Парфенон краткое содержание. Парфенон – величественный храм древней Греции

Парфенон

(греч. Παρθενών; англ. Parthenon)

Часы работы: с 8.30 до 19.00 ежедневно, кроме понедельника.

Парфенон – храм, посвящённый Афине Парфенос – покровительнице Афин, по праву считается одним из величайших образцов античного зодчества, шедевром мирового искусства и пластики. Храм был основан по инициативе Перикла – знаменитого афинского полководца и реформатора. Его постройка шла довольно быстро – храм строили с 447 по 438 года до нашей эры (под руководством архитекторов Иктина и Калликрата), а его скульптурное оформление и отделка (под руководством Фидия) были закончены в 432 году до нашей эры.

Первый известный, в новое время, храм Афине, существование которого признаётся большинством учёных мира, был выстроен на Акрополе, вероятно, при Писистрате. Он назывался так же, как позднее и наос современного Парфенона - Гекатомпедон, однако во время похода Ксеркса он, как и прочие постройки на Акрополе, был разрушен. Существует версия о связи древнего значения слова «гекатомпедон» с обычаем детских жертвоприношений (греч. «hekaton» - «сто», tome - «рассечение», «рaidos» - «дитя»). Позднее, с отменой этого жестокого обычая (младенцев закладывали в фундамент здания ради его прочности), понятие «сто детских жертв» перенесли на исходную меру длины наоса (святилища) храма.

В пору правления Перикла Афины достигли наивысшей славы. После окончания греко-персидских войн, уже на подготовленной площадке, было решено возвести новый, более величественный и роскошный храм. Победоносное мироощущение отразилось и в расточительных градостроительных замыслах, которые финансировались, главным образом, за счет дани, взимаемой Афинами со своих союзников. В строительстве задействовали лучших, на то время, художников и потратили огромные средства. Строителями Парфенона были древнегреческие архитекторы Иктин и Калликрат. Тогда был период высшего подъёма античной культуры, и храм богини Афины на холме Акрополь, по сей день, гордо напоминает об этом всему миру.

Парфенон расположен в самой высокой точке Афинского Акрополя. Поэтому, прекрасный храм богини Афины виден не только со всех уголков города, но, также, и с моря, с островов Саламин и Эгина. Главный фасад храма расположен под углом к Пропилеям (входным воротам), которые находятся в западной части храмовой горы. Весь пронизанный светом, храм кажется воздушным и легким. На белых колоннах нет ярких рисунков, как это встречается в египетских храмах.

Парфенон представляет собой дорический периптер, с элементами ионического ордера. Он располагается на стилобате (69,5 м в длину и 30,9 м в ширину) – трёх мраморных ступенях, общая высота которых составляет около 1,5 метров, крыша была покрыта черепичной кровлей. Со стороны главного (западного) фасада прорублены более частые ступени, предназначенные для людей.

Само здание (целла) имеет длину в 29,9 м (ширина 19,2 м), что составляло 100 греческих футов, и по всему периметру окаймлено внешней колоннадой (перистелем). Этих колон всего 46, по 8 с торцевых, и по 17 с боковых фасадов. Все колонны канелированы, то есть украшены продольными желобками. Высота угловых колонн вместе с капителями - 10,43 м (такая же, как в храме Зевса в Олимпии).


Нижний диаметр угловых колонн - эмбат, при пропорционировании храма, был взят в качестве первого модуля (1,975 м). Для вертикальных размеров строители применили второй модуль - высоту абаки капители (0,3468 м). Удивительная гармония здания, которая сохранилась и поныне, несмотря на то, что от великого сооружения остались лишь руины, основана, прежде всего, на полифонии отношений величин; размеры однотипных деталей меняются, в зависимости от их места в общей композиции.

Колонны Парфенона не выглядят сплошной нерасчленённой массой, а воспринимаются как ряд, в котором не теряются отдельные стволы. Отсюда соотнесённость колоннады с ритмом триглифов и метоп фриза, а также, с ритмом фигур ионического фриза, который был расположен в верхней части стен наоса, и на внутренней колоннаде портиков.

Парфенон был не только храмом, но и чем-то вроде художественной галереи или музея, он создавал превосходный фон для множества произведений пластического искусства. Скульптурная отделка Парфенона велась под руководством великого мастера Фидия, и при его непосредственном участии. Эта работа делится на четыре части: метопы внешнего (дорического) фриза, сплошной ионический (внутренний) фриз, скульптуры в тимпанах фронтонов и известнейшая статуя Афины Парфенос.


Фронтон и карнизы здания были украшены скульптурами. Фронтоны украсили боги Греции: громовержец Зевс, могучий властитель морей Посейдон, мудрая воительница Афина, крылатая Ника. Например, на западном фронтоне представлен спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Судьи присудили отдать победу тому из богов, чей дар окажется более ценным для города. Посейдон ударил трезубцем - и из скалы Акрополя забил солёный источник. Афина ударила копьем - и на Акрополе выросло оливковое дерево. Этот дар показался афинянам более полезным. Таким образом, Афина вышла победительницей в споре, а оливковое дерево стало символом города.

По периметру внешних стен целлы, на высоте 12 метров, лентой тянулся знаменитый Парфенонский фриз, детали которого, правда, снизу были почти неразличимы. Этот фриз считается одной из вершин классического искусства. Из более чем 500 фигур юношей, девушек, старцев, пеших и конных, ни одна не повторяла другую, движения людей и животных были переданы с удивительным динамизмом. Фигуры не плоские, у них есть объём и форма человеческого тела.


Метопы входили в состав традиционного, для дорического ордера, триглифо-метопного фриза, который опоясывал внешнюю колоннаду храма. Всего на Парфеноне насчитывалось 92 метопы, содержавшие различные горельефы. Они были соединены тематически, по сторонам здания. На востоке изображалась битва кентавров с лапифами, на юге – битвы греков с амазонками (амазономахия), на западе – вероятно, сцены из Троянской войны, на севере – сражений богов и гигантов (гигантомахия). До наших дней, сохранилось всего 64 метопы: 42 в Афинах и 15 в Британском музее.

