Экономический кризис в россии. Экономический кризис в россии Причины кризиса 90 х

Политический и экономический кризис в СССР в конце 80-х - начале 90-х годов достиг своего апогея. Непоследовательные и половинчатые хозяйственные реформы конца 80-х годов, попытки соединить планово-административную, экстенсивную советскую экономику и рыночный механизм были обречены на провал и привели к углублению кризиса. Жизнь требовала радикальных мер, но руководство СССР так и не решилось перейти к изменению экономической основы советского государства из-за осложнения политической ситуации в стране и опасаясь социального взрыва.

Политические реформы в СССР в конце 80-х - начале 90-х гг., провозглашение курса на создание социалистического правового государства, создание советского парламентаризма, созыв нового высшего органа власти – съезда народных депутатов, введение института Президента СССР, формирование многопартийности – привели к демократизации общества и сделали неизбежным обострение, казалось, давно «решенного» национального вопроса. Форсированная интернационализация без учета национальных интересов привела к серьезным просчетам в национальной политике.

Напряженность, годами накопившаяся в национальных отношениях, нежелание системы менять национальную политику при начавшемся реформировании общества в середине 80-х годов привели к открытому столкновению административно-командной системы с обществом. Известно, что политическая жизнь Казахстана в советское время определялась теми установками, которые диктовались из центра. Стремление «Москвы» проводить в республиках единую и предсказуемую политику в своих интересах, формировать верхние эшелоны власти на местах исключительно из центра уже не принимались безоговорочно на местах.



Тоталитарная власть впервые натолкнулась на открытый протест, когда в декабре 1986 г. сменила первого руководителя Казахстана. Мирный митинг казахской молодежи 17-18 декабря 1986 г., которая выражала свое несогласие с подобным игнорированием интересов республики и политикой центра в отношении национальных кадров, закончился трагическими последствиями. В основе декабрьских событий 1986 г. в Алма-Ате лежит комплекс исторических, социально-экономических и политических факторов.

Определяющим направлением развития общественно-политической жизни в Казахстане в конце 80-х гг. была ее демократизация, лейтмотивом духовной и культурной жизни республики стала гласность. Именно гласность, превратившаяся из политического лозунга в мощное средство реформирования общества, во многом определила необратимый характер перемен. Активизация процессов национального возрождения привела к развитию неформальных общественно-политических организаций («Адилет», «Азат», «Единство», «Желтоқсан» и др.), и формированию политических партий: Социал-демократической, «Алаш», Народный конгресс Казахстана, деятельность которых концентрировалась вокруг идеи национального развития Казахстана.

Начало 90-х годов в СССР прошли под знаком доминирования национальной парадигмы – кризис административно-командной системы, недовольство национальной политикой центра на первый план выдвигает проблему национальной независимости и государственного суверенитета республик. Этот процесс сопровождался усилением межнациональных противоречий, приведших к открытым конфликтам. Образованный в 1922 году СССР, задуманный как федеративное государство, на деле превратился в унитарное, где союзные республики имсли ограниченные права и не имели реального суверенитета и где игнорировалось право республик на национальную государственность и суверенитет.

18 мая 1989 г. Литва первой из советских республик приняла Декларацию о суверенитете. К лету 1991 г. большинство союзных республик СССР приняло законы о суверенитете, что заставило союзное руководство ускорить разработку нового Союзного договора. Подписание нового Союзного договора означало не только сохранение единого государства, но и переход к его реальному федеративному устройству.

Прежде всего нужно обратить внимание на политическую обстановку в СССР в конце 80-х - начале 90-х годов, подчеркнуть нарастание центробежных сил. В этот период союзные республики стали объявлять о своем суверенитете. В 1990 и 1991 гг. в числе главных проблем стала проблема подписания нового Союзного договора. 17 марта 1991 г. прошел референдум по вопросу: быть или не быть СССР и каким ему быть. Большинство проголосовало за сохранение СССР. Не участвовали в голосовании прибалтийские республики, Молдова, Грузия и Армения.

Этот процесс сопровождался усилением межнациональных противоречий, приведших к открытым конфликтам (погромы армянского населения в Сумгаите в 1989 и Баку в 1990 гг., Нагорном Карабахе, столкновения между киргизами и узбеками в Ошской области, вооруженные конфликты между Грузией и Южной Осетией в 1991г.) В результате межнациональных конфликтов в 1991 г. в СССР насчитывалось свыше 1 миллиона беженцев различных национальностей.

Зрели опасения неуправляемого распада СССР. Весной и летом 1991 г. в подмосковной резиденции Президента СССР Ново-Огареве проходили совещания глав республик. В результате долгих и трудных переговоров было достигнуто соглашение «9 ч-1», т.е. 9 республик и центра (за исключением прибалтийских республик, Грузии, Армении и Молдовы), которые решили подписать новый Союзный договор. Его подписание было намечено на 20 августа.

Путч так называемого ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положюению). 19-21 августа ускорил распад СССР. ГКЧП) – самопровозглашённый орган власти в СССР, существовавший с 18 по 21 августа 1991 года. Был образован из первых государственных и должностных лиц Советского правительства, которые выступили против проводимых Президентом СССР М.С.Горбачевым реформ «перестройки» и создания вместо Советского Союза конфедеративного Союза Суверенных Государств, куда планировалось вхождение только 9 из 15 союзных республик. Действия ГКЧП привели к событиям, ставшими известными как «Августовский путч».

