Указать причины реформ ивана 4. Военные реформы Ивана IV Грозного


Введение

Предпосылки реформ центрального и местного управления Ивана IV

Реформы центрального управления

1 Боярская дума и Избранная рада при Иване IV

2 Земский Собор: создание, структура, функции

3 Приказы: создание, структура, функции

Реформы местного управления

2 Губная реформа Ивана IV

Заключение

Введение


В конце ХV - начале ХVI в. на Русской равнине создалось государство -"Московия", "Московское государство". С ХVI в. оно стало носить название "Россия". За довольно короткий срок московские князья объединили русские земли. Утвердилось политическое единство в государстве, но крепких экономических связей между русскими княжествами не случилось. Внутренняя структура государства оставляла желать лучшего. В любой момент государство могло вернуться к своему прошлому - раздробленным удельным княжествам. Для удержания государства в состоянии единства, для сплочения его внутренней структуры нужна была дальнейшая централизация в государстве, т.е. установление единого руководства, чёткое территориальное деление, действие единых законов на территории всего государства, чёткая вертикаль власти.

Василий III прожив 20 лет в совместном браке с первой женой так и не дал государству наследника, что было неслыханной ситуацией в великокняжеском доме. Интересам династии необходим был наследник. Великий князь отослал жену в монастырь и, уже пожилым, женился на молодой княжне Елене Глинской. Глинские были выходцами из обрусевшего татарского рода. В начале ХVI в. Глинские прибыли из Литвы ко двору великого московского князя Василия III. В 1530 г. в великокняжеской семье родился долгожданный наследник. Имя ему дали Иван в честь деда Ивана III. Он войдёт в российскую историю как Иван IV Васильевич, Иван Грозный.

Спустя 3 года Василий III умер. 3-х летний Иван Васильевич взошел на престол. Фактически государством управляла его мать Елена Глинская. Через 5 лет, как считают, от отравления умерла и она. Для управления страной до совершеннолетия великого князя был создан регентский совет. С 1538 по 1547 гг. государством фактически управляла боярская аристократия: Бельские, Шуйские, Глинские. За этот период боярство проявило себя как антигосударственная, анархическая сила. За 9 лет у власти побывало 5 боярских группировок. Боярское правление сопровождалось смещением 2 митрополитов, разворовыванием казны, казнями, пытками, ссылками.

В результате центральная власть ослабла, произвол вотчинников не знал предела, в ряде городов произошли восстания горожан против знати. Международное положение государства также осложнилось. Внешние границы государства стали линией фронта. С 1538 по 1547 гг. в татарский плен было угнано более 100 тыс. русских. Летом 1547 г. в Москве начался сильнейший пожар. В огне сгорело 3 тыс. человек из 100 тыс. населения, 25 тыс. домов. Народ обвинил в поджогах бояр. В Москве вспыхнул "великий мятеж" посадских людей. Иван IV с дворовыми укрылся в подмосковном селе Воробьеве. Восстание удалось подавить с большим трудом. Позднее Иван IV вспоминал: "От этого вошел страх в душу мою и трепет в кости мои, и смирился дух мой". Окружение княжича Ивана спасение видело в усилении власти молодого правителя и проведении реформ.

В данной работе будут исследованы реформы Ивана IV в сфере центрального и местного управления.

Объектом данной работы выступает политическое развитие России во второй половине 16 века вызванное реформированием государственной системы в период правления Ивана IV. Предметом исследования - деятельность Ивана IV по переустройству государственного управления в России.

Целью работы является изучение содержания и характера реформ государственного управления, проведенных Иваном IV. В исследовании темы стоят следующие задачи:

Актуальность темы объясняется богатейшим опытом реформирования системы государственного управления в переломную эпоху. В настоящее время идут поиски эффективной модели государственного управления в постсоветский период, опыт прошлых реформ может быть полезным, в том числе реформы Ивана IV, которые помогли укрепить государство.

1. Предпосылки реформ центрального и местного управления Ивана IV

местный управление реформа дума

Процесс централизация и объединение русских земель проходили в обстановке неутихающих междоусобных войн: с 1228 по 1462 г. в северо-восточной Руси произошло 90 внутренних усобиц и 160 столкновений с внешним противником (татарами, литовцами и т.д.). Объединение русских земель вокруг Москвы и организация централизованного государства было ускорено борьбой русского народа с внешней опасностью.

Москва к окончанию XV в. долгими усилиями, наконец побеждает своих главных внутренних врагов и конкурентов в борьбе за политическое влияние: были покорены Тверь и Рязань, Новгород Великий, затем Вятка (в которой формы государственного и политического устройства напоминали новгородские). Чуть позднее к Москве будут присоединены Псков и отвоеванное у Литвы Смоленское княжество, затем Чернигов и Северское княжество.

Расширение земельных владений Московского государства сопровождалось осознанием факта, что на территории Руси нарождается новая единая по духу и крови народность - великорусская народность. Это осознание облегчило дело собирания земель и превращение Московского княжества в национальное великорусское государство.

Великие князья оказались во главе целой иерархии, состоявшей из удельных князей и бояр. Взаимоотношения с ними определялись сложной системой договоров и жалованных грамот, устанавливавших различные степени феодальной зависимости для разных субъектов.

В договорах и грамотах подчеркивалась территориальная неприкосновенность обеих сторон, устанавливался общий порядок административной деятельности (таможенная политика, выдача беглых холопов и т.п.) и государственной политики (совместная оборона границ, военная деятельность).

Для удельных князей, чьи земли входили в состав великого княжества, определялись феодальные иммунитеты, т.е. право осуществлять на своей территории не только хозяйственные и административные, но и государственные функции без вмешательства великокняжеской администрации (осуществлять фискальные и судебные функции). С вхождением удельных княжеств в состав Московского государства, у удельных князей было два пути: они были вынуждены либо поступить на службу к московскому великому князю, либо уезжать в Литву. Старый принцип вольной боярской службы теперь не имел никакой силы - на Руси был теперь только один великий князь, переходить на службу теперь было не к кому.

Говоря о централизации, следует иметь в виду два процесса: объединение русских земель вокруг нового центра - Москвы и создание централизованного государственного аппарата, новой структуры власти в Московском государстве.

