Основные черты античной культуры и факторы ее развития. Античная цивилизация

Характерные черты культуры античной цивилизации Греции

В Греции религиозные новации не играли существенной роли - мифологическое сознание разлагалось, вера в Олимпийских богов ослабевала, происходило заимствование восточных культов - Астарты, Кибелы, но создать свою оригинальную религию древние греки так и не удосужились. Это не значит, что они не были религиозны. Безбожие, асебейя, в представлении греков являлось преступлением. В 432 г. до н. э. жрец Диониф представил проект нового закона, согласно которому к судебной ответственности привлекался тот, кто не верит в существование бессмертных богов и дерзко рассуждает о том, что происходит на небе. А значит, таковые были. Уже Гомер не испытывает особого почтения к богам-олимпийцам, которые в его поэмах предстают не лучшим образом, своим вероломством, жадностью, злобностью напоминая смертных людей. Его боги - отнюдь не верх совершенства. Предложенный Дионифом закон был направлен непосредственно против "философов", в частности, против Анаксагора, который вынужден был бежать из Афин. Позднее в безбожии будет обвинён Сократ и казнён. И всё же само принятие такого рода законов - свидетельство неразвитости религиозной культуры, её формального характера.

Таким образом, в этом пункте развитие древнегреческой культуры пошло по иному пути, чем в более древних цивилизациях "первой волны". Там всю энергию нации вбирала в себя религиозная идеология. В Греции же миф, разлагаясь, питает светский Логос, слово. Мировая религия, христианство, приходит с запозданием, когда культура античности переживает свои последние дни. К тому же христианство - это не собственно греческое открытие. Оно заимствуется античностью у Востока.

Другой, не менее важной, особенностью культуры античности, которую демонстрирует Древняя Греция, был более радикальный характер культурного сдвига. Философия, литература, театр, лирическая поэзия, Олимпийские игры появляются впервые, они не имеют предшественников в предыдущих формах духовности. В культуре древних цивилизаций Востока мы найдем мистерии - предшественниц театра, спортивные поединки, поэзию, прозу, философию. Но они там не приобретают столь развитого институционального характера, как в Греции, они ещё питают собой новые религиозно-философские системы, не занимая, подчас, самостоятельного положения. В Древней Греции философия, литература, театр очень быстро становятся самостоятельными видами культуры, обособляются, превращаются в специализированный, профессиональный вид деятельности.

Ещё одной, не менее значительной, особенностью культуры античной Греции, явились необычайно высокие темпы культурных изменений: они охватили примерно 300 лет, с VI в. до н. э. вплоть до III в. до н. э., когда обнаруживается застой и последующий упадок.

Культура античной Греции похожа на бабочку-однодневку. Она быстро возникает, но так же быстро и сходит на нет. Но впоследствии её плодами будет питаться соседняя культура Древнего Рима, цивилизации Востока и Африки, и через них культурное влияние Античности будет питать и культуру Европы.

В отличие от культур цивилизаций Древнего Востока, для которых характерен был "азиатский способ производства" с централизованным государством, выполняющим производительные функции, в античной Греции огромную роль играет полис (город-государство). Накануне VIII в. до н. э. происходит разложение родового общества. Для последнего были свойственны поселения как формы совместного проживания родственников или членов племени. Классовое расслоение, присущее цивилизации, приводит к появлению соседских связей и иного типа проживания - города. Становление городов происходит в форме синойкизма - соединения, слияния нескольких поселений в одно, так, Афины возникают на основе объединения 12 деревень, Спарта объединяет 5, Тегея и Мантинея по 9 поселений. Таким образом, становление полисной системы - динамичный процесс, охвативший несколько десятков лет. За столь короткий промежуток времени старые, родовые, связи не могли полностью исчезнуть, они ещё долго сохранялись, формируя дух архе - безликого первоначала, лежащего в основе городского коллективизма, полисной общности. Сохранение архэ лежит в основании многих форм городской жизни. Центром её являлась агора - площадь, где проводились политические собрания, осуществлялись судебные заседания. Позднее центральная площадь превратится в торговую, где будут совершаться финансовые и коммерческие сделки. На агоре будут устраиваться публичные зрелища - трагедии, решаться вопросы о наиболее выдающихся произведениях искусства и т. д. Публичность, гласность, открытость политики, искусства, городского самоуправления - свидетельства того, что в этот начальный период становления цивилизации отчуждение ещё не охватило свободное население города, оно сохраняет в себе сознание общности интересов, дел, судьбы.

Античная Греция никогда не являлась единым централизованным государством с единой политикой, религией, нормативным искусством. Она представляла собой множество городов-государств, полностью самостоятельных, часто воевавших друг с другом, иногда заключавших между собой политические союзы. Для неё не было характерным наличие одного, столичного, города - центра административной, политической жизни, законодателя в области культуры. Каждый город самостоятельно решал вопросы должного и необходимого, прекрасного и совершенного, того, что соответствовало его представлениям о культуре человека и общества.

Поэтому для античной культуры Греции свойственно было стремление к многообразию, а не к единству. Единство возникало как результат, продукт столкновения, соревнования, конкуренции многообразных продуктов культуры. Поэтому для культуры характерен был агон - дух соревнования, соперничества, пронизывающий все стороны жизни.

Соревновались города, составляя списки "7 мудрецов", включая в него представителя своего полиса. Спор шёл по поводу "7 чудес света", охватывая все греческие поселения, и выходя за их пределы. Каждый год магистрат решал, какие трагедии, какого драматурга будут играться на городской площади. Победитель прошлого года мог оказаться проигравшим в этом году. Ни одна цивилизация не открыла для себя Олимпийских игр - это сделали только древние греки. Раз в четыре года прекращались войны, споры, вражда и все города направляли к подножию горы Олимп, поближе к богам-олимпийцам, своих самых сильных, быстрых, ловких, выносливых - спортсменов. Победителя ждала всегреческая пожизненная слава, торжественная встреча в родном городе, въезд не в обычные ворота, а через пролом в стене, специально устроенный для него восторженными болельщиками. А город-полис получал всеобщую известность за то, что смог воспитать Олимпийского победителя. Споры иногда принимали странный характер: семь городов долго спорили между собой, где находится могила Гомера. Но этот спор - свидетельство изменившихся ценностей, он мог возникнуть, когда эпическая поэзия Гомера стала общегреческой ценностью, единой эпической основой, объединившей все греческие полисы, создавшей духовное единство цивилизации, единство её культуры.

Многообразие культуры античной Греции подводило к укреплению её единства, общности, сходства, что и позволяет говорить о культурной целостности, несмотря на политические и экономические противоречия, раздиравшие страну. Античная цивилизация, расколов общество на противоположные классы, политические интересы, соперничающие полисы, не смогла создать достаточно прочного единства средствами духовной культуры.

Посмотрим на список "семи мудрецов". Обычно называли: Фалеса из Милета, Солона из Афин, Бианта из Приены, Питтака из Митилены, Клеобула из Линда, Периандра из Коринфа, Хилона из Спарты. Как видим, в список вошли представители городов Древней Греции от полуострова Пелопоннес до Малоазиатского побережья. Ко времени составления списка в нём отражалось лишь общее прошлое и желаемое будущее, но не настоящее. Этот список - программа культурного строительства, но не суровая реальность. А действительность демонстрировала острое соперничество, вражду городов, в конце концов разорвавшую культурное единство.

Введение

Античная цивилизация - величайшее и прекраснейшее явление в истории человечества. Очень сложно переоценить роль и значение античной цивилизации, ее заслуги перед всемирно-историческим процессом. Созданная древними греками и древними римлянами цивилизация, - просуществовавшая с VIII в. до н.э. вплоть до падения Западной Римской империи в V в. н.э., т.е. более 1200 лет, - явилась не только непревзойденным культурным центром своего времени, давшим миру выдающиеся образцы творчества по сути во всех сферах человеческого духа. Она также является колыбелью двух близких нам современных цивилизаций: западноевропейской и византийско-православной.