С 22 по 29 августа 1991 года бывшие члены распущенного ГКЧП и лица, активно содействовавшие им, были арестованы, но c июня 1992 года по январь 1993 года все они были отпущены под подписку о невыезде. В апреле 1993 началось судебное разбирательство. 23 февраля 1994 года подсудимые по делу ГКЧП были амнистированы Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, несмотря на возражение Б.Н.Ельцина. Один из подсудимых, Валентин Иванович Варенников (Герой Советского Союза, генерал армии, депутат Государственной думы), отказался принять амнистию и над ним продолжился суд, который он, в конечном итоге, выиграл.

После путча события развивались ускоренным темпом. 23 августа 1991 г. Н.А.Назарбаев заявил о своем выходе из состава Политбюро ЦК КПСС, сложил с себя обязанности Первого секретаря ЦК КП Казахстана.

В рядах Компартии Казахстана на конец 1990 г. числились 800 тыс. коммунистов. Продолжали работать областные, городские и районные комитеты. Но в средствах массовой информации усилилась критика КПСС. Авторитет партии падал. Неудавшаяся попытка государственного переворота, руководимая высшими чиновниками КПСС, привела к ее развалу.

28 августа 1991 г. Пленум ЦК КП Казахстана констатировал: «КПСС в результате действий центральных руководителей окончательно потеряла свой авторитет перед народом, прекратила свое существование как единая структура, поэтому Компартия Казахстана не может более оставаться в прежнем своем виде». Пленум вынес решение о созыве чрезвычайного съезда Компартии Казахстана.

Чрезвычайный съезд КП Казахстана 7 сентября 1991 г. принял решение о роспуске Компартии Казахстана и создании вместо нее новой партии – Социалистической.

В сентябре 1991 г. Чрезвычайный съезд народных депутатов СССР признал независимость прибалтийских республик.

Руководители семи республик – России, Беларуси, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана заявили о намерении создать новое межгосударственное образование – Союз Суверенных Государств (ССГ). Но этого не произошло. 8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще под Брестом главы России, Украины и Беларуси подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств. В нем заявлялось, что СССР как субъект международного права прекратил свое существование.

12 декабря 1991 года в Ашхабаде произошла встреча руководиелей Среднеазиатских республик и Казахстана, где было заявлено, что в создании СНГ можно участвовать только тогда, когда будет признано равноправие всех постсоветских республик, которые намерены добровольно войти в состав СНГ.

21 декабря 1991 г. в Алматы руководители 11 государств (кроме Грузии) подписали Декларацию об окончательном прекращении существования СССР и образовании СНГ – Содружества Независимых Государств.

25 декабря 1991 г. М. Горбачёв заявил о своем уходе с поста Президента СССР. Таким образом, 1991 г. ознаменовался эпохальными событиями: неудачная попытка государственного переворота, ликвидация КПСС, распад империи под названием СССР.

В заключение нужно остановиться на основных причинах распада СССР. О них сказано в работе Н.А. Назарбаева «На пороге XXI века». Н.А.Назарбаев называет развал СССР драматичным, безусловно, глобальным явлением конца столетия.

По мнению Н.А.Назарбаева, фундаментальными причинами распада СССР являются: растущее технологическое отставание экономики, да и общества в целом, огромное бремя наложила гонка вооружений на развитие СССР и национальный вопрос, который не решался долгие годы. Национальные отношения стали не только неуправляемыми, но и взрывоопасными.

Анализ структурного моделирования

кризиса 90-х годов, кризиса 2015 года.

Расчет среднего американского цикла.

Кризис 90-х г. Развивался с 1986 по 2000 год, продлился 14 лет – цикл прерванного типа. За этот период из трех элементов полноценно развились два – это экономический, как падение цен на нефть, и социальный, как суперинфляция. Третий элемент – форми-рование «податливого» правительства – политически развился только наполовину. Поли-тическая система России раскололась на Парламент и Президента; второй шаг – засилье иностранных консультаций. Третий шаг, наверное, состоял из становления во главе госу-дарства «податливого» Президента России. Два президентских срока Б. Н. Ельцина не да-ли положительных результатов. Политическую концовку так и не удалось завершить. 31-е декабря 2000 г. свело на нет весь разрушительный сценарий: насолил так насолил.

Вывод. Рассчитываем временной характер сценария. 14 лет подготовки, плюс 3-5 лет не хватило до завершения, итого – около 20 лет. Раздел на поэтапное развитие 1986 – 1991 г.г., процесс развития нефтяного обвала – 5лет. В 1991 году подключается политический сценарий на срок одного президентского срока, а это еще 5 лет; в итоге это 10 лет. Дальше начинается попытка второй раз «создать податливого» Президента – это еще 5 лет, итого 2005 г. (Интересно: Стабилизационный фонд создан в 2004г. Это говорит о том, что атаки на Россию происходят в постоянном режиме).

Обобщение: Средний американский цикл политизированного (ускоренного) характера равен 10 годам. В среднем цикле политический малый цикл должен был пройти один раз, но он повторился дважды, а мог бы повториться и трижды. Здесь мы вывели формулу, что малый политический цикл может повторяться несколько раз, значит, и малый экономичес-кий цикл тоже может удваиваться и утраиваться до тех тор, пока терпение не лопнет. Ма-лый цикл в среднем длится 3 года.

Кризис 2015 г. Развивается 10 лет: с 2004г. по 2014г. – подготовительный экономичес-кий период скрытного характера. В этом кризисе мы наблюдаем, что накапливание «кува-лды» произошло в два раза дольше, чем в первый раз. Значит, и удар должен быть в два раза сильнее, чем в первый раз. Не хватает малого: короткого политического цикла; если удар рассчитан в два раза сильнее, значит, и политический цикл как результат должен быть в два раза короче – это 1,5 – 1 год. Что мы получили в итоге? – к 10 прибавим 1 – 1,5 года, и в итоге получим окончание цикла на конец 2015 – начало 2016 года.

