Математические загадки для дошкольников про животных. картотека по математике на тему

Какие три числа при сложении и умножении дают один результат?

(1 + 2 + 3 = 6, 1 * 2 * 3 = 6 )
* * *

Больше часа, меньше минуты.

(секунда)
* * *

В парке 8 скамеек. Три покрасили.
Сколько скамеек стало в парке?

(восемь)
* * *

Какой знак нужно поставить между 6 и 7, чтобы результат оказался меньше 7 и больше 6?

(запятую)
* * *

В комнате 4 угла. В каждом углу сидела кошка, напротив каждой кошки - 3 кошки.
Сколько кошек находилось в комнате?

(4 кошки)
* * *

Как 2 литра молока поместить в литровую банку?

(получить творог)
* * *

Шли муж с женой, брат с сестрой да муж с шурином.
Сколько всего человек?

(три человека)
* * *

На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол.
Сколько яблок осталось на столе?

(4 яблока)
* * *

На столе лежит 100 листов бумаги.
За каждые 10 секунд можно посчитать 10 листов.
Сколько секунд понадобится, чтобы посчитать 80 листов?

(20)
* * *

На столе лежат линейка, карандаш, циркуль, резинка.
На листе бумаги нужно начертить окружность.
С чего начать?

(с листа бумаги)
* * *

В каком числе цифр столько, сколько букв в его названии?

(100 - сто, 1000000 - миллион)
* * *

Горело 7 свечей. 2 свечи погасили.
Сколько свечей осталось?
(7 свечей)
* * *

Сколько различных цифр надо использовать, чтобы написать число 100?

(две - 0 и 1)
* * *

В каком случае число 1322 меньше 622?

(года до нашей эры)
* * *

В каком слове 3 буквы л и три буквы п?

(параллелепипед)
* * *

Пара лошадей пробежала 40 км.
По сколько километров пробежала каждая лошадь?

(40 км)
* * *

Сколько земли содержит яма диаметром 3 метра и глубиной 3 метра?

(нисколько, ямы пустые)
* * *

Какими нотами можно измерить расстояние?

(ми-ля-ми)
* * *

В комнате было 12 цыплят, 3 кролика, 5 щенят, 2 кошки, 1 петух и 2 курицы.
В комнату вошёл хозяин с собакой.
Сколько в комнате стало ног?

(две, у животных нет ног)
* * *

Было два отца и два сына. И всего три яблока. Каждый съел по яблоку.
Как такое возможно?

(сын, отец, дедушка)
* * *

У меня нет веса, но я бываю лёгкой, бываю тяжёлой.
Кто я?

(музыка)
* * *

В люстре горело пять лампочек. Две из них погасли.
Сколько лампочек осталось в люстре?

(осталось 5)
* * *

Суммарный возраст отца и сына - 66 лет.
Возраст отца - это возраст сына, записанный справа налево.
Сколько лет каждому?

(51 и 15, 42 и 24, 60 и 06)
* * *

Электровоз идёт на запад со скоростью 90 км/ч.
Дует восточный ветер, скорость ветра 10 км/ч.
В каком направлении идёт дым?

(у электровоза нет дыма)
* * *

Пять пломбиров пять ребят

Ровно в пять минут съедят.

А за сколько смогут съесть

Шесть ребят пломбиры, если

И пломбиров тоже шесть?

(сколько б ни было пломбиров,

если столько же ребят,

то ребята все пломбиры

в те же пять минут съедят)
* * *

Сколько раз можно вычесть 6 из 30?

Две матери, две дочери и бабушка с внучкой.
Сколько всех?

(трое: бабушка, мать, внучка)
* * *

Как число 666 увеличить в полтора раза, не производя над ним никаких арифметических действий?

(написать 666 и повернуть её вверх ногами)
* * *

Когда мы смотрим на цифру 2, а говорим 10?

(когда смотрим на часы)
* * *

Сколько будет 2+2 х 2=?

(6)
* * *

Что тяжелее: килограмм железа или килограмм пуха?

(вес одинаков)
* * *

Одно яйцо варится 3 минуты.
Сколько минут будут вариться 2 яйца?

(3 минуты)
* * *

Сколько полосок у зебры?

(две: черная, белая)
* * *

Сколько яиц можно съесть натощак?

(одно, остальные не натощак)
* * *

Грузовик ехал в деревню.
По дороге он встретил 4 легковые машины.
Сколько машин ехало в деревню?

Математические загадки.

Счёт.

Я беру карандаши.
Ты считай, но не спеши.
Вот смотри, не будь разиней:
Красный, черный,
Желтый, синий.
Отвечай - в руке моей
Сколько всех карандашей? (4 карандаша)

Вот посмотрите,
Скажите, ребята,
Сколько углов
У любого квадрата? (4 угла)

Карандаш один у Миши,
Карандаш один у Гриши.
Сколько же карандашей
У обоих малышей? (2 карандаша)

В класс вошла Марина,
А за ней - Ирина,
А потом пришел Игнат.
Сколько стало всех ребят? (3)

Я рисую кошкин дом:
Три окошка, дверь с крыльцом.
Наверху еще окно,
Чтобы не было темно.
Посчитай окошки
В домике у кошки. (4 окна)

Скоро праздник. Новый Год,
Встанем в дружный хоровод.
Звонко песенку споем,
Всех поздравим с этим днем.
Приготовим всем подарки,
Этот праздник очень яркий.
Кате, Маше и Аленке
Мы подарим по Буренке,
А Андрюше и Витюше –
По машине и по груше.
Саша будет рад Петрушке
И большой цветной хлопушке.
Ну а Танечке – Танюше –
Бурый мишка в сером плюше.

