Автомобили шутинг-брейк – уникальный класс с яркими примерами. Shooting brake

Shooting brake – это весьма неоднозначный тип автомобильного кузова, который возник в XIX столетии, но сейчас в него вкладывается совершенно иной смысл.

Фото: Rolls-Royce Silver Ghost Shooting Brake
(1910 год)

Первоначально кузов типа Shooting brake создавался исключительно для охоты, а также транспортировки как непосредственно охотников, так и их оборудования, вооружения и добычи.

Сегодня определение Shooting brake означает 2-дверный кузов универсал, выполненный на базе спорткара. Его отличие от последнего заключается в большем объеме багажного отсека, что позволяет транспортировать габаритные грузы.

Начало истории

Кузов типа «Шутинг брейк» был сконструирован для охотников. Внешне он представлял собой , внутри которого вдоль бортов были смонтированы лавочки. Кроме того, имелись и специальные оружейные отделы, где хранились ружья, а еще отсеки для складирования дичи.

Особенностью фургонов, которые использовались для классической охоты или сафари, было отсутствие окон и дверей. Их заменяли специальные занавески, выполненные из брезента. Это было необходимо, так как законы того времени категорически запрещали стрельбу на ходу. А выбежать наружу через брезентовые шторки можно намного быстрее, чем через двери. Да и от дождя и ветра брезент прикрывал неплохо.

Фото: Volvo 1800ES в кузове Shooting brake
(1971 год)

Примечательно, что у первых подобных автомобилей была премиальная отделка интерьера – использовались дроге сорта дерева и т. д. Ведь в те времена охотники, как правило, были богатыми людьми. Да и габариты Shooting brake имел внушительные, чтобы вместить не только охотников, оружие и добычу, но также собак и гостей.

60-90-е годы

С начала 60-х годов сегмент Shooting brake трансформируется и изменяется. Как раз тогда это название начинает использоваться в отношении 2-дверных автомобилей в , разработанных на основе спорткаров. Их главным отличием была задняя часть кузова – не покатая, как у , а более массивная.

В это время названием Shooting brake получили и автомобили, использовавшиеся для транспортировки пассажиров и их грузов до железнодорожных вокзалов. Назывались они station wagon.

Наиболее известными стали модели DB5 Vantage от Aston Martin, Ferrari 365 Daytona и Jaguar XK150.

Современность

В наши дни понятие Shooting brake постепенно расширяется – в эту категорию относят также 2-дверные купе и 3-дверные . Одним из наиболее известных и противоречивых представителей сегмента является Mercedes-Benz CLS Shooting Brake, который был представлен публике в 2010 году в Пекине. Нападки критиков на него начались практически сразу из-за 5-дверного кузова. Но дизайнеры и конструкторы ответили, что современные Shooting brake определяются не числом дверей, а дизайнерскими изысками и впечатляющими техническими характеристиками.

Тонкости

Данный тип кузова легко спутать с типом breadvan. Его главное отличие заключается в том, что подобный вид применяется в серийных моделях – исключительно в гоночных. А пионером в этом отношении стала модель Ferrari 250 GT, выпущенная в 1962 году.

Если рассматривать историю автомобилей, можно найти множество очень интересных представителей с необычным сегментом. Оказывается, раньше авто были более логичными, изысканными и четко относились к классу. Если перед вами был автомобиль в кузове купе, вы сразу могли это сказать. Если же речь шла о машине класса хэтчбек, это сложно было не заметить. Сегодня седан может оказаться хэтчбеком, а купе - универсалом. Кроссовер часто бывает гибридным классом, а также появилось много новых сегментов. Теперь фактически каждый автомобиль может найти свой небольшой класс и оставаться уникальным. Ранее все было немного иначе. Давайте вспомним такой спортивный сегмент транспорта, как шутинг-брейк (shooting break). Это прекрасный автомобиль, который совмещал преимущества многих видов машин.

