Самнер У. Г
Уильям Грэм Самнер
Самнер (Sumner) Уильям Грэм (30.10.1840, Патерсон, шт. Нью-Джерси,- 12.4.1910, Инглвуд, штат Нью-Джерси), американский социолог, представитель социального дарвинизма. Концепция Самнера формировалась главным образом под воздействием идей Спенсера . Самнер отстаивал два основных принципа: универсальность естественного отбора и борьба за существование; автоматический и неуклонный характер социальной эволюции. Исходя из этого Самнер рассматривал социальное неравенство как естественное и необходимое условие существования цивилизации, являясь сторонником стихийности в социальном развитии и противником государственного регулирования, реформ и тем более революционных преобразования общественной жизни. Воззрения Самнера выражали интересы средних слоев американской буржуазии. В работе «Народные обычаи» («Folkvays», 1906), основанной на анализе большого этнографического материала, Самнер разрабатывает понятия «мы - группа», «они - группа» и «этноцентризм» применительно к «примитивным» обществам и начальным этапам человеческой истории. Отношения в «мы - группе» он характеризует как сплочённость, отношения между «мы - группой» и «они - группой» - как враждебность. Последняя, по Самнеру, связана с этноцентризмом, т. е. склонностью человека оценивать окружающий мир сквозь призму культурных представлений своей социальной (этнической) группы. Эта работа Самнера вошла в историю социальной и этнической психологии не исходными социал-дарвинистскими принципами её автора, но анализом нормативных аспектов социальной жизни, отдельных черт обычая и некоторых других явлений.
Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Далее читайте:
Философы, любители мудрости (биографический указатель).
Исторические лица США (биографический указатель).
Сочинения:
Challenge of facts and otlier essays, New Haven, 1914;
The science of society, v. 1-4, New Haven - L., 1927-28 (совм. с A. G. Keller).
Литература:
Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964;
История бурш. социологии 19 -нач. 20 в., М., 1979, гл. 4;
М с С 1 о-skey R. G., American conservatism in the age of enterprise, 1865-1910.
A study of W. G. Sumner, S. J. Field and A. Carnegie, N. Y., 1964.
Родился Уильям Грэхэм Самнер в Патерсоне, Нью-Джерси (Paterson, New Jersey); в 1863-м он успешно окончил Йельский Колледж (Yale College). В конце 1860-х Самнер некоторое время работал священнослужителем; впрочем, религия не заставила его окончательно расстаться с наукой – уже в 1872-м Самнер начал преподавать в Йельском Университете (Yale University) политэкономику.
Самнер всегда был уверен, что вмешательство государства в экономические дела должно быть минимальным; он также стоял за свободную торговлю, золотой стандарт и против социализма. Немало времени он посвящал продвижению классического, основанного на свободной торговле либерализма; собственно, даже по сей день в мире есть немало клубов его имени.
Социализм был не единственной больной темой для Самнера; ничуть не меньшую нелюбовь он питал и к империализму. Подобно целому ряду своих современников-либералов – вроде Эдварда Аткинсона (Edward Atkinson), Мурфилда Стори (Moorfield Storey) и Гровера Кливленда (Grover Cleveland) – Самнер выступал против испано-американской войны и последовавших попыток США подавить беспорядки на Филиппинах (Philippines).
Уже после войны Самнер стал вице-президентом Антиимпериалистической лиги, призванной противостоять захвату территории. В своей легендарной речи "Завоевание США Испанией" ("The Conquest of the United States by Spain") – кстати, по сей день считающейся одной из лучших его работ – Самнер обвинил империалистов в предательстве собственных идеалов, сравнив нравы современной Америки с когда-то строившейся страной равных. Империализм, согласно Самнеру, привел к власти плутократов – бизнесменов, питающихся правительственными субсидиями и контрактами.
Немалых успехов Самнер добился и в социологии; более всего его интересовали концепции диффузионизма, этноцентризма и традиционных образцов поведения тех или иных социальных и этнических групп. Исследования таких образцов в свое время убедили Самнера в том, что правительственные реформы по большей части своей обречены на провал с самого начала.
