Что открыл Джеймс Кук? Путешествия легендарного мореплавателя. Последнее путешествие кука

Но она как мне кажется пересекается с еще одной очень популярной темой. Помните Высоцкого? За что же аборигены съели Кука?

Обычно о капитане и талантливом картографе Джеймсе Куке знают, что это исследователь южных морей, который был убит и съеден аборигенами. Вопреки расхожему мнению, он не был съеден, или, по крайней мере, это не было ключевым моментом трагедии, развернувшейся с 16 января по 14 февраля 1779 года на Гавайях.

Что же тогда там все таки случилось? Сейчас мы с вами об этом и прочитаем...

Зов моря

Капитан Джеймс Кук родился 27 октября 1728 г. в маленькой Йоркширской деревушке. Он с детства мечтал стать мореплавателем. В семнадцать лет Кук поступил работником в бакалейную лавку. Но спустя некоторое время он напросился в ученики к судовладельцам, братьям Уокерам, занимавшимся перевозкой угля.

Почти десять лет он ходил на каботажных судах с углем. В промежутках между рейсами Кук корпел над грудами книг по математике, штурманскому делу, астрономии. Ни капли спиртного и никаких женщин. В результате Джон Уокер оценил выдержку и трудолюбие Кука и предложил ему место помощника капитана. Еще через три года братья решили сделать Джеймса капитаном. Но удержать возле себя способного юношу они не смогли. В 1755 году в возрасте 27 лет Джеймс стал матросом первой статьи на военном флоте.

Затем последовали несколько лет каторжного труда, долгая война с Францией и, наконец, нашивки старшины - в 32 года.

Первые экспедиции

Кук начал путешествие из Плимута в августе 1768 года. На борту «Эндевора» было 94 человека, в которые входили члены экипажа и ученые. Уже в апреле следующего года они достигли Таити, где местные жители с радостью приветствовали моряков. Затем Кук отправился к берегам Новой Зеландии, где встретил племена Маори с военными каноэ. После были берега Тасмании и восточное побережье Австралии. Корабль «Эндевор» чуть было не разбился на коралловых рифах, но члены экипажа Кука справились с опасностью.

Во время плавания у берегов Батавии (современная Джакарта) многие члены команды умерли от лихорадки. Кук сумел предотвратить распространение болезни, сохраняя идеальную чистоту на борту. В 1771 году после трехлетнего путешествия Кук вернулся в Англию. Из экипажа на родную землю смогли ступить только 56 членов экипажа.

Кругосветное путешествие

Через год после первого путешествия было принято решение начать второе путешествие под командованием Кука. Капитану и его команде предстояло совершить кругосветное путешествие в широтах Антарктики на двух таких же корабля как «Эндевор».
Во время этого путешествия Кук впервые опробовал морские часы (хронометр), которые были созданы Джоном Гаррисоном и оказались очень точными.

«Смерть капитана Кука» (Джон Веббер, 1784 год)

В течение года (с января 1773 г.) корабли Кука входили в полярный круг несколько раз, но из-за сильных холодов были вынуждены возвращаться назад. После этого Кук отправился в Новую Зеландию, где торговал с племенами Маори. Затем снова побывал на Таити, исследовал Меланезийские и Полинезийские острова, перед тем как отправиться в Англию через Южную Африку. Во время этого путешествия многие из команды Кука погибли от болезней, а некоторые были убиты во время встречи с племенами Маори.
После этого путешествия Джеймс Кук получил повышение и стал капитаном корабля в звании «кептэн», дарованное королем Англии Георгом третьим.

Роковая экспедиция

В последний поход корабли Кука вышли из английского порта Плимут в 1776 году. Задачей экспедиции было найти Северо-Западный путь между Тихим и Атлантическим океанами на Севере Америки.

Кук обошел мыс Доброй надежды, пересек Индийский океан и посетил Новую Зеландию и Таити. Путь его лежал на Север -британский парламент обещал команде того корабля, который сделает открытие, 20 000 фунтов стерлингов - целое состояние по тем временам. На рассвете 18 января 1778 года Кук увидел землю: это был остров Оаху (один из восьми островов Гавайского архипелага). Сильный встречный ветер помешал кораблям приблизиться к острову и отнес их на северо-запад к острову Кауаи.

Корабли бросили якорь в бухте Ваймеа. Правящий вождь решил послать своих представителей на борт. Те, поднявшись на корабль, ужаснулись: они приняли английские треуголки офицеров за треугольные головы. Одному из высоких вождей, взошедших на борт, Кук подарил кинжал. Впечатление было настолько сильным, что вождь объявил новое имя своей дочери - Кинжал.
Впоследствии Кук без оружия ходил среди гавайцев, которые приветствовали его как самого высокого вождя. Они падали ниц на землю при его приближении и предлагали ему в подарок пищу, циновки и капа (материал из коры деревьев).


Смерть Кука. Полотно англо-немецкого художника Иоганна Цоффани (1795 год)

Гавайцы возбужденно обсуждали огромное богатство иностранцев. Некоторые были не прочь прихватить железные предметы, которые они видели на палубе, но высокий шаман предостерег их не делать этого. Сам он пребывал в неуверенности, отнести иностранцев к богам или к простым смертным. В конце концов он решил устроить простую проверку: предложить чужеземцам женщин. Если англичане согласятся, то они явно не боги, а простые смертные. Англичане, естественно, провалили экзамен, но многие гавайцы еще сомневались.

Спустя две недели, отдохнув и пополнив запас продовольствия, корабли ушли на север. Но уже в конце ноября 1778 г. Кук вернулся на Гавайи. Через некоторое время на борту появился Каланиопуу, правитель острова Гавайи. Он щедро снабдил Кука запасами еды и всевозможными подарками. Каждый день сотни гавайцев забирались на борт обоих судов. Иногда их набиралось так много, что было невозможно работать. Время от времени аборигены крали металлические предметы. На эти мелкие, хотя и досадные кражи не обращали внимания.
По мере того как суда производили ремонт и пополняли запасы продовольствия, некоторые гавайцы все больше укреплялись во мнении, что англичане - простые смертные. Они вежливо намекали морякам, что пора и честь знать, и что они смогут посетить острова во время следующего урожая, когда снова будет много еды.

4 февраля 1779 года, через четыре недели после вхождения кораблей в залив Кеалакекуа, Кук приказал поднять якорь. Гавайцы с удовлетворением наблюдали за уходом англичан. Однако в первую же ночь корабли попали в шторм и передняя мачта «Резолюшн» дала трещину. Нужно было возвращаться. Кук знал только одну удобную бухту неподалеку - Кеалакекуа.

Когда корабли вошли в знакомую бухту, ее берега были безлюдны. Посланная на берег шлюпка вернулась с известием, что король Каланиопуу наложил табу на всю бухту. Такие табу были обычным явлением на Гаваях. Обычно после того, как землю и ее ресурсы изрядно использовали, вожди запрещали туда вход на время, чтобы дать возможность восстановиться морским и земельным ресурсам.

Англичане чувствовали нараставшую тревогу, но им было необходимо отремонтировать мачту. На следующий день залив посетил король и дружелюбно приветствовал англичан, но настроение гавайцев уже каким-то образом поменялось. Первоначальная теплота отношений понемногу растаяла. В одном случае дело чуть не дошло до стычки, когда вожди приказали гавайцам не помогать команде, сошедшей на берег за водой. Шестерым матросам, охранявшим работы на берегу, было приказано зарядить ружья пулями вместо дроби. Кук и его доверенный офицер Джеймс Кинг высадились на берег, чтобы уладить спор из-за воды между командой и островитянами. Едва они успели решить спорный вопрос, как услыхали звук мушкетного огня по направлению корабля «Дискавери». От корабля в сторону берега неслось каноэ. Сидящие в нем гавайцы яростно гребли веслами. Очевидно, они что-то украли. Кук, Кинг и один матрос предприняли безуспешную попытку поймать воров. Когда они вернулись на берег, то узнали, что боцман «Дискавери» решил сойти на берег и захватить каноэ воров. Как оказалось, каноэ принадлежало другу англичан вождю Палеа. Когда Палеа потребовал свое каноэ назад, возникла перепалка, во время которой вождя ударили веслом по голове. Гавайцы бросились на англичан, и те были вынуждены укрыться среди камней на берегу. К счастью, Палеа восстановил порядок, и соперники предположительно расстались как друзья.

На рассвете следующего дня англичане обнаружили, что шлюпка, привязанная к бую в дюжине ярдов от корабля, исчезла. Кук был вне себя от ярости, поскольку она была лучшей на борту. Он приказал блокировать бухту так, чтобы ни одно каноэ не могло из нее выйти. Кук, лейтенант Филлипс и девять морских пехотинцев отправились на берег. Задачей Кука было встретиться с королем Каланиопуу. Он собирался использовать план, который никогда не подводил его при подобных обстоятельствах в других частях океана: он пригласит Каланиопуу на борт и будет удерживать его там до тех пор, пока его подданные не вернут лодку.