2. Реформы центрального управления


Централизация принесла с собой важные перемены в государственном аппарате и государственной идеологии. Титул Великого князя остался в прошлом, теперь он именуется царем так же как ордынский хан или византийский император. Русь взяла от Византии атрибуты православной державы, государственную и религиозную символику. Сформировавшееся понятие самодержавной власти означало ее абсолютную независимость и суверенность. В XV в. митрополит на Руси стал назначаться без согласия Византийского Патриарха (к этому времени Византийская империя пала).

По государственному строю Московское государство было феодальным, вид власти в государстве - раннефеодальная монархия.

Самодержавной монархия становится тогда, когда ей удается сконцентрировать в своих руках все виды власти: законодательную, управленческую, информационную, контрольную, судебную, символическую и т.п. Последняя представляет собой способность и легитимное право государства устанавливать, присваивать и распределять разного рода статусы, звания, чины и привилегии. При этом государство (в лице своих органов и официальных лиц) убеждено в том, что именно оно имеет такое право и что для этого не требуется каких-либо объективных дополнительных критериев и условий.

Пользуясь этим правом, государство формирует, создает целые сословия и особые привилегированные или обязанные социальные группы. Формирование централизованного государственного аппарата, бюрократической машины, все более и более усложняющейся, позволило правителям Московского государства взять на себя функцию создания новых классов: служилого боярства, служилого дворянства и т.п. Устанавливая права и обязанности каждого сословия, верховная власть предписывает им даже личные качества: чувство чести, преданности государю и прочее. Закрепляются и особые привилегии: по землевладению, в сфере власти над податными и крестьянами, юридические иммунитеты и т.п. Внешнее оформление статуса осуществлялось с помощью символов, регалий, ритуалов.

К середине XVI в. окончательно сложилось национальное Великорусское государство. На вершине государственной иерархической пирамиды находится царская власть, не ограниченная ни политически, ни юридически. Она ограничивается лишь каноном, т.е. основными церковными правилами и светскими обычаями. Слово «царь» как титул закрепилось в середине XVI в., слово «самодержец» введено в официальный оборот в начале XVII в. Способами получения власти были наследование и избрание. Новое политическое положение, в котором оказалась власть великих князей, требовало нового оформления, новой символики и идей. Брак Ивана III и племянницы последнего византийского императора Софье Палеолог в значительной мере носил символический характер: наследница павшего византийского дома переносила державные права этого дома в Москву, как в новый Константинополь - Царьград. Как преемник византийских императоров великий князь начинает именовать себя царем и государем всея Руси, в XVI в. к этому прибавляется титул самодержца (славянский перевод византийского императорского титула).

Символическая преемственность продолжает развиваться в начале XVI в. - от византийских корней, она углубляется в древнюю историю: через Рюрика и Пруса монархическая генеалогия идет к Августу, римскому цезарю (само слово «царь» является искаженной интерпретацией слова «цезарь»). Тогда же отрабатывается легендарная версия о передаче венца («шапки Мономаховой») греческого царя Константина Мономаха киевскому князю Владимиру Мономаху. Этот акт символически означал установление совместной власти греческих и русских царей-самодержцев над всем православным миром.

Существо верховной власти не отражалось в законодательстве и не подлежало действию государственно установленных норм. Сам же царь издавал уставы, указы, уроки и судебники и признавался высшим источником государственной власти.

Наряду с формированием государственного аппарата управления проходило усиление и укрепление власти Великого князя (царя). Система государственного аппарата власти имела вид приказно-воеводской. Для такой системы были свойственны централизация и сословность. Произошло упразднение системы вассалитета путем ликвидации уделов и самостоятельных княжеств. Территория государства поделена на уезды и волости. Народ имел статус подданного Московского великого князя и обязан был служить только одному великому государю.


2.1 Боярская дума и Избранная рада при Иване IV


Юрисдикция по особо важным делам на местах передавалась государственным органам. В руках Великого князя сосредоточены все ветви власти - гражданская, судебная, административная, военная. Источником права в те времена служили Судебники, в них не был закреплен статус князя или его права и обязанности, князь был выше закона. Наиболее важные государственные дела он решал вместе с боярской думой, возникшей как высший орган в середине XV в. и превратившийся в государственный орган власти, который функционировал все время. Боярская дума - прототип совета феодалов, в ее состав входила исключительно аристократия Руси: бояре, бывшие удельные князья, позже и представители дворянских фамилий и служивой бюрократии.

Боярская дума решала основные вопросы внешней и внутренней политики, осуществляла верховное управление страной, руководила приказами и органами местного управления, устанавливала налоги, решала вопросы по вооруженным силам, осуществляла судебные функции. Помимо этого Боярская дума владела функциями законодательного органа. Ею были утверждены судебники 1497 и 1550 гг. Разделение правомочий царя и думы не было. Поэтому многие указы начинались словами "царь указал, а бояре, то есть дума приговорили".

Для переговоров с иностранными послами была создана специальная ответная комиссия из членов Думы. Итог этих переговоров выносился на рассмотрение Великого князя и Думы. Совещания Боярской думы проводились в Кремле: в Грановитой палате иногда в личной половине дворца (Передней, Столовой или Золотой палатах), реже вне дворца, например в опричном дворце Ивана IV в Москве или Александровской слободе. Но влияние и значение Боярской думы несло собой реальную угрозу для зарождавшейся абсолютной власти самодержавия, и великие князья всячески старались снизить политический вес Боярской думы.

Так с середины XVI в. из Боярской Думы выделилась так называемая "комната", "ближняя дума" - более узкий состав верных и преданных царю людей, с которыми он решал важнейшие дела. В 1547 - 1560 гг., в правление Ивана IV, действовал неофициальный совет в составе поместного дворянина царского "ложничего" А. Адашева священника Благовещенского собора А. Сильвестра, князя Д. Курлятева князя А. Курбского и других лиц. С помощью этой "Избранной рады", как впоследствии назвал ее Курбский, Иван IV провел ряд значимых для государства реформ в сферах земского, военного и судебного дела. Иван Грозный самостоятельно определил курс направления внешней политики и на некоторое время сумел отдалить Боярскую думу от участия в принятии решений по важнейшим вопросам законодательства и управления государства.

Лишь после смерти Ивана IV Боярская дума приобрела былое значение и положение в управлении государством. Заметную роль играла она в отдельные периоды иностранной интервенции и крестьянской войны начала XVII в.


