Инженерное обустройство населенных пунктов. Инженерное обустройство Инженерное обустройство территории микрорайона и населенного пункта

Благоустройство территории вокруг коттеджа Казаков Юрий Николаевич

Инженерное обустройство

Инженерное обустройство

Занимаясь обустройством загородного коттеджа и надворных построек, необходимо предусмотреть автономные системы отопления, канализации, водоснабжения, газоснабжения, электрификации. При строительстве новых, расширении и реконструкции действующих трубопроводов, сооружений водоснабжения, канализации, газоснабжения и электроснабжения следует руководствоваться специальными правилами. Нужно соблюдать требования не только рабочих проектов, но и СНиП 3.01.01-85?, СНиП 3.01.03-84, СНиП III-4-80?, а также других стандартов и ведомственных нормативных документов, утвержденных в соответствии со СНиП 1.01.0183. Законченные строительством трубопроводы и сооружения водоснабжения и канализации следует принимать в эксплуатацию в соответствии с требованиями СНиП 3.01.04-87. Земляные работы и работы по устройству оснований при строительстве трубопроводов и сооружений водоснабжения и канализации должны выполняться согласно требованиям СНиП 3.02.01-87.

Основной этап земляных работ – монтаж трубопроводов.

При перемещении труб и собранных секций, имеющих антикоррозионные покрытия, следует предотвращать повреждение этих покрытий, применяя мягкие клещевые захваты, гибкие полотенца и др.

При раскладке труб, предназначенных для хозяйственно-питьевого водоснабжения, необходимо предотвращать попадание в них поверхностных или сточных вод. Трубы и фасонные части, арматура и готовые узлы перед монтажом осматриваются и очищаются изнутри и снаружи от грязи, снега, льда, масел и посторонних предметов.

Трубопроводы монтируются на основании проекта производства работ и технологических карт после проверки соответствия проекту размеров траншеи, крепления стенок, отметок дна, а при надземной прокладке – опорных конструкций. Результаты проверки отражаются в журнале производства работ.

Стальные и железобетонные трубопроводы необходимо защищать от коррозии в соответствии с проектом и требованиями СНиП 3.04.03-85 и СНиП 2.03.11-85.

Все основные этапы сооружения трубопроводов и элементы скрытых работ подлежат приемке с составлением актов освидетельствования скрытых работ по форме, приведенной в СНиП 3.01.01-85?. К таким этапам относятся подготовка основания под трубопроводы, устройство упоров, величина зазоров и выполнение уплотнений стыковых соединений, устройство колодцев и камер, противокоррозионная защита трубопроводов, герметизация мест прохода трубопроводов через стенки колодцев и камер, засыпка трубопроводов с уплотнением и др.

Как уже упоминалось, обеспечение водой для питья и хозяйственных нужд может осуществляться двумя способами: из централизованной системы водоснабжения, если участок расположен в пригороде и поселке, или автономно. Если для вас более удобен второй вариант, то учтите, что вода из колодцев и каптажей родников должна соответствовать требованиям служб санитарно-эпидемиологического надзора. Предпочтительнее всего артезианские скважины, которые позволяют забирать высококачественную воду из глубоких (20-200 м) межпластовых слоев.

Иногда существует возможность пробурить скважину для водоснабжения непосредственно под домом. Скважину следует бурить после возведения стен подвала, но до устройства его перекрытия.

Обычно система водоснабжения включает водоподъемную установку, накопительный бак, фильтрационный узел, а также разводящие трубопроводы и смесительную, запорную и регулирующую арматуру. Водоподъемная установка, в свою очередь, состоит из насоса с первичным фильтром и блоком автоматики с системами защиты и регулирования. Согласно СНиП 2.04.01 домашний автономный водопровод допустим лишь при условии, что дом либо подключен к центральной системе канализации, либо оборудован местной канализацией.

При отсутствии прочих возможностей в качестве источников питьевой воды используются колодцы, естественные водоемы, реки и ручьи (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Колодец на участке

Шахтные колодцы применяются для забора безнапорных грунтовых вод, залегающих на глубине 5-10 м. При больших глубинах залегания строить колодец можно, но экономически невыгодно – лучше использовать скважину. Основной трудностью при обустройстве колодца обычно становится необходимость точно угадать место водоносного пласта хорошего качества и с достаточным количеством воды. Но у этого способа водоснабжения есть и преимущества: относительная дешевизна и простота обслуживания. Да и воды для небольшой семьи вполне хватает (в среднем 2-3 м 3 в сутки).

Чаще всего колодец используется для полива сада и огорода, мытья машин, строительных работ. Облегчить подачу воды поможет насос (погружной или поверхностный).

Выгребные устройства необходимы, когда дом не подключен к центральной канализации. Сбор, удаление и обезвреживание нечистот производятся при помощи собственных сооружений, размещение и работу которых следует согласовать в установленном порядке. Такими устройствами являются биотуалеты и пудр-клозеты, то есть сооружения с местным компостированием. Можно также построить люфт-клозет (кроме IV климатического района и ШБ-подрайона) или надворную уборную. В каждом отдельно взятом случае на стадии разработки проекта вопросы утилизации нечистот решаются с местными органами по регулированию, использованию и охране подземных вод, а также с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Для сброса хозяйственных сточных вод можно использовать специальную канаву, выходящую в наружный кювет, если это согласовано со службами санитарно-эпидемиологического надзора.

В настоящее время все большее распространение приобретают системы, обеспеченные оборудованием для очистки сточных вод. Так, среди владельцев загородных домов популярны биологические методы очистки. Поскольку с их помощью сточные воды можно очистить на 90 % и более, допускается последующий сброс сточных вод в овраги, канавы и дренажные колодцы.

При подключении к центральной канализации необходимо соблюдать нормы СНиП 2.04.03.

Газоснабжение дома осуществляется от газовых сетей или, если такой возможности нет, от установок сжиженного газа, поступающего из баллонов или резервуаров. Все требования к оснащению дома газом, от проектирования системы снабжения до установки плит и счетчиков, можно найти в Правилах безопасности в газовом хозяйстве.

Электроснабжение дома, который находится на территории дачного объединения, обычно осуществляется с помощью воздушных линий. Над самим участком проводить воздушную линию нельзя, за исключением индивидуальной подводки. Ось трассы ВЛ-1 кВ, в том числе совмещенную с сетью наружного освещения, нельзя проводить в непосредственной близости от дома, хозяйственных построек и высоких деревьев (выше 4 м). Минимальное расстояние от оси трассы до этих объектов – 4 м, а от проекции на землю крайнего провода ВЛ 10-35 кВ – 15 м.

Требования к установке электрического оборудования и защите дома от молнии содержатся в сборнике «Правила устройства электроустановок», СО 153-34.21.122, СП 31-110 и НПБ 106.

Оборудование для устройства индивидуальных систем горячего водоснабжения представлено весьма широким спектром различных приборов, в первую очередь водонагревателей. В зависимости от способа нагрева воды они делятся на проточные и накопительные (бойлер), а в зависимости от потребляемого топлива – на электрические и газовые. Гораздо реже встречаются водонагреватели, работающие на твердом топливе. Выбор прибора следует начинать с расчета потребностей семьи в горячей воде. В среднем расход воды на одного человека составляет 80-150 л в день. Для нагрева воды требуется одинаковое количество газа и электричества, но обеспечивать нагреватель газовым топливом есть смысл только при наличии центральной сети.

