Подземное царство Рима: сокровища катакомб. Древние катакомбы под римом

Все, кто бывал в Риме и гулял по древнейшим кварталам «вечного города», знают, что под землей, под Аппиевой дорогой, находится сплетение подземных ходов и лабиринтов, протяженностью 150-170 км. Это знаменитые на весь мир «Римские катакомбы» - захоронения, возникшие еще в дохристианский период.

Вопреки расхожему мнению, катакомбы не использовались для укрытий гонимых христиан. Обряд захоронения усопших, в особенности мучеников за веру, в подземных галереях был заимствован во II веке нашей эры христианами из более ранних языческих культов времен Римских императоров. Самим же римлянам слово «катакомбы» было неизвестно, они называли эти подземные хитросплетения – «цеметерий» (в переводе с латинского «покои»). Из всех подземных коридоров лишь только одна цеметерия Святого Себастьяна, называлась ad catacumbas (от греч. katakymbos - углубление). В Средневековье именно эти катакомбы были известны и доступны населению, поэтому с тех пор все подземные захоронения стали называть «катакомбы».

Принято считать, что в катакомбах хоронили первых христиан, однако это не совсем так. Достоверно известно, что вдоль Аппиевой дороги в дохристианский период находились иудейские захоронения. Есть также версия, в пользу того, что в еще более ранние времена здесь находились каменоломни или древние подземные пути сообщения. Однако единого мнения по этому вопросу нет.

Захоронения в катакомбах образовывались из частных земельных владений. Римские собственники устраивали на принадлежавшем им участке одиночную могилу, или целый семейный склеп, куда допускали своих наследников и близких, подробно обозначая круг этих лиц и их права на могилу. В дальнейшем их потомки, переходившие в христианство, допускали для погребения на своих участках единоверцев.

В длинных темных коридорах из туфа вырубали ниши для захоронений одного или более человек. Управлением и поддержанием порядка в катакомбах занимались фоссоры. Также в их обязанности входила подготовка мест для захоронений и посредничество между продавцами и покупателями могил.

Похороны у первых христиан были простыми: предварительно омытое и умащенное различными благовониями тело (бальзамирования с очищением внутренностей древние христиане не допускали) закутывали в саван и помещали в нишу. Затем ее закрывали мраморной плитой и в большинстве случаев замуровывали кирпичами. На плите было написано имя усопшего (иногда только отдельные буквы или цифры), а также христианский символ или пожелание покоя на небесах.

К V веку старые катакомбы были расширены, а также были построены новые. Именно от совершения богослужений в катакомбах на гробах мучеников ведет свое начало христианская традиция совершения литургии на мощах святых. В подземельях были устроены так называемые «гипогеумы» - помещения религиозного назначения, а также небольшие залы для трапез, для собраний и несколько шахт для освещения.

Начиная с IV века, катакомбы утрачивают свое значение и перестают использоваться для погребения. Последним римским епископом, который был в них погребен, является папа Мельхиад (епископ Рима с 2 июля 311 по 11 января 314).

Римские катакомбы подразделяются на несколько участков. Из наиболее известных катакомбы святого Себастьяна, катакомбы Домитиллы, катакомбы Присциллы, катакомбы святой Агнессы, катакомбы святого Каллиста.

Катакомбы святого Себастьяна - получили свое название от захоронения в них раннехристианского мученика святого Себастьяна. Здесь заметно сочетание захоронений языческого периода, украшенных фресками, и христианских с надписями. Раньше, в глубокой крипте, здесь хранились мощи самого святого Себастьяна. Но в IV веке над катакомбами была построена церковь Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура, и мощи обрели новое пристанище.

Похожая судьба у катакомб святой Агнессы. Они названы по имени ранехристианской мученицы Агнессы Римской и датируются III-IV веками. Над катакомбами расположена титулярная базилика Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, построенная в 342 году дочерью императора Константина Великого Констанцией. В этой базилике в настоящее время хранятся мощи святой Агнессы, перенесенные из катакомб.