По своей конструкции это двухдверный автомобиль, который также нередко обладает всего двумя пассажирскими местами. Транспорт является гибридом универсала и спорткара. Зачастую классические шутинг-брейки имели достаточно длинный моторный отсек, что роднило их со спортивными машинами. Также авто этого сегмента обладали внешним видом удлиненного хэтчбека. Сегодня термин Shooting-break используют для коммерческого названия спортивного универсала. Это не совсем правильно, и сегодня мы докажем вам, что данный сегмент имеет право на существование. Давайте рассмотрим самых интересных представителей класса и покажем необычные возможности этого автомобиля со всеми техническими решениями.

Ferrari 365 Daytona - классика сегмента с невероятными возможностями

Разработка в 1968 году делает этот автомобиль предшественником практически всех спорткаров. Но это был не традиционный спортивный транспорт, а именно машина в кузове шутинг-брейк. Один из старейших примеров современного авто, которое сделало мир немного другим. Сегодня многие берут пример именно с этого автомобиля, который обладает массой технических преимуществ и важных особенностей. Ferrari 365 Daytona обладал такими возможностями своей конструкции:

  • очень вместительный салон - это был единственный автомобиль от Ferrari, который можно было назвать фактически грузовым, если сравнивать с другими предложениями;
  • впервые были применены некоторые черты внешности, которые затем стали классикой спортивного стиля, поэтому многие сегодняшние черты происходят от этого класса;
  • этот гран туризмо предлагал 12-V двигатель с рабочим объемом 4.4 литра, что делало его спортивным вне всяких сомнений, 353 лошадиные силы на то время были космическими;
  • дизайн от Pininfarina получил множество важных откликов, которые сделали Ferrari Daytona классикой, которая никогда не устареет и не станет неактуальной;
  • сегодня лишь несколько сотен этих автомобилей сохранились в идеальном состоянии в коллекциях, хотя тираж машин был достаточно большим и обширным в моделях.

Это один из самых ярких представителей шутинг-брейк. Итальянцы же называли этот класс гран туризмо, так и повелось с тех пор использовать данный термин для универсалов со спортивными возможностями. Вы можете отыскать множество необычных возможностей в достаточно простом, но уникальном на то время авто с необычными чертами. Феррари стал фактически основателем сегмента, но далеко не самым удивительным производителем.

Volvo P 1800 ES - пример для всех времен

Еще один легендарный шутинг-брейк, который стоит рассмотреть сегодня, - это предложение известного шведского производителя Вольво. Машина историческая, и сегодня ценится у коллекционеров не меньше предыдущего экземпляра. Разработана концепция в 1961 году, выпустила компания не так много диковинных авто. Но облик этого автомобиля намного ближе к реалиям эксплуатации, чем у других представителей класса. Главные черты машины следующие:

  • удивительная внешность, очень длинный моторный отсек, достаточно большой кузов, но всего две двери для посадки пассажиров, несколько дискомфортная эксплуатация;
  • прекрасное авто для двоих людей, которые используют машину для дальних поездок, так как комфорт здесь просто удивительный, машина везет мягко и комфортно;
  • учитывая полувековую давность производства, все решения дизайна и функционала транспорта выглядят очень перспективно и интересно, радуют глаз покупателя;
  • полностью стеклянная задняя дверь дала этому представителю шведской семьи автомобилей обидной название - в свое время машину прозвали «гроб Белоснежки»;
  • двигатель очень мощный, было несколько модификаций силового агрегата и КПП, что делает некоторые версии шутинг-брейка на самом деле ценными и очень дорогими.

Компания Вольво пока не продолжает свои идеи в производстве автомобилей, но некоторые из современных универсалов вполне можно назвать именно последователями класса shooting break. Это прекрасная возможность для корпорации развивать успех в данном направлении и предложить покупателями альтернативные и более или менее доступные разработки в этом необычном сегменте.

