Марсельские карты таро. Особенности марсельской колоды

Если вы решили провести гадание на картах, то Марсельское Таро подойдет как нельзя лучше. Им пользуются как начинающие гадалки, так и более опытные, а всё благодаря его простоте в трактовке и раскладке. Всего в колоде содержится 78 карт (22 старших и 56 младших арканов). Чтобы толкование было проще, приведем описание каждой карты Таро (Марсельское).

Шут

Итак, начнем разбирать значения. Марсельское Таро начинает свою нумерацию не с 1, а с нуля - ненумерованной карты. Ею является "Шут" (или "Глупец"). При прямом положении он символизирует движение к лучшему. Его появление говорит о том, что человек находится на верном пути и стремится к положительным переменам. В перевернутом положении "Шут" означает застой и отказ от перемен. Человек в таком состоянии не стремится менять что-либо в привычной жизни, даже если изменения пойдут ему на пользу.

Старшие арканы (1-9)

Теперь давайте перейдем к нумерованным позициям, которые может выдать человеку Марсельское Таро. старших арканов наиболее важны в раскладах и всегда играют решающую роль.

  1. "Маг". Его появление говорит о том, что человек является хозяином своей судьбы и всё, что он делает, приводит к успеху. Это карта поистине сильных духом людей. В перевернутом положении он символизирует упущенные возможности и пороки, связанные с работоспособностью.
  2. "Верховная жрица". Влияет на знания и обучение. Противоположное значение - нерешенные проблемы, нерешительность и лицемерие.
  3. "Императрица". Сулит удачу в переговорах и диалогах, но если не повезет вытащить её перевернутой, то будьте готовы к проигрышу.
  4. "Император". Символизирует всё, что связано с властью. Иначе же он перечеркивает все, превращая положительные черты в недостатки.
  5. "Верховный жрец". Гарантирует защиту и благосклонность высших сил в любых делах. В перевернутом положении обещает провал.
  6. "Влюбленные". Символизируют выбор пути в любом положении. В одном случае легкий и добровольный, в другом - принудительный и мучительный.
  7. "Колесница". Говорит о прогрессе и триумфе в жизни человека. В отрицательном смысле это также провал и депрессия.
  8. "Справедливость". Название говорит само за себя. Среди негативных последствий - кража или потеря контроля.
  9. "Отшельник". Мудрость одиночества, размышления. В противоположность ставятся застой и пассивность.

Старшие арканы (10-22)

Теперь подошла очередь второго десятка старших арканов, которые содержит Марсельское Таро. Нельзя сказать, что они менее важны, чем их предшественники, но влияние на судьбу человека они всё же оказывают меньшее.

  1. "Колесо Фортуны" является картой движения, причем в положительную сторону. Если выходит в перевернутом виде, означает беспомощность.
  2. "Сила". Смысл карты в названии. Её "отражением" будут импульсивность и тирания.
  3. "Повешенный" символизирует жертву и необходимость следовать по своему пути, даже если он тяжел. Все должно успокоиться само собой. В перевернутом положении указывает на череду неудач и моральный срыв.
  4. "Безымянный". Возрождение и преображение. В негативном смысле - потеря целей и уныние.
  5. "Умеренность". Гарантирует хорошее здоровье и покой. Отрицая данную карту, человек должен приготовиться к хаосу в своей жизни.
  6. "Дьявол". В перевернутом состоянии является источником энергии. В оригинале - поглощает все лучшее в человеке.
  7. "Башня" - символ испытаний. И только будучи перевернутой, карта предупреждает об опасности, но все равно носит негативный характер.
  8. "Звезда". Миролюбие, успех. Перевернутая "Звезда" - неудача и изоляция.
  9. "Луна" символизирует сумасшествие и одиночество. Вверх ногами - говорит о мечтательности и бессознательности.
  10. "Солнце" - полная противоположность "Луне" и трактуется так же.
  11. "Суд" дает защиту и успех, в перевернутом состоянии - провал и отказ.
  12. "Мир" - лучшее, что может выпасть, если использовать Марсельское Таро. Гарантирует успех в любых начинаниях. Её реверсное значение также обещает победу, но только намного медленнее.

Чаши

Марсельская колода Таро содержит 56 карт младших арканов. Они, в свою очередь, подразделяются на четыре равнозначные масти. Первая из них - "Чаши". Значение масти определяется по её преобладанию в раскладе и никак не влияет на толкование конкретного аркана. "Чаши" - символ любви, плодовитости и процветания. Здесь и дальше для обозначения перевернутой карты мы будем использовать букву R (reverse).

  • "Король" - доброта, мужчина-блондин. R - влиятельный мужчина с "грязными" руками, двуличие, подозрения.
  • "Дама" - блондинка. Везение, счастье, удача. R - влиятельная женщина, которая ставит вам палки в колеса.
  • "Рыцарь" - встреча, окончание пути. R - недоверие, недоброжелательность, обман.
  • "Валет" - молодой блондин, трезвый ум, терпеливость. R - подлиза, обман.
  • "10" - место проживания, влияние. R - конфликт и противостояние сторон.
  • "9" - достижение целей, удачное завершение дел, превозмогание. R - пороки, недостатки, конфликты.
  • "8" - юная блондинка, объединение, любовь, ласка. R - праздник, счастье.
  • "7" - озарение, идеи. R - итог, заключение, выводы.
  • "6" - бывшее, прошлое. R - ближайшее будущее.
  • "5" - свадьба, обручение, тесный союз. R - внезапные новости, гости, события.
  • "4" - тоска, дискомфорт, тревога. R - встреча, предзнаменование, интуиция.
  • "3" - удачное завершение дел. R - командировка, стремительное развитие запланированных событий.
  • "2" - крепкие узы, любовь. R - конфликт интересов, сражение.
  • "Туз" - торжество. R - изменения, преобразования.

Жезлы

Это следующая масть, которая может встретиться, если использовать расклад Марсельского Таро. Её преобладание на столе предупреждает о горе и печальных известиях.

  • "Король" отвечает за образование и знания в целом. R - хороший, но жесткий человек, способный дать мудрый совет.
  • "Дама" - жадность и алчность. Кредиты. R - добрая и хорошая женщина, но при этом скупая и экономная.
  • "Рыцарь" символизирует разлуку, отъезд. R - предупреждает о ссорах и разногласиях.
  • "Валет" несет хорошие новости и удовлетворение. R - вестник проблем и горя.
  • "10" дарует защиту и уверенность в будущем дне. R - сообщает о предательстве и двуличии.
  • "9" говорит о покое и упорядоченности, безмятежности. R - испытания и преграды на пути к цели.
  • "8". Человек укажет путь и проследит, чтобы у вас все получилось. R - болезнь, проблемы в отношениях.
  • "7". Вы достигнете успеха и сможете реализовать все возможности. R - сомнения и нерешительность.
  • "6" - надежды на будущее, попытки изменений. R - измена, удар в спину.
  • "5" - финансовая удача, приобретение, доход. R - проблемы с законом, суд.
  • "4" - договор, объединение, союз. R - стабильность, успех, расцвет.
  • "3" - бизнес, торговые отношения, предпринимательство. R - прорыв, стремление, мечты.
  • "2" - финансовые победы, изобилие. R - внезапные новости или события.
  • "Туз" - старт, начало, рождение. R - опасность, преследование, злоба, зависть, подавление.

