импрессионисты, имажинисты и пр. Их обвиняли в "формалистических вывертах", в том, что их искусство не нужно советскому народу, что оно уходят корнями в почву, враждебную социализму. В число "чуждых" попали композитор Д. Шостакович, режиссер С. Эйзенштейн, писатели Б. Пастернак, Ю. Олеша и др. В прессе появлялись статьи: "Сумбур вместо музыки", "Балетная фальшь", "О художниках-пачкунах". По существу "борьба с формализмом" имела целью уничтожить всех тех, чей талант не был поставлен на службу власти. Многие деятели искусства были репрессированы.

Как уже было сказано, определяющим стилем в литературе, живописи и других видах искусства стал так называемый "социалистический реализм". Стиль этот имел с настоящим реализмом мало общего. При внешнем "живоподобии" он не отражал действительность в настоящем ее виде, а стремился выдать за реальность то, что лишь должно было быть с точки зрения официальной идеологии. Искусству была навязана функция воспитания общества в строго заданных рамках коммунистической морали. Трудовой энтузиазм, всеобщая преданность идеям Ленина-Сталина, большевистская принципиальность - вот чем жили герои произведений официального искусства того времени. Реальность была гораздо сложнее и в целом далека от провозглашаемого идеала.

Ограниченность идейных рамок социального реализма стала значительным препятствием развития советской литературы. Тем не менее, в 30-х гг. появляется несколько крупных произведений, вошедших в историю русской культуры. Самой, пожалуй, масштабной фигурой в официальной литературе тех лет был Михаил Александрович Шолохов (1905-1984). Выдающимся произведением является его роман "Тихий Дон", рассказывающий о донском казачестве в годы Первой мировой и Гражданской войны. Коллективизации на Дону посвящен роман "Поднятая целина". Оставаясь, по крайней мере, внешне, в границах соцреализма, Шолохову удалось создать объемную картину произошедших событий, показать трагедию братоубийственной вражды в казачьей среде, развернувшейся на Дону в послереволюционные годы. Шолохов был обласкан советской критикой. Его литературный труд был отмечен Государственной и Ленинской премиями, дважды его награждали званием Героя Социалистического Труда, он был избран академиком АН СССР. Творчество Шолохова получило мировое признание: за писательские заслуги он был удостоен Нобелевской премии (1965 г.).

В тридцатые годы завершает свой последний роман-эпопею "Жизнь Клима Самгина" М. Горький. Метафоричность, философская глубина характерны для прозы Л.М. Леонова ("Вор" 1927 г., "Соть" 1930 г.), сыгравшей особую роль в развитии советского романа. Огромную популярность имело творчество Н.А. Островского, автора романа "Как закалялась сталь" (1934 г.), посвященного эпохе становления Советской власти. Главный герой романа - Павка Корчагин был образцом пламенного комсомольца. В творчестве Н. Островского, как ни у кого, другого проявилась воспитательная функция советской литературы. Идеальный персонаж Павка стал в реальности примером для широких масс советской молодежи. Классиком советского исторического романа стал А.Н. Толстой ("Петр I" 1929-1945 гг.). Двадцатые-тридцатые годы время расцвета детской литературы. Несколько поколений советских людей выросло на книгах К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, А.П. Гайдара, С.В. Михалкова, А.Л. Барто, В.А. Каверина, Л.А. Кассиля, В.П. Катаева.

Несмотря на идеологический диктат и тотальный контроль, продолжала развиваться и свободная литература. Под угрозой репрессий, под огнем верноподданной критики, без надежды на издание продолжали работу писатели, не желавшие калечить свое творчество в угоду сталинской пропаганде. Многие из них так и не увидели свои произведения опубликованными, это случилось уже после их смерти.

В 1928 г. затравленный советской критикой М.А. Булгаков безо всякой надежды на публикацию начинает писать свой лучший роман "Мастер и Маргарита". Работа над романом продолжалась до самой смерти писателя в 1940 г. Произведение это было издано только в 1966 г. Еще позже, в конце 80-х, увидели свет произведения А.П. Платонова (Климентова) "Чевенгур", "Котлован", "Ювенальное море". "В стол" работали поэты А.А. Ахматова, Б.Л. Пастернак. Трагична судьба Осипа Эмильевича Мандельштама (1891-1938). Поэт необыкновенной силы и большой изобразительной точности, он оказался в числе тех литераторов, которые, приняв в свое время Октябрьскую революцию, не смогли ужиться в сталинском обществе. В 1938 г. он был репрессирован.

