Камчатские экспедиции витуса беринга. Экспедиция Беринга: какие тайные цели она преследовала

Финансировался Русским Адмиралтейством и преследовал более военно-стратегические цели, нежели научные. Цели - доказать существование пролива между Азией и Америкой и сделать первые шаги к переходу на американский континент. Вернувшись в Петербург в из Первой Камчатской экспедиции , Витус Беринг представил докладные записки, в которых высказал уверенность в сравнительной близости Америки к Камчатке и в целесообразности завязывания торговли с жителями Америки. Дважды проехав через всю Сибирь , он был убеждён в том, что здесь можно добывать железную руду, соль и выращивать хлеб. Беринг выдвинул дальнейшие планы исследования северо-восточного побережья российской Азии, разведки морского пути к устью Амура и Японским островам - а также к американскому континенту .

6 сентября судно направилось прямо на запад через открытое море, вдоль гряды Алеутских островов . В штормовую погоду судно носило по морю, как щепку. Беринг уже был слишком болен, чтобы управлять кораблём. Наконец через два месяца, 4 ноября, с судна заметили высокие горы, покрытые снегом. К этому времени пакетбот практически был неуправляем и плыл «как кусок мёртвого дерева».

Моряки надеялись, что они достигли берегов Камчатки. На самом же деле это был лишь один из островов архипелага , который впоследствии назовут Командорскими островами . «Св. Пётр» бросил якорь недалеко от берега, но ударом волны его сорвало с якоря и перебросило через рифы в глубокую бухту у берега, где волнение не было таким сильным. Это была первая счастливая случайность за всё время мореплавания. Воспользовавшись ею, команде удалось перевезти на берег больных, остатки провизии и снаряжение.

К бухте примыкала долина, окружённая невысокими горами, уже покрытыми снегом. По долине пробегала небольшая речка с кристально чистой водой. Зимовать пришлось в землянках, накрытых брезентом. Из команды в 75 человек сразу после кораблекрушения и в течение зимы умерло тридцать моряков. Сам капитан-командор Витус Беринг скончался 6 декабря . Позднее этот остров будет назван в его честь. На могиле командора поставили деревянный крест.

Наперекор смерти

Изображение Камчатки из книги Крашенинникова (1755).

Оставшихся в живых моряков возглавил старший помощник Витуса Беринга, швед Свен Ваксель . Пережив зимние бури и землетрясения, команда смогла дотянуть до лета . Им опять-таки повезло, что на западном берегу оказалось много выброшенного волнами камчатского леса и обломков дерева, которые можно было использовать как топливо. Кроме того, на острове можно было охотиться на песцов , каланов , морских коров , а с приходом весны - морских котиков . Охота на этих зверей была очень лёгкой, потому что они совершенно не боялись человека.

Весной было начато строительство небольшого одномачтового судна из остатков полуразрушенного «Св. Петра». И опять команде повезло - несмотря на то, что все три корабельных плотника умерли от цинги, а среди морских офицеров специалиста по судостроению не оказалось, бригаду корабелов возглавил казак Савва Стародубцев, судостроитель-самоучка, который во время строительства экспедиционных пакетботов в Охотске был простым рабочим, а позднее был взят в команду. К концу лета новый «Св. Пётр» был спущен на воду. Он имел гораздо меньшие размеры: длина по килю - 11 метров, а ширина - менее 4 метров.

Оставшиеся в живых 46 человек в страшной тесноте вышли в море в середине августа, уже через четыре дня достигли побережья Камчатки, а ещё через девять дней, 26 августа , вышли к Петропавловску.

За свой, без преувеличения можно сказать, подвиг, Савва Стародубцев был награждён званием сына боярского. Новый гукор «Св. Пётр» ходил в море ещё 12 лет, до , а сам Стародубцев, освоив профессию кораблестроителя, построил ещё несколько кораблей.

Память

Марка Почты СССР.

  • В 1991 году Почта СССР выпустила марку, посвященную 250-летию плавания к берегам Америки .
  • В 1995 году , Банком России, в серии памятных монет «Исследование Русской Арктики», выпущена монета «Великая северная экспедиция» достоинством 3 руб.
  • В 2004 году Банком России выпущена серия памятных монет «2-я Камчатская экспедиция» достоинствами 3, 25 и 100 руб., посвященная экспедиции.