Монеты

Третья масть в Марсельском Таро связана с финансами во всех их проявлениях - деньги, ценные бумаги, документы. Если в раскладе слишком много "монет", значит, все, что будут сулить арканы, будет касаться вопросов работы и бизнеса.


Мечи

Последняя масть отвечает как за военную составляющую, так и за взаимоотношения с детьми. Это наиболее сложная часть при расшифровке расклада, поскольку отвечает за весьма противоречивые вещи. При необходимости используйте специальные книги к Марсельскому Таро.

  • "Король" - человек-"законник", давление, ограничения. R - аморальный человек, трагедия, беспокойство.
  • "Дама" - одинокая женщина, потеря, лишение, утрата. R - своенравная одержимая женщина с дурным характером, "бочка меда с ложкой дегтя".
  • "Рыцарь" - военный, профессионализм, умение, талант. R - безыскусность, косность, прямота.
  • "Валет"- наблюдатель, следопыт. R - контроль, помощь.
  • "10" - беда, трагедия. R - временная удача, незначительный успех.
  • "9" - монах, святой, духовное лицо. R - двуличность, сомнения, неоднозначность.
  • "8" - оскорбление, ложь, подстава. R - негативные события в прошлом.
  • "7" - стремление к мечтам и желаниям. R - ум, знания, отличный совет или рекомендация.
  • "6" - гонец, дальний путь. R - открытие, предложение, договор.
  • "5" - грусть, тоска, печаль.
  • "4" - одиночество, изоляция. R - корысть, экономия, подсчет финансов.
  • "3" - монахиня, конфликт, разлука. R - хаос, развал, беспорядок.
  • "2" - взаимовыручка, подвиг. R - предательство, удар в спину.
  • "Туз" - продолжение рода, расцвет, плодовитость. R - преграды, напрасная любовь.

Вытаскиваем карты

Кроме значения, также важно правильно расположить на столе, да и выбрать подходящие для конкретной ситуации колоды. Если вас волнуют дела грядущие, то вам идеально подойдут карты Марсельские. Гадание Таро может быть разложено различными методами. Начиная с обычного вытаскивания пары карт из колоды и заканчивая тем же "кельтским крестом".

Если вы хотите использовать способ полегче, то можете просто выбрать две карты из перевернутой колоды. Еще одну обычно вытаскивает гадалка. трактуются независимо друг от друга. В таком раскладе используются только старшие арканы.

Кельтский крест

Этот способ также может применяться, чтобы разложить Марсельское Таро. В таком случае используются все карты. Порядок раскрытия вы можете увидеть на рисунке выше. Значения арканов необходимо трактовать в соответствии с порядком раскрытия и раскладки на столе.

  1. Суть проблемы.
  2. Текущие обстоятельства.
  3. Истинные причины нынешней ситуации.
  4. Прошлое.
  5. Влияние на проблему в вашей жизни.
  6. Будущее.
  7. Личность человека.
  8. Отношения с окружающими.
  9. Ваши надежды и опасения.
  10. Результат, итог.

Марсельское Таро (TdM - Tarot de Marseille), одна из самых старых по своему дизайну колод существующих сегодня.

Игра в карты подвержена влиянию времени, «исходного» Таро больше не существует, а немногие крохи старинных колод, все еще хранящиеся в музеях, не совсем соответствуют выпускаемым сейчас. Поэтому ни одно из существующих на сегодняшний день Таро не может быть названо ни в одном из смыслов подлинным, аутентичным. Но Марсельская версия в целом сохраняет чувственный тон и стиль некоторых более ранних дизайнов.

В какой-то мере пролить свет эту колоду может история становления западноевропейской средневековой живописи в целом. Как известно, живопись стала одним из главных видов искусств именно в эпоху средневековья. До XIII века господствующей была греческая изобразительная традиция, которая стремилась как можно более приблизиться к видению и пониманию духовного мира и с наибольшей выразительной силой показать его людям; изображения в духе этой традиции совершенно были лишены описательности, а внешняя привлекательность и достоверность изображаемого были второстепенной задачей. Но с XIII века в западной Европе начались перемены в жизни общества и появились новые технические приемы в живописи; дворцы и замки высшей знати украшались с невиданным ранее великолепием, бурно разрастались Париж, Прага, Лондон, города Италии и Фландрии. Все новых полотен - поначалу лишь на религиозные сюжеты - жаждали не только аристократы и служители церкви, но и зажиточные горожане. С распространением грамотности возрастал и спрос на литературу светского содержания. Лучшие образцы книжного искусства, богато оформленные миниатюрами, предназначались для королей и князей и создавались не только в монастырях, но и профессиональными художниками, имевшими собственные мастерские. Бурному расцвету живописи в XV веке, что привело к началу эпохи Возрождения, способствовало изобретение масляных красок, значительно превосходивших по яркости преобладавшую тогда в живописи темперу. И если писать темперой и создавать фрески надо было быстро, не вдаваясь в мелкие детали, то масляные краски можно было накладывать слой за слоем, добиваясь удивительных живописных эффектов. Но все же, не смотря на изменения в технике и стиле живописи, ее предназначение все так же оставалось прежним: запечатлить происходящее в мире духовном. Использование множества символов и аллегорий было необходимо именно по этой причине. И только в эпоху позднего Ренессанса форме стало придаваться большее значение, чем содержанию, что особенно характерно для итальянского Возрождения.

Сюжеты карт марсельского таро, их цветовая гамма, композиция и символическая структура весьма характерны для средневековой живописи; персонажи даже одеты согласно средневековой итальянской моде. Это броская, красочная, описательная западноевропейская средневековая живопись. Она не содержит ярко выраженных элементов греческой изобразительной традиции (которая, как известно, в период своего становления вдохновлялась древнеегипетским искусством и именно из него почерпнула склонность к подчеркнуто безописательному, нереалистичному стилю), но ей присуща та самая духовная и философская наполненность, без которой средневековая живопись немыслима; и именно благодаря этому марсельское таро представляет такую ценность: оно было создано именно в ту эпоху, когда живопись в понимании художников предназначалась именно для того, чтобы посредством нее передавать некие духовные идеи. По этой же причине так завораживают современных людей произведения изобразительного искусства эпохи средневековья и раннего Возрождения, не смотря на то, что большинство современных людей не имеет ключей к пониманию возможных скрытых в этих работах аллегорий и символов.
« Марсельское Таро » — собирательное название особого исторического дизайна карт Таро.

Существует три так называемых «типа» Марсельских Таро. Первый тип 0, представлен только известной колодой Таро Жана Нобле. Затем тип I, можно представить, например, экспортной колодой Додаля, сделанной в 1701 году, в том же году, когда король Людовик XIV установил налоги на игральные карты (ниже показаны изображения колоды из Британского музея). И последний, но не менее важный, самый старый сохранившийся пример колоды II типа, Таро Пьера Мадени 1709 года:

Марсельский вариант не мог возникнуть уже в готовом виде. Его развитие шло постепенно. Самая старая из существующих колод, которая может быть уверенно классифицирована как Марсельская, была разработана во Франции приблизительно в 1650 году Жаном Ноблем.