Катакомбы Присциллы являлись частным владением семьи римского консула Акилия Глабрия. Это самые старые катакомбы Рима.

Катакомбы Домитиллы расположены на территории, которая принадлежала семье Флавиев. Они служили местом захоронения язычникам и христианам.

Катакомбы святого Каллиста являются самым крупным местом христианского захоронения древнего Рима. Их протяженность составляет около 20 км, они имеют 4 уровня и образуют лабиринт. Здесь находятся около 170 тысяч погребений. Свое название катакомбы получили от имени римского епископа Каллиста, участвовавшего в их обустройстве. Для доступа здесь открыта крипта пап, в которой было погребено 9 римских епископов III века, а также крипта святой Цецилии (Кикилии), где в 820 году были обнаружены мощи этой святой. Еще здесь можно увидеть пещеру Святых Тайн, где сохранились фрески с изображением таинств крещения и евхаристии.

Иудейские катакомбы в Риме находятся под Villa Torlonia и Vigna Randanini (открыты археологами в 1859 году). Вход в катакомбы под Вилла -Торлония был замурован в начале XX века, и лишь в конце века было решено их отреставрировать и открыть для посетителей. По мнению исследователей, данные катакомбы являются предшественниками христианских катакомб: обнаруженные захоронения датируются 50 годом до н. э. Также как и в христианских катакомбах, стены здесь украшены фресками и символическими рисунками (меноры, цветы, павлины), но сцен из Ветхого Завета не найдено.

Есть в Риме еще, так называемые, синкретические катакомбы. К ним относят подземные храмы, где можно встретить смешение христианства, греческой и римской философии. К примерам таких катакомбных храмов относится подземная базилика, обнаруженная в 1917 году в районе римского вокзала Термини. Храм, украшенный гипсовыми барельефами, использовался в I веке до н. э. как место встреч неопифагорейцев.

Посещение катакомб Рима возможно только в составе экскурсионной группы. Для осмотра открыты лишь 6 (вышеперечисленные христианские катакомбы, а также катакомбы святого Панкратия) ответвлений. Входной билет - 8 евро.
Дата публикации: 09.09.2014, обновлена 02.12.2014
Tags: Катакомбы, Рим, Италия

Катакомбы по праву являются одними из самых интересных мест захоронений в Италии. Безусловно, самыми лучшими из них считаются катакомбы Рима. Именно здесь на протяжении многих столетий для погребения тысячи тел использовались лабиринты подземных туннелей. Самым известным местом этих подземных захоронений считается Старая Аппиевая дорога. Именно эту местность, находящуюся за чертой города Рима, использовали как место для погребения язычников и первых христиан.

История возникновения

На Аппиевой дороге находятся катакомбы Св. Каллиста, которые были построены в середине II века и сегодня являются одними из крупнейших и наиболее важных в Риме. Названы они в честь диакона Каллисто, который в 199 году был назначен смотрителем и хранителем первого официального кладбища церкви Рима.За двадцать лет, которые Каллисто заведовал кладбищем, он значительно расширил и улучшил основные направления подземелья.
В третьем веке Каллисто выбрали новым папой. После смерти кладбище назвали в его честь, а самого Каллисто возвели в ранг святых. Примечательно то, что сам он не входит в число пап, похороненных здесь.

