А плещеев весна краткое содержание. Урок литературного чтения "А

Создание стихотворения относится к 1858 году, когда происходит возвращение домой из ссылки Плещеева. В Москве он полностью занялся литературой. Плещеев пишет стихи, поэмы, также переводит тексты.

В этот же год у него был выпущен сборник стихов. Тема его – это люди, прозревшие и отказавшиеся от безобразного существования в жизни. Все его стихи проникнуты переживанием за порабощенную родную сторону, а также веру в правом деле. Само стихотворение вызывает чувства волевые, свободные и расцвета. Кроме того «птичка» вызывает грусть и жалость, а

Также то, что она маленькая и беззащитная.

Начинает свое повествование автор с вопроса к этому маленькому существу «для чего…ты так рано прилетела?». Сразу не понятно, когда это все происходит. Но одно ясно, что время прилета наступило раньше. И события происходящие в настоящее время не соответствуют действительности.

В это время еще природа не проснулась от зимы. В самом стихотворении присутствует легкость и тепло, но потом происходит нарушение этой гармонии темные облака заволокли все небо, солнце исчезло. А погода стала ветреной, даже тростник сильно склонен до земли. В этой части произведения у читающих

Появляется тревожное чувство, беспокойство. А тона краски меняются на противоположные.

И все заставляет задуматься, просто нет понятия о каком времени года поэт рассказывает. Но слова о тростнике желтом и сухом все-таки дают ответ на поставленный вопрос. Так как только весной он бывает высохшим и потрескавшимся. А кучевые облака появляются во время грозы.

И как подтверждение этому автор повествует «Вот и дождик, посмотри-ка, Хлынул словно из ведра». Здесь показано противостояние стужи и жары, зимы и лета. А цитата «Скучно, холодно…» говорит, что сам поэт находится в печали, скуке. На душе у него пусто и одолевает грусть.

На протяжении Плещеев описывает состоянии природы, которые говорят о неблагоприятном времени для прилета птиц. В произведении имеется диалог, который создает вид события и повествования. И в конце стихотворения птичка отвечает на поставленный вопрос, что она прилетела раньше не для веселья и радости. У нее есть другая цель для прилета.

Весна и связанные с ней преображения всегда были излюбленной темой для многих поэтов. Одним из самых ярких литературных произведений на «весеннюю» тематику является стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Весна». Предлагаем краткий анализ «Весна» по плану, с помощью которого можно лучше разобраться в произведении и подготовиться к уроку по литературе в 5 классе.

Краткий анализ

История создания - Стих написан в 1872 году.

Тема стихотворения – Весеннее обновление природы, а также чувств и мечтаний человека.

Композиция – Композиция состоит из трех частей: в первой части описаны первые признаки наступления весны, во второй - радостные переживания, связанные с ее приходом, в третьей - торжество единения природы и человека.

Жанр - Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Метафоры «пора метелей злых и бурь», «небесная лазурь».

Эпитеты - «небесная», «беззаботных», «звонкий».

Олицетворения «бегут ручьи», «лес оденется листвою», «зима унесла».

Инверсия «тает снег», «засвищут соловьи».

Сравнения «стучит, как будто ждет чего-то».

История создания

Произведение «Весна» было написано Алексеем Николаевичем в 1872 году. Тема весеннего пробуждения природы и ее преображения была близка многим русским поэтам. Не стал исключением и Плещеев, которому удалось написать одно из самых прекрасных стихотворений, посвященных этому времени года.

Тема

Центральная тема - приход весны и изменения, которые она вызывает в природе и людях. Лирический герой не скрывает свой радости по поводу окончания лютой и безжалостной зимы.

Под первыми лучами весеннего солнца природы будто оживает: тает снег, деревья готовятся примерить зеленый наряд, птицы радуются теплу. Но с весной пробуждается не только природа: душа человека также очищается от накопившихся забот и проблем.

Даже простые крестьяне, вынужденные много и тяжело работать, радуются приходу весны. Что же говорить о птицах и детях, которые встречают долгожданное тепло звонким пением и радостным смехом!