Вообще, архитектурный облик Парфенона берёт свои истоки в деревянном зодчестве: сложенный из камня, храм сохранил, в своих очертаниях, легкость и изящество деревянной постройки. Однако, внешняя простота этих очертаний обманчива: зодчий Иктин был великим мастером перспективы. Он очень точно рассчитал, как создасть пропорции сооружения, чтобы сделать их приятными глазу человека, взирающего на храм снизу вверх.


Греки строили храмы из известняка, поверхность которого покрывали штукатуркой, а затем расписывали красками. Но Парфенон построен из мрамора. Во время строительства на Акрополе, вблизи Афин, на горе Пентеликон, были открыты залежи белоснежного, искрящегося на солнце пентелийского мрамора. Во время добычи он имеет белый цвет, но под воздействием лучей солнца желтеет. Северная сторона здания подвергается меньшему облучению – и поэтому, там камень получил серовато-пепельный оттенок, тогда как южные блоки отдают в золотисто-желтоватый окрас. С помощью канатов и деревянных салазок мраморные блоки доставляли на строительную площадку.

Кладка осуществлялась без каких-либо растворов или цемента, то есть была сухой. Блоки были правильными квадрами, их тщательно обтачивали по краям, подгоняли по размеру друг к другу, и скрепляли железными скобами – пиронами. Стволы колонн составляли из отдельных барабанов, и соединяли деревянными штырями. Тщательно притёсывали только наружные края камней, внутренние поверхности оставляли необработанными, «на угон». Окончательную обработку, в том числе каннелюр на колоннах, производили после установки камней на место.


Кровлю сделали каменной, стропильной конструкции, воспроизводящей более ранние деревянные перекрытия, и покрыли мраморной черепицей двоякой формы. Светотень на глубоко врезанных каннелюрах колонн и в интерколумниях (между колоннами) подчёркивала пространственность композиции здания, его связь с окружающим пейзажем.

Центральный зал храма освещался лишь светом, падавшим через дверной проём, и многочисленными светильниками. В этом полумраке, в центре храма возвышалась статуя Афины Парфенос, которая была выполнена самим Фидием. Она была прямостоящая и имела около 11 м в высоту, выполнена в хрисоэлефантинной технике (из золота и слоновой кости, на деревянной основе), а глаза были инкрустированы драгоценными камнями. Согласно античному обычаю, статуя божества, помещённая внутри храма, должна быть обращена на восток, к восходящему солнцу, поэтому и вход в Парфенон находился с восточной стороны.

Древние греки считали Парфенон жилищем божества и верили, что богиня Афина временами сходит с Олимпа, чтобы воплотиться в своей статуе. Каждый год, в праздник Афины, на статую богини возлагался пеплос (покрывало), сотканный афинянками. На нём были вытканы картины подвигов богини, особенно победы её над гигантами.


Фидий изобразил Афину в длинных тяжёлых одеждах, левой рукой опирающейся на щит, под которым свернулся в кольца змей Эрихтоний. На щите, который держала Афина, были изображены сцены битвы греков с амазонками, и сражение богов с гигантами. Среди персонажей первой сцены Фидий изобразил самого себя в виде лысого старика, замахивающегося камнем. Подобную смелость сочли за святотатство. К этому прибавились обвинения в злоупотреблениях, которые якобы совершал Фидий с полученным им, для создания статуи Афины, золотом и другими драгоценностями. В итоге, в 431 году до нашей эры, великий скульптор был заточён в тюрьму. По одним сведениям, Фидий умер в заточении, по другим – был отправлен в изгнание.

Пластинки чистого золота (толщиной 1,5 мм), изображающие одеяние статуи богини Афины, периодически снимали и взвешивали – они составляли часть государственной казны. По замыслу Перикла, золото можно было занять у богини, если это необходимо, например, для ведения войны, а затем вернуть. Любой гражданин мог пожертвовать в храм Афины свои изделия или оружие. Александр Македонский, после победы над персами на реке Гранике, в 334 году до нашей эры, послал в Афины 300 захваченных у врага щитов. Храм использовали и для хранения даров богине. Золотые и серебряные ларцы, статуэтки, оружие, сосуды находились во всех помещениях Парфенона – для каждого помещения имелись инвентарные описи.


Статуя Афины – великое произведение античной скульптуры, просуществовав более 900 лет, погибла в бурях времени, и судить о ней можно только по нескольким неудачным копиям. Сегодня место, где стояла статуя Афины, отмечено несколькими прямоугольными камнями.

Парфенон был продуман в малейших деталях, совершенно незаметных постороннему наблюдателю, и имеющих целью зрительно облегчить нагрузку на несущие элементы, а также, исправить некоторые погрешности человеческого зрения. Историками архитектуры отдельно выделяется понятие курватура Парфенона – специальная кривизна, вносившая оптические коррективы. Хотя храм кажется идеально прямолинейным, на самом же деле, в его контурах нет почти ни одной строго прямой линии: колонны поставлены не вертикально, а слегка наклонены внутрь здания; ширина метоп увеличивается к центру, и уменьшается к углам здания; угловые колонны в диаметре несколько толще других, так как, в противном случае, они бы казались тоньше, и в поперечном разрезе они не являются круглыми; антаблемент наклонён наружу, а фронтоны – внутрь. Для компенсации перспективных сокращений греки увеличивали, в размере, верхние части здания и уменьшали те, которые находятся ближе. Известно, также, что горизонтальная линия значительной длины посередине кажется вогнутой. В Парфеноне линии стилобата и ступеней сделаны не прямыми, а слегка выпуклыми, что компенсирует зрительное искажение.


Подчёркнутые контуры и орнамент, также, были призваны усилить читаемость рельефных изображений на большой высоте. Легкость и гибкость отличают архитектуру Парфенона от его предшественников: храмов в Пестуме, Селинунте, или храма Зевса в Олимпии. Размеры отдельных частей, определяли «на глаз», варьируя их таким образом, чтобы они при взгляде снизу создавали ощущение мерности, одинаковых отношений. Такой принцип называется «законом углов» (имеется в виду угол зрения наблюдателя). Наш глаз мысленно продолжает оси колонн вверх и соединяет их в одной точке, расположенной где-то высоко в небе, над храмом. Человеку, под тенью колоннады, в проёмах соседних колонн, как в картинной раме, открываются скомпонованные архитектурой пейзажи. Со стороны, со всех точек зрения, Парфенон выглядит как статуя на постаменте. При оценке Парфенона, со среднего расстояния (около 35 м), храм выглядит гармонично и цельно; вблизи – впечатляет монументальностью и кажется ещё больше, чем он есть на самом деле. Значение имеет и постановка здания храма относительно акропольского холма: он отодвинут к юго-восточному краю скалы, и поэтому посетители видят его отдалённым, по сути, большой Парфенон не подавляет своими размерами и «вырастает», по мере приближения к нему человека.