Литература и источники

  • Ваксель Свен. Вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга / Пер. с рук. на нем. яз. Ю. И. Бронштейна. Под ред. с пред. А. И. Андреева.- М.: Главсевморпуть, 1940.- 176 °C.;
  • Магидович И. П., Магидович В. И., Очерки по истории географических открытий, т. III. М., 1984

Великая Северная экспедиция. Отряд Беринга-Чирикова 1740-1742 г.г.
В 1732 г. Витусу Берингу было поручено возглавить Вторую Камчатскую (Великую Северную) экспедицию. В его задачи входила не только координация работы всей экспедиции, но и непосредственное руководство одним из ее отрядов. Помощником Беринга вновь, как и в Первой Камчатской экспедиции, был назначен Алексей Чириков.

2 мая 1732 г. Сенат издал указ „Об отправлении капитан-командора Беринга в Камчатку и о правилах, каковые он должен соблюдать в сей экспедиции”. Согласно указу отряд Беринга должен был пересечь Сибирь и от Камчатки направиться к Северной Америке для исследования ее побережья и изучения быта и нравов народов, населяющих эти земли. Для плавания к американским берегам Берингу и Чирикову поручалось построить два специальных судна.

Все необходимое снаряжение и продовольствие для экспедиции было подготовлено к лету 1740 г. Тогда же в Охотске под руководством корабельных мастеров Козьмина и Рогачева была закончена постройка двух судов. В сентябре 1740 г. пакетботы „Святой Петр” под командованием Беринга и „Святой Павел” под командованием Чирикова вышли из Охотска. Во время шторма у берегов Камчатки была потеряна часть продовольствия. В октябре экспедиция прибыла в Авачинскую губу и остановилась на зимовку в бухте, которую Беринг назвал Петропавловской. Здесь был основан острог, впоследствии выросший в город Петропавловск-Камчатский.

С началом навигации участники экспедиции стали готовиться к отплытию. Для решения вопроса о маршруте судов Беринг созвал совет из офицеров, штурманов и ученых. Мнения участников совета разделились: командор предлагал плыть на северо-восток, Стеллер - на восток, профессор астрономии Делакроер - на юго-восток, где, по его мнению, должна была находиться так называемая земля Хуана де Гама. После обсуждения было принято решение исследовать эту землю, а затем продолжить путь к берегам Америки.

Утром 4 июня 1741 г. „Святой Петр” и „Святой Павел” вышли из Петропавловской бухты. Достигнув 47° с. ш., где должна была находиться мифическая земля, участники плавания пришли к выводу о том, что ее не существует, а время и силы экспедиции были потрачены напрасно. Суда повернули на север. Условия плавания были сложными, мешали штормы и густые туманы. Чтобы не потеряться в тумане, на кораблях стреляли из пушек или били в колокол. 19 июня ни выстрелы, ни удары колокола не помогли - суда разлучились.

В течение трех дней Беринг и Чириков тщетно пытались найти друг друга, после чего Беринг отдал приказ двигаться на север, а Чириков взял курс на северо-восток. По-разному сложилась судьба отрядов экспедиции.

Около четырех недель „Святой Петр” продолжал плавание к западным берегам Америки. В первой половине июля по курсу судна стали видны неясные очертания земли - корабль шел вдоль Алеутских островов. 16 июля 1741 г. участники экспедиции наконец увидели берег с высокими горными хребтами, покрытыми снегом. Это была долгожданная Америка. Сильный ветер не позволил подойти к берегу, лишь 20 июля пакетбот бросил якорь недалеко от небольшого острова.

Для разведки на берег была отправлена шлюпка с 15 матросами, руководил которыми Софрон Хитрово. Сделав запасы пресной воды, матросы вернулись на корабль. Позже Беринг отправил на остров натуралиста Стеллера в сопровождении казака Лепехина. Стеллер провел на берегу 10 часов, за это время он обнаружил и осмотрел жилища индейцев, составил описание около 160 видов местных растений, а также описание некоторых представителей фауны (тюленей, китов, акул, морских бобров, лисиц, нескольких видов птиц, в том числе хохлатую сойку, впоследствии названную его именем (Стеллерова хохлатая сойка).

