Власть и все о ней. Что такое власть

Лекция:


Власть, её источники и виды

Мы переходим к изучению политики – деятельности, направленной на завоевание, утверждение и использование власти.

Властью называется возможность управлять людьми и навязывать им свою волю.

Власть является инструментом господства одних людей над другими. Зародилась она вместе с человеческим обществом, поскольку возникла необходимость организации общественной деятельности и регулирования отношений между людьми.

Макс Вебер – нем. социолог выделил три источника власти: авторитет, насилие и право.

    Насилие – власть, основанная на применении физической или психологической силы.

    Право – власть, закреплённая в общеобязательных нормах, выработанных и охраняемых государством.

Управление обществом осуществляется властью государственных органов, опирающихся на законы. В демократических государствах государственная власть делится на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть в нашей стране осуществляется Федеральным собрание РФ (парламент), состоящим из двух палат: Государственной думы и Совета Федерации. Главное предназначение этого органа – издание законов. Исполнительная власть осуществляется Правительством РФ, министерствами, комитетами и ведомствами и направлена на реализацию законов. Судебная власть осуществляется судами и заключается в отправлении правосудия, привлечении нарушителей закона к наказанию. Если государственная власть заключается в управлении обществом и государством, то политическая власть заключается в выборе и осуществлении методов и способов этого управления. Государственная власть отличается от политической власти. Во - первых, тем, что государственная власть распространяется на всё население страны, а политическая власть только на членов партии. Во - вторых, государственная власть опирается только на законы, а политическая власть может использовать насилие, террор и прочие методы, соответствующие идеологии. Существуют и другие виды власти. К примеру, верховная – согласно нашей Конституции это власть народа, избирающего своих представителей на руководящие посты органов государственной власти; экономическая – власть олигархов, банкиров и бизнесменов, оказывающих влияние через использование денег; социальная – к примеру, власть директора фирмы, который добивается повиновения подчиненных, повышая или понижая их в должности; информационная власть – власть СМИ, которые называют «четвертой властью» и т.д.


Легитимность власти


Для того, чтобы политическая власть получила признание народа, она должна быть легитимной.

Чем выше правовая культура граждан, тем выше легитимность власти, потому что люди осознают последствия ненадлежащего исполнения политических решений. Какие могут быть последствия? К примеру, возрастание коррупции – власть, стремящаяся исправить «дурное» положение «любой ценой» будет использовать теневые механизмы. Уровень легитимности власти зависит и от действий местной политической элиты (городской или сельской администрации). Если политические деятели на местах искажают решения центральной власти в своих интересах, общество перестанет доверять, легитимность снизится. А чем ниже легитимность власти, тем выше силовое принуждение граждан к выполнению государственных положений и требований. Порочный круг получается. Решение данной проблемы заключается в строгом подчинении и соблюдении законов всеми гражданами и должностными лицами государства.

Макс Вебер также выделил три типа легитимности власти:

  • Традиционная легитимность – власть, передаваемая по наследству.
  • Харизматическая легитимность – власть, основанная на преданности и доверии народа за исключительные качества обладателя власти (лидера).
  • Рационально – легальная легитимность – власть, избранная народом.

Структура политической власти


Структурными компонентами политической власти являются субъект, объект и ресурсы. Субъекты власти называются политическими акторами , среди них: индивиды (Президент РФ издал указ о весеннем призыве граждан РФ на военную службу); группы (Правительство РФ вынесло постановление о федеральном бюджете на 2017 год); нации (16 марта 2014 года жители республики Крым и города Севастополь провели референдум по вопросу государственной принадлежности, по результатам которого перешли в состав РФ); государство, партии, институты гражданского общества.

Объектами власти являются исполнители решений или требований субъектов власти. Это также индивиды (гражданин Иванов выплатил штраф, наложенный сотрудником ГИБДД за парковку автомобиля в неположенном месте); группы (согласно распоряжению Правительства РФ, все работодатели оплачивают медосмотры своих работников); общество в целом (согласно Конституции РФ, на каждого гражданина РФ возложена обязанность платить налоги).

Для осуществления власти необходимы ресурсы , помогающие оказывать воздействие на граждан. Среди них экономические (финансы, собственность), силовые (полиция и другие правоохранительные органы), социальные (образование, высокие посты и привилегии), информация и др.

