Фактурное панно. Объемная штукатурка на стене – современное прошлое

  • Рельефная графика чаще используется людьми, которые обладают художественным вкусом, и не боятся импровизировать. Данный вид декорирования стен наносится сразу на свежую штукатурку. Процедура проводится с помощью специальных палочек, заостренных на конце. Причем, рисунок нужно успеть создать до того момента, пока раствор не затвердел. После этого шедевр расписывают красками так, как подсказывает вам фантазия;
  • Лепка из декоративной штукатурки позволяет создать имитацию стены, выложенной из камня или кирпича. Также можно воспроизвести такие сложные предметы, как выпуклые части людей или животных. Иногда создаются целые произведения, как показано на фото.

Существуют комбинированные панно, созданные из декоративной смеси. При этом используется несколько технологий нанесения. Украшают такие картины не только красками, но и природными минералами.

Материалы и инструменты

Для создания настенного панно используется декоративная штукатурка. Для ее украшения в основном служат специальные краски разнообразных цветов и оттенков. Кроме того, в зависимости от вашей фантазии, можно применить такие дополнительные элементы, как бусы, разного размера камушки, морские ракушки, ленточки и т.п.

Приступая к работе, в первую очередь следует приготовить все необходимые инструменты. Это емкость для замешивания раствора, шпатели разных размеров, валики, краска, скотч. В зависимости от того, какой вы выбрали метод создания панно, также вам понадобятся трафареты, деревянные палочки, клей.

Подготовительные работы

Вначале выбираем место на стене, где будет создаваться панно. Здесь необходимо сделать заранее разметку. Перед тем, как приступить к творческой работе, нужно тщательно осмотреть стену и подготовить ее к дальнейшему процессу.

Основа должна быть чистой, ровной и без каких-либо дефектов. Краску или старые обои, которые почти уже не держатся на стене, лучше убрать с помощью шпателя или другого острого инструмента.

После этого на очищенную поверхность можно нанести грунтовку тонким слоем, применив для этой цели шпатель. Когда шпатлёвки полностью просохнет, проблемные место лучше зачистить наждачной бумагой. Теперь нужно обработать участок, предназначенный для панно, грунтом глубокого проникновения для лучшей адгезии используемых материалов.

Создание фона для панно

Для создания основной фона будущего изображения можно использовать венецианскую штукатурку. Ее готовят на акриловой основе с добавлением специальных добавок. Данная смесь предназначена для отделки внутренних стен помещения.

Перед обработкой участка стены, венецианке следует придать нужный оттенок с помощью красителя. Наносится венецианская штукатурка на основу из любого материала, а также на старую прочную краску.

Раствор нужно наносить шпателем, при этом высота слоя должна быть около 2 миллиметров. У новичков он может получиться и больше. Поверхность, при этом, должна быть с разного размера бугорками и ямками. Такую поверхность можно сделать и с помощью простой губки. Когда обработанная площадь высохнет, ее следует слегка ошлифовать, после чего наносим любое декоративное покрытие: золото, серебро или перламутр. Наносится данное покрытие тонким слоем с помощью кисточки или пластикового шпателя.

Техника создания панно

Для того, чтобы начать создание изображения на стене, необходимо приготовить другой вид декоративной штукатурки, которая будет создавать объем. Объемная штукатурка должна быть эластичной с содержанием песка. Также нужно приготовить трафарет или шаблон с любым рисунком, соответствующему данному типу помещения.

От трафарета снимаем защитный слой, и клейкой стороной накладываем на место расположения панно. Теперь заполняем декоративной штукатуркой пустоты трафарета высотой от 2 мм до 4 мм. После снятия трафарета можно добавить некоторые элементы к изображению, используя для этого различные инструменты и приспособления. Пока штукатурка еще не застыла, можно добавить к основному рисунку различные дополнительные украшения: пуговицы, бисер, стеклышки, мелкие красивые камешки и другие интересные предметы. При этом нужно работать аккуратно, чтобы не испортить общий вид картины.

Красить декоративное панно из штукатурки рекомендуется красками, которые указаны в инструкции используемой штукатурной смеси. Настенное панно красят обычными кисточками для рисования. Некоторые натуральные элементы, такие как камни, также можно при желании покрасить.

Украшая панно, также можно использовать кусочки ткани или кожи, например для одежды людей. Стоит заметить, что даже тонкая кожа в настенном панно из декоративной штукатурки смотрится грубовато. Поэтому необходимо обратной стороной обычного кухонного ножа зачистить хорошо кожу, практически оставляя лишь тонкий ее слой.

При выборе рисунка для декоративного панно, обязательно нужно учитывать интерьер того помещения, где оно будет установлено. Интересно смотрится панно, рисунок которого совпадает с рисунком на шторах, наволочках или накидке. Такое панно украшает стену, которая не имеет никакой мебели или какого либо другого декора. Кроме того, оно способно визуально изменить размеры помещения.

Декоративное панно из штукатурки – это достаточно оригинальный способ изменить интерьер любого помещения, при этом поразив друзей и знакомых интересным дизайном, сделанным своими руками. Панно из текстурной или фактурной штукатурки позволяют создавать всевозможные визуальные эффекты, играть светом и тенью. Рельефом рисунка можно придать новый вид надоевшим нам стенам. А как это сделать, предлагается узнать из статьи.

Объемное панно из штукатурки может сделать интерьер потрясающим по красоте и изящности изображения. Трудно представить, что это произведение искусства выполнено из простого строительного материала, которое используется при выравнивании стен (см. Выравнивание стен штукатуркой по всем правилам). Такое панно обычно имеет достаточно большие размеры и в интерьере комнаты является центральным элементом.

Это требует при его размещении соблюдать некоторые требования:

  • Для панно желательно выделить отдельную стену, на которой не будет никаких элементов украшения.
  • Оригинально смотрятся панно в нишах, особенно с красивой подсветкой.