Архитектура

Со II и по IV века, когда христианство не принимали как религию и против основных приверженцев были страшные гонения, катакомбы использовали лишь для захоронений и именно этот период характеризуется простыми незамысловатыми табличками и надписями. А большинство захоронений того периода представляют собой довольно простые гробницы, украшенные простым резным изображением. Начиная с IV века в последующие годы папа Дамасий смог получить от императора Феодосия признания христианства в качестве государственной религии, и решил восстановить эти катакомбы.Когда гонения закончились, надписи стали гораздо более распространенными, появилось много фресок и мозаики. Теперь на гробнице было написано не только имя человека, но и нарисована картина, изображающая его профессию. Так в катакомбах Св. Каллиста можно увидеть изображения пекарей, столяров, портных, учителей, юристов, лекарей, государственных служащих, военных и другие рисунки, четко отображающие ту или иную профессию. Долгое время катакомбы были не только местом захоронения, но и паломничества.Склеп был заброшен лишь после того, как содержащиеся в нем реликвии и мощи святых были перенесены в различные церкви Рима. Заключительная волна переводов из склепа произошла во времена правления папы Сергия II в IX веке.
Интерес к катакомбам возродился только в XV веке. Илишь в XIX веке их вновь стали оценивать как святые места и считать основной сокровищницей христианства. Благодаря основателю современной христианской археологии Джованни Батиста де Росси в 1854году катакомбы Св. Каллиста были открыты и тщательно исследованы.
Сегодня в катакомбах насчитывается около полумиллиона различных захоронений. В целом, площадь катакомб составляет около 15 га земли, протяженностью 20 км. Максимальная глубина катакомб достигает 20 метров.
При входе в катакомбы можно увидеть крипту, которую называют «Маленьким Ватиканом», именно здесь похоронены 9 пап и 8 церковных сановников.
Дальше следует склеп Св. Цецилии, которую считают покровительницей духовной музыки. Останки этой святой были перенесены в церковь ещё в 821 году. Но сегодня здесь можно увидеть прекрасную скульптуру, работу Стефано Модерно, который таким образом решил увековечить нетленное тело умершей девушки.

Туристу на заметку

Катакомбы закрыты по средам и в феврале. В остальные дни работают с 9-00 до 12-00;с 14-00 до 17-00.

Катакомбы Рима (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Италию
  • Горящие туры в Италию

Мистика и святость пропитывают римские подземелья. Можно только предполагать, что изначально они были каменоломнями или подвальными помещениями разрушенных старинных зданий, однако есть и вырубленные специально для погребения усопших. Многие поколения римлян находили здесь последний приют, галереи и ярусы переплетались, образуя настоящий лабиринт. В первые века христианства у подземелий появилась еще одна функция - катакомбы Рима стали убежищем, местом тайных собраний и кладбищем для гонимых за веру в Спасителя.

Что посмотреть

На территории Вечного города насчитывается 60 подземелий, суммарная длина их туннелей около 170 км, похоронены там около 750 тыс. человек. Большинство закрыты для туристов, но те, что расположены вдоль Аппиевой дороги , пользуются огромной популярностью.

«Подземный Ватикан», основанный епископом Каллистом во II веке н. э. - настоящий город с улицами и храмами. В стенных нишах и саркофагах на 4 ярусах погребены тысячи христиан, в том числе не менее 50 мучеников. Особенно интересны украшенные фресками и резьбой Папская крипта, где лежат 16 римских первосвященников, и склеп Св. Цецилии, покровительницы церковных песнопений.

Подземелья женского бенедиктинского монастыря Св. Присциллы прозваны «королевой катакомб» за прекрасно сохранившиеся фрески, нарисованные первыми христианами. Это Дева Мария, Добрый пастырь с рыбами, символами Иисуса, различные библейские сюжеты.

Стены одного из залов словно рассказывают о жизни и добрых делах женщины в вуали, изображенной в центре с поднятыми в молитве руками. Над ней сияют кущи райского сада. Возможно, это и есть Святая Присцилла.

В катакомбах базилики San Sebastiano fuori le mura, где находятся мощи одного из самых почитаемых католических мучеников, хранятся поразившая его стрела и часть столба, к которому легионера-христианина привязали перед казнью. На стенах видны многочисленные фрески и мозаики - Богородица-Оранта, Моисей, Иона вместе с поглотившим его китом. Сохранился и небольшой алтарь для тайных богослужений.