Распространённое представление, будто греческие храмы всегда были белого цвета, на самом деле ошибочно. В древние времена Парфенон был весьма пёстро, а по нынешним вкусам – даже, почти, аляповато раскрашен. Тения и нижняя поверхность эхина были красными. Нижняя поверхность карниза – красной и синей. Красный фон подчёркивал белизну, чётко выделялись синевой узкие вертикальные выступы, отделявшие одну плиту фриза от другой, ярко сияла позолота. Окраску производили восковыми красками, которые, под действием жарких солнечных лучей, пропитывали мрамор. Такая техника обеспечивала органичность сочетания естественной фактуры мрамора и цвета, камень был окрашен, но оставался слегка просвечивающим и «дышал».


Величайший храм Древней Греции – Парфенон, прошёл вместе с ней все этапы её истории. Некоторое время, Парфенон стоял нетронутым, во всём своём великолепии. С закатом Греции начался закат храма.

В 267 году до нашей эры Афины подверглись нашествию варварского племени герулов, которые разграбили Афины, и устроили в Парфеноне пожар. В результате пожара разрушилась крыша храма, а также, почти вся внутренняя арматура и перекрытия. В эпоху эллинизма (около 298 года до нашей эры) афинский тиран Лахар снял со статуи Афины золотые пластины. После 429 года из храма исчезла статуя Афины Парфенос. По одной из версий, статую увезли в Константинополь и установили перед зданием Сената, и позднее она погибла от пожара.

В связи с усилением культа Богоматери, при императоре Юстиниане I (527- 565 года), Парфенон превратили в церковь Святой Девы Марии («Парфенис Мария»). В целом, античные храмы легко превращались в христианские. Переход от языческого храма к церкви сказался на архитектуре Парфенона. В античную эпоху вход в Парфенон располагался в восточной части под фронтоном, скульптуры которого изображали рождение Афины. Однако, именно в восточной части христианского храма, должен располагаться алтарь. В результате, была выполнена перепланировка храма и убраны внутренние колонны, и некоторые стены целлы, из-за чего демонтировали центральную плиту фриза. Священную восточную часть христианского храма не могла украшать сцена рождения богини Афины. Эти барельефы сняли с фронтона. Колоннады заложили камнем. Большинство скульптур античного Парфенона были утеряны: те из них, которые можно было приспособить к христианским богослужениям, оставляли, но большинство из них было уничтожено.


В 662 году в церковь торжественно перенесли чудотворную икону Богоматери Афиниоти́ссы (Богоматери Пресвятой Афинской). В 1458 году, после двухлетней осады, последний афинский герцог сдал Акрополь турецким завоевателям. В 1460 году, по указу султана Магомета II, Парфенон превратили в мечеть, уничтожили алтарь, иконостас, забелили росписи, а над юго-западным углом храма возвели высокий минарет, остатки которого были снесены лишь после Греческой революции. В Эрехтейоне новый правитель Афин разместил свой гарем. В начале турецкого правления Афины и Акрополь исчезли из маршрутов западно-европейских путешественников: серьёзным препятствием стали периодически возобновляемые в XVI и XVII веках военные действия между венецианцами и османами. Турки не имели желания защищать Парфенон от разрушения, но не имели они и цели полностью искажать или разрушать храм. Поскольку невозможно точно установить время затирания метоп Парфенона, турки могли продолжить этот процесс. Однако, в целом, они совершили меньше разрушений здания, чем христиане за тысячу лет до османского правления, которые превратили величественный античный храм в христианский собор.

Начиная с 1660 года наступил период мира между венецианцами и османами, и Афины снова начали посещать путешественники. Распространёнными стали не только путевые записки, но и исследования греческого античного наследия. Но мир этот оказался непродолжительным. Началась новая турецко-венецианская война. Наконец, в 1687 году, во время осады Афин венецианцами во главе с Франческо Морозини, в храме был устроен пороховой склад. Влетевшее 26 сентября, через крышу, ядро произвело огромный взрыв, и Парфенон навсегда стал развалинами. После взрыва Парфенона уже не казалось предосудительным его дальнейшее разрушение. Снимать уцелевшие фрагменты скульптур и рельефов считали не грабежом, а спасением, ведь ранее турки просто разбивали скульптуры и пережигали их на известь, для строительства. Когда спустя несколько дней турки сдались и венецианцы вступили на территорию Акрополя, они решили увезти в Венецию, в качестве трофеев, фигуру Посейдона и коней его квадриги – остатки композиции «Спор Афины с Посейдоном» на западном фронтоне. Когда их начали снимать, еле державшиеся после взрыва скульптуры упали и разбились.

Через несколько месяцев после победы венецианцы отказались от власти над Афинами: им не хватало сил для дальнейшей защиты города, а эпидемия чумы сделала Афины вполне непривлекательной целью для захватчиков. Турки снова обустроили гарнизон на Акрополе, правда меньших масштабов, среди руин Парфенона, и возвели новую небольшую мечеть. В период упадка Османской империи, Парфенон, лишившись защиты, разрушался всё больше.


Несчастья Парфенона закончились только в начале XIX-го века, когда известный грабитель древних памятников – лорд Элджин вывез в Англию 12 фигур с фронтонов, 56 плит с рельефами из фриза Парфенона, и ряд других фрагментов памятника, и продал их Британскому музею, где они, до сих пор, являются ценнейшими экспонатами. Сегодня, скульптуры из Парфенона имеются во многих музеях мира. В частности, в Британском музее находятся скульптуры Гелиоса и Селены – угловые фрагменты фронтона «Рождение Афины». В последние десятилетия наметилась тенденция к возвращению Парфенону утраченных реликвий. Важным вопросом для греческого правительства, на современном этапе, является, также, возвращение мраморов Элджина.

