Остров коневец монастырь как добраться. Остров коневец, ленинградская область

Коневец (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Знаменитый остров, на котором расположен одноимённый монастырь, считается в народе местом святым и намоленным. Множество туристов и паломников не только из России, но и из других стран приезжают на Коневец ежегодно, даже несмотря на то, что на острове нет постоянного транспортного сообщения с «большой землёй». Небольшой остров размерами 5х2 км находится в Ладожском озере и отделён от материка Ладожским проливом. До Приозерска от Коневца - порядка 30 км.

Ландшафты Коневца - суровые и каменистые, хотя возвышенностей здесь почти нет. Самая высокая точка острова - 34-метровая Святая гора, названная так из-за явления Богородицы монаху, прибывшему на остров молить её о помощи. На Святой горе в честь этого события была выстроена часовенка, а позднее появился и скит. Подле горы можно увидеть остатки монастырских сельскохозяйственных угодий, а в последние годы на склонах горы пытаются создать ландшафтный парк из лиственных деревьев.

В конце 14 века преподобный Арсений с миссией обращения финских язычников заложил на острове монастырь, куда поместил вывезенную с Афона икону Богородицы.

Наносной остров Коневец был в Ладоге не всегда: его песок за многие столетия нанесли сюда озёрные воды, и этот процесс продолжается. Воздух здесь морской, а климат - не особенно располагающий к отдохновенному туризму: обычно зимой всё течёт, а летом сыро, и ветер нагоняет тучи; но погода склонна ещё и быстро меняться. Вода в Ладожском озере холодная, но лёд вокруг Коневца зачастую встаёт только в январе-феврале. Большая часть острова покрыта лесом, где обитает мелкая живность. На берегу живёт множество перелётных птиц. В 19-20 веках монахи активно завозили на Коневец для высадки разнообразные деревья, и сегодня растительный мир острова достаточно многообразен и богат.

Считается, что Коневец - единственный остров в Ладоге, на котором нет змей.

Исторически Коневец стал принадлежать нашей стране при Петре I. После того, как окончилась Великая Отечественная война, на Коневце организовали военно-морскую базу, и доступ на остров был закрыт. Здесь проводили испытания разных видов оружия, и следы этого до сих пор можно видеть повсюду на острове. Испытания продолжались вплоть до самой перестройки, и по сей день полигон остаётся действующим.

Монастырь на Коневце

Коневский монастырь, посвящённый Рождеству Богородицы, получил своё название в честь основателя, преподобного Арсения Коневского. Ещё в период Средневековья на Коневце находилось языческое святилище, главным сакральным объектом которого был так называемый Конь-камень - огромный гранитный булыжник, напоминающий лошадиную голову. Этот 750-тонный валун, давший название всему острову, сохранился здесь и по сей день. В конце 14 века преподобный Арсений с миссией обращения финских язычников заложил на острове монастырь, куда поместил вывезенную с Афона икону Богородицы. С тех пор Коневец стал, по аналогии с Валаамом, миссионерским центром. Остров единожды захватывали шведы, но спустя сто лет он вернулся к Российской империи, и монастырь был восстановлен.

В последние годы каждый летний сезон Коневец приглашает волонтёров (трудников) для подмоги по хозяйству. Приезжающие обеспечиваются жильём и вегетарианским питанием в обмен на помощь с благоустройством территории, уходом за посадками, реконструкцией построек и т. п.

Пика своего расцвета монастырь достиг в 19 веке. Слухи о его величии дошли до Петербурга, и в 1858 г. императорское семейство и их знаменитые современники посетили обитель. Популярность позволила монахам запустить масштабное строительство, результатом чего стало здание собора Рождества Богородицы, завершённое в 1809 г. Им можно полюбоваться и сегодня: это внушительная церковь с восемью колоннами и пятью куполами, рядом с которой стоит трёхъярусная колокольня 35-метровой высоты. Другие памятники и достопримечательности обители - храм и часовня Николая Чудотворца 1815 г. постройки, храм преподобного Арсения (1849 г.), Казанский скит на Святой горе, часовня Успения Богоматери (1899 г.) и тот самый Конь-камень.

После революции монастырь отошёл к финнам и во время войны сильно пострадал. Возвращён РПЦ он был в 1990 г. Годом спустя были обретены мощи основателя монастыря, спрятанные при шведском вторжении в 16 веке. Сегодня мужской монастырь является действующим, поэтому желающие попасть сюда должны получить разрешение в паломнической службе. Это не касается групповых экскурсий, организованных турфирмами.

Практическая информация

Для того, чтобы попасть на остров из Санкт-Петербурга, нужно двигаться по Приозерскому шоссе до поворота на пос. Плодовое, а затем - до бухты Владимирская. Второй вариант - доехать на электричке до станции «Громово», откуда до бухты в летний период дважды в день ходит автобус. Из бухты паломников забирает катер монастыря, о чём следует договариваться заранее. Плыть до Коневца не более часа. Более удобный способ попасть на Коневец - это круиз на теплоходе по Ладоге, в программу многих из них входит посещение острова.

Его ежегодно посещают сотни паломников и туристов со всех уголков России.

