Начал стройку до получения разрешения на строительство. Подготовительные работы можно вести без получения разрешения на строительство

Сформулированные Минстроем поправки в Градостроительный кодекс, с которыми ознакомились «Известия», вводят новое понятие — «подготовительные работы», которые можно будет вести до получения разрешения на строительство. Как отмечают эксперты, новый механизм позволит сократить сроки сдачи объекта и более тщательно проработать проект. Это также позволит улучшить место России в рейтинге Всемирного банка Doing Business.

Строительные компании смогут начинать вести работы до получения разрешения на это. Поправки в Градостроительный кодекс подготовил Минстрой. В них вводится новое понятие «комплекс работ подготовительного периода строительства, реконструкции». Подобные работы можно будет начинать до того, как получено разрешение на строительство. За счет этого застройщики смогут существенно сократить время возведения или ремонта здания. Также появится дополнительный период на более тщательный отбор подрядчиков.

Чтобы начать подготовительные работы, надо будет получить отдельное разрешение на ведение подготовительных работ. Для этого нужно представить проектную документацию, которая затем пройдет госэкспертизу (максимальный срок, предусмотренный для этой процедуры, — 20 дней).

Если в течение года разрешение на основное строительство так и не выдадут, заказчик будет обязан привести земельный участок «в пригодное для использования состояние» и восстановить «нарушенное состояние окружающей среды».

В Минстрое не смогли предоставить оперативный комментарий.

Юрист правового департамента HEADS Consulting Константин Ханин пояснил, что к подготовительным работам можно будет отнести «строительство подъездных дорог, устройство основных инженерных сетей, создание строительной инфраструктуры, в том числе сооружение временных зданий, расчистку территории, установку инвентарных зданий, ограждений и освещения строительной площадки, подготовку площадок для складирования строительных материалов, устройство мест для курения, щитов с первичными средствами пожаротушения, установку башенного крана».

По его мнению, новый порядок позволит ускорить процесс строительства.

— Теперь время ожидания получения разрешения на строительство будет потрачено на подготовительные работы. Строительная организация всё же сможет выиграть от этого и ускорить свои темпы, — полагает Константин Ханин.

Генеральный директор Экспертной инжиниринговой компании Сергей Должников посчитал, что подобный порядок может существенно сэкономить время.

— Мобилизация и подготовительные работы в среднем могут занимать от двух до четырех месяцев в зависимости от типа работ — достаточно серьезный срок. Можно использовать это дополнительное время, чтобы спланировать всё, провести экспертизу, тщательно организовать работы, — сказал он.

Сергей Должников особо отметил, что за счет дополнительного времени можно тщательно подойти к подбору подрядчика, от чего качество строительства выиграет.

— Поскольку можно будет использовать время, которое уходит на получение всех согласований, не будет спешки, как нередко бывает сейчас, когда всё торопятся сделать в последний момент, — отметил Сергей Должников.

Как он уточнил, предусмотренного по новому закону срока в один год, за который надо успеть получить разрешение на строительство, вполне достаточно при условии, что застройщик обладает должной квалификацией.

В то же время он отметил, что практика применения таких норм может преподнести неожиданные сюрпризы.

— Идея сама по себе хорошая, но есть вопрос реализации. Всё зависит от того, насколько просто будет получить разрешение для подготовительных работ. Если эта процедура будет обременительной, то по большому счету мы поменяем шило на мыло, — заметил Сергей Должников.

В рейтинге Всемирного банка Doing Business за 2016 год Россия заняла по пункту «разрешение на строительство» 115-е место, притом что по «легкости ведения бизнеса» — 40-е, а по «легкости создания предприятий» — 26-е. Выступая на итоговой коллегии Минстроя в марте этого года, первый вице-премьер правительства России Игорь Шувалов обратил на это особое внимание.

Возможность проводить отдельные подготовительные работы уже предусмотрена несколькими законами. Например, при строительстве объектов транспортного сообщения между Таманским и Керченским полуостровами, при подготовке к Чемпионату мира по футболу FIFA 2018 года, на территориях опережающего социально-экономического развития и при развитии Крымского федерального округа. Однако Градкодекс подготовительных работ до получения разрешения на строительство или реконструкцию не предусматривает. Эту оплошность Минстрой и предлагает исправить.

При этом подготовка все равно должна проводиться на основании проектной документации. А если проект подлежит госэкспертизе, то и подготовительный этап сначала должны оценить эксперты. А значит, все равно придется получать специальное разрешение.

Перечень работ, условия и порядок их выполнения, порядок выдачи разрешения еще предстоит установить Правительству РФ.

Подготовительные работы

Перед началом строительства необходимо выполнить комплекс работ по подготовке строительной площадки. Состав работ может быть различен и зависит от местных условий, расположения на рельефе и в городской застройке, времени года и вида строительства (новое, расширение, реконструкция).

