Виды и формы существования политической власти. Структура политической власти

Власть - есть способность и возможность одних моделировать поведение других, т.е. заставлять делать что-то вопреки их желанию с помощью каких-либо средств — в диапазоне от убеждения до насилия.

— способность социального субъекта (индивида, группы, слоя) навязывать и проводить свою волю с помощью правовых и норм и специального института — .

Власть — это необходимое условие устойчивого развития общество во всех его сферах.

Выделяют власть: политическую, экономическую, духовную семейную и др. Экономическая власть основана на праве и способности собственника каких-либо ресурсов влиять на производство товаров и услуг, духовная — на способности обладателей знаний, идеологии, информации влиять на изменение сознания людей.

Политическая власть — это могущество (полномочие навязывать волю), переданное сообществом социальному институту.

Политическую власть можно подразделить на власть государственную, региональную, местную, партийную, корпоративную, клановую и т. п. Государственная власть обеспечивается государственными институтами (парламентом, правительством, судом, органами правопорядка и др.), а также юридической базой. Иные виды политической власти обеспечиваются соответствующими организациями, законодательством, уставами и инструкциями, традициями и обычаями, общественным мнением.

Структурные элементы власти

Рассматривая власть как способность и возможность одних моделировать поведение других , следует выяснить, откуда берется эта способность? Почему в ходе социального взаимодействия люди разделяются на тех, кто властвует и тех, кто подвластен? Для того чтобы ответить на эти вопросы, надо знать, на чем зиждется власть, т.е. каковы ее основания (источники). Их бесчисленное множество. И, тем не менее, среди них есть те, которые относят к разряду универсальных, присутствующих в той или иной пропорции (или виде) в любом властном отношении.

В этой связи надо обратиться к принятым в политической науке классификациям оснований (источников) власти, и уяснить какой тип власти порождают такие из них, как сила или угроза применения силы, богатство, знание, закон, харизма, престиж, авторитет и др.

Особо следует остановиться на аргументации (доказательствах) положения о том, что властные отношения — это не только отношения зависимости, но и взаимозависимости. Что, за исключением форм прямого насилия, абсолютной власти в природе нет. Всякая власть относительная. И строится не только на зависимости подвластных от властвующих, но и властвующих от подвластных. Хотя объемы этой зависимости у них разные.

Самого пристального внимания требует также выяснение существа различий в подходах к трактовке власти и властных отношений среди политологов, представляющих разные политологические школы (функционалистов, систематиков, бихевиористов). А также того, что стоит за определениями власти как характеристике индивида, как ресурсе, как конструкции (межперсональной, причинной, философской) и пр.

Основные признаки политической (государственной) власти

Политическая власть — это некий властный комплекс, включающий как государственную власть, которая играет в нем роль «первой скрипки», так и власть всех других институциональных субъектов политики в лице политических партий, массовых общественно-политических организаций и движений, независимых СМИ и т.д.

Необходимо также учесть, что государственная власть как наиболее обобществленная форма и ядро политической власти отличается от всех других властей (в том числе политических) рядом существенных признаков, придающих ей универсальный характер. В этой связи надо быть готовым раскрыть содержание таких понятий-признаков этой власти, как всеобщность, публичность, верховенство, моноцентризм, многообразие ресурсов, монополия на легитимное (т.е. предусмотренное и оговоренное законом) использование силы и др.

С государственной (или в более широком смысле с политической) властью органически связаны и такие понятия, как «политическое господство», «легальность» и «легитимность». Первое из этих понятий используется для обозначения процесса институционализации власти, т.е. ее закрепления в обществе в качестве организованной силы (в виде иерархической системы властных учреждений и институтов), функционально предназначенных осуществлять общее руководство и управление социальным организмом.

Институционализации власти в форме политического господства означает структурирование в обществе отношений командования и подчинения, приказа и исполнения, организационное разделение управленческого труда и обычно связанных с ним привилегий, — с одной стороны, и исполнительной деятельности, — с другой.

Что касается понятий «легальность» и «легитимность», тохотя этимология этих понятий сходная (во французском языке слова «legal» и «legitime» переводятся как законный), в содержательном плане они не являются понятиями-синонимами. Первое понятие (легальность) подчеркивает юридически-правовые аспекты власти и выступает как неотъемлемая составляющая политического господства, т.е. регулируемого законом закрепления (институционализации) власти и ее функционирования в виде иерархической системы государственных органов и учреждений. С четко выраженными ступенями приказа и исполнения.

Легитимность политической власти

- политическое свойство органа государственной власти, означающее признание большинством граждан правильности и законности его формирования и функционирования. Легитимна всякая власть, которая опирается на народный консенсус.

Власть и властные отношения

Многие люди, включая некоторых политологов, считают, что борьба за обретение власти, ее распределение, удержание и использование составляют сущность политики . Такой точки зрения придерживался, например, немецкий социолог М. Вебер. Так или иначе, учение о власти стало одним из важнейших в политологии.

Власть вообще — это способность одного субъекта навязывать свою волю другим субъектам.