Общая информация

Остров Коневец имеет площадь чуть более 8 кв. км. Его максимальная протяженность в ширину составляет около 2 км, а в длину − 5 км. При этом западная оконечность вытянута узкой песчаной косой длиной около 1 км, а у юго-восточного побережья расположено несколько островков из гранитных валунов. В среднем Коневец возвышается над поверхностью на высоту в 3 метра.

Коневец - остров с умеренным климатом, на котором летом температура воздуха может достигать плюс тридцати градусов по Цельсию, а зимой - опускаться до минус сорока градусов. Что касается островной флоры и фауны, то из животных там водятся лягушки, ящерицы, мелкие грызуны, лисицы, зайцы и белки. Редко, но все же встречаются ондатры. Иногда у берегов острова или на прибрежных скалах можно увидеть нерп - единственных млекопитающих, живущих в водах Ладожского озера. Кроме того, есть большая колония чаек и много перелетных птиц. Восемьдесят процентов территории Коневца покрывают сосновые и еловые леса. Также на острове растут ольхи, березы, рябины, осины, липы, дубы, клены, тополя, каштаны и акации. В течение последних шести веков людьми завезены и посажены на крыжовник и смородина, малина, сливы, вишни, яблони и сирень.

Остров Коневец: достопримечательности

Рассматриваемый объект невероятно привлекателен как для любителей экотуризма, так и для тех, кто желает ознакомиться с его уникальными достопримечательностями. В частности, туристы приезжают на Коневец, чтобы увидеть так называемый Конь-камень, представляющий собой огромный валун диаметром 10 м, по форме напоминающий череп коня. В дохристианскую эпоху он являлся языческим алтарем, на котором совершали жертвоприношения финские племена. По легенде святой Арсений Коневский, поселившийся на острове в 14 веке, изгнал из Конь-камня нечестивых духов, которые превратились в воронов. В память об этом чуде в 1895 году на валуне построили небольшую часовню, которая существует и по сей день.

Коневец - остров, считающийся одним из центров православия на западе России, уже более 6 веков он вызывает огромный интерес у путешественников. Например, в свое время здесь побывал Александр Второй с семейством, Николай Лесков и Федор Тютчев. Туристы, которые последуют их примеру, смогут осмотреть роскошный собор Рождества Богородицы и несколько других построек 19 века.

Остров Коневец: как добраться

Чтобы попасть на Коневец, следует отправиться на Санкт-Петербурга и сесть на электричку, направляющуюся в Приозерск или на станцию "Кузнечное". Необходимо сойти на станции "Громово" и пересесть на автобус, следующий по маршруту "Сосново - Владимировка".

Отправляясь на остров Коневец (фото объекта представлены в статье) на собственном автомобиле, следует выехать из Санкт-Петербурга по Приозерскому шоссе и на 106 км свернуть направо. Затем, проехав 0,5 км, на развилке в поселке Плодовое сделать поворот налево, далее проследовать прямо через поселок Заостровье до перекрестка и повернуть направо. Через 4 км перед туристами окажется развилка, на которой следует свернуть по указателю "Бухта Владимирская", а через 1 км (рядом с автобусной остановкой) − налево, в сторону причала.

Если путешествие совершается летом, то нужно дождаться катера, курсирующего между поселком Владимировка и островом Коневец. Если же речь идет о зимней поездке, когда Ладога покрыта льдом, то туда можно добраться пешком по одной из троп. Не стоит бояться заблудиться, так как расстояние, которое придется пройти, составляет всего 5 км, а остров хорошо виден с берега.

Лучшее время для посещения

К сожалению, остров Коневец, отзывы о путешествии на который всегда восторженные, является довольно труднодоступным местом. Те, кто часто там бывал, не рекомендуют отправляться в подобную поездку в периоды с конца октября по начала декабря и с конца марта по начало апреля. Дело в том, что в противном случае турист может оказаться на берегу в такой момент, когда навигация затруднена, а передвигаться по льду опасно. Не стоит отправляться на Коневец и в июне, так как в этом месяце наблюдается повышенная активность комаров.

Где переночевать

Коневец - остров, где в летний период у туристов и паломников не возникнет проблем с организацией ночлега. Как вариант - просто поставить палатку в лесу. Кроме того, православные туристы могут переночевать в монастыре. Если же речь идет о посещении острова зимой, то единственный выход - занять койко-место в небольшом гостевом доме на берегу. Строение принадлежит Коневскому монастырю и предназначено специально для паломников.

Святое место

Как уже было сказано, несколько веков Коневец является местом регулярного паломничества православных христиан. Такая поездка имеет свои особенности и правила. В частности, желающие совершить хождение к Коневским святыням должны обратиться в монастырскую действующую при петербургском подворье по адресу Загородный пр., дом 7. Кроме того, паломничество - это не просто экскурсия. К нему надо очень тщательно и серьезно подготовиться, должным образом настроиться. Обязательно следует побеседовать с батюшкой, которому вы доверяете, чтобы получить благословение и выслушать советы мудрого и опытного человека.