Античная цивилизация делиться на две локальных цивилизации;

  • а) Древнегреческую (8-1 века до н.э.)
  • б) Римскую (8 век до нашей эры 5 век н.э.)

Между этими локальными цивилизациями выделяется особенно яркая эпоха эллинизма, которая охватывает период с 323 г. до н.э. до 30 г. до н.э.

Целью моей работы будет детальное изучение развития данных цивилизаций, их значения в историческом процессе и причин упадка.

Античная цивилизация: общая характеристика

Глобальным типом цивилизации, сложившимся в древности, стал западный тип цивилизации. Он начал возникать на берегах Средиземного моря и наивысшего развития достиг в Древней Греции и Древнем Риме, обществах, которые принято именовать античным миром в период с IX--VIII вв. до н. э. до IV-- V вв. н. э. Поэтому западный тип цивилизации с полным основанием можно именовать как средиземноморский или античный тип цивилизации.

Античная цивилизация прошла длительный путь развития. На юге Балканского полуострова в силу различных причин раннеклассовые общества и государства зарождались не менее трех раз: во 2-й половине III тыс. до н. э. (уничтожено ахейцами); в XVII-- XIII вв. до н. э. (уничтожено дорийцами); в IX--VI вв. до н. э. последняя попытка удалась -- возникло античное общество.

Античная цивилизация, так же как и восточная цивилизация является первичной цивилизацией. Она выросла непосредственно из первобытности и не могла воспользоваться плодами предшествующей цивилизации. Поэтому в античной цивилизации, по аналогии с восточной, в сознании людей и в жизни общества существенно влияние первобытности. Господствующее положение занимает религиозно-мифологическое мировоззрение.

В отличие от восточных обществ античное развивалось весьма динамично, так как с самого начала в нем разгорается борьба между закабаляемым в долевое рабство крестьянством и аристократией. У других народов она заканчивалась победой знати, а у древних греков демос (народ) не только отстоял свободу, но и добился политического равенства. Причины этого кроются в бурном развитии ремесла и торговли. Торгово-ремесленная верхушка демоса быстро богатела и в экономическом отношении стала сильнее землевладельческой знати. Противоречия между могуществом торгово-ремесленной части демоса и уходящей в прошлое силой землевладельческой знати составило движущую пружину развития греческого общества, которое к концу VI в. до н. э. разрешилось в пользу демоса.

В античной цивилизации на первый план вышли частнособственнические отношения, проявилось господство частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок.

Появился первый в истории образец народовластия -- демократия как олицетворение свободы. Демократия в греко-латинском мире была по-прежнему прямой. Предусматривалось равенство всех граждан как принцип равных возможностей. Существовали свобода слова, выборность органов власти.

В античном мире были заложены основы гражданского общества, предусматривающего право каждого гражданина участвовать в управлении, признание его личного достоинства, прав и свобод. Государство не вмешивалось в частную жизнь граждан или это вмешательство было незначительным. Торговля, ремесла, сельское хозяйство, семья функционировали независимо от власти, но в рамках закона. Римское право содержало систему норм, регулирующих частнособственнические отношения. Граждане были законопослушны.

В античности вопрос о взаимодействии личности и общества решался в пользу первой. Личность и ее права были признаны первичными, а коллектив, общество -- вторичными.

Однако демократия в античном мире носила ограниченный характер: обязательное наличие привилегированного слоя, исключение из ее действия женщин, свободных иноземцев, рабов.

В греко-латинской цивилизации также существовало рабство. Оценивая его роль в античности, думается, ближе к истине позиция тех исследователей, которые секрет уникальных достижений античности видят не в рабстве (труд рабов неэффективен), а в свободе. Вытеснение свободного труда рабским в период Римской империи явилось одной из причин упадка этой цивилизации

II семестр

Историческая география Древней Греции.

Письменные источники по истории Древней Греции.

Минойская цивилизация на Крите.

Микенская Греция.

Троянская война.

Тёмные века» в истории Греции.

Греческая мифология: основные сюжеты.

Поэмы Гомера.

Великая греческая колонизация.

Спарта как тип полиса.

Формирование полиса в Афинах (VIII-VI вв. до н.э.).

Реформы Солона.

Тирания Писистрата.

Реформы Клисфена.

Греко-персидские войны.

Афинская демократия в V в. до н.э.

Афинская морская держава в V в. до н.э.

Пелопоннесская война.

Кризис полиса в Греции IV в. до н.э.

Греческая культура архаического времени.

Греческая культура классического времени.

Возвышение Македонии.

Походы Александра.

Эллинизм и его проявления в экономике, политике, культуре.

Основные эллинистические государства.

Северное Причерноморье в классическую и эллинистическую эпоху.

Периодизация истории Рима.

Историческая география Рима, Италии и империи.

Письменные источники по римской истории.

Этруски и их культура.

Царский период истории Рима.

Ранняя Республика: борьба патрициев и плебеев.

Завоевание Римом Италии.

Вторая Пуническая война.

Завоевание Средиземноморья Римом во II в. до н.э.

Реформы братьев Гракхов.

Борьба оптиматов и популяров. Марий и Сулла.

Политическая борьба в Риме в I пол. I в. до н.э.

Завоевание Галлии Цезарем.

Восстание Спартака.

Борьба за власть и диктатура Цезаря.

Борьба Антония и Октавиана.

Принципат Августа.

Императоры из династии Тибериев-Юлиев.

Римские провинции в I-II вв. н.э. и их романизация.

Золотой век» Римской империи во II в. н.э.

Римская культура времени гражданских войн.

Римская культура эпохи принципата.

Эпоха «солдатских императоров».

Реформы Диоклетиана-Константина.

Древняя христианская церковь. Принятие христианства в IV в.

Натиск германских племен на границы империи в IV-V вв.

Восточные провинции в IV-VI вв. Рождение Византии.

Падение Западной Римской империи.

Культура Поздней империи.

Античные традиции в культуре последующих эпох.

Основные особенности античной цивилизации, ее отличия от цивилизаций Древнего Востока.

Античная цивилизация – это образцовая, нормативная цивилизация. Здесь произошли события, к-е потом лишь повторялись, нет ни одного события и яв-я, к-е не были осмысленны, не произошли в Др Греции и Др. Риме.

Античность понятна нам сегодня, так как: 1.в античности жили по принципу «здесь и сейчас»; 2. религия была поверхностная; 3 у греков не было морали, совести, они лавировали по жизни; 4 личная жизнь была личной жизнью человека, если не влияет на общественную мораль.

Не похожа: 1. Не было понятия об этике (хорошо, плохо). Религия сводилась к ритуалам. А не к оценке хорошего и плохого.

1. В античной цивилизации человек главный субъект исторического процесса (важнее государства или религии), в отличие от цивилизации древнего Востока.

2. Культура в Западной цивилизации есть личное творческое выражение, в отличие от восточной, где прославляют государство и религию.

3. Древний Грек надеялся только на себя, не на Бога, ни на государство.

4. Языческая религия для античности не имела моральной нормы.

5. В отличие от древневосточной религии, Греки считали, что жизнь на земле лучше, чем в потустороннем мире.

6. Для Античной цивилизации важные критерии жизни были это: творчество, личность, культура, т.е. самовырежение.

7. В античной цивилизации была в основном демократия (народные собрания, совет старейшин), в Др Востоке – монархии.

Периодизация истории Древней Греции.

Период

1. Цивилизация минойского Крита - 2тыс до н э – XX – XIIв до н э

Старых дворцов 2000-1700 гг до нэ- появление нескольких потенциальных центров(Кносс, Феста, Маллия, Загросс)

Период новых дворцов 1700-1400 гг до нэ – дворец в Кноссе (Дворец Митавра)

Землетрясение XV- завоевание о. Крит с материка ахейцами.

