Древний город из легенд. История исследования центральных анд

Боливия – незабываемое и самобытное, но вместе с тем недооцененное туристическое направление в мире. Эта страна предлагает туристу сюрреалистические ландшафты, уникальное сочетание культур, яркие фестивали, шумные рынки.

Это место идеально подходит как для семейного отдыха, так и для активных людей, ищущих приключения. От лучших курортов Копакабана у озера Титикака до соляных полей Уюни, лучшие туристические достопримечательности Боливии предлагают туристу получить незабываемый опыт.

Национальный монетный двор — это достопримечательность Потоси и один из лучших музеев Южной Америки. Первый монетный двор был построен там, где сейчас стоит здание Юстиции, его возвели в 1572 году по приказу вице-короля Толедо. Но его замена является огромным и поразительно красивым зданием, которое занимает целый городской квартал. Не обязательно быть нумизматом, чтобы захотеть исследовать историю первой валюты Боливии.

Эти четыре небольших музея сгруппированы вдоль самой колониальной улицы Ла-Пас и обычно могут быть осмотрены во время однодневного визита в город. Также известный как Музей золота, он прославился четырьмя впечатляюще коллекциями древних изделий из серебра, золота и меди. Миниатюрный Музей Литораль состоит в основном из исторических карт.

Бывший дом Педро Доминго Мурильо, лидера в революции Ла-Пас — второй музей. Он демонстрирует коллекцию предметов искусства колониальной эпохи. Также здесь выставлены музыкальные инструменты и изделия из стекла и серебра, которые когда-то были во владении аристократов Боливии.

В этом городе сразу привлекает внимание белый мавританский собор с его куполами и яркими синими керамическими плитками в португальском стиле. Крещение происходит каждую субботу в 16:00. Черная статуя в соборе высеченная внуком императора Тупака Инка Юпанки. Ее можно увидеть над алтарем в святыне, что наверху.

Сложно найти другой музей, который бы поведал об истории Боливии лучше, чем этот. Здесь в августе в 1825 году подписали Боливийскую декларацию независимости. Опытные гиды предлагают захватывающий тур.

Первый бал Боливийских конгрессов состоялся именно здесь. Здесь также были рассмотрены кандидаты в докторантуру. За кафедрой висят портреты Симона Боливара и Антонио Хосе де Сукре. Декларация о независимости занимает почетное место в коллекции, на гранитном цоколе.

Ничто не символизирует богатую историю Боливии, как возведенный в европейском стиле Дворец Порталес. Хотя сам барон, для которого все строилось, никогда не жил в этом роскошном особняке, завершенном в 1927 году, он был снабжен некоторыми из лучших импортных материалов, доступных в то время — каррарским мрамором, французским деревом, итальянскими гобеленами и нежными шелками.

Сады и экстерьер были вдохновлены дворцом в Версале, игровая комната является имитацией Альгамбры в Гранаде, а главный зал вдохновлен дизайном дворцов Ватикана.

Местоположение: Av. Potosí 1450.

Этот превосходный музей искусств коренных народов является обязательным к посещению для всех, кто интересуется историей района Сукре. Гиды уделяют особое внимание тканям древних культур Тарабуко. Этот увлекательный тур имеет интересный подтекст: повторное открытие забытых методов ткачества пробуждает гордость народа за свою культуру.

Местоположение: San Alberto, Sucre.

Это здание когда-то было домом для одного из самых важных художников и политических деятелей страны. Известный своими изысканными фресками и увлечением Дон Кихотом, Волтер Солон Ромеро сильно страдал, когда гибли в тюрьмах во время репрессивных 1970-х годов. Тема несправедливости хорошо видна в работах маэстро.

Местоположение: Ecuador (2517), La Paz.

Музей им. Кеннета Ли (Museo Etno-Arqueológico del Beni ‘Kenneth Lee’)

Этот музей, расположенный к северу от центра Тринидад, считается главным культурным центром города, названным в честь Кеннета Ли, любимого местным народом белого человека из Амазонки. В нем представлены артефакты из региона Тринидад, в том числе традиционные инструменты и племенные костюмы.

Мистическое место Фуэрте-де-Самайпата притягивает как магнит посетителей со всего мира. Они съезжаются сюда только для того, чтобы подняться на холм и увидеть руины строений инков. Фуэрте-де-Самайпата, признанный в 1998 году как объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, занимает вершину холма примерно в 10 км от деревни и предлагает захватывающие виды на долины.

Впервые занятые различными этническими группами еще в 2000 году до нашей эры, только в 1470 году до н. э. эти земли начали населять инки. Конкистадоры предположили, что это место использовалось для защиты. В 1832 году французские натуралисты предположили, что здесь местные пытались отмыть золото. В 1936 году немецкий антрополог назвал Фуэрте-де-Самайпата древним храмом; Его теория, включающая поклонение солнцу и луне, теперь наиболее приемлема.

Скала Динозавров (Cal Orck’o)

Около 70 миллионов лет назад участок цементного карьера, расположенный в 5 км к северу от центра, был местом обитания крупных динозавров. Когда здесь велись работы по расширению территории завода в 1994 году, работники обнаружили около 5000 следов по меньшей мере восьми различных видов динозавров. Это самая большая коллекция следов динозавров в мире.

Некоторые отпечатки можно увидеть из-за ограды парка, но, конечно, лучшую панораму можно получить лишь, спустившись в карьер. Здесь также много моделей динозавров в натуральную величину (интересно для детей) и комнаты с впечатляющими окаменелостями.

Увлекательный монастырь Санта-Тереза был основан в 1685 году и до сих пор является домом для небольшого сообщества монахов-кармелитов, которые восстановили значительную часть здания и превратили его в музей. Экскурсия (на испанском и английском языках) объясняет, как девочки из богатых семей приходили в монастырь в возрасте 15 лет, навсегда прощаясь со своими родителями и близкими.

Здесь также есть множество прекрасных произведений искусства, в том числе великолепная «Мадонна», созданная кастильским скульптором Алонсо Кано, несколько полотен Переса де Ольгина, самого известного художника Боливии и комната расписных деревянных распятий.

Местоположение: Calle Santa Teresa — 15, (пересечение с Calle Ayacucho).

Музей археологии и палеонтологии в Тарихе (Museo Paleontológico y Arqueológico)

Университетский музей археологии и палеонтологии дает представление о доисторических существах и жизнях ранних народов, которые когда-то населяли район Тариха. Внизу можно рассмотреть хорошо сохранившиеся останки животных, а наверху, в центре внимания — история, геология и антропология, с коллекцией старых бытовых предметов орудий, оружия, керамики и различных доисторических приспособлений для охоты.

Монастырь святого Франциска в Потоси (Convento de San Francisco)

Здание было возведено в 1547. Это самый старый монастырь в Боливии. Из-за небольшого размера он был снесен в 1707 году и реконструирован в течение следующих 19 лет. В музее есть прекрасная коллекция религиозного искусства, в том числе картины, среди них работы середины XIX века.

Местоположение: Calle Tarija — 47.

Археологический музей в Кочабамбе (Museo Arqueológico)

Музей предлагает отличный обзор различных культур коренных народов Боливии. Коллекция делится на три секции: археологическая, этнографическая и палеонтологическая. Вся информация предоставлен на испанском языке, а англоговорящий гид предоставляет свои услуги во второй половине дня.

Археологический раздел посвящен главным образом культуре коренных народов в регионе Кочабамба. В этнографической коллекции представлены материалы из культур Амазонии, в том числе примеры неалфавитной письменности, которая с 18-го века использовалась для проповедования христианства неграмотным индейцам. Палеонтологический раздел посвящен ископаемым останкам различных существ, которые когда-то прогуливались по сельской местности Боливии.

Местоположение: Av Oquendo Jordan esq.

Музей располагается ядом с главным собором в Сукре. В нем находится одна из лучших в Боливии коллекций религиозных реликвий. В комнате при входе находится серия прекрасных религиозных картин колониальной эпохи. А в часовне есть мощи святых и мелкие золотые, и серебряные чаши.

Местоположение: Nicolas Ortiz — 61.

ТИУАНАКО - КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

«Все мифы, под-твер-жда-е-мые гео-гра-фи-че-скими дан-ными и архео-ло-ги-че-скими наход-ками, ука-зы-вают на южный берег озера Тити-кака как на колы-бель не только чело-ве-че-ской циви-ли-за-ции в Южной Аме-рике, но и самих богов. Именно отсюда, как гово-рят нам легенды, нача-лось засе-ле-ние Анд после Вели-кого потопа; именно здесь была оби-тель богов во главе с Вира-ко-чей; именно здесь осно-ва-те-лям Древ-ней Импе-рии были даны зна-ния, марш-рут-ные карты и Золо-той Жезл, при помощи кото-рого они опре-де-лили поло-же-ние «Пупа Земли», где и был осно-ван город Куско.


Что каса-ется пер-вых людей в Андах, то мифы свя-зы-вают их появ-ле-ние с двумя ост-ро-вами у южного берега озера Тити-кака. Они носили назва-ние ост-рова Солнца и ост-рова Луны, поскольку эти два небес-ных све-тила счи-та-лись глав-ными помощ-ни-ками Вира-кочи . Свя-зан-ная с кален-да-рем сим-во-лика этих мифов обра-тила на себя вни-ма-ние мно-гих уче-ных. Как бы то ни было, оби-тель Вира-кочи рас-по-ла-га-лась не на ост-рове, а на южном побе-ре-жье озера в Городе Богов. Это место, назы-вав-ше-еся Тиа-ху-а-наку, было насе-лено богами (согласно мест-ным пре-да-ниям) с неза-па-мят-ных вре-мен. Легенды рас-ска-зы-вают, что там были колос-саль-ные по своим раз-ме-рам соору-же-ния, кото-рые могли постро-ить только гиганты».

