Формальная негативная санкция. Формальные негативные санкции: понятие, примеры

Все процедуры, при помощи которых поведение инди­вида приводится к норме социальной группы, называются санкция­ми .

Социальная санкция - мера воздействия, важнейшее средство социального контроля.

Выделяют следующие виды санкций :

- негативные и позитивные ,

- формальные и неформальные .

Негативные санкции на­правлены против человека, отступившего от социальных норм.

По­зитивные санкции направлены на поддержку и одобрение человека, который следует данным нормам.

Формальные санкции налагаются официальным, общественным или государственным органом или их представителем.

Неформальные предполагают обычно реакцию членов группы, друзей, сослуживцев, родственников, знакомых и т.д.

Таким образом, можно выделить четыре типа санкций :

1. фор­мальные негативные,

2. формальные позитивные,

3. неформальные не­гативные,

4. неформальные позитивные.

Например , пятерка за ответ студента на занятии - формальная позитивная санкция. Примером отрицательной неформальной санкции может быть осу­ждение человека на уровне общественного мнения.

Позитивные санкции обычно влиятельнее негативных санкций .

Например , Для студента подкрепление учебных успехов положительными оценками является более стимулирующим, чем негативная оценка за плохо выполненное задание.

Санкции эффективны только тогда, когда су­ществует согласие относительно правильности их применения и авторитета тех, кто их применяет.

Например , взыскание медсестра может воспринять как должное, если считает его справедливым, и при взыскании, не соответствующем проступку, медсестра будет считать, что с неё поступили несправедливо, и не только не исправит по­ведения, но, напротив, может проявить реакцию негативизма.

Основные формы соци­ального контроля

Формы социального контроля - это способы регулирования жизнедеятельности человека в обществе, которые обусловлены различными общественными (групповыми) процессами и связаны с психологическими харак­теристиками больших и малых социальных групп.

Формы социаль­ного контроля предопределяют переход внешней социальной регу­ляции во внутриличностную.

Наи­более распространенными формами социального контроля являются :

Тра­диции,

Мораль и нравы,

Этикет, манеры, привычки.

Ø Закон - совокупность нормативных актов, обладающих юри­дической силой и регулирующих формальные отношения людей в масштабах государства .

Законы непосредственно связаны с конкретной властью в обществе и определяются ею, что, в свою очередь, ведет к установлению определенного образа жиз­ни. Многие важные события в жизни (вступление в брак, рождение ребенка, окончание университета и т.д.) непосредст­венно связаны с законами. Пренебрежение правовыми нормами может привести к негативным социально-психологическим последствиям.



Напри­мер , люди, проживающие в гражданском браке, при юридически неоформленных супружеских отношениях, могут столкнуться с не­гативными санкциями неформального характера.

Закон выступает как активная и действенная форма социального контро­ля.

Ø Табу система запретов на совершение каких-либо действий или мыслей человека.

Одной из наиболее древних форм социального контроля, предшествующих появлению законов, является табу. В первобытном обществе табу регулирова­ли важные стороны жизни. Считалось, что при нарушении запре­тов сверхъестественные силы должны покарать нарушителя. На уровне современного индивидуального сознания табу чаще всего связаны с суевериями - такими предрассудками, в силу которых многое из происходящего представляется проявлением сверхъес­тественных сил или предзнаменованием.

Например , студент, отправ­ляющийся сдавать экзамен, может изменить путь, если дорогу пе­ребегает черная кошка; молодая мать боится, что чужой взгляд причинит вред младенцу, и т.д. Человек боится, что если ритуал не будет им совершен, то обязательно возникнут неблагоприятные для него последствия. Внутренние табу - это (часто на уровне подсознания) социальные в прошлом запреты.

Ø Обычаи – повторяющиеся, привычные для большинства способы поведения людей, распространенные в данном обществе .

Обычаи усваиваются с детства и имеют характер общественной привычки. Главный признак обычая - распространенность. Обычай опреде­ляется условиями общества в данный момент времени и тем отли­чается от традиции.



Ø Традиции – носят вневременной характер и су­ществует достаточно долго, передаваясь из поколения в поколе­ние.

Под традициями понимают такие обычаи, которые:

Во-первых, сложились исторически в связи с культурой данного этноса;

Во-вторых, передаются из поколения в поколение;

В-третьих, определяются менталитетом (духовным складом) народа.

Можно сказать, что традиции - это одна из наиболее консервативных форм социального контроля. Но и традиции могут постепенно меняться и преобразовываться в соответствии с социально-экономическими и культурными изме­нениями, влияющими на социальные шаблоны поведения.

Например , традиция существования патриархальной семьи постепенно меня­ется во многих странах мира. Состав современной семьи, прожи­вающей под одной крышей, все чаще включает в себя лишь два поколения: родители - дети.