Функции политической власти

Политическая власть имеет важное значение для нормальной жизнедеятельности общества и государства и выполняет ряд функций:

  • Организационно-координирующая (формирование политической системы общества в целом, создание органов государственного аппарата и координация их деятельности).
  • Управленческая (управление делами общества, принятие государственных решений).
  • Контрольная (прослеживание результатов управленческих решений).
  • Коммуникативная (формирование и укрепление отношений общества и государства).
  • Стабилизирующая (м ирное разрешение конфликтов, поддержание общественного порядка и стабильности).
  • ВЛАСТЬ , -и, ж.

    1. Право управления государством, политическое господство. Советская власть. Прийти к власти. Опираясь на волю громадного большинства рабочих, солдат и крестьян, опираясь на совершившееся в Петрограде победоносное восстание рабочих и гарнизона, съезд берет власть в свои руки. Ленин, Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. || Права и полномочия государственных органов. Исполнительная власть. Законодательная власть.

    2. Органы государственного управления, правительство. В городе долго существовало две власти - городская дума и совет рабочих депутатов. Фадеев, Последний из удэге. || мн. ч. (вла́сти , -е́й ). Должностные лица, начальство. [Фамусов:] Да он властей не признает! Грибоедов, Горе от ума . - Гроза пронеслась! - говорил Иван, когда власти уехали. Задорнов, Амур-батюшка.

    3. Право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-, чем-л. Власть председателя. Родительская власть. [Кутузов:] Я властью, данной государем, Приказываю - отступать! Соловьев, Фельдмаршал Кутузов. [Рябинин] снова почувствовал себя командиром, облеченным властью над этими офицерами. Березко, Ночь полководца.

    4. чего. Могущество, господство, сила. Власть слова, живого слова --- огромна. Герцен, Письмо Н. А. Захарьиной, 25 ноября 1836. Впервые он [Кирилл] узнал власть воспоминаний, и открытие это его поразило. Федин, Необыкновенное лето.

    Ваша власть - как вам угодно, ваше дело. [София:] Счастливые часов не наблюдают. [Лиза:] Не наблюдайте, ваша власть. Грибоедов, Горе от ума .

    В моей (твоей, его и т. д. ) власти - зависит от меня, касается меня. [Белесова:] Не думать! Да разве это в моей власти! А. Островский, Богатые невесты.

    Во власти чьей (быть , находиться и т. п.) - полностью зависеть от кого-л., быть в подчинении у кого-л.

    Во власти или под властью чего - под воздействием, под влиянием. Делесов посмотрел в глаза Альберта и вдруг снова почувствовал себя во власти его улыбки. Л. Толстой, Альберт.

    Отдаться во власть кого-чего; отдаться (или предаться) власти кого-чего - подчиниться кому-, чему-л., оказаться под воздействием кого-, чего-л. Обоняние тонко в мороз, Мысли свежи, выносливы ноги. Отдаешься невольно во власть Окружающей бодрой природы. Н. Некрасов, Рыцарь на час.

    Терять власть над собой - терять самообладание. Потеряв над собой власть, Алексей зарыдал. Ажаев, Далеко от Москвы.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия):

любая закрепленная социальными отношениями возможность настаивать на своем даже при наличии сопротивления, независимо от того, в чем эта возможность выражается.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВЛАСТЬ

POWER) Существуют различные взгляды на проблему власти. Согласно Веберу, власть - это вероятность того, что индивид в рамках социальных отношений сможет осуществлять свою волю в преследовании целей действия, несмотря на оказываемое сопротивление. Схожим образом Вебер определял «господство» как вероятность того, что тот или иной приказ встретит повиновение у данной группы людей. Из этого определения следует, что (1) власть осуществляется индивидами и таким образом предполагает выбор, деятельность (agency) и намерение; (2) идея власти связана с представлением о деятельности, то есть о достижении индивидом желаемых целей; (3) власть осуществляется по отношению к другим индивидам и может порождать сопротивление и конфликты; (4) власть подразумевает существование различий в интересах между теми, кто обладает ею, и теми, кто ее лишен; (5) власть негативна, она приводит к ограничениям и депривации подчиненных. Вебер утверждал, что власть приобретает качества авторитета тогда, когда люди считают ее осуществление легитимным. Одно из критических замечаний относительно веберовского подхода состоит в том, что при свойственном ему акценте на деятельности и принятии решений из виду упускается то, что непринятие решений также может быть осуществлением власти. Например, неспособность действовать или отказ от действия могут свидетельствовать о неравной власти. Носители власти могут также формировать потребности или интересы подчиненных. Так, в случае с рекламными кампаниями осуществление власти проявляется в искусственном создании потребностей. Веберовское определение власти позволяет сформулировать проблему противоположности «реальных» и «субъективных» интересов. В марксистской социологии власть рассматривалась как структурное отношение, существующее независимо от воли индивидов. Представления о деятельности и намерениях не являются существенными для такого определения, поскольку существование власти рассматривается как следствие классовой структуры обществ. Так, Н. Пулантцас (Poulantzas, 1978) определял власть как способность одного класса реализовывать свои интересы в противостоянии с другими классами. С этой точки зрения власть характеризуется следующим: (1) она не может быть отделена от экономических и классовых отношений; (2) она предполагает классовую борьбу, а не просто конфликты между индивидами; (3) анализ власти невозможен без рассмотрения способа производства. Принятие теми, кто лишен власти, господства тех, кто ею обладает, объясняется в рамках марксистской традиции с помощью понятия гегемонии, разработанного Грамши. Одним из аспектов гегемонии является способность господствующего класса навязывать классу подчиненному определенную идеологию (или мировоззрение), поддерживающую его господство. Идеи, распространяемые средствами массовой коммуникации, системой образования и другими организациями гражданского общества (например, церковью и профсоюзами), интернализуются подчиненными и формируют их взгляды на общество, в результате чего вырабатывается ложное классовое сознание. Дальнейшее развитие эта концепция получила в работах Альтюссера. В американской социологии власть не рассматривалась с точки зрения неизбежного конфликта и принуждения. Т. Парсонс определяет власть как позитивную социальную способность к достижению целей сообщества; таким образом, власть рассматривается по аналогии с деньгами в экономике как обобщенная способность обеспечивать достижение общих целей социальной системы. Однако с этой точки зрения трудно провести различие между властью и влиянием. Действительно, Р. Дал (Dahl, 1970) определяет «власть», «авторитет» и «влияние» как «отношения влияния», при этом влияние рассматривается как способность одного индивида изменять поведение другого. Таким образом, власть не сконцентрирована в рамках правящей элиты, она широко распространена во всем обществе. При этом считается, что политическая система является открытой и плюралистической, предоставляя возможность всем членам сообщества участвовать в определенной степени в политическом процессе. Общепринятым является проведение различий между плюралистическим, марксистским и веберовским подходами к власти. Предполагается, что плюралистические теории рассматривают власть как нечто рассеянное в пространстве всей политической системы, тогда как, согласно марксистской социологии, власть сконцентрирована в пределах правящего класса. Вебер же подчеркивал значение силы и определял государство в качестве института, обладающего монополией на ее применение. Тем не менее, данные различия являются упрощенными. Например, Дал отмечал, что власть сконцентрирована в руках меньшинства, называемого им «политическим классом», однако он защищал либеральную демократию от нападок со стороны марксистов, которые подчеркивали, что экономически правящий класс управляет обществом в целом. Он также неявно поддерживал веберовский взгляд на государство как на легитимную монополию на применение силы. Современные подходы к власти испытали значительное влияние Фуко, который сосредоточивался на осуществлении власти посредством дискурса и экспертного знания, а также на ее локальных проявлениях и проявлениях на микроуровне. Он подчеркивал как созидательный, так и негативный эффекты власти. Все попытки определить власть подтверждают трудность соотношения понятий деятельности и структуры в социологии. Существуют серьезные разногласия относительно того, следует считать власть чем-то интенциональным или структурно обусловленным или и тем, и другим. Кроме того, существующие определения оказываются неспособными соотнести противоречивые взгляды на власть, с одной стороны, как на нечто репрессивное и принудительное, с другой - как на нечто созидательное и предоставляющее определенные возможности. Власть - это спорное понятие, использование которого неизбежно вызывает критические вопросы о ценности и точке зрения. См. также: Конфликта теория; Лидерство; Плюрализм; Санкция. Лит.: Clegg (1989)

Отличное определение

Неполное определение ↓

Что такое власть?