Подготовительные работы разделяются на внеплощадочные и внутриплощадочные. Внеплощадочные : строительство подъездных дорог; инженерные сети и сооружения; вскрышные работы на карьерах, отвалах, резервах; создание строительной инфра-

структуры (производственных предприятий, баз механизации, складов и т.д.). Внутриплощадочные : устройство геодезической разбивочной основы; расчистка

территории; предварительная вертикальная планировка; водопонижение и водоотвод; перенос транзитных коммуникаций и устройство основных внутриплощадочных инженерных сетей; монтаж инвентарных зданий и технологических сооружений; мероприятия по охране окружающей среды; ограждение и освещение строительной площадки.

Проектные решения по подготовительным работам разрабатываются в ПОС и ППР. Внутриплощадочные работы выполняются генподрядной строительной организацией после получения разрешения на строительство.

Геодезическая разбивочная основа создаётся на площадке в виде развитой сети закреплённых знаками пунктов, определяющих положение объекта на местности. Она должна обеспечивать исходными данными последующие построения и измерения на всех этапах строительства. В состав основы входит: создание опорной геодезической сети, разбивка зданий и сооружений на местности, закрепление осей.

Опорная геодезическая основа создаётся в виде:

а) строительной сетки (с размерами сторон 50…400м, в зависимости от плотности застройки), продольных и поперечных осей, определяющих положение на местности зданий и сооружений и их габариты. Создаётся для строительства крупных промышленных предприятий, жилых микрорайонов, групп зданий и сооружений.

б) красных линий, продольных и поперечных осей, определяющих положение на местности зданий и сооружений. Создаётся для отдельных строительных объектов.

в) сетей триангуляции или трилатерации (измерение сторон треугольников с помощью дальномеров), с привязанными к ним основными осями сооружений. Применяется при строительстве крупных линейных сооружений (мостов, плотин и др.).

г) полигонометрических или теодолитных ходов вдоль трассы и осей сооружений. Создаётся при строительстве дорог, трубопроводов и других подобных сооружений.

Геодезическую разбивочную основу создают в виде замкнутых полигонов или отдельных нивелирных ходов так, чтобы отметки были получены не менее чем от двух реперов геодезической сети. Пункты основы совмещают с пунктами, определяющими положение объекта в плане. Точность построения геодезической разбивочной основы принимают, руководствуясь величинами допустимых средних квадратических погрешностей угловых, линейных и высотных измерений, например:

Основа выполняется плановая и высотная в абсолютных единицах измерений. При необходимости вводится условная система координат и высот. Знаки геодезической разбивочной основы наносятся на стройгенплан.

Для подрядчика геодезическая основа сдаётся заказчиком не менее чем за 10 дней до начала строительства. Подрядчику передаются:

Пункты строительной сетки, красных линий, триангуляции, теодолитных и нивелирных ходов в виде каталогов или ведомостей;

- оси, определяющие положение и габариты зданий в плане, закреплённые створными знаками (не менее 4-х на ось), для линейных осей не реже, чем через 500м;

- реперы – не менее 2-х у каждого здания или сооружения, или через 500м вдоль осей линейных сооружений.

Положение знаков должно проверятся не реже двух раз в год.

В состав работ по расчистке территории строительной площадки включаются:

- расчистка площадки от ненужных деревьев, кустарника, раскорчёвка пней;

- снятие плодородного слоя почвы;

- снос или разборка ненужных строений;

- отсоединение и перенос инженерных сетей, попадающих в пятно застройки;

- предварительная вертикальная планировка площадки.

Расчистка территории от ненужных деревьев производится в соответствии с проектом, на основании лесорубочного билета, выдаваемого органами природопользования и охраны окружающей среды. Валка деревьев осуществляется вручную электрическими или механическими пилами или механизированным способом при помощи тракторов с треле- вочно-корчевальными лебёдками, бульдозеров с высоко поднятыми отвалами. При необходимости, кусторезом предварительно срезается кустарник и подлесок. Кусторез имеет раму с отвалами и ножи, которые срезают стволы диаметром не более 20см на уровне земли. Оставшиеся после валки деревьев пни выкорчёвываются корчевателями, бульдозерами или тракторами с лебёдками. Если корневая система очень развита, то корни разрушаются взрывами небольшой мощности.

Законодательство требует бережного отношения к природе, поэтому ценные деревья и кустарники, мешающие производству работ, выкапывают и переносят в новое место (по проекту).

Со строительной площадки должны быть убраны валуны. Мелкие валуны, если помещаются в ковш, загружаются в транспортные средства экскаватором, более крупные перемещаются бульдозерами за пределы зоны работ. Валуны могут быть раздроблены на месте взрывным способом с помощью накладных или шпуровых зарядов.