В 30-е гг. Советский Союз постепенно начинает отгораживаться от остального мира, сводятся к минимуму контакты с зарубежными странами, проникновение любой информации "оттуда" ставится под строжайший контроль. За "железным занавесом" остались многие русские литераторы, которые, несмотря на отсутствие читательской аудитории, неустроенность быта, душевный надлом, продолжают работать. В их произведениях звучит тоска по ушедшей России. Писателем первой величины был поэт и прозаик Иван Алексеевич Бунин (1870-1953). Бунин с самого начала не принял революцию и эмигрировал во Францию, где и прошла вторая половина его жизни. Бунинскую прозу отличает красота языка, особая лиричность. В эмиграции были созданы лучшие его произведения, в которых запечатлелась дореволюционная, дворянская, усадебная Россия, удивительно поэтично была передана атмосфера русской жизни тех лет. Вершиной его творчества считаются повесть "Митина любовь", автобиографический роман "Жизнь Арсеньева", сборник рассказов "Темные аллеи". В 1933 г. он был удостоен Нобелевской премии.

Классикой соцреализма в изобразительном искусстве стали работы Б.В. Иогансона. В 1933 г. была написана картина "Допрос коммунистов". В отличие от появившихся в то время в изобилии "картин", изображающих и прославляющих Вождя или нарочито оптимистических полотен вроде "Колхозного праздника" С.В. Герасимова, работа Иогансона отличается большой художественной силой - несгибаемая воля обреченных на смерть людей, которую мастерски удалось передать художнику, трогает зрителя независимо от политических убеждений. Кисти Иогансона принадлежат также большие картины "На старом уральском заводе" и "Выступление В.И. Ленина на 3-м съезде комсомола". В 30-е года продолжают работать К.С. Петров-Водкин, П.П. Кончаловский, А.А. Дейнека, серию прекрасных портретов современников создает М.В. Нестеров, пейзажи Армении нашли поэтическое воплощение в живописи М. С. Сарьяна. Интересно творчество ученика М.В. Нестерова П.Д. Корина. В 1925 г. Кориным была задумана большая картина, которая должна был изображать крестный ход во время похорон. Художником было сделано огромное количество подготовительных этюдов: пейзажи, множество портретов представителей православной Руси, от нищих до церковных иерархов. Название картины предложил М. Горький - "Русь уходящая". Однако после смерти великого писателя, оказывавшего художнику покровительство, работу пришлось прекратить. Наиболее известной работой П.Д. Корина стал триптих "Александр Невский" (1942 г.).

Вершиной развития скульптуры социалистического реализма стала композиция "Рабочий и колхозница" Веры Игнатьевны Мухиной (1889-1953). Скульптурная группа была изготовлена В. И. Мухиной для советского павильона на всемирной выставке в Париже в 1937 г.

В архитектуре в начале 30-х гг. ведущим продолжает оставаться конструктивизм, широко использовавшийся для строительства общественных и жилых зданий. Эстетика простых геометрических форм, свойственная конструктивизму, повлияла на архитектуру Мавзолея Ленина, построенного в 1930 г. по проекту А.В. Щусева. Мавзолей по-своему замечателен. Архитектору удалось избежать излишней помпезности. Гробница вождя мирового пролетариата представляет собой скромное, небольшое по размерам, очень лаконичное строение, прекрасно вписывающееся в ансамбль Красной площади. К концу 30-х гг. функциональная простота конструктивизма начинает сменяться неоклассикой. В моду входит пышная лепнина, огромные колонны с псевдоклассическими капителями, проявляется гигантомания и склонность к нарочитому богатству убранства, часто граничившему с безвкусицей. Стиль этот иногда именуют "сталинским ампиром", хотя с настоящим ампиром, для которого характерна, прежде всего глубочайшая внутренняя гармония и сдержанность форм, в реальности его роднит лишь генетическая связь с античным наследием. Вульгарное порой великолепие сталинской неоклассики призвано было выразить силу и мощь тоталитарного государства.

