Краткий пересказ "Отцы и дети" по главам: описание событий, характеристика героев. Роман Ивана Сергеевича Тургенева

В романе "Отцы и дети" действующие лица весьма разнообразны и по-своему интересны. В этой статье представлена краткая характеристика каждого из них. До сих пор не теряет актуальности роман "Отцы и дети". Действующие лица этого произведения, а также проблемы, затрагиваемые автором, интересны в любой исторический период.

Базаров Евгений Васильевич

Главным героем романа является Базаров Евгений Васильевич. Читателю сначала известно о нем не много. Мы знаем, что это студент-медик, который приехал на каникулы в деревню. Рассказ о времени, проведенном им вне стен учебного заведения, и составляет сюжет произведения. Сначала студент гостит в семье Аркадия Кирсанова, своего друга, после чего отправляется вместе с ним в губернский город. Здесь Евгений Базаров заводит знакомство с Одинцовой Анной Сергеевной, некоторое время живет у нее в усадьбе, однако после неудачного объяснения вынужден уехать. Далее герой оказывается в родительском доме. Он живет здесь недолго, так как тоска заставляет его повторить только что описанный маршрут. Выясняется, что нигде не может быть счастлив Евгений из романа "Отцы и дети". Действующие лица произведения чужды ему. Герой не может найти себе места в российской действительности. Он возвращается домой. Где и погибает герой романа "Отцы и дети".

Действующие лица, описание которых мы составляем, любопытны с точки зрения преломления эпохи в их характерах. В Евгении, пожалуй, наиболее интересен его "нигилизм". Для него это целая философия. Этот герой - выразитель настроений и идей революционной молодежи. Базаров отрицает все, не признает никаких авторитетов. Ему чужды такие стороны жизни, как любовь, красота природы, музыка, поэзия, семейные связи, философское мышление, альтруистические чувства. Герой не признает обязанность, право, долг.

Евгений легко побеждает в спорах с Кирсановым Павлом Петровичем, умеренным либералом. На стороне этого героя не только молодость и новизна позиции. Автор видит, что "нигилизм" связан с народным недовольством и общественным неустройством. В нем выражается дух времени. Герой переживает тоску одиночества, трагическую любовь. Обнаруживается, что он зависим от законов обычной человеческой жизни, причастен к человеческим страданиям, заботам и интересам, как и другие действующие лица.

"Отцы и дети" Тургенева - роман, в котором сталкиваются различные мировоззрения. С этой точки зрения интересен и отец Евгения. Предлагаем вам познакомиться с ним поближе.

Базаров Василий Иванович

Этот герой - представитель патриархального мира, который уходит в прошлое. Тургенев, напоминая нам о нем, заставляет читателей почувствовать драматизм движения истории. Василий Иванович - штаб-лекарь в отставке. По происхождению он разночинец. Свою жизнь этот герой строит в духе просветительских идеалов. Василий Базаров живет бескорыстно и независимо. Он трудится, интересуется общественным и научным прогрессом. Однако между ним и следующим поколением лежит непреодолимая пропасть, что вносит глубокую драму в его жизнь. Отцовская любовь не находит отклика, превращается в источник страданий.

Арина Власьевна Базарова

Арина Власьевна Базарова - мать Евгения. Автор отмечает, что это "настоящая русская дворяночка" ушедшего времени. Ее жизнь и сознание подчинены заданным традицией нормам. Такой человеческий тип обладает своим обаянием, однако эпоха, которой он принадлежит, уже миновала. Автор показывает, что такие люди не доживут спокойно свой век. В душевную жизнь героини входит страдание, страх и тревога из-за отношений с сыном.

Аркадий Николаевич Кирсанов

Аркадий Николаевич - это приятель Евгения, его ученик в романе "Отцы и дети". Главные действующие лица произведения во многом контрастны. Так, в отличие от Базарова, влияние эпохи в позиции Аркадия совмещается с влиянием обычных свойств юного возраста. Достаточно поверхностно его увлечение новым учением. Кирсанова привлекают в "нигилизме" его возможности, ценные для человека, только что вступающего в жизнь, - независимость от авторитетов и традиций, ощущение свободы, право на дерзость и самоуверенность. Однако у Аркадия есть и качества, далекие от "нигилистических" принципов: он бесхитростно прост, добродушен, привязан к традиционному быту.

Николай Петрович Кирсанов

Николай Петрович в романе Тургенева является отцом Аркадия. Это уже немолодой человек, который пережил множество несчастий, но они его У героя есть романтические наклонности и вкусы. Он трудится, старается преобразовать свое хозяйство в духе времени, ищет любви и духовной опоры. Автор с очевидной симпатией обрисовывает характер этого героя. Он слабый, но чуткий, добрый, благородный и деликатный человек. В отношении к молодежи Николай Петрович доброжелателен и лоялен.

Павел Петрович Кирсанов

Павел Петрович - это дядя Аркадия, англоман, аристократ, умеренный либерал. В романе он является антагонистом Евгения. Автор наделил этого героя эффектной биографией: светские успехи и блестящая карьера были прерваны трагической любовью. С Павлом Петровичем после этого произошла подмена. Он отказывается от надежд на личное счастье, а также не хочет осуществлять гражданский и нравственный долг. Павел Петрович перебирается в деревню, где живут и другие действующие лица в произведении "Отцы и дети". Он намеревается помочь своему брату в преобразованиях хозяйства. Герой выступает за либеральные правительственные реформы. Вступая в спор с Базаровым, он защищает программу, которая основана на по-своему благородных и высоких представлениях. "Западнические" идеи прав личности, чести, самоуважения, достоинства сочетаются в ней со "славянофильской" идеей о роли и земледельческой общины. Тургенев считает, что представления Павла Петровича далеки от реальности. Это несчастный и одинокий человек с несостоявшейся судьбой и несбывшимися стремлениями.

Не менее интересны и другие действующие лица, одним из которых является Одинцова Анна Сергеевна. О ней, безусловно, стоит подробно рассказать.

Анна Сергеевна Одинцова

Это аристократка, красавица, в которую влюблен Базаров. В ней заметны черты, присущие новому поколению дворян, - свобода суждений, отсутствие сословной спеси, демократизм. Базарову, однако, все в ней чуждо, даже черты, которые свойственны и ему самому. Одинцова независима, горда, умна, но совершенно иначе, чем главный герой. Однако эта целомудренная, гордая, холодная аристократка нужна Евгению такой, какая есть. Ее спокойствие притягивает и волнует его. Базаров понимает, что за ним стоит неспособность к увлечениям, эгоизм, равнодушие. Однако в этом он находит своеобразное совершенство и поддается его обаянию. Эта любовь становится для Евгения трагичной. Одинцова же легко справляется со своими чувствами. Она выходит замуж "по убеждению", а не по любви.

Катя

Катя - это младшая сестра Одинцовой Анны Сергеевны. Сначала она кажется просто застенчивой и милой барышней. Однако постепенно в ней проявляется душевная сила и самостоятельность. Девушка освобождается от власти своей сестры. Она помогает Аркадию свергнуть власть над ним Базарова. Катя в романе Тургенева воплощает красоту и правду обыкновенности.

Кукшина Евдоксия (Авдотья) Никитишна

Действующие лица в романе "Отцы и дети" включают в себя двух псевдонигилистов, образы которых пародийны. Это Евдоксия Кукшина и Ситников. Кукшина - эмансипированная женщина, которая отличается крайним радикализмом. В частности, она интересуется естественными науками и "женским вопросом", презирает за "отсталость" даже Эта женщина вульгарна, развязна, откровенно глупа. Однако в ней иногда проглядывает и что-то человеческое. "Нигилизм", возможно, скрывает чувство ущемленности, исток которого - женская неполноценность этой героини (она брошена мужем, не привлекает внимания мужчин, некрасива).