В 1875-м Самнер стал первым, кому довелось представить англоговорящему миру учебный курс под названием "социология"; следует, впрочем, понимать, что Уильям обучал своих студентов скорее идеям Огюста Конта (Auguste Comte) и Герберта Спенсера (Herbert Spencer), нежели традиционной социологии, сложившейся 20 годами позже под бдительным присмотром Эмиля Дюркгейма (Émile Durkheim).
Самнер стал вторым президентом Американской социологической ассоциации (American Sociological Association); занимал этот пост он с 1908-го по 1909-й. Интересно, что сменил Уильяма его старый оппонент, Лестер Уорд (Lester F. Ward).
В 1880-м Самнер стал участником одного из первых дел о свободе преподавания; горячо любимые Самнером идеи социального дарвинизма руководству Йеля показались несколько не в меру спорными. Поводом для конфликта стала дискуссия о необходимости использования в учебном курсе труда Герберта Спенсера "Study of Sociology".
Лучшие дня
Превращаясь в Барби Посетило:3137 |
30.10.1840, Патерсон, шт. Нью-Джерси - 12.4.1910, Инглвуд, шт. Нью-Джерси), амер. социолог, представитель социального дарвинизма. Концепция С. формировалась гл. обр. под воздействием идей Спенсера. С. отстаивал два осн. принципа: универсальность естеств. отбора и борьба за существование; автоматич. и неуклонный характер социальной эволюции. Исходя из этого С. рассматривал социальное неравенство как естеств. и необходимое условие существования цивилизации, являясь сторонником стихийности в социальном развитии и противником гос. регулирования, реформ и тем более революц. преобразования обществ. жизни. Воззрения С. выражали интересы средних слоев амер. буржуазии. В работе «Народные обычаи» («Folkvays», 1906), основанной на анализе большого этнографич. материала, С. разрабатывает понятия «мы - группа», «они - группа» и «этноцентризм» применительно к. «примитивным» обществам и начальным этапам человеч. истории. Отношения в «мы - группе» он характеризует как сплоченность, отношения между «мы - группой» и «они - группой» - как враждебность. Последняя, по С., связана с этноцентризмом, т. е. склонностью человека оценивать окружающий мир сквозь призму культурных представлений своей социальной (этнич.) группы. Эта работа С. вошла в историю социальной и этнич. психологии не исходными социал-дарвинистскими принципами ее автора, но анализом нормативных аспектов социальной жизни, отд. черт обычая и нек-рых др. явлений.
Отличное определение
Неполное определение ↓
Самнер, Уильям Грэм
(1840-1910) амер. социолог, представитель социал-дарвинизма в социологии, один из родоначальников социол. науки в США. В 1863 закончил Йельский ун-т по специальности “полит. экономия”. Затем учился в Геттингене, Женеве, Оксфорде, где изучал языки, историю и теологию. В 1866, по возвращении из Европы, принял сан священника, от к-рого в 1872 отказался, став проф. полит. и социальной науки в Йельском ун-те, где работал до конца жизни. До 90-х гг. занимался гл. обр. экон. науками, в своих ярких экон. очерках, пользовавшихся большой популярностью, отстаивал принципы индивидуализма и laissez-faire. Уже в ранних экон. работах С. проявились его социал-дарвинистские воззрения. Он считал, что об-во должно управляться естеств. законами и что попытки гос. регулирования естеств. социальных процессов иррациональны. К 90-м гг. осн. предметом интереса С. становится социология; у него возникает идея создания единой индуктивной науки об об-ве, обобщения этногр. и истор. фактов. Социол. воззрения С., сложившиеся под значит. влиянием работ Спенсера и чеш. социолога Ю. Липперта, развивались далее в русле этого замысла и нашли отражение в двух его осн. социол. трудах “Народные обычаи” (1906) и “Наука об об-ве” (в 4 т., 1927). Книга “Наука об об-ве”, задуманная как учебник, не была завершена; ее закончил ученик и осн. популяризатор идей