Анализ главы сибирь за далью даль. Твардовский А.Т

В "Автобиографии" Твардовский называет эту поэму (За Далью-Даль)"книгой", указывая на ее жанровое своеобразие и свободу, и считает ее главной работой 50-х годов.

Поэма датирована 1950-1960 годами. Источником поэмы были впечатления от поездки поэта в Сибирь и на Дальний Восток, с чем связана форма "путевого дневника". Тиражи изданий поэмы занимают второе место после "Василия Теркина".

Вся первая глава насыщена памятью войны, "мук" народа на его исторической дороге, а дальше в поэме возникает
память и о других пережитых народом муках.Мысли о войне в Корее рождают в памяти картины Великой Отечественной войны.Сцена встречи с другом детства (тот, реабилитированный, возвращается домой) позволяет нам увидеть переживания героя. Друг обрисован как более добрый, умный и талантливый, чем сам герой.Волга становится в глазах лирического героя символом истории русского народа, вызывает гордость. Лирический герой поэмы связан с народом.В поэзии Твардовского поражает простота и красота звучания стиха. Не случайно Твардовскому за эту поэму в 1961 году была присуждена Ленинская премия. Фабула поэмы развивается как бы стихийно, самопроизвольно (дорожные впечатления, наблюдения, раз ышления, случайные встречи, воспоминания, ассоциации). Но эта внешняя свобода от композиционно - сюжетных норм подчинена глубоко продуманной логике главной авторской задачи: запечатлеть реальный облик дня сегод­няшнего, понять его глубинное содержание, его историческую закономерность и связи.

Таковы два "уровня" художественной структуры поэмы. Оба они соединены лирическим героем (он же - автор-повествователь), от имени которого и идет рассказ о путе­шествии. Его образ организует сюжет, развертывающийся в двух планах: в пространстве и во времени.

Оба эти плана проявляются в сюжете также на двух уровнях. Они и конкретны (путь от Москвы до Владивостока, совершающийся в течение десяти суток). Они и историчны, ибо размышления лирического героя, в силу возникающих ассоциаций, воспоминаний, захватывают многие простран­ственно - временные горизонты, выходящие за рамки конкретных дорожных ситуаций. Причем каждый географи­ческий рубеж пути дает определенную направленность этим размышлениям, которые сюжетно раскрываются в трех основных аспектах художественного времени: настоящее - прошедшее - будущее. Память недавней войны истори­чески "скрепляет" разнообразие дорожных впечатлений. Возникают и воспоминания далекого детства.

Настоящий расцвет личности, ее внутренней свободы, досто­инства, ответственности, характерный для оттепели, обусло­вил особенности поэмы А. Твардовского «За далью-даль» (1950-1960). Исследователь А. Македонов определил это произ­ведение А. Твардовского как поэму смены эпох, поиска истины. Здесь автор стремится понять и сказать всю правду «о времени и о себе», не перекладывая трудных решений на чьи-либо дру­гие плечи. По сравнению с предшествующими произведениями в поэме «За далью – даль» еще более усиливается лирическое начало, которое становится определяющим, структурообразую­щим. Все изображенное в произведении показано глазами лири­ческого героя, дано сквозь призму его восприятия, его пережи­вания, осмыслено им. Так эпическая по своей сути поэзия Твардовского, обращенная к переломным историческим пери­одам в судьбе народа, обогащается открыто выраженным лири­ческим пафосом и глубиной философского размышления о больных проблемах века, о своем жизненном пути.

Твардовскому «есть, что видеть, есть, что петь». И верно, он «поет» об обновленной стране, о стойкости, созидательной активности, «молодеческом резоне» народа-труженика. В главах «Семь тысяч рек», «Огни Сибири» активно используется лекси­ка и эпитеты высокого стиля («древо», «державный», «краса»), метафоры («семь тысяч рек», «единая семья», «кузница держа­вы», «Млечный путь», «огни Сибири»), фольклорные образы («матушка Волга», «батюшка Урал»). В главе «На Ангаре» описа­ние перекрытия реки разворачивается в картину праздника тру­да, победы человека в трудной борьбе со стихией и переходит в открытое авторское размышление о самом дорогом:

Ты здесь – венец красы земной,

Моя опора и защита И песнь моя –

Народ родной!

