Из-за дворца патриарха кирилла в геленджике назревает новый скандал. Дивноморская Гундяевка или «дорога смерти» патриарха Кирилла Дворец патриарха кирилла

29 августа 2012 года на шоссе возле курортного посёлка Дивноморское (это в Геленджикском районе Краснодарского края) был сбит автомобилем студент пятого курса Донского госуниверситета Виталий Савиных.

Он возвращался домой с поселкового кладбища, где навещал могилу матери. В состоянии травматического шока пострадавший был доставлен в реанимацию, где впал в кому. Его спасли чудом. Диагноз Виталия: множественные переломы костей таза и грудной клетки, перелом лопатки, ушиб головного мозга, обширные рваные раны лица и затылка, множественные ушибы внутренних органов.

Золотые гектары для солидных господ

Ещё два года назад по этому шоссе никто не ходил. Во-первых, оно далеко от моря. Во-вторых, оно очень узкое, извилистое, без тротуаров и к тому же крайне загруженное – в курортный сезон машины здесь проносятся одна за другой.

Ну, а, в-третьих – зачем рисковать жизнью, если прямо вдоль берега проложена прекрасная пешеходная дорога, по которой до местного кладбища и любимого всеми Джанхотского реликтового бора всего метров пятьсот?

Дорога, кстати, знаменитая: её построил больше века назад Фёдор Щербина –выдающийся русский учёный, общественный деятель и историк Кубанского казачества. Именно он основал соседний посёлок Джанхот и имел здесь дачу. После революции 1917 года он покинул Россию, но его дорога верой и правдой служила людям. По её живописному серпантину в тени вековых пицундских сосен ежегодно проходило свыше миллиона отдыхающих, она была внесена в перечень лучших туристических маршрутов СССР. Дорогу берегли, ею гордились. Никто и помыслить не мог, что её можно перегородить и присвоить.

То, что казалось дикостью в советское время, стало обыденностью сегодня. В 2005 году мэр Геленджика Озеров С.П. (впоследствии – депутат Госдумы от
«Единой России») сдал в аренду на 49 лет 1,2 га берега курортного
посёлка Дивноморское вместе с начальным участком дороги Дивноморское-Джанхот.

При этом договор аренды почему-то не содержал обязательного в таких случаях (ст.23 Земельного кодекса РФ) обременения в виде права прохода по участку для населения и отдыхающих (т.е. права публичного сервитута).

Формально арендатором выступила некая Семёнова В.А., истинным же хозяином поистине «золотого гектара» стал её муж Семёнов В.Ю. – владелец транспортной компании «ОЧАКОВО-АВТО».

Он тут же огородил общественные дорогу и береговую полосу и принялся их взрывать(!), расчищая место. Вскоре над морем вырос VIP-отель «Морской клуб» с парком, бассейном и частным причалом (см. http://seaclubvip.ru/) Отныне любой, кто хотел пройти в лес или к кладбищу, должен был делать километровый крюк вокруг семёновского VIP-предприятия. Мэрия Геленджика, разумеется, происходящего беззакония не видела и не слышала «в упор».

Но это были «цветочки». «Ягодки» поспели осенью 2010 года, когда в Дивноморском достроил свою летнюю резиденцию патриарх Всея Руси Кирилл, чей мощный забор, напоминающий крепостную стену, стал прямым продолжением
забора г-на Семёнова, по нашей информации – давнего патриаршего знакомого,
проспонсировавшего половину строительства его дивноморского дворца.

Резиденция Кирилла, занявшая всю территорию от моря до шоссе, не только «отгрызла» полкилометра общественной береговой полосы и дороги, но и перекрыла людям последнюю возможность безопасного выхода к лесу и кладбищу. Теперь им предстояло делать крюк уже не в километр, а в три километра(!), один из которых – по шоссе.

Кстати, изначально, т.е. в 2004 году, под патриаршую резиденцию были выделены сравнительно скромные 1,8 га, на которых предусматривалось строительство компактного дачного дома. Ни о каком перекрытии берега и пешеходной дороги тогда речи не шло (подробно см. здесь: «Как начиналось строительство резиденции патриарха под Геленджиком» http://echo.msk.ru/blog/andrey_rudomakha/970108-echo/#comments)

Однако при патриархе Кирилле, сменившем умершего в 2008 году Алексия Второго, площадь резиденции увеличилась в 10 раз(!), причём под застройку, вырубку и сплошное огораживание церкви были переданы 12,7 га Гослесфонда, покрытых реликтовой пицундской сосной, которые застраивать, вырубать или огораживать закон ЗАПРЕЩАЕТ В ПРИНЦИПЕ.

Нынешний глава Геленджика Хрестин В.А. этих беззаконий также «в упор» не увидел. Более того: в ответ на обращения граждан по поводу перекрытия популярнейшей курортной дороги администрация города издевательски отвечала, что «старая пешеходная дорога на Джанхот своё значение как объекта транспортной инфраструктуры утратила» и рекомендовала отдыхающим использовать
для передвижения именно шоссе(!).

Тогда люди решили обратиться к патриарху. Они полагали, что в Дивноморском имеет место т.н. «эксцесс исполнения» – а, если проще, холуйское стремление отдельных чиновников угодить Его Святейшеству любой ценой, в том числе и с нарушением закона. В начале декабря 2010 года обращение было передано (см. Открытое письмо патриарху Кириллу на сайте общественного движения «Открытый берег» ). Прошло почти два месяца, однако ответа
так и не последовало. Его Святейшество счёл проблему несущественной.

Ни закона, ни совести

5 февраля 2011 года общественное движение «Открытый берег» начало всероссийскую акцию «Модернизация совести», целью которой было побудить церковь добровольно разблокировать захваченный ею общественный берег. Сотни граждан обратились к патриарху Кириллу и другим известным деятелям РПЦ с требованием соблюдения ими законов нравственных и юридических. Такая переписка, в частности, велась на сайте Общественной палаты РФ с В.Чаплиным, председателем Отдела по взаимодействию церкви и общества Московского патриархата.

Однако ничего, кроме обтекаемых фраз типа «возможно, стоит сделать безопасным проход по шоссе или рядом с шоссе» или «будем надеяться, что проблема разрешиться», общество так и не дождалось (см. Дежурный по палате В.Чаплин от 09.03.11 .http://www.oprf.ru/discussion/addquestion/122/?answer=&offset=3).

В апреле 2011 года выяснилось, что совесть иерархов РПЦ модернизации не поддаётся. Зато к бетонным заборам, огородившим общественные берег и дорогу, оперативно добавились видеокамеры и охранники с замашками спецназа. Глядя на эти патриаршии «инновации», люди поняли, что пришла пора просить защиты у государства (См. «Совесть патриарха: модернизировать было нечего» ).

В начале мая 2011 года они обратились к гаранту своих конституционных прав -
Президенту РФ Медведеву Д.А. Из президентской канцелярии их обращения были
перенаправлены в прокуратуру и Росприроднадзор. Уже в июне его сотрудники
выехали в Дивноморское и факт перегораживания береговой полосы заборами РПЦ подтвердили (см. «Церковь нарушает закон. И это признано официально» ). По итогам выездной проверки Управлению Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Адыгее было дано поручение выявленные нарушения устранить.

Ну, а дальше – тишина. В краевом Управлении Росприроднадзора на это поручение просто плюнули, т.е. на место не выехали и нарушения не устранили. Тем, собственно, и закончилась история обращения граждан к Президенту РФ. Зато в Дивноморском начался очередной курортный сезон. Отдыхающие десятками тысяч прибывали сюда и шли гулять в свой любимый сосновый бор. И, разумеется, натыкались на новенькую бетонную стену от патриарха, ощетинившуюся стальными пиками.

Кто-то, проклиная власти светские и духовные, отправлялся искать для прогулок другое место. Кто-то пытался идти в обход по шоссе, рискуя жизнью. Вереницы отдыхающих, шагающих с детьми по перегруженной транспортом автомагистрали, быстро стали печальной «достопримечательностью» курорта Дивноморское.




