Образование израиля как государства. История образования израиля как государства

История Израиля насыщена датами и именами, и берёт своё начало с того, что еврейский народ поселился в Израиле в ХIII веке до н.э. А спустя 200 лет образовалось 1 Израильское царство, которое распалось в 928 г. до н.э. на Израильское и Иудейское.

В 722 г. до н.э. Израильское царство завоевали ассирийцы, в 586 г. до н.э. Иудейское царство захватил вавилонский правитель Навуходоносор.

Через 47 лет Израиль вошел в состав государства Ахеменидов. В 332 г. до н.э. страну захватил Александр Македонский. В III в. до н.э. Израиль стал частью эллинистического государства Селевкидов. Спустя век начались Маккавейские войны - население вело борьбу с насильственной эллинизацией.

В 63 г. до н.э. римские легионеры завоевали территорию Израиля. И уже в 6 году от Рождества Христова страна превратилась в римскую провинцию – Палестину.

Через 60 лет началась восьмилетняя Иудейская война. Народ восстал против римлян, однако потерпел поражение. Рим продолжал господствовать в стране.

В 395 г. Израиль вошел в состав Византии. Впоследствии началось завоевание страны рабами. В 1099 г. итогом 1 крестового похода стало образование Иерусалимского королевства крестоносцев, которое было разгромлено египтянами. Израиль стал частью Египта. В 1516 г. страна вошла в Османскую империю.

1918 г. ознаменован вступлением в страну английских войск. Англия, согласно мандату Лиги наций, управляет территорией Израиля до мая 1948 г.,

14 мая 1948 года, за один день до окончания британского мандата на Палестину, Давид Бен-Гурион провозгласил создание независимого еврейского государства на территории, выделенной согласно плану ООН. Уже на следующий день Лига арабских государств объявила Израилю войну и сразу пять арабских государств (Сирия, Египет, Ливан, Ирак и Трансиордания) напали на новую страну, начав тем самым Первую арабо-израильскую войну (получившую в Израиле название «Война за независимость»).

После года боевых действий, в июле 1949 года было принято соглашение о прекращении огня с Египтом, Ливаном, Трансиорданией и Сирией, согласно которому под контролем еврейского государства оказались также Западная Галилея и коридор от приморской равнины до Иерусалима; Иерусалим был разделён по линии прекращения огня между Израилем и Трансиорданией.

С 1952 года началось военное сотрудничество Израиля с США. Через четыре года развязалась Синайская война, которая была направлена против Египта. Цепь войн продолжила арабо-израильская война, начатая в 1967 году. Израиль оккупировал часть Сирии, Египта, Иордании, восточной части Иерусалима.

6 октября 1973 года, в Йом Киппур (Судный день) - наиболее священный день в еврейском календаре, когда все верующие евреи находятся в синагогах - Египет и Сирия одновременно атаковали Израиль. Для правительства Израиля эта война стала полной неожиданностью. Война Судного дня закончилась 26 октября. Несмотря на значительные потери, нападение египетской и сирийской армий было успешно отражено ЦАХАЛем, после чего войска вернулись на прежние позици

Спустя шесть лет в Кемп-Девиде (США) Израиль и Египет подписывают соглашение о мире. Египет получил права на Синайский полуостров и на другие спорные территории.

В 1993 году состоялось подписание мирного соглашения государства Израиль с Организацией Освобождения Палестины по вопросу создания Палестинской автономии. Однако окончательное решение этой проблемы еще очень далеко до завершения.

Государство Израиль было образовано в 1948 г. на территории, которую три величайшие мировые религии — христианство, иудаизм и ислам, считают священной. Поэтому неудивительно, что вокруг ее истории разгораются горячие споры. Но, для того чтобы понять израильтян, следует ознакомиться с их точкой зрения.

Античный период истории

История государства Израиль началась около 4 тысяч лет назад (около 1600 г. до н.э.) с библейских патриархов Авраама, Исаака и Иакова. В Книге Бытия повествуется как Авраам, рожденный в шумерском городе Ур, находившемся в южной части современного Ирака, получил повеление отправиться в Ханаан и найти людей, которые поклоняются Единому Богу. После того как в Ханаане начался голод, внук Авраама Иаков (Исраэль) со своими двенадцатью сыновьями и их семьями отправился в Египет, где их потомков обратили в рабство.

Современные ученые постоянно детализируют и уточняют наше понимание исторического контекста событий, описываемых в Библии. Но яркие события древнееврейской Библии представляют собой краеугольный камень еврейской идентичности. Итак, после того как в Египте в рабстве выросло несколько поколений, Моисей повел иудеев к свободе, к обретению откровения Десяти Заповедей в Синае и к тому, чтобы в течение сорока лет блуждания по пустыни они медленно сформировались в нацию. Джошуа (Иисус) встал во главе процесса покорения Ханаана, Земли Обетованной, страны изобилия — молочных рек и кисельных берегов, где детям Израилевым придется построить высоко нравственное и духовное общество, которое стало бы «светом для неевреев». Исход из Египта, который навеки остался в сознании, ежегодно отмечается евреями вне зависимости от того, где они находятся в этот день. Этот праздник свободы называется Песах или еврейской Пасхой.

Библейские царства Израилевы (ок. 1000-587 гг. до н.э.)

Евреи заселили центральную, холмистую часть Ханаана и проживали там на протяжении более тысячи лет до рождения Иисуса Христа. Это были годы библейских судей, пророков и царей. Давид, воин-израильтянин во времена правления царя Саула, победил великана Голиафа и обеспечил победу над филистимлянами. Он основал свое царство со столицей в Иерусалиме, ставшее самым могущественным в этом регионе. Его сын Соломон построил в X веке до н. э. Первый Храм в Иерусалиме. Путем браков он заключал политические союзы, развивал внешнюю торговлю и способствовал внутреннему процветанию. После его смерти царство разделилось на две части — царство Израилево на севере со столицей Шехем (Самария) и Иудейское царство на юге со столицей Иерусалим.

