Что такое мандала? Мандала - что это и зачем нужна, виды и значение, как разукрашивать и пользоваться с фото Что это такое.

В этой статье мы расскажем, что такое мандала и для чего она нужна, раскроем значение изображений и символов мандалы. Какие загадки таит в себе этот магический образ и почему в буддизме он считается священным?

С санскрита слово «мандала» переводится как «окружность». Этот символ всегда имеет форму круга, который олицетворяет собой Вселенную. Изображения мандалы симметричны, а ее центр всегда четко выделен на общем фоне. Обычно в основную окружность вписывают квадрат, а в квадрат – еще одну окружность.

Таким образом, мандала представляет собой сложную геометрическую фигуру. Но на самом деле это настоящая модель Вселенной, своеобразная энергетическая матрица, имеющая глубокий смысл.

История возникновения мандалы уходит в глубину веков. Традиция создавать эти священные изображения относится к времени появления индуизма и буддизма и насчитывает не одно тысячелетие. Интересно, что в этих религиях мандала имела сакральное значение. С ее помощью проводились различные ритуалы и медитации, читались молитвы.

Мандалы могут выполняться различными способами: их таинственные узоры вышиваются на полотне, создаются из песка, выкладываются из мозаики, рисуются красками. Изготовление священного изображения сопровождается специальными молитвами и обрядами. Верующие считают, что таким образом сакральный рисунок наполняется энергией Вселенной.

Кроме того считается, что священный узор мандалы дает возможность проникнуть в тайны подсознания, с его помощью можно познать свою внутреннюю суть. Человек, создающий мандалу, отражает на рисунке свою сущность. По этим узорам можно заглянуть в свою душу, узнать, какие проблемы и внутренние конфликты мешают вашему счастью в данный момент.

Мандала играет важную роль во время медитаций. Концентрируясь на мистических узорах, человек входит в медитативное состояние, получает доступ к тем знаниям и способностям, которые в обычной жизни ему не доступны, ощущает свою связь со Вселенной.

Виды мандал

Существует множество видов мандал и каждая из них направлена на решение определенной задачи.

  • Лечебная мандала. Направлена на исцеление от болезни. Ее должен нарисовать сам больной, направляя болезнь на лист бумаги. После этого рисунок нужно сжечь. Мандалы на привлечение здоровья, наоборот, вешаются у постели больного, чтобы он мог настраиваться на энергию жизни.
  • Мандалы, которые используются во время медитации. Вешаются в комнате для медитации, помогают войти в молитвенное состояние.
  • Женские, мужские или общие. Несут определенный вид энергии: инь или женскую, янь или мужскую. Могут совмещать два вида энергии. Восполняют в организме недостающую энергию, способствуют выработке соответствующих гормонов.
  • Генераторы энергии. Если у человека не хватает жизненной энергии – делает его более активным и энергичным. При избытке энергии, агрессивном и нервном поведении – успокаивает, гармонизирует.
  • Мандалы-обереги. Нейтрализуют потоки отрицательной энергии, не позволяют им попадать в жилище.
  • Мандалы, направленные на оказание психологической помощи и познание своего внутреннего мира.
  • Декоративные. Используются для украшения помещения.

Наиболее загадочным и непознанным видом мандал являются круги на полях.

Значение цветов мандалы

Цвет играет очень важную роль при создании мандалы. Рисуя изображение, необходимо помнить о значении цветов.

  • Красный – говорит о физической силе, энергичности, стремлении выжить, страстной любви, сексуальности, воле. Указывает также на негативные качества: агрессивность, деструктивность, упрямство.
  • Оранжевый цвет отвечает за оптимизм, жизнелюбие, самоутверждение. Может говорить о завышенной самооценке.
  • Желтый цвет указывает на жизнерадостность, активную жизненную позицию, открытость и самоуверенность. Возможна переоценка своих возможностей и легкомыслие.
  • Зеленый цвет отвечает за способность к созиданию, самосовершенствованию, целеустремленность. Может говорить об эгоизме и стремлении к власти.
  • Синий цвет указывает на организованность, коммуникабельность, мудрость и интуицию, спокойствие, депрессивность, уныние.
  • Белый – цвет легкости, чистоты и духовности, изменений к лучшему. Может означать отрешенность и замкнутость.
  • Черный – символ хаоса, пустоты, тайны и неизвестности, бессознательного и не проявленного в реальности. Может указывать на страхи, депрессию, разочарование.
  • Коричневый цвет говорит о надежности и рациональности, приземленности и ограниченности.
  • Фиолетовый – цвет саморазвития, стремления к совершенству, интуиции и духовной силы. Может указывать на внутренние страдания и неудовлетворенность.