Власть во все времена привлекала многих людей. Что это такое и на чем она основана? В широком понимании власть — это способность и возможность навязывать свою волю, воздействовать на других людей даже вопреки их нежеланию. Власть достигается различными методами, как положительными, так и отрицательными: завоевание авторитета, обещания, провокации, шантаж и т. д.

Политическая власть: определение

Политическая власть заключается в возможности той или иной социальной группы (например, партии) оказывать свое влияние на жизнь широких социальных классов или групп. Политическая власть реализуется через систему государственных органов.

Что является источником власти?

Любая власть проистекает из чего-то, имеет исходное начало, что и является ее источником. Вопрос об источниках власти сложный и неоднозначный, зависит от политического режима в том или ином государстве, типа общества, времени. Можно привести следующие примеры источников власти:


Ветви государственной власти

Традиционное разделение властей на три ветви — теория, предложенная Д. Локком. Термин "разделение властей" был введен Шарлем-Луи де Монтескьё. Если рассматривать эту теорию в общем виде, то можно выделить следующие ветви власти:


Есть также органы власти, не относящиеся ни к одной из ветвей. В России это, например, Центральный Банк РФ, Счетная Палата, Академия Наук РФ и т. д.

Иные виды государственной власти

Помимо трех основных властных ветвей, которые также являются ее видами, в качестве примеров можно рассмотреть и другие виды власти:

  • Верховная власть — высшая власть, источник полномочий для всех органов государства. Исторически выделяют три вида верховной власти: аристократическую, монархическую и демократическую.
  • Управленческая власть — возможность и право субъекта управленческих отношений (это может быть группа или индивид) воздействовать на другого субъекта данных отношений, контролировать и менять его поведение.
  • Публичная власть — выделена из общества, не совпадает с населением страны. Наличие такой власти — признак, отличающий государство от общественного строя.
  • Символическая власть — означает возможность изменять или формировать восприятие и оценочность социального мира, которые влияют на его организацию.

Также читайте подробнее.

Понятие власти в обыденной жизни и в научной среде употребляется в различных значениях. Философы говорят о власти над объективными законами общества, естествоиспытатели – о власти над природой, политики – о политической власти, психологи – о власти человека над самим собой, родители – о семейной власти.

Власть – это особый вид поведения, основанный на возможности изменения поведения других людей.

Власть – это особого рода отношения между управляющим и управляемым.

Власть – это достижение определенных целей, получение намеченных результатов.

Власть – это способность навязывать и приводить в исполнение решения. Это такая форма общественных отношений, которая позволяет одному социальному элементу влиять на поведение другого.

П р и з н а к и в л а с т и:

1) власть – это отношения, охватывающие не менее двух партнеров;

2) распоряжение осуществляющего власть должно сопровождаться в скрытой или явной форме, возможностью применения определенных ситуаций в случае неповиновения предписываемому поведению;

3) подчинение того, над кем осуществляется власть, тому, от кого она исходит;

4) наличие общественных правил, устанавливающих порядок, при котором отдающий приказы имеет на это право, а тот, кого эти приказы затрагивают, обязан их выполнять.

Ресурсы власти:

1) экономические ресурсы – материальные ценности;

2) социальные ресурсы – право повышать или понижать социальный статус или ранг;

3) культурно-информационные ресурсы – знания, информация;

4) силовые ресурсы – средства физического принуждения, специально подготовленные для этого люди;

5) демографические ресурсы – сами люди, которые создают материальные блага, выступают в качестве основы для силовых, административных ресурсов, участвуют в передаче знаний и информации.

Политическая власть существует в каждой организованной общности людей, возникает вместе с образованием самого человеческого общества, существует на протяжении всей его истории. Каждое общество – это управляющаяся и воспроизводящаяся система, требующая координации его частей и элементов.

Власть – это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов, посредством экономических, идеологических, правовых механизмов, также с помощью авторитета, традиции, насилия. Сущностью власти являются отношения руководства, господства и подчинения.