Изгнание и возвращение

Небольшие иудейские царства быстро оказались вовлеченными в борьбу за власть между соперничающими империями Египта и Ассирии. Около 720 г. до н. э. ассирийцы разгромили северное царство Израилево и предали его жителей забвению. В 587 г. до н.э. вавилоняне разрушили Храм Соломона и изгнали почти всех, даже самых бедных иудеев, в Вавилон. На протяжении всего периода изгнания евреи оставались верными своей религии: «Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя» (Книга Псалтирь 137: 5). После завоевания Вавилона персами в 539 г. до н.э. Кир Великий позволил изгнанникам вернуться домой и восстановить Храм. Многие евреи остались в Вавилоне, а в каждом большом городе на побережье Средиземного моря стали появляться и разрастаться их общины. Таким образом, начала формироваться модель сосуществования евреев, проживающих на земле Израилевой, с еврейскими коммунами во «внешнем» мире, которые в собирательном значении называются диаспорой (рассеиванием).

В 332 г. до н.э. покорил этот регион. После его смерти в 323 г. до н.э. его империя была разделена. Иудея в конечном итоге оказалась в сирийской части, которой правила династия Селевкидов. Проводимая ими политика навязывания эллинистического (греческого) влияния вызывала сопротивление, которое вылилось в мятеж, во главе которого встали жрец Маттафия (или Матиас, что на иврите означает «дар Яхве») и его сын Иуда по прозвищу Маккавей, который в 164 г. до н.э. переосвятил оскверненный Храм. Победа, завоеванная в тот день, отмечается праздником, который называется Ханука. Они основали царский род иудеев — Хасмонеи, или Маккавеи, который правил Иудеей вплоть до этого, римский военачальник Помпей захватил Иерусалим в 63 г. до н.э. После этого еврейское государство оказалось поглощенным Римской империей.

Власть римлян и еврейские восстания

B 37 г. до н.э. римский Сенат назначил Ирода на должность царя Иудеи. Ему была предоставлена неограниченная свобода действий во внутренних делах, и Ирод быстро стал одним из самых могущественных царей подчиненных царств в восточной части Римской империи. Ирод держал своих подданных под жесточайшим контролем и занимался обширным строительством. Именно он соорудил города Кесарию и Себасте, а также крепости Иродион и Масаду. Он перестроил Храм в Иерусалиме, превратив его в одну из самых величественных построек своего времени. Несмотря на многочисленные достижения, ему так и не удалось завоевать доверия и поддержку со стороны своих подданных-иудеев.

После смерти Ирода в 4 г. н.э. начались годы политической нестабильности, гражданского неповиновения и расцвета мессианства. Разрозненные еврейские группировки объединялись вместе против жестоких и продажных римских прокураторов. В 67 г. н. э. началось всеобщее еврейское восстание. Император Нерон направил в Иудею своего генерала Веспасиана с тремя легионами. После самоубийства Нерона в 68 г. н. э. Веспасиан занял императорский и горский трон и направил своего сына Тита продолжать кампанию по усмирению Иудеи. В 70 г. н. э. римские армии начали осаду Иерусалима, и в девятый день месяца Ав по еврейскому календарю Храм был сожжен до основания. Также были полностью разрушены все другие здания, за исключением трех башен, а жители города оказались в плену. Группа зелотов укрылась в крепости Масада — укрепленном дворцовом комплексе, сооруженном Иродом на труднодоступном горном плато, возвышающемся над Мертвым морем. В 73 г. н.э. после многолетних попыток вытеснить защитников из крепости, римлянам удалось осадить крепость с помощью армии в десять тысяч человек. Когда в конце концов римляне проломили защитную стену, то обнаружили, что все защитники Масады, мужчины, женщины и дети, за исключением пяти человек, предпочли покончить жизнь самоубийством, чем оказаться распятыми на кресте или угнанными в рабство.

Второе еврейское восстание, организованное гораздо лучше, поднялось в 131 г. Его духовным лидером стал рабби Акиба, а общее руководство осуществлял Симон Бар Кохба. Римляне были вынуждены уйти из Иерусалима. В нем была учреждена еврейская администрация. Через четыре года, в 135 г. н.э., ценой очень больших потерь со стороны римлян, императору Адриану удалось подавить восстание. Иерусалим был выстроен заново как римский город, посвященный Юпитеру, и назван Элией Капитолиной. Евреям было запрещено входить в него. Иудея была переименована в Палестинскую Сирию.

Византийское правление (327-637)

После разрушения еврейского государства и утверждения христианства в качестве официальной религии Римской империи страна стала преимущественно христианской и превратилась в место христианского паломничества. В 326 г. Святую землю посетила Елена, мать императора Константина. В Иерусалиме, Вифлееме и Галилее стали возводиться церкви, а по всей стране стали появляться монастыри. Нашествие персов в 614 г. привело к опустошению страны, но Византия восстановила свое господство в 629 г.

Первый мусульманский период (638-1099)

Первая оккупация мусульманами началась через четыре года после смерти Пророка Мухаммада и продолжалась более четырех столетий. В 637 г. Иерусалим был захвачен халифом Омаром, который отличался необыкновенной терпимостью в отношении как христиан, так и евреев. В 688 г. халиф Абд эль-Малик из династии Умайадов приказал начать возведение величественной мечети Купол Скалы на месте Храма на горе Мориа. Именно отсюда был вознесен Пророк Мухаммад во время своего знаменитого «Ночного путешествия». Рядом с мечетью Купол Скалы была сооружена и мечеть Аль-Акса. В 750 г. Палестина перешла под контроль халифата Аббасидов. Ею стали править из новой столицы Аббасидов — Багдада. В 969 г. она оказалась под властью шиитских мусульман из Египта — Фатимидов (известных в Европе как сарацины). Храм Гроба Господня был разрушен, а христиане и евреи оказались под жесточайшим гнетом.

Крестовые походы (1099-1291)

В общем, во времена мусульманского господства христианам не препятствовали в поклонении своим святыням в Иерусалиме. В 1071 г. кочевые племена турок-сельджуков, недавно принявших ислам, в битве при Манцикерте, рядом с озером Ван, разгромили византийского императора и вынудили Фатимидов уйти из Палестины и Сирии. В 1077 г. они закрыли доступ в Иерусалим для христианских паломников. В 1095 г. византийский император и паломники обратились за помощью к папе Урбану II. В ответ он призвал к Крестовому походу или Священной войне за освобождение Святой земли от язычников. В период с 1096 по 1204 гг. состоялись четыре важнейших военных кампании европейских христиан на Среднем Востоке.