Власть — не просто отношение кого-то с кем-то, это всегда асимметричное отношение , т.е. неравное, зависимое, позволяющее одному индивиду влиять и изменять поведение другого.

Основаниями власти в самом общем виде выступают неудовлетворенные потребности одних и возможность их удовлетворения со стороны других на определенных условиях.

Власть — необходимый атрибут любой организации, любой человеческой группы. Без власти нет организации и нет порядка. Во всякой совместной деятельности людей есть те, кто командует, и те, кто им подчиняется; те, кто принимает решения, и те, кто их исполняет. Власть характеризуется деятельностью тех, кто управляет .

Источники власти:

  • авторитет - власть как сила привычки, традиций, интернизированных культурных ценностей;
  • сила — «голая власть», в арсенале которой ничего, кроме насилия и подавления, нет;
  • богатство - стимулирующая, вознаграждающая власть, которая включает и негативные санкции за некомфортное поведение;
  • знание — власть компетентности, профессионализма, так называемая «экспертная власть»;
  • харизма — вождистская власть, построенная на обожествлении лидера, наделении его сверхъестественными способностями;
  • престиж - отождествляющая (идентифицирующая) власть и пр.

Необходимость власти

Общественный характер жизни людей превращает власть в общественное явление. Власть выражается в способности объединившихся людей обеспечивать достижение своих согласованных целей, утверждать общепринятые ценности и взаимодействовать. В неразвитых сообществах власть бывает растворена, она принадлежит всем вместе и никому в отдельности. Но уже здесь общественная власть приобретает характер права сообщества влиять на поведение отдельных лиц. Однако неизбежное в любом обществе различие интересов нарушает политическое общение, сотрудничество, согласованность. Это ведет к разложению такой формы власти из-за ее низкой эффективности, в итоге — к потере способности достигать согласованных целей. В таком случае реальная перспектива — распад данного сообщества.

Чтобы этого не случилось, общественная власть передается выбранным или назначенным людям — правителям. Правители получают от сообщества полномочия (полное могущество, общественную власть) на управление общественными отношениями, т. е. на изменение активности субъектов в соответствии с правом. Необходимость в управлении объясняется тем, что люди в отношениях между собой очень часто руководствуются не разумом, а страстями, что и приводит к потере цели сообщества. Поэтому правитель должен обладать силой, которая бы держала людей в рамках организованной общности, исключала бы крайние проявления эгоизма и агрессии в общественных отношениях, обеспечивая всеобщее выживание.

Власть может осуществляться с опорой на правовые нормы, ав­тори­тет, насилие и др. средства. В зависимости от преимущественно исполь­зуемых средств выделяются разновидности власти – эконо­мическая, соци­альная, ду­ховно-информационная, семейная, полити­ческая и др.

Экономическая власть – это объективно обусловленные мате­риаль­ными потребностями отношения в обществе, в которых собст­венник средств произ­водства подчиняет своей воле других участни­ков производ­ственного процесса. Возможность такого подчинения обеспечивает непо­средственное владение соб­ственностью или кон­троль над нею.

Социальная власть оказывает влияние на распределение соци­альных благ, т. е. она связана с закреплением статуса различных групп в структуре общества, предоставлением социальных услуг в сфере здравоохранения, обучения, обес­печения жильем и т. п., рас­пределением доходов.

Духовно-информационная власть – это организация различных форм ду­ховного производства и осуществление информационного и идеологиче­ского влияния. Средствами духовно-информационного воздействия могут быть рели­гия, мораль, искусство, научные зна­ния, информация о происхо­дящих в обще­ственной жизни событиях и др. Духовно-информационная власть направлена на интеграцию сознания и воли людей в систему инте­ресов господствующих в об­ществе сил. Возможность духовно-информаци­онного влияния реа­лизуется с помощью убеждения или манипуляции. Наибольшей ду­ховно-информационной властью в современных обществах обла­дают средства массовой информации – пресса, радиовещание, теле­ви­дение, интернет.

Одной из разновидностей власти в обществе является семейная власть – основанное на силе авторитета влияние одного или не­скольких членов семьи на ее жизнедеятельность.

Важнейшим видом власти является политическая власть , под которой по­нимается реальная способность одних людей осуществ­лять свою волю в отно­шении других с помощью правовых и поли­тических норм. Иначе го­воря, поли­тическая власть – это возмож­ность и способность всех субъектов политики осуществлять влияние на процессы принятия и реализации поли­тических реше­ний, поли­тическое поведение индивидов, социальных групп и объединений.

Политическая власть осуществляется государством и другими поли­тиче­скими институтами – политическими партиями, общест­венно-полити­ческими организациями, органами местного само­управления. Соответст­венно можно выделить государственную власть, власть политических пар­тий, общественных организаций, органов местного самоуправления как формы политической вла­сти.

Специфика государственной власти заключается в том, что она:

  • осуществляется специальным аппаратом;
  • распространяется на всю территорию госу­дар­ства;
  • обладает монополией на принятие законов и приме­нение насилия.