Обычаи и традиции охватывают массовые формы поведения и играют огромную роль в общества. Психологический смысл обычая или традиции солидарность людей . Солидарность объединяет людей одного общества, де­лает более сплоченными и, следовательно, более сильными. Нака­зание (негативные санкции), следующее за нарушением традиции, лишь способствует поддержанию единства группы. Невозможно понять сущность традиции вне культуры народа. Многие обычаи устраняются с изменением жизни в обществе.

Ø Мораль – особые обычаи, имеющие нравственное значение и связанные с пониманием добра и зла в данной социальной группе или обществе .

Мораль определяет то, что люди себе традиционно разрешают или запрещают в связи с их представлениями по поводу плохого и хорошего. Несмотря на разнообразие таких представлений, моральные нормы весьма схожи в большинстве человеческих культур вне зависимости от того, в каких формах они воплощаются.

Ø Совесть особое, уни­кальное качество человека, определяющее его сущность .

По В.Далю, совесть - это нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; не­вольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда в раз­личной степени развития (Толковый словарь живого великорус­ского языка. - СПб., 1997. - Т. 4).

В философии и психоло­гии совесть трактуется как способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и про изводить оценку совершаемых поступков(Философский эн­циклопедический словарь. - М., 1983; Психология: Словарь. - М., 1990).

Совесть несет в себе внутренние осо­бые контролирующие функции, она является абсолютным гаран­том реализации моральных принципов. В то же время нельзя не заметить, что, к сожалению, в современной жиз­ни не всегда способствуют развитию этого уни­кального человеческого свойства.

Ø Нравы – обозначение обычаев, имеющих нравственное зна­чение и характеризующих все те формы поведения людей в том или ином социальном слое, которые могут быть подвергнуты нравственной оценке.

В отличие от морали нравы связаны с опре­деленными социальными группами. То есть об­щепринятая мораль в обществе может быть одна, а нравы разные.

Например , нравы элиты и нравы рабочей части общества имеют существенные различия.

На индивидуальном уровне нравы проявляются в манерах человека, особенностях его поведения.

Ø Манеры совокупность привычек поведения именно данного человека или определенной социальной группы .

Это внешние формы поведения, способы делать что-либо, харак­теризующие определенный социальный тип. По манерам мы мо­жем определить, к какой социальной группе относится человек, какова его профессия или основной вид деятельности.

Ø Привычка – неосознаваемое действие, которое столько раз по­вторялось в жизни человека, что приобрело автоматизированный характер .

Привычки складываются под влиянием бли­жайшего окружения и прежде всего семейного воспитания. Осо­бое внимание следует обратить на то, что привычки приобретают характер потребности , если они сформированы и закреплены .

На первом этапе формирования привычки, в силу ее новизны, индивид испытывает определенные трудности усвое­ния. Но когда действие совершенно усвоено, оно становится не­обходимым. Мы не обращаем внимания на наши привычки, по­тому что это как бы часть нас самих, это нечто естественное и не­обходимое. Привычки других людей, не похожие на наши, могут стать весьма раздражающим фактором.

Например , молодожены могут испытывать некоторые бытовые трудности из-за разности привычек. А в семьях, которые существуют достаточно долго и благополучно, можно наблюдать единство привычек или, согласие по поводу их проявлений.

Известная пословица гласит:

«Посеешь поступок - пожнешь привычку,

Термин" социальный контроль "был введен в научный оборот французским социологом и социальным психологом. Габриэлем. Тардом. Он рассматривал его как важное средство исправления криминального поведения. Впоследствии. Тард расширил соображений ния этого термина и рассматривал социальный контроль как один из главных факторов социализацилізації.

Социальный контроль является особым механизмом социального регулирования поведения и поддержания общественного порядка

Неформальный и формальный контроль

Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении действий человека со стороны ее родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через обычаи и традиции, или че. Ерез средства массовой информации.

В традиционном обществе существовало очень мало устоявшихся норм. Большинство аспектов жизни членов традиционных сельских сообществ контролировались неформально. Строгое соблюдение ритуалов и церемоний, связанных их с традиционными праздниками и обрядами, воспитывали уважение к социальным нормам, понимание их необходимоститі.

Неформальный контроль ограничен небольшой группой, в большой группе он неэффективен. Агентами неформального контроля есть родственники, друзья, соседи, знакомые

Формальный контроль основан на одобрении или осуждении действий человека со стороны официальных органов власти и администрации. В сложном современном обществе, которое насчитывает много тысяч или даже миллионов лю иудей, поддерживать порядок средствами неформального контроля - невозможно. В современном обществе контроль за порядком осуществляют специальные социальные институты, такие как суды, образовательные учреждения, армия, цер кВА, средства массовой информации, предприятия и др.. Соответственно, агентами формального контроля выступают работники этих установокнов.

Если индивид выходит за пределы общественных норм, а его поведение не соответствует социальным ожиданиям, он непременно сталкивается с санкциями, то есть с эмоциональной реакцией людей на нормативно урегулированную поведение.