Идея воссоздания Парфенона была воплощена в жизнь в США. В городе Нэшвилл (штат Теннесси) архитекторами У. Динзмуром и Р. Гартом, в 1897 году, была построена полномасштабная реплика Парфенона, восстановленная по новейшим научным данным той эпохи. Реставрация храма началась в XIX столетии. В 1926 -1929 годах была восстановлена северная колоннада. Вслед за этим, была предпринята попытка восстановить фронтонные скульптуры, подлинники которых частью погибли, частью попали в иностранные музеи.

Но несмотря на постоянные реставрационные работы, и в наши дни, Парфенон продолжает медленно, но верно разрушаться. За последние годы, ядовитый смог и удушливый смрад современных Афин, ровно, как и отметины, оставляемые здесь полчищами туристов, наносят мрамору Парфенона чувствительный ущерб.

В глазах современников Парфенон являлся воплощением славы и могущества Афин. Сегодня Парфенон, по праву, считается одним из величайших образцов античного зодчества, шедевром мирового искусства и пластики. Это совершеннейшее творении античного зодчества и даже в развалинах – поразительный, волнующий памятник…

Читайте, также:

Туры в Грецию - спецпредложения дня

Парфенон в Афинах (Греция) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Грецию
  • Горящие туры в Грецию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Парфенон всегда считался одним из самых значимых и монументальных зданий Акрополя в Афинах . Храм был построен в честь богини Афины, покровительницы столицы Греции.

Согласно древнему мифу, верховный бог решил избавиться от своей своенравной дочери еще, когда та была в утробе матери, проглотив их целиком. Но она не давала ему покоя, и тогда громовержец приказал извлечь Афину из своей головы, уже на тот момент она была в доспехах, с мечем и щитом в руках. Для такой воинственной богини, разумеется, необходимо было возвести достаточно величественный храм.

Строительство Парфенона началось приблизительно в 447 году до нашей эры, и продолжалось более пятнадцати лет. Со всей Эллады везли к Акрополю отменный мрамор, лучшие образцы черного дерева, слоновую кость и драгоценные металлы.

Главными архитекторами храма были Калликрат и Иктин. Они смогли воплотить необычайное архитекторское решение, применив правило золотой пропорции, где каждая последующая часть целого соотносится с предыдущей частью так же, как та соотносится со всем целым. Мраморные колонны храма размещены друг к другу не строго параллельно, а под определенным углом. В результате Парфенон приобрел ряд архитектурных особенностей - главная из них заключается в том, что он предстает перед смотрящими на его фасад сразу с трех сторон.

Парфенон

Скульптурным оформлением Парфенона занимался Фидий, под его строгим руководством были сделаны многочисленные фризы и скульптурные композиции. Непосредственно же его авторству принадлежит главная достопримечательность храма - тринадцатиметровая статуя Афины, на изготовление которой ушло больше тонны чистого золота из городской казны и самый дорогой цельный мрамор. Фидий также отличился тем, что изобразил на щите богини инициатора строительства - Перикла.

В Парфеноне продумано все до мельчайших подробностей, каждая деталь имеет свой уникальный размер, форму и предназначение. Это одна из главных достопримечательностей Греции, которая совершенно заслуженно считается шедевром мирового зодчества. К сожалению, сейчас от его былого величия уже мало что осталось, но даже сохранившиеся на его месте руины вызывают восторг у миллионов туристов.