«Свято место» за бетонным забором

В марте 2011 года, отвечая гражданам на сайте Общественной палаты РФ о ситуации в Дивноморском, протоиерей В. Чаплин рекомендовал им «достойно вести себя в месте, которое станет святым». Будущим «святым местом» он, разумеется, поименовал новую резиденцию РПЦ в Геленджикском районе (см. http://www.oprf.ru/discussion/addquestion/122/?answer=&offset=3).

Господин Чаплин – не идиот. Вряд ли он полагает, что любое место, куда ступает нога патриарха Кирилла, автоматически обретает святость. Скорее он имел в виду другое. А именно то, что великие богоугодные дела, постоянно совершаемые в стенах патриаршей резиденции, со временем обязательно прольют благодать как на сам вышеупомянутый объект, так и на окружающее его «дикое» пространство.

Вынуждены констатировать, что за два прошедших года каких-либо богоугодных дел – великих или малых – здесь отмечено не было. Ни разу не проводились
тут обещанные патриархией ещё в феврале 2010 года «духовно-культурные»
мероприятия вроде «просветительской работы с детьми и молодёжью, встреч с общественностью и творческой интеллигенцией». Не работал храм, не велись богослужения для прихожан. Зато в роли островка земного рая, рассчитанного на одну-единственную VIP-персону, объект функционировал на редкость интенсивно.

Говорят, что Его Святейшество весьма ценит свою новую черноморскую резиденцию. Бывает здесь всё чаще и дольше. С удовольствием гуляет по дорожкам среди пицундских сосен и подолгу дышит целебным морским воздухом в беседке-ротонде, установленной над высоким обрывом.

Вечерами он спускается к их общему с соседом Семёновым причалу и отплывает в
море на белоснежной яхте, где купается и любуется закатом.

В общем, ведёт типичную жизнь российского олигарха или высокопоставленного госслужащего на отдыхе, о принадлежности которого к духовному званию напоминает лишь крест над его роскошным палаццо.

Жители Дивноморского, кстати, так к нему и относятся: как к могущественному госчиновнику, причём такому, от соседства с которым одни неприятности. Для них патриарх теперь сродни бывшему министру обороны РФ Сердюкову А.Э.(между прочим, обладателю церковного Ордена святого благоверного князя Даниила Московского), который прошлым летом довёл мирных и спокойных дивноморцев до бунта.

Всё дело в том, что г-н Сердюков, ещё будучи министром, «положил глаз» на лучший в посёлке санаторий «Дивноморское», принадлежащий Минобороны. Ну, и, вероятно, решил украсть его по обкатанной схеме: сначала полностью модернизировать за бюджетные деньги, а затем объявить «непрофильным активом» и по бросовой цене продать самому себе через всякие подставные ЗАО. Модернизацию санатория министр контролировал лично. Сотрудники «Дивноморского» никогда не забудут, как г-н Сердюков, находясь в изрядном
подпитии, бродил по огромному санаторскому парку и рычал на каждого встречного: «Тут всё м-моё! Всех п-поувольняю!» Одним из главных пунктов «модернизации» по-сердюковски стали захват и огораживание общественных набережной и пляжей, примыкающих к санаторию.

Когда это случилось, жители посёлка восстали. Другого выбора у них просто не было: ведь набережная и пляжи – это сердце курорта, гарантия заработка. В прошлом июле свыше пятисот дивноморцев вышли на митинг против сердюковских заборов. Власть запаниковала: в посёлок был вызван ОМОН, во избежание столкновений берег открыли. Сразу после отставки скандального министра в Дивноморском были народные гуляния с музыкой и фейерверком.

Так вот: за время визитов патриарха Кирилла в этот уютный курортный уголок он, подобно бывшему министру Сердюкову, умудрился восстановить против себя почти всех его жителей.

Выяснилось, к примеру, что Его Святейшество, мощно вклинившись своей резиденцией между жилым массивом и поселковым кладбищем, не терпит даже малейших напоминаний об этом скорбном месте. Его, в частности, крайне раздражают похороны, сопровождаемые музыкой и причитаниями убитых горем родственников. Поэтому на всё время пребывания патриарха в Дивноморском перед кладбищем выставляется полицейское оцепление, не допускающее сюда траурные процессии. Случаи, когда люди возвращались к поминальным столам вместе с покойником, уже бывали.

Происходящее, конечно же, сильно бьёт по нервам дивноморцев, особенно ветеранов. Мало того, что патриарх лишил их возможности ходить на кладбище пешком и навещать могилки близких, когда им это необходимо. Теперь они тревожно размышляют: с какой попытки их похоронят в родной земле – первой, второй или третьей?

Выяснилось также, что Его Святейшество на дух не переносит музыку, которая звучит в местных прибрежных кафе. Верным признаком прибытия патриарха в Дивноморское, помимо оцепления кладбища и ближайших дорог, является обход полицией и администрацией посёлка всех увеселительных заведений с требованием «Музыку убрать!» Их хозяева возмущаются: бизнес страдает, доходы падают.

Не питают к Его Святейшеству добрых чувств и местные рыбаки. Во время визитов патриарха сторожевые катера наглухо перекрывают акваторию, примыкающую к посёлку. Для рыбацких шхун и лодок они исключений не делают. Рыбаки неделями простаивают и молят Господа лишь о том, чтоб поскорее спровадил Его Святейшество в Москву.

Эти молитвы стали ещё отчаянней после случая в августе, когда охрана запретили рыбакам выбрать сети, заброшенные в море ещё до приезда патриарха. Через пару недель «патриарших купаний» сети выбрали, они были заполнены мёртвой рыбой.

Говорят, что крайне сложным соседом оказался Его Святейшество и для работников
ближайшего к его резиденции санатория «Голубая даль» Минатома РФ. Поскольку окна и балконы одного из корпусов санатория смотрят на патриарший дворец, патриарх потребовал отселять всех здешних отдыхающих во время своих визитов в Дивноморское. О сроках визитов, разумеется, администрацию не предупреждают, поэтому авральное вытряхивание курортников из их законных номеров, причём в любое время дня и ночи, стало нормой. Как следствие – скандалы, убытки и удар по репутации санатория, ещё недавно безупречной.

Но самый тяжкий удар «под дых» Его Святейшество нанёс местным торговцам и арендодателям – то есть практически 90 процентам населения посёлка. Экономика тут сезонная, ориентированная исключительно на отдыхающих. Дивноморцы живут за счёт средств, зарабатываемых на сдаче жилья и продаже курортных товаров.

Количество денег в их карманах прямо пропорционально количеству курортников, посетивших посёлок. А как раз с курортниками дела обстоят всё хуже и хуже. Причина ясна: главной туристической «изюминкой» Дивноморского всегда был Джанхотский ботанический заказник площадью 450 га и дорога, по нему проходящая. Вот по ней как раз и «рубанул» патриарший забор, отрезав посёлок от его главной достопримечательности.

Если б протоиерей Чаплин сейчас встретился с дивноморцами и спросил, ощущают ли они волны святости, исходящие от резиденции РПЦ, он был бы крайне разочарован. Люди б честно ответили, что ощущают лишь волны лжи, лицемерия и патологической бессовестности. А очень многие бы признались, что между собой давно называют «духовный» объект на южной окраине Дивноморского «Гундяевкой» или «Чертяевкой», а шоссе перед ним – «Дорогой смерти».

Однако церковные иерархи с местными жителями не встречаются. То ли потому, что в курсе их реального отношения к себе, то ли попросту считая это излишним. Зато они охотно встречаются с местным начальством. К примеру, с главой Геленджика Хрестиным В.А., которому Его Святейшество прошлым летом вручил Орден Сергия Радонежского. Номинально – за «содействие в завершении строительства Патриаршего духовно-административного и культурного центра РПЦ». Фактически же – за его попустительство беззакониям, творимым церковью на территории одного из лучших курортов России.

Ну, а то, что такие беззакония будут продолжаться – сомнений нет. Как раз во время награждения г-на Хрестина орденом от РПЦ заборы патриаршей резиденции вдруг обросли грозными стальными «рогами» и решётками, по которым был пущен электрический ток.