. Санкции - это наказания и вознаграждения, которые применяются общественной группой к индивиду

Поскольку социальный контроль бывает формальным или неформальным, то выделяют четыре главных типа санкций: формальные позитивные, формальные негативные, неформальные положительные и неформальные негативные

. Формальные позитивные санкции - это публичное одобрение со стороны официальных организаций: грамоты, премии, титулы и звания, государственные награды и высокие должности. Они тесно связаны с наличием предписаний, которые определяют, как должен себя по оводиты индивид и которые предусмотрены награды за соблюдение им нормативных предписаниив.

. Формальные негативные санкции - это наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными постановлениями, административными инструкциями и распоряжениями: лишение гражданских прав, заключения, арест, увольнение с работы, штраф ф, служебное взыскание, выговор, смертная казнь и др.. Они связаны с наличием предписаний, регулирующих поведение индивида и указывают какая кара предназначена за несоблюдение этих норм.

. Неформальные позитивные санкции - это публичное одобрение со стороны неофициальных лиц и организаций: публичная похвала, комплимент, молчаливое одобрение, аплодисменты, слава, улыбка и т.д.

. Неформальные негативные санкции - это наказание, непредвиденные официальными инстанциями, такие как замечание, высмеивание, злую шутку, презрение, недоброжелательный отзыв, клевета и т.д.

Типология санкций зависит от выбранной нами система образовательной признаки

Учитывая способ применения санкций выделяют актуальные и перспективные санкции

. Актуальные санкции - это те, которые фактически применяются в определенной общности. Каждый может быть уверен, что если он выйдет за пределы существующих общественных норм, то будет наказан или награжден, согласно имеющимся предписаний

Перспективные санкции связаны с обещаниями применения к индивиду наказания или награды в случае выхода за пределы нормативных предписаний. Очень часто сама только угроза казнью (обещание награды) является дост татньою для того, чтобы удержать индивида в нормативных рамках.

Еще один критерий деления санкций, связано со временем их применения

Репрессивные санкции применяются после выполнения индивидом определенного действия. Размер наказания или вознаграждения определяется общественным убеждениям относительно вредности или полезности его действия

Превентивные санкции применяются еще перед совершением индивидом определенного действия. Превентивные санкции применяются с целью склонения индивида к такому типу поведения, который является нужен обществу

Сегодня в большинстве цивилизованных стран преобладает убеждение о"кризисе наказания", кризис государственного и полицейского контроля. Все больше ширится движение за отмену не только смертной казни, но и ю юремного заключения и при переходе к альтернативным мерам наказания и восстановления прав пострадавших потерпілих.

прогрессивными и перспективной в мировой криминологии и социологии девиаций считается идея превентивности

Теоретически о возможности предупреждения преступности известно давно. Шарль. Монтескье в своей работе"Дух законов"отмечал, что"хороший законодатель не так беспокоится о наказании за преступление, как о. Предупр ния преступления он постарается не столько наказывать, сколько улучшать мораль"Превентивные санкции улучшают социальные условия, создают более благоприятную атмосферу и уменьшают антигуманные действия. Они с пригоден защитить конкретного человека, потенциальную жертву от возможных посягательству від можливих посягань.

Однако существует и другая точка зрения. Соглашаясь с тем, что предупреждение преступности (а также других форм девиантного поведения) является демократическим, либеральным и прогрессивным, чем репрессии, некоторые социологи оги (Т. Матиссен,. Б. Андерсен и др.) ставят под сомнение реалистичность и эффективность превентивных мер их аргументы таковытакі:

Поскольку девиантность является определенным условным конструктом, продуктом общественных договоренностей (почему, например, в одном обществе алкоголь разрешен, а в другом - его употребление считается девиацией?),. То в решает что является правонарушением - законодатель. Не превратится профилактика способом укрепления положения чиновников?

превентивность предполагает воздействие на причины девиантного поведения. А кто с уверенностью может сказать, что он знает эти причины? а основу и применять на практикеі?

превентивность это всегда вмешательство в личную жизнь человека. Поэтому существует опасность нарушения прав человека через внедрение превентивных мер (например, нарушение прав гомосексуалистов в. СССР)

Жесткость санкций зависит от:

Меры формализованности роли. Военные, милиционеры, медики - контролируются весьма жестко, как формально, так и со стороны общественности, а, скажем, дружба - реализуется через неформализованные социальные ро. Оле, поэтому санкции здесь достаточно условнои.

престижность статуса: роли, связанные с престижными статусами, подвергаются суровому внешнему контролю и самоконтроля

Сплоченности группы, в рамках которой происходит ролевое поведение, а следовательно, и силы группового контроля

Контрольные вопросы и задания

1. Какую поведение называют девиантным?

2. В чем заключается относительность девиации?

3. Какое поведение называют делинквентным?