Примеры некоторых козырей из колоды Жана Нобле, 1650, Париж.



Но есть более ранние колоды, которые содержат такие же элементы, как и Марсельское. В Собрании коллекций карточных игр Йельского Университета имеется фрагмент неразрезанного листа линогравюр Козырей, отпечатанных с деревянных клише примерно в 1550 году, на которых изображены самые первые образцы Луны и Звезды Марсельского Таро. Эти изображения немного отличаются от подобных из более ранних колод. Как они выглядели до этого, можно проследить по образцам, принадлежащим Козырям Марсельского Таро. Стюарт Каплан воспроизводит несколько карт, найденных во Дворце Сфорца в Милане, которые относятся к 1499 году и имеют большое сходство с их копиями из Марселя.

Лист – принт с неразрезанными картами, 16 век

Исследования историка Майкла Даммета привели его к заключению, что первая подобная колода, вероятно, была изобретена в северной Италии в 15 веке и впоследствии получила широкое распространение в южной Франции, когда французы заняли Милан и Пьемонт в 1499 году.

Когда колодец в Замке Сфорца , что в Милане, был вычищен, что произошло в начале XX-го века, на дне его было найдено множество игральных карт, коии были изготовлены примерно в 1500-м году, и на них содержатся типичные изображения Марсельской колоды. Полагаясь на данное свидетельство, историки Таро заключили, что характерные для Марсельского Таро образы происходят из северной Италии, вероятно, непосредственно из Милана, и что колоды с данными изображениями были привезены во Францию солдатами, возвращавшимися домой после войны в Италии, или же итальянскими торговцами, коии жили в важнейших городах Европы. С другой стороны, возможно также и то, что карты, найденные на дне колодца, были привезены из Франции вторгшейся в Италию французской армией. В любом случае, вероятно, существует связь между французскими и миланскими картами Таро , коии были изготовлены в начале 1500-х годов.
В любом случае, в это время между этими двумя областями происходил активный культурный обмен, что, скорее всего, обеспечило возможность проникновения Таро во Францию. В том числе туда попали и образцы, впоследствии превратившиеся в Марсельские колоды.

Достаточно быстро в Марселе и соседнем Лионе обосновались крупные изготовители карт, а статус Марселя, как главного портовый города страны, облегчил распространение Таро по всей Европе.

Среди разнообразия колод для игры в таро, процветавших в этот период, Марсельский образец был доминирующим, и стал изготавливаться в нескольких странах. Это, безусловно, был один из немногих видов колод, удобный для оптовой закупки, возможно единственный для всех.

Интересно, но в XVII веке интерес к игре в таро в Италии стал постепенно угасать. В XVIII веке Марсельское Таро вновь вызвало большой интерес в Италии и многие производители карт в Италии начали копировать Марсельские колоды c французскими названиями карт. Игры в таро/тарок с французскими названиями - это все копии Таро Марселя Типа I. Забавно, но если корни Марсельского Таро лежат в Италии, то возвращение моды на игру в таро уже вернулось на родину через Францию….Пример (слева-направо) : карта «Дурак» из французской колоды I типа, сделанной Жаном Пайеном (1713), и три карты «Дурак» из итальянских колод, сделанных соответственно Шултори Торелли (Серравалле, середина XVIII века), Белтрамо (Турин, вторая половина XVIII века) и Джузеппе Смит (Болонья, середина XVIII века)


Вышеупомянутый Белтрамо и еще один карточный мастер по имени Росси, первыми предложили поставлять две колоды вместе в одной упаковке, карты Beltramo были с французскими названиями и карты Rossi с итальянскими названиями

Колоды для игры в таро на обоих языках были сделаны во многих итальянских городах. Например, известно о нескольких колодах, которые были сделаны в Болонье. Но самые популярные были сделаны в районе Пьемонта. Когда в остальной Италии были выпущены только итальянские языковые колоды, в Пьемонте осталась привычка выпускать колоды на обоих языках. В качестве примера ниже приведены карты двух колод (Vergnano), выпущенных в первой половине XIX века в Турине.

На картах из Турина можно увидеть еще одну особенность при переходе с французских титулованных карт на итальянские титулованные карты. Некоторые кардмейкеры пытались отойти от марсельского шаблона изменяя некоторые детали на картах. Пример: пара Beltramo / Rossi и пара Vergnano на обоих языках:

Среди других небольших различий мы видим, что прыгающее животное (собака / кошка) было заменено бабочкой и что цветок заменяет другую растительность.

В других регионах Италии колоды Таро также продолжают развиваться. Многие кардмейкеры делают оригинальные модели менее строгими. Хотя они все еще основаны на изображениях марсельского паттерна Таро, они все больше уходят в сторону и не могут более рассматриваться как простые клоны Марсельского Таро. Пока еще в районе Пьемонта дизайн Марсельского Таро все еще более или менее уважается, в других местах кардмейкеры совершенствуют технологии картографии и разрабатывают собственные проекты. Ниже две карты: слева – из так называемого Таро Ломбардии и две карты справа – Таро Делларокка. На башне щит с гербом семьи Висконти как дань уважения миланским производителям карт 15 века!


В документальном фильме «Les mystères du Tarot de Marseille» (2015) заявляется о свидетельствах, что автором Марсельского Таро возможно является итальянский философ, гуманист, астролог, католический священник XV века из Флоренции Марсилио Фичино (лат. Marsilius Ficinus; 1433-1499).


Большинство карт колод марсельского паттерна имеют общие сходные черты в прорисовке основных элементов и подборке цветов, но все-же различаются. Пример:

Король кубков из трех разных колод TdM


Второй наиболее известной колодой после колоды Нобле является колода Франсуа Чоссона (Шоссона) (François Chosson), Марсель. Именно в этой колоде находится тот самый стильный трехцветный (красно-желто-черный) Le Batelevr (Фокусник). Большинство остальных карт также прорисованы этими цветами.


Существует проблема с датой публикации этой колоды. На карте Двойки Монет можно увидеть надпись «1c72». Вторая цифра не совсем понятна.

По мнению некоторых историков Таро, эта колода представляет собой типичную колоду стиля XVIII века. Другие утверждают, что эта колода может быть от 1672 года... До недавнего времени эта колода официально классифицировалось историками как неизвестная по происхождению. Благодаря документам, принадлежащим деду историка таро Филиппа Камуэна, было доказано, что это колода, сделана в Марселе. Если дата, написанная на карте Двойки Монет все-таки обозначена 1672 годом, то это делает ее самой старой колодой Таро де Марсель, которая, как известно, была сделана в Марселе. Существует и другая версия даты реализации этой колоды: Таро Франсуа Чоссона было произведено в городе Марсель в 1736 году, – это дата которая была обозначена на конверте для этой колоды (конверт был сдан мастером в том же году в администрацию города). Согласно работе «Les cartes à Jouer Du XIVe Au XXe Siècle» (колоды карт XIV – XX в .в.) Анри-Рене Д"Альльмань (1906), кард-мастер Франсуа Чоссон из Марселя, действительно практиковал там с 1734 по 1756 г.г.