Кук наблюдает за человеческими жертвоприношениями на Таити (1773 год)

Кук считал себя другом гавайцев, которому, равно как и гавайцам, было нечего опасаться.

Каланиопуу принял приглашение, но жены короля умоляли его не ходить. В конце концов, им удалось усадить короля на землю у самой кромки воды. В это время над заливом разнеслось эхо выстрелов. Гавайцы заметно встревожились. Кук уже понял, что привести короля на корабль не удастся. Он поднялся и один пошел к лодке. Но в возбужденную толпу вбежал гаваец и прокричал, что англичане убили высокого вождя, когда тот пытался выйти из бухты на своем каноэ.

Это было объявлением войны. Женщины и дети исчезли. Мужчины надели защитные плетеные маты, в руках их появились копья, кинжалы, камни и дубинки. Кук зашел по колено в воду и повернулся, чтобы подозвать лодки и приказать прекратить огонь. В этот момент на его голову обрушился сокрушительный удар деревянной дубинки. Когда он падал, другой воин нанес ему удар кинжалом в спину. Через час после того как он сошел на берег, Кук был мертв.

Лейтенант Кинг пытался убедить гавайцев вернуть тела павших. Ночью часовые услыхали осторожный звук весел около борта «Резолюшн» и выстрелили в темноту. Они едва не попали в двух гавайцев, которые попросили разрешения взойти на борт. В руках они несли небольшой сверток, завернутый в тапа (дубленая ткань из коры деревьев). Они торжественно развернули тапа, и при колеблющемся свете фонаря англичане с ужасом разглядели кровавое мясо, которое очевидно было срезано с тела Кука.

Англичане пришли в ужас от такого обращения с телом своего капитана, некоторые стали подозревать в гавайцах каннибалов. И все же, с останками Кука обошлись так, как поступали с телами самых высоких вождей. По традиции, гавайцы отделяли плоть от костей высоко почитаемых людей. Затем кости связывали вместе и тайно хоронили, чтобы никто не смог надругаться над ними. Если покойный был объектом большой привязанности и уважения, то кости могли хранить некоторое время у себя дома. Так как Кук пользовался очень большим уважением, части его тела были поделены между высокими вождями. Его голова досталась королю, а скальп забрал один из вождей. Ужасное обращение было, на самом деле, высочайшей почестью со стороны гавайцев.

В течение следующих нескольких дней англичане жестоко мстили. Одним из результатов кровопролития явилось то, что напуганные гавайцы решили вернуть дополнительные останки Кука англичанам. Один из вождей, одетый в церемониальный плащ из красных перьев, вернул кисти рук, череп, предплечья и кости ног капитана.

Вечером 21 февраля 1779 года останки капитана Джеймса Кука были зашиты в парусину и после погребальной молитвы, прочтенной капитаном Клерке, опущены в воду залива. Экипаж приспустил британский флаг и дал салют из десяти ружей. Многие из матросов и пехотинцев на палубах обоих кораблей открыто плакали. Гавайцы не наблюдали за церемонией с берега, так как вождь наложил на залив табу. На следующее утро англичане подняли паруса и навсегда покинули острова.

Достижения Джеймса Кука в исследовании Тихого океана, Новой Зеландии и Австралии радикально изменили представления о географии мира и доказали, что он был самым лучшим мореплавателем когда-либо жившим в Англии.

Кто виноват?

Но что же на самом деле произошло в то утро в бухте Кеалакекуа? Как шла схватка, в которой погиб Кук?

Вот что пишет первый помощник Джеймс Берни: «В бинокль мы видели, как капитан Кук получил удар дубиной и упал со скалы в воду». Берни, скорее всего, стоял на палубе «Дискавери». А вот что рассказал о гибели Кука капитан корабля Кларк: «Было ровно 8 часов, когда нас встревожил ружейный залп, данный людьми капитана Кука, и раздались сильные крики индейцев. В подзорную трубу я ясно увидел, что наши люди бегут к шлюпкам, но, кто именно бежал, я не мог разглядеть в спутанной толпе».

Корабли XVIII века не отличались просторностью: Клерк вряд ли находился далеко от Берни, однако не видел отдельных людей. В чем же дело? Участники экспедиции Кука оставили после себя огромное количество текстов: историки насчитывают 45 рукописей дневников, судовых журналов и записок, а также 7 напечатанных еще в XVIII веке книг.

Но и это не все: судовой журнал Джеймса Кинга (автора официальной истории третьей экспедиции) случайно нашли в правительственных архивах в 1970-е годы. И далеко не все тексты писались членами кают-компании: о жизни матросов говорят увлекательные мемуары немца Ганса Циммерманна, а много нового историки узнали из полной плагиата книги студента-недоучки Джона Ледьярда, капрала морских пехотинцев.

Так вот, о событиях утра 14 февраля рассказывают 45 мемуаров, и различия между ними не являются чистой случайностью, итогом пробелов в памяти моряков, пытающихся воссоздать ужасные события. То, что «увидели своими глазами» британцы, диктуется сложными отношениями на корабле: завистью, покровительством и верностью, личными амбициями, слухами и клеветой.

Сами воспоминания писали не только из желания погреться в лучах славы капитана Кука или заработать деньги: тексты членов команды изобилуют инсинуациями, раздраженными намеками на сокрытие правды, и, вообще, не похожи на воспоминания старых друзей о прекрасном путешествии.

Напряженность в команде копилась давно: это было неизбежно во время долгого плавания на тесных кораблях, изобилия приказов, разумность которых была очевидна только капитану и его ближнему кругу, и ожидания неизбежных лишений во время грядущих поисков Северо-западного прохода в приполярных водах. Однако конфликты вылились в открытую форму один-единственный раз — с участием двух героев будущей драмы в бухте Кеалакекуа: на Таити произошла дуэль между лейтенантом морских пехотинцев Филлипсом и третьим помощником «Резольюшн» Джоном Уильямсоном. О дуэли известно только, что три пули прошли над головами ее участников, не причинив им вреда.

Характер у обоих ирландцев был не сахар. Филлипс, героически пострадавший от гавайского оружия (его ранили при отступлении к шлюпкам), закончил жизнь лондонским бездельником, играя в карты по мелочи и избивая свою жену. Уильямсона же недолюбливали многие офицеры. «Это негодяй, которого ненавидели и боялись подчиненные, не переносили равные и презирали начальники», — записал в своем дневнике один из мичманов.

Но ненависть команды обрушилась на Уильямсона только после смерти Кука: все очевидцы согласны, что в самом начале столкновения капитан подал какой-то сигнал людям Уильямсона, находившимся в шлюпках у берега. Что Кук хотел выразить этим неизвестным жестом, навсегда останется загадкой. Лейтенант заявлял, что понял его как «Спасайтесь, уплывайте!» и отдал соответствующую команду.

К несчастью для него, остальные офицеры были уверены, что Кук отчаянно звал на помощь. Моряки могли бы обеспечить огневую поддержку, втащить капитана в шлюпку или, по крайней мере, отбить у гавайцев труп… Против Уильямсона было с десяток офицеров и морских пехотинцев с обоих кораблей. Филлипс, по воспоминанием Ледьярда, был даже готов пристрелить лейтенанта на месте.

От Кларка (нового капитана) немедленно потребовали провести расследование. Однако основные свидетели (мы не знаем, кто это — скорее всего, начальники на пиннасе и ялике, которые также находились у берега в подчинении Уильямсона) отозвали свои показания и обвинения в адрес третьего помощника. Сделали ли они это искренне, не желая губить офицера, попавшего в сложную и неоднозначную ситуацию? Или на них надавило начальство? Это мы вряд ли узнаем — источники очень скудны. В 1779 году, находясь на смертном одре, капитан Кларк уничтожил все бумаги, связанные с расследованием.

Налицо лишь факт, что руководители экспедиции (Кинг и Кларк) приняли решение не обвинять Уильямсона в гибели Кука. Тем не менее, на кораблях сразу же пошли слухи о том, что Уильямсон украл документы из шкафчика Кларка после смерти капитана, или же еще раньше выдавал бренди всем морским пехотинцам и морякам, чтобы те молчали о трусости лейтенанта по возвращении в Англию.

Истинность этих слухов подтвердить невозможно: но важно, что ходили они по той причине, что Уильямсон не только избежал трибунала, но и всячески преуспел. Уже в 1779 году его повысили до второго, а потом и до первого помощника капитана. Его успешную карьеру во флоте прервал только инцидент 1797 года: будучи капитаном «Азенкура», в сражении при Кампердауне он еще раз неверно интерпретировал сигнал (на этот раз морской), уклонился от атаки на вражеские корабли и пошел под трибунал за невыполнение служебного долга. Через год он скончался.