4. Какие причины девиантного и делинквентного поведения?

5. Чем отличается делинквентное и девиантное поведение?

6. Назовите функции общественных девиаций

7. Охарактеризуйте биологические и психологические теории девиантного поведения и преступности

8. Охарактеризуйте социологические теории девиантного поведения и преступности

9. Какие функции выполняет система социального контроля?

10. Что такое"санкции"?

11. Что разница существует между формальными и неформальными санкциями?

12 названий различия между репрессивными и превентивными санкциями

13. Докажите на примерах от чего зависит ужесточение санкций

14. Что разница между способами неформального и формального контроля?

15. Название агентов неформального и формального контроля


СОЦИОЛОГИЯ: ИСТОРИЯ, ОСНОВЫ, ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ в РОССИИ

Глава 4
ВИДЫ И ФОРМЫ СВЯЗЕЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

4.2. Социальный контроль

Социальный контроль, что же он из себя представляет? Как относится социальный контроль к социальной связи? Для того чтобы это понять, зададим себе ряд вопросов. Почему при встрече знакомые кланяются и улыбаются друг другу, к праздникам посылают поздравительные открытки? Почему родители отправляют своих детей, достигнувших определенного возраста, в школу, а люди не ходят на работу босиком? Ряд подобных вопросов можно продолжать и дальше. Все их можно сформулировать следующим образом. Почему ежедневно люди одинаково выполняют свои функции, а некоторые функции даже переходят из поколения в поколение?

Благодаря данной повторяемости осуществляется непрерывность и стабильность развития общественной жизни. Она дает возможность заранее предвидеть реакции людей на ваше поведение, этим способствует взаимному приспособлению людей друг к другу, так как каждый уже знает, что он может ожидать от другого. Например, водитель, сидящий за рулем машины, знает, что встречные машины будут держаться правой стороны, а если кто-нибудь выедет ему навстречу и врежется в его машину, то за это можно требовать его наказания.

Каждая группа вырабатывает ряд способов убеждений, предписаний и запрещений, систему принуждения и давления (вплоть до физического), систему выражения, которые позволяют привести поведение индивидов и групп в соответствие с принятыми образцами деятельности. Эта система и называется системой социального контроля. Коротко это можно сформулировать так: социальный контроль - это механизм саморегуляции в социальных системах, который осуществляется благодаря нормативному (правовому, моральному и т.д.) регулированию поведения индивидов.

В связи с этим социальный контроль выполняет и соответствующие функции, с помощью его создаются необходимые условия для устойчивости социальной системы, он способствует сохранению социальной стабильности, а также, одновременно с этим, позитивным изменениям в социальной системе. Поэтому от социального контроля требуются большая гибкость и способность верно оценивать различные отклонения от социальных норм деятельности, имеющие место в обществе, чтобы наказывать соответствующим образом отклонения, приносящие вред обществу, а необходимые для его дальнейшего развития - поощрять.

Реализация социального контроля начинается в процессе социализации, в это время индивид начинает усваивать социальные нормы и ценности, соответствующие уровню развития общества, у него формируется самоконтроль, и он принимает различные социальные роли, которые накладывают на него необходимость выполнения ролевых требований и ожиданий.

Основные элементы системы социального контроля: привычка, обычай и система санкций.

Привычка - это устойчивый способ поведения в определенных ситуациях, в некоторых случаях принимающий для индивида характер потребности, который не встречает отрицательной реакции со стороны группы.

У каждого индивида могут быть свои привычки, например, рано вставать, делать утром зарядку, носить определенный фасон одежды и т.п. Существуют привычки, которые общеприняты для всей группы. Привычки могут складываться стихийно, быть продуктом целенаправленного воспитания. Со временем многие привычки перерастают в устойчивые черты характера индивида и выполняются автоматически. Также привычки появляются в результате приобретения навыков и устанавливаются традициями. Некоторые привычки есть не что иное, как пережитки старых обрядов и торжеств.

Обычно нарушение привычек не приводит к негативным санкциям. Если же поведение индивида соответствует принятым в группе привычкам, то оно встречает признание.

Обычай - стереотипная форма социальной регуляции поведения, воспринятая из прошлого, которая отвечает определенным моральным оценкам группы и нарушение которой ведет к негативным санкциям. Обычай непосредственно связан с определенным принуждением для признания ценностей или принуждением в определенной ситуации.

Часто понятие “обычай” употребляют как синоним понятий “традиция” и “ритуал”. Под обычаем подразумевается неуклонное следование пришедшим из прошлого предписаниям, и обычай, в отличие от традиций, функционирует не во всех областях социальной жизни. Отличие обычая от ритуала заключается не только в том, что он символизирует определенные социальные отношения, но и выступает в качестве средства, применяемого для практического преобразования и использования различных объектов.