Из книги Ванная и санузел автора Сухинина Наталья Михайловна

Глава 6. Заключительное обустройство ванной комнаты и санузла После того как основная работа по подготовке ванной и санузла проведена (отделаны пол, потолок и стены, установлены сантехнические устройства, устроена электропроводка, вентиляция и отопление), можно

Из книги Отделка и ремонт для бережливого хозяина автора Блейз Иосиф Самуилович

Часть II РЕМОНТ И ОБУСТРОЙСТВО КВАРТИРЫ

Из книги Баня, сауна [Строим своими руками] автора Никитко Иван

Глава 7 Внутреннее обустройство парилки и других помещений Идеальный план внутреннего устройства бани выглядит примерно так: с торца строения располагается входная дверь, в центре, со смещением в сторону на полметра, сложена печь, ее топочная дверца выведена в

Из книги Колодцы. Устройство и обслуживание автора Лапшина Нина Николаевна

Из книги Загородный участок с нуля автора Шухман Юрий Ильич

Из книги Обустройство и ремонт дома быстро и дешево. Коммуникации и интерьер своими руками всего за 2 месяца автора Казаков Юрий Николаевич

Выбор и обустройство помещения Помещение должно быть довольно тихим, укромным, а его размеры достаточными для того, чтобы вместить все необходимое для работы (рис. 8.5):? рабочее оборудование (например, компьютер);? рабочий стол;? шкафы для деловой литературы;? стеллаж;?

Из книги Современные теплицы и парники автора Назарова Валентина Ивановна

Эффективное обустройство участка Совет Выбрать высококомпактные проекты садовых домиков позволяющих при меньшем плане застройки получать больший полезный строительный объем; блокировать различные функциональные помещения и зоны отдыха в

Из книги Парники и теплицы. Строим и выращиваем автора Калюжный С. И.

Раздел 1

Инженерное обустройство и инженерная подготовка территорий населенных пунктов Лекция 1 (2 часа)

Вопросы:

1.Понятие об инженерном обустройстве и инженерной подготовке территорий

2.Вопросы инженерного обустройства территории в градостроительной документации.

3 Состав работ по инженерной подготовке территорий.

4. Природные условия территорий

5. Градостроительный анализ территории.

При строительстве и эксплуатации населенных пунктов и отдельных архитектурных сооружений неизбежно возникают задачи по улучшению функциональных и эстетических свойств территории – ее озеленению, обводнению, освещению и т.д., что обеспечивается средствами благоустройства городской территории.

Любой населенный пункт (город, поселок), архитектурный комплекс или отдельное здание строятся на конкретной территории, площадке, характеризующейся определенными условиями – рельефом, уровнем стояния грунтовых вод, опасностью затопления паводковыми водами и др. Средства инженерной подготовки позволяют сделать территорию наиболее пригодной для строительства и эксплуатации архитектурных сооружений и их комплексов при оптимальных затратах денежных средств.

Инженерная подготовка связана с благоустройством территории. Благоустройство территории подразумевает и обязательное проведение работ по инженерной ее подготовке. Принято различать эти понятия.

Инженерная подготовка территории – это работы, основу которых составляют приемы и методы изменения и улучшения физических свойств территории или ее защиты от неблагоприятных физико-геологических воздействий.

Инженерное благоустройство территории – работы, связанные с улучшением функциональных и эстетических качеств уже подготовленных в инженерном отношении территорий.

Научно-технический процесс открывает новые возможности в сфере прикладных дисциплин, к которым относятся инженерная подготовка и благоустройство городских территорий.

Прогресс в области землеройной техники, совершенствование прогнозирования землетрясений, наводнений, селевых потоков, схода лавин, а также в практике градостроительства в корне меняет наши представления о целесообразности проведения тех или иных инженерных мероприятий в их традиционной форме, о методике проектирования и технологии их выполнения.

Например, еще недавно земляные работы были одними из самых дорогих и трудоемких видов строительных работ в составе инженерной подготовки территории, что существенно ограничивало их масштабы.

Развитие высокопроизводительных землеройных машин (экскаваторов, сканеров, бульдозеров), изменение технологии земляных работ привело к тому, что обширные территории, которые ранее были непригодны для застройки, ныне сравнительно просто осваиваются, конкурируют с традиционными, удобными для строительства площадками. В ряде случаев это влияет и на планировочную структуру городов, стратегию городского развития.

Вместе с тем произошли изменения в развитии теплотехники, электротехники и других наук. Например, в городах при устройстве инженерных сетей применяются сборные коллекторы практически любого размера и сечения, что изменило представление о месте и роли энергетических объектов в городе, о возможности строительства новых, о расширении и реконструкции существующих инженерных коммуникаций в условиях городской застройки.

Инженерные мероприятия на современном этапе помогают бороться с возросшим отрицательным воздействием на городские территории от вредных выбросов и стоков, шума, электромагнитных излучений и других неблагоприятных явлений. Поэтому инженерные основы охраны окружающей среды также являются существенной составляющей благоустройства городских территорий.

0

Курсовая работа

Инженерное обустройство города Благовещенска

Введение. 3

РАЗДЕЛ 1. 4

Исходные данные для инженерного обустройства города Благовещенска. 4

РАЗДЕЛ 2. 5

Организация транспортного, пешеходного движения и инженерное обеспечение микрорайона. 5

  1. Определение ширины проезжей части улицы.. 5

. 6

. 10

. 12

  1. Проверка пропускной способности магистрали и перекрестка. 13
  2. Установление ширины тротуара. 15
  3. Выбор типа поперечного профиля. 16

4.1 Очертание поперечного профиля проезжей части . 17

4.2 Размещение зеленых насаждений . 17

  1. Инженерное благоустройство поселений. 20
  2. Способы прокладки подземных инженерных сетей. 26

Заключение. 28

Список используемой литературы.. 29


Введение

Главной целью написания данной курсовой работы является: запроектировать поперечный профиль магистральной улицы общегородского значения, определить ширину и взаиморасположение ее элементов, проезжей части, тротуаров, полос зеленых насаждений.

Освоение и благоустройство террито-рий населенных мест — важная градостроительная проблема. Любой город, поселок, сельский населен-ный пункт, архитектурный комплекс или отдельное здание строятся на конкретной территории, площадке, характеризу-ющейся определенными условиями — ре-льефом, уровнем стояния грунтовых вод, опасностью затопления паводковыми во-дами и др. Сделать территорию наиболее пригодной для строительства и эксплуа-тации архитектурных сооружений и их комплексов без чрезмерных затрат мож-но средствами инженерной подготовки.

При строительстве и эксплуатации населенных мест и отдельных архитек-турных сооружений неизбежно возника-ют задачи по улучшению функциональ-ных и эстетических свойств, что обеспечивается сред-ствами благоустройства городских тер-риторий. Благоустройство городов и поселений включает в себя ряд мероприятий по улучшению санитарно-гигиенических условий жилой застройки, транспортному и инженерному обслуживанию населения, искус-ственному освещению городских территорий и оснащению их не-обходимым оборудованием, оздоровлению городской среды сред-ствами санитарной очистки. Транспортная сеть города должна обеспечивать скорость, ком-форт и безопасность передвижения между функциональными зо-нами города и в их пределах, связь с объектами внешнего транс-порта и автомобильными дорогами региональной и всероссий-ской сети. Сеть улиц, дорог, площадей и пешеходных пространств должна проектироваться как единая общегородская система, в которой четко разграничены функции ее составляющих.

РАЗДЕЛ 1

Исходные данные для инженерного обустройства города Благовещенска

Климатический район: I А

Зона влажности: 2 нормальная

Расчетная температура наиболее холодной пятидневки: -34 Сº

Район по давлению ветра (ветровой район): II , 0,30кПа

Район по весу снегового покрова (снеговой район): I, 0,8кПа

Преобладающее направление ветра: СЗ

Роза ветров, характеризующая годичную повторяемость направления и скорости ветров на основании многолетних наблюдений, построена в соответствии с таблицей 1 и приведена на рисунке 1.