Витус Ионассен Беринг - великий мореплаватель, офицер российского флота, которым было сделано немало важных географических открытий. Оказавшись во главе двух экспедиций на Камчатский полуостров, Беринг внес большой вклад в развитие географии в России. Его именем названы пролив, остров и море на севере Тихого океана, а также Командорские острова.

Краткая биография

Будущий мореплаватель появился на свет 2 августа 1681года в небольшом датском городке Хорсенс. Мальчика с ранних лет манило море, и потому родители решили отдать его на обучение в морской кадетский корпус в Амстердаме. Во время учебы юный Витус успел совершить путешествие в Ост-Индию, после которого окончательно убедился в своем решении связать судьбу с мореплаванием.

Завершение учебы Беринга совпало с повышенным интересом Петра I к освоению морского ремесла. Российский государь искал опытных иностранных специалистов, и молодой, но подающий большие надежды Витус Беринг получил приглашение ступить на государеву службу. В России ему сразу доверили управление грузовым судном, транспортировавшим лес.

Рис. 1. Витус Беринг.

Исправно неся службу на русском флоте, Беринг сделал успешную карьеру, и к 1724 году смог дослужиться до капитана 1-го ранга. За это время под российским флагом он принял участие в двух войнах, в его командовании находилось немало кораблей.

Первая Камчатская экспедиция

В 1724 году Петр I принял решение организовать масштабную экспедицию на Камчатку, и для этой цели приказал подыскать подходящих людей. Коллегия Адмиралтейства выдвинула кандидатуру Беринга, и русский государь дал опытному мореплавателю детальную инструкцию.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Согласно ей Беринг должен был построить два палубных судна, на них отправиться вдоль побережья, где, согласно предположениям, должна была располагаться Америка. Отыскав место возможного соединения Азии с Америкой, экспедиция должна была собрать как можно больше ценной информации и нанести ее на карты.

Вместе со своей командой Беринг двинулся в путь в январе 1725 года. Лишь два года спустя они достигли восточных берегов Камчатского полуострова. Еще один год ушел на строительство кораблей.

Рис. 2. Строительство судов.

Маршрут экспедиции пролегал на северо-восток вдоль материка. В ходе этого путешествия были нанесены на карты многие географические объекты: острова, заливы, бухты. Но самое важное - Беринг выяснил, что Америка и Азия никак не связаны между собой.

Вторая Камчатская экспедиция

В 1733 году Коллегия, вняв веским доводам отважного мореплавателя, дала «добро» на повторную экспедицию к Камчатскому полуострову. В новом чине капитана-командора Беринг занялся ее подготовкой в Якутске. Этот процесс шел крайне медленно из-за откровенного безразличия и нежелания содействовать местных властей.

Лишь в 1740 году два корабля под руководством Беринга взяли курс на Камчатку. Спустя год экспедиция достигла берегов Северной Америки через небольшой пролив - задача, возложенная на Беринга Петром I, была решена.

Рис. 3. Берингов пролив.

Возвращение на родину Второй Камчатской экспедиции оказалось крайне тяжелым. Из-за сильнейшего тумана корабли долгое время блуждали по морю, не в состоянии определить свое местонахождение. Члены экипажа стали умирать от разразившейся цинги. Не пощадила страшная болезнь и Беринга. 4.2 . Всего получено оценок: 109.

Великая Северная экспедиция была осуществлена русскими моряками вдоль арктического побережья Сибири, к берегам Северной Америки и Японии в 1733—1743 годах. Экспедиция состояла из семи самостоятельных отрядов, за каждым из которых был закреплен свой участок. Витусу Берингу было поручено возглавить Великую Северную экспедицию. В его задачи входила не только координация работы всей экспедиции, но и непосредственное руководство одним из ее отрядов. Помощником Беринга вновь, как и в Первой Камчатской экспедиции, был назначен Алексей Чириков. Беринг и Чириков должны были пересечь Сибирь и от Камчатки направиться к Северной Америке для исследования её побережья.