Aston Martin Bertone Jet 2+2 - пора переходить к современности

Если вы цените только современные и актуальные автомобили, обратите внимание на продаваемый и ныне Астон Мартин Бертон, который есть и в кузове shooting break. Среди важных достижений машины можно назвать популяризацию данного сегмента, пусть производитель и не рискнул выпускать машину крупной серией. В большинстве представителей этого модельного ряда четыре двери для пассажиров, но есть и двухдверные решения. Главные отличия авто от конкурентов следующие:

  • соперников на современном рынке у спорткара Астон Мартин практически нет, поэтому цена взвинчена до невозможности, производство сегодня возможно на заказ;
  • разгон до 100 километров в час занимает у автомобиля 3.4 секунды, двигатель работает на максимум своих возможностей, авто форсировали в лучшем ателье мира;
  • полный привод явно оказывается достаточно интересным решением для транспорта, устойчивость и комфорт поездки значительно повышаются и превращаются в безопасность;
  • мощность в 476 лошадиных сил не кажется чем-то заоблачным, но это вполне необычный транспорт, который требует эксплуатационных решений, а не просто спорта;
  • в интерьере очень много важных отличий от обычных купе, поэтому именно этот автомобиль достоин звания шутинг-брейк, а не других вариантов спортивного класса.

Многие компании сегодня производят концепты в данном сегменте, но лишь некоторые решаются на изготовление серийных авто в данном классе. Нужно помнить о том, что Астон Мартин предлагает такую возможность индивидуально каждому покупателю. Так что, если у вас есть несколько сотен тысяч долларов на автомобиль, и вы непременно хотите стать владельцем shooting break, самое время обратиться непосредственно к заводу для изготовления машины для вас.

Chevrolet Corvette AeroWagon - еще один участник современного рынка

Ограниченная серия необычного Chevy Corvette стала настоящим удивлением для каждого владельца суперкара. Компания не стала выпускать отдельный автомобиль, а предложила желающим переделать свой купе или спортивный седан в шутинг-брейк. Стоимость такой переделки составит 16 500 долларов. В России услуга недоступна, а вот американцы вполне могут воспользоваться такой возможностью. Интересные особенности Chevy Corvette AeroWagon следующие:

  • предусмотрена доработка силовой установки, речь идет о дополнении машины 450-сильным агрегатом или двигателем на 650 лошадок с умопомрачительными возможностями;
  • автомобиль предлагается с измененным кузовом, поэтому в компании производят работы с геометрией и настройкой ходовой части для нового параметра автомобиля;
  • транспорт приобретает совершенно иное поведение, особенности необычного кузова заставляют его изменить повадки и стать более агрессивным на дороге;
  • жесткость управления и всех особенных частей делает авто на самом деле необычным и удивительным, покупатель получает максимум интересных возможностей от авто;
  • это переделка, которая поможет полностью изменить свое отношение к Corvette, получить новые эмоции от управления одним из легендарных американских спорткаров.

Стоит признать, что в России ни одного варианта AeroWagon нет. Поэтому завоз такой машины станет революционным решением для коллекционеров. Скорее всего, на авто получится неплохо заработать, подыскав заинтересованного клиента. Но нужно сказать, что и в Америке сегодня не так много шутинг-брейков данного типа. Так что найти и без проблем привезти машину в Россию будет достаточно сложно. Невозможно даже представить, какой будет цена этого изобретения. Предлагаем посмотреть тест-драйв имитации shooting break от Mercedes:

Подводим итоги

Можно долго обсуждать особенности того или иного кузова в автомобилях разного типа. Но стоит признать, что в большинстве своем транспорт шутинг-брейк обладает уникальными чертами, которые невозможно повторить в ином кузове. Сегодня вы можете найти в предложении именитых производителей универсалы, такие как Mercedes CLS Shooting Break, который очень далек от классики данного кузова. Это автомобиль, который просто использует известное и красивое сочетание слов для продажи своего обычного универсала. Так что настоящий shooting break на рынке более или менее доступных автомобилей нет.

В разные времена производители предлагали различные решения, которые так или иначе оказывались похожи на данный класс. Сегодня также можно найти имитацию шутинг-брейк, но вот истинный класс оказался недоступным и очень дорогим наряду со спорткарами. За этот сегмент берутся только «королевские» производители из сливок автомобильного общества. Поэтому авто становятся коллекционными, а цены на них не сопоставимы ни с каким разумным представлением о покупке автомобиля. А что вы думаете о типе кузова шутинг-брейк?

На Парижском автосалоне 2010 дебютировал новый , а спустя ровно два года там же, в Париже, состоялась мировая премьера универсала Shooting Brake на его базе.

Передняя часть новинки полностью повторяет четырехдверное купе, а задняя решена в стиле одноименного , который был показан на апрельском автосалоне в Пекине 2010.

