Преподобный иринарх, затворник ростовского борисо-глебского монастыря. Преподобный иринарх затворник ростовский Борисоглебский монастырь когда поклонение к вериги иринарха

В 43 верстах от Ростова Великого . Он был третьим сыном в крестьянской семье Акиндина и Ирины. С раннего детства мальчик отличался от своих сверстников: в детских играх он не участвовал, но старался сдержать свои желания и во всем ограничивать себя. Шестилетний Илия однажды сказал матери: «Как вырасту, так постригусь и стану монахом; буду носить на себе железа и трудиться ради Бога...»

В 1578 году Илья ушел в Борисоглебский монастырь , где принял постриг с именем Иринарх.

Он первым приходил на церковные службы, ни с кем не разговаривал в храме, благоговейно стоял во время богослужения и никогда не уходил прежде отпуска.

Однажды он увидел в монастыре босого странника, сжалившись, отдал ему свои сапоги, а сам с тех пор не надевал обуви. Вместо рясы Иринарх носил рубище, за что претерпевал насмешки. Игумену не понравилось такое поведение подвижника, и он начал смирять его, заставляя часа по два стоять на морозе против своей келлии или подолгу звонить на колокольне.

Святой все переносил с терпением и не изменил своего поведения. Игумен продолжал давать ему суровые послушания. Но когда преподобному Иринарху назначили послушание вне монастыря, то есть лишили церковной молитвы, он ушел в Ростов Великий, в Богоявленский монастырь, основанный преподобным Аврамием Ростовским.

В Аврамиевом монастыре он был назначен келарем

и около шести месяцев исполнял порученное послушание. Затем, оставив Аврамиев монастырь, преподобный перешел в Ростовский монастырь праведного Лазаря. Святой начал носить на себе тяжелые железные вериги.

По повелению явившихся во сне святых страстотерпцев Бориса и Глеба, преподобный Иринарх вернулся в Борисоглебский монастырь, где его с радостью встретил новый игумен Варлаам.

Однажды, молясь перед иконой Спасителя, Иринарх услышал слова: «Иди в келлию свою и будь затворник, и не исходи, и так спасешься». Он затворился в тесной келье, где приковал себя железными цепями. Святой стал носить множество медных крестов, со временем число их возрастало; на голову подвижник надевал тяжелый обруч. Спал он не более трех часов в сутки,сидя на березовом комле, остальное время посвящал молитве и трудам. Полученное подаяние раздавал бедным.

Тяжкими и долгими подвигами духовное зрение преподобного Иринарха очистилось. Однажды ему было видение о том, что Москву захватит Литва, а церкви по местам будут разорены.

Игумен повелел ему ехать в Москву и предупредить царя Василия Иоанновича Шуйского (1606-1610) о грозящей беде. Преподобный Иринарх выполнил послушание. Враги явились на Русь, стали завоевывать города, избивали жителей, грабили монастыри и церкви. Несколько раз они приходили в Борисоглебский монастырь, и всякий раз Иринарх Затворник убеждал их оставить Русскую землю. Польский полководец Сапега, остановившийся в Борисоглебском монастыре, пожелал видеть старца, сидящего в цепях, и удивился такому подвигу. Когда паны, пришедшие с Сапегой, сказали ему, что старец молится за Шуйского, преподобный смело сказал: «Я в России рожден и крещен, за русского царя и Бога молю». Сапега отвечал: «Правда в батьке велика - в которой земле жить, той земле и служить». Иринарх стал убеждать Сапегу уйти из России, предсказывая ему в противном случае смерть. После беседы Сапега сказал: «Я такого батьки нигде не нашел: ни здесь, ни в иных землях...» - и велел не разорять обитель. Святого Иринарха посещали и другие польские военачальники. Один из них, Иван Каменский, по совету старца со своим отрядом вернулся в Польшу. Сапега же и другие, пренебрегшие его советами, сложили свои головы на Русской земле.

