Катакомбы рима. Искусство первых христиан

Древние улицы Рима скрывают в своих недрах ещё один город, наполненный таинственными лабиринтами и мрачными подземельями. Это катакомбы. Они протянулись под городом на сотню километров. Археологами обнаружены десятки разветвленных систем коридоров и ниш. Для экскурсий открыта только малая их часть, и те, что открыты, пользуются большой популярностью у путешественников

Подземная история христианства

Обычно считается, что катакомбы это сеть подземных тоннелей, образованная в результате работ на каменоломнях или построенная в качестве бомбоубежищ. Но это ошибочное мнение. Изначально катакомбами называли подземные галереи, используемые для погребения усопших и проведения религиозных церемоний в небольших часовнях. Практика погребения усопших в катакомбах существовала в Риме вплоть до четвертого века. За это время в них было похоронено около 750 тысяч человек.

Катакомбы представляют собой подземные лабиринты, проделанные в легко обрабатываемой пористой породе (туфе). По обе стороны от коридоров располагаются небольшие помещения, вмещающие несколько могил. Их называют кубикулами. Изначально это слово обозначало спальное место в доме у римлян. Кубикулы являлись фамильными склепами, в которых располагались усыпальницы зажиточных граждан. Тех, кто не мог себе позволить отдельные кубикулы, хоронили в узких нишах, расположенных по бокам основных коридоров.

Катакомбы святого мученика Себастьяна (Catacombe di San Sebastiano)

Римские катакомбы использовались во времена язычества, а со второго века в них стали хоронить последователей Христа. Любопытно в этом отношении место погребения мученика раннехристианской эпохи Себастьяна. В нем можно отследить интересный переход: языческие надписи и изображения сменяются христианскими символами. Здесь, в пугающей тишине, расположилась крипта римского легионера, гонимого за свою веру и осуждённого на смерть. В настоящее время мощи Себастьяна покоятся в церкви его имени. В четвертом веке ее возвели поверх катакомб.

По преданию, здесь же, были погребены мощи Павла и Петра, учеников и последователей Иисуса. Они были казнены римскими солдатами в первом веке. Безмолвные стены сохранили надпись, гласящую о том, что "здесь почивали святые".

Расположены: via Appia Antica 136, сайт http://www.catacombe.org/

Катакомбы Присциллы (Catacombe di Priscilla)


Это самые старые римские катакомбы. Территорией, где они вырыты, когда-то владел Акилий Глабрий. К его роду принадлежала и Присцилла, именем которой названо захоронение. Ее казнили по распоряжению императора Домициана, гонителя христиан.

На территории катакомб воздвигнута капелла, в которой встречаются надписи на греческом. В капелле можно увидеть картину таинства причащения, рисунок Девы Марии с младенцем на руках, а также образы других библейских героев. Эти изображения появились здесь во втором веке.

Расположены: via Salaria, 430 сайт http://www.catacombepriscilla.com/

Катакомбы святой Домитиллы (Catacombe di Domitilla)

Они расположены на территории фамильного поместья семьи Флавиев. Историки предполагают (хотя это до конца не установлено), что Домитилла это внучка римского императора Веспасиана, принявшая мученическую смерть за свою веру. Хоронили усопших в этом месте вплоть до четвертого века. Из-за нехватки места, ниши в стенах располагались в четыре этажа. В катакомбах Домитиллы сохранилось уникальное изображение Иисуса Христа, в образе Доброго Пастыря.

Расположены: via delle Sette Chiese, 282 сайт http://www.domitilla.info/

Катакомбы святой Агнессы (Catacombe di Sant"Agnese)


Место названо именем мученицы Агнессы Римской, причисленной к лику святых. На стенах подземелья нет традиционных рисунков с христианской символикой, но в двух галереях можно увидеть надписи (эпитафии). Мощи святой Агнессы находятся в базилике Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, возведённой над катакомбами в четвертом веке. Ее построили по решению дочери императора Константина. В этой базилике и покоятся останки святой Агнессы, перенесенные из подземного захоронения.

Расположение: via Nomentana 349, сайт http://www.santagnese.org/catacombe.htm

Катакомбы святого Каллиста (Catacombe di San Callisto)


Катакомбы Каллиста - крупнейший комплекс христианских катакомб в Риме. Его протяжённость - около 20 км. Галереи захоронений и кладбищ насчитывают 170 тысяч могил христиан, погребенных на четырёх уровнях. Назвали катакомбы по имени римского священнослужителя Каллиста, при жизни занимался организацией похорон христиан.

Захоронения еще исследуются учеными, поэтому для экскурсий доступна только их часть. На территории погребальных галерей посетители могут увидеть три крипты (большие помещения с захоронениями):

Пещера пап. Получила название в честь шести пап, нашедших покой в её стенах. Кроме них здесь погребено множество епископов и святых. Захоронения относятся к третьему веку.

Крипта святых таинств. Представляет собой пять кубикул, предназначенных для захоронения одной семьи. Крипта украшена фресками, каждая из которых рассказывает о великих божественных свершениях: таинстве крещения, обряде причастия и будущего воскресения.

Крипта святой Цецилии. Место расположения саркофага Цецилии римской - мученицы третьего века, причисленной католической церковью к ликам святых. Она известна как активная сторонница христианской веры, приведшая к Богу около 400 римлян. На стенах крипты выгравированы греческие эпитафии и уникальные фрески.

Расположены: via Appia Antica 110/126 сайт http://www.catacombe.roma.it/it/index.php

Добро пожаловать на интересные экскурсии в Риме!