2.2 Земский Собор: создание, структура, функции


С зарождением поместного дворянства (дворян и детей боярских) как нового сословия в обществе государства, наступило возникновение земских соборов - созываемых по мере острой необходимости царями всероссийских совещаний для обсуждения, а часто и разрешения важнейших вопросов внутренней и внешней политики. Появление земских соборов относится к середине XVI в. В конце 40-х - начале 50-х годов XVI в. Кроме Боярской думы и верхушки духовенства "освященный собор" земские соборы включали представителей поместного дворянства и посадских верхов. Именно с образованием земских соборов связано установление в России нового вида власти: сословно-представительной монархии, характерной для большинства западноевропейских государств. Особенностью сословно-представительных органов в России было то, что роль "третьего сословия" в них была гораздо слабее, а органы земских соборов не ограничивали, но наоборот укрепляли власть царя.

Основание деятельности Земских Соборов составляла идея соборности, т.е. общественного единодушия всего населения страны. От его имени Земский собор решал важнейшие текущие проблемы государства, а затем цари приводили эти решения, как бы дозволенные всеми сословиями, в исполнение.

Развитие деятельности Земских Соборов в России можно поделить на 3 периода. Первый начинается с Собора «примирения», созванного Иваном IV после венчания на царство и призванного добиться общественного согласия после долгих лет боярской «смуты» времен его малолетства, и заканчивается с пресечением династии Рюриковичей (после смерти Федора Ивановича в 1598 г.). В нем имели место 4 Собора. Второй период совпадает с эпохой Смуты начала XVII в., и в нем главной функцией Собора является «оформление» восшествия на престол нового паря. Этот период завершается в 1613 г. избранием царя Михаила Романова. С 1613 по 1653 гг. - третий период, в котором монархия и Земский собор являются единым механизмом в устранении результатов смуты. Соборы в это время были самыми многочисленными, заседали годами (своего рода сессии) и решали не только политические, но и хозяйственные вопросы.

Земский собор включал в себя три части: Освященный Собор, куда входили иерархи русской церкви - митрополит (затем патриарх), архиепископы, игумены крупных монастырей; Боярская дума - верхней палаты Собора - и выборные или естественные представители служилого дворянства, городских посадов и отчасти черносошного крестьянства. Имеются точные данные о составе Собора 1566 г., где из 374 участников 32 являлись членами Освященного Собора, 30 членами Боярской думы, 204 дворянами, 33 дьяками и служащими аппарата, 73 купцами и представителями посадов.

Инициатива созыва Земского собора принадлежала царю, а в условиях междуцарствования - от Боярской думы или патриарха. Конкретно установленных сроков не было, Собор созывался по мере необходимости. Не было и четко разработанной процедуры выборов. Известно, что обычно на места посылалась царская грамота, в которой указывалось число вызываемых в Москву людей, при этом предписывалось избирать в «депутаты» «лучших, средних и молодших» людей, а не «худых». Имелся и своего рода нравственный ценз - в требовании избирать людей «крепких, разумных, добрых, постоятельных», то есть знающих народные нужды и умеющих о них рассказать. Это были люди, которым «государевы и земские дела за обычай». Общее число членов Земского собора колебалось от 195 до 450. Избранные получали от своих избирателей наказы - инструкции с указанием насущных нужд и запас (содержание). Хотя, дворянство получало за свою работу в Соборе и жалованье из казны.

Заседания проходили в царских палатах в 3 главных формах: 1 - открытие Земского собора после торжественного богослужения в Успенском соборе и первое общее собрание во дворце, на котором прочитывалась речь царя (им самим или от его имени думским дьяком). В речи освящалась цель созыва Собора и устанавливались вопросы для обсуждения. Вторая часть работы - обсуждение поставленных вопросов и разработка ответов на них каждой составной частью Собора в отдельности, т.е. по палатам. Третий акт - свод мнений и формулировка общего решения на втором общем заседании. Решение оформлялось в виде приговорной грамоты (часть их с указанием всех членов Собора поименно сохранилась).

Прерогативой Земского собора было утверждение новых законов, решение вопросов о войне и мире, введение новых налогов, избрание царей и пр. Следует подчеркнуть также, что Земские соборы помогали государственной власти в лице царя блюсти интересы всех классов в обществе, знание их нужд и пожеланий лучшего управления способствовало сближению ее с народом. Это знание находило свое отражение в узаконениях и распоряжениях, многие из которых начинаются так: «Ведомо нам учинилось, что в городах воеводы и приказные люди всяким людям чинят насильства и убытки, и продажи великие, и посулы и кормы емлют многие», после чего следовал приказ не давать взяток и даровой прислуги воеводам, не пахать на них пашни, провести в случае необходимости судебное расследование и пр.

Представляя более широкие, по сравнению с Боярской думой, слои господствующих верхов, земские соборы в своих решениях поддерживали московских царей. Земские соборы служили орудием в укреплении личной власти великих князей, соответственно, они были противопоставлены в противовес Боярской думе. Само существование земских соборов, как и Боярской думы, показывало слабость власти не только царя, но и государственного аппарата централизованного государства, в силу чего верховная власть вынуждена была прибегать к непосредственной помощи феодального класса и верхов посада.


2.3 Приказы: создание, структура, функции


К середине ХVI в. происходит замена старой упрощенной системы государственного аппарата власти новой системой центрального управления - приказной. Реализация определенных функций государства в XV в. поручалось боярам, а также неродовитым, но грамотным чиновникам - дьякам. Со временем эти нерегулярные поручения обрели систематичный характер. В результате чего появились такие должности, как казначей, печатник, разрядный и ямской дьяки. Изначально в XV в. эти должностные лица исполняли свои обязанности без вспомогательного аппарата. Но с расширением круга их задач с начала XVI в. им давались "для письма" чиновники помельче - подьячие, объединенные в особом помещении: канцелярии - "избе", "дворе". Процесс образования "изб", "дворов"- канцелярий растянулся на несколько десятилетий с конца XV в до середины XVI в. и был неодновременным.