В тяжелое лихолетье Смутного времени Иринарх Затворник вдохновлял соотечественников на ратный подвиг, вселял в них уверенность в победе русского оружия. Он благословил приезжавших к нему воевод Стопина-Шуйского, Минина и князя Димитрия Пожарского и предсказал им победу. В благодарность за помощь князь Димитрий Михайлович Пожарский освободил Борисоглебский монастырь и поселян вокруг него от сборов на ополчение.

Святой Иринарх по-прежнему молил Бога об избавлении Руси от врагов и, обладая силою творить чудеса, исцелял больных и бесноватых. Ему был открыт день кончины, и он, призвав своих учеников Александра и Корнилия, преподал им последнее наставление: «...проводите свою жизнь в трудах и молитве, посте и бдении... во взаимной любви.., оказывая всем послушание и покорность...» И простившись со всеми, тихо отошел в вечный покой 13 января 1616 года. После смерти преподобного Иринарха совершалось много чудес при его гробе, особенно же исцелений больных и бесноватых при возложении на них крестов и цепей святого подвижника.

Житие и чудеса преподобного Иринарха Затворника описаны его учеником иноком Борисоглебского монастыря Александром, который подвизался с преподобным в течение 30 лет.

С 1998 года в Борисоглебском монастыре проходят Иринарховские чтения. Участие в них принимают ученые, священнослужители, военачальники, журналисты и писатели из многих городов России и зарубежья.

Преподобный Иринарх Ростовский, затворник

Родился в крестьянской семье в селе Кондаково Ростовского уезда. В крещении он получил имя Илия. На 30-м году жизни святой принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре . Там он стал усердно трудиться в иноческих подвигах, посещал церковные службы, ночами молился и спал на земле.

Однажды, сжалившись над странником, который не имел обуви, святой Иринарх отдал ему свои сапоги и с тех пор стал ходить босой по морозу. Игумену не понравилось такое поведение подвижника; и он начал смирять его, заставляя часа по два стоять на морозе против своей келлии или подолгу звонить на колокольне. Святой все переносил с терпением и не изменил своего поведения. Игумен продолжал жестокосердствовать, и преподобный был вынужден перейти в Ростовский Авраамиев Богоявленский монастырь , где был принят в число братии и вскоре был назначен келарем.

Преподобный с усердием исполнял свое послушание, скорбя о том, что братия монастыря и служители не берегут достояние обители, расточая его без меры. Однажды во сне он увидел преподобного Авраамия Ростовского , который утешил его и благословил раздавать всем потребное без смущения. Как-то, во время пения Херувимской, преподобный Иринарх громко зарыдал. На вопрос архимандрита он ответил: "Мать моя преставилась!" Оставив Аврамиев монастырь, преподобный Иринарх перешел в Ростовский монастырь святого Лазаря , поселился в уединенной келлии и прожил в ней три года в тесноте и голоде.

Здесь его навещал блаженный Иоанн юродивый , по прозванию Большой Колпак. Святые подкрепляли друг друга духовной беседой. Старец, однако, имел желание возвратиться в свою первоначальную обитель, Ростовский Борисоглебский монастырь . Он был принят обратно с любовью строителем Варлаамом и стал еще более сурово подвизаться в обители. Уединившись в затворе, подвижник железной цепью приковал себя к деревянному стулу, наложил на себя тяжелые цепи и кресты. За это он переносил озлобление и насмешки от монастырской братии.

В то время его навестил давний друг, блаженный Иоанн юродивый , предсказавший нашествие Литвы на Москву. 25 лет провел преподобный Иринарх закованным цепями и веригами в тяжелых трудах. Подвиги его обличали нерадиво живших в обители, и они солгали игумену, что старец учит не ходить на монастырские работы, а подвизаться подобно ему. Игумен поверил клевете и изгнал святого старца из обители.