Комплектации и цены Mercedes CLS Shooting Brake 2019

Новый Mercedes-Benz CLS Shooting Brake (2016-2017) получился на 160 мм длиннее седана, а объем его багажника при загрузке под полку составляет 595 литров. При сложенных спинках заднего дивана объем увеличивается до 1 548 л.

В продаже на европейском рынке универсал Мерседес ЦЛС появился осенью 2012-го. При этом в начале покупателям предложили лишь две дизельные модификации. Под капотом CLS 250 CDI разместился 2,1-литровый движок мощностью 204 л.с., а более мощная модификация CLS 350 CDI оснащена мотором объемом 3,0 с отдачей в 265 л.с.

Прием заказов на новый Mercedes-Benz CLS Shooting Brake в России стартовал в начале февраля 2013 г. А в настоящее время к нам поставляется рестайлинговый универсал, который доступен с тремя вариантами силовых агрегатов — двумя бензиновыми и одним дизельным. Базовая заднеприводная пятидверка CLS 250 d с 2,1-литровым (204 л.с.) движком стоит 3 520 000 рублей. Дизельная модификация 350 d с 3,0-литровым мотором (249 сил) и полным приводом на 430 000 руб. дороже.

Цена 333-сильного универсала Mercedes CLS 400 Shooting Brake составляет 3 950 000 р, а топовый с 5,5-литровым 557-сильным би-турбированным V8 под капотом обойдется покупателям почти в шесть миллионов. Все версии оснащаются 7-диапазонной автоматической трансмиссией, кроме начальной, которая обзавелась новейшим девятиступенчатым автоматом.

Обновленный Mercedes-Benz CLS Shooting Brake 2015

На Фестивале скорости в Гудвуде 2014 состоялась презентация обновленных седана и универсала Mercedes-Benz CLS-Class 2015 модельного года. Оба получили подретушированную внешность, улучшенный салон и пару новых двигателей.

Внешне Mercedes-Benz CLS Shooting Brake (2016-2017) выделяется новыми бамперами, иной головной оптикой (уже в базе полностью светодиодной) и другой решеткой радиатора. Также изменилось оформление бамперов на версии с AMG пакетом.

В салоне прежний экран информационно-развлекательной системы заменен на более крупный 8-дюймовый сенсорный дисплей, по форме напоминающий планшетный компьютер. Небольшим изменениям подверглись также руль и оформление передней панели.

Базовым дизельным движком для нового Мерседес ЦЛС универсал 2015 отныне стал 170-сильный мотор (400 Нм), который устанавливается на модификацию CLS 220 BlueTec. Также появилась версия CLS 400 с 333-сильной бензиновой «шестеркой» объемом 3,5 л. А прежний 7-диапазонный автомат заменен на 9-диапазонную трансмиссию 9G-Tronic.

Кроме того, в качестве опции для обновленного Mercedes CLS Shooting Brake 2016 стала доступна головная оптика Multibeam, в которой электроника, основываясь на данных с видеокамеры и навигации, автоматически может менять параметры светового пучка каждого из 24 светодиодов в каждой фаре. Это позволяет подсвечивать повороты, дорожные знаки и не слепить водителей встречных и попутных машин.

Продажи рестайлинговой версии универсала ЦЛС стартовали в августе. Автомобиль стоит столько же, сколько просят и за седан. Только теперь в России не представлена версия CLS 500. Вилка цен на остальные модификации варьируется от 3 520 000 до 3 950 000 руб.

Изначально они были созданы для джентльменов, которые собираются на охоту и берут с собой ружье и любимого пса. Автомобили в этих кузовах пользовались наибольшей популярностью в 1960-х годах. Кузов "Охотничий привал" (разумеется, это один из многих вольных переводов) создал в годы своего расцвета целую нишу рынка, которая дожила до наших времен в настолько потрепанном состоянии, что можно сказать, потеряла всякий смысл своего существования.

Сегодня редко можно встретить двухдверный универсал, потому что тенденции современного авторынка отдают большее предпочтение философии "а давайте удлиним это четырехдверное купе и назовем его shooting brake". Ярчайшим примером такого вандализма по отношению к традиционному хобби каждого уважающего себя джентльмена является Mercedes-Benz CLS Shooting Brake.