2. Микенская (ахейская) цивил-ция – XVII-XII в до н э (греки, но еще не античные)

3. Гомеровский период, или темные века, или предполисный период (XI-IX вв. до н. э.), - родоплеменные отношения в Греции.

Период. Античная цив-ция

1. Архаический период (архаика) (VIII-VI вв. до н. э.) - формирование полисного общества и государства. Расселение греков по берегам Средиземного и Черного морей (Великая греческая колонизация).

2. Классический период (класссика) (V- IV вв. до н. э.) - расцвет древнегреческой цивилизации, рациональной экономики, полисного строя, греческой культуры.

3. Эллинистический период (элинизм, постклассический период) – кон. IV - I в до н э (расширение греческого мира, истощается кул-ра, облегченный историче-й период):

Восточные походы Александра Македонского и образование системы эллинистических государств (30-е годы IV в, до н. э. - 80-е годы III в. до н. э.);

Функционирование эллинистических обществ и государств (80-е годы III в. до н. э, - середина II в. до н. э.);

Кризис эллинистической системы и завоевание эллинистических государств Римом на Западе и Парфией на Востоке (середина II в. - I в. до н. э,).

3. Историческая география Древней Греции .

Географические рамки древнегреческой истории не были постоянными, а менялись и расширялись по мере исторического развития. Основной территорией древнегреческой цивилизации был Эгейский регион, т.е. балканское, малоазиатское, фракийское побережье и многочисленные острова Эгейского моря. С 8-9 вв. до н.э., после мощного колонизационного движения из района Энеиды, известного как Великая греческая колонизация, греки освоили территории Сицилии и Юж. Италии, которые получили название Великой Греции, а также побережье Черного моря. После походов А. Македонского в конце 4 в. до н.э. и завоевание Персидской державы на её развалинах Ближнем и Среднем Востоке вплоть до Индии образовались эллинистические государства и эти территории стали частью древнегреческого мира. В эпоху эллинизма греческий мир охватывал громадную территорию от Сицилии на западе до Индии на Востоке, от Северного Причерноморья на севере, до первых порогов Нила на юге. Однако во все периоды древнегреческой истории её центральной частью считался Эгейский регион, где греческая государственность и культура зародились и достигли своего рассвета.

Климат восточно-средиземноморский, субтропический с мягкой зимой (+10) и жарким летом.

Рельеф горный, изолированные друг от друга долины, что мешало строительству коммуникаций и предполагало ведению в каждой долине нат-го с/х.

Присутствует изрезанная береговая линия. Существовала коммуникация по морю. Греки, хотя и боялись моря, освоили Эгейское море, не выходили долго в Черное море.

Греция богата полезными ископаемыми: мрамором, железной рудой, медью, серебром, деревом, гончарной глиной хорошего качества, что обеспечивало греческое ремесло достаточным количеством сырья.

Почвы Греции каменисты, среднеплодородны и трудны для возделывания. Однако обилие солнца и мягкий субтропический климат делали их благоприятными для сельскохозяйственной дея-ти. Были и просторные долины (в Беотии, Лаконике, Фессалии), пригодные для земледелия. В с/х существовала триада: зерновые (ячмень, пшеница), оливки (маслины), из к-х изготовляли масло, а его выжимки были основой освещения, и виноград (универсальный напиток, к-й не портился в этом климате, вино 4-5%). Из молока изготовляли сыр.

Скотоводство: мелкий рогатый скот (овцы, быки), птица, т.к. негде было развернуться.

4. Письменные источники по истории Древней Греции .

В Древней Греции рождается история – спец-ые исторические сочинения.

В VIв до н э появляются логографы- словописания, первая проза, описание памятных событий. Наиболее известны логографы Гекатея (540-478 гг. до н. э.) и Гелланика (480-400 гг. до н. э.).

Первым историческим исследованием был труд «История» Геродота (485-425 гг. до н. э.), названного еще в древности Цицероном «отцом истории». «История» - главный вид прозы, имеет общественное и частное значение, объясняет всю историю в целом, транслирует, передает инф-цию потомкам. В труд Геродота отличается от хроник, летописаний тем, что присутствуют причины событий. Цель работы – изложить всю доведенную до автора информацию. Труд Геродота посвящен истории греко-персидских войн и состоит из 9 книг, которые в III в. до н. э. были названы именами 9 муз.

Другим выдающимся произведением греческой исторической мысли был труд афинского историка Фукидида (около 460-396 гг. до н. э.), посвященный событиям Пелопоннесской войны (431- 404 гг. до н. э.). Труд Фукидида состоит из 8 книг, в них излагаются события Пелопоннесской войны с 431 по 411 г. до н. э. (сочинение осталось неоконченным). Однако Фукидид не ограничивается тщательной и подробной характеристикой военных действий. Он дает также описание внутренней жизни воюющих сторон, в том числе взаимоотношений разных групп населения и их столкновений, изменений в политическом строе, при этом частично отбирая инфор-ию.

Разнообразное литературное наследство оставил после себя младший современник Фукидида историк и публицист Ксенофонт из Афин (430-355 гг. до н. э.). Он оставил после себя много различных сочинений: «Греческая история», «Воспитании Кира», «Анабасис», «Домострой».

Первые Греческие литературные памятники – эпические поэмы Гомера “Илиада” и “Одиссея” – являются практически единственными источниками сведений по истории темных веков XII – VI вв. до н. э., т. е.

Среди сочинений Платона (427-347 гг. до н. э.) наибольшее значение имеют его обширные трактаты «Государство» и «Законы», написанные в последний период его жизни. В них Платон, отталкиваясь от анализа социально-политических отношений середины 6 в. до н. э., предлагает свой вариант переустройства греческого общества на новых, справедливых, по его мнению, началах.

Аристотелю принадлежат трактаты по логике и этике, риторике и поэтике, метеорологии и астрономии, зоологии и физике, которые являются содержательными источниками. Однако наиболее ценными трудами по истории греческого общества IV в. до н. э. являются его сочинения о сущности и формах государства - «Политика» и «Афинская политая».

Из исторических сочинений, дающих связное изложение событий эллинистической истории наибольшее значение имеют труды Полибия (в сочинении подробно излагается история греческого и римского мира с 280 по 146 г. до н. э)и Диодора «Историческая библиотека».

Большой вклад в изучении истории Др. Греции имеют и труды Страбона, Плутарха, Павсания и др.

Микенская (ахейская)Греция.

Микенская цивилизация или Ахейская Греция - культурный период в истории доисторической Греции с XVIII по XII век до н. э., бронзового века. Получила свое название по городу Микены на полуострове Пелопоннес.

Внутренними источниками яв-ся таблички, написанные линейным письмом Б, расшифрованные после 2 мировой войны Майклом Вентрисом. В них содержатся документы о хозяйственной отчетности: налоги, о сдачи земли в аренду. Некоторая инф-ция об истории архейских царей содержится в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея», трудах Геродота, Фукидида, Аристотеля, к-я подтверждается данными археологии.

Создателями микенской культуры были греки - ахейцы, вторгшиеся на Балканский полуостров на рубеже III–II тыс до н. э. с севера, из района Придунайской низменности или из степей Северного Причерноморья, где они обитали первоначально. Пришельцы частично разрушили и разорили поселения завоеванных племен. Остатки догреческого населения постепенно ассимилировались с ахейцами.

На первых этапах своего развития микенская культура испытала на себе сильное влияние более передовой минойской цивилизации, например, некоторые культы и религиозные обряды, фресковую живопись, водопровод и канализацию, фасоны мужской и женской одежды, некоторые виды оружия, наконец, линейное слоговое письмо.

Временем расцвета микенской цивилизации можно считать XV–XIII вв. до н. э. Наиболее значительными центрами раннеклассового общества были Микены, Тиринф, Пилос в Пелопоннесе, в Средней Греции Афины, Фивы, Орхомен, в северной части Иолк – Фессалия, к-е никогда не объединялись в 1 гос-во. Все гос-ва находились в состоянии войны. Мужская воинственная цивилизация.