В июле 1099 г. после осады, продолжавшейся пять недель, армия крестоносцев, возглавляемая Готфридом Бульонским, захватила Иерусалим. Захватчики устроили жуткую резню, уничтожая всех его жителей нехристиан и сжигая синагоги вместе с находящимися в них евреями. Готфрид основал Латинское царство Иерусалима. После смерти Готфрида в 1100 г. власть в царстве перешла к его брату Болдуину. С середины XII века занятые христианами территории вынуждены были постоянно обороняться, несмотря на то, что уже были созданы великие военно-религиозные ордена рыцарей-госпитальеров и тамплиеров.

В 1171 г. турки-сельджуки из Мосула разрушили власть Фатимидов в Египте и утвердили своего ставленника, курдского военачальника Саладина, в качестве правителя. Это оказало сильное воздействие на регион. Саладин буквально пронесся по Галилее и в сражении при деревне Хыттин, недалеко от Тивериадского озера (Галилейского моря), разбил армию крестоносцев под предводительством Ги де Лузиньяна и захватил Иерусалим в 1187 г. В руках христиан оставались только города Тир, Триполи и Антиохия. В ответ европейцы собрали Третий крестовый поход. Его возглавил Ричард Львиное Сердце. Под его командованием крестоносцам удалось отбить узкую полоску вдоль побережья, Акру, но не Иерусалим. Заключив перемирие с Саладином, Ричард вернулся в Европу. Последующие кампании под руководством европейских монархов, в том числе и будущего короля Англии Эдуарда I, не принесли никаких результатов. В конце концов, мамлюкский султанат Египта заново захватил Палестину и Сирию. Последний христианский оплот закончил свое существование в 1302 г.

Правление династии Мамлюков (1291-1516)

Династия Мамлюков, которая вела свой род от воинов-рабов турецкого и черкесского происхождения, правила Египтом с 1250 по 1517 г. Под их властью Палестина вступила в период упадка. Порты были разрушены для того, чтобы не допустить новых крестовых походов, что привело к резкому сокращению торговли. В конце концов, вся страна, включая и Иерусалим, оказалась просто заброшенной. Небольшие еврейские общины оказались разоренными и доведенными до нищеты. В конечный период власти Мамлюков страна страдала от борьбы за власть и стихийных бедствий.

Правление Оттоманской империи (1517-1917)

В 1517 г. Палестина стала частью расширяющейся Оттоманской империи и вошла в вилайет (провинцию) Дамаск-Сирия. Стены, окружающие Иерусалим в наши дни, были сооружены Сулейманом Великолепным в 1542 г. После 1660 г. она вошла в вилайет Сайда в Ливане. В начале Оттоманского правления в регионе проживало около 1000 еврейских семей. Они представляли собой наследников тех евреев, которые жили здесь всегда, и иммигрантов из других частей Оттоманской империи. В XVIII веке начались работы по строительству синагоги Хурва в Старом городе Иерусалима. В 1831 г. Мухаммад Али, вице-король Египта, номинально находящегося в подчинении турецкого султана, оккупировал страну и открыл eе для европейского влияния. Хотя оттоманские правители повторно заявили права на прямое управление в 1840 г., западное влияние уже было не остановить. В 1856 г. султан издал Эдикт о терпимости ко всем религиям в империи. После этого деятельность христиан и евреев на Святой земле усилилась.

Стремление вернуться на землю Израилеву (на иврите, Эрец Исраэль) звучало в религиозных службах и сохранялось в сознании еврейского народа со времени разрушения Храма в 70 г. н. э. Вера в то, что евреи вернутся в Сион, составляла часть иудейского мессианизма. Таким образом, задолго до изобретения сионизма как политического движения, глубокая привязанность евреев к Святой земле нашла свое выражение в алии («подъеме» или иммиграции) на Эрец Исраэль. Поддерживаемые еврейскими филантропами евреи приезжали из таких стран, как Марокко, Йемен, Румыния и Россия. В 1860 г. евреи основали первое поселение вне стен Иерусалима. До начала сионистской колонизации существовали достаточно крупные еврейские поселения в Сафеде, Тибериасе, Иерусалиме, Иерихоне и Хевроне. В целом, еврейское население страны в период с 1890 по 1914 г. увеличилось на 104 процента.

Декларация Бальфура

Средством обеспечения безопасности еврейской исторической родины стала «Декларация Бальфура» 1917 г. В ней Великобритания заявила, что она с заинтересованностью относится к идее учреждения национального еврейского государства в Палестине.

В то же самое время, в ходе Первой мировой войны, были достигнуты соглашения с национальными арабскими лидерами, поощряющие на выступления против Оттоманского владычества. После окончания войны Оттоманская империя раскололась на ч aсти , а недавно образованная Лига Наций предоставила Великобритании мандат на управление Палестиной на обоих берегах реки Иордан.

Британский мандат (1919-1948)

По условиям Палестинского мандата, содержащегося и в Статье 6 «Декларации Бальфура», предписывалось способствовать и поощрять еврейскую иммиграцию и строительство поселений при одновременном обеспечении прав и мест расселения других групп населения, интересы которых не должны ущемляться. При этом в основу был положен принцип, согласно которому на подмандатной территории как можно скорее должна быть установлена независимость. Таким образом, сделав противоречащие друг другу обещания, Великобритания оказалась вовлеченной в практически невыполнимую миссию. Одним из её первых действий стало образование в 1922 г. эмирата Трансиордания на восточном берегу реки Иордан. Евреям было разрешено селиться только в западной Палестине.

Иммиграция

В период с 1919 по 1939 г. в Палестину стали принимать следующие одна за одной волны евреев-иммигрантов. Естественно, что это привело к расширению и росту местной еврейской общины, или йишува. В период с 1919 по 1923 г. приехало около 35 тысяч евреев, главным образом из России. Они заложили основы развитой общественно-экономической инфраструктуры, укрепились на земле и создали уникальные общественные и кооперативные формы сельскохозяйственных поселений — кибуцы и мошавы.

Следующая волна иммигрантов, около 60 тысяч человек, нахлынула в период между 1924 и 1932 гг. В ней преобладали иммигранты из Польши. Они осели в городах и способствовали их развитию. Эти иммигранты поселились, главным образом, в новом городе Тель-Авиве, в Хайфе и Иерусалиме, где занялись малым бизнесом и легкой промышленностью, а также основали строительные фирмы. Последняя серьезная волна иммиграции произошла в тридцатых годах XX века, после прихода к власти в Германии Гитлера. Вновь прибывшие, около 165 тысяч человек, из которых многие были представителями интеллигенции, составили первую масштабную волну иммиграции из Западной и Центральной Европы. Именно они оказали ощутимое воздействие на культурное и коммерческое будущее еврейской общины.