С. А. Келлер. “Народные обычаи” - важнейшее произведение С., один из наиболее влият. трудов о социальных нормах в истории ранней амер. социол. мысли. Осн. теор. идеи этого труда выстраиваются вокруг таких проблем, как природа норм и обычаев (см. Норма культурная, Обычай), их происхождение, изменение обычаев, механизмы закрепления обычаев и их институционализации, связь обычаев с социальными группами. Проблема возникновения и закрепления обычаев решается С. с позиций социал-дарвинизма. Обычаи складываются на основе удовлетворения индивидами своих потребностей: опр. способы поведения, удовлетворяющие ту или иную потребность и в силу этого выгодные для индивида, закрепляются, становятся привычными. Первонач. механизмом возникновения обычаев является метод проб и ошибок (метод “грубого эксперимента и отбора”): одни способы поведения оказываются менее болезненными по сравнению с другими, более эффективно обеспечивают удовольствие и оберегают человека от страдания, а потому имеют больше шансов на сохранение. Групповая жизнь людей и их борьба за существование способствовали распространению функционально полезных способов поведения в социальной группе и превращению их в обычаи. Обычаи являются осн. социетальной силой. Они опосредствуют в об-ве удовлетворение всех человеч. потребностей и накладывают социальные ограничения на биологически детерминированное поведение каждого члена об-ва. Поскольку возникновение обычаев не осознается людьми, то их происхождение всегда “окутано тайной”, а сами обычаи наделяются для людей “силой фактов”. Осн. свойствами нар. обычаев С. считал их инертность, изменчивость, тенденцию к совершенствованию и согласованности. Обычаи всегда непосредственно связаны с той или иной группой; каждая группа имеет свои обычаи. Развивая эту идею, С. ввел понятие “мы-группа”, “они-группа” и “Этноцентризм”, получившие впоследствии широкое применение в социальных науках. Принадлежность к “мы-группе” всегда определяет этноцентрич. воззрения человека на мир. Формы проявления этноцентризма бывают различными: идея истор. миссии и “избранности” собств. народа, патриотизм, шовинизм. Когда обычаи соединяются с теми или иными идеями и рац. обоснованиями их существования, они превращаются в нравы. Дальнейшей ступенью закрепления обычаев, служащей формированию опр. социальной структуры для поддержания опр. группы идей и обычаев, являются институты. Функцией институтов всегда является удовлетворение человеч. потребностей. Выделяя четыре “великих движущих мотива человеч. поведения” (голод, любовь, честолюбие и страх), С. разделил институты на четыре класса: институты социетального самосохранения, обеспечивающие удовлетворение потребностей в питании и самосохранении (промышленная организация, собственность, “регулятивная организация”); институты социетального самовоспроизводства, удовлетворяющие сексуальную потребность и служащие продолжению рода (брак и семья); институты самоутверждения, удовлетворяющие человеч. “тщеславие” и “честолюбие” (спорт, игры, танец, мода, украшения, престиж и т.п.); религ. институты, связанные со “страхом перед духами” (анимизм, шаманизм, фетишизм, табу, Ритуал, жертвоприношение, магия и т.п.). В работе “Наука об об-ве” С. и Келлер привели обширный этногр. материал, иллюстрирующий развитые в труде “Нар. обычаи” идеи и классификации. Развиваемый С. социол. подход был по существу антропологическим. Хотя труды С. пользовались в свое время большой популярностью, а “Нар. обычаи” вошли в золотой фонд социол. классики, его этнографически-ориентированный подход не получил сколь-нибудь широкого распространения. К числу осн. заслуг С. можно отнести большой вклад, внесенный им в институционализацию социол. науки в США. В частности, в 1875 он ввел в Йельском ун-те первый в истории амер. науки курс социологии. Соч. : Protectionism: The -ism Which Teaches that Waste Makes Wealth. N.Y., 1885; Earth-hunger and other Essays. New Haven a.o., 1913; The Forgotten Man, and other essays. New Haven, 1918; The Science of Society (with A.G. Keller). V. 1-4. New Haven; L., 1927; War and other essays. New Haven; L., 1919; What Social Classes Owe to Each Other. New Haven; L., 1925; Essays of William Graham Sumner. V. 1-2. New Haven; L., 1934; Folkways, a Study of the Sociological Importance of Usages, Manners, Customs, Mores and Morals. Boston; N.Y. etc., 1940; The Challenge of Facts and other Essays. N.Y., 1971. Лит. : Starr H.E. William Graham Sumner. N.Y., 1925; Park R.E. The Sociological Methods of William Graham Sumner, and of William I. Thomas and Florian Znaniecki // Methods in Social Science: a Case Book. Chi., 1931; Sumner Today: Selected essays of W.G. Sumner. New Haven, 1940; Curtis B. William Graham Sumner. New Haven,1940. В. Г. Николаев. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996
100 р бонус за первый заказ
Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line
Узнать цену
Гораздо более явственно черты “идеально-типического” социального дарвинизма свойственны теориям другого американского социолога - Уильяма Самнера (1840-1910). Будучи ортодоксальным спенсерианцем, он придал взглядам Спенсера несколько упрощенный и вульгарный характер. Отсюда два главных принципа его социологии: 1) автоматический и неуклонный характер социальной эволюции; 2) универсальность естественного отбора и борьбы за существование. Эти общие принципы определили его социально-практическую ориентацию; в отличие от Смолла, который был реформистом, Самнер был сторонником стихийности в социальном развитии и противником всех форм государственного регулирования социальных и экономических процессов.
Самая известная и оригинальная работа Самнера - “Народные обычаи” (1906) - основана на анализе большого этнографического материала. В конечном счете обычаи в ней рассматриваются как следствие фундаментальных биологических потребностей людей. Под обычаями автор понимает все стандартизованные групповые формы поведения, выступающие на уровне индивида как привычки. Две группы факторов, по Самнеру, определяют характер и содержание обычаев. Во-первых, это интересы. Обычаи являются определенными видами защиты и нападения в процессе борьбы за существование (либо между людьми, либо с окружающей средой). Во-вторых, обычаи - результат воздействия четырех главных мотивов человеческих действий вообще (здесь автор предваряет теорию “четырех желаний” Уильяма Томаса): голода, сексуальной страсти, честолюбия и страха. В основании этих мотивов также лежат интересы. Обычаи не являются результатом сознательной воли человека и влияют на его поведение так же, как естественные бессознательные силы и импульсы.
Наибольшую известность получили разработанные Самнером в “Народных обычаях” понятия “мы-группа ”, или “внутренняя группа” (“we-group ”, “in-group ”) и “они-группа ” или “внешние группы ” (“they-group ”, “out-groups ”). Отношения в “мы-группе” отличаются сплоченностью, тогда как отношения с “они-группами” - враждебностью. Самнер разрабатывает введенное Гумпловичем понятие этноцентризма, определяя его как “взгляд, согласно которому собственная группа представляется человеку центром всего, а все остальные определяются и оцениваются по отношению к ней” . Хотя Самнер представил упрощенную картину взаимоотношений между группами в первобытных обществах, разработанные им понятия сохранили свое значение и продолжают использоваться в социологии, социальной психологии и этнопсихологии.
Штат Нью-Джерси), американский социолог, экономист и публицист, представитель социального дарвинизма
. Профессор политической и социальной науки Иельского университета. Концепция С. формировалась главным образом под воздействием идей Г.