За скромным фасадом базилики Св. Климента скрываются не только византийские мозаики, но и вход в многоярусное подземелье, предположительно принадлежавшее тайному христианину сенатору Клементу (не святому) и служившее для обрядов и захоронений.

На самом нижнем уровне находится митрей - алтарь бога Митры с барельефом, изображающим его борьбу с быком. И это странно, ведь митраизм не преследовался и был самым серьезным соперником учения Христа.

По легенде, первые христиане использовали катакомбы в качестве убежища во время гонений, однако это именно легенда: на самом деле катакомбы предназначались для погребения, а затем превратились в святилища мучеников, куда стекались паломники со всей территории Римской империи.

Вконтакте

Сегодня эти подземелья с длинными коридорами очень популярны у туристов, потому что здесь сохранилось множество скульптур, фресок и надписей, рассказывающих об обычаях и традициях первоначальной церкви.

Возможно, немногие знают, что всего в Риме насчитывается более шестидесяти катакомб; самые известные находятся в районе Старой Аппиевой дороги и ворот Порта-Ардеатина (катакомбы святого Себастьяна, святого Каллиста, святой Домитиллы).

Если вы ищете необычный маршрут по Вечному городу, этот материал для вас.

Катакомбы святого Каллиста


Эти катакомбы - самый древний и лучше всего сохранившийся некрополь на Аппиевой дороге, обустроенный в конце II в. н.э. на территории большого участка, предоставленного церковным властям в самостоятельное пользование и отведённого под захоронения. После избрания на папский престол епископ Зефирин (199-217 гг.) призвал к себе дьякона Каллиста и назначил его смотрителем кладбища. Став в свою очередь стал понтификом, он расширил погребальный комплекс, ставший местом упокоения шестнадцати римских пап III в. (эта часть называется «Папской криптой»). В катакомбы ведёт крутая лестница; пройдя через «Папскую крипту», через небольшой проход вы попадаете в кубикулу, где была обнаружена могила святой Цецилии. На стенах сохранились росписи V-VI вв., включая самое древнее изображение молящейся святой.



Покинув этот покой, можно спуститься в оссуарий, состоящий из нескольких уровней и достигающий 4 метров в высоту, а затем пройти по туннелю, в котором открываются входы в «Кубикулы Таинств», названные так по сценам крещения и евхаристии, изображённым на стенах. Далее можно осмотреть монументальный «саркофаг папы Мильтиада», другие отделы - святых Гая и Евсевия, а также папы Либерия (352-366 гг.), где сохранились три надписи той эпохи и арочные ниши с захоронениями (аркосолии), украшенные росписями со сценами их Ветхого и Нового Завета. И только после этого вы окажетесь у первоначального ядра всего сооружения - «Крипты Луцины». Здесь стоит саркофаг папы Корнелия, украшенный росписями в византийской манере, а на стенах примечательны две фрески: «Добрый пастырь и молящиеся», а также роспись с изображением двух корзин, полных хлеба, и стеклянного бокала, наполненного вином, посередине (символы таинства евхаристии).

Катакомбы Присциллы




Из всей обширной территории некрополя, которая простиралась вокруг Соляной дороги (via Salaria), катакомбы Присциллы сохранились лучше всего. Первоначальным ядром этих древних катакомб были захоронения конца II в. н.э., которые датируются по многочисленным надписям с упоминанием имён Петра и Павла. Названы они по имени римской христианки Присциллы, хозяйки этого земельного участка, чей сын, по преданию, дал кров святому Петру. Самая древняя часть называется «греческой капеллой» из-за двух надписей греческим алфавитом, выполненных красной краской в нишах помещения, которое изначально использовалось как укрытие от летнего зноя; вероятно, здесь даже были фонтаны и декор. Росписи на стенах изображают сцены из Ветхого и Нового Завета. В III в. был выкопан второй уровень, включающий длинный главный туннель и более двадцати малых туннелей по сторонам. Вокруг старого ядра появился ещё один отдел, где находится фреска с самым древним из дошедших до нас изображений Мадонны с младенцем. В IV в. над катакомбами построили базилику святого Сильвестра; её нынешнее здание - преимущественно результат реконструкции.