Заха-рия Сит-чин «Арма-гед-дон откла-ды-ва-ется»

Тиа-у-а-нако - самый древ-ний, самый боль-шой и самый зага-доч-ный город Аме-рики, кото-рый по пре-да-ниям был воз-ве-ден богами. С тем, что стро-и-тель-ство в Тиа-у-а-нако велось богами во плоти, согласны сто-рон-ники тео-рии палео-кон-такта, такие, как З. Сит-чин, и моло-дое поко-ле-ние иссле-до-ва-те-лей, в част-но-сти оте-че-ствен-ных, инте-ресы кото-рых лежат в обла-сти «запрет-ных тем исто-рии» (А. Скля-ров). Но если апо-ло-геты палео-кон-такта под богами под-ра-зу-ме-вают ино-пла-не-тян, то иссле-до-ва-тели «запрет-ных тем» акку-ратно обхо-дят вопрос о про-ис-хож-де-нии богов, все-гда берут это слово в кавычки и гово-рят о «древ-ней высо-ко-раз-ви-той цивилизации».

В связи с Тиа-у-а-нако было выска-зано мно-же-ство раз-лич-ных утвер-жде-ний и гипо-тез, бóль-шую часть из кото-рых пере-чис-лил чеш-ский аме-ри-ка-нист Мило-слав Стингл:

«Исто-ри-че-ская исклю-чи-тель-ность Тиа-у-а-нако прежде порож-дала самые фан-та-сти-че-ские пред-по-ло-же-ния. Так, X.С. Белами счи-тал, что этот «свя-щен-ный город» вообще явля-ется ста-рей-шим горо-дом в мире и построен 250 тысяч лет назад! Артур Познан-ский , у кото-рого немало заслуг в изу-че-нии Тиа-у-а-нако, утвер-ждал, что Веч-ный город воз-ник 17 тысяч лет назад и явля-ется «колы-бе-лью аме-ри-кан-ского чело-века». Извест-ный нор-веж-ский уче-ный Тур Хей-ер-дал счи-тал его жите-лей также созда-те-лями позд-ней-ших огром-ных ста-туй на поли-не-зий-ском ост-рове Пасхи… Неко-то-рые иссле-до-ва-тели пола-гали, что к стро-и-тель-ству Тиа-у-а-нако при-частны севе-ро-ев-ро-пей-ские викинги. А про-ис-хож-де-ние аймара, живу-щих по сосед-ству с Тиа-у-а-нако, свя-зы-ва-лось даже с биб-лей-ским Ада-мом (если пове-рить одному из ста-рых боли-вий-ских авто-ров, Адам гово-рил на языке аймара!). Даже наци-сты, про-воз-гла-сив-шие викин-гов сво-ими пред-ше-ствен-ни-ками, предъ-яв-ляли права на Тиа-у-а-нако. Уже после войны неко-то-рые несе-рьез-ные авторы все еще повто-ряли мисти-че-ское утвер-жде-ние, будто стро-и-те-лями Тиа-у-а-нако были рыже-во-ло-сые викинги».

Крат-кий исто-ри-че-ский экскурс.

Офи-ци-аль-ная исто-ри-че-ская наука гово-рит нам, что Тиа-у-а-нако было сто-ли-цей одно-имен-ной доинк-ской циви-ли-за-ции, кото-рая доми-ни-ро-вала в реги-оне Анд-ских гор между 500 и 900 гг. н.э. В городе во время его рас-цвета про-жи-вало 20000 жите-лей, он зани-мал пло-щадь в 2,6 кв. км. Сей-час Тиа-у-а-нако - архео-ло-ги-че-ский ком-плекс, рас-по-ло-жен-ный на цен-траль-ном боли-вий-ском Аль-ти-плано (высо-ко-гор-ном плато) в 20 км к юго-востоку от озера Тити-кака, депар-та-мент Ла-Пас, Боливия.

Когда-то город назы-вался Тай-пи-кала - Центр мира, по дру-гим дан-ным, Винь-ай-марка - Веч-ный город, а ныне его имя - Тиа-у-а-нако (Tiahuanaco), или Тива-наку (Tiwanaku) - Мерт-вый город.

Уче-ные счи-тают, что тиа-у-а-на-кан-ская куль-тура заро-ди-лась при-бли-зи-тельно в 2000 - 1500 гг. до н.э.. В период между 300 г. до н.э. и 300 г. н.э. город Тиа-у-а-нако был рели-ги-оз-ным цен-тром, в кото-рый совер-ша-лись паломничества.

Со вре-ме-нем Тиа-у-а-нако стало импер-ской сто-ли-цей. Однако пер-вые иссле-до-ва-тели Тиа-у-а-нако счи-тали, что оно не могло быть круп-ным горо-дом, а лишь «цере-мо-ни-аль-ным цен-тром с неболь-шим коли-че-ством посто-ян-ных оби-та-те-лей». Так, пио-нер аме-ри-кан-ской архео-ло-гии Эфраим Джордж Ску-айер в 1877 г. писал: «…Этот район не может снаб-жать про-дук-тами пита-ния или под-дер-жи-вать зна-чи-тель-ное насе-ле-ние и опре-де-ленно не под-хо-дит для рас-по-ло-же-ния сто-лицы госу-дар-ства. Тиа-у-а-нако мог играть роль свя-щен-ного города, поло-же-ние кото-рого было опре-де-лено слу-чаем, про-ро-че-ством или сно-ви-де-нием, но мне трудно пове-рить, что здесь нахо-дился центр вла-сти».

И дей-стви-тельно высо-ко-гор-ная мест-ность близ озера Тити-каки мало при-годна для веде-ния зем-ле-де-лия обыч-ными мето-дами. Пла-чев-ное состо-я-ние сель-ского хозяй-ства в этом рай-оне сего-дня - пря-мое тому дока-за-тель-ство. Однако иссле-до-ва-ния пока-зали, что сель-ское хозяй-ство тиа-у-а-на-кан-цев нахо-ди-лось на столь высо-ком уровне, что вполне могло про-кор-мить столицу.

На обна-жив-шихся от ушед-шей воды озера зем-лях име-лись харак-тер-ные чере-ду-ю-щи-еся полосы под-ня-тия и опу-ще-ния почвы. Только в 60-х гг. XX в. уда-лось понять назна-че-ние этих под-ня-тых полос-платформ и мел-ких кана-лов. Види-мые сего-дня эти «вару-ваару», как назы-вают их индейцы, ока-за-лись частью агро-тех-ни-че-ского ком-плекса, создан-ного в дои-сто-ри-че-ские вре-мена, но «пре-взо-шед-шего совре-мен-ные системы зем-ле-поль-зо-ва-ния». Сей-час они назы-ва-ются под-ня-тыми поло-сами (под-ня-тыми полями). На рав-нине вокруг озера Тити-кака жители насы-пали искус-ствен-ные кур-ганы из почвы, оро-ша-е-мые с помо-щью кана-лов между полями.

Работы по вос-со-зда-нию системы под-ня-тых полей пока-зали, что кар-то-фель, к при-меру, здесь рас-тет гораздо лучше, чем при обыч-ной посадке в сухую почву на рав-нине. На этой высоте глав-ным вра-гом зем-ле-дель-цев явля-ются замо-розки, кото-рые нано-сят боль-шой ущерб уро-жаю. На под-ня-тых полях воз-дей-ствие замо-роз-ков сво-ди-лось к мини-муму, так как вода в кана-лах вокруг них сохра-няла днев-ное тепло и под-дер-жи-вала более высо-кую тем-пе-ра-туру, чем на окру-жа-ю-щей рав-нине. Уро-жай на под-ня-тых полях не постра-дал и от жгу-чей засухи, а затем и от навод-не-ния, когда зато-пило сосед-ние поля. На экс-пе-ри-мен-таль-ных участ-ках кар-то-фель давал втрое боль-ший уро-жай, чем на наи-бо-лее про-дук-тив-ных совре-мен-ных полях.

Для А. Познан-ски не было сомне-ний в том, что Тиа-у-а-нако - самым древ-ний и самый зна-чи-тель-ный город Нового Света. Здесь пра-вила вер-хов-ная раса, учре-див-шая законы и нормы морали, кото-рые рас-про-стра-ни-лись до Арген-тины и юго-запада совре-мен-ных Соеди-нен-ных Шта-тов. При-бреж-ное поло-же-ние Тиа-у-а-нако обу-слов-ли-вало про-цве-та-ние города. Архео-логи согласны с Арту-ром Познан-ски в том, что Тиа-у-а-нако был круп-ным цен-тром вла-сти, хотя и не при-ем-лют его дати-ровки. Кроме того, никто не отри-цает риту-аль-ного пред-на-зна-че-ния Тиа-у-а-нако.

Импе-рия в период сво-его рас-цвета (700 - 900 гг. н.э.) зани-мала зна-чи-тель-ную часть Анд-ского наго-рья и рас-про-стра-ня-лось до побе-ре-жья Тихого оке-ана. На этой тер-ри-то-рии нахо-дятся нагор-ный запад совре-мен-ной Боли-вии, юг Перу, север Чили и северо-запад Арген-тины. Тор-го-вые и куль-тур-ные связи Тиа-у-а-нако рас-про-стра-ня-лись на бо?льшую часть Южной Аме-рики. Импе-рия завер-шила свое суще-ство-ва-ние при-мерно к 900 - 1200 гг. При-чины ее паде-ния неясны. Похоже, что пере-мены были вне-зап-ными: пустеют как сто-лица, так и про-вин-ци-аль-ные цен-тры. Гибель сто-лицы вызвала бра-то-убий-ствен-ные войны, довер-шив-шие раз-вал страны, кото-рую захва-тили пле-мена колья (айма-ров).

А. Познан-ски при-шел к заклю-че-нию о том, что Тиа-у-а-нако пере-жило две ката-строфы - одну при-род-ную, вызван-ную лави-ной воды, а затем некое бед-ствие неиз-вест-ного про-ис-хож-де-ния.