Коневец - небольшой остров на Ладожском озере, известный своей красотой, старой обителью и легендами о проводившихся здесь в советские времена ядерных испытаниях. Это - одно из немногих мест, куда я бы обязательно приехал ещё раз. Есть здесь какая-то своя магия. К сожалению, фотографиями её не передать, но я всё же попробую.

Наша первая попасть на Коневец оказалась неудачной — из-за шторма сообщение с островом было отменено, и нам пришлось срочно менять свои планы. На этот раз погода оказалась к нам благосклонной — день был тёплым, и Ладога была не по-октябрьски спокойна.

Попасть на Коневец можно либо на небольшом теплоходе, называемом так же монастырским катером, либо же договорившись с кем-нибудь из частников. Плыть недалеко — около 7 километров, монастырский катер проходит это расстояние примерно за 40 минут. Чёткого расписания нет — лучше всего звонить в паломническую службу Коневского монастыря, который расположен на острове, и спрашивать информацию о ближайшем рейсе у них.

Монастырский катер так и называется — «Коневец».

Вид на Владимирскую бухту.

Вдалеке, в тумане, — цель нашего путешествия.

Не знаю — совпадение ли это, но на носу монастырского катера находится вот такой крест.

Подплываем к острову.

Коневский монастырь

Коневский монастырь — древняя обитель, существующая на острове более 600 лет. Именно ради посещения монастыря на остров приезжает большая часть туристов и паломников.

До основания обители на Коневце находилось языческое карельское святилище. Местом совершения жертвоприношений был огромный валун, по форме напоминающий череп лошади и известный как «Конь-камень». Именно от него и пошло название острова.

Коневский монастырь (полностью — Коневский Рождество-Богородичный монастырь) был основан в конце XIV века новгородцем Арсением Коневским. Место обители несколько раз менялось, чтобы избежать Ладожских наводнений. Окончательное место устроения монастыря было выбрано в 1421 году, где и был заложен деревянный храм Рождества Богородицы.

За долгую историю существования монастырь пережил много этапов, был захвачен Шведами в XVII веке, а с XVIII века до окончания Второй мировой войны находился в составе Финляндии. В советское время на территории острова располагалась секретная военная часть. В 1990 году монастырь был возвращён Русской православной церкви, и с тех пор его территория активно восстанавливается.

Паломников встречает поклонный крест, установленный несколько лет назад. Крест является точной копией поклонного креста некогда стоявшего на месте Успенской часовни в глубине острова.

Странноприимный дом, или дом для странников, которым монастырь по традиции давал приют на несколько дней.

Рассвет монастыря пришёлся на XIX век — именно тогда его слава дошла до Петербурга. В июне 1858 года остров посетил император Александр II со своей семьей, в память чего на пути к монастырю установлен памятный обелиск.

Монастырская колокольня.

До этой поездки, посещая монастыри, я нередко сталкивался с неприязнью со стороны местных монахов. Особенно сильно это чувство было в , где существует только одна туристическая тропа и любой шаг вправо-влево с неё влечёт за собой если не расстрел, то точно обречение на вечные муки в аду.

На Коневце же я почувствовал совершенно иное отношение. Нам были рады, причём все без исключения. Это удивительное чувство, которое в нашей стране удаётся прочувствовать не так часто. Именно на Коневце я кардинально поменял свое отношение к православию с нейтрального с оттенками негатива на нейтральное со строго положительным вектором. И если я когда-нибудь решу уйти в монастырь — определённо, первым делом я буду смотреть в сторону Коневца.

Отец Святослав, за что ему отдельное огромное спасибо, без лишних вопросов разрешил нам подняться на колокольню, чтобы сделать оттуда несколько кадров.

На двери находится небольшая шпаргалка для звонаря.

На колокольне.

Огромные балки хранят в себе историю времён.

Вид с колокольни на территорию монастыря. На переднем плане — Собор Рождества Пресвятой Богородицы, на заднем — хозяйственные постройки.

Вид на Ладожское озеро. На горизонте — большая земля.

Неожиданно вдалеке среди туч образовался просвет, и огромное солнечное одеяло накрыло воды Ладожского озера.

Тут пришло ясное ощущение что все у меня будет хорошо.

Монастырская жизнь. Знаю, что фотографировать монахов не приветствуется. Да простят меня они за этот кадр — но очень уж он хорошо передаёт настроение спокойствия, царящее на острове.

Вид на колокольню с монастырского двора.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Место для собора было выбрано основателем обители Арсением Коневским ещё в 1421 году. Тогда на этом месте и была построена первая деревянная церковь. В XVI веке, после пожара, собор был отстроен в камне. В XVIII веке был построен новый одноглавый собор, который в скором времени однако снова находился в обветшалом состоянии. Тогда же было решение перестроить храм ещё раз, но начало работ неоднократно откладывалось. Работы были завершены в 1802 году.

Восточные ворота монастыря, ведущие вглубь острова.

Открыточный вид на монастырь со стороны острова.

Успенская часовня. Раньше на этом месте находился поклонный крест, сломанный бурей в 1899 году. Левая дорога ведёт к Казанскому скиту, правая — к восточному берегу.

Здесь я впервые в жизни встретился в природе с неосёдланной лошадью. Ощущение странное.

Update: оказалось, это не лошадь, а конь, и зовут его Карат.