Катакомбы святого Себастьяна

Эти катакомбы имеют четыре уровня; они находятся в глубокой ложбине, где добывали пуццолан - строительный материал, представляющий собой смесь вулканического пепла, пемзы и туфа. Здесь хоронили своих мертвецов ещё язычники, а ближе к концу II в. н.э. некрополь стал христианским и был освящён в честь святых Петра и Павла. По легенде, именно здесь были спрятаны останки святых до того, как были возведены базилики в Ватикане и на дороге в Остию. Лишь в IV в., когда здесь был похоронен святой Себастьян (погиб в 298 г.), катакомбы получили своё нынешнее название.


Согласно преданию, юный римский легионер Себастьян предпочёл пытку стрелами отречению от христианской веры; он чудом остался жив, и едва окреп, вновь бросил вызов императору Диоклетиану. Тот заключил его под стражу и приказал отвести Себастьяна на Палатинский ипподром, где его забили палками; тело мученика сбросили в Большую Клоаку. Вскоре его подобрала христианка Лукина, которой святой явился во сне; именно она перевезла останки в катакомбы.

Катакомбы святой Домициллы




Это одни из крупнейших римских катакомб, первоначальным ядром которых был ряд захоронений на участках, принадлежавших Флавии Домицилле - племяннице консула Тита Флавия Климента (умер в 95 г. н.э.) и родственнице императора Веспасиана - и подаренной ей своим освобождённым рабам.

Катакомбы Понтиана

© Wikimedia Commons

Предполагается, что катакомбы Понциана названы именем владельца земельного участка. Захоронения здесь достигли максимальной площади в IV в. Здесь покоятся святые Абдон и Сеннен - освобождённые рабы из Персии, принявшие христианство и убитые в римском амфитеатре, а также другие святые мучники. Здесь есть росписи VI-VII вв. и помещение, служащее баптистерием.

Еврейские катакомбы Винья-Ранданини


Эти катакомбы находятся в частной собственности и охраняются Римским археологическим управлением. Они были обнаружены в 1859 г. и являются одним из лучших образцов подобных сооружений в городе. Еврейская община в Риме образовалась уже во II в. до н.э., а особенно многочисленной стала в эпоху империи. Вход в катакомбы представляет собой просторный прямоугольный зал (первоначально лишённый крыши, а затем разделённый на две части и перекрытый сводом - вероятно, его использовали как синагогу). Внизу можно увидеть могилы, выкопанные в полу, погребальные ниши, замурованные кирпичами, арочные ниши с саркофагами и традиционные многоуровневые захоронения «кохим» финикийского происхождения. В некоторых кубикулах есть росписи с цветочными орнаментами и изображениями животных, а также элементами традиционной иудейской иконографии (такими, как Ковчег Завета и семисвечный светильник менора); а вот надписей на иврите здесь нет. Максимальной протяжённости катакомбы достигли в III-IV вв. н.э.

Катакомбы святых Петра и Марцеллина

© laboratorio104.it

Этот комплекс источники называют «между двух лавров» (“inter duas lauros”) - именно так когда-то именовалась эта местность. В него входят катакомбы Петра и Марцеллина, одноимённая базилика и мавзолей святой Елены (он же мавзолей Тор-Пиньяттара). Вход в катакомбы находится во дворе базилики. Первоначально склеп, где похоронены святые, представлял собой две простых ниши; в IV в. папа римский Дамасий (366-384 гг.) - предание гласит, будто о мученической смерти Петра и Марцеллина ему поведал лично их палач, - повелел украсить их монументальным мраморным декором. Была построена входная лестница и оборудован обязательный маршрут осмотра для паломников, проходивший и по наземной, и по подземной части. Тела святых оставались в крипте вплоть до восхода на папский престол Григория IV в 826 г., когда их перевезли сначала во Францию, а затем в Германию.