В этих главах, выражающих самые искренние чувства поэта, его благодарность родине за счастье быть с ней на ее трудном пути, автор порой бывает многословным и велеречивым (дума­ется, Твардовский с его удивительным чувством правды и не­приятием всякого рода украшательства сознавал это и сам, ког­да просил сотрудников редакции посмотреть завершенные гла­вы еще и еще раз: «По-моему, я в них воспарил»). С другой стороны, этот утверждающий пафос связан, думается, со стремлением поэта не дать усомниться в том действительно ценном, что было создано трудом народа за годы Советской власти.

Наибольшей художественной силой обладают главы про­изведения, в которых автор не «поет», а размышляет, где преобладает пафос анализа и самоанализа. Такой настрой за­дает избранный писателем жанр книги. Первые публикации отрывков из нее шли с подзаголовком «Из путевого дневни­ка». Здесь точно определены особенности произведения, связь его повествовательного сюжета (путешествие в про­странстве – через всю страну и во времени – из настоящего в прошлое и будущее) и сюжета лирико-психологического. В дневник заносится то, что человеку особенно дорого, что важно лично для него, и это придает произведению испове­дальный характер, усиливает эффект подлинности, достовер­ности всего, о чем идет речь в поэме. Дневник необходим и для того, чтобы понять самого себя, вызвать себя на беспо­щадный суд совести, «немую боль в слова облечь». Особую роль в этом «путешествии за правдой» (вспомним традицион­ный фольклорный сюжет) играют главы «С самим собой», «Друг детства», «Так это было».

Нет, жизнь меня не обделила,

Добром своим не обошла.

Всего с лихвой дано мне было В дорогу – света и тепла…

Чтоб жил и был всегда с народом,

Чтоб ведал все, что станет с ним,

Не обошла тридцатым годом.

И сорок первым.

Твардовский мыслит себя частью народа, он не представля­ет свою жизнь вне судьбы общей, и это придает характеру ли­рического героя черты эпические. Вот почему «я» в поэме Твар­довского постоянно сочетается с «мы». Но это не лишает авто­ра возможности и необходимости быть «за все в ответе – до конца».

Просто, искренне и мужественно, стремясь понять, а не осудить, приступает Твардовский к самому важному и трудно­му – размышлению о пути, пройденном страной после рево­люции, о своем понимании сталинской эпохи.

Так это было: четверть века Призывом к бою и труду Звучало имя человека Со словом Родина в ряду…

Мы звали – станем ли лукавить? –

Его отцом в стране-семье.

Тут ни убавить,

Ни прибавить, –

Так это было на земле.

Два лица выделены в этой главе из коллективного портрета современников, две отзывающиеся мучительной болью в душе лирического героя судьбы. Один – «друг пастушеского детства и трудных юношеских дней», перед которым лирический герой чувствует свою неизбывную вину (подробнее об этом поэт рас­скажет в главе «Друг детства»). С ним входит в главу образ «зре­лой памяти», от сурового лица которой никуда не деться, «да нам с тобой и не пристало». Второй герой, точнее, героиня – тетка Дарья из родной смоленской деревни,

С ее терпеньем безнадежным,

С ее избою без сеней,

И трудоднем пустопорожним,

И трудоночью – не полней…

Со всей бедой – войной вчерашней И тяжкой нынешней бедой…

Тетка Дарья – олицетворение совести народной, мнения народного, которое поэт ценит превыше всего и которое не позволит покривить душой, отступить от правды.

Глава «Так это было» имела для А. Твардовского принципи­альное значение. Вот слова поэта в передаче В.Лакшина: «Мне важно было написать это… Я должен был освободиться от того времени, когда сам исповедовал натуральный культ». О драме прозрения Твардовского размышлял и Ф.Абрамов: «Интелли­гент, крестьянин, да к тому же еще пострадавший от коллек­тивизации, правоверный коммунист, который все искренно оправдывал во имя революции… И силы ему давала вера, кото­рая сильнее была в нем, чем в других. Но так было, пока не по­шатнулась вера в Сталина, пока не грянул XX съезд… Вся пос­левоенная история – это раскрепощение».

Если уж писать о своем путешествии,

то писать так, как в свое время

писал «Путешествие» Радищев.

Материал к урокам по поэме А. Твардовского «За далью – даль».

Урок первый.

  1. Творческая история поэмы «За далью – даль». Замысел и его осуществление. Своеобразие жанра поэмы.
  2. О себе. Автобиографические мотивы в поэме. Исповедальный характер повествования.

Главы «В дороге», «Две дали», «Литературный разговор», «С самим собой», «До новой дали».

Урок второй.