Все необходимое снаряжение и продовольствие для экспедиции было подготовлено к лету 1740 года. Тогда же в Охотске под руководством корабельных мастеров Козьмина и Рогачева была закончена постройка двух судов. 8 сентября 1740 года пакетботы «Святой Петр» под командованием Беринга и «Святой Павел» под командованием Чирикова вышли из Охотска. Суда прошли между южной оконечностью Камчатки, называемой мыс Лопатка, и самым северным из Курильских островов. Пройдя 26 сентября пролив, они продолжали идти курсом на северо-запад по направлению к Авачинской бухте. 27 сентября пакетботы подошли к Авачинской бухте, однако тут им встретился густой туман и штормовая погода, так что они были вынуждены снова выйти в море. Наконец 6 октября 1740 года участникам экспедиции удалось войти в Авачинскую бухту и в тот же день стать на место зимовки, которое они назвали Петропавловским портом, поскольку оба судна, носившие имена святых Петра и Павла, были первыми кораблями, которые воспользовались этой гаванью. Здесь было заложено поселение, с которого начала свою историю столица Камчатки — город Петропавловск-Камчатский.

В течение всей зимы между офицерами шли рассуждения о дальнейшем маршруте. Был созван совет из всех офицеров и штурманов, на который, согласно инструкции, был приглашен прикомандированный к экспедиции профессор астрономии Делакройер, француз по происхождению. Мнения участников совета разделились: были предложения плыть на северо-восток, на восток, а Делакройер предложил плыть на юго-восток, где, по его мнению, должна была находиться так называемая земля Хуана де Гама. После обсуждения было принято решение исследовать эту землю, а затем продолжить путь к берегам Америки.

2 Мыс св. Илии

Утром 4 июня 1741 года «Святой Петр» и «Святой Павел» вышли из Авачинской бухты. Участники экспедиции рассчитывали уложиться в такие сроки, чтобы к концу сентября снова вернуться сюда же.

Достигнув 47° с. ш., где должна была находиться мифическая земля, участники плавания пришли к выводу о том, что ее не существует, а время и силы экспедиции были потрачены напрасно. Суда повернули на север. Условия плавания были сложными, мешали штормы и густые туманы. Чтобы не потеряться в тумане, на кораблях стреляли из пушек или били в колокол. 19 июня ни выстрелы, ни удары колокола не помогли — суда разлучились. В течение трех дней Беринг и Чириков тщетно пытались найти друг друга, после чего Беринг отдал приказ двигаться на север, а Чириков взял курс на северо-восток.

Около четырех недель «Святой Петр» продолжал плавание к западным берегам Америки. В первой половине июля по курсу судна стали видны неясные очертания земли — корабль шел вдоль Алеутских островов. 16 июля 1741 года участники экспедиции наконец увидели берег с высокими горными хребтами, покрытыми снегом. Это была долгожданная Америка.

«Мы поплыли дальше, стремясь подойти ближе к берегу, но из-за небольшой силы и переменчивости направления ветра не могли достигнуть его ранее, чем 20 июля, когда вечером в 6 часов бросили якорь на глубине двадцати двух сажен на мягком глинистом грунте вблизи довольно большого острова, расположенного неподалеку от материка. В 8 часов вечера мы послали к берегу шлюпку с заданием — разыскать пресную воду и нашу большую лодку с флот-мастером, ныне капитаном, Софроном Хитрово, чтобы подробнее разведать бухту и побережье и выяснить, не найдется ли более удобного рейда или гавани. Лодка скоро вернулась к кораблю, и Хитрово доложил, что в проходе между несколькими островами, расположенными в недалеком расстоянии, имеется хороший рейд, в котором можно укрыться от ветров почти всех направлений», — писал участник экспедиции Свен Ваксель. К тому времени Беринг уже плохо себя чувствовал, поэтому он даже не высадился на американский берег.

Хитрово рассказал участникам экспедиции, что на одном из островов он обнаружил несколько небольших построек. Он отметил, что местные жители, очевидно, имеют топоры и ножи, так как их постройки обшиты гладкими досками и украшены резьбой. Беринг отправил на остров натуралиста Стеллера в сопровождении казака Лепехина. Стеллер провел на берегу 10 часов, за это время он осмотрел жилища индейцев, составил описание около 160 видов местных растений, а также описание некоторых представителей фауны (тюленей, китов, акул, морских бобров, лисиц, нескольких видов птиц, в том числе хохлатую сойку, впоследствии названную его именем).