Таблица 1

Повторяемость направления ветра, %

Направление ветра

Рис.1 Роза ветров
РАЗДЕЛ 2

Организация транспортного, пешеходного движения и инженерное обеспечение микрорайона

1. Определение ширины проезжей части улицы

Таблица 2

Исходные данные

Легковые автомобили

Дорожное покрытие - асфальтобетонное с повышенным содержанием щебня

Грузовые автомобили

Автобусы

Троллейбусы

Пешеходы

7000 чел/час

Расчетная скорость транспорта

65 км/час = 18 м/с

Красная фаза светофора

Желтая фаза светофора

Зеленая фаза светофора

Продольный уклон i (подъем)

Ширина проезжей части улицы зависит от ширины одной ее полосы и числа полос движения, необходимых для пропуска заданного транспортного потока.

Для установления ширины проезжей части нужно рассчитать:

Пропускную способность одной полосы движения для каждого вида транспорта;

Необходимое число полос движения;

Ширину каждой полосы движения.

Определяем общую продолжительность цикла работы светофора

Т ц = t к + t ж + t з + t ж , с

Т ц = 15 + 5 + 30 + 5 = 55 )

Где t к - красная фаза работы светофора,); t ж - желтая фаза, ); t з - зеленая фаза ). Среднее расстояние между регулируемыми перекрестками - 800 м.

1.1 Расчет пропускной способности одной полосы движения

Пропускную способность одной полосы движения находим по формуле

, ед/час

Где V - скорость движения различных типов транспорта, (м/с) ; L - динамический габарит, или безопасное расстояние между транспортными единицами, двигающимися попутно в колонне (включая собственную длину), (м) .

Безопасное расстояние между транспортными единицами определяется по формуле

Где t - промежуток времени между моментами торможения переднего и следующего за ним автомобилем, равный времени реакции водителя, зависит от квалификации водителя и принимается в пределах 0,7 - 1,5 с;

φ - коэффициент сцепления пневматической шины колеса с покрытием, изменяющийся в зависимости от состояния покрытия от 0,8-0,1 (0,6 по заданию);

g - ускорение свободного падения, (м/с 2) ;

i - продольный уклон, принимаемый при движении на подъеме со знаком плюс, при движении на спуске - со знаком минус;

l - длина экипажа, (м) (см. табл. 3);

S - расстояние между автомобилями после остановки, принимаем S =2м.

Таблица 3

Длина транспортных средств

легковые автомобили

грузовые автомобили

автобусы

трамваи и троллейбусы

легковые автомобили

грузовые автомобили

автобусы

трамваи и троллейбусы

При определении пропускной способности линий массового маршрутного транспорта, в том числе и автобусов, следует исходить из того, что она практически обуславливается пропускной способностью остановочных пунктов.

Пропускную способность остановочного пункта для автобуса можно вычислить по формуле:

, ед/час .

Где Т - полное время, в течении которого автобус находится на остановочном пункте, (с) :

Т = t 1 + t 2 + t 3 + t 4 , с

Где t 1 - время, затрачиваемое на подход к остановочному пункту (время торможения), (с) ;

t 2 - время на посадку и высадку пассажиров, (с) ;

t 3 - время на передачу сигнала и закрывание дверей, (с) ;

t 4 - время на освобождение автобусом остановочного пункта, (с) .

Находим отдельные слагаемые

t 1 = , c

Где l - «промежуток безопасности» между автобусами при подходе их к остановке, равный по длине одному автобусу, l 3 = 10 м;

b - замедление при торможении, принимается равным 1м/с 2 .

Где β = коэффициент, учитывающий, какая часть автобуса занята выходящими и входящими пассажирами по отношению к нормальной вместимости автобуса, для остановочных пунктов с большим пассажирооборотом, β = 0,2 ;

λ - вместимость автобуса, равная 60 пассажирам;

t 0 - время, затрачиваемое одним входящим или выходящим пассажиром, t 0 = 1,5 с ;

k - число дверей для выхода или входа пассажиров, принимаем для автобусов k = 2, для трамваев и троллейбусов k = 3.

Время на передачу сигнала и закрывание дверей t 3 принимается по данным наблюдений равным 30 с.

Время на освобождение автобусом, троллейбусом остановочного пункта

t 4 =, c

Где a - ускорение, равное 1м/с 2 .

автобусы троллейбусы

автобусы троллейбусы

автобусы троллейбусы

При вычислении пропускной способности полос проезжей части, используемой легковым и грузовым транспортом, надо учитывать, что расчетная скорость на перегоне не равна фактической скорости сообщения по улице. Реальная скорость сообщения зависит от задержек транспорта у перекрестков. Таким образом, расчетная пропускная способность полосы проезжей части между перекрестками определяется как пропускная способность перегона с введением коэффициента снижения пропускной способности α по формуле

Коэффициент снижения пропускной способности с учетом задержек на перекрестках вычисляем по формуле

Где L n - расстояние между регулируемыми перекрестками, равное в соответствии с заданием, L n = 800 м ;

а - среднее ускорение при трогании с места, а = 1 м/с 2 ;

b - среднее замедление скорости движения при торможении, b = 1 м/с 2 ;

t Δ - средняя продолжительность задержки перед светофором.

Средняя продолжительность задержки перед светофором рассчитывается по формуле

Для маршрутизированного транспорта коэффициент задержки движения α не определяется.

легковые автомобили

грузовые автомобили

Таким образом, расчетная пропускная способность одной полосы проезжей части для легкового и грузового транспорта с учетом коэффициента задержки движения α составит

N α = (N лег + N груз ) · α, авт./час

1.2 Определение числа полос проезжей части

Число полос для всех видов транспорта рассчитываем по формуле:

n =

где А - заданная интенсивность движения транспорта по улице в одном направлении в час пик.

легковые автомобили

грузовые автомобили

автобусы

троллейбусы

Пропуск транспорта заданной интенсивности движения могут обеспечить:

п = п 1 + п 2 +…п i

Если полос получилось две, то такое решение неизбежно вызовет снижение скорости легковых автомобилей, вынужденных двигаться по одной полосе вместе с грузовыми автомобилями, а также части грузовых автомобилей, которые, в свою очередь, будут двигаться по одной полосе с автобусами. Поэтому, исходя из состава транспортного потока, целесообразно принять три полосы движения в каждом направлении.

Если пропускная способность улицы рассчитывается не по специализированным полосам проезжей части, а как для смешанного транспортного потока в целом, необходимо привести смешанный поток к однорядному (легковой автомобиль), используя следующие коэффициенты приведения µ .

Таблица 4

Значение коэффициента приведения

Вид транспорта

Значение коэффициента µ

Легковые автомобили

Грузовые автомобили грузоподъемностью:

Свыше 2 до 5 т

Свыше 5 до 8 т

Свыше 8 до 14 т

Свыше 14 т

Автобусы

Троллейбусы

На многополосной проезжей части пропускная способность возрастает не прямо пропорционально числу полос, поэтому пропускную способность проезжей части с многополосным движением на перегонах следует определять с учетом коэффициента γ многополосности, принимаемого в зависимости от числа полос движения в одном направлении:

Одна полоса -1

Две полосы -1,9

Три полосы -2,7

Четыре полосы -3,5

Учитывая коэффициент многополосности 2*1,9=3,8≈4 полосы

1.3 Установление ширины проезжей части улиц

Ширина проезжей части улиц в каждом направлении определяется формулой:

В = b · п

Где b - ширина одной полосы движения, (м) ;

п - число полос движения.

Для магистральной улицы общегородского значения ширину полосы принимаем равную 3,75 м. Наименьшее число полос для улиц и дорог указано в таблице без учета полос для временной стоянки автомобилей. В связи с этим и учитывая, что улица с обеих сторон застроена административными зданиями, у которых может останавливаться большое число автомобилей, предусматриваем специальную полосу шириной 3 м для их стоянки.