Вообще, природа Коневца необычайно красива. Хотя возможно причина такого моего восторга — стоящая на дворе осень, которую я особенно люблю за яркость её красок.

Казанский скит, основан в глубине острова в конце XVIII века.

На стенах скита устроена гостевая книга. География посетителей острова довольно обширна.

Кроме Казанского скита на острове есть ещё Коневский скит, расположенный на самом берегу Ладоги. Именно это место изначально было выбрано Ареснием Коневским для основания обители. К сожалению, из-за того что мы решили обойти остров по периметру и немного недооценили его размеры, дойти до Коневского скита нам не удалось.

Весь остров окутан старыми покрытыми мхом кабелями. Выглядят они очень необычно, я бы даже сказал зловеще.

Самое высокое место Коневца — Святая гора. Её высота над уровнем Ладожского озера — около 30 метров.

Здесь, над обрывом, расположен восхитительный трон для наблюдений за Ладожским озером.

Конь-камень - огромный валун серого гранита с прожилками кварца весом более 750 тонн. Этот камень издавна служил местом ритуальных жертвоприношений местных племён. Напоминающий по форме череп коня, валун был назван «Конь-камнем», что в последствии дало название всему острову.

С Коневского монастыря: Преподобный Арсений, пришедший на остров в конце XIV века, нашёл это место «пуще дремучего леса ужасом бесовским окруженным». Ночь провёл Арсений в молитве, а под утро совершил крестный ход вокруг камня с иконой Богородицы в руках и окропил его святой водой. По преданию, духи как копоть вышли из камня и, обернувшись черными воронами, улетели прочь к противоположному берегу Ладоги, который стал с той поры именоваться Чертовой бухтой. Вместе с бесами, как гласит предание, исчезли и змеи.

Действительно, Коневец — единственный остров на Ладоге, где нет змей.

На вершине Конь-камня устроена небольшая часовня.

Хорошая укатанная военная дорога окутывает весь остров. Мы немного недооценили его размеры и решили обойти его весь по периметру. В итоге, чуть не опоздали на обратный рейс. Пяти часов, проведенных нами на Коневце абсолютно недостаточно — большую часть маршрута пришлось проделать чуть ли не бегом.

В зарослях можно наткнуться на некоторые очень интересные и необычные для этого места находки.

Военные испытания на Коневце

Практически сразу после окончания Второй мировой войны на Коневце была устроена военно-морская база, где проводили испытания химического оружия образцов новейшего морского вооружения.

Военная часть и сегодня находится на противоположном от монастыря краю острова. Пусть сюда, даже если идти быстрым шагом, займёт не меньше полутора часов.

Пока мы не наткнулись на военных — меня не покидала уверенность что военная база в наши дни полностью заброшена. Это оказалось не так, точнее не совсем так — частично гарнизон остался, и эта часть острова формально считается режимной территорией. Встретить военных здесь практически невозможно, но территория базы — ухожена. Среди могучих деревьев стоит накрытая брезентом техника, под бесконечными дождями постепенно ржавеют полуразобранные двигатели... Говорят, что испытания проводятся на острове до сих пор, конечно уже не с таким размахом как в советские времена, но всё же...

Заброшенный КПП. Таких — тысячи по всей стране.

Военные корпуса. Всё аккуратно закрыто на замки.


Катер на Коневец отчалил без нас. Мы опоздали буквально на две-три минуты. Мужик на берегу сказал, что сегодня будет еще один рейс на остров. Надо ждать. Что ж, я купил во Владимировском сельпо бутылку карельской водки "Русский гарант" и расположился на берегу. Водка оказалась прекрасной - с чесноком и перчиком. На этикетке было написано, что сам товарищ Сталин пил эту водку и рекомендовал пить соратникам. Ну, раз сам... Я опрокидывал в себя стопку за стопкой, стопку за стопкой... Погода стремительно портилась, волна становилась все круче. К двум часам дня катер вернулся. На пассажирах не было нитки сухой. Капитан сказал, что в ближайшие три дня никуда не пойдет - шторм.

Ну, не обидно ли так облажаться? С пьяных глаз я отчетливо понял, что Коневецкие бесы не хотят пускать меня на остров. Или - не бесы? Когда в 1393 году новгородский монах Арсений возвратился в Россию с Афона, он намеревался поселиться на одном из отдаленных островов Ладожского озера. Не на Коневце. Буря прибила его лодку к этому острову. Арсений пытался плыть дальше, но волны дважды возвращали его назад. Он понял, что это неспроста, и остался. Так возник Коневецкий монастырь Рождества Богородицы, в котором на протяжении шестисотлетней истории подвизалось много замечательных иноков. Некоторые из них помянуты на страницах «Мест силы». Например, выходец из Адриан (основавший на Коневце Казанский скит) и его ученик Зосима, в честь которого Достоевский назвал своего старца из «Братьев Карамазовых». На Коневце же жил старец Исайя, который потом ушел восстанавливать . Это были люди, поднявшие русский пустыннический дух в начале 19-го века.