Вывод. Скорее всего, мы имеем три сценария малых политических кризисов, приходящих на окончание нефтяного сценария – это 2015 г. Пик политического кризиса – на 2016г. и запасной вариант – 2017 год. В кризисе 2015 года разыгрывается средний аме-риканский цикл с временными рамками 2004 – 2015г., 11-летний сценарий, как основной, как повторный сценарий 12 –летний, и как запасной – 13 – летний, до 2017 года.

Обобщающий вывод. В итоге мы можем сказать, что средний политизированный цикл будет равен примерно 10 годам, который делится на две фазы: первая, подготовительная, экономическая фаза, которая равно 5 – 8 – 10 годам, и вторая, политическая фаза, которая равна 1-3 годам.

Моделирование фаз кризиса

Для рассмотрения этого вопроса используем три строго последующие фазы: экономи-ческое ухудшение, социальная нестабильность, политический накал.

Кризис 90-х годов. В фазу нагнетания вошли два этапа: экономический упадок и соци-альная напряженность. Фаза продолжалась около 10 лет и по расчету должна была плавно перейти к смене руководства на волне антикоммунизма.

Фаза разрешения: состоит из трехходовой идеологической эволюции поэтапной смены Президента.

Кризис 2015 года.

Фаза нагнетания. Повышательная волна делится на две подфазы. Первая подфаза – это фаза скрытого и большого накопления, которая продлилась 10 лет. Вторая подфаза – это фаза самого разрешения, которая приходится на очень короткую фазу. И кризисную, кото-рая длится до полугода. В итоге фаза нагнетания имеет больший срок протекания, и осно-вной вес нагнетания сдвинут к концу этой фазы и имеет удельный вес влияния – одну треть от всего процесса.

Фаза разрешения. Представляет собой усиленный вариант воздействия и состоит из двух фаз: фазы социальной напряженности и фазы политического накала, которые в тече-ние трех лет будут тесно переплетаться между собой и постоянно подпитывать друг друга.

Обобщение и расстановка фаз трех кризисов.

Коротко анализируются три условные фазы – экономическая, социальная и политиче-ская в трех кризисах: кризисе 90-х годов, украинском кризисе и трехлетнем кризисе 2015-2018 годов в России.

1. Экономическая разрушительная фаза в кризисе 90-х годов.

Продолжалась в наиболее активной и разрушительной форме с 1986 г. по 1991 г., т.е. 5 лет. В украинском кризисе этот период длился около 20 лет в виде медленного разруше-ния. В кризисе 2015 г. мы наблюдаем уже скрытый подготовительный период 2004 – 2014 годов.

2. Социальная кризисная опора.

В кризисе 90-х годов и в украинском кризисе мы наблюдаем одинаковый вариант – это иностранные экономические советники, которые выполняют роль сводников между Западом и местной элитой, и тем самым готовят плавный переворот. В кризисе 2015 г. мы начинаем просматривать обработку российской элиты, чтобы противопоставить ее Прези-денту Р.Ф. Если в двух предыдущих кризисах Президента меняли с помощью трехходо-вых выборов, как это произошло на Украине, то в России на третьем этапе сценарий спот-кнулся о В. В. Путина (теперь становится ясным такой резкий политический шаг 31-го де-кабря 2000 г.).

То Для обработки российской элиты, скорее всего, будут также использованы три ме-тода воздействия. Первый инструмент мы уже наблюдаем – это шантаж, зависимость эли-ты от Запада – когда работают здесь, а капитал и семьи держат за границей. Второй меха-низм начинает уже просматриваться – это время, когда рублевый распыленный фонд из рублевого эквивалента перейдет в долларовое исчисление. На этот период возможно на-гнетание взаимоотношений между Президентом и крупным бизнесом. При такой негатив-ной обстановке крупный бизнес попытается вывести весь долларовый капитал за границу, что создаст обвальный эффект в экономики России.

3. Фаза политического переворота. В украинском кризисе мы наблюдали трехэтапный эволюционный период смены власти. В кризисе 90-х годов прокручивался такой же вари-ант развития. Только третья фаза не удалась: В. В. Путин оборвал все, став Президентом России. Учитывая горький опыт 2000 года, сценарий изменен. Трехэтапная обработка на-правлена на российскую элиту, на политическую фазу отведен, скорее всего, один натиск.

Кризисный крен понижательной волны.

Кризис 90-х годов. Особенности кризисного крена в кризисе 90-х годов состоял в том, что на этот период приходилась только одна фаза – фаза политического накала, что соста-вляла 1/3 мощности от всего кризиса. И вторая особенность состояла в том, что эта фаза повторилась два раза с возможным третьем вариантом.

Кризис 2015 года. На кризисный крен в кризисе 2015 г. из трех фаз приходится две фазы, что от общего кризиса составляет 2/3 части.

Вывод. При анализе долевых частей кризиса мы можем наблюдать, что в кризисе 90-х годов на окончание кризиса просто не хватило сил. Весь процесс выдохся на первоначаль-ном этапе развития.

В кризисе 2015 г. мы наблюдаем совсем другую ситуацию – в кризисном крене участ-вуют из трех две фазы. Это говорит о том, что основные кризисные силы сконцентрирова-ны на второй части кризиса, что усиливает разрушительное воздействие и сокращает его во времени.