Преимуществами рельефного изображения из декоративной штукатурки являются:

  • Необычная красота их в интерьере.
  • Возможность применения в любом интерьерном стиле :
  1. античном;
  2. восточном;
  3. ампире;
  4. классическом;
  5. минималистском.
  • Для выполнения панно используется обычная штукатурка – универсальный стройматериал , из которого можно лепить, вычерчивать, резать, производить изображения любого цвета и размера.

Техники исполнения определяет вид рисунка из декоративной штукатурки .

Это может быть:

  • Объемное трафаретное панно. В изготовлении самый простой вид изображения. Оно выполняются на отштукатуренной ранее стене или на подготовленной переносной поверхности, которая может быть из:
  1. гипсокартона;
  2. оргалита;
  3. фанеры.

Нанесение штукатурки производится через специальный трафарет, после чего рисунок оттеняется красками. Такой вид панно применяется при декорировании стен разными изображениями, медальонами поверхности потолков. При этом достаточно посмотреть один раз мастер-класс панно из штукатурки, а затем воспроизвести его самому.

  • Расписные панно, рельефная графика . В этом случае изображение наносится на свежий слой покрытия обычными деревянными палочками, специально заостренными.

Совет: Нанести рисунок необходимо успеть в течение 20-30 минут, пока штукатурка не затвердела.

  • Панно лепные. Представляют собой выпуклые картины с самыми разными изображениями:
  1. геометрическими фигурами;
  2. цветами, как на фото;
  3. пейзажами;
  4. животными;
  5. с обнаженной натурой.

  • Настенные панно комбинированные. Выполняются с использованием нескольких техник. Затем они могут декорироваться:
  1. красками;
  2. лаком;
  3. натуральным камнем.

Совет: Панно может стать настоящим украшением комнаты, лишь с учетом особенностей интерьера помещения и его функционального назначения.

Как подготовиться к нанесению панно

Перед тем как сделать панно из штукатурки, необходимо приобрести материалы и инструменты. Помимо декоративной штукатурки и различных колеров изображение можно дополнить самыми неожиданными элементами.

Это могут быть:

  • Бусы.
  • Красивые камешки.
  • Разноцветные стекла.
  • Ракушки и кораллы.
  • Всевозможные веревочки, ленточки.
  • Маленькие зеркальца.

Для этого потребуются простой набор инструментов и приспособлений:

  • Небольшая емкость для размешивания штукатурной смеси.
  • Несколько, разной ширины, шпателей.
  • Бумажная липкая лента или скотч.
  • Влажные губки, для очищения инструментов.

От варианта выбора техники нанесения панно, могут понадобиться:

  • Трафареты и шаблоны.
  • Заостренные деревянные палочки.
  • Строительные валики.
  • Аэрозольный клей.
  • Акриловая краска.

Нанесение декоративной штукатурки на стену, не требует особой подготовки поверхности:

  • Достаточно удалить старое покрытие.
  • На чистую, хорошо просушенную стену нанести грунтовку (см. Для чего нужна грунтовка: технологические нюансы отделочных работ), как это сделать подробно показывает видео в этой статье. Грунтовка увеличивает прочность скрепления материала и предотвращает впитывание влаги обычной штукатуркой из слоя декоративной.

Пока поверхность просыхает:

  • Подготавливаются эскизы выбранного изображения или трафареты.
  • Раскладываются в удобном порядке имеющиеся подручные материалы, что позволит сэкономить время при выполнении основных работ.

Какие существуют виды рельефа для объемного рисунка

При выполнении на стенах штукатурного рисунка помимо мотива и цвета выбирается глубина и тип рельефа, что оказывает на внешний вид особое влияние. Видов рельефов может быть несколько, и цена их бывает самая разная.

Это:

  • На сегодняшний день барельеф является самым распространенным видом рельефа, имеющим лучший эстетичный вид, легкий и не навязчивый. Барельеф из декоративной штукатурки может наноситься толстым или тонким слоем штукатурки, когда выпуклость не более 3 миллиметров, что связано с размерами выпуклости такого вида рельефа: она бывает от небольшой доли и до 1/2 объема рисунка.

  • Обратный барельефу тип рельефного рисунка – контррельеф. Его особенность – инверсия: в местах, где присутствуют выпуклости на барельефе, на контррельефе делаются впадины. В декоративном оформлении такой вид практически не используется, но при его выполнении глубина впадин берется не более ½ объема с использованием соответствующих составов.

Отличие в технологии нанесения: использование вместо трафаретов оттисков.

  • Горельеф представляет собой рельефный рисунок, имеющий объем, равный больше 1/2 объема рисунка. При этом изображение может стать слишком навязчивым и довольно сильно «нагружать» интерьер, применять его можно лишь в просторных помещениях.

По технологии нанесения, раствор может покрываться несколькими толстыми слоями из-за очень большого объема и значительной доли скульптурной обработки.

  • Особый рельеф составляет изображение Койланаглиф. Это объемные контуры рисунка, а сама плоскость его выполнена «заподлицо» со стеной, на уровне поверхности стены.

Изображение делается в специальном углублении стены, штукатурится «заподлицо» с плоскостью, а затем сразу делается рисунок, прорезанием углублений в местах его контуров.

Это наиболее простой при исполнении тип рельефа.

Как создать на стене панно из декоративной штукатурки

Инструкция по декорированию стены с нанесением на нее панно предлагает:

  • На свеженанесенной штукатурной основе деревянными палочками прорисовывается выбранный рисунок. Это делается произвольно или с помощью трафарета. При использовании лепной техники, выпуклые элементы изображения наносятся шпателем или кельмой. Пластичность материала позволяет моделировать мастихином и даже просто руками мелкие детали композиции.

  • В несколько этапов создаются выпуклости или углубления, пока не получится требуемый размер. После полного высыхания декоративной штукатурки аккуратно подрезаются неровности. Материал застывает в пределах 9 – 36 часов, что зависит от способа нанесения изображения и температуры в помещении.
  • Высохший рисунок раскрашивается или покрывается лаком. Краски наносятся обычными кисточками, небольшим валиком или губкой.

