А плещеев весна краткое содержание. Урок литературного чтения "А
Создание стихотворения относится к 1858 году, когда происходит возвращение домой из ссылки Плещеева. В Москве он полностью занялся литературой. Плещеев пишет стихи, поэмы, также переводит тексты.
В этот же год у него был выпущен сборник стихов. Тема его – это люди, прозревшие и отказавшиеся от безобразного существования в жизни. Все его стихи проникнуты переживанием за порабощенную родную сторону, а также веру в правом деле. Само стихотворение вызывает чувства волевые, свободные и расцвета. Кроме того «птичка» вызывает грусть и жалость, а
Также то, что она маленькая и беззащитная.
Начинает свое повествование автор с вопроса к этому маленькому существу «для чего…ты так рано прилетела?». Сразу не понятно, когда это все происходит. Но одно ясно, что время прилета наступило раньше. И события происходящие в настоящее время не соответствуют действительности.
В это время еще природа не проснулась от зимы. В самом стихотворении присутствует легкость и тепло, но потом происходит нарушение этой гармонии темные облака заволокли все небо, солнце исчезло. А погода стала ветреной, даже тростник сильно склонен до земли. В этой части произведения у читающих
Появляется тревожное чувство, беспокойство. А тона краски меняются на противоположные.
И все заставляет задуматься, просто нет понятия о каком времени года поэт рассказывает. Но слова о тростнике желтом и сухом все-таки дают ответ на поставленный вопрос. Так как только весной он бывает высохшим и потрескавшимся. А кучевые облака появляются во время грозы.
И как подтверждение этому автор повествует «Вот и дождик, посмотри-ка, Хлынул словно из ведра». Здесь показано противостояние стужи и жары, зимы и лета. А цитата «Скучно, холодно…» говорит, что сам поэт находится в печали, скуке. На душе у него пусто и одолевает грусть.
На протяжении Плещеев описывает состоянии природы, которые говорят о неблагоприятном времени для прилета птиц. В произведении имеется диалог, который создает вид события и повествования. И в конце стихотворения птичка отвечает на поставленный вопрос, что она прилетела раньше не для веселья и радости. У нее есть другая цель для прилета.
Весна и связанные с ней преображения всегда были излюбленной темой для многих поэтов. Одним из самых ярких литературных произведений на «весеннюю» тематику является стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Весна». Предлагаем краткий анализ «Весна» по плану, с помощью которого можно лучше разобраться в произведении и подготовиться к уроку по литературе в 5 классе.
Краткий анализ
История создания - Стих написан в 1872 году.
Тема стихотворения – Весеннее обновление природы, а также чувств и мечтаний человека.
Композиция – Композиция состоит из трех частей: в первой части описаны первые признаки наступления весны, во второй - радостные переживания, связанные с ее приходом, в третьей - торжество единения природы и человека.
Жанр - Пейзажная лирика.
Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.
Метафоры – «пора метелей злых и бурь», «небесная лазурь».
Эпитеты - «небесная», «беззаботных», «звонкий».
Олицетворения – «бегут ручьи», «лес оденется листвою», «зима унесла».
Инверсия – «тает снег», «засвищут соловьи».
Сравнения – «стучит, как будто ждет чего-то».
История создания
Произведение «Весна» было написано Алексеем Николаевичем в 1872 году. Тема весеннего пробуждения природы и ее преображения была близка многим русским поэтам. Не стал исключением и Плещеев, которому удалось написать одно из самых прекрасных стихотворений, посвященных этому времени года.
Тема
Центральная тема - приход весны и изменения, которые она вызывает в природе и людях. Лирический герой не скрывает свой радости по поводу окончания лютой и безжалостной зимы.
Под первыми лучами весеннего солнца природы будто оживает: тает снег, деревья готовятся примерить зеленый наряд, птицы радуются теплу. Но с весной пробуждается не только природа: душа человека также очищается от накопившихся забот и проблем.