Противодействие арабов-палестинцев сионизму вылилось в массовые беспорядки и зверские убийства, которые в двадцатых годах прошлого века произошли в Хевроне, Иерусалиме, Сафеде, Зайфе, Моце и в других городах. В 1936-1938 гг. гитлеровская Германия и ее политические союзники профинансировали всеобщее восстание арабов под руководством иерусалимского муфтия Хадж Амина эль-Хусейни, в ходе которого произошли первые стычки военизированных (полувоенных) групп арабов и евреев. Великобритания прореагировала на это созданием в 1937 г. Комиссии Пиля, которая рекомендовала разделить территорию на арабское и еврейское государства, сохранив контроль Великобритании над Иерусалимом и Хайфой. Евреи с неохотой приняли этот план, но арабы его отвергли.

Все более очевидной становилась угроза войны с Германией, и Великобритания, озабоченная настроем арабских стран, пересмотрела свою политику в отношении Палестины в «Белой книге» Малькольма Макдональда (май 1939 г.). При этом практически прекращалась иммиграция евреев и запрещалась покупка земель евреями. Евреям из Европы, по сути, запрещалось получать прибежище в Палестине. Они оказывались один на один со своей судьбой. Суда с еврейскими иммигрантами из Европы были возвращены назад. Некоторые отправились в поисках убежища в другие страны мира, а часть — потоплена. После «Белой книги» возмущенная и шокированная йишува пересмотрела свои отношения с Великобританией и стала проводить более агрессивную и воинственную политику сионизма.

Еврейское подполье

В период действия Британского мандата существовали три подпольные еврейские организации. Самой крупной из них была «Хагана», основанная в 1920 г. Лейбористским движением сионистов для защиты и обеспечения безопасности еврейской общины. Она возникла в ответ на введенный для евреев-иммигрантов запрет на проведение демонстраций и саботаж со стороны работников. «Эцель», или «Иргун», был создан оппозиционным националистическим движением ревизионистов в 1931 г. Впоследствии во главе этой организации оказался Менахем Бегин, который в 1977 г. стал премьер-министром Израиля. Эти образования занимались проведением тайных боевых операций против арабов и англичан. Самая небольшая и наименее экстремистская организация «Лехи», или «Штерн Ганг», начала свою террористическую деятельность в 1940 г. Все три движения были распущены после создания в 1948 г. Государства Израиль.

Еврейские добровольцы с палестинских земель во Второй мировой войне

С началом Второй мировой войны, йишув сосредоточился на оказании поддержки Великобритании в войне с Германией. Более 26 000 представителей еврейской общины Палестины отправились на службу в вооруженные силы Великобритании, в армию, в военно-воздушные силы и на флот. В сентябре 1944 г. в качестве отдельного воинского формирования вооруженных сил Великобритании была создана Еврейская бригада со своим флагом и эмблемой, в которой служило около 5 тысяч человек. Эта бригада принимала участия в боевых действиях в Египте, на севере Италии и северо-западе Европы. После разгрома гитлеровской Германии и ее союзников многие из служивших в бригаде принимали участие в тайных операциях по перевозке евреев, выживших в Холокосте, в Палестину.

Холокост

Невозможно рассматривать конфликт на Среднем Востоке в отрыве от нацистского Холокоста. Евреи, которых судьба разбросала по многим странам мира, не могли даже представить себе таких ужасов, которые были уготованы им во время Второй мировой войны. Нацистский режим планомерно, н а промышленной основе занимался ликвидацией евреев из Европы, уничтожив шесть с половиной миллионов человек, в том числе полтора миллиона детей. После того, как германские армии захватывали одну европейскую страну за другой, евреи сгонялись вместе, как скот, и запирались в гетто. Оттуда они вывозились в концентрационные лагеря, где умирали от голода и болезней, гибли во время массовых казней или в газовых камерах. Те, кому удалось проскочить через нацистский бредень, бежали в другие страны или присоединялись к партизанским отрядам. Часть из них прятали неевреи, рискуя своими жизнями. Выжить удалось только трети евреев, проживавших в Европе до войны. Только после окончания войны мир узнал о размахе геноцида и о том, как низко пало человечество. Для большинства евреев, вне зависимости от того, на каких позициях они стояли ранее, вопрос организации еврейского государства и национального прибежища превратился в острейшую человеческую потребность и моральный императив. Это стало выражением стремления евреев выжить и сохраниться как нация.

Период после Второй мировой войны

После окончания войны Великобритания увеличила ограничения на количество евреев, которые могли приехать и поселиться в Палестине. Йишув в ответ занялся организацией «нелегальной иммиграции», организовав сеть активистов, которые спасали тех, кому удалось выжить после Холокоста. В период с 1945 по 1948 г. в страну, несмотря на блокаду морских путей британским флотом и наличие патрулей на границе, нелегально, часто опасными маршрутами, было доставлено около 85 тысяч евреев. Тех, кого ловили, отправляли в лагеря для интернированных на Кипре или возвращали в Европу.

Сопротивление евреев Британскому мандату усиливалось. В эскалацию насилия вовлекалось все большее число разнообразных еврейских подпольных групп. Пик этого противостояния наступил в 1946 г., когда была организована террористическая атака на штаб британских вооруженных сил в отеле «King David» в Иерусалиме. В результате погиб девяносто один человек. Великобритания передала на рассмотрение Организации Объединенных Наций вопрос о все возрастающем напряжении в Палестине. Специальный комитет ООН организовал посещение Палестины и выработал свои рекомендации.

29 ноября 1947 г. при поддержке США и Советского Союза, несмотря на жесткое противодействие арабов-палестинцев и соседних арабских государств, ООН проголосовала за разделение Палестины надвое — на еврейское и арабское государство. Это решение было с радостью встречено сионистами и отвергнуто арабами. В Палестине и многих арабских странах начались массовые беспорядки. В январе 1948 г., в то время, когда Великобритания все еще номинально контролировала эту территорию, арабская «Армия освобождения», организованная Лигой арабских государств, прибыла в Палестину и присоединилась к местным полувоенным организациям и милиции. Они пригласили мировые средства массовой информации для наблюдения за специально организованными маневрами.