Ситников ("Отцы и дети")

Сколько действующих лиц вы уже насчитали? Мы рассказали о девяти героях. Следует представить еще одного. Ситников - это псевдонигилист, который считает себя "учеником" Базарова. Он стремится демонстрировать свойственную Евгению резкость суждений и свободу поступков. Однако это сходство оказывается пародийным. "Нигилизм" понят Ситниковым как способ преодоления комплексов. Этот герой стыдится, к примеру, отца-откупщика, разбогатевшего за счет спаивания народа. Вместе с тем, Ситникова тяготит и его собственная незначительность.

Таковы основные действующие лица. "Отцы и дети" - роман, в котором создана целая галерея ярких и интересных образов. Безусловно, его стоит прочесть в оригинале.

Иллюстрации к роману «Отцы и дети»

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» посвящен состоянию умов в России середины ХIX века, когда после унизительного поражения в Крымской войне, накануне крестьянской реформы, просвещённая часть общества искала пути сохранения Россией своего места в ряду великих цивилизованных государств мира

Тургенев создавал роман «Отцы и дети» весь 1861 год. Опубликовал его во втором номере литературного и общественно-политического журнала «Русский вестник» в феврале 1862 года

Главные герои романа

  • Евгений Базаров – студент-медик
  • Аркадий Кирсанов – недавний студент. приятель Базарова
  • Николай Петрович Кирсанов – помещик, отец Аркадия
  • Павел Петрович Кирсанов – брат Николая Кирсанова и дядя Аркадия
  • Василий Иванович Базаров – отец Евгения, врач
  • Арина Власьевна Базарова – мать Евгения
  • Анна Сергеевна Одинцова – богатая вдова, любовь Базарова
  • Катя Одинцова – сестра Анны Сергеевны

Действие разворачивается в 1859 году в барских имениях Кирсановых и Базаровых, куда поочередно приезжают погостить к родителям двое молодых людей Аракдий Кирсанов и Евгений Базаров. В беседах, спорах между старшим и младшим поколениями дворян обнаруживается коренное несходство их позиций, взглядов на действительность. Выразителем точки зрения «отцов» выступает дядя Аркадия Кирсанова Павел Петрович, его оппонентом — Евгений Базаров. Павел Петрович — либерал. В основе его убеждений лежат идеалы уважения к правам, свободе, чести, достоинству человека. Он верит в прогресс, поступательное движение истории от плохого к лучшему, призывает к постепенным преобразованиям общества, которые превратят Россию в подлинно цивилизованную страну. Евгений Базаров — нигилист, то есть человек революционных настроений. Он утверждает, что для осуществления справедливых преобразований существующий порядок должен быть полностью разрушен, отрицая при этом не только медленное, аккуратное реформаторство, но и всё, что дорого цивилизации «отцов»: любовь, поэзию, музыку, красоту природы, такие нравственные категории, как долг, право, обязанность

«Твой отец добрый малый, - промолвил Базаров, …- Третьего дня, я смотрю, он Пушкина читает, …растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора бросить эту ерунду «

«Я уже говорил вам, дядюшка, что мы не признаем авторитетов, - вмешался Аркадий. - Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, - промолвил Базаров. - В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем. - Всё? - Всё. - Как? не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить… - Всё, - с невыразимым спокойствием повторил Базаров. Павел Петрович уставился на него. Он этого не ожидал, а Аркадий даже покраснел от удовольствия. - Однако позвольте, - заговорил Николай Петрович. - Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить. - Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить» (глава 10)

Имеется в романе и любовная линия. Базаров встречает Анну Сергеевну Одинцову, в которую влюбляется, признается ей в этом, но не получает взаимности. Трогательны и возмутительны в романе страницы, где описываются родители Базарова, их любовь к сыну и его равнодушие к ним.

Нигилист, нигилизм (лат. nihil) — отрицание всяких норм, принципов, законов — понятия, которые ввел в роман Тургенев, стали нарицательными в русском обществе

"Мне также пришлось видеть перепуганную пожилую добродушную чиновницу, заподозрившую своего старого мужа в на основании только того, что он на пасхе не поехал делать поздравительные визиты знакомым, резонно говоря, что в его лета уже тяжело трепаться по визитам... Но его жена, напуганная толками о нигилистах, так переполошилась, что выгнала из своего дома племянника, бедняка студента, к которому прежде была расположена...от страха, что ее муж окончательно превратится в нигилиста от сожительства с молодым человеком"

"Иные барышни пугали своих родителей тем, что сделаются, если им не будут доставлять развлечений, то есть вывозить их на балы, театры и нашивать им наряды. Родители во избежание срама входили в долги и исполняли прихоти дочерей"

"В одном семействе дочь хотела учиться, а мать, боясь, чтобы она не сделалась, восстала против этого; пошли раздоры, и дело кончилось тем, что мать, после горячей сцены, прогнала дочь из дому. Девушка промаялась с полгода, бегала в мороз по грошовым урокам в плохой обуви и холодном пальто и схватила чахотку. Когда до матери дошло известие, Что ее дочь безнадежно больна, она бросилась к ней..., но было уже поздно - дочь умерла, а мать вскоре с горя помешалась"

"Стриженые волосы, отсутствие кринолина или барашковая шапка на голове женщины производили сенсацию в публике и приводили многих в ужас. Такой женщине не было прохода от презрительных взглядов и насмешек, сопровождаемых кличкой (Панаева «Воспоминания»)

Роман «Отцы и дети» в обществе

«Я не запомню, чтобы какое-нибудь литературное произведение наделало столько шуму и возбудило столько разговоров, как повесть Тургенева «Отцы и дети» (Панаева)
По мнению одних читателей Тургенев высмеял «нигилистов».
"Этот генерал, едва только вошел, уже завел речь об "Отцах и детях": Молодец сочинитель; ловко ошельмовал этих лохматых господчиков и ученых шлюх! Молодец!.. Придумал же им название - нигилисты! попросту ведь это значит глист!.. Молодец! пусть сочинит еще книжку об этих пакостных глистах, что развелись у нас!"

Для других Базаров стал примером для подражания.
"всё наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа" (Д. И. Писарев) .

«Вскоре после появления «Отцов и детей» Тургенев приехал из-за границы пожинать лавры. Почитатели носили его чуть не на руках, устраивали в честь его обеды, вечера, говорили благодарственные речи и т.п. Я думаю, что ни одному из русских писателей не выпадало при жизни столько оваций» (Панаева)

Краткое содержание Отцы и дети

Видео краткого содержания

Глава 1

20 мая 1859 года на крыльце своего постоялого двора барин лет сорока с небольшим ждал приезда своего единственного сына. Это был Николай Петрович Кирсанов . У него имелось хорошее имение в двести душ в пятнадцати верстах от постоялого двора. Его отец был боевым генералом, а матушка – домашним «командиром». Так как семья все время жила по провинциям, их с братом детство прошло на юге России в окружении дешевых гувернёров и развязных адъютантов. Николай Петрович отнюдь не отличался храбростью. Когда пришло время идти на службу, он сломал ногу и месяц пролежал в постели. Поэтому было решено определить его в Петербургский университет, а старший брат Павел пошел офицером в гвардейский полк. После смерти родителей, Кирсанов-младший познакомился с миловидной дочерью бывшего хозяина квартиры и влюбился в неё. Они поженились и счастливо прожили до 47-го года, когда жена Николая Петровича неожиданно скончалась. У них остался один сын – Аркадий , воспитанием и образованием которого он и занялся. Пожив немного с сыном в городе, перебрался навсегда в деревню и стал вести хозяйство. Сейчас же он стал совсем седым, пухленьким и сгорбленным. Стоя на своем крыльце, ждал сына, который также как и он окончил университет. Вот, наконец, показался тарантас, запряженный тройкой лошадей.

Глава 2

Аркадий приехал не один. Он представил отцу своего приятеля, Евгения Васильевича Базарова , который любезно согласился погостить у них. Особой любезности в нём, правда, не замечалось. Он был одет в длинный балахон с кистями и не сразу ответил на радушное рукопожатие Николая Петровича. У Базарова был мужественный голос, длинное худое лицо с широким лбом и висячими бакенбардами. В его облике просматривались ум и самоуверенность. Сразу после знакомства, они все вместе отправились в имение Кирсановых.