Катакомбы по праву являются одними из самых интересных мест захоронений в Италии. Безусловно, самыми лучшими из них считаются катакомбы Рима. Именно здесь на протяжении многих столетий для погребения тысячи тел использовались лабиринты подземных туннелей. Самым известным местом этих подземных захоронений считается Старая Аппиевая дорога. Именно эту местность, находящуюся за чертой города Рима, использовали как место для погребения язычников и первых христиан.

История возникновения

На Аппиевой дороге находятся катакомбы Св. Каллиста, которые были построены в середине II века и сегодня являются одними из крупнейших и наиболее важных в Риме. Названы они в честь диакона Каллисто, который в 199 году был назначен смотрителем и хранителем первого официального кладбища церкви Рима.За двадцать лет, которые Каллисто заведовал кладбищем, он значительно расширил и улучшил основные направления подземелья.
В третьем веке Каллисто выбрали новым папой. После смерти кладбище назвали в его честь, а самого Каллисто возвели в ранг святых. Примечательно то, что сам он не входит в число пап, похороненных здесь.

Архитектура

Со II и по IV века, когда христианство не принимали как религию и против основных приверженцев были страшные гонения, катакомбы использовали лишь для захоронений и именно этот период характеризуется простыми незамысловатыми табличками и надписями. А большинство захоронений того периода представляют собой довольно простые гробницы, украшенные простым резным изображением. Начиная с IV века в последующие годы папа Дамасий смог получить от императора Феодосия признания христианства в качестве государственной религии, и решил восстановить эти катакомбы.Когда гонения закончились, надписи стали гораздо более распространенными, появилось много фресок и мозаики. Теперь на гробнице было написано не только имя человека, но и нарисована картина, изображающая его профессию. Так в катакомбах Св. Каллиста можно увидеть изображения пекарей, столяров, портных, учителей, юристов, лекарей, государственных служащих, военных и другие рисунки, четко отображающие ту или иную профессию. Долгое время катакомбы были не только местом захоронения, но и паломничества.Склеп был заброшен лишь после того, как содержащиеся в нем реликвии и мощи святых были перенесены в различные церкви Рима. Заключительная волна переводов из склепа произошла во времена правления папы Сергия II в IX веке.
Интерес к катакомбам возродился только в XV веке. Илишь в XIX веке их вновь стали оценивать как святые места и считать основной сокровищницей христианства. Благодаря основателю современной христианской археологии Джованни Батиста де Росси в 1854году катакомбы Св. Каллиста были открыты и тщательно исследованы.
Сегодня в катакомбах насчитывается около полумиллиона различных захоронений. В целом, площадь катакомб составляет около 15 га земли, протяженностью 20 км. Максимальная глубина катакомб достигает 20 метров.
При входе в катакомбы можно увидеть крипту, которую называют «Маленьким Ватиканом», именно здесь похоронены 9 пап и 8 церковных сановников.
Дальше следует склеп Св. Цецилии, которую считают покровительницей духовной музыки. Останки этой святой были перенесены в церковь ещё в 821 году. Но сегодня здесь можно увидеть прекрасную скульптуру, работу Стефано Модерно, который таким образом решил увековечить нетленное тело умершей девушки.

Туристу на заметку

Катакомбы закрыты по средам и в феврале. В остальные дни работают с 9-00 до 12-00;с 14-00 до 17-00.

Под древними улицами Рима скрыт ещё один город со своими строениями и лабиринтами улиц. Античные катакомбы общей длиной в более, чем полторы сотни километров использовались раньше как места погребений.

Вдоль знаменитой Аппиевой дороги в Риме, под поверхностью земли, располагается разветвлённая система подземелий. Эти катакомбы представляют собой длинные лабиринты из туфа, в стенах которых находятся прямоугольные ниши для захоронений. На сегодняшний день почти все ниши открыты и пусты, однако сохранились и закрытые (например, в катакомбах Панфила).


Аппиева дорога / Артур Джон Стратт, 1858 год

Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб общей длиной 150-170 км — это около 750 000 захоронений. Кстати, само название «катакомбы» (лат. catacomba) римлянам было не известно, они применяли слово «цеметерий» (лат. coemeterium) - «покои». Лишь одна из coemeteria — святого Себастьяна, называлась ad catacumbas (от греч. katakymbos - углубление).


Первые катакомбы у ворот Рима возникли ещё в дохристианскую эпоху. Римский закон запрещал захоронения в черте города, поэтому для погребений римляне использовали крупные дороги, ведущие из Рима. Большинство памятников на Аппиевой дороге было возведено во II веке, после того, как вместо римской традиции сжигания тел умерших, зажиточные граждане начали хоронить тела в земле.

Цена на участки земли в начале общественных дорог, соединявших между собой наиболее крупные города, была высока, поэтому, чем ближе захоронение находилось к городским воротам, тем более уважаем был хозяин участка.


Аппиева дорога. Гробница Цецилии Метеллы

Римские собственники устраивали на принадлежавшем им участке одиночную могилу, или целый семейный склеп, куда допускали только своих близких. В дальнейшем их потомки, переходившие в христианство, допускали для погребения на своих участках только единоверцев.

Об этом свидетельствуют многочисленные надписи, сохранившиеся в катакомбах: «[Фамильная] усыпальница Валерия Меркурия. Юлитта Юлиана и Квинтилия, для почтенных его отпущенных и потомков того же вероисповедания, что я сам», «Марк Антоний Рестут построил склеп для себя и своих близких, кто верит в Бога».