Власть в общем смысле понимается как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия (экономическая, политическая, государственная и др.). Наиболее важным видом власти является политическая власть, то есть реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах.



Каждая социальная общность организует свою совместную деятельность с помощью властно-управленческой системы, включающей властвование и подчинение, управление и исполнение. Это проявляется в подчинении воли входящих в данную общность индивидов и групп единой воле, выработанной в этой общности. Такое отношение означает навязывание единой воли подвластным и подчинение подвластных этой единой воле. Таким образом, властно-волевой механизм функционирования любого общества представляет собой систему взаимосвязей, в которой одна сторона формирует и реализует руководящую волю, выполняет функции социального управления, а другая подчиняется в соответствии с требованиями.

Властно-управленческие отношения всегда имеют «личностную окраску», то есть отождествляются с конкретным человеком. «Проявляясь» через личность руководителя (президента, мэра, министра), они внешне выступают как власть личности, стоящей над управляемыми. При этом властные отношения остаются общественными, не становятся отношениями конкретных личностей. Однако индивидуальные качества руководителя оказывают влияние на функционирование властно-управленческой структуры, которую он представляет: личностные качества руководителя (воля, кругозор, жестокость, властолюбие, культура, принципиальность, честность) могут повлиять на функционирование возглавляемого им властно-управленческого органа, а через него и на другие структуры. Мера такого влияния зависит от места и роли данного органа в структуре властных отношений.

Таким образом, власть как социальное явление свойственна всякому организованному обществу. Без власти в различных формах ее проявления (вождя над племенем, лидеров общественных организаций над рядовыми членами, государственных органов над гражданами и так далее) не могла бы существовать ни одна из общностей.

Власть возникает из естественноисторической потребности в организации, которая способна реализовать интересы всего общества или отдельных социальных общностей. Именно потребность в определенной организации служит причиной властной деятельности.

Власть рассматривается не как определенное качество или свойство, а как отношение между субъектами, как функциональная связь между ними, то есть она предстает в виде полномочий и способностей осуществлять управляющие, регулирующие действия, важные для всей политической системы. Согласно такому подходу, существует две стороны «властной медали» – руководителя и подчиненного, ведущего и ведомого, господина и подданного. Если нет двух субъектов, то нет и власти. В данном случае сущностью власти являются отношения руководства и управления, господства и подчинения.

При этом следует заметить, что не только повелеваемый зависит от повелителя, но и повелитель зависит от повелеваемых. Ведь подчиняться можно по-разному. Например, формально вроде бы принимать приказы, но по сути уклоняться от их действительного выполнения. Так возникает то явление, которое называют «силой слабых» и бессилием власти.

Из равенства соплеменников выделяются наиболее сильные, умные, хитрые и способные влиять на других. Затем власть и ее институты начинают передаваться по наследству. На этапе появления частной собственности рождается экономическая власть, складывается государство и т. д. В обществе устанавливаются и функционируют отношения управления и подчинения, которые основываются на разных принципах легитимности. Таким образом, власть – это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью и возможностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических, культурных и организационно-правовых механизмов.

Политическая власть реализуется для достижения определенных целей:

· согласование социальных процессов, удовлетворение интересов людей, социальных групп в процессе социального производства;

· поддержание устойчивого функционирования и развития социальной системы;

· придание социальным отношениям определенной направленности в соответствии с целями общества или господствующих слоев;

· осуществление принуждения в предусмотренных нормами случаях.

Власть осуществляется различными методами и средствами, имеет множество видов и форм.

Методы властвования – это способы, приемы, средства воздействия властвующих на подчиненных с целью добиться их повиновения.

Властная деятельность осуществляется двумя основными методами:

· принуждения;

· убеждения.

Принуждение – это специфическое свойство любой власти. Оно предполагает достижение субъектом власти своей цели вопреки неповиновению объекта властного воздействия путем использования силы или угрозы силой и лишения его возможности выбора между подчинением или неподчинением. Формами принуждения являются штрафы, исключение из организации, лишение свободы, террор, репрессии и т. д. История свидетельствует, что как только возникает угроза властвующим верхам, они прибегают к несанкционированным законом методам: репрессиям, террору. Принуждение приобретает форму открытого произвола.