Даже простые крестьяне, вынужденные много и тяжело работать, радуются приходу весны. Что же говорить о птицах и детях, которые встречают долгожданное тепло звонким пением и радостным смехом!
Главная мысль произведения - ощущение счастья, которое дарит весна каждому человеку. С ее приходом в душе зарождаются самые смелые надежды и весны, чувствуется прилив сил, все печали и горести забываются, уступая место радости и светлым грезам.
Композиция
Произведение условно можно разделить на три части. В первой части автор раскрывает всю прелесть природы, пробуждающейся после зимнего сна. Тает снег, бегут ручьи, еще совсем немного – и деревья наденут свое зеленое убранство, а соловьи будут разливаться звонкими трелями. Весна только вступает в свои владения, но уже понятно, что злые метели и снежные бури позади, впереди - солнце, цветущие луга и пение птиц.
Во второй части лирический герой делится своими переживаниями, которые возникают у него с приходом весны. В каждом человеке, будь то труженик или беззаботный ребенок, с приходом весны просыпаются надежды и светлые мечты, возникает чувство неподдельной радости и счастья, предвкушение прекрасных перемен. Кажется, будто вместе с зимой ушли все беды и проблемы, и впереди ждет лишь безоблачное счастье.
В финальной части произведения звучит радостная весть - «Весна!», знаменующая собой слияние природного и человеческого торжества.
Жанр
Произведение написано в жанре пейзажной лирики, состоит из пяти четверостиший. Стихотворный размер - четырехстопный ямб с использованием перекрестной рифмы.
Средства выразительности
Для придания стихотворению образности, лиричности и эмоционального накала поэт мастерски использует самые разнообразные средства художественной выразительности.
Красочные эпитеты (« небесная», «звонкий», «беззаботных ») создают ощущение праздника, которое несет с собой весна. При описании пробуждающейся природы автор использует олицетворения (« лес оденется листвою», «бегут ручьи», «зима унесла ») и метафоры (« небесная лазурь», «пора метелей злых и бурь»).
Также в произведении встречаются инверсии (« тает снег», «засвищут соловьи ») и сравнения (« стучит, как будто ждет чего-то »).
Впечатление в значительной мере усиливается благодаря противопоставлению « злых метелей » « небесной лазури » и радостному восклицанию « Весна!».
Образ весны в русской литературе тесно связан с обновлением природы и ее удивительным преображением. Эта тема волновала многих поэтов, которые не переставали удивляться тому, насколько мудро устроен наш мир, и сколько радостных открытий он может подарить тому, что умеет видеть и чувствовать прекрасное. Стихи, посвященные первым солнечным лучам, тающему снегу и сочной молодой траве, есть у многих поэтов. Однако самим знаменитым из них по праву считается произведение Алексея Плещеева “Весна” , написанное в 1872 году.
В первой строфе этого
Стихотворения чувствуется пусть едва заметные, но необратимые изменения в природе. Слежавшийся и почерневший снег превращается в веселые ручьи, а автор выражает надежду, что “засвищут скоро соловьи и лес покроется листвою”. Чистое голубое небо и яркое солнце ассоциируются у поэта не только с наступающей весной, но и свидетельствуют о том, что “пора метелей злых и бурь опять надолго миновала”. И это вызывает в душе автора ощущение неподдельного счастья, его сердце стучит сильнее “как будто ждет чего-то”. Вместе с зимой, по мнению Плещеева, уходят заботы и горести. Даже несмотря на то, что впереди предстоит довольно сложный период полевых работ, “все лица весело глядят”. Ведь весна несет с собой не только новые ощущения, но и надежды на лучшее для тех, “чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе”. Под такими людьми Плещеев подразумевает крестьян, которым весна дает возможность заложить основы личного благополучия и обеспечить себя хорошим урожаем. Именно поэтому люди с нетерпением и радостью ждут начала посевной.