Плодородный слой почвы (толщина 20…50см) подлежит снятию и последующему использованию при рекультивации земель строительной площадки. Грунт срезается бульдозерами или автогрейдерами и перемещается в специально выделенное под складирование место. В случае наличия загрязнения и невозможности проведения биологической и химической очистки (городская застройка или реконструкция промышленных предприятий) грунт утилизируется. При работе с плодородным слоем следует предохранять его от смешивания с нижележащим слоем, загрязнения, размыва и выветривания. Зимой снимать плодородный слой не рекомендуется.

Снос зданий и сооружений, попадающих в зону застройки, выполняется путём обрушения или членением на части с последующей разборкой. Каркасные деревянные и металлические строения разбирают, отбраковывая элементы для вторичного использования. Сборные железобетонные объекты разбирают по схеме сноса, обратной схеме монтажа. При разборке каждый элемент должен освобождаться от связей, предварительно раскрепляться и занимать устойчивое положение. Сборные элементы, не поддающиеся демонтажу, расчленяются, как монолитные.

Монолитные железобетонные и металлические строения разбирают по специально разработанной схеме сноса, обеспечивающей устойчивость строения. Членение на блоки разборки начинают со вскрытия арматуры, блок закрепляют, после чего режут арматуру и обламывают блок. Металлические элементы срезают после раскрепления. Наибольшая масса блока разборки или металлического элемента не должна превышать половины грузоподъёмности крана при наибольшем вылете стрелы.

Снос зданий и сооружений, в том числе каменных, осуществляют обрушением экскаваторами с различным навесным оборудованием – шар-молотами, клин-бабами, отбой-

ными молотками, обратной лопатой, гидравлическими ножницами. Вертикальные части строений для предотвращения разброса обломков по площади обрушают внутрь пятна застройки. Обломки сдвигают в сторону бульдозерами или загружают в транспортные средства.

Отсоединение и перенос с площадки существующих инженерных сетей является важным элементом подготовки строительной площадки. На подготавливаемой строительной площадке могут быть расположены не только локальные, но и магистральные сети электроснабжения, водопровода, канализации, газопровода, теплосети, связи. В этих случаях до начала строительства все сети должны быть вынесены с пятна застройки и проложены за пределами площадки, чтобы обеспечить их бесперебойное функционирование.

После выполнения ранее рассмотренных работ осуществляется предварительная вертикальная планировка. Особенно важно выполнить эту работу при строительстве на пересечённой местности, при неблагоприятных грунтовых условиях и развитой сети транспортных коммуникаций.

Водоотвод и водопонижение.

Водоотвод – удаление поверхностных вод с территории строительной площадки. Поверхностные воды образуются из атмосферных осадков (дождевые и талые воды). Территория строительной площадки должна быть защищена и от поверхностных вод, поступающих с более высоких участков рельефа и от вод скапливающихся непосредственно на самой площадке. Для удаления воды её перехватывают и уводят за пределы строительной площадки.

Для перехвата вод устраивают нагорные и водоотводные канавы или обваловывание вдоль границ строительной площадки в повышенной её части.

Поверхностные воды, скапливающиеся на площадке, удаляются приданием соответствующих уклонов при предварительной вертикальной планировке или устройством накопительных бассейнов (зумпфов) с последующей откачкой насосами.

Поверхностные воды удаляются в систему ливневой канализации или в пониженные участки рельефа местности.

Водопонижение – снижение уровня горизонта грунтовых вод. Осуществляется при помощи отсечных дренажей или водопонизительных скважин, с установкой в них насосов и отводом воды.

Строительное водопонижение выполняется только при наличии проектного обоснования и технологического решения. Для водопонижения строительной площадки используются следующие технологии: устройство водопонизительных скважин (открытых и вакуумных), оборудованных насосами; бурение самоизливающихся и водопоглощающих скважин; устройство сквозных фильтров; устройство иглофильтровальных систем.

Подготовка и обустройство строительной площадки включают:

- сооружение временных дорог и подъездов с максимальным использованием существующей дорожной сети;

- прокладку временных коммуникаций (водоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение, связь);

- устройство площадок для стоянки и ремонта строительных машин;

- ограждение и освещение строительной площадки;

- установку временных бытовых производственных помещений;

- производственное благоустройство строительной площадки (выполнение решений по охране труда, производственной санитарии и технике безопасности, заложенных ППР).

Обустройство строительной площадки производится на основании решений стройгенплана соответствующего проекта производства работ.

Технология возведения зданий и сооружений. Лекция 4

Технологическая модель подготовительных работ.