Например, обычай требует уважать почтенных людей, уступать место старым и беспомощным людям, относиться к людям, занимающим высокую должность в группе, согласно этикету и т.д. Таким образом, обычай - это система признанных группой ценностей, определенные ситуации, в которых эти ценности могут иметь место, и эталоны поведения, соответствующие этим ценностям. Неуважение обычаев, их невыполнение подрывают внутреннюю сплоченность группы, так как данные ценности имеют для группы определенную важность. Группа, используя принуждение, побуждает отдельных своих членов в определенных ситуациях соблюдать соответствующие ее ценностям эталоны поведения.

В докапиталистическом обществе обычай являлся основным социальным регулятором общественной жизни. Но обычай выполняет не только функции социального контроля, поддерживает и укрепляет внутригрупповую сплоченность, он помогает передавать социальный и

культурный опыт человечества от поколения к поколению, Т.е. выступает как средство социализации молодого поколения.

К обычаям относятся и религиозные обряды, и гражданские праздники, и производственные навыки и т.д. В настоящее время роль основного социального регулятора в современных обществах выполняют уже не обычаи, а социальные институты. Обычаи в “чистом” виде сохранились еще в сфере быта, морали, гражданской обрядности и в условных правилах различного рода - конвенциях (например, правила дорожного движения). В зависимости от системы общественных отношений, в которой они находятся, обычаи делятся на прогрессивные и реакционные, устаревшие. С устаревшими обычаями в развитых странах ведется борьба, утверждаются новые прогрессивные гражданские обряды и обычаи.

Социальные санкции. Санкции - это оперативные меры и средства, выработанные группой, необходимые для управления поведением ее членов, цель которых - обеспечить внутреннее единство и непрерывность общественной жизни, стимулируя для этого желательное поведение и наказывая нежелательное поведение членов группы.

Санкции могут быть негативными (наказание за нежелательные действия) и позитивными (поощрение за желательные, одобряемые обществом действия). Социальные санкции выступают важным элементом социального регулирования. Их смысл заключается в том, что они выступают в качестве внешнего стимула, побуждающего индивида к определенному поведению или определенному отношению к совершаемому действию.

Санкции бывают формальными и неформальными. Формальные санкции - это реакция формальных институтов на какое-то поведение или действие в соответствии с заранее оформленной (в законе, уставе, положении) процедурой.

Неформальные (диффузные) санкции - это уже спонтанная, эмоционально окрашенная реакция неформальных институтов, общественного мнения, группы друзей, сослуживцев, соседей, Т.е. непосредственного окружения на отклоняющееся от социальных ожиданий поведение.

Так как индивид в одно и то же время является членом разных групп и институтов, то одни и те же санкции могут подкреплять или ослаблять действие других.

По способу внутреннего давления выделяют следующие санкции:

- правовые санкции - это система наказаний и поощрений, разработанных и предусмотренных законом;

- этические санкции - это система порицаний, выговоров и побуждений, опирающихся на моральные принципы;

- сатирические санкции - это система всевозможных насмешек, издевок, применяемых по отношению к тем, кто ведет себя не так, как принято;

- религиозные санкции - это наказания или награды, установленные системой догматов и верований определенной религией, в зависимости от того, нарушает или соответствует поведение индивида предписаниям и запрещениям данной религии [см.: 312. С.115].

Моральные санкции реализуются непосредственно самой социальной группой через разные формы поведения и отношения к индивиду, а юридические, политические, экономические санкции - через деятельность различных социальных институтов, даже специально созданных для этой цели (судебно-следственные и др.).

В цивилизованных обществах наиболее часто встречаются следующие виды санкций:

Негативные неформальные санкции - это может быть выражение неудовольствия, огорчения на лице, прекращение дружеских отношений, отказ подать руку, различные сплетни и т.п. Перечисленные санкции имеют значение, так как после них уже следуют важные общественные последствия (лишение уважения, определенных выгод и т.д.).

Негативные формальные санкции - это всевозможные наказания, которые предусмотрены законом (штрафы, аресты, заключения, конфискация имущества, смертный приговор и т.п.). Эти наказания выступают в качестве угрозы, устрашения и, одновременно с этим, предупреждают, что ожидает индивида за совершение антиобщественных поступков.

Неформальные позитивные санкции - это реакция непосредственного окружения на позитивное поведение; которое соответствует эталонам поведения и системам ценностей группы, выражаемое в виде поощрения и признания (выражение почтения, похвалы и лестные отзывы

в устной беседе и в печати, доброжелательные сплетни и т.п.).

Формальные позитивные санкции - это реакция формальных институтов, осуществляемая специально выбранными для этого людьми, на позитивное поведение (публичное одобрение со стороны властей, награждение орденами и медалями, денежная награда, воздвижение памятников и т.п.).