Противопоставляя угрюмую зиму и теплую весну, Плещеев отмечает, что жизнь по законам природы является естественной и разумной. Поэтому не стоит пренебрегать ими, чтобы не лишать себя возможности быть в гармонии с окружающим миром. Именно эту гармонию особенно остро, по наблюдениям автора, чувствуют дети и птицы, которые с восторгом реагируют на то, как преображается все вокруг, и это чувство новизны дает силы жить, мечтать, верить и стремиться к лучшему.
Каждая строчка стихотворения “Весна” наполнена теплотой, искренним счастьем и умиротворением. Алексею Плещееву мастерски удалось передать эти ощущения и создать целостную картину преображающегося мира, в котором важна каждая мелочь, будь то “беззаботных птичек пенье” или же “резвых деток звонкий смех”. И именно эти детали, на которые многие из нас в повседневной жизни не обращают внимания, дают возможность в полной мере ощутить, насколько жизнь может быть привлекательной, если уметь ценить то, что она дарит каждому человеку.
(No Ratings Yet)
- В 15 лет юный Лермонтов безнадежно влюбился в Екатерину Сушкову – барышню ветреную, кокетливую и достаточно жестокую. Она игнорировала ухаживания молодого поэта, хотя и признавалась, что ей очень льстят его...
- Поэтические образы, создаваемые Борисом Пастернаком, очень ярки и разнообразны. Однако в отличие от многих других поэтов он никогда не приукрашивал действительность. Потому пейзажная лирика этого автора отличается реалистичностью, хотя в...
- Времена года Весна. Наступила весна. Весело звенит капель: это сосульки за окном тают. На проталинке вот-вот распустит свои лепестки первый подснежник. Побежали говорливые ручейки. Солнышко буквально слепит глаза – такое...
- План 1. Приход весны. 2. Весна в городе. 3. Природа оживает. 4. Долгожданное время года. Еще природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну послышала она И ей невольно улыбнулась...
- Весенняя пора года символизируется как возрождение природы после зимней спячки. Не только люди, но и животные, уставшие от холодной зимы, ждут весну. Часто люди говорят – весна пришла, так как...
- Алексей Гаврилович Венецианов – выдающийся живописец. К основным его работам относятся жанровые сцены из крестьянской жизни. Одной из таких произведений есть картина “На пашне. Весна”. На картине изображена ранняя весна....
- Весной 1946 года после нескольких лет лагерей и вынужденного проживания в Караганде, Николай Заболоцкий добился разрешения вернуться в Москву и вместе с семьей поселился на даче в Переделкино у своего...
- У Николая Заболоцкого довольно много лирических произведений, однако в большинстве своем они имеют социальный либо политический подтекст. Исключение составляет “Поэма весны” , созданная поэтом в 1956 году, за несколько лет...
- Федор Тютчев обладал удивительным даром подмечать любые изменения природы. Поэтому его пейзажная лирика настолько богата эпитетами и метафорами, которые позволяют воссоздать удивительную в своей красоте и первозданности картину смены времен...
- Я видел уже несколько картин разных художников, на которых изображено начало весны. Думаю, что это время года очень вдохновляет творческих людей. Основное, чем мне приглянулась картина – это то, что...
- Ранний период творчества Ивана Бунина связан отнюдь не с розой, а с поэзией. Начинающий литератор был убежден в том, что стихи являются наиболее точной и образной формой передачи своих мыслей...
- Раннее творчество Ивана Бунина окрашено романтизмом, который носит оттенок восторженности и преклонения перед совершенством окружающего мира. У поэта и начинающего писателя еще свежи воспоминания об удивительной красоте лесов и полей...
- Афанасий Фет по праву считается одним из самых лирических поэтов, благодаря которому русская литература обрела не свойственную ей мягкость, эфемерность и романтический флер. Не последнюю роль в этом сыграли европейские...
- Стихотворение “Я жизнь люблю безбожно” Рождественского начинается с парадоксальной на первый взгляд фразы: “Я жизнь люблю безбожно!” Но в данном случае имеется ввиду не натуральное безбожие поэта, а сильную любовь...