Глава 3

По дороге Николай Петрович узнает, что Базаров учится на доктора. Аркадий ведёт себя непривычно сдержанно и старается не демонстрировать свою искреннюю радость по поводу возвращения в родные края к любимому отцу. В какой-то момент радость все же прорывается, и он звонко целует отца в щеку. Оказывается, он очень дорожит дружбой с Базаровым, и познакомились они совсем недавно. Отец замечает, что поведение сына стало немного странным и чувствует из-за этого неловкость. Он рассказывает Аркадию об увольнении прежнего приказчика, о смерти старой нянечки, а также признается, что содержит в доме девушку Фенечку , на что тот отвечает, что вовсе не против. По дороге Аркадий замечает, что родные места уж не такие живописные, а люди в имении выглядят измученными. Через четверть часа они прибыли в Марьино.

Глава 4

В имении их встретил дядя Аркадия, Павел Петрович Кирсанов, человек среднего роста в темном английском костюме с галстуком и лаковых полусапожках. На вид ему можно было дать лет сорок пять, при этом моложав и ухожен. Лицо практически без морщин, отражает следы былой красоты. Племянника он троекратно расцеловал, познакомился с Базаровым, улыбнулся ему, однако руки не подал. Ужинали в спокойствии. Говорил в основном Николай Петрович о всяком: о политике, о случаях из жизни и т.д. Аркадий вел себя неестественно и чувствовал себя немного неловко, даже пытался вести себя немного развязно, демонстрируя свою взрослость. После ужина, когда все разошлись, Базаров высказал Аркадию свое мнение о «стариках» Кирсановых. Павел Петрович показался ему чудаковатым, а его щегольство в деревне неуместным. Аркадий согласился, но при этом отметил, что дядя человек хороший. Николай Петрович показался Базарову славным добряком, однако с излишней романтичностью в его возрасте. Вообще, как оказалось, немолодые романтики ему были не по душе.

Глава 5

Имение Базарову не особо понравилось. Он рано проснулся, нашел пару дворовых мальчишек и пошел с ними ловить лягушек для опытов. Аркадий решил говорить с отцом о Фенечке и том, что не хотел бы стеснять его или заставлять менять привычный образ жизни. Познакомившись с Фенечкой, он узнает о существования сводного брата. Павел Петрович появляется к завтраку в изящном костюме. Он интересуется о вчерашнем приятеле Аркадия, на что тот отвечает, что не надо обращать особого внимания на него, ведь Базаров по сути «нигилист», то есть человек ни во что не верующий. Слово «нигилист» было образовано от латинского слова, означающего «ничего». Ему чужды какие-либо авторитеты, принципы и т.д. Павел Петрович возмущен, так как считает, что без принципов не прожить. Фенечка пришла накрывать стол для чая. Она выглядит на двадцать три года, вся такая беленькая, пухленькая, с темными волосами и глазами, красными губками и нежными ручками. Она немного стеснялась выходить, но в то же время чувствует, что имеет право быть здесь.

Глава 6

Вернувшись, Базаров решил попить со всеми чай. За столом Павел Петрович набрасывается на него и корит за отсутствие принципов и всяческих убеждений. Базарову же непонятно, почему он должен признавать какие-то авторитеты. Он высказывается в пользу науки и полностью отрицает пользу искусства. Павел Петрович обижается и говорит, что полученные знания делают нынешнюю молодежь не умной, а отсталой. Он покидает стол. Аркадий просит друга не быть таким резким с его дядей и рассказывает историю его жизни.

Глава 7

Как оказалось, Павел Петрович в молодости пользовался большим успехом у женщин и сам любил их общество. Однажды он встретил одну загадочную женщину, княгиню Р., и без памяти влюбился в неё. За ней он поехал даже за границу, оставив военную службу. Когда их отношения не сложились, он вернулся в Россию. Княгиня умерла через несколько лет, а он поселился в имении брата, где пытается найти покой. С тех пор Павел Петрович предпочитает оставаться закоренелым холостяком. Рассказывая о своем дяде, Аркадий упоминает, что он всегда готов прийти на помощь своим близким и, что такой человек заслуживает уважения. Эта история не затронула души Базарова. Он ещё хуже начинает высказываться о Павле Петровиче, говоря, что мужчина, потерявший все из любви к женщине, вовсе не мужчина. Аркадий пытается оправдать дядю другим воспитанием и временем, в котором тот жил, но Базаров говорит, что каждый воспитывает себя сам независимо от времени.

Глава 8

Дела в хозяйстве шли не так хорошо, и Николай Петрович решил поговорить с управляющим. Оказалось, что нужны были деньги, а их не хватало. К разговору прислушивался Павел Петрович. Он был практичнее своего младшего брата в ведении хозяйства и часто помогал ему не только советом, но и деньгами. Однако на этот раз денег и у него не было. Поэтому он предпочел удалиться. Павел Петрович решил проведать Фенечку, чтобы она показала ему племянника Митю. Фенечка очень смутилась, но показала ему мальчика. Тот отметил, что ребенок похож на его брата. Тут появился Николай Петрович. Он одновременно удивился и обрадовался, увидев брата в комнате у Фенечки. Тот быстро удалился к себе. Фенечка была дочкой экономки, после смерти которой, Николай Петрович взял все заботы о девушке на себя. Доброта хозяина пленила девушку, и она постепенно к нему привыкла.

Глава 9

Прогуливаясь по саду с Аркадием, Базаров заметил в беседке девушек с ребенком. То были Фенечка с сыном и служанкой Дуняшей. Он сразу же познакомился с Фенечкой, отметил, что она хорошенькая. Затем проверил зубы Мити и сказал, что все в порядке. Когда приятели удалились, Аркадий рассказал ему кто эта девушка и добавил, что, по его мнению, отец должен жениться на ней. Базаров удивился, узнав, что Аркадий придает какое-то значение браку. Затем они заговорили о плохом состоянии хозяйства Николай Петровича. Базаров предположил, что либо управляющий плут, либо дурак. До них донеслись звуки виолончели. Это играл Николай Петрович. Базаров тотчас же высмеял отца Аркадия за этакую романтичность в сорок четыре года. Аркадию это не понравилось.

Глава 10

Прошло около двух недель. Жизнь текла в обычном русле. В Марьине уже немного попривыкли к Базарову, его небрежным манерам и коротким ответам. Однажды он даже помог Фенечке, когда у Мити случилась судорога. Он много работал, ставил физические и химические опыты. Все слуги, кроме старика Прокофьича, к нему хорошо относились, и даже Николай Петрович охотно наблюдал за его опытами, хоть и считал, что тот плохо влияет на Аркадия. Павел Петрович также презирал его, считал гордецом, нахалом и циником. В июне он стал по утрам собирать травы. Аркадий иногда к нему присоединялся. Однажды, они как обычно беседовали на ходу, когда их услышал Николай Петрович. Разговор шел о нём. Базаров отметил, что он уже отставной и его песенка спета. Это очень расстроило хозяина дома. В тот же день, он поделился этим с братом и сказал, что вместо того, чтобы подружиться с сыном, они, казалось бы, все больше отдаляются друг от друга. Павел Петрович уверен, что во всем виноват этот нигилист. Вечером он решил дать бой Базарову и устроил ожесточённый спор. Тот парировал все нападки и старался сохранять внешнее спокойствие, приговаривая, что сейчас выгоднее всё отрицать, вот они всё и отрицают. Николай Петрович уверен, что такие люди, как Базаров всё разрушают, а нужны и те, кто будут хоть что-то строить. На что Базаров отвечал, что для строительства чего-то нового, сначала нужно место расчистить. Старшему поколению нечего сказать, они очень расстроены. Павел Петрович оттого, что считает Базарова отъявленным гордецом и беспринципным невеждой, а Николай Петрович – оттого, что в глубине души понимает, что Базаров является представителем нового поколения, в котором есть своеобразная сила.