Вы, друзья, гостей считайте
Имена их называйте. (7)

Расставил Андрюшка
В два ряда игрушки.
Рядом с мартышкой –
Плюшевый мишка.
Вместе с лисой –
Зайка косой.
Следом за ними –
Ёж и лягушка.
Сколько игрушек
Расставил Андрюшка? (6 игрушек)

Дарит бабушка лисица
Трём внучатам рукавицы:
«Это вам на зиму, внуки,
рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте,
Сколько всех, пересчитайте!» (6 рукавиц)

Подогрела чайка чайник,
Пригласила девять чаек,
«Приходите все на чай!»
Сколько чаек, отвечай! (9 чаек)


Мы с мамой в зоопарке были,
Зверей с руки весь день кормили.
Верблюда, зебру, кенгуру
И длиннохвостую лису.
Большого серого слона
Увидеть я едва смогла.
Скажите мне скорей, друзья,
Каких зверей видала я?
А если их вы счесть смогли,
Вы просто чудо! Молодцы! (5 зверей)

Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Ёж, барсук, енот, «косой»,
Волк с плутовкою лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел -
Он считать ведь не умел!
Помоги ему скорей -
Посчитай-ка всех зверей. (6 зверей)
(Б.Заходер)

На базаре добрый ёжик
Накупил семье сапожек.
Сапожки по ножке – себе,
Поменьше немного – жене.
С пряжками – сыну,
С застёжками – дочке.
И всё уложил в мешочке.
Сколько в семье у ёжика ножек?
И сколько купили сапожек? (8)

Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать? (4 жука)

В снег упал Серёжка,
А за ним Алешка.
А за ним Иринка,
А за ней Маринка.
А потом упал Игнат.
Сколько было всех ребят? (5 ребят)

Как под ёлкой встали в круг
Зайка, белка и барсук,
Встали ёжик и енот,
Лось, кабан, лиса и кот.
А последним встал медведь,
Сколько всех зверей? Ответь! (10 зверей)

Сложение

У пеструшки пять цыплят.

У крякушки пять утят.

Пять плюс пять,-

Спросил Николка,-

Это ж вместе будет сколько? (10 цыплят)

Два мяча у Ани,
Два мяча у Вани.
Два мяча да два.
Малыш!
Сколько их?
Сообразишь? (4 мяча)

Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько вместе кошек стало? (4 кошечки)

Квочка решила

Три петушка,

Да курочек пять.

А сколько их вместе?

Трудно узнать.

Она до пяти лишь

Шесть орешков мама-свинка
Для детей несла в корзинке.
Свинку ёжик повстречал
И ещё четыре дал.
Сколько орехов свинка
Деткам принесла в корзинке? (10 орешков)

Три зайчонка, пять ежат
Ходят вместе в детский сад.
Посчитать мы вас попросим,
Сколько малышей в саду? (8 малышей)

У нашей кошки пять котят,
В лукошке рядышком сидят.
А у соседской кошки – три!
Такие милые, смотри!
Помогите сосчитать,
Сколько будет три и пять? (8 котят)

Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели
Пять румяных, наливных,
Два с кислинкой.
Сколько их? (7 яблок)

Три зайчонка, пять ежат
Ходят вместе в детский сад.
Посчитать мы вас попросим,
Сколько малышей в саду? (8 малышей)

На забор взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов? (3 петуха)

Три цыпленка стоят

На скорлупки глядят.
Два яичка в гнезде
У наседки лежат.
Сосчитай поверней,
Отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят
У наседки моей? (5 цыплят)

Четыре гусёнка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей –
Сколько всего в воде малышей? (6 малышей)

Пять цветочков у Наташи,
И ещё два дал ей Саша.
Кто тут сможет посчитать,
Сколько будет два и пять? (7 цветочков)

Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенёк зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок? (10 морковок)

Вычитание

У Коли и Марины.
Четыре мандарина.
Из них у брата - три.
А сколько у сестры? (1 мандарин)

Три голубя белых на крыше сидели.
Два голубя снялись и улетели.
Ну-ка, скажите мне поскорей,
Сколько осталось сидеть голубей? (1 голубь)

Задали детям в школе урок:
Прыгает в поле десять сорок.
Девять взлетели, сели на ели,
Сколько осталось в поле сорок? (1 сорока)

В хоре семь кузнечиков
Песни распевали.
Вскоре пять кузнечиков
Голос потеряли.
Сосчитай без лишних слов,
Сколько стало голосов? (2 голоса)

Четыре сороки пришли на уроки.
Одна из сорок не знала урок.
Сколько прилежно
Училось сорок? (3 сороки)

На тарелочке семь слив,
Вид их очень красив.
Съел четыре сливы Павел.
Сколько мальчик слив оставил? (3 сливы)

В кружку сорвала Марина
Девять ягодок малины.
Пять дала своей подружке.
Сколько ягод стало в кружке? (4 ягоды)

Ежик по грибы пошел,
Десять рыжиков нашел.
Восемь положил в корзинку,
Остальные же - на спинку.
Сколько рыжиков везет
На своих иголках еж? (2 гриба)

Начинаем отнимать.

Кренделечков было пять,

А теперь осталась пара.

Сколько съела их Тамара? (3 кренделечка)

Пять пирожков лежало в миске.
Два пирожка взяла Лариска,
Еще один стащила киска.
А сколько же осталось в миске? (2 пирожка)

Семь гусей пустились в путь.
Два решили отдохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами. (5 гусей)

Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат
Но один из них устал,
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди? (5 медвежат)

Привела гусыня – мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки,
Три сынка, а сколько дочек? (2 дочки)

Четыре спелых груши
На веточке качалось
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось? (2 груши)

Внуку Шуре добрый дед
Дал вчера семь штук конфет.
Съел одну конфету внук.
Сколько же осталось штук? (6 конфет)

Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенёк зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?

Хитрые задачи.