Обобщающий вывод. Упор в кризисе 2015 г. делается на молниеносный обвал и не-скольких политических попыток изменить руководство России.

Объекты воздействия

Эффект кувалды Эк. Падение цен от общего 50% от бюджета 30% «эффект кувалды» – это силовое воздействие, в конечном итоге, на социальные слои населения, которое мо-гут опустить до уровеня нищеты. Первый механизм – это падение цен на углеводороды: нефть и газ. В кризисе 90-х годов использовался механизм 30% падения цен, а для России – это уровень падения непосредственно государственного бюджета. В кризисе 2015 г. этот механизм подтвердился, от российского бюджета оторвали 30% (80дол. – 30 % = 56 дол.) Общее падение цен от 100 до 50 долларов состояло из двух частей: первая часть – это лик-видация прибавочной бюджетной стоимости, и вторая часть – это уже приведенная фор-мула создания кризисного бюджета. Здесь можно сделать вывод: нефтяная часть кризис-ной программы не изменилась и находится в стабильном кризисном состоянии.

Вторая часть углеводородного финансирования – газ – в кризисе 90-х годов была раз-рушена, а в кризисе 2015 г. сохранила свое существование.

Вывод. В кризисе 2015 г. экономический удар пришелся на половину экономики Рос-сии, вторая часть экономики продолжает функционировать.

Глубина социальной ямы. В кризисе 90-х годов использовался механизм «товарного нагнетания». Когда процесс перестройки открыл чугунный люк товарного изобилия, ве-ковая мечта русского народа о товарном достатке сбылась за несколько лет. В результате образовалась товарно-денежная диспропорция – на тысячу единиц товарного предложе-ния приходился один рубль покрытия, что в итоге привело к суперинфляции. В кризисе 2015 года для нагнетания инфляции был использован механизм «товарной ликвидации», проводником которого явились западные санкции, которые по первоначальной задумке должны были быть мировыми экономическими санкциями, наносящими сокрушительный молниеносный обвал экономике России. Но в полном масштабе санкции не удались, и по-этому товарно-денежная диспропорция, может, выльется в слабо текущую инфляцию в со-отношении: на минус три товара приходится один рубль. Такая диспропорция может быть легко устранена или недолларовыми закупками, или быстрым товарозамещением.

Вывод. Первоначальная задумка раздуть гиперинфляцию не удалась. Процесс пере-шел в контролируемое и управляемое русло.

Финансовые возможности развития.

В кризисе 90-х годов Советский Союз не имел ни финансовых ресурсов, ни финансо-вых перспектив. С обрушением цен на нефть обруши-лась и вся система. В кризисе 2015 г. Россия сохранила один углеводородный источник финансирования в лице Газпрома. Рос-сия своевременно сформировала хотя и ограниченного объема, но все же первоначальную подушку безопасности, что не создало эффекта молниеносного обвала. Помимо Стабили-зационного фонда в течение двух лет будет формироваться Рублевый фонд реформ. Сюда надо прибавить то, что в период первого десятилетия двадцать первого века началась по-литика «инвестиционной привлекательности», и на примере сотрудничества с Китаем на-чинает преобразовываться в политику инвестиционного кредитного финансирования.

Обобщающий вывод. Экономическая составляющая кризиса 2015 г. лучше подготов-лена, но имеет мало действенное воздействие на экономику России. Экономика СССР ока-залась «беззубой» против экономической экспансии, экономика России сразу же начала оказывать сопротивление. Приняв антикризисную программу и в 2015 г., она вложит име-ющиеся финансы в ликвидацию образовавшегося обвала.

Уроки кризиса

В кризисе 90-х годов использовался антикоммунистический маневр как внутри госу-дарства, так и для ликвидации коммунистической идеологии – ее союзов и внешнеполи-тических структур. Маневр удался.

В кризис 2015 г. используется охаивание России на международной арене и охаивание Президента Р.Ф. как ключевой фигуры носителя политической власти.

Кризис 90-х годов был инсценирован как постепенное социально-экономическое на-гнетание, аналогичный сценарий (жалко было денег на новую разработку) мы наблюдаем в современном Украинском кризисе.

В кризисе 2015 г. используется совсем другой вариант нагнетания кризисной обстано-вки. Сначала идет накопление ударных ресурсов, а затем резкий обрыв и штопор. Введе-ние в управление страной иностранных советников и трехходовая игра для плавной смены президента.

В кризисе 2015 г. учтен провальный политический этап смены власти 90- х годов, ког-да российская элита перехватила инициативу в самый последний момент. В кризисе 2015 г. мы наблюдаем вариант, когда идет попытка взять всю российскую элиту под контроль для дальнейшего использования ее как тарана в смене власти.

Продолжение СЛЕДУЕТ

В основе экономических кризисов лежит резкое нарушение нормального соотношения предложе­ния и спроса товаров и услуг в масштабе макро­экономики. Такое нарушение может предстать в двух вариантах. В первом варианте, который мы уже рассмотрели, производство и предложение товаров значительно обгоняют спрос населения. Теперь нам предстоит проанализировать второй вариант, при котором платежеспособный спрос обгоняют предложение. Во втором случае наступает необычный для высокоразвитых стран кризис недопроизводства. Именно такой кризис имел место в нашей стране в 90-х годах. Чем он объясняется?

Первая причина заключается в том, что вСССР государство полностью монополизировало экономику и базировало ее напо­стоянной нехватке средств производства для гражданских отраслей хозяйства, в том числе для изготовления предметов потребления. Что же удивительного в том, что логическим продолжением и завершением такого дефицита явился кризис недопроизводства?