В отличие от государственной власти, которая распространя­ется на всю территорию страны и общество в целом, власть полити­ческих партий и общест­венных организаций осуществляется в пре­делах этих партий и ор­ганизаций. Она опирается как на правовые нормы, установленные государ­ством, так и на политические нормы, закрепленные в уставных документах этих партий и орга­низаций.

Власть существует и функционирует не только в различных сферах обще­ства, но и на разных уровнях его структуры: общест­венном, ассоциа­тивном, персонализированном.

В структуре политической власти можно выделить следующие основ­ные элементы: субъект властных отношений, объект властных отношений, средства власти, ресурсы власти и формы осуществле­ния власти.

Субъект властных отношений – это непосредственный носи­тель вла­сти, который организует поведение объекта властными средствами. Субъ­ектами по­литической власти выступают: государ­ство и его институты, по­литические элиты и лидеры, политические партии и общественно-полити­ческие организа­ции.

В роли объекта политической власти может выступать как об­щество в целом (народ), так и отдельные его элементы: индивиды, социальные группы и т. д.

Объект власти в демократических обществах (народ) имеет две сто­роны:

· является первоисточником власти, делегирующим власть или ее часть определенным властным формированиям (партиям, парла­менту и т. д.),

· после делегирования власти берет на себя обязанность подчи­няться де­легированной власти, выступающей в роли субъекта.

Средства политической власти – это, прежде всего, правовые и поли­тиче­ские нормы, а также насилие, традиции, авторитет, убеж­дение и мани­пуляция.

Ресурсы политической власти включают в себя следующие группы:

  • экономические ресурсы (материальные ценности, необхо­димые для общественного производства и потребления – деньги, сред­ства производства, земля, полезные ископае­мые и т. п.);
  • силовые ресурсы – оружие и аппарат физического принуж­дения (ми­лиция, армия и т. п.);
  • социальные ресурсы – способность изменения социаль­ного ста­туса индивидов и групп (например, повышение по службе, пре­достав­ление льгот и т. п.);
  • информационные ресурсы – знания, информация, а также спо­собы их получения и распространения;
  • политико-правовые ресурсы (конституция, законы, про­грамм­ные до­кументы политических партий и т. п.);
  • демографические ресурсы – люди как универсальный ре­сурс, кото­рый производит остальные виды ресурсов.

Можно выделить следующие формы осуществления властных отно­шений :

  • Господство – это механизм осуществления власти, кото­рый пред­пола­гает разделение социальных групп на гос­подствующих и подчиненных, иерархию и социальную дистанцию между ними, образование особого аппарата управления. Политическое господ­ство проявляется в кон­троле над использованием госу­дарственной власти. Эко­номическое – в контроле над средст­вами производства, самим производством и распределением его продуктов. Идеологи­ческое господство проявляется в моно­польном положении той сис­темы идей и взглядов, которая обос­но­вывает справедливость суще­ствующих экономических, соци­альных и политических порядков.
  • Руководство – это деятельность по определению основ­ных це­лей со­циальных систем и институтов, а также пу­тей их дости­жения, стратегии общественного развития. Оно осуществляется на основе вертикальных связей, от­ношений субординации и имеет под собой правовую ос­нову. Политическоеруководство – это способность класса, группы, партии, индивидов осуществ­лять свою политиче­скую линию путем влияния различными ме­то­дами и средствами власти на общество в целом и отдель­ные его элементы.
  • Управление – это использование властных полномочий с целью фор­мирования целенаправленного поведения объ­ектов. Оно осу­ществляется профессиональными полити­ками, служащими госу­дарственного, административно-хозяйственного, партийного аппа­ратов, которые дейст­вуют в рамках установленных норм и правил.
  • Контроль – это способность субъектов власти следить за реализа­цией законов, указов, распоряжений и т. п.

Конкретизируя характеристику политической власти , можно выделить та­кие ее основные особенности , как: верховенство, пуб­личность, моноцен­трич­ность, легальность, разнообразие ре­сурсов, кумулятивность.

Верховенство политической власти проявляется в обязательно­сти ее ре­шений для других видов власти, общества в целом. Поли­тическая власть может ограничить влияние других видов власти, за­претить функциониро­вание некото­рых субъектов властных отноше­ний.

Публичность политической власти заключается в том, что она реали­зуется от имени и в границах всего общества, и с опорой на систему права обращается к каждому члену данного общества.

Моноцентричность политической власти проявляется в нали­чии еди­ного центра принятия решений, касающихся всего общества. Таким цен­тром явля­ется государство, его высшие органы.

Легальность политической власти означает законный характер ее форми­рования и реализации, в частности законность применения ею наси­лия.

Как отмечалось выше, политическая власть использует разно­образные ре­сурсы и средства осуществления намеченных целей.