Строительные технологические

Последовательность

комплексы и их структура

выполнения работ

Расчистка и планировка территории

Геодезическая разбивочная основа (1 этап)

Расчистка площадки от деревьев и кустарников

Снятие и уборка растительного слоя

Водопонижение и водоотвод

Отключение и вынос инженерных сетей

Снос зданий и сооружений

Предварительная вертикальная планировка

Рекультивация земель

Обустройство строительной площадки

Ограждение площадки

Временные здания и сооружения

Внутренние инженерные сети

Создание геодезической основы (2 этап)

Изменения продолжаются

Постановлением КМУ № 466 в полном соответствии с п. 12 Заключительных положений Закона о градостроительстве были приняты два документа :

— Порядок выполнения подготовительных работ;

- Порядок выполнения строительных работ.

Указанные документы логически связаны и призваны регламентировать один блок отношений в строительстве, а именно вопросы, связанные с разрешительной системой при проведении подготовительных и строительных работ. Тем не менее для четкого изложения мы будем рассматривать эти документы по отдельности.

Порядок выполнения подготовительных работ

Что необходимо отметить сразу, впервые мы видим закрепление в законодательстве * понятия «подготовительные работы» . Это не означает, что такие работы не были определены ранее, - были и довольно подробно в соответствующих отраслевых нормах - Государственных строительных нормах. Сам по себе это факт, в принципе, ничего не меняет, но с точки зрения правового регулирования, думаем, явление положительное .

* Имеется в виду нормативный акт (законодательство) общего характера, такой как постановление КМУ, в противопоставлении с отраслевыми стандартами.

Характерна также новая манера изложения нормативного материала, используемая в обоих порядках, говорящая о праве заказчиков приступать к проведению подготовительных (строительных) работ при соблюдении определенных условий.

Подготовительные работы могут выполняться заказчиком после получения документа , подтверждающего право собственности на земельный участок (или дающее право пользования земельным участком), после подачи соответствующего уведомления в государственную архитектурно-строительную инспекцию (далее - ГАСИ) и получения зарегистрированной инспекцией декларации о начале проведения строительных работ .

Отметим, что договор суперфиция теперь непременно присутствует во всех нормативных документах, регламентирующих отношения в строительстве как правовое основание пользования чужим земельным участком.

Теперь самое время разобраться с вопросом, что же такое подготовительные работы в строительстве . В свое время Министерство регионального развития и строительства Украины в письме от 01.09.2009 г. № 22/7-5409 предоставило подробные разъяснения, касающиеся подготовительных работ, урегулированные, как мы уже упоминали, отраслевым стандартом ДБН А.3.1-5-96 . Приведем ниже цитату из этого письма, и отметим важность классификации подготовительных работ по принципу работ , производимых на территории строительной площадки и за пределами такой территории.

Этим же принципом, собственно, должны руководствоваться заказчики, решая для себя вопрос, - на каком правовом основании они будут осуществлять подготовительные работы: уведомления или декларации .

Письмо ГАСИ от 01.09.2009 г. № 22/7-5409
«О статусе и объемах документации проекта подготовительных работ,
подаваемого в соответствии со ст. 28 1 Закона Украины
«О планировании и застройке территорий»

<…> разъясняем, что подготовительные работы - строительные работы, связанные с подготовкой территории для строительства сооружений, домов, зданий: прокладка инженерных сетей, освоение строительной площадки, расчистка и планирование участка, устройство подъездных путей, снос зданий и другие работы в соответствии с проектом организации строительства.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1.1 раздела 1 ДБН А.3.1-5-96 «Организация строительного производства» строительство объекта должно осуществляться на основе предварительно разработанных решений по организации строительства и технологии выполнения работ, которые должны быть отражены в проектно-технологической документации (ПТД). Эта документация является неотъемлемой составной частью документации на строительство, как и проектно-сметная документация и рабочие чертежи. В ее состав входят проект организации строительства (ПОБ) и проект выполнения работ (ПВР). Состав и содержание ПТД, необходимой для осуществления работ на объекте, устанавливаются в контракте на его строительство в зависимости от вида строительства, сложности объекта, форм взаимодействия участников строительства и т. п., на основе положений раздела 3 указанных ДБН.

В соответствии с п. 2.3 раздела 2 ДБН А.3.1-5-96 2.3 подготовка к строительству каждого объекта должна предусматривать: изучение инженерно-техническим персоналом проектно-сметной документации (в том числе при реконструкции или техническом перевооружении существующего объекта - документации по техническому обследованию конструкций) и подробное ознакомление с условиями строительства; разработку проектов выполнения работ по строительству зданий, сооружений и их частей, а также на внеплощадочные и внутриплощадочные подготовительные работы; выполнение собственно работ подготовительного периода (с соблюдением природоохранных требований, требований по охране труда, техники безопасности и пожарной безопасности).