Великобритания заявила о своем намерении уйти в мае и отказалась передавать власть и арабам, и евреям, и ООН. Весной 1948 г. вооруженные силы арабов заблокировали дорогу, соединяющую Тель-Авив с Иерусалимом, отрезав тем самым жителей с Иерусалима от оставшейся части еврейского населения.

Война за независимость

14 мая 1948 г., в день окончательного ухода британцев, было официально провозглашено создание Государства Израиль с населением в 650 тысяч человек. Первым его президентом стал Хаим Вейцман, а премьер-министром — Давид Бен-Гурион. В Декларации о независимости провозглашалось, что Государство Израиль будет открыто для иммиграции евреев изо всех стран.

На следующий день Египет, Иордания, Сирия, Ливан и Ирак напали на Израиль. Это была, по сути, битва за существование. В результате этого конфликта тысячам палестинских арабов пришлось искать убежища в соседних арабских странах, где, в условиях отсутствия мирного договора, они оставались на положении беженцев. На момент прекращения огня в январе 1949 г. израильтянам удалось не только вытеснить арабские войска за границу, но и существенно увеличить смою территорию, выделенную им по решению ООН. Впоследствии большая часть территории, предназначенной по решению ООН для размещения арабского государства, включая Восточный

Иерусалим и Старый город, оказалась аннексированной Иорданией

Население Израиля за четыре года, прошедшие с 1948 г., увеличилось вдвое. К перемещенным евреям из Европы присоединилось 600 тысяч евреев, убегавших от преследования в арабских странах. Благополучная абсорбция структурами небольшого государства такого количества вновь прибывших людей с совершенно различными культурами, в то время, когда это государство само еще только формирует собственную инфраструктуру, не имело прецедентов в истории и может считаться величайшим достижением.

Главные события, в истории государства Израиль, происшедшие после 1948 года

За 60 лет существования Государство Израиль выросло и окрепло по всем показателям, и в первую очередь — по экономическим и социально-демографическим. Вопреки враждебному окружению, Израиль выстоял в войнах, занял достойное место в международном содружестве, построил демократическое общество и побудил его к развитию, вышел в мировые лидеры в науке и высоких технологиях.

Полный текст :

– нового суверенного независимого государства. Сегодня многие задаю вопрос: «Израиль, как же он образовался?» Об этом и пойдет речь в этой статье.

Все началось так. После того, как резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН было принято решение в 1947 году 29 ноября о разделе земель Палестины, находящейся под мандатом управления Великобритании, на два независимых суверенных государства — еврейское и арабское, началась осуществляться интенсивная активная подготовка к тому, чтобы провозгласить независимое .

В это же время Британия отказывается сотрудничать в разделе Палестинских земель на два независимых государства и объявляет о своих намерениях вывести с территории, подмандатной Британии свои войска и гражданский персонал. Вывод вооруженных сил и гражданского персонала планируется Великобританией к середине мая 1948 года.

Надо сказать, что американцы пытались оказывать дипломатическое давление на Еврейское агентство, пытаясь добиться отсрочки провозглашения независимого еврейского суверенного государства.

Американские дипломаты и все руководство страны имели сомнения по поводу способности еврейского нового государства выстоять в конфликте с арабами. США также отказались поддержать план о разделе Палестинских земель, при этом был предложен план о передаче их под опеку Организации Объединенных Наций до поры, когда будет достигнуто соглашение между арабами и евреями.

Возникновение Израиля было очень не легким: возражали правительства Западной Европы, постоянное ощутимое давление государственного департамента Соединенных Штатов, разногласия в Народном совете, а также внутрипартийные разногласия. Но, не взирая на все возражения и разногласия, Давид Бен Гурион настоял на образовании суверенного государства перед истечением срока мандата Британии.

Народным правлением 12 мая 1948 года было принято решение о провозглашении независимости, причем в течение двух дней. Решение было принято Вего лиш шестью голосами против четырех.

И уже 14 мая 1948 года Давидом Бен Гурионом было провозглашено образование Израиля, как независимого суверенного еврейского государства. За несколько часов до окончания мандата Британии на Палестину, в музее, в здании бывшего дома Меира Дизенгофа, в городе Тель-Авив в 16-00 было сделано объявление о возникновении Израиля.

Время 16-00 было выбрано таким образом, чтобы церемония провозглашения закончилась до наступления субботы — «шабата». Место провозглашения независимости выбирали таким образом, чтобы избежать религиозных или партийных подоплек. А здание — незаметное и не помпезное выбиралось с оглядкой и опасением перед возможными бомбежками.

14 мая утром приглашения на церемонию провозглашения независимости государства Израиль были разосланы с помощью посыльных, при этом была присовокуплена просьба о хранении этого события в секрете.

Интересный факт: окончательный вариант текста о Декларации независимости был утвержден буквально за один час до начала торжественной церемонии, спешно печатался на печатной машинке. Попутная машина доставила Декларацию независимости в здание музея в 15-59, за минуту до официального провозглашения независимости государства и начала церемонии.

По дороге к месту провозглашения суверенного государства Израиль машина с текстом декларации была остановлена полицейскими за превышение скорости. Водитель, который вез декларацию не имел прав, но он заявил полицейскому, что тот срывает церемонию провозглашения независимого государства, а потому водитель был отпущен и даже избежал штрафа. После того, как декларация о независимости была зачитана, ее подписали 25 членов Народного совета. При этом в декларации было предусмотрено еще место для подписей двенадцати членов Народного совета, которые были заперты в осажденном арабами Иерусалиме.

Церемония образования Израиля транслировалась по радиостанции «Коль Исраэль». С тех пор, официальный год образования Израиля считается 1948.

Что же произошло после провозглашения Бен Гурионом независимости Израиля. Уже на следующий день после провозглашения об образовании Израиля армии пяти арабских стран, входящих в Лигу арабских государств – Египет, Ливан, Ирак, Сирия, Трансиордания, напали на новое молодое государство и начали военные действия против вновь провозглашенной страны.

Генеральным секретарем Лиги арабских государств было обещано: «Это будет страшная война, полностью направленная на уничтожение, это будет самая грязная и страшная резня». С тех пор 15 мая в Израиле стало Днем катастрофы, то есть днем Накба.

Первое государство, которое признало официально суверенное государство Израиль де-факто США. Президент США Трумен 14 мая в 18-11 объявил о признании США Израиля. Это было сделано сразу же, через 11 минут после провозглашения в Тель-Авиве Бен Гурионом независимости Израиля.