Важной особенностью власти вообще, и политической власти в част­ности, является ее кумулятивный характер , который проявля­ется в значи­тельном уси­лении влияния власти в результате взаимо­действия разных ее видов и ресурсов. Так экономическая власть создает возможности овладе­ния властью политиче­ской, например, путем финансового обеспечения по­беды на выборах. Наличие эко­номических ресурсов открывает доступ и к духовно-информацион­ной вла­сти. Овладение средствами массовой инфор­мации, в свою очередь, создает воз­можности для информационного влия­ния на общество, занятия важных поли­тических позиций, получения до­хода. Наибольшие же возможности создает ов­ладение политической вла­стью, особенно государственной. Политическая власть откры­вает доступ к экономической, социальной и духовно-информацион­ной власти, дает воз­можность концентрации в руках конкретных лиц значительных экономи­ческих, социальных, информационных ресурсов. Та­кая концентрация мо­жет приводить к установлению олигархической формы правления .

В демократических политических системах предусмотрены ме­ха­низмы , способствующие предотвращению концентрации в одних руках разных видов и ресурсов власти . Такими механизмами, в ча­стности, явля­ются:

  • разделение государственной власти на законодательную, исполни­тельную и судебную ветви;
  • распределение властных полномочий между государст­вом, поли­тиче­скими партиями, группами интересов, ор­ганами мест­ного самоуправления;
  • антимонопольное законодательство;
  • запрет на совмещение государственной службы с некото­рыми дру­гими видами деятельности;
  • декларирование высшими должностными лицами дохо­дов, имуще­ст­венного статуса и интересов в экономиче­ской сфере;
  • общественный контроль за осуществлением государствен­ной вла­сти.

Власть - это:
- волевое воздействие на поведение людей со стороны субъекта власти;
- способность одной стороны (индивида или группы) влиять на поведение другой стороны вне зависимости от того, готова ли эта последняя к сотрудничеству или нет;
- механизм организации и регулирования совместной деятельности.

классификаций (типологий) власти.
1) по степени институциализации - правительственная, городская, школьная и др.;
2) по субъекту власти - классовая, партийная, народная, президентская, парламентская;
3) по режиму правления - демократическая, авторитарная, деспотическая и др.;
4) по правовому признаку - законная - незаконная; легальная - нелегальная;
5) по количеству индивидов, принимающих ключевые решения - коллективная (общественная, классовая, групповая) и личная (единоличная);
6) по сферам воздействия - экономическая, политическая, информационная, идеологическая, духовная и др.

Типы политической власти
Традиционный - опирается на традиции, ритуалы; это власть обыденности, привычности и неизменности.
Легальный - основывается на правовых нормах и рациональных понятиях.
Харизматический (гр. charisma - милость, Божий дар) - опирается на особую притягательную силу лидера.

Государственная власть имеет свои отличительные признаки:
- публичный характер, т. е. выступает от имени общества;
- суверенный характер, т. е. верховенство по отношению ко всем другим физическим лицам, учреждениям, организациям внутри страны (внутренний суверенитет) и независимость в решении всех вопросов своей политики в отношениях с другими государствами (внешний суверенитет);
- ограниченность территорией, это базовое условие существования государства.


Билет № 11.
Коммунистическая и социал-демократическая политические идеологии.

Коммунизм - философская и общественно-политическая доктрина, сутью которой является критика капиталистических отношений с позиций коллективизма и отрицания частной собственности.

Теоретической основой этой идеологии выступает классический марксизм, который возник и развивался в общем русле европейской политико-философской мысли и в этом смысле явился детищем Просвещения и рационалистической традиции. Его родовая близость, например, к либерализму выражается, в частности, в наличии в нем целого ряда положений, которые либералы могут принять без особых оговорок. Речь идет о таких тезисах, как «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех», «свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, этому обществу всецело подчиненный», «нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав» и других

Согласно К. Марксу, гражданское общество относится к материальной сфере, в то время как государство составляет надстройку. В конечном счете К. Маркс упростил крайне сложную структуру гегелевской модели гражданского общества, сведя последнее фактически к сфере труда, производства и обмена. Для него гражданское общество составляет форму, в которой осуществляется экономическое развитие. Вследствие сведения всех социальных отношений к экономическим и политико-идеологическим, то есть элементам базиса и надстройки, из марксовой схемы выпадал комплекс социокультурных, этно-национальных, семейно-бытовых отношений, институтов, обеспечивающих социализацию и воспитание подрастающего поколения. К. Маркс не уделил должного внимания таким элементам гражданского общества, как домохозяйства, добровольные ассоциации, средства масс

В марксизме заложена возможность полного растворения индивидуально-личностного начала в коллективном, будь то в гражданском обществе или в государстве. Маркс обосновывал мысль о том, что человек может найти себя и освободиться лишь тогда, когда он станет действительным родовым существом. Его спасение - в слиянии с родом, обществом.овой информации, школы, университеты.


Политическое сознание как идеальный компонент политической жизни.
Политическое сознание
- это идеи субъектов политики об использовании ресурсов сообщества для её безопасного развития.

В зависимости от субъекта политики типами политического сознания выступают:

§ индивидуальное (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней);

§ групповое (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит);

§ массовое (выражает общественное мнение, настроение и действие масс).