В любом случае колода Чассона считается одной из главных эталонных моделей Марсельского Таро во всем мире. Хранится в Историческом музее Блуменштейна в Золотурне. Оригинальный лист упаковки, хранящийся в архивах Марселя:



Если колода Чоссона все-таки была выпущена в свет в 1736 году, то ей предшествуют еще две. Однако не из Марселя.

Это Таро Pierre Madeni е, 1709 года, Дижон, Франция; рассматривается во всем мире как стандартная модель; из-за качества ее гравировки и очень хорошего сохранения цветов также является одной из самых красивых; единственная полноценная копия этой колоды хранится в швейцарском национальном музее Цюриха.

Еще одна колода – это Таро F rancois H eri , 1718 года, Золотурн; копия этой колоды хранится в швейцарском национальном музее Цюриха.

Колода Жана Пайена (Jean Payen) также является одной из важных звеньев в родословной TdM как этап стандартизации этого типа карт. Первые, известные карты датированы 1713 годом. Родословная карт идет из Авиньона (тогда папская обитель). Сам Пайен перебрался в Авиньон из Марселя, утвердившись как мастер-кардмейкер (вместе со своим младшим родственником Жан-Пьером Пайеном, чьи колоды визуально почти неотличимы от карт Жана Пайена).


Карты из колоды Пайена версии 1743 года; примеры карт двора и фирменная Двойка Монет




Существует две колоды этих карт, а колода Жана Додаля (Jean Dodal) – очень близкая копия. Колода Додаля, которая почти идентична двум другим, считается версией, специально предназначенной для экспорта.

Двойка кубков из колоды Додаля: надпись P .L .N . сверху не идентифицирована; FPE (ниже) = "Fait Pour Etranger " (сделано для зарубежных земель)

Элемент козыря «Луна» ; справа видны инициалы Пайена «I.P». Нет никаких сомнений в том, что Жан Пайен является создателем колоды Додала, специально созданной для экспортного рынка.

«Император» из колоды Додала (слева) и из колоды Пайена (справа)



Швейцарский изготовитель карт Клод Бурдэль создал колоду TdM (которая послужила основой для Универсального Марсельского Таро) в 1751 году.

Николя Конвер, карт-мастер из Марселя, издал Марсельское Таро в 1760 году. Колода Конвера стала прототипом нескольких современных Марсельских Таро, напечатанных методом фотовоспроизводства и реконструкции. Таким образом можно подумать что Николя Конвер был автором исходных вариантов всех современных Марсельских Таро. Однако, это не совсем так – многие более ранние колоды содержат те же элементы, что и карты Конвера, включая колоду Бурделя (изданную девятью годами раньше), и французскую колоду, изготовленную Франсуа Чоссоном (88 годами раньше).
В 1930 году одно из крупнейших издательств в мире по изготовлению карт, «Гримауд» (Grimaud - была основана в 1748 году Батистом Полем Гримо ), напечатало новую версию колоды Конвера 1760 года: потомок Гримо, Поль Марто, отреставрировал ее и сделал более привлекательной. Оно было названо как «Древнее Марсельское Таро». Эта версия оказалась очень успешной и все еще издается.


Подписи на картах издатели могут оставлять французскими, могут переводить на язык той страны, в которой предполагается продавать колоды, а могут давать оба варианта: французский и перевод.

В основном разные виды TdM различает тип их печати, или разница в технологии изготовления. Большинство колод TdM попадает в одну из трех категорий: фотовоспроизводство, реконструкция и реставрация.

Фотовоспроизводство.

Как и подразумевает само название, фотовоспроизводство – это факсимиле подлинников старинных колод. Этим способом сделаны некоторые колоды, в основу которых легли колоды 1760 года Николя Конвера. Колоды, которые были сфотографированы, для создания факсимиле, были напечатаны в разное время с использованием тех же самых деревянных клише, что сказалось на некоторых различиях в цвете и отпечатках. Карты, сделанные методом фотовоспроизводства линогравюр с деревянных клише, отличаются характерным пожелтевшим фоном, могут иметь неточный рисунок или заметный дефект из-за трещин и отколов на клише, размытую или не укладывающуюся в границы рисунка окраску, или напечатаны не достаточно ровно. Эти колоды, бесспорно, сохраняют неповторимое очарование старины, и их желательно иметь для исследования и сравнения с другими Таро.

TdM от Конвера, 1760

Французский историк и производитель колод Таро Ив Рейно (Yves Reynaud) имея доступ к музейным экспонатам, методом факсимиле воспроизвел классические колоды Таро в лимитированных изданиях: François Chosson , Jean Payen, Pierre Madeniе, Francois Heri…

Из личной коллекции: лимитированное издание François Chosson:

Рисунки карт никак не обработаны, сохранены все оригинальные «нюансы» музейного экспоната, что естественно, очень важно.


Карты упакованы в бумажный крупноволокнистый лист с рисунком и надписями – копию музейного оригинала. К колоде прилагается пожелание от издателя Ива Рейно с его подписью на отдельной карте «Солнце».



Короли


Реконструкция

Это колоды, чье художественное оформление было сделаны заново современными художниками, являются копией оригинала. Так, например, воссоздано Марсельское Таро от «Гримауд» (Grimaud) о котором шла речь выше. Эта колода была наиболее популярной из Марсельских Таро начиная с се появления в 1930 году. То же самое относится и к колоде Конвера (AGM Мюллер). Существуют и другие реконструированные Марсельские колоды (Heraclio Fournier), основанные на Crimaud и вариации на Марсельское Таро Конвера (AGM Мюллер), созданное Жаном Додалем приблизительно в 1700 году.

Универсальное Марсельское Таро («Ло Скарабео») использует оригинал с литографий колоды Клода Бурдэля 1751 года, но с новым окрашиванием. Преимущество этой технологии в том, что на картах можно рассмотреть детали, со временем стершиеся с подлинников. По виду эти карты больше похожи на современные игральные, так как на них плоскостное изображение, наложенное на белый фон и краска не выходит за границы рисунка

Универсальное Марсельское Таро с оригинала Клода Бурдэля 1751 года, без прокрашенного фона

В этом плане необычна колода Fournier, на картах которой рисунки имеют штриховку, придающую эффект живого и объемного изображения, а не плоского, как в мультипликациях. Фон также слегка тонирован, что редко наблюдается в других колодах.

Реставрация

Как и реконструкция, реставрация колоды подразумевает частичное восстановление первоначального вида карт, их подкрашивание и подрисовывание. Создатели этих колод пытались реставрировать утерянные части рисунков так, как в их представлении выглядели оригиналы карт Марсельских колод, исследуя и сравнивая особенности различных подобных колод. К реставрированным колодам можно от-нести Марсельские Таро, над которыми работали Алехандро Ходоровски и Филипп Камуэн (Camoin), Дэниель Родес и Энкарна Санчес (Le Mat Comunicaciones) и Крис Хадар (Моrtagne).

Некоторые небольшие детали в этих колодах имеют сомнительное происхождение. Хотя авторы и утверждают, что использовали научную методологию, но существует вероятность, что эти мелкие детали скорее, плод произвольного выбора, продиктованного их собственными оккультными взглядами, а не результат аргументированного исторического анализа.

Например, в колоде Ходоровски-Камуэна, на карте «Повешенный» сучья расположены таким образом, что ассоциируются с Кабалой и Древом Жизни, что характерно для оккультистов XIX века, но не соответствует ни одной из старинных колод.