Барсучиха-бабушка
Испекла оладушков.
Угостила двух внучат -
Двух драчливых барсучат.
А внучата не наелись,
С ревом блюдцами стучат.
Ну-ка, сколько барсучат
Ждут добавки и молчат? (ни одного)

Повезло опять Егорке,
У реки сидит не зря.
Два карасика в ведерке
И четыре пескаря.
Но смотрите - у ведерка,
Появился хитрый кот...
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесет? (ни одного)

По дороге два мальчика шли
И по два рубля нашли.
За ними еще четыре идут.
Сколько они найдут? (ни одного)

  • У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Один)
  • Термометр показывает плюс 15 градусов. Сколько градусов покажут два таких термометра? (15 градусов)
  • Саша тратит на дорогу в школу 10 минут. Сколько времени он потратит, если пойдет вместе с другом? (10 минут)
  • В парке 8 скамеек. Три покрасили. Сколько скамеек стало в парке? (8 скамеек
  • Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Юра)
  • Что легче 1 кг ваты или 1 кг железа? (Одинаково)
  • Грузовик ехал в деревню. По дороге он встретил 4 легковые машины. Сколько машин ехало в деревню? (Одна)
  • Два мальчика играли в шашки 2 часа. Сколько времени играл каждый мальчик? (2 часа)
  • Знаменитый фокусник говорит, что может поставить бутылку в центре комнаты и вползти в нее. Как это? (Вползти в комнату может каждый)
  • Может ли дождь лить 2 дня подряд? (Нет, между ними ночь)
  • Когда аист стоит на одной ноге? (Когда поджимает под себя вторую ногу)
  • Что с пола за хвост не поднимешь? (Клубок ниток)
  • Чем больше из нее берешь, тем больше она становится. Что это? (Яма)
  • Что можно приготовить, а съесть нельзя? (Уроки, домашнее задание)
  • На дереве сидели 7 воробьёв, одного из них съела кошка. Сколько воробьёв осталось на дереве? (Ни одного: оставшиеся в живых воробьи разлетелись)
  • На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? (Нисколько – на берёзе яблоки не растут.)
  • В комнате 4 угла. В каждом углу сидела кошка, напротив каждой кошки – 3 кошки. Сколько кошек находилось в комнате? (4 кошки)
  • Из какой посуды нельзя ничего съесть? (из пустой)
  • У животного 2 правые лапы, 2 левые лапы, 2 лапы спереди, 2 сзади. Сколько у него лап? (4 лапы)
  • Сколько орехов в пустом стакане? (нисколько)
  • По морю плыли 9 акул. Они увидели косяк рыб и нырнули в глубину. Сколько в море акул? (9 акул, только они нырнули)
  • В вазе стояло 3 тюльпана и 7 нарциссов. Сколько тюльпанов стояло в вазе? (в вазе было 3 тюльпана)
  • 7 мальчиков расчистили по одной дорожке в саду. Сколько дорожек расчистили мальчики?
  • Курица, стоящая на одной ноге, весит 2 кг. Сколько весит курица, стоящая на двух ногах? (2 кг.)
  • Стоит в поле дуб, на дубе 3 ветки, на каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок? (ни одного, на дубе яблоки не растут).
  • В комнате стояло 10 стульев, на которых сидели 10 мальчиков. Вошли 10 девочек, и им всем нашлось по стулу. Как это могло случиться?(мальчики встали)
  • Что произойдёт с белым платком, если его опустить в Чёрное море? (он станет мокрым)
  • В феврале на нашей клумбе распустились 2 ромашки и 3 розы. Сколько цветов распустилось на нашей клумбе? (нисколько, в феврале цветы не растут)
  • Андрей ссыпал вместе 3 кучки песка, а потом высыпал туда ещё одну. Сколько кучек песка стало? (одна большая кучка)
  • Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела одна яблоня, а потом ещё 3 сливы. Сколько деревьев зацвело? (в январе деревья не цветут)
  • В море плавало 9 пароходов, 2 парохода пристали к пристани. Сколько пароходов в море. (9 пароходов)

Математическая загадка не только игра, но и средство воспитания, обучения и развития детей, упражнения в рассуждении, в умении доказывать.

Ушинский К.Д. говорил: «Загадка доставляет уму ребёнка полезное упражнение, а для педагога даёт возможность сделать занятие занимательным, интересным».

Существуют разнообразные виды математических загадок. К ним относятся: логические загадки, задачки, загадки с цифрами, загадки-обманки, весёлый счет, загадки-раскраски, загадки о геометрических фигурах, загадки-кроссворды, загадки - развлечения, загадки на внимание, физ. минутки, викторинки, загадки-шутки, пальчиковые игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Математические загадки для детей дошкольного возраста.

Математическая загадка не только игра, но и средство воспитания, обучения и развития детей, упражнения в рассуждении, в умении доказывать.

Ушинский К.Д. говорил: «Загадка доставляет уму ребёнка полезное упражнение, а для педагога даёт возможность сделать занятие занимательным, интересным».

Существуют разнообразные виды математических загадок. К ним относятся: логические загадки, задачки, загадки с цифрами, загадки-обманки, весёлый счет, загадки-раскраски, загадки о геометрических фигурах, загадки-кроссворды, загадки - развлечения, загадки на внимание, физ. минутки, викторинки, загадки-шутки, пальчиковые игры.