Несколько советов по нанесению панно на стену:

  • Рисунок следует наносить небольшими участками, это связано с тем, что всего через 20 минут штукатурка подсыхает.
  • Для создания хорошего визуального эффекта, лучше подготовить специальные фактурные валики (см. Валики для декоративной штукатурки и создания рельефной поверхности).
  • Как можно чаще следует очищать кельмы и шпатели. Для этого используются влажная, а затем сухая тряпочка.

Совет: Каждый этап нанесения материала должен выполняться гладкими, чистыми инструментами.

  • При нанесении рисунка лишь на часть стены, лучше использовать малярную ленту или обычный скотч, которые легко можно убрать сразу по окончании процесса. Это позволит сделать края панно ровными и аккуратными.
  • Малярный скотч поможет удобно закрепить трафареты, чтобы не было смещения рисунков при их нанесении.

При создании объемных изображений, нужно иметь навыки художника, чувствовать, какой глубины должен быть рельеф и пропорции рисунка.

29 октября, 2016
Специализация: мастер в возведении гипсокартонных конструкций, отделочных работах и укладке напольных покрытий. Установка дверных и оконных блоков, отделка фасадов, монтаж электрики, сантехники и отопления - по всем видам работ могу дать подробную консультацию.

Сегодня я расскажу вам, как сделать картину на стене из шпаклевки, причем рассмотрю не один, а целых три способа создания уникальных композиций. Мы разберем самые простые варианты, которые может реализовать практически любой человек, вам не нужно быть профессиональным отделочником и художником, достаточно желания и наличия определенного времени, так как процесс не быстрый. Но в итоге вы получите оригинальное оформление, которого нет больше ни у кого.

Варианты проведения работ

Разберемся с самыми простыми способами создания картин на стенах, если вы набьете руку на этих технологиях, то сможете освоить и более сложные варианты, не стоит сразу брать сложные техники нанесения, так как с ходу с ними может справиться разве что врожденный художник, остальным людям нужна практика.

Способ №1 – работа шпателем

Этот вариант подходит для создания объемных изображений самого разного типа. Для начинающих я рекомендую выбирать простые композиции – ветку дерева, цветок или что-то в этом роде.

Для начала рассмотрим, какие материалы нам понадобятся при работе.

Материал Описание
Шпаклевка Это основной рабочий состав, который должен отвечать следующим требованиям: длительное время застывания, пластичность и хорошая адгезия, простота и легкость шлифования. Всем этим параметрам соответствует любимый мной «Ветонит», состав очень эластичный, отлично шлифуется и долго сохнет, позволяя вам поправлять изъяны. Цена мешка весом 25 кг в среднем составляет 420 рублей, но может варьироваться в разных регионах
Грунтовка Грунтом обрабатывается основание перед отделкой, им же закрепляется результат работы, чтобы придать рисунку прочность и надежность. Используются составы глубокого проникновения на акриловой основе, они продаются в виде готового раствора и в виде концентрата, который обязательно разбавляется перед применением
Краски Чтобы объемные элементы выглядели более эффектно и выразительно, необходимо выделить их с помощью окрашивания. Чаще всего используется несколько оттенков, тут все зависит от рисунка. Вы сами должны решить, как оформить картину, от этого и зависит выбор краски, использовать проще всего водоэмульсионные составы

При работе я использую такой набор инструмента:

  • Шпатели, чаще всего их несколько, один широкий (около 30 см) и узкие – от 2 до 10 см. С помощью этих приспособлений будет наноситься состав и формироваться рисунок. Я советую вам приобрести набор автомобильных шпателей, они имеют небольшую ширину и удобную конфигурацию, лично мне работать удобнее с ними, особенно при формировании мелких элементов композиции;

  • Для создания определенного рельефа и формирования окончательных контуров картины очень удобно использовать специальный инструмент художника, который называется мастихин. Это очень маленький инструмент, напоминающий кельму, но можно купить и целый набор, в котором будут мастихины разной конфигурации. Я даже наношу состав этим приспособлением, так как это удобно;

  • Для нанесения контуров картины на стену можно использовать простой карандаш – им делается набросок, по которому затем и проводится работа. Но если у вас, как и у меня, художественный дар на невысоком уровне, то удобнее всего использовать копирку для того, чтобы переносить изображения на поверхность. Так можно точно и быстро нанести разметку, не волнуясь за пропорции изображения;

  • Для выравнивания и придания композиции идеального вида мы будем использовать наждачку с зернистостью Р180. Также нам может понадобиться кисть, которой будут сглаживаться контуры. Кисточка должна быть шириной до полутора дюймов, чтобы можно было работать и с мелкими элементами;
  • Покраска производится кисточками, причем чем мельче будут детали, тем тоньше нужны кисточки. Покупать инструмент лучше не в строительном магазине, а в магазине художественных принадлежностей.

Разберемся с рабочим процессом, инструкция по созданию картины на стене из шпаклевки выглядит примерно так:

  • В первую очередь нужно подготовить поверхность, основание должно быть сухим и ровным. Как выравнивать стены шпаклевкой, мы не раз разбирали в других обзорах, поэтому здесь останавливаться на этом виде работ мы не будем;
  • Основание в обязательном порядке грунтуется, состав готовится так, как предписано в инструкции на упаковке и наносится с помощью кисти или валика. Это позволяет укрепить поверхность и улучшить адгезию шпаклевки, которая будет наноситься впоследствии;

  • Если у вас оштукатуренная поверхность, то место, где будет делаться картина, нужно зашпаклевать ровным тонким слоем. Если стены и так зашпаклеваны, то этот этап вы можете пропустить;
  • Теперь нужно нарисовать на стене контуры нашей композиции, работа производится или карандашом, или с помощью копировальной бумаги, через которую картина с кальки переносится на поверхность . Важно сделать четкие ориентиры, по которым вы будете работать, если ошибиться на этой стадии, то и конечный результат будет отличаться от задуманного;

  • Затем готовится шпаклевка, для этого берется емкость, в которую наливается определенное количество воды и засыпается сухая смесь. Все пропорции указаны на упаковке, поэтому вы справитесь с этой работой без труда. Количество состава должно быть таким, чтобы вы могли потратить его за один заход, оно по большому счету зависит от размера картины и ее особенностей;