Смиренно покорившись, преподобный Иринарх опять ушел в Ростов и прожил в монастыре святого Лазаря один год. Между тем Борисоглебский игумен раскаялся в своем поступке и послал иноков за преподобным Иринархом. Он возвратился, укоряя себя, что живет не так, как братия, которая несет праведные труды, которых он лишен. Преподобный продолжал носить свои тяжкие вериги и, трудясь, изготовлял нищим одежду, вязал волосяные свитки и клобуки.

Он спал ночью лишь один час или два, остальное же время молился и бил свое тело железной палкой. Святому Иринарху было видение о том, что Москву захватит Литва, а церкви по местам будут разорены. Он стал горько плакать о предстоящем бедствии, и игумен повелел ему ехать в Москву и предупредить царя Василия Иоанновича Шуйского (1606-1610) о грозящей беде. Преподобный Иринарх выполнил послушание.

Он отказался от предложенных ему даров и, вернувшись, стал усердно молиться, чтобы Господь помиловал Русскую землю. Враги явились на Русь, стали завоевывать города, избивали жителей, грабили монастыри и церкви. Лжедимитрий и второй самозванец стремились покорить Русь польскому королю. Ростовский Борисоглебский монастырь также был захвачен врагами, которые вошли к святому затворнику и удивились прямым и смелым речам старца, предсказавшего им гибель.

После святого старца осталось 142 медных креста, семь наплечных вериг, цепь в 20 сажен, которую он носил на шее, железные ножные путы, восемнадцать ручных оков, "связни", которые он носил на поясе, весом в пуд, и железная палка, которой он избивал свое тело и прогонял бесов. В этих трудах, как называл их старец, он прожил 38 лет, в миру прожил 30 лет, скончался же 68-ми лет от роду.

После смерти преподобного Иринарха совершалось много чудес при его гробе, особенно же исцелений больных и бесноватых при возложении на них крестов и цепей святого подвижника.

Тропарь

Яко мученика добропроизвольна / и преподобных удобрение, / звезду Ростовскую, / в затворе, узах и веригах Господеви благоугодившаго / и чудес благодать от Него приемшаго, / Иринарха предивнаго песньми хвалебными почтим / и, к нему припадающе, умильно глаголем: / отче преподобне, моли Христа Бога / спастися душам нашим .

ИРИНАРХ (в миру Илья Акиндинович)(июль 1548, с. Кондаково Ростовского уезда — 13.1.1616, Борисоглебский монастырь) — религиозный подвижник, местночтимый святой, затворник Ростовского Борисоглебского монастыря.

Из крестьян. В молодости занимался торговлей. В 1566 во время голода ушел в нижегородские места и два года жил« у балгочистивого христианина». По возвращению вскоре принял постриг в Борисоглебском монастыре на Устье. Удрученный социальным злом и бедами народа, Иринарх принимает на себя суровые обеты во искупление грехов. Он носит тяжкие вериги, цепь, путы, кресты, ходит босым, в 38 лет уходит в полный затвор, приковав себя в отдельной келье железной цепью к стулу. Постясь и лишая себя сна, трудился днем и ночью(вязал, шил), предавался молитвенному бдению и самоистязанию. Эта строжайшая аскеза имела, вероятно, смысл подражания Христу в его страданиях и искупительной жертве за грехи мира.

Практика Иринарха встречала непонимание среди монастырской братии, отчего ему дважды приходилось уходить на некоторое время в другие монастыри. В Ростове встречался с юродивым Иоанном Большим Колпаком, от которого принимал наставления. Иоанн навестил его в Борисоглебске и предсказал Иринарху великое поприще.

В 1608 Иринархом было дано откровение о разорении Руси и Москвы и приказ свыше донести о том царю Василию Шуйскому. С этим пророчеством Иринарх ходил в Москву, открыл его царю и вернулся в свою келью. Своей религиозной стойкостью поразил поляков, шайки которых бродили по краю. Заступничество Иринарха спасло монастырь и Ростов от разоренья. В 1607—1612 Иринарх находился в общении с католическим священником Николаем Де Мелло, португальцем, которого занесло в Россию по дороге с Филиппин на родину. Оказавшись в ссылке в Борисоглебском монастыре(либо в Спасской пустыни возле села Вощажникова), Н. Де Мелло оказывал Иринарху знаки внимания и по просьбе последнего ходатайствовал перед поляками о сохранении обителей в неприкосновенности.