Картотека математических загадок

Серьезная стройка идет у Сережки:
Из кубиков красных кладет он дорожку.
Один плюс один, плюс один, ещё три -
Считает Серёжка успехи свои.
И ты дай ответ, поразмыслив немножко,
Так сколько же кубиков в этой дорожке?
(шесть) А. Журавлева

Шесть девчонок круглолицых
Вяжут шарфики на спицах.
Вот пришла ещё одна,
всем конфеты принесла.
А за ней пришел котенок...
Сколько стало там девчонок?
(семеро) А. Журавлева

Пять веселых лягушат
На пригорочке лежат.
Мимо ёжики бежали,
Лягушат всех распугали.
Два лягушонка нырнули в ручей.
Сколько осталось?
Считай поскорей!
(три) А. Журавлева

Два мышонка в темноте
Грызли сыр в избушке.
Три мышонка в тесноте
Спали на подушке.
Можем сразу посчитать,
Что мышат всех было...
(пять) А. Журавлева

На полке в лукошке хранили картошку.
Семь яблок зеленых и лука немножко
Хранили в коробке на стуле у стенки,
Где жарились вкусные сладкие гренки.
Пришел утром повар и бросил в коробку
Три яблока красных, фасоль и морковку.
Коробка осталась на стуле лежать.
Попробуй в ней яблоки все посчитать!
(десять) А. Журавлева

Пять конфет взял Степан,
Положил себе в карман.
Две отдал сестричке Оле,
Угостил тремя он Колю.
Сколько же себе конфет
Он оставил? Дай ответ.
(ноль) А. Журавлева

Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
Два - под березой,
Один - у осины,
Сколько их будет
В плетеной корзине?
(три)

Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал:
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?
(пять)

Для школьников

Век огромный, словно слон,
Сколько лет вмещает он?
(сто)

Сто кило помножь на десять,
Сколько это будет весить?
(тонна)

Меньше в десять раз,
чем метр, всем известно, ...
(дециметр)

Единица, шесть нулей
Вот бы столько нам рублей.
(миллион)

Это величина.
И только она одна
Размер поверхностей измеряет,
В квадрате определяет.
(Площадь)

В граммах, килограммах тоже
Измерять ее мы можем.
(Масса)

Есть отрезок длинный, есть короче,
По линейке его чертим, между прочим.
Сантиметров пять - величина,
Называется она... (длина)

Нужно объяснять кому-то,
Что такое час? Минута?
С давних пор любое племя
Знает, что такое... (время)

Быстрота перемещения
Созвучна слову «ускорение».
Ответьте, дети, мне сейчас,
Что значит 8 метров в час?
(Скорость)

Глядела цифра в зеркало и о сестре мечтала.
Но только свойства одного его видать не знала.
И получила двойника. Как капелька водицы
Сестра похожа на нее. Да только вниз косица.
(шесть и девять)

Задали детям
В школе урок:
Прыгало в поле
40 сорок,
10 взлетели,
Сели на ели.
Сколько осталось
В поле сорок?
(тридцать)

Сидят рыбаки,
Стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал 13 окуней,
Рыбак Евсей - четырех карасей,
А рыбак Михаил
Двух сомов изловил.
Сколько рыб рыбаки
Натаскали из реки?
(девятнадцать)

К двум зайчатам в час обеда
Прискакали три соседа.
В огороде зайцы сели
И по три морковки съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?
(пятнадцать)

К серой цапле на урок
Прилетело семь сорок,
А из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей-сорок
Прилетело на урок?
(Четыре)

В семь сорок,
Утром рано,
В семь сорок
Встав с дивана,
В семь сорок шли погулять семь сорок.
В семь сорок
На дороге
Видят пирог сороки
И приглашают гостей на пирог:

Орла, Щегла, Павлина,
Фазана и Пингвина,
И Попугая, и Гуся...
Только это песенка не вся!
...
Два вопроса:
Сколько гостило гостей у сорок?
На сколько частей разделили пирог?
(семь и четырнадцать) Андрей Усачев

Скоро 10 лет Сереже -
Диме нет еще шести.
Дима все никак не может
До Сережи дорасти.
А на сколько лет моложе
Мальчик Дима, чем Сережа?
(на 4 года)

Три кошки купили сапожки
По паре на каждую кошку.
Сколько у кошек ножек
И сколько у них сапожек?
(12 ножек и 6 сапожек)

Именины у синицы, гости собрались.
Сосчитай-ка их скорее да не ошибись.
Птичек дружная семья:
Три весёлых воробья,
Три вороны, три сороки –
Чёрно-белых белобоки,
Три стрижа и дятлов три.
Сколько всех их, назови?
(пятнадцать)

Решила старушка ватрушки испечь.
Поставила тесто да печь затопила.
Решила старушка ватрушки испечь,
А сколько их надо - совсем позабыла.
Две штучки - для внучки,
Две штучки - для деда,
Две штучки - для Тани,
Дочурки соседа...
Считала, считала, да сбилась,
А печь-то совсем протопилась!
Помоги старушке сосчитать ватрушки.
(6 ватрушек)

В зоопарке я бывала,
Обезьянок там видала:
Три сидели на песке,
Две качались на доске,
А ещё три спинки грели.
Сосчитать вы всех успели?
(восемь)

Сколько насекомых в воздухе кружат?
Сколько насекомых в ухо мне жужжат?
Два жука и две пчелы,
Мухи две, две стрекозы,
Две осы, два комара.
Называть ответ пора.
(двенадцать)

Белка, ёжик и енот,
Волк, лиса, малышка крот
Были дружные соседи.
На пирог пришли к медведю.
Вы, ребята, не зевайте:
Сколько всех зверей, считайте.
(семь)

Принесла коза для деток
Со двора 16 веток,
Положила на пол их.
Как делить на четверых?
(По 4 ветки)

Белочка грибы сушила,
Только посчитать забыла.
Белых было 25,
Да ещё масляток 5,
7 груздей и 2 лисички,
Очень рыженьких сестрички.
У кого ответ готов?
Сколько было всех грибов?
(тридцать девять)

Лебеди у нас в пруду,
Я поближе подойду:
9 чёрных, белых 5.
Кто успел их сосчитать?
Говорите поскорей:
Сколько пар лебедей?
(7 пар)

Для потехи детворы,
Для веселья, для игры
Клоун надувал шары.
Красный - будто бы фонарик,
Цвета неба синий шарик,
А зеленый - как лужок,
Желтый - солнышка кружок,
Белый - свеженький снежок.
Всем хватило ли, дружок?
Очень скоро детвора
Потеряла два шара:
Поиграли полчаса
И пустили в небеса.
Веселятся малыши,
Ты ж подумай и реши:
Сколько шариков осталось,
Сколько в небо не умчалось?
(3 шарика)