Другой причиной кризиса стала глубокаядеформация струк­туры народного хозяйства. Мы знаем, что такая деформация - следствие преобладающего роста I и III подразделений, слабого развития II подразделения и сферы услуг.

Отрицательную роль сыграла ориентация на преимущественно экстенсивное развитие хозяйства. Предпосылки кризиса недо­производства возникли еще в 70-х годах, когда экстенсивный путь стал исчерпывать свои возможности, что сказалось на сни­жении темпов экономического роста. Если среднегодовые темпы прироста национального дохода в нашей стране в 1966-1970гг. составили 7,8%, то в 1971-1975гг. - 5,7, в 1976-1980гг. - 4,3, в 1981-1985 гг.- 3,2 и в 1986-1990 гг. - 1,3%.

Кризис недопроизводства во многом обусловлен застойным состоянием сельского хозяйства, продукция которого служит исходной основой более 2/3 фондов текущего потребления в составе национального дохода. В течение 70-80-х годов урожай зерна, хлопка-сырца, сахарной свеклы, картофеля и овощей находился на неизменном уровне. По оценкам специалистов, неудовлетворенный спрос населения на продукты питания до­стиг 1/3 объема их производства.

Замедленный рост количества предметов потребления на про­тяжении шести десятилетий привел к тому, что они стали со­ставлять только 25% во всей продукции промышленности, а остальная доля приходилась на средства производства и военную продукцию (в высокоразвитых странах предметы потребления составляют 35-45% объема индустриального производства).

Третьей причиной кризиса недопроизводства явиласьглубоко ошибочная экономическая политика, которая проводилась во вто­рой половине 80-х годов и начале 90-х годов. Эта политика была направлена на все большее увеличение денежных выплат насе­лению. Она полностью противоречила реальному состоянию эко­номики, поскольку производство товаров для населения не уве­личивалось. В 1986-1990гг. рост денежной массы в обществе в 6 раз обгонял увеличение валового национального продукта. Это привело к серьезному нарушению закона денежного обра­щения. Пришли в движение своеобразные “ножницы”, лезвия которых - производство, предложение товаров и покупательский спрос - все более удалялись друг от друга. В результате налицо было обострение кризиса недопроизводства, который переплелся с глубоким структурным кризисом.



Каково же течение экономического кризиса в России периода реформ?

Во-первых, во время реформ не был преодолен кризис недо­производства. В 1997 г. валовой внутренний продукт составил к уровню 1990 г. (равен 100%) только 60%, объем промышленного производства - 49% и объем продукции сельского хозяйства - 64%. Все это сказалось на снижении места экономики России в системе международных координат. По величине создаваемого ВВП наша страна замыкает десятку крупнейших стран мира, а по размеру ВВП на душу населения мы опережаем Индию и Китай, но отстаем от таких латиноамериканских стран, как Мек­сика и Бразилия. По объему промышленного производства Рос­сия находится на 5-м месте в мире (после США, Японии, Китая, Германии), однако в расчете на каждого жителя она входит во вторую десятку.

Во-вторых, внешнее течение кризиса недопроизводства в ходе реформ несколько изменилось. С одной стороны, в результате быстрого инфляционного роста цен покупательная способность населения резко и сильно снизилась и стала отставать от предложения товаров и услуг. С другой же стороны, отечественное производство предметов потребления непрерывно падает. Покупательский спрос в значительной мере покрывается за счет импорта зарубежных товаров. С 1992 по 1998 г. товарные ресурсы для розничного товарооборота за счет собственного производства снизились с 77 до 52% всего объема таких ресурсов.



В-третьих, если на Западе во время кризисов государство резко усиливает свое воздействие на спрос и предложение, то в России (особенно в 1992-1994 гг.) государство самоустранилось от активного противодействия спаду отечественного производства. Ставка делалась на стихийный рынок. Но этот расчет себя не оправдал.

Чтобы выйти из тяжелого кризисного положения, государство призвано осуществить систему крупномасштабных мер, в том числе:

привлечь внутренние и зарубежные источники накопления для расширения и качественного обновления производства;

изменить всю воспроизводственную структуру макроэконо­мики (поднять сельскохозяйственное производство, создать вы­сокоразвитый индустриальный потребительский сектор, прово­дить конверсию оборонной промышленности, значительно раз­вить сферу услуг);

оказать всемерную помощь отечественным товаропроизво­дителям в увеличении выпуска высококачественных предметов потребления;

наладить устойчивый рост макроэкономики на основе все­сторонней интенсификации, эффективного использования но­вейших достижений научно-технической революции.

§ 2. БЕЗРАБОТИЦА И ЗАНЯТОСТЬ

В период долгового кризиса 80-х годов и особенно валютно-фи-нансового кризиса 90-х годов взрывоопасная ситуация в ряде стран возникала из-за наличия у них большого краткосрочного долга. Последний часто пролонгируется и используется на цели долгосрочного финансирования. Однако при неблагоприятных условиях этот процесс прерывается и наступает кризис платежеспособности.  