Аппиева дорога. Гробница Илария Фуска

Наиболее ранними (IV век) историческими источниками о римских катакомбах выступают сочинения Блаженного Иеронима и Пруденция. Иероним, воспитывавшийся в Риме, оставил заметки о своих посещениях катакомб:

Вместе со своими товарищами-сверстниками я имел обычай по воскресным дням посещать гробницы апостолов и мучеников, спускаться часто в пещеры, вырытые в глубине земли, в стенах которых по обеим сторонам лежат тела усопших, и в которых такая темнота, что здесь почти сбывается это пророческое изречение: «да внидут во ад живи».

Описание Иеронима дополняет написанное примерно в тот же период сочинение Пруденция «Страдания блаженнейшего мученика Ипполита»:

Недалеко от того места, где оканчивается городской вал, на возделанной местности, к нему примыкающей, открывает свои темные ходы глубокая крипта. Покатая тропа, извиваясь, ведет в это убежище, лишённое света. Дневной свет проникает в крипту чрез вход, а в извилистых галереях ее уже в нескольких шагах от входа чернеет темная ночь.

Впрочем, в эти галереи бросают ясные лучи сверху отверстия, прорубленные в своде крипты. И хотя в крипте встречаются там и здесь темные места, тем не менее, через означенные отверстия значительный свет освещает внутренность высеченного пространства. Таким образом дается возможность под землею видеть свет отсутствующего солнца и наслаждаться его сиянием. В таком тайнике скрывается тело Ипполита, подле которого воздвигается жертвенник для божественных священнодействий.

Именно от совершения богослужений в катакомбах на гробах мучеников ведёт своё начало христианская традиция совершения литургии на мощах святых.

Катакомбы в период II-IV веков использовались христианами для проведения религиозных обрядов и осуществления захоронений, так как община считала своим долгом погребать единоверцев только среди своих. Похороны у первых христиан были простыми: предварительно омытое и умащённое различными благовониями тело (бальзамирования с очищением внутренностей древние христиане не допускали) закутывали в саван и помещали в нишу. Затем её закрывали мраморной плитой и в большинстве случаев замуровывали кирпичами.


На плите было написано имя усопшего (иногда только отдельные буквы или цифры), а также христианский символ или пожелание покоя на небесах. Эпитафии были весьма лаконичны: «Мир с тобой», «Спи в мире Господа» и тому подобное. Часть плиты покрывали цементным раствором, в который также бросали монеты, небольшие фигурки, кольца, жемчужные ожерелья. Зачастую рядом оставляли масляные лампы или маленькие сосуды с благовониями. Число таких предметов было довольно высоко: несмотря на разграбление ряда захоронений, в одних только катакомбах Святой Агнессы было найдено около 780 предметов, положенных вместе с усопшими в гробницу.


Христианские захоронения в катакомбах почти в точности воспроизводили еврейские погребения и не отличались в глазах современников от еврейских кладбищ в окрестностях Рима. По мнению исследователей, раннехристианские эпитафии («Почить в мире», «Почить в Боге») в катакомбах повторяют иудейские погребальные формулы: «bi-shalom», «bi-adonai».

Кстати, этот «труд» горгулий породил несколько забавных поговорок. По сей день во Франции о безнадежных пьяницах говорят, что «он пьет как горгулья», или же «он пьет столько, что, глядя на него, горгулья умрет от зависти».

Управлением и поддержанием порядка в катакомбах занимались фоссоры. В их обязанности также входила подготовка мест для захоронений и посредничество между продавцами и покупателями могил. Изображения фоссоров часто встречаются в катакомбной живописи: их изображают за работой или стоящими с орудиями своего труда, среди которых выделяются топор, кирка, лом и глиняная лампа для освещения темных коридоров. Современные фоссоры участвуют в дальнейших раскопках катакомб, следят за порядком и проводят учёных и интересующихся по неосвещённым коридорам.

Наиболее распространённой формой захоронений в катакомбах являлись ниши — локулы, дословно «местечки». Они выполнялись в форме четырёхугольных продолговатых углублений в стенах коридоров. Под невысокими глухими арками в стене, называющимися аркосолиями, в гробницах помещали останки усопших. Надгробные плиты использовали как алтари при совершении литургии.

С IV века катакомбы начинают утрачивать своё значение и перестают использоваться для погребения. Последним римским епископом, который был в них погребён, является папа Мельхиад. Его преемник Сильвестр был уже похоронен в базилике Сан-Сильвестро-ин-Капите. В V веке захоронения в катакомбах полностью прекратились, но с этого периода катакомбы приобретают популярность у паломников, желавших помолиться на могилах апостолов, мучеников и исповедников.


Титулярная базилика Сан-Сильвестро-ин-Капите в Риме, Италия

Они посещали катакомбы, оставляя на их стенах (особенно возле гробнице мощами святых) различные изображения и надписи. Некоторые из них описывали свои впечатления от посещения катакомб в путевых заметках, которые являются одним из источников данных для изучения катакомб.

Падение интереса к катакомбам было вызвано постепенным извлечением из них мощей святых. Например, в 537 году при осаде города Витигесом, гробницы святых были вскрыты, и их мощи перенесены в городские церкви.

Это было первое извлечение реликвий из катакомб, последующие записи хронистов сообщают о более масштабных акциях. Например, папа Бонифаций IV вывез из катакомб тридцать две повозки с мощами, а при папе Пасхалии I, согласно надписи в базилике Санта-Прасседе, было извлечено из катакомб две тысячи триста мощей.

В конце IX века посещение римских катакомб, лишившихся привлекавших паломников мощей, практически прекратились, в XI-XII веках описаны лишь единичные случаи подобных визитов. Практически на 600 лет о знаменитом в христианском мире некрополе забыли.