Цвета, расположенные у центра мандалы, указывают на ваши тайные чувства и желания. А цвета, которые находятся у границ круга, говорят о том, что вы открыто демонстрируете окружающим.

Значение символов мандалы

Чаще всего в мандалах встречаются такие символы:

  • Окружность – означает единство с Космосом, цельность, полноту жизни, защищенность.
  • Четырехугольник – говорит о нравственности, выдержке, упорстве, чувстве защищенности.
  • Треугольник. Если вершина направлена вверх – сила воли, цельность, увлеченность. Вниз – робость, неуверенность, трусливость.
  • Цветок указывает на гармоничность, стремление к прекрасному, самосовершенствование.
  • Крест – состояние неопределенности, необходимость выбора.
  • Спираль. По часовой стрелке – развитие, перемены, продвижение вперед. Против часовой стрелки – упадок, застой, разочарование.
  • Око – желание разобраться в ситуации, вас контролируют.
  • Сердце – проявление своих эмоций и переживаний.
  • Звезда – говорит о надежности, защищенности, покровительстве.
  • Дерево – сила творения, единство со Вселенной, движение вперед.
  • Животное – интуитивные знания, природные инстинкты, поведение в настоящий момент.
  • Птица – единство с душой, ощущение легкости.

При расшифровке мандалы необходимо также полагаться на свои ощущения, чтобы понять, какое значение имеет данный символ конкретно для вас. Ведь ваше личное восприятие символов может отличаться от общепринятого.

Как выбрать мандалу

Если вы хотите приобрести готовую мандалу – прислушайтесь к своему внутреннему голосу. Остановите свой выбор на том изделии, которое откликается в вашем сердце и вызывает положительные эмоции. Оно обязательно принесет вам счастье и удачу.

"По-видимому, некоторые группы низших тантр Будда преподал, будучи в обычном облике монаха, но в большинстве случаев он учил тантре, принимая облик главного божества мандалы проповедуемой тантры".

Далай-лама. Из книги "Мир тибетского буддизма"



Круг, сфера, шар, орбита, колесо, кольцо, страна, пространство, совокупность, собрание – вот некоторые из значений слова "мандала", встречающиеся в древнеиндийской литературе. В буддизме это слово также означает: блюдо для подношения в ритуальной практике; мистическая диаграмма, символическое изображение буддийского мироздания, Вселенной. Основной смысл термина "мандала" в эзотерическом буддизме – это измерение, мир. Мандала есть символическое изображение чистой земли будд, другими словами, это изображение мира спасения.


Мандала как мистическая диаграмма, как символическое изображение буддийской вселенной представляет собой круг, вписанный в квадрат, который в свою очередь вписан в круг. Внешний круг – Вселенная, внутренний круг – измерение божеств, бодхисаттв, будд. Иногда изображения будд и божеств заменяют изображениями их коренных символов, слогами, чьи звуки выражают измерения этих божеств. Будды, бодхисаттвы и боги держат ритуальные атрибуты; эти предметы также, как формы и позы божеств, символически выражают просветлённую активность реализованных существ, их способности. Место на мандале того или иного бодхисаттвы также соответствует его наиболее выраженной способности. Эта способность – просветлённая активность – связана с той или иной из пяти мудростей, символически выражаемых цветом и расположением на мандале. Пять изображаемых будд или бодхисаттв символизируют единство пяти мудростей как аспектов духовного Пробуждения. У мандалы имеется центр и четыре направления, соответствующие сторонам света. Квадрат мандалы, ориентированный по сторонам света, имеет с каждой стороны Т-образные выходы – ворота во Вселенную. Поле квадрата поделено на четыре части. Пятую часть образует центр. Каждая из пяти частей имеет свой цвет: синий соответствует центру, белый – востоку, желтый – югу, красный – западу, зеленый – северу. Каждый цвет также ассоциируется с одним из дхьяни-будд – главой семейства (генезиса), к которому относится изображаемое существо: синий соответствует Вайрочане, белый – Акшобхье, желтый – Ратнасамбхаве, красный – Амитабхе, зеленый – Амогхасиддхе.