В своем же дневнике Кларк описывает происходившее с Куком на берегу со слов Филипса: весь рассказ сводится к злоключениям раненого морского пехотинца, а о поведении других членов команды не говорится ни слова. Джеймс Кинг, также продемонстрировал благосклонность к Уильямсону: в официальной истории плавания жест Кука был описан как дело человеколюбия: капитан-де пытался удержать своих людей от жестокого расстрела несчастных гавайцев. Более того, вину за трагическое столкновение Кинг возлагает на лейтенанта морской пехоты Рикмена, который застрелил гавайца на другом берегу бухты (что и разъярило туземцев).

Казалось бы, все ясно: начальство покрывает явного виновника смерти Кука - по каким-то своим причинам. А потом, пользуясь своими связями, тот делает сногсшибательную карьеру. Однако ситуация не столь однозначна. Любопытно, что команда разделилась на ненавистников и защитников Уильямсона примерно поровну — и состав каждой группы заслуживает пристального внимания.

«Высадка в Танне». Картина Уильяма Ходжеса. Один из характерных эпизодов контакта британцев с жителями Океании.

Британский флот: надежды и разочарования

Офицеров «Резольюшн» и «Дискавери» совершенно не радовало великое научное значение экспедиции: в большинстве своем это были амбициозные молодые люди, вовсе не жаждавшие провести лучшие годы на вторых ролях в тесных каютах. В XVIII веке продвижение по службе давали в основном войны: в начале каждого конфликта возрастал «спрос» на офицеров — помощников повышали до капитанов, мичманов — до помощников. Неудивительно, что члены команды с тоской отплывали из Плимута в 1776 году: буквально на их глазах разгорался конфликт с американскими колонистами, а им предстояло четыре года «гнить» в сомнительных поисках Северо-западного прохода.

Британский флот по меркам XVIII столетия был относительно демократическим институтом: служить и подняться до командных высот там могли люди, далекие от власти, богатства и благородных кровей. Чтобы недалеко ходить за примерами, можно вспомнить самого Кука, сына шотландского батрака, начавшего свою морскую биографию юнгой на бриге-угольщике.

Однако не стоит думать, что система автоматически отбирала самых достойных: платой за относительный демократизм «на входе» была главенствующая роль протекции. Все офицеры выстраивали сети поддержки, искали себе верных покровителей в команде и в Адмиралтействе, зарабатывая себе репутацию. Вот почему смерть Кука и Кларка означала, что все контакты и договоренности, достигнутые с капитанами во время плавания, пошли прахом.

Добравшись до Кантона, офицеры узнали, что война с восставшими колониями в самом разгаре, а все корабли уже укомплектованы. Зато до провальной (Северо-западный проход не нашли, Кук погиб) географической экспедиции никому нет особого дела. «Команда чувствовала, сколько она потеряет в чинах и богатстве, еще и лишившись утешения в том, что на родину ее ведет старый командир, чьи известные заслуги могли бы помочь делам последнего плавания быть услышанными и оцененными даже в те беспокойные времена» - пишет Кинг в своем журнале (декабрь 1779 года). В 1780-х до войны с Наполеоном было еще далеко, и повышение получили лишь единицы. Многие же младшие офицеры последовали примеру мичмана Джеймса Тревенена и перешли на службу в российский флот (который, напомним, в 1780-е сражался против шведов и турок).

В этой связи любопытно, что громче всего против Уильямсона выступали мичманы и помощники мастера, которые находились в самом начале своей карьеры во флоте. Они упустили удачу (войну с американскими колониями), и даже одна-единственная вакансия была достаточно ценным призом. Звание Уильямсона (третий помощник) еще не давало ему больших возможностей отомстить обвинителям, а суд над ним создал бы отличную возможность убрать конкурента. В сочетании с личной антипатией к Уильямсону это более чем объясняет, почему его поносили и называли главным негодяем, из-за которого погиб Кук. Меж тем многие старшие члены команды (Берни, хотя он и был близким другом Филлипса, рисовальщик Уильям Эллис, первый помощник «Резольюшн» Джон Гор, мастер «Дискавери» Томас Эдгар) не нашли в поступках Уильямсона ничего предосудительного.

Примерно по тем же причинам (карьерное будущее) в итоге часть вины переложили на Рикмена: он был намного старше большинства членов кают-компании, службу начал аж в 1760 году, «пропустил» начало Семилетней войны и за 16 лет не получил повышения. То есть сильных покровителей во флоте у него не было, а возраст не давал завязаться дружбе с компанией молодых офицеров. В итоге Рикмен оказался едва ли не единственным членом команды, который вообще не получил больше никаких званий.

Кроме того, нападками на Уильямсона многие офицеры, конечно же, пытались избежать неудобных вопросов: утром 14 февраля многие из них находились на острове или в шлюпках и могли бы действовать более инициативно, услышав выстрелы, да и отступление на корабли без попытки отбить тела погибших также выглядит подозрительно. Будущий капитан «Баунти» Уильям Блай (мастер на «Резольюшн») прямо обвинял морских пехотинцев Филлипса в бегстве с поля боя. Факт, что 11 из 17 морпехов с «Резольюшн» подвергались во время плавания телесным наказаниям (по личному приказу Кука) также заставляет задуматься, насколько они были готовы жертвовать жизнью ради капитана.

Но, так или иначе, точку в разбирательстве поставило начальство: Кинг и Кларк дали понять, что никого не надо отдавать под трибунал. Скорее всего, даже если суд над Уильямсоном не состоялся благодаря влиятельным покровителям амбициозного ирландца (даже его давний недруг Филипс отказался давать против него показания в Адмиралтействе — под надуманным предлогом, что у него-де плохие личные отношения с обвиняемым), капитаны предпочли принять соломоново решение.

Никто из оставшихся в живых членов команды не должен был стать козлом отпущения, виновным в трагической гибели великого капитана: виноваты были обстоятельства, подлые туземцы и (как прочитывается между строк мемуаров) самонадеянность и опрометчивость самого Кука, который понадеялся практически в одиночку увести в заложники местного вождя. «Имеются веские основания, позволяющие предположить, что туземцы не зашли бы так далеко, если бы, к несчастью, капитан Кук не выстрелил по ним: за несколько минут до этого они начали расчищать путь для солдат, чтобы последние могли добраться до того места на берегу, против которого стояли шлюпки (я уже об этом упоминал), таким образом давая капитану Куку возможность уйти от них», — говорится в дневниках Клерка.

Теперь становится понятнее, почему Клерк и Берни увидели столь различные сцены в свои подзорные трубы. Это определялось местом в сложной системе «сдержек и противовесов», статусной иерархии и борьбы за место под солнцем, которая шла на борту кораблей научной экспедиции. Увидеть смерть капитана (или рассказать о ней) Клерку помешала не столько «спутанная толпа», сколько желание офицера оставаться над схваткой и игнорировать свидетельства вины отдельных членов команды (многие из которых были его протеже, а иные — протеже его лондонских начальников).


Слева направо: Дэниэль Соландер, Джозеф Банкс, Джеймс Кук, Джон Хоксфорд и лорд Сэндвич. Картина. Автор - Джон Гамильтон Мортимер, 1771

В чем смысл произошедшего?

История — это не просто объективные события, которые случились или не случились. Мы знаем о прошлом только по рассказам участников этих событий, рассказам, которые зачастую отрывочны, запутаны и противоречат друг другу. Однако из этого не стоит делать вывод о принципиальной несовместимости отдельных точек зрения, которые якобы представляют автономные и не стыкующиеся картины мира. Ученые если и не способны авторитетно заявлять, как «оно было на самом деле», то могут находить вероятные причины, общие интересы и другие прочные слои реальности за очевидным хаосом «свидетельских показаний».

Это мы и попытались сделать — немного распутать сеть мотивов, разглядеть элементы системы, которая вынуждала членов команды действовать, видеть и вспоминать именно так, а не иначе.

Личные отношения, карьерные интересы. А ведь есть и еще один слой: национально-этнический уровень. Корабли Кука представляли собой срез имперского общества: там плавали представители народов и, главное, областей, в разной степени удаленных от метрополии (Лондона), в котором решались все главные вопросы и происходил процесс «цивилизирования» британцев. Корнуольцы и шотландцы, уроженцы американских колоний и Вест-Индии, Северной Англии и Ирландии, немцы и валлийцы… Их отношения во время и после плавания, влияние предрассудков и стереотипов на происходящее ученым только предстоит понять.