Индивидуальное политическое сознание формируйся в процессе политической социализации и выражает способность личности оценивать политику и характер установки на проявление активности в ней.

Носителямигруппового сознания выступают политические партии и другие организации. Здесь сознание представлено в виде программы деятельности этих организаций.

Массовое политическое сознание выражает характер знаний общества о политической действительности и представлено общественным мнением.

Политическое сознание (прежде всего групповое и массовое) представляет собой сочетание установок , сформировавшихся вне этого сознания (в сфере идеологической и политической деятельности), и выводов , полученных в результате самостоятельного анализа политической практики. Усвоенные установки выступают как политические стереотипы , т.е. упрощенные, эмоционально окрашенные универсальные образы политических объектов и явлений.

Наиболее общей категорией, отражающей всю совокупность чувственных и теоретических, ценностных и нормативных, рациональных и подсознательных представлений человека, которые опосредуют его отношения с политическими структурами, является «политическое сознание». То есть, политическое сознание отражает все те идеалы, нормы и иные воззрения человека, на которые он ориентируется и которые использует для адаптации к механизмам власти и выполнения в политике присущих ему функций.

Таким образом, по своему содержанию политическое сознание отражает все неинституциональные компоненты политической сферы общественной жизни.


Билет № 12.
Избирательная система как механизм формирования государственной власти.
Политическая культура современной России.

Билет № 13.
Политические науки как совокупность знаний о политике.
Международные отношения и мировая политика.

Билет № 14.
Глобальные проблемы современной мировой политики.
Динамика развития и функционирования политических режимов

Билет № 15.
Основные политические режимы современности.
Концепции типологии политических систем.

Билет № 16.
Концепция политических элит.
Элитистский (а не классовый) подход, дополненный теорией социальной стратификации, стал в западной социально-политической науке преобладающим. Выделим несколько наиболее распространенных в ней современных элитистских концепций, предварительно сформулировав возможные основания для типологизации и классификации теорий элитизма

1) свойства и характеристики элит и их представителей;

2) взаимоотношения внутри элиты, степень ее сплоченности;

3) способы и характер отношений элиты с массами;

4) роль элиты в обществе;

5) способы и каналы рекрутирования (формирования и пополнения) элиты.

Р. Михельс разработал теорию олигархии, дополняющую мысль о неизбежной всеобщей бюрократизации индустриального общества, принадлежащую М. Веберу. Сложная социальная организация порождает, соответственно, сложную организационно-управляющую структуру, в которой неизбежно формирование узкой правящей группы. Нежелание и неспособность простых людей брать на себя ответственность, необходимость профессионализации и бюрократизации управления, требование стабильности лидерства неизбежно порождают олигархию (власть немногих и, при этом, худших).

Создателем термина «элита» стал еще один итальянский мыслитель, также признаваемый одним из основоположников современной политической социологии, В. Парето. Европейскую элиту Парето считал царством лис, а преодоление тотальной бюрократизации и усредненности видел в приходе «львов» (Так же как и М. Вебер видел защиту от бюрократии в харизматическом лидерстве). Элиту Парето делил на правящую и неправящую. К первой относятся собственно политические лидеры, ко второй - люди, достигшие высот в экономике, науке, духовной сфере. Во избежание вырождения элиты необходимо пополнение правящей элиты лучшими представителями неправящей. Современная социально-политическая наука, используя идею Парето о политической (правящей) и неправящей элитах, обычно говорит об «элите» и «контр-элите».

М.Я. Острогорский. Партии - это элитарно-олигархические структуры, ответственные за то, что парламенты превратились в место политических баталий, а не представительства народных интересов. Как видим, стремление по-большевистски заставить замолчать своих оппонентов вовсе не является чем-то новым для современных российских праволиберальных политиков

Общие черты и различия Теории политики и Политологии.
В широком смысле политология (как политическая наука) включает в себя все политическое знание, представляя собой, комплекс дисциплин, изучающих политику, тогда как в более строгом значении политология (или общая теория политики) связана лишь со специфической группой закономерностей отношений социальных субъектов по поводу власти и влияния, исследуя особый тип механизмов властеотношений и взаимодействий между властвующими и подвластными, управляемыми и управляющими.

Политология – это наука о политике, политической сфере жизни общества

Теория Политики выступает как субнаука, входящая в политику вообще.