Участники экспедиции пополнили запасы пресной воды, и 21 июля в 6 часов утра отошли от этого места. На карте они пометили название этого места «мыс св. Илии», так как оно представляло собой длинную выступающую полосу земли, а по календарю день, в который они прибыли к этому месту, был обозначен днем св. Илии. Позднее, уже в 19 веке, остров получил название Каяк.

3 Острова Шумагина

Экспедиция продолжила путь, двигаясь на запад. К концу августа участники экспедиции стали сильно хворать цингой. Запас пресной воды понемногу приходил к концу, и было решено снова поискать землю. 29 августа экипаж «Святого Петра» увидел землю с севера, а 30 августа бросил якорь между несколькими островами. Острова обозначили Шумагинскими, так как там был похоронен первый умерший член команды, под фамилией Шумагин.

Не смотря на плохое качество воды, было принято решение запастись ей в максимальных количествах. На это ушел целый день. Ночью участники экспедиции заметили огонь на берегу соседнего небольшого острова. На следующий день была подготовлена шлюпка, и шесть человек, включая переводчика, отправились на остров. Они отплыли от судна утром и благополучно достигли острова, там они нашли костер, в котором еще не погас огонь, но люди уже исчезли.


Встреча русских с алеутами (рисунок Свена Вакселя)

После исследования острова экипаж снова вышел в море, однако вынужден был вернуться, так как разыгрался юго-западный шторм, сопровождавшийся сильным ливнем. 5 сентября они снова пытались выйти в открытое море, но из-за сильного юго-западного ветра вынуждены были снова повернуть обратно. Однако эти промедления позволили участникам экспедиции все-таки познакомиться с местными жителями. С одного из близлежащих островов они услышали голоса и крики людей и увидели разведенный там костер. Вскоре показались две небольших байдарки, сделанные из тюленьих шкур. В каждой байдарке сидело по одному человеку. Они подплыли к «Святому Петру» и жестами приглашали выйти к ним на берег. На берег были посланы трое членов экипажа. Так произошла первая встреча с местными жителями — алеутами.

4 Остров Беринга

Обратный путь был тяжелым. Туманы и штормы затрудняли движение судна. Заканчивались вода и провиант. Цинга изводила людей. «Святой Петр» дрейфовал по морю до 4 ноября, когда в 8 часов утра экипаж корабля увидели землю — высокие горы, покрытые снегом. Приблизился к земле корабль уже с наступлением темноты. К вечеру начал усиливаться ветер. «Св. Пётр» бросил якорь недалеко от берега, но ударом волны его сорвало с якоря и перебросило через рифы в глубокую бухту у берега, где волнение не было таким сильным. Судно было сильно повреждено, но сумело встать на якорь.

6 ноября экипаж судна начал высаживаться на берег. В течение почти двух недель более здоровые участники экспедиции переправляли на берег больных товарищей. Беринга на носилках перенесли в специально подготовленную для него землянку. Во время высадки умерло девять человек. 28 ноября стоявший на якоре пакетбот штормом был выброшен на берег. Этому происшествию моряки не придали большого значения, так как были уверены, что находятся на Камчатке и смогут установить связь с местными жителями. Однако отправленные Берингом на разведку участники экспедиции, поднявшись на гору, установили, что место их высадки — необитаемый остров. Земля вся была покрыта снегом, с гор вытекала небольшая речка с отличной пресной водой, на берегу не росло никакого леса. Зимовать пришлось в землянках, накрытых брезентом.

Капитан Витус Беринг скончался 6 декабря 1741 года. Позднее этот остров будет назван в его честь. Оставшихся в живых моряков возглавил Свен Ваксель. Пережив зимние бури и землетрясения, команда смогла дотянуть до лета 1742 года. На острове можно было охотиться на песцов, каланов, морских коров, а с приходом весны — морских котиков. Охота на этих зверей была очень лёгкой, потому что они совершенно не боялись человека. Весной 1742 было начато строительство небольшого одномачтового судна из остатков полуразрушенного «Святого Петра». Среди морских офицеров специалиста по судостроению не оказалось, бригаду корабелов возглавил казак Савва Стародубцев, судостроитель-самоучка, который во время строительства экспедиционных пакетботов в Охотске был простым рабочим, а позднее был взят в команду. К концу лета новый «Св. Пётр» был спущен на воду. Он имел гораздо меньшие размеры: длина по килю — 11 метров, а ширина — менее 4 метров.