В XVI веке к изучению катакомб приступил Онуфрий Панвинио, профессор-теолог, библиотекарь папской библиотеки. Он исследовал раннехристианские и средневековые письменные источники и составил список 43 римских захоронений, однако, вход удалось найти лишь в катакомбы святых Себастьяна, Лаврентия и Валентина.

Вновь о римских катакомбах стало известно после того, как 31 мая 1578 года рабочие, занятые на земляных работах на Салярской дороге, наткнулись на каменные плиты, покрытые древними надписями и изображениями. В то время посчитали, что это катакомбы Присциллы. Вскоре после открытия они были погребены под завалом и заново раскопаны лишь в 1921 году.


Позднее катакомбы исследовал Антонио Босио, который в 1593 году впервые спустился в катакомбы Домитиллы. Полномасштабные исследовательские работы начались только с XIX века, когда вышли в свет работы, посвящённые их истории и живописи.

С 1929 года катакомбами и проводимыми там исследованиями управляет Папская Комиссия по священной археологии. Институт христианской археологии при комиссии занимается охраной и сохранением открытых катакомб, а также исследованием живописи и дальнейшими раскопками.


Система христианских захоронений самая обширная из всех. Самыми старыми из них считаются катакомбы Присциллы. Они являлись частным владением семьи Акилия Глабрия, римского консула. Помещения в них украшены раннехристианскими фресками, из которых выделяются сцена пира (аллегория евхаристии) в греческой капелле и древнейшее изображение Богородицы с младенцем и пророком, датируемое II веком.


Катакомбы Присциллы

Стены около 40 катакомб украшены фресками (реже мозаиками), изображающими сцены из Ветхого и Нового Завета, языческих мифов, а также различными христианскими аллегорическими символами. К древнейшим изображениям относятся сцены «Поклонения волхвов», которые датируются II веком. Также ко II веку относится появление в катакомбах изображений акронима или символизирующей его рыбы.

Присутствие в местах захоронений и собраний первых христиан изображений, как библейской истории, так и святых, свидетельствует о ранней традиции почитания священных изображений. К другим распространённым в катакомбах символическим образам, частично заимствованным из античной традиции, относятся:

  • якорь - образ надежды (является опорой корабля в море);
  • голубь - символ Святого Духа;
  • феникс - символ воскресения;
  • орёл - символ юности («обновится яко орля юность твоя» (Пс. 102:5));
  • павлин - символ бессмертия (по мнению древних, его тело не подвергалось разложению);
  • петух - символ воскресения (крик петуха пробуждает от сна);
  • агнец - символ Иисуса Христа;
  • лев - символ силы и могущества;
  • оливковая ветвь - символ вечного мира;
  • лилия - символ чистоты;
  • виноградная лоза и корзина с хлебом - символы евхаристии.

Исследователи отмечают, что христианская фресковая живопись в катакомбах представляет собой (за исключением новозаветных сцен) те же символы и события библейской истории, которые присутствуют в иудейских захоронениях и синагогах того периода.

Интересно, что в катакомбной живописи отсутствуют изображения на тему Страстей Христовых (нет ни одного изображения распятия) и Воскресения Иисуса. Зато часто встречаются сцены изображающие Христа, совершающего чудеса: умножение хлебов, воскрешение Лазаря. Иногда Иисус держит в руках своего рода «волшебную палочку», что является античной традицией изображения чудес, также перенятой христианами.

Еще одно часто встречающееся изображение в катакомбах - Оранта. Первоначально как персонификация молитвы, а затем как образ Богородицы, представляющий её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.

Длинные тёмные коридоры с витающей в них атмосферой смерти неумолимо притягивают в римские катакомбы, как паломников, так и обычных туристов. Одни жаждут благости от места захоронения своих святых, другие — острых ощущений и фотографий на память. Особыми посетителями являются учёные. Замурованная в стены история всё еще хранит свои тайны и готова открыть их только избранным.

03.03.2015 0 9283


Под древними улицами Рима скрыт ещё один город со своими строениями и лабиринтами улиц. Античные катакомбы общей длиной в более чем полторы сотни километров использовались раньше как места погребений.

Возникновение захоронений

Вдоль знаменитой Аппиевой дороги в Риме, под поверхностью земли, располагается разветвлённая система подземелий. Эти катакомбы представляют собой длинные лабиринты из туфа, в стенах которых находятся прямоугольные ниши для захоронений. На сегодняшний день почти все ниши открыты и пусты, однако сохранились и закрытые (например, в катакомбах Панфила).

Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб общей длиной 150-170 км, это около 750000(!) захоронений. Кстати, само название «катакомбы» (лат. catacomba) римлянам было не известно, они применяли слово «цеметерий» (лат. coemeterium) — «покои». Лишь одна из coemeteria, святого Себастьяна, называлась ad catacumbas (от греч. katakymbos — углубление).

Аппиева дорога

Первые катакомбы у ворот Рима возникли ещё в дохристианскую эпоху. Римский закон запрещал захоронения в черте города, поэтому для погребений римляне использовали крупные дороги, ведущие из Рима. Большинство памятников на Аппиевой дороге было возведено во II веке, после того, как вместо римской традиции сжигания тел умерших, зажиточные граждане начали хоронить тела в земле.

Цена на участки земли в начале общественных дорог, соединявших между собой наиболее крупные города, была высока, поэтому, чем ближе захоронение находилось к городским воротам, тем более уважаем был хозяин участка.