  • Теперь разберемся с нанесением: небольшое количество состава берется на шпатель или мастихин и накладывается в нужных местах. Если вы делаете стебель, то должен получиться бугорок, а если более сложные картины, то надо заполнить контуры смесью. Не волнуйтесь, что наносится много состава, чуть позже мы устраним все мелкие изъяны, на этой стадии главное нанести состав там, где нужно в достаточном количестве;

  • Через 15-20 минут после нанесения, когда состав чуть подсохнет, можно приступить к дальнейшему формированию рисунка, для этого используется тот же мастихин, а если его нет, то можно применять подручные варианты (я как-то использовал палочку от мороженого). Убирается лишний состав, подправляются контуры и картине придается окончательный вид, если где-то нечаянно убрали слишком много – нанесите состав на поврежденный участок еще;

  • Можно пройтись по не затвердевшей поверхности влажной кистью, она сглаживает контуры, придавая картине плавность. Также такая процедура позволяет выровнять поверхность и сделать все переходы практически незаметными;

  • После высыхания шпаклевки нужно пройтись по поверхности наждачной бумагой, просто берете небольшой ее кусочек и удаляете все изъяны и острые углы, делая композицию более привлекательной. Работа проста, главное – не убрать лишнее, так как используемый нами состав очень легко затирается;
  • Готовая композиция еще раз обрабатывается грунтовкой для укрепления, после чего можно приступать к покраске. Тут уже можете дать волю фантазии и выделять каждый элемент с помощью игры оттенков и . Работа кропотливая, зато если вы постараетесь, то получите настоящее произведение искусства на своей стене, не бойтесь что-то испортить, ведь всегда можно подкрасить неудачные участки;

  • В последнюю очередь нужно нанести на картину защитное покрытие, я обычно использую акриловый лак. Это позволяет защитить поверхность от загрязнения и истирания и дает возможность протирать композицию влажной тряпкой. Кроме того, слой лака защищает краски от выгорания и сохраняет яркость оттенков на длительный срок.

Способ №2 – использование шприца

Эта техника мне нравится за простоту и достаточно быстрый рабочий процесс. Картины получаются проще, но смотрятся они очень стильно и привлекательно. Для начала перечислю необходимые материалы:

  • Шпаклевка, для работы нужно не очень много состава, поэтому приобретите небольшую упаковку сухой смеси или купите готовую массу, которую надо просто перемешать перед применением. Используйте либо «Ветонит», если речь идет о сухом составе, либо «Шитрок», если решили применять готовую к применению шпаклевку;

  • Грунтовка, которой будет укрепляться основание, и готовая картина, не забывайте об этом составе;
  • Краски, их количество и оттенки зависят от выбранной вами композиции, можно использовать два и более цвета, тут важно подобрать оформление таким образом, чтобы оно гармонично вписалось в окружающий интерьер.

Что касается инструмента, то кроме кистей для окрашивания и грунтовки нам нужен большой шприц, которым будет производиться нанесение массы, лучше выбирать варианты побольше на 50-60 мл, чтобы вам было удобнее работать и не приходилось каждую минуту заправлять инструмент . Как вариант, можно использовать старый кондитерский пакет или сделать его самостоятельно, в этом случае контуры получаются намного массивнее.

Теперь разберемся, как создать картину данным способом:

  • В первую очередь подготавливается поверхность, тут все так же, как и в случае выше – основание должно быть ровным и прочным, при необходимости оно зашпаклевывается для получения идеальной плоскости. После этого в обязательном порядке производится грунтовка основания, работы можно продолжать после его высыхания;
  • Затем на стену наносится контур будущего рисунка, работа производится либо карандашом, либо путем переноса изображения с помощью копировальной бумаги. Тут все зависит от сложности рисунка, я советую рисовать вручную, идеально ровные линии смотрятся намного хуже, так как все должно указывать на ручное исполнение работы;

Готовится шпаклевка, если состав готовый, то его нужно перемешать. Консистенция массы не должна быть густой, даже лучше, если она будет чуть жидковатой, это значительно упростит рабочий процесс.

  • Далее необходимо заполнить шприц шпаклевочной массой, для этого вынимается поршень, и полость заполняется составом. Работу можно производить с помощью любых подручных предметов, я использую палочку от мороженого или что-то подобное, главное – чтобы вам было удобно. После заполнения поршень ставится на свое место;

При использовании кондитерского или обычного пакета процесс по заполнению происходит еще проще. Вам нужно заложить массу в пакет, после чего выдавить ее по определенным контурам.

  • В первую очередь состав надо нанести по основным линиям, важно задать контуры, от которых вы потом будете отталкиваться. Просто ведите шприц по поверхности, постоянно нажимая на поршень, чтобы выдавливалась равномерная полоска по всей длине. Тут все просто, можете попрактиковаться перед основной работой, чтобы набить руку и не экспериментировать на стене;

  • Когда основные линии прорисованы, можно приступать к более мелким элементам и деталям. Просто наносите состав в требуемом вам порядке и в нужных местах. Не страшно, если вы где-то положите лишнее, все это можно удалить, состав сохнет не быстро, поэтому времени вам точно хватит, работа производится шпателем или тем же мастихином, важно убрать то, что не нужно, пока смесь не схватилась, потом это сделать будет намного сложнее;

  • После высыхания состава, а на это уходит порядка суток, можно при необходимости подкорректировать картину наждачкой, с ее помощью сглаживаются острые выступы и убираются другие мелкие изъяны. На полностью готовую композицию наносится грунтовка, старайтесь обработать ей каждый участок, так как это позволяет укрепить поверхность и сделать ваше произведение более прочным;
  • Красить готовый вариант можно так, как вам нравится, некоторые наносят насколько слоев, чтобы из-под финишной отделки проглядывал другой оттенок . Сами решите, как лучше задекорировать картину, тем более что ошибок бояться не нужно, в крайнем случае, всегда можно перекрасить поверхность;

  • После высыхания краски нужно обработать поверхность специальным защитным лаком на акриловой основе, он создаст на поверхности прозрачную защитную пленку, которая будет отталкивать влагу, сохранять цвет и предотвращать истирание. Лак наносится кистью, особое внимание уделяйте тому, чтобы состав попадал во все углубления на рельефных участках.