Спенсера
. С. отстаивал два основных принципа: универсальность естественного отбора, который толковался им как идея естественности социального отбора, и борьбы за существование; автоматический и неуклонный характер социальной эволюции. Исходя из этого, С. рассматривал социальное неравенство как естественное и необходимое условие существования цивилизации, являясь сторонником стихийности в социальном развитии и противником государственного регулирования, попыток реформировать и тем более революционизировать общественную жизнь. Воззрения С. выражали интересы средних слоев американской буржуазии, требовавшей благоприятных условий свободной конкуренции перед лицом усиления государственно-монополистических тенденций. В работе «Народные обычаи» (1906), основанной на анализе большого этнографического материала, С. разрабатывает понятия «мы ‒ группа», «они ‒ группа» и «этноцентризм» применительно к «примитивным» обществам и начальным этапам человеческой истории. Отношения в «мы ‒ группе» он характеризует как сплочённость, отношения между «мы ‒ группой» и «они ‒ группой»‒ как враждебность. Последняя, по С., связана с этноцентризмом, т. е. склонностью человека оценивать окружающий мир сквозь призму культурных представлений своей социальной (этнической) группы. Эта работа С. вошла в историю социальной и этнической психологии не исходными социал-дарвинистскими принципами её автора, но анализом нормативных аспектов социальной жизни, отдельных черт обычая
и некоторых других явлений.
Соч.: Challenge of facts and other essays, New Haven, 1914; Falkways, Boston ‒ N. Y.. 1940; The science of society, v. 1‒4, New Haven ‒ L., 1927‒28 (совм. с A. Keller).
Лит.:
Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; McCIoskey R. G., American conservatism in the age of enterprisr, 1865‒1910. A study of W. G. Sumner, N. Y., 1964.
═ Л. Б. Гофман.
Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .
Смотреть что такое "Самнер Уильям Грэм" в других словарях:
- (1840 1910) американский социолог, экономист и публицист, представитель социального дарвинизма. В работе Народные обычаи (1906) разработал понятие этноцентризм и др., дал анализ норм социальной жизни, обычаев …
- (Sumner) (1840 1910), американский социолог, экономист и публицист, представитель социального дарвинизма. В работе «Народные обычаи» (1906) даны понятие этноцентризма и др., анализ норм социальной жизни, обычаев. * * * САМНЕР Уильям Грэм САМНЕР… … Энциклопедический словарь
Словарь бизнес-терминов
- (18401910), американский социолог, экономист и публицист, представитель социального дарвинизма. Профессор Йельского университета (18721909). Противник государственного регулирования; рассматривал социальное неравенство как условие… … Большой Энциклопедический словарь
САМНЕР (SUMNER), Уильям Грэм (1840-1910) - американский экономист, социолог, представитель либерального направления. Самнер выступал противником всех форм государственного регулирования экономических отношений, поддерживая требования свободной конкуренции для всех форм предпринимательства … Большой экономический словарь
САМНЕР (SUMNER) Уильям Грэм - (1840 1910) американский социолог, профессор Йельского университета. С. представил студентам систематизированный курс лекций по социологии Наука об обществе. Основными принципами социологии С. считал неуклонный и автоматический характер… … Социология: Энциклопедия
Уильям Грэм Сáмнер (Sumner) (1840 1910) амер. социолог, представитель социал дарвинизма в социологии, один из родоначальников социол. науки в США. В 1863 закончил Йельский ун т по специальности “полит. экономия”. Затем учился в Гёттингене, Женеве … Энциклопедия культурологии
- (Sumner) Уильям Грэм (30.10.1840, Патерсон, штат Нью Джер си, 12.04.1910, Инглвуд, штат Нью Джерси) американский социолог, экономист и публицист, профессор политической и социальной науки Йельского университета, представитель социального… … Энциклопедия социологии
I Самнер (Sumner) Джеймс Бетчеллер (19.11.1887, Кантон, штат Огайо, 12.8.1955, Буффало, штат Нью Йорк), американский биохимик. Член Национальной АН США и Американской академик искусств и наук. Окончил Гарвардский университет (1910).… … Большая советская энциклопедия
- (Sumner), Уильям Грэм (30 окт. 1840 – 12 апр. 1910) – амер. социолог, один из зачинателей амер. бурж. социологии. С 1872 – проф. Иельского ун та. Последователь Спенсера, испытавший также влияние Гумпловича, Ратценхофера и Липперта, С. в осн.… … Философская энциклопедия