Римские собственники устраивали на принадлежавшем им участке одиночную могилу, или целый семейный склеп, куда допускали только своих близких. В дальнейшем их потомки, переходившие в христианство, допускали для погребения на своих участках только единоверцев. Об этом свидетельствуют многочисленные надписи, сохранившиеся в катакомбах: «[Фамильная] усыпальница Валерия Меркурия. Юлитта Юлиана и Квинтилия, для почтенных его отпущенных и потомков того же вероисповедания, что я сам», «Марк Антоний Рестут построил склеп для себя и своих близких, кто верит в Бога».

Наиболее ранними (IV век) историческими источниками о римских катакомбах выступают сочинения Блаженного Иеронима и Пруденция. Иероним, воспитывавшийся в Риме, оставил заметки о своих посещениях катакомб:

«Вместе со своими товарищами-сверстниками я имел обычай по воскресным дням посещать гробницы апостолов и мучеников, спускаться часто в пещеры, вырытые в глубине земли, в стенах которых по обеим сторонам лежат тела усопших, и в которых такая темнота, что здесь почти сбывается это пророческое изречение: «да внидут во ад живи» (Пс. 54:16).

Описание Иеронима дополняет написанное примерно в тот же период сочинение Пруденция «Страдания блаженнейшего мученика Ипполита»:

«Недалеко от того места, где оканчивается городской вал, на возделанной местности, к нему примыкающей, открывает свои темные ходы глубокая крипта. Покатая тропа, извиваясь, ведет в это убежище, лишённое света. Дневной свет проникает в крипту чрез вход, а в извилистых галереях ее уже в нескольких шагах от входа чернеет темная ночь. Впрочем, в эти галереи бросают ясные лучи сверху отверстия, прорубленные в своде крипты; и хотя в крипте встречаются там и здесь темные места, тем не менее, чрез означенные отверстия значительный свет освещает внутренность высеченного пространства. Таким образом дается возможность под землею видеть свет отсутствующего солнца и наслаждаться его сиянием. В таком тайнике скрывается тело Ипполита, подле которого воздвигается жертвенник для божественных священнодействий».

Именно от совершения богослужений в катакомбах на гробах мучеников ведёт своё начало христианская традиция совершения литургии на мощах святых.

Погребальные обряды

Катакомбы в период П—IV веков использовались христианами для проведения религиозных обрядов и осуществления захоронений, так как община считала своим долгом погребать единоверцев только среди своих. Похороны у первых христиан были простыми: предварительно омытое и умащённое различными благовониями тело (бальзамирования с очищением внутренностей древние христиане не допускали) закутывали в саван и помещали в нишу. Затем её закрывали мраморной плитой и в большинстве случаев замуровывали кирпичами.

На плите было написано имя усопшего (иногда только отдельные буквы или цифры), а также христианский символ или пожелание покоя на небесах. Эпитафии были весьма лаконичны: «Мир с тобой», «Спи в мире Господа» и т. п. Часть плиты покрывали цементным раствором, в который также бросали монеты, небольшие фигурки, кольца, жемчужные ожерелья. Зачастую рядом оставляли масляные лампы или маленькие сосуды с благовониями. Число таких предметов было довольно высоко: несмотря на разграбление ряда захоронений в одних только катакомбах святой Агнессы было найдено около 780 предметов, положенных вместе с усопшими в гробницу.

Христианские захоронения в катакомбах почти в точности воспроизводили еврейские погребения и не отличались в глазах современников от еврейских кладбищ в окрестностях Рима. По мнению исследователей, раннехристианские эпитафии («Почить в мире», «Почить в Боге») в катакомбах повторяют иудейские погребальные формулы: bi-shalom, bi-adonai.

Управлением и поддержанием порядка в катакомбах занимались фо ссоры. Также в их обязанности входила подготовка мест для захоронений и посредничество между продавцами и покупателями могил. Изображения фоссоров часто встречаются в катакомбной живописи: их изображают за работой или стоящими с своего труда, среди которых выделяются топор, кирка, лом и глиняная лампа для освещения темных коридоров. Современные фо ссоры участвуют в дальнейших раскопках катакомб, следят за порядком и проводят учёных и интересующихся по неосвещённым коридорам.

Ниши (локулы, дословно «местечки») являются наиболее распространённой формой захоронений в катакомбах. Выполнялись в форме четырёхугольных продолговатых углублений в стенах коридоров.

Аркосолий — невысокая глухая арка в стене, под ней в гробнице помещали останки усопших. Надгробную плиту использовали как алтарь при совершении литургии.

«Упадок» катакомб

Начиная с IV века катакомбы утрачивают своё значение и перестают использоваться для погребения. Последним римским епископом, который был в них погребён, является папа Мельхиад. Его преемник Сильвестр был уже похоронен в базилике Сан-Сильвестро-ин-Капите. В V веке захоронения в катакомбах полностью прекратились, но с этого периода катакомбы приобретают популярность у паломников, желавших помолиться на могилах апостолов, мучеников и исповедников.

Они посещали катакомбы, оставляя на их стенах (особенно возле гробнице мощами святых) различные изображения и надписи. Некоторые из них описывали свои впечатления от посещения катакомб в путевых заметках, которые являются одним из источников данных для изучения катакомб.

Падение интереса к катакомбам было вызвано постепенным извлечением из них мощей святых. Например, в 537 году при осаде города Витигесом, гробницы святых были вскрыты, и их мощи перенесены в городские церкви.