К внеплощадочным подготовительным работам относится строительство подъездных путей и причалов, линий электропередач с трансформаторными подстанциями, сетей водоснабжения с водозаборными сооружениями, канализационных коллекторов с очистными сооружениями, жилых городков для строителей, объектов производственной базы строительных организаций, оборудование перевалочных баз, строительство пожарных депо и организация пожарной охраны, а также создание и наладка автоматизированных систем планирования и управления, вычислительных сетей, сооружений, устройств и линий связи.

К внутриплощадочным подготовительным работам относятся: сдача-прием геодезической разбивочной основы для строительства и геодезические разбивочные работы для прокладки инженерных сетей и дорог, возведение зданий и сооружений; освобождение строительной площадки для строительно-монтажных работ (расчистка территории, снос зданий и т. п.); планирование территории; искусственное понижение (в необходимых случаях) уровня грунтовых вод; переложение существующих и прокладка новых инженерных сетей, устройство постоянных и временных дорог, ограждение строительной площадки с организацией в необходимых случаях контрольно-пропускного режима; размещение мобильных (инвентарных) зданий и сооружений производственного, складского, вспомогательного, санитарно-бытового и общественного назначения, устройство складских площадок и помещений для материалов, конструкций и оборудования; организация функционирования автоматизированных систем планирования и управления, вычислительных сетей и средств связи для управления выполнением работ, в том числе оперативно-диспетчерского; обеспечение строительной площадки освещением, противопожарным водоснабжением, средствами пожаротушения, сигнализации и связи.

Уведомление

Напомним, что в соответствии с Законом о градостроительстве порядок получения разрешения на проведение подготовительных или строительных работ, принятия завершенного строительством объекта в эксплуатацию дифференцируется в зависимости от сложности объектов .

Пошагово процедуру подготовительных работ на стройке можно представить так:

шаг 1 - заказчик получает документ, подтверждающий право собственности на земельный участок , или документ, дающий право пользования земельным участком (договор аренды (договор суперфиция);

шаг 2 - заказчик подает соответствующее уведомление в ГАСИ о намерении приступить к подготовительным работам на стройке или получает в ГАСИ декларацию о начале проведения строительных работ, зарегистрированную в том же ГАСИ;

шаг 3 - только после того , как заказчик уведомит ГАСИ о своем намерении приступить к подготовительным работам на стройке, заказчик имеет право действительно приступать к таким работам на стройке.

В некоторых случаях вместо уведомления заказчику необходимо подать в ГАСИ декларацию о начале выполнения подготовительных работ и зарегистрировать ее в том же ГАСИ.

Порядок выполнения подготовительных работ, описанный в постановлении № 446 , не называет конкретные случаи , в которых можно начинать подготовительные работы только на основании уведомления ГАСИ, а когда вместо такого уведомления необходимо получить декларацию о начале выполнения подготовительных работ. Однако мы уже указали на принцип, действующий в отношении разделения подготовительных работ: все зависит от того, будут ли подготовительные работы проводиться на территории строительной площадки или за ее пределами (!).

Рассмотрим более подробно этот аспект. Обратимся сперва к норме п. 2 Порядка выполнения подготовительных работ :

«2. Подготовительные работы могут выполняться заказчиком после получения документа , удостоверяющего право собственности либо пользования земельным участком, или договора суперфиция, а также после предоставления Государственной архитектурно-строительной инспекции или ее территориальному органу (далее - Инспекция) уведомления о начале выполнения подготовительных работ, кроме выноса инженерных сетей и удаления зеленых насаждений, или получения зарегистрированной декларации о начале выполнения подготовительных работ .

Выполнение подготовительных работ в пределах строительной площадки не требует получения заказчиком и генеральным подрядчиком или подрядчиком других документов разрешительного характера».

Из этого следует, что если подготовительные работы планируется проводить в пределах строительной площадки , то заказчику следует просто уведомить об этом ГАСИ. И никаких дополнительных разрешительных документов заказчику подавать не потребуется.

Но если подготовительные работы планируется проводить с вынесением инженерных коммуникаций за пределы строительной площадки и с удалением зеленых насаждений , то заказчику в этом случае нужно будет заранее подать в ГАСИ декларацию о начале выполнения подготовительных работ, затем зарегистрировать такую декларацию в этом органе. И только после этого заказчик может приступать к подготовительным работам на стройке.

Это говорит о том, что в таком порядке будут осуществляться работы на объектах, требующих создания дополнительной инфраструктуры по инженерному обеспечению объекта или модификации имеющейся. Речь идет, в первую очередь, об объектах 1 - 3 категорий сложности.

В принципе, на этих объектах подготовительные работы также могут проводиться на основании соответствующего уведомления , но это целиком будет зависеть от проекта и необходимости проведения работ за пределами строительной площадки. Возможен вариант, когда подготовительные работы будут начинаться на основании уведомления, а потом, в свое время, будет регистрироваться декларация.