Прилетели галки,
Сели на палки.
Если на каждой палке
Сядет по одной галке,
То для одной галки
Не хватит палки.
Если же на каждой палке
Сядет по две галки,
То одна из палок
Будет без галок.
Сколько было галок?
Сколько было палок?
(4 галки и 3 палки)


Углы рисую и квадратики
Я на уроке …
Математики

Меня как будто нет.
Кто я? Ты дай ответ!
Пустое место я?
Нет, нет, мои друзья!
Со мною единица
В десятку превратится.
И сотней она станет,
Коль с братом справа встанем.
Ноль

По-латыни это слово «меньше» означает,
А у нас-то этот знак числа вычитает.
Минус

Если меньше, стало быть,
Числа будем мы …
Делить

Его вам надо пригласить,
Чтоб равных чисел ряд сложить.
Для облегчения сложения
Есть знак отличный - …
Умножения

Я — тире в грамматике,
А кто я в математике?
Минус

Сговорились две ноги
Делать дуги и круги.
Циркуль

Плюсы и минусы, знаки деления,
Равенства знаки и умножения,
Всяких примеров, задач задается.
Как же наука такая зовется?
Математика

Арифметическое действие,
Обратное сложению,
Знак «минус» в нем задействован,
Скажу вам без сомнения.
А в результате разность —
Не зря мои старания!
Пример решил я правильно,
И это...
Вычитание

И в том моё предназначенье:
Я для сложения гожусь.
И этим очень я горжусь.
Плюс

Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня …
Квадрат

Не задерживай с ответом —
Рядом с игреком и зетом.
Икс

Бывает он острым, бывает тупым,
Но чаще всего он бывает прямым.
У тупого и острого разный размер,
Прямой — постоянства являет пример.
Градус меняют острый с тупым,
Только прямой остаётся прямым.
Угол

Чтобы сумму получить,
Нужно два числа …
Сложить

Все четыре стороны
У таких фигур равны.
И углы прямые,
Кто же мы такие?
Квадраты

Мне служит головой вершина.
А то, что вы считаете ногами,
Все называют сторонами.
Угол

В юбке-клеш одна девица
Долго в зеркальце глядится.
Не может наглядеться
Девочка …
Трапеция

Что за «ломаные числа»
Раньше были на Руси?
Математика об этом
Хорошенько расспроси.
Дроби

Знает каждый карапуз:
Знак сложенья — это...
Плюс

Если что-то забираем,
Числа, дети, …
Вычитаем

Я и цифра и число,
Это ясно всем давно.
А еще я акробатка
И зовут меня …
Девятка

Длинноногий фигурист
Исчертил тетрадный лист!
Что ни танец - то кружок!
Как зовут его, дружок?
Циркуль

Ты на фигуру посмотри -
Всего у ней лишь только три.
Три стороны и три угла.
Не ошибется школьник
И скажет, что фигура та
Зовется …
Треугольник

Отгадай без промедления:
Вечно требует решения.
Есть вопрос, условие,
И без прекословия.
Задача

Числа плюсом прибавляем
И ответ потом считаем.
Если «плюс», то, без сомнения,
Это действие — ...
Сложение

Если больше раз так в пять,
Числа будем …
Умножать

Ты меня скорей возьми
И окружность начерти.
Если нужно, раскрывай,
Расстояние измеряй.
Циркуль

Не со зла он отнимает,
Просто свой долг выполняет.
Отнимать большой мастак
Этот всем знакомый знак.
Минус

Есть он острый, но не нос.
Есть прямой, но не вопрос.
И тупой есть, но не ножик.
Это что таким быть может?
Угол

Картотека математических пословиц и поговорок


Пословица -

краткое выражение,

Пишется простым народным языком,

часто обладает рифмой и ритмом.

Одна пчела немного меду натаскает.

Одна мудрая голова ста голов стоит.

Один в поле не воин.

Один гусь поле не вытопчет.

Одной рукой в ладоши не хлопнешь.

Одной рукой и узла не завяжешь.

Лентяй дважды работает.

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

Старый друг лучше новых двух .

Две пары сандалий сразу не наденешь

Одна голова - хорошо, а две - лучше.

Старый друг лучше новых двух .

Ум хорошо, а два лучше.

Старший брат, как второй отец.

Хвастуну цена - три копейки.

Друг рядом лучше, чем три вдалеке.

Если у одной плиты три повара толкутся – обед пригорает.

Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года.

Без четыре х углов изба не рубится.

Четыре страны света на четырех морях положены.

Один улей – улей, а пять – пасека.

Одна беда иль пять бед, а помощи все одно – нет.

Три коровушки есть, отелятся – будет шесть .

Лапти растеряли, по дворам искали: было пять, а стало шесть .

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

У одной овечки семь пастухов.

Один с сошкой, а семеро с ложкой.

У семи нянек дитя без глаза.

Осень – перемен восемь .

Марток – одевай восемь парток.

Девять человек - все равно, что десяток.

Девять мышей вместе потянули – крышку с кадушки стянули.

Чего не сделаешь один, сделают десятеро .

Думай десять раз, говори один.

По говор ка -

образное выражение, метафора.

Поговорки употребляются в предложениях

для придания яркой художественной окраски фактам,

вещам и ситуациям.

Одна нога тут, другая - там.

Один за всех и все за одного.

Уплетать за обе щеки.

Два сапога - пара.

Как две капли воды.

От горшка два вершка.

В трех соснах заблудился.

Плакать в три ручья.

Жить в четырех стенах.

Четыре кола вбито, да небом покрыто.

Знать как свои пять пальцев.

Опять двадцать пять.