главный храм афинского Акрополя, посвященный Афине Парфенос (т.е. Деве), богине-покровительнице города. Строительство началось в 447 до н.э., освящение храма состоялось на празднике Панафиней в 438 до н.э., однако отделка (главным образом скульптурные работы) продолжалась до 432 до н.э. Парфенон - шедевр древнегреческой архитектуры и символ греческого гения. История. Новый храм возведен в высшей точке Акрополя, на месте, посвященном богам. Древние храмы имели, вероятно, небольшие размеры, и потому значительного выравнивания Акрополя не требовалось. Однако в 488 до н.э. здесь был заложен новый храм, чтобы отблагодарить Афину за победу над персами при Марафоне. Его размеры в плане очень близки к нынешнему Парфенону, и потому посреди южного склона пришлось возвести подпорную стенку и произвести укладку в основание известковых блоков, так что южный край строительной площадки поднялся над скалой Акрополя более чем на 7 м. Задуманный храм представлял собой периптер, имевший, по-видимому, по 6 колонн со стороны торцов и по 16 по бокам (считая угловые колонны по два раза). Его стилобат (верхняя площадка) и ступени, как и сами колонны, а также прочие элементы конструкции были сделаны из мрамора (или во всяком случае задумывались как мраморные). Когда в 480 до н.э. Акрополь захватили и разграбили персы, строившийся храм, который к тому моменту довели только до высоты второго барабана колонн, был уничтожен огнем, и работы прервались более чем на 30 лет. В 454 до н.э. казна Делосского морского союза была перенесена в Афины, где властвовал тогда Перикл, и вскоре, в 447 до н.э., строительные работы на почти готовой площадке возобновились. Парфенон возводили архитекторы Иктин и Калликрат (называют еще и Карпиона), а также Фидий, который отвечал прежде всего за скульптуру, но сверх того осуществлял общий надзор за ходом работ на Акрополе. Создание Парфенона было частью задуманного Периклом завоевания Афинами первенства не только в военной и экономической области, но и в религии и искусстве. Относительно дальнейшей судьбы храма нам известно, что ок. 298 до н.э. афинский тиран Лахар снял с культовой статуи Афины золотые пластины, а во 2 в. до н.э. здание, пострадавшее от пожара, основательно отремонтировали. В 426 н.э. Парфенон был превращен в христианскую церковь, первоначально св. Софии. По-видимому, тогда же, в 5 в., статуя Афины была перевезена в Константинополь, где впоследствии погибла при пожаре. Первоначальный главный восточной вход закрыла алтарная апсида, так что теперь главным стал западный вход через отделенное прежде глухой стеной помещение позади целлы. Были осуществлены и другие изменения планировки, а в юго-западном углу храма возвели колокольню. В 662 храм был переосвящен в честь Пресвятой Богородицы ("Панагия Афиниотисса"). После турецкого завоевания, ок. 1460, здание было превращено в мечеть. В 1687, когда венецианский военачальник Ф.Морозини осаждал Афины, турки использовали Парфенон как пороховой склад, что привело к гибельным для здания последствиям: влетевшее сюда раскаленное пушечное ядро вызвало взрыв, разрушивший всю его среднюю часть. Никакого ремонта тогда не проводилось, напротив, местные жители принялись растаскивать мраморные блоки, чтобы выжигать из них известь. Назначенный в 1799 послом Великобритании в Османской империи лорд Т.Эльджин получил разрешение султана на вывоз скульптур. В течение 1802-1812 львиная часть сохранившегося скульптурного убранства Парфенона была перевезена в Великобританию и помещена в Британский музей (часть скульптур попала в Лувр и в Копенгаген, хотя кое-что осталось в Афинах). В 1928 был создан фонд, задавшийся целью, по мере возможности, поставить на место упавшие колонны и блоки антаблемента, и 15 мая 1930 была торжественно открыта северная колоннада храма.
Архитектура. Парфенон в его нынешнем виде - стоящий на трех мраморных ступенях (общая высота ок. 1,5 м) периптер дорического ордера, имеющий по 8 колонн на торцах и по 17 по бокам (если считать угловые колонны дважды). Высота составленных из 10-12 барабанов колонн перистиля 10,4 м, их диаметр у основания 1,9 м, угловые колонны чуть толще (1,95 м). Колонны имеют по 20 каннелюр (вертикальных желобов) и сужаются кверху. Размеры храма в плане (по стилобату) 30,9*69,5 м. Внутреннее помещение храма, или целла (внешний размер 21,7*59 м), поднято над стилобатом еще на две ступени (общая высота 0,7 м) и имеет по торцам шестиколонные простильные портики, колонны которых несколько ниже, чем во внешней колоннаде. Целла делится на два помещения. Восточное, более длинное и называвшееся гекатомпедон (внутренний размер 29,9*19,2 м), было разделено на три нефа двумя рядами по 9 дорических колонн, которые замыкались в западном конце поперечным рядом из трех дополнительных колонн. Предполагается, что существовал и второй ярус дорических колонн, который располагался над первым и обеспечивал нужную высоту перекрытий. В пространстве, ограниченном внутренней колоннадой, находилась колоссальная (12 м в высоту) хрисоэлефантинная (из золота и слоновой кости) культовая статуя Афины работы Фидия. Во 2 в. н.э. она была описана Павсанием, а ее общий вид известен по нескольким уменьшенным копиям и многочисленным изображениям на монетах. Перекрытия западного помещения целлы (внутренний размер 13,9*19,2 м), которое называлось Парфеноном (здесь хранилась казна Делосского союза и государственный архив; со временем название было перенесено на весь храм), покоились на четырех высоких колоннах, предположительно ионических. Все элементы конструкции Парфенона, включая черепицу крыши и ступени стилобата, были вытесаны из местного пентелийского мрамора, почти белого сразу после добычи, но со временем приобретающего теплый желтоватый оттенок. Раствор или цемент не использовались, кладка велась насухо. Блоки были тщательно подогнаны друг к другу, горизонтальная связь между ними осуществлялась с помощью двутавровых железных скреп, помещенных в специальные пазы и залитых свинцом, вертикальная - с помощью железных штырей.
Скульптура. Убранство храма, дополнявшее его архитектуру, делится на три основные категории: снабженные горельефами метопы, или квадратные панели, располагавшиеся между триглифами фриза над внешней колоннадой; барельеф, который сплошной полосой опоясывал целлу снаружи поверху; две колоссальные группы свободно стоящих скульптур, заполнявших глубокие (0,9 м) треугольные фронтоны. На 92 метопах представлены сцены единоборств: богов и гигантов с восточной стороны, лапифов и кентавров (они сохранились лучше всего) - с южной, греков и амазонок - с западной, участников Троянской войны (предположительно) - с северной. Скульптурная группа на восточном фронтоне изображала рождение Афины, которая в полном вооружении выпрыгнула из головы Зевса после того, как бог-кузнец Гефест разрубил голову топором. Группа с западного фронтона представляла спор за Аттику между Афиной и Посейдоном, когда подаренное богиней оливковое дерево было признано более ценным даром, чем источник соленой воды, открытый в скале Посейдоном. От обеих групп сохранились немногочисленные статуи, но и по ним видно, что это было великое художественное творение середины 5 в. до н.э. Барельефная полоса поверху целлы (общая длина 160 м, высота 1 м, высота от стилобата 11 м, всего здесь было ок. 350 пеших и 150 конных фигур) изображала Панафинейскую процессию, ежегодно подносившую Афине новое одеяние - пеплос. Вдоль северной и южной сторон представлены движущиеся с запада на восток всадники, колесницы, граждане Афин, а ближе к голове процессии - музыканты, люди с дарами, жертвенные овцы и быки. Вдоль западной, торцевой стены, над портиком, помещены группы кавалеристов, стоящих возле своих лошадей, севших на них или уже уезжающих (эта часть барельефа осталась в Афинах). На восточном торце представлена центральная группа процессии, состоящая из жреца и жрицы Афины с тремя юными прислужниками: жрец принимает сложенный пеплос. По бокам от этой сцены помещены фигуры важнейших богов греческого пантеона. Они разделены на две группы и повернуты лицом наружу, к углам здания, как бы наблюдая за приближением процессии. Рядом с ними, справа и слева, изображены две группы граждан или официальных лиц, а по краям - медленно движущиеся возглавляющие процессию люди.
"Утонченности" Парфенона. Скрупулезная продуманность конструкции Парфенона, имеющая целью лишить здание механистичной прямолинейности, придать ему живость, проявляется в целом ряде обнаруживающихся только при специальном исследовании "утонченностей". Упомянем лишь некоторые. Стилобат несколько повышается к центру, стрела подъема по северному и южному фасаду составляет ок. 12 см, по северному и западному - 6,5 мм; угловые колонны торцевых фасадов немного наклонены к середине, а две средние, наоборот, к углам; стволы всех колонн имеют легкую припухлость, энтазис, посередине; лицевая поверхность антаблемента несколько наклонена наружу, а фронтона внутрь; диаметр угловых колонн, видимых на фоне неба, чуть больше, чем у остальных, а кроме того, они представляют собой в поперечном разрезе сложную фигуру, отличную от круга. Многие детали здания были раскрашены. Нижняя поверхность эхина (расширения на капителях колонн) была красной, как и тения (пояс между архитравом и фризом). Красный и синий цвет использовались на нижней поверхности карниза. Мраморные кессоны перекрытия колоннады оттенялись красным, синим и золотым или желтым цветом. Цвет применялся и с целью подчеркивания элементов скульптуры. В декоре здания применялась также бронзовые венки, о чем свидетельствуют просверленные в архитраве отверстия для их крепления.