Но для начала нужно еще немного углубиться в дебри истории и разыскать там корни появления термина "shooting brake". Тогда еще никто не знал, что такое кроссовер и даже понятия не имел о том, зачем он нужен. Большинство машин тогда были схожи габаритами и вместительностью. Это было время, когда слово "brake" означало специальное шасси, а "shooting" - да-да, именно ружья. Ну и медведей, оленей и прочую живность по ту сторону прицела. Вообще, стоит отметить, что сам термин "shooting brake" старее самого старого автомобиля и использовался он для обозначения экипажей, перевозивших забавлявшихся охотой джентльменов.

Быть даже охотником-любителем в начале ХХ века было занятием не из легких, потому что стрелку приходилось переносить или перевозить с собой кучу снаряжения, друзей, семью и так далее. Далеко не каждая машина подходила под эти нужды в те времена, поэто автовладельцы вынуждены были обращаться в специальные мастерские, где можно было заказать специальный кузов. Благо, компании, вроде Rolls-Royce, Bugatti или Duesenberg предоставляли свои шасси. Полноценное производство "охотничьих привалов" началось в 1950-х годах и до 1960-1970-х годов они не пользовались большой популярностью. Но потом, словно прорвало - каждый хотел иметь универсал на базе его эксклюзивной машины, будь то Aston Martin или Ferrari.

Говоря об Aston Martin, нельзя обойти DB5, DB6 и DBS, которые пользовались огромной популярностью, ведь ни один хит-парад не обходится без хотя бы одного из них. Но сегодня речь пойдет не о них, а о крутейших "охотничьих привалах".

Дитя Яна Уилсгаарда

Когда дело доходит до запуска shooting brake в серию, есть один автомобиль, который выгодно отличается от остальных - Volvo 1800ES. Он был создан дизайнером интерьеров Яном Уилсгаардом после того, как Volvo решила отказаться от двух других прототипов за авторством Серджио Коджиоллы и Пиетро Фруа, назвав их чересчур футуристичными. 1800ES представлял собой классическое купе "с продолжением", доведенное до универсала. Этот автомобиль был не таким быстрым, как Aston Martin, конечно, но и у него были свои достоинства. Он был основан на купе Р1800 и был славен своей полностью стеклянной третьей дверью и складными задними сиденьями.


Всего было построено 8077 экземпляров в период с 1972 по 1973 годы, после которых производство пришлось свернуть из-за постоянно ужесточающихся требований по безопасности в Соединенных Штатах. В компании посчитали, что модернизация и доведение машины до соответствия стандартам обойдутся слишком дорого. 8077 машин - не так много, когда речь идет об объемах производства других машин, но эта цифра приобретает другой смысл, если сравнить ее с тиражами других shooting brake.


Прощание Виньяле

Первый в истории Ferrari "охотничий привал", 250 GTO SWB был построен в 1962 году Джотто Биззарини. Он представлял собой горбатую версию печально известного 250 GTO и даже участвовал в 24 часах Ле Мана в 1962 году. Следующий shooting brake был построен в Маранелло лишь шесть лет спустя. Он был основан на 330 GT и стал последним произведением Альфредо Виньяле, который скончался вскоре после того, как этот автомобиль отправился в США. В отличие от других моделей, он был полностью переделан. От стандартного 330 GT 2+2 остались только двери да ветровое стекло.


330 GT Vignale до сих пор считается одной из самых противоречивых машин Ferrari, он был показан на шоу в Турине в 1968 году. С тех пор этот универсал путешествовал из Филадельфии в Вирджинию, а затем в Париж, пока, наконец, не нашел своей покой в гараже у Джей Кея. Его характеристики до сих пор смотрятся неплохо, несмотря на 45-летний возраст: 4,0-литровый V12 развивает 305 сил, разгоняя автомобиль до первой сотни за 6,3 секунды. Максимальная скорость заявлена на уровне 245 км/ч. Но самой необычной его чертой стала нетрадиционная расцветка кузова, сочетающая зеленый кузов и желтую крышу. Ну кто вам сказал, что Ferrari обязательно должны быть красными?