Три волосинки в шесть рядов уложены.

Семь бед - один ответ.

Семь пядей во лбу.

Семь пятниц на неделе.

Седьмая вода на киселе.

На будущую осень, годов через восемь .

Девять жизней у кошки.

За тридевять земель, в тридевятом (тридесятом) царстве.

У медведя десять песен и все про мёд.

Картотека математических загадок

ЗАГАДКА –

малый жанр фольклора, представляющий собой

"зашифрованное" образное описание предмета,

явления или ситуации.

Зимой и летом одним цветом. (Ель)

Стоит Антошка на одной ножке. (гриб)

Много рук, нога - одна (дерево).

На одной ноге кружится, беззаботна, весела.

В пестрой юбке танцовщица, музыкальная … (юла).

Два конца, два кольца, а посредине гвоздик. (Ножницы.)

Два домика – теплушки

подарены Танюшке (варежки).

У него два колеса и седло на раме,

две педали есть внизу, крутят их ногами (велосипед).

У него глаза цветные, не глаза, а три огня,
он по очереди ими сверху смотрит на меня (светофор).

Четыре братца под одной крышей стоят (стол).

Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки,
Мы не овцы и не свинки.
Мы не кони, хоть на нас
Вы садились сотни раз (стулья).

У двух матерей по пяти сыновей,
одно имя всем (пальцы).

И жужжит, и летит,
Есть шесть ног,
Но без копыт. (жук)

Ежедневно в семь утра,
я трещу: вставать порррррра! (будильник)

Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног, вот и весь я - ….(осьминог).

Есть у меня работники,
Во всем помочь охотники.
Живут не за стеной -
День и ночь со мной:
Целый десяток,
Верных ребяток! (пальцы)

Что за мягкие КВАДРАТЫ
Дарят сказки всем ребятам?
На кровати, как подружки,
Пухлощёкие…
(Подушки.)

Небо, будто синий дом,
Есть одно оконце в нём:
Словно КРУГЛОЕ оконце

В небесах сверкает …
(Солнце.)

Картотека математических считалок

СЧИТАЛОЧКА –

ритмично произносимый стишок,

в результате которого определяются

места участников в детских играх

Жили-были сто ребят.
Все ходили в детский сад,
Все садились за обед,
Все съедали сто котлет,
А потом ложились спать -
Начинай считать опять.

Жил в реке один налим,
Два ерша дружили с ним,
Прилетали к ним три утки
По четыре раза в сутки
И учили их считать -
Раз, два, три, четыре, пять.

Вот грибочки на лужочке
В красных шапочках стоят.
Два грибочка, три грибочка,
Сколько вместе будет? -
Пять.

Подогрела чайка чайник.
Пригласила восемь чаек:
«Прилетайте все на чай!»
Сколько чаек, отвечай!

Чайки жили у причала,
Их река волной качала.
Раз, два, три, четыре, пять -
Помоги их сосчитать!

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Это долька – для ежа,

Это долька – для стрижа,

Это долька – для утят,

Это долька – для котят,

Это долька – для бобра,

А для волка – кожура…

Он сердит на нас – беда!!!

Разбегайтесь, кто куда!


Вслед за мною говори:
В понедельник, вторник, среду
В гости к бабушке поеду,
А в четверг и в пятницу
Санки к дому катятся.
За субботой – воскресенье,
В этот день пекут печенье.
Раз-два, раз-два, раз-два-три!
Всю считалку повтори!

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Начинается считалка:

«На березу села галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.

Завтра с неба прилетит

Синий-синий-синий кит.

Если веришь – стой и жди,

А не веришь – выходи!»

Раз, два, три, четыре, пять,

Надо солнышку вставать.

Шесть, семь, восемь, девять, десять,

Солнце спит, на небе месяц.

Разбегайся кто куда,

Завтра новая игра.

Сидели два медведя

На липовом суку,

Один читал газету,

Другой месил муку,

Раз ку - ку, два ку - ку.

Оба шлепнулись в муку.

Кошкина считалка

Раз, два, три, четыре, пять.
Кошка учится считать.
Потихоньку, понемножку
Прибавляет к мышке кошку.
Получается ответ:
Кошка есть, а мышки нет.

Мышкина считалка

Раз, два,
Три, четыре.
Посчитаем дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит вкусным будет сыр.
Если в нем одна дыра,
Значит, вкусным был вчера!

Картотека математических скороговорок

Скороговорка

шуточный жанр народного творчества,

фраза, построенная на сочетании звуков,

которые затрудняют быстрое произнесение слов

Я бродил один у горки, собирал скороговорки.

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Три сороки – три трещотки

Потеряли по три щетки:

Три – сегодня,

Три – вчера,

Три – ещё позавчера.

Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.

Во дворе четыре Сашки на траве играли в шашки.

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

Шесть мышат в камыше шуршат.

На семеро саней по семеро в сани уселись сами.

Шестнадцать шли мышей,
нашли по сорок грошей,
две мыши поплоше
нашли по две гроши.

Съел молодец 33 пирога с пирогом, да все с творогом.

Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

Картотека математических задач в стихах

Сколько солнышек за тучкой,
Сколько стержней в авторучке,
Сколько у слона носов,
Сколько на руке часов?
Сколько ног у мухомора
И попыток у сапера,
Знает и собой гордится,
Цифра-столбик…
(единица)

Сколько ушек на макушке,
Сколько ног у пол-лягушки,
Сколько у сома усов
У планеты полюсов,
Сколько в целом половинок,
В паре - новеньких ботинок,
И передних лап у льва
Знает только цифра…
(два)

На крыльце сидит щенок,

Греет свой пушистый бок. Прибежал еще один

И уселся рядом с ним.

(Сколько стало щенят?)