Общая ширина проезжей части в каждом направлении движения составит:

В = b · п + 3, м

Ширину проезжей части улиц и дорог устанавливаем по расчету в зависимости от интенсивности движения.

Таким образом, ширина проезжей части составит 36 м.


2. Проверка пропускной способности магистрали и перекрестка

Проводим проверочный расчет пропускной способности магистрали в узком сечении и у перекрестка в сечении стоп-линии. Пропускная способность в этом сечении зависит от режима регулирования, принятого на перекрестке.

Расчет выполняем по формуле:

, авт./час.

Где N n - пропускная способность одной полосы проезжей части у перекрестка в сечении стоп-линии, авт./час.;

t n - интервал во времени прохождения автомобилями перекрестка, принимаемый в среднем 3 с;

V n - скорость прохождения автомобилями перекрестка (принимаем 18 км/ч), м/с.

Учитывая необходимость обеспечения левых и правых поворотов на перекрестке, требующих специальных полос проезжей части, для определения пропускной способности магистрали используем следующую формулу:

N м = 1,3 N п (п-2), авт./час.

Где N п - пропускная способность магистрали в сечении стоп-линии, авт./час;

1,3 - коэффициент, учитывающий право- и лево- поворотное движение;

п - число полос.

Для сравнения пропускной способности в данном случае приведем все заданные виды транспорта к одному (легковому автомобилю) используя формулу:

N = A·µ , авт/час

Где А - заданная интенсивность движения транспорта по улице в одном направлении в час пик;

µ - коэффициент приведения.

Легковые автомобили 540· 1=540

Грузовые автомобили грузоподъемностью до 2 т 300· 1,5 =450

Автобусы 16· 2,5=40

Троллейбусы 25·3=75

ИТОГО ΣN: 1105 авт./час.

Таким образом, N м > ΣN (1560>1105) и пропускная способность магистрали в сечении стоп-линии обеспечивает прохождение транспортного потока заданной интенсивностью.


3. Установление ширины тротуара

Перспективная интенсивность пешеходного движения на тротуарах в каждом направлении 7000 чел/час. Пропускная способность одной полосы тротуара 1000 чел/час.

Необходимое число полос п = 7000/1000 = 7 полос

Ширина одной полосы ходовой части тротуара 0,75 м.

Таким образом, ширина ходовой части тротуара В = 0,75·7 = 5,25 м.


4. Выбор типа поперечного профиля

В связи с тем, что основными элементами улицы по стоимости и сложности устройства являются проезжая часть и тротуары, намечаем вначале схему поперечного профиля улицы, используя полученную по расчету ширину проезжей части и тротуаров. После этого можно будет приступать к размещению полос зеленых насаждений, мачт освещения и подземных инженерных коммуникаций.

Для указанных в задании условий движения рассматриваем поперечный профиль улицы в двух вариантах:

Поперечный профиль улицы без полосы для разделения встречного движения;

Поперечный профиль улицы с полосой для разделения встречного движения.

Ширина разделительных полос и других элементов улиц указана в таблице 5.

Таблица 5

Размеры элементов городских улиц

Местонахождение и назначение

скоростные

магистральные

общегородского значения

районного значения

местного значения

Между проезжими частями для разделения встречного потока

Между основной проезжей частью и проезжими частями местного значения

Между проезжей частью и трамвайным потоком

Между проезжей частью и велодорожкой

Между проезжей частью и тротуаром

Между тротуаром и трамвайным полотном

Между тротуаром и велодорожкой

Для лучшей организации движения желательно наличие осевой разделительной полосы, однако, учитывая необходимость создания наиболее полной изоляции жилой застройки от шума и вибрации, вызываемых проходящим транспортом, выбираем первый вариант поперечного профиля улицы.

Согласно этому варианту кроме полосы зеленых насаждений между проезжей частью и тротуаром намечаем еще одну - между тротуаром и линией застройки.

4.1 Очертание поперечного профиля проезжей части

Поперечный профиль проезжей части принимаем параболического очертания. Такой профиль наилучшим образом отвечает требованию водоотвода, так как обеспечивает быстрый сток воды с проезжей части к лоткам и дождеприемным колодцам.

В первом варианте тротуар отделен от проезжей части однорядной площадкой деревьев и от линии застройки газоном.

Во втором варианте проезжая часть разделяется газоном (разделительной полосой), а тротуар, примыкающий к линии застройки, отделен от проезжей части однорядной посадкой деревьев.

4.2 Размещение зеленых насаждений

Минимальную ширину полос зеленых насаждений, м, принимаем по следующим данным.

Посадка деревьев:

Однорядные 2 м

Двухрядные 5 м

Посадка кустарника:

Низкорослого 0,8 м

Среднего 1 м

Крупного 1,2 м

Намеченные зеленые полосы в поперечном профиле проектируем шириной по 2м.

В первом случае мачты освещения могут быть расположены в зоне зеленых насаждений у тротуаров с обеих сторон улицы, во втором — посередине разделительной полосы.

В таблице 6 приведены наибольшие и наименьшие поперечные уклоны проезжей части.

Средний поперечный уклон проезжей части принимаем равным 20%. Для разбивки поперечного профиля ширину проезжей части делим на десять равных частей по 3,6 м и определяем значение ординат для промежуточных точек.

Таблица 6

Размещение подземных инженерных сооружений

Таблица 7

Минимальные расстояния от подземных сетей до зданий, сооружений и зеленых насаждений

фундаментов жилых и общественных зданий

мачт, опор наружного освещения, контактной сети и связи

трамвайных путей (от крайнего рельса)

искусственных сооружений

деревьев

кустарников

силовые кабели и кабели связи

газопроводы:

низкого давления до 0,05 кгс/см 2

среднего давления до 3 кгс/см 2

высокого давления 3-6 кгс/см 2

высокого давления 6-12 кгс/см 2

5. Инженерное благоустройство поселений

В связи со стремительным развитием промышленности, энергетики, транспорта территории населенных мест все в больших масштабах начинают испытывать отрицательные воздействия от вредных выбросов и стоков, шума, электромагнитных излучателей и других неблагоприятных явлений. Основу борьбы с этими явлениями, как правило, составляют инженерные мероприятия. Поэтому инженерные основы охраны окружающей среды также можно считать существенной составляющей благоустройства городских территорий.

Инженерное обеспечение современного города представляет собой сложную систему инженерных коммуникаций, сооружений и вспомогательных устройств. Инженерные коммуникации бывают подземными, наземными и надземными.

Подземные инженерные сети, главным образом используемые в городах, являются одним из важнейших элементов инженерного благоустройства городских территорий. Городские подземные сети предназначены для комплексного и полного обслуживания нужд городского населения, культурно-бытовых предприятий и потребностей промышленности. К подземным инженерным сетям относятся трубопроводы, кабели и коллекторы.

Водоснабжение городов имеет большое значение в связи с тем, что водопотребление на хозяйственно-питьевые, коммунальные и производственные нужды все более увеличивается. Ожидается, что водопотребление на хозяйственно-питьевые и коммунальные нужды достигает 400-500 л и более. Водопотребление в городах различно и зависит от категории города (численности населения), наличия и развития промышленности, степени благоустройства города, климатических условий и ряда других факторов.

При проектировании водопроводных сетей очень важно предусмотреть сохранение в трубах необходимой температуры воды. Следовательно, она не должна чрезмерно охлаждаться и нагреваться. Поэтому принято, что водопроводные сети, как правило, укладывают под землей. Но при технологическом, и технико-экономическом обосновании допускаются и другие виды размещения.

Чтобы исключить переохлаждение и промерзание водопроводных труб, глубина их заложения, считая до низа, должна быть на 0,5 м больше расчетной глубины проникания в грунт нулевой температуры, т. е. глубины промерзания грунта. Для предупреждения нагревания воды в летнее время года глубину заложения трубопроводов следует принимать не менее 0,5 м, считая до верха труб.