Иринарх — духовный вдохновитель спасения православной Руси в Смуте. В 1610 он благословил князя Михаила Скопина-Шуйского на борьбу за воссоздание Руси, против вторгшихся в страну войск Речи Посполитой. Но Скопин-Шуйский, добившись крупных военных успехов, внезапно умер в Москве, что способствовало дальнейшему общественному развалу. В 1610—1612 Смута достигла кульминации. В 1612 Иринарх благословил Минина и Пожарского в поход с ополчением на Москву, завершившийся освобождением ее от поляков. Тем самым была утверждена независимость Руси и защищена от покушений православная вера.

Исполнив свою главную миссию, Иринарх продолжал наставлять приходящих к нему, исцелять духовные и телесные недуги.

После долгого перерыва с 1998 года в июле возобновлён пятидневный крестный ход от стен Борисоглебского монастыря к Иринарховскому источнику, что возле села Кондаково.

9 июня 2006 года в посёлке Борисоглебский был открыт памятник Иринарху Затворнику работы скульптора Зураба Церетели.

Пре-по-доб-ный Ири-нарх, за-твор-ник Ро-стов-ский, ро-дил-ся в кре-стьян-ской се-мье в се-ле Конда-ко-во Ро-стов-ско-го уез-да. В Кре-ще-нии он по-лу-чил имя Илия. На 30-м го-ду жиз-ни свя-той при-нял по-стриг в мо-на-ше-ство в Ро-стов-ском Бо-ри-со-глеб-ском мо-на-сты-ре . Там он стал усерд-но тру-дить-ся в ино-че-ских по-дви-гах, по-се-щал цер-ков-ные служ-бы, но-ча-ми мо-лил-ся и спал на зем-ле. Од-на-жды, сжа-лив-шись над стран-ни-ком, ко-то-рый не имел обу-ви, свя-той Ири-нарх от-дал ему свои са-по-ги и с тех пор стал хо-дить бо-сой по мо-ро-зу. Игу-ме-ну не по-нра-ви-лось та-кое по-ве-де-ние по-движ-ни-ка, и он на-чал сми-рять его, за-став-ляя ча-са по два сто-ять на мо-ро-зе про-тив сво-ей кел-лии или по-дол-гу зво-нить на ко-ло-кольне. Свя-той всё пе-ре-но-сил с тер-пе-ни-ем и не из-ме-нил сво-е-го по-ве-де-ния. Игу-мен про-дол-жал же-сто-ко-серд-ство-вать, и пре-по-доб-ный был вы-нуж-ден пе-рей-ти в Ав-ра-ми-ев Бо-го-яв-лен-ский мо-на-стырь, где был при-нят в чис-ло бра-тии и вско-ре был на-зна-чен ке-ла-рем. Пре-по-доб-ный с усер-ди-ем ис-пол-нял свое по-слу-ша-ние, скор-бя о том, что бра-тия мо-на-сты-ря и слу-жи-те-ли не бе-ре-гут до-сто-я-ние оби-те-ли, рас-то-чая его без ме-ры. Од-на-жды во сне он уви-дел пре-по-доб-но-го Ав-ра-амия Ро-стов-ско-го (па-мять 29 ок-тяб-ря), ко-то-рый уте-шил его и бла-го-сло-вил раз-да-вать всем по-треб-ное без сму-ще-ния. Как-то во вре-мя пе-ния Хе-ру-вим-ской пре-по-доб-ный Ири-нарх гром-ко