В XX в. возрос интерес исследователей к изучению ненамеренных или скрытых (латентных) последствий применения социальных санкций. Это связано с тем, что ужесточение наказания может привести к противоположным результатам, так, например, боязнь риска может привести к снижению активности индивида и распространению конформизма, а страх быть наказанным за сравнительно мелкий проступок может подтолкнуть человека совершить более серьезное преступление, надеясь избежать разоблачения. Эффективность тех или иных социальных санкций должна определяться конкретно-исторически, в связи с определенным общественно-экономическим строем, местом, временем и ситуацией. Изучение социальных санкций необходимо для выявления последствий и для применения как для общества, так и для личности.

Каждая группа вырабатывает определенную систему надзора.

Надзор - это система формальных и неформальных способов обнаружения нежелательных поступков и поведения. Также надзор - это одна из форм деятельности различных государственных органов по обеспечению законности.

Например, в нашей стране в настоящее время выделяют прокурорский надзор и судебный надзор. Под прокурорским надзором подразумевается надзор прокуратуры за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и другими общественными организациями, должностными лицами и гражданами. А судебный надзор - это процессуальная деятельность судов по проверке обоснованности и законности вынесенных приговоров, решений, определений и постановлений судов.

В 1882 г. в России был законодательно учрежден полицейский надзор. Это была административная мера, используемая в борьбе с освободительным движением с начала XIX в. Полицейский надзор мог быть гласным и негласным, временным и пожизненным. Например, поднадзорный не имел права менять место жительства, состоять на государственной и общественной службе и т.д.

Но надзор это не только система институтов милиции, следственных органов и т.п., к нему относится также и повседневное наблюдение за поступками индивида со стороны окружающей его социальной среды. Таким образом, неформальная система надзора - это постоянная оценка поведения, осуществляемая одними членами группы за другими, причем взаимная оценка, с которой индивид должен считаться в своем поведении. Неформальный надзор играет большую роль в регулировании повседневного поведения в ежедневных контактах, в выполнении профессиональной работы и т.п.

Система контроля, основанная на системе различных институтов, способствует тому, чтобы социальные контакты, взаимодействия и отношения совершались в установленных группой рамках. Данные рамки не всегда слишком жестки и допускают индивидуальную “интерпретацию”.


Социальные санкции – это средство поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. Социальные санкции – охранники норм.

Типы санкций:

1) Формальные позитивные санкции – это одобрение со стороны официальных органов:

Награда;

Стипендия;

Памятник.

2) Неформальные позитивные санкции – это одобрение со стороны общества:

Похвала;

Аплодисменты;

Комплимент;

3) Формальные негативные – это наказание со стороны официальных органов:

Увольнение;

Выговор;

Смертная казнь.

4) Неформальные негативные санкции – наказания со стороны общества:

Замечание;

Насмешка;

Выделяют две разновидности социального контроля:

1. внешний социальный контроль – его осуществляют органы власти, общество, близкие люди.

2. внутренний социальный контроль – его осуществляет сам человек. Поведение человека на 70% зависит от самоконтроля.

Выполнение социальных норм называется конформизм – это цель социального контроля

3. Социальные отклонения: девиантное и делинквентное поведение.

Поведение людей, не выполняющих социальные нормы, называется девиантным. Эти действия не соответствуют сложившимся в данном обществе нормам и социальным стереотипам.

Позитивная девиация – это такое отклоняющееся поведение, которое не вызывает неодобрения со стороны общества. Это могут быть героические поступки, самопожертвование, сверхпреданность, чрезмерное усердие, обостренное чувство жалости и сочувствия, сверхтрудолюбие и т.д. Негативная девиация – отклонения, которые у большинства людей вызывают реакцию неодобрения и осуждения. Сюда можно отнести терроризм, вандализм, воровство, предательство, жестокое обращение с животными и т.д.

Делинквентное поведение – это серьезные нарушения закона, за которые может последовать уголовная ответственность.

Существует несколько основных форм девиации.

1. Пьянство – неумеренное потребление спиртных напитков. Алкоголизм – болезненное влечение к алкоголю. Этот вид девиации несет огромный вред всем людям. От этого страдает и экономика и благосостояние общества. Например, в США алкоголизмом болеют около14 миллионов жителей, а ежегодные потери от него доходят до 100 миллиардов долларов. Наша страна также является мировым лидером по употреблению алкоголя. В России производится 25 литров алкоголя в год на душу населения. Причем, большая часть алкоголя – крепкие спиртные напитки. В последнее время появилась проблема и «пивного» алкоголизма, которым страдает в основном молодые люди. По разным причинам, связанным с алкоголем, ежегодно гибнет около 500 тысяч россиян.

2. Наркомания – болезненное влечение к наркотикам. Сопутствующие последствия наркомании – преступления, физическое и психическое истощение, деградация личности. По данным ООН, каждый 25-й житель Земли – наркоман, т.е. наркоманов в мире более 200 миллионов. В России наркоманов по официальным подсчетам – 3 миллиона, по неофициальным – 5 миллионов. Существуют сторонники легализации «мягких» наркотиков (типа марихуаны). Они приводят пример Нидерландов, где употребление этих наркотиков разрешено. Но опыт этих стран показал, что количество наркоманов не уменьшается, а только увеличивается.