В процессе медитации на стадии порождения практикующий мысленно воспроизводит в уме всё, что изображено на мандале, отождествляя себя с божеством, изображенным в её центре.

Мандалы могут быть как двумерными, изображенными на плоскости, так и объёмными, рельефными. Их рисуют на ткани, на песке, выполняют цветными порошками и делают из металла, камня, дерева. Их могут вырезать даже из масла, окрашивая его в соответствующие ритуальные цвета. Мандалы часто изображают на полах, стенах и потолках храмов. Некоторые из мандал выполняют из цветных порошков для проведения определённой ритуальной практики (например, в посвящении Калачакры). К концу ритуала творение разрушают.


СИМВОЛИКА БУДДИЗМА. МАНДАЛА

Мандала в буддизме - это живописное или графическое изображение схемы Вселенной, и иерархическая расстановка в картине мироздания всех буддистских святых. Мандала символизирует сферу обитания божеств, чистые земли будд.


2500 лет назад Будда Шакьямуни преподал своим ученикам два вида учений. Первые из них, сутры, передавались им открыто в форме диалогов и были доступны широкой публике. Вторым же, тантрам, Будда учил тайно и лишь тех учеников, которые обладали достаточно высоким духовным уровнем, чтобы постичь их и осуществить.
Являясь высшими поучениями, тантры предполагают достижение Пробуждения посредством созерцания просветленных божеств и их дворцов-мандал. Каждая мандала является графическим изображением того или иного тантрического учения, передавая его суть на языке символов, понятных современникам Будды Шакьямуни. Ее можно "читать", изучать как текст и запоминать для последующего воспроизведения в медитации.

Мандала -геометрический символ сложной структуры, «карта космоса». Рисунок ее симметричен: обычно он представляет собой круг с четко выраженным центром. Типичная форма - внешний круг, вписанный в него квадрат, в который вписан внутренний круг, который часто сегментирован или имеет форму лотоса. Внешний круг - Вселенная, внутренний круг - изображение божеств, бодхисаттв, Будд.
Иногда изображения будд и божеств заменяют изображениями их символов, слогами, чьи звуки выражают измерения этих божеств.

У мандалы имеется центр и четыре направления, соответствующие сторонам света. Квадрат мандалы, ориентированный по сторонам света, имеет с каждой стороны Т-образные выходы – ворота во Вселенную. Поле квадрата поделено на четыре части. Пятую часть образует центр. Каждая из пяти частей имеет свой цвет: синий соответствует центру, белый – востоку, желтый – югу, красный – западу, зеленый – северу. Каждый цвет также ассоциируется с одним из дхьяни-будд – главой семейства (генезиса), к которому относится изображаемое существо.


В процессе медитации, практикующий мысленно воспроизводит в уме всё, что изображено на мандале, отождествляя себя с божеством, изображенным в её центре.
С помощью мандалы человек концентрирует свой разум и мысленно проходит, шаг за шагом, через множество измерений пространства, времени и сознания к свободе чистого "бытия", заключенного в сердцевине всех вещей.

Мандалы могут быть как двумерными, изображенными на плоскости, так и объёмными, рельефными. Их рисуют на ткани, на песке, выполняют цветными порошками и делают из металла, камня, дерева. Их могут вырезать даже из масла, окрашивая его в соответствующие ритуальные цвета. Мандалы часто изображают на полах, стенах и потолках храмов.
Наиболее умелым монахам, в совершенстве овладевшим искусством резьбы по дереву, доверяется создание объемных деревянных дворцов, создаваемых несколько лет. К ним в монастыре относятся как к драгоценным реликвиям.


Некоторые из мандал выполняют из цветных порошков для проведения определённой ритуальной практики. К концу ритуала творение разрушают.

Мандала является настолько священной на Востоке, что рисуется под аккомпанемент особых ритуалов и сама может считаться объектом поклонения.
Одновременно с мысленным построением трехмерных мандал в ритуалах и практиках используются плоскостные изображения, которые согласно текстам могут быть либо живописными, либо выполненными из измельченных драгоценных камней, перемолотого и окрашенного риса, цветов, а также разноцветного песка.