Убеждение как метод властвования предполагает использование различных приемов для обеспечения должного поведения подчиненных. Это влияние, сдерживание, побуждение, активизация ответственности. Если в обществе преобладают методы убеждения – это свидетельствует об авторитетности, легитимности и гибкости власти.

Эффективность власти связана с тем, как она воспринимается и отражается в сознании граждан, то есть от того, насколько она легитимна. Легитимность – это признание гражданами обоснованности и необходимости данной власти как законной. Если в обществе учитываются общие интересы и ценности, легитимность проявляется в добровольном признании и принятии власти большинством населения. Гораздо чаще легитимность достигается в повседневной борьбе за оправдание перед обществом носителя власти.

Легитимация власти зависит от того, на что она опирается, что является ее источником. Наиболее применяемой является классификация источников и легитимности политической власти, данная М. Вебером. Иными словами речь идет об ответах, которые может дать власть на вопрос: «От чьего имени ты правишь?». С точки зрения М. Вебера возможны только три ответа. Во-первых, согласие управляемых может быть обусловлено авторитетом прошлого; во-вторых, личной волей исключительного главы, вождя; в-третьих, подчинением законным, разумным правилам.

Таким образом, возможны три вида власти:

· традиционная;

· харизматическая;

· рационально-легальная.

Традиционная власть опирается на веру в ее священный характер, вечность, незыблемость. Действия лиц, осуществляющих такую власть, считаются правомочными, если они соответствуют традициям. Если лидер нарушает традиции, массы могут отказать в легитимности. Традиции также препятствуют произволу власти.

Харизматическая власть. Название этого типа власти происходит от греческого термина «харизма», означающего особое свойство, которое придает личности магическую силу. Харизматическая власть основывается на личности вождя, которому приписываются сверхъестественные способности. Носитель харизмы обычно просит поддержки у народа. В своей деятельности опирается не на традиции или законы, а на собственное предчувствие, энергию, ясновидение. Массы подчиняются вождю до тех пор, пока он способен «доказывать» свою исключительность. Харизматические лидеры обычно появляются в условиях кризисов, переходных состояний общества. Они стремятся изменить существующий социальный порядок, опираясь на энтузиазм масс. Харизматическая власть может возникать в любых исторических условиях. М. Вебер подчеркивал значение харизматических моментов в формировании демократических институтов Запада в период первоначального накопления капитала.

Харизма опирается на власть одной личности, обладающей выдающимися качествами, поэтому не может быть постоянной и передаваться. У соратников вождя обычно возникает желание сохранить свою власть и влияние. Поэтому часто ведется борьба за право наследовать власть. Иногда выдающиеся свойства вождя переносятся на весь его род – создается родовая харизма, а если на его должность – создается институционная харизма. Такая харизма напоминает традиционную власть.

Легальная власть возникает на том этапе исторического развития, когда в обществе сложились определенные нормы, регулирующие отношения господства и подчинения. Развитой формой этого типа власти является рациональное государство, в котором деятельность властителей определена законами (Конституцией). Конституция определяет правила и нормы социального поведения, которые должны соблюдать властители, бюрократия, граждане. Законы в таком государстве принимают политики, а их исполнение осуществляет бюрократия. М. Вебер писал, что бюрократия существовала в цивилизациях разного типа, но рациональное управление формируется с того момента, когда государство начинает оплачивать работу чиновников в денежной форме, а не в натуральной, свойственной традиционному типу власти.

Легальный тип власти характеризуется следующими признаками:

во-первых, наличием права, регулирующего все сферы общественной жизни;

во-вторых, формированием социального управления как процесса применения права;

в-третьих, существованием бюрократии как субъекта управления;

в-четвертых, наличием элиты как субъекта власти, деятельность которой ограничена правом;

в-пятых, подчинением масс нормам права, которые они принимают.

Все эти типы власти (традиционная, харизматическая, легальная) не существуют в чистом виде, в жизни власть представляет собой различные сочетания их элементов в зависимости от конкретной исторической обстановки.

Таким образом, политическая власть свойственна всякому организованному обществу. Это сложное, динамичное и многоаспектное явление. В реальной жизни она представляет собой определенным образом организованную деятельность людей, направленную на согласование различных и противоречивых интересов, путем подчинения их формируемой единой общественной воле.

Похожие публикации