Водопроводные сети делают кольцевыми и в редких случаях тупиковыми, так как они менее удобны при ремонте и эксплуатации и в них может застаиваться вода.

Диаметр труб принимают расчетом в соответствии с указаниями СНиП 2.04.02-84. Диаметр труб водопровода, объединенного с противопожарным, для городских районов составляет не менее 100 мм и не более 1000 мм. Минимальный свободный напор в сети водопровода города при хозяйственно-питьевом водопотреблении на вводе в здание над поверхностью земли принимается при одноэтажной застройке не менее 10 м, при большей этажности на каждый этаж добавляется 4 м, что обеспечивает возможность использовать водопроводную сеть для тушения пожаров. Для этой цели на всей протяженности водопроводной сети через 150 м устанавливают специальные устройства для подключения пожарных шлангов — гидрантов. Нормами предусмотрено, что для наружного пожаротушения необходим расход воды 100 л/с.

Канализация. Современное благоустройство города требует наличия развитой канализации для своевременного удаления с городской территории сточных вод, которые в зависимости от состава подразделяются на хозяйственно-бытовые, производственные и ливневые (дождевые и талые) стоки. Для отвода сточных вод в городах применяются общесплавной, раздельный, полураздельный и комбинированный способы.

Общесплавной способ канализации заключается в том, что все городские сточные воды отводятся по одной системе труб. Этот вид канализации применяется недостаточно широко в связи со значительным удорожанием очистных сооружений, но используется в С.-Петербурге, Тбилиси, Самаре, Риге, Вильнюсе и других городах.

При раздельном способе устраиваются две сети трубопроводов. По одной сети труб отводятся бытовые и сточные воды, а по другой — дождевые и условно чистые производственные сточные воды. В городах нашей страны раздельный способ канализации наиболее распространен. Однако следует отметить, что в настоящее время он имеет существенный недостаток, заключающийся в том, что поверхностные стоки сбрасываются в водоемы, как правило, без достаточной очистки, тем самым способствуя их загрязнению. Этот способ следует считать наиболее прогрессивным, но требующим высокой степени очистки ливневых стоков.

Диаметры канализационных труб системы зависят от количества сточных вод, которое определяется степенью благоустройства, т.е. нормой водопотребления, наличием горячего водоснабжения. Так, норма расхода сточной воды при централизованном горячем водоснабжении и наличии ванны — 400 литров в сутки на 1 человека, а при газонагревательных установках — 300 литров в сутки.

Трассу канализации выбирают с помощью технико-экономической оценки возможных вариантов. При прокладке трубопроводов расстояние от наружных поверхностей труб до сооружений и инженерных коммуникаций должны приниматься в соответствии со СНиП 2.04.03-85, исходя из условий защиты смежных трубопроводов и производства работ.

Наименьшую глубину заложения принимают в соответствии со СНиП 2.04.03-85 для канализационных труб диаметром до 500 мм на 0,3 м, для труб большого диаметра — на 0,5 м менее наибольшей глубины проникновения в грунт нулевой температуры, но не менее 0,7 м до верха трубы, считая от отметок планировки.

Электроснабжение. Снабжение потребителей электроэнергией осуществляется тепловыми электростанциями (ТЭС), гидроэлектростанциями (ГЭС). Наиболее перспективна атомная отрасль энергетики.

Основным направлением в области обеспечения потребителей электроэнергией является создание энергосистем, таких как единая энергосистема европейской части страны, объединенных в Единую энергетическую систему. Основные потребители электроэнергии — города. Их электропотребление составляет почти 80% общего потребления электроэнергии в стране. В настоящее время на коммунально-бытовые нужды города используется примерно 20% расходуемой электроэнергии, остальная часть приходится на промышленность.

Система электроснабжения города состоит из сети внешнего электроснабжения, высоковольтной (35кВ и выше) сети города и сетевых устройств среднего и низкого напряжений с соответствующими трансформирующими установками. Электрические сети выполняются в виде воздушных линий электропередач (ЛЭП) и кабельных прокладок. В настоящее время осуществлена замена воздушных высоковольтных линий в черте города на кабельные, поскольку площадь занятых воздушными линиями земель составляет сотни гектаров.

Газоснабжение. В топливно-энергетическом обеспечении городов продолжает возрастать доля газа. Газоснабжение городов определяется расходами на промышленные и жилищно-коммунальные нужды, причем последние все время растут, поскольку увеличивается количество газифицированных квартир.

Система газоснабжения крупного города — это сети различного давления в сочетании с газохранилищами и необходимыми сооружениями, обеспечивающими транспортировку и распределение газа.

Газ подается к городу по нескольким магистральным газопроводам, которые заканчиваются газорегуляторными станциями (ГРС). После газорегуляторной станции газ поступает в сеть высокого давления, которая закольцовывается вокруг города и от нее к потребителям через головные газорегуляторные пункты (ГРП).

Городские сети для обеспечения надежности газоснабжения обычно решаются кольцевыми и лишь в редких случаях тупиковыми. Прокладка газопроводов независимо от давления газа выполняется, как правило, подземно по улицам, дорогам города и межмагистральным территориям.

Теплоснабжение городов предусматривает обеспечение теплом жилищно-коммунальных и промышленных потребителей. В городах главным образом применяется централизованное теплоснабжение. Централизованное теплоснабжение улучшает окружающую среду, поскольку с его развитием ликвидируются мелкие котельные.

Потребление тепла в городе зависит в основном от климатических условий, степени благоустройства, этажности застройки, объема зданий. Тепло расходуется в основном на отопление, горячее водоснабжение, вентиляцию и кондиционирование воздуха, при этом в городе на жилищно-коммунальные нужды расходуется до 40% общего теплопотребления.

Основными источниками тепла для теплофикации городов являются теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), вырабатывающие как тепло, так и электроэнергию. В перспективе для теплоснабжения городов могут найти широкое применение АТЭЦ на атомном топливе или атомные котельные, которые заменят паротурбинные ТЭЦ и котельные, работающие на органическом топливе. Для теплоснабжения городов могут быть использованы и другие источники энергии, например солнечная и геотермальная энергия. Городские ТЭЦ и районные котельные размещаются вне селитебной территории, в промышленных и коммунально-складских зонах.

В соответствии со СНиП 2.07.01-89* теплоснабжение городов и жилых районов с застройкой зданиями высотой более двух этажей должно быть централизованным.

Магистральные сети располагаются по главным направлениям от источника тепла и состоят из труб больших диаметров от 400 до 1200 мм. Разводящие сети имеют диаметр трубопроводов ответвлений от магистральных от 100 до 300 мм, а диаметр трубопроводов, ведущих к потребителям от 50 до 150 мм.

Трассу тепловых сетей в городах прокладывают в отведенных для инженерных сетей технических полосах параллельно красным линиям улиц, дорог и проездов вне проезжей части и полосы зеленых насаждений, но при обосновании допускается расположение теплотрассы под проезжей частью или тротуаром улиц. Теплосети нельзя прокладывать вдоль бровок террас, оврагов или искусственных выемок при просадочных грунтах.

Уклон тепловых сетей независимо от направления движений теплоносителя и способа прокладки должен быть не менее 0,002.

В СНиП 2.04.07-86 и СНиП 3.05.03-85 приведены особые условия для устройства пересечений тепловыми сетями других подземных сооружений.


6. Способы прокладки подземных инженерных сетей

Существует несколько способов или приемов прокладки подземных сетей:

Прокладка подземных сетей раздельно в самостоятельных траншеях;

Прокладка подземных сетей совмещено в общей траншее;

Прокладка подземных сетей совмещено в проходных и полупроходных коллекторах и каналах;

Прокладка подземных сетей в непроходных каналах.