Смерть Витуса Беринга

Оставшиеся в живых 46 человек в страшной тесноте вышли в море в середине августа, уже через четыре дня достигли побережья Камчатки, а ещё через девять дней, 26 августа 1742, вышли к Петропавловску.

«Святой Павел» под командованием Чирикова 15 июля 1741 года достиг земли близ берегов Америки в районе 55° 11" с. ш. и 133° 57" з. д. Не найдя подходящего места для стоянки судна, экспедиция продолжила путь и 17 июля остановилась на широте 57° 50". На берег была отправлена шлюпка с десятью матросами для разведки окрестностей и отыскания места для стоянки. В течение нескольких дней на судне ожидали возвращения группы, а затем на их поиски решено было отправить боцмана с матросом и двумя плотниками. Эта группа также не вернулась обратно. Пройдя вдоль берегов Америки около 400 верст, 26 июля Чириков принял решение отправиться в обратный путь. На судне разыгралась цинга, и к концу сентября среди экипажа не было ни одного здорового человека. Моряки умирали один за одним. Был болен и Чириков, а с 20 сентября он уже не мог выйти из каюты. Управление судном перешло к штурману Елагину. Утром 6 октября штурман наконец заметил вдали берег Камчатки, а 9 октября корабль встал на якорь в Авачинском заливе.

Перезимовав в Авачинской губе и оправившись от болезни, в начале лета 1742 года Чириков с оставшимися в живых членами экипажа «Святого Павла» вновь отправился в плавание к берегам Америки. Экспедиции удалось дойти до западного острова Алеутской гряды (острова Атту), но сильные ветры и туман не позволили продолжить плавание. На обратном пути пакетбот прошел на расстоянии видимости мимо острова, на котором находились моряки с потерпевшего крушение «Святого Петра». 1 июля 1742 года Чириков вернулся на Камчатку, откуда участники экспедиции направились в Охотск.

Экспедиция отряда Беринга-Чирикова проходила в рамках Великой Северной экспедиции.

Отряд Витуса Беринга финансировался Русским Адмиралтейством и преследовал более военно-стратегические цели, нежели научные. Цели - доказать существование пролива между Азией и Америкой и сделать первые шаги к переходу на американский континент. Вернувшись в Петербург в 1730 из Первой Камчатской экспедиции, Витус Беринг представил докладные записки, в которых высказал уверенность в сравнительной близости Америки к Камчатке и в целесообразности завязывания торговли с жителями Америки. Дважды проехав через всю Сибирь, он был убеждён в том, что здесь можно добывать железную руду, соль и выращивать хлеб. Беринг выдвинул дальнейшие планы исследования северо-восточного побережья российской Азии, разведки морского пути к устью Амура и Японским островам - а также к американскому континенту.

В 1733 Берингу было поручено возглавить Вторую Камчатскую экспедицию. Витус Беринг и Алексей Чириков должны были пересечь Сибирь и от Камчатки направиться к Северной Америке для исследования её побережья. Мартыну Шпанбергу поручалось завершить картографирование Курильских островов и найти морской путь к Японии. Одновременно несколько отрядов должны были нанести на карты северное и северо-восточное побережье России от Печоры до Чукотки.

В начале 1734 Беринг отправился из Тобольска в Якутск, где он потом провёл ещё три года, занимаясь заготовкой продовольствия и снаряжения для экспедиции. И здесь, и позднее в Охотске ему приходилось преодолевать бездействие и сопротивление местных властей, не желавших помогать в организации экспедиции.

Лишь осенью 1740 два пакетбота, «Святой Пётр» и «Святой Павел», вышли из Охотска к восточному побережью Камчатки. Здесь в районе Авачинской губы экспедиция перезимовала в бухте, названной Петропавловской в честь судов экспедиции. Здесь было заложено поселение, с которого начала свою историю столица Камчатки - город Петропавловск-Камчатский.