Глава 11

После этого спора Николай Петрович заметно погрустнел и стал переживать за перемены в отношениях с сыном. Он вспоминал юные годы, былые эмоции, свою жену и на глазах наворачивались слезы оттого, что все прошло. Он ощущал, что между ним и сыном пропасть. Его позвала Фенечка. Сказал, что придет, а сам отправился бродить по саду. Ему встретился Павел Петрович, который заметил, как брат грустен. С вечера Базаров предложил Аркадию отправиться в город в гости к одному знатному родственнику Кирсановых. После этого было решено навестить Базаровых. На следующий день они уехали.

Глава 12

Матвею Ильичу Колязину, пригласившему Кирсановых, было около сорока лет, но он уже метил в государственные чиновники. Он был о себе довольно высокого мнения и считал себя прогрессистом. Он принял Аркадия радушно с нарочитой игривостью. Очень удивился, что браться не приехали, при этом посоветовал посетить губернатора и получить у него приглашение на предстоящий бал. Аркадий нашел Базарова в ближайшем трактире и уговорил сходить к губернатору. Тот приветливо их принял, хотя присесть не предложил. Обоим были выданы приглашения. По пути обратно им встретился знакомый Базарова Ситников , считавший себя его учеником. У него были маленькие черты лица и словно вдавленные глазки. Смеялся как-то беспокойно коротким смехом. Он предложил им посетить одну незаурядную местную даму – Евдоксию Кукшину . По его словам она была женщиной свободной от предрассудков и передовой. Все вместе направились к ней.

Глава 13

У этой эмансипированной женщины Ситников совсем разговорился, однако, ни Базаров, ни Аркадий в разговоре не участвовали. Она сама полулежала на диване в шелковом не особо опрятном платье, с растрепанными белокурыми волосами. Она много говорила, задавала вопросы, не дожидаясь на них ответов. Когда подали завтрак, Базаров спросил, есть ли в городе интересные женщины. Она сказала, что есть, но все пустые. Упомянула Одинцову , которая недурна, но нет в ней свободы воззрений. За завтраком много пили, а хозяйка все болтала. Когда после очередной порции вина она раскрасневшаяся запела сиплым голосом, Аркадий не выдержал, сказал, что это напоминает бедлам и ушел. Базаров последовал его примеру.

Глава 14

Через несколько дней на губернаторском балу Аркадий познакомился с Одинцовой. Она была высокого роста в чёрном платье с гордой статью. Светлые глаза выражали ум и спокойствие, а губы улыбались едва заметной улыбкой. Даже Базарову показалось, что на других женщин в зале она не похожа. Ситников познакомил Аркадия с загадочной гостьей. Услышав его фамилию, она приветливо улыбнулась и сказала, что знает его отца. Пригласив Одинцову на мазурку, Аркадий рассказал о своем друге Базарове и о его воззрениях. Заинтересовавшись, она пригласила их с другом посетить её. Несмотря на то, что Базаров сам впечатлён этой женщиной, отзывается о ней как всегда цинично.

Глава 15

Отец Анны Сергеевны Одинцовой был известным ловеласом и игроком. Проигравшись, был вынужден поселиться в деревне, где и умер, оставив своим дочерям маленькое наследство. Анне тогда было двадцать лет, а её сестре Катерине – двенадцать. Не растерявшись, Анна пригласила тетку со стороны матери, женщину злую и сварливую, чтобы та занималась хозяйством. А она, тем временем, занималась воспитанием сестры. Так и жили, пока в неё не влюбился некто Одинцов – человек лет сорока шести, очень богатый, чудак по натуре, но не плохой. Он женился на Анне, а через шесть лет скончался, оставив ей всё свое состояние. Она поселилась в имении в Никольском, недалеко от города. В губернии её невзлюбили и поговаривали всякое. В гостях у Анны Сергеевны Базаров вел себя странно. Аркадий заметил, что вместо своих воззрений, он все больше говорил о медицине и ботанике, и что в её присутствии Базаров краснел. Одинцова тоже заинтересовалась беседой с ним и пригласила друзей в Никольское.

Глава 16

В Никольском Аркадий и Базаров познакомились с младшей сестрой Одинцовой – Катей. Ей восемнадцать лет и она миловидна. Анна Сергеевна старалась сделать так, чтобы Аркадий больше общался с Катей, и он это заметил. На самом же деле, он больше думал о самой Одинцовой. Она предпочла общение с Базаровым. Ей пришлись по нраву его резкие суждения об уме и глупости, об устройстве общества и т.д. Жизнь Одинцовой, по сути, была пуста. Как и любая женщина, которой не удалось полюбить, она сама не знает, что ей нужно от жизни. Своего мужа она с трудом выносила, после его смерти уехала за границу и завела там связь со шведом. В итоге все равно вернулась в Россию, а теперь заинтересовалась Базаровым.

Глава 17

Незаметно для себя, Аркадий с Базаровым провели в Никольском целых пятнадцать дней. Аркадий за это время сблизился с Катей, Базаров проводил много времени с Одинцовой. Несмотря на то, что ему не нравятся её «барские» замашки и изящные привычки, к своему удивлению, он начинает испытывать к ней сильные чувства. Она тоже всё время думает о нем и даже не хочет отпускать его к родителям. Но он, раскусив её истинные чувства, говорит, что ей лишь хочется полюбить, а на деле не удаётся. Именно в этом её несчастие.

Глава 18

Следующим утром Одинцова вызвала Базарова на разговор. Она спрашивала его, чего он хочет достичь и что у него на душе. Сначала он ускользал от ответов, а потом всё же признался, что глупо и безоглядно любит её. Сказав это, он уперся лбом в стекло окна. Одинцовой стало жаль его, но она предпочла пустую и скучную жизнь, какой жила до встречи с ним. Она не приняла его любви, так как личное спокойствие было для неё дороже.

Глава 19

После обеда Базаров нагнал Анну Сергеевну и извинился, сказал, что завтра уезжает навестить родителей. Аркадий собрался ехать с ним, но к себе домой. В Никольское неожиданно приезжает Ситников. Он, как всегда, много болтает впустую, что не нравится Аркадию. На это Базаров говорит, что такие как Ситников миру нужны, иначе кто будет выполнять всю грязную работу. Аркадий все же решает ехать с Базаровым в его деревню, а Ситников вызывается довезти их в своей коляске. Прощаясь, Одинцова говорит, что они ещё увидятся. По дороге Базаров рассказывает Аркадию, как зол на самого себя и, что непременно должен победить свою боль, а женщинам нельзя позволять завладеть и кончиком своего пальца. Вскоре они подъезжают к домику родителей Базарова.

Глава 20

У дома встречал их отец Базарова – Василий Иванович. Это был высокий худощавый человек с взъерошенными волосами и орлиным носом. Он был одет в старый военный сюртук и курил чубук. У него было небольшое имение всего в двадцать душ и, будучи местным лекарем, он лечил всех нуждающихся в округе. Из-за двери показалась мать Базарова – Арина Власьевна. Это была маленькая кругленькая старушка в белом чепце и пестрой кофточке. Она была настоящей русской дворяночкой, не особо образованной и сверх суеверной. Сына несказанно любила, но при этом побаивалась. Так, например, за столом во время обеда она очень хотела спросить, надолго ли он приехал, но так и не решилась. Базарова не было дома около трех лет. Поэтому родители суетились, не знали как себя вести и как угодить сыну. Ближе к ночи, Василий Иванович проводил Аркадия в предбанник, где ему постелили отличную постель. Затем он направился к сыну поговорить, но тот сказал, что очень устал с дороги и хотел бы поспать. На самом деле, он и глаз не сомкнул в эту ночь под крышей родного дома.