Каждая "изба" или "двор" вместе с возглавлявшим ее должностным лицом являлась основанием будущего приказа. С середины XVI в. "избы"- канцелярии превращаются в постоянно действующие центральные государственные учреждения - приказы. Таким образом, приказная система прошла в своем развитии ряд стадий: приказа (в буквальном смысле слова) как разового поручения, приказа как постоянного поручения (типа "пути"), приказа-"избы" (канцелярии) и, наконец, приказа как государственного органа с самостоятельными структурными подразделениями. Известны следующие приказы: посольский приказ - ведал внешнем сношением; разбойный приказ - занимался "лихими" и разбойными делами; поместный приказ - ведал наделением землей за службу; ямской приказ - ямской службой; казенный приказ - финансовыми делами государства.

Приказы осуществляли судебные функции по делам, связанными с направлениями их деятельности. В приказах было достаточно упорядочено делопроизводство. В этот период четкого разграничения функций приказов не было, они могли осуществлять как отраслевую, так и территориальную деятельность, иногда подменяя друг друга. Наибольшего развития приказная система получила в период сословно-представительной монархии.

Новые органы центрального управления - приказы - возникли без законодательной основы, неожиданно, по мере необходимости. Одни, возникнув, исчезали, когда заканчивалась необходимость, другие делились на отделы, трансформировавшиеся в самостоятельные приказы. На протяжении XVII в. зафиксировано до 80 приказов, постоянно действующих было до 40. Также отсутствовало строгое разграничение деятельности между приказами. В Посольском приказе, к примеру, пытали участников восстаний, брали у них «распросные» и «пыточные» речи. Вдобавок ко всему все приказы являлись не только административными учреждениями, но и судебными, приказных людей называли судьями. Во главе приказа стоял боярин или думный дворянин, руководивший штатом чиновников, состоявшим из дьяков, подьячих и других должностных лиц. Подьячие возглавляли канцелярию приказа, делившуюся, в свою очередь, на столы и повытъя по ветвям управления.

Основанием централизованной приказной системы, в деятельности которой главную роль играло служилое дворянство, государство ограничило роль феодальной верхушки и окончательно упразднило систему вотчинного управления. Это же направление - усиление роли государства с поддержкой в лице формирующегося третьего сословия - наблюдается и в реформе местного управления.

3. Реформы местного управления


Местное управление также претерпевает изменения параллельно образованию централизованного государственного аппарата власти. Ограничение власти кормленщиков - наместников и волостелей - стало составной частью предприятий, проводимых великокняжеской властью в целях укрепления централизованного государства. Эти мероприятия не только совпадали с желаниями поместного дворянства, но и находили поддержку и одобрение черносошного крестьянства. Так как оба сословия были заинтересованы в улучшении прежде всего деятельности суда и того звена государственного управления, в котором корыстолюбие кормленщиков проявлялось особенно остро. Военные нужды и укрепление обороноспособности государства во второй половине XV в. повысили значение "городового дела", т. е. забот о строительстве и укреплении городов. Для улучшения реформы местного управления появляются особые должности - городовые приказчики, оттеснившие наместников-кормленщиков вначале от военно-административного, а затем от ряда отраслей земельного, финансового и даже судебного управления. Назначаемые Великим князем из поместного служилого дворянства городовые приказчики находились в прямом подчинении Великого князя. Так же была введена должность казначея, курировавший первоначально военно-административные дела, и прежде всего учет и хранение всех государственных запасов оружия и боеприпасов. Институт городовых приказчиков был первым дворянским органом местного управления Русского централизованного государства.


1 Земская реформа и отмена кормлений


Конец XV - первая половина XVI в. явил не простые резкие преобразования в социально-экономических отношениях. Сословная борьба при этих условиях ужесточилась и приобрела невиданные до этого формы: от участия в ересях и побегах до индивидуальных террористических актов и групповых выступлений "лихих людей". Кормленщики не были заинтересованы в борьбе с "лихими людьми". Рост преступности был для них даже выгоден, так как в случае поимки они имели от суда лишние доходы.

В феврале 1551 г. крестьяне Плесской волости Владимирского уезда получили уставную земскую грамоту, согласно которой они могли с помощью выбранных ими "излюбленных голов" и "целовальников" собирать дважды в году, на покров и пасху, оброк - "кормленный окуп" и отвозить его в Москву. Должность наместника для них упразднялась. Повсеместно земская реформа была проведена лишь в 1555 - 1556 гг. С этого времени в уездах и волостях, где ранее не существовало помещичьего землевладения, крестьяне черносошных и дворцовых земель, а также посадские люди в городах получили право выбирать из своей среды "излюбленных голов" старост, а также "лучших людей" целовальников или земских судей. Делопроизводство земского старосты, и целовальников вел выборный земский дьяк. Округом каждого земского старосты чаще всего была волость или город. Все должностные лица земского самоуправления выбирались на неопределенный срок, и население их могло "переменить". Спустя некоторое время для них были введены ежегодные выборы. В ведении земских органов находились сбор подати - "окупа", а также разбор гражданских и второстепенных уголовных дел (крупными уголовными делами ведали губные органы) среди черносошных крестьян и посадских людей. В центральных уездах с развитым землевладением, где население было уже несвободным, земские органы нередко отсутствовали и управление осуществлялось городовыми приказчиками и губными старостами, выполнявшими административно-полицейские и финансовые функции.

В работе этих органов существовал настоящая бюрократические манера: жесткое подчинение (по вертикали) и строгое выполнение предписанных инструкций (по горизонтали).


2 Губная реформа Ивана IV


Отмена кормлений - лишь завершающий этап длительного процесса реформирования местного управления.

Губные органы начали формироваться с 30-х гг. XVI в., ещё при наместничьем правлении, уничтоженном в 1555 г. Действие этих выборных органов поначалу распространялось не везде, а только в некоторых территориях, по просьбам населения «по грамотам». В основном такие просьбы отправлялись в целях защиты от разбойничьих шаек, заполонившими страну во время малолетства Ивана IV. С середины XVI в. были выделены губные округа, в которых дворяне избирали губных старост из среды дворян или детей боярских, губной дьяк и до 4 целовальников, представлявших штат губной избы. Им были поручены уголовные дела, в том числе полицейские - поимка преступников, судебные, заведование тюрьмами. С течением времени, на некоторых территориях, в частности, в центральных уездах, где сильна была поместно-вотчинная система, губные органы сконцентрировали в своих руках все местное управление.