Быстро развивается кинематограф. Увеличивается количество снимаемых картин. Новые возможности окрылись с появлением звукового кино. В 1938 г. на экраны выходит фильм С.М. Эйзенштейна "Александр Невский" с Н.К. Черкасовым в главной роли. В кино утверждаются принципы социалистического реализма. Снимаются фильмы на революционную тематику: "Ленин в Октябре" (реж. М.И. Ромм), "Человек с ружьем" (реж. С.И. Юткевич); фильмы о судьбе человека-труженика: трилогия о Максиме "Юность Максима", "Возвращение Максима", "Выборгская сторона" (реж. Г.М. Козинцев); комедии: "Веселые ребята", "Волга-Волга" (реж. С.А. Герасимов), "Свинарка и пастух" (реж. И.А. Пырьев). Огромной популярностью пользовался фильм братьев (в действительности же только однофамильцев, "братья" - своеобразный псевдоним) Г.Н. и С.Д. Васильевых - "Чапаев" (1934 г.).

Сложными оказались 30-е годы для отечественной науки. С одной стороны, в СССР разворачиваются масштабные исследовательские программы, создаются новые научно-исследовательские институты: в 1934 г. С.И. Вавилов основал Физический институт АН им. П.Н. Лебедева (ФИАН), тогда же создан Институт органической химии, в Москве П.Л. Капица создает Институт физических проблем, в 1937 г. создан Институт геофизики. Продолжают работу физиолог И.П. Павлов, селекционер И.В. Мичурин. Результатом работы советских ученых были многочисленные открытия, как в фундаментальных, так и в прикладных областях. Возрождается историческая наука. Как было сказано, возобновляется преподавание истории в средней и высшей школе. Создается научно-исследовательский Институт истории при АН СССР. В 30-е г. работают выдающиеся советские историки: академик Б.Д. Греков - автор трудов по истории средневековой России ("Киевская Русь", "Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVIII в." и др.); академик Е.В. Тарле - знаток новой истории стран Европы и, прежде всего Наполеоновской Франции ("Рабочий класс во Франции в эпоху революции", "Наполеон" и др.).

В то же время сталинский тоталитаризм создавал серьезные препятствия для нормального развития научного знания. Была ликвидирована автономия Академии наук. В 1934 г. она была переведена из Ленинграда в Москву и подчинена Совнаркому. Утверждение административных способов руководства наукой привело к тому, что многие перспективные направления исследований (например, генетика, кибернетика) по произволу некомпетентных партийных функционеров были на долгие годы заморожены. В обстановке всеобщего доносительства и набирающих размах репрессий академические дискуссии часто заканчивались расправой, когда один из оппонентов, будучи обвинен (пусть и необоснованно) в политической неблагонадежности, не просто лишался возможности работать, но подвергался физическому уничтожению. Подобная участь была уготована очень многим представителям интеллигенции. Жертвами репрессий стали такие видные ученые, как биолог, основоположник советской генетики академик и президент ВАСХНИЛ Н.И. Вавилов, ученый и конструктор ракетной техники, в будущем академик и дважды Герой Социалистического Труда С.П. Королев и многие другие.

1. Начало «культурной революции»

Сразу после октябрьского переворота для управления духовной жизнью общества был создан наркомат просвещения во главе с Анатолием Васильевичем Луначарским . Это ведомство осуществляло контроль над образованием, политическим просвещением, театрами, библиотеками, искусством, и т.д. Через эту централизацию большевики пытались «воспитать» нового человека в духе марксизма. С другой стороны, беднейшие слои населения получили доступ к культурным ценностям. Русская интеллигенция раскололась на три ветви : одни активно не принимали большевизм, другие были его сторонниками, третьи заняли нейтральную позицию. С 1918 года большевики начали активно привлекать старую интеллигенцию к работе на новую власть.

2. Культура в 20-е годы

С 1922 года большевизм начал борьбу со всеми небольшевистскими течениями. Были закрыты газеты других партий, ограничен доступ к образованию выходцев из непролетарских сословий, начались гонения на религию. С 1922 года все печатные издания стали подвергаться цензуре. В августе 1922 года около 160 ведущих профессоров были высланы из СССР.

В 1919 году был принят декрет о ликвидации безграмотности . С этой целью создавались ликбезы , где учили читать и писать. В школах большое значение придавалось изучению марксизма. Преподавание истории до конца 20-х годов было запрещено.

Литературно-художественная жизнь начала 20-х годов отличалась большим количеством творческих течений. К концу 20-х годов все писатели, художники и музыканты были объединены в профессиональные союзы. Через эти союзы они получали зарплату и должны были прославлять советскую власть. Исключение из союза означало голодную смерть. Неугодных деятелей травили через газеты, запрещали издавать свои произведения, устраивать выставки.

Несмотря на идеологическое давление, в 20-е годы был снят фильм «Броненосец Потемкин » (реж. С. Эйзенштейн), началось творчество М. Булгакова .