Сколько месяцев в зиме,
В лете, в осени, в весне,
Сколько глаз у светофора,
Баз на поле для бейсбола,
Граней у спортивной шпаги
И полос на нашем флаге,
Что нам кто ни говори,
Знает правду цифра…
(три)

На плетень взлетел петух.

Повстречал еще там двух.

Сколько стало петухов?

У кого ответ готов? (3)

Сколько лапок у мангуста,
Лепестков в цветке капусты,
Пальцев на куриной ножке
И на задней лапе кошки,
Рук у Тани вместе с Петей
И всего сторон на свете
Да и океанов в мире,
Знает циферка…
(четыре)

День рожденья у меня,

Подарили мне коня,

Два мяча, одну вертушку.

Сколько у меня игрушек?

Сколько пальцев на руке
И копеек в пятачке,
У морской звезды лучей,
Клювов у пяти грачей,
Лопастей у листьев клена
И углов у бастиона,
Про все это рассказать
Нам поможет цифра…
(пять)

Три ромашки-желтоглазки,

Два веселых василька

Подарили маме дети.

Сколько же цветов в букете ?

Картотека математических лабиринтов, ребусов,

игр на сходства и различия, занимательных примеров



Картотека математических сказок

Математика в Лесу

Однажды Цифра Один увидела в лесу зайчонка и сказала ему:
- Из всех лесных зверей только у тебя длинные ушки... Значит ты один такой длинноухий!
- Я не один, - возразил зайчонок, - у меня много братьев.

Тут на поляну вышел медвежонок и запел: «Всех сильнее медведь в лесу».
– Ты один такой сильный зверь в лесу, – восхитилась цифра 1.
– Да, я один сынок у мамы, и я сильнее всех, – важно ответил медвежонок. Завтра у меня день рождения, и мне исполняется один год.
– Поздравляю! – воскликнула цифра 1, – надеюсь, ты будешь праздновать день рождения один и все угощение съешь сам?
– Одному плохо, – заревел медвежонок. – С кем я буду в прятки играть и песни петь. Это плохой праздник, если ты один.

Почему никто не хочет быть один? - грустно спросила сама себя Цифра Один.

А как вы думаете, ребята, почему?

На кого похожа цифра 2?

Шла цифра 2 по дорожке и услышала чей-то плач под кустом.

– Я-я-я, потерялся.
Заглянула Двойка под куст и увидела там большого серого птенца.
– Кто твоя мама? – спросила цифра 2 у птенца.
– Моя мама красивая и большая птица. Она похожа на тебя, – запищал птенец.

Не плачь, мы ее найдем, – сказала цифра 2.

Она посадила птенца на свой хвостик, и они пошли искать маму.

Вскоре Двойка увидела над лугом красивую плоскую птицу с длинным хвостом.

– Это не твой птенец, красивая птица? – спросила Двойка.
– Я не птица, а воздушный змей. У меня даже нет крыльев.
– Пи-пи, это не мама, моя мама похожа на тебя, – сообщил птенец.

С кем дружит цифра 3?

Жил-был веселый Светофор. Он стоял на перекрестке и мигал тремя огоньками: зеленым, желтым и красным. Но однажды все три огонька потухли.

Что тут началось! Машины не могли проехать, потому что ехали все сразу. Пешеходы не могли перейти улицу, потому что боялись попасть под машины.

К счастью, в толпе пешеходов была маленькая девочка. Она знала, что светофор дружит с цифрой 3, и скорее ей позвонила:
– Алло, ваш друг светофор заболел, и ему срочно нужна помощь!

Цифра 3 тут же прибежала и принесла ему три вкусных треугольных печенья. Она угостила светофор печеньем, и он сразу загорелся.

Оказывается, светофор очень проголодался, и поэтому не мог больше работать.

С тех пор цифра 3 каждый день приходит в гости к светофору. Когда светофор показывает машинам своим красным глазком, и движение останавливается, цифра 3 кормит его тремя треугольными печеньями.

Четыре желания цифры 4

«Если это зверь с четырьмя глазами, четырьмя крыльями и четырьмя хвостами, значит, я с ним подружусь», – подумала цифра 4.

Зашла она в лесную чащу и услышала страшный рев:
– Кто пришел ко мне?
– Это я – цифра 4, – сказала цифра.
– Что ты принесла? – снова зарычал зверь.
– Четыре сладких печенья, – ответила цифра 4.

– Скорее, давай их сюда, – завопил страшный зверь.

Цифра 4 бросила зверю четыре печенья, и он мигом проглотил их.
– Я умирал от голода, а ты накормила меня, – вдруг замурлыкал зверь. – За это я исполню четыре твоих желания.
Хочу, чтобы в мире было больше...

Пять органов чувств

Рано утром веселое пение птиц разбудило девочку. Она открыла глазки и зажмурилась от солнышка. С кухни вкусно пахло блинами.
Девочка вспомнила, что у нее под подушкой лежит леденец, и достала его. Леденец наполнил рот сладким малиновым вкусом. Мягкое одеяло обняло девочку, и она снова задремала.

Вдруг ушки девочки заговорили сердито:
– Мы услышали пение птиц и разбудили девочку, а вы, глазки, зажмурились от солнышка и не захотели просыпаться.

Я позвал девочку завтракать вкусным запахом блинов, а ты, язычок, решил вместо завтрака скушать малиновый леденец, – упрекнул носик язычок.

А вы, ручки, зачем спрятались под мягкое одеяло? – спросили хором нос и ушки.

Обиделись глазки, что их ругают, и рассердились:
– Раз так, мы больше не будем смотреть.

Я тоже отказываюсь чувствовать вкус, – добавил язычок.

А мы не хотим ощущать мягкое и твердое, холодное и горячее, – сказали ручки.

Услышала этот разговор цифра 5 и рассердилась:

- Что за безобразие! Вы, пять органов чувств, и всегда должны работать вместе.

Доброе утро, доченька, – вдруг услышали ушки.