Пример. Оценить устойчивость развития российской экономики в период начала кризиса 90-х годов. Модели устойчивых связей прироста ВВП с приростами производства в сельском хозяйстве и в промышленности вообще получить невозможно. Это неудивительно, так как кризис и есть катастрофа. Для периода 1990- 1995 гг. функция прироста ВВП может быть представлена регрессионной моделью катастрофы седьмого типа  

Глава 19. Япония (Е.Л. Леонтьева) Реформы конца 40-х годов Тенденции второй половины века Кризис 90-х годов Новый этап экономических реформ  

В то же время решить задачу переключения экономического роста на внутренний спрос пока не удалось. Сейчас предприятия и капиталы свободно выбирают страны, где им действовать, и если экономика страны перестает соответствовать их требованиям, они уходят, экономика опустошается. Недостаток спроса на внутреннем рынке как был, так и остался структурной слабостью Японии, в связи с чем кризис 90-х годов правомерно называть структурным. Основные показатели развития экономики с 1994 г. приведены в табл. 19.1.  

Поэтому если для Запада конверсия является политической потребностью в безопасности, то для нашей страны она является экономической необходимостью. Социально-экономический кризис 90-х годов заставляет форсировать темпы конверсии. При этом необходимо сознательное регулирование производства , чтобы не допустить в ходе конверсии обострения существующих диспропорций.  

Россия переживает с начала 90-х годов затяжной демографический кризис , обусловленный как долговременными причинами (преобладание современного типа воспроизводства населения, демографическое старение), так и действием относительно краткосрочных факторов - социально-экономического кризиса 90-х годов.  

В структуре российского импорта ведущую роль традиционно занимали машины и оборудование, доля которых в связи с инвестиционным кризисом 90-х годов снизилась (в 1998 г. - 29,8% против 33,7% в 1995 г.). В последние годы произошла переориентация импорта на потребительские товары (18,7%).  

Вместе с тем открытие российской экономики в период системного кризиса 90-х годов выявило неконкурентоспособность большинства отраслей промышленности и сельского хозяйства , что усугубило спад производства в народном хозяйстве нашей страны. Чрезмерная зависимость от экспорта сырья и импорта продовольствия резко уси-  

Но именно прибыль - наиболее естественный для развития самого предприятия и экономики страны в целом. Если предприятия работают без прибыли, значит, хозяйство страны лишается средств для своего развития, и эти средства приходится заменять эмиссией ничем не обеспеченных, пустых денег, что неизбежно оборачивается инфляцией. Такое развитие событий было характерно для экономики СССР на протяжении 80-х годов и привело к тяжелому экономическому кризису 90-х годов.  

Масштабы и интенсивность участия России в международном обмене услугами в решающей степени определяются состоянием национальной экономики . Очевидно, глубокий социально-экономический кризис 90-х годов затронул и сферу услуг , хотя и в меньшей мере, чем реальный сектор. Как известно, в отличие от внешней торговли товарами, либерализация национальной сферы услуг носила постепенный и ограниченный характер, что предопределило более прочные позиции компаний -резидентов на внутреннем рынке . Структура и основные качественные параметры российской сферы услуг значительно отличаются от западных преобладанием традиционных видов деятельности , обеспечивающих транспортировку и сбыт произведенной продукции (свыше 70% валовой добавленной стоимости , созданной в сфере услуг , против примерно 30% в США), что затрудняет и заметно снижает эффективность интеграции отрасли в мировую торговую систему. Более того, крайне низкие объемы инвестиций в обновление материально-технической базы сферы услуг обусловили высокую степень старения и износа основных фондов , способствовали росту издержек и подрыву конкурентных позиций страны на международной арене. В результате в настоящее время роль России на мировом рынке услуг крайне мала, а ее доля в суммарном экспорте и импорте услуг составляла в 1998 г. 1,0 и 1,2% соответственно (удельный вес России в мировом товарном экспорте достигал в последние годы 1,4-1,7%). По итогам 1998 г. Россия занимала лишь 23-е место в списке крупнейших экспортеров услуг, незначительно уступая Таиланду и почти в 2 раза - Китаю. Вместе с тем важно подчеркнуть, что показатели зависимости российского ВВП от экспорта услуг, несмотря на его в целом незначительные объемы, достаточно высоки и вполне сопоставимы с аналогичными средними величинами для важнейших регионов мира.  

Последнее десятилетие уходящего века ознаменовалось стремительным развитием мирового фондового рынка . Даже финансовые кризисы 90-х годов не смогли помешать развитию рыночной инфраструктуры , широкому внедрению новых методов корпоративного управления , радикальному повышению мобильности капитала.  

Меры по снижению издержек и жесткая ценовая конкуренция ведут к тому, что мировые цены на черные металлы снижаются. В начале 70-х годов цена 1 тонны арматурной стали на мировом рынке составляла 240 долл. В середине 70-х годов в результате энергетического кризиса 1973-1974 гг. она возросла до 365 долл. В начале 80-х цены на сталь находились на уровне 300-400 долл./т, в середине 80-х поднялись до 500-600 долл., а затем стали снижаться. В конце 90-х годов 1 тонна арматурной стали стоила 190-210 долл., сортовой стали 240-260 долл., и листовой стали 330-400 долл. Номинальные цены на сталь в конце 90-х годов остались на уровне начала 80-х, цены же в реальном исчислении к концу 90-х годов снижались (за 20-летний период) примерно вдвое.  

В современных отечественных условиях требования к качеству управленческих решений стратегического характера существенно повышаются. Период первичного становления двухуровневой банковской системы фактически завершился. Вторая половина 90-х годов характеризуется, с одной стороны, резким ужесточением конкуренции на всех финансовых рынках России и, с другой, активизацией деятельности государства в лице Центрального Банка Российской Федерации (далее по тексту - "ЦБ РФ") в части его регулирующих и контрольных функций по отношению к коммерческим банкам . В результате финансового кризиса в августе 1998 года для большинства из них на первый план вышли задачи, связанные с обеспечением уже не максимизации финансовых результатов за счет постоянного расширения масштабов сверх рентабельных операций, а самого выживания как хозяйствующих субъектов на соответствующем сегменте рынка . Это потребовало внесения серьезных корректив как в ранее определенную миссию конкретного банка, так и в стратегию управления по базовым направлениям ее реализации.  