3. Культура в 30-е годы

В 30-е годы началось коренное искоренение старой интеллигенции, которые слабо критиковали большевизм за его экономическую и идеологическую деятельность. Их увольняли с рабочих мест и ссылали в лагеря. Из библиотек изымались книги дореволюционных изданий, разрушались храмы. Официальным историком стал М. Покровский .

С 1930 года было введено всеобщее обязательное начальное образование . К 1939 году 89% населения страны умело читать и писать.

Большими тиражами публиковались произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Л. Толстого, А. Горького. Появились первые звуковые фильмы: «Чапаев » (реж. Братья Васильевы). В театре работали режиссеры К. Станиславский и В. Немирович-Данченко . Ведущими композиторами были Шестакович и Прокофьев , скульпторами - В. Мухина .

Революционные события раскололи интеллигенцию и творческих людей на тех, кто покинул родину, и тех, кто, приняв революцию, активно участвовал в создании новой культуры.

Одной из основных задач в построении нового общества была задача воспитания человека. В сентябре 1918 г. началась реорганизация системы народного образования. Была отменена плата за обучение, организована трудовая школа из двух ступеней со сроком обучения 5 лет и 4 года. В 1920 г. была создана чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности.

В 1930 г. было введено всеобщее начальное образование. Новая школа организовывалась на дореволюционных традициях. В сфере образования запрещались все эксперименты, оно проводилось на основе строгой дисциплины и расписания.

Изучали историю страны, гуманитарные и точные дисциплины. Учебники составлялись в соответствии с государственным стандартом. Декретами СНК и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 г. учреждена начальная школа (1-4-е классы), неполная средняя школа (1-7-е классы), средняя (1-10-е классы). Идеологическое руководство осуществляли опытные партработники и комсомольцы.

Техническая революция на производстве потребовала увеличения числа грамотных специалистов. В 1933-1937 гг. для повышения образовательного уровня работников были созданы системы рабочих школ и профессиональных курсов.

Открывались технические и сельскохозяйственные вузы, широкое распространение получило образование без отрыва от производства. Применялась практика получения образования молодежью, не имеющей начального образования, для дальнейшего обучения в вузах.

В 1925 г. из Ленинграда в Москву была переведена Академия наук СССР. В 1929 г. была учреждена Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук, которую возглавил Н.И. Вавилов. Отделения Академии наук создавались в союзных республиках и регионах РСФСР (создано более 850 НИИ).

Большое внимание партийное руководство уделяло оборонным отраслям производства и научным разработкам в этой области. В многочисленных конструкторских бюро и НИИ разрабатывались новые образцы танков (А.А. Морозов, М.И. Комкин, Ж.Я. Котин), самолетов (А.И. Туполев, С.В. Илюшин, Н.Н. Поликарпов, А.С. Яковлев), артиллерийских орудий, систем и минометов (В.Г. Грабин, Ф.Ф. Петров), стрелкового оружия (В.А. Дегтярев, Ф.В. Токарев). А.П. Александровым была создана уникальная защита кораблей ВМФ от магнитных волн.

Больших успехов достигли советские ученые, работавшие в фундаментальных и теоретических областях науки: физики - П.Л. Капица; атомного ядра - И.В. Курчатов, Г.Н. Флеров и др.; физики полупроводников - А.Ф. Иоффе.

В середине 30-х гг. в культуре СССР утвердился «большой стиль», характерный для стран с тоталитарным режимом. Основными его чертами стала масштабность, пышность, гиперболизированный оптимизм.

Главной задачей «большого стиля» было воздействие на мироощущение и поведение людей. Этот стиль должен был закрепить в сознании народа стабильность и силу советской власти. Он выражался в массовых шествиях, парадах и празднествах, где прославлялись достижения народа под руководством КПСС.

Была пересмотрена российская история, которая стала представляться как череда сплошных побед, преемницей которых стала партия коммунистов.

Особое внимание уделялось кинематографу. Плеядой талантливых режиссеров и актеров кино создавались произведения, которые сильнейшим образом воздействовали на сознание и поведение всего общества. Члены ЦК лично просматривали все новые фильмы и были их цензорами.

Новый союз писателей, живопись и скульптура находились под строжайшим надзором партии. Деятелям культуры предоставлялись исключительные блага, как и партийным лидерам; формировалась зависимость искусства от государства.