Но история — это и не следствие по уголовным делам: меньше всего я стремился окончательно выявить виновного в смерти капитана Кука: будь это «трус» Уильямсон, «безынициативные» моряки и морпехи на берегу, «злобные» туземцы или сам «самонадеянный» мореплаватель.

Наивно считать команду Кука отрядом героев науки, «белыми людьми» в одинаковых мундирах. Это сложная система личных и служебных отношений, со своими кризисами и конфликтными ситуациями, страстями и расчетливыми действиями. И случайно данная структура в динамике взрывается событием. Гибель Кука спутала все карты участникам экспедиции, зато заставила их разразиться страстными, эмоциональными записками и мемуарами и, таким образом, пролила свет на отношения и закономерности, которые при более благоприятном исходе плавания остались бы во мраке безвестности.

Но смерть капитана Кука может оказаться полезным уроком и в XXI веке: зачастую только сходные чрезвычайные события (авария, гибель, взрыв, побег, утечка) могут проявить внутреннее устройство и modus operandi секретных (или, по крайней мере, не афиширующих свои принципы) организаций, будь то экипаж подводной лодки или дипломатический корпус.

источники
А.Максимов

Английский мореплаватель Джеймс Кук совершил в 1772—1775 годах свою вторую экспедицию. Она была настолько успешна, что после возвращения домой Кук мог бы спокойно почивать на лаврах. Он получил спокойную должность с хорошим окладом — Адмиралтейство назначило его капитаном в Гринвичском госпитале.

В это время Британия рассматривала возможность попытки форсирования мифического Северо-Западного прохода. Идея состояла в том, что между Атлантическим и Тихим океанами должен существовать проход вокруг верхней части Северной Америки. Адмиралтейство было намерено одним ударом убить двух зайцев — было решено, что отправятся две экспедиции, одна пойдет к предполагаемому Проходу со стороны Атлантики, а другая — со стороны Тихого океана. Наступление с Атлантики было поручено Ричарду Пикерсгиллу на фрегате «Лайон». Со стороны Тихого океана планировалось отправить два судна — «Резольюшен» и «Дискавери». Перед лордами Адмиралтейства стал вопрос — кому командовать тихоокеанской экспедицией. Несомненной кандидатурой был Кук. Но Адмиралтейство уже дало ему заслуженную отставку и не хотело тревожить его снова. В итоге Джеймса Кука пригласили на изысканный обед, на котором присутствовали лорд Сандвич — первый лорд Адмиралтейства, Паллисер — глава главного финансового управления флота и Стивенс — секретарь Адмиралтейства. Они попросили у Кука совета, кого назначить командиром тихоокеанской экспедиции. Разумеется, командиром стал сам Кук.

Первым помощником Кука стал Джон Гор, вторым — Джеймс Кинг (опытный астроном), а третьим — Джон Уильямсон. Штурманом стал Уильям Блай. Командиром «Дискавери» назначили капитана Джеймса Кларка. Его первым помощником был Джеймс Берни, вторым — Джон Рикмен.

12 июля 1776 года капитан Кук вышел из Плимута. Ему пришлось отправиться в путь одному, потому что Кларк томился в это время в тюрьме за долги — он был гарантом долгов своего брата Джона Кларка, который отправился в заграничное плавание, не заплатив их. В конце концов его отпустили, и «Дискавери» вышел в море 1 августа. Предположительно, именно во время заключения Кларк заразился туберкулезом, от которого впоследствии умер.

2 Тенерифе

На пути в Кейптаун «Резольюшен» сделал остановку на Тенерифе, чтобы взять на борт запасы вина и пресной воды. Там же был взят корм для скота, потому что корабль представлял собой настоящий плавучий скотный двор, укомплектованный коровами и свиньями, овцами и козами, — все это было личными подарками короля, которые надо было раздать на различных островах Океании.

3 Кейптаун

17 октября «Резольюшен» прибыл в Кейптаун. Там пришлось остановиться, чтобы устранить течь. Корабль так ужасно тек, что не было ни одного члена команды, который ложился бы в сухую койку. Когда 10 ноября прибыл «Дискавери», он оказался в таком же плохом состоянии. Кук выпустил скот на берег пастись, и когда несколько овец были украдены, он заменил их южноафриканскими овцами. Явно считая, что его хозяйство не полно, он взял на борт кроликов и не менее четырех лошадей.

1 декабря оба корабля вышли в море. 13-го они обнаружили и дали название группе островов — Принс-Эдуард. Двенадцать дней спустя Кук нашел остров Кергелен.

Гонимые сильными западными ветрами корабли, показав замечательное время, достигли Земли Ван-Димена (Тасмания) 26 января. Здесь они запаслись водой и дровами и завязали знакомство с очень отсталыми аборигенами.

4 Новая Зеландия

13 февраля корабли прибыли к берегам Новой Зеландии на якорную стоянку, которая была знакома Куку, — в бухту Королевы Шарлотты. Там он нашел настороженных, испуганных маори: они считали, что Кук приехал отомстить им за смерть десяти человек с «Эдвенчура». Они были ошарашены, когда Кук, установив, кто был зачинщиком того убийства, а им был их вождь Кахура, не расправился с ним на месте. Кук писал: «Если бы я следовал советам так называемых друзей, я мог бы истребить весь этот народ, потому что все население какой-нибудь деревушки или селения по очереди обращались ко мне, чтобы я уничтожил других, — самое поразительное доказательство того, в какой разобщенности они жили».

Через две недели корабли снялись с якоря и отправились на Таити. Кук хотел плыть туда прямым курсом, но помешали встречные восточные ветры. Корабли отклонились от курса к западу. 29 марта мореплаватели увидели остров Мангайя, один из островов архипелага Кука. Но прибой и коралловые рифы не дали подойти к берегу.

5 Острова Дружбы

Вскоре возникла большая необходимость пополнения запаса корма для скота. Кук решил идти на запад, к островам Дружбы. По пути они остановились на необитаемом острове Палмерстона, который Кук открыл во время прошлого путешествия, и набрали там немного травы.

Во второй половине апреля 1777 года «Резольюшен» и «Дискавери» прибыли на острова Дружбы и задержались там до середины июля. Они могли бы сразу отправился в северную часть Тихого океана и попытался пройти Берингов пролив. Но Адмиралтейство планировало одновременную атаку на Северо-Западный проход с Атлантики и с Тихого океана, и наметило ее на следующий — 1778 — год.

Этот период поразителен тем, что Кук, этот неугомонный человек, по-видимому, в конце концов потерял свой исследовательский пыл. Ему много раз говорили о существовании островов Самоа к северу и островов Фиджи к северо-западу от островов Дружбы. Ему говорили о дюжине других островов, не слишком далеко расположенных от Тонгатабу. Но Кук оставил их без внимания.

6 Таити

17 июля 1777 года корабли отправились в направлении Таити, куда прибыли 12 августа. И здесь Кук продолжал пребывать в той же загадочной бездеятельности. Скот разгрузили в Матаиеа-Бей, и Кук с радостным удивлением записал в своем дневнике о впечатлении, произведенном им и капитаном Кларком на туземцев, когда они проехались по равнине на лошадях — этих животных таитяне никогда раньше не видели.

7 декабря оба корабля вышли в море, 22-го они пересекли экватор, а 24-го обнаружили необитаемый остров, который Кук назвал островом Рождества. Там они остановились на 9 дней, в один из которых произошло солнечное затмение, позволившее вычислить точную долготу и проверить точность хода хронометров.

7 Сандвичевы острова

18 января 1778 года экипаж кораблей увидел два гористых острова. Это было последнее открытие Кука — Гавайские острова. Оба острова, Ниихау и Кауаи, были самыми западными из крупных островов Гавайского архипелага. Кук назвал их Сандвичевы острова, но ныне они известны как Гавайские. Главный остров в этой группе Кук сначала не нашел, но открыл его позже в том же году. Это был остров, который дал название всей группе, — Гавайи.

Кук установил с гавайцами прекрасные дружеские отношения. По-видимому, они приняли его за какое-то божество, потому что, как только он ступил на берег, они упали ниц и оставались в таком положении, пока Кук не сделал знак встать. Кук нашел, что это очень привлекательный народ. Они были дружелюбны, гостеприимны, не носили оружия, в отличие от большинства полинезийцев, и были крайне честны.

8 Северная Америка

2 февраля корабли направились на северо-восток к Новому Альбиону — западному побережью Северной Америки — и 6 марта достигли его между 44-й и 45-й параллелями, в районе мыса, названного Куком Кейп-Фаул-Уэзер. В течение следующего месяца корабли были застигнуты несколькими штормами, что замедлило их продвижение к северу. Неблагоприятный ветер заставлял их держаться вдали от побережья, и в результате они проскочили мимо устья реки Колумбия и пролива Хуан-де-Фука, который вел к месту, где ныне стоит город Ванкувер.