Филипп Камуэн наследник карточной фирмы «Камуэн», которая, в свою очередь, пришла на смену марсельской фирме Конвера в 1861 году; Алехандро Ходоровски – известный кинорежиссер и писатель.

Проанализировав при помощи компьютера все доступные варианты Марсельского Таро и печатные доски, принадлежавшие еще Конверу, в 1998 году они «восстановили изначальный вид» карт.

Марсельское «Tarot CBD » (что означает «Конвера – Бен-Дова») было воссоздано по нескольким экземплярам конверовской колоды. Сначала иллюстратор Лила Ганин перенесла линии старых карт на бумагу. Затем графический дизайнер Нир Матарассо почистил и раскрасил рисунки и добавил названия карт. Наконец, Йоав Бен-Дов, подкорректировал все линии и раскрашенные области, сравнивая их со сканами оригинальных карт. Колода была напечатана в 2011 году в Тюрнхауте (Бельгия) всемирно известной фирмой «Картамунди».

Восстановленная версия Криса Хадара, 1996 год, издание Мортен, Бушевиль, Квебек

Жан-Клод Флорне (Jean-Claude Flornoy ,1950 - 2011) посвятил 20 лет изучению Марсельской французской традиции таро. В 1996 году он предпринял крупномасштабное восстановление таро Николя Конвера. Его цель состояла в том, чтобы вернуть в эти традиционные образы их оригинальную свежесть. Он также работал с колодами : Jean Noblet Tarot (Paris,1650), Jean Dodal Tarot (Lyon, 1701), Jacques Vieville Tarot (Paris, c. 1650). Он прорисовывал каждый образ с карт на больших холстах (220х110 см).

ПОДЕЛИЛИСЬ

Марсельское Таро, которому будет посвящён наш сегодняшний обзор, строго говоря, не является названием конкретной колоды - это скорее наименование дизайна карт, повторяющее исторические рисунки, известные ещё с 15 века. Марсель считается одним из классических направлений Таро. Марсельскую школу чаще выбирают для себя не новички, а скорее профессионалы, поскольку Младшие Арканы этих колод не прорисованы сюжетно, в отличии, например, от традиции Уэйта. Впрочем, среди тарологов есть и те, кто начинает обучение именно с этой колоды.

История создания колоды

Марсельское Таро было названо в честь французского города, в котором эти карты печатались очень активно - Марсель. Об Арканах этой колоды писал в своей книге «Цыганское Таро» Папюс - именно упоминание Папюса считается самым первым, появившимся в печати. Несмотря на то, что Марсельское Таро было широко распространено во Франции, сам дизайн и символика карт считаются скорее итальянскими.

Традиционные рисунки, используемые в современном марсельском дизайне карт, были созданы Николя Конвером - их также называют тип «Марсель II». Колода Конвера впервые увидела свет в 1760 году (примерная дата) и издавалась на протяжении 120 лет. Первоначальная же, более старая версия («Марсель I») относится к дизайну колод Жана Нобле и Жана Додаля - эти образцы карт выпускались в период между 1650 и 1701 годами. Сегодня можно найти в продаже несколько колод марсельского типа от разных издательств, но все они по сути повторяют стиль Конвера: это Марсельское Таро Поль Марто, версия художника Отто Спайлингера, карты Филиппа Камоина и Александра Ходоровски, Древнее Марсельское Таро, Tarot de Marseille (Piatnik) и другие.

Ключевые особенности колоды

Если вы заглянете в галерею Марсельского Таро, то первое, что бросится в глаза - довольно простая стилистика изображений. Здесь вы не найдёте сложных образов, как, например, у Кроули, астрологических, каббалистических и нумерологических привязок - Старшие Арканы выглядят довольно просто, однако минималистичная классическая символика всё равно никуда не исчезает.

Нумерация Старших Арканов отличается от Уэйта: Правосудие имеет порядковый номер 8, Сила - 11. Масти традиционны. Младшие Арканы не прорисованы, но при этом украшены очень красивыми узорами. Карты Двора: Паж, Рыцарь, Дама, Король. Все Арканы пронумерованы римскими цифрами, Старшие - сверху, Младшие - по бокам. Впрочем, есть и вариации колоды без нумерации Младших Арканов. Кстати, в старинных Марсельских колодах не принято было ставить номер на карте Смерть, авторы же современных карт часто пренебрегают этим правилом.

Символизм колоды

Значения карт Марсельского Таро можно вывести, если внимательно рассмотреть красивые средневековые костюмы персонажей, их жесты, мимику, присутствующие атрибуты. Также особое внимание уделено цветовой составляющей: несмотря на то, что цветов используется совсем немного (в большинстве колод - это красный, синий, зелёный, жёлтый, чёрный, белый и бежевый, в некоторых - немного другая комбинация), они при этом не смешиваются друг с другом и являются чистыми, яркими, насыщенными, без каких-либо оттенков. Многие тарологи используют цветовую гамму Марсельского Таро в качестве подсказки при работе.

Старшие Арканы

Давайте рассмотрим поподробнее Марсельские карты Таро и попытаемся посмотреть на архетипы Старших Арканов глазами человека того далёкого времени. В связи с этим я не могу пройти мимо и не процитировать книгу «Марсельское Таро. Теория и практика», в которой нашла интересный способ прочтения Старших Арканов:

«Полный набор из двадцати двух козырей можно прочитать следующим образом: Человеческая Воля (1), просвещённая Наукой (2) и проявленная в действии (3), должна найти свою Реализацию (4) в делах Милосердия и Благодеяния (5). Мудрый Выбор (6) этой Воли приносит Победу (7) - за счёт Равновесия (8) и Рассудительности (9) - над подъёмами и спадами Фортуны (10). Стойкость (11), принесённая в Жертву (12), победит саму Смерть (13), и это мудрое Сочетание (14) позволит человеку бросить вызов Фатуму (15). В каждом Несчастье (16) он увидит Звезду Надежды (17), сияющую сквозь сумерки Обмана (18), и окончательное Счастье (19) будет Результатом (20). С другой стороны, Глупость (0) принесёт Награду (21) в виде несчастья.»

Как видите, в период Ренессанса знакомые нам образы воспринимались несколько иначе, хотя свою основную суть Арканы всё-таки сохранили. Давайте, интереса ради, остановимся подробнее на нескольких Козырях Марсельского Таро. По традиции первым возьмём Дурака/Глупца.

Как видите, подача этого образа несколько отличается от привычной нам классики. Герой не шагает с обрыва, а просто идёт по дороге, со своей неизменной котомкой за спиной. Что же представлял собой архетип Глупца в глазах общества эпохи Возрождения? Дурак - это по сути соединение двух образов, один из которых - бездомный нищий, второй - придворный шут. Как бы там ни было, но в период Ренессанса данный персонаж воспринимался скорее негативно. Бездомные странники часто терпели унижения и оскорбления со стороны других людей, поскольку они не вписывались в социальные нормы и считались безбожниками, людьми с психическими отклонениями. Если взглянуть на карту именно с этой стороны, сразу становится понятно, что собака здесь - это не предупреждение об опасности и вовсе не верный друг, как мы часто воспринимаем её в современных колодах, а скорее - это собака, спущенная на нищего кем-то из горожан, раздражённого видом бродяги.