Это было первое извлечение реликвий из катакомб, последующие записи хронистов сообщают о более масштабных акциях. Например, папа Бонифаций IV вывез из катакомб тридцать две повозки с мощами, а при папе Пасхалии I, согласно надписи в базилике Санта-Прасседе, было извлечено из катакомб две тысячи триста мощей.

Заново открытые

С конца IX века посещение римских катакомб, лишившихся привлекавших паломников мощей, практически прекращаются, в XI-XII веках описаны лишь единичные случаи подобных визитов. Практически на 600 лет о знаменитом в христианском мире некрополе забывают.

В XVI веке к изучению катакомб приступил Онуфрий Панвинио, профессор-теолог, библиотекарь папской библиотеки. Он исследовал раннехристианские и средневековые письменные источники и составил список 43 римских захоронений, однако, вход удалось найти лишь в катакомбы святых Себастьяна, Лаврентия и Валентина.

Вновь о римских катакомбах стало известно после того, как 31 мая 1578 года рабочие, занятые на земляных работах на Салярской дороге, наткнулись на каменные плиты, покрытые древними надписями и изображениями. В то время посчитали, что это катакомбы Присциллы. Вскоре после открытия они были погребены под завалом и заново раскопаны лишь в 1921 году.

Позднее катакомбы исследовал Антонио Босио (ок. 1576-1629), который в 1593 году впервые спустился в катакомбы Домитиллы. Полномасштабные исследовательские работы начались только с XIX века, когда вышли в свет работы, посвящённые их истории и живописи.

С 1929 года катакомбами и проводимыми там исследованиями управляет Папская Комиссия по священной археологии. Институт христианской археологии при комиссии занимается охраной и сохранением открытых катакомб, а также исследованием живописи и дальнейшими раскопками.

Виды катакомб

Христианские катакомбы

Система христианских захоронений самая обширная из всех. Самыми старыми из них являются катакомбы Присциллы. Они являлись частным владением семьи Акилия Глабрия, римского консула. Помещения в них украшены раннехристианскими фресками, из которых выделяются сцена пира (аллегория евхаристии) в греческой капелле и древнейшее изображение Богородицы с младенцем и пророком, датируемое II веком.

Особого интереса достойны катакомбы святого Себастьяна, в которых присутствуют языческие захоронения, украшенные фресками.

Символы и декор

Стены около 40 катакомб украшены фресками (реже мозаиками), изображающими сцены из Ветхого и Нового Завета, языческих мифов, а также различными христианскими аллегорическими символами. К древнейшим изображениям относятся сцены «Поклонения волхвов», которые датируются II веком. Также ко II веку относится появление в катакомбах изображений акронима или символизирующей его рыбы.

Присутствие в местах захоронений и собраний первых христиан изображений, как библейской истории, так и святых, свидетельствует о ранней традиции почитания священных изображений.

К другим распространённым символическим образам, частично заимствованным из античной традиции, в катакомбах относятся:

Якорь — образ надежды (якорь является опорой корабля в море);

Голубь — символ Святого Духа;

Феникс — символ воскресения;

Орёл — символ юности («обновится яко орля юность твоя» (Пс. 102:5));

Павлин — символ бессмертия (по мнению древних, его тело не подвергалось разложению);

Петух — символ воскресения (крик петуха пробуждает от сна);

Агнец — символ Иисуса Христа;

Лев — символ силы и могущества;

Оливковая ветвь — символ вечного мира;

Лилия — символ чистоты (распространено из-за влияния апокрифических историй о вручении архангелом Гавриилом Деве Марии цветка лилии);

Виноградная лоза и корзина с хлебом — символы евхаристии.

Исследователи отмечают, что христианская фресковая живопись в катакомбах представляет собой (за исключением новозаветных сцен) те же символы и события библейской истории, которые присутствуют в иудейских захоронениях и синагогах того периода.

Интересно, что в катакомбной живописи отсутствуют изображения на тему Страстей Христовых (нет ни одного изображения распятия) и Воскресения Иисуса. Зато часто встречаются сцены изображающие Христа, совершающего чудеса: умножение хлебов, воскрешение Лазаря... Иногда Иисус держит в руках своего рода «волшебную палочку», что является античной традицией изображения чудес, также перенятой христианами.

Еще одно часто встречающееся изображение в катакомбах — Оранта. Первоначально как персонификация молитвы, а затем как образ Богородицы, представляющий её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.

Длинные тёмные коридоры с витающей в них атмосферой смерти неумолимо притягивают в римские катакомбы, как паломников, так и обычных туристов. Одни жаждут благости от места захоронения своих святых, другие острых ощущений и фотографий на память. Особыми посетителями являются учёные. Замурованная в стены история всё еще хранит свои тайны и готова открыть их только избранным.


Катакомбы Рима – древние подземные лабиринты-некрополи , в которых язычники и первые христиане хоронили своих умерших. Города мертвых многое могут поведать живым, потому что они практически не испытывали влияний извне на протяжении столетий, тогда как город живых (Рим) неоднократно перестраивался и изменял свой облик.

В окрестностях Рима находится более 60 катакомб, но в этой статье речь пойдет о самых длинных и значительных тех, которые находятся на построенной еще в дохристианскую эпоху Аппиевой дороге. Катакомбы познакомят вас с ранним утром (II-V века нашей эры) и перенесут во времена первых пап, начиная с апостола Петра, когда эта религия только начинала завоевывать умы и сердца и обретала свой собственный художественный язык.

1. Что можно увидеть в катакомбах / Почему стоит посетить катакомбы Рима

Прямоугольные ниши (loculi), где хранились останки большинства усопших

Когда в V в. до н.э., еще в дохристианскую эпоху, был введен запрет на захоронения в черте Рима, возникла традиция хоронить умерших за пределами города . Римская знать строила для себя великолепные усыпальницы – мавзолеи и колумбарии (хранилища урн с прахом), которые и сегодня можно увидеть, например, вдоль .