«По мне-нию Познан-ски, о том, что непо-сред-ствен-ной при-чи-ной гибели Тиа-у-а-нако яви-лось навод-не-ние, - пишет Г. Хэн-кок , - сви-де-тель-ствует «нали-чие пред-ста-ви-те-лей озер-ной флоры (Paludestrina culminea, P. andecola, Planorbis titicacensis и др.) в нано-сах вме-сте со ске-ле-тами людей, погиб-ших в ката-клизме. Кроме того, в этом же нанос-ном слое обна-ру-жены кости рыб Orestias из совре-мен-ного семей-ства bogas… Также было обна-ру-жено, что фраг-менты ске-ле-тов людей и живот-ных лежат «в хао-ти-че-ском бес-по-рядке вме-сте с обра-бо-тан-ными кам-нями, ору-ди-ями, инстру-мен-тами и бес-чис-лен-ным коли-че-ством дру-гих пред-ме-тов. Видно, что все это волокла, ломала и сва-ли-вала в кучу какая-то сила. Любой, кто взял бы на себя труд выко-пать шурф метра в два глу-би-ной, не смог бы отри-цать, что все эти кости, кера-мику, дра-го-цен-но-сти, ору-дия и инстру-менты собрала и сме-шала раз-ру-ши-тель-ная сила воды в соче-та-нии с рез-кими дви-же-ни-ями грунта… Слои нано-сов покры-вают целые поля облом-ков стро-е-ний, и озер-ный песок, сме-шан-ный с рако-ви-нами из Тити-каки, раз-дроб-лен-ный поле-вой шпат и вул-ка-ни-че-ский пепел нако-пи-лись в замкну-тых про-стран-ствах, окру-жен-ных сте-нами…».

Алан Колата (Alan L. Kolata), аме-ри-кан-ский архео-лог, антро-по-лог и этно-и-сто-рик (Чикаг-ский уни-вер-си-тет), наряду с боли-вий-скими уче-ными иссле-до-вав-ший Тиа-у-а-нако и его окрест-но-сти в тече-ние 80-х и начале 90-х гг. XX в., счи-тал, что при-чи-ной паде-ния Тиа-у-а-нако стала «при-род-ная ката-строфа бес-пре-це-дент-ных мас-шта-бов», но не навод-не-ние, а нечто прямо про-ти-во-по-лож-ное. В анд-ских лед-ни-ках и в осад-ках на дне озера Тити-кака сохра-ни-лись сви-де-тель-ства дол-гого засуш-ли-вого пери-ода, кото-рый начался в X в. и про-дол-жался не менее чем до 1300 г. Вода ушла с под-ня-тых полос, что при-вело к неуро-жаям. В резуль-тате вся доро-го-сто-я-щая система импер-ской вла-сти начала рушиться. Ока-зав-шись не в состо-я-нии под-дер-жи-вать вну-ши-тель-ное город-ское хозяй-ство, люди поки-нули Тиа-у-а-нако и больше уже не воз-вра-ща-лись туда.

Пер-вым инк-ским пра-ви-те-лем (если не счи-тать леген-дар-ного Манко Капака), кото-рый побы-вал в Тиа-у-а-нако, был чет-вер-тый Инка - Майта Капак. Город в то время уже был вымер-шим. Именно инки назвали его Мерт-вым горо-дом - Тиа-у-а-нако.

По сви-де-тель-ству испан-ского хро-ни-ста Педро Сьесы де Леона , «пер-вые Инки посто-янно зани-ма-лись стро-и-тель-ством сво-его двора и рези-ден-ции в нем в этом Тиа-гу-а-нако». В сто-роне от древ-них соору-же-ний Тиа-у-а-нако в его быт-ность нахо-ди-лись «посто-я-лые дворы Инков, и дом где родился Манко Инка, сын Вайна Капака». Рядом с ними были «рас-по-ло-жены две гроб-ницы мест-ных пра-ви-те-лей этого селе-ния, высо-той как башни, широ-кие и угло-ва-тые, двери обра-щены к вос-ходу солнца».

На свя-щен-ном ост-рове Тити-кака, куда по легенде Инти спу-стил на землю пер-вых инков Манко Капака и его сестру и жену Маму Окльо, инки постро-или «бога-тей-ший храм, цели-ком обши-тый слит-ками золота, посвя-тив его Солнцу, куда пого-ловно (universalmente) все про-вин-ции, под-чи-нен-ные инке, каж-дый год при-но-сили под-но-ше-ния [в виде] мно-же-ства золота, и серебра, и дра-го-цен-ных кам-ней».

Совре-мен-ный вид руин Храма Солнца на ост-рове Солнца.

Одна из ком-нат храма Солнца. Гра-вюра из книги Э. Ску-ай-ера «Перу. Эпи-зоды путе-ше-ствия и иссле-до-ва-ние в стране инков».

По дан-ным Педро Сьесы де Леона, из храма Солнца «испанцы в раз-ные вре-мена взяли при-лично» и сокро-вищ там уже нет. Однако у Гар-си-ласо де ла Веги дру-гая вер-сия: «…Как только индейцы узнали о при-ходе на те земли испан-цев и что они заби-рали себе все богат-ства, кото-рые нахо-дили, они бро-сили все в то вели-кое озеро».

Со слов Гар-си-ласо де ла Веги известно, что инк-ские пра-ви-тели «не только хра-мом и его бога-тей-шими укра-ше-ни-ями обла-го-ро-дили тот ост-ров»: «Они сколько могли, выров-няли его, убрав с него камни и глыбы; постро-или плат-формы, кото-рые засы-пали хоро-шей пло-до-род-ной зем-лей, [спе-ци-ально] при-ве-зен-ной изда-лека, чтобы поса-дить здесь маис, ибо во всем том рай-оне, поскольку это очень холод-ная земля, он никак не при-ни-мался. На тех плат-фор-мах они выса-жи-вали его вме-сте с семе-нами дру-гих [рас-те-ний], и, хотя за ним много уха-жи-вали, они соби-рали лишь немно-го-чис-лен-ные початки, кото-рые как свя-щен-ная вещь достав-ля-лась королю, а он отно-сил их в храм Солнца, и посы-лал избран-ным дев-ствен-ни-цам, кото-рые нахо-ди-лись в Коско, и при-ка-зы-вал, чтобы их напра-вили [и] в дру-гие оби-тели и храмы, кото-рые име-лись в Коро-лев-стве: в один год - одним, в дру-гой - дру-гим, чтобы все насла-ди-лись бы тем зер-ном, кото-рое при-несли как бы с неба. Его выса-жи-вали в садах хра-мов Солнца и домов избран-ниц в про-вин-циях, где они име-лись, а то, что соби-ра-лось, рас-пре-де-ля-лось среди селе-ний тех про-вин-ций. Несколько зерен кидали в жит-ницы Солнца и короля и в хра-ни-лища сове-тов, чтобы они, будучи боже-ствен-ного про-ис-хож-де-ния, охра-няли бы, уве-ли-чи-вали и спа-сали бы от порчи хлеб, кото-рый был там собран для все-об-щего под-дер-жа-ния (sus tento). Если же индеец мог запо-лу-чить одно зер-нышко того маиса или любого дру-гого злака (semilla), чтобы бро-сить его в свои склады, он счи-тал, что всю свою жизнь не будет испы-ты-вать недо-статка в хлебе; такими вот суе-вер-ными они были во всем, что каса-лось их инков».

Со вре-мен втор-же-ния испан-цев и до срав-ни-тельно недав-него вре-мени Тиа-у-а-нако под-вер-гался разрушению.

Зна-ние под запре-том богов.

Суще-ство-ва-ние мно-же-ства раз-лич-ных тео-рий, мне-ний и гипо-тез каса-тельно Тиа-у-а-нако объ-яс-ня-ется невоз-мож-но-стью соста-вить пол-ное, а соот-вет-ственно пра-виль-ное пред-став-ле-ние об его исто-рии из-за недо-ста-точ-но-сти исто-ри-че-ских источ-ни-ков. Созда-ется впе-чат-ле-ние, что боже-ствен-ные стро-и-тели и жители Тиа-у-а-нако наме-ренно сде-лали зна-ние о нем недоступным.

Одна из самых боль-ших про-блем иссле-до-ва-ния исто-рии циви-ли-за-ций, нахо-див-шихся на тер-ри-то-риях совре-мен-ных Перу и Боли-вии, - это отсут-ствие у них пись-мен-но-сти. Есть све-де-ния о том, что пись-мен-ность была, но в какое-то время боги ее запре-тили, и все пись-мен-ные объ-екты были уни-что-жены по их при-казу. А важ-ней-шие собы-тия были отра-жены в мифах и леген-дах, кото-рые индей-цам было велено запо-ми-нать и пере-да-вать изустно из поко-ле-ния в поко-ле-ние в виде песен. Един-ствен-ными пись-мен-ными источ-ни-ками по доко-лум-бо-вой исто-рии Перу явля-ются записи испан-ских свя-щен-но-слу-жи-те-лей, в обя-зан-но-сти кото-рых вхо-дило путе-ше-ство-вать по заво-е-ван-ным местам для изу-че-ния нра-вов, обы-чаев и веро-ва-ний народа их насе-ля-ю-щего. Эти записи должны были облег-чить поко-ре-ние индей-цев и обра-ще-ние их в хри-сти-ан-ство. Однако инфор-ма-ция, собран-ная свя-щен-ни-ками, зача-стую была изна-чально иска-жена индей-цами из-за неже-ла-ния сотруд-ни-чать с окку-пан-тами или из-за страха перед нака-за-нием за при-вер-жен-ность своей вере. Она могла быть непра-вильно понята хро-ни-стами, поскольку сооб-ща-лась на чужом, мало-зна-ко-мом языке и могла быть столь неве-ро-ятна для евро-пейца, что его ум отка-зы-вался ее пони-мать и интер-пре-ти-ро-вал в соот-вет-ствии с при-выч-ными пред-став-ле-ни-ями о миро-по-рядке и пр.