Расстояния от подземных сетей до зданий, сооружений, зеленых насаждений и до соседних подземных сетей регламентируются. Минимальные значения этих расстояний даны в СНиП 2.07.01-89*.

При ширине улиц более 60 м в пределах красной линии сети водопровода и канализации прокладывают по обеим сторонам улиц. При реконструкции проезжих частей улиц и дорог обычно сети, расположенные под ними переносят под разделительные полосы и тротуары. Исключение могут составлять самотечные сети хозяйственно-бытовой и ливневой канализации.

Таблица 8

Наименьшая глубина заложения сетей, считая до их верха

Подземные сети

Глубина заложения сетей

Водопровод при диаметре труб, мм:

ниже глубины промерзания на 0,2 м

от 300 до 600

выше глубины промерзания на 0,25 диаметра

выше глубины промерзания на 0,5 диаметра

Канализация при диаметре труб, мм:

выше глубины промерзания на 0,3 м

выше глубины промерзания на 0,5, но не менее 0,7 м от планировочной отметки

Газопровод:

влажного газа

ниже глубины промерзания 1,65 м

осушенного газа

в непучинистых грунтах в зоне проезжей части усовершенствованными покрытиями 0,8 м, без усовершенствованных покрытий 0,9 м

Теплопровод:

при прокладке в канале

при безканальной прокладке

вне проездов

при пересечении проездов

Заключение

Таким образом, в данной курсовой работе я запроектировала поперечный профиль магистральной улицы общегородского значения, определила ширину и взаиморасположение ее элементов, проезжей части, тротуаров, полос зеленых насаждений. Ширина проезжей части составляет 36 м.

Список используемой литературы

  1. Николаевская И.А., Морозова Н.Ю., Горлопанова Л.А. Инженерные сети и оборудование территорий, зданий и стройплощадок: Учебник:/ Под ред. О.А. Николаевской. - 224 с, М: Академия, 2004.
  2. Владимиров В.В., Давидянц Г.Н., Расторгуев О.С., Шафран В.Л. Инженерная подготовка и благоустройство городских территорий - М.: Издательство Архитектура - С. 2004.
  3. Калицун В.И., Кедро В.С., Ласков Ю.М. Гидравлика, водоснабжение и канализация, Учебное пособие. - М., Стройиздат, 2000 - 397 с.
  4. Белецкий Б.Ф. Санитарно-техническое оборудование зданий (монтаж, эксплуатация и ремонт). - Ростов на Дону: Феникс. 2002. - 512с.
  5. СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги.
  6. СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.
  7. СНиП 2.04.02-84 Водоснабжение. Наружные сети и сооружения.
  8. СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения.
  9. СНиП 2.04.05-86 Отопление, вентиляция и кондиционирование.
  10. СНиП 2.08.01-89 Жилые здания.
  11. СНиП 42-01-2002 Газораспределительные системы.
  12. СНиП III-39-76 Трамвайные пути.
  13. Пособие по проектированию земляного полотна и водоотвода железных и автомобильных дорог промышленных предприятий (к СНиП 2.05.07-85).
  14. Справочник проектировщика. Современные системы отопления и водоснабжения. Б, 1991 г.
  15. СНиП 23-01-99* Строительная климатология / Госстрой России. - М.: ГУП ЦПП, 2003.
  16. СНиП II-3-79* Строительная теплотехника / Госстрой России. - М.: ГУП ЦПП, 2003.

Скачать: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.

Инженерные сети и оборудование территорий, зданий и стройплощадок (инженерная подготовка территорий) - одна из важнейших задач градостроительства. Это комплекс мероприятий, сооружений, сетей по обеспечению пригодности территории для градостроительства и создания оптимальных санитарно-гигиенических и микроклиматических условий. Выбор удобных, легко осваиваемых территорий для заселения, условия размещения и дальнейшего развития промышленных и жилых районов, планировка, застройка их и решение многих сопутствующих задач тесно взаимосвязаны с вопросами учебной дисциплины "Инженерные сети и оборудование территорий, зданий и стройплощадок".

Предварительно месторасположение населенного пункта, предполагаемое размещение промышленного предприятия определяют на основании районной планировки, учитывающей ряд важнейших факторов (географические, климатические, гидрогеологические, наличие природных, энергетических, людских и других ресурсов, ближайших транспортных коммуникаций). Основные предопределяющие факторы для размещения промышленных или других градообразующих объектов - их мощность и обеспеченность кадрами, размеры тяготеющих к ним селитебных территорий. Окончательный выбор места расположения населенного пункта или промышленного предприятия, их конфигурацию устанавливают в процессе сравнительного анализа различных вариантов территориального размещения с учетом местных природных условий и возможности достижения наилучших, экономически оправданных архитектурно-планировочных решений.

При выборе территории для будущей городской либо промышленной застройки предпочтение следует отдавать земельным участкам, наиболее благоприятным по условиям их освоения, при этом избегать использования дефицитных пахотных земель под застройку. С этой целью Могут быть использованы земли, выведенные из сельскохозяйственного оборота (неудоби, пустоши и др.). В горной местности объекты промышленности и градостроительства располагают с учетом сейсмичности района и практической целесообразности их использования, учитывая дополнительные трудности и затраты для их реализации (начиная от вертикальной планировки территории, дорог и кончая инженерными коммуникациями), и выполнения общестроительных работ.

Основными задачами данной дисциплины является наиболее полное рассмотрение следующих проблем: организация рельефа и поверхностного стока; особые условия инженерной подготовки; вертикальная планировка улиц, площадей; дорог; инженерное оборудование территорий поселений и зданий; основы гидравлики (гидростатики, гидродинамики); водоснабжение и канализация зданий и поселений; тепло- и газоснабжение территории поселений и зданий; инженерное оборудование стройплощадок; электроснабжение, электротехнологии и электрооборудование территорий, зданий, стройплощадок; охрана природы и окружающей среды.

Мероприятия по инженерной подготовке территории должны быть направлены на сохранение природы и улучшение окружающей среды. В этой связи разработке проекта и его последующей реализации должно предшествовать тщательное изучение природных условий местности, после чего на основе всестороннего анализа могут быть приняты научно обоснованные решения. Только при органичном сочетании всего широкого спектра вышеобозначенных задач достигается комплексное решение, направленное на улучшение населенных мест, создание благоприятных условий для труда, быта и отдыха населения.

Основной целью предлагаемого учебного пособия является обобщение имеющейся разрозненной информации по различным темам и разделам в единое целое и удобное для изучения студентами пособие.

Влияние местных условий на выбор территорий для населенных мест

Природные факторы оказывают первостепенное влияние на градостроительное проектирование и определяют решение архитектурно-планировочных задач. Поэтому необходимо тщательное изучение климатических, топографических, геологических и гидрологических условий местности, материалов гидрографических и геоморфологических исследований, характеристик почв и растительности, а также данных о наличии местных строительных материалов, ресурсов питьевой воды, энергоресурсов. Данные, характеризующие природные условия местности, служат исходным материалом при разработке мероприятий по инженерной подготовке, застройке и благоустройству населенных мест или отдельных участков их территорий.

Данные о климатических условиях необходимы для установления высотного расположения населенных мест, их размещения по отношению к водным бассейнам и зеленым массивам, определения расстояния от жилых районов до промышленных предприятий с различной степенью санитарной вредности, планировки сети улиц, выбора типов застройки и характера ее расположения, определения условий водоотвода и снегоудаления с территорий городов, системы искусственного орошения (в засушливых районах) либо осушения (в переувлажненных районах) и т.п.