Почти все микенские дворцы-крепости были укреплены каменными циклопическими стенами, к-е строили свободные люди, и представляли собой цитадели (например, Тиринфская цитадель).

Основную массу трудящегося населения составляли в микенских государствах, как и на Крите, свободные или полусвободные крестьяне и ремесленники, к-е находились в экономической зависимости от дворца и облагались в его пользу трудовыми и натуральными повинностями. Среди ремесленников, работавших на дворец, особое положение занимали кузнецы. Обычно они получали от дворца так называемую таласию, т. е. задание или урок. Ремесленники, привлекавшиеся на государственную службу, не лишались личной свободы. Они могли владеть землей и даже рабами, как и все другие члены общины.

Во главе дворцового государства стоял «ванака» (царь), к-й среди правящей знати занимал особое привилегированное положение. В обязанности Лавагета (военачальника) входило командование вооруженными силами Пилосского царства. Царь и военачальник сосредоточивали в своих руках наиболее важные функции как экономического, так и политического характера . В непосредственном подчинении у правящей верхушки общества находились многочисленные чиновники, действовавшие на местах и в центре и составлявшие в совокупности мощный аппарат угнетения и эксплуатации трудящегося населения Пилосского царства: картеры(наместники), басилеи (осуществляли надзор за производством).

Вся земля в Пилосском царстве делилась на две основные категории: 1) землю дворца, или государственную, и 2) землю, принадлежавшую отдельным территориальным общинам.

Микенская цив-ция пережила два нашествия с севера с промежутком в 50 лет. В период между нашествиями население Микенской цив-ции объединилось с целью погибнуть со славой в Троянской войне (ни один троянский герой не вернулся живым домой).

Внутренние причины гибели Микенской цив-ции: хрупкая экономика, неразвитая простое общество, к-е привело в разрушение, после потери верхушки. Внешняя причина гибели – нашествие дорийцев.

Цивилизации восточного типа для Европы не пригодны. Крит и Микены яв-ся родителями античности.

7. Троянская война .

Троянская война, по мнению древних греков, была одним из самых значительных событий их истории. Античные историки считали, что она произошла примерно на рубеже XIII-XII вв. до н. э., и начинали с неё новую - "троянскую" эру: восхождение населявших Балканскую Грецию племён к более высокому уровню культуры, связанному с жизнью в городах. О походе греков-ахейцев против города Трои, расположенного в северо-западной части полуострова Малая Азия - Троаде, рассказывали многочисленные греческие мифы, объединённые позднее в цикл преданий - киклические поэмы, среди них поэма "Илиада", приписываемая греческому поэту Гомеру. В ней рассказывается об одном из эпизодов заключительного, десятого года осады Трои-Илиона.

Троянская война, согласно мифам, началась по воле и вине богов. На свадьбу фессалийского героя Пелея и морской богини Фетиды были приглашены все боги, кроме Эриды, богини раздора. Разгневанная богиня решила отомстить и подбросила пирующим богам золотое яблоко с надписью "Прекраснейшей". Три олимпийские богини, Гера, Афина и Афродита, заспорили, кому из них оно предназначено. Рассудить богинь Зевс повелел юному Парису, сыну троянского царя Приама. Богини явились Парису на горе Иде, близ Трои, где царевич пас стада, и каждая старалась прельстить его дарами. Парис предпочёл предложенную ему Афродитой любовь Елены, прекраснейшей из смертных женщин, и вручил золотое яблоко богине любви. Елена, дочь Зевса и Леды, была женой спартанского царя Менелая. Парис, явившийся гостем в дом Менелая, воспользовался его отсутствием и с помощью Афродиты убедил Елену покинуть мужа и уехать с ним в Трою.

Оскорблённый Менелай с помощью своего брата, могущественного царя Микен Агамемнона, собрал большое войско, чтобы вернуть неверную жену и похищенные сокровища. На призыв братьев явились все женихи, сватавшиеся когда-то к Елене и давшие клятву защищать её честь: Одиссей, Диомед, Протесилай, Аякс Теламонид и Аякс Оилид, Филоктет, мудрый старец Нестор и др. Принял участие в походе и Ахилл, сын Пелея и Фетиды. Предводителем всего войска был избран Агамемнон, как правитель самого могущественного из ахейских государств.

Греческий флот, насчитывавший тысячу кораблей, собрался в Авлиде, гавани в Беотии. Чтобы обеспечить флоту благополучное плавание к берегам Малой Азии, Агамемнон принёс в жертву богине Артемиде свою дочь Ифигению. Достигнув Троады, греки попытались вернуть Елену и сокровища мирным путём. Посланцами в Трою отправились Одиссей и Менелай. Троянцы им отказали, и началась долгая и трагичная для обеих сторон война. В ней приняли участие и боги. Гера и Афина помогали ахейцам, Афродита и Аполлон - троянцам.

Греки не смогли сразу взять Трою, окружённую мощными крепостными сооружениями. Они построили на берегу моря возле своих кораблей укреплённый лагерь, стали разорять окрестности города и нападать на союзников троянцев. На десятом году Агамемнон оскорбил Ахилла, отобрав у него пленницу Брисеиду, и тот, разгневанный, отказался выходить на поле боя. Троянцы воспользовались бездействием самого смелого и сильного из своих врагов и перешли в наступление, возглавляемые Гектором. Помогала троянцам и общая усталость ахейского войска, уже десять лет безуспешно осаждавшего Трою.

Троянцы прорвались в лагерь ахейцев и чуть было не сожгли их корабли. Ближайший друг Ахилла, Патрокл остановил натиск троянцев, но сам погиб от руки Гектора. Смерть друга заставляет Ахилла забыть об обиде. В поединке с Ахиллом гибнет троянский герой Гектор. На помощь троянцам приходят амазонки. Ахилл убивает их предводительницу Пенфесилею, но вскоре погибает сам, как и было предсказано, от стрелы Париса, направленной богом Аполлоном.

Решительный перелом в войне происходит после прибытия в лагерь ахейцев героя Филоктета с острова Лемнос и сына Ахилла Неоптолема. Филоктет убивает Париса, а Неоптолем - союзника троянцев мисийца Эвринила. Оставшись без предводителей, троянцы больше не решаются выходить на битву в открытое поле. Но мощные стены Трои надёжно охраняют её жителей. Тогда по предложению Одиссея ахейцы решили взять город хитростью. Был построен огромный деревянный конь, внутри которого спрятался отборный отряд воинов. Остальное же войско укрылись недалеко от берега, возле острова Тенедос.

Удивлённые оставленным деревянным чудищем, троянцы собрались вокруг него. Некоторые стали предлагать ввезти коня в город. Жрец Лаокоон, предупреждая о коварстве врага, воскликнул: "Бойтесь данайцев (греков), дары приносящих!" Но речь жреца не убедила соотечественников, и они ввезли деревянного коня в город как дар богине Афине. Ночью спрятавшиеся в чреве коня воины выходят наружу и открывают ворота. Тайно вернувшиеся ахейцы врываются в город, и начинается избиение застигнутых врасплох жителей. Менелай с мечом в руках ищет неверную жену, но, увидев прекрасную Елену, оказывается не в силах убить её. Всё мужское население Трои погибает, за исключением Энея, сына Анхиза и Афродиты, получившего от богов повеление бежать из захваченного города и возродить его славу в другом месте. Женщины Трои стали пленницами и рабынями победителей. Город погиб в огне пожара.

После гибели Трои в лагере ахейцев начинаются распри. Аякс Оилид навлекает на греческий флот гнев богини Афины, и она насылает страшную бурю, во время которой тонут многие корабли. Менелая и Одиссея буря заносит в дальние страны (описывается в поэме Гомера - "Одиссея"). Предводитель ахейцев Агамемнон после возвращения домой был убит вместе со спутниками своей женой Клитемнестрой, не простившей мужу смерти дочери Ифигении. Так, совсем не триумфально, закончился для ахейцев поход на Трою.