Способ №3 – создание картин с помощью трафарета

Еще один несложный способ, с помощью которого можно создавать на стене настоящие барельефы. Если вы боитесь, что не справитесь с работой шпателем, то этот метод то, что вам нужно. Когда-то и я начинал с трафаретов и могу сказать, что даже человек без опыта способен создать интересную композицию с первого раза.

Из материалов нам необходимо следующее:

  • Шпаклевка, но в этот раз мы будем использовать быстро затвердевающий состав на гипсовой основе. Лично я чаще всего использую «Кнауф Фуген» (400 рублей за мешок 25 кг), но принципиальной разницы нет, главное, чтобы смесь схватывалась за 30-40 минут. Количество состава зависит от размера картины, поэтому смотрите сами, какую упаковку приобретать;

  • Грунтовка нужна нам для тех же целей, что и в вышеописанных технологиях: для подготовки оснований и для укрепления готового результата;
  • Краска используется для декорирования, чаще всего поверхность покрывается несколькими цветами, чтобы выделить отдельные участки и сделать композицию более выразительной. Мне больше нравится работать составами на акриловой основе, причем их можно покупать как цветными, так и поступить проще: приобрести белую краску и пигменты требуемого оттенка и прямо на месте создавать нужные вам варианты;
  • Еще один важный материал – картон, из него мы будем делать трафарет. Чем толще материал, тем рельефнее будет рисунок, поэтому решайте сами, какой вариант приобретать, я часто пользуюсь базальтовым картоном толщиной 5 мм, он отлично подходит для таких целей. Если вы не нашли в продаже толстый материал, то можно склеить два тонких с помощью клея ПВА, вы получите нужный вам вариант без лишних усилий;

Что касается инструмента, то нам нужно следующее:

  • Строительный нож для того, чтобы вырезать в картоне нашу картину или узор, лучше всего выбирать варианты с шириной лезвия 25 мм, они жестче и ими можно намного точнее, чем тонкими полотнами. Не забудьте приобрести и упаковку запасных лезвий, так как в процессе работы они имеют свойство тупиться и ломаться;
  • Малярная лента необходима для фиксации трафарета на стене, если он тяжелый, то можно дополнительно закреплять его парой саморезов, отверстия от них потом просто замазываются шпаклевкой;

  • Кисточки нужны для нанесения грунта и окрашивания картины, набор зависит от того, насколько мелкой будет прорисовка деталей, можно использовать любые подходящие варианты;
  • Для распределения шпаклевки будет использоваться шпатель, чаще всего применяется вариант шириной 8-10 см, им удобно работать при заполнении трафарета. Для выполнения правок в композиции удобнее всего использовать уже знакомый нам мастихин или что-то подобное;
  • Наждачная бумага нужна для шлифовки картины и придания ей окончательного вида, с ее помощью убираются мелкие изъяны, и поверхность делается гладкой. Лично я использую наждачку на бумажной основе с зернистостью Р180, она и стоит немного, и продается метражом, можно купить столько, сколько необходимо (обычно полметра-метр).

Помните, что в данном случае предъявляются особенно высокие требования к подготовке поверхности. Плоскость должна быть ровной, так как если на ней будут перепады, то вы не сможете нормально закрепить трафарет и нанести шпаклевку, она будет расплываться по неровностям.

Когда все необходимое есть под рукой, можно приступать к работе. Процесс выполняется в такой последовательности:

  • О том, как важно качественно выровнять основание, я говорил чуть выше, но не забудьте о том, что его нужно дополнительно укрепить с помощью грунтовки. Она наносится за день до начала работ, чтобы основание успело полностью высохнуть;
  • Изготовление трафарета производится так: вначале следует перенести рисунок на картон или нарисовать его там, не стоит выбирать слишком витиеватые изображения с множеством мелких деталей, их сложно вырезать, да и сделать такую картину шпаклевкой непросто. По линиям нужно вырезать нашу композицию, для этого картон укладывается на ровную твердую поверхность, работа производится строительным ножом ;

  • Готовый трафарет (или трафареты, если их несколько) аккуратно закрепляются на стену, проверьте их положение уровнем и только потом фиксируйте малярной лентой или другим крепежом. Важно, чтобы элемент плотно прилегал к поверхности и держался надежно;
  • Далее готовится шпаклевка, как это сделать и в каких пропорциях смешать компоненты, указано на упаковке. Состав наносится на трафарет с помощью шпателя и аккуратно выравнивается, убирайте все излишки и следите за тем, чтобы все углубления были заполнены как можно лучше. Так как состав застывает достаточно быстро, нужно работать оперативно, все мелкие изъяны мы сможем исправить впоследствии, не беспокойтесь за них;

  • После того как состав начнет твердеть, но до того, как он застынет окончательно (примерно через 10-15 минут), необходимо аккуратно снять трафарет с поверхности, старайтесь делать это так, чтобы причинить минимальные повреждения нашей композиции , лучше всего браться за одну из сторон и постепенно отклеивать ее от стены;

  • Затем надо взять немного состава на шпатель и с помощью мастихина или другого приспособления заделать все изъяны на нашей картине. Важно заполнить все участки, где смеси недостаточно или где она отошла при удалении трафарета. Работайте аккуратно и не волнуйтесь за наплывы и другие мелкие нюансы, мы их удалим впоследствии, сейчас главное – добиться того, чтобы состав был везде, где это необходимо;

  • После того как вы подправили все изъяны, нужно взять кисточку, смочить ее в воде и обработать узор, с помощью этого действия мы сгладим все острые углы, сделаем поверхность гладкой и уберем лишний состав, пока он полностью не застыл, сделать это несложно. Мы просто моделируем нашу композицию, чтобы она смотрелась как можно аккуратнее;