Примечательно и то, что к судебной деятельности этих органов стали привлекаться «добрые люди» из числа местных жителей. Они присутствовали при судебном разбирательстве, скрепляли документы своими подписями, решали вопрос о причислении подсудимого к разряду профессионального преступника или обычного, что имело довольно серьезную силу при вынесении приговоров. Данное нововведение стало началом создания в России типа суда присяжных заседателей. Но реформация внутренней была приостановлена волей Ивана Грозного, и лишь в XIX в России создается суд присяжных.

По большей части в областях стоящих на границе государства, во второй половине XVI в. вводится воеводское правление. После Смуты оно становится всеобщим, сочетая в своих руках административную и военную власть, а также контрольные функции по отношению к местному самоуправлению. По царским наказам воеводы должны были «беречь накрепко, чтоб мужики - горланы богатые... середним и молодчим людем продажи ни чинили и лишних поборов не сбирали». Контроль со временем приобретает формы подчинения губных властей воеводскому правлению. Утвержденный царем воевода теперь не только управляет гарнизоном и охраняет безопасность региона, он дублирует действия губного старосты. Правительство некоторое время раздумывало, не решаясь, какой из этих форм управления оставить как единственным. В 1679 г. губное правление было упразднено, в 1684 г. возобновлено и функционировало ещё некоторое время, пока Пётр I не отменил его окончательно.

Губная реформа стала шагом вперед на пути укрепления централизации власти, но все же, сами местные органы, по итогам проведения этой реформы так и не приобрели полноценный централизованный характер. Государственный аппарат власти был не достаточно развитым, чтобы суметь обойтись без поддержки представителей сословий в управлении: феодалов, крестьян, посадских людей.

Заключение


В ходе написания работы были решены поставленные задачи:

) выявление предпосылок послужившими началу преобразования центрального и местного управления в России ХVI века;

) рассмотрение реформ центрального управления;

) анализ реформ местного управления.

На основании проведенного исследования важнейших этапов преобразований в сфере государственного правления времен царствования Ивана IV и самой личности царя, можно сделать выводы о том, что тоги правления Ивана IV крайне противоречивы. Главным и несомненным результатом царствования Ивана IV является окончательное завершение формирования централизованного Российского государства - царства, ставшего равным великим державам современности Ивана IV. Оно приобрело широкий международный авторитет, имело довольно сильный бюрократический и военный аппарат, которым самолично руководил «всея России самодержец».

Тем не менее, именно период правления Ивана IV дал России изнурительную и бесплодную войну с Ливонским княжеством, которая впоследствии начала сопровождаться террором созданной царем опричнины. Опричнина явила собой форсированную централизацию без необходимых на то социально-экономических причин, именно создание опричнины показало, что власть охвачена тотальным страхом. В целом же политика Ивана IV для России оказалось весьма плодотворной. Его неодиозная личность, полная противоречий и контрастов, рождала такие же реформы в управлении государством, ясно одно - это был до конца не равнодушный царь к своей родине. Жестокость и безжалостность сменялись в нем с раскаянием и переосмыслением своей безудержной натуры.

Крайне неудачно закончились годы царствования лично для царя. Во-первых, была убита его первая и любимая жена Анастасия, ее смерть царь переживал очень горячо и тяжело, во-вторых, в порыве гнева, царь убивает своего старшего сына - Ивана, надежду и будущего продолжателя дела отца Ивана IV. В результате этого убийства, в будущем образуется династический кризис, за которым последует тяжелые Смутные времена. В итоге дворцовых интриг, восстаний и интервенций к власти престола придет династия Романовых, которая откроет новые страницы в истории Российского государства.


Список использованной литературы


1) Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. Курс лекций. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2000. С. 216.

) Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного: очерки социально-экономической и политической истории середины XVI в. С. 511.

) Зуев М.Н. Отечественная история: учебник. М.: ОНИКС 21 век, 2012. С. 672

4) Исаев И.А. История государства и права России: учебник. М.: Проспект, 2010. С. 335

) История государства и права России: учебник / под ред. Ю. П. Титов. - М.: Велби, 2013. С. 544.

) История государства и права России: учебник / под ред. С. А. Чибиряева. - М., 2001. С. 528.

7) Павленко Н.И. История СССР с древнейших времен до 1861 года: учебник. М.: - Просвещение, 1989. С. 559.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Социально-экономическое развитие России в XVI в.

ПОЛОВИНЕ XVI века

Тема 7. МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО В СЕРЕДИНЕ–ВТОРОЙ

Формы феодального землевладения в Московском государстве: вотчина –земельное владение на правах полной наследственной собственности и поместье – условное ненаследственное земельное владение, давалось дворянину за службу и на время службы.

· Формы феодальной ренты (часть полученного крестьянами продукта, уплачиваемая феодалам за землю): – отработочная рента – барщина, продуктовая рента – натуральный оброк, денежная рента – денежный оброк.

· Центры внутренней торговли: Москва, Великий Новгород, Нижний Новгород, Холмогоры и др.

· Расширяется внешняя торговля. В 1553 г. – капитан английского корабля Ричард Ченслер прибыл по Белому морю в порт Архангельск, начало русско-английской торговли. Архангельск стал центром приморской торговли в XVI в.

Иван IV Грозный (1533–1584 ) – при нем вводится титул «царь», в 1547 г. он впервые официальное венчался на царство.

Избранная рада неофициальный совет ближайших соратников при Иване Грозном, с которым он провел реформы. В состав Избранной рады входили: митрополит Макарий , князь-воевода Андрей Курбский , думный дворянин, государственный деятель XVI в. Алексей Адашев , глава Посольского приказа Иван Висковатый , духовник царя Сильвестр .

1. Реформа центрального и местного управления:

· 1549 г. – созыв первого Земского собора (Собор примирения) высшего сословно представительного учреждения России середины XVI–XVII вв.;

· в 1550- х гг. завершается складывание приказной системы управления, т.е. учреждений, ведавших различными отраслями хозяйства и управления;

· 1550-е гг. – реформы местного управления: в ходе губной и земской реформы управление на местах было передано выборным губным и земским старостам. Была отменена система кормлений.