О Тиа-у-а-нако бес-цен-ная инфор-ма-ция содер-жится в «Хро-нике Перу» Педро Сьесы де Леона. В 1540 г. он посе-тил раз-ва-лины Тиа-у-а-нако и запи-сал свя-зан-ные с ним легенды. Также пред-став-ляет боль-шой инте-рес труд Инки Гар-си-ласо де ла Веги «Исто-рия госу-дар-ства инков».

Испанцы, с одной сто-роны, собрали важ-ней-шую инфор-ма-цию, кото-рая и сей-час исполь-зу-ется исто-ри-ками, но с дру-гой сто-роны, они лишили их не менее важ-ных - мате-ри-аль-ных сви-де-тельств. Кон-ки-ста-доры сде-лали все, чтобы уни-что-жить духов-ную и мате-ри-аль-ную куль-туру индей-цев, обра-щая их насильно в хри-сти-ан-ство и грабя и раз-ру-шая их храмы и исполь-зуя их камни для стро-и-тель-ства своих зда-ний. По дан-ным А. Познан-ски, бóль-шей части состав-ляв-ших их бло-ков руины Тиа-у-а-нако лиши-лись в начале XVII в., когда была постро-ена цер-ковь в деревне Тиа-у-а-нако. «Бронза огром-ных бол-тов, кото-рыми соеди-ня-лись камен-ные плиты, - писал он, - была исполь-зо-вана при отливке коло-ко-лов для той же церкви». В отно-си-тель-ной сохран-но-сти после кон-ки-ста-до-ров оста-лось лишь то, что было надежно укрыто зем-лей и могло быть най-дено археологами.


Кар-тина неиз-вест-ного худож-ника пока-зы-вает нам, что Тиа-у-а-нако какое-то время дей-стви-тельно было надежно укрыто зем-лей, над кото-рой воз-вы-ша-лись только огром-ные вер-ти-каль-ные столбы и, что уди-ви-тельно, совер-шенно ровно сто-я-щие и не рас-ко-ло-тые Врата Солнца. Больше всего меня пора-зило даже не запу-сте-ние этого места, а то, что оно было покрыто таким слоем почвы, что смогло пре-вра-титься в пахот-ное поле. Но для обра-зо-ва-ния куль-тур-ного слоя подоб-ной тол-щины, нужно, чтобы здесь жило очень много людей в тече-ние очень долго вре-мени. Но ничего такого не было. Зна-чит, в самом деле Тиа-у-а-нако было спря-тано богами с помо-щью какого-то сти-хий-ного бед-ствия. Какого? На эту роль под-хо-дит только навод-не-ние. А что уж совсем пора-зи-тельно, так это то, что и Ака-пана выгля-дит совер-шенно как обыч-ная невы-со-кая гора. Навер-ное, ее так сгла-дила вода.

Видимо, этот пей-заж с пас-то-раль-ной груп-пой напи-сан еще до того, как на тер-ри-то-рии Тиа-у-а-нако нача-лись добыча камня и поиски кла-дов инков. Жаль, что нельзя уста-но-вить время напи-са-ния кар-тины, потому что она явля-ется очень важ-ным исто-ри-че-ским доку-мен-том. Можно лишь пред-по-ло-жить, что это - работа худож-ника XVIII в. школы Куско, т.е. школы коло-ни-аль-ной, европеизированной.

Необы-чен и ракурс, в кото-ром было изоб-ра-жено Тиа-у-а-нако. Совре-мен-ные путе-ше-ствен-ники с этой точки не фото-гра-фи-руют. Кала-са-сайя обра-щена к нам своей запад-ной сто-ро-ной, про-ти-во-по-лож-ной совре-мен-ному парад-ному входу, а перед ней - почти уто-нув-ший в земле Дво-рец сар-ко-фа-гов (Путуни). Худож-ник, видимо, нахо-дился на холме, остав-шемся от пира-миды Лакаколью.

По поводу нано-сов аллю-вия А. Познан-ски писал следующее:

«Есть много осно-ва-ний пола-гать, что Пума-Пунку было почти пол-но-стью покрыто нано-сами аллю-вия, кото-рые были сме-тены, в част-но-сти, во время очень ста-рых поис-ков задолго до кон-ки-сты. Позже, когда жители Пире-ней-ского полу-ост-рова при-шли на Аль-ти-плано, новые рас-копки в поис-ках скры-тых сокро-вищ были про-ве-дены в боль-ших масштабах.

Еще позже, в тот период, когда эти руины слу-жили карье-ром для стро-и-тель-ства церкви в совре-мен-ной деревне Тиуа-наку, осталь-ная часть нано-сов, кото-рыми все еще были покрыты руины, была уда-лена. Охот-ники за сокро-ви-щами искали даже под огром-ными бло-ками, таково было жгу-чее жела-ние найти богат-ство».

После раз-граб-ле-ния Тиа-у-а-нако в XVII в. инте-рес к нему, видимо, осла-бел, и его на неко-то-рое время оста-вили в покое. Но в любом слу-чае для испан-цев оно явля-лось насле-дием корен-ного насе-ле-ния, к кото-рому они испы-ты-вали отвра-ще-ние и ненависть.

Изме-не-ние отно-ше-ния к этим руи-нам имело место во время войны за неза-ви-си-мость от испан-ского гос-под-ства (1810 - 1826), когда Тиа-у-а-нако и доко-лум-бо-вое про-шлое были под-дер-жаны моло-дыми бор-цами за неза-ви-си-мость в каче-стве икон новой нации. Эта точка зре-ния под-твер-жда-ется тем фак-том, что в 1825 г. Хосе Анто-нио де Сукре (José Antonio de Sucre) - вна-чале пра-вив-ший как осво-бо-ди-тель Боли-вии, а затем как пре-зи-дент - при-ка-зал выко-пать из земли и под-нять Врата Солнца в Тиа-у-а-нако в каче-стве сим-вола роста новой нации (по дан-ным Кар-лоса Понсе Сан-хи-неса). Эти наци-о-на-ли-сти-че-ские настро-е-ния были недол-гими, а боли-вий-ская рес-пуб-ли-кан-ская интел-ли-ген-ция затем ока-за-лась под вли-я-нием науч-ного расизма и высту-пала в под-держку идеи о врож-ден-ной пре-ступ-но-сти и непол-но-цен-но-сти корен-ных анд-цев. Сочи-не-ния боли-вий-ских уче-ных в это время изоб-ра-жали Тиа-у-а-нако либо как сим-вол про-шлого, кото-рый дол-жен быть уни-что-жен, чтобы перейти к более про-све-щен-ной эре, или как обра-зец циви-ли-за-ции, забы-той ее индей-скими потом-ками.

Гра-вюра из книги Э. Ску-ай-ера, изоб-ра-жа-ю-щая пор-тал ограды церкви в селе-нии Тиа-у-а-нако, рядом с кото-рым уста-нов-лены ста-туи из Храма камен-ных голов.

Эфраим Ску-айер во время сво-его посе-ще-ния Тиа-у-а-нако в начале 60-х гг. XIX в. явился сви-де-те-лем про-яв-ле-ний этой идеологии.

В своей книге «Перу. Эпи-зоды путе-ше-ствия и иссле-до-ва-ние в стране инков» Э. Ску-айер писал:

«Пер-вое, что пора-жает в селе Тиа-у-а-нако посе-ти-теля, - это боль-шое коли-че-ство пре-крас-ного теса-ного камня в гру-бых стро-е-ниях, мосто-вых, огра-дах дво-ров. Он исполь-зу-ется в каче-стве пере-мы-чек, кося-ков, сиде-ний, сто-лов, емко-стей для воды. Цер-ковь постро-ена в основ-ном из него… Повсюду остатки древ-но-стей из сосед-них раз-ва-лин, кото-рые были реаль-ным карье-ром, откуда были взяты теса-ные камни не только для Тиа-у-а-нако и для всех дере-вень и церк-вей его долины, но и для воз-ве-де-ния собора Ла-Паса, сто-лицы Боли-вии… Памят-ники про-шлого обес-пе-чили мате-ри-а-лами боль-шин-ство обще-ствен-ных зда-ний, мостов, авто-мо-биль-ных дорог сего-дняш-него дня».

«С 1833 года, однако, ико-но-борцы зара-бо-тали с новой силой, - рас-ска-зы-вает Э. Ску-айер. - Не сумев демон-ти-ро-вать мас-сив-ные камни, состав-ляв-шие базу так назы-ва-е-мого Зала пра-во-су-дия, они зами-ни-ро-вали их и взо-рвали их с поро-хом, извле-кая мно-гие тща-тельно выре-зан-ные фраг-менты, чтобы выстлать собор Ла-Паса» .

Зал пра-во-су-дия нахо-дился в 250 шагах к юго-востоку от Ака-паны, стоял на плат-форме, скреп-лен-ной мед-ными зажи-мами, и имел стены из гигант-ских моно-ли-тов. Раз-ме-рам сла-га-ю-щих его кам-ней, по сло-вам Э. Ску-ай-ера, удив-лялся Педро Сьеса де Леон. Оста-лось только опи-са-ние Зала пра-во-су-дия и тех архи-тек-тур-ных и стро-и-тель-ных чудес, кото-рые там были, сде-лан-ное неза-долго до их уни-что-же-ния Аль-си-дом д’Орбиньи. Я так и не смогла понять из тек-ста книги Э. Ску-ай-ера, о каком объ-екте идет речь. Видимо, он либо еще не рас-ко-пан, либо пол-но-стью исчез.