Теория политики изучает


Билет № 17.
Малые социальные группы как субъекты политики.
Малые социальные группы играют большую роль в политической жизни отдельных граждан и общества в целом. Именно в них, как правило, происходит политическая социализация подростков и молодежи, формирование политических установок и ценностей, традиций, идеалов и принципов. У участников этих групп существуют общие секреты, интимность отношений, свои особые взгляды на мир.
На базе малых групп нередко складываются общественно-политические движения, перерастающие в политические союзы и партии.
Малые группы могут иметь как позитивную, так и негативную ориентацию, например, преступные группировки. В них нередко преобладают эгоизм, претенциозность, фанатизм, нетерпимость к чужим взглядам, цинизм, высокомерие и т.п.
Еще одной разновидностью микрогрупп являются так называемые группы давления, играющие важную роль в деле представительства и реализации специфических интересов. Они неизбежны в условиях социально-экономического и идейно-политического плюрализма. В условиях тоталитаризма группы давления сосредоточены в основном в партийно-государственном аппарате, где негласно соперничают между собой за власть, привилегии, должности, контроль за ресурсами, собственностью и т.п.
Характеристика свойств политической власти.
Среди универсальных, базовых, первичных свойств политической власти следует отметить прежде всего свойство асимметричности, которое не просто характеризует доминирование воли властителя и неравенство его статуса со статусами подвластных ему, но и отражает качественные различия их возможностей, ресурсов, прав, полномочий и других параметров жизнедеятельности. По сути дела это свойство показывает, что в политике борьба за обладание властью и удержание ее мотивируется не столько соображениями престижа, идеями, ценностями и другими идеальными сущностями, сколько стремлением конкретных людей к обладанию необходимыми им ресурсами и правами, которые расширяют их социальные возможности.

ринципиально важным свойством власти является и ее ресурсность. В самом общем виде ресурс - это определенное основание власти или все те средства, которые позволяют субъекту добиться доминирования. В качестве таких ресурсов могут выступать знания и информация, материальные ценности,утилитарные средства, правовые нормы и законы, организационные, принудительные средства, территориальные, демографические средства и др.

Власть обладает также свойством кумулятивности, означающим, что в сфере властных отношений любой субъект ориентируется прежде всего на собственные интересы (а не на потребности партнера), пытаясь расширить зону собственного влияния и контроля. Это доказывает не только остроту и конфликтность властных отношений, но и то, что изнутри, т.е. со стороны действующего субъекта (и при условии неизменности его устремлений), власть по существу не имеет никаких ограничений. Поэтому она стремится к постоянному расширению зоны своего распространения, к тому, чтобы вовлечь в отношения господства/подчинения все имеющиеся в политике субъекты и связи.

Билет № 18.
Политический конфликт в системе политических отношений.
Политический конфликт
- это столкновение противоположных общественных сил, обусловленное определенными взаимоисключающими политическими интересами и целями.

На основе анализа концепций конфликта, можно сделать вывод, что общество сохраняется как единое целое, благодаря присущим ему внутренним конфликтам. Именно наличие конфликтов, их сложное множественное переплетение препятствует расколу общества на два враждебных лагеря, что может привести к гражданской войне.

Каким бы ни был политический конфликт, он мотивируется идеологически, осознается его агентами через идеологические символы; идеологический компонент играет организующую и мобилизующую роль в поведении и действии противоборствующих субъектов.
Характеристика идеологических теорий современной России.

Билет № 19.
Политическая идеология анархизма.Анархизм -идеология и политическая философия, которая провозглашает целью освобождение личности от всех форм принуждения со стороны власти и прежде всего - со стороны государства.

Основой анархистского мировоззрения являются индивидуализм, субъективизм и волюнтаризм. Анархизм никогда не существовал как единая идеология. Идея анархизма была высказана еще Платоном в «Государстве». Отдельные фрагменты анархистской мысли содержатся в философии Зенона и стоиков, в ранних христианских движениях, в идеологии гуситского движения, в утопиях Ф. Рабле и Ф. Фенелона, в трудах философов-просветителей Ж.Ж. Руссо и Д. Дидро, в идеологии «бешеных» эпохи Великой французской революции. Впервые сделал попытку изложить политические и экономические формы анархизма в конце ХVIII века английский писатель У. Годвин. Как идейно-политическое течение анархизм сложился в 40-70-х годах ХIХ века в Западной Европе. Теоретическое обоснование анархизма связано с именами М. Штирнера, П.Ж.

Прудона, М.А. Бакунина.

Критика государственного вмешательства в общественную и частную жизнь людей сближает анархизм с либерализмом, однако в положительных программах они расходятся. Если либерализм превозносит «минимальное государство», которое создавало бы условия для рыночной конкуренции и охраняло этот порядок, то классический анархизм выступает против государства вообще, за ликвидацию государства как общественного института.

В основе классического анархистского мировоззрения лежит неверие в существование каких бы то ни было объективных законов общественной жизни. Для анархизма исторически характерны также защита мелкой собственности, мелкого землепользования, проповедь тактики «прямого действия» и представление о будущем общественном строе как о свободной ассоциации производств, областей, коммун.

Анархистские идеи в своем чистом виде нигде никогда не были сколько-нибудь успешно воплощены в широкую общественную практику. Поэтому в современной идейно-политической жизни анархизм не существует в чистом виде, а все анархистские идеи соединяются с другими, причем весьма различными, создавая пеструю картину разновидностей анархистски ориентированной мысли:

1) Так, в частности, анархо-индивидуализм базируется на идее суверенного индивида. Согласно представлениям его основателей, американских мыслителей Б. Такера и Й. Уоррена, каждый человек должен иметь такую сферу активности, куда никто не имел бы права вмешиваться, а социальные отношения при этом строились бы на основе обмена или контракта. Каждая личность, по мысли Б. Такера, должна пользоваться максимальной свободой, совместимой с равной свободой для других. Сегодня это течение мысли существует в виде анархо-капитализма.