2. Военная реформа:

· 1550 г . – появилось войско из стрельцов – воинов, вооруженных не только холодным оружием, но и огнестрельным (пищалями). В отличие от дворянского войска, которое созывалось как ополчение, стрельцы служили постоянно, были на довольствии государства, то есть получали от него обмундирование, денежное и хлебное жалованье;

· 1556 г . – «Уложением о службе » устанавливался единый порядок организации вооруженных сил: с определенного количества земли (вотчин и поместий) выставлялся вооруженный воин на коне.

3. Судебная реформа:

· 1550 г. – принятие Судебника, в нем предусматривались наказания для бояр и дьяков за должностные преступления, ограничивались судебные права наместников, увеличена плата за «пожилое» для крестьян.



4. Церковная реформа:

· 1551 г. – состоялся Стоглавый церковный собор, который принял «Стоглав » – сборник решений в виде ста глав-статей из ответов на вопросы царя, на Соборе принято решение о создании общерусского пантеона святых. Был ограничен рост церковного землевладения.

5. Финансовая реформа:

· замена подворного обложения населения поземельным, введение новой единицы обложения – большой сохи ;

· таможенная реформа – переход к единой рублевой пошлине вместо торговых, ямских и проч. пошлин, унификация мер веса, длины и т.д.

Последствия централизаторских реформ Ивана IV:

· усиление государственной власти в центре и на местах;

· усиление экономической и политической роли дворянства.

В результате реформ Избранной рады в стране оформилась сословно-представительная монархия – форма правления с опорой на органы сословного представительства (Земский собор, губные и земские органы на местах).

Опричнина (1565–1672 гг.) политика террора во времена Ивана Грозного. Данная политика была направлена на укрепление самодержавия жесткими методами. Страна была разделена на опричнина – особый двор и земщину – вся остальная территория. Наиболее известный царский опричник – Малюта Скуратов .

Система государственной власти в Московском государстве – царь, Боярская Дума – государственный орган управления, приказы – учреждения, ведавшие различными отраслями хозяйства и управления.

Книгопечатание:

· вторая пол. XVI в. – в Московской Руси появилось книгопечатание;

· 1564 г. – издана первая датированная печатная книга в России. – «Апостол », первый книгопечатник Иван Федоров .

«Избранная Рада» - термин, введённый князем А. М. Курбским для обозначения круга лиц, составлявших неформальное правительство при Иване Грозном в 1549-1560 годах.

Состав Избранной Рады является предметом дискуссий. Однозначно в «Раде» участвовали приближенный к царю священник Сильвестр и молодой дворянин Алексей Адашев. Н. М. Карамзин включает в состав митрополита Макария. Н. И. Костомаров перечисляет Воротынского, Серебряного, Горбатого, Шереметевых, князей Курбского и Курлятева.

Избранная рада просуществовала до 1560 года, после чего большая часть её членов подверглась преследованиям со стороны Ивана Грозного.

Таблица «Реформы Избранной Рады»

Административные реформы

Реформы местного управления

Губная реформа

Реформа была начата еще во время правления матери Ивана Грозного — Елены Глинской. Вместо княжеских ставленников на местах (волостелей и наместников) розыск разбойников и суд над ними переходил к губным старостам, избирающимся из местных дворян, или губных целовальников от крестьянства (если дворян в данной местности не проживало).

Земская реформа

Основа реформы была заложена в Судебнике 1550 года. Крестьянские и городские общины получили право предоставлять прошение об отзыве наместника или волостеля, с условием избрания из собственной среды старост для учреждения земской избы, а также перечисления полагающегося наместникам «кормления» в казну государства (кормленный откуп).


Созданные таким образом органы местного самоуправления получали возможность самостоятельно осуществлять судебные (кроме тяжких преступлений) и административные функции, а также собирать и отправлять налоги в центр.

Реформа центрального управления
создание системы приказов

Увеличение территории Русского царства при острой нехватке административных служащих еще при Иване III и Василии III способствовало формированию новых органов управления — приказов. Но именно при Иване IV Грозном приказы объединяются в единую систему органов центрального государственного управления, каждый из которых заведовал особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Приказы назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями.

Судебная реформа

Новый Судебник 1550 года, изданный взамен устаревшему Судебнику 1497 года (Ивана III), рассматривал следующие ключевые вопросы:

  • Ведение наказаний за взяточничество
  • Определение порядка рассмотрения судебных процессов
  • Введение стратификационной системы штрафов
  • Правила суда над церковными служителями
  • Ограничение власти на местах
  • Борьба с разбойниками
  • Изменения правил судебного поединка

Создание единого, хорошо систематизированного и отвечающего требованиям своего времени нормативно-правового документа позволило существенно упростить и ускорить процесс рассмотрения дел.

Введение ограничений для царских и княжеских ставленников (волостелей и наместников) и передача части судебных функций к выборным от населения позволили снизить уровень преступности и повысить эффективности судебной системы на местах.

Экономические реформы

Налоговая реформа

Судебник 1550 года установил новую норму налогообложения - большую соху. В зависимости от принадлежности к сословному слою (крестьянству, дворянам или церкви), а также от качества земли, различалась норма большой сохи.

Дворянство, несшее кроме налоговой еще и войсковую повинность, платило минимум вдвое меньше крестьян - соха для черносотенного крестьянина определялась в 400 четвертей, для служилого человека - 800.


Кроме измеения налоговых стандартов среди прочих преобразований, повлиявших на экономику в период правления Ивано Грозного совместно с Избранной Радой, можно выделить следующие:
  • Ограничение финансовой независимости церкви
  • Снижение феодальной самостоятельности
  • Отмена кормлений

Военные реформы

Ключевые пункты:

  • 1550 — Выборная «тысяча лучших слуг»
  • 1550 — Выборное стрелецкое войско
  • 1550 — Ограничение местничества
  • 1552 — Формирование конных сотен
  • 1555-1556 — Уложение о службе
  • Реформа органов военного управления
  • 1571 — Пограничный устав
  • Развитие артиллерии

Комплекс мер, проведенных в период 1550-1571 годов, для увеличения эффективности и численности войсковых соединений, закладывания основ будущей регулярной армии, улучшения субординации между военачальниками и общей координации армии, фактически обеспечил взятие Казани в 1552 году, штурм ряда крепостей во время Ливонской войны и разгром направляющегося для разграбления Москвы крымско-татарского войска в битве при Молодях 1572 года.