По сви-де-тель-ству д’Орбиньи, в Тиа-у-а-нако испанцы взры-вали даже боль-шие скульп-туры, чтобы исполь-зо-вать их куски как стро-и-тель-ный мате-риал. Такая судьба постигла и две огром-ные ста-туи, кото-рые опи-сы-вал Педро Сьеса де Леон: «За этим хол-мом (за Ака-па-ной - Ф.Ó.) нахо-дятся два камен-ных идола, обра-зом и подо-бием чело-ве-че-ским, с пре-вос-ходно отде-лан-ными и про-ра-бо-тан-ными чер-тами лица, настолько, что кажется, будто сде-лано это было руками вели-ких худож-ни-ков или масте-ров. Они настолько огром-ные, что кажутся малень-кими гиган-тами, и видно, что их внеш-ний вид и длин-ные оде-я-ния отли-ча-ются от того, что мы видим у мест-ных жите-лей этих про-вин-ций. На голо-вах у них, кажется, есть их орна-мент (укра-ше-ния)». Эти ста-туи, согласно д’Орбиньи, были «раз-биты на куски заря-дами пороха, встав-лен-ными между плечами».

«Голова одной, - пишет Эфраим Ску-айер, - лежит в сто-роне от дороги, в четы-рех лье на пути в Ла-Пас, куда была сде-лана попытка пере-везти ее. Я не видел ее, но вос-про-из-вожу набро-сок, дан-ный Д’Орбиньи, лишь заме-тив, что я не сомне-ва-юсь, что …фигуры изоб-ра-жены тем же авто-ром, что и боль-шой моно-лит (Врата Солнца - Ф.Ó.). Голова имеет 3 фута 6 дюй-мов (около 1,07 м) в высоту и 2 фута 7 дюй-мов (около 0,79 м) в диа-метре, так что, если дру-гие про-пор-ции фигуры были соот-вет-ственны, общая высота памят-ника могла быть около восем-на-дцати футов (5,4 м).

Д’Орбиньи нашел и несколько дру-гих скульп-тур-ных фигур среди руин; одна с чело-ве-че-ской голо-вой и кры-льями при-ми-тивно выпол-нен-ная, дру-гая - живот-ного, напо-ми-на-ю-щего тигра, и т.д. Castelnau упо-ми-нает «огром-ную яще-рицу, выре-зан-ную в камне», и дру-гие изва-я-ния. М. Angrand… гово-рит о восьми таких фигу-рах в деревне Тиа-у-а-нако, кроме того, о двух в Ла-Пасе и одной, раз-би-той по дороге туда».

К началу XX в. отно-ше-ние пра-вя-щего испан-ского мень-шин-ства к Тиа-у-а-нако не изме-ни-лось. Его про-дол-жали свя-зы-вать с неци-ви-ли-зо-ван-ным про-шлым и не только не пыта-лись сохра-нить, но по-прежнему стре-ми-лись уни-что-жить. По сло-вам А. Познан-ски, про-ис-хо-дило «систе-ма-ти-че-ское раз-ру-ше-ние вели-че-ствен-ных руин Тиуа-наку, уни-что-же-ние, осу-ществ-ля-е-мое как стро-и-те-лями желез-ной дороги Гуаки-Ла-Пас, так и индей-ским кон-тин-ген-том совре-мен-ной деревни Тиуа-наку, кото-рый исполь-зо-вал руины в каче-стве карьера для ком-мер-че-ской экс-плу-а-та-ции».

А. Познан-ски обра-щался к Ману-элю Висенте Бал-ли-ви-ану (Manuel Vicente Ballivián), пре-зи-денту Гео-гра-фи-че-ского обще-ства Ла-Паса, добился, чтобы в Кон-грессе про-шли законы по охране архео-ло-ги-че-ских памят-ни-ков Боли-вии, но они не рабо-тали. «Эта про-грамма защиты была отдана в руки госу-дар-ства, кото-рое не выпол-няет законы, не обя-зы-вает кого-либо еще делать это, - с горе-чью отме-чал А. Познан-ски, - в резуль-тате чего ван-даль-ное раз-ру-ше-ние про-дол-жа-лось без-на-ка-занно».

Отно-ше-ние к Тиа-у-а-нако изме-ни-лось только в резуль-тате рево-лю-ции 1952 г., когда к вла-сти при-шли наци-о-на-ли-сти-че-ские лидеры. При жизни А. Познан-ски они напа-дали на него. Но после его смерти в 1946 г. они охотно при-няли его мне-ние о том, что Тиа-у-а-нако как слав-ное про-шлое объ-еди-няет всех боли-вий-цев. В свете этого нового миро-воз-зре-ния важ-ные шаги были пред-при-няты пра-ви-тель-ством Боли-вии в 1953 г., чтобы инсти-ту-ци-о-на-ли-зи-ро-вать архео-ло-гию, что явля-лось частью задачи инте-гра-ции корен-ного боль-шин-ства боли-вий-цев в обще-ствен-ную жизнь страны. Архео-лог Кар-лос Понсе Сан-хи-нес (Carlos Ponce Sanjines) был само-про-воз-гла-шен-ным пио-не-ром и лиде-ром этого дви-же-ния, согласно идео-ло-гии кото-рого наци-о-наль-ная иден-тич-ность осно-вана на рас-кры-тии и сохра-не-нии общего анд-ского про-шлого. Он руко-во-дил Боли-вий-ским госу-дар-ствен-ным цен-тром архео-ло-ги-че-ских иссле-до-ва-ний Тиа-у-а-нако (создан в 1957 г.) в тече-ние после-ду-ю-щих четы-рех деся-ти-ле-тий и опуб-ли-ко-вал мно-го-чис-лен-ные эссе, ста-тьи и книги. По сей день он счи-та-ется самым вли-я-тель-ным спе-ци-а-ли-стом в Боли-вии по архео-ло-гии Тиа-у-а-нако. К. Понсе и его команда архео-ло-гов взяла на себя задачу рас-ко-пок и вос-ста-нов-ле-ния Храма камен-ных голов и Кала-са-сайи (60-е гг. XX в.).

С 60-х гг. XX в. стало наби-рать силу дви-же-ние корен-ных наро-дов за обре-те-ние поли-ти-че-ской и соци-аль-ной вла-сти, заявив-шее о своей потреб-но-сти в авто-ном-ной индей-ской куль-тур-ной само-быт-но-сти. Отверг-нув мечту наци-о-на-ли-стов о вклю-че-нии индей-ских наро-дов в запад-ное обще-ство, Боли-вия начала стро-ить новую модель боли-вий-ской наци-о-наль-ной иден-тич-но-сти, коре-нив-шейся в мно-го-эт-нич-но-сти индей-ских наро-дов. Тиа-у-а-нако стало сим-во-лом для дви-же-ния корен-ных наро-дов. В 1992 г. Еди-ная кон-фе-де-ра-ция проф-со-ю-зов тру-до-вых кре-стьян Боли-вии орга-ни-зо-вала акцию про-те-ста по всей стране в связи с пяти-сот-ле-тием испан-ского коло-ни-а-лизма в Аме-рике. В рам-ках этих про-те-стов аймары про-вели сим-во-ли-че-ский захват Тиа-у-а-нако и про-воз-гла-сили его сто-ли-цей сво-его нового госу-дар-ства]. Придя к вла-сти, пер-вый индей-ский пре-зи-дент Боли-вии Эво Мора-лес, две ина-у-гу-ра-ции по обря-дам айма-ров кото-рого про-хо-дили в Тиа-у-а-нако, дал обе-ща-ние, что рас-копки в архео-ло-ги-че-ском ком-плексе будут про-дол-жены.

Фото twiga_269

Однако работы, кото-рые сей-час ведутся на тер-ри-то-рии Тиа-у-а-нако, судя по фото 2009 г., непо-хожи на архео-ло-ги-че-ские рас-копки. Видимо, основ-ной зада-чей руко-вод-ства архео-ло-ги-че-ского ком-плекса явля-ется отстро-ить Тиа-у-а-нако заново. К насто-я-щему вре-мени вос-ста-нов-лены Храм камен-ных голов и Кала-са-сайя. Однако рекон-струк-цию этих объ-ек-тов нельзя назвать науч-ной. Она ско-рее сде-лана для при-вле-че-ния тури-стов.

Так, на снимке внеш-ней стены храма Кала-са-сайя можно видеть каче-ство рестав-ра-ци-он-ных работ. Стена на этом участке состоит, как гово-рится, из того, что под руку попало.

Фото twiga_269

Здесь есть и камни, ровес-ники храма, но, дума-ется, состав-ляв-шие стены дру-гого соору-же-ния, и совре-мен-ные кир-пичи, и еще какой-то мусор, и все это пона-пи-хано абы как.

В 2000 г. «древ-ний город Тиа-у-а-нако» как «духов-ный и поли-ти-че-ский центр доис-пан-ской индей-ской куль-туры» был при-знан ЮНЕСКО памят-ни-ком все-мир-ного насле-дия. Но состо-я-ние ком-плекса вызы-вает у Цен-тра все-мир-ного насле-дия ЮНЕСКО боль-шие опасения.

В марте 2010 г. Центр все-мир-ного насле-дия выра-зил глу-бо-кую обес-по-ко-ен-ность мини-стру куль-туры Боли-вии в связи с ненад-ле-жа-щим осу-ществ-ле-нием трех-лет-него «Про-екта по сохра-не-нию и кон-сер-ва-ции Тиа-у-а-нако и пира-миды Ака-пана», финан-си-ру-е-мого япон-скими вне-бюд-жет-ными фон-дами. Центр недо-во-лен систе-мой управ-ле-ния ком-плек-сом и, в част-но-сти, музе-ями, отсут-ствием работ по укреп-ле-нию пира-миды Ака-пана, кон-сер-ва-ции стел и Врат Солнца, ухуд-ше-нием сохран-но-сти архео-ло-ги-че-ских кол-лек-ций музеев, отсут-ствием запла-ни-ро-ван-ных архео-ло-ги-че-ских рас-ко-пок и дей-стви-ями муни-ци-па-ли-тета, пред-при-ня-тыми без одоб-ре-ния мини-стер-ства куль-туры, что необ-хо-димо, учи-ты-вая ста-тус Тиа-у-а-нако как объ-екта все-мир-ного насле-дия.