Строительство частных домов и построек* осуществляется на основании строительного паспорта и производится в соответствии с таким уведомлением.

* Дома усадебного типа, дачные, садовые дома и др.

Что касается порядка уведомления ГАСИ, то постановление № 446 устанавливает форму и порядок его подачи . Уведомление посылается в ГАСИ заказным письмом с описью вложения или вручается лично по адресу инспекции по форме, предусмотренной постановлением № 466 .

Срок подачи уведомления о начале подготовительных работ в ГАСИ - не позднее одного рабочего дня до начала проведения подготовительных работ.

Кроме этого, законодатель также обязывает заказчика письменно уведомлять местную государственную администрацию или орган местного самоуправления по местонахождению объекта и государственные органы пожарной и техногенной безопасности ** о том, что он подал уведомление в ГАСИ о начале проведения подготовительных работ (п. 6 Порядка выполнения подготовительных работ ). Подавать такое уведомление в местные органы самоуправления нужно в течение семи календарных дней со дня подачи уведомления в ГАСИ.

** В дальнейшем мы не будем их упоминать, но каждый раз, когда речь идет об уведомлении органов местного самоуправления, необходимо также уведомлять органы пожарной и техногенной безопасности.

В случаях, когда меняются субъекты строительства : заказчик, генеральный подрядчик, подрядчик, лица, ответственные за проведение авторского и технического надзора, лица, ответственные за проведение подготовительных работ, заказчик обязан в течение трех рабочих дней подавать инспекции сведения о таких изменениях в форме, в которой подавалось уведомление.

Декларация о начале проведения подготовительных работ

Декларация о начале проведения подготовительных работ***, в отличие от уведомления, подается по установленной постановлением № 466 форме в общем порядке в разрешительный центр по местонахождению объекта в соответствии с Законом Украины «О разрешительной системе в хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 г. № 2806-IV.

*** В постановлении № 466 есть прокол: в п. 7 Порядка выполнения подготовительных работ указано, что местом подачи декларации является разрешительный центр, а в п. 8 указана инспекция. Полагаем, что это всего лишь редакционная опечатка. По смыслу декларация должна быть подана только в разрешительный центр, и оттуда она пересылается в инспекцию. Думаем, в дальнейшем текст поправят.

В дальнейшем разрешительный центр не позднее следующего рабочего дня обязан переслать поданную декларацию по назначению, т. е. в ГАСИ.

Инспекция в течение пяти рабочих дней проверяет декларацию на полноту содержащихся в ней сведений и регистрирует ее. Инспекция может вернуть декларацию в случае, если она заполнена с нарушением требований, при этом она обязана обосновать, т. е. мотивировать, причину ее возврата. Эти положения чрезвычайно важны с точки зрения искоренения коррупции, поскольку эти положения не оставляют возможности чиновникам постоянно менять свои требования, тем самым провоцируя необходимость «договариваться». После устранения недостатков декларация повторно подается на регистрацию - здесь уже никаких новых претензий быть не должно, а если они возникнут, то их нужно обращать к самой инспекции и качеству ее работы.

Постановление № 466 отражает принцип «молчаливого согласия» , установленный Законом о градостроительстве при выдаче разрешения на проведение подготовительных (строительных) работ в случае неполучения ответа от ГАСИ. В случае неполучения ответа заявителем ответ считается положительным на 11 день со дня, когда декларация должна быть зарегистрирована или возвращена. Данный принцип не оставляет возможности чиновникам «отмалчиваться» и тянуть время, если нет сколько-нибудь подходящего повода для отказа.

В случае когда меняются субъекты строительства: заказчик, генеральный подрядчик, подрядчики, лица, ответственные за проведение авторского и технического надзора, лица, ответственные за проведение подготовительных работ, заказчик обязан в течение трех рабочих дней обратиться в инспекцию, зарегистрировавшую декларацию с уведомлением об изменении сведений по форме, предусмотренной Порядком выполнения подготовительных работ . Подготовительные работы без такого обращения не могут продолжаться.

О регистрации инспекцией декларации о начале проведения подготовительных работ заказчик обязан также уведомить письменно в течение семи дней местные органы самоуправления.

Сведения о полученных уведомлениях и зарегистрированных декларациях о начале проведения подготовительных (строительных) работ, также о полученных уведомлениях об изменениях содержащихся в них данных, вносятся в единый реестр, куда также вносятся данные о выданных инспекцией разрешениях на проведение строительных работ, зарегистрированных инспекцией деклараций о готовности объектов к эксплуатации и выданных сертификатов соответствия.

Обращаем также внимание на то, что зарегистрированная декларация о начале выполнения подготовительных работ не дает права выполнять строительные работы (!) (п. 10 Порядка выполнения подготовительных работ ).