  1. Волга, Урал, Сибирь – художественное открытие Твардовского.
  2. Пейзажи Твардовского.
  3. «Народ в лицах». Главы «За далью – даль», «Фронт и тыл», «Две дали», «Огни Сибири», «Москва в пути», «На Ангаре».

Урок третий.

1. Трагические страницы истории Отечества, их отражение в поэме «За далью – даль».

2.Я жил, я был – за все на свете Я отвечаю головой.

3.«Так песня спелась» Обобщение по теме. Главы «Друг детства», «Так это было», «До новой дали».

Первый урок.

  1. Работа над поэмой шла с перерывами в течение 10 лет (1950-1960). «Страшно подумать, — писал Твардовский, — что на нее в сущности ушло 10 лет. Правда, было и кое-что другое в эти 10 лет, но все же – это главное». 1950-1960. Что это за годы в судьбе поэта? Первое послевоенное десятилетие было трудным для него. Сказывалась усталость, нажитая на войне; ему пришлось пережить массированный удар критиков за книгу прозы «Родина и чужбина» (1948), а в 1953 году – снятие с поста главного редактора «Нового мира» за «неправильную линию в области литературы», «за идейно порочную» поэму «Теркин на том свете» — она характеризовалась как «пасквиль на советскую действительность». До 1956 года на Твардовском висело клеймо «кулацкий сынок». «Трудный мой год, — записывает поэт 20 сентября 1954 года. – Подводя грустные итоги, можно отметить, что я понес поражение «по всем трем» линиям: журнал, поэма, личное дело в райкоме. Целый этап жизни окончился решительно и нужно начинать другой, а душевных сил мало». Поэт остро переживает свой творческий кризис. Приходили мысли, что он как поэт кончился, исписался. Росло чувство неудовлетворенности написанным: «Все идет безлюбовно: какая-то монотонность стиха, необязательность слов, выстроенных уже в известные ряды, абсолютная безусловность и обязательность стихотворной речи». Он понимает, что ритм стиха «может одушевить только свежая поэтическая мысль». О горьких минутах своей творческой жизни он пишет в главе «В дороге», сравнивая себя с «тем солдатом, что от полка отстал случайно на походе».
  2. «Надо что-то предпринимать, нужно ехать, нужно слышать, нужно дышать, нужно видеть, нужно жить». «Мне по природе моей – необходима свежесть впечатлений, недодуманность картин, ситуации, встреча с новыми людьми, какого-то воздуха времени. Иначе начинаю буксовать». Поездки, дорогу он воспринимает как спасительное лекарство.

Изведав горькую тревогу.

В беде уверившись вполне,

Я в эту бросился дорогу.

Я знал, она поможет мне.

Она трясет и бьет,

А — лечит.

И старит нас,

А – молодит.

В апреле 1948 года Твардовский совершил свою первую поездку на Урал, в 1949 году – в Сибирь. Лето 1956 – вторая поездка в Сибирь – в Иркутск, Братск. Лето 1959 – поездка на Дальний Восток, к Тихому океану. Впечатления от этих разных путешествий по стране и составили сюжетную основу «путевого дневника».