Древние греки не сомневались в исторической реальности Троянской войны. Фукидид был убеждён в том, что описанная в поэме десятилетняя осада Трои - исторический факт, лишь приукрашенный поэтом. Отдельные части поэмы, такие, как "каталог кораблей" или перечень ахейского войска под стенами Трои, написаны как настоящая хроника.

Историки XVIII- XIX вв. были убеждены, что никакого похода греков на Трою не было и что герои поэмы - мифические, а не исторические фигуры.

В 1871 г. Генрих Шлиман приступает к раскопкам холма Гиссарлык в северо-западной части Малой Азии, определив его как местоположение древней Трои. Затем, следуя указаниям поэмы, Генрих Шлиман провёл археологические раскопки в "злато-обильных" Микенах. В одной из обнаруженных там царских могил покоились - для Шлимана в этом не было никакого сомнения - останки Агамемнона и его спутников, усыпанные золотыми украшениями; лицо Агамемнона покрывала золотая маска.

Открытия Генриха Шлимана потрясли мировую общественность. Не оставалось сомнений в том, что поэма Гомера содержит сведения о действительно происходивших событиях и их реальных героях.

В последствии А. Эванс на острове Крит обнаружил дворец Минотавра. В 1939 г. американский археолог Карл Блеген открыл "песчаный" Пилос, место обитания мудрого старца Нестора на западном побережье Пелопоннеса. Однако археологии установили, город, принятый Шлиманом за Трою, существовал ещё за тысячу лет до Троянской войны.

Но отрицать существование города Трои где-то в северо-западном районе Малой Азии невозможно. Документы из архива хеттских царей свидетельствуют, что хетты знали и город Трою, и город Илион (в хеттском варианте "Труиса" и "Вилуса"), но, судя по всему, как два разных, расположенных по соседству города, а не один под двойным названием, как в поэме.

Поэмы Гомера.

Гомер считается автором двух поэм - "Илиады" и "Одиссеи", хотя в современной науке до сих пор не решен вопрос жил ли Гомер на самом деле или же он является легендарной личностью. Совокупность проблем, связанных с авторством «Илиады» и «Одиссеи», их возникновением и судьбой до момента записи, получила название «гомеровский вопрос».

В Италии Дж. Вико (17в) и в Германии фр. Вольф (18) признавали народное происхождение поэм. В XIX в была предложена «теория малых песен», из к-х механическим путем впоследствии возникли обе поэмы. «Теория зерна» предполагает, что в основе «Илиады» и «Одиссеи» лежит небольшая поэма, к-я с течением времени обросла подробностями и новыми эпизодами в результате творчества новых поколений поэтов. Унитарии отрицали участие народного творчества в создании гомеровских поэм, рассматривали их как художественное произведение, созданное одним автором. В кон XIX в была предложена теория народного происхождения поэм в результате постепенного естественного развития коллективного эпического творества. В кон XIX в нач XX в возникли синтетические теории, согласно к-м «Илиада» и «Одиссея» представляются эпосом, обработанным одним или двумя поэтами.

Сюжеты обоих поэм восходят к микенскому времени, что подтверждается многочисленными археологическими материалами. В поэмах нашли отражения крито-микенская (конец XII в – инф-ция о Троянской войне), гомеровская (XI-IX- большая часть инф-ции, т.к инф-ция о микенском времени не дошла в устной форме), ранняя архаическая (VIII-VII) эпохи.

В основу содержания «Илиады» и «Одиссеи» легли предания из цикла мифов о Троянской войне , происходившей в XIII– XII вв. до н. э . Сюжетом «Илиады» является гнев фессалийского героя Ахила на предводителя греческих войск, осаждавших Трою, Агамемнона за то, что тот отнял у него прекрасную пленницу. Самая древняя часть «Илиады» - 2 песнь о «Списках кораблей». Сюжетом «Одиссеи» яв-ся возвращение на родину остров Итака Одиссея, после того, как греки разрушили Трою.

Поэмы были записаны в Афинах при тиране Писистрате, к-й хотел показать, что в Греции существовала единоличная власть. Поэмы приобрели современный вид во 2 в до н э в Александрийском муссоне (эпоха эллинизма).

Значение поэм: книга для изучения грамоты, «настольная книга» греков.

Одна из важнейших композиционных особенностей «Илиады» - «закон хронологической несовместимости», сформулированный Фаддеем Францевичем Зелинским. Он состоит в том, что «У Гомера никогда рассказ не возвращается к точке своего отправления. Отсюда следует, что параллельные действия у Гомера изображаемы быть не могут; поэтическая техника Гомера знает только простое, линейное измерение». Таким образом, иногда параллельные события изображаются как последовательные, иногда же одно из них лишь упоминается или даже замалчивается. Этим объясняются некоторые мнимые противоречия в тексте поэмы.

Полный перевод «Илиады» на русский язык размером подлинника был сделан Н. И. Гнедичем (1829), «Одиссеи» – В. А. Жуковским (1849).

Спарта как тип полиса.

Спартанское гос-во было расположено на юге Пелопоннеса. Спартой называлась столица этого гос-ва, а само гос-во получило название Лаконии. Полис нельзя было завоевать, а лишь только уничтожить. Все полисы развивались, но лишь только Спарта в 6 в. законсервировалась.

Главнейшими источниками по истории спартан-го гос-ва яв-ся произведения Фукидида, Ксенофонта, Аристотеля и Плутарха, стихи спартанского поэта Тиртея. Значение приобретают археологические материалы.

В течение IX –VIII вв до н э спартанцы вели упорную борьбу с соседними племенами за господство над Лаконией. В результате им удалось подчинить область от южных границ Аркадского нагорья до Мысов Тенар и Малея на южном побережье Пелопоннеса.

В VIIв до нэ в Спарте стал ощущаться острый земельный голод и спартанцы предприняли завоевательный поход в Мессению, также заселенной дорийцами. В результате двух мессенских воин территория Мессении была присоединена к Спарте, а основная масса населения, за исключением жителей некоторых приморских городов, была превращена в илотов.

Плодородные земли в Лаконике и Мессении были поделены на 9000 наделов и были розданы спартанцам. Каждый надел обрабатывали несколько семей илотов, которые были обязаны содержать своим трудом спартанца и его семью. Спартанец не мог распоряжаться своим наделом, продать его или оставить в наследство сыну. Не был он и хозяином илотов. Он не имел права их продать или освободить. И земля, и илоты принадлежали государству.

В Спарте сформировалось три группы населения: спартанцы (сами завоеватели – дорийцы), периэки (жители небольших городков, разбросанных на некотором удалении от Спарты, вдоль границ, называли периэками ("живущими вокруг"). Они были свободными, но не имели гражданских прав) и илоты (зависимое население).

Эфоры- в ысший контрольно-административный орган Спарты. Избираются на год в кол-ве 5 человек. Следят за поведением гр-н, яв-сь надзирателями в отношении порабощенного и зависимого населения. Объявляют войну илотам.

Постоянная угроза илотского мятежа, нависшая под господствующим классом Спарты, требовала от него максимальной сплоченности и организованности. Поэтому одновременно с переделом земли спартанским законодателем Ликургом была проведена целая серия важных социа-х реформ:

Только сильный и здоровый человек мог стать настоящим воином. Когда рождался мальчик, отец приносил его к старейшинам. Младенца осматривали. Слабого ребенка сбрасывали в пропасть. Закон обязывал каждого спартиата отдавать своих сыновей в специальные лагеря – агелы (букв. Стадо). Читать и писать мальчиков учили только ради практической пользы. Воспитание было подчинено трем целям: уметь подчиняться, мужественно переносить страдания, в битвах победить или умереть. Мальчики занимались гимнастическими и военными упражнениями, учились владеть оружием, жить по-спартански. Ходили они круглый год в одном плаще (гиматий). Спали на жестком тростнике, нарванном голыми руками. Кормили их впроголодь. Чтобы быть ловкими и хитрыми на войне, подростки учились воровать. Мальчики даже соревновались, кто из них дольше и достойнее перенесет побои. Победившего славили, его имя становилось известно всем. Но некоторые умирали под розгами. Спартанцы были прекрасными воинами - сильными, умелыми, храбрыми. Знаменитым было лаконичное изречение одной спартанки, провожавшей сына на войну. Она подала ему щит и сказала: "Со щитом или на щите!"