4 июня 1741 - в год, когда Витусу Берингу исполнялось уже 60 лет - «Св. Пётр» под командованием Беринга и «Св. Павел» под командованием Чирикова первыми среди европейцев вышли к северо-западным берегам Америки. 20 июня в условиях шторма и густого тумана суда потеряли друг друга. После нескольких дней бесплодных попыток соединиться мореплавателям пришлось продолжать путь уже поодиночке.

«Св. Пётр» достиг южного побережья Аляски 17 июля в районе хребта Св. Ильи. К тому времени Беринг уже плохо себя чувствовал, поэтому он даже не высадился на берег, к которому шёл столько лет. В районе острова Каяк команда пополнила запасы пресной воды, и судно стало продвигаться на юго-запад, время от времени отмечая к северу отдельные острова (Монтагью, Кадьяк, Туманный) и группы островов. Продвижение против встречного ветра было очень медленным, моряки один за другим заболевали цингой, на судне испытывали нехватку пресной воды.


В конце августа «Св. Пётр» в последний раз подошёл к одному из островов, где судно оставалось неделю и где произошла первая встреча с местными жителями - алеутами. На острове был похоронен первый моряк Беринга, умерший от цинги, - Никита Шумагин, в память которого Беринг назвал эти острова.

6 сентября судно направилось прямо на запад через открытое море, вдоль гряды Алеутских островов. В штормовую погоду судно носило по морю, как щепку. Беринг уже был слишком болен, чтобы управлять кораблём. Наконец через два месяца, 4 ноября, с судна заметили высокие горы, покрытые снегом. К этому времени пакетбот практически был неуправляем и плыл «как кусок мёртвого дерева».

Моряки надеялись, что они достигли берегов Камчатки. На самом же деле это был лишь один из островов архипелага, который впоследствии назовут Командорскими островами. «Св. Пётр» бросил якорь недалеко от берега, но ударом волны его сорвало с якоря и перебросило через рифы в глубокую бухту у берега, где волнение не было таким сильным. Это была первая счастливая случайность за всё время мореплавания. Воспользовавшись ею, команде удалось перевезти на берег больных, остатки провизии и снаряжение.

К бухте примыкала долина, окружённая невысокими горами, уже покрытыми снегом. По долине пробегала небольшая речка с кристально чистой водой. Зимовать пришлось в землянках, накрытых брезентом. Из команды в 75 человек сразу после кораблекрушения и в течение зимы умерло тридцать моряков. Сам капитан-командор Витус Беринг скончался 6 декабря 1741. Позднее этот остров будет назван в его честь. На могиле командора поставили деревянный крест.

Оставшихся в живых моряков возглавил старший помощник Витуса Беринга, швед Свен Ваксель. Пережив зимние бури и землетрясения, команда смогла дотянуть до лета 1742. Им опять-таки повезло, что на западном берегу оказалось много выброшенного волнами камчатского леса и обломков дерева, которые можно было использовать как топливо. Кроме того, на острове можно было охотиться на песцов, каланов, морских коров, а с приходом весны - морских котиков. Охота на этих зверей была очень лёгкой, потому что они совершенно не боялись человека.

Весной 1742 было начато строительство небольшого одномачтового судна из остатков полуразрушенного «Св. Петра». И опять команде повезло - несмотря на то, что все три корабельных плотника умерли от цинги, а среди морских офицеров специалиста по судостроению не оказалось, бригаду корабелов возглавил казак Савва Стародубцев, судостроитель-самоучка, который во время строительства экспедиционных пакетботов в Охотске был простым рабочим, а позднее был взят в команду. К концу лета новый «Св. Пётр» был спущен на воду. Он имел гораздо меньшие размеры: длина по килю - 11 метров, а ширина - менее 4 метров.

Оставшиеся в живых 46 человек в страшной тесноте вышли в море в середине августа, уже через четыре дня достигли побережья Камчатки, а ещё через девять дней, 26 августа 1742, вышли к Петропавловску.

За свой, без преувеличения можно сказать, подвиг, Савва Стародубцев был награждён званием сына боярского. Новый гукор «Св. Пётр» ходил в море ещё 12 лет, до 1755, а сам Стародубцев, освоив профессию кораблестроителя, построил ещё несколько кораблей.

Похожие публикации