Многочисленные надписи, нацарапанные на стенах небольшой апсиды и туннелей, ведущих к могилам святых, с живостью свидетельствуют о популярности этого места у верующих: здесь можно увидеть мольбы, записанные не только латиницей, но и рунами (среди паломников было немало кельтов и германцев). Стены катакомб покрыты росписями на библейские сюжеты (обратите внимание на сцену Богоявления с двумя фигурами волхвов), а по площади они третьи в Риме.

Папа Гонорий I (625-638 гг.) распорядился возвести небольшую подземную базилику с апсидой, способную вместить всё более многочисленных пилигримов, и увеличить вдвое входную лестницу в базилику, после чего освятил алтарь, установленный прямо над двумя захоронениями. В V-VII вв. здесь появляется новое святилище в честь четырёх увенчанных мучеников (Клавдия, Кастория, Симпрониана и Никострата), связанное с первоначальным ядром комплекса коридорами с односторонним движением и световыми люками; чтобы облегчить движение паломников, были загорожены входы во второстепенные туннели и кубикулы, строились новые лестницы. В последний раз комплекс расширяется при папе Адриане I (772-795 гг.).

Катакомбы святой Агнессы

Катакомбы являются частью монументального комплекса, который также включает в себя базилику Сант’Аньезе-фуори-ле-мура и мавзолей святой Констанции (Константины), возведённый в IV в., место упокоения дочерей императора Констатина Великого - Константины и Елены. Туннели обширных катакомб протянулись под зданием базилики и охватили соседние участки; многочисленные надписи, обнаруженные там археологами, свидетельствуют со всей определённостью, что подземные ходы и помещения были прорыты ещё до того, как здесь похоронили святую Агнессу. Учёные наткнулись на эти катакомбы случайно в 1865 г. Росписей здесь нет, а пространство подразделяется на три уровня и четыре отдела. Самый древний отдел находится слева от базилики; кубикула здесь завалена массивным камнем, как в иудейских захоронениях. Четвёртый отдел расположен прямо под портиком первоначального здания церкви.

Древние улицы Рима скрывают в своих недрах ещё один город, наполненный таинственными лабиринтами и мрачными подземельями. Это катакомбы. Они протянулись под городом на сотню километров. Археологами обнаружены десятки разветвленных систем коридоров и ниш. Для экскурсий открыта только малая их часть, и те, что открыты, пользуются большой популярностью у путешественников

Подземная история христианства

Обычно считается, что катакомбы это сеть подземных тоннелей, образованная в результате работ на каменоломнях или построенная в качестве бомбоубежищ. Но это ошибочное мнение. Изначально катакомбами называли подземные галереи, используемые для погребения усопших и проведения религиозных церемоний в небольших часовнях. Практика погребения усопших в катакомбах существовала в Риме вплоть до четвертого века. За это время в них было похоронено около 750 тысяч человек.

Катакомбы представляют собой подземные лабиринты, проделанные в легко обрабатываемой пористой породе (туфе). По обе стороны от коридоров располагаются небольшие помещения, вмещающие несколько могил. Их называют кубикулами. Изначально это слово обозначало спальное место в доме у римлян. Кубикулы являлись фамильными склепами, в которых располагались усыпальницы зажиточных граждан. Тех, кто не мог себе позволить отдельные кубикулы, хоронили в узких нишах, расположенных по бокам основных коридоров.

Катакомбы святого мученика Себастьяна (Catacombe di San Sebastiano)

Римские катакомбы использовались во времена язычества, а со второго века в них стали хоронить последователей Христа. Любопытно в этом отношении место погребения мученика раннехристианской эпохи Себастьяна. В нем можно отследить интересный переход: языческие надписи и изображения сменяются христианскими символами. Здесь, в пугающей тишине, расположилась крипта римского легионера, гонимого за свою веру и осуждённого на смерть. В настоящее время мощи Себастьяна покоятся в церкви его имени. В четвертом веке ее возвели поверх катакомб.