Тантрические практики и ритуалы, предполагающие построение песочных мандал, будучи тайными изначально, до последнего времени были совершенно недоступны для западного человека в силу географической удаленности Тибета, языковых и культурных барьеров. Они изучались в основном в стенах крупных монастырей, куда монахи поступали для пятнадцатилетнего обучения.


Карл Юнг был первым, кто познакомил с идеей мандалы западных исследователей сновидений. В своей автобиографии, "Воспоминания, сны, размышления", Юнг рассказывает о том, как в 1916 г. он нарисовал свою первую мандалу, а спустя два года уже ежедневно зарисовывал в своем блокноте новые мандалы. Он обнаружил, что каждый рисунок отражает его внутреннюю жизнь на данный момент, и стал использовать эти рисунки, чтобы фиксировать свою "психическую трансформацию". В конце концов, Юнг пришел к выводу, что метод мандалы - это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности.

Ситуация резко изменилась в 1959 году, когда буддийский Тибет был захвачен Китаем, проповедовавшим идеи коммунизма и атеизма. Шесть тысяч монастырей, оплотов многовекового знания, с громадными библиотеками, были сметены с лица земли, тысячи монахов и монахинь убиты, изувечены, брошены в тюрьмы.
В эти дни юный Далай-лама XIV, глава духовной и светской власти Тибета, принял решение покинуть свою страну, чтобы основать правительство в изгнании и из свободной Индии оказывать поддержку своему народу. За ним последовали тысячи монахов и мирян: все, кому удалось уйти.
Перед тибетцами встала нелегкая задача сохранения своей уникальной духовной культуры в условиях изгнания. Монахи и ламы двинулись на запад, где их ждали люди, наслышанные о мистике и таинствах Тибета от случайных путешественников, которым посчастливилось побывать в стране Снегов. Образ Тибета в сознании народов разных стран рисовался как цитадель духовности, случайно выстоявшая в раздираемом войнами и противоречиями мире. С открытым сердцем западные люди встречали тибетских лам и монахов, и те щедро делились с ними своими знаниями. Так на Запад впервые попали тайные тантрические ритуалы, а с ними и песочные мандалы.


Это был бесценный дар народам тех стран, которые были готовы протянуть Тибету руку помощи. Считается, что тантрические ритуалы построения мандалы и приглашение в нее просветленных существ, очищают пространство и гармонизируют отношения между живыми существами всех миров. Мандала лечит нас от болезней, зла, страхов и дурных помыслов. Тибетцы выражают мандале знаки почтения: совершают перед ней простирания, делают ей подношения и обходят вокруг нее по часовой стрелке.

Строя песочные мандалы на Западе, тибетские монахи знакомили людей со своей уникальной культурой, оказавшейся на грани полного исчезновения. Местом для проведения тантрических ритуалов стали музеи, галереи и концертные залы

Ритуал создания песочной мандалы

Само по себе овладение техникой создания мандалы из песка – лишь часть целого ритуала, включающего чтение текста ритуала, исполнение мелодий сложным обертонным пением.
Материалом для создания мандалы может служить не только речной песок, но и измельченные камни, бирюза, яшма, малахит, жемчуг, кораллы. Ведь мандала являлась подношением просветленным существам, и должна была быть красивой и совершенной.
Нынче тибетские монахи используют чаще всего мрамор, который измельчают в каменной ступе в монастырском дворе. Мраморную крошку просеивают и окрашивают акварелью или гуашью в яркие цвета, чтобы хоть сколько-нибудь приблизиться к эффекту сверкающих природных камней.
Мраморную крошку сортируют по цвету и по размеру частичек.
Инструменты
Непосредственное формирование узоров мандалы происходит при помощи металлического конуса (чакпу) и твердого рога яка. В конус, который имеет в средней части неровную, ребристую поверхность, монахи засыпают песок нужного цвета. Потирая эту поверхность рогом яка или другим твердым материалом, монахи создают вибрацию, за счет чего песок ровной струйкой высыпается через небольшое отверстие.
Техника нанесения песка с помощью чакпу является тибетским ноу-хау и не встречается нигде в мире.
Помимо чакпу монахи также используют лопаточку, которой они выравнивают линии и удаляют лишние песчинки.
Композиция и цветовой колорит песочных мандал, а также последовательность их построения описаны в текстах, которые монахи выучивают наизусть.
Каждый монастырь имеет свой стиль и структуру. В основном отличается центр мандалы, где изображены божества. Боковые части, периферия остается неизменной.