Это стало ещё одним сигналом «матери-церкви» всем гражданам страны: пощады не ждите! Беззаконный забор на общественном берегу будет стоять. А «Дорога смерти» патриарха Кирилла будет и дальше собирать свой кровавый урожай.

Дворец над обрывом

Поразительный факт: люди два года подряд безуспешно добиваются от первого христианина страны проявления именно тех христианских качеств, которыми он обязан обладать в полной мере – совестливости, любви и милосердия. А в ответ натыкаются лишь на глухую стену лжи, жестокости и глубочайшего презрения к собственной пастве. И, разумеется, пытаются найти первопричину происходящего.

Сегодня власть объявила войну коррупции. Самые известные и авторитетные политики России спорят, как её одолеть. И сходятся во мнении, что запредельные масштабы этого бедствия являются отражением всеобщей коррупции духа, утраты нравственных ценностей десятками миллионов людей. Вывод таков: коммунистическая идеология и её моральные регуляторы канули в лету, а на их
месте возник духовный вакуум, который и заполнили повальные воровство и
беззаконие.

Однако никто из спорящих почему-то не вспоминает, что ещё в начале 90-х в стране стартовал поистине грандиозный национальный проект, призванный заместить в наших умах и сердцах утраченные советские идеалы и создать те самые «духовные скрепы», про которые недавно говорил президент Путин. Таким проектом стало ВОЗРОЖДЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ как института, укоренённого в тысячелетней российской истории и, как тогда казалось очень многим, бережно пронёсшего сквозь все бури 20 века ценности христианского гуманизма.

Под грядущий ренессанс церкви были переданы огромные богатства, включавшие тысячи объектов недвижимости – зданий, помещений, земельных участков, а также предоставлены льготы и привилегии на десятки (если не сотни!) миллиардов долларов. Эти блага, полученные за счёт народа России, позволили ей стать одной из самых обеспеченных религиозных организаций мира – что мы и наблюдаем ежедневно и на каждом шагу.


Только вот в чём проблема: годы ренессанса РПЦ – то есть бурного умножения её храмов, подворий, монастырей и прочей «духовной» инфраструктуры – парадоксально совпали с «ренессансом» совсем иного рода, который эксперты называют периодом БУРНОГО РАСЦВЕТА РОССИЙСКОГО КРИМИНАЛА И
КОРРУПЦИИ. А это попросту означает, что со своей главной функцией – быть регулятором нравственного состояния общества – церковь НЕ СПРАВИЛАСЬ.

Церковь – живой организм. В 90-е годы перед нею, как и перед всем обществом, открылось окно возможностей. Она могла бы, к примеру, избрать тернистый путь защитника евангельских истин в бесчеловечную эпоху первоначального накопления. И в этом случае ей пришлось бы жёстко оппонировать и «новым русским» бандитам, и вороватой олигархии, и предельно аморальной власти, их породившей. Её жизнь была бы полна забот и тревог. Но этот путь духа и совести, без сомнения, сделал бы её по-настоящему сильной и независимой, а авторитет в народе – заслуженным. И тогда история России последних десятилетий наверняка бы сложилась иначе.

Но она предпочла другой путь, сделав привычную ставку на «сердечный союз» с бюрократией. Вспомните, кто были её самые желанные друзья и клиенты за последние двадцать лет, кого она больше всех награждала и восхваляла? Чиновники да их бизнес-партнёры, зачастую – откровенные воры и бандиты. Вспомните, как широко распахивались перед ними ворота храмов, монастырей и прочих «божьих» мест. Вспомните классические сцены окропления «святой водой» чиновных и бандитских джипов и лимузинов – а также их яхт, квартир, офисов, вилл и т.п.

Вспомните не менее классический слоган из культового романа Виктора Пелевина «Generation П» – «Солидный Господь для солидных господ!» – наиболее ёмко выразивший реальную суть социальной стратегии РПЦ образца 90-х. Вспомните лейтмотив большинства интервью, которые давались её иерархами в 2000-е: «Верните нам то, что отобрала Советская власть, и мы будем довольны!» Вспомните, наконец, как строились и до сих продолжают строиться в стране большинство новых храмов: либо через жесточайший административный нажим на малый и средний бизнес, либо напрямую за счёт госбюджета – как это, к примеру, происходит сейчас с планами московских властей по возведению в городе 200 типовых храмов шаговой доступности(!). Простая и очевидная истина, что подлинную веру не насаждают, как картошку, деятелям РПЦ и их чиновным покровителям в голову не приходит. Отсюда и вечные конфликты с горожанами, протестующими против агрессивного вторжения в их скверы и парки «высокодуховных» махин из бетона и стали.

Церковь хотела быть властью – и она стала властью. Точнее, органичной частью предельно неэффективной и коррумпированной бюрократии РФ. Её главная функция на сегодня – бурная имитация «духовного возрождения России» за бюджетный счёт. О том, чтобы стать действительно духовным институтом, по-настоящему полезным обществу, она давно не помышляет. У неё другие цели и
приоритеты. Она желает и впредь обустраивать для себя островки земного рая
посреди стагнирующей и вымирающей страны.

И в этом смысле ситуация вокруг патриаршей резиденции в Дивноморском вовсе не аномалия, нет. Она, к несчастью, норма поведения наших пастырей, целиком свободных от мнения собственной паствы. Разумеется, среди священников есть и другие люди, но не они определяют сегодняшнее лицо РПЦ. Типичный портрет преуспевающего «батюшки» – это симбиоз чиновника и коммерсанта, жёстко выстраивающего свой бизнес на использовании административных связей и рычагов. У таких вот ухватистых «батюшек», в народе именуемых «попами», как-то сами собой вдруг вырастают особняки на лучших общественных землях и возникают «дороги смерти» перед их глухими заборами или под колёсами их роскошных иномарок. Достаточно вспомнить недавний нашумевший случай с иеромонахом Павлом Сёминым, насмерть сбившим в Москве на своём «Мерседесе-Гелендваген» двоих человек и сделавшим инвалидом третьего, а потом трусливо сбежавшим с места трагедии. Как выяснилось, у 26-летнего «смиренного монаха», мелкого клерка Управделами патриархии, был в собственности целый автопарк эксклюзивных машин с «блатными» номерами плюс несколько элитных квартир.

А сколько по России сейчас разъезжает таких вот «смиренных» монахов и батюшек,
пригретых властями разных уровней и уверенных в своём «священном» праве на
особую, эксклюзивную жизнь? О какой духовности здесь можно говорить, о каком христианском отношении к миру и людям?! Вот и имеем теперь вместо церкви очередной «департамент по духовным делам», а вместо нравственного примера для нации – бюрократическую показуху, цинизм и бесстыдную роскошь, возведённую в добродетель.

Неужто история ничему не учит? Был ведь у церкви похожий опыт «симфонии» с властью – и закончился он плачевно. В октябре 1917 года рухнула Российская империя. Одним из её столпов была РПЦ с 80 тысячами храмов и почти 117 миллионами прихожан. Так же, как и сегодня, она пела власти осанну в обмен на щедрое содержание и комфортную жизнь, заверяла её в народной любви и поддержке. А когда та под грузом ошибок и преступлений рассыпалась в
прах, вдруг выяснилось, что в стране нет нравственной силы, способной
остановить людей у обрыва взаимной ненависти и братоубийства. Вся тысячелетняя
церковная мощь, все её авторитет и величие, казавшиеся несокрушимыми, «слиняли» в секунду, а миллионы «добропорядочных» прихожан обернулись самыми яростными гонителями своих же пастырей и разрушителями собственных храмов. За многовековую профанацию духа и веры страна заплатила страшную цену.