Охрана, изу-че-ние и вос-ста-нов-ле-ние архео-ло-ги-че-ского ком-плекса Тиа-у-а-нако, несо-мненно, остав-ляют желать луч-шего. И не для кого не явля-ется сек-ре-том, что стро-и-тель-ство в Тиа-у-а-нако ведется в основ-ном для того, чтобы полу-чать доход от туризма. А тури-стам неин-те-ресно смот-реть на раз-ва-лины, поэтому глав-ный объ-ект ком-плекса - пира-мида Ака-пана дол-жен быть отстроен как можно ско-рее. По сло-вам оправ-ды-вав-ше-гося за непри-ем-ле-мое каче-ство работ в Ака-пане тогдаш-него мини-стра куль-туры Боли-вии Пабло Гру (Pablo Groux), 5 лет назад здесь был про-сто холм, а теперь (2009) - уже нечто похо-жее на ори-ги-наль-ную кон-струк-цию].

Жур-на-ли-сты, осве-ща-ю-щие про-блемы Тиа-у-а-нако, назы-вают вос-ста-нов-ле-ние Ака-паны «архео-ло-ги-че-ской паро-дией», «кос-ме-ти-че-ской под-тяж-кой лица» для при-вле-че-ния тури-стов, пишут, что из-за маки-яжа пира-миды Тиа-у-а-нако может поте-рять ста-тус объ-екта куль-тур-ного насле-дия. И дей-стви-тельно, как можно судить по фото, сту-пени пира-миды обкла-ды-ва-ются кир-пи-чом (ско-рее всего, необо-жжен-ным), а затем шту-ка-ту-рятся, тогда как древ-ние стро-и-тели исполь-зо-вали теса-ный камень. Разу-ме-ется, резуль-тат нужно назвать ново-де-лом и вся-че-ски его осу-дить. Но не стоит забы-вать, что камен-ная обли-цовка пира-миды была утра-чена, а добыча, доставка и обра-ботка камня - доро-гое удо-воль-ствие, тем более в горах. К тому же плиты, веся-щие немало, нужно еще и уло-жить. Мы должны пони-мать, что того про-из-ве-де-ния высо-чай-шего стро-и-тель-ного искус-ства, испол-нен-ного с помо-щью богов, нам не полу-чить уже нико-гда. Вряд ли наня-тые для «рас-ко-пок» и стро-и-тель-ства в Тиа-у-а-нако корен-ные жители смо-гут повто-рить или, по край-ней мере, при-бли-зиться к тому, что невоз-можно сде-лать даже с при-ме-не-нием новей-ших тех-ни-че-ских разработок.

Пирамида Акапана Фото guardian.co.uk

На мало-бюд-жет-ный спо-соб «рестав-ра-ции» пира-миды Ака-пана, несо-мненно, можно было бы, посе-то-вав немного, закрыть глаза. Но хуже всего то, что, по сви-де-тель-ству сеньора Хосе-Луиса Паса (José Luis Paz), кото-рый был назна-чен про-ин-спек-ти-ро-вать состо-я-ние дел с Ака-па-ной, ее стро-и-тель-ство ведется в сво-бод-ной худо-же-ствен-ной манере (free-hand with the design), так как «иссле-до-ва-ний, пока-зы-ва-ю-щих, что стены дей-стви-тельно выгля-дели подоб-ным обра-зом, нет».

Но все же сле-дует ска-зать, исполь-зуя слова Э. Ску-ай-ера, что Тиа-у-а-нако, даже явля-ясь под-нов-лен-ными «раз-граб-лен-ными руи-нами», все равно имеет «доста-точно сви-де-тельств былого вели-чия». Кстати, именно Э. Ску-айер назвал Тиа-у-а-нако Бааль-бе-ком Нового Света, а Кала-са-сайю - аме-ри-кан-ским Сто-ун-хен-джем. Он писал:

Руины Тиа-у-а-нако рас-смат-ри-ва-ются всеми иссле-до-ва-те-лями аме-ри-кан-ских древ-но-стей как во мно-гих отно-ше-ниях наи-бо-лее инте-рес-ные и важ-ные, и в то же время наи-бо-лее зага-доч-ные среди любых на кон-ти-ненте. Они оди-на-ково воз-буж-дали вос-хи-ще-ние и удив-ле-ние ран-них и недав-них путе-ше-ствен-ни-ков, боль-шин-ство из кото-рых, побе-дило свои попытки про-ник-нуть в тайну их про-ис-хож-де-ния, доволь-ству-ясь при-сво-е-нием им ста-туса самых древ-них из памят-ни-ков Аме-рики, а также рас-смат-ри-вая их как оди-ноч-ные остатки циви-ли-за-ции, кото-рая исчезла раньше, чем инк-ская нача-лась, и была совре-мен-ни-цей циви-ли-за-ций Египта и Востока. Уни-каль-ные, даже совер-шен-ные по типу и гар-мо-нич-ные по стилю, они пред-стают рабо-той людей, кото-рые были истин-ными масте-рами архи-тек-туры, кото-рая не имела дет-ства, не про-хо-дила через период роста, и кото-рой мы не нахо-дим дру-гих при-ме-ров. Тра-ди-ция, кото-рая бор-мо-чет более или менее внятно о про-ис-хож-де-нии мно-гих дру-гих аме-ри-кан-ских памят-ни-ков, нема в их отно-ше-нии. Инте-ресно: индейцы ска-зали пер-вым испан-цам, что «они суще-ство-вали прежде, чем солнце заси-яло в небе», что они были воз-ве-дены гиган-тами, или что они были остат-ками нече-сти-вых людей, кото-рых рас-сер-жен-ное боже-ство обра-тило в камень, потому что они отка-зали в госте-при-им-стве его намест-нику и послан-нику».

Фото tiwy.com

На изображении справа Врата и лест-ница храма Кала-са-сайя. В про-еме врат - моно-лит Понсе. На перед-нем плане - стена с голо-вами Храма камен-ных голов и Боро-да-тый монолит.

В Храме каменных голов нахо-дятся самые древ-ние моно-литы Тиа-у-а-нако и наи-бо-лее извест-ный из них Боро-да-тый моно-лит.

На тер-ри-то-рии ком-плекса Тиа-у-а-нако есть и дру-гие полу-под-зем-ные храмы, среди них Кан-та-та-льита и Путуни, а кроме Врат Солнца суще-ствуют ещё и Врата Луны.

Фото kccamera

При-мерно в 1 км от Тиа-у-а-нако нахо-дится цере-мо-ни-аль-ный ком-плекс Пума-Пунку.

Три пери-ода стро-и-тель-ства Тиауанако.

Как известно, А. Познан-ски выде-лял три основ-ных пери-ода Тиа-у-а-нако. К пер-вому - пер-во-быт-ному пери-оду он отно-сил «как зда-ние исклю-чи-тельно этого пери-ода» Храм камен-ных голов. Тогда было начато воз-ве-де-ние пира-миды Ака-пана, а также Храма Луны (Пума-Пунку). Стро-и-тель-ство Ака-паны и Пума-Пунку было про-дол-жено во вто-ром и тре-тьем пери-о-дах. Кала-са-сайя была зало-жена во вто-ром пери-оде и достра-и-ва-лась, рекон-стру-и-ро-ва-лась и ремон-ти-ро-ва-лась в тре-тьем пери-оде. Ко вто-рому пери-оду отно-сится и боль-шое крыльцо Кала-са-сайи. В тре-тьем пери-оде был соору-жен ее внут-рен-ний храм - sanctissimum и Врата Солнца.

Из стро-и-тель-ных мате-ри-а-лов в пер-вом пери-оде был исполь-зо-ван исклю-чи-тельно пес-ча-ник, кото-рый посту-пал из гор-ных рай-о-нов к югу от руин. Для неко-то-рых работ (скульп-тур голов, уста-нов-лен-ных в сте-нах храма) при-ме-нялся мяг-кий извест-ко-вый туф.

Во вто-ром пери-оде были исполь-зо-ваны, хотя и в неболь-шом мас-штабе, крайне твер-дые породы, такие, как анде-зиты. Кроме того, во вто-ром пери-оде тиа-у-а-на-канцы исполь-зо-вали моно-литы из пес-ча-ника, при-над-ле-жав-шие хра-мам преды-ду-щего пери-ода, пере-де-лы-вая их «в соот-вет-ствии со своим соб-ствен-ным мери-лом, со своим новым сти-лем и сим-во-ли-че-ским деко-ром». Так же посту-пали и в тре-тьем пери-оде. Крас-но-ре-чи-вым при-ме-ром, иллю-стри-ру-ю-щим улуч-ше-ние преды-ду-щих работ, явля-ется стела Бен-нетта. Во вто-ром, но более веро-ятно в тре-тьем пери-оде из моно-лита, имев-шего про-стую форму столба, фак-ти-че-ски была выре-зана новая скульптура.

В тре-тьем пери-оде все было сде-лано исклю-чи-тельно из твер-дой анде-зи-то-вой лавы, как, напри-мер, бал-кон-ная стена, sanctissimum и рекон-струк-ции вто-рого пери-ода. При этом анде-зи-то-вые блоки добы-ва-лись в очень отда-лен-ных от цере-мо-ни-аль-ного цен-тра районах.

«Сол-неч-ная Дверь явля-ется самым слав-ным памят-ни-ком этого пери-ода, - пишет А. Познан-ски. - Была сде-лана попытка завер-шить зда-ния пер-вого и вто-рого пери-о-дов… в част-но-сти, Храм Луны (Пума-Пунку) и Пукару Ака-пану, но они не были завер-шены. За исклю-че-нием храма пер-вого период, абсо-лютно ничего не закон-чено в Тиуа-наку, даже вели-чай-шее про-из-ве-де-ние этого пери-ода - Сол-неч-ная Дверь… Тиуа-наку тре-тьего пери-ода - работа людей, стра-да-ю-щих манией вели-чия, как Вави-лон-ская башня, и, если бы она была завер-шена, это, воз-можно, пре-взо-шло бы все, что чело-век построил на земле» .