По преданию, здесь же, были погребены мощи Павла и Петра, учеников и последователей Иисуса. Они были казнены римскими солдатами в первом веке. Безмолвные стены сохранили надпись, гласящую о том, что "здесь почивали святые".

Расположены: via Appia Antica 136, сайт http://www.catacombe.org/

Катакомбы Присциллы (Catacombe di Priscilla)


Это самые старые римские катакомбы. Территорией, где они вырыты, когда-то владел Акилий Глабрий. К его роду принадлежала и Присцилла, именем которой названо захоронение. Ее казнили по распоряжению императора Домициана, гонителя христиан.

На территории катакомб воздвигнута капелла, в которой встречаются надписи на греческом. В капелле можно увидеть картину таинства причащения, рисунок Девы Марии с младенцем на руках, а также образы других библейских героев. Эти изображения появились здесь во втором веке.

Расположены: via Salaria, 430 сайт http://www.catacombepriscilla.com/

Катакомбы святой Домитиллы (Catacombe di Domitilla)

Они расположены на территории фамильного поместья семьи Флавиев. Историки предполагают (хотя это до конца не установлено), что Домитилла это внучка римского императора Веспасиана, принявшая мученическую смерть за свою веру. Хоронили усопших в этом месте вплоть до четвертого века. Из-за нехватки места, ниши в стенах располагались в четыре этажа. В катакомбах Домитиллы сохранилось уникальное изображение Иисуса Христа, в образе Доброго Пастыря.

Расположены: via delle Sette Chiese, 282 сайт http://www.domitilla.info/

Катакомбы святой Агнессы (Catacombe di Sant"Agnese)


Место названо именем мученицы Агнессы Римской, причисленной к лику святых. На стенах подземелья нет традиционных рисунков с христианской символикой, но в двух галереях можно увидеть надписи (эпитафии). Мощи святой Агнессы находятся в базилике Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, возведённой над катакомбами в четвертом веке. Ее построили по решению дочери императора Константина. В этой базилике и покоятся останки святой Агнессы, перенесенные из подземного захоронения.

Расположение: via Nomentana 349, сайт http://www.santagnese.org/catacombe.htm

Катакомбы святого Каллиста (Catacombe di San Callisto)


Катакомбы Каллиста - крупнейший комплекс христианских катакомб в Риме. Его протяжённость - около 20 км. Галереи захоронений и кладбищ насчитывают 170 тысяч могил христиан, погребенных на четырёх уровнях. Назвали катакомбы по имени римского священнослужителя Каллиста, при жизни занимался организацией похорон христиан.

Захоронения еще исследуются учеными, поэтому для экскурсий доступна только их часть. На территории погребальных галерей посетители могут увидеть три крипты (большие помещения с захоронениями):

Пещера пап. Получила название в честь шести пап, нашедших покой в её стенах. Кроме них здесь погребено множество епископов и святых. Захоронения относятся к третьему веку.

Крипта святых таинств. Представляет собой пять кубикул, предназначенных для захоронения одной семьи. Крипта украшена фресками, каждая из которых рассказывает о великих божественных свершениях: таинстве крещения, обряде причастия и будущего воскресения.

Крипта святой Цецилии. Место расположения саркофага Цецилии римской - мученицы третьего века, причисленной католической церковью к ликам святых. Она известна как активная сторонница христианской веры, приведшая к Богу около 400 римлян. На стенах крипты выгравированы греческие эпитафии и уникальные фрески.

Расположены: via Appia Antica 110/126 сайт http://www.catacombe.roma.it/it/index.php

Добро пожаловать на интересные экскурсии в Риме!

Похожие публикации