за-ры-дал. На во-прос ар-хи-манд-ри-та он от-ве-тил: "Мать моя пре-ста-ви-лась!" Оста-вив Ав-ра-ами-ев мо-на-стырь, пре-по-доб-ный Ири-нарх пе-ре-шел в Ро-стов-ский мо-на-стырь свя-то-го Ла-за-ря, по-се-лил-ся в уеди-нен-ной кел-лии и про-жил в ней три го-да в тес-но-те и го-ло-де. Здесь его на-ве-щал бла-жен-ный Иоанн юро-ди-вый по про-зва-нию Боль-шой Кол-пак. Свя-тые под-креп-ля-ли друг дру-га ду-хов-ной бе-се-дой. Ста-рец, од-на-ко, имел же-ла-ние воз-вра-тить-ся в свою пер-во-на-чаль-ную оби-тель - Бо-ри-со-глеб-ский мо-на-стырь. Он был при-нят об-рат-но с лю-бо-вью стро-и-те-лем Вар-ла-а-мом и стал еще бо-лее су-ро-во под-ви-зать-ся в оби-те-ли. Уеди-нив-шись в за-тво-ре, по-движ-ник же-лез-ной це-пью при-ко-вал се-бя к де-ре-вян-но-му сту-лу, на-ло-жил на се-бя тя-же-лые це-пи и кре-сты. За это он пе-ре-но-сил озлоб-ле-ние и на-смеш-ки от мо-на-стыр-ской бра-тии. В то вре-мя его на-ве-стил дав-ний друг, бла-жен-ный Иоанн юро-ди-вый, пред-ска-зав-ший на-ше-ствие Лит-вы на Моск-ву. 25 лет про-вел пре-по-доб-ный Ири-нарх за-ко-ван-ным це-пя-ми и ве-ри-га-ми в тя-же-лых тру-дах. По-дви-ги его об-ли-ча-ли нера-ди-во жив-ших в оби-те-ли, и они со-лга-ли игу-ме-ну, что ста-рец учит не хо-дить на мо-на-стыр-ские ра-бо-ты, а под-ви-зать-ся по-доб-но ему. Игу-мен по-ве-рил кле-ве-те и из-гнал свя-то-го стар-ца из оби-те-ли. Сми-рен-но по-ко-рив-шись, пре-по-доб-ный Ири-нарх опять ушел в Ро-стов и про-жил в мо-на-сты-ре свя-то-го Ла-за-ря один год. Меж-ду тем Бо-ри-со-глеб-ский игу-мен рас-ка-ял-ся в сво-ем по-ступ-ке и по-слал ино-ков за пре-по-доб-ным Ири-нар-хом. Он воз-вра-тил-ся, уко-ряя се-бя, что жи-вет не так, как бра-тия, ко-то-рая несет пра-вед-ные тру-ды, ко-то-рых он ли-шен. Пре-по-доб-ный про-дол-жал но-сить свои тяж-кие вери-ги и, тру-дясь, из-го-тов-лял ни-щим одеж-ду, вя-зал во-ло-ся-ные свит-ки и кло-бу-ки. Он спал но-чью лишь один час или два, осталь-ное же вре-мя мо-лил-ся и бил свое те-ло же-лез-ной пал-кой.

Свя-то-му Ири-нар-ху бы-ло ви-де-ние о том, что Моск-ву за-хва-тит Лит-ва, а церк-ви по ме-стам бу-дут ра-зо-ре-ны. Он стал горь-ко пла-кать о пред-сто-я-щем бед-ствии, и игу-мен по-ве-лел ему ехать в Моск-ву и пре-ду-пре-дить ца-ря Ва-си-лия Иоан-но-ви-ча Шуй-ско-го (1606-1610) о гро-зя-щей бе-де. Пре-по-доб-ный Ири-нарх вы-пол-нил по-слу-ша-ние. Он от-ка-зал-ся от пред-ло-жен-ных ему да-ров и, вер-нув-шись, стал усерд-но мо-лить-ся, чтобы Гос-подь по-ми-ло-вал Рус-скую зем-лю.