  1. Мысль о поэме, которая не получила еще своего названия «За далью – даль», пришла Твардовскому в 1949 году. Поэт вспоминал: «Как-то раз при переезде через Амур возле Комсомольска – на — Амуре я впервые подумал, что мог бы написать поэму со свободным, ничем не стесненным и ничем не ограниченным сюжетом, в которую втоптал бы все свои нынешние, прежние и, возможно, будущие впечатления от поездок. Мысль эта мелькнула у меня как раз на мосту через Амур, и я даже схватил какие-то строчки, которые потом и легли в стихотворение «Мост». А. Кондратович так комментирует это признание поэта: такое «мгновение – не сущий пустяк, а событие, как бы венчающее большую внутреннюю работу к приступу, началу самой работы над произведением. Работу огромную, до времени потаенную, невидимую и даже не всегда сознаваемую самим поэтом». Твардовскому понадобилось еще два года, пока началось осуществление замысла нового крупного произведения, пока к поэту не пришла уверенность: «Есть тема, не выдуманная от желания писать стихи, а та, от которой деваться некуда, если не одолеть ее; есть сердце, не огражденное мелочным себялюбием от других сердец, а открыто обращенное к ним; наконец, желание думать и додумывать для себя до конца, до полной уверенности то, что кажется уже достаточно обдуманным другими, готовым (готового ничего нет в области мысли) – все с самого начала проверить».
  2. Внимание на то, что в собрании своих сочинений Твардовский не назвал поэму «За далью – даль» книгой, как это было с «Василием Теркиным», или «лирической хроникой», как это случилось с «Домом у дороги». Подзаголовок «Из путевого дневника» значился лишь в первых публикациях поэмы, а затем был автором снят, хотя в самом ее тексте встречаются определения: «дорожная тетрадь», «дневник дорожный», «мой дневник», на страницах которого был отражен общий контур сюжета: А сколько дел, событий, судеб, Людских печалей и побед Вместилось в эти десять суток, Что обратились в десять лет! Сам Твардовский считает свою поэму «лирической летописью этих годов». Что горько мне, что тяжко было И что внушало прибыль сил, С чем жизнь справляться торопила – Я все сюда и заносил. Поэт решительно отказывается от общепринятых литературно-повествовательных канонов и в своих записях так определяет принцип новой формы, найденной еще в пору работы над «Василием Теркиным»: «Повесть не повесть, дневник не дневник, а нечто такое, в чем явятся три-четыре слоя разнообразных впечатлений. Чего-чего не вспомнить, не скрестить и не увязать при таком плане! Дело только в том, чтоб, говоря, как будто про себя, говорить очень не «про себя», а про самое главное». В пору работы над новой поэмой поэт записывает 15 января 1955 года: «Надо двигать «Дали». Безумно было отказаться от такой свободной формы, уже найденной и уже принятой читателем». 6 апреля того же года сделана другая запись: «Я уверился и убедился, что у меня есть «хомут» — большая и единственная покамест работа – мои «Дали», которые требуют всех моих сил сейчас. И безумием было бы отказаться от этой формы, дающей такой простор и необязательность речи».
  3. В поэме «За далью – даль», хотя и нет главы «О себе» (как в «Василии Теркине»), автор с подкупающей искренностью поверяет читателю всю сложность своей писательской судьбы, ответственность своего художнического долга. По словам С.Я. Маршака, «эта поэма – своего рода записки современника». А. Турков называет поэму Твардовского «лирическим дневником», который представляет интерес как «исповедь сына века». В своей исповеди Твардовский говорит об истоках, о своей судьбе и судьбе своего поколения. Я счастлив тем, что я оттуда, Из той зимы, из той избы. И счастлив тем, что я не чудо Особой, избранной судьбы. Мы все – почти что поголовно – Оттуда люди, от земли. В главах «В дороге», «Две дали», «Фронт и тыл», «До новой дали» больше автобиографического, личного, сокровенного. В них история преломляется в каких-то частностях, которые рождаются в воспоминаниях автора:

Не молкнет память жизни бедной,

Обидной, горькой и глухой.

Я вижу отчий край смоленский…

Волненью давнему парнишки

Доступна полностью душа,

Как вспомню запах первой книжки

И самый вкус карандаша…

И что ж такого, что с годами

Я к той поре глухим не стал

И все взыскательнее память

К началу всех моих начал!

Второй урок.

«За далью – даль» представляет собой широкое эпическое полотно. Здесь воспоминания и размышления автора сочетаются с дорожными впечатлениями, с картинами, мелькающими за окном вагона. Москва – Дальний Восток – таков маршрут путешествия, в которое отправляется поэт. Заволжье, Зауралье, Забайкалье – путешественник как бы заново открывает для себя дали, эти края родины. В главах эпического плана: «За далью – даль», «Семь тысяч рек», «Две кузницы», «Огни Сибири», «На Ангаре», «К концу дороги» — воссоздается «державный образ Родины». Образ далей, их пространственный и временной характер, варьируясь и обогащаясь, получает в поэме «За далью – даль» все новое и новое звучание. «Окрестный мир земли обширной» живет здесь в многочисленных поэтических зарисовках, передающих ощущение необъятности страны, ее неоглядных далей.

Пейзажи Твардовского. Они впечатляют богатством и разнообразием своего изобразительного ряда. При всей лаконичности их картинный план пластичен и выразителен. Примером может служить волжский пейзаж, занимающий в тексте всего две строки:

Мы видим плес ее широкий

В разрыве поля на пути.

Само слово «плес» означает «широкое водное пространство». Именно так оно толкуется в словаре Ожегова, где в качестве примера приводится: «Верхний плес Волги». У большого поэта слово, попадая в стихотворный контекст, активизируется, приобретает вдруг значение, не учтенное ни в каком словаре. Определение «широкий» — не только значимая деталь, выделяющая волжский плес из ряда других. Значительно его эмоциональное наполнение. Именно «плес широкий» поражает воображение людей, которые видят Волгу впервые, хотя и наслышаны о ней. К восприятию нарисованной поэтом картины читатель подготовлен волнующим моментом ожидания пассажирами встречи с Волгой. С него начинается глава «Семь тысяч рек». Отметим: сцена «Первая встреча с Волгой» подчеркнуто камерного плана. В вагоне рано утром «слово первое о Волге Негромко кто-то произнес».