А знаете, когда последний раз глава РПЦ лично выступил в защиту жизней и достоинства наших соотечественников? В августе 1698 года. Тогда юный царь Пётр решил вдобавок к полутора сотням стрельцов, повешенных за поддержку своей опальной сестры Софьи, казнить для «острастки» ещё тысячу. Родные приговорённых обратились к патриарху Адриану. Тот был настолько потрясён
видом тысяч рыдающих женщин, детей и стариков, что возглавил их поход в
Преображенское. Процессия растянулась на несколько вёрст, впереди несли самые
древние и уважаемые иконы. Люди встали под окнами царских палат и молились,
прося о милосердии. Увидев это, Пётр рассвирепел и приказал выгнать всех, включая Адриана. Стрельцов казнили. Патриарх тяжело заболел и умер. По свидетельству современников – от горя, что не смог защитить людей. Урок Петра был усвоен крепко. Наши последующие предстоятели уже думали и «сострадали» народу иначе, чем Адриан. Им оказались ближе покой персональных дворцов и созерцание чаек в красивых беседках над морем. Между их речами и поступками разверзлась пропасть.

«В современной информационной среде любая новость, связанная с Церковью, рассматривается через лупу. Любой недостойный поступок человека, связанного с Церковью, вызывает шквал негативных публикаций… Церковь учит людей праведной жизни и мы, её члены, призваны быть примером для неверующих и маловерующих не только в словах, но и в делах!» Эти слова принадлежат сегодняшнему главе РПЦ. Они были произнесены им 28 декабря на епархиальном собрании в Храме Христа Спасителя, подводящем итоги патриаршего служения за 2012 год. Интересно: лично себе патриарх Кирилл их когда-нибудь адресовал?

Надежда умирает последней

Недавно к активистам движения «ОТКРЫТЫЙ БЕРЕГ» обратились жители курорта Дивноморское. После случая с их земляком Виталием Савиных, сбитым автомашиной возле резиденции РПЦ, они попросили нашего содействия в публикации их Открытого письма патриарху Кириллу. Мотивы дивноморцев просты и понятны: «Родную православную церковь любим, чтим, уважаем, но калечиться и погибать из-за нарушения ею законодательства РФ категорически отказываемся!»

Письмо подписали 973 человека.

«ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

жителей посёлка Дивноморское муниципального образования Геленджик Его Святейшеству Патриарху Всея Руси Кириллу

Здравствуйте, Ваше Святейшество!

Большинство из нас являются православными христианами. Именно поэтому мы просим Вашего личного безотлагательного вмешательства в ситуацию, напрямую угрожающую нашим жизням и жизням наших детей.

Осенью 2010 года вокруг резиденции Русской православной церкви в посёлке Дивноморское был установлен бетонный забор, который вслед за таким же бетонным забором особняка по улице Голубодальской, 14 (а, по факту, являясь его продолжением) полностью перегородил 500-метровый участок береговой полосы нашего посёлка и проходящую по нему пешеходную дорогу.

Мы, Ваше Святейшество, считаем такое перегораживание совершенно недопустимым.

Данный участок дороги расположен в административных границах посёлка Дивноморское и с позапрошлого века служит его населению единственным удобным и безопасным выходом в лес и к поселковому кладбищу, то есть, согласно Закона (пп. 9,10,12 ст. 85 Земельного Кодекса РФ), является землёй общего пользования муниципального образования и не подлежит какому-либо отчуждению и перегораживанию в принципе.

Одновременно он представляет собой часть морской береговой полосы посёлка Дивноморское, которую Закон рассматривает исключительно как территорию общего пользования всех граждан Российской Федерации и предназначает для их свободного и безопасного пребывания и передвижения (пп.1,2,3,6,8 ст.6 Водного Кодекса РФ).

Установка забора в данном месте не только грубо нарушает Закон, но и вынуждает жителей посёлка и отдыхающих добираться до леса и местного кладбища в обход, преодолевая пешком километровый отрезок прасковеевского шоссе – очень узкого, извилистого и не имеющего тротуаров. Интенсивность автомобильного движения здесь крайне высока. Пешеходов отделяют от проезжей части считанные сантиметры, они постоянно рискуют оказаться под колёсами автотранспорта.

Трагические случаи на шоссе, примыкающем к Вашей резиденции, уже происходят. Так, 29 августа прошлого года здесь был сбит автомобилем студент Донского государственного технического университета Виталий Савиных. Он возвращался с поселкового кладбища, где навещал могилу матери. В состоянии травматического шока он был доставлен в реанимацию, где впал в кому. Его спасли лишь самоотверженные действия врачей. Юноше предстоит долгое лечение, по окончании которого будет решаться вопрос о его инвалидности. Очевидно, что подобные трагедии здесь будут повторяться и впредь.

Ваше Святейшество!

В своих выступлениях Вы постоянно подчёркиваете важность соблюдения законов нравственных и юридических, проповедуете высшую ценность каждой человеческой жизни. Однако в ситуации с перегораживанием берега посёлка Дивноморское эти законы и принципы оказались нарушены самым грубым и бесчеловечным образом.

Мы призываем Ваше Святейшество восстановить наше законное право на спокойную и безопасную жизнь в нашем родном посёлке. Мы очень ждём от Вас мудрого, дальновидного и милосердного решения».

Всего 67 подписных листов.

Координатор Всероссийского общественного движения «Открытый
берег» Сергей МЕНЖЕРИЦКИЙ.

Поддержите, пожалуйста, эту проблему на Демократоре:

Через различные компании (в том числе пользующиеся предоставленными церковью льготами) и посредников патриарх Кирилл в разное время пытался попасть и на другие рынки. Например, на нефтяной во второй половине 1990-х. Считается, что этот бизнес принес ему самые крупные доходы, какие — точно не известно.

В 2000 году Владимир Гундяев начал заниматься морепродуктами — икрой, камчатскими крабами, креветками. На этом он заработал около $17 млн.

Также он был причастен к добыче уральских самоцветов, учреждению банков, скупке акций и недвижимости.

Еще один его бизнес был связан с автомобилями. Но об этом известно лишь, что он как правящий архиерей епархии РПЦ МП в Калининградской области участвовал в автомобильном совместном предприятии в Калининграде. В его бизнес-команде были в том числе архиепископ Климент (Капалин) и протоиерей Владимир Верига. Они же получили известность как фигуранты «табачного» скандала.

Богатства патриарха Кирилла: как глава РПЦ капиталы зарабатывал. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в девяностые годы времени зря не терял: в его профессиональной копилке организация табачного, нефтяного, автомобильного и пищевого бизнеса. По разным подсчетам, вся эта бурная деятельность принесла главе РПЦ капиталы в 1,5-4 млрд долларов. Теперь в распоряжении патриарха квартира в знаменитом «Доме на набережной», часы Breguet стоимостью около 30 тысяч евро, дворцы в Переделкине и Геленджике, а также личный авиапарк.«Новая газета» опубликовала на своих страницах компромат на патриарха Московского и всея руси Кирилла, в миру - Гундяева Владимира Михайловича. По данным газеты, в 90-е глава РПЦ, будучи скромным руководителем Отдела внешних церковных связей (ОВЦС МП), активно занимался бизнесом, благодаря чему нажил себе состояние в несколько миллиардов. Да не рублей, а долларов.



Начиналась бизнес-карьера патриарха в 1993 году. Тогда при участии Московской патриархии возникла финансово-торговая группа «Ника», вице-президентом которой стал протоиерей Владимир Верига — коммерческий директор ОВЦС МП. Через год при правительстве РФ и одновременно в ОВСЦ появились две комиссии по гуманитарной помощи: первая решал, какую помощь можно освободить от налогов и акцизов, а вторая - ввозила эту помощь по церковной линии и продавала коммерческим структурам. Таким образом, большая часть помощи, освобожденной от налогов, распространялась через обычную торговую сеть, по обычным рыночным ценам.

По этому каналу только в 1996 году ОВЦС ввез в страну около 8 миллиардов сигарет (данные правительственной комиссии по гуманитарной помощи). Это нанесло серьезный ущерб «табачным королям» того времени, которые вынуждены были платить пошлины и акцизы и потому проигрывали в конкурентной борьбе ОВЦС МП.

Как утверждает доктор исторических наук Сергей Бычков, который опубликовал несколько статей о табачном бизнесе патриарха, когда Кирилл решил выйти из этого бизнеса, на таможенных складах оставалось «церковных» сигарет более чем на 50 млн долларов. В ходе криминальной войны за эти сигареты был убит, в частности, помощник депутата Жириновского некто Дзень.