3. Проституция – внебрачные половые отношения за плату. Существуют страны, где проституция легализована. Сторонники легализации считают, что перевод на законное положение позволить лучше контролировать «процесс», оздоровить обстановку, снизит число заболеваний, избавит эту сферу от сутенеров и бандитов, кроме того, госбюджет получит дополнительные налоги с данного вида деятельности. Противники легализации указывают на унизительность, антигуманность и безнравственность торговли телом. Безнравственность легализовать нельзя. Общество не может жить по принципу «все дозволено», без определенных нравственных тормозов. Кроме того сохраниться подпольная проституция со всеми криминальными, моральными и медицинскими проблемами.

4. Гомосексуализм – это сексуальные влечения к лицам своего же пола. Гомосексуализм бывает в виде: а) мужеложества – половые отношения между мужчиной и мужчиной, б) лесбиянства – сексуальные влечения женщины к женщине, в) бисексуализм – сексуальное влечение к особям своего и противоположного пола. Нормальное половое влечение женщины к мужчине и наоборот называется – гетеросексуализм. В некоторых странах уже разрешаются браки между Геями и лесбиянками. Таким семьям разрешается усыновлять детей. В нашей стране в основном население неоднозначно относится к таким отношениям.

5. Аномия – состояние общества, при котором значительная часть людей пренебрегает социальными нормами. Так бывает в смутные, переходные, кризисные времена гражданских войн, революционных переворотов, глубоких реформ, когда рушатся прежние цели и ценности, падает вера в привычные моральные и правовые нормы. Примерами может быть Франция периода Великой революции 1789 года, Россия в 1917 году и начале 90-х годов 20 века.

Агенты и институты социализации выполняют не одну, а две функции:

- обучают ребенка культурным нормам;

- контролируют , насколько прочно, глубоко и правильно усвоены социальные нормы и роли.

Социальный контроль - это механизм поддержания социального порядка, основанная на системе предписаний, запретов, убеждений, мер принуждения, которая обеспечивает соответствие действий
индивида принятым образцам и упорядочивает взаимодействие между индивидами.

Социальный контроль включает в себя два главных элемента - нормы и санкции.

Нормы - предписания по поводу того, как надо правильно вести себя в обществе.

Санкции - средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

Социальный контроль осуществляется в следующих формах:

1) принуждение;

2) влияние общественного мнения;

3) регламентация в социальных институтах;

4) групповое давление.

Даже простейшие нормы олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом. Различие между нормами и ценностями выражается так: нормы - это правила поведения, а ценности - абстрактные понятия о том, что такое добро и зло, правильное и неправильное, должное и недолжное.

Санкциями называются не только наказания, но также поощрения, способствующие соблюдению социальных норм. Социальные санкции - разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, т. е. за конформизм, за согласие с ними, и наказание
за отклонение от них, т. е. за девиантность.

Конформизм представляет собой внешнее согласие с общепринятым, при том, что внутренне индивид может сохранять в себе несогласие, но никому не говорить об этом.

Конформизм - цель социального контроля. Однако целью социализации он быть не может, ибо она должна завершиться внутренним согласием с общепринятым.

Существует четыре вида санкций: позитивные и негативные , формальные и неформальные .

Формальные позитивные санкции - публичное одобрение со стороны правительственных организаций (правительства, учреждений, творческого союза): правительственные награды, государственные премии
и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям
и почетным функциям (например, избрание председателем правления).

Неформальные позитивные санкции - публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных
качеств, улыбка.

Формальные негативные санкции - наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви.



Неформальные негативные санкции - наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слухов, клевета, недоброжелательный отзыв, сочинение памфлета или фельетона, разоблачительная статья.

Усвоение социальных норм - основа социализации. Социальное
поведение, не соответствующее норме, рассматриваемое большинством членов общества как предосудительное или недопустимое, называется девиантным (отклоняющимся)поведением,а серьезное нарушение закона, ведущее за собой уголовное наказание называется делинквентным (асоциальным) поведением.

Известный социальный антрополог Р. Линтон, который много работал в микросоциологии и является одним из основателей теорий ролей, ввел понятие модальной и нормативной личности.

Нормативная личность - это как бы идеал личности данной культуры.

Модальная личность - более распространенный вид отклоняющихся от идеала вариантов личности. Чем не стабильнее общество, тем больше людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. И наоборот, в стабильных обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах на поведение все меньше и меньше отрывается от «идеального» стереотипа.