Уже вблизи была она.

И пыл волненья необычный

Всех сразу сблизил меж собой.

И мы стоим с майором в паре,

Припав к стеклу, плечо в плечо.

Обращает на себя внимание трижды повторенное восклицание: «Она!» повтор здесь эмоционально и эстетически оправдан. Поставленное каждый раз в отдельную строку, это местоимение помогает почувствовать волнение людей, увидевших впервые Волгу, помогает раскрыть многозначность картины, созвучной высокому образу Родины. Взгляд Твардовского масштабный, «всеохватный». Поэт мыслит образами один другого грандиознее.

Она привычно, величаво

Свой древний совершала путь

В ней смотрелось пол России.

Что Волга – это середина

Земли родной.

С.Я. Маршак приводит в своей книге «Ради жизни на земле» короткий фрагмент из главы о Волге и замечает: «По одному этому отрывку видно, как послушно служат автору его ямбы на протяжении всей поэмы. То они звучат спокойно — повествовательно, то полны лирического волнения, то наливаются энергией».

Приметливым взглядом поэта схвачена еще одна картина:

Стожок подщипанный сенца,

Колодец, будка путевая.

Этот этюд в другой тональности, элегической. Увиденное из окна вагона наполнило «до краев» душу автора «теплом восторга и печали». Слово «стожок» встретится через несколько строк еще раз: этот образ оживил в памяти поэта другую даль, «отчий край смоленский».

Рядом с этой акварелью – суровый уральский пейзаж, тоже выполненный лаконично, на одной – двух деталях: «громоздились из земли Пласты породы, как торосы». Здесь в создании образа главную роль играет сравнение.

В пейзажах Твардовского доминируют укрупненные образы: «Волга – матушка», «Батюшка Урал», «звездная Сибирь». Автор прибегает к метафоре, гиперболе: в Волгу «смотрелось пол – России», «огни Сибири». Эти образы важны не сами по себе. Они позволили поэту сказать о масштабах дел русского народа, «подвижника и героя».

Великолепно передано ощущение Сибири, ее просторов, ее величия.

Сибирь! И лег и встал – и снова

Вдоль полотна пути – Сибирь.

Ученики убеждаются, что эти строки, состоящие из коротких слов, невозможно прочитать быстро, скороговоркой. Тон здесь задет слово «Сибирь». Поставленное в синтаксический контекст с выразительным тире, определяющее замедленное его звучание. Повествование о Сибири строится на смысловых и эмоциональных контрастах.

Как свист пурги – Сибирь, —

Звучит и ныне это слово.

Звукопись, фонетическая оркестровка стиха, сравнение по-своему романтизирует этот образ. Романтическая приподнятость чувствуется и в словах «огни Сибири», которые «текут», «бегут», «лучатся» « с нерассказанной красой». А рядом с этим – другие образы, другие слова: «угрюмые зоны», «недоброй славы край глухой».

Всматриваясь в дорожную даль, в мелькающие за окном огни, Твардовский думает о людях «нелегкого труда», которые обживали эти суровые края.

А что там – в каждом поселенье

И кем основана она

Издалека вели сюда

Кого приказ,

Кого заслуга,

Кого мечта,

Какой емкостью отличается эта мысль! В четырех последних коротких строчках – чуть ли не вся история Сибири, ее прошлое и настоящее.

Чувством глубокой горечи окрашены размышления поэта о судьбе самой Сибири.

Необходимо отметить еще одну особенность пейзажей Твардовского. Для него природа – воплощение Прекрасного в жизни. Сильнее всего этот мотив выявлен в главе «На Ангаре». В предварительном комментарии к ней нужно подчеркнуть, что Твардовский был очевидцем главного события, отраженного в поэме, — перекрытия Ангары и писал о нем по живому впечатлению. Это обстоятельство поэт считал важным. Впечатление от увиденного было настолько сильным, что этому событию Твардовский посвятил прозаическое описание «Порог Падун», стихотворение «Разговор с Падуном», написанное почти одновременно с главой «На Ангаре». По стилю этих произведений мы можем судить, во власти каких чувств находился поэт, говоря о могучей силе Падуна.