3) Анархо-коллективизм складывался под влиянием идей М.А. Бакунина. Его политико-экономические идеи близки теориям кооперативной организации экономики. Каждая группа рабочих управляет своими средствами производства. Разделение же продукта - результат общего коллективного решения, причем вознаграждение должно быть пропорционально труду. Для М.А. Бакунина характерна также приверженность идеям социализма и свободы, соединение их в одно целое. По афористическому выражению М.А. Бакунина, «свобода без социализма - это привилегия и несправедливость. Социализм без свободы - это рабство и скотство».

4) Анархо-коммунизм берет начало от идей Э. Реклю и П.А. Кропоткина. Основа этой доктрины - вера в естественную человеческую солидарность. Примечательно, что П.А. Кропоткин обосновал эту идею кругом научных изысканий - одна из наиболее известных его научных работ так и называлась «Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса». Доктрина анархо-коммунизма предусматривает, что будущее общество, освобожденное от государства, будет представлять собой систему свободных ассоциаций трудящихся.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26

Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, духовно-информационную и принудительную власть.

Экономическая власть – это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. В обычные, относительно спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку «экономический контроль – это не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак не связанной с остальными, — это контроль над средствами достижения всех наших целей» (Хайек. Дорога к рабству / Новый мир, 1991, № 7, с. 218).

С экономической властью тесно связана власть социальная . Если экономическая власть предполагает распределение материальных благ, то социальная – распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей, льгот и привилегий. Для многих современных государств характерно стремление к демократизации социальной власти. Применительно к власти на предприятиях это проявляется, например, в лишении собственника права принимать и увольнять работника, единолично определять ему размер заработной платы, повышать или понижать в должности, изменять условия труда и т.п. Все эти социальные вопросы регулируются законодательством и коллективными трудовыми соглашениями и решаются с участием профсоюзов, производственных советов, государственных и общественных бюро по найму рабочей силы, суда и т.п.

Духовно-информационная власть – это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей для обеспечения их лояльности и поддержки правительства. Такое воздействие осуществляется через институты социализации (школу, другие образовательные учреждения, просветительские общества и т.д.), а также с помощью СМИ. Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, о положении общества, но и манипулированию сознанием и поведением людей.

Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы.

Существуют и другие подходы к выделению видов власти.

Так, в зависимости от субъектов власть делится на:

— государственную;

— партийную;

— профсоюзную;

— армейскую;

— семейную и т.п.

По широте распространения

— мегауровень (власть на уровне международных организаций: ООН, НАТО, Европейский Союз и т.п.);

— макроуровень (власть на уровне центральных органов государства);

— мезоуровень (власть на уровне подчиненных центру организаций: региональных, районных);

— микроуровень (власть в первичных организациях и малых группах).

По функциям государственных органов различается власть:

— законодательная;

— исполнительная;

— судебная.

По способам взаимодействия субъекта и объекта власти выделяют власть:

— либеральную;

— демократическую.

В зависимости от социальной базы власти выделяются следующие виды власти:

— полиархия (власть многих);

— олигархия (власть финансистов и промышленников);

— плутократия (власть богатой верхушки);

— теократия (власть духовенства);

— партократия (власть партии);

— охлократия (власть толпы).

Политическая власть занимает особое место в структуре власти. Оно обусловлено рядом существенных признаков, отличающих ее от всех других видов власти. К особенностям политической власти относятся следующие:

1) верховенство, т.е. обязательность ее решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их;

2) публичность, т.е. всеобщность и безличность. Это означает, что политическая власть обращается от имени всего общества ко всем гражданам с помощью права;

3) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений. В отличие от политической власти, экономическая, социальная, духовно-информационная власти полицентричны, так как в рыночном демократическом обществе существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.;

4) многообразие ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы;

5) легальность в использовании силы, принуждения в отношении граждан.

Важнейшим элементом политической власти является государственная власть. Чем же различаются политическая и государственная власть?

1. Понятие политической власти шире понятия государственной власти, поскольку политическая деятельность может осуществляться не только в рамках государственных органов, но и в рамках деятельности различных политических движений, партий, профсоюзов, групп давления и т.д. Другими словами, политическая власть рассредоточивается по всему полю политического пространства, образуемого взаимодействием всех политических субъектов.

2. Государственная власть строится по принципу вертикальных связей (т.е. иерархии, подчинения низших звеньев высшим, исполнительной власти законодательной). Политическая же власть осуществляется по принципу горизонтальных связей (как сосуществование, соперничество, борьба между собой различных субъектов политической власти (промышленной, финансовой, армейской и прочих элит, групп давления, отдельных лидеров и т.д.).