Перед тем как приступить к сооружению песочной мандалы, монахи очищают пространство, готовят платформу, на которой будет создана мандала, инструменты и сам песок.
Ритуалы, предваряющие строительство мандалы, начинаются с обращения за прибежищем к Трем Драгоценностям буддизма: Будде, Дхарме (его учению) и Сангхе (общине практикующих). Монахи медитируют, зарождая в себе желание принести благо всем живым существам, стать лучше, мудрее, принеся добро и счастье каждому живому существу во Вселенной.
Затем воздаются почести просветленным существам и учителям, донесшим до них сквозь века благородные учения Будды. В специальном руководстве – садхане подробно описывается центральное божества мандалы, в образе которого монахи мысленно представляют самих себя. Монахи приглашают в зал, где будет построена мандала, просветленных божеств, и преподносят им всевозможные дары.

В монастырях ритуал очищения пространства перед возведением мандалы длится около двух часов. Подобно тому, как перед постройкой жилища человек изучает и осматривает землю монахи выясняют, пригоден ли зал для возведения мандалы.
Затем нужно получить разрешение на возведение мандалы у хозяев галереи или зала. Потом разрешение нужно получить у духов и божеств. Этим духам тоже преподносится дар. Монахи очищают место с помощью горчичных семян или пепла, мантры и медитации. Платформа для мандалы затем благословляется.


Песок специально подготавливается и расставляется в емкостях на столе. Цвет части песка остается естественным, но обычно используется и достаточно большое количество окрашенного песка самых разных цветов и оттенков. Используется не только песок, но и частицы камня, полученные путем дробления и помола. Размер песка варьируется. Крупнозернистый песок используется для заполнения фона, мелкий - для прорисовки мелких деталей и узоров.
Разметку платформы производят с помощью чистой белой нити, которая, согласно описаниям, должна быть сплетена юными девушками и куплена не торгуясь. Нить опускается в белый песок мелкого помола, натягивается над поверхностью мандалы и отпускают. На платформе остается белый след. Остальные линии наносятся при помощи мела, карандашей и линеек. Весь декор мандалы создается из песка без предварительной прорисовки.
Песок наносят от центра к периферии. Над созданием мандалы работают четыре монаха, действия их согласованны и равномерны. Они заранее планируют работу на день, помогают друг другу в работе.
Построение большой песочной мандалы занимает около десяти дней. Всё это время зал, где работают монахи, является чистой обителью просветленных существ.
Каждый день монахи начинают работу с пения. Они обращаются к центральному божеству мандалы и разжигают в своем сердце желание трудиться на благо всего живого. Создавая мандалу, монахи воссоздают в своем уме объемный дворец божества.
Мандалу нельзя оставлять в музее, как экспонат. Она служит основой для медитации.

Разрушение мандалы - подчеркивает идею о непостоянстве всего сущего. Ритуал разрушения - это возможность задуматься о бренности бытия. Монахи призывают светлых божеств, пребывавших в песочной мандале, вернуться в свои небесные обители.
Руководитель ритуала надрезает мандалу с помощью ваджры.


В буддийской мифологии Ваджра (санскр. «алмаз», «молния») - символ прочности и неуничтожимости. Занимает центральное место в символике ваджраяны (название этого течения в буддизме - от Ваджры), где Ваджру изображают как особым образом оформленный скипетр. Ваджра - атрибут многих будд, бодхисатв и идамов, обычно наряду с колокольчиком, рукоятка которого напоминает конец Ваджры. В ваджраяне Ваджра символизирует мужское начало, активность; колокольчик символизирует женское начало (праджня), пассивность.

Мандала надрезается в местах входов, по диагональным линиям. После этого монахи сметают песок к центру и помещают его в большую чашу.
Считается, что песок, очищенный в процессе ритуала, обладает очистительной силой. Эта сила преподносится всем живым существам. Процессия монахов с трубами и цимбалами направляется к реке или океану, чтобы поднести чудодейственный песок в дар духам воды и распространить благо по всему миру.
Монахи высыпают в воду песок из большой чаши, оставляя немного гостям, принимавшим участие в ритуале. Этот песок можно затем хранить дома на алтаре или высыпать в землю, чтобы были обильными урожаи. Песком посыпают макушку умирающего, что поможет перерождению в высших мирах.
Странно наблюдать, как разрушается удивительно творение, в которое вложено столько труда. Европейскому человеку приходится наблюдать воочию буддийское учение о непостоянстве и непривязанности.