Шут при царском дворе - тоже объект насмешек, своего рода юродивый. В целом положительный срез значения этого Аркана тоже присутствует, но акцент здесь вновь делается на свободе от общественных устоев и обязанностей, которой, в общем-то, можно было позавидовать. Лишь придворный Шут мог отпустить вслух какую-то колкость в адрес власть имущих, и никакое наказание ему за это не грозило. Обобщая вышесказанное, значение Глупца Марсельского Таро можно свети к следующим ключевым фразам: свобода от социальных норм, юмор, соответствующий ситуации, глупость, беззаконие.

Теперь обратимся к образу Мага/Фокусника. В Марсельском Таро он представляет собой образ, объединяющий уличного торговца и актёра, развлекающего толпу. Многие считали таких «фокусников» обычными мошенниками, другие же - втихаря завидовали ловкости их рук, скорости мышления, хитрости, смекалке. Откуда же взялся образ странствующего торговца? Я думаю, что об этом говорит дорожная сумка, лежащая у него на столе. Значения Мага - быстрота мышления, ловкость, хитрость, смекалка, умение использовать других в своих интересах. В негативном проявлении карта может сообщать о том, что вы стали жертвой какого-то обмана.

В продолжении разговора о Старших Арканах Марсельского Таро рассмотрим так пугающий многих в Средние Века образ Смерти. Неудивительно, что несчастливое число 13 даже отказывались помещать на изображение карты. Что такое Смерть? Это и физическая смерть во время массовых эпидемий чумы, и гибель от смертельных болезней, и в то же время это вызов упрощённым представлениям человека о собственной жизни как о чём-то неизменном. Образ скелета был довольно популярным в то время, поскольку в 15 веке существовало аллегорическое повествование о Пляске Смерти, упоминаемое в книгах, стихах, театральных представлениях. И эта танцующая Смерть изображалась именно в образе скелета. Но, поскольку Аркан Смерть идёт под номером 13, воспринимать его исключительно как гибель физического тела всё-таки не стоит, ведь после него идёт ещё целый ряд Козырей.

Аркан Дьявол Марсельского Таро по сути мало чем отличается от современных образов. Мы видим людей, которые пошли по пути искушения, последовали за своими низменными инстинктами, не сумели обуздать их. Этот вызов, неизменно встречающий на пути человека.

Иллюстрация Башни напоминает нам о популярных в то время картинах Апокалипсиса, часто описываемых в религиозных проповедях. В принципе человек той эпохи представлял, что конец света - это не что-то абстрактное, как мы считаем сейчас, а то, что может произойти в любой момент, поэтому данная карта производила довольно устрашающее впечатление. Хотя по сути - это, конечно, вовсе не конец света в буквальном смысле этого слова, а скорее разрушение неустойчивой ситуации, освобождение души из тех оков, в которые она попала на 15 Аркане.

На этом с Козырями предлагаю закончить и перейти к Младшим Арканам, хотя их описание будет не столь интересным из-за отсутствия сюжетов.

Младшие Арканы

Работать с Младшими Арканами Марсельского Таро большинство авторов книг по этой школе предлагают следующим образом: объединяя смысл масти со смыслом числа, соответствующего карте. Я приведу эти значения и мы попробуем проработать несколько карт по этой методике.

Итак, что же означают масти? Это четыре области человеческого познания. Посохи (Жезлы или Палки) - созидание, энергия творчества, Чаши - взаимодействие, контакт с людьми, Мечи - самооборона, защита, границы управления, Монеты (Пентакли) - получение, нахождение комфортного состояния, обеспечение, в том числе и финансовое.

Краткие значения чисел я оформила в виде таблицы.

Номер карты Значение
Единица (Туз) Первый шаг, начало
Двойка Диалог, совещание, взвешивание и сравнение различных возможностей
Тройка Наличие определённого плана, создание стратегии для достижения цели
Четвёрка Усилия, приводящие к конкретному проявлению, средства, необходимые для того, чтобы что-то совершить, первый успех
Пятёрка Противоречия, хлопоты, вызов, брошенный самому себе или брошенный в вашу сторону обществом
Шестёрка Период стабилизации, вхождение в новый ритм, накопления, позволяющие делиться с другими
Семёрка Познание глубинных причин, мотивов, углубление, неудовлетворённость поверхностными знаниями
Восьмёрка Наивысшая реализация, высокая эффективность, благодаря полученному знанию, самодисциплине
Девятка Награда за потраченные усилия, заслуги
Десятка Полнота, достижение конечной цели, но при этом и желание достичь чего-то большего, время для новых начинаний

Говоря о значении чисел Младших Арканов Марсельского Таро, стоит упомянуть, что оно может проявляться в положительном или отрицательном ключе. Так, например, Восьмёрку можно трактовать как слишком жёсткую дисциплину, догматичность, чрезмерную напористость.

Итак, давайте попробуем? Для примера постараемся ответить двумя произвольными картами на один и тот же вопрос: как сложатся отношения мужчины по имени, допустим, Иван, с девушкой по имени Марья? Возьмём, например, Двойку Чаш. Чаши говорят о взаимодействии, число два - о диалоге, сравнении. Сразу же приходит на ум, что Иван и Марья будут гармонично взаимодействовать друг с другом. Далее подключаем интуицию и смотрим, что получается в итоге? Я думаю, что любовь, дружба, крепкие отношения. Впрочем, об этом можно догадаться и при взгляде на саму карту, хоть она и не имеет сюжета, но рисунок явно говорит о чём-то положительном.

А если мы возьмём Десятку Мечей? Мечи - защита, оборона, десять - достижение конечной цели. По сути Десятка - это самый максимум, ситуация, когда оборонять и защищать уже попросту нечего и нужно искать новые пути. Это период размежевания, конца. Подключив интуицию и применив эти данные к рассматриваемой ситуации, можно сказать, что отношения, скорее всего, будут разрушены.

Для полноты картины давайте возьмём другой вопрос: что ждёт человека на новой работе? Представим, что выпала Четвёрка Монет Марселького Таро. Монеты - это получение, нахождение комфортного состояния, в том числе и финансового, а четыре - это первоначальный успех и усилия, приводящие к конкретному проявлению. Если мы сформулируем значение для перспектив на новой работе, можно сказать, что человеку удастся завоевать «своё место под солнцем», влиться в рабочий коллектив и получить первые награды.

А если бы выпала Пятёрка Жезлов? Жезлы - созидание, творчество, пять - вызов. Можно сказать, что эта работа будет сопряжена с определёнными сложностями: возможно, человеку придётся отстаивать свои интересы, показывать, на что он способен или же столкнуться с противостоянием со стороны коллектива.

А вообще, конечно, после любой другой колоды с прорисованными Младшими Арканами ассоциации при рассмотрении картинок Марсельского Таро приходят в голову сами собой, ведь по сути Таро - это всегда система, где значение одной и той же карты не может оказаться прямо противоположным в разных колодах.