Первая страна, которая признала еврейское независимое государство полностью, официально — де-юре, стало Советское государство. Это было сделано 17 мая, через три дня после провозглашения независимости Израиля. День провозглашения Независимости Израиля – 14 мая – считается государственным праздничным днем. Как и все в Израиле День независимости израильтяне отмечают по особому календарю, по еврейскому летосчислению – 5 яира.

Главным, первым документом Израиля, как только он образовался – стала Декларация о провозглашении независимости. В ней говорится об основных принципах .

Первым правительством нового государства стало Временное правительство. 14 мая 1948 года, когда провозгласили независимость, Народный совет подписал постановление, в котором формально узаконил полномочия и этим постановлением был преобразован из Народного Совета во Временное правительство.

Временное работало с 14 мая 1948 года по март 1949 год. В марте 1949 года в Израиле были проведены первые выборы, на которых был сформирован Кнессет Израиля – его правительство. Это было первое правительство, выбранное в независимом государстве на выборах.

Если начинать повествование со времени оно, то следует обратиться еще к раннему периоду истории, когда на будущей священной для 3-ех народов территории обитали неандертальцы. А историю или на иврите – Эрец-Исраэль (Земли Израилевой) – принято отсчитывать со 2-го тысячелетия до нашей эпохи, когда в этих краях жили, согласно священным текстам, патриархи еврейского народа: родоначальник иудеев Авраам, его сын Исаак и его внук Иаков.

Библия утверждает, что сам Создатель даровал этот теплый клочок земли евреям, и стало это место называться Землей Обетованной. Как бы то ни было, но от прошлого никуда не деться, а потому историю Израиля приходится исчислять с тех самых далеких веков, с первых иудейских поселений, которые ученые датируют периодом до нашей эры, приблизительно 12-ым веком.

Народ Израильский

Необычная судьба ждала младшего из детей-близнецов Исаака и Ривки, третьего библейского патриарха – Иакова. Именно он стал родоначальником народа Израилева – любимого Богом, избранного для просвещения других народов. После мистической схватки с Господом тогда еще обыкновенный пастух Иаков получил божественное благословление и символическое новое имя – Израиль. От 12-ти сыновей «Божьего героя» произошли 12 племен (или колен) еврейского народа.

Получается, что история народа Израиля — это судьба потомков детей Иакова. Разрозненные племена, когда-то, спасаясь от голода, пришедшие в Египет, за 300 лет проживания среди египтян образовали целый народ, вышедший из Древнего Египта и направившийся обратно в завещанную Всевышним землю.

Разобщенность израильского народа, неумение объединиться для общих целей – заставляли задуматься о причинах неудач. Иудеи пришли к выводу, что им необходим сильный правитель, и дальнейшая жизнь народа неразрывно связана с , их деяниями, созданием, а затем крушением еврейской империи. С появлением первого иудейского царя Саула произошло образование Израиля, как единой державы евреев. Сначала страну возглавлял Дом Саула, потом Дом Давида и, наконец, Соломон.

Кто не слышал в наши дни об основавшем Иерусалим царе-воине Давиде и о мудром царе-волшебнике Соломоне, построившем на Храмовой горе Первый храм и превратившем Иерушалаим в , их самый святой город?

Войны, кровопролития, борьба за свою землю, рождение новой религии, восстания иудеев, поражения, победы – все эти события происходили здесь на протяжении столетий. Лишь 20-ый век принес независимость еврейскому государству, но тут мы переходим уже к современной истории Израиля, которая происходила прямо на наших глазах.

Процесс рождения нового государства

К возрождению своего национального исторического места на Земном шаре евреи стремились на протяжении многих веков. Массовые преследования «иноверцев», уходящие корнями еще в далекий период походов крестоносцев, также требовали надежного убежища для людей, исповедующих иудаизм.

С момента возникновения в 1897 году сионизма, как оформившегося политического движения, и начался процесс создания Государства Израиль, продлившийся до середины века двадцатого.

Предпосылки рождения

Отсутствие правовой защиты способствовало гонениям на евреев и процветающему в Европе антисемитизму. Об основании страны для пребывающего в тяжелом положении народа говорили уже в 18-ом столетии. В частности, вопрос поднимался в 1781 году в английском парламенте британским политическим деятелем и философом Эдмундом Берком, призывавшим другие народы оказывать покровительство и поддержку евреям. Впрочем, тогда идея воспринималась утопической.

В трудах немецкого социалиста Мозеса Гесса, литовского проповедника Натана Фридланда и прусского раввина Цви-Гирша Калишера 2-ой половины 19-го века приведены практические этапы создания Израиля и возвращения отторгаемого всеми иудейского народа на историческую родину.

После того, как в начале 80-ых годов девятнадцатого столетия по Российской империи и всей Восточной Европе прокатилась волна массовых еврейских погромов, повсюду стали возникать сионистские группы и кружки, а параллельно (в 1882-1903 годах) происходила большая иммиграция евреев в Палестину – Первая алия. Год 1884-ый ознаменовался объединением сионистских кружков в организацию Ховивей Цион (с иврита название переводится, как «Любящие Сион»). Целью движения было переселение «народа Книги» в Палестину, возвращение в дарованную Богом землю, развитие там еврейских поселений, ремесленничества, сельского хозяйства – основание Израиля в реалиях современного мира.

Политическим ответом и реакцией на смертоносные формы антисемитизма стала идеология сионизм, возникшая с выпуском книги Теодора Герцля, которую основоположник течения опубликовал в 1896 году под названием «Еврейское государство». Убежищем для евреев рассматривала Палестину «Базельская программа», принятая в 1897 году проходившим в Швейцарском городе Базеле Всемирным еврейским конгрессом – первым в истории. Конгресс основал тогда Всемирную сионистскую организацию, начавшую воплощать в жизнь задачу прибытия евреев, разбросанных по странам планеты, на их исконную территорию – в Израиль. История создания государства для евреев, судя по дневниковой записи Герцля, берет свой старт именно с этого момента.

Смысл независимости

«Базельская программа» имеет большое значение в деле воплощения многовековой мечты дискриминируемого народа. Во-первых, с ее принятием закончилась дискуссия о местоположении будущего национального государства: его следует создавать только в Палестине, на самом деле являющейся исторической землей евреев. Во-вторых, были указаны три главные задачи, которые должно решить новое государство:

«выковать» подобающие свободному народу черты национального характера;

Сформировать национальную культуру независимого народа;

Уменьшить бесправность евреев, оставшихся в других странах (ведь у них будет, на что уповать).