Порядок выполнения строительных работ

По Закону о градостроительной деятельности правовым основанием выполнения строительных работ (обращения за регистрацией декларации или получением разрешения) являются:

- наличие документа, подтверждающего право собственности на земельный участок или дающего право пользования земельным участком,

а также наличие одного из следующих фактов:

(1) подача заказчиком по установленной постановлением № 466 форме уведомления о начале выполнения строительных работ . Такое уведомление подается относительно объектов, строительство которых осуществляется на основании строительного паспорта и не требует регистрации декларации о начале выполнения строительных работ или получения разрешения на проведение строительных работ;

(2) регистрация соответствующей инспекцией декларации относительно объектов, отнесенных к 1 - 3 категориям сложности объектов;

(3) выдача инспекцией заказчику разрешения на проведение строительных работ в отношении объектов строительства, отнесенных к 4 - 5 категориям сложности .

Уведомление о начале выполнения строительных работ (1)

Порядок подачи уведомления о начале проведения строительных работ (1) напоминает порядок подачи уведомления о начале проведения подготовительных работ, рассмотренный нами ранее.

Заказчик обязан уведомить ГАСИ не позднее чем за день до начала проведения строительных работ, а также обязан информировать местные органы самоуправления. О последней обязанности застройщика мы больше упоминать не будем, заметим только, что такая обязанность существует во всех случаях проведения строительных работ.

В случае изменений в составе субъектов строительства заказчик обязан в течение трех рабочих дней уведомить инспекцию о данных изменениях по форме, в которой подавалось уведомление. В случае неподачи таких изменений под угрозу ставится продолжение строительных работ.

Декларация о выполнении строительных работ (2)

Что касается подачи декларации , то порядок ее подачи напоминает описанный выше порядок подачи декларации о начале проведения подготовительных работ.

Подается она через разрешительный центр и не позднее одного дня пересылается в ГАСИ. Инспекция, в свою очередь, обязана в течение пяти следующих рабочих дней проверить такую декларацию на полноту содержащихся в ней данных и зарегистрировать ее или вернуть, указав основания такого возврата. В отношении данной декларации точно так же действует уже описанный нами принцип «молчаливого согласия» .

В случае изменений в составе субъектов строительства существует обязанность заказчика уведомлять инспекцию о происшедших изменениях по отдельной форме, установленной постановлением № 466 .

Разрешение на проведение строительных работ (3)

Теперь о разрешении на проведение строительных работ. Необходимость получения такого разрешения по действующему законодательству предусмотрена только для наиболее сложных в техническом отношении объектов строительства, отнесенных к 4 - 5 категориям сложности .

Обратим внимание, что перечень документов, прилагаемых к заявлению на получение разрешения на проведение строительных работ, сокращен, если сравнивать его с порядком, действовавшим ранее*, и содержит минимальный объем документов, необходимых инспекции для выдачи такого разрешения**.

** Перечень документов определялся ст. 29 Закона «О планировании и застройке территорий».

Отпадает необходимость подавать финансовую отчетность и учредительные документы подрядчика, так что необходимо признать, что данный порядок должен значительно упростить получение основного документа, дающего право проводить строительные работы.

Инспекция обязана выдать такое разрешение на протяжении 10 дней с момента получения заявления и необходимых документов или отказывает в его выдаче. В положении приводится исчерпывающий перечень случаев, в которых инспекция отказывает в выдаче разрешения на проведение строительных работ.

Принцип «молчаливого согласия» , несколько ограниченный необходимостью «административного обжалования»***, действует и в отношении получения разрешения.

*** Необходимость обратиться в ГАСИ с жалобой на неосуществление ее территориальным подразделением положенных действий.

В случае если право на строительство объекта передано другому лицу (заказчику) или заменен генеральный подрядчик строительства (подрядчик), разрешение на проведение строительных работ подлежит переоформлению. Переоформление разрешения не останавливает строительство и не требует остановки работ на объекте.

В случае смены лиц, ответственных за проведение авторского или технического надзора, лиц, ответственных за исполнение работ, заказчик обязан на протяжении трех рабочих дней обратиться в инспекцию, выдавшую разрешение на проведение строительных работ, с уведомлением о замене данных в выданном разрешении по установленной постановлением № 466 форме. Неподача таких сведений останавливает строительные работы **** (абз. 4 п. 6 Порядка выполнения строительных работ).

**** При обнаружении инспекцией данного нарушения к заказчику могут быть применены штрафные санкции.

В п. 26 Порядка выполнения строительных работ приводится закрытый перечень оснований аннулирования разрешения, определенный в Законе о градостроительной деятельности :

Подача соответствующего заявления заказчиком;

Наличие сведений о прекращении юридического лица - заказчика или смерти физического лица, признания его безвестно отсутствующим;

Препятствие проведению проверки должностными лицами инспекции, если оно было осуществлено в течение одного года после наложения штрафа за указанное нарушение.