Оба корабля были так сильно потрепаны штормами после того, как покинули мыс Кейп-Фаул-Уэзер, что их срочно надо было ремонтировать. 30 марта они нашли защищенный заливчик, носящий название Нутка. Корабли простояли здесь почти четыре недели — надо было рубить деревья, чтобы делать новую бизань-мачту для «Резольюшен», а тем временем Кук знакомился с туземцами, которые, судя по их плоским широкоскулым лицам, были явно не полинезийцами, вероятно, это были эскимосы. Они были дружелюбным, безобидным народом. Восстановив корабли, 26 апреля Кук снова отправился в плавание.

9 Аляска

Береговая линия тянулась точно на запад — корабли двигались вдоль южного побережья Аляски. Теперь «Резольюшен» так отчаянно протекал, что Кук был вынужден найти какую-нибудь защищенную якорную стоянку, и он ее нашел в небольшом заливе, который известен теперь под названием залив Принца Уильяма. Корабль килевали и обнаружили, что швы между шпангоутами не имеют даже следов пакли.

Закончив ремонт, они двинулись на юго-запад вокруг очень длинного мыса, теперь известного как полуостров Кенай. Корабли проплыли триста миль вдоль полуострова Аляска и его разломанного на части продолжения — Алеутских островов. Они остановились ненадолго на острове Уналашка, пошли на северо-восток вверх — к оконечности Аляски, затем на северо-восток и север — в бухту Нортон.

10 Берингов пролив

На северном конце бухты Нортон находится мыс, который Кук назвал мысом Принца Уэльского. Это самая западная точка Северной Америки и ближайшая к Азиатскому материку. Теперь Кук плыл к Азиатскому материку через Берингов пролив и бросил якорь в защищенной бухте, которую он назвал заливом Св. Лаврентия. Встреченные там туземцы были вежливы, а может быть, просто сдержанны, и, судя по их поведению и основательным домам, они казались самой цивилизованной расой, которую Кук встретил в Тихом океане.

Из бухты Св. Лаврентия «Резольюшен» и «Дискавери» двинулись на север через Берингов пролив, пересекли Северный полярный круг, а затем пошли в Чукотское море. Но прошли они недалеко. Через три дня — между 14 и 17 августа — температура резко упала, погода испортилась, и внезапно они оказались перед горой пакового льда, простиравшегося от горизонта до горизонта. Неделю Кук лавировал, пытаясь, с его обычной решительностью, найти какой-нибудь проход между льдами. Он пытался вырваться из льдов, идя вдоль северного побережья Сибири, но снова был остановлен сплошными паковыми льдами. Лето почти кончилось. Кук решил идти на юг, зимовать на Сандвичевых островах и снова сделать попытку следующим летом.

Они пересекли Северный полярный круг в обратном направлении и прошли через Берингов пролив, направляясь к Уналашке.

11 Алеутские острова

На Алеутских островах Кук остановился 2 октября. У «Резольюшена» снова сквозь швы сочилась вода между шпангоутами. Во время трехнедельной стоянки на этом острове Кук встретил русских промышленников, которые предоставили ему карту, составленную экспедицией Беринга. Русская карта оказалась значительно полнее карты Кука, она содержала неизвестные Куку острова, а очертания многих земель, нанесенные у Кука лишь приблизительно, были отображены на ней с высокой точностью и детализацией. Кук перерисовал эту карту и назвал пролив, разделяющий Азию и Америку, именем Беринга. 24 октября корабли отплыли по направлению к Сандвичевым островам.

12 Сандвичевы острова

26 ноября «Резольюшен» и «Дискавери» достигли Гавайев. Они увидели остров Мауи, второй по величине в архипелаге. Оба корабля остановились на некотором расстоянии от берега — они не нашли подходящей якорной стоянки, и многие туземцы поплыли им навстречу на своих лодках, везя большое количество свежих фруктов, овощей и свиней. Они отплыли от Мауи, и через несколько дней перед ними предстали высокие, покрытые снегом вершины-близнецы острова Гавайи. Кук медленно продвигался вдоль берега, ища подходящую бухту. Из-за встречных ветров кораблям пришлось долго огибать южный берег острова, прежде чем повернуть и начать плавание вверх вдоль западного берега. Только 16 января была обнаружена подходящая якорная стоянка в Килакекуа-Бей. Уильям Блай был послан на берег для разведки и, вернувшись, заявил, что бухта замечательно подходит для их целей. Там была пресная вода и две деревни, Кекуа и Каваруа, которые могли удовлетворить все их нужды.

Прием, ждавший на следующий день Кука и его команду, когда они встали на якорь в Килакекуа-Бей, не имел, по-видимому, прецедентов в истории Океании. Кинг, второй помощник Кука, оценил количество лодок не менее чем в тысячу пятьсот, и они вмещали, по меньшей мере, девять тысяч туземцев, которые вышли в море, чтобы встретить их, еще несколько сотен вышли на линию прибоя, и еще сотни плавали вокруг, как стаи рыб, в то время как тысячи собрались на берегу бухты. Палеа, вождь, и Коа, великий жрец, взошли на борт и обращались с Куком с необыкновенным почтением, граничащим с благоговением, и когда он с церемониями был препровожден на берег, ожидавшие его тысячи туземцев распростерлись на берегу. Согласно гавайскому фольклору, один из их богов, Ломо (бог счастья, мира и плодородия), давным-давно отправился в море, но должен был когда-нибудь вернуться. Аборигены приняли Кука за бога Ломо, который вернулся домой.

«Резольюшен» с большой помпой посетил местный король Каланиопу. Во время обмена ценными подарками король вручил Куку полдюжины крайне ценных накидок из перьев, в то время как Кук подарил ему свой пояс с мечом.

Однако через неделю поведение туземцев изменилось. Они давали понять, что, по их мнению, для бога настало время продолжить свой путь. Они давали понять, что хозяева начали утомляться от гостей, чье содержание обходится им так дорого, и что команды обоих кораблей потребляют слишком много пищи. Вероятно, жрецы почувствовали, что возвращение бога лишало их власти, их авторитет, который они так лелеяли, уменьшился.

Должно быть, Кук легко понимал намеки. В его планы теперь входило закончить нанесение на карту Гавайских островов, а затем двигаться к Камчатке, прежде чем совершить вторую попытку найти Северо-Западный проход. Они отплыли 4 февраля. Когда всего через шесть дней Кук вернулся, атмосфера была более холодной. Но у Кука почти не было выбора: за два дня до этого в жестоком шторме фок-мачте «Резольюшен» был нанесен столь серьезный урон, что было необходимо снять ее и починить.

Отношения быстро из очень натянутых превратились в откровенно враждебные. Впервые туземцы начали носить оружие, стали нахальными и дерзкими. С каждым днем возрастало количество хищений, совершаемых гавайцами, а стычки, возникавшие из-за попыток вернуть украденное, становились все горячее.

14 февраля 1779 года Кларк доложил Куку, что ночью был украден большой баркас. Кук тотчас же решил применить тактику взятия заложников, которая служила ему верой и правдой в прошлом. Он решил забрать Каланиопу на борт «Резольюшен» и держать до тех пор, пока баркас и слесарные инструменты, украденные ранее, не будут возвращены.

Кук отправился на берег с группой вооруженных членов команды в баркасе, лодке и шлюпке и пристал к берегу в Каваруа. Все три лодки немного отошли от берега, в то время как Кук, десять моряков и лейтенант Филлипс направились к дому короля Каланиопу и настояли, чтобы он немедленно пошел с ними на борт «Резольюшен». Старый король не возражал, но, когда они подошли к воде, одна из его старших жен догнала их и вцепилась ему в руку, умоляя не ходить на борт. Дальше все произошло очень быстро. На берегу собралось несколько тысяч гавайцев, которые окружили Кука и его людей, оттеснив их к самой воде. Послышались выстрелы, воспламенившие толпу. Началась схватка, в результате которой сам Кук и четверо матросов погибли, остальным удалось отступить на корабль.

После смерти Кука должность начальника экспедиции перешла к капитану «Дискавери» Кларку. 22 февраля останки Кука были преданы морю. Кларк направил «Резольюшен» и «Дискавери» через Берингов пролив опять в Арктику, но так же, как и Куку предыдущим летом, ему не повезло. Кларк умер на обратном пути в Англию, куда «Резольюшен» и «Дискавери» прибыли 4 октября 1780 года.