Придворные карты

Придворные карты Марсельского Таро описывают человеческое поведение. Их значения тоже распределяется по рангу: сначала идут Пажи (Валеты) - внимание, первый импульс, заинтересованность. Далее Рыцари - прямота, определённость, серьёзность, за ними следуют Королевы - уверенность, убедительность, целеустремлённость, одобрение, но без силовой составляющей. И замыкают цепочку Короли - воля, давление, управление, любовь к власти. По сути каждый персонаж может иметь как положительные, так и отрицательные проявления. Но здесь, думаю, и так всё понятно, поэтому подробно останавливаться на значениях не буду. Просто попробуйте взять характеристику масти и применить её к любому персонажу Двора.

Особенности толкования карт

При гадании на Марсельском Таро чаще всего пользуются и прямыми, и перевёрнутыми картами. По крайней мере, в большинстве книг по данной колоде приведены толкования для обоих положений. Впрочем, этот вопрос как всегда остаётся на выбор самого таролога, поскольку многие видят возможные теневые значения Арканов и без физического переворота карт. В целом же расклады для Марсельского Таро не отличаются от каких-либо других колод: вы можете использовать абсолютно любые понравившиеся.

Для рассмотрения каких вопросов подходит колода?

Марсельская система универсальна, поэтому колоду можно назвать подходящей для рассмотрения любых вопросов: общие события, прогнозы профессиональной и личной жизни, темы, связанные со здоровьем, диагностика негатива и многое, многое другое.

Кому подойдут данные карты?

  • Тем, кого привлекает исторический дизайн карт
  • Новичкам, готовым изучать с нуля колоду без сюжетной прорисовки Младших Арканов
  • Опытным тарологам, желающим расширить свой кругозор и освоить ещё одну систему

Книг по марсельской школе на данный момент существует более, чем достаточно. Если вы решили купить Марсельское Таро, выбор литературы для изучения колоды будет весьма широким. Если честно, я работаю в другой системе, поэтому за качество подачи информации в данных книгах отвечать не могу, поэтому просто предоставляю вам список литературы, которую можно легко отыскать в магазинах и интернете:

  • «Марсельское Таро. Теория и практика» (издательство «Внешсигма»)
  • «Универсальное Марсельское Таро» (Ли Бурстен)
  • «Марсельское Таро» (А. Симоненко)
  • «Марсельское Таро. Книга универсальных символов» (Фред Геттингс)
  • «Азбука мудрости Марсельского Таро» (Виталий Зайченко)
  • «Марсельское Таро. Метод открытого чтения карт» (Йоав Бен-Дов)

Помимо указанных выше книг, при желании можно отыскать и другие. На этом я свой обзор завершаю.

ПОДЕЛИЛИСЬ

Для начала совершенно неясно, что вообще считать «Марсельским Таро». Википедия предлагает взять в качестве образца карты, изданные в 1930 году Полем Марто и впоследствии переизданные фирмой Гримо.

Tarot of Marseilles by Nicolas Convert 1963

Ancien Tarot de Marseille (Grimaud, 1980, 1981)

Колода Поля Марто является, по сути, ремейком колоды Николя Конвера (первое издание ориентировочно 1760).

Ancient Tarot of Marseilles – Nicholas Conver 1761, LS

Вот так выглядит колода Николя Конвера по версии Ло Скарабео. Следует учесть, что колода печаталась на протяжении 120 лет, с 1760 по 1880 год. Естественно, и штампы, и состав красок, и бумага неоднократно обновлялись. Плюс к тому ещё неумолимый бег времени влияет на изменение цвета карт – так, все светло-зелёные элементы сегодня превратились в темно-зелёные.

Колода Николя Конвера, известная как Марсель тип II, послужила фундаментом для множества современных «восстановленных подлинных марсельских таро», например, для колоды Камоэна-Ходоровски.

Лично мне красно-синие карты Марто нравятся больше, чем кислотные Ходоровски.

Tarot de Marseille (Camoin-Jodorowsky)

Марсельское Таро возникает не на пустом месте. Ему предшествует Таро Висконти-Сфорца.

Visconti Sforza Tarot

Не стопроцентное совпадение, но корни, несомненно, прослеживаются.

Раз мы упомянули Марсель тип II, то очевидно, что должны быть и Таро Марсель тип I.
Таковыми считаются колоды Жана Додаля и Жана Нобле, созданные между 1650 и 1701 годами.

Tarot de Marseille (Jean Noblet, 1650) reprint 2007

Tarot de Marseille Jean Dodal c.1701, современная реконструкция

Безусловно, нельзя обойти вниманием удивительную колоду Жака Вьевиля с парадоксальными рисунками старших арканов.

Tarot Jacques Vieville

Существует также очень любопытная колода Tarot de Paris, по моему мнению заслуживающая внимания.

Кроме уже упомянутых колод, существует множество удачных и не очень репринтов.

Tarot of Marseille (C. Burdel, 1751, Lo Scarabeo)

Tarot de Marseille (Piatnik)

Epinal Tarot – Tarot d’Epinal 1830

Возникает вопрос: зачем нам столько практически одинаковых колод? В чём смысл?

В том, что они не одинаковы.

В Марсельском Таро нет значений как таковых. Каждая карта не более чем арабеска, узорная вязь, смысл которой предстоит разгадать. Марсельское Таро с полным правом может претендовать на звание алфавита «языка птиц». И здесь каждая деталь, каждый завиток может иметь значение, подсказывая или утаивая некие смыслы, нюансы, тонкости.

Наличие или отсутствие цветка между монетками, форма и цвет листьев – всё это говорящие знаки. Поэтому вопрос о «тру-марселе» представляется очень важным для авторов, они, бывает, по полкниги доказывают, почему именно та или иная колода имеет право претендовать на звание «истинного и подлинного» (и подразумевается – единственно истинного и подлинного) Марсельского Таро.

Марсельский дизайн был популярен не только во Франции.

Ancient Italian Tarot 1880

Удивительно, но в Италии были созданы – и исключительно похабная версия Таро, и прекрасное Таро Джованни Ваччетта, цветная версия которого была переиздана как Таро Мастера.

Tarot of the Master

Вариации на тему Марсельского Таро можно встретить и у швейцарцев 1JJ Swiss Tarot, и у фламандцев Tarot Flamand.

Иногда нет.

Некоторый не-канон в изображении младших арканов нисколько не помешал Нордик утверждать, что у неё как раз самое настоящее Марсельское Таро, только немного обновлённое.

И это приводит нас к вопросу – что делает Таро Марсельским? Листочки или отсутствие сюжетного рисунка? Или отсутствие значений?

Начиная с конца XVIII века, у колод появляются авторы не только рисунков, но и текста. И первый из них – Эттейла.

Известно несколько вариантов колод Эттейлы.

Etteilla Tarots – Grand Etteilla (Grimaud, 1910, type I)

The Book Of Thoth (Etteilla Tarot)

Etteilla Tarots – Jeu de la Princesse – и эту же колоду мы встречаем под именем Cartomanzia Italiana. Con Tarocchi del 19° Sec TAROT

Сам термин «Марсельское Таро» впервые употребил Папюс, но его колода – клон колоды Эттейлы.

Papus Tarot (Tarot of the Gypsies)

А современное Таро Папюса по своей стилистике весьма напоминает Таро Братства Света, которое, в свою очередь, генетически восходит к Египетскому Таро Сен-Жермена.