Главная мысль произведения - ощущение счастья, которое дарит весна каждому человеку. С ее приходом в душе зарождаются самые смелые надежды и весны, чувствуется прилив сил, все печали и горести забываются, уступая место радости и светлым грезам.

Композиция

Произведение условно можно разделить на три части. В первой части автор раскрывает всю прелесть природы, пробуждающейся после зимнего сна. Тает снег, бегут ручьи, еще совсем немного – и деревья наденут свое зеленое убранство, а соловьи будут разливаться звонкими трелями. Весна только вступает в свои владения, но уже понятно, что злые метели и снежные бури позади, впереди - солнце, цветущие луга и пение птиц.

Во второй части лирический герой делится своими переживаниями, которые возникают у него с приходом весны. В каждом человеке, будь то труженик или беззаботный ребенок, с приходом весны просыпаются надежды и светлые мечты, возникает чувство неподдельной радости и счастья, предвкушение прекрасных перемен. Кажется, будто вместе с зимой ушли все беды и проблемы, и впереди ждет лишь безоблачное счастье.

В финальной части произведения звучит радостная весть - «Весна!», знаменующая собой слияние природного и человеческого торжества.

Жанр

Произведение написано в жанре пейзажной лирики, состоит из пяти четверостиший. Стихотворный размер - четырехстопный ямб с использованием перекрестной рифмы.

Средства выразительности

Для придания стихотворению образности, лиричности и эмоционального накала поэт мастерски использует самые разнообразные средства художественной выразительности.

Красочные эпитеты (« небесная», «звонкий», «беззаботных ») создают ощущение праздника, которое несет с собой весна. При описании пробуждающейся природы автор использует олицетворения (« лес оденется листвою», «бегут ручьи», «зима унесла ») и метафоры (« небесная лазурь», «пора метелей злых и бурь»).

Также в произведении встречаются инверсии (« тает снег», «засвищут соловьи ») и сравнения (« стучит, как будто ждет чего-то »).

Впечатление в значительной мере усиливается благодаря противопоставлению « злых метелей » « небесной лазури » и радостному восклицанию « Весна!».

Образ весны в русской литературе тесно связан с обновлением природы и ее удивительным преображением. Эта тема волновала многих поэтов, которые не переставали удивляться тому, насколько мудро устроен наш мир, и сколько радостных открытий он может подарить тому, что умеет видеть и чувствовать прекрасное. Стихи, посвященные первым солнечным лучам, тающему снегу и сочной молодой траве, есть у многих поэтов. Однако самим знаменитым из них по праву считается произведение Алексея Плещеева “Весна” , написанное в 1872 году.

В первой строфе этого

Стихотворения чувствуется пусть едва заметные, но необратимые изменения в природе. Слежавшийся и почерневший снег превращается в веселые ручьи, а автор выражает надежду, что “засвищут скоро соловьи и лес покроется листвою”. Чистое голубое небо и яркое солнце ассоциируются у поэта не только с наступающей весной, но и свидетельствуют о том, что “пора метелей злых и бурь опять надолго миновала”. И это вызывает в душе автора ощущение неподдельного счастья, его сердце стучит сильнее “как будто ждет чего-то”. Вместе с зимой, по мнению Плещеева, уходят заботы и горести. Даже несмотря на то, что впереди предстоит довольно сложный период полевых работ, “все лица весело глядят”. Ведь весна несет с собой не только новые ощущения, но и надежды на лучшее для тех, “чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе”. Под такими людьми Плещеев подразумевает крестьян, которым весна дает возможность заложить основы личного благополучия и обеспечить себя хорошим урожаем. Именно поэтому люди с нетерпением и радостью ждут начала посевной.

Противопоставляя угрюмую зиму и теплую весну, Плещеев отмечает, что жизнь по законам природы является естественной и разумной. Поэтому не стоит пренебрегать ими, чтобы не лишать себя возможности быть в гармонии с окружающим миром. Именно эту гармонию особенно остро, по наблюдениям автора, чувствуют дети и птицы, которые с восторгом реагируют на то, как преображается все вокруг, и это чувство новизны дает силы жить, мечтать, верить и стремиться к лучшему.