Твардовский был покорен природой Забайкалья, украшением которой была горная река Ангара. Поэт любуется природной силой Ангары, стремительным движением, прозрачностью ее вод.

Река, стесненная помалу,

Крушила берег насыпной,

Всю прибыль мощных вод Байкала

В резерве чуя за собой.

Такой увидел Ангару Твардовский. Его стих поражает своим энергичным ритмом, имитирующим вольный бег горной реки. Динамичность описания, экспрессивная выразительность образа достигаются нагнетанием глаголов, энергия которых дает почувствовать ее дикий нрав и коварство. Чувствуется, что стихи эти писались с удовольствием, радостью. Так оно и было. Глава «На Ангаре» включает в себя серию микро эпизодов, которые носят не только и не столько описательный характер. Главные фигуры этих эпизодов – люди искусства: «оператор с кино вышки», член Союза художников, сам поэт. За внешне иронической интонацией, с какой говорится о каждом из этих персонажей, угадывается серьезная мысль о возможностях и роли искусства в постижении быстротекущей жизни. Так, в одной из сцен речь идет о художнике, который хотел

У Ангары своею кистью

Перехватить ее красы.

Жизнь утверждала новые пейзажи – с плотинами, эстакадами, мостами, тоннелями. «И есть, что видеть, есть, что петь», — говорил поэт в главе «С самим собой». И его стихам не чужда патетика: в финале главы «На Ангаре» поэт написал впечатляющую картину «Заря на Ангаре». Но патетическое начало не исчерпывало палитры изображения жизни Твардовским. Этому есть свое объяснение: оно в особенности его мировосприятия.

К радостям, вызванным преобразованием Сибири, примешалось чувство горечи от тех потерь, которые несла сибирская природа. Поэт с болью писал о них. Мысль Твардовского об исчезающих красотах угнетала поэта. В 1959 году, накануне завершения строительства Братской ГЭС, он снова побывал на Ангаре.

Народ, собирательный, многоликий образ, в поэме «За далью – даль» персонифицирован. По тому, как представлен каждый персонаж, чувствуется отношение к нему автора. Многие только упомянуты: кто с симпатией, кто с иронией. Герои в отдельных и персональных сценах.

Выразителен, например, эпизод «Первая встреча с Волгой», с которого начинается глава «Семь тысяч рек». Она представляет героев с лучшей стороны, раскрывает их великодушие, душевную тонкость. Печать значительности сказанного о великой русской реке ляжет и на оценку конкретной человеческой судьбы: «Он, мой сосед, под Сталинградом За эту Волгу воевал». В главе «Фронт и тыл» Твардовский покажет майора в новой ситуации, в «крутом споре» на тему: фронт и тыл. Ему дана не одна реплика, а целый монолог, который «с пристрастием слушали». Прошедший на войне путь «от солдата до комбата», майор был убедителен в разговоре на острую тему.

Глава о молодоженах. Здесь выражен чисто психологический аспект темы «молодоженов», которые держатся в вагоне особняком. Взгляд со стороны так естественен в этой ситуации. Он и определил необычность мизансцены, в которой предстали юные герои. Она романтична по своему звучанию.

И только держатся особо,

Друг другом заняты вполне, —

Выпускники, наверно, оба –

Молодожены в стороне.

Стихи согреты теплотой, сердечностью, они поистине вдохновенны. «Супруги юные» — главные герои и главы «Москва в пути». Ее тональность определяет лирическое отступление о молодости, ее долге и ответственности «за все, чем в мире жизнь красна». С авторскими словами перекликается монолог молодого супруга. Поэтически значительна концовка главы «Москва в пути», где ненавязчиво звучит тема «отцов и детей». Здесь элегические мотивы соседствуют с патетикой, светлые воспоминания о минувшей юности – с мыслью, в которой спутники утвердились после встречи с юной парой:

Полна, красна земля родная

Людьми надежных душ и рук.

Это убеждение определяет пафос не только главы «Москва в пути», но и таких, как «Две кузницы», «Огни Сибири». Время требовало героических характеров. И Твардовский находил их на новостройках. Он показывал своих героев во весь рост в крупном событии – перекрытии Ангары.

Третий урок.

«В моем представлении, — писал К. Симонов, — «За далью – даль» — это много лет жизни, прожитых и обдуманных, отданных поэтом на суд читателю» эти слова перекликаются с теми признаниями Твардовского, которые мы найдем на страницах его поэмы:

Я видел, может быть, полсвета

И вслед за веком жить спешил

Я жил со всеми наравне.