Характерная черта девиантного поведения - культурный релятивизм (относительность ). В первобытный период, а у некоторых примитивных племен еще и сегодня, каннибализм, геронтоцид (убийство стариков), кровосмешение и инфантицид (убийство детей) считались нормальными явлениями, вызванными экономическими причинами (дефицит продуктов питания) либо социальным устройством (разрешение брака между родственниками). Культурный релятивизм может быть сравнительной характеристикой не только двух разных обществ и эпох, но и также двух или нескольких больших социальных групп внутри одного общества. В таком случае надо говорить не о культуре, а о субкультуре . Пример таких групп - политические партии, правительство, социальный класс или слой, верующие, молодежь, женщины, пенсионеры, национальные меньшинства. Так, непосещение церковной службы - девиация с позиции верующего человека, но норма с позиции неверующего. Этикет дворянского сословия требовал обращения по имени-отчеству, а уменьшительное имя (Колька или Никитка) - норма общения в низших слоях - считалась у дворян девиацией.

Таким образом, можно сделать вывод: девиация относительна: а) исторической эпохе; б) культуре общества.

Социологи установили тенденцию: человек тем больше усваивает образцы девиантного поведения, чем чаще с ними сталкивается и чем моложе его возраст. Нарушения социальных норм молодежью могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и несознательными. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, попадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению .

Алкоголизм - типичный вид девиантного поведения. Алкоголик - не только больной человек, но и девиант, он не способен нормально
выполнять социальные роли.

Наркоман - преступник, так как употребление наркотиков квалифицируется законом как преступное деяние.

Самоубийство , т. е. свободное и намеренное прекращение своей жизни - девиация. Но убийство другого человека - преступление. Вывод: девиантность и делинквентность - две формы отклонения от нормального поведения. Первая форма - относительна и малозначительна, вторая - абсолютная и значительная.

Социальные следствия девиантного поведения на первый взгляд должны казаться абсолютно негативными. И действительно, хотя общество способно ассимилировать немалое число отклонений от нормы без серьезных последствий для функционирования своего социального организма, все же постоянные и широко распространенные девиации могут нарушать или даже подорвать организованную социальную жизнь. Если значительное число индивидов одновременно не смогут соответствовать социальным ожиданиям, пострадать может вся система общества, все его институты. К примеру, в современном российском обществе все больше родителей, отказывающихся от воспитания своих детей, и, соответственно, все больше детей остаются без родительской опеки. Прямая связь этого явления с социальной дестабилизацией и ростом преступности очевидна. Девиантное поведение масс военнослужащих в воинских частях проявляется в дедовщине и дезертирстве, и это означает серьезную угрозу стабильности в армии. Наконец, девиантное поведение какой-то части членов общества деморализует остальных и дискредитирует в их глазах существующую систему ценностей. Так, ненаказуемая в массовых масштабах коррупция чиновников, милицейский произвол и другие негативные явления жизни общества лишают людей надежды на то, что честный труд и «игра по правилам» будут социально вознаграждены, и подталкивают их тоже к девиациям.

Таким образом, девиации заразительны. И общество, относясь к ним внимательно, имеет возможность извлечь из существования девиаций какой-то позитивный опыт.

Во-первых, выявление девиаций и публичное объявление их таковыми способствует укреплению социальной конформности - готовности подчиняться нормам - большинства остального населения. Социолог Э. Сагарин отмечает: «Один из наиболее эффективных методов, обеспечивающий следование большинства людей нормам, состоит в том, чтобы объявить некоторых нарушителями нормы. Это позволяет держать остальных в подчинении и одновременно в страхе оказаться на месте нарушителей… Высказывая враждебное отношение к недостаточно хорошим и правильным людям, большинство или господствующая группа может укрепить представления о том, что хорошо и правильно, и тем самым создать общество индивидов, более лояльное по отношению к принятой идеологии и нормам поведения».

Во-вторых, осуждение девиации позволяет обществу контрастнее увидеть, что оно принимает в качестве нормы. Кроме того, согласно
К. Эриксону, санкции, подавляющие девиантное поведение, показывают людям, что оно и впредь будет наказуемо. Когда-то виновных в преступлениях подвергали публичному наказанию. В наши дни тот же результат достигается с помощью средств массовой информации, широко освещающих судебные процессы и приговоры.

В-третьих, подвергая коллективному осуждению нарушителей норм, группа укрепляет собственную сплоченность и единство. Облегчается групповая идентификация. Так, поиски «врага народа» служили хорошим средством сплотить общество вокруг правящей группировки, которая якобы «может всех защитить».

В четвертых, возникновение и тем более широкое распространение
в обществе девиаций свидетельствует о том, что социальная система функционирует неправильно. Рост преступности свидетельствует о том, что в обществе много неудовлетворенных людей, низкий уровень жизни большинства населения, слишком неравномерно происходит распространение материальных благ. Наличие большого числа девиаций говорит о назревшей необходимости социальных изменений.


Социология / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, Н. Г. Нечипуренко [и др.]. М., 2000. С. 169.

Похожие публикации