Глава 21

Утром Аркадий первым делом увидел отца Базарова, усердно работающего в огороде. Когда он вышел к нему, Василий Иванович спросил его, какого он мнения об их сыне. Аркадий сказал, что это один из лучших людей, каких он когда-либо встречал. Старик с гордостью улыбнулся. Появился Базаров и все вместе пошли пить чай. В полдень Аркадий с Базаровым беседовали о жизни. Базаров рассказывал о своём детстве, о родителях. Говорил, что им хорошо и правильно живется на свете. Они занимаются полезными делами, тогда как он всё думает о вечности и о своём месте в пространстве. От скуки даже сказал Аркадию, что тот пойдет по стопам своего дядюшки. Не выдержав тоски в деревне, вечером он сообщил, что хотел бы вернуться в имение Кирсановых, так как там лучше работается. Василий Иванович был убит этим известием и растерян.

Глава 22

По дороге в Марьино Аркадий с Базаровым решают заглянуть в Никольское к Одинцовой. Она их холодно принимает, ссылаясь на хандру, и просит зайти в другой раз. У Кирсановых все им рады, несмотря на некоторые затруднения в хозяйстве, с которыми Николай Петрович столкнулся. Здесь Базаров с головой уходит в работу и ставит научные опыты, Аркадий делает вид, что помогает отцу, а на самом деле все время думает о Никольском. Оказывается, что у Николая Петровича хранятся кое-какие письма матери Одинцовой, и Аркадий решает, что это хороший предлог наведаться к сестрам. Он чувствует, что привязался к Кате, хотя в мыслях все ещё присутствует Анна Сергеевна. Когда он приехал к ним, на этот раз, к его удивлению, Одинцова тепло и радушно встречала его.

Глава 23

Базаров дал понять Аркадию, что знает причину его отъезда в Никольское. Сам же он остался в Марьине работать. Споров с Павлом Петровичем почти не происходило. Даже, наоборот, тот иногда просил присутствовать при опытах, заглядывал в микроскоп. Правда, Николай Петрович чаще и с большим интересом следил за работой Базарова. Фенечка всё больше нравилась Базарову. Он с ней всегда охотно беседовал, а она доверяла ему как доктору. Однажды в беседке она была с охапкой роз. Попросив у неё понюхать розу, Базаров поцеловал её, отчего стало потом стыдно. Уходя, Фенечка его в сердцах упрекнула. Эту сцену видел Павел Петрович. Погуляв немного в лесу, он вернулся невероятно угрюмым.

Глава 24

После завтрака он постучался к Базарову и вызвал его на дуэль. На следующее утро во время дуэли Павел Петрович был ранен в ногу. Базаров осмотрел рану и перевязал её. Николаю Петровичу не сказали истинной причины дуэли, а сказали, что из-за расхождения политических взглядов. К ночи у Павла Петровича был жар и в бреду он говорил о Фенечке, сравнивал её любимой им когда-то княгиней Р. Николай Петрович лишь подивился тому, что у брата в сердце все ещё живут старые чувства. Придя в себя, Павел Петрович просил брата, наконец, жениться на Фенечке, и тот охотно согласился. Базаров же покинул имение Кирсановых.

Глава 25

Во время пребывания в Никольском, Аркадий все больше сближается с Катей. С ним происходят положительные перемены. Он раскрывается как настоящая личность и исчезает в нём всё напускное, привитое Базаровым. Катя тоже замечает эту перемену и искренне радуется за него, говоря, что они другие и чужды людям такого склада, как Базаров. Тем временем в Никольское заезжает Базаров, но, не желая видеться с Одинцовой, встречается только с Аркадием. Он рассказывает о дуэли, а также замечает перемены в характере друга. Он отмечает, что их дороги уже разошлись, ведь они совсем разные. Одинцова все же приглашает к себе Базарова, просит забыть о прошлых обидах и остаться в дружеских отношениях.

Глава 26

На следующее утро Катя выглядела немного озабоченной. Дело в том, что старшая сестра советует ей быть осторожнее с Аркадием и меньше оставаться с ним наедине. Аркадий уверяет Катю, что опасности никакой нет, что ради неё он готов на всё. До них неожиданно доносится разговор Одинцовой с Базаровым о том, что они не смогли быть вместе из-за схожести нравов. Анна Сергеевна утверждала, что ей больше подошел бы молодой Кирсанов, а к её сестре он питает лишь братские чувства. Услышав это, Аркадий повернулся к Катерине и сказал, что никого кроме неё не любит и хотел бы сделать ей предложение, на что Катерина ответила согласием. Затем Аркадий написал письмо Анне Сергеевне, в котором просил руки её младшей сестры. Одинцова была удивлена, но возражений не имела. После этого, она просит Базарова не уезжать и остаться с ней, но он отказывается, говоря, что он человек бедный, но милости не принимает. Он одобряет решение друга жениться на Кате, и после отправляется к себе домой.

Глава 27

Родители Базарова очень рады приезду сына. Он говорит им, что приехал всего на шесть недель и намерен всё время проводить в работе. Если сначала он запирался и просил ему не мешать, вскоре он начинает искать общества, работа наскучивает и единственным утешением становится медицинская практика. Он помогает отцу лечить местных жителей. Однажды к ним попадает тифозный мужик, который затем умирает. Во время процедуры вскрытия трупа Базаров случайно порезался и тоже заразился тифом. Он понимает, что скоро умрет. Болезнь развивается довольно быстро, и он просит родителей сообщить о его состоянии Одинцовой. Та, узнав о случившемся, приезжает к нему, чтобы проститься. При виде его она ощущает скорее брезгливость, и понимает, что любящий человек, в такой ситуации, чувствовал бы нечто другое. Прощаясь, она целует Базарова в лоб. На следующий день он умирает.

Глава 28

Через полгода Аркадий женился на Катерине, а Николай Петрович на Фенечке. Хозяйственные дела в Марьине начали постепенно налаживаться. Павел Петрович уехал по делам в Москву, а затем поселился в Дрездене. Одинцова повторно вышла замуж не по любви за человека с жёстким характером. У Кати и Аркадия вскоре родился сын, которого они назвали Колей. Ситников все также топчется в Петербурге, и по его словам, продолжает дело Базарова. За могилой Базарова ухаживают только его родители. Здесь они подолгу и горько плачут по своему сыну, который при жизни так часто рассуждал о вечном.

В феврале 1862 года состоялась первая публикация романа "Отцы и дети" Тургенева. Предлагаем вашему вниманию его краткий пересказ. "Отцы и дети" по главам будут рассмотрены нами с точки зрения основных событий. Кроме того, в статье вы найдете характеристику героев. Сначала предлагаем вам прочитать краткий пересказ. "Отцы и дети", по главам изложенные нами, начинаются следующими событиями.

Знакомство с Николаем Петровичем

Кирсанов Николай Петрович - помещик, с виду уже немолодой. Ему около 40 лет. 20 мая 1859 года он ожидает прибытия Аркадия, своего сына, только что завершившего обучение в университете. Николай Петрович ждет его на постоялом дворе.

Кирсанов был сыном генерала, однако военная карьера, предназначенная ему, не состоялась. Дело в том, что этот герой сломал ногу, будучи еще молодым человеком. На всю дальнейшую жизнь он остался "хроменьким". Кирсанов Николай Петрович женился рано. Его супругой стала дочь одного незнатного чиновника. В браке помещик был счастлив. Однако, к большому горю Николая Петровича, в 1847 году его супруга умерла. После этого он посвятил все свое время и силы воспитанию сына. Он жил вместе с ним даже в Петербурге и старался подружиться со студентами, товарищами Аркадия. В последнее время Кирсанов активно занялся преобразованием имения.

Аркадий привозит в имение своего друга

Вот, наконец, происходит встреча Николая Петровича и Аркадия в произведении, автор которого - Тургенев ("Отцы и дети"). Однако Аркадий прибывает не один. Вместе с ним самоуверенный, высокий и некрасивый молодой человек. Это начинающий доктор, который согласился некоторое время погостить у Кирсановых. Его зовут Базаров Евгений Васильевич.

Сначала разговор отца с сыном не клеится (5 глава). Николая Кирсанова смущает Фенечка. Эту девушку он содержит при себе и имеет от нее ребенка. Его сын старается сгладить неловкость снисходительным тоном, что немного коробит Кирсанова.