Для определения условий прокладки различных подземных сооружений и коммуникаций требуются также данные о глубине промерзания грунтов, определяемые по Таблицам (например: Архангельск - 160 см, Волгоград - 140 см, Ростов-на-Дону - 80 см). По климатическим условиям, определяющим требования строительства, наша страна делится на четыре строительных климатических района, каждый из которых подразделяется на 16 подрайонов, характеризующихся установленными по данным многолетних наблюдений климатическими условиями. Подрайоны обозначают буквенными индексами (1А, 1Б...2А, 2Б и т.д.) на схематической карте климатического районирования.

Для разработки проектов планировки и застройки городов необходимо также располагать метеорологическими данными: об осадках (среднегодовых и по отдельным месяцам, об интенсивности ливневых дождей, толщине снегового покрова, периоде его образования и таяния); о температуре воздуха (минимальной, среднесуточной, о наибольших перепадах температур в течение суток); силе, направлении и повторяемости действия ветров (за год и по сезонам); влажности воздуха; густоте и повторяемости туманов; солнечном освещении (инсоляции) - числе часов солнечного освещения в сутки, солнечных дней в году. Для полной оценки климатических условий местности используют данные, приведенные в СНиП 23-01-99 "Строительная климатология".

Здания по странам света ориентируют с учетом архитектурно-композиционных требований, инсоляции и климата (широтная и меридиональная ориентация). Исходя из направления, господствующих ветров, определяемого по розе ветров, предусматривают размещение промышленных предприятий, особенно с повышенной санитарной вредностью, по отношению к жилым (селитебным) районам и местам отдыха с наветренной стороны.

Направление ветров учитывается при планировке сети улиц и зеленых коридоров, которые наряду с их функциональным назначением служат для проветривания территории города.

Кроме направления ветра, существенное значение имеет его сила. Скорости ветра соответствует определенная сила, которую необходимо учитывать при расчете устойчивости сооружений. Скорость ветра иногда выражают в баллах (табл.1).

Скорость и сила ветра

Топографические условия отражают на геодезических картах или ситуационных планах с изображением рельефа местности (в горизонталях), природных объектов (реки, озера, зеленые массивы, заболоченные территории) и искусственных сооружений (населенные пункты, отдельно стоящие здания, автомобильные и железные дороги, плотины, мосты) с указанием на плане, в ведомостях или пояснительной записке кратких характеристик этих объектов. Планы, карты и разрезы (профили) уровня поверхности земли отдельных участков составляют в необходимом масштабе на основании геодезических изысканий с показом на них существующих искусственных сооружений в условных обозначениях (табл.2).

Геологические условия для проектирования планировки населенных мест определяют по данным инженерно-геологических изысканий, степень детальности которых устанавливают в зависимости от сложности природных условий территории, характера и стадии проектирования.

Условные обозначения искусственных сооружений на геодезических картах в планах

Условные обозначения

Искусственные сооружения на геодезических картах в планах

Жилое каменное строение со ступеньками и крыльцом

Каменное строение, балкон на столбах

Арка-проезд

Иллюминаторы

Жилое смешанное строение

Дорожные сооружения

Лестница для подъема

Подпорная стенка

Наземное оборудование

Водоразборная колонка

Водосточные решетки

Смотровой колодец

Трамвайные мачты

Фермовые столбы

Трансформаторная будка

Мачта линии высокого напряжения

Подземные сети

Водопровод

Канализация

Газопровод

Теплосеть

Проходной канал и тоннель

Линии электропередач

Высокого напряжения на металлических фермах

Высокого напряжения на столбах

Низкого напряжения на столбах

Кабели электропередач

Высокого напряжения смотровые колодцы

Низкого напряжения смотровые колодцы

Подземные кабельные линии связи (v4 - число прокладок)

Первичными материалами геологической характеристики районов могут служить обзорные геологические карты страны или отдельных районов. Для детального уточнения исследуют пробы грунта, взятые из шурфов и буровых скважин (керн). Глубина производимых геологических изысканий зависит от проектируемых на территории сооружений и колеблется от 5-10 м и более.

Результаты исследований грунта изображают общепринятыми условными обозначениями (табл.3) на геологических разрезах (табл.4), а при проектировании улиц и дорог на продольном профиле с указанием нумерации скважин.

Таблица 3

Условные обозначения грунтов на геологических разрезах

Условные обозначения

Наименование материала

Насыпной грунт

Растительный слой

Песок крупнозернистый

Песок среднезернистый

Песок мелкозернистый

Песок с частицами различной крупности

Суглинок

Гравий, галька

Известняк

Песчаник

Сапропель

Вечная мерзлота

Грунтовые воды могут содержать различные вредные примеси и разрушительно действовать на подземные части сооружений. При высоком уровне стояния грунтовых вод ухудшаются условия строительства, требуется проведение мероприятий по понижению их уровня, что ведёт к удорожанию строительства. Переувлажнение приводит также к ухудшению санитарно-гигиенических условий населенных мест. В условиях переувлажненности верхних слоев грунта и замерзания вод в зимних условиях может происходить пучинообразование, т.е. неравномерное поднятие грунтов, особенно пылеватых глинистых. При оттаивании образовавшихся в грунте прослоек (линз) возможно продавливание грунтов под нагрузкой, приводящее к разрушению расположенных на нем сооружений, а также дорожных покрытий. Данные геологических и гидрогеологических изысканий фиксируют в Таблицах, тексте, на планах местности с применением условных обозначений (табл.5).

Условные обозначения на планах, характеризующие геологическое строение территории

Условные обозначения

Геологическое строение территории

Гидрография и рельеф

Речной перекат

Озера: a - соленые, б - пресные

Река с обрывистым берегом и пляжем

а - водопад, б - порог

Вход в пещеры и гроты

Ямы (глубина 2,5 м)

Отдельные камни - ориентиры (высота 2,1 м)

Осыпи рыхлых пород (песчаные, глинистые)

Осыпи твердых пород (каменисто-щебеночные)

Грунты и растительность

Галечники

Глинистые поверхности

Кочковатые поверхности

Болота труднопроходимые (высокотравные)

Солончаки проходимые

Сенокосы

Лиственные леса

Хвойные леса

Для определения условий водоснабжения населенных мест с использованием грунтовых вод производят специальные гидрогеологические изыскания. При использовании грунтовых вод для нужд населения через артезианские скважины либо колодцы необходимо определить качество воды, дебит и глубину залегания. При этом устанавливают источники образования грунтовых вод (ключи или просачивающиеся в грунт атмосферные осадки - процесс инфильтрации). В результате изысканий на местности составляют гидрогеологическую карту с указанием глубины расположения грунтовых вод (с помощью гидроизогипс-линий их горизонтов). Указывают характер изменения глубины залегания грунтовых вод в различные сезонные периоды года.

Гидрографические исследования проводят для получения общих характеристик и режимов рек, озер и других водоемов, а также болот и плавней.

Геоморфологические исследования позволяют определить рельеф и физико-геологические процессы, которые происходят в районах, намечаемых к освоению для застройки (подверженность сейсмическим, просадочным и карстовым явлениям, оползням, подмывам, селевым потокам).

В характеристике почв и растительности приводят сведения о почвах, толщине растительного слоя грунта, произрастающих породах деревьев, в том числе наиболее распространенных и лучшим образом приживающихся в местных условиях. Эти данные необходимы для разработки проектов благоустройства и озеленения осваиваемых для градостроительства территорий.

Изыскание местных строительных материалов имеет большое значение для снижения стоимости строительства, в том числе транспортных затрат.

Таким образом, прежде чем приступать к работам по инженерной подготовке территории, нужно определить все вышеуказанные параметры для принятия единственно правильного и обоснованного решения.

Вкратце напомним, что любая территория состоит из фунтов, и дадим их краткие характеристики со строительной точки зрения и условий производства работ.

Грунтами называются любые горные породы, залегающие преимущественно в пределах зоны выветривания земли и являющиеся объектом инженерно-строительной деятельности человека. Грунты используются в качестве основания, среды или материала для возведения зданий и сооружений.