Каждая строчка стихотворения “Весна” наполнена теплотой, искренним счастьем и умиротворением. Алексею Плещееву мастерски удалось передать эти ощущения и создать целостную картину преображающегося мира, в котором важна каждая мелочь, будь то “беззаботных птичек пенье” или же “резвых деток звонкий смех”. И именно эти детали, на которые многие из нас в повседневной жизни не обращают внимания, дают возможность в полной мере ощутить, насколько жизнь может быть привлекательной, если уметь ценить то, что она дарит каждому человеку.

(No Ratings Yet)



  1. В 15 лет юный Лермонтов безнадежно влюбился в Екатерину Сушкову – барышню ветреную, кокетливую и достаточно жестокую. Она игнорировала ухаживания молодого поэта, хотя и признавалась, что ей очень льстят его...
  2. Поэтические образы, создаваемые Борисом Пастернаком, очень ярки и разнообразны. Однако в отличие от многих других поэтов он никогда не приукрашивал действительность. Потому пейзажная лирика этого автора отличается реалистичностью, хотя в...
  3. Времена года Весна. Наступила весна. Весело звенит капель: это сосульки за окном тают. На проталинке вот-вот распустит свои лепестки первый подснежник. Побежали говорливые ручейки. Солнышко буквально слепит глаза – такое...
  4. План 1. Приход весны. 2. Весна в городе. 3. Природа оживает. 4. Долгожданное время года. Еще природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну послышала она И ей невольно улыбнулась...
  5. Весенняя пора года символизируется как возрождение природы после зимней спячки. Не только люди, но и животные, уставшие от холодной зимы, ждут весну. Часто люди говорят – весна пришла, так как...
  6. Алексей Гаврилович Венецианов – выдающийся живописец. К основным его работам относятся жанровые сцены из крестьянской жизни. Одной из таких произведений есть картина “На пашне. Весна”. На картине изображена ранняя весна....
  7. Весной 1946 года после нескольких лет лагерей и вынужденного проживания в Караганде, Николай Заболоцкий добился разрешения вернуться в Москву и вместе с семьей поселился на даче в Переделкино у своего...
  8. У Николая Заболоцкого довольно много лирических произведений, однако в большинстве своем они имеют социальный либо политический подтекст. Исключение составляет “Поэма весны” , созданная поэтом в 1956 году, за несколько лет...
  9. Федор Тютчев обладал удивительным даром подмечать любые изменения природы. Поэтому его пейзажная лирика настолько богата эпитетами и метафорами, которые позволяют воссоздать удивительную в своей красоте и первозданности картину смены времен...
  10. Я видел уже несколько картин разных художников, на которых изображено начало весны. Думаю, что это время года очень вдохновляет творческих людей. Основное, чем мне приглянулась картина – это то, что...
  11. Ранний период творчества Ивана Бунина связан отнюдь не с розой, а с поэзией. Начинающий литератор был убежден в том, что стихи являются наиболее точной и образной формой передачи своих мыслей...
  12. Раннее творчество Ивана Бунина окрашено романтизмом, который носит оттенок восторженности и преклонения перед совершенством окружающего мира. У поэта и начинающего писателя еще свежи воспоминания об удивительной красоте лесов и полей...
  13. Афанасий Фет по праву считается одним из самых лирических поэтов, благодаря которому русская литература обрела не свойственную ей мягкость, эфемерность и романтический флер. Не последнюю роль в этом сыграли европейские...