Павел Петрович ждет их дома. Это старший брат Николая Петровича. Между ним и Базаровым сразу же возникает взаимная антипатия. А вот слуги и дворовые мальчишки охотно подчиняются прибывшему гостю, хотя он и не намерен искать их расположения.

Словесная перепалка между Павлом Петровичем и Базаровым

Между Павлом Петровичем и Базаровым на следующий день происходит словесная перепалка (6 глава). Инициатором стычки становится именно Кирсанов. Евгений Васильевич не намерен полемизировать с ним, однако все-таки высказывает свое мнение по основным вопросам своих убеждений. По его представлению, люди стремятся к цели, поскольку испытывают "ощущения" и желают добиться "пользы". Евгений Базаров убежден, что химия намного важнее, чем искусство. Что касается науки, важнее всего в ней именно практический результат. Базаров даже гордится тем, что у него отсутствует художественный вкус. Он считает, что незачем изучать психологию какого-то отдельного человека. Для того, чтобы судить обо всем роде людском, достаточно одного экземпляра. Базаров беспощадно отрицает любые "постановления" в быту. Он высокого мнения о своих способностях, однако своему поколению Евгений Васильевич отводит вовсе не созидательную роль. Он говорит о том, что требуется сначала "расчистить место".

Рассказ о молодости Павла Петровича

"Нигилизм", который пропагандирует Базаров и Аркадий, подражающий ему, Павлу Петровичу представляется необоснованным и дерзким учением, существующим "в пустоте". Возникшее между гостем и братом отца напряжение пытается сгладить Аркадий. Для этого он рассказывает своему приятелю историю жизни Кирсанова Павла Петровича (7 глава). Этот человек в молодости был многообещающим и блестящим офицером. Он очень нравился женщинам. Однажды Павел Петрович повстречал княгиню Р., светскую львицу. Страсть к этой женщине изменила всю жизнь Кирсанова. Когда закончился их роман, Павел Петрович чувствовал себя полностью опустошенным. Он сохраняет от прошлой своей жизни только изысканность манер и костюма, а также любовь ко всему английскому.

Новая атака Павла Петровича, позиция Николая Кирсанова

Поведение и взгляды Базарова очень раздражают Павла Петровича. Он принимается снова атаковать Евгения Васильевича. Однако тот снисходительно и довольно легко разбивает все аргументы Кирсанова, направленные на защиту существующих традиций. Смягчить начавшийся спор пытается Николай Петрович, однако и он не может полностью согласиться со столь радикальными убеждениями Базарова. Тем не менее, Николай Кирсанов убеждает себя в том, что он и его брат отстали от жизни.

Встреча Аркадия и Евгения с Ситниковым и Кукшиной

Аркадий и Базаров отправляются в один губернский город (12 глава). Здесь они встречаются с Ситниковым, отпрыском откупщика, который считает себя "учеником" Евгения Васильевича. Ситников знакомит их с Кукшиной, "эмансипированной" дамой. Оба они считают себя "прогрессистами", отвергающими все авторитеты. Ситников и Кукшина, следуя моде, стремятся проявлять "свободомыслие". Оба они не умеют и не знают ничего, но в "нигилизме" своем оставляют позади и Базарова, и Аркадия. Евгений Васильевич откровенно презирает Ситникова, а в гостях у Кукшиной занимается в основном шампанским.

Знакомство Евгения с Одинцовой

Тургенев ("Отцы и дети") далее рассказывает нам о том, как Аркадий знакомит своего приятеля с Одинцовой (14 глава). Эта богатая, красивая и молодая вдова. Ею сразу же заинтересовывается Евгений Васильевич. Интерес к этой женщине у него вовсе не платонический. По поводу нее он цинично заявляет Аркадию Кирсанову, что "пожива есть...".

Кирсанов считает, что он влюблен во вдову. Однако у Аркадия это чувство напускное. А вот между Евгением Васильевичем и Одинцовой устанавливается взаимное тяготение. Вдова приглашает приятелей погостить некоторое время у нее.

Друзья гостят у Одинцовой

Гости в доме у этой женщины (ее зовут Анной Сергеевной) знакомятся с Катей, ее младшей сестрой. Девушка держится скованно. Евгений Базаров также чувствует себя неловко. Он "глядит сердито" и начинает раздражаться в гостях у Одинцовой. Мучается и Аркадий ("Отцы и дети"). Он находит утешение, общаясь с Катей.

Чувство, которое внушила Анна Сергеевна Базарову, оказывается новым для него. Этот человек, презиравший любые проявления "романтизма", неожиданно для себя понимает, что в нем скрывается "романтик". Евгений объясняется с Одинцовой (18 глава). Та не сразу вырывается из его объятий. Поразмыслив, принимает роковое решение Одинцова. "Отцы и дети" продолжились бы совершенно другими событиями, если бы она приняла любовь Базарова. Однако Одинцова решает, что "спокойствие" для нее дороже всего.

Отъезд Базарова, жизнь у родителей

Базаров, не желая сделаться рабом страсти, уезжает к своему отцу. Он живет неподалеку и работает уездным лекарем. Одинцова не желает удерживать Евгения. Базаров в дороге размышляет о том, что случилось. Он говорит, что все что позволить женщине завладеть собой - худшее, что может произойти.

Прибыв домой, Евгений сталкивается с тем, что его мать и отец не могут надышаться на ненаглядного сына. Ему же скучно в родном доме. Он покидает родителей уже через несколько дней. Базаров решает вернуться в имение Кирсановых.

Возвращение Евгения в имение Кирсановых, эпизод с Фенечкой

Здесь от скуки и жары Евгений обращает внимание на любимую Николаем Петровичем Фенечку (23 глава). Застав эту девушку одну, он крепко ее целует. Павел Петрович становится случайным свидетелем этой сцены. Его возмущает до глубины души поступок Евгения Базарова. В особенности Павел Кирсанов негодует потому, что он находит какое-то сходство между Фенечкой и княгиней Р.

Дуэль Павла Петровича с Базаровым

Павел Петрович, в соответствии со своими нравственными убеждениями, решается вызвать Евгения Васильевича на поединок (24 глава). Базаров, чувствуя неловкость и понимая, что вынужден поступиться собственными принципами, соглашается. Он считает, что дуэль в теоретическом отношении нелепа, а в практическом - совсем другое дело.

В результате поединка Базаров легко ранит Павла Петровича и сам же оказывает ему первую помощь. Очень достойно держится Павел Кирсанов ("Отцы и дети"). Павел Петрович даже пытается подшучивать над собой. Однако и ему, и Базарову при этом неловко. Настоящую причину дуэли от Николая Петровича решили скрыть. Тот в этой ситуации также ведет себя благородно. Он находит оправдание обоим противникам.

После дуэли Павел Петрович, который раньше возражал против свадьбы своего брата и Фенечки, начинает уговаривать Кирсанова сделать ей предложение.

Развитие любовной линии романа, отъезд Базарова

Любовь в "Отцы и дети" - одна из центральных тем. Расскажем о том, как развивалась эта линия после дуэли. Аркадий все больше сближается с Катей. Между ними устанавливается взаимопонимание. Катя замечает, что Евгений Базаров для них чужой, поскольку они "ручные", а он "хищный".

Евгений Васильевич, потерявший последнюю надежду на взаимность Анны Сергеевны, переступает через себя и решительно расстается с Одинцовой и с Аркадием (26 глава). Прощаясь, Базаров говорит бывшему другу, что тот "славный малый", но "либеральный барич". Кирсанов огорчен, но вскоре находит утешение в общении с Катей. Он признается ей в любви и убеждается во взаимности.

Жизнь Евгения в родительском доме, заражение и смерть

Евгений Базаров возвращается в дом родителей и старается посвятить все свое время работе, чтобы забыть о своей любви к Одинцовой. Однако через несколько дней страсть к работе пропадает. Она заменяется "глухим беспокойством" и "тоскливою скукой". Евгений Базаров пытается заговорить с мужиками, но не обнаруживает в их головах ничего, кроме глупости. Но и мужики относятся к Евгению Васильевичу не иначе как к "шуту гороховому".