Какое отношение ко всему этому имеет Эттейла? Папюс в младших арканах опирается на его значения. Собственно, он не приводит своих, полностью заимствуя значения Эттейлы.

И так поступает не он один.

Так сразу и не поймешь, марсельский ли Эттейла, или эттейловый Марсель. Дизайн – с миру по нитке. Текст на карте – Эттейла в младших, Эттейла + Кристиан в старших.

А Вирт? Формально – полностью соответствует всем признакам Марсельского Таро.

Любопытно, что при переиздании колоды Вирта издательству Ло Скарабео оригинальные младшие арканы показались слишком скучными, и они были перерисованы по мотивам Юде Пикара. Я сталкивался с таким решением младших арканов в колоде El Gran Tarot Esoterico.

И, как ни странно, Ло Скарабео на этом не останавливаются.

Мистическое Таро Успенского

Реальные, а не мифические, исторические данные указывают на то, что игральные карты были изобретены в Индии или Китае и через исламский мир попали в Европу в XIII -- XIV веках. В XV столетии в Италии к игральной колоде стали добавлять то или иное количество дополнительных карт (самым распространенным стало число 22 ), которые не относились ни к какой масти, а служили козырями, или, по-итальянски, trionfi -- буквально "триумфами ".

Отчасти это название связано с тем, что козыри "одерживают триумф" над любыми мастевыми картами, а отчасти, по-видимому, с тем, что сюжеты некоторых рисунков для этих карт были позаимствованы из "Триумфов" Петрарки и из карнавальных шествий-триумфов, традиция которых велась в Италии со времен еще древнеримских. Были, по-видимому, и другие источники символизма козырей Таро (или, как их стали называть много позже, Старших, или Великих Арканов ) -- например, искусство европейской аллегорической гравюры, в частности, серия из 50 так называемых "Тарокки Мантеньи" (хотя Андреа Мантенья вряд ли был ее автором ), и средневековые пророческие книги. В образах, названиях и даже нумерации некоторых карт (это уже позже, когда козыри обзавелись названиями и номерами ) некоторые знатоки европейской истории усматривают религиозную и политическую сатиру.

Так или иначе, первые дошедшие до нас карты Старших Арканов Таро (и их родственников -- козырей карт Минкиате и серий "Тарокки Мантеньи" ) были созданы в Италии в эпоху Возрождения. Практически ничего похожего в искусстве Древнего Египта, Индии, Китая и Вавилона исследователям пока не известно. Козыри были прибавлены к игральным картам из четырех мастей в Италии и составили единое целое -- колоду Тарокки (итальянский вариант названия Таро ). Похоже на то, что первые итальянские колоды Тарокки изготавливались для развлечения элиты общества. Сюжеты козырей придумал явно весьма образованный человек, а исполнение первых дошедших для нас колод было, как сейчас модно говорить, "эксклюзивным". Общенародную, доступную форму Тарокки обрели, по-видимому, лишь одним-двумя столетиями позже, и не в Италии, а в соседней Франции, где они стали называться Таро (Le Tarot ). Это были карты, которые не рисовались придворными художниками от руки с использованием дорогих материалов, а печатались с досок массовыми (по тем временам ) тиражами и раскрашивались в несколько красок под трафарет.

И это было "Марсельское Таро". Делали его не только в Марселе, но и в других городах Франции, Швейцарии и Нидерландов. Скорее всего (мы вынуждены вновь и вновь употреблять подобные осторожные обороты, поскольку в ранней истории Таро гораздо больше "белых пятен", чем научно подтвержденных фактов ), в XVI -- XVIII веках повсюду в Европе карты Таро использовались в основном для игры. Даже если после того, как мужчины заканчивали игру и отправлялись спать, женщины гадали на тех же картах, нам об этом ничего не известно. Антуан Кур де Жебелен (1725 -- 1784), протестантский пастор и историк-любитель, был первым (конечно, если не считать создателей изначальных итальянских или французских колод ), кто усмотрел в символизме козырей Таро эзотерическую подоплеку и написал об этом (в конце XVIII века, в своем фундаментальном труде "Первобытный мир" ). Прочтя жебеленовские рассуждения о том, что карты Таро -- не что иное, как древнеегипетская книга мудрости, некий парижский парикмахер бросил свое ремесло, принялся изучать оккультные науки, взял себе псевдоним "Эттейлла" (его собственная фамилия, записанная задом наперед ) и начал воссоздавать "изначальную" египетскую колоду -- слишком уж мало египетского было в Марсельском и Безансонском Таро, распространенных в те времена во Франции. Собственно, тем же самым -- восстановлением "изначального египетского Таро" -- занимались и другие последователи де Жебелена: Элифас Леви, Христиан, Папюс, Освальд Вирт, Валькур-Вермон ("Граф де Сен-Жермен" ), Заин, Кроули и другие.

Отличие заключалось в том, что, если упомянутые оккультисты старались интегрировать Таро в те или иные метафизические системы, то Эттейлла сделал блистательную карьеру на ниве практического прорицания. Пока оккультисты спорили о том, какая древнееврейская буква и какой элемент каббалистического Древа Жизни соответствует той или иной карте Таро, Эттейлла и его преемники создавали кодекс гадательных значений карт и методики их раскладывания. Не все из последователей Эттейллы гадали по его колодам. Некоторые (как мадемуазель Ленорман ) создавали свои собственые, другие предпочли использовать "старые добрые" колоды, из которых Марсельское Таро было и до сих пор остается самым распространенным.

Таким образом, лишь с начала XIX века на картах Марсельского Таро люди стали гадать, а не только играть в них. Эта практика развивалась одновременно во многих местах Франции и смежных с ней стран, и поэтому единого кодекса, или канона, значений карт именно Марсельского Таро не существует. Современные производители Марсельского Таро прилагают к колодам пояснительные буклеты, но гадательные значения, собранные в них, в основном восходят все к тому же Эттейлле и другим знаменитым французским прорицателям XVIII -- XX столетий, и лишь частично, возможно, -- к основателям карто-печатных домов. В этом смысле мы и говорим в настоящей книге о "традиции Гримо" и "традиции Додаля", но нужно иметь в виду, что сами эти таротье XVIII века могли не знать тех значений, которые приписывал картам их неизвестный создатель несколькими столетиями ранее (если он вообще приписывал им хоть какие-то прорицательные значения, а не создавал карты Марсельского Таро исключительно для игры и, возможно, для пропаганды определенных философских и политических идей ).

Так или иначе, все без исключения мастера гадания по Таро считают, что каждый практикующий должен сам создать свой собственный кодекс раскладов и прорицательных значений отдельных карт, используя интуицию и опыт. Традиционные расклады и значения, приведенные в этой книге, должны служить лишь отправной точкой и общим ориентиром.

Первое и самое важное, о чем хотелось сказать в настоящем предисловии и для чего потребовался наш исторический экскурс. Второе -- это то, что Марсельское Таро следует, на наш взгляд, рассматривать отдельно от более поздних колод и теорий, созданных оккультистами французской школы. Марсельское Таро, как мы указали, не имеет ничего общего ни с Египтом, ни с Индией, ни с иудейской Каббалой, хотя само по себе оно вполне может быть стройной символической системой, кодирующей определенные метафизические учения.

Похожие публикации