Согласно расчетам, сделанным до кризиса, на долю ядерной энергии в капиталистических странах приходится лишь 3% мирового спроса на первичные энергоносители, и к концу десятилетия эта цифра вряд ли увеличится более чем до 7-8%. Даже если предположить, что за этим последует быстрое расширение масштабов использования ядерной энергии , все равно к середине 80-х годов ее доля вряд ли превысит 15% спроса, на первичные энергоносители, а действительно важное место в энергобалансе стран она займет только в 90-х годах нашего века.  

Усиление международной финансовой взаимозависимости. В современных условиях движение финансовых потоков стало важной формой международных экономических связей. Это обусловлено увеличением масштабов вывоза капиталов, развитием мирового рынка ссудных капиталов, включая еврорынки, финансовые рынки , в условиях либерализации условий сделок. В итоге финансовая взаимозависимость стран стала сильнее коммерческой взаимозависимости. Это усиливает валютные и кредитные риски , в первую очередь риск неплатежеспособности заемщика мировой долговой кризис 80-х и 90-х годов, валютно-финансовый кризис 1997-1998 гг. вскрыли опасность этих рисков. Финансовые потоки превышают в десятки раз платежи по международной торговле.  

Четвертый период - с августа 1982 г. до начала 90-х годов. Характеризуется резким сокращением притока частных ресурсов, особенно банковских кредитов. Доля последних в общем притоке ресурсов в 1980 г. достигла 38%, а в 1990 г. упала до 3%, а доля всех частных ресурсов уменьшилась соответственно с 65 до 40%. К концу 80-х годов чистый приток ресурсов в развивающиеся страны в неизменных ценах сократился почти в два раза. В центре внимания международных финансовых и других институтов находилась проблема долгового кризиса, который принял глобальный характер.  

В начале 90-х годов начался пятый период. Активный поиск выхода из долгового кризиса дал результаты. Приток частного капитала в страны, испытавшие долговой кризис, возобновился. В государства, избежавшие кризиса и демонстрировавшие устойчивые темпы роста в 80-х годах, приток ресурсов значительно возрос. Активизировались страны с развивающимися финансовыми рынками.  

В 90-х годах после стабилизации ситуации синдицированное банковское кредитование стало осуществляться в умеренных масштабах. Банки настороженно относятся к странам, которые пребывали в состоянии долгового кризиса. Однако им удается привлекать внешние ресурсы путем размещения ценных бумаг . В 80-х годах основная масса синдицированных кредитов привлекалась государством и использовалась для покрытия дефицита текущих операций платежного баланса , а также для капиталовложений. В условиях интеграции развивающихся рынков в мировой рынок большая часть ресурсов приходится на частных заемщиков (до 2/3 в 1996-1997 годах).  

Если в начале 90-х годов движение краткосрочных кредитов слабо влияло на общую картину поступления финансовых ресурсов , то во второй половине этого десятилетия картина изменилась, и слабо управляемые, подверженные резким колебаниям краткосрочные кредиты сыграли большую роль в развитии валютно-финансового кризиса в конце 90-х годов. Их негативное воздействие усугублялось вследствие того, что из-за систематической пролонгации краткосрочные кредиты направлялись на финансирование долгосрочных проектов.  

Во-первых, кризис 80-х годов был обусловлен банкротством центральных органов власти, их неспособностью рассчитываться по своим долговым обязательствам по графику. В 90-х годах неплатежеспособными оказались компании и . Поэтому методы урегулирования долга , давшие эффект в 80-х годах, оказались неэффективными для иной ситуации. Однако макроэкономические программы по выходу из кризиса, составляемые при участии МВФ, схожи.  

В чем особенности глобального валютно-финансового кризиса в конце 90-х годов  

С 80-х годов происходит активная перестройка мировых валютных, кредитных, финансовых рынков . Меняется характер их деятельности. Вводятся новые финансовые инструменты и рыночная инфраструктура . Расширяется круг участников. С середины 90-х годов Россия вышла на мировые рынки по линии государственных заимствований в форме выпуска евробондов - ценных бумаг , номинированных в иностранных валютах сроком 5-7 лет, и по линии заимствований российских банков на мировом межбанковском рынке . Однако кризис (август 1998 г.) блокировал международные операции российских банков.  

Новые процедуры. В связи с финансовыми и валютными кризисами в Мексике и Аргентине с середины 90-х годов и нарастанием глобальных кризисных потрясений финансовых и валютных рынков МВФ наряду с образованием дополнительного резервного механизма и чрезвычайных кредитных линий осу-  

В конце 90-х годов расширение кредитных операций МВФ было вызвано острейшим кризисом финансовых рынков в странах Юго-Восточной Азии , переросшим практически в глобальный финансовый кризис . В течение 1997/98 финансового года (с 1 мая  

Что касается процессов в российской экономике постсоветского периода, то здесь, напротив, мнения о причинах возникновения кризисного состояния и механизме его зарождения в целом совпадают. Однако относительно перспектив развития в РФ кризиса 90-х годов XX в. и первого десятилетия XXI в. высказываются различные суждения и предлагаются разные рецепты его преодоления. Это и естественно, поскольку преодоление кризиса в российской экономике на макроуровне призвано улучшить состояние дел в низовых хозяйственных организациях, особенно в промышленных фирмах, которые наиболее глубоко затронуты его разрушительной частью. Особенность нынешней ситуации в России состоит в том, что она плохо поддается стандартным методикам антикризисного управления . . Тем не менее это не означает отказа от изучения мирового опыта преодоления кризисов на мега- и макроуровне и оправдавших себя форм антикризисного менеджмента на фирменном (микро-) уровне.  