В соответствии с ГОСТ 25100-95 все грунты классифицируют в зависимости от происхождения и условий образования, характера структурных связей между частицами, состава и строительных свойств грунтов.

Грунты подразделяют на два основных класса: скальные и нескальные.

Скальные грунты - это грунты с жесткими структурными связями, к которым относятся магматические (граниты, диориты), метаморфические (гнейсы, кварциты, сланцы), осадочные сцементированные (песчаники, конгломераты) и искусственные.

Нескальные грунты - это грунты без жестких структурных связей. К ним относят рыхлые горные породы, включающие несвязные (сыпучие) и связные породы, прочность которых во много раз меньше прочности связей минералов, слагающих эти породы. Характеризуются эти породы (грунты) раздробленностью, дисперсностью, что коренным образом отличает их от скальных весьма прочных пород.

В состав грунтов входят твердые минеральные частицы, вода в различных видах и состояниях и газообразные включения, а иногда и органические соединения.

Твердые минеральные частицы грунта представляют систему разнообразных по форме, составу и размерам зерен. Размеры зерен колеблются от десятков сантиметров для валунов и до мельчайших коллоидных частиц.

Нескальные грунты по размерам минеральных частиц подразделяют на следующие виды:

крупнообломочные (валунные, галечниковые, гравийные и щебенистые) с содержанием частиц крупнее 2 мм > 50% по массе;

песчаные (гравелистые, крупные, средней крупности, мелкие и пылеватые)

пылевато-глинистые (супеси, суглинки и глины). Среди пылевато-глинистых грунтов необходимо выделять грунты, проявляющие специфические неблагоприятные свойства при замачивании, - просадочные и набухающие.

К просадочным относятся грунты, которые под действием внешней нагрузки или собственного веса при замачивании водой дают осадку, называемую просадкой. Просадочными свойствами обладают лёссовые и другие макропористые грунты, содержащие карбонаты кальция.

К набухающим относятся грунты, которые при замачивании водой или химическими растворами увеличиваются в объеме.

К особым видам грунтов следует отнести биогенные грунты, плывуны, растительные и мерзлые грунты. Грунты, содержащие значительное количество органических веществ, называются биогенными. К ним относятся заторфованные грунты, торфы и сапронелы (пресноводные илы).

Ил - водонасыщенный современный осадок водоемов, образовавшийся в результате протекания микробиологических процессов, имеющий влажность, превышающую влажность на границе текучести.

Плывуны - это грунты, которые при вскрытии приходят в движение подобно вязко текучему телу, встречаются среди водонасыщенных мелкозернистых пылеватых песков.

Почвы или растительные грунты - это природные образования, слагающие поверхностный слой земной коры и обладающие плодородием.

К нескальным искусственным грунтам относятся грунты, уплотненные различными методами (трамбованием, укаткой, виброуплотнением, взрывами, осушением), насыпные и намывные.

Основы инженерного обустройства и оборудования территории

Раздел 1. Значение инженерного обустройства и оборудования территории

Понятие и задачи инженерного обустройства территории

При строительстве и эксплуатации населенных пунктов неизбежно возникают задачи по улучшению функциональных и эстетических свойств территории – ее озеленению, обводнению, освещению и т.д., что обеспечивается средствами благоустройства городской территории.

Любой населенный пункт (город, поселок), архитектурный комплекс или отдельное здание строятся на конкретной территории, площадке, характеризующейся определенными условиями – рельефом, уровнем стояния грунтовых вод, опасностью затопления паводковыми водами и др. Средства инженерной подготовки позволяют сделать территорию наиболее пригодной для строительства и эксплуатации архитектурных сооружений и их комплексов при оптимальных затратах денежных средств.

Освоение и благоустройство территорий населенных мест – важная градостроительная проблема, в решении которой участвуют многие специалисты, в том числе архитекторы. Выбранная для строительства города или уже освоенная территория часто требует совершенствования, улучшения эстетических качеств, озеленения, защиты от различных негативных воздействий. Эти задачи решаются средствами инженерной подготовки и благоустройства территорий. На начальном этапе строительства городов, как правило, выбирают для застройки лучшие территории, не требующие больших работ по инженерной подготовке. С ростом городов лимит таких территорий заканчивается и приходится застраивать неудобные и сложные территории, требующие значительных мероприятий по их подготовке к строительству.

Таким образом, инженерное обустройство территории включает два этапа: инженерную подготовку территории и ее благоустройство.

Инженерная подготовка территории – это работы, основу которых составляют приемы и методы изменения и улучшения физических свойств территории или ее защиты от неблагоприятных физико-геологических воздействий.

Решение же вопросов приспособления и обустройства территории для нужд градостроительства относят к благоустройству этих территорий. То есть инженерная подготовка предваряет строительство города, а благоустройство – это уже составляющая процесса строительства и развития города, имеющая целью создание здоровых условий проживания в нем.

– работы, связанные с улучшением функциональных и эстетических качеств уже подготовленных в инженерном отношении территорий. Инженерное благоустройство территории включает в себе весь комплекс мероприятий, направленных на многогранное обслуживание как сельских, так и городских населенных мест.

Элементы благоустройства города:

строительство улично-дорожной сети, мостов, разбивка парков, садов, скверов, озеленение и освещение улиц и территорий, а также обеспечение города комплексом инженерных коммуникаций – водопроводом, канализацией, тепло- и газоснабжением, организация санитарной очистки территорий и воздушного бассейна города (с помощью озеленения).

Генеральные планы городов

Планировку города можно характеризовать как организацию его территории, определяемую комплексом экономических, архитектурно-планировочных, гигиенических и технических задач и требований. Наиболее прогрессивным методом проектирования городов является комплексный метод , когда одновременно решаются вопросы инженерной подготовки,

застройки и благоустройства города. Но это возможно только в условиях проектирования нового города.

Совершенствование и развитие городской среды существующего города решается путем реконструкции (перестройки, восстановления) старых кварталов и строительства новых районов, соответствующих новым требованиям.

Система градостроительного проектирования имеет многоступенчатую структуру (стадии планировки, проектирования) в направлении от больших территорий к меньшим и от территорий к отдельным объектам.

Основные стадии проектирования :

– территориальные планировки – схемы и проекты районной планировки регионов, областей, административных районов;

– генеральные планы городов;

– проекты детальной планировки районов городов (центра города, административных и планировочных районов, жилых районов и микрорайонов и т.д.);

проекты застройки – технические проекты ансамблей, площадей, улиц, набережных и др.

Целью разработки генеральных планов городов является определение рациональных путей организации и перспективного развития жилых и промышленных территорий, сети обслуживающих учреждений, транспортной сети, инженерного оборудования и энергетики.

Генплан города – это долгосрочный комплексный градостроительный документ, в котором на основе анализа существующего состояния города разрабатывается прогноз развития всех структурных элементов на период до 25 лет. В границах городской черты в генплане выделяются следующие функциональные зоны:

– селитебная (территории жилых районов и микрорайонов);

– промышленные;

– территории общественных центров;

– рекреационные (сады, скверы, парки, лесопарки);

– коммунально-складские;

– транспортные;

– прочие.

Все эти зоны соединены между собой сетью улиц и дорог различного класса; в

результате формируется планировочная структура города. Основными чертежами

генплана города являются:

– схема функционального зонирования;

– схема планировочной организации территории города.

В составе генерального плана разрабатываются также вопросы инженерного благоустройства (в том числе озеленения) территории города, транспортного и инженерного обслуживания.

Вопросы инженерной подготовки вместе с комплексной оценкой территории решаются обычно на предыдущей стадии проектирования – в схемах и проектах районной планировки и ТЭО развития города.

Похожие публикации