В 20-е годы главной задачей культурного развития стала задача ликвидации неграмотности. Декретом 1919 г. «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» вводилось обязательное обучение граждан в возрасте от 8 до 50 лет. К 1926 г. свою неграмотность ликвидировали 5 млн. человек. К концу 30-х гг. было введено обязательное начальное образование, а в городах – семилетнее. Для создания советской интеллигенции из рабочих и крестьян при институтах открывались рабочие фабрики. В высшем образовании с 1932 г. делается упор на качество и фундаментальность подготовки специалистов. Были восстановлены вступительные экзамены в Вузы, лекционный метод обучения. В 20-30 гг. советская наука добилась больших успехов: химики Лебедев и Губкин, физики Вавилов, Капица, Ландау и Курчатова. Деятели искусства встретили революцию. Часть старой интеллигенции подверглось репрессии и изгнанию. В 1922 г. большая группа деятелей культуры, среди них философы Бердяев, Булгаков, литераторы Осоргин, историк Мильгунов, были высланы из страны. В литературное искусство внедрялся метод социалистического реализма. Среди писателей выдвинулись Алексей Толстой, Шолохов, Твардовский. По-новому, раскрывая психологический конфликт, писали Бабель, Всеволод Иванов, Тринев. В этот же период раскрылся талант Сергея Есенина. В изобразительном искусстве возникают самые разные группировки со своими платформами, манифестами, системой изобразительных средств. Среди них ведущее место занимала ассоциация художников революционной России. Работы Грекова, Бродского, Чепцова раскрывали будни и героику социалистического строительства. Среди скульпторов выделялись работы Голубкиной, Матвеевой. Большой вклад в развитие культуры внес кинематограф. Были созданы такие фильмы, как «Чапаев» (Братья Васильевы), «Трилогия о Максиме» (Козинцев), «Мы из Кронштадта» (Зархи). Яркие образы в фильмах и спектаклях создавали артисты Жаров, Орлова, Олейников. Музыкальная жизнь страны связана с творчеством Прокофьева, Хачатуряна, Хренникова, Дунаевского, Кобалевского. Советская культура 20-х – 30-х гг. стала отражением социально-экономических и политических процессов, происходящих в стране.

Вариант 3

Культура СССР в 20 – 30 –е годы.

Одной из главных задач в области образования в послеоктябрьский период была задача ликвидации неграмотности (декрет о ликвидации безграмотности, 1919 г.; создание общества “Долой неграмотность”, 1923 г.; организация ликбезов, сети библиотек; реформирование образования - создание единой трудовой школы и т. д.). К началу 1930-х гг. была ликвидирована неграмотность, построено много новых школ, введено сначала всеобщее начальное, а затем - семилетнее образование. Школьная реформа 1930-х гг. была направлена на повышение уровня образования детей. Для подготовки квалифицированных кадров была расширена сеть вузов, рабфаков. Развитие науки, литературы, искусства находилось под жестким идеологическим (принцип классового характера культуры), а часто и административным контролем государства и партии. Призывы власти к достижению новых успехов в науке и искусстве, стремление привлечь научную и творческую интеллигенцию на свою сторону сочетались с административными методами управления, с высылкой из страны группы выдающихся ученых (1922). Многие деятели науки и культуры, не признавшие советскую власть, эмигрировали из страны. В стране были созданы Академия наук, ВАСХНИЛ и другие научные центры, образовано много научных институтов (научные достижения И. П. Павлова, К. Э. Циолковского, Н. Е. Жуковского, Н. И. Вавилова, В. И. Вернадского и др.). После революции были созданы новые организации в области культуры - Пролеткульт, Российская ассоциация пролетарских писателей и др. Борьба различных творческих групп, реалистов и авангардистов, в литературе и искусстве (можно дать характеристику творчества деятелей культуры разных направлений - литераторов, художников, архитекторов, музыкантов, представителей театра, кинематографа и др.). Утверждение в литературе и искусстве принципов социалистического реализма, тоталитаризм в области культуры обусловили прославление в художественных произведениях новых устоев жизни, парадность и пышность в ее изображении. Это оказывало большое влияние на массовое сознание. Представители всех областей культуры, вся советская художественная интеллигенция находились под прессом цензуры, в полной зависимости от существующего режима, который поощрял приближенных к власти, наказывал инакомыслящих (привести примеры сложных отношений интеллигенции и власти, трагических судеб многих представителей культуры). Особенно острый характер приняло противостояние власти и церкви (травля церковной интеллигенции, преследование патриарха Тихона и других церковных деятелей, разрушение храма Христа Спасителя в 1931 г. и т. д.).