Социальные реформы

Церковная реформа

Комплекс законов (Стоглав), принятый на Стоглавом соборе в 1551 году, и касающийся вопросов церковного землевладения, религиозных образов и разъяснений относительно соотношения различных норм государственного права с церковным, стал попыткой Ивана Грозного упорядочить церковный институт, по его мнению чрезмерно много уделяющий внимания стяжательству и слишком мало — культурному воспитанию народа.

Заповедные лета

С 1581 года, когда правительство Ивана Грозного занялось всеобщей переписью земель с целью определения масштабов упадка хозяйства страны в 1570-1580-е годы (вследствие опричнины и Ливонской войны), в некоторых районах Русского государства был введен запрет на крестьянский выход в осенний Юрьев день. Это запрещение для земледельцев на смену хозяина-помещика трактуется историками как первый шаг на пути последующего закрепощения основного сословия страны — крестьян.

Конец избранной рады — опричнина

Разногласия между царем и лидерами «Избранной рады» по вопросам внешней и внутренней политики, а также поддержка Адашевым и Сильвестром двоюродного брата Ивана Грозного во время болезни царя - сложились со стремлениями Грозного ускорить централизацию Русского царства через дальнейшее ограничение прав и вольностей дворян, Боярской думы, духовенства.

В 1560 царь сослал протопопа Сильвестра в монастырь, а А.Ф. Адашева, посадил под стражу в Дерпт, где тот скончался от горячки через два месяца - обоих царь подозревал в причастности к смерти царицы Анастасии. А. М. Курбский бежал, предупрежденный об опале, в 1564 году в разгар Ливонской войны.

Было создано опричное войско (несколько тыс. чел.), которое подчинялось лично Ивану Грозному и получило право по его приказу расправляться с «опальными» (т.е. осужденными царем) без необходимости советоваться с Боярской думой. Вся территория страны разделилась на «Опричину» — личное владение царя и «Земщину». По разным оценкам историков, за время опричнины было убито от 5 до 15 тысяч человек. Имущество и земли попавших в немилость царя подлежало конфискации.

Опричное войско не смогло отразить набег крымского Хана Девлет-Гирея в 1571 году сжегшего предместья Москвы - царь ввел запрет на само упоминание «опричнины». При этом царский удел сменил название с «опричнина» на «двор».

Итоги и результаты реформ Ивана IV Грозного

  • Укрепление самодержавия и централизация власти - борьба с боярством, свободой удельных князей, снижение финансовой и административной независимости церкви
  • Повышение эффективности органов местного управления - создание губных и земских учреждений, оформление сословно-представительной монархии
  • Реформирование армии - формирование поместной формы землевладения, стрелецкие полки, развитие артиллерии
  • Реформирование системы налогообложения
  • Первые шаги на пути закрепощения крестьян
  • Определение стандартов религиозных обрядов

За время деятельности Ивана Грозного:

  • был нанесен удар по боярству и укрепились позиции дворянства;
  • на Руси сложилась сословно-представительная монархия;
  • начал созываться Земский собор;
  • русский государь получил статус царя;
  • продолжилось расширение территории Руси.

В 1533 г. скончался Василий III, сын Ивана III, правивший в 1505 - 1533 гг. После его смерти на Руси началось боярское правление. Суть боярского правления 1533 - 1547гг. в следующем:

  • воспользовавшись тем, что наследнику престола - Ивану (Иоанну) IV Васильевичу было 3 года, власть в стране взяла груп­пировка бояр;
  • был создан регентский совет во главе с матерью Ивана IV Еленой Глинской;
  • фактическим правителем России стал ее фаворит боярин Овчина-Телепнев-Оболенский;
  • после смерти Елены Глинской в 1538 г. началась ожесточенная борьба за власть между боярами;
  • сложилось два враждебных боярских клана, сгруппировавшихся вокруг боярских родов Шуйских и Вельских;
  • в период борьбы боярских группировок (приходившейся на юность Ивана Грозного) власть великого князя значительно ослабла и стала номинальной, хотя у нее все же оставались сторонники, которые не позволили ликвидировать великокняжескую власть окончательно.

В 1547 г. по достижении 17 лет (совершеннолетия в то время) Иван IV вступил на престол. Особенностью его прихода к власти было то, что впервые в истории Руси великий князь был венчан на царство и получил титул царя:

  • термин «царь» пришел на Русь от монголо-татар;
  • до падения ига «царем» называл себя главный хан Золотой Орды;
  • данным титулом золотоордынский царь подчеркивал свою власть над всеми (как над другими ханами, так и над русскими князьями, которые ездили в Орду на поклон к царю);
  • впервые приняв титул «царь», Иван Грозный показал свою абсолютную суверенность, независимость от всех других властей;
  • также этим шагом Иван Грозный показал, что теперь, после падения Золотой Орды, высшим правителем как на Руси, так и на всем окружающем восточноевропейском пространстве, таким же, какими 240 лет были ханы, является московский государь и центр власти переместился из Сарай-Бату в Москву;
  • в этом шаге была определенная правопреемственность с Византией - монголо-татары заимствовали термин «царь» у византийцев (царь - сокращенный монголами вариант слова «цезарь», а цезарями именовали себя императоры Рима и Византии).

Через 2 года после венчания на царство в 1549 г. Иван Грозный начал реформы, в ходе которых были:

  • создана Избранная Рада;
  • впервые созван Земский собор;
  • принят новый Судебник;
  • проведена земская реформа;
  • проведена реформа церкви.

Избранная Рада - совещательный орган при царе: фактически выполнял роль правительства, «коллективного мозга», помогавшего царю в осуществлении управления страной, но не имел официального статуса (подобно правительствам, кабинетам других стран).

В состав Избранной Рады входили ближайшие соратники царя, среди которых:

  • Алексей Адашев - талантливый государственный деятель, вышедший из незнатного помещичьего рода;
  • князь Андрей Курбский - молодой реформатор;
  • митрополит Макарий (глава Русской Православной Церкви);
  • отец Сильвестр - духовный наставник и воспитатель царя в юности;
  • думный дьяк Висковатый.

Избранная Рада повлияла на проведение почти всех реформ раннего Ивана Грозного. Несмотря на то, что она имела неофициальный статус, это был первый опыт функционирования правительства на Руси.