А вот письмо Государственного таможенного комитета РФ в адрес Московского таможенного управления от 8 февраля 1997 года, касающееся «церковных» сигарет: «В связи с обращением Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ и решением председателя правительства от 29.01.1997 за № ВЧ-П22/38 разрешаю производство таможенного оформления табачных изделий в установленном порядке с уплатой только акцизного сбора, поступивших на таможенную территорию до 01.01.97, согласно решению вышеназванной Комиссии».

Вот, собственно, с тех пор и закрепился за митрополитом Кириллом новый титул — «Табачный», пишет «Новая газета», уточняя при этом, что сейчас его так уже не титулуют. Теперь патриарха принято называть «Лыжнег» — с легкой руки православных блогеров, обративших внимание на огромное значение в жизни и деятельности Кирилла его увлечения горными лыжами (это увлечение обслуживают вилла в Швейцарии и личный самолет, а на Красной Поляне оно помогает закреплять неформальные отношения с сильными мира сего).

Кстати, сам Кирилл как-то попытался оправдать свое участие в табачном бизнесе: «Люди, которые этим занимались, не знали, что же делать: сжечь эти сигареты или отправить их обратно? Мы обратились к правительству, и оно вынесло решение: признать это гуманитарным грузом и предоставить возможность его реализовать». Представители правительства категорически опровергли эту информацию, после чего патриарх Алексий II ликвидировал комиссию ОВЦС МП и создал новую Комиссию РПЦ МП по вопросам гуманитарной помощи во главе с епископом Алексием (Фроловым).



Помимо упомянутого фонда «Ника» ОВЦС МП выступил учредителем коммерческого банка «Пересвет», АО «Международное экономическое сотрудничество» (МЭС), АО «Свободное народное телевидение» (СНТ) и ряда других структур. Самым доходным бизнесом Кирилла после 1996 года стал экспорт нефти по линии МЭС, освобожденного по просьбе Алексия II от таможенных пошлин. Кирилла в МЭСе представлял епископ Виктор (Пьянков), ныне проживающий как частное лицо в США. Ежегодный оборот компании составил в 1997 году около 2 млрд долларов.

Ввиду закрытости этой информации, сейчас трудно понять, продолжает ли Кирилл участвовать в нефтяном бизнесе, однако есть один весьма красноречивый факт. За несколько дней до начала военной операции США против Саддама Хусейна в Ирак летал заместитель Кирилла епископ Феофан (Ашурков).



В 2000 году получили огласку сведения о попытках митрополита Кирилла внедриться на рынок морских биоресурсов (икра, крабы, морепродукты) — соответствующие правительственные структуры выделили учрежденной иерархом фирме (АО «Регион») квоты на отлов камчатского краба и креветок (общий объем — более 4 тысяч тонн).

По сведениям калининградских журналистов, митрополит Кирилл, как правящий архиерей епархии РПЦ МП в Калининградской области, участвовал в автомобильном СП в Калининграде. Характерно, что Кирилл, даже став патриархом, не назначил епархиального архиерея на Калининградскую кафедру, оставив ее под своим прямым управлением.



В 2004 году научный сотрудник Центра исследований теневой экономики при РГГУ Николай Митрохин выпустил монографию о теневой экономической деятельности РПЦ МП. Стоимость активов, которые контролировал митрополит Кирилл, оценивалась в этой работе в 1,5 млрд долларов. Спустя два года журналисты «Московских новостей» попытались пересчитать активы главы церковного МИДа и пришли к выводу, что они насчитывают уже 4 млрд долларов.

А по информации The New Times, в 2002 году митрополит Кирилл купил пентхаус в «Доме на набережной» с видом на храм Христа Спасителя. Это, кстати, «единственная квартира в Москве, зарегистрированная именно на митрополита по его мирской фамилии Гундяев, о чем есть соответствующая запись в кадастровой ведомости».

Еще один атрибут этой жизни, ставший предметом широкого обсуждения, — часы Breguet стоимостью около 30 тысяч евро, которые засняли на левой руке патриарха рядом с монашескими четками украинские журналисты. Произошло это на следующий день после того, как Кирилл высокопарно вещал в прямом эфире главных украинских телеканалов: «Очень важно научиться христианской аскезе… Аскеза — это способность регулировать свое потребление… Это победа человека над похотью, над страстями, над инстинктом. И важно, чтобы этим качеством владели и богатые, и бедные».

Притчей во языцех стали и роскошные кортежи патриарха Кирилла, и услуги охраны из ФСО, которыми он пользуется. В Москве, когда едет патриарх, перекрываются все улицы по пути его следования, что, естественно, вызывает массовое негодование автовладельцев. В Украине же полукилометровые кортежи Кирилла совершенно шокировали местных жителей: в соседней стране даже президент ездит намного скромнее.

Надо, правда, отдать должное Кириллу: для официальных визитов он фрахтует самолеты компании «Трансаэро», а личным авиапарком пользуется только в личных целях.

Отдельная и почти неисчерпаемая тема — дворцы и резиденции патриарха. Кирилл стремится и в этом деле не отставать от первых лиц государства. Его постоянной жилой резиденцией считался новопостроенный дворец в Переделкине, ради которого снесли несколько домов местных жителей. Из окон электричек Киевского направления он смотрится как большой русский терем — наподобие Теремного дворца в Кремле. Кириллу там не нравится жить: тревожит проходящая по соседству железная дорога.

Посему нынешний патриарх распорядился заново отделать дворец в Даниловом монастыре, который и раньше-то не выглядел бедно. Не обошлось без скандалов и строительство патриаршего дворца в Геленджике, который вызвал в первую очередь негодование местных экологов.



Впервые скандал вокруг геленджикской дачи патриарха вспыхнул год назад, когда активисты «Экологической вахты» по Северному Кавказу проникли на территорию строящегося объекта. В ходе осмотра они выяснили, что не менее 10 га уникального леса огорожено трехметровым забором, а в центре находится странное «пафосное» здание, увенчанное куполами - что-то среднее между храмом и особняком.

При этом, согласно данным «Новой газеты», в 2004 году РПЦ получила в свое распоряжение участок земли площадью всего 2 га. Более того, эта земля относилась к Лесному фонду, соответственно, возводить капитальные строения на этой земле по закону нельзя. Тем не менее, здесь началось масштабное строительство. Экологи утверждают, что в ходе строительства были вырублены от 5 до 10 га ценного леса, что подтверждается снимками из космоса.

В РПЦ поспешили опровергнуть доводы «зеленых». Московский патриархат сослался на акт Роспотребнадзора, согласно которому на территории Духовно-культурного центра фактов незаконной вырубки зафиксировано не было. Экологи в свою очередь указывают на тот факт, что документ был составлен в декабре 2010 года - то есть спустя несколько лет после уничтожения леса.

Еще один скандал вокруг дачи патриарха, опять же инициированный экологами, разгорелся в октябре ушедшего года. Тогда активисты заявили, что вспыхнувший в конце сентября того же года пожар на территории Духовно-культурного центра Московской патриархии мог стать результатом поджога. Как отмечала тогда «Новая», по закону за уничтоженные деревья строители обязаны платить денежную компенсацию в сотни тысяч рублей. А если деревья сгорели в огне, то выплаты компенсации можно избежать.

В начале 2011 года в прессе появились данные, что строящийся объект РПЦ под Геленджиком - это не что иное, как дача для Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Однако информационный отдел Московского патриархата эти доводы опроверг, заявив, что на этом месте возводится духовный центр Русской православной церкви на юге России, наряду с уже имеющимися центрами в Москве и Санкт-Петербурге.

Администрация Геленджика наконец ответила экологам на вопросы о "даче Патриарха". Хотя спрашивали не ее, а лично президента России. Пятого июля на заседании Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека директор российского отделения Гринпис России Сергей Цыпленков передал Дмитрию Медведеву письмо. В нем задавались весьма неудобные вопросы о строительстве резиденции патриархии, но вместо ответа по существу чиновники в очередной раз соврали. Ранее экологи направили открытое обращение патриарху Кириллу, но их послание осталось без ответа. В последнее время духовная власть отмалчивается, а за нее отдувается власть исполнительная. И это логично: заказчиком строительства выступает Московская патриархия, прорабом - ФГУП "Предприятие по поставкам продукции" Управления делами президента РФ.