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Богиня Афина - наиболее странный (в плане мотивации) персонаж греческой мифологии.

Ведь она является богиней «умной» войны, но в то же время пытается решить все вопросы миром.

Она презирает мелочность других олимпийцев и редко вмешивается в их конфликты.

Но в случае угрозы самому Пантеону, Афина будет первой, кто вступит в бой.

Богиня Афина неоднократно служила карающим мечом Олимпа, наказывая наиболее самоуверенных смертных, но именно она основала самый великий город Греции, а потом осталась присматривать за этими смертными, после того, как боги Олимпа навсегда ушли.

И неудивительно, что её величайшее святилище, легендарный Парфенон тоже ждала очень непростая и временами просто удивительная судьба.

Где находится

Парфенон расположен в самом центре столице, на афинском Акрополе.
В центре Афин легко ориентироваться. Тут много пешеходных зон, а достопримечательности сосредоточены кучно. Заблудиться невозможно – над основной плоскостью города высятся две путеводных возвышенности: Акрополь и Ликавитос.
Акрополь (Akropolis) — в переводе с греческого: «верхний город» — построен на скалистом холме высотой 156 метров, который служил естественным укреплением при осадах.

Парфенон во времена античной Греции


Парфенон расположен на вершине Акрополя, ближайшая станция афинского метрополитена, от которой можно добраться сюда, так и называется – Akropolis.

От центра Афин до главной достопримечательности Греции ведет большая пешеходная улица Dionysiou Areopagitou.
Идите по ней прямо, никуда не сворачивая. Постепенно поднимаясь в гору, она приведет вас прямо к цели.

Парфенон в Афинах виден почти отовсюду и особенно красиво смотрится ночью, когда включают освещение.

Причём с первого взгляда на Акрополь можно понять, что боги играли в жизни греков очень важную роль - он буквально напичкан различными храмами и святилищами практически всех более-менее заметных олимпийцев, от могучего и грозного Зевса до вечно пьяного, но не менее грозного Диониса.

Стоит заметить, что Парфенон - не первое святилище Акрополя, посвящённое Афине. За 200 лет до его постройки, неподалёку от его нынешнего местонахождения существовал другой храм - Гекатомпедон. Учёные даже допускают, что какое-то время, храмы существовали параллельно.

История храма, кто построил Парфенон

Парфенон во время реставрации

Строительство Парфенона началось в 447 году до нашей эры. Проект приписывают архитектору Иктену, а строительством руководил Калликрат, который был практически придворным мастером правителя Перикла.

Помимо Парфенона, Калликрат построил ещё несколько храмов на Акрополе, а также активно поучаствовал в мирской жизни города, доведя до ума и закончив проект Длинных Стен, которые потом очень неприятно удивили спартанское войско во время Пеллопонесских войн.

Правда, обиженные спартанцы всё равно сровняли стены с землёй тридцать лет спустя, но, увы (а может, и наоборот, к счастью), Калликрат этого уже не застал. К тому же жители города восстановили стены и они ещё триста лет служили символом афинской независимости.

Парфенон же является главным шедевром мастера. Храм все никак не получался таким, каким его задумал Калликрат. Строительство заняло более девяти лет, причём все эти годы афинское правительство исправно отчитывалось перед своим народом за каждую монету, потраченную на постройку (археологам удалось найти мраморные таблички с отчётами).

Праздник Панафинеон

На празднике Панафиней 438 года до н. э., храм был торжественно открыт для посетителей, но декоративные работы продолжались ещё шесть лет под руководством скульптора Фидия, преемника Калликрата и создателя одного из семи Чудес Света - статуи Зевса в Олимпии. Для Парфенона Фидий создал не менее прекрасное изваяние Афины Парфенос, ставшее главным украшением храма.


Увы, но славная история святилища не продолжалась и двухсот лет - последним правителем, действительно чтившим Афину, был Александр Македонский. После его посещения храма в 323 году до н. э., Афины постепенно скатились в тиранию, а позже были неоднократно захвачены сначала варварскими племенами, а потом и римлянами. Примерно в это же время в храме произошёл большой пожар и статуя Афины Парфенос была утеряна (впрочем, к моменту пожара она уже практически ничего не стоила - все золотые элементы были заранее сорваны для того, чтобы тогдашний правитель Афин мог заплатить солдатам).

Византийская эпоха Парфенона

После пожара храм восстановили и он служил последним пристанищем богини ещё почти 800 лет, пока при патриархе Павле III не был превращён в собор святой Софии.

Все сокровища были вывезены в Константинополь, впрочем, к тому моменту их оставалось немного. Храм был значительно перестроен, но в целом сохранил свой характерный вид.

Но в 1458 году Афины опять сменили государственную принадлежность, став частью уже Османской империи.

Турки разместили в Акрополе военный гарнизон, а Парфенон превратили в мечеть, перестроив в очередной раз и серьёзно повредив росписи внутри храма. Что интересно, помимо закрашивания всех противоречащих мусульманской культуре сюжетов, никаких других изменений во внутреннее убранство храма внесено не было.

В 1687 году, во время войны между Османами и Священной Лигой, Парфенон, служивший туркам складом и укрытием, был обстрелян с господствующей высоты - холма Филопаппу. Прямое попадание в пороховой склад буквально уничтожило храм, похоронив под ним более 300 турок.

Парфенон в 1840 году

Следующие двести лет руины Парфенона служили историческим памятником, пока в 1840 годах не началась их реставрация.

Процесс восстановления главного древнего храма идёт до сих пор, с переменным успехом, но тот факт, что было сделано множество археологических открытий отрицать сложно.

Правда, в последние годы, проект реставрации был заморожен - после вступления в ЕС у Греции просто не осталось денег на восстановление памятников.

Как выглядел Древнегреческий Парфенон

Древнегреческий Парфенон представлял собой действительно величественное зрелище.