СССР в конце 30-х гг.: внутреннее развитие, внешняя политика. (Билет 16)

Вариант 1

Характер общества, построенного в СССР к концу 30-х гг., определялся теми процессами, которые происходили в стране в послереволюционный период:
- утверждение тоталитарной системы, имевшей свои политические, экономические, духовные основания;
- проведение форсированной индустриализации, обеспечившей складывание в стране основ индустриального общества, развитой тяжелой промышленности ценой разорения сельского хозяйства, снижения жизненного уровня населения, отставания легкой промышленности и др.
- проведение сплошной коллективизации, превратившей СССР в страну колхозов и сопровождавшейся существенным снижением сельскохозяйственного производства - осуществление массовых репрессий, несколько волн которых (наиболее известен так называемый большой террор августа 1936 - конца 1938 г.) уничтожили руководящее звено партии, государства, армии, нанесли невосполнимый урон науке и культуре. Точное число жертв террора до сих пор не известно, но оно измеряется миллионами человек во всех социальных слоях и группах населения (см. билет № 11);
- изменение социального облика страны - очень быстрый рост рабочего класса, снижение численности крестьянства (не менее чем на 30%, несмотря на введение паспортной системы и запрет колхозникам уезжать из деревни без трудового договора с предприятием), увеличение численности партийно-государственной номенклатуры и качественное изменение ее состава (гибель старых кадров, преобладание молодых партийцев, выдвинувшихся на волне террора, рост численности заключенных, спецпереселенцев, людей, находящихся на поселении.
Конкретные направления внутренней политики СССР в конце 30-х гг. определялись обострением международной обстановки, нарастанием военной угрозы, особенно после 1 сентября 1939 г. (нападение фашистской Германии на Польшу, развязывание Второй мировой войны).
В этих условиях были предприняты дополнительные меры, направленные на жесткую централизацию управления и планирования, укрепление трудовой дисциплины, ускорение развития оборонной промышленности, усиление Красной Армии. Эти меры были также призваны преодолеть кризисные явления, нараставшие в конце 30-х гг. (снижение темпов промышленного развития, текучесть кадров, нехватка квалифицированной рабочей силы):
- особое внимание уделялось развитию топливно-энергетического комплекса (строительство новых гидроэлектростанций на Волге, Каме и др.; за кладка угольных шахт и рудников в Сибири, на Урале; освоение нефтеносного района между Волгой и Уралом);
- форсировалось строительство так называемых предприятий-дублеров на востоке страны (эти предприятия дублировали те, которые находились в европейской части СССР);
- строились и модернизировались железные дороги, автомобильные трассы и транспортные узлы;
- были резко увеличены затраты на оборонную промышленность и науку, начато серийное производство новых типов самолетов (Як-1, МиГ-3 и др.). созданы образцы танков (KB, T-34), артиллерийских установок типа «катюша»;
- было принято решение о переходе на семидневную рабочую неделю и восьмичасовой (с весны 1941 г. - одиннадцати-двенадцатичасовой) рабочий день, введены трудовые книжки, запрещен самовольный уход с предприятия, введена уголовная ответственность за нарушение трудовой дисциплины, выпуск некачественной продукции;
- была создана система профтехобразования для подготовки кадров для промышленности;
- была существенно увеличена численность Красной Армии, увеличены сроки службы рядового и младшего командного состава, призывной возраст установлен в 18 лет (ранее - 21 год), принят закон «О всеобщей воинской повинности», осуществлена реорганизация наркомата обороны, необходимость которой выявила неудачная для СССР зимняя война с Финляндией 1939-1940 гг.
О внешней политике СССР в конце 30-х гг. Подводя итоги, отметим: СССР готовился к отражению военной агрессии. Но первые дни и месяцы Великой Отечественной войны показали, что руководством страны были допущены серьезные военно-стратегические ошибки. Репрессии обезглавили армию, лишили ее опытных военачальников и офицеров. Документы показывают, что в начале войны лишь 7% офицеров имели высшее военное образование. Военная доктрина не учитывала особенностей современной механизированной войны и исходила из известного идеологического постулата о «переносе войны на территорию противника» и о «победе малой кровью». Неверно было определено направление главного удара гитлеровской армии. Генштаб справедливо полагал, что главным станет смоленско-московское направление, И. В. Сталин был уверен, что главный удар фашисты нанесут по Украине. Сталин упорно отказывался верить информации разведки о готовящемся нападении Германии. Трагически высокая цена этих ошибок определилась в начальный период Великой Отечественной войны.

Похожие публикации