  14. Стихотворение “Я жизнь люблю безбожно” Рождественского начинается с парадоксальной на первый взгляд фразы: “Я жизнь люблю безбожно!” Но в данном случае имеется ввиду не натуральное безбожие поэта, а сильную любовь...
  15. Каждый человек время от времени обращается к символам, которые помогают ему не только более четко сформулировать свои мысли, но и провести параллель между различными явлениями. Константин Бальмонт как один из...
  16. Ранний период творчества Сергея Есенина связан с пейзажной лирикой, которая впоследствии принесла поэту популярность. Однако мало кто знает о том, что этот автор любил наблюдать не только за природой, но...
  17. Афанасий Фет является одним из наиболее утонченных лириков в русской поэзии. Его стихи, посвященные родной природе, обладают не только удивительным изяществом и образностью, но и точностью метафор. Стоит также отметить,...
  18. Одно из самых первых произведений Сергея Есенина, известное широкой публике под названием “Поет зима – аукает…” , было написано в 1910 году, когда автору едва исполнилось 15 лет. Опубликовал его...
  19. Гавриил Державин является не только выдающимся общественным и политическим деятелем 18 века, но и известным литератором, который внес огромный вклад в развитие русской поэзии. Будучи приверженцем классицизма, он постарался упростить...
  20. Василий Жуковский прославился не только своими одами, воспевающими представителей царской династии, но и балладами. Именно этот поэт стал одним из родоначальников русского романтизма, привнеся в литературу западные традиции, которые были...
  21. Ранний период Творчества Афанасия Фета неразрывно связан с пейзажной лирикой. Именно благодаря стихам, в которых воспевается красота русской природы, этот поэт снискал себе славу романтичного и утонченного поэта, который способен...
  22. Велимир Хлебников стал не только одним из основателей русского футуризма, но и привнес в это направление определенный индивидуализм. Конечно, повторять эксперименты поэта среди его современников никто не решался, однако многие...
  23. В раннем творчестве Сергея Есенина очень много произведений, которые посвящены красоте родной природы. В этом нет ничего удивительного, так как детство и юность поэта прошли в живописном селе Константиново, где...
  24. Творчество Твардовского целиком и полностью принадлежит советской эпохе. Его судьба – отражение того противоречивого времени. Он сочетал в себе веру в идеалы социализма с трагедией своей семьи, веру в человека,...
  25. Иван Бунин – один из немногих русских литераторов, который после Октябрьской революции решил покинуть Россию, считая, что та страна, в которой он родился и вырос, попросту перестала существовать. Отважиться на...
  26. Стихотворение “Дочке” посвящено старшей дочери Р. Рождественского – Кате. Начинается оно с обращения: “Катька, Катышок, Катюха – / тоненькие пальчики”. Обращает на себя внимание и то, что автор называет не...
  27. Стихотворение “Зимнее утро” написано ямбом. Автор использует быстрый, мажорный, выразительный, живописный, совсем не таинственный размер. Читая стихотворение можно почувствовать, что оно проникнуто радостным настроением. Все стихотворение можно разделить на некоторые...
  28. Стихотворение А. А. Вознесенского “Параболическая баллада” (“Судьба, как ракета, летит по параболе…”) воплощает флибустьерский дух шестидесятничества. В центре произведения – личность человека, прокладывающего свой жизненный путь. Его отличает атмосфера творческого...
Анализ стихотворения Плещеева “Весна