В Спарте обращалось большое внимание и на воспитание женщин, к-е пользовались большим уважением. Чтобы рожать здоровых детей, нужно быть здоровой. Поэтому девушки занимались не домашним хоз-м, а гимнастикой и спортом, они умели читать, писать, считать.

По закону Ликурга вводились специальные совместные трапезы – сисстии.

В основе «Ликургова строя» был положен принцип равенства, старались приостановить рост имущественного неравенства среди спартиатов. С целью изъять из обращения золото и серебро, вводились в оборот железные обола.

Спартанского гос-во запрещало всякую внешнюю торговлю. Она была только внутренней и происходила на местных рынках. Ремесло было развито слабо, им занимались периэки, к-е изготавливали лишь самую необходимую утварь для снаряжения спартанской армии.

Все преобразования способствовали консолидации общества.

Важнейшими элементами политической системы Спарты яв-сь двойная царская власть, совет старейшин (герусия) и народное собрание.

Народное собрание (апелла), в к-м принимали участие все полноправные граждане Спарты, утверждало решения, принятые царями и старейшинами на их совместном заседании.

Совет старейшин - герусия состояла из 30 членов: 28 геронтов (старцев) и двух царей. Геронты избирались из спартанцев не моложе 60 лет. Цари получали власть по наследству, но их права в повседневной жизни были очень небольшими: военачальники во время военных действий, судебные и религиозные функции в мирное время. Решения принимались на совместном заседании совета старейшин и царей.

Сам город Спарта имел скромный вид. Не было даже оборонительных стен. Спартанцы говорили, что наилучшей защитой города служат не стены, а мужество его граждан.

К середине 6 в. до н.э. подчинены Коринф, Сикион и Мегары, в результате чего сложился Пелопонесский союз, ставший самым значительным политическим объединением тогдашней Греции.

Реформы Солона

Солон вошел в историю как выдающийся реформатор, в значительной степени изменивший политическое лицо Афин и давший, таким образом, возможность этому полису опередить в своем развитии другие греческие города.

Социально-экономическая и политическая ситуация в Аттике продолжала ухудшаться практически весь VII в. до н. э. Социальная дифференциация населения привела к тому, что уже значительная часть всех афинян влачила жалкое существование. Бедные крестьяне жили в долг, выплачивали огромные проценты, закладывали землю, отдавали своим богатым согражданам до 5/6 урожая.

Масла в огонь подлила неудача в войне за остров Саламин с Мегарами в конце VII в.

Солон. происходил из древнего, но обедневшего знатного рода, занимался морской торговлей и был, таким образом, связан одновременно и с аристократией, и с демосом, члены которого уважали Солона за честность. Притворившись сумасшедшим, он публично в стихах призывал афинян к реваншу. Его стихи вызвали большой общественный резонанс, что спасло поэта от наказания. Ему было поручено собрать и возглавить флот и армию. В новой войне Афины победили Мегары, а Солон стал наиболее популярным человеком в городе. В 594 г. до н. э. его избрали первым архонтом (эпонимом) и поручили также выполнять функции айсимнета, т. е. он должен был стать посредником при улаживании социальных вопросов.

Солон решительно взялся за реформы. Для начала он провел так называемую сисахфию (дословно "стряхивание бремени"), по которой были отменены все долги. С заложенных земельных участков были сняты закладные долговые камни, на будущее было запрещено брать в долг под заклад людей. Многие крестьяне получили обратно свои участки. За государственный счет выкупались проданные на чужбину афиняне. Эти мероприятия сами по себе оздоровили социальную обстановку, хотя малоимущие и были недовольны тем, что Солон не провел обещанного передела земли. Зато архонт установил предельную максимальную норму землевладения и ввел свободу завещания - отныне, если не было прямых наследников, можно было передать имущество по завещанию любому гражданину, позволив отдавать землю не членам рода. Этим было подорвано могущество родовой знати, а также дан мощный импульс развитию мелкого и среднего землевладения.

Солон провел денежную реформу, сделав легче (уменьшив вес) афинскую монету и тем самым увеличив денежное обращение в стране. Он разрешил вывозить за границу оливковое масло и вино запретил вывозить зерно, поспособствовав, таким образом, развитию наиболее выгодного для внешней торговли сектора афинского сельского хозяйства и сохранив для сограждан дефицитный хлеб. Любопытный закон был принят для развития еще одной прогрессивной отрасли народного хозяйства. По закону Солона, сыновья могли не обеспечивать родителей в старости, если те в свое время не обучили детей какому-нибудь ремеслу.

Важнейшие изменения произошли в политическом и социальном устройстве Афинского государства. Вместо прежних сословий Солон ввел новые, основанные на проведенном им имущественном цензе (переписи и учете доходов). Отныне афиняне, чей годовой доход составлял не менее 500 медимнов (около 52 литров) сыпучих или жидких продуктов, назывались пентакосиамедимнами и принадлежали к первому разряду, не менее 300 медимнов - всадниками (второй разряд), не менее 200 медимнов - зевгитами (третий разряд), менее 200 медимнов - фетами (четвертый разряд).

Высшими государственными органами отныне были ареопаг, буле и Народное собрание. Буле было новым органом. Это был Совет четырехсот, куда каждая из четырех афинских фил избирала 100 человек. В буле должны были предварительно обсуждаться все вопросы и законы перед тем, как они подлежали рассмотрению в Народном собрании. Само Народное собрание (экклесия) при Солоне стало собираться гораздо чаще и приобрело большее значение. Архонт постановил, что в период междоусобиц каждый гражданин должен занимать активную политическую позицию под угрозой лишения гражданских прав.