Базаров, вскрывая труп тифозного больного, ранит палец, в результате чего происходит заражение крови (27 глава). Спустя несколько дней он говорит отцу, что дни его сочтены. Базаров перед смертью просит Анну Сергеевну приехать для того, чтобы попрощаться с ним. Евгений напоминает женщине о своей любви и замечает, что все его гордые мысли, как и чувство к ней, пошли прахом. Базаров с горечью отмечает, что России он не нужен. Ей требуется лишь портной, сапожник, мясник...

После того, как Евгения Васильевича причащают по настоянию родителей, автор отмечает, что на его "помертвевшем лице" отразилось "содрогание ужаса".

Венчание двух пар, дальнейшая судьба героев

Проходит 6 месяцев. В маленькой деревенской церкви происходит венчание двух пар: Кирсанова Николая с Фенечкой и Аркадия с Катей (28 глава). Все довольны, однако в этом настроении было что-то и искусственное, как будто все согласились разыграть "простодушную комедию".

Аркадий со временем становится отцом семейства и трудолюбивым хозяином. Через некоторое время имение Кирсановых начинает приносить хороший доход благодаря его усилиям. В семейной жизни и управлении имением находит смысл жизни Аркадий. "Отцы и дети" продолжаются описанием судьбы Николая Петровича. Он становится Николай Кирсанов активно работает на общественном поприще, что очень подходит его натуре. Кирсанов Павел Петрович переехал в Дрезден. Автор отмечает, что "жить ему тяжело", хотя он все еще выглядит джентльменом.

Кукшина находится в Гейдельберге. Она водится со студентами, увлекается архитектурой. По ее словам, она открыла в ней какие-то новые законы. Что касается Ситникова, он женился на княжне. Жена помыкает им. По его собственному мнению, он "продолжает" дело Евгения Базарова, работая публицистом в одном темном журнальчике.

Заключительный эпизод произведения

Переходим к описанию финальной сцены, завершающей краткий пересказ. "Отцы и дети" по главам нельзя изложить, не включив в рассказ этот эпизод из последней, 28-й главы. Хотя в развитии сюжета он большой роли не играет, он очень важен для понимания замысла автора. Не зря Тургенев включил его в свой роман, а мы - в краткий пересказ ("Отцы и дети"). По главам изложенный сюжет произведения позволяет нам до конца понять именно эта сцена.

Дряхлые старички часто приходят на могилу Евгения. Они горько плачут и молят бога упокоить его душу. Завершая произведение, автор описывает цветы, растущие на могильном холмике. Иван Сергеевич замечает, что они напоминают всем живущим не только лишь о равнодушии и спокойствии природы. Цветы говорят нам о жизни бесконечной и о вечном примирении. Таким образом, "Отцы и дети" - история с жизнеутверждающим финалом.

Предлагаем теперь поближе познакомиться с героями произведения. Ниже представлена их характеристика.

"Отцы и дети": характеристика персонажей

Базаров Евгений Васильевич - студент, нигилист, начинающий медик. Базаров в романе "Отцы и дети" - центральный персонаж. В своем нигилизме он является наставником Аркадия. Этот герой выступает против либеральных идей, которые в романе представляют братья Кирсановы, а также против консервативных взглядов, свойственных его собственным родителям. Евгений Базаров - разночинец, революционер-демократ. К концу произведения он влюбляется в Одинцову, после чего изменяет нигилистическим взглядам в отношении любовного чувства. Страсть к Одинцовой становится серьезным испытанием для Базарова. В конце произведения он умирает в результате заражения крови, полученного во время

Кирсанов Николай Петрович - либерал, помещик, вдовец, отец Аркадия. Он любит поэзию и музыку. Этот герой интересуется современными прогрессивными идеями, включая новые способы ведения сельского хозяйства. Автор отмечает, что в начале произведения он стыдится своего чувства к Фенечке из простого народа. Однако в конце романа он решает жениться на ней.

Старшим братом Николая является Кирсанов Павел Петрович. "Отцы и дети" - произведение, которое нельзя себе представить без этого героя. Это самоуверенный и гордый аристократ, отставной офицер, ярый сторонник либерализма. Он часто спорит с Евгением Васильевичем о природе, любви, науке, искусстве, аристократии. Одинок Павел Петрович. "Отцы и дети" - роман, в котором автор знакомит нас и с годами его молодости. В юности он пережил трагическую страсть к княгине Р. Павел Кирсанов видит в Фенечке черты своей возлюбленной. Он питает ненависть к Базарову и решает вызвать его на дуэль. Во время поединка он получает легкое ранение.

Другом Базарова является Аркадий Николаевич Кирсанов. "Отцы и дети" начинается его возвращением в родительский дом после окончания Санкт-Петербургского университета. Под влиянием своего приятеля этот герой становится нигилистом, однако затем решает отказаться от этого мировоззрения.

Базаров Василий Иванович - отец Евгения. Это небогатый армейский хирург в отставке. Он управляет имением, принадлежащим его жене. Василий Иванович в меру просвещен и образован. Он понимает, что из-за сельской жизни он оказался изолированным от современных идей. В целом этот герой придерживается консервативных взглядов. Он любит своего сына и довольно религиозен.

Весьма примечательна и Арина Власьевна в произведении "Отцы и дети". Содержание по главам этого произведения, кратко изложенное выше, не позволяет составить определенное представление о ней. Поэтому особенно важно прочитать характеристику матери Евгения Васильевича, которой является эта женщина. Она владеет деревушкой Базаровых. В ее распоряжении находятся 22 души крепостных. Эта женщина набожна и очень суеверна. Кроме того, она сентиментально-чувствительна и мнительна. Арина Власьевна любит Евгения и очень обеспокоена тем, что он отрекся от веры.

Следует представить и такого персонажа, как Анна Сергеевна Одинцова ("Отцы и дети"). Это богатая вдова, у которой гостили Аркадий и Евгений. Ей нравится Базаров, однако после его признания она не решается ответить взаимностью.

Локтева Екатерина Сергеевна - сестра Одинцовой. Это незаметная и тихая девушка, которая любит играть на клавикордах. Аркадий проводит в ее обществе много времени, мучаясь от своей любви к Анне. Однако через некоторое время он понимает, что любит именно Катю. Екатерина в конце произведения становится женой Аркадия.

Фенечка - простая девушка, которая родила ребенка от Николая Петровича. Она проживает в одном доме с ним. В заключительной главе она становится супругой Николая Петровича.

Таковы герои романа "Отцы и дети" (портрет автора представлен выше). Конечно, для понимания характера каждого из них лучше познакомиться с оригиналом произведения. Читать его, кстати, очень интересно - все герои романа "Отцы и дети" имеют яркие и любопытные характеры. А основная тема произведения - взаимоотношения между поколениями - актуальна всегда. Не случайно многим и в наше время нравятся "Отцы и дети". Смысл этого романа глубокий, а проблемы, которые ставит автор, вечны.

20 мая 1859 г. Николай Петрович Кирсанов, сорокатрехлетний, но уже немолодой с виду помещик, волнуясь, ожидает на постоялом дворе своего сына Аркадия, который только что окончил университет.

Николай Петрович был сыном генерала, но предназначенная ему военная карьера не состоялась (он в молодости сломал ногу и на всю жизнь остался «хроменьким»). Николай Петрович рано женился на дочке незнатного чиновника и был счастлив в браке. К его глубокому горю, супруга в 1847 г. скончалась. Все свои силы и время он посвятил воспитанию сына, даже в Петербурге жил вместе с ним и старался сблизиться с товарищами сына, студентами. Последнее время он усиленно занялся преобразованием своего имения.

Наступает счастливый миг свидания. Однако Аркадий появляется не один: с ним высокий, некрасивый и самоуверенный молодой человек, начинающий доктор, согласившийся погостить у Кирсановых. Зовут его, как он сам себя аттестует, Евгений Васильевич Базаров.