Сведения о полученных инспекцией уведомлениях о начале проведения строительных работ, поданных и зарегистрированных декларациях, выданных, переоформленных, аннулированных разрешениях, уведомлениях об изменении данных и т. п., подлежат внесению в единый реестр, который ведется инспекцией .

Постановление № 466 , в соответствии с Законом о градостроительстве, содержит положение о том, что работы, выполняемые без регистрации в установленном порядке декларации (уведомления) или получения разрешения на проведение строительных работ, считаются самовольным строительством.

В заключение хотелось отметить, что постановление № 466 содержит некоторые общие требования к публичным аспектам строительства зданий и сооружений, отнесенных к 4 - 5 категориям сложности. Так, органы местного самоуправления обязаны через СМИ довести до сведения общественности информацию о начале проведения работ на конкретном объекте.

Кроме того, в п. 29 Порядка выполнения строительных работ содержится требование, связанное с публичностью основных данных о проводимом строительстве. Данное требование обращено к заказчику и предписывает ему разместить стенд размерами 1 х 1,5 метра в удобном для обозрения общественности месте со следующей информацией:

Информация о зарегистрированной декларации (регистрационный номер, дата выдачи, наименование инспекции, зарегистрировавшей декларацию и осуществляющей контроль за строительством объекта;

Выданное разрешение (регистрационный номер, дата выдачи, наименование инспекции, зарегистрировавшей декларацию и осуществляющей контроль за строительством объекта);

Наименование объекта, изображение объекта и его основные технико-экономические показатели, сведения о заказчике, проектировщике, подрядчиках, лицах, ответственных за осуществление авторского и технического надзора, ответственных за выполнение работ (отражая все текущие изменения).

Перечень видов подготовительных работ, выполнение которых допускается до получения разрешения на строительство объектов, необходимых для размещения объектов инфраструктуры ТОР, включает в себя:

1. Геодезические разбивочные работы для строительства.

2. Выполнение комплекса мероприятий по охране труда и безопасному проведению работ.

3. Разбивка в натуре основных осей зданий и сооружений и закрепление их пунктами и знаками.

4. Размещение и строительство временных зданий и сооружений производственного, складского, бытового и общественного назначения, временных источников и сетей электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, связи, временных очистных сооружений, объектов освещения, средств сигнализации.

5. Освобождение участков от деревьев и кустарников, в том числе вывоз и утилизация ТБО и частичное устройство щитов для защиты зеленых насаждений.

6. Освобождение строительной площадки для производства строительно-монтажных работ, в том числе:

а) расчистка территории;

б) разборка и снос зданий, строений;

в) перенос и переустройство инженерных сетей, коммуникаций, попадающих в зону строительства;

г) вывоз и утилизация ТБО.

7. Осушение территории строительной площадки, проведение на ней других мероприятий, связанных с прекращением или изменением условий водопользования, а также с защитой окружающей среды и ликвидацией неблагоприятных условий строительства.

8. Понижение уровня грунтовых вод и водоотведение (дренажи и водоотливы) на строительной площадке.

9. Устройство берегоукрепления.

10. Устройство крановых путей.

11. Устройство ограждения строительной площадки, организация контрольно-пропускного режима.

12. Обеспечение строительной площадки противопожарным водоснабжением и инвентарем.

13. Устройство складских площадок и помещений для материалов, конструкций и оборудования.

14. Инженерная подготовка территории размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития, включая объекты транспортной, энергетической, коммунальной, инженерной, социальной, инновационной и иных инфраструктур, расположенных на территории опережающего социально-экономического развития, а также указанных объектов инфраструктур, расположенных вне такой территории, но обеспечивающих ее функционирование, в том числе строительство:

а) подъездных путей и временных дорог;

б) временных причалов;

в) линий электропередачи с трансформаторными подстанциями (до 1000 В);

г) сетей водоснабжения и водозаборных сооружений;

д) сетей газоснабжения и газораспределительных сооружений;

е) канализационных коллекторов с очистными сооружениями;

ж) жилых поселков для строителей;

з) сооружений производственно-вспомогательного назначения;

и) сооружений и устройств связи для управления строительством;

к) набережных и причальных сооружений.

15. Разведочное бурение и исследование грунта.

16. Производство земельных работ, а именно:

а) снятие и хранение плодородного слоя почвы (при наличии экологической экспертизы);

б) разработка грунта;

в) уплотнение и укрепление грунта;

г) вертикальная планировка участка;

д) перемещение грунта;

е) устройство насыпей.

17. Устройство шпунтового ограждения.

18. Устройство подпорных стен.

19. Ландшафтные работы.

20. Устройство вспомогательных конструкций и приспособлений.

Похожие публикации