Forum.roerich.info/showthread.php?t=8969
myfhology.narod.ru/magik-things/vadjra.html

К лассическая мандала – это символическое изображение Вселенной, как чистой земли Просветленных существ (Будд), в центре которой находится священная гора Меру – обитель Создателя, называемого Ади-Буддой, а по сторонам отображены все миры буддийской космологии. Эта мистическая диаграмма Миров представляет собой круг, вписанный в квадрат, который, в свою очередь, вписан в круг.

Внешний круг – Вселенная, внутренний круг – мир божеств, бодхисаттв, будд. Иногда изображения будд и божеств заменяют изображениями их коренных символов, слогами, чьи звуки выражают измерения этих божеств. Будды, бодхисаттвы и боги держат просветленную активность данных существ, их способности. Эта способность связана с той или иной из пяти мудростей, символически выражаемых цветом и расположением на мандале. Пять изображаемых будд или бодхисаттв символизируют единство пяти мудростей, как символов духовного Пробуждения.

У мандалы имеется центр и четыре направления, соответствующие сторонам света. Дхьяни-Будды располагаются в центре и на каждой из основных сторон мандалы. Квадрат мандалы, ориентированный по сторонам света, имеет с каждой стороны Т-образные выходы – ворота во Вселенную. Поле квадрата поделено на четыре части. Пятую часть образует центр.

Комплекс Кайлаша является огромной природной мандалой. У него есть центр (вершина), ассоциируемая с гигантской мировой колонной, соединяющей наш физический мир с поднебесьем мира духовного и его космической основой – Ади-Буддой. Вершина горы и есть Первое тело Будды – свабхавикакайя. У Мандалы Кайлаша есть и квадрат (основание горы), Лица (стены) которого ориентированы на четыре стороны света, и также имеют Т-образные выходы (подходы) к своим плоскостям. У этих четырёх Лиц есть свой цвет и свой энергетический первоэлемент. Они также ассоциируются с одним из Дхьяни-Будд, манифестируя собой Второе тело Будды-Дхармакайя.

Далее от своего центра уникальная природная мандала представлена восемью горами непосредственно примыкающими к Кайлашу. Именно столько гор являются своего рода продолжением Кайлаша. На юге – два плеча-гребня внутренней горы и Нанди. На западе – два плеча-гребня, охватывающих Замкнутую Долину у Западного Лица Кайлаша. На севере – Ваджрапани, Ченрези. На востоке – каменное зеркало Долины Жизни и Смерти. Они минифестируют собой Третье тело Будды – самбхогакайя.

Эти «плечи» Кайлаша образуют восемь Священных Долин:

  1. Восточная долина внутренней коры;
  2. Западная долина внутренней коры;
  3. Долина между западным гребнем внутренней коры и Замкнутой Долиной у Западного Лица Кайлаша;
  4. Замкнутая Долина у Западного Лица Кайлаша;
  5. Долина между горой Ваджрапани и Замкнутой Долины;
  6. Долина у Северного Лица Кайлаша;
  7. Симметричная Долина;
  8. Зеркало Долины Жизни и Смерти.

Внешний круг гигантской мандалы – это глубокие долины рек, кольцом окружающие весь этот фантастический комплекс. Он ассоциируется с обитаемой Вселенной, и именно по нему проходит маршрут внешней коры. Здесь «разлито» Четвёртое тело Будды – Нирманакайя.

Отметим, что центральная часть Мандалы Кайлаша представляет собой восьмилипестковый лотос, в центре которого и находится священный Кайлаш.

Есть мнение, что Мандала Кайлаша представляет собой уникальный зеркально-пирамидальный комплекс, принимающий нисходящие на Землю космические энергоинформационные потоки, преобразующий их, а также излучающий потоки, идущие от Земли. Это мощнейшая приёмо-передающая космическая антена, настроенная, в том числе, на характерный размер Земли (высота кратна полярному радиусу планеты). Можно сказать, что это – представленная в камне, созданная природой матрица энергоинформационной структуры Вселенной и человека, предстающим её подобием или фракталом (частью). Целостный механизм Вселенной, работающий на нашей планете!