Психологический портрет Твардовского дорисовывает еще одно его признание:

Еще и впредь мне будет трудно,

Но чтобы страшно –

Глава «Так это было» занимает в поэме особое место. Писалась она трудно, с большими перерывами. По дневниковым записям поэта можно судить о том, какой труд стоял за каждым ее словом. Начало работы было связано с потрясением, вызванным смертью Сталина в марте 1953 года. Судя по названию, главным эпизодом задуманной «сталинской главы» должна быть встреча Смерти со Сталиным. Новая редакция главы подготовлена к началу 1960 года. Она имела название – «Письмо с дороги». 27 января 1960 года поэт записывает: «Вчерне скруглил сегодня «Письмо с дороги».

В 1956 году прошел ХХ съезд КПСС, развенчавший культ личности Сталина, но вся правда об этом историческом явлении не была сказана до конца. Это заставило Твардовского обратиться с письмом к Н. С. Хрущеву (4 февраля 1960 года). Поэт просил руководителя партии познакомиться с главой «Так это было», «ключевой, решающей» главой законченной книги. В письме, в частности, говорилось: «Если бы все, в чем нуждается душа человека, можно было бы сказать в докладах и решениях, не было бы необходимости искусства, поэзии».

Рядом с этими словами можно поставить строки из поэмы «Василий Теркин»:

Не прожить наверняка –

Без чего? Без правды сущей,

Правды, прямо в душу бьющей,

Да была б она погуще,

Как бы ни была горька.

Поэт не только выносит в заглавие эти слова «Так это было», но и повторяет их снова. Это рефрен. Глава «Так это было» написана не бесстрастным летописцем, а поэтом-гражданином, который чувствует свою сопричастность времени. Стихотворный текст звучит взволнованно, с повышенной эмоциональностью. Свое видение времени Твардовский проявляет и в осмыслении конкретной человеческой личности, вспоминая свой смоленский край. Говорит о судьбе простой русской крестьянки – тетки Дарьи (это реальная фигура; Дарья Ивановна – соседка Твардовских по Загорью, поэт ее хорошо знал). Она единственная из всех персонажей названа по имени. С теткой Дарьей поэт сверяет свои мысли и дела. Она для него – воплощение совести, правды и справедливости. Тетка Дарья – художественное открытие Твардовского.

Последняя глава поэмы – откровенный разговор поэта с читателем. Вопрос риторичности..

А потому и в книге этой –

Признаться, правды не тая, —

Того-другого – званья нету,

Всего героев –

Да мы с тобой.

Так песня спелась.

Но, может, в ней отозвались

Хоть как-нибудь наш труд, и мысль,

И наша молодость, и зрелость,

И эта даль,

И эта близь?

Посредством анафоры передается емкость содержащейся в этом вопросе мысли.

Сочинение

Поэма «За далью - даль», за которую А.Т. Твардовскому в 1961 году была присуждена Ленинская премия, является одним из центральных произведений зрелого творчества А.Т. Твардовского. Она состоит из 15 небольших глав.

Основной мотив поэмы - мотив дороги. Лирический герой отправляется на поезде в путь по просторам родной страны. В самом начале произведения мы узнаем, что этот путь через Урал и Сибирь он задумал давно. Лирический герой вспоминает войну, разруху и хочет посмотреть на новую, отстроившуюся за мирные годы страну.

Путешествие дает возможность лирическому герою посмотреть новые места, ощутить чувство сопричастности с другими людьми, пробуждает творческое вдохновение. Характерной особенностью поэмы является присутствие иронической интонации. «Преодолел, взошел на гору И отовсюду виден стал. Когда он всеми шумно встречен, Самим Фадеевым отмечен, Пшеном в избытке обеспечен, Друзьями в классики намечен, Почти уже увековечен», - так пишет А.Т. Твардовский о своем лирическом герое. Достигнув славы, человек не должен оторваться от реальности, от общения, от развивающейся жизни. Герой поэмы признается, что край, где нет его, ощущает как потерю. Он торопится жить, стремится везде поспеть. Путешествие в пространстве становится мощным стимулом для воспоминаний - путешествий во времени.