Парфенон в разрезе

Основой храма является сохранившийся до наших дней стилобат - трехступенчатый подъём, ведущий к храму. Сам храм - прямоугольной формы здание, с колоннадой по каждой из четырёх сторон. Размеры прямоугольника-основы составляют 69,5×30,9 метра.

На фасадах храма было по 8 колонн, по бокам - ещё по 17, что в сумме даёт нам 48 опор (угловые колонны являются одновременно элементами как фасада, так и боковой части).

Что интересно, колонны были не перпендикулярны, а располагались под углом, склоняясь внутрь. Причём угол наклона угловых колонн намного меньше, чем у прочих. Сами же колонны являлись классическими образцами дорийского ордера, хотя и имели непривычно большой размер.

Один из уцелевших фризов Парфенона

Внутри храма были сделаны дополнительно две ступени, которые вели на центральную площадку, окружённую с фасадов ещё 12 колоннами.
Площадка делилась на три нефа, большой центральный и два маленьких по бокам. Центральный неф был окружен с трёх сторон 21 колонной. В его центре располагалась та самая, позднее пропавшая, статуя Афины Парфенос.

Внутренний фриз храма был выполнен в ионическом стиле и изображал праздничное шествие в последний день Панафиней.


Всего уцелело 96 пластин этого фриза, большая их часть - в Британском музее. Греческое правительство на протяжении многих десятилетий тщетно добивается возврата мраморных фрагментов отделки Парфенона на их историческое место.

Что же касается экстерьера, то о нём известно довольно мало. Фронтоны Парфенона были уничтожены ещё в Средние века, так что восстанавливают их в основном по догадкам.

Восточный фронтон мог изображать рождение Афины, но деталей скульптур почти не осталось. Западный, скорее всего, показывает спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Всего сохранилось 30 статуй с фронтонов, но их состояние довольно плачевное, в особенности у тех, что были в Британском музее в конце XX века - их подвергли довольно варварской чистке.

Внешние фризы Парфенона сохранились немного лучше - по крайней мере, точно известно, что было на них изображено.

На восточной стороне храма была запечатлена история войны кентавров и лапифов, на западной - Троянской войны, на севере - гигантомахия, а на юге - сцены из битвы греков и амазонок.

Большинство уцелевших горельефов находятся в афинском музее, а их точные копии постепенно занимают свои места в отреставрированном Парфеноне.

Статуя Афины

Самая удачная копия знаменитой статуи Фидия

Статуя Афины описывается как одна из величайших работ Фидия. Изваяние богини было выполнено из дерева покрытого золотом (около тонны) и украшенного слоновой костью.

Вместо того чтобы подчеркнуть недоступность и отчуждённость божества (как он сделал с Зевсом Олимпийским), Фидий изобразил Афину простой и приближенной к своему народу.

Статуя была относительно невысока (13 метров) и изображала гордо стоящую Афину, держащую в одной руке копьё, а в другой - двухметровую фигуру богини победы Ники.

Голова богини была украшена трехгребневым шлемом, а в ногах находился щит, на котором изображены сцены из битв.

Увы, но статуя стоила зодчему Парфенона жизни - в порыве увековечить не только божественную Афину, но и самого себя, мастер вписал в одну из сцен, украшающих щит богини, плешивого старика с молотом скульптора.

Фидий на щите скульптуры Афины-Девственницы

Афиняне не оценили юмор и осудили его за богохульство. В тюрьме Фидий скончался.

Знаменитая статуя, вероятно, погибла при пожаре, предположительно в V веке до н. э., но существует несколько копий разной степени точности.

Наиболее достоверную, под названием «Афина Варварикон», можно увидеть в национальном археологическом музее.

Современный Парфенон

Современный Парфенон

Подробно описывать как выглядит Парфенон сегодня, не имеет смысла - греческие археологи и строители максимально приблизили его к храму античному.

Конечно, весь лоск и красота скульптур Парфенона утеряны, но здание всё равно поражает воображение.

С каждым годом храм становится все более красивым, а истории гидов - все более впечатляющими, так что посещение Парфенона - это процесс, который интересно повторять каждые несколько лет.

Сколько стоит посещение

Сохранившиеся скульптуры на фронтоне крыши Парфенона

Доступ к главному памятнику античного зодчества эллинов открыт с 8.30 до 18.00.
Рекомендуется посещать его в ранние часы или под вечер, когда жара не особо сильна и наплыв туристов не очень большой. При входе есть небольшой ларек, где продают газированную воду и свежевыжатые соки (4,5 евро). Учтите, что со стаканом вовнутрь вас не пустят, а стакан довольно большой.

Запаситесь бутылкой с водой, наверху перед входом и слева есть фонтанчики и туалет.
Вход с большими сумками также воспрещен, но на территории имеются камеры хранения, где их можно оставить.

Всего входов и касс тут несколько, в том числе со стороны музея и на юго-восточной стороне, у театра Диониса.

Очередь в кассах со стороны музея обычно меньше.

Цена билета за вход на территорию Парфенона (12 евро) включает в себя посещение 6 достопримечательностей, в том числе храм Зевса Олимпийского, Древнюю и Римскую Агору, театр Диониса и древнейший район Афин – Керамик.
Билет действует 4 дня.

Древний храм Парфенон в Афинах- не только грандиозный памятник. Это ещё и национальный символ Греции, которым страна очень гордится.

Невероятно красивое в своей простоте здание с успехом выдержало испытание временем и пало лишь под снарядами из тяжелых пушек, сделанных тысячелетия спустя после постройки последнего святилища Афины.

Разве это не достойно восхищения перед работой античных мастеров!

Несмотря на то, что храм греческой богини уже много времени реставрируется и окружен строительными лесами, пребывание рядом с ним – поразительное и волнующее ощущение.
Если вам доведется побывать в Афинах обязательно посетите Парфенон — великий дух древней Эллады, застывший в пентелийском мраморе.

Возвышаются руины, которые прежде были и языческим храмом в честь богини Афины, и христианским - в честь Пресвятой Богородицы, и, наконец, мусульманской мечетью. Их с первого взгляда узнают даже те, кто никогда не был в Греции, настолько растиражированы их фотографии. Это руины одного из самых известных храмов в мире. Имя ему - Парфенон.

Закладка храма и строительство

Древние греки умели быть благодарными. Покровительнице своего города богине они постановили воздвигнуть храм, в знак признательности за её помощь в битве с персами при Марафоне.