Но сейчас не о них, об Арсении. В его времена Коневец был безлюден. Туземцы боялись селиться на острове, потому что там водились духи. Обитали они в огромном камне высотой более четырех метров и весом где-то 750 тонн. У этого камня каждый год приносили в жертву коня. Отсюда и название камня - Конь-камень (я знаю и описал еще и с этим названием). Отсюда же и название острова - Коневец. В общем, Арсений увидел, что место было "пуще дремучего леса ужасом бесовским окруженным". Нечто вроде того острова, к которому прибило Просперо из Шекспировской "Бури". Но только Просперо был магом, а Арсений - православным монахом. Он не стал подчинять себе бесов, но взял образ Богородицы, принесенный им с Афона, и совершил вокруг Коня-камня крестный ход. А потом окропил камень святой водой. Тут бесы, жившие в нем, обратились в ворон и со зловещим карканьем улетели.

Говорят, что отправились они в сторону Сортан-лахты, то есть Чертовой ("сорт" - просто испорченное русское "черт") бухты, где бросились в воду. И потому теперь на Ладожском озере часто случаются внезапные бури. Это метеорологический факт. Но где же та бухта? На сайте Коневецкого монастыря сказано, что теперь она называется бухта Владимирская. То есть - та самая, на берегу которой, кляня непогоду и собственную нерасторопность, я допивал свою водку? Но, может быть, это еще какое-то место на Ладоге. Например, Сортавала, центр финского алкогольного туризма в Карелии и пристань, откуда ходят кораблики на Валаам, еще один знаменитый остров силы на Ладожском озере.

Допив водку, я решил объехать озеро по кругу, поискать другие места, где фонтанирует сила. Не ждать же у моря погоды три дня в этой Чертовой бухте. Валентина, моя подруга и водительница, села за руль, и мы двинулись. Настроение было паршивое, мы ехали медленно. Лил страшный дождь, и дорога за ним была почти что не видна. Но вот что забавно: уже под Шлиссельбургом дождь вдруг прекратился. И ветер утих. А наутро выглянуло солнце, как бы подтверждая, что на Коневце меня просто не хотят видеть. Ну, не хотят и не надо. Обогнув Ладожское озеро с юга и востока, найдя много мест, о которых еще буду рассказывать (см. , и ), на третий день пути я оказался на пристани в Сортавале (в прошлом - Сердоболе), где ожидал корабля на Валаам.

Волнение на озере еще не до конца утихло, так что было неясно, удастся ль уплыть. Муторное ожидание. Вдруг из Москвы позвонил мой приятель по "Независимой газете" Миша Карпов и сообщил, что при странных обстоятельствах погиб наш общий друг Женя Александров. Вроде - убит. Мне стало совсем плохо. Да тут еще подошел какой-то придурок с газетой и поинтересовался: "А ваш кобель вас еще не кусал?" Я объяснил, что скорей небо упадет на землю и Нева потечет вспять, чем мой благородный кобель укусит меня. На что человек заметил, что ни в чем нельзя быть уверенным. Вот, он показал газету, тут пишут, что совершенно домашняя собака ни с того ни с сего загрызла хозяина. Я поспешил отойти от безумца.

Побывав на Валааме, я все-таки решил попытаться добраться до Коневца. Приехал во Владимировку. Погода отличная, у пирса корабль, готовый отплыть через час. Все складывалось прекрасно. Только возникла проблема с собакой. Ее не хотели сажать на пароход. Я предложил заплатить за животное как за взрослого туриста. "Да не в том дело, - сказала девушка, пропуская нас, - просто там есть пес, который дерет приезжих собак. Смотрите, под вашу ответственность". Я не придал ее предупреждению никакого значения, поскольку мой Осман (см. его фото и ), даром что лабрадор, умеет за себя постоять. Но первый же встретившийся на острове монах, сказал, чтобы мы оставили собаку на корабле. Почему? "Потому что наш Тютя не выносит чужих", - был ответ. А кто такой Тютя? "Увидите, но лучше оставьте собаку". Я не послушался.

Когда мы увидели Тютю, никаких опасений он у нас не вызвал: нормальная дворняга, даже - не из самых крупных. Рядом с ним была Марта, его жена, как объяснили паломницы. Осман с Тютей сблизились, встали в боевые позиции, порычали и вдруг бросились друг на друга. Мой действовал четче: ему удалось схватить Тютю за ухо и оказаться сверху. Сказался большой опыт драк с московскими стаффордширами. Добить дворнягу было теперь делом техники. Но я решил, что гость не должен так поступать, и стал оттаскивать своего пса за ошейник. Это было грубейшей ошибкой. Как только хватка ослабла, Тютя вывернулся, вцепился в шею Османа и уже подбирался к сонной артерии. Что было - смотреть? Нет, надо их разнимать. На Тюте не было ошейника, так что пришлось голыми руками лезть к нему в пасть, раздвигать его челюсти. Но чуть я раздвинул их, мой боевой лабрадор вскочил на ноги и - о, бля! Он целил в Тютину шею, но в сутолоке промахнулся. Его зубы со стуком сомкнулись на запястье моей левой руки, все еще пытавшейся удерживать Тютю.