  • Теперь нужно дождаться полного высыхания поверхности, так как мы использовали состав на гипсовой основе, то он затвердеет уже через пару часов, главное, чтобы в помещении было тепло и сухо. Композицию надо обработать наждачной бумагой, для этого отрывается небольшой кусочек, и все элементы шлифуются вручную, работа достаточно проста, но требует много времени. Старайтесь убрать все крупные недостатки;

  • После того как шлифовка окончена, нужно обработать композицию грунтовкой, если вы готовили основание и грунтовали его, то можно нанести состав только на те элементы, которые вы нанесли на поверхность . Это позволит укрепить их и улучшит адгезию краски, которую мы будем наносить впоследствии;

  • Когда грунтовка высохнет, можно приступать к окрашиванию, чаще всего вначале наносится базовый цвет, который будет служить общим фоном. Краску лучше всего нанести в два слоя, чтобы обеспечить максимальную глубину цвета и прочность отделки. Работу стоит производить широкой кистью, так как валик может не прокрасить объемные элементы;

  • Когда краска высохнет, можно приступать к декорированию нашей картины, для этого используются составы другого оттенка или же специальные декорирующие маркеры. С их помощью можно выделить объемные элементы и придать изображению любой нужный эффект. Чем сложнее картина, тем больше придется работать с краской, поэтому на первый раз проще выбрать растительный узор или орнамент, чтобы приобрести необходимую практику;

  • После того как окрашивание закончено, на поверхность можно нанести защитный состав, он необходим для того, чтобы защитить краски от выгорания и истирания. Кроме того, такая обработка позволит надолго сохранить яркость цвета и обеспечит простоту уборки, ведь вы сможете мыть картину влажной тряпкой, не опасаясь за то, что повредите лакокрасочный слой.

Вывод

Картина из шпатлевки позволяет преобразить вашу комнату и сделать ее оригинальной и стильной, это не обычные обои или декоративная штукатурка, ваша композиция будет в одном экземпляре, вы не встретите такой же ремонт еще у кого-то.

Видео в этой статье расскажет и наглядно покажет дополнительную информацию по данной теме, если же у вас есть вопросы по одной из вышеописанных технологий, то задавайте их в комментариях под обзором, мы разберемся во всех тонкостях и поможем вам добиться наилучшего результата.

29 октября 2016г.

Если вы хотите выразить благодарность, добавить уточнение или возражение, что-то спросить у автора - добавьте комментарий или скажите спасибо!

Свой дом хочется сделать красивым и оригинальным. Самый надежный способ — уникальные самодельные украшения. Один из очень интересных способов — барельеф на стене. Это объемное изображение, вылепленное из гипса или любого другого подобного материала. Гипс в чистом виде используют очень редко — он слишком быстро застывает, не давая времени на обработку. Чаще всего используют гипсовые штукатурные смеси. Они идут с добавками, которые облегчают работу. С ними сделать объемное настенное панно можно своими руками даже без наличия опыта.

Общая технология создания барельефа

Чтобы сделать барельеф на стене, надо для начала ее подготовить: очистить, выровнять. Уже на ровной и полностью сухой поверхности можно начинать работать. Когда соберетесь делать большие по размерам барельефы, желательно стену загрунтовать — для лучшего сцепления состава со стеной.

Барельеф на стене может быть разной степени сложности. Этот — сложный. Для начинающих явно непосилен. Зато вы знаете, что можно сделать в перспективе

Для первого опыта лучше начать с небольших изделий — типа медальонов (круглых или квадратных) с простыми рельефными изображениями. В качестве основы для таких изделий лучше всего взять влагостойкий . Под него можно сделать каркас (из профиля, например). В таком виде объемную композицию можно будет перевешивать с места на место. Так проще осваивать азы технологии.


Это вся технология в общих чертах. Есть нюансы, на которых стоит остановиться отдельно. Первый касается нанесения стартового слоя шпаклевки на стены и переноса рисунка. В более сложных композициях барельеф на стене начинается с переноса контуров рисунка. Делают это при помощи карандаша или мелка (если умеете рисовать) или при помощи распечатанного в нужном размере изображения и подложенной по него копирки. Потом те места, на которые будем наносить шпаклевку, покрываем грунтом (для лучшего сцепления), а затем при помощи мастехинов (маленьких шпателей разных форм) наносим первый слой материала. Далее последовательность действий аналогична описанной.

Материалы для создания барельефа

Самый распространенный вопрос среди начинающих: какую шпаклевку лучше брать для изготовления барельефа? В принципе, подходи любая финишная гипсовая шпаклевка. У каждого мастера есть свои любимые марки и составы. Вот несколько, которые можно рекомендовать:

  • Knauf Uniflot. Очень прочная и пластичная. Из нее можно формировать глубокий рельеф — не отвалится и без армирования. Недостаток: дорогая.
  • Fugen. Чуть менее прочная, немного хуже режется. Намного дешевле чем Knauf Uniflot (почти в три раза). Тоже можно сделать рельеф без особых проблем.
  • PUFAS. Это гипсовая шпаклевка с целлюлозным волокном. Время обработки — около 60 минут, наносится слоем любой толщины, хорошо режется, легко шлифуется.
  • «Ротбанд» для нижних слоев и «Шитрок» для верхних.
  • «Акрил Путц» (Польша). Готовая акриловая шпаклевка. Хороша тем, что медленно «схватывается», на проработку деталей час и более (зависит от влажности в помещении).

Кроме того, необходимы пропитки. Их подбирают исходя из стартовых характеристик материала. Есть составы, которые укрепляют осыпающиеся материалы, проникая глубоко и связывая частички материалов друг с другом. Это необходимо, так как панно из гипса весят прилично, создают дополнительную нагрузку. Без предварительной подготовки, от непрочных оснований они могут отвалиться. Можно использовать влагозащитный грунт концентрат фирмы PUFAS. Он подходит для всех минеральных оснований, включая древесину и древесные плиты. Влагозащитный состав Aquastop подходит для сыпучих оснований.