В октябре 2003 года покойный патриарх Алексий попросил у тогдашнего главы Геленджика Сергея Озерова землю для своей резиденции. Местные власти подготовили землеустроительное дело, и в 2004 году кубанский вице-губернатор Ремезков подписал распоряжение о согласовании участка размером 1,8 гектара. Располагался он в одном из самых красивых мест Черноморского побережья - в селе Дивноморском, рядом с Геленджиком. Правда, никто не учел, что на тот момент в Геленджике был как минимум один несогласный, предприниматель и юрист Зуфар Ачилов. Он вник в суть вопроса и письменно обратился к президенту Путину и генпрокурору Устинову: мол, земельный участок предоставлен церкви в лесах первой, самой охраняемой группы и относится он к лесному фонду. "Эти территории Земельный кодекс позволяет изымать лишь для выполнения международных обязательств России или для размещения объектов государственного значения, - рассказывает Зуфар Ачилов. - Чтобы там строить, нужно было официально перевести земли из одной категории в другую. Вот об этом я и написал в Москву".

Между тем переводить земли лесного фонда в другую категорию может только Правительство РФ, да и то лишь после положительного заключения государственной экологической экспертизы. Но эти процедуры никто не провел. А Зуфар Ачилов всё не успокаивался. В следующем своем обращении на имя генпрокурора он указал, что РПЦ не является государственной структурой и поэтому, согласно закону, должна выкупать земли на торгах, а не получать от государства бесплатно. Правда, Геленджикская прокуратура отвечала однообразно: "Оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется".
Веками на здешней территории росли пицундские сосны. Этих древних деревьев в природе осталось немного, не случайно они занесены в Красную книгу РФ. Самый большой в мире массив пицундской сосны находится именно здесь, в районе села Дивноморское. Но с началом строительства православной резиденции сосны стали стремительно исчезать. "Вырубленные деревья строители сразу же увозили, а если не получалось, то сжигали, - говорит Дмитрий Шевченко из общественной организации "Экологическая вахта по Северному Кавказу". - За одну срубленную сосну положено выплачивать компенсацию, которая может составить несколько сот тысяч рублей. А тут вроде как сжег - и ничего платить не должен. В общем, экономили на строительстве как могли".
Летом 2009 года я лично видел вокруг "дачи Патриарха" выжженные и поваленные деревья. Несмотря на многочисленные протесты экологов и публикации "Новой газеты", тактика "выжженной земли", судя по всему, осуществляется и сейчас. 23 сентября в районе "дачи" произошел очередной пожар.
По закону, геленджикская власть была обязана провести общественные слушания, чтобы граждане могли высказать замечания к проекту. В действительности чиновники всё поставили с ног на голову. Сначала в лесу было построено трехэтажное здание, причем без проведения государственной экологической экспертизы. И лишь потом, летом 2009 года, были проведены слушания. Это грубое нарушение законов "Об охране окружающей среды" и "Об экологической экспертизе". Но инженер фирмы-подрядчика "Путеви" на слушаниях заявил, что нарушений не было. Представители же Московской патриархии и Управления делами президента это мероприятие вообще проигнорировали. Никто не ответил и на нашу публикацию о массовом уничтожении природы под возведение православной резиденции (см. "Новую газету", № 69 от 01.07.09).
Такую позицию исполнительная власть вместе с РПЦ занимала вплоть до февраля 2011 года. И лишь когда информация о незаконном строительстве активно разошлась по российской блогосфере, синодальный информационный отдел Московского патриархата распространил официальное заявление. Оказывается, никакой дачи патриарха не существует: "под Геленджиком ведется строительство церковно-административного духовного центра Русской православной церкви". Возможно. Но вот факты.
18 августа 2004 года администрация Краснодарского края издала распоряжение № 964-р "О предварительном согласовании православной религиозной организации Московской патриархии Русской православной церкви места размещения летней резиденции Московской патриархии". Заметьте, речь идет о летней резиденции. Позже, 24 ноября 2004 года, прокуратура Геленджика в своем письме уточняет, что краевая администрация хлопотала по поводу "размещения резиденции Патриарха Московского и всея Руси". Как видите, информация о "даче Патриарха" имеет под собой вполне реальный фундамент.
Помимо прочего синодальный информационный отдел заявил: "В процессе постройки здания были соблюдены требования всех служб, включая природоохранные. Никакой массовой вырубки деревьев не производилось". Но это утверждение опровергается космическими снимками. На снимке 2005 года данный земельный участок сплошь в соснах, а на снимке 2010-го видно здание с зачищенной территорией вокруг. Согласно данным "Экологической вахты по Северному Кавказу", к 2010 году строители резиденции уничтожили около двух гектаров краснокнижного леса, сегодня вырубленная территория охватывает почти 10 гектаров. "В своем заявлении Патриархат ссылается на акт Росприроднадзора, согласно которому вырубок не было, - уточняет координатор "Эковахты" Андрей Рудомаха. - Но этот акт был составлен в декабре 2010 года, то есть через несколько лет после массовой вырубки". Согласно статье 260 Уголовного кодекса РФ, массовая вырубка зеленых насаждений наказывается лишением свободы на срок до трех лет. Более того, в соответствии со статьей 77 Закона "Об охране окружающей среды", РПЦ должна оценить нанесенный ущерб и возместить его государству.
Что касается упомянутого заявления Московского патриархата, интересен и этот его фрагмент: "Строительство церковно-административного духовного центра ведется за счет средств Московской патриархии без привлечения государственных бюджетных средств любого уровня". Но есть же постановление Законодательного собрания Краснодарского края от 28.09.05 № 1702-п, в котором говорится о выделении на строительство "духовно-культурного центра в пос. Дивноморский" пятнадцати миллионов рублей из краевого бюджета".
Собрав воедино эти нарушения, 25 февраля 2011 года "Экологическая вахта по Северному Кавказу" направила открытое письмо патриарху Кириллу. Ответа до сих пор нет. О том, насколько РПЦ готова к диалогу с гражданским обществом, можно судить и по июньскому происшествию. Группа активистов из Москвы, Краснодара и Геленджика прошла мимо патриаршей резиденции маршем в защиту украденного Черноморья. В итоге милиция задержала лидера молодежного крыла партии "Яблоко" Кирилла Гончарова, координатора движения "Открытый берег" Сергея Менжерицкого и активиста "Эковахты" Константина Андрамонова. Гончаров и Менжерицкий по решению мирового судьи отправились под арест. РПЦ, разумеется, промолчала. "Думаю, эта резиденция непосредственным образом связана со строительством "дворца Путина" на мысе Идокопас, - говорит гражданский активист, кандидат биологических наук Сурен Газарян. - Дело не только в том, что оба объекта начали строить в 2005 году и что в обеих стройках участвовало Управление делами президента. Дело в общей идеологии строительства - в презрении к охране природы и интересам граждан".
На письмо, которое лидер Гринпис России Сергей Цыпленков передавал Медведеву, только сейчас ответил первый вице-мэр Геленджика Вячеслав Марков. Он сообщает, что участок под резиденцией патриарха "отнесен к категории земель "земли населенных пунктов", следовательно, положения Лесного кодекса на него не распространяются. Более того, гулять рядовым гражданам, значит, и православной пастве, там нельзя, а вот заборы ставить можно. Но ведь на сайте Росреестра rosreestr.ru есть раздел "Публичная кадаст-ровая карта". Чтобы увидеть "патриарший" участок, надо набрать кадастровый номер 23:40:0000000:388. Появляется окно с официальной информацией: участок расположен в Геленджикском лесничестве, предназначен "для осуществления религиозной деятельности", но "без права вырубки лесных насаждений". Если верить Росреестру, то выходит, что геленджикский вице-мэр скрывает правду.
"НОВАЯ ГАЗЕТА" , 19 октября 2011 г.
На фото: Космический снимок территории, на которой впоследствии был построен "Духовно-культурный центр Московской патриархии" (2005 г., сервис Digital Globe)

  1. - 23.02.2012, 13:45Не попасть бы вам с Акимом к козлам по левую сторону.