Так я оказался покусан собственной собакой. Сбылось пророчество, бывшее мне через безумца из Сортавалы. Сейчас, когда я смотрю на шрамы, оставленные моим верным песиком, я думаю, что все могло обернуться значительно хуже. Зубы наткнулись на кость, не задев никаких важных сосудов. Подоспевшие монастырские рабочие помогли разнять собак. Хорошо еще, что у Тюти в душе оказался строгий запрет на покус человека, а иначе бы - что осталось от моих рук, побывавших в его пасти? Не знаю. Монах, исполнявший послушание лекаря, осмотрев мои раны, сказал: "Ничего". И помазал их каким-то снадобьем. Я было завел разговор, что надо бы промыть раны и, может быть, сделать укол. Но он возразил: "У вас ведь собака здоровая? И наш Тютя здоров. Не беспокойтесь. Вот, если бы вас укусил человек, тогда было бы плохо. Я в прежние времена встречал человеческие покусы, вот это долго не заживает. А у вас все пройдет моментально". Действительно, раны зарубцевались стремительно. Преподобный Арсений помог. Уже назавтра моя опухшая рука зажелтела и пошла на поправку.

Позже рабочие, помогавшие мне растащить собак, объяснили, что Тютина бабушка была волчицей. Когда Тютя взматерел, он загрыз всех кобелей, живших на острове. Впоследствии он загрызал всех своих сыновей, как только они вырастали и становились ему конкурентами. Естественно, он всегда готов загрызть и любых кобелей, привозимых на Коневец. В какой-то момент монахи, как ни любили этого славного пса, поняли, что Тютя слишком много себе позволяет. И решили отправить его на материк, поскольку - ну, действительно, нехорошо держать в святом месте прирожденного убийцу. Но в той деревне, куда его привезли, неистовый Тютя загрыз не то 11, не то 13 собак (сколько точно, не помню, но - всех), и его вернули на остров.

Допускаю, что все эти подвиги Тюти только легенда, но все же - возникшая не на пустом месте. Вообще, волк - одна из самых таинственных тварей на свете. Его создал черт, но - не смог оживить. Бог вдохнул в волка жизнь, и волк сразу вцепился зубами в ногу создателя (черта). Отсюда амбивалентность преданий о волке: он и враг, и помощник. Он друг и святых, и нечистых. Местные видят в Тюте скорей прирученного волка: дикого зверя, живущего среди людей под видом доброй собаки. После нашей отчаянной схватки, я увидел в нем воплощение духа этого острова, нечто вроде тех бесов, которых когда-то изгнал из камня Арсений. Они утонули? Да полноте, духи не тонут. Они вернулись сюда в виде внука волчицы. И если раньше жертвами духа этого места были кони, то теперь вот - собаки. А потом еще кто-то будет. В конце концов, со времен Антония Великого известно, что бесы - побочный продукт аскетического производства святости. Были б подвижники, бесы найдутся.

Поверьте, я не держу зуб на Тютю. Я его хорошо понимаю. Когда через час после драки мы встретились (моего кобеля уже приютили сердечные люди из психбольницы, расположенной рядом с монастырем), он явно был недоволен мной. Еще бы - какой-то пришелец не позволил ему исполнить свое предназначение. Привез собаку на остров, но не дал ее в жертву. Зачем же тогда привозил? Тютя ворчал. Потом он поднял глаза, говорящие: "Ну, что с вами делать, с профанами". Скорбно вздохнул. Принял кусок сыра, предложенный мною в знак примирения (и компенсации: агнец за искомого Исаака), и заковылял к своей Марте. Шерсть на его шее была совершенно пропитана кровью.

Что же касается мистической топографии Коневца, то без собаки, натасканной на поиски мест силы, мое обследование острова оказалось неполным. Тем не менее, из того, что случилось со мною на острове и по дороге к нему, явственно следует: дух Коня-камня продолжает морочить приближающихся к нему странников. Вот я был многократно предупрежден о том, что на Коневце должно что-то случится, но - продолжал маниакально стремиться туда. Как будто бы пелена затмила мой глаз, натренированный схватывать всякого рода приметы и знаки. Как будто меня погрузили в сон, ход которого я не мог контролировать. Сделали бессознательным участником странной мистерии. И таким методом кое-что показали.

Сдается мне, что блазнить - в характере камня Коня (в этом смысле схожего с Коньком-Горбунком). Когда-то он пленил преподобного Арсения, не позволил ему уплыть. Почему? Может, Арсений должен был сыграть роль Одиссея, развязавшего Эолов мех на Ладоге? А может, камню надо было очиститься от бесов, обитавших в нем? Кто знает. Люди считают, что это они, а вовсе не камень, определяют течение жизни на острове. И в знак мнимой власти над камнем оставляют на нем следы. В результате деяний Арсения Конь-камень оказался оседлан часовней. Приглядевшись, можно различить на нем и петроглифы. Изображение бесов? Похоже. Хотя кто-то мог просто нагадить. Как один из великих князей, посетивший священное место и оставивший в память об этом на камне табличку (теперь, правда, снятую). Выглядит это, как "Здесь был Коля". Тупой вандализм. Собаки куда деликатней.