В 1549 г., примерно в одно время с созданием Избранной Рады, впервые в истории Руси был созван Земский собор - сословно-представительный орган.

Земский собор - наряду с новгородским вечем, первый представительный орган на Руси. В отличие от веча, которое пред­ставляло горожан, Земский собор являлся сословно-представительным органом:

  • имел общерусский характер;
  • представлял различные сословия русской элиты - бояр, дворян, духовенство;
  • созывался для решения важнейших вопросов, которые определяли судьбу государства.

Решения Земского собора были окончательными и имели большой авторитет для народа. Так, Земскими соборами были приняты такие исторические документы и решения, как принятие Судебника 1550 г., избрание на царство династии Романовых, решение о воссоединении Украины с Россией. Суть земской реформы, проведенной при Иване Грозном в 1555 - 1556 гг., заключалась в совершенствовании местного самоуправления на Руси:

  • был введен институт земских старост (глав сел и небольших городов), которыми избирались представители зажиточных крестьян и горожан;
  • городовых, которые назначались царем и руководили крупными городами, финансовыми и административными делами;
  • губных старост (глав губерний), которые назначались царем и осуществляли управленческие, полицейские и судебные функции.

При Иване Грозном окончательно сформировалась приказная система:

  • управленческие функции отдельными направлениями государственной деятельности на общерусском уровне были закреплены за приказами («министерствами»);
  • Посольский приказ ведал иностранными делами;
  • Разрядный приказ отвечал за сбор и организацию армии;
  • Поместный приказ ведал делами по распределению земли за людьми, находящимися на службе у государства;
  • впоследствии были созданы и иные приказы.

Церковная реформа заключалась в том, что были унифицированы ранее свободно трактуемые нормы церковной жизни. Новый единый для всех порядок был закреплен в решении Стоглавого собора 1551 г. - съезда священнослужителей с участием боярства и царя, который оформил новый церковный устав в виде 100 глав.

Военная реформа заключалась в том, что:

  • ополчение, которое собиралось на время войны, было заменено постоянной армией;
  • главным принципом организации армии стала постоянная военная служба, которая вознаграждалась земельными угодьями;
  • ядро новой армии составляли «избранная тысяча» (1070 отбор­ных дворян, которые получили обширные земельные участки
  • под Москвой) и стрелецкое войско (стрельцы), состоящее из 3 тыс. человек, обученных обращению с огнестрельным оружием;
  • часть войска (в основном обозно-тыловая служба) набиралась из крестьян.

Новый Судебник, принятый Земским собором в 1550 г.:

  • провозгласил закон единственным источником права на Руси;
  • ликвидировал право удельных князей осуществлять судебные функции;
  • закрепил функцию суда исключительно за государством;
  • упорядочил налоги;
  • подтвердил право крестьян на «Юрьев день» (право уйти к другому помещику с выплатой предыдущему «пожилого»).

Главное значение реформ Ивана Грозного 50 - 60-х гг. XVI в. состояло в том, что, благодаря им:

  • усовершенствовалась система управления государством;
  • на Руси сложилась сословно-представительная монархия (монархия, опирающаяся на сословия (важнейшие: боярство, дворянство, духовенство), которые допущены к управлению государством и представлены в различных государственных органах.

Во время правления Ивана IV Васильевича (1533–1584) завершаются мероприятия, которые были направлены на создание централизованного Российского государства.

В 1547 г. великий князь Иван принимает царский титул, что, по мнению митрополита Макария, должно было его приравнять к императорам Древнего Рима и Византии.

В 40-50-е гг. Иван Грозный проводил свою политику совместно с кружком доверенных лиц, Избранной радой. В 1550 г. был созван первый Земский собор – выборный высший сословно-представительный орган. На Земском соборе было решено провести следующие реформы: военную, судебную, церковную, реформу центрального и местного управления.

Военная реформа:

1) проведено укрепление вооруженных сил страны. Ядро армии теперь составляло дворянское ополчение, которое должно было стать опорой власти самодержца;

2) составлено Уложение о службе, согласно которому дворянин мог служить с 15 лет, служба передавалась при этом по наследству;

3) в 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско, которое в конце XVI в. являлось мощной боевой силой Российского государства.

Судебная реформа

В 1550 г. был издан «Судебник» – свод законов, предусматривающих усиление централизованной власти.

Церковная реформа

Перемены, связанные с централизацией государства, отразили решения созванного в 1551 г. по инициативе царя и митрополита Собора русской церкви.

Его назвали Стоглавом, так как его решения были сформулированы в 100 главах.

Стоглавый собор: 1) оформил общерусский список святых; 2) проверил церковные книги;

3) унифицировал богослужение и все церковные обряды.

Реформа центрального и местного управления (губная реформа)

Она была проведена в середине 1550-х гг., в соответствии с ней власть на местах переходила к губным и земским старостам.

В целом реформы Ивана Грозного, проведенные в 1550-е гг., способствовали укреплению процесса централизации Российского государства, были направлены на усиление власти царя.

Реформы дали возможность приступить к решению важных внешнеполитических задач.

Главными направлениями внешней политики России при Иване Грозном были:

1) восточное (присоединение Казанского и Астраханского ханства, начало освоения Сибири);

2) западное (борьба за выход к Балтийскому морю, война с Ливонским орденом).

Действия русских в восточном направлении были достаточно успешными для России. В 1552 г. было покорено Казанское, а в 1557 г. Астраханское ханства, к Российскому государству присоединены также: Ногайская орда, Башкирия, Кабарда. С 1581 г. шло завоевание Сибири.

Труднее решались задачи внешней политики на западном направлении. Россия стремилась к расширению своих земель на том направлении, где находилась Ливония. Иван IV стремился дать России выход к Балтийскому морю, что расширило бы связи страны с Европой. Пытаясь разрешить эту проблему, Иван IV начал в 1558 г. изнурительную для нашей страны Ливонскую войну, которая длилась 25 лет. Хотя начало войны сопровождалось победами русских войск, были взяты Нарва и Юрьев, исход ее был печален для России. В 1560 г. войска Ливонского ордена были полностью разбиты и он перестал существовать, после чего в войну включились Литва, Швеция и Дания, что и повлияло на исход войны. В1564 г. русская армия начала терпеть неудачи.

Похожие публикации