- Каждый человек время от времени обращается к символам, которые помогают ему не только более четко сформулировать свои мысли, но и провести параллель между различными явлениями. Константин Бальмонт как один из...
- Ранний период творчества Сергея Есенина связан с пейзажной лирикой, которая впоследствии принесла поэту популярность. Однако мало кто знает о том, что этот автор любил наблюдать не только за природой, но...
- Афанасий Фет является одним из наиболее утонченных лириков в русской поэзии. Его стихи, посвященные родной природе, обладают не только удивительным изяществом и образностью, но и точностью метафор. Стоит также отметить,...
- Одно из самых первых произведений Сергея Есенина, известное широкой публике под названием “Поет зима – аукает…” , было написано в 1910 году, когда автору едва исполнилось 15 лет. Опубликовал его...
- Гавриил Державин является не только выдающимся общественным и политическим деятелем 18 века, но и известным литератором, который внес огромный вклад в развитие русской поэзии. Будучи приверженцем классицизма, он постарался упростить...
- Василий Жуковский прославился не только своими одами, воспевающими представителей царской династии, но и балладами. Именно этот поэт стал одним из родоначальников русского романтизма, привнеся в литературу западные традиции, которые были...
- Ранний период Творчества Афанасия Фета неразрывно связан с пейзажной лирикой. Именно благодаря стихам, в которых воспевается красота русской природы, этот поэт снискал себе славу романтичного и утонченного поэта, который способен...
- Велимир Хлебников стал не только одним из основателей русского футуризма, но и привнес в это направление определенный индивидуализм. Конечно, повторять эксперименты поэта среди его современников никто не решался, однако многие...
- В раннем творчестве Сергея Есенина очень много произведений, которые посвящены красоте родной природы. В этом нет ничего удивительного, так как детство и юность поэта прошли в живописном селе Константиново, где...
- Творчество Твардовского целиком и полностью принадлежит советской эпохе. Его судьба – отражение того противоречивого времени. Он сочетал в себе веру в идеалы социализма с трагедией своей семьи, веру в человека,...
- Иван Бунин – один из немногих русских литераторов, который после Октябрьской революции решил покинуть Россию, считая, что та страна, в которой он родился и вырос, попросту перестала существовать. Отважиться на... Стихотворение “Дочке” посвящено старшей дочери Р. Рождественского – Кате. Начинается оно с обращения: “Катька, Катышок, Катюха – / тоненькие пальчики”. Обращает на себя внимание и то, что автор называет не...
- Стихотворение “Зимнее утро” написано ямбом. Автор использует быстрый, мажорный, выразительный, живописный, совсем не таинственный размер. Читая стихотворение можно почувствовать, что оно проникнуто радостным настроением. Все стихотворение можно разделить на некоторые...
- Стихотворение А. А. Вознесенского “Параболическая баллада” (“Судьба, как ракета, летит по параболе…”) воплощает флибустьерский дух шестидесятничества. В центре произведения – личность человека, прокладывающего свой жизненный путь. Его отличает атмосфера творческого...
Весенняя тематика очень распространена в мировой литературе. Поэты разных эпох описывали это время года, не остался в стороне и А. Плещеев. Стихотворение «Весна» относится к позднему периоду творчества поэта. В нем автор мастерски переплел пейзажные и психологические зарисовки.
Тема анализируемого стихотворения – весеннее пробуждение природы, радость людей, вызванная весенними переменами. Автор показывает, что все в природе циклично: после холодов обязательно наступают теплые деньки, а горе и уныние сменяется радостью. А. Плещеев утверждает, что человеку нужно научиться разделять радость, царящую в природе, чтобы быть счастливым.
В начальных строфах поэт описывает наступление теплого времени года. В пейзажах важную роль играют не только визуальные образы, но и звуковые, помогая выразительно передать весеннюю атмосферу. За переменами в природе с восторгом наблюдает лирический герой. Первые вестники весны – теплый ветерок и веселые ручейки. Они подсказывают, что лес скоро облачится в новый наряд и наполнится свистом соловья. Герой радуется чистому, высокому небу и яркому солнышку, ведь «пора метелей злых и бурь опять надолго миновала».