В Мандале Кайлаша в полной мере проявлено устройство нашего мира. Можно сказать, что она является проекцией строения многомерной и беЗконечной Вселенной в нашем трёхмерном мире. Потрясающая ценность этого в том, что всё проявленное – нерукотворно, создано самой Природой, самим Создателем миллионы лет назад, сохраняющее глубинный объём уникальной вселенской информации.

Кайлаш несёт определённые вибрации, которые позволяют активизировать энергетические центры человека, «настраивать и подстраивать» его плотные и тонкие тела и существенно ускорять духовное развитие.

Если взглянуть на космический снимок всего горного узла Кайлаша, то можно легко заметить, что он резко выделяется своими формами от окружающих горных образований. Узел Кайлаша выглядит, как затейливая вязь из горных цепей одинаковой высоты. Он похож на узор, который оставляет на горячем сургуче Большая печать Восточного Владыки.

Сколько бы не проходило тысячелетий, мандала Печати Создателя неизменна во времени. Менялись и будут меняться человеческие цивилизации, но Кодекс законов их жизни остаётся прежним. Главное в нём – следовать по пути духовного совершенствования с целью постижения Вселенской мудрости и эволюции своей Сущности.

Мерцающие звезды, живые и мертвые планеты, галактические туманности, пульсары, черные дыры; и сонмы богов, и души святых; человек, взирающий на небо и вглядывающийся в себя. Все это, заключенное в геометрию кругов и квадратов, и есть сакральная мандала — модель Вселенной .

На Востоке она является священным объектом поклонения. Чаще всего мандалы изображаются на плоскостях: их вышивают или рисуют на ткани; на полах и потолках храмов; тщательно выводят на песке цветными порошками... Но бывают они и объемными.

БУДДИЙСКАЯ СТУПА

Самый удивительный пример объемной мандалы из камня — это, конечно, буддийская ступа . Первые ступы появились в Индии как памятники на могилах правителей этой страны. В эти ступы и помещали их останки после кремации. С санскрита ступа означает «груда камней» или «макушка головы».

Буддийские ступы

Позже, в буддийские времена, ступа стала приобретать более широкое значение. Ступы стали воздвигать в ознаменование значимых событий буддийской истории; как памятные места; и, может быть, в первую очередь ступа стала восприниматься в качестве объекта подношений природе Будды — его просветленному уму.

А в горах, на заснеженных перевалах ступы служили защитой и путеводными метками для странников на их опасных дорогах. Высоко в Гималаях ступа получила тибетское название — чортен. Ступы воздвигнуты во многих азиатских странах, и в каждой они приобретали свои архитектурные формы, наследуя культурные традиции этих мест.

СИЛА ДРЕВНЕЙ СВЯТЫНИ

Одна из самых величественных в мире ступ находится в Боднатхе, районе Катманду, месте компактного проживания тибетцев. Ступа была заложена в V веке н. э. во времена правления короля Манадеви, в эпоху Личави. Здесь с древних времен проходила дорога из Тибета в Индию.

Буддийская ступа Боднатх, Малый Тибет

Ступа не раз перестраивалась. Сегодня ее высота составляет 36 метров, в восьмиугольном основании по всему периметру в нишах расположены крутящиеся молитвенные барабанчики. Между куполом стихии Воды и пирамидой Огня на сторонах куба изображены смотрящие во все страны света слегка раскосые, с приспущенными веками глаза Будды.

Сверху из-под зонта к основанию на веревках протянуты разноцветные флажки, символизирующие стихии природы. А вокруг ступы теснятся друг к другу невысокие здания с ресторанчиками и всевозможными лавками для туристов. Но в одном месте строй схожих строений разрывается, чтобы дать место пагоде буддийского монастыря.

В свой первый приезд в Непал я жил в Боднатхе. Вечерами я любил забираться на ступу, под ее куполообразный «второй этаж». Так и сидел там до ночи, пока пожилой тибетец не начинал внизу громыхать ключами, запирая вход на святыню.

Надо мной сияли звезды, зеленоватым лунным светом отливала кровля монастыря, из приоткрытых дверей которого доносились протяжные звуки тибетских труб (дунченов и дункаров) во время вечерней пуджи.