Весенняя тематика очень распространена в мировой литературе. Поэты разных эпох описывали это время года, не остался в стороне и А. Плещеев. Стихотворение «Весна» относится к позднему периоду творчества поэта. В нем автор мастерски переплел пейзажные и психологические зарисовки.

Тема анализируемого стихотворения – весеннее пробуждение природы, радость людей, вызванная весенними переменами. Автор показывает, что все в природе циклично: после холодов обязательно наступают теплые деньки, а горе и уныние сменяется радостью. А. Плещеев утверждает, что человеку нужно научиться разделять радость, царящую в природе, чтобы быть счастливым.

В начальных строфах поэт описывает наступление теплого времени года. В пейзажах важную роль играют не только визуальные образы, но и звуковые, помогая выразительно передать весеннюю атмосферу. За переменами в природе с восторгом наблюдает лирический герой. Первые вестники весны – теплый ветерок и веселые ручейки. Они подсказывают, что лес скоро облачится в новый наряд и наполнится свистом соловья. Герой радуется чистому, высокому небу и яркому солнышку, ведь «пора метелей злых и бурь опять надолго миновала».

После пейзажной зарисовки автор описывает внутреннее состояние лирического «Я». Герой замечает, что его сердце начало стучать сильнее, ожидая чего-то. Мужчине кажется, что впереди ждет только счастье, а все заботы унесла зима. В последних двух катренах психологическая зарисовка обобщается. А. Плещеев рассказывает, что весне рады все, даже те, «чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе». Завершается стихотворение своеобразным выводом. Автор утверждает, что больше всего весеннему пробуждению радуются дети и птицы. Это слышно по их голосах.

Композиция стихотворения А. Плещеева простая. По смыслу оно делится на две части: пейзажная зарисовка, описание внутреннего состояния лирического героя и людей в общем. Формально «Весна» состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу. Строки в четверостишиях объединены перекрестной рифмовкой. Написаны строфы четырехстопным ямбом.

Инструментом для создания пейзажа и передачи эмоций служат средства выразительности. В наборе тропов отобразились как традиционные представления о весне, так и авторские ассоциации. Главную роль в произведении играют метафоры: «в окно повеяло весною», «лес оденется листвою», «пора метелей злых и бурь», «унесла зима заботы», «все лица радостно глядят». Эпитеты – вспомогательное средство: «метели злые», «теплее и ярче солнце», «тяжкий труд», «звонкий смех», «беззаботные птички».

Радость лирического героя, людей и природы выражается посредством восклицательных предложений. В некоторых строчках автор использовал аллитерацию. Например, свист соловья воспроизводится при помощи слов с согласными «с», «щ»: «засвищут скоро соловьи», невеселый оттенок придают согласные «ж», «з», «ш», «ч»: «чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе».

Здравствуйте, ребята

Кто мне ответит, какой раздел мы начали с вами изучать на последних занятиях?

Верно. Сегодня мы с вами продолжаем говорить о весне, о явлениях природы, связанных с наступлением этого времени года и познакомимся со стихотворением А. Н. Плещеева «Весна».

Плещеев Алексей Николаевич (1825-1893) – поэт, прозаик, драматург и литературный критик. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием занималась его мама, Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич написал достаточно много произведений не только для детей, но и для взрослых )

Я сейчас прочту вам стихотворение этого поэта - «Весна». А вы подумайте, какие звуки вы услышали при прослушивании этого стихотворения (чтение наизусть)

О чем это стихотворение?

Какие звуки вы услышали?

Молодцы, какие вы внимательные!

Подумайте, кто является лирическим героем данного стихотворения?

Что помогает раскрыть образ весны?

А сейчас, давайте откроем учебники на стр. 125.

Прочитайте стихотворение про себя и отметьте незнакомые слова.

Повеяло - дуть

Лазурь - светло-синий цвет, синева

Миновала – прошла

Да, действительно, для того, чтобы передать настроение стихотворения, авторы используют особенный поэтический язык

Скажите, а какое настроение в данном стихотворении?

Молодцы

Обратите внимание, с помощью, какой части речи поэт сумел показать читателю движение?

Как вы думаете, какой месяц изображает поэт? Что вам в этом помогло?

Как вы понимаете строчку: «И лес оденется листвою!»?

Верно. А фразу: «природы обновленье»? Что происходит в природе в это время года?

Правильно

Кто, по мнению поэта, больше других любит природы обновленье?

А что людям приносит весна? Найди ответ в стихотворении

Прочитав это стихотворение, мы можем сказать, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Любит ли поэт весну?

Давайте расставим паузы и выделим главные слова

Сейчас почитайте про себя, а домашним заданием будет - выучит это стихотворение наизусть. Запишем это в дневники

Давайте подведем итоги сегодняшнего урока:

Что нового узнали?

Что понравилось на уроке?

Что вызвало затруднение?

Как вы поработали на уроке?

Всем спасибо за урок, мы с вами хорошо поработали! Урок окончен

Похожие публикации