Кроме того, используют такие составы:

  • перед началом работ — для улучшения сцепления с материалом стены (или основания);
  • для послойной обработки — при создании глубокого рельефа, когда один слой шпаклевки наносится на уже высохший, наложенный ранее;
  • для финишной пропитки перед покраской — для выравнивания впитывающей способности и чтобы краска ложилась ровно, подчеркивая рельеф, а не скрадывая его.

Для послойной обработки нужны грунтовки, которые создают на поверхности клейкую шершавую поверхность. В этом случае можно класть новый слой шпаклевки даже на подсохшую уже поверхность. Для этих целей подойдет грунт глубокого проникновения Ceresit и пропиточный грунт PUFAS. Их же можно использовать для финишной обработки перед покраской.

Инструменты

Инструменты для создания барельефа нужны для двух видов работ — для нанесения шпаклевки и для удаления/срезания лишнего раствора. Поэтому набор инструментов и приспособлений довольно обширный. Для нанесения шпаклевки или декоративных красок используют:


Это все инструменты, которые могут понадобиться. Из необходимых: кельмы, шпатель, стамески. Очень удобны мастихины, трудно бывает без скальпелей и кондитерского шприца. А вот стеки — это инструмент для перфекционистов — для точной доработки рельефа.

Изготовление барельефа из гипсовой штукатурки: фотоотчет

Для рельефной картины на стене была выбрана морская тема — с рыбками, осьминогом, водорослями. Отличный вариант для получения первого опыта! Легкий рисунок, который можно формировать постепенно.

Подготовительные работы

Рисунок при помощи карандаша перенесен на предварительно выровненную и прогрунтованную поверхность. Для изготовления барельефа используют гипсовую штукатурку ШИТРОК/SHEETROCK (с более мелким помолом). При разведении раствора добавляется меньшее количество воды: на килограмм смеси взять 0,5 л воды (вместо 0,6 по рекомендации). При таком замесе состав получается жестковатым, но именно такой лучше для изготовления рельефного изображения на стене.

Сразу замешивайте небольшое количество раствора: гипсовая штукатурка быстро теряет эластичность (минут 15-17) и вам надо успеть весь объем не только выложить на стену, но и выровнять и придать нужные очертания. Для первого раза замесите граммов 300-400, выложите, придайте какую-то форму. Если в процессе вы почувствуете, что можете справиться с большим объемом, замесите большее количество.

Понемногу мастихином выкладываем раствор, заполняя контур водоросли, срезаем лишнее, насколько возможно заглаживаем

При такой тактике — мелких порциях раствора — большая часть времени уходит именно на то, чтобы замешивать шпаклевку. Замешивать лучше в посуде с высокими бортами — ведре или кастрюле. Однако из них застывший раствор тяжело удалять. Если есть в доме старый мяч, можно срезать верхушку и замешивать шпаклевку в нем. Из такой емкости легко удаляются даже мелкие частички.

В емкость засыпьте порошок, добавьте чистую холодную воду, быстро перемешайте при помощи шпателя, затем доведите состав до однородности, оставьте на 5 минут, затем еще раз перемешайте. Должна быть однородная густая паста без комков или неоднородностей. Время выдержки и «схватывания» обозначено на упаковке со шпаклевкой, если используете другой состав, придерживайтесь рекомендаций производителя.

Формирование мелких деталей

Для начала проще начать с неглубокого рельефа. При формировании мелких деталей берем небольшое количество раствора на кельму, наносим на нужное место, стараясь хорошо размазать, чтобы сцепление раствора со стеной было хорошим. Если стена покрыта грунтовкой, улучшающей сцепление (поверхность чуть шершавая и липковатая на ощупь), проблем не будет. Если детали очень мелкие — типа щупалец медузы — удобнее раствор класть мастихином.

Барельеф медузы из гипсовой или акриловой шпаклевки сделать ненамного сложнее…

Выложив замешанную порцию раствора на стену, сразу же приступаем к выравниванию и формированию рельефа. Работаем острием кельмы, мастихинами, ножами, стамесками, скальпелями — всем, что есть под рукой и что может дать нужной формы поверхность. Если в процессе деталь уже высохла, но еще не доработана, ее можно смочить из пульверизатора и попробовать доработать через несколько минут. Когда добьетесь нужной степени совершенства, очищаете емкость для замеса от остатков раствора и замешиваете новую порцию. Обратите внимание: емкость должна быть абсолютно чистой . Малейшие частицы будут оставлять царапины.

Формируем основные рельефы

При изготовлении барельефа, который выступать за пределы стены будет не более чем на 2 см, никаких усиливающих конструкций не требуется. При большей толщине, в тех местах, где планируется слой толще 2 см, вкручиваются саморезы. По ним можно будет ориентироваться при нанесении штукатурки, они же будут поддерживать раствор, не давая ему сползать.

Рыба и раковина имеют больший объем — в некоторых местах больше 2 см. Тут для армирования вкручиваем саморезы

В данном барельефе самые выступающие части — рыбы и раковина с жемчужиной. В те места, где будет уложен толстый слой и вкручиваем саморезы. Жемчужину скатываем отдельно, слепив шарик и насадив его на саморез.

Самое толстое место — голова

В местах, где рельеф предполагается глубокий, можно накладывать раствор не за один раз, а в несколько слоев. При этом совсем необязательно слои сглаживать. Чем более неровной получится поверхность, тем проще будет наложить следующий слой. Когда на определенном участке достигнут нужный объем (например, голова рыбы), начинаем работу над мелкими деталями — глазами, усами, жабрами и т.д.

При проработке мелких деталей, замешивать не более 100-200 граммов раствора — пока вырезаете, выравниваете, раствор схватывается, поэтому большие порции просто не нужны.

После того как рисунок из шпаклевки на стене готов, его оставляют на пару суток до полного высыхания. Затем можно начинать шлифовку — берем наждачную бумагу со средним зерном, обрабатываем, добиваясь нужной гладкости. Когда рельеф готов, его дошлифовываем мелкозернистой наждачкой.