Однако до фактической даты основания Израиля пройдет еще полвека, а пока предстояли следующие, не менее важные шаги.

Декларация графа Артура Бальфура

До чего же сложно в наши «новейшие времена» создавать на давно раскрашенном глобусе новую область другого цвета! Без помощи никак не обойтись, приходится на кого-то опереться. Вот и евреям в их борьбе за свой национальный дом необходима была сильная поддержка. Сионисты понимали, как необходимо для их цели согласие великих держав, но важно и одобрение Турции, которой до Первой мировой войны принадлежала верховная власть на палестинской территории.

Итак, сначала ориентировались на Германию и Турцию. Позднее, к 1915 году стали возлагать надежды на Великобританию, по-прежнему лелея мечту о скорейшем возникновении Израиля на карте мира. Деятели сионистского центра обещали поддерживать интересы Великобритании в ближневосточном регионе. Письмо 1917 года (от 2 ноября) сэра Артура Бальфура, возглавлявшего с конца 1916 года министерство иностранных дел Британии, направленное для передачи английской Сионистской федерации и через несколько дней опубликованное в «Таймс», известно, как «Декларация Бальфура». Английский министр заверял еврейскую общину в лояльном отношении Британии к основанию на просторах Палестины еврейского национального очага.

В благодарность за поддержку «Еврейский легион», сформированный добровольцами-сионистами, прилагал большие усилия, помогая английским войскам завоевывать Палестину. Судьба этой территории, обозначенная в «Декларации Бальфура», должна была быть признана в международном масштабе, за это вели совместную борьбу сионисты и британские дипломаты. Казалось, вот-вот осуществиться чудесная мечта, родится Израиль, история создания иудейской твердыни вступает в стадию активного претворения в действительность.

Но сказки не так быстро оборачиваются реальностью. Предстояла долгая и сомнительная дипломатическая игра: конференции, обмен письмами, договоры, статьи соглашений….

Британский мандат

В преддверии наступления опасных событий, которые, как мы теперь знаем, разразились мировым военным противостоянием, было создано международное объединение стран – Лига Наций. Следуя направлению бескровного урегулирования проблем и обеспечения коллективной безопасности, Лига Наций в 1922 году вручила мандат на Палестину Великобритании. По этому ответственному документу английские власти обязывались подготовить условия, в которых сможет родиться и жить еврейская страна. То есть, история образования Израиля по всем приметам подходила, наконец, к стартовой фазе, но так дело обстояло лишь внешне.

Конфликт двух народов

В планы Великобритании вовсе не входило содействие иммиграции евреев в Палестину и основание тут полноценной страны для граждан еврейской национальности. Не более чем самоуправляемое общество – вот что понималось английскими чиновниками под термином «национального еврейского очага».

Когда рост процента еврейских переселенцев привел к конфликту между прибывшими евреями и жившими на палестинской земле арабами и вспышкам арабского национализма, англичане поспешили ввести ограничения на приобретение евреями земельных участков и на иммиграцию евреев.

Что касается арабов, то история Государства Израиль их, однозначно, не интересовала, они такой страны не признавали категорически и даже половинчатую, крайне осторожную британскую политику воспринимали, как наносящую ущерб идее единого арабского мира. Регион буквально кипел от разгоравшихся противоречий. Великобритания отказалась от своих обещаний и сионистским, и арабским лидерам, местные конфликты решены не были, попытка создания двунациональной державы — «общего дома» для обоих народов — ни у того, ни у другого понимания не нашла. Почувствовав себя преданными английскими властями, вожди сионистского движения отказались в дальнейшем признавать законные права Британии на управление Палестиной.

Период Второй мировой

Начавшееся в 1939 году беспрецедентное по своим масштабам мировое побоище вновь отодвинуло для Израиля год основания, многострадальный «народ Книги» пережил чудовищную Катастрофу, все надежды на собственное надежное убежище растаяли, как мираж.

И все-таки сионисты от национальной идеи не отказались. Пусть в период Второй мировой евреи в палестинском населении большинства еще не составляли, но свою численность значительно увеличили, доведя до 31 процента к 1947 году. Возникший на 16-ом сионистском конгрессе в 1929 году Сохнут (или, по-другому, Еврейское агентство) к концу войны уже, по свидетельству комиссии ООН, выполнял правительственные функции. Поселенцы продолжали в Палестине деятельность по созиданию эффективной структуры управления, с тем, чтобы, когда наступит дата создания Государства Израиль, вся инфраструктура для руководства собственной страной, ее развитием и процветанием была бы подготовлена.

План ООН

Так и не сумевшая воспрепятствовать мировому кровопролитию Лига Наций была официально распущена в 1946 году. Поэтому отказ английского правительства от палестинского мандата в 1947 году принимался уже новой международной организацией – ООН, предложившей свой план разрешения арабо-еврейских противоречий на Ближнем Востоке. Речь шла о разделе Палестины на еврейскую и арабскую страны и превращении Иерусалима в нейтральный город международного статуса.

Еврейское большинство поддержало план ООН, предвкушая близкое обретение исторической Земли Израиля. Как образовался непримиримый антиеврейский лагерь — до наших дней изучают специалисты-историки, философы, аналитики. Причины можно исследовать, но факт остается: руководители арабских государств компромиссного предложения не приняли и план международного организации отвергли, пообещав всячески мешать его реализации.

Крупнейшие и сильнейшие на тот исторический момент страны планеты – США и СССР – по своим (очень различным) политическим соображениям поддержали проект раздела Палестины.

Провозглашение и первые шаги

Право евреев на национальное самоопределение и проживание в собственной стране превратилось в свершившееся обстоятельство в 1948-ом, являющимся годом образования Израиля: 14 мая в Тель-Авиве, в бывшем доме первого тель-авивского мэра Мэира Дизенгофа (ныне это — здание Тель-Авивского музея искусств) на бульваре Ротшильда Давид Бен-Гурион для всего мира провозгласил рождение еврейской державы. Интересно, что время и место прохождения церемонии держалось в секрете до последней минуты – из опасения перед неприятельской бомбежкой, партийными и религиозными выступлениями.

А на следующий день молодое государство уже вступило в войну с армиями пяти стран-участниц Лиги арабских государств, защищая от нашествия свою только-только обретенную независимость, свой шанс быть и возможность свободно существовать на Земле, наряду с другими народами.