КАРТА МЕСТ СИЛЫ ОЛЕГА ДАВЫДОВА - АРХИВ МЕСТ СИЛЫ -

Остров Коневец, на котором расположен Коневский Рождество-Богородичный монастырь, сделавший его знаменитым, расположен в западной части Ладожского озера в 5 километрах от берега.
В этом месте далеко в Ладогу вдается мыс, ограничивающий удобную бухту Владимировскую (монахи иногда называют ее Чертовой). Весь мыс занят поселком Владимировка и военно-морской базой. Военные присутствуют и на острове Коневец, на его северной оконечности. Летом они перебираются на остров катерами, а зимой, когда лед становится достаточно крепким, используют гусеничные вездеходы. Сегодня воинская часть полупустая, корабли, некогда бороздившие просторы Ладоги, большей частью затоплены во Владимировской бухте и у северного берега острова.

Наибольшая длина Коневца не превышает 5 км, а ширина равна в среднем 2 км. Западный берег острова почти на всем протяжении круто обрывается к озеру и имеет неширокую полоску пляжа под уступом. С восточной же стороны остров отличается изрезанностью береговой линии - вытянутыми узкими полуостровами и широкими заливами между ними. Каменистые отмели здесь тянутся на сотни метров от берега; часть из них густо поросла тростником. Как бы желая соединить Коневец с берегом, с юго-западной оконечности острова далеко в озеро уходит песчаная коса, служащая заодно естественным волноломом для бухты Владычная, куда приходят монастырские катера. Большая часть острова покрыта сосновым бором. Около пяти месяцев в году на острове лежит снег. Лето прохладное, с температурами +18...+20.

Название острова происходит от находящегося здесь валуна весом более 750 тонн - Конь-камня, до конца XIV века служившего местом языческих жертвоприношений. Жители побережья (корелы), использовавшие остров как пастбище, на этом камне ежегодно приносили в жертву коня.

Как добраться

Чтобы попасть на остров, следует в Санкт-Петербурге сесть на электричку, идущую с Финляндского вокзала до станции Приозерск или Кузнечное (до 6 отправлений в день летом) и выйти на станции Громово. Там сесть на автобус Сосново - Владимировка (4 раза в день). Через час вы окажетесь на побережье Ладоги. Лучше садиться на первую электричку, идущую из Питера (~7ч20мин), так как автобусы ходят редко, и лучше иметь резерв времени. Из поселка на остров летом можно попасть на катере, который ходит без какого-либо расписания. Это создает определенные неудобства, так как люди на катере не обязаны брать Вас с собой, и забирать обратно с острова. Тем не менее, небольшая плата делает их более покладистыми. Зимой проблем значительно меньше - расстояние в 5 километров можно пройти пешком по льду за полтора часа (в этом месте протоптаны многочисленные тропы, ведущие на остров).

Автобус останавливается перед воротами военной части. Пройдя через них (для этого надо спросить разрешение у привратника, что сегодня является чистой формальностью), Вы увидите справа высокую водонапорную башню, от которой в сторону острова уходят тропинки. Остров хорошо виден с берега, так что заблудиться невозможно. Не следует приезжать на остров в конце октября - начале декабря и в конце марта - начале апреля. Можно попасть в такой момент, когда навигации нет, а лед еще недостаточно крепкий. Другое не самое удачное время для визитов - июнь. Этот месяц любим комарами. Как видите, попасть на остров - это уже само по себе небольшое приключение!

Переночевать можно на острове, поставив палатку в лесу, или попросившись в монастырь. В последнем случае, рекомендуется быть православным. В поселке, расположенном на берегу, на территории воинской части также есть небольшая гостиница, принадлежащая монастырю и рассчитанная на паломников. Удобств в ней практически нет, но переночевать можно. Учитывая небольшие размеры монастыря и острова, его можно осмотреть за один день.

Страницы истории

Монастырь был основан в конце 14 века преподобным Арсением Коневским из Новгорода Великого. В 1398 году была заложена церковь во имя Рождества Богородицы, располагавшаяся на берегу Ладоги. Однако, уже в 1421 году, из-за наводнения, Арсений переносит монастырь на более высокое место, где он находится и по сей день.

Дважды, в 1577 и 1610 годах, шведы захватывали остров. Коневские иноки вынуждены были покинуть монастырь и обосноваться в Деревяницком Воскресенском монастыре под Новгородом. После разорения в 1610 году, остров Коневец до победоносного для России окончания Северной войны, находился под шведским владычеством, собор был практически разрушен.