Еще один культурный центр, возникший в Средиземноморье, получил название «античная цивилизация». К античной цивилизации принято относить историю и культуру Древней Греции и Древнего Рима. Эта цивилизация базировалась на качественно иных основаниях и в экономическом, политическом и социальном отношениях была более динамичной по сравнению с древневосточными обществами. Достижения древних греков и римлян впечатляюще поразительны во всех областях, и на них основана вся европейская цивилизация. Греция и Рим, два вечных спутника, сопровождают европейское человечество на всем его пути. Античная цивилизация, если исчислять ее от гомеровской Греции (XI-IX вв. до н.э.) до позднего Рима (III-V вв. н.э.), многими достижениями обязана еще более древней крито-микенской (эгейской) культуре, которая существовала одновременно с древневосточными культурами в восточном Средиземноморье и некоторых областях материковой Греции в III-II тыс. до н.э. Центрами эгейской цивилизации были остров Крит и город на юге Греции Микены. Эгейская культура отличалась высоким уровнем развития и своеобразием, однако нашествия ахейцев, а затем дорийцев повлияли на ее дальнейшую судьбу. В историческом развитии Древней Греции принято выделять следующие периоды: гомеровский (XI-IX вв. до н.э.); архаический (VIII-VI вв. до н.э.); классический (V-IV вв. до н.э.); эллинистический (конец IV–I вв. до н.э.).История Древнего Рима делится всего на три основных этапа: ранний, или царский Рим (VIII–VI вв. до н.э.); римская республика (V–I вв. до н.э.); римская империя (I–V вв. н.э.). Римская цивилизация считается эпохой наивысшего расцвета античной культуры. Рим называли «вечным городом», а поговорка «Все пути ведут в Рим» сохранилась до наших дней. Римская империя представляла собой самое большое государство, охватившее все территории, примыкающие к Средиземноморью. Слава и величие ее измерялись не только обширностью территории, но и культурными ценностями входивших в нее стран и народов. В формировании римской культуры приняли участие многие народы, подчинявшиеся римской власти, в том числе и население древневосточных государств, в частности Египта. Особая роль в становлении римской государственности и культуры принадлежала грекам. Как писал римский поэт Гораций, «Греция, пленницей став, победителей грубых пленила. В Лациумсельский искусства внесла». У греков римляне заимствовали более совершенные методы земледелия, полисную систему государственного устройства, алфавит, на основе которого была создана латинская письменность, и, конечно же, велико было влияние греческого искусства: в Рим были вывезены библиотеки, образованные рабы и т.д. Именно синтез греческой и римской культур сформировал античную культуру, ставшую основанием европейской цивилизации, европейского пути развития. Несмотря на различия в развитии двух крупнейших очагов античной цивилизации – Греции и Рима, можно говорить о некоторых общих чертах, определивших своеобразие античного типа культуры. Поскольку Греция раньше Рима вступила на арену мировой истории, то именно в Греции в архаический период сформировались специфические особенности цивилизации античного типа. Эти особенности были связаны с социально-экономическими и политическими изменениями, получившими название архаической революции, культурного переворота. Важную роль в архаической революции сыграла греческая колонизация, которая вывела греческий мир из состояния изоляции и вызвала стремительный расцвет греческого общества, сделала его более подвижным, восприимчивым. Она открыла широкий простор перед личной инициативой и творческими способностями каждого человека, помогла высвобождению личности из-под контроля общины и ускорила переход общества на более высокий уровень экономического и культурного развития.античные страны были более развиты в отличие от стран Древнего Востока.


5. Восточные славяне в VI – IX вв.: расселение, хозяйство, социальная организация, верования.

Племена восточных славян занима­ли огромную территорию от Онежского и Ладожского озер на севере до северного Причерноморья на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке. В VIII-IX вв. у восточных славян сложилось около 15 наибо­лее крупных союзов племен. Картина их расселения выглядела следующим обра­зом:

· поляне - по среднему течению Днепра;

· древляне - на северо-западе, в бассейне реки Припять и в Среднем Поднепровье;

· славяне (славяне ильменские) - по берегам реки Волхов и озера Ильмень;

· дреговичи - между реками Припять и Березина;

· вятичи - в верховьях Оки, по берегам Клязьмы и Москвы-реки;

· кривичи - в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги;

· полочане - по Западной Двине и ее притоку реке Полота;

· северяне - в бассейнах Десны, Сейма, Сулы и Северного Донца;

· радимичи - на Соже и Десне;

· волыняне, бужане и дулебы - на Волыни, по берегам Буга;

· уличи, тиверцы - на самом юге, в междуречьях Буга и Дне­стра, Днестра и Прута;

· белые хорваты - в предгорьях Карпат.

Рядом с восточными славянами жили угро-финские племе­на: весь, карела, чудь, мурома, мордва, мерь, черемисы. Их отношения со славянами строились в основном мирно. Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло земледелие. Славяне, жившие в лесостепной и степной зо­нах, занимались пашенным земледелием с двупольным и трех­польным севооборотом.

Основными орудиями труда были соха с железным наконечником, серп, мотыга, но применялся уже и плуг с лемехом. У славян лесной зоны было подсеч­ное земледелие, при котором леса вырубались и сжигались, зола, смешанная с верхним слоем почвы, служила хорошим удобрением. В течение 4-5 лет снимался хороший урожай, потом этот участок забрасывался. Выращивали ячмень, рожь, пшеницу, просо, овес, горох, гречиху. Важными сельскохозяй­ственными техническими культурами были лен и конопля. Хозяйственная деятельность славян не ограничивалась зем­леделием: они занимались и скотоводством, разводили круп­ный рогатый скот и свиней, а также лошадей, овец и домаш­нюю птицу. Были развиты охота и рыболовство. Ценными мехами платили дань, они являлись эквивалентом денег. За­нимались славяне и бортничеством - сбором меда диких пчел. Из меда приготовляли хмельные напитки. Важной отраслью хозяйства было производство железа. Его добывали из железной руды, залежи которой часто обнару­живали в болотах. Из железа изготовляли железные нако­нечники для сохи и плуга, топоры, мотыги, серпы, косы. Гончарство также было традиционной отраслью хозяйства древних славян. Главной формой посуды у славян на протя­жении всего Средневековья были горшки. Их использовали для приготовления пищи, хранения продуктов и в качестве ритуальной утвари: в дохристианские времена умерших сжи­гали, а прах помещали в горшок. На месте сожжения насы­пались курганы. Низкий уровень развития сельскохозяйственной техники обусловливал и характер организации хозяйственной жиз­ни. Основной единицей хозяйственной жизни была родо­вая община, члены которой сообща владели орудиями тру­да, сообща обрабатывали землю и совместно потребляли полученный продукт. Однако по мере совершенствования способов обработки железа, изготовления сельскохозяй­ственных орудий происходит постепенное вытеснение подсечно-огневого земледелия пашенной системой. Следстви­ем этого явилось то, что основной хозяйственной единицей стала семья. На смену родовой общине пришла соседская сельская община, в которой семьи селились не по принципу родства, а по принципу соседства. В соседской общине со­хранялась общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы. Но пашня делилась на наделы, которые каждая семья обрабатывала своими орудиями труда и сама распоряжалась полученным урожаем. Дальнейшее совершенствование орудий труда и технологии выращива­ния различных культур обусловило возможность получения прибавочного продукта и его накопления. Это привело к иму­щественному расслоению внутри сельскохозяйственной об­щины, зарождению частной собственности на орудия труда и земельные угодья. Главными божествами славян являлись: Сварог (бог неба) и его сын Сварожич (бог огня). Род (бог плодородия), Стрибог (бог ветра), Даждьбог (божество солнца), Велес (бог скота), Перун (бог грозы). В честь этих богов ставились идолы, которым приносились жертвы. По мере усложнения соци­альной организации восточнославянского общества происходили изменения в языческом пантеоне: главным бо­жеством военно-служилой знати стал Перун, превра­тившийся в бога войны. Вместо деревянных идолов появились каменные изваяния божеств, сооружались язы­ческие святилища. Разложение родовых отношений со­провождалось усложнением культовых обрядов. Так, по­хороны князей и знати превращались в торжественный ритуал, во время которого над умершими насыпали огромные холмы - курганы, сжигали вместе с покойни­ком одну из его жен или рабыню, справляли тризну, т. е. поминки, сопровождавшиеся военными состязаниями.

Античности принадлежит особое место в мировой истории, поскольку она явилась исходным моментом, первым опытом, фундаментом и духовной опорой европейской культуры. Термин «античность» (от лат. antiquus - древний) обозначает греко-римскую древность. Античная культура - это крупнейшая цивилизация древнего мира, занимающая географическое расположение близкое друг к другу. Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с единым историко-культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ особенностей и различий. Древнегреческую цивилизацию принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами: крито-микенский или эгейский (III - II тыс. до н.э.); гомеровский или «тёмные века» (XI - IX вв. до н.э.); архаический (VIII - VI вв. до н.э.); классический (V - IV вв. до н.э.); эллинистический (вторая половина IV - середина I вв. до н.э.)