Дайте краткий анализ состояния и основных проблем развития металлургии России . Что яэилось главным фактором выживания металлургии в период кризиса 90-х годов  

Перелом наступил в середине 70-х годов, когда новой волной автоматизации, введением ЭВМ и компьютерной техники начало смывать прежде массовые женские профессии.Кризис начала 90-х годов, как показывают первые его удары, метит в ту же цель-редеют ряды конторских служащих, банковского персонала, где было занято много женщин. Женская же занятость в промышленном производстве , по крайней мере там,где женщины прежде преобладали - в легкой, радиотехнической промышленности, испытывает на себе острую конкуренцию со стороны развивающихся, соседних азиатских стран с более дешевой оплатой труда ,куда сами японские фирмы перебазировали свое производство. Абсолютного падения численности работающих женщин не произошло - сейчас трудится около 25 млн. японок, но внутренняя картина занятости значительно переменилась, принеся за собой и изменения4 политике администрации в отношении женского труда, и в психологии, и в поведении работниц.  

Почти точное повторение данной ситуации наблюдалось в ходе второго обострения энергетического кризиса и последовавшего за ним гораздо более глубокого спада конъюнктуры на капиталистическом нефтяном рынке, чем в середине 70-х годов. По мере удорожания жидкого топлива с 1979 г. до начала 1981 г. Ливия вновь приступила к сокращению его экспорта, который был понижен с 96 млн. в 1979 г. до 80 млн. т в 1980 г., или на 16,7%. Тогда же был опубликован второй пятилетний план экономического и социального развития СНЛАД, который предусматривает уменьшение вывоза жидкого топлива до менее 65 млн. т в 1985г., а немного раньше появились сообщения о долгосрочной экономической программе на период до 2000 г., предполагающей довести поставки нефтепродуктов (по преимуществу) и сырой нефти в минимальном количестве) за рубеж до ежегодного уровня ниже 50 млн. т начиная с середины 90-х годов (рассчитано по Т312, с. 35 372, 1981, т. 25, № 2, с. 25 377, 04.09.1980]).  

К началу 90-х годов республика Башкортостан, в числе многих регионов оказалась перед лицом надвигающегося кризиса. Казалось бы, в республике создана правовая основа для развития природного ресурса охранного законодательства, которое включает в себя экологический, земельный, лесной кодексы, кодексы о недрах и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Принят ряд природоохранительных законов. Президентом и правительством РБ за последние 10 лет принято свыше 40 различных указов, постановлений и распоряжений, направленных на решение экологических проблем. Последний до-- это программа "Экологическая безопасность республики Башкорто-на период с 1996 по 2000 годы". В программе предусмотрена реализация крупных природоохранительных проектов. Также следует отметить, что в погоды в республике организован институт прикладной экологии и при-I, диоксиновый центр службы аналитического контроля за состоянием атмосферного воздуха, почвы, воды и т.д. Но все же состояние окру-среды в регионе вызывает большую тревогу, а экологические наруше-не уменьшаются.  

Опасаясь неконтролируемого падения курса доллара, США проявили инициативу проведения совместной валютной интервенции группы пяти в 1985 г. Таким образом, США перекладывают бремя своих неурядиц на другие страны. В 90-х годах длительный период экономического роста в США, массированная структурная перестройка экономики , ликвидация бюджетного дефицита вернули стране мировое лидерство, которое было утрачено под давлением объединяющейся Европы и напора стран Азиатско-Тихоокеанского региона во главе с Японией. Укреплению позиций доллара в конце 90-х годов способствовал кризис на фондовом и валютных рынках стран ЮВА и небывалое за 8 лет временное падение курса иены.  

Периодические взрывы мировых цен на ряд товаров по линии их резкого повышения или снижения усиливают нестабильность

«Воронежский государственный аграрный

университет имени К.Д.Глинки»

Контрольная работа по

Экономической теории

Выполнил: студент заочник

1курса АБ

экономического факультета

Проверил:

Коротеев А.Н.

г.Воронеж 2008 год

Тема:

Экономический кризис 90-х годов в России. Причины, пути преодоления.

План работы:

1. Введение.

2. Экономический кризис 90-х годов в России.

2.1 Течение кризиса.

2.2 Причины кризиса в России.

2.3. Особенности экономического кризиса в России.

3. Влияние кризиса и пути его преодоления.

3.1.Достижения и проблемы экономических реформ.

3.2. Положительное влияние кризиса на экономику России.

3.3. Пути выхода из кризиса.

4. Заключение.

5. Список литературы.

1. Введение

Кризис экономики чреват полной хозяйственной разрухой и усилением деградации общества. Поэтому требуется объективный и глубокий анализ данного явления, приобретшего в переходный период новые черты. Всестороннее научное исследование необходимо для того, чтобы правильно оценить эту болезненную фазу в развитии общественного производства, выработать и применить надежные и эффективные меры по ограничению ее продолжительности и потерь, найти пути выхода из ситуации для последующего подъема экономики. Решению таких задач поможет, в частности, выяснение закономерностей и взаимосвязей кризисов в производственной, научно-технической и социокультурной сферах, политических и государственно-правовых отношениях, экологии.

Необходимость учета взