89 партии в политической системе общества. Правовое регулирование партийной деятельности

Об­щества, политические партии выполняют в ней ряд важных функций. Их можно классифицировать как функции, характеризующие связь партии с социальной группой и по отношению к политической систе­ме общества, и ее отдельным институтам:

1. Функция представительства интересов. Это исходная функция, которая характеризует связь партии с определенными социальными интересами и отражает ее самую существенную черту - связь с опре­деленной социальной группой (классом). При этом следует учитывать социальную базу и социальный состав партии, ее роль в обществе, организационное построение, идеологию, программу, стратегические цели и задачи, практическую деятельность.

2. Функция социальной интеграции. Ее основная задача и цель - смягчить классовые и иные социальные противоречия, стремясь ин­тегрировать различные социальные группы, классы, слои в орбиту правящего класса и существующей политической системы.

3. Функция политической социализации или, как ее называют иначе, функция оказания помощи в передаче традиций от одного поколения к другому, воспитательной деятельности. Главное в реализации этой функции - воспитание масс в духе основных идей, лежащих в основе программных документов партии.

4. Идеологическая функция партий . В данном случае партии высту­пают как защитники интересов социальной группы. Эта функция вы­ражается в том, что партии выступают инициаторами разработки и непосредственными создателями той или иной социально - политической теории; приспосабливают и уточняют другие общест­венные концепции; занимаются широкой пропагандой различных по­литических доктрин; ведут в различных формах идейную борьбу с другими партиями и общественными организациями; участвуют в формировании общественного мнения.

5. Борьба за власть для реализации своих классовых интересов и це­лей. Отсюда главная задача партий сводится к тому, как победить на выборах и сформировать новое правительство;

6. Кадровая функция партии (или функция политического рекрути­рования). Под этой функцией понимается подбор и выдвижение кад­ров, как для самой партии, так и для других , в том числе выдвижение кандидатов в представительные органы власти и в исполнительный аппарат государства. Партии в со­временных условиях выступают в качестве основных поставщиков кадров для формирования всей политической элиты. Когда между го­сударством и народом уже утвердилось промежуточное звено в виде политических партий, добиться избрания в органы власти иначе как через них практически невозможно. Избиратели зачастую отдают предпочтение не тому или иному кандидату, а определенной полити­ческой партии,

7. Функция разработки и осуществления политического курса. Она осуществляется на основе программных целей и задач партии с учетом их конкретизации в зависимости от сложившихся условий.

8. Участие партии в образовании политической системы общества. Оказание влияния на выработку принципов и методов се функциони­рования, участие в формировании государственных органов, опреде­ленная поддержка общественных организаций и т. д.

Группа функций внутреннего порядка не имеет существенною зна­чения для политической науки и относится к проблемам внутрипар­тийной жизни и партийного строительства. Они регламентируют внутреннюю жизнь самих партии. Эти функции изучаются специаль­ной дисциплиной пиртологией, основоположниками которой считают М. Осгрогорското, Дж. Брайса, Р. Михельса.

Важным объектом политологического анализа являются политические партии и партийные системы. Сегодня невозможно представить себе политическую жизнь общества без партии как одного из основных политических институтов. Особый интерес эта проблема представляет в условиях возникновения и развития политических партий и формирования партийного плюрализма и новой партийной системы в Российской Федерации.

Само название «партия» означает группа, доля, часть. Часть населения, социального слоя (слоев), часть класса. Этот термин получил распространение еще в Древнем мире. Приведём один из многочисленных определений политических партий. Политическая партия - это "организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия вес осуществлении".

Вообще, в политологии обозначились различия в подходах к определению политической партии. При одном подходе упор делается на особенности структуры партии, продолжительность ее существования, факторы социальной устойчивости. Типичным для этого подхода являются определения, в которых партия рассматривается как «объединение людей, имеющее свою особую структуру» (М. Дюверже). Как «относительно прочное, длительно существующее социальное формирование, стремящееся к овладению учреждениями государственной власти и имеющее такую структуру своей внутренней организации, которая соединяет партийных лидеров в центрах управления с их сторонниками на политической арене». Подобная формулировка выделяет важные для деятельности партии аспекты.

При другом подходе (функциональном) определение партии строится с точки зрения выполняемых ею функций. Сторонник данного подхода К.Лоусон полагает что, политическая партия определяется как «организация индивидов, которая стремится продлить путем выборов или помимо выборов полномочия народа или его частей для специальных представителей этой организации, чтобы осуществлять политическую власть данных представительных учреждений, утверждая, что такая власть будет осуществляться от имени этого народа»1. Нужно отметить, что Лоусон в своих трудах неоднократно подчеркивал, что ни одно определение политической партии не является исчерпывающим и вполне удовлетворительным.

П. Меркл считал партию таким «политическим образованием, которое регулирует и социализирует новых членов, избирает лидеров через внутренние процессы представительства и выборов, разрешает внутренние споры» .

Очевидно, что большинство подходов определяют партию исходя из целого ряда важнейших отличительных черт и связанных между собой критериев. Один из американских политологов Дж. Ла Паломбара попытался выделить четыре наиболее важных из них: 1) идеологического порядка - всякая партия есть носитель идеологии или, по меньшей мере, особого видения мира и человека. 2) партия - это структурно оформленная организация, т. е. относительно продолжительное по времени объединение людей, на самых разных уровнях политики от местного до международного. Это объединение единомышленников. 3) основной целью создания и функционирования политической партии является борьба за завоевание и осуществление власти. 4) каждая партия стремится обеспечить себе поддержку народа - от голосования до активного членства, стремятся к расширению связей с массами, борется за политическое влияние в них.

Итак, резюмируя, можно считать, что политическая партия является добровольным, долговременным союзом на идеологической основе, направленным на получение государственной власти либо участие в ней, преимущественно через избирательный процесс, причем власть для этого союза являться инструментом реализации политической программы.

В настоящее время в партиологии утвердилась идея о взаимосвязи политических партий со свободой и демократией. Все более распространенной становится трактовка партий не только и не столько как оппозиционной силы, сколько как организации, лояльной по отношению к государству, играющей позитивную роль в функционировании политической системы общества.

Важнейшей отличительной чертой политической партии является ее стремление к овладению государственной властью. Всякая политическая партия ставит перед собой задачу -- участие в общественной жизни через обладание властью в государстве, что обеспечивает ей наиболее эффективные возможности для реализации своих программных целей. Политические партии характеризуются также идейной общностью, добровольностью объединения, «партикулярностью» (отсутствием претензий на всеобщность, за исключением партий тоталитарного типа, которые, сращиваясь с государственным аппаратом, перестают быть партиями в полном смысле этого слова) и т.д.

«В научной классификации партий прослеживаются две основные традиции: марксистская, в основе которой лежит совокупность признаков, и так называемая «критериальная», опирающаяся, как правило, на какой-либо один всеобщий критерий» .

Важным вопросом, касающимся анализа политических партий, является вопрос о функциях современных политических партий. Обычно выделяют следующие функции:

Прежде всего, это функция социального представительства. Всякая политическая партия является выразителем определенных социальных интересов, опирается в своей деятельности на конкретные социальные группы и слои, является их представителем на политической арене. Сейчас, практически ни одна партия не имеет в качестве своей базы лишь один какой-нибудь социальный слой. Каждая партия стремится объединить по возможности широкие слои общества и представляет различные социальные группы. Успех может быть обеспечен только той партии, которая будет выражать не узкогрупповые, а общенациональные интересы, что отражается и в самом названии многих партий - народные, национальные и т.д. Другими словами, представительство -- это выражение и представление социально-политических интересов определенных общественных групп. Партии, имеющие своих депутатов в центральных и местных представительных органах, обладают возможностью артикулировать требования своих сторонников и в приемлемом виде доносить их до внимания властных структур. Кроме того, они используют в этих целях партийные печатные органы и СМИ местного или общенационального масштаба;

Следующая функция социальная интеграция -- одна из важнейших, так как партии являются ведущей частью системы социального представительства. Социальные интересы обретают форму политических целей, задач, решая которые, партии осуществляют связь различных социальных слоев, групп, как между собой, так и с государством и другими политическими институтами, способствуя при этом интеграции (или дезинтеграции) этих слоев и групп в существующую политическую систему. Таким образом, социальные функции включают в себя: работу партии с массами с целью расширения своих сторонников - будущих избирателей; разъяснение массам политической и социально - экономической ситуации, в которой живет общество, предложение платформы действий; социально -- политическое просвещение и сплочение граждан на основе общности интересов; политическое воспитание (социализацию) граждан. Работу с молодежью с целью вовлечения ее в активную политическую деятельность, для обеспечения стабильности и преемственности в развитии общества. Другими словами, социальная интеграция - это объединение своих сторонников. Партии посредством организаторской деятельности консолидируют сторонников определенных духовно-идеологических ценностей, придают их политической деятельности организованных и целенаправленный характер. Таким образом, деятельность значительных масс людей приобретает интегрированный вид и устойчивую, определенную форму, что позволяет строить политические связи и отношения в обществе на устойчивой и понятной основе. Речь здесь идет о достижении согласия с существующим строем, о социальном конформизме, примирении интересов конфликтующих социальных групп.

Третья функция - политическая социализация, то есть включение личности в мир политики, влияние на формирование ее ценностных ориентации, социальных и политических установок, навыков общественно-политической деятельности. Цель социализации - обеспечение стабильности и преемственности в развитии общества. Таким образом, политическая социализация представляет собой деятельность, направленную на формирование и развитие определенной политической культуры, передачу политических ценностей и традиций новым поколениям людей, придерживающимся позиций определенных партий и являющимся ее приверженцами;

Следующая группа функций показывает роль партии в политической системе. В первую очередь они связаны: с борьбой партии за политическую власть в обществе и ее осуществление на основе своих программных установок; организацией различных форм участия в политической деятельности; организацией оппозиции государственным органам, давлением на них, если их политика не отражает интересов тех слоев, которые представляет партия; налаживание контактов с другими политическими организациями и движениями как внутри страны, так и на международной арене.

Четвертая функция политических партий идеологическая, она связана, прежде всего, с выработкой политической программы на основе определенного мировоззрения, выражающей в теоретической форме интересы значительных социальных и классовых сил общества. Кроме того, она означает проведение пропагандистской и агитационной работы, направленной на распространение своих идеалов и ценностей, а также привлечение к партийной деятельности новых сторонников. Серьезное внимание в деятельности партий уделяется функции политического рекрутирования, под которым понимаются подбор, подготовка и выдвижение кадров, как для самой партии, так и для других структур политической системы, в том числе выдвижение кандидатов в представительные органы власти и в исполнительный аппарат государства. Идеологические функции - связаны с разработкой партийной идеологии, программных документов, а также с осуществлением партийной пропаганды.

И, наконец, собственно политическая функция состоит, во-первых, в реализации политической стратегии, направленной на овладение властью с целью реализации интересов конкретных общественно-политических сил, проведения тех или иных социальных преобразований. Стратегическая линия партии обычно связана с определением основного направления политического действия, выбором союзников, поэтапным решением крупных политических проблем. Во-вторых, эта функция раскрывается через деятельность по выработке и реализации тактических действий партии, которые заключаются в конкретных способах и методах решения текущих вопросов политики. Управленческие функции осуществляются после победы на выборах, когда партии участвуют в формировании правительства или берут на себя ответственность по управлению государством, которая выражается в ответственности за деятельность лиц, выдвинутых ею. Поэтому партия должна контролировать деятельность своих лидеров независимо от надзора политических институтов.

Помимо перечисленных внешних функций, существуют и внутренние (Приложение 1). К ним можно отнести: 1) Организацию структуры партии и налаживание необходимых отношений между первичными организациями. А также между ними и вышестоящими партийными инстанциями. 2) Функцию политического рекрутирования, т.е. пополнения рядов партии за счет новых членов. 3) Решение финансовых проблем (контроль за положением партийной кассы). 4) Подготовку из числа членов партии политических лидеров и лиц, обладающих знаниями государственного руководства для других структур политической системы, в том числе и для выдвижения кандидатов в представительные органы власти.

Полнота реализации всех этих функций, как внешних, так и внутренних, в том или ином обществе различна. Она зависит главным образом от уровня развития конкретного общества, социально - классовой сущности партии, а также от профессиональных качеств ее лидеров. В зависимости от принципов, на которых строится деятельность той или иной партии, от ее роли в политической системе общества находится и сама организационная структура партии.

Партии имеют сложную внутреннюю структуру. Испанским политологом Л. С. Санистебаном выделяются следующие элементы: а) высший лидер и штаб, выполняющие руководящую роль; б) стабильный бюрократический аппарат, исполняющий приказы руководящей группы; в) активные члены партии, участвующие в ее жизни, не входящие в бюрократию; г) пассивные члены партии, которые, примыкая к ней, лишь в незначительной степени участвуют в ее деятельности. К перечисленным группам следует добавить лиц, которые поддерживают партию, не являясь ее членами, и меценатов. Они могут принадлежать к партии, а могут и не принадлежать.

Другими словами, в структуре политической партии можно выделить три уровня. Самый неопределенный и размытый уровень - это тот блок избирателей, которые идентифицируют себя с данной партией и систематически голосуют за нее на выборах. Они составляют массовую базу, которая обеспечивает кандидатов партии поддержкой у избирательных урн. Принадлежность к такой группе весьма трудно определить, поскольку она основывается больше на декларируемой приверженности, нежели на официальной вовлеченности в партийную организацию.

Второй уровень - это официальная партийная организация. Естественно, что структура партии берет начало там, где находятся избиратели. Поэтому, как правило, она начинается на уровне самой низшей первичной ячейки - окружной организации. Главная ее задача состоит в мобилизации на местном уровне избирателей в поддержку кандидатов своей партии. Ко второму уровню относится и партийный аппарат, представляющий собой особую группу людей, профессионально занимающихся организационными вопросами политической деятельности партии (организуют предвыборные кампании, устанавливают сроки, место и порядок проведения партийных съездов, обеспечивают соблюдение правил избрания делегатов на съезды и т.д.).

И третий уровень - где речь идет о партии в системе правления, состоящей из должностных лиц в государственном аппарате, которые получили свои посты в силу принадлежности к ней. Это президенты, губернаторы, члены парламента и т.д. Руководящее меньшинство принимает основные партийные решения, обладает обширной информацией, как правило, недоступной рядовым членам, нередко манипулирует сознанием и поведением партийных масс. Руководящая группа неоднородна. В ней могут быть представлены внутрипартийные течения, оспаривающие право контроля над всей организацией.

Различные течения в партиях возглавляются лидерами, пользующимися авторитетом у функционеров и рядовых членов. Они стремятся к единоличному руководству, чтобы направить партию по определенному ими программному пути. Конфликты между соперничающими лидерами иногда приводят к расколу партии или же соглашению между ними и восстановлению единства организации. Чем больше авторитет и влияние лидеров партии, тем большее расстояние отделяет руководящее ядро от рядовых партийцев.

Естественно, такая иерархичная структура во многом носит условный характер, поскольку в разных странах она имеет свою национальную специфику. Постоянным же остается главная задача всех политических партий - это защита и представительство интересов определенных социальных групп. И здесь важно отметить, что партии не только выражают интересы, но и активно участвуют в их формировании.

Политическая система - государство, политические партии, общественные объединения. Место и роль каждого элемента определяется типом политической системы. Определяется их функциональная роль, место и взаимодействие.

Отличие политической партии от общественной организации

Основное назначение партии - завоевание власти. Захват власти осуществляется через избирательные компании, программу партии. Общественные организации не могут ставить такой цели. Партия овладевает государственной машиной, чтобы реализовать свою программу. Государство - орудие, средство в руках партии для решения своих задач. Таким образом, партии принадлежит ведущая роль, организующая сила. Государство - основное звено политической системы, так как только государство выступает в качестве официального представителя всего общества, только у государства имеется аппарат управления и принуждения, только государство обладает материальными, финансовыми ресурсами. Общественные организации: раньше считалось, что они связывают партии и государство с народом ("приводные ремни"), но нельзя рассматривать это как одностороннее движение: необходимо учитывать интересы этих организаций.

Подобная схема условна.

Правящая партия как ядро политической системы может быть только при парламентской республике. Когда партия получает возможность формировать правительство, она использует механизм государства как орудие, так как государство обладает механизмом управления и принуждения и материальными ресурсами.

Назначение политической партии (Матузов, Малько):

1. осуществление функций представительства интересов различных социальных групп, общностей на уровне общих интересов всей социальной целостности

2. активная работа по интеграции социальной группы, входящей в сферу политических отношений

3. снятие внутренних противоречий.

Функции политических партий:

Выявление, формулирование и удовлетворение интресов соц. групп (больших соц. групп)

Активизация и интеграция определенной части людей

Борьба за политическую власть, её использование, определение форм, методов и средств борьбы в зависимости от меняющейся обстановки

Формирование высших и местных органов власти (выдвижегние своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью)

Разработка партийной идеологи, создание и реализация политической программы разврития общества, ведение пропоганды, формирование общественного мнения

Политическое воспитание общества или его части

Подготовка и выдвижение кадров для партии, гос. аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты.

Типы политических партий:

Классовые (представляют интересы социальных групп, различающихся по своему месту в структуре производственных отношений, например, предпринимательские, рабочие)

Национальные, религиозные (выражают на государственном уровне специфические интересы той или иной этнической группы или конфессии, ставят задачу обеспечения их приоритета в государстве, например, партия исламского возрождения)

Проблемные (подчиняют свою деятельность решению какой-либо социальной задачи, наиболее актуальной, острой, важной, например, экологическая партия, партия мира или разоружения, земельной реформы)

Государственно-патриотические (ориентированы на мобилизацию представителей всех социальных слоев и групп на обеспечение целостности и стабильности государства)

Формирующиеся вокруг популярной политической фигуры и действующими как группы его поддержки

Гротескные партии (видят смысл своей деятельности в демонстрации самобытности пристрастий группы граждан, отстаивают свой ограниченный круг интересов, имеют небольшой, но сплоченный состав, например, партия любителей пива).

Революционные

Реформистские

Консервативно-реакционные

Умеренные

Радикально-экстремистские

Правящие,

Оппозиционные;

Центристские;

Авангардного типа,

Парламентского типа;

Доктринальные (защита своей идеологии),

Прагматические (практическая целесообразность деятельности)

Харизматические (вокруг лидера)

Кадровые - состоят из небольшого числа людей, нет постоянного членства, их активность направлена на выборные компании.

Массовые - основаны на постоянном членстве, платят взносы, имеют территориальные подразделения. Например, КПРФ

Деление на правящие и оппозиционные зависит от позиции власти, от того, какую партию поддерживает власть, на кого опирается. Правящая партия - обычно при парламентской форме правления. Она добивается большинства депутатских мест и получает возможность сформировать правительство. При президентской форме правления партии не играют решающей роли при формировании правительства. Оппозиционные партии также влияют на политическую жизнь. Например, в Англии: оппозиционная партия вправе создавать свой теневой кабинет, содержание которого осуществляется государством. Он дублирует все важнейшие решения государства. Если мнение не совпадает с мнением правящей партии, то доводит до сведения всех, высказывает свое сомнение, указывает на недостатки, чем контролирует правительство. В случае смены одного правительства на другое не надо времени на раскачку, т.к. оно уже готово.

Партия авангардного типа - компартия в период СССР. Ведущая роль закреплена законодательно, однопартийная система, не терпит политического плюрализма, ее идеология поддерживается государственным принуждением. Четко фиксированное членство, взносы. Строится на основе производственно-территориального принципа (Указ Ельцина отменил этот принцип), что позволяет охватывать все производственные отношения через трудовые коллективы, все общественные объединения и т.д. Охватывала все сферы жизни общества.

Партия парламентского типа: основное назначение - выборные кампании в представительный орган, завоевание власти через получение большинства мест в парламенте. Активизируются в период выборной кампании.

Место и роль партии зависит не только от типа партии, но и от типа политической системы, в которой она функционирует.

Политическая партия – это устойчивая политическая организация, объединяющая лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, культурно-национальными и иными интересами и идеалами, ставящая пред собой цель завоевания государственной власти.

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в ОГВ и ОМС. (ФЗ «О политических партиях» 11.06.03)

Отличие политических партий от общественных организаций заключается в том, что основное назначение партии – захват власти, если общественная организация ставит политические цели, то она должна перерегистрироваться.

Это связующее звено между демократическим государством и обществом. Важное назначение политических партий - установление взаимосвязи между корпорациями гражданского общества и группами депутатов выборных представителей органов государственной власти.

Решения парламента всегда представляет собой форму компромисса между основными депутатскими группами, должны подкрепляться готовностью к адекватному компромиссу в гражданском обществе. Такое соглашение способно обеспечить партии в той мере, в которой они выражают интересы корпораций гражданского общества и пользуются влиянием парламента. Население воспримет с пониманием самые непопулярные решения, если им будет обеспечена поддержка партий, пользующихся авторитетом корпораций. Без таких партий решения законодателей повисают в воздухе, и их исполнение становится возможным только за счет особых мер принуждения. Законодатели встают пред необходимостью усиления исполнительной власти, которая затем их же и подминает. Партии играют важнейшую регулирующую роль в политической системе путем влияния на общественное мнение, разъяснения и претворения в жизнь решений органов государственной власти.

Место и роль партии зависит от:

1. тип политической системы.

2. тип партии.

3. форма правления.

Вопрос: А государство может оказать финансово-материальную поддержку партии? Использование государственных бюджетов для усиления партии, которую поддерживает власть (и которая поддерживает власть) влечет несменяемость власти. Поэтому на такое финансирование налагается запрет. Другие организации и физические лица можно поддерживать. Иностранным государствам запрещено помогать в предвыборных целях, в избирательных кампаниях.

Еще по теме Место и роль партий в политической системе общества:

  1. Место и роль государства в политической системе общества

Реферат подготовил Фоменко В.

Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. Партия- это политическая общественная организация, которая за власть или за участие в осуществлении власти. Соперничество политических групп, объединенных вокруг влиятельных семей или популярных лидеров, в течение многих веков составляло характерную, существенную черту политической истории. Но такие организации, которые мы называем политическими партиями, возникли в Европе и в Соединенных Штатах не ранее начала 19 века. Например, в тексте американской Конституции. Декларации прав и свобод гражданина, в других политических документах конца 18 в. нет даже упоминания о политических партиях.

Формирование партий было довольно длительным и сложным процессом. Первоначально активно действовали только в период избирательных компаний. Они не имели постоянно действующих местных организаций.

Политические партии с привычными для нас признаками (оформленное членство в партии, партийные билеты, взносы, внутрипартийная дисциплина) появились в Европе с возникновением массового рабочего движения. Существование сейчас политические партии по организационной структуре можно к двум основным типам-организационно оформленным и организационно неоформленным. В партиях первого типа члены партии получают партийные билеты и платят партийные взносы. В организационно неоформленных партий нет официального членства, а для того чтобы считаться членом такой партии, достаточно проголосовать на выборах за выдвинутого ею кандидата. Наиболее известными примерами второго типа партий являются республиканская и демократическая партии США, консервативная партия Великобритании.

Общее, что присуще современным политическим партиям и что отличает их от партии начала и первой половины 19 в., - наличие партийного аппарата, т.е. организованной группы людей, для которой партийная, политическая деятельность является профессией. Структура партийного аппарата отвечает прежде всего задачам ведения избирательной борьбы.

Каждая партия создавалась для защиты интересов определенной социальной группы. Постепенно она привлекала к себе все новые и новые слои избирателей В результате партии стали в большинстве своем объединениями, в которых в том или другом сочетании представлены интересы различных социальных групп. По этой причине партии, как правило, неоднородны и имеют внутри себя фракции- группы, выдвигающие программы, отличные от общей программы партии.

Существование в партии нескольких фракции, направлений не ослабляют партию, а наоборот, делают ее политику более гибкой, поскольку помогает ей сохранить свое влияние среди разнообразных групп избирателей, учитывать многообразие социальных, экономических, политических интересов в обществе. Политика партии вырабатывается в ходе внутрипартийной борьбы между различными фракциями и течениями.

Те слои общества, среди которых партия пользуется наибольшим влиянием и которые поддерживают ее на протяжение длительного времени, составляют ее социальную базу, а избиратели, регулярно отдающие ей голоса на выборах,- ее электорат. Традиционной социальной базой социал-демократических партий в Европе был рабочий класс; либерально-демократические поддерживали средние слои (служащие, интеллигенция, мелкие предприниматели и т.д.); аграрные партии опирались на крестьянство; партии, занимавшие консервативные позиции, получали поддержку крупных собственников, части крестьянства и средних слоев. Примерно в середине 20 в. ситуация изменилась. Крупные партии получают на выборах голоса избирателей, принадлежащих к различным группам населения. Так, за социал-демократов голосуют не только рабочие, но и служащие, интеллигенция, мелкие и средние собственники. Партии консервативной ориентации поддерживают рабочие и служащие, члены профсоюзов и предприниматели.

В программах партий обычно подчеркивается их намерение служить интересам различных социальных групп, большинства граждан всей страны. В практической политике партии стремятся учитывать интересы различных категорий избирателей, поскольку только так можно одержать победу на демократических выборах. Вместе с тем на выборах в европейских странах (в значительной мере в США) партии продолжают сохранять своеобразие, собственное политическое и идеологическое лицо. Например, от социал-демократов избиратели ожидают проведения сильной социальной политики, принятия новых или совершенствования существующих программ помощи социально незащищенных групп населения.

Политические партии вынуждены решать в своей деятельности очень разнообразные задачи, поэтому и количество приписываемых им некоторыми политологами функций перевалило за десяток.

Во-первых это функции звена между правящими и управляемыми. Партия всегда выступает как канал передачи информации, циркулирующей "сверху вниз" и "снизу вверх". Интенсивность этих двух информационных потоках может не совпадать. Скажем, в СССР при Сталине первый был исключительно мощным, второй почти иссяк. Но в условиях либеральной демократии не следует недооценивать значение партии в формировании общественного мнения. Другое дело, что здесь партия просто не может отвлечься от настроения рядовых членов и избирателей. Это позволяет партиям выражать социальные интересы.

Во-вторых партии выполняют функции аккумуляции социальных интересов. В обществе всегда существуют разнообразные и разнородные интересы, предпочтения, требования. Понятно, что трансформировать каждое из них в политическое решение невозможно, да и не нужно: это бы сделало политическую жизнь хаотической и непредсказуемой. Прежде всего, из совокупности интересов необходимо выделить наиболее социально значимые. Далее и эти "отборные" интересы необходимо увязать между собой, чтобы уже в виде последовательной программы поставить на политическую повестку дня. Этим и занимаются партии.

В-третьих важной функцией партий является постановка коллективных целей для всего общества. Было бы большим искажением истины считать, что партия способна преследовать лишь те цели, которые "носятся воздухе" и вытекают из обстоятельств повседневной жизни ее членов и сторонников. Ни в Китае, ни в России необходимость построения коммунизма не следовала из текущих интересов населения. Но, будучи сформулирована партией, эта цель воодушевила миллионы людей на реализацию программы радикального преобразования общества.

В-четвертых, партии занимаются рекрутированием властной элиты и способствует ее политической социолизации. под рекрутированием следует понимать подбор кадров как для самой партии, так и других организаций, входящих в политическую систему, в том числе и выдвижение кандидатов в представительные органы власти, исполнительный аппарат и бюрократию.

Наконец, партии имеют большое значение, выступая в качестве референтных групп- групп, на которые индивид ориентирует поведение своих сторонников. Во многих странах люди, повинуясь семейным традициям и воспитанию, испытывают сильную эмоциональную приверженность той или иной партии.

Классификация политических партии обычно начинают по признаку внутрипартийных структур. В рамках одной из них выделяются кадровые и массовые партии, различающиеся по количеству членов, основным направлениям деятельности, организационной стабильности и принципам руководства. Массовые партии отличаются прежде всего многочисленностью состава.

Массовые партии отличаются тесной и постоянной взаимосвязью их членов. Основная деятельность таких партий имеет идеологическую и воспитательную направленность. Они активно участвуют в избирательном процессе. Руководства в массовых партиях принадлежат профессиональным политикам, постоянной профессиональной бюрократии, причем центр власти находится в самой партийной организации. Иное дело- кадровые партии. Это объединение так называемых "нотаблей" с целью подготовки выборов и сохранение контактов с уже выбранными представителями.

Различают несколько категорий "нотаблей". Во-первых это люди, которые своим именем или престижем повышают авторитет кандидата в депутаты завоевывают ему голоса; во-вторых, умелые организаторы избирательных компаний; в-третьих, финансисты.

Кадровые партии действуют преимущественно в период предвыборных марафонов, а в промежутках их активность замирает. Как правило, они отличаются отсутствием механизма официального приема в эти партии. Руководство осуществляется "нотаблями", причем особенно широкие полномочия концентрируются в руках тех, кто от имени партии участвует в правительстве.

Ряд партий рассматривают, как полумассовые- промежуточный тип, не имеющие своего места в классификации. Это партии, состоящие только из коллективных членов, например британские лейбористы в первые годы своего существования. С финансовой точки зрения, это была массовая партия, так как выборные расходы покрывались за счет взносов членов тред-юнионов (которые и входили в партию на правах коллективного членства)

По характеру первичных организаций выделяют четыре разновидности: партии-комитеты; партии-секции; партии-ячейки; партии-милиции.

1. Партии-комитеты являются кадровыми. Это- организационно рыхлые ассоциации "нотабелей", и первичные организации здесь просто отсутствуют. Примерами может служить Консервативная и Либеральная партия Великобритании в 19в.

2. Партии-секции имеют разветвленную сеть местных организаций. Это централизованные партии с довольно жесткой внутренней дисциплиной, но в то же время допускающее "горизонтальные связи" между низовыми подразделениями.

3. Партии-ячейки отличаются еще более жесткой структурой. "Ячейки" создаются, как правило, на рабочих местах (по производственному или по территориально-производственному признаку) Внутрипартийные связи носят по преимуществу "вертикальный" характер: "сверху" идут директивы, "снизу"- отчеты об их исполнении. Фракционная деятельность запрещена, руководство носит строго централизованный и часто авторитарный характер. Члены партий обязаны активно участвовать в их работе.


Введение

Заключение

Библиографический список

Введение


Тема данной курсовой работы посвящена одним из важнейших элементов политической системы общества - политическим партиям.

Партии, после государства, являются одним из основных субъектов политической жизни общества, наиболее организованной частью гражданского общества.

Парадокс такого многомерного и сложного явления как политическая партия во все времена занимал умы ученых и мыслителей. К. Маркс, М. Вебер, В. И Ленин, М. Дюверже, Э. Берк и др., в разнообразных научных подходах и философских категориях пытались приоткрыть завесу над этим феноменом жизни общества и человека.

Данная тема "Политические партии в политической системе общества" является достаточно разработанной: существует множество статей, публикаций, изданий посвященных вопросам, связанным с понятием политических партий, с проблемами осуществления политической деятельности в партиях. Авторами этих работ являются Юдин Ю.А., Авакьян С.А., Лапаева В.В., Баранов С.Д., Тур А.И. и ряд других ученых. По моему мнению, российские ученые и политологи внесли огромный вклад в развитие мировой науки при рассмотрении вопросов, связанных с политическими партиями.

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы всестороннее изучить вопросы, связанные с понятием "политической партии", историей возникновения партий в России, их роли в современном государстве и их влияния на политическую жизнь общества.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав и семи параграфов, заключения и библиографического списка.

Объектом исследовательской работы выступает политическая партия как важный элемент политической системы общества. Предметом являются отдельные стороны партий (их функции, виды, структура).

Методологическая база основана на изложении различных точек зрения, имеющихся в литературе, их сравнении и анализе.

На мой взгляд, рассматриваемая тема очень актуальна, особенно применительно к гражданам Российской Федерации, так как каждый гражданин должен четко представлять роль партий в политическом процессе, их место в политической системе общества. В противном случае, он не сможет сделать для себя правильный вывод о том, какую позицию по отношению к государственной власти он занимает и о том, что бы он желал в ней изменить.

Перед курсовой работой ставятся следующие задачи:

В первой главе излагается понятие политической партии, научные подходы к этому понятию, рассматривается классификация политических партий по различным признакам, определяются функции и значение политических партий.

Во второй главе мы переходим к рассмотрению политической системы общества и основных элементов системы. Раскрывается взаимодействие политических партий с другими элементами политической системы общества.

В заключении делаются выводы, о роли политических партий в политической системе общества.

политическая партия общество российское

Глава 1. Политическая партия как политико-юридическое понятие


1.1 Основные подходы к понятию политической партии


Первоначальное значение слова партия - часть, группа, как часть целого. На протяжении многих веков понятие партии менялось и усложнялось.

В современной науке существует множество определений понятия политическая партия. Рассмотрим некоторые из них:

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. №95-ФЗ "О политических партиях".

С точки зрения Ю. В Ирхина, В.Д. Зотова: "Политическая партия - это одно из важных достижений цивилизации, необходимый для нормальной общественной жизни политический институт" . Однако, мы считаем, что это определение недостаточно полно отражает смысл понятия политическая партия. Рассмотрим более полные понятия.

По мнению А. С Пиголкина, А. Н Головистиковой, Ю.А. Дмитриева: "Политическая партия - весьма формализованная политическая организация со своей структурой (руководящие органы, региональные отделения, рядовые члены), выражающая интересы тех или иных общественных классов, социальных слоев, групп, объединяющая наиболее активных их представителей, ставящая, как правило, своей задачей завоевание и удержание власти для осуществления определенной программы, социальных, экономических, политических преобразований, достижения неких целей и идеалов, а также осуществления прямых и обратных связей между обществом и государством" . Представляется, что данное определение наиболее точно и полно раскрывает смысл понятия.

Другое определение предлагает профессор политических наук И. И Санжаревский: "Политическая партия - добровольный союз граждан, связанный идеологической общностью, стремящийся к обладанию политической властью, либо к участию в осуществлении власти в государстве" .

По мнению А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских: "Политическая партия - это имеющее устойчивую структуру и постоянный характер деятельности независимое общественное объединение, выражающее политическую волю своих членов и сторонников, ставящее своими задачами участие в определении политического курса данного государства, в формировании органов (в т. ч. представительных) государственной власти и управления".

Из вышеуказанных определений мы можем выделить ряд основных признаков, присущих политическим партиям:

Организация, т.е. относительно продолжительное во времени объединение людей;

Цели политических партий - завоевание и осуществлении политической власти;

Связь с определенным классом, социальным слоем, группой или их совокупностью, т.е. наличие социальной базы;

Наличие формализованной организационной структуры (членство, партийный аппарат, субординация органов, и т.д.);

Обладание определенной программой деятельности.

В науке сложились различные подходы к понятию политической партии.

Идеологическое направление рассматривает партию как идейную общность, союз идейных единомышленников, которых объединяют общие взгляды и убеждения. Такое понимание партии берет начало в либеральных концепциях прошлого.Б. Констан определял партию как "Объединение людей, признающих одну и ту же политическую доктрину".

Организационный подход подчеркивает, прежде всего, организационно-структурный аспект деятельности партии. Выделяются такие признаки партии, как наличие особой структуры, длительность существования, связи между организациями, работа со сторонниками и др.

Функциональный подход предполагает исследование политических действий, роли и задач партий в политическом механизме.

В марксистской литературе преобладает социально-классовый подход к определению сущности политической партии. Под партией понимается политическая организация, выражающая интересы общественного класса или его слоя, объединяющая их наиболее активных представителей и руководящая ими в достижении определенных целей и идеалов. Политическая партия - высшая форма классовой организации.

Итак, в первом параграфе мы раскрыли понятие политических партий, определили основные признаки партий, используя для исследования мнения различных ученых и политологов. Резюмируя, мы можем сказать, что политическая партия является добровольным, долговременным союзом на идеологической основе, направленным на получение государственной власти либо участие в ней, преимущественно через избирательный процесс, причем власть для этого союза являться инструментом реализации политической программы.

1.2 Классификация политических партий


При наличии общих для всех политических партий признаков, определяющих их сущность, они отличаются друг от друга по своей социальной основе, организационному построению, характером членства, идеологией, местом в системе власти, целями, методами и средствами деятельности.

В современной политической науке существуют различные критерии классификации партий. Так, в западной политологии широко признается так называемая "бинарная" классификация, которая была разработана в середине ХХ в французским политологом М. Дюверже.

По критерию численности и внутренней структуры М. Дюверже в своей работе "Политические партии" выделил кадровые и массовые партии: "Кадровые партии являются децентрализованными объединениями, они характеризуются отсутствием фиксированного членства, членских взносов, их деятельность направлена прежде всего на организацию и проведение избирательной к компании. Целью таких партий является привлечение с помощью влиятельных профессиональных политиков максимального количества избирателей, и таким образом обеспечить себе победу на выборах. Массовые партии, наоборот, представляют собой централизованные организации, имеют фиксированное членство, разветвленную систему партийных организаций и значительное количество членов, между которыми существует постоянная и тесная связь. Эти партии опираются на определенную идеологию, ее члены не только платят взносы, но и активно участвуют в с правах партии и в выборах Они пользуются реальным влиянием в политической системе, в которой действуют".

Безусловно, предложенное М. Дюверже распределение политических партий не является исчерпывающим, оно не охватывает все многообразие партий, существующих в современном мире. Поэтому мы рассмотрим и другие достаточно распространенные классификации политических партий.

По типу идеологии партии делятся на:

Либеральные партии, нацеленные на минимизацию государственного вмешательства в жизнь общества, свободу экономической и политической жизни;

2. Демократические партии, выступающие за утверждение и развитие народовластия <#"justify">Но, мы видим, что данная классификация весьма условна, так как допускает определенные колебания в идеологической направленности отдельных партий. К примеру, демократическая и республиканская партии США в зависимости от политической ситуации становились на либеральные или консервативные позиции. Коммунистическая партия Российской Федерации по отдельным позициям является скорее социал-демократической, нежели коммунистической.

"Согласно классификации по степени участия в осуществлении политической власти, политические партии разделяются на правящие (которые находятся у власти в данный момент) и оппозиционные (которые добиваются власти)".

По отношению к социальной действительности:

Революционные партии, нацеленные на коренное преобразование общества с использованием средств борьбы;

2. Реформистские партии, которые стремятся к постепенным преобразованиям общества с использованием законных средств достижения власти;

Консервативные партии, нацеленные на сохранение существующих порядков и отвергающие идеи серьезного реформирования.

По месту в политическом спектре выделяют:

1. Левые партии, выступающие за проведение реформ, государственное регулирование экономики <#"justify">2. Центристские партии;

3. Правые партии (как правило, к ним относят либеральные и консервативные партии), выступающие за идею сильного государства, стабильность социальной жизни, охрану частной собственности <#"justify">1. Докториальные деятельность партии в основном направлена на защиту своей идеологии (к таким партиям мы предлагаем отнести КПРФ);

Прагматические - ориентирующиеся на практическую целесообразность действий (большинство парламентских партий, например "Единая Россия", "Справедливая Россия", из непарламентских - "Яблоко");

Харизматические - объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера (например, ЛДПР).

Таким образом, в данном параграфе мы рассмотрели и исследовали наиболее распространенные классификации политических партий. При исследовании мы использовали системный метод.


1.3 Функции и значение политических партий


Появившись на политической сцене, партии превратились в важный фактор общественного развития. Их роль обусловливается теми функциями, которые они выполняют в обществе.

Функции партии, которые наиболее ярко демонстрируют ее место в политической системе, выражают необходимость решения двух групп задач: внутренних и внешних.

К внутренним функциям можно отнести:

Функцию политического рекрутирования, т.е. пополнения рядов партии за счет новых членов.

Организацию структуры партии и налаживание необходимых отношений между первичными организациями, а также между ними и вышестоящими партийными инстанциями.

Решение финансовых проблем (контроль за положением партийной кассы).

Подготовку из числа членов партии политических лидеров и лиц, обладающих знаниями государственного руководства для других структур политической системы, в том числе и для выдвижения кандидатов в представительные органы власти.

Внешние функции имеют структуру несколько сложнее:

. "Социальные функции - одни из важнейших, так как партии являются ведущей частью системы социального представительства. Социальные интересы обретают форму политических целей, задач, решая которые, партии осуществляют связь различных социальных слоев, групп, как между собой, так и с государством и другими политическими институтами". Таким образом, социальные функции включают в себя:

Социально - политическое просвещение и сплочение граждан на основе общности интересов;

Работу партии с массами с целью расширения своих сторонников - будущих избирателей;

Разъяснение массам политической и социально - экономической ситуации, в которой живет общество, предложение платформы действий.

Политическое воспитание (социализацию) граждан. Работу с молодежью с целью вовлечения ее в активную политическую деятельность

Идеологические функции - связаны с разработкой партийной идеологии, программных документов, а также с осуществлением партийной пропаганды.

Современные крупные партии имеют свои научные центры, осуществляют социологические исследования, проводят эксперименты, определяют перспективы развития.

Политические функции - в первую очередь связаны с:

Борьбой партии за политическую власть в обществе и ее осуществление на основе своих программных установок;

Организацией различных форм участия в политической деятельности;

Организацией оппозиции государственным органам, давлением на них, если их политика не отражает интересов тех слоев, которые представляет партия.

Налаживание контактов с другими политическими организациями и движениями как внутри страны, так и на международной арене.

"При подготовке к выборам партии осуществляют и электоральные функции (организация избирательной кампании), а после выборов они, как правило, реализуют парламентские функции через деятельность своих депутатов, объединенных в парламентские группы и фракции".

. "Управленческие функции - осуществляются после победы на выборах, когда партии участвуют в формировании правительства или берут на себя ответственность по управлению государством, которая выражается в ответственности за деятельность лиц, выдвинутых ею. Поэтому партия должна контролировать деятельность своих лидеров независимо от надзора политических институтов".

Но, мы можем сказать, что в политической науке нет единства мнений по вопросу о функциях партий. Различные авторы рассматривают функции партии, используя разные теоретические подходы. Итак, рассмотрим некоторые из них:

Классический подход (М. Дюверже) акцентирует внимание на такой функции партий в развитых странах, как формирование общественного мнения. Обеспечивая население информацией о программах и возможностях кандидатов, партии не только стимулируют свободный выбор каждым гражданином того или иного кандидата, но и сплачивают избирателей и кандидатов на определенной идеологической основе. В результате выбор избирателя происходит осмысленно, а не на основе веры.

Некоторые авторы называют эту функцию партий электоральной и считают ее наиболее важной. В частности, Д. Эптер отмечал, что "основная функция политических партий - структурировать общественное мнение, измерять его состояние и сообщать ответственным членам правительства и руководству так, чтобы руководители и подчиненные, общественное мнение и власть разумным образом сблизились друг с другом. Принцип представительной власти целиком основан на этих связях".

Г. Алмонд и Д. Пауэлл используют системный подход к анализу функций партий. По их мнению: "Партии выступают элементом, обеспечивающим жизнеспособность социальной системы благодаря эффективному реагированию на импульсы, поступающие из внешней среды". Следуя такой исходной посылке, они расширяют список функций, выполняемых партиями. Наиболее важной им представляется функция агрегирования интересов (т.е. согласования и обобщения разнородных интересов). Данная функция явно преобладает у партий, действующих в условиях значительного многообразия интересов.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о значении политических партий: партии осуществляют связь различных социальных слоев, групп, как между собой, так и с государством и другими политическими институтами, социальное значение политических партий довольно велико. В данном параграфе мы рассмотрели основные функции политических партий, выделили различные теоретические подходы к данному вопросу. Исходя из раскрытых функций, определили значение политических партий. При анализе и исследовании первой главы мы использовали логический, системный и сравнительный методы. Использование данных методов позволило нам наиболее точно и широко исследовать необходимую проблему. Тем самым, мы раскрыли первую главу нашей курсовой работы, которая была посвящена политической партии как политико-юридическому понятию.

Глава 2. Политические партии в политической системе общества


2.1 Понятие и элементы политической системы общества


Понятие политической системы общества можно понимать по-разному. Во-первых, "Политическая система-это совокупность норм, устанавливающих конституционно-правовой статус государства, как особого политического образования, политических партий, общественных и религиозных организаций и регулирующих их взаимоотношения".

Во-вторых политическая система - это совокупность взаимосвязанных институтов, органов, организаций, групп людей и отдельных граждан, участвующих в политической деятельности данной страны.

В.В. Лазарев определяет политическую систему как "устойчивую форму человеческих отношений, с помощью которой принимаются и проводятся в жизнь авторитарно-властные для всех членов общества или для их части решения".

Индийский политолог П. Шаран, анализируя современные учения о политических системах, отмечает важное преимущество самого понятия "политическая система", которое охватывает сферу политической деятельности "всех лиц и все институты, участвующие в политическом процессе".

В науке имеется множество различных понятий политической системы. Это объясняется тем, что исследователи выбирают разные критерии для характеристики политической системы общества или преследуют разные цели исследования.

Тем не менее, мы можем выделить основные признаки политической системы:

Наличие организационных форм выражения политических интересов граждан;

2. Тесная связь ее с государственной властью, с борьбой за государственную власть и ее осуществление;

Выражение интересов различных классов, слоев и групп населения;

Урегулирование отношений между институтами политической системы правовыми, политическими нормами и политическими традициями;

"Политическая система характеризуется: политической идеологией, политической культурой, политическими нормами, традициями и обычаями".

Рассмотрим структуру политической системы общества.

К числу элементов политической системы относятся все институты социальной жизни, группы людей, нормы, ценности, функции, роли, средства, с помощью которых реализуется политическая власть и осуществляется управление общественной жизнедеятельностью людей. В составе системы - политические структуры (государство, политические партии и т.д.) и сообщество людей со свойственным ему образом политической жизни стилем политической деятельности.

Классификация элементов политической системы общества с выделением подсистем:

1. Организационно-институциональная - это организации (социальные группы, революционные движения и т.д.) и институты - парламентаризм, политические партии, государственная служба, судопроизводство, гражданство, президентство и т.п.;

Нормативно-регулятивная - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;

Коммуникативная - отношения, связи и формы взаимодействия участников политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;

Культурно-идеологическая - политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

Таким образом, мы исследовали основные понятия политической системы общества. Выделили основные элементы системы, провели классификацию элементов политической системы. Резюмируя, мы можем сказать, что все элементы политической системы имеют большое значение и оказывают взаимопроникающее воздействие, а соответственно они неотделимы друг от друга.


2.2 Политические партии и государство: проблемы взаимодействия


Ядро политической системы - государство. Государство выступает орудием политического господства определенного класса (или классов) и управления обществом. Но это лишь одна из концепции современной политической науки. К. Маркс, как известно, подчеркивал, что "Государство в обществе с классово-антагонистической структурой решает задачи двоякого рода: выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические функции, вытекающее из противоположности между правительствами народными массами".

Государство - это центральный элемент политической системы общества, т.к. политическая система общества появляется только вместе с государством, без государства не может быть и политической системы.

Место и роль государства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъектами политической системы.

Рассмотрим признаки государства, определяющие его положение в политической системе:

Государство обладает суверенитетом

Прерогатива государственной власти как составляющая его суверенности. Означает, что государство может разрешить, запретить, приостановить на своей территории деятельность любой другой власти, любых других субъектов политической системы.

Государство создает правовую основу организации и деятельности для других элементов политической системы, для их формирования.

Универсальность государственной власти. Государство - это организация, которая объединяет все общество в целом, универсальная организация. Ни одна другая организация не может конкурировать с государством по сфере охвата масс.

Государство и партии имеют непосредственную связь с политикой, а политические задачи и осуществления власти является непосредственной причиной их появления и функционирования. С партиями также связаны функции выявление интересов различных групп общества и превращения их в конкретные программы действий.

А.В. Венгеров утверждает: "Государство является первичным образованием относительно политических партий, следовательно, и влияние государства является первичным. Так, на государственном уровне осуществляется выбор оптимальной формы правления, благоприятного территориального устройства, политического режима и избирательной системы. Все эти факторы, а также политическая культура и история в различной мере отражаются на структуре, функциях и месте политических партий, формирующихся в конкретном государственном механизме".

Российские политические партии при проведении выборов играют три вида функций - процедурные, организационные и информационные, следовательно, и их взаимоотношения с государством можно разделить на процедурные, информационные и организационные. При этом под процедурными взаимоотношениями понимается совместная деятельность государства и политических партий по вопросам реализации избирательных процедур и действий, которые закладывают основу выборов и обеспечивают реализацию избирательных прав граждан.

Л. А Григорьева: "Стоит отметить, что политические партии России становятся все более активными участниками избирательного процесса, что выражается в увеличении количества избирательных процедур, реализуемых при их непосредственном участии и, в свою очередь, способствует росту интенсивности и расширяет сферу их процедурных отношений с государством. К числу таких процедур можно отнести: формирование и выдвижение списка партии; сбор и передача в избирательную комиссию подписей избирателей; внесение избирательного залога; регистрация списка партии, отказ в регистрации, отмена и аннулирование регистрации; распределение депутатских мандатов. Процедурные взаимоотношения начинаются в период выдвижения кандидатов от партии и завершаются после распределения мандатов внутри списка избирательного объединения".

М.И. Абдулаев выделяет следующие формы взаимодействия государства и политических партий:

участие в формировании выборных представительных органов государственной власти;

участие в формировании политического курса государства, причем, эта форма взаимодействия относится не только к правящей партии, но и к оппозиционным партиям;

влияние на процесс законотворчества, правотворчества исполнительных органов и правоприменительной деятельности государственных органов;

контроль за государственными органами и процессом управления государством. Аверьянов А.Н. Комментарий к Федеральному закону "О политических партиях" (постатейный) / А.Н. Аверьянов. - М.: Приор, 2012. - С. 50

Вместе с тем, и государство воздействует на политические партии следующими способами:

регулирует посредством законодательных и иных актов статус политической партии, их регистрацию, т.е. устанавливает рамки их деятельности;

регламентирует их участие в избирательных кампаниях;

решает вопросы о конституционности партий через Конституционный Суд;

"Контролирует финансовую деятельность партий, налогообложение их предприятий; соблюдение запрета использовать политическими партиями средств на предвыборную кампанию от иностранных государств, иностранных юридических лиц и иностранных граждан".

Таким образом, во втором параграфе мы раскрыли взаимодействие политических партий и государства, определили особенности взаимодействия политических партий с государством при проведении выборов в России. Мы можем сделать вывод, что между государством и политическими партиями в России существует тесная взаимосвязь, характеризующаяся активным участием политических партий в разработке государственной политики, что обуславливает наличие высокой общественной поддержки деятельности правительства.

2.3 Политические партии и другие элементы политической системы общества


Политические партии и общественно-политические организации.

Помимо политических партий неотъемлемым элементом любого демократического общества являются общественно-политические организации.

Общественно-политические организации - добровольные объединения граждан, возникающие по их инициативе и для реализации их интересов.

Основные характерные черты общественных организаций:

Общественные организации не имеют властных отношений и не могут выносить обязательных решений и требовать их выполнения.

В отличие от политических партий, они не ставят целью овладеть государственной властью, но их деятельность может приобретать политический характер.

Это добровольные организации граждан, возникшие по их инициативе.

Государство не вмешивается в их деятельность, но регулирует ее в соответствии с действующим законодательством.

Можно сказать, что главным отличием политических партий от иных общественных организаций является их четкая нацеленность на политическую деятельность, а именно нацеленность на завоевание и осуществление власти, борьба за руководство государственными делами.

Политические партии и общественно-политические движения.

Понятие "общественно-политические движения" охватывает различные объединения граждан, ассоциации, союзы, и т.п., которые не входят в государственные и партийные структуры, но становятся в той или иной мере субъектами политической жизни, сочетая в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции и борьбы по отношению к государственным институтам и политическим партиям.

Мы можем выделить наиболее общие признаки общественно-политических движений, отличающие их от политических партий.

"Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире и менее четко определенна, а цели намного уже и конкретнее, чем у партий. В движениях могут участвовать люди, отличающиеся друг от друга, например, политическими взглядами, но имеющие согласие по конкретной политической цели, ради достижения которой создается и действует данное общественно - политическое движение. "

В движениях, как правило, отсутствуют единая программа и устав. Они отличаются непостоянным количеством участников. Движения обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Ядром движений могут быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями, их могут также поддерживать различные общественные организации и ассоциации партий.

Общественно-политические движения стремятся воздействовать на власть, но сами, как правило, ее не добиваются, в отличие от политических партий.

Существуют различные варианты взаимоотношений общественно-политических движений с партиями. Рассмотрим некоторые из них.

Общественно-политические движения могут существовать самостоятельно, не вступая в какие-либо отношения с партиями. Это происходит в том случае, когда участники движений, имея определенный политический интерес, вместе с тем не удовлетворены деятельностью партий.

Партии или блок партий могут сами создавать движения. Это происходит в том случае, когда партиям удается вовлечь в борьбу за выдвинутую политическую задачу широкие массы беспартийных. Партии могут руководить некоторыми движениями (например, за стихийными массовыми выступлениями протеста, социальной средой которых являются наименее социально защищенные слои, могут стоять партии, придерживающиеся стратегии дестабилизации общественной системы).

Добившись успеха в решении поставленных задач, политические движения обычно прекращают свое существование (так произошло, например, с движением против размещения крылатых ракет в Европе и др.). Но в ряде случаев, когда выдвинутые задачи оказались слишком сложны, борьба за их решение потребовала длительных, больших усилий и, следовательно, доступа к власти, политическое движение преобразуется в партию (так, например, произошло с движением "зеленых").

В России общественно-политические движения к выборам не допускаются.

Политические партии и политические нормы.

Политические нормы относятся к нормативному компоненту политической системы общества. К политическим нормам относятся: политические традиции, обычаи и другие социальные нормы, регулирующие политические отношения государства.

"Политические нормы регулируют отношения классов, сословий, наций, политических партий и других общественных объединений, направленные на завоевание, удержание и использование государственной власти".

Политические нормы регламентируют политические процессы, протекающие в обществе, а значит, имеют непосредственное отношение к политическим партиям.

Политические партии и политическое сознание.

Политическое сознание как сфера общественного сознания является отражением тех отношений, которые складываются внутри общества между различными социальными группами по поводу завоевания, удержания и использования власти, то есть - политических отношений. Политическое сознание - это результат одновременно и отражения субъектами тех или иных явлений, и выражения их отношения к отражаемым политическим событиям.

Политическое сознание регулирует социальное поведение людей на основе восприятия действительности, а также на основе совокупности вырабатываемых им политических идей, норм, представлений и убеждений.

"С особой силой потребность в регулятивной функции политического сознания обнаруживается на переломных этапах общественного развития, в кризисные периоды. Именно от политического сознания широких слоев общества, от политических установок "верхов" зависят эффективность политических систем, ход развития событий, направленность социально-политических преобразований".

Политическое сознание предназначено не только для осознания (отражения) социально-политической действительности. В его недрах в процессе осознания мира политики вырабатываются и оценки (отношения) к тем или иным политическим явлениям и проблемам.

Именно на основе оценки политической действительности люди формируют свои политические взгляды, убеждения, позиции, пристрастия.

Политическое сознание помогает людям осознать себя гражданами, которые не только "обязаны" обществу и государству, но и обладают определенными правами, свободами и политическими интересами. В свою очередь гражданское самовосприятие побуждает (мобилизует) людей к переходу от пассивного осознания социальной действительности к конкретному участию в общественно-политической жизни.

В этом плане политическое сознание посредством своей мобилизующей функции побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественной жизни ради отстаивания своих социально-политических интересов, к объединению со своими единомышленниками в политические партии, общественные организации и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что именно политическое сознание зачастую побуждает людей к созданию политических партий.

В данном параграфе мы рассмотрели лишь некоторые аспекты взаимодействия политических партий с другими элементами политической системы общества. Мы выявили сходства и различия политических партий с другими элементами политической системы. Резюмируя, мы можем сказать, что благодаря взаимодействию элементов политической системы общества реализуется политическая власть.


2.4 Политические партии в России


Формирование партийной системы в России происходило специфическим образом.

Партийная система в России прошла три основных этапа в своем развитии

Первый (1905-1917) - характеризовался многопартийностью в условиях думской монархии.

Манифест 17 октября 1905 года впервые легализовал в России политические партии и создал в ней парламентскую систему (хотя и ограниченную).

Основными политическими партиями данного периода были:

"Черносотенцы (Союз русского народа и др., лидеры - В. Пуришкевич, Н. Марков 2-й, А. Дубровин) - партия помещиков, вербовавшая в свои ряды также несознательных рабочих и маргинальные слои населения. Черносотенцы выступали за самодержавие, против аграрных и политических реформ, но ради привлечения рабочих обещали им 8-часовой рабочий день".

Октябристы (Союз 17 октября, лидеры - М. Родзянко, А. Гучков) - сравнительно немногочисленная (не превышала 50 тыс.) партия буржуазии, выступавшая за умеренно-либеральные политические и социальные реформы при сохранении сильной царской власти и национальных традиций.

"Кадеты (конституционные демократы, или Партия народной свободы, лидеры - историк профессор П.Н. Милюков, П. Струве, В. Маклаков, А. Шингарев, профессор ТТИ Н. Некрасов) - достаточно массовая (в разное время от 50 до 100 тыс.) партия либеральной интеллигенции, прямые идейные наследники западников XIX в. Выступали за широкие либеральные реформы во всех областях жизни: парламентскую монархию английского образца, при которой монарху отводится лишь роль символа преемственности власти и единства нации; всеобщее и равное избирательное право; ограничение помещичьего землевладения с продажей "излишков" крестьянам; 8-часовой рабочий день; автономию национальных окраин. Среди кадетов были многие знаменитые ученые: В.И. Вернадский, В.О. Ключевский, П.Н. Милюков, А.А. Шахматов".

Эсеры (социалисты-революционеры, лидеры - В. Чернов, провокатор тайной полиции Е. Азеф, Б. Савинков, Н. Авксентьев, Е. Брешко - Брешковская) - партия радикальной интеллигенции, делавшая ставку на крестьянскую революцию, последователи народовольцев, одна из самых массовых партий (в 1917 г. - 500 тыс.).

Социал-демократы - партия радикальной интеллигенции, делавшая ставку на пролетарскую революцию, последователи идей К. Маркса; до революции 1917 года не были массовой партией. Разделялись на 2 крыла, впоследствии ставшие двумя самостоятельными партиями. Умеренная часть - меньшевики (лидеры - Г. Плеханов, Ю. Мартов, П. Аксельрод, И. Церетели, Н. Чхеидзе, Ф. Дан) по целям были близки к эсерам, но делали ставку на рабочих, были интернационалистами и отвергали террористические методы. Радикальное крыло - большевики (лидер - В.И. Ленин) - выступали за полное уничтожение частной собственности, диктатуру пролетариата после победы на "переходный период", также были интернационалистами и признавали любые средства в борьбе.

"Для второго этапа (1917-1990) - была характерна однопартийность (правительственный блок "большевиков" и левых социалистов-революционеров просуществовал лишь до лета 1918 г. - до "лево-эсеровского заговора)".

После революции 1917 г. Происходит переплетение двух течений Февральской революции и двух ветвей власти после ее победы.

К революционно - социалистическому течению относились партии большевиков и эсеров. К буржуазно-либеральному течению относились партии кадетов, октябристов, эсеров, меньшевиков.

В октябре 1917 г. к власти пришли большевики.

"С начала 1920-х до 1990 года КПСС функционировала в условиях однопартийной системы и обладала монопольным правом на политическую власть, что способствовало установлению в стране авторитарного режима . Этот статус был закреплён конституционно : в статье 126 Конституции 1936 года Коммунистическая партия провозглашалась "руководящим ядром" государственных и общественных организаций, а в статье 6Конституции СССР 1977 года КПСС была провозглашена руководящей и направляющей силой советского общества в целом".

События 19-21 августа 1991 года послужили основанием для обвинения КПСС в антиконституционной деятельности. Указами президента РСФСР Б.Н. Ельцина деятельность партии на территории РСФСР была приостановлена, её имущество - конфисковано. Указом президента РСФСР от 6 ноября 1991 года деятельность КПСС была прекращена и её организационные структуры распущены.

Третий (современный) этап, начавшийся с отмены монопольного господства в политической системе общества одной партии (КПСС), характеризуется бурным становлением и развитием многопартийности в Российской Федерации.

Согласно Конституции России в Российской Федерации признаются политическое и идеологическое многообразие, "никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной".

В России существует многопартийная система . В то же время после создания партии "Единая Россия " и выборов в Госдуму 2003 года в стране фактически сложилась партийная система с доминирующей партией , при которой только одна партия ("Единая Россия ") обладает реальной политической властью, имея большинство, как в федеральном парламенте , так и в представительных органах власти регионального и местного уровня, а также контролируя исполнительную власть почти во всех регионах , городах и районах .

В действующей в Российской Федерации в настоящее время Государственной Думе представлено четыре политических партии: Единая Россия - численность фракции 238 чел., Коммунистическая партия Российской Федерации - численность фракции 92 чел., Справедливая Россия - численность фракции 64 чел., Либерально-демократическая партия России - численность фракции 56 чел.

Политические партии стали важным этапом в демократизации общества. В обнове Российских партий не профсоюзные движения или церковь (как на Западе), а идейные союзы людей. Партии создавались сверху - в интересах элиты. Первоначально каждая партия не удовлетворяла нуждам конкретного слоя населения (в основе - идея, человеку какого класса эта идея принадлежит, тот класс и получает основные привилегии).

Политические партии на современном этапе являются неотъемлемой частью государственного аппарата. Участники партийных организаций участвуют в рассмотрении и внедрении новых законопроектов, внесении изменений в уже существующие.

Таким образом, в данном параграфе мы исследовали основные этапы исторического развития политических партий России, рассмотрели политические партии в современном обществе.

Тем самым, мы раскрыли вторую главу курсовой работы, которая была посвящена политическим партиям в политической системе общества.


Заключение


На данный момент в Российской Федерации существует большое количество политических партий. Они постоянно развиваются, ведут между собой политическую борьбу.

Развиваются партии различной политической направленности: либеральной, демократичной, прокоммунистической и т.д.

Но, после проведенной работы, становится ясно одно - в современной России требуется не просто взаимодействие политических партий, но и взаимодействие политических сил.

В ходе исследования были рассмотрены основные определения понятий "политическая партия", "политическая система общества". Определена роль партий в политической системе общества, как одного из главных институтов системы, цель которого - защита и представление общественного мнения, за счет борьбы за власть. Были изучены вопросы, связанные с историческим развитием политических партий в России.

Таким образом, можно сделать вывод, что предполагаемая цель работы достигнута, и задачи исследования выполнены.

Библиографический список


1. Нормативные правовые акты и иные официальные акты

.Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

.Федеральный закон Российской Федерации "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ // Российская газета от 25.05.1995 г. - №100.

.Конституция 1977 г. (утратила силу) // Ведомости РСФСР. 1991. № 22

2. Литература

.Абдулаев, М.И. Теория государства и права: учебник / - М.: изд-во Приор, 2012. - 124 с.

2.Венгеров, А.В. Теория государства и права. М.: изд-во Проспект, 2011. - 118 с.

.Григорьева, Л.А. Особенности взаимоотношений государства и политических партий по проблемам организации выборов в современной России // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2010. - №7. - 28 с.

4.Дюверже М. Политические партии <#"justify">5.Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник М.: Юристъ, 2002. - 195 с.

6.Кураков Л.П., Кураков А.Л., Кураков В.Л. Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа., 2004.

7.Лазарев, В.В. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. . - М., 2011. - 472 с.

.Малько, А.В. Общая теория государства и права. Курс лекций.

9.Мальцев, В. А Основы политологии. - М., 2005, - 371с.

.Маркс, К. Капитал. /Соч. Т.25. Ч.1.422с.

11.Марченко, М.Н. Теория государства и права. - М., 2009 г.

12.Мелехин, А. В Теория государства и права,/Учебное пособие, - М., 2010.

.Мухаев, Р. Т Политология: Учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов/. - М.: Издательство "ПРИОР", 2000. - 400 с.

.Протасов, В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства. Вопросы и ответы, М., - 2011.

.Сухарев А.Я., В.Е. Крутских, Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М. 2007. - 858 с.

16.Черданцев, А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Юрайт-М, 2006. - 432 с.

17.Шаран, П. Сравнительная политология. Часть 1. - М., 1992.49 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Похожие публикации