(1727- 1779)

Биография Джеймса Кука известного картографа, мореплавателя и географа является поистине героической для того времени. Будущий капитан появился на свет в Англии, в графстве Йоркшир, в 1727 году, 27 октября. С семи лет мальчик начинает приобщаться к тяжелому физическому труду - работает вместе с отцом на ферме, и только в тринадцать лет поступает в школу. Отучившись пять лет, юный Джеймс отправляется на флот и поступает на службу юнгой. Имея достаточно много времени, он, вопреки традициям тратит его на таверны, а на изучение тонкостей мореходного дела, географических карт и устройства судов. Усилия юноши не пропали даром. Заметив старания молодого человека, одна из частных компаний приглашает его капитаном, но Кук отказывается, справедливо полагая, что тяжелый, и порой неблагодарный труд матроса в Королевском флоте способен дать ему гораздо больше. Такой расчет оказался на удивление точным. Решительные изменения в биографии Джеймса Кука произошли после его возвращения с Семилетней войны, по окончании которой он был назначен капитаном торгового корабля «Ньюфаундленд», с которого и началось триумфальное шествие Кука по водным просторам.

На этом судне Кук совершил немало удачных и экономически выгодных для Англии путешествий, но славу и известность принесли ему не они. В историю Кук вошел благодаря трем кругосветным путешествиям, которые позволили в значительной степени уточнить существующие в то время морские карты, открыть неизвестные земли и проложить морские пути.

Первое кругосветное путешествие началось в 1768 году и продолжалось почти пять лет. В успех экспедиции мало кто верил, поэтому она состояла из единственного корабля, капитаном которой и стал Кук. Путешественники испытывали нехватку продовольствия и питьевой воды, но тем не менее, уже в 1769 году они достигли берегов Таити. Истощенная команда на некоторое время останавливается на острове и завязывает дружеские отношения с местным населением. Кук, воспользовавшись вынужденным промедлением, занимается на Таити астрономией и составляет карту звездного неба. Следующими пунктами в маршруте экипажа становятся Новая Зеландия и Австралия. Не смотря на то, что в одном из заливов корабль сел на мель и получил значительные повреждения, капитан принимает решение двигаться дальше и на полуразбитом судне достигает Индонезии. Проведя ремонтные работы, которые продолжались почти полгода Кук триумфально возвращается в Лондон.

Вторая экспедиция оказалась более подготовленной - в ней участвовало уже два корабля, которым впервые в истории удалось пересечь Южный полярный круг. Однако и там не обошлось без накладок. Из за шторма и плохой видимости корабли потеряли друг друга и вновь пересеклись около о. Шарлотты. Кук вновь посетил Таити и Новую Зеландию, а потом отправился к южному полярному кругу и открыл Новую Каледонию и Южную Георгию.

Третья, последняя экспедиция, начавшаяся в 1776 году, обещала быть успешной. На этот раз Кук отправляется к Чукотскому морю, пересекает полярный круг. По пути своего следования он открывает острова Дружбы и Рождества. Далее капитан со своей командой возвращается в южные моря и открывают Гавайские острова. Именно здесь биография Джеймса Кука трагически обрывается. 14 февраля 1779 года во время мятежа местного населения великий мореплаватель был убит .

С начала восемнадцатого века Британская империя старательно избавлялась от преступников, ссылая их в колонии Северной Америки. Однако после Войны за независимость она вынуждена была признать Соединенные Штаты как отдельное государство. Тогда в качестве импровизированной колонии решено было использовать Австралию и близлежащие острова.

Эти местности были плохо исследованы, потому решили отправить туда опытных мореплавателей и картографов. Так, талантливый военный английский капитан Джеймс Кук стал еще первооткрывателем и географом. О том, что в итоге он был подло убит жителями Гавайских островов, знают все. Но как именно это произошло – неизвестно, ведь мужчина славился крайне добродушным отношением к туземцам. Давайте вместе разберемся, что это был за человек, и как сложилась его непростая судьба.

Мистер Джеймс Кук: краткая биография талантливого самоучки

Британия, желая продолжать свою военно-морскую экспансию, потерю американских колоний переживала довольно остро. Преступники были не единственной причиной для волнений короны. В это время покоряли Канаду, а отважные первопроходцы пытались открыть северный путь вокруг Американского континента и Евразии, чтобы отыскать еще более простую дорогу в страну пряностей. Как раз в этот период при английском дворе все узнали, кто такой Джеймс Кук – мореход и подвижник, талантливый картограф и просто отважный человек. Его и решено было отправить к берегам далекой и неизведанной Австралии.

Существование суши на Южном полюсе заботило мореплавателей с того самого момента, как люди впервые узнали о подобной области, покрытой льдами. В середине восемнадцатого века была организована экспедиция в Австралию для выяснения точных картографических данных. В 1768 году Джеймс Кук открыл путь к «Южной земле», но никакой твердой почвы там не нашел. В итоге густые туманы и многометровые льды остановили его утлые деревянные суденышки, и мореходу пришлось вернуться. Он решил, что земли на этом полюсе нет. Только в начале следующего века русская экспедиция во главе с Фаддеем Беллинсгаузеном опровергнет это заблуждение.

Деятельность первооткрывателя

Чтобы разобраться, какой вклад в науку внес мореплаватель Джеймс Кук, мало просто поверхностно ознакомиться со схемой его путешествий. Он совершил огромное количество открытий в географической науке, при этом добившись всего на чистом энтузиазме. На его счету не только Австралия, но и Большой Барьерный риф, частично побережье Аляски, заливы Кука, Нортон, Принс-Вильям, Бристольский и печально известные Гавайские острова, где он нашел свой последний приют.

Мореход нанес на карты мира часть побережья Канады у реки Святого Лаврентия, отметил очертания Ньюфаундленда. С присущей ему скрупулезностью и ответственностью картограф исследовал Таити и острова Сообщества, восточное побережье Австралии и Новую Зеландию. Чуть позже он снова вернулся в южные воды Тихого океана, побывал в Новой Каледонии и на Гибридах, в Микронезии и Полинезии, на Сандвичевых и Маркизских островах. Капитан Джеймс Кук является первым человеком на планете, который в начале 1773 года пересек Южный полярный круг и открыл Антарктику.

Первые годы будущего мореплавателя

Простой батрак из деревеньки под названием Мартон (Шотландия), что в графстве Саут-Йоркшир, даже и представить себе не мог, что его отпрыск прославится на весь мир, и его будут помнить потомки даже через триста лет после смерти. В семействе уже было трое детей, когда 27 октября 1728 года супруга наемного работника произвела на свет младенца, который в будущем станет одним из величайших мореплавателей мира. Младенчество и ранние годы жизни Джеймса Кука проходили на ферме, он с детства помогал родителям с овцами.

Когда мальчишке стукнуло восемь, семейство перебралось в более крупное местечко Грейт Айтон. Смышленого сорванца отдали в школу, которая сохранилась доныне и теперь носит его имя. Пока Джейми учился, отец получил повышение и стал управляющим. После пяти лет учебы парень возвратился домой, чтобы помогать родителям, но радости ему такой труд не приносил. Уже тогда юноша понимал, что никакой перспективы на ферме ему не видать, как своих ушей.

Становление известного путешественника

Долго выдержать рутину он просто не мог, потому сразу же после совершеннолетия нанялся юнгой на предназначенный для перевозки угля бриг братьев Джона и Генри Хекер под названием «Геркулес». Угольщик курсировал между Лондоном и Ньюкаслом, а Джеймсу хотелось чего-то большего. Он старательно выполнял все свои обязанности. Спустя два года был переведен на иное судно, принадлежащее угольной компании Уокеров – «Три брата».

Кук уже тогда понимал: не имея знаний, он так навсегда и останется на постылом угольщике с вечно черными руками и лицом. Потому все свободное время он проводил за книгами. Он живо интересовался морскими путешествиями, опасными экспедициями, изучал математику, географию, навигационное дело, картографию и прочие полезные для моряка науки. После этого он отправился на Балтику, где провел долгие два года. По просьбе Уокеров он вернулся, но уже помощником капитана на корабль «Френдшип». Окружающие всегда верили ему и в него, характер Джеймса Кука нравился всем: общительный, коммуникабельный, отважный и всегда идеально выполняющий свою работу.

В пятьдесят пятом впечатленные талантами и достижениями молодого человека Уокеры даже прочили ему пост капитана, но он отказался. В середине лета он вступил в ряды Королевского военно-морского флота и получил разнарядку на корабль «Игл» с шестью десятками пушек на борту. Многие недоумевают, почему Джеймс не захотел становиться капитаном, а пошел обычным матросом в армию. Вероятно, он просто увидел перспективу и реальный рост, так как всю жизнь возить уголь вдоль побережья совершенно не желал. Через два или три месяца парень уже был боцманом.

В 56-м разразилась Семилетняя война и «Игл» вынужден был принимать участие в блокаде французских берегов. В следующем году вместе с командой своего корабля Кук попадает в довольно серьезное морское сражение, после чего судно пришлось даже отправлять на родину для ремонта. По морским законам того времени, по прошествии двух лет практики можно было ожидать повышения. Джеймс успешно сдал экзамен на мастера (Sailing Master). Вскоре он получил и новое назначение на судно под названием «Солебей».

Во время военных действий Джеймс Кук прославился своей выдержкой, отвагой, а также покладистым и добрым нравом человека, на которого можно положиться. Подчиненные его обожали, начальство относилось с уважением. В пятьдесят восьмом на судне «Пемброк», после операции в Бискайском заливе, его отправили к далеким и неизведанным берегам Северной Америки. Там он принял участие в битве при Квебеке, одном из решающих сражений франко-индейской войны. Его задача состояла не просто пройти до нужного пункта, но в первую очередь нанести на карту берег и отметить буйками судоходный фарватер (глубокие воды) реки Святого Лаврентия.

В бою Джеймс участия не принимал, но карты “щелкал”, словно семечки. Его перевели мастером на «Нортумберленд», в составе команды которого он продолжил исследовать берега речки и наносить их очертания на карту. Адмирал Колвилл был поражен точностью составленных Куком схем, потому по его просьбе и рекомендации их добавили в Североамериканскую лоцию того же года. После возвращения из похода он повстречал Элизабет Баттс и тут же женился. Супруга родила ему шестерых детишек, судьба которых остается непрояснённой.

Первая экспедиция для нахождения Терра Инкогнита

Великая история Джеймса Кука начинается в 1768 году, когда британское правительство по официальной версии отправило экспедицию для исследования удивительного природного явления – прохождения Венеры по диску Солнца. Но секретные директивы гласили следующее: сразу же после завершения наблюдения за темным пятнышком на солнечном диске, что продлиться всего несколько часов, судну следует развернуться и отправиться на поиски Terra Incognita – Южного материка, который по преданиям находится на полюсе.

Так как Джеймс был военным, научной экспедицией должен был руководить кто-то иной. Выбор Адмиралтейства пал на еще одного выдающегося специалиста, Александера Далримпла, географа и первого гидрографа. Он свято верил – южные земли действительно существую и являются густонаселенными. На судне «Индевор», по иронии судьбы – снова угольщике, экспедиция выдвинулась в путь, имея на борту, кроме матросов, астронома, ботаника, художника, врача и просто состоятельного человека, желающего отправиться в путешествие.

В августе семьдесят шестого года судно вышло из Плимута и уже в начале апреля достигло Таити. У первооткрывателя Джеймса Кука были четкие инструкции начальства – вступать только в дружеские отношения с туземцами, всячески им потакать и помогать, выполнять все требования и просьбы. Это было весьма странное указание, ведь Англия предпочитала решать любые вопросы пушками и мушкетами. Капитан установил на борту строжайшие правила, которые назначали даже за безобидные проступки очень строгое наказание. Это позволило быстро подружиться с аборигенами, завоевать их доверие. Потому наблюдать за Венерой они могли беспрепятственно, а припасы пополняли за безделушки и украшения.

Проведя все нужные наблюдения, корабль, взяв на борт несколько туземцев, знающих эти воды, отправился к берегам Новой Зеландии. Несмотря на вежливость европейцев, аборигены приняли их враждебно, в отличие от таитян. Остановившись в одной из бухт и поднявшись на высокие скалы, Джеймс обнаружил, что остров разделен пополам проливом, который позже назвали Куковым. В семидесятом «Индевор» подошел к Австралии, где из-за обилия разнообразной незнакомой растительности, капитан дал местности название Ботанической. В середине лета судно село на мель, а в его борту образовалась огромная пробоина. Чтобы ее заделать, пришлось искать подходящую бухту. Справившись с проблемой, люди собрались выйти снова в открытое море, но обнаружили, что отрезаны от океана Большим Барьерным рифом – полосой отмелей и скал.

Огибать риф пришлось долго, зато получилось отыскать вожделенный пролив между Австралией и Новой Гвинеей. Среди команды началась цинга, люди стали умирать. Они направились в Джакарту, где на несчастных моряков свалилась еще и малярия, к которой по пути домой добавилась дизентерия. Родные берега удалось увидеть только двенадцати путешественникам, в числе которых, к счастью, оказался и наш герой. После возвращения моряк получил звание капитана первого ранга, несмотря на то, что Южный материк открыть так и не удалось.

Поиски Большой Земли во время второй экспедиции

Охарактеризовать, каким был Джеймс Кук, помогает его собственный дневник, который сохранился до наших дней. В 1722 году было решено отправить новую экспедицию на поиски Южных земель. По этому поводу капитан писал, что его обязывают идти к новым территориям, держась при этом максимально высоких широт, и он собирается поступить именно так. На этот раз экспедиция шла не одним, а двумя судами - «Резолюшн» (капитан Кук) и «Эдвенчур» (Тобиас Фюрно). В состав исследовательской группы снова включили астронома, ботаника, художника и двух натуралистов – Иоганна Рейнхольда и Георга Форстера.

Из Плимута путешественники пошли на Юг, желая найти остров, якобы виденный ранее, но ничего так и не отыскали. В январе семьдесят третьего года впервые в мире корабли, созданные человеком, перевалили за полярный круг. Разразившийся шторм разбросал путешественников, которые так и не смогли обнаружить друг друга. Потому сам Кук пошел в сторону Новой Зеландии, где было назначено место экстренной встречи в заливе Шарлотты. Фюрно направился к Тасмании, но решив, что она только часть Австралии и обогнуть ее не получится, тоже повернул к назначенной бухте. В середине лета оба корабля покинули это удобное место, чтобы исследовать Тихий океан в области, что примыкала к Зеландии.

Интересно

В 1773 году на корабль «Эдвенчур» из-за неправильно организованного режима питания свалилась жуткая цинга. Делать было нечего: чтобы не потерять команду, проявив характер, Джеймс Кук направился на дружественное Таити. Там удалось пополнить запасы овощей и фруктов и вылечить практически всех цинготных. Так обычному моряку удалось выяснить, что витамины растительного происхождения благотворно влияют на организм и купируют все симптомы этой страшной болезни.

Далее события развивались, словно в настоящем фильме ужасов. Ничто беды не предвещало: на островке Хуахине удалось приобрести триста или четыреста голов свиней. Ульетеа, Эуа и Тонгатабу показались капитану истинным раем, а жители — ангелами.

Возле Новой Зеландии шторм снова разбросал корабли. В заливе Шарлотты «Эдвенчура» не оказалось, и Кук стал ждать. Во время вынужденной трехнедельной стоянки моряки обнаружили, что местные жители вовсю практикуют каннибализм. Джеймс решает оставить записку и выдвигаться дальше. Только спустя семь дней второй корабль вернулся в бухту. Семнадцатого декабря восемь матросов и два боцмана высадились на берег за фруктами, но сами стали обедом для туземцев. Это произвело настолько сильное впечатление на капитана Фюрно, что он направил корабль на Кейптаун, а потом и домой, оставив руководителю экспедиции подробный отчет о случившемся.

Тем временем «Резолюшн» посещает остров Пасхи, Маркизские острова и снова Таити, мореплаватели заходят на Хуахин и Раиатеа, а на Фиджи даже попадают в переделку – аборигены тут настроены воинственно и недружелюбно. В сентябре Кук открывает новую Каледонию, а чуть позже и Новую Георгию. Но в заливе Шарлотты «Эдвенчура» так и не обнаруживает. Только в Кейптауне Джеймс получает записку от Фюрно и сразу же направляет корабль обратно в Англию.

Разыскание Северо-Западного прохода в третьей экспедиции

Третья по счету экспедиция Джеймса Кука была направлена на то, чтобы отыскать водный проход на севере, соединяющий Тихий и Атлантический океаны. Первым кораблем так и остался замечательный угольщик «Резолюшн». Вместо «Эдвенчура» решено было отправить другое судно – «Дискавери» с капитаном Чарльзом Клерком на борту. Оба отплыли из Плимута, держа курс на Кейптаун, в доках которого были капитально отремонтированы через пару недель. Через Кергелен и Тасманию они прибыли на Таити, а потом пересекли экватор и открыли остров Рождества. В январе 1778 года были обнаружены и нанесены на карту Гавайские острова, о которых ранее никто ничего не знал.

На побережье Канады корабли оказались в жутком шторме, но все равно продолжили движение. Они прошли по Берингову проливу, перешли Северный полярный круг и по Чукотскому морю собирались обойти материк. Однако уперлись в огромную белоснежную пустыню. Разбить многовековые льды даже мечтать было глупо, пришлось вернуться. На Алеутских островах морякам посчастливилось встретить русских охотников и трапперов, которые про Джеймса Кука уже слышали. Они дали ему карту знаменитого Беринга, на удивление точную и подробную.

В конце ноября семьдесят восьмого года корабли добрались до Гавайских островов, но нормальную стоянку отыскали только в январе следующего года. Туземцы проявили крайнюю дружелюбность, массово сосредоточились вокруг путешественников, всем интересовались и везде совали свой нос. Сперва Джеймс был принят за одно из их божеств, но вскоре отношения стали катастрофически портиться. Аборигены начали воровать и даже нападать на людей из экспедиции.

Кто же на самом деле съел исследователя

Вопреки известной песне Высоцкого, который точно знал, что сделал Джеймс Кук и чем закончился его роковой поход на Гавайи, никто точно не знает, что случилось с телом морехода на самом деле. Но давайте не будем забегать вперед и разберемся с деталями. Роковая стычка случилась, когда капитан с матросами хотел отобрать у аборигенов баркас, накануне стащенный с корабля. Он пригласил на борт вождя, тот согласился, но уже у самой кромки воды передумал. Путешественник попытался уговорить его, но собравшиеся на берегу люди вели себя угрожающе, они стали кидать копья и стрелять из луков по европейцам.

Четырнадцатого февраля 1779 года, в жуткой суматохе, среди диких воплей разъяренной многотысячной толпы, пятидесятилетний исследователь Джеймс Кук был убит, вероятно — копьем в область затылка. Увидев, что капитан упал бездыханным, матросы быстренько ретировались на корабль. Клерк в своем докладе о происшествии утверждал, что это была роковая случайность. Дикари не собирались заходить так далеко и даже стали формировать живой коридор, чтобы выпустить путешественников. Капитан «Дискавери» несколько дней безрезультатно добивался мирным путем выдачи тела погибшего, но никто не желал слушать тех, кто статус богов безнадежно утратил.

Расстроившись и рассердившись, Чарльз Клерк приказал безжалостно сжечь все прибрежные поселения. Перепуганные, загнанные вглубь острова аборигены согласились на его условия и 22 февраля доставили на корабль корзину с мясом. Там была и полуразложившаяся человеческая голова, в которой недоставало нижней челюсти. Эти останки были в тот же день преданы пучине, как и положено морякам. Никто по сегодняшний день точно не знает, принадлежали ли они капитану, и ели ли его мясо туземцы. Сам Клерк скончался вскоре от туберкулеза и до Англии не доплыл.

Наследие английского капитана для географии: в память о Куке

Благодаря этому удивительному человеку, его природным способностям и педантичному отношению к работе, были получены уникальные карты. Они оказались такими точными и достоверными, что использовать их было принято вплоть до окончания девятнадцатого века. Подобных картографических работ на то время не было больше ни у кого, разве что у Беринга, только исследовал он совсем иную местностью.

Характер Джеймса Кука всегда отличался терпимостью, но и это не помогло ему спастись от беды. Несмотря на это, память о нем живет в сердцах потомков. Кроме пролива, его именем назван крупный архипелаг в Тихом океане. В честь названия судна, на котором ходил капитан, назвали командный модуль корабля «Аполлон-15». Кроме того, существует даже кратер на светлой (видимой) стороне Луны, носящий имя Джеймса Кука.

Современному человеку достаточно заказать билет в кассе аэропорта, чтобы переместиться на другой конец света. А ведь так было не всегда. Всего шесть столетий назад на картах отсутствовали континенты Западного полушария и многие острова южных морей. Золотой период в истории географических открытий пришёлся на XV-XIX века.

Благодаря бесстрашию генуэзца Христофора Колумба, российских офицеров Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева были открыты новые материки — Америка и Антарктида, а в 1788 году окончательно доказано существование ещё одного континента — Австралии. С именем этой страны связана судьба английского военного моряка, который долгое время разыскивал таинственную «Южную землю». Итак, герой нашего повествования - Джеймс Кук. Краткая биография мореплавателя весьма насыщенна, богата событиями, увлекательна. Многие еще со школьной скамьи помнят о его открытиях. Тем же, кто позабыл, или школьникам, которые только начинают познавать увлекательный мир географии, будет полезно хотя бы вкратце ознакомиться с информацией об основных вехах жизненного пути этого отважного человека. Итак, что же уготовила ему судьба?

Джеймс Кук: краткая биография и что открыл

7 января 1728 года в селении Мартон-Кливленд, Йоркшир, Англия, у шотландца-батрака родился сын — Джеймс Кук. С ранних лет мальчик показывал свою смышлёность и любознательность. Но благосостояние семьи не позволяло получить хорошее образование. С отрочества он начал помогать отцу, работая на ферме. Единственным шансом повидать мир стало устройство юнгой на торговый бриг-угольщик «Геркулес». Так, в возрасте 18 лет начал морскую карьеру юноша по имени Джеймс Кук, биография которого для многих мореплавателей служит примером для подражания.

Благодаря усердию и дисциплине через два года он был переведён на корабль «Три брата». Свободное от вахты время матрос посвящал изучению навигации, астрономии и географии. Особенно его заинтересовали описания плаваний знаменитых исследователей. Работа на торговом судне, связанная с перевозкой угля, не была интересной, его манили незнакомые страны.

Карьера военного моряка

17 июня 1755 года Джеймс Кук, биография и открытия которого были связаны со службой в Королевском военно-морском флоте, сделал первый шаг на пути к своей мечте. Он отказался от перспективы стать капитаном торгового судна «Френдшип» и ушёл простым матросом на боевой корабль «Игл». Опыт, полученный за время работы у судовладельцев Уокеров, помог ему в кратчайшие сроки (всего за месяц!) стать боцманом, а ещё через два года Кук назначается мастером. В 1758 году Джеймс Кук, биография которого отныне будет напоминать карту морских экспедиций, отправляется в первое большое плавание к побережью Северной Америки.

Но это была не обычная прогулка, а рейд боевого судна в период Семилетней войны между Англией и Францией. Главной целью этой борьбы был перехват заокеанских владений. В то время колонии извечной соперницы Британии превышали размер заморских территорий Англии и Испании. Благодаря знанию навигации и картографическим способностям Джеймса Кука был проложен фарватер реки Святого Лаврентия, который помог англичанам одержать победу в борьбе за Канадские земли.

Первое кругосветное путешествие

Для таких морских держав, как Англия, Испания, Франция, Португалия и Голландия, открытие новых земель не было следствием любви к неизведанному. Эти страны в первую очередь преследовали свои меркантильные интересы, главной из которых было пополнение казны государства за счёт разработки месторождений золота и других полезных ископаемых. Британское адмиралтейство по приказу монархии отправляло военно-морские суда на поиски неизвестных земель.

26 августа 1768 года английский парусник «Индевор» покинул Плимут и пересёк Атлантику. Обогнув побережья Южной Америки, он вышел через пролив Дрейка в воды Тихого океана. За 3 года первого кругосветного путешествия Джеймс Кук обнаружил, что Новая Зеландия состоит из двух островов, а пролив между ними до сих пор носит имя первооткрывателя. Он также изучил и составил карту восточного побережья Австралии.

Второе кругосветное путешествие

Не прошло и месяца после возвращения на родину, как Джеймс Кук, биография которого отныне будет связана с интересами Британского адмиралтейства, снова отправился в морскую экспедицию на очередные три года. На этот раз его домом стал корабль «Резолюшн», вместе с которым последовало ещё одно судно — «Эдвенчер». Цель была та же, что и в первом путешествии: открытие новых земель.

Маршрут экспедиции пролегал мимо берегов Африки к южным широтам, но до Антарктиды корабли не дошли из-за шторма. За время странствий по водам Тихого океана было открыты множество архипелагов, а численность экипажа «Эдвенчура» уменьшилась на 8 человек в результате нападения аборигенов-каннибалов на одном из островов.

В последний путь

Третья и последняя кругосветная экспедиция неутомимого британца стартовала летом 1776 года. Перед ним была поставлена задача обнаружить морской путь, по которому можно выйти к Северной Америке через Атлантику и Тихий океан. На этот раз в распоряжении Джеймса Кука был флагман «Резолюшн» и судно «Дискавери». За полгода они достигли берегов Тасмании. Пройдя вдоль побережья Таити, корабли отправились на север.

18 января 1778 года были открыты острова, ныне известные как Гавайские. Но Джеймс Кук дал им изначально другое имя — Сэндвичевы. Оттуда корабли дошли до цели своего путешествия. Из Америки экспедиция направилась в Арктику, пересекла Северный полярный круг. Парусники не смогли пройти через льды Чукотского моря, и поэтому было решено вернуться проверенным путём.

26 ноября 1778 года путешественники причалили у Сэндвичевых островов, а спустя почти три месяца Джеймс Кук и несколько членов экипажа были вероломно убиты туземцами. 22 февраля 1779 года останки капитана Джеймса Кука были преданы морской стихии.

Похожие публикации