Вра-ги яви-лись на Русь, ста-ли за-во-е-вы-вать го-ро-да, из-би-ва-ли жи-те-лей, гра-би-ли мо-на-сты-ри и церк-ви. Лже-ди-мит-рий и вто-рой са-мо-зва-нец стре-ми-лись по-ко-рить Русь поль-ско-му ко-ро-лю. Бо-ри-со-глеб-ский мо-на-стырь так-же был за-хва-чен вра-га-ми, ко-то-рые во-шли к свя-то-му за-твор-ни-ку и уди-ви-лись пря-мым и сме-лым ре-чам стар-ца, пред-ска-зав-ше-го им ги-бель.

Са-пе-га, оста-но-вив-ший-ся в Бо-ри-со-глеб-ском мо-на-сты-ре, по-же-лал ви-деть стар-ца, си-дя-ще-го в це-пях, и уди-вил-ся та-ко-му по-дви-гу. Ко-гда па-ны, при-шед-шие с Са-пе-гой, ска-за-ли ему, что ста-рец мо-лит-ся за Шуй-ско-го, пре-по-доб-ный сме-ло ска-зал: "Я в Рос-сии рож-ден и кре-щен, за рус-ско-го ца-ря и Бо-га мо-лю". Са-пе-га от-ве-чал: "Прав-да в бать-ке ве-ли-ка - в ко-то-рой зем-ле жить, той зем-ле и слу-жить". По-сле это-го пре-по-доб-ный Ири-нарх стал убеж-дать Са-пе-гу уй-ти из Рос-сии, пред-ска-зы-вая ему в про-тив-ном слу-чае смерть.

Пре-по-доб-ный Ири-нарх сле-дил за хо-дом вой-ны и по-слал кня-зю Ди-мит-рию По-жар-ско-му свое бла-го-сло-ве-ние и просфо-ру. Он ве-лел ему ид-ти под Моск-ву, пред-ска-зав: "Уви-ди-те сла-ву Бо-жию". В по-мощь По-жар-ско-му и Ми-ни-ну пре-по-доб-ный пе-ре-дал свой крест. С по-мо-щью Бо-жи-ей рус-ские одо-ле-ли Лит-ву, князь По-жар-ский овла-дел Крем-лем, и в Рус-ской зем-ле по-сте-пен-но на-чал во-дво-рять-ся мир. Ста-рец Ири-нарх по-преж-не-му непре-стан-но мо-лил Бо-га со сле-за-ми об из-бав-ле-нии Ру-си от вра-гов и, об-ла-дая си-лой тво-рить чу-де-са, ис-це-лял боль-ных и бес-но-ва-тых. Ему был от-крыт день кон-чи-ны, и он, при-звав сво-их уче-ни-ков, Алек-сандра и Кор-ни-лия, стал да-вать им на-став-ле-ния и, про-стив-шись со все-ми, ти-хо ото-шел ко Гос-по-ду в веч-ный по-кой († 13 ян-ва-ря 1616 го-да). По-сле свя-то-го стар-ца оста-лось 142 мед-ных кре-ста, семь на-плеч-ных ве-риг, цепь в 20 са-жен, ко-то-рую он но-сил на шее, же-лез-ные нож-ные пу-ты, во-сем-на-дцать руч-ных оков, "связ-ни", ко-то-рые он но-сил на по-я-се, ве-сом в пуд, и же-лез-ная пал-ка, ко-то-рой он из-би-вал свое те-ло и про-го-нял бе-сов. В этих тру-дах, как на-зы-вал их ста-рец, он про-жил 38 лет, в ми-ру про-жил 30 лет, скон-чал-ся же 68-ми лет от ро-ду. По-сле смер-ти пре-по-доб-но-го Ири-нар-ха со-вер-ша-лось мно-го чу-дес при его гро-бе, осо-бен-но же ис-це-ле-ний боль-ных и бес-но-ва-тых при воз-ло-же-нии на них кре-стов и це-пей свя-то-го по-движ-ни-ка.

Похожие публикации