По дан-ным А. Познан-ски, бронза появ-ля-ется в тре-тьем пери-оде. «Наи-бо-лее часто отме-ча-ется ремонт в сте-нах преды-ду-щих пери-о-дов, во время кото-рого они соеди-няли блоки с помо-щью брон-зо-вых бол-тов (bolts); они исполь-зо-вали их раз-лич-ные формы соб-ствен-ных кон-струк-ций, даже в виде кольца, - пишет он.

Схе-ма-ти-че-ское изоб-ра-же-ние несколь-ких из мно-же-ства форм бол-тов, остатки кото-рых были най-дены в форме углуб-ле-ний в бло-ках, скреп-лен-ных в древ-ние вре-мена этими зажи-мами (clamps) и соеди-не-ни-ями (couplings), кото-рые были при-ме-нены между ними» .

На изображении слева показан брон-зо-вый болт (зажим) в поло-вин-ном раз-мере. С помо-щью этих при-спо-соб-ле-ний, кото-рые также встре-ча-ются боль-ших раз-ме-ров, тиуанакцы соеди-няли рез-ные блоки, в поверх-но-сти кото-рых ранее были сде-ланы углуб-ле-ния по форме и раз-меру болта.

Суще-ствует мне-ние, что соеди-ни-тель-ные детали для ремонта бло-ков, напро-тив, не изго-тав-ли-ва-лись зара-нее, а рас-плав-лен-ная бронза зали-ва-лась в сде-лан-ные углуб-ле-ния и, засты-вая, скреп-ляла блоки и при-ни-мала очер-та-ния выемки. Однако выпук-лая форма соеди-ни-тель-ного эле-мента на фото внизу застав-ляет усо-мниться в этом пред-по-ло-же-нии. Впро-чем, могли при-ме-няться оба спо-соба, но вряд ли в один и тот же исто-ри-че-ский период.

«Но не только мате-ри-а-лом тре-тий период отли-ча-ется от преды-ду-щего; основ-ное отли-чие - пре-вос-ход-ная работа по камню, вещь непре-взой-ден-ная в мире до сих пор, - под-чер-ки-вает А. Познан-ски. - Это про-яв-ля-ется, кроме того, в сим-во-ли-че-ском стиле гра-ви-ро-вок, кото-рые явля-ются чрез-вы-чайно пере-до-выми и, осо-бенно, в аст-ро-но-ми-че-ской ори-ен-та-ции их кон-струк-ций, кото-рая пока-зы-вает изме-не-ние 25’30″ между одним пери-о-дом и дру-гим».

А. Познан-ски оце-ни-вает тре-тий период Тиа-у-а-нако как «период, харак-те-ри-зу-ю-щийся мак-си-маль-ным прогрессом».

Особо выде-ляет А. Познан-ски аст-ро-но-ми-че-ские зна-ния тиа-у-а-на-кан-цев. Он пишет:

«В числе наук, кото-рые они знали… они осво-или аст-ро-но-ми-че-ские аспекты мери-ди-ана, с помо-щью кото-рого можно было точно опре-де-лить «ампли-туду» солнца в тре-тьем пери-оде и с этим, в свою оче-редь, наклон эклип-тики - зна-че-ние, кото-рое предо-став-ляет нам основу для опре-де-ле-ния при-бли-зи-тель-ного воз-раста Тиуанаку.

С помо-щью этого зна-ния были уста-нов-лены рав-но-ден-ствия и солн-це-сто-я-ния, были известны афе-лий и пери-ге-лий, был исполь-зо-ван сол-неч-ный год, раз-де-лен-ный на две-на-дцать меся-цев. Даже зодиак стал изве-стен… но в форме, до неко-то-рой сте-пени отли-ча-ю-щейся от извест-ного образца древ-них семит-ских муд-ре-цов Хал-деи, чьи зна-ния пере-шли в аст-ро-но-мию сего-дняш-него дня»

Перед тем, как покинуть Боливию, заезжаем на боливийское Альтиплано в 20 км от озера Титикака в древний город Тиауанако (Tiwanaku), что был центром тиауанакской империи, простиравшейся на площади в 275 квадратных километров от 14-й до 23-й параллели.

Собственно сейчас уже города нет. Взору предстают немногочисленные каменные истуканы и сохранившиеся панно, Ворота Солнца с огромным разломом да раскопки первобытных чистилищ. А когда-то он славился гигантскими каменными блоками весом в 131 тонну, необычными статуями, монолитными Воротами Солнца и Луны, подземными пирамидами и дворцами, в первозданном виде которые уже никто не увидит.

О времени появления Тиауанако долгое время исследователи не могли договориться. Одни датировали его десятками тысяч лет (15-17.000), другие замахивались аж на сотни тысяч (до 250 тысяч лет). В одном они были единодушны, что город строился постепенно самими индейцами. Наконец, боливийский археолог Карлос Понсе Санхинес на время приостановил все споры, установив методом радиоактивного углерода возраст легендарного города с 3 века до нашей эры.

В своих исследованиях ученый нашел 5 исторических эпох в жизни Тиауанако, просуществовавшего 13 столетий до первой половины 11 века, когда воины и верховные жрецы навсегда покинули его. Так это или не так, но аура древности действительно витала над сооружениями.


Период наивысшего расцвета пришелся на четвертую эпоху в 7 веке, когда влияние изобразительного искусства и религиозных представлений Тиауанако захватило обширные территории нынешних Боливии, Чили и Перу, где тоже нашлись следы тиауанакской культуры. Но одного установить ученый так и не смог – как город назывался в древности, когда был полон жизни. Ведь свое название он получил уже во времена инкской империи, когда в нем никто не жил.

Во всяком случае, существует прелестная легенда, как это произошло. Однажды Инка Капак отдыхал среди развалин покинутого города, как прибежал запыхавшийся гонец с важными известиями из столицы. Оценив усердие гонца и сравнив его с гуанако, Инка удостоил того чести посидеть рядом с царственной особой и торжественно произнес: "Тиа Уанако", что означает на языке кечуа – «сядь, гонец, быстрый, как гуанако». С тех пор это название за городом и закрепилось.

Правда, есть и другие варианты. Некоторые считают, что название города означает «Мертвый город», что звучит немного не жизнеутверждающе. Или «Камень в центре» на языке индейцев-аймара, подразумевая, что город находился в центре мира.

Несколько веков город стоял опустевшим, пытаясь всеми силами противостоять натиску природы после того, как его покинули жители. Но не она доконала Тиауанако. Его разорение началось в колониальные времена, когда индейцы-аймара, расселившись рядом, ускорили его разрушение. Не задумываясь, что останется потомкам, они до последнего камешка разобрали тиауанакскую Цветную лестницу и добрались до Дворца саркофагов.

В течение 400 лет древний город был крупнейшей каменоломней Боливии. Уже в 20-м столетии исчезла сточная канава, служившая главным водопроводом города. Не повезло и монолитной статуе в честь бога грома и грозы, которую раскололи на четыре части. Но самый сильный урон нанесли строители железной дороги, почившей с годами в бозе, додумавшиеся разрушать статуи и стены Тиауанако динамитом.

Отношение боливийцев к индейскому городу, оказавшемуся с возникновением Боливии на территории этой страны, изменилось лишь в середине 20-го века, когда в 1957 году был основан боливийский государственный "Центр археологического изучения Тиауанако". Началась кропотливая работа по реконструкции города, результаты которой были видны уже в наше посещение спустя полвека. Но работы ведутся медленно, судя по количеству мест, куда пройти невозможно.

В Тиауанако, точнее в том, что от него осталось, сумели реконструировать часть города с названием Каласасайя. Это усадьба с прямоугольным основанием, обнесенная кирпичной стеной со встроенными монолитными колоннами, сохранившимися благодаря своему весу. Одну треть всей площади усадьбы занимает полностью восстановленный внутренний дворик, находящийся ниже уровня земли.

Исключительность стене придают вмурованные в неё резные каменные головы.

В центре дворика, в том же месте, где она когда-то и стояла, установлена трехметровая тиауанакская статуя, называемая монолит Понсе по имени археолога, раскопавшего ее.

В 1932 году исследователем Тиауанако профессором Беннеттом примерно в том же месте обнаружена гигантская статуя высотой более 7,25 метра, ныне носящая его имя - монолит Беннетта, с подобием тюрбана на голове и сложенными на груди руками. В одной из них археологи разглядели тиауанакский сосуд «керо», в другой - обрядовый индейский горн из раковины.


Попасть в Каласасайю жители города могли через большие каменные ворота по монументальной лестнице со ступенями. Но ходить сегодня через ворота не получится. Всюду преграждающие таблички и опоясывающие монументы ограждения. Некоторые археологи считали, что ворота являются частью дворца правосудия, описанного конкистадором Педро Сьеса де Леон, наткнувшимся на остатки тиауанакской цивилизации в 1549 году.
По соседству с Каласасайей расположены развалины сильно поврежденного Дворца саркофагов, состоявшего из ряда жилых помещений и небольших зал. Обнаружены и ранее неизвестные святилища - "Полупогруженный храм", основание которого опущено на глубину около двух метров.
Но самый известный со школьных лет памятник Тиауанако – Ворота Солнца (Инти-Пунку). Они расположены в северо-западной части Каласасайи и вытесаны из десятитонного целостного блока андезита размерами 3 на 4 метра. Европейские исследователи в середине 19-го века нашли мегалит лежащим на земле расколотым и покрытым огромными трещинами. Эти трещины видны и ныне.