Концепт Type K

"Привалы", базирующиеся на масл-карах обычно остаются немного в стороне, когда речь заходит о настолько редком типе кузова. Их незаслуженно "забывают", потому что... Потому что это масл-кары. Только представьте, с какой скоростью счастливая мать могла бы привезти своего сына на футбольную тренировку, если бы у нее под капотом был 7,5-литровый V8, развивающий 455 сил! Как, например, в Oldsmobile Hurst Vista Cruiser 1972 года. Да это же настоящий монстр из мира "привалов"! В Pontiac не особенно вдохновились такими объемами двигателя, поэтому установили в свой Type K, основанный на Firebird и построенный Pininfarina, 6,6-литровый мотор в 1977 году. Не особенно-то поскромничали, но силовая установка получилась тоже довольно большой.


Если кого-то напугало соседство слов Pontiac и Pininfarina в одном предложении, скажем сразу, нечего переживать. Первоначально Type K был создан в 1977 году под руководством Дэвида Холлза и Джерри Брокстайна в компании General Motors. А итальянский автомобильный дизайнер и конструктор Серджио Пининфарина был приглашен, чтобы создать два экземпляра Type K в кузовах из металла - прототипы GM были выполнены из оргстекла. Один из них был окрашен в серебристый с интерьером красного цвета, а второй был золотистым с бежевым салоном, эти "охотничьи привалы" заслужили симпатию по всем Штатам, в которых были показаны. Одним из достоинств этих моделей были "крылья чайки".


Благодаря такому успеху, в GM раздумывали о сериййном производстве модели и даже установили было цену в $16000, которая втрое превышала стоимость Pontiac Trans Am Coupe, но производство так и не было запущено. Легенда гласит, что золотистый красавец был безвозвратно утерян, а серебристый shooting brake до сих пор здравствует где-то.

Большинство старых shooting brake представляют собой весьма и весьма раритетные модели, за которыми охотятся многие коллекционеры. Одной из самых последних вариаций на тему "охотничьего привала" стал сверхкомпактный Volvo C30, который вполне справедливо расценивается, как компактный трехдверный хэтчбэк. Но если приглядеться, то в нем есть что-то и от 1800ES.


Новая девятискоростная автоматическая КПП не улучшила разгонную динамику CLS, но стала переключать передачи плавней, практически перестали быть заметными переходы на новые передачи.

Э кономичность Mercedes-Benz CLS Shooting Brake

Экономичность в смешанном цикле в тестовом режиме не превышает 5 литров/100 км. Конечно в жизни такой экономичности вряд ли добиться, но при неспешной езде по городу и его окрестностям скорее всего автомобиль не выйдет за рамки потребления 6-7 литров/100 км. Выбросы CO2- 149 г/км.

Э кстерьер и интерьер Mercedes CLS Shooting Brake


Единственный выбор, который будет мучать покупателя Shooting Brake, какой двигатель лучше всего взять, так как обновленная модель идет в одной комплектации.

Вся линейка AMG имеют великолепные 19 дюймовые AMG диски, обвес AMG, заниженную подвеску, кожаный салон, Multibeam LED фары, климат контроль, интернет, спутниковую навигацию, обогреваемые передние сидения и автоматическую заднюю дверь.

Для CLS Shooting Brake существует множество опций и две дополнительных спецификации.

К ак едет CLS Shooting Brake


Shooting Brake полностью оправдывает свою репутацию. Сказать, что управляя им Вы получаете незабываемое удовольствие, ни сказать ничего! На какой бы дороге он не находился, на трассе, на загородной извилистой двухполоске, в городе, везде эта пятидверка показывает изобилие мощности и крутящего момента, а также слаженную работу всего, от КПП и двигателя, до подвески и тормозов.

Но лучше всего Shooting Brake выглядит конечно же на шоссе. Для хайвеев и создавался! Дальние поездки, путешествия, долгие командировки, CLS в кузове универсал практичнее, чем о нем принято считать. Но в то же время гораздо красивее и выгоднее по своему внешнему виду, чем тот же самый E-Class Estate (хотя тут скорее играет свою роль дело вкуса).




































Похожие публикации