Остальным же, кто не мог позволить себе отдельную усыпальницу на поверхности земли, достался подземный мир. Существует гипотеза, что для захоронений использовали пещеры и тоннели каменоломен, в которых добывался мягкий камень туф (травертин). Из него были построены такие римские здания, как, например, Колизей. Символично, не правда ли, что этот камень преследовал римлян и при жизни, и после смерти.

Начиная со II века н.э., первые христиане стали хоронить своих умерших, в том числе мучеников и святых, подвергшихся гонениям и казням по приказу языческих императоров, в катакомбах. Так рядом с Римом выросли целые подземные города – некрополи, где и христиане, и язычники обретали вечный покой, всего около 500 000 человек.

В коридорах катакомб, вдоль стен разветвленных и узких тоннелей, выдалбливась прямоугольные ниши в несколько рядов (loculi – дословно «местечки») , где хранились останки большинства усопших (и язычников, и христиан). Останки святых и мучеников удостаивались отдельной гробницы с отверствием сверху и невысокой глухой аркой, обычно украшенной фресками и христианскими символами.


Аркосолий - невысокая глухая арка в стене, под которой в гробнице помещали останки усопших, чаще всего святых и мучеников, а надгробную плиту использовали как алтарь при совершении литургии

Посещение катакомб позволит прикоснуться к истокам современного христианского Рима и , центра католического мира, и больше узнать об истории христианства. В катакомбах совершались первые богослужения на гробах мучеников (отсюда ведёт своё начало христианская традиция совершения литургии на мощах святых), а стены и потолки тоннелей украшались фресками.

Я зыческие и светские рисунки здесь соседствуют с фресками, иллюстрирующими сцены из Библии и рисунками с характерными раннехристианскими символами – рыба, агнец, голубь с оливковой ветвью в клюве, якорь, хризмы (монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв хи и ро) . Таким образом, в катакомбах можно увидеть одни из первых свидетельств художественного осмысления образа Иисуса Христа и всего христианского учения.


Кубикулы (дословно «покой») – небольшие камеры, расположенные по сторонам основных ходов. В кубикулах располагались захоронения нескольких человек, часто они служили фамильными склепами

Первые христиане подвергались гонениям со стороны римского государства как оскорбители величества (majestatis rei), отступники от государственных божеств (sacrilegi), последователи запрещенной законом магии (magi, malefici), исповедники недозволенной законом религии. Однако для христиан, и это расходится с распространенным мнением, катакомбы не служили убежищем во время гонений , по крайней мере на длительное время, так как в тоннелях под землей было очень мало места и воздуха. Римские власти знали о существовании захоронений, но не трогали их, потому что эти области, вне зависимости от религиозных представлений умерших, считались охраняемыми и неприкосновенными.

В любом случае катакомбы использовались ранними христианами не только для захоронений (многие христиане желали быть похороненными рядом с мучениками и святыми), но и для проведения богослужений и молитв в те времена, когда христианство находилось под запретом языческих императоров.

В V века захоронения в катакомбах прекратились, но с этого периода они приобретают популярность у паломников, желавших помолиться на могилах христианских мучеников и святых.

2. Катакомбы Рима на Аппиевой дороге

Аппиева дорога (Via Appia Antica) – одна из 7 основных дорог, соединявшая столицу империи с морским портом Брундизием (современный Бриндизи), расположенном на «каблуке» Аппенинского «сапога». Сегодня э та дорога приведет вас в уникальный парк, где практически не бывает туристов, но очень многолюдно по выходным – здесь любят отдыхать сами римляне: устраивать пикники, играть в мяч или просто валяться на солнышке. Кстати, на территории парка снимали сцены для таких фильмов, как , «Мама Рома», «Великая красота» и телесериал «Рим».

Вдоль Аппиевой дороги расположены как мавзолеи и колумбариии римской знати, так и самые обширные катакомбы Рима с уникальными фресками и рисунками на стенах и потолках. Наиболее интересные и масштабные катакомбы, открытые для посещения на Аппиевой дороге: катакомбы Святого Каллиста (San Callisto), катакомбы Святого Себастьяна (San Sebastiano), катакомбы Святой Домициллы (Santa Domitilla). Посещение катакомб проводится в составе организованных групп. Гидом, как правило, является священник или монах, хорошо владеющий историей и понимающий символику этих подземных раннехристианских некрополей.

Катакомбы Святого Каллиста, катакомбы Святой Домициллы и катакомбы Святого Себастьяна находятся близко друг от друга, так что есть возможность посетить их за один раз. Тщательно распланируйте день, используя информацию о времени работы катакомб, если хотите посетить все три достопримечательности за одну поездку.

Как добраться до катакомб на Аппиевой дороге на общественном транспорте?

Автобус ROMA ATAC:

  • №660 от станции метро «Colli Albani» (красная линия A)
  • № 118 от станции метро «Colosseo» или станции метро «Circo Massimo»(синяя линия B)
  • №218 от станции метро «San Giovanni» (красная линия А)

3. Катакомбы Святого Каллиста (Сан-Каллисто)

Катакомбы Сан-Каллисто – самые популярные у туристов (а значит и самые загруженные), но и представляющие наибольший интерес. Они же считаются самыми древними и протяженными (свыше 20 км, 4 уровня, уходящие в глубь земли на 20 метров). Здесь находились останки 16 римских пап, а также более 50 христианских мучеников . Эти катакомбы получили свое название в честь диакона и впоследствии Папы Римского Каллиста, который в III веке н.э. значительно их расширил и благоустроил.