Разговор отца с сыном на первых порах не клеится. Николая Петровича смущает Фенечка, девушка, которую он содержит при себе и от которой уже имеет ребёнка. Аркадий снисходительным тоном (это слегка коробит отца) старается сгладить возникшую неловкость.

Дома их ждёт Павел Петрович, старший брат отца. Павел Петрович и Базаров сразу же начинают ощущать взаимную антипатию. Зато дворовые мальчишки и слуги гостю охотно подчиняются, хотя он вовсе и не думает искать их расположения.

Уже на следующий день между Базаровым и Павлом Петровичем происходит словесная стычка, причём её инициатором является Кирсанов-старший. Базаров не хочет полемизировать, но все же высказывается по главным пунктам своих убеждений. Люди, по его представлениям, стремятся к той или иной цели, потому что испытывают различные «ощущения» и хотят добиться «пользы». Базаров уверен, что химия важнее искусства, а в науке важнее всего практический результат. Он даже гордится отсутствием у него «художественного смысла» и полагает, что изучать психологию отдельного индивидуума незачем: «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других». Для Базарова не существует ни одного «постановления в современном нашем быту... которое бы не вызвало полного и беспощадного отрицания». О собственных способностях он высокого мнения, но своему поколению отводит роль не созидательную - «сперва надо место расчистить».

Павлу Петровичу «нигилизм», исповедуемый Базаровым и подражающим ему Аркадием, представляется дерзким и необоснованным учением, которое существует «в пустоте».

Аркадий старается как-то сгладить возникшее напряжение и рассказывает другу историю жизни Павла Петровича. Он был блестящим и многообещающим офицером, любимцем женщин, пока не встретил светскую львицу княгиню Р*. Страсть эта совершенно изменила существование Павла Петровича, и, когда роман их закончился, он был полностью опустошён. От прошлого он сохраняет лишь изысканность костюма и манер да предпочтение всего английского.

Взгляды и поведение Базарова настолько раздражают Павла Петровича, что он вновь атакует гостя, но тот довольно легко и даже снисходительно разбивает все «силлогизмы» противника, направленные на защиту традиций. Николай Петрович стремится смягчить спор, но и он не может во всем согласиться с радикальными высказываниями Базарова, хотя и убеждает себя, что они с братом уже отстали от жизни.

Молодые люди отправляются в губернский город, где встречаются с «учеником» Базарова, отпрыском откупщика, Ситниковым. Ситников ведёт их в гости к «эмансипированной» даме, Кукшиной. Ситников и Кукшина принадлежат к тому разряду «прогрессистов», которые отвергают любые авторитеты, гоняясь за модой на «свободомыслие». Они ничего толком не знают и не умеют, однако в своём «нигилизме» оставляют далеко за собой и Аркадия, и Базарова. Последний Ситникова откровенно презирает, а у Кукшиной «занимается больше шампанским».

Аркадий знакомит друга с Одинцовой, молодой, красивой и богатой вдовой, которой Базаров сразу же заинтересовывается. Интерес этот отнюдь не платонический. Базаров цинично говорит Аркадию: «Пожива есть...»

Аркадию кажется, что он влюблён в Одинцову, но это чувство напускное, тогда как между Базаровым и Одинцовой возникает взаимное тяготение, и она приглашает молодых людей погостить у неё.

В доме Анны Сергеевны гости знакомятся с её младшей сестрой Катей, которая держится скованно. И Базаров чувствует себя не в своей тарелке, он на новом месте начал раздражаться и «глядел сердито». Аркадию тоже не по себе, и он ищет утешения в обществе Кати.

Чувство, внушённое Базарову Анной Сергеевной, ново для него; он, так презиравший всякие проявления «романтизма», вдруг обнаруживает «романтика в самом себе». Базаров объясняется с Одинцовой, и хотя та не тотчас же освободилась от его объятий, однако, подумав, она приходит к выводу, что «спокойствие лучше всего на свете».

Не желая стать рабом своей страсти, Базаров уезжает к отцу, уездному лекарю, живущему неподалёку, и Одинцова не удерживает гостя. В дороге Базаров подводит итог происшедшему и говорит: «...Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. Это всё вздор».

Отец и мать Базарова не могут надышаться на своего ненаглядного «Енюшу», а он скучает в их обществе. Уже через пару дней он покидает родительский кров, возвращаясь в имение Кирсановых.

От жары и скуки Базаров обращает внимание на Фенечку и, застав её одну, крепко целует молодую женщину. Случайным свидетелем поцелуя становится Павел Петрович, которого до глубины души возмущает поступок «этого волосатого». Он особенно негодует ещё и потому, что ему кажется: в Фенечке есть что-то общее с княгиней Р*.

Согласно своим нравственным убеждениям, Павел Петрович вызывает Базарова на поединок. Чувствуя себя неловко и, понимая, что поступается принципами, Базаров соглашается стреляться с Кирсановым-старшим («С теоретической точки зрения дуэль - нелепость; ну, а с практической точки зрения - это дело другое»).

Базаров слегка ранит противника и сам подаёт ему первую помощь. Павел Петрович держится хорошо, даже подшучивает над собой, но при этом и ему и Базарову неловко. Николай Петрович, от которого скрыли истинную причину дуэли, также ведёт себя самым благородным образом, находя оправдание для действий обоих противников.

Последствием дуэли становится и то, что Павел Петрович, ранее решительно возражавший против женитьбы брата на Фенечке, теперь сам уговаривает Николая Петровича совершить этот шаг.

И у Аркадия с Катей устанавливается гармоничное взаимопонимание. Девушка проницательно замечает, что Базаров для них - чужой, потому что «он хищный, а мы с вами ручные».

Окончательно потерявший надежду на взаимность Одинцовой Базаров переламывает себя и расстаётся с ней и Аркадием. На прощание он говорит бывшему товарищу: «Ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либеральный барич...» Аркадий огорчён, но довольно скоро утешается обществом Кати, объясняется ей в любви и уверяется, что тоже любим.

Базаров же возвращается в родительские пенаты и старается забыться в работе, но через несколько дней «лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством». Пробует он заговаривать с мужиками, однако ничего, кроме глупости, в их головах не обнаруживает. Правда, и мужики видят в Базарове что-то «вроде шута горохового».

Практикуясь на трупе тифозного больного, Базаров ранит себе палец и получает заражение крови. Через несколько дней он уведомляет отца, что, по всем признакам, дни его сочтены.

Перед смертью Базаров просит Одинцову приехать и попрощаться с ним. Он напоминает ей о своей любви и признается, что все его гордые помыслы, как и любовь, пошли прахом. «А теперь вся задача гиганта - как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет... Все равно: вилять хвостом не стану». С горечью говорит он, что не нужен России. «Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник...»

Когда Базарова по настоянию родителей причащают, «что-то похожее на содрогание ужаса мгновенно отразилось на помертвевшем лице».

Проходит шесть месяцев. В небольшой деревенской церкви венчаются две пары: Аркадий с Катей и Николай Петрович с Фенечкой. Все были довольны, но что-то в этом довольстве ощущалось и искусственное, «точно все согласились разыграть какую-то простодушную комедию».

Со временем Аркадий становится отцом и рьяным хозяином, и в результате его усилий имение начинает приносить значительный доход. Николай Петрович принимает на себя обязанности мирового посредника и усердно трудится на общественном поприще. Павел Петрович проживает в Дрездене и, хотя по-прежнему выглядит джентльменом, «жить ему тяжело».

Кукшина обитает в Гейдельберге и якшается со студентами, изучает архитектуру, в которой, по её словам, она открыла новые законы. Ситников женился на княжне, им помыкающей, и, как он уверяет, продолжает «дело» Базарова, подвизаясь в роли публициста в каком-то тёмном журнальчике.

На могилу Базарова часто приходят дряхлые старички и горько плачут и молятся за упокой души безвременно усопшего сына. Цветы на могильном холмике напоминают не об одном спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...

Похожие публикации