Цивилизация, возникшая на островах Эгейского моря, на Крите, а также на территории материковой Греции и Анатолии получила общее название эгейской цивилизации, которая, в свою очередь, подразделяется на крито-микенский период (конец III-II тыс. до н. э.), включающий в себя минойскую и микенскую цивилизации. В III-II тысячелетиях до н. э. возникают первые государства. Это были государства монархического типа, подобные древневосточным деспотиям, с разветвленным бюрократическим аппаратом и сильными общинами. Исчезновение микенской культуры в XII в. до н. э. связывают с вторжением с севера Балканского полуострова дорийских племен, среди которых все еще господствовал родовой строй. История Греции после дорийского вторжения начинается практически заново. Снова происходит разложение первобытнообщинных отношений, формирование государственности, возрождение материальной культуры. Этот период длился примерно с XI по IX вв. и называется «темными веками», а также гомеровским периодом, поскольку известен, прежде всего, по поэмам Гомера «Илиада» и «Одиссея».

«Темные века» - эпоха натурального хозяйства. В архаический период происходит отделение ремесел от земледелия, что обозначило переход к обмену, производству не только для собственных нужд, но и для рынка, в результате чего активно развиваются города. В период VIII-VI вв. до н. э. происходит становление полисов - разрозненных мелких суверенных городов-государств, объединенных только общностью языка, религии, культурных традиций, политических и торговых связей. Экономически необходимым становится создание новых колоний и увеличение числа рабов в качестве основной рабочей силы. В конце архаического периода во многих полисах распространяется рабство, независимо от формы организации полиса, в том числе демократических Афинах.

Классический период - время наивысшего расцвета древнегреческого общества и культуры, который пришелся на V-IV вв до н. э. Самым влиятельным политическим и культурным центром после победы в греко-персидских войнах стали Древние Афины. Своего максимального могущества и культурного расцвета Афины достигли, когда во главе государства стал выдающийся политический деятель Перикл, который 15 раз избирался стратегом. Этот период известен в историографии как «Золотой век Перикла», хотя он был относительно недолгим. В период слабости греческих полисов начинает свое возвышение Македония.

Новый этап в истории стран Восточного Средиземноморья - эллинизм - начинается с походов Александра Македонского (IV в. до н. э.) и заканчивается завоеванием эллинистических государств Древним Римом в I в. до н. э. Македония, завоевав Грецию, полностью восприняла ее культуру, поэтому после победоносных походов Александра Македонского древнегреческая культура распространяется в завоеванных восточных странах.

Формирование в Греции городов-государств - полисов, как особого типа общины вызвало к жизни и новую, полисную мораль - коллективистскую в своей основе, поскольку существование индивида вне рамок полиса было невозможно. Греческий мир всегда состоял из множества самостоятельных полисов, иногда вступавших в военные, религиозные или какие-то другие союзы, но обычно - независимых и самодостаточных в административном, хозяйственном и культурном отношении. Процесс постепенного развития полиса, раннее отделение ремесла от земледелия и торговли, бурный рост товарно-денежных отношений способствовали превращению центрального поселения какого-либо греческого племени в город. Граждане полиса имели право владеть землей; обязаны были принимать участие в государственных делах, а случае войны - участвовать в гражданском ополчении; имели право публично высказывать свое мнение по любому вопросу, подавать жалобы на противозаконные действия. Верховным законодательным органом в полисе было народное собрание; исполнительная власть была представлена выборными (на определенный срок) органами и должностями: «советом пятисот», судом присяжных, и др. Выше гражданина в полисе стоял коллектив полиса (идея суверенитета народа). Античная демократия была ограниченной: гражданскими правами не обладали женщины, лично свободные чужестранцы, жившие на территории полиса, рабы. Существовали, помимо демократических (Афины), и олигархические полисы (Спарта), где сильны были пережитки родового строя, и власть принадлежала потомственной аристократии. Тем не менее, древнегреческая цивилизация в целом наиболее полно выразила идею суверенитета народа и идеала демократической формы правления; а полисная организация общества стала уникальным явлением, неизвестным ранее в мире древних цивилизаций, позволявшим эффективно решать экономические, военные и политические задачи, достичь высокого уровня развития культуры.

Древнеримская цивилизация интересна собственной системой духовных ценностей. Главными духовными ориентирами римского общества являлись: 1) патриотизм; 2) «особая богоизбранность» римского народа; 3) представление о Риме как высшей ценности. Недостойными для римского гражданина делами считались не только ремесло, но и занятия художественным творчеством (скульптурой, живописью, игрой на сцене, драматургией), педагогикой. Своеобразие римской цивилизации заключалось в том, что она представлена самыми разными формами социально-политического устройства, известных в древности. От раннеклассового общества во главе с «царем» (семь легендарных римских царей, скорее всего, были верховными вождями союзов племен), - к ранней республике, затем развитой республике и, наконец, к возникновению огромного и стабильного государства - Римской империи (новый тип монархии, отличавшийся от восточной деспотии), поглотившей почти все другие цивилизации древности. Римская цивилизация просуществовала 12 веков, которые разбиваются на три периода: царский VIII-VI вв. до н.э.; период Римской республики VI-I вв. до н.э.; период Римской империи I в. до н.э.- V в. н. э.

В царский период оформляется первичная социальная организация в Древнем Риме. Население проживало родами, которыми управляли старейшины. В 509 г. до н. э. римляне изгнали последнего царя Тарвиния Гордого и провозгласили республику. Период Римской республики характеризуется началом территориальной экспансии Рима и борьбой с Карфагеном за господство в Средиземноморье. В результате войн и ростом рабовладения республиканский Рим переживает внутренний кризис: происходят восстания рабов, гражданские войны. В итоге в 82 г. до н.э. полководец Сулла устанавливает единоличную власть, что означало начало заката республиканского строя в Риме. Основы империи, сменившей республику, заложил Гай Юлий Цезарь, избранный в 59 г. до н.э. консулом, ставший пожизненным диктатором и получившим титул императора. После убийства Цезаря ставший императором его внучатый племянник Октавиан Август оставил после себя огромную Римскую империю.

Полноправными членами римской общины считались только те, кто принадлежал к старинным родам. Из них образовалась привилегированная часть римского общества - патриции, первоначально только они и считались римским народом. В ином положении находилась другая большая прослойка общества - плебеи. Плебеи были лично свободны, но не входили в роды, а потому не были и членами общины. Плебеи - поселенцы и жители покоренных областей. Первоначально плебеи не имели никаких прав: они не допускались в народные собрания, не участвовал в религиозных обрядах, не могли вступать в браки с патрициями. Началась их борьба за право гражданства. В VI в. до н.э. плебеев допустили к военной службе и в народные собрания. И все-таки плебеи остались неполноправными, и в дальнейшем это станет источником длительных социальных битв в Риме.

В общественной жизни Рима большую роль играли народные собрания. Постановления народных собраний имели силу закона. Кроме того, высокими полномочиями обладали трибуны: они имели право наложить запрет на решения суда, сената и высших должностных лиц, если эти решения ущемляли интересы плебеев. Важнейшим органом управления был сенат, состоявший из патрициев и верхушки плебса. Он ведал вопросами внутренней политики и определял внешнюю политику. Под контролем сената были финансы и религиозный культ. Сенат был аристократическим органом. Фактически он руководил государством. В этом отношении римская демократия отличалась от афинской демократии. Превратившись в огромную державу, Рим уже не мог оставаться общиной. Первые признаки разрушения ее традиционной структуры, норм общинной жизни проявились во II в. до н. э.

В целом, в античном мире были заложены основы гражданского общества, предусматривающего право каждого гражданина участвовать в управлении, признание его личного достоинства, прав и свобод. Римское право содержало систему норм, регулирующих частнособственнические отношения. Однако демократия в античном мире носила ограниченный характер.

Литература

1. Всемирная история в датах и событиях. - М: Радуга, 2002. - С. 34-101.

2. Самыгин, П.С., Самыгин, С.И., Шевелёв, В.Н., Шевелёва Е.В. История для бакалавров / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелёв, Е.В. Шевелёва.- Ростов-н/Д.: Феникс, 2012. - С. 56-66.

3. Чубарьян, А.О. Всемирная история. В 6 т. / А.О. Чубарьян. - М: Наука, 2011.- Т.1. - С. 439-479, 575-602.

Похожие публикации