Подземный некрополь включает в себя несколько значимых областей, состоящих из крипт и кубикулов. Склеп пап – самый важный и почитаемый склеп кладбища, называемый «маленький Ватикан», поскольку здесь находилось официальное захоронение девяти пап и, возможно, восьми высокопоставленных лиц Римской церкви III века.

В крипте Святой Цецилии , покровительницы церковной музыки, умершей мученической смертью, на протяжении нескольких веков хранились ее останки, пока в 821 году они не были переданы церкви в Трастевере, построенной в ее честь.


Статуя Св. Цецилии – копия знаменитой работы, выполненной Стефано Мадерно в 1599 году

Рядом со склепом пап находятся кубикулы Таинств – 5 маленьких комнат, служащих фамильными склепами. Они ценны своими фресками начала III века, которые изображают раннехристианские символы и сцены таинства Крещения и Евхаристии.


Кубикулы Таинств

Адрес: Via Appia Antica 110/126

Время работы: 9.00 — 12.00, 14.00 — 17.00. Закрыто по средам, 25 декабря, 1 января, в Пасхальное воскресенье. Катакомбы Сан-Каллисто будут закрыты с 25 января по 21 февраля 2018 года.

Стоимость: взрослые – 8 €, дети от 7 до 15 лет – 5 €, бесплатно детям до 6 лет. В стоимость включено посещение с гидом.

4. Катакомбы Святого Себастьяна

Эти катакомбы названы в честь Святого Себастьяна, римского легионера, исповедовавшего христианство и принявшего мученическую смерть. Римляне не использовали слово «катакомбы» в современном значении, их кладбища и захоронения назывались «цеметерий» (усыпальница). Могила Святого Себастьяна находилась в месте, которое называли ad catacumbas , что означает «рядом с углублениями (котлованами)» – из-за шахт по добыче туфа (травертина) , который использовали для строительства римских зданий. С тех пор и пошел обычай называть подземные захоронения катакомбами.

У входа в катакомбы сохранилось помещение, называемое triclia. Многие ученые полагают, что именно здесь временно размещались останки апостолов Петра и Павла (больше узнать о них можно на нашем квесте ), о чем могут свидетельствовать символы и надписи , посвященные самым почитаемым в католичестве святым. Также в этих катакомбах расположена крипта св. Себастьяна, где до переноса в церковь хранились его мощи. Крипта отреставрирована, на части античной колонны находится бюст св. Себастьяна, выполненный Бернини.

Адрес: Via Appia Antica, 136

Время работы: 10:00 – 17:00. Закрыто по воскресеньям, 25 декабря и 1 января.

Стоимость: взрослые – 8 €, дети от 7 до 15 лет – 5 евро, бесплатно детям до 6 лет. В стоимость включено посещение с гидом.

5. Катакомбы Святой Домициллы

Катакомбы Святой Домициллы являются одними из крупнейших в Риме и достаточно хорошо сохранились. Их протяженность – 17 км, они имеют 4 уровня и 150 000 захоронений , датируемых II-V веками н.э. Катакомбы расположены под римской базиликой святых Нерея и Ахилея, на месте семейного захоронения Флавиев (римской императорской династии, при которой началось строительство Колизея, называемого также амфитеатром Флавиев).

По одной из существующих версий, участок принадлежал Домицилле, внучке императора Веспасиана и жене консула Тита Флавия Клеменса. По приказу императора Домициана, при котором начались масштабные гонения на христиан, Тита Флавия казнили, а Домициллу сослали на отдаленный остров. В официальном обвинении значилось, что их покарали за « атеизм» – считается, что супруги либо исповедовали иудаизм, либо приняли христианство, отказавшись от господствовавшего в империи культа римских богов и обожествления императора. Так или иначе, Домицилла, которая позволила хоронить в принадлежащих ей галереях христиан, была причислена к лику святых католической и греческой православной церквями .

Самый большой интерес в этих катакомбах Святой Домициллы представляют фрески – первые попытки изобразить Иисуса , апостолов и сцены из Библии, давшие толчок развитию христианской художественной мысли. Один из самых бесценных рисунков – Иисус в образе Доброго пастыря с агнцем на плечах , иллюстрирующий слова из Евангелия от Иоанна «Я есмь пастырь добрый».

В 2014 году изображения в катакомбах Святой Домициллы, частично скрытые под слоем грязи, плесени и отложений карбоната кальция, были очищены группой реставраторов с помощью лазера, и миру открылись новые неизвестные участки древних фресок. Например, найдена иллюстрация к истории о том, как Иисус накормил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами. Также найдено изображение пекаря с меркой для зерна и цикл фресок, показывающий, как зерно доставляют из Египта в морской порт Рима (так называемая «комната пекарей»).


«Комната пекарей». Надпись Bosio оставлена Антонио Бозио, который в XVI веке открыл существование катакомб и на протяжении 36 лет их изучал

Посетители также могут ознакомиться с экспонатами небольшого музея, в котором представлены статуи, части саркофагов и другие артефакты из гробниц.

Адрес : Via delle Sette Chiese, 280/282

Время работы: 9:00 – 12:00; 14:00 – 17:00. Закрыто по вторникам, 25 декабря, 1 января.

Стоимость: взрослые – 8 €, дети от 6 до 15 лет – 5 евро, бесплатно детям до 6 лет. В стоимость включено посещение с гидом.

Похожие публикации