    В Русской православной церкви опровергли сообщения ряда СМИ о возведении под Геленджиком дачи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла .
    "С 2005 года под Геленджиком ведется строительство церковно-административного духовного центра Русской православной церкви на юге России, наряду с имеющимися центрами в Москве и Петербурге", - говорится в заявлении Информационного отдела Московской патриархии, переданном сегодня вечером порталу "Интерфакс-Религия" . В нем отмечается, что выступить с соответствующим заявлением Русскую церковь побудили опубликованные в некоторых СМИ и блогах слухи о том, будто неподалеку от поселка Прасковеевка Геленджикского района в Краснодарского края строится "дача Патриарха", а ее строительство ведется с нарушениями. В Информационном отделе сообщили, что на территории духовного центра разместятся зал для заседаний Священного Синода, помещения для пребывания членов Синода, административных и управленческих служб Московской патриархии. Кроме того, в центре будут оборудованы рабочие кабинеты, конференц-залы, помещение пресс-центра и т.д. Наряду с функцией церковного управления, на центр также будут возложены представительские функции: прием предстоятелей и делегаций других поместных Церквей, проведение официальных встреч. Еще одна задача будущего центра - просветительская работа с детьми и молодежью, проведение встреч с общественностью и творческой интеллигенцией. При центре также будет открыт православный храм. "В процессе постройки здания были соблюдены требования всех служб, включая природоохранные. Никакой массовой вырубки деревьев не производилось. Это подтверждается, в частности, актом осмотра территории Федеральной службой по надзору в сфере природопользования от 6 декабря 2010 года", - подчеркивается в заявлении. Кроме того, проект благоустройства территории центра предусматривает посадку нескольких сотен деревьев. При этом территория центра "не перекрывает и не может перекрывать свободный доступ к морскому побережью, так как центр находится на высоте 60 метров над уровнем моря", заявили в Московском патриархате. Заказчиком строительства выступает патриархия, исполнителем - ФГУП "Предприятие по поставкам продукции Управления делами президента Российской Федерации", осуществляющее коммерческую деятельность согласно своему уставу. Генподрядчиком строительства является сербская компания "Путеви". Строительство церковно-административного духовного центра ведется за счет средств патриархии без привлечения государственных бюджетных средств любого уровня, сказано в документе. Напомним, что вопрос о законности строительства объекта под условным названием "Дача Патриарха" на территории государственного лесного фонда подняли экологи . По информации радио "Свобода" , активисты "Экологической вахты" по Северному Кавказу сумели проникнуть на территорию объекта, расположенного к северу от села Дивноморское. В результате проведенной экологической инспекции "зеленые" обнаружили там незаконное строительство, принадлежащее Московской патриархии. По словам краснодарского эколога Дмитрия Шевченко, не менее 10 га уникального леса, где растет охраняемая законом пицундская сосна, огорожено 3-метровым забором. Пробравшись внутрь, экологи обнаружили "странное, пафосное строение - не то особняк, не то храм", увенчанное куполом с крестом. Из храма-особняка вышел человек и "на ломаном русском" попросил экологов покинуть эту частную территорию. По словам Шевченко, предположительно заказчиком и главным спонсором строительства "Дачи Патриарха" выступает "Предприятие по поставкам продукции" Управления делами президента РФ, а подрядчиком - российско-сербская фирма "Путеви". Как сообщил активист "Экологической вахты" по Северному Кавказу Андрей Рудомахи, факт нахождения VIP-объекта на территории Гослесфонда был подтвержден официальным ответом Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю "Экологической вахте". Но официальное ведомство не предприняло никаких мер по приостановке строительства объекта. "Это наряду с такими объектами, как дача Путина на Прасковеевке, как планируемая государственная дача на Утрише, - это объект, в отношении которого государственная контрольная схема не действует. Он фактически выведен из-под контроля", - заявил Рудомахи. Бороться с незаконным строительством на природоохранной территории, когда в роли заказчиков объекта выступают влиятельные кремлевские структуры, всегда сложно, но не безнадежно - считает директор по программам "Гринпис России" Иван Блоков. По его мнению, это может занять несколько лет и завершиться обращением в Европейский суд по правам человека. По мнению эколога, в связи с приближающимися выборами власть сейчас будет осторожнее "с принятием таких волюнтаристских решений и закрыванием глаз на уничтожение природы". По данным северокавказских экологов, в начале февраля 2011 года всероссийское общественное движение "Открытый берег" обратилось с открытым письмом к Патриарху Кириллу, в котором рассказало о проблемах, возникших в связи со строительством его личной резиденции. Движение предложило РПЦ вступить в конструктивный диалог с общественностью для их разрешения. В прошлом году в СМИ сообщалось, что в Подмосковье под деревней Переделки, которая находится рядом со знаменитыми переделкинскими писательскими дачами, также строят дачу для Патриарха , вырубая заповедный лес.Новости NEWSru.com:: Под Геленджиком строится не дача Патриарха, а духовный центр, подчеркивают в РПЦ

Как Никон спасал церковь от государства

Эмоциональный, жесткий, гордый патриарх Никон, спровоцировавший страну на раскол, до сих пор вызывает как ненависть, так и восхищение. И нет среди историков единого мнения по поводу этой неординарной персоны. Митрополит Антоний (Храповицкий), например, причислял Никона, чуть ли не к лику святых, а старообрядцы до сих называют посланником сатаны. А он просто человек, решившийся прыгнуть выше своей головы. Сын мордовского крестьянина вознамерился подняться над самим самодержцем всероссийским. Патриарх мечтал сделаться независимым церковным иерархом, как католический понтифик. И это в государстве с православными традициями, где церковь всегда уступала первую позицию царю! За планы свои гордые и поплатился Никон, однако сделать за шесть лет правления успел много…

Пастырь-богатырь

Родился будущий патриарх в 1605 году в нижегородском селе Вельдеманове, в миру звался Никитой Мининым. Мать его умерла сразу после родов, а мачеха настолько ненавидела Никиту, что несколько раз пыталась убить его. Мальчик не выдержал и убежал в Макарьев, в Желтоводский монастырь. Здесь он учился, постигал богослужебный устав. Однако монахом не стал: отец уговорил его вернуться. Через несколько лет Никита приехал домой и по настоянию домашних женился, затем стал священником.

Мужчина "ражий", красивый, высокого роста, крепкого богатырского сложения (впоследствии его патриаршие одежды тоже были богатырские, саккос, например, весил около 64 килограммов, да в придачу к нему омофор - 24 кило; в них он служил часами литургии и ходил в дальние крестные ходы), Никита вскоре прославился своими зажигательными проповедями. Московские купцы, привлеченные слухами о священнике-грамотее, предложили ему перебраться в столицу, и он согласился.

Неспешная сытная московская жизнь закончилась через несколько лет и в одночасье. Во время эпидемии моровой язвы умерли все его дети (три сына). Обезумев от горя, священник рыдал: зачем он поддался на уговоры родни и ушел из обители; ему следует принять монашество. Жену уговаривать долго не пришлось, она постриглась в московском Алексеевском монастыре. А Никита в 30 лет стал Никоном в строгом Анзерском скиту на Соловках и духовным сыном знаменитого старца Елеазара, впоследствии причисленного к лику святых.

И потекли месяцы и годы аскезы. Бремя подвига Никон взял на себя богатырское. Кроме общего келейного правила, ежедневно прочитывал всю Псалтирь и клал по 1000 земных поклонов. При этом не вкушал ни мяса, ни рыбы.

#comm#И все же сильный организм будущего пастыря приходилось укрощать с большим трудом. #/comm#

Келейник и биограф Никона Шушерин писал, что в это время тот терпел сильные искушения. Похоже, избыток сил требовал не затворнического, а практического подвига. И мудрый Елеазар взял Никона с собой в Москву.