3. Государственная власть, согласно российской конституции, заканчивается на уровне областей, дальше власть осуществляется органами местного самоуправления. Последние являются субъектами политической, но уже не государственной власти.

Политическая власть представляет собой специфическую форму общественных отношений между социальными и институциональными субъектами политики, в результате которых одни из них имеют способность и возможность проводить свою волю, выраженную в политических и правовых нормах.

Разновидностями политической власти являются (по субъектам властвования) власть одной социальной группы над другой (например, господство одного класса над другим); государственная власть; власть партийная, а также иных политических организаций и движений; власть политических лидеров. Хотя существует точка зрения, что власть государственная и власть политическая - это одно и то же явление. Рациональное зерно в этом подходе есть так как пол. власть действительно существует в 1-ю очередь по отношению к государству, а иные ее агенты (партии, лидеры) появляются с возникновением государства как его атрибуты. В этом случае политическую власть по функциям осуществляющих ее институтов целесообразно делить на з/д, исполнительную и судебную. Власть внутри той или иной социальной общности в зависимости от способа организации и методов властвования может быть демократической или недемократической, легальной и теневой.

Структура политической власти включает в себя

    субъекты власти (государство, партии, лидеры),

    объекты власти (индивид, социальная группа, общество),

    функции власти (управление, регуляция, контроль),

    ресурсы власти.

Ресурсы власти – средства навязывания, т.е. средства, с помощью которых осуществляется властное влияние субъектов власти на объект власти.

Существует несколько классификаций ресурсов политической власти.

1) утилитарные, принудительные, нормативные.

    утилитарные - материальные и иные социальные блага, связанные с повседневными интересами людей (пример их действия – увеличение социальных выплат со стороны государства),

    принудительные – меры наказания, пускаемые в ход, когда ресурсы утилитарные бессильны (например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций),

    нормативные ресурсы – влияние осуществляется с помощью изменения правил взаимодействия индивидов.

2) экономические, социальные, культурно-информационные, принудительные и демографические ресурсы.

    экономические – различные материальные ценности,

    социальные – социальные статусы,

    культурно-информационные – информация и средства ее распространения и получения,

    принудительные ресурсы – армия, полиция, суд,

    демографические ресурсы – означает, что личность становится ресурсом власти, когда она использована как средство реализации чужой воли. В целом человек – субъект и объект, а не ресурс власти.

12. Легитимность политической власти и ее типы.

Легитимность (с фр. – законность, перевод не соответствует содержанию понятия) – это положительная оценка, признание правомерности власти, согласие населения подчиняться ей. Легитимность – цель любого режима, т.к. она гарантирует устойчивость этого режима. Не следует путать легитимность и легальность. В одних политических системах власть может быть легальной и нелегитимной, как, например, при правлении метрополий в колониальных государствах. В других - легитимной, но нелегальной, как, скажем, после свершения революционного переворота, поддержанного большинством населения. В-третьих - и легальной, и легитимной, как, к примеру, после победы определенных сил на выборах.

Большой вклад в теорию легитимности политической власти внес Макс Вебер. Ему же принадлежит и известная классификация типов легитимности власти в зависимости от мотивации подчинения:

    Традиционная легитимность – характеризуется тем, что в подчинение власти вошло в обычаи народа, стало традицией. Такая легитимность характерна для консервативных режимов, как, например, в государствах с монархической формой правления, где верховная власть передается по наследству. Длительное подчинение данной власти (власти монарха), ставшее традицией, создает эффект справедливости и законности этой власти, что придает ей стабильность и устойчивость.

    Рациональная (демократическая) легитимность, основанный на вере людей в справедливость формальных правил (например, верховенства закона, выборности законодательного органа, иные общедемократические нормы) и в необходимость их выполнения. В государстве, характеризуемым демократической легитимностью власти, граждане подчиняются законам, а не лицам.

    Харизматическая легитимность, основана на вере в исключительные качества, особый дар, т.е. харизму политического лидера. Безоговорочно веря всем действиям и замыслам харизматического лидера, люди утрачивают способность критической оценки. Этот эмоциональный всплеск, формирующий авторитет харизматического лидера, чаще всего возникает в период революционных перемен.

    Вебер также отмечал особо тоталитарные режимы, находящиеся за пределами теории легитимности. Тоталитаризм не является легитимным. О легитимности здесь можно говорить только на уровне правящей элиты.

Легитимность власти тесно связана с ее эффективностью. Эффективность характеризует степень выполнения властью своих функций и достижения поставленных задач. Чем выше легитимность, тем более эффективна политическая власть и наоборот. Например, кризисные ситуации, возникшие в постсоциалистических странах, вызывают такое явление, когда часть населения не доверяет ни лидерам, пришедшим к власти, ни демократическим процедурам. Отсутствует и традиционная легитимация, т.к. разрушены самые основы ПСО. Это во многом и затрудняет деятельность правительств по решению различного рода проблем общезначимого характера.

В это же время тоталитарные режимы, не являясь, по большому счету, легитимными, доказали свою эффективность в определенных ситуациях.

Похожие публикации