Первым крупным событием поездки становится встреча с Волг ой: « - Она! - И справа, недалёко, Моста не видя впереди, Мы видим плес её широкий В разрыве поля на пути». Волгу русский человек воспринимает не только как реку. Это одновременно и символ всей России, ее природных богатств и просторов. А.Т. Твардовский не раз подчеркивает это, описывая радостное волнение героя и его попутчиков при встрече с матерью русских рек. В Волгу издавна смотрятся кремлевские стены, главы и кресты соборов и обычные деревеньки. Даже растворившись в океанских водах, Волга несет в себе «земли родимой отраженье». Патриотическое чувство лирического героя переносит его в памятные военные годы, тем более что его сосед по купе воевал за эту Волгу под Сталинградом. Таким образом, любуясь видом на реку, герой поэмы восхищается не только природными красотами русской земли, но и мужеством ее защитников.

Воспоминания переносят лирического героя на его малую родину - в Загорье. Память детства характеризует жизнь в этом краю как скудную, негромкую, небогатую. Символом тяжелого, но честного и нужного людям труда в поэме становится образ кузницы, которая стала для молодого человека своеобразной «академией наук».

В кузнице «рождалось все, чем пашут ниву, Корчуют лес и рубят дом». Здесь же велись интересные разговоры, из которых складывались первые представления героя о мире. Через много лет он видит «кувалду главную Урала» в работе и вспоминает родную, с детства знакомую деревенскую кузницу. При помощи сопоставления двух художественных образов автор соотносит тему малой родины с разговорами о судьбе всей державы. Композиционное пространство главы «Две кузницы» при этом расширяется, а поэтические строки достигают максимального эффекта художественного обобщения. Образ Урала заметно укрупняется. Ярче воспринимается роль этого региона в индустриализации страны: «Урал! Опорный край державы, Её добытчик и кузнец, Ровесник древней нашей славы И славы нынешней творец».

Галерею областей и регионов родной земли продолжает Сибирь. А лирический герой вновь погружается в воспоминания о войне, о детстве, затем разглядывает с интересом своих попутчиков. Отдельные строки поэмы обращены к соратникам по перу, псевдописателям, которые, не вникая в суть событий, пишут по заказу производственные романы по одной и той же основной сюжетной схеме: «Глядишь, роман, и все в порядке: Показан метод новой кладки, Отсталый зам, растущий пред И в коммунизм идущий дед». Твардовский выступает против упрощений в литературном труде. Он призывает не подменять изображение подлинной действительности дежурными схемами и шаблонами. И вдруг монолог лирического героя прерывается неожиданным возгласом. Оказывается вместе с поэтом в том же купе едет его редактор, который заявляет: «И н свет ты выйдешь, как картинка, Какой задумал я тебя». Этот комический сюжетный ход помогает автору поднять наболевшую для него проблему. Ведь сам А.Т. Твардовский, как известно, был не только поэтом, но и долгое время возглавлял один из лучших советских журналов - «Новый мир». Па проблему взаимоотношений автора и редактора он имел возможность посмотреть с обеих сторон. В итоге выясняется, что редактор только привиделся поэту, словно «сон дурной».

Сибирь в восприятии автора предстает пустынным краем, овеянным «дремучестью суровой». Это «недоброй славы край глухой», «глухомань вековечная». Глядя на огни Сибири, лирический герой рассуждает о том, как «издалека вели сюда Кого приказ, Кого заслуга, кого мечта, Кого беда...».

В тайге на станции Тайшет лирический герой встречает старого друга. Когда-то жизнь разлучила этих двух людей. Их мимолетная встреча на станции становится определенным символом необратимости бега времени и жизни человеческой. Едва повстречавшись, герои вновь расстаются и разъезжаются в разные стороны огромной страны.

Вагонные споры, картины дорожного быта создают в поэме необходимый фон, на котором автор пытается поставить самые злободневные вопросы эпохи. Он рассуждает о карьеризме и призывает молодежь осваивать необжитую землю. Примером такого подвижнического поступка становится судьба молодой пары, которая по зову сердца едет из Москвы работать в Сибирь. Далее, подчеркивая масштабность и грандиозность проектов освоения Сибири, Твардовский рассказывает о строительстве гидростанции на Ангаре.

В финале поэмы лирический герой привозит свой поклон Владивостоку от матушки Москвы, от Волги-матушки, от батюшки Урала, от Байкала, от Ангары и от всей Сибири. Повторы и уменьшительно-ласкательные суффиксы придают строфе фольклорное звучание. Поэт признается в любви к родине, к народу и прощается с читателем до новой встречи. Автору удалось воплотить в поэме свой грандиозный замысел: представить обобщенный портрет родной земли и передать подвижнический дух эпохи «оттепели», размах индустриальных планов и широту души русского человека.

Похожие публикации