Всего в четверть часа можно изложить краткую историю Израиля на видео, но сколько трагедий, загубленных жизней и несостоявшихся судеб стоит за небольшим очерком!


Еврейская страна себя отстояла, к марту 1949 года арабо-израильский конфликт затих, исчерпав себя — к сожалению, временно. Не прошло и 10-ти лет, как в 1956 году последовала «Синайская компания», когда израильской армии потребовалось противостоять тройственному военному союзу Иордании, Сирии и Египта. Через 11 лет, в 1967 году — Шестидневная война с теми же участниками. Противостояние длилось до 1970 года, после подписания соглашения с Египтом установилось несколько лет относительной тишины.

Вся история возникновения Израиля нашего времени связана с бесконечным количеством печальных моментов, конфликтных ситуаций, бесполезных ожиданий…. Появлению «младенца» предшествовали долгие и мучительные «роды». Но смог ли «ребенок», уже пришедший на Землю, развиваться в любви и спокойствии? Нет! Мирную жизнь вновь взорвали в 1973 году, 6 октября, в священный для иудеев Йом Кипур. Этот конфликт с Сирией и Египтом вошел в летопись под именем Войны Судного дня.

Настоящий мир до сих пор не пришел в Землю Обетованную. Страна 3-х религий, мечетей и синагог по-прежнему пребывает в окружении враждебных лагерей. Шестьдесят шесть лет назад, в год создания Израиля евреи обрели:

Независимость,

Государственный герб и «Ха-Тиква».

Но достаточно ли все перечисленное для того, чтобы называться «надежным домом»? Вера – вот что имеется у евреев с избытком. И они продолжают верить: в успешную экономику, стремительное развитие, в достижение прочного мира и в будущее, без наступления которого бессмысленно все прошлое.

О том, что все описанные в ней события имели реальную основу, свидетельствуют найденные при раскопках в Месопотамии документы, относящиеся к 2000—1500 гг. до н.э., в которых кочевая жизнь патриархов Авраама, его сына Исаака и внука Иакова, с которых и началась примерно в 17 в. до н.э. в история евреев, а, следовательно, и история Израиля, описана так же, как в Ветхом Завете .

Авраам

Согласно преданию, Авраам был призван в , для того чтобы стать основателем народа верящего в единого Бога, но вскоре эту землю постиг голод, и во имя продолжения истории Израиля, спасения своего рода ) и его двенадцать сыновей с семьями переселились в Египет , где их потомки в последствие были обращены в рабство.

Египетское пленение, Моисей, Пятикнижие

Долгих 400 лет продолжалась эта кабала, до тех пор, пока в истории Израиля не появился Моисей, по божьему проведению, выведший свой народ с египетской земли. За 40 лет скитания по Синайской пустыне появилось новое поколение свободных людей, народу была дарована Тора (Пятикнижие), со знаменитыми , т.е. сложилась религия.

В начале нашей эры родился, проповедовал, был осужден и распят, а затем воскрес Иисус Христос.

Нахлынувшая волна репатриации, казалось, должна была способствовать процессу реставрации Израиля, однако с этим были не согласны арабы, считавшие земли Палестины исконно своими. В 1937 г. Британия предложила разделить страну на два государства, еврейское и арабское, с чем вновь не согласились арабы, отстаивавшие свою правду с помощью оружия.

Вторая мировая война, Холокост

А через два года, когда началась , этот вопрос из-за учиненного фашистами геноцида еврейского народа, вообще мог потерять актуальность. Целенаправленно осуществляя план уничтожения европейского еврейства, нацисты убили шесть миллионов еврее, в том числе полтора миллиона детей. После этой чудовищной Катастрофы, вопрос о создании независимого государства, где могли бы жить все рассеянные по миру евреи, не страшась расправы над собой, стал особенно остро. Британское правительство, не справившись со своей миссией установления мира на Ближнем востоке, в апреле 1947 г. предложила ООН вынести «палестинский вопрос» на обсуждение Генеральной Ассамблеи. Данная организация также предложила разделить страну на два государства, арабское и еврейское, тем более что когда 14 мая 1947 истек британский мандат, евреев в стране было 650000, которые представляли собой организованное общество, с развитой социальной системой.

Создание Государства Израиль

Арабо-израильские войны

Но израильтяне даже не успели отпраздновать это событие, не прошло и 24 часа, как войска Египта , Иордании, Сирии, Ливана и Ирака вторглись в пределы, только что образованного государства, армия которого отразила, длившуюся 15 месяцев, атаку захватчиков. В результате пересмотра карты прибрежная равнина, весь Негев, и западный сектор Иерусалима отошли Израилю.

Тем не менее ситуация в регионе оставалась крайне напряженной, арабские страны окружившие кольцом Израиль не переставали предъявлять свои претензии на земли нового государства. Казалось, что Египет , Сирия и Иордания, подписав в 1956 г. , практически вынесли Израилю смертный приговор. Решив расправиться с Израилем в кротчайшие сроки Египет , Сирия и Иордания одновременно вторгаются на территорию Израиля, который 5 июня 1967 г. наносит ответный удар по всем трем направлениям. В историю эта война вошла под название , именно в этот срок, армия Израиля расправилась с противниками, к тому же оккупировав часть их территории: Иудея, Самария, сектор Газы, Синайский полуостров и ; стала возможным свободное плавание израильских торговых судов в Тиранском проливе, и, наконец, Иерусалим вновь соединился со своей восточной половиной, став единым городом под израильским суверенитетом.

Мир с Египтом и Иорданией

Однако, арабские страны этот самый суверенитет признавать не спешили, первым разорвать этот замкнутый круг решился президент Египта Анвар Садат , подписавший 26 марта 1979 года в Вашингтоне мирный договор между Египтом и Израилем, тем самым, положив конец тридцатилетнему состоянию войны между двумя странами.

26 октября 1994 г состоялось подписание иордано-израильского мирного договора. Переговоры с Палестиной о статусе , продолжаются, по сей день, поочередно вызывая недовольство народа, то одной, то другой стороны.
В сложившихся условиях перед правительством Израиля стоят конкретные задачи, направленные на продолжение мирного процесса, а, следовательно, и обеспечения безопасности страны, расширение дипломатических связей, которые вкупе должны обеспечить развитие и укрепление Израиля в последующих столетиях.

Похожие публикации