Ворота были установлены там, где их нашли, хотя считается, что изначально они находились в другом месте. Их монументальность рождает риторические вопросы, каким образом древним индейцам удалось обработать эту прочную скальную породу. Ведь, как считают современники, они не знали металлических инструментов.


Верхнюю часть Ворот украшает богатый барельеф, где в центре расположена человеческая фигурка с большой головой, окруженной нимбом из 24 лучей, каждый из которых завершается головой пумы. Но нужно иметь большое воображение, чтобы ее разглядеть. Считается, что в фигурке изображен главный бог Тиауанако - Кон-Тики Виракоча со слезами на лице в доказательство того, что могучий бог даровал земле влагу, обеспечивая поля индейцев урожаем. А в его руках - большой царский жезл с головками кондоров наверху.

Сохранность божества оставляет желать лучшего. Может, поэтому некоторым виделся космонавт в скафандре. А в остальных 48 фигурках барельефа с головами кондоров и человечков буйная фантазия распознавала архаичного животного токсодона, прекратившего свое существование на южноамериканских просторах 13 тысяч лет назад.

Своей письменности жители Тиауанако не имели, потому многочисленные версии древнеперуанских мифов о Виракоче и Тиауанако во многом расходятся. Но в каждой из них говорится о том, что из-под озера Титикака в пору вечной тьмы вышел бог Кон-Тики Виракоча и стал правителем Тиауанако. Виракоча сотворил Солнце, Луну и другие светила, а еще людей, которых создал из камня. Своих каменных прародителей индейцы тоже называли его именем. Кстати, и инки исчисляли свою историю от времен Виракочи, считая его своим предком…

(Перу) являются одними из самых необъяснимых земных феноменов. Уникальность геолифов заключается в их огромных размерах, количестве и целостности композиции. Посреди пустынных равнин в приокеанической части Перу с поразительной точностью созданы стилизованные изображения животных, птиц, растений и мифических существ, а также линии и геометрические фигуры длиной в несколько километров. Всего с высоты птичьего полета удалось насчитать 13 тысяч линий, около 800 геометрических фигур и более 100 спиралей. Предположительно, эти таинственные рисунки были созданы в период между 500 г. до н.э. и 500 г. Существует множество гипотез о предназначении геоглифов, однако большинство ученых предполагает, что рисунки выполняли астрономические или же религиозные функции.

(Боливия) находится на высоте около 2 км в горах центральной в 120 км от города Санта-Крус. На поверхности каменистого холма высечены рельефные изображения ягуаров, змей, геометрических фигур и чисел. На склоне холма высечен круг, ряд мест обозначен лунками, однако точное их значение остается неясным. Ученые считают холм центром, где совершались религиозные церемонии. На юге холма сохранились остатки жилого и административного кварталов. Это уникальный археологический памятник, не имеющий аналогов в Америке и рассказывающий о доиспанских традициях и верованиях местного населения.

(Перу) расположен в северной части Анд к северо-востоку от Лимы. Парк был создан для охраны первозданной природы, однако на его территории на высотах 2,5-4 км были обнаружены 35 участков с остатками строений доколумбовой цивилизации. Эти археологические находки представляют огромную ценность, т.к. являются свидетелями 8-тысячелетней истории Перу. Здесь найдены фрагменты дорог, домов, подсобных помещений, храмов, кладбищ, а также изделия из золота, серебра, камня и керамики.

(Перу) дали имя культуре, которая развивалась в долине Перуанских Анд с XV по III вв. до н.э. На восточном склоне Бланка (хребта Кордильер) на высоте 3 км находится Церемониальный центр этой древней культуры. Развалины культового комплекса включают храмовые платформы и ряд связанных между собой галерей. Над руинами господствует здание в виде крутой усеченной пирамиды, которую местные жители называют Кастильон («Крепость»). Рядом заметны бугры, скрывающие остатки домов. В одной из подземных камер обнаружен гранитный блок высотой 4,5 м, на котором вырезана человеческая фигура с клыками и змеями вместо волос. Там же встречаются другие рельефы с изображениями человекоподобных существ.

(Боливия) расположен в Андах на высоте около 4 км над уровнем моря, на южном берегу озера Титикака. Несколько тысяч лет назад это был один из самых населенных городов древнего мира. Его даже называют Баальбеком Нового Света. Город просуществовал 1300 лет – начиная с III в. до н.э. К III в. город превратился в крупный ритуальный центр, а к VI в. стал столицей первой империи доколумбовой Америки. Название Тиаунако восходит к временам инков и означает в переводе «Мертвый город». Здесь неизвестным народом возведены сооружения из огромных блоков базальта и песчаника. В эпоху расцвета город был окружен рвом, из вырытой земли и глины был насыпан гигантский холм, известный как Акапана. Жители города выстроили несколько полуподземных храмов, а возле них – огромный храм Каласасайя. Рядом был воздвигнут величественный храм Пума-Пунку. Самый впечатляющий культовый памятник города – монолитные Ворота Солнца, украшенные богатым рельефным декором.

(Колумбия) находится на высоте 1800 м в Северных Андах и представляет собой около 500 мегалитических скульптур размерами до 7 м. Изваяния выполнены в различных стилях и датируются от I до XIV вв. Скалистая долина парка прорезана каналами и водоемами. Неподалеку находится еще 35 фигур, называемых «Лес статуй». По соседству расположен ритуальный бассейн со следами многочисленных жертвоприношений – «Источник омовения». Ниже по реке находится еще один археологический комплекс с каменными изваяниями – «Холм идолов», а рядом с ним – два некрополя с раскрашенными изваяниями, вырубленными в отвесных скалах.

(Колумбия) расположен на западе страны в самом центре Кордильер (отсюда название парка, в переводе с испанского – «внутренняя земля»). Здесь обнаружено более 100 подземных усыпальниц, соединенных с поверхностью земли узким вертикальным ходом. Некоторые «шахтные» захоронения находятся на 10-метровой глубине. Сводчатые потолки огромных гробниц поддерживают мощные колонны. Все внутреннее пространство погребальных помещений разрисовано черно-красным геометрическим орнаментом. В некоторых склепах обнаружены каменные скульптуры людей. Эти изваяния двулики: с одной стороны изображено человеческое лицо, с другой – морда зверя. В «шахтных» захоронениях обнаружены изделия из золота, погребальный инвентарь и урны с кремированными останками. В некоторых гробницах стояло до 100 урн. Уникальные погребения датируются VI-X вв. и относятся к одной из наиболее загадочных культур колумбийских индейцев.

(Перу) включает остатки самого крупного в доколумбовой Америке города, построенного между XII и XV вв. Здесь находилась столица Королевства Чиму, достигшего своего расцвета в XV в., а затем захваченного империей инков. Комплекс Чан-Чан включает 9 участков (цитаделей), огороженных стенами длиной 200-400 м. В каждой «цитадели» расположены пирамиды, дворцы, пирамидальные двухъярусные храмы, платформы, жилые помещения, склады, цеха и лабиринты улиц. Стены высотой до 12 м украшены рельефом из геометрических фигур и стилизованных рисунков животных. Все строения древней столицы возведены из высушенных на солнце глиняных кирпичей. В первой половине XIII в. возникает империя инков со столицей Куско (Перу). Куско защищался мощной крепостью, стены которого сложены насухо из огромных, тщательно пригнанных блоков. В империи инков велось активное дорожное строительство, строились мосты, вырубались в горах лестницы. В XIV в. основываются тщательно спланированные большие города с широкими улицами, террасами, крепостными стенами, пирамидами, украшенные пирамидами. Города имели канализацию и устройства для подачи воды.

(Перу) находятся недалеко от Куско на высоте 2,4 км над уровнем моря между вершинами Мачу-Пикчу («Старая гора» с языка инков) и Уайна-Пикчу («Молодая гора»). Это загадочное место, расположенное в окружении непроходимых дождевых лесов, отвесных обрывов и горных рек, было случайно обнаружено в 1911 г. В Мачу-Пикчу около 200 сооружений, при этом город поражает четкостью планировки и красотой каменных конструкций. Здесь можно увидеть храмы, дворцы, алтари и древнюю астрономическую обсерваторию. Все постройки выглядят так естественно и гармонично, будто их создала природа. Конкистадоры не добрались до Мачу-Пикчу, тем не менее, в 1532 г. город был внезапно покинут всеми его жителями.

Археологический комплекс Тиуанако в 70 километрах от городка Ла-Паса. Неизвестные руины одним из первых в 19 веке начал изучать ученый А. Познанский. Этому интереснейшему занятию он предназначил 50 лет собственной жизни. Этому труду он посвятил множество произведений, и в каждом пробовал как раз разгадать тайну этих загадочных руин, их назначение и происхождение. Он пришел к выводу, что зарождение комплекса состоялось еще до н.э., где-то в 15 веке, благодаря основателям индейского народа аймара. Необходимо подчеркнуть то, что новые исследования опровергли это утверждение и также установили дату культурного расцвета в Тиуанако – наша эпоха, 3-10 столетие. Старый город был возведен на озере Титикака, на южном берегу, и был защищен сильной обороной - большим искусственным рвом и сильными стенами. Мало кто знает то, что за этим процветал и развивался большой город с административными, военными зданиями, кварталами ремесленников, жилыми комплексами, обилием водоемов и каналов и складами запасов пищи. Несомненно и то, что в городе умопомрачительной архитектуры, где все строения отличались геометрической исключительной корректностью и была основана культура Тиуанако, почитаемая инками. До наших дней дошли только легенды о судьбе данной загадочной цивилизации, и руины, которые ранее являлись культурным центром с выраженным, астрономическим и церемониальным значением. Очень хочется подчеркнуть то, что древнейшие архитекторы сначала пробовали своими строениями изобразить схему движения души от жизни к гибели, т. е. процесс реинкарнации, а также достаточно передовое для того времени представление о мире.

Похожие публикации