Для его сооружения выбрали возвышенную и укреплённую часть верхнего города - Акрополь, и в 488 году произвели торжественную закладку. Архитектор Парфенона выбрал это место не случайно. Прежде здесь находились более ранние храмы, построенные в честь иных языческих богов.

Размеры прежних храмов были невелики, и для их строительства не требовалось увеличивать площадь верхней части холма. В данном же случае предполагалось воздвигнуть нечто грандиозное, и с этой целью пришлось с южной стороны соорудить и, уложив в её основание известковые блоки, поднять край строительной площадки на 7 метров.

Работы продолжались уже восемь лет, и строился второй барабан колонн, когда город был захвачен персами. В огне пожара погибли плоды восьмилетнего труда, и строительство не возобновлялось более 30 лет.

Строительство нового храма

Продолжились работы в 447 году до нашей эры. Власть в Афинах тогда принадлежала Периклу, самолюбивому и амбициозному правителю. Строительство храма было частью задуманного им плана, в результате которого Афины должны были занять лидирующее место, как в военной области, так и в экономической и культурной. Выполнению плана способствовал и тот факт, что к тому времени в город была перенесена казна Делосского морского союза, что облегчало решение финансовых проблем, связанных со строительством. А проблемы действительно были.

История сохранила любопытные сведения. Перикл ассигновал из военного бюджета на проведение работ 450 серебряных талантов. О размерах суммы можно судить по тому факту, что постройка одного боевого корабля в те годы обходилась в один талант. Следовательно, расходы на постройку храма сопоставимы с расходами на создание огромного военного флота, состоящего из 450 кораблей. Когда масштабы затрат стали известны горожанам, то они обвинили Перикла в расточительности. На это правитель им ответил, что готов расходы отнести на свой личный счёт, но в этом случае оставляет за собой право на всех элементах сооружения увековечить Народ не пожелал уступить славу правителю и дал согласие на финансирование проекта из городской казны.

Этот вопрос возникает, наверное, у каждого, кто впервые видит афинский архитектурный шедевр. Честь его создания принадлежит выдающимся зодчим, имена которых дошли до нас - Иктину и Калликрату. По некоторым источникам, в работе принимал участие также Карпион с помощниками. Знаменитый скульптор Фидий контролировал общий ход работ, но его главной обязанностью было создание скульптурного убранства храма, что при его грандиозных размерах представляло собой весьма масштабную задачу. Таким образом, говоря о том, кто построил Парфенон, следует подразумевать не одного архитектора, а целую группу соавторов.

Перемены облика храма

Как выглядел Парфенон в своём первоначальном облике, теперь трудно сказать с полной уверенностью. Дело в том, что на протяжении своей долгой жизни он неоднократно менял облик. Ещё во 2 веке до нашей эры в храме произошёл сильный пожар, после которого потребовались значительные восстановительные работы. Страдало его великолепие и от злой воли правителей. Например, в 298 году до нашей эры правивший в то время Лахар, вошедший в историю как необузданный тиран, повелел снять со скульптуры Афины золотые украшения.

Создатель Парфенона воздвиг храм в честь языческой богини. Но в истории Греции наступил период, который принято называть византийским, и судьбе было угодно, чтобы в 426 году нашей эры языческий храм превратился в христианскую церковь. Первоначально она была освящена в честь святой Софии. Архитектор Парфенона не предполагал, разумеется, что его детищу суждено воплотить в себе все элементы, присущие архитектуре христианских храмов, но произошло именно так.

Реконструкция храма по христианским канонам

Согласно традиции, установившейся в древние века, вход в языческом храме находился с восточной стороны. Архитектор проектируя здание, учёл это требование. Но по канонам христианской архитектуры вход делают всегда с западной стороны, а с восточной помещается алтарь. Это закон. В процессе перестройки храма в соответствии с новыми требованиями на месте прежнего входа была построена алтарная апсида, а вход, соответственно, перенесён на западную сторону. Кроме этого, были внесены и другие изменения в планировке здания. В юго - западной части храма возвели колокольню. Завершением реконструкции стало в 662 году освящение храма в честь Пресвятой Богородицы. Почти восемь веков под его сводами возносились христианские молитвы, пока в 1460 году город не захватили турецкие войска.

Разрушение храма

Вместе со всей страной тяжёлые времена переживал и храм Парфенон. Греция оказалась под оккупацией, и христианская святыня была превращена в мусульманскую мечеть. Через 27 лет венецианская армия под командованием Ф. Морозини пыталась штурмовать Афины. Обороняясь, турки использовали Парфенон как пороховой склад. Это имело для здания губительные последствия. Раскалённое ядро, выпущенное из венецианского орудия, пробив крышу, вызвало страшный взрыв. В результате обрушилась вся центральная часть постройки. Ремонтных работ после этого не производилось. В довершение всех бед, местные жители растащили обломки мрамора, из которого они выжигали известь.

Окончательный урон храм понёс в начале XIX века. Посол Великобритании при Османском дворе получил разрешение на вывоз сохранившихся в нём скульптур. С этих пор в течение десяти лет творения древнегреческих скульпторов покидали Афины, чтобы стать частью экспозиций крупнейших музеев мира.

Восстановление колоннады храма

В 1928 году начались работы, целью которых было установить на прежнем месте упавшие блоки и колонны Парфенона. Для проведения работ создали научную комиссию, в которую вошли специалисты из разных стран. Их сотрудничество продолжалось два года. В результате была частично восстановлена северная колоннада в том виде, как спроектировал её архитектор Парфенона.

Как же всё-таки выглядел храм в древности? Он был построен по канонам классического древнегреческого храма - прямоугольник в окружении колонн. Несмотря на свою массивность, он выглядел изящно благодаря строгой продуманности своей планировки. Храм украшался скульптурами великого Фидия, а в центре возвышалась тринадцатиметровая скульптура богини Афины, украшенная золотом и слоновой костью.

Принято считать, что архитектор Парфенона построил здание, являющееся шедевром среди построек дорического стиля. Когда-то афинский правитель Перикл, убеждая несговорчивых горожан раскошелиться на строительство храма, предсказал, что он будет предметом гордости греков многие и многие века. Его правоту доказало время.

Похожие публикации