Ступа обладала чудодейственной силой. Отдавала благотворные энергии, накопленные ею за 1500 лет. Не нужно было никаких медитационных поз с закрытыми глазами с нашептыванием мантр.

Все получалось само собой. Чувство гармонии вселялось в меня. По телу растекалось приятное расслабление, а все заблуждения ума, казалось, навсегда растворялись в космосе... И каждый может проверить достоверность этих моих слов, посидев хотя бы часок на ступе в Боднатхе.

Буддийская ступа в Заласанто (Zalaszántó), Венгрия

ПО ОРБИТЕ ВСЕЛЕННОЙ

Последний раз в Боднатхе я был совсем недавно. Там я зашел в картинную галерею, выходящую окнами на ступу. В ней были представлены картины, выполненные в традиционном тибетском стиле. У одной из них я надолго задержался, рассматривая сидящего у горной пещеры, овеянного славой великого тибетского йогина Миларепу.

Видно, заметив мой интерес к Миларепе, ко мне вдруг подошла служительница галереи и, показывая на ступу через окно, сказала, что там, вокруг ступы, ходит известный мастер духовных практик, монах-отшельник, спустившийся только что с гор.

Я сразу выделил его из толпы тибетцев, непальцев, туристов, наматывающих круги вокруг ступы. У него была седая борода, а на голове ритуальный парик из скрученных длинных волос. Его сопровождал молодой монах в красном одеянии и с бутылкой воды. Я взял да и пошел за ними, покручивая одной рукой молитвенные барабанчики в нишах ступы.

Так и ходил я за ними несколько часов подряд. Было жарко. Но чем дольше я вышагивал по кругам этой гигантской мандалы-ступы, как по орбите Вселенной, тем все явственней мной овладевало чувство удивительной легкости, будто я вошел в состояние невесомости, сбросил с себя всю тяжесть земных перегрузок.

Надо сказать, что негативные препятствия в моей жизни устранялись потом как бы сами по себе. И кое-что хорошее получалось будто бы без всяких усилий. А правду этих моих слов может проверить каждый, кто совершит хотя бы несколько кругов вокруг ступы в Боднатхе. И хорошо, если в тот же день к ступе спустится с гор монах-отшельник.

ВО СПАСЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

В клятве Бодхисаттвы (просветленного существа) говорится, что, пока существует этот мир, это пространство, он отказывается уходить в нирвану, он остается на земле для спасения всех живых существ.

Буддийская ступа — это и есть образ Бодхисаттвы, или Будды, сидящего в бесконечном пространстве в позе лотоса. Он — Точка Света в единении микро- и макрокосмоса. Сидя в позе лотоса и медитируя, человек раскрывает в себе психические центры (чакры), и его тело как бы становится пятью этажами священной мандалы, или ступы.

Самый нижний ярус, или первый этаж, представленный квадратом или кубом, соответствует элементу Земли. В ее темной глубине созревают зародыши всех наших действий, то есть карма.

Второй ярус — круглая центральная часть строения — соответствует элементу Воды. Это так называемый пупочный центр нашего тела, в нем грубые элементы преобразуются в психические, тонкие энергии.

Буддийская ступа, возведенная на острове Огой летом 2005 г. на Байкале, официально именуется как Ступа Просветления, Покорения демонов.

Третий ярус соответствует сердечному центру и изображается позолоченным треугольником, или конусом, пирамидой. Это стихия священного Огня, который преображает, очищает и восстанавливает в изначальной чистоте элементы нашей личности. Эта часть ступы может иметь 13 ступеней или, в ином случае, колец, символизирующих путь просветления, — это познание десяти мудростей и трех времен.

Четвертый ярус является горловым центром, элементом Воздуха, полусферической формой сосуда. На некоторых ступах он сокрыт зонтом. Это центр дыхания, из которого по телу человека циркулируют «внутренние ветры», наполняющие энергией и силой и дающие нам речь.

Пятый, самый высший ярус — головной, верхний центр с пламенеющей точкой, каплей эфира. В тибетском буддизме он называется «тхигле» — ясный свет сознания, высшая мудрость, что и выражается всем известным протослогом «Ом». Эта самая макушка, и горит она золотом в бесконечности небесного пространства.

Так построена ступа Бодхистаттвы во спасение человека.

Олег ПОГАСИЙ, журнал "Загадки ХХ века", №8, 2017

Похожие публикации