После пейзажной зарисовки автор описывает внутреннее состояние лирического «Я». Герой замечает, что его сердце начало стучать сильнее, ожидая чего-то. Мужчине кажется, что впереди ждет только счастье, а все заботы унесла зима. В последних двух катренах психологическая зарисовка обобщается. А. Плещеев рассказывает, что весне рады все, даже те, «чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе». Завершается стихотворение своеобразным выводом. Автор утверждает, что больше всего весеннему пробуждению радуются дети и птицы. Это слышно по их голосах.
Композиция стихотворения А. Плещеева простая. По смыслу оно делится на две части: пейзажная зарисовка, описание внутреннего состояния лирического героя и людей в общем. Формально «Весна» состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу. Строки в четверостишиях объединены перекрестной рифмовкой. Написаны строфы четырехстопным ямбом.
Инструментом для создания пейзажа и передачи эмоций служат средства выразительности. В наборе тропов отобразились как традиционные представления о весне, так и авторские ассоциации. Главную роль в произведении играют метафоры: «в окно повеяло весною», «лес оденется листвою», «пора метелей злых и бурь», «унесла зима заботы», «все лица радостно глядят». Эпитеты – вспомогательное средство: «метели злые», «теплее и ярче солнце», «тяжкий труд», «звонкий смех», «беззаботные птички».
Радость лирического героя, людей и природы выражается посредством восклицательных предложений. В некоторых строчках автор использовал аллитерацию. Например, свист соловья воспроизводится при помощи слов с согласными «с», «щ»: «засвищут скоро соловьи», невеселый оттенок придают согласные «ж», «з», «ш», «ч»: «чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе».
Здравствуйте, ребята
Кто мне ответит, какой раздел мы начали с вами изучать на последних занятиях?
Верно. Сегодня мы с вами продолжаем говорить о весне, о явлениях природы, связанных с наступлением этого времени года и познакомимся со стихотворением А. Н. Плещеева «Весна».
Плещеев Алексей Николаевич (1825-1893) – поэт, прозаик, драматург и литературный критик. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием занималась его мама, Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич написал достаточно много произведений не только для детей, но и для взрослых )
Я сейчас прочту вам стихотворение этого поэта - «Весна». А вы подумайте, какие звуки вы услышали при прослушивании этого стихотворения (чтение наизусть)
О чем это стихотворение?
Какие звуки вы услышали?
Молодцы, какие вы внимательные!
Подумайте, кто является лирическим героем данного стихотворения?
Что помогает раскрыть образ весны?
А сейчас, давайте откроем учебники на стр. 125.
Прочитайте стихотворение про себя и отметьте незнакомые слова.
Повеяло - дуть
Лазурь - светло-синий цвет, синева
Миновала – прошла
Да, действительно, для того, чтобы передать настроение стихотворения, авторы используют особенный поэтический язык
Скажите, а какое настроение в данном стихотворении?
Молодцы
Обратите внимание, с помощью, какой части речи поэт сумел показать читателю движение?
Как вы думаете, какой месяц изображает поэт? Что вам в этом помогло?
Как вы понимаете строчку: «И лес оденется листвою!»?
Верно. А фразу: «природы обновленье»? Что происходит в природе в это время года?
Правильно
Кто, по мнению поэта, больше других любит природы обновленье?
А что людям приносит весна? Найди ответ в стихотворении
Прочитав это стихотворение, мы можем сказать, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Любит ли поэт весну?
Давайте расставим паузы и выделим главные слова
Сейчас почитайте про себя, а домашним заданием будет - выучит это стихотворение наизусть. Запишем это в дневники
Давайте подведем итоги сегодняшнего урока:
Что нового узнали?
Что понравилось на уроке?
Что вызвало затруднение?
Как вы поработали на уроке?
Всем спасибо за урок, мы с вами хорошо поработали! Урок окончен