Двое суток и больше, могут сохнуть элементы с глубоким рельефом. Более мелкие — водоросли, волны, медуза — высыхают быстрее. С них и можно начинать. Пока будете их доводить до ума, подсохнуть и более толстые детали. После того как шлифовка полностью кончена, удаляем при помощи густой щетки пыль. При желании можно пропылесосить. Далее, покрываем декоративное панно из штукатурки грунтовкой глубокого проникновения.

Последний шаг изготовления барельефа на стене — покраска. Способ окраски каждый выбирает сам. В данном случае использована обычная водоэмульсионка (грунтовка была под краски на водной основе). На этом можно считать что вы сделали барельеф на стене своими руками. В данном случае получилась большая композиция на двух свободных прилегающих стенах.


Один совет: барельеф на стене лучше смотрится при специально спроектированной подсветке. Так что перед тем, как выравнивать стену, выведите концы. После того как выровняете и прогрунтуете поверхность, установите те светильники с теми лампами, которыми будете в дальнейшем подсвечивать рельефную картину. Вот при этом свете надо будет шлифовать сделанное вами объемное панно из штукатурной смеси. Только в этом случае смотреться все будет хорошо. Потому что, если работу проводить при другом освещении, при установке штатных светильников вы можете обнаружить «кошмар и ужас».

Барельеф на стене: фото-идеи

Без опыта очень сложно понять, что и как можно сделать при помощи обычной гипсовой штукатурки. На самом деле, объемные картины из гипса могут быть самой разной тематики, но наиболее распространенные — цветы, деревья и пейзажи (городские, загородные). В этом разделе мы собрали некоторое количество самых разноплановых барельефов на стене. С их помощью вы можете себе придумать тему для художественной лепки на стенах. По сути процесс похож на работу с пластилином.



















В декорировании стен все большую популярность приобретает панно из декоративной штукатурки. Всевозможные визуальные эффекты, игра света и тени, рельефность рисунка способны удивительным образом вдохнуть новую жизнь в привычные стены. А простота исполнения панно позволяет творить своими руками настоящие шедевры.

Выбор техники исполнения

Для достижения того или иного визуального эффекта используются различные методы обработки стены. В работах на основе декоративной штукатурки выделяют три основных техники исполнения панно:

  1. Трафаретное панно. Отличается наибольшей легкостью в применении. Достаточно один раз посмотреть мастер-класс, чтобы воспроизвести то же самое самому.

Роспись наносится по заранее вырезанным рисункам или трафаретам (примеры можно увидеть на фото). Техника хороша для повторяющегося мотива.

  1. Рельефная графика. Ею увлекаются творческие натуры, любящие импровизацию. Мастер-класс демонстрирует исполнение обычными деревянными палочками на свежем штукатурном слое.
  2. Лепка. Может имитировать кладку из кирпича, натуральный камень. А может представлять собой более сложные выпуклые фигуры, изображающие предметы, животных, людей и целые панорамные картины (видно по фото).

Материалы и инструменты для панно

Основным материалом послужит декоративная штукатурка и разные колеры. Дополнительным орнаментом могут стать самые неожиданные вещи, в зависимости от фантазии:

  • бусы, цветные стекла и камушки;
  • кораллы и ракушки;
  • веревки, ленты, даже небольшие зеркала и другие предметы.

Из инструментов в первую очередь понадобятся следующие предметы:

  • емкость, в которой будет размешиваться штукатурная смесь;
  • несколько шпателей выбранных размеров;
  • скотч или бумажная липкая лента;
  • влажные губки для того, чтобы очищать инструменты.

В зависимости от выбранной техники панно, могут также пригодиться:

  • аэрозольный клей;
  • валики;
  • заостренные деревянные палочки;
  • акриловая краска;
  • трафареты и шаблоны.

Подготовка к работе

Декоративная штукатурка хороша тем, что не требует особых подготовительных работ. Достаточно очистить поверхность стены от старых материалов.

На чистую просушенную стену наносится грунтовка (как это показано на видео). Она необходима для скрепляемости материала. Кроме того, грунтовка предотвратит впитывание влаги из слоя декоративной штукатурки слоем обычной.

Пока стена просыхает, можно заняться подготовкой эскизов выбранного рисунка или трафаретов, разложить в удобном порядке все подручные материалы, чтобы экономно тратить время во время основных работ.

Создание панно своими руками

Существуют три основных шага по декорированию стены с помощью панно:

  1. На свеженанесенной штукатурной основе с помощью деревянных палочек прорисовывается желанный рисунок (произвольно или по трафарету). Если используется лепная техника, выпуклые элементы рисунка наносятся кельмой или шпателем. Благодаря пластичности материала, небольшие детали композиции вполне моделируются мастихином и даже руками.
  2. Выпуклости или углубления создаются несколькими этапами, пока не достигаются желаемого размера. После того, как декоративная штукатурка высохнет полностью, можно аккуратно подрезать неровности. Срок застывания материала варьируется в пределах от 9 до 36 часов.
  3. Высохший рисунок можно раскрасить или покрыть лаком. Краски наносятся кисточками, валиками или губкой.

Как видим, ничего сложного в том, чтобы сделать панно своими руками, нет. Эксперты, проводя мастер-класс, дают еще несколько советов тем, кто решил попробовать этот вид декорирования стен:

  1. Желательно наносить рисунок небольшими областями, так как штукатурка подсыхает через 20 минут.
  2. Можно приобрести специальные фактурные валики для создания того или иного визуального эффекта.
  3. Кельмы и шпатели нужно очищать как можно чаще (влажной и сухой тряпочкой). Перед каждым этапом нанесения материала инструменты должны быть гладкими.
  4. Если область рисунка охватывает лишь часть стены, лучше воспользоваться малярной лентой или скотчем, который легко снимается сразу же по окончании работы. В этом случае края панно будут ровными и аккуратными, как на фото.
  5. Малярным скотчем удобно крепить трафареты, чтобы избежать смещения рисунков во время их нанесения.

Приемы работы с декоративной штукатуркой разнообразны. Их перечень постоянно обогащается все новыми секретами мастерства. По мере приобретения популярности, выпускаются различные инструменты для визуальных эффектов.

Похожие публикации