Глазки тут же открылись и увидели маму. Ручки крепко обняли маму. Носик вдохнул нежный запах маминых духов. Ротик проголодался и сказал: «Как вкусно пахнут блины!»

«Хорошо, что все мои пять органов чувств помирились», – обрадовалась девочка.

Сказочная математика - Девочка и Цифра 6

Одна девочка никак не могла запомнить, как пишется цифра 6. Иногда она писала овал внизу, а хвостик вверху, а иногда, наоборот.
– Почему ты опять вместо цифры 6 цифру 9 написала? – сердилась мама.
– У цифры 9 большая умная голова. Цифра 6
решила стать такой же умной и перевернулась, –
засмеялась девочка.
Значит, твоя цифра 6 – цирковая акробатка , –удивилась мама.

Ночью девочке приснился цирк. Вместо зверей там выступали цифры. Они кувыркались, показывали фокусы и жонглировали.
Вдруг директор цирка объявил: «Выступают акробаты: девочка и цифра 6!»
Девочка вышла на арену, и цифра 6 ловко поставила ее на голову.
– Теперь ты должна посчитать всех зрителей в зале, – сказала цифра 6.
– Как я могу считать, стоя на голове? – сердито спросила девочка.
– А как я могу считать до шести, если ты превращаешь меня в цифру 9? – заплакала цифра 6.
– Извини, я больше не буду тебя переворачивать. Я привяжу тебе на хвостик шесть красивых бантика.

Цифра 7 и Семь цветов радуги

После дождика появилась в небе красавица радуга. Увидели два мальчика радугу и заспорили:

– Самый красивый у радуги красный цвет, потому что у меня есть новый красный велосипед. Хорошо бы вся радуга была красная, – сказал один мальчик.

– Нет, пусть вся радуга будет зеленая. У меня есть любимая зеленая машинка, – сказал второй мальчик.

Долго они спорили, и каждый свой цвет считал самым лучшим. Расстроилась радуга, услышав этот спор. Она всегда думала, что людям нравятся все ее семь цветов. От расстройства радуга растаяла навсегда, и люди разучились радоваться.

– Что делать? Это я радугу обидел, – грустно сказал один мальчик.
– Не горюй. Давай попросим цифру 7 вернуть все семь цветов радуги, – предложил второй мальчик.
Цифра 7, выслушав мальчиков, пошла к художнику и рассказала ему о том, что радуга пропала.
– Я нарисую радугу, если мальчики помирятся.

Художник рисовал картину целых семь дней недели. Когда картина была готова, на небе снова появилась радуга.

Кто помог Цифре 8?

– Ой-ей-ей! – плакала цифра 8, – я упала, ушибла бок и опаздываю на урок. Сегодня дети должны учить цифру 8. Если я не приду, они меня не выучат.

– Давай мы поплывем на урок вместо тебя. Из двух овальных облаков дети могут сделать цифру 8, – сказали два облака.
– Нет, вы слишком большие и не поместитесь в классе, – грустно
возразила цифра 8.

– Может, я полечу на паутинке в школу вместо тебя? Я похож на маленькую Восьмерку, и у меня восемь ножек, – пропищал паучок.

– Нет, ты слишком маленький, и ветер может отнести твою паутинку совсем в другую сторону, – печально ответила цифра 8.
По дороге ехал мальчик на велосипеде. Он взял цифру 8 и отвез в школу.

Счастливая цифра 9

– У Пятерки есть пять пальчиков, у Семерки – семь ноток, а у меня ничего нет, – загрустила цифра 9.
– Ты можешь посчитать сразу девять предметов, – стали утешать цифру 9 другие цифры.
– Но мне нечего считать, – чуть не заплакала Девятка.

Солнышко пожалело цифру 9 и подарило ей девять солнечных лучей.

Обрадовалась цифра 9 и весь день считала свои девять лучиков. Когда наступил вечер, цифра 9 спрятала лучи в янтарные камушки, чтобы они не растаяли в темноте.
На другой день цифра 9 увидела на улице плачущую девочку. Девочке исполнилось девять лет, но ее мама с папой поссорились, и поэтому она плакала. «Нельзя оставаться без подарка в день рождения», – решила цифра 9 и подарила девочке янтарные камушки с солнечными лучиками.

Появление Ноля

– Я собою так хорош, я на солнышко похож, и на бублик, и на шарик, – громко распевал Нолик, шагая по дороге.
Все цифры тут же окружили его.
– Ой, ты овальный, как блин! Как тебя зовут? – спросила цифра 2.
– Меня зовут Ноль, и я известная личность. Куда не посмотрите, всюду меня найдете, в любом колесе, – гордо сказал Нолик.
– А что ты можешь посчитать? – поинтересовалась цифра 9.
– Все, что угодно, могу посчитать, – важно ответил Нолик и принялся считать. Но сколько он ни считал, выходил всегда ноль.
– Зачем ты нужен, если с твоей помощью нельзя посчитать даже один предмет, – засмеялись цифры.
– Неужели я совсем никому...

Как появилось число 10

Цифра 1 привела Нолик к себе домой, усадила гостя за стол и говорит:
– Извини, Нолик, я не смогу тебя хорошо угостить. У меня в домике все по одному: одна чашка чая и один пирожок.

– А я сам с пустыми руками пришел в гости, – расстроился Нолик.
Цифра 1 поставила перед Ноликом тарелку с одним пирожком, одну чашку чая и села рядом с ним.
На столе вдруг появились десять пирожков и десять чашек чая.
– Нолик – это чудо! Вместе с тобой мы образуем, число 10! – радостно закричала цифра 1.
Она скорее побежала к другим цифрам и пригласила их к себе в гости на чай.
– Спасибо за приглашение, но у тебя в домике всего один пирожок и одна чашка чая, а нас много, – отказались цифры.
– Это раньше так было, но Нолик все изменил и чудесным образом увеличил все в десять раз.

Похожие публикации