По молитвам Елеазара у царя Михаила Федоровича родился долгожданный сын – Алексей Михайлович. Благодарный государь пожертвовал 500 рублей для возведения на Анзере каменного храма. Энергичный Никон спешил с постройкой, но Елеазар считал это роскошью и не торопился. В итоге монахи поссорились: Никон не выдержал и убежал.

В небольшой лодке с мужиком-помором он поплыл на материк. Судно прибило к скалистому острову Кию близ устья Онеги. Отсюда прошагал будущий патриарх 120 верст к Кожеезерской обители, в которой через три года братия изберут его игуменом. А потом Никон прибыл по делам монастыря в Москву. Его представили молодому царю Алексею Михайловичу, и тот был настолько покорен монахом, что определил его архимандритом в Новоспасский монастырь. Никон обстроил и украсил обитель, завел в ней строгие порядки. Государь зачастил в монастырь. Никон – к государю.

Вскоре Никон по желанию царя Алексея Михайловича стал митрополитом Новгородским. И тут он получил особые полномочия, причем, не только церковного, но и государственного порядка. Несмотря на то, что Уложение 1649 года ограничивало юридические и имущественные права церкви, Никон сам судил в своей епархии духовенство. Более того, он мог надзирать за гражданским судом во всей Новгородской земле. Никон своим правом активно пользовался, контролируя деятельность воеводы. Это снискало ему в Новгороде популярность среди народа, которая возросла в связи с благотворительной деятельностью митрополита. Никон учредил богадельни, кормил неимущих, хоронил их на церковные средства, занимался церковным строительством.

Все это не помешало новгородцам во время бунта 1650 года до полусмерти избить митрополита за то, что он укрыл в своем доме ненавистного царского воеводу князя Хилкова. Придя в себя, Никон нашел силы отслужить литургию, а после нее увещевать бунтовщиков, чтобы прекратили мятеж. И за них же ходатайствовал перед князем Хованским, присланным из Москвы во главе карательного войска. В итоге дело кончилось миром, а митрополита еще больше возлюбили и в Новгороде, и в Москве.

Великий государь

Алексей Михайлович нередко приглашал своего любимца в Москву для совета. Никон умело закреплял привязанность царя к себе и использовал ее как в целях своего возвышения, так и ради проведения в жизнь своих теократических идей. Он вдруг стал ощущать себя избранником, который призван возвеличить церковь над царством. Но поначалу ее нужно "спасти" от государства. К середине XVII века царский голос значил явно больше патриаршего. Церковное управление находилось под постоянным и непосредственным надзором государственной власти. Никон считал такой порядок ненормальным.

И тут судьба предоставила ему шанс. Умер патриарх Иосиф, и первосвятителем собор назвал Никона. Избранный долго не соглашался принять сан. Для осуществления планов ему нужны были особые полномочия. В итоге случилось нечто из ряда вон выходящее: Алексей Михайлович встал на колени и кланялся в ноги Никону, слезно молил "собинного друга" принять патриаршество. Никон также всплакнул, но согласился только после того, как царь обещал блюсти догматы и каноны православия нерушимо и во всем слушаться его, Никона, как архипастыря и отца. И такое обещание государь и собор Никону дали.

На тот период церковь переживала кризисное время: авторитет священников из-за невежества, пьянства и стяжательства был не на высоте, на долгие малопонятные многоголосные службы (читали все одновременно в несколько голосов) народ если и ходил, то с неохотой. В то же время царь, воскрешая идею о "Москве - Третьем Риме", предполагавшую первенство московского государя в православном мире, и стремясь прочнее закрепить за страной присоединявшуюся к ней Малороссию, считал необходимым единение русской церкви с греческой и малороссийской. Оно могло быть достигнуто путем согласования церковной практики с греческими образцами. Такая задача и была поставлена перед патриархом.

#comm#С весны 1653 года Никон приступил к реформам, но своей жесткой решимостью и отсутствием дипломатического такта фактически спровоцировал начало церковного раскола. #/comm#

Обрядовые реформы и "справа книг" по образцам, какие были приняты в Греции того времени, проходили под девизом "исправления ошибок" и возвращения к исконным традициям православия. Однако, как позднее выяснили историки, все оказалось наоборот: сложившаяся на Руси к XVII веку обрядово-богослужебная практика была гораздо ближе к церковной действительности начала второго тысячелетия от Рождества Христова, чем практика греческая, впитавшая в себя изрядное число "новшеств". Со временем и сам Никон, по сути, признал историческое равноправие старых и новых обрядов. Но было поздно, анафемы на "непокоряющихся святому Собору" уже прозвучали. К тому же - и это окончательно закрыло путь к мирному разрешению проблемы - назрел и второй конфликт: противостояние Никона с царем.

С самого начала Никону предоставлялись такие полномочия, о которых его предшественникам приходилось только мечтать. Монастырский приказ, который ранее ограничивал судебную власть патриарха, при Алексее Михайловиче бездействовал. До Никона ни один епископ не ставился без царского указа. Особые дьяки ходили по церквям и доносили ему о беспорядках. Патриаршие стрельцы забирали на улицах нетрезвых попов и сажали в каталажки (это и раньше практиковалось, но теперь приобрело особый размах). Алексей Михайлович дал Никону титул "Великого Государя", который по праву царского отца носил в свое время патриарх Филарет. И Никон смело пользовался этим титулом, видя в нем реальную власть.

Патриарх был сподвижником царя в деле присоединения Малой России. Он советовал воевать с поляками в 1654 году и со шведами в 1656-м. Уезжая из Москвы в походы. Алексей Михайлович оставлял Боярскую Думу под контролем Никона. Никакое дело не решалось без доклада патриарху. Одаренный и энергичный деятель, он также вел переписку с иностранными дворами. Пользуясь отсутствием царя во время войн, Никон, не стесняясь, превозносился над боярами, приучая их к покорности патриаршей власти в целях задуманного им своего рода переворота. Мысль о главенстве церкви над государством туманила ему голову. Простить бывшему крестьянину заносчивости бояре не могли. Против патриарха зрел заговор. Враги Никона поставили своей задачей рассорить его с царем.

Опала

Алексей Михайлович, в свою очередь, мужал и приобретал вкус к самостоятельности. После неудачного шведского похода, предпринятого по настоянию Никона, он стал заметно холоднее к нему. К тому же напористость Никона угнетающе действовала на царя, тут и расторопность врагов патриарха сказалась. Сам Никон нервничал, он чувствовал, что теряет царскую привязанность. Его великодержавные помыслы были построены целиком на любви и доверии государя. А царь отгородился от него, что толкало подверженного эмоциональным порывам Никона на нелепые поступки. В июле 1658 года разразился конфликт: царский окольничий Хитрово ударил приближенного Никона князя Мещерского. Алексей Михайлович инцидента не разобрал, как следовало бы, и вел себя, словно обиженная сторона: отсутствовал на утрени, а затем передал Никону, что тот уже не может называться Великим Государем.

Как громом поразило это Никона. Его воздушный замок рушился. Отреагировал патриарх ошеломляюще: надел простую монашескую рясу, клобук и после литургии со слезами на глазах простился с паствой, отказываясь от сана. Через три дня он уехал в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Порывистость Никона сыграла ему плохую службу. Он ждал, но царь особого рвения в возвращении патриарха не выказывал.

#comm#Позже архиерейский собор подтвердил правоту никоновских реформ, но в то же время лишил их инициатора патриаршего сана. #/comm#

Было признано, что царь имеет первенство в мирских делах, а в удел патриарху отдается только духовная жизнь государства. Он не является единовластным управителем церкви, а лишь первым среди равных епископов. Так архиереи и государь ответили на попытки Никона придать патриаршеству статус высшей и не подсудной инстанции, в некоторой степени напоминающей римское папство.

Низложенный патриарх Никон пробыл в ссылке в Ферапонтовом и Кирилло-Болозерском монастырях 15 лет, носил вериги и исцелял страждущих. В 1681 году уже при царе Федоре Алексеевиче он был выпущен из заточения, но по пути в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь умер. Через год в Москву были доставлены грамоты всех четырех восточных патриархов, восстанавливавшие Никона в сане.

Специально для Столетия

Похожие публикации