Сохранившиеся сегодня постройки были возведены, в основном, в 19 и начале 20 века. На эту пору и приходится самый расцвет монастыря. Сюда приезжали император Александр II с семьей и свитой, писатели Лесков, А. Дюма, Ф. Тютчев и Немирович-Данченко.
Во время переворота 1917 года монастырь не пострадал, так как оказался на территории получившей независимость Финляндии. Однако, количество монахов заметно сокращалось, так как отсутствовал приток послушников из России. Перед Советско-Финской войной на острове разместились штаб (в каменной гостинице) и две батареи береговой артиллерии финской армии. С началом войны часть утвари была вывезена, но большая часть осталась - иконостасы и колокола всех церквей, кроме звонов Казанского скита. В 1941 году, когда остров опять стал принадлежать Финляндии, часть иноков вновь прибыла на остров, пытаясь возродить монашескую жизнь. Все храмы, кроме Никольского, к тому времени были полностью разорены. 19 августа 1944 года последние из братии навсегда покинули остров, отошедший к Советскому Союзу. После периода скитаний 32 коневских инока обосновались в усадьбе Хнекка коммуны Кейтеле, где монастырь просуществовал до 1956 года. 31 августа 1956 года девять оставшихся в живых монахов переехали в Ново-Валаамский монастырь в Папинниеми, взяв с собой чудотворную Коневскую икону.
С 1990 года начинается современный этап истории монастыря. Сегодня на острове насчитывается более 20 монахов, ведутся активные восстановительные работы.

Монахи ведут по большей части натуральное хозяйство, хотя, конечно, получают значительную помощь извне. В монастыре есть своя пекарня и сыроварня, свой огород и подсобное хозяйство. Печи топят по-старинному - дровами. Зимой для хозяйственных поездок используют сани.

Достопримечательности

Главной достопримечательностью и святыней монастыря является великолепное здание Соборного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы , собора, в котором покоятся мощи Преподобного Арсения Коневского. Место для строительства было выбрано им самим еще в далеком 1421 году, после наводнения, и с тех пор здесь возводился не один храм, но каждый раз на фундаменте первого.
Объемно и планировочно здание следует традициям древнерусского зодчества, представляя собой восьмистолпный храм с выступающей алтарной частью в виде трех полукружий апсид, центральным кубическим объемом и притвором в западной части. Центральный объем венчают пять куполов на восьмигранных барабанах. Силуэт куполов с главками, форма окон, дугообразные карнизы над ними, пилястры навеяны архитектурным стилем барокко, еще недавно господствовавшем в зодчестве Петербурга. В целом же здание собора вобрало в себя традиции древнерусской архитектуры, мотивы эпохи барокко и влияние набравшего силу классицизма, гармонично объединив все это. В конце 60-х годов XIX века здание собора получило дополнение с западной стороны в виде пристройки с башенкой, что сделало возможным устроить закрытый вход на второй этаж, кроме того появилась дополнительная площадь для ризницы.
Если идти на восток от храма к Казанскому скиту, то нельзя не обратить внимание на хозяйственные строения. Справа мы видим каменное двухэтажное с мезонинами здание для рабочих , построенное в 1874 году архитектором И.Б. Слупским. С левой стороны - каменная двухэтажная гостиница 1861 года постройки, за ней виднеется каменный скотный двор , возведенный в 1826 году. Чуть дальше к востоку расположилась деревянная конюшня с двором посередине, с двумя избами для конюхов и рабочих - довольно редкий в наше время образец хозяйственной постройки, сохранившийся почти в полном объеме. Следует отметить, что тот факт, что монастырь раполагался на острове, доступ на который был ограничен военными, спас монастырь от окончательного разорения местными жителями, что является уделом многих церквей в континентальной России.

Далее дорога широкой просекой углубляется в сосновый бор, на фоне которого с правой стороны виден силуэт удивительной по своей красоте деревянной часовни во имя Успения Божией Матери . Часовню построили в 1899 году взамен креста, стоявшего на месте, где любил отдыхать Преподобный Арсений. Архитектура этой изящной постройки решена в русском стиле.
Выйдя из леса, дорога поднимается к живописно расположенному на вершине холма скиту во имя Казанской иконы Божией Матери . Мы видим самые первые из сохранившихся на острове каменных построек.

Строительство скита началось в 1794 году с закладки каменной церкви. Храм возвели в центре прямоугольного двора, образованного оградой и одноэтажными келейными домиками. Архитектурный образ храма несет в себе черты древнерусского зодчества.
Прямоугольный двор с северной стороны ограждает сплошное одноэтажное здание, в котором были устроены теплые келии и общая трапеза с кладовыми. Юго-восточный и юго-западный углы каменной ограды заняли одноэтажные домики на одну келию с холодными сенями.

Скитская дорога здесь заканчивается, однако влево уходит тропинка, которая, петляя по холму, исчезает в зарослях леса. По этой тропинке мы подходим к северному склону Святой горы, где у подножия лежит огромный валун размером 9 х 6 и высотой 5 метров, формой своей напоминающий череп лошади. Спускаемся вниз по каменным ступеням и оказываемся рядом с этим чудом природы, на вершине которого расположилась небольшая деревянная часовенка. Это и есть та самая жемчужина острова - часовня на Конь-камне . Часовня была воздвигнута после того, как Преподобный Арсений изгнал злых духов, обитавших, по преданию, под Конь-камнем. Последний вариант ее, не раз затем обновленный, по всей видимости, можно отнести к 1815 году.

Нет сомнения, что путешествие на этот удаленный от шумных туристских троп остров, покрытый прекрасным сосновым лесом, возвышающимся над беспредельной гладью Ладожского озера, может оставить яркие впечатления!

Если Вы бывали на Коневце, то присылайте свои впечатления и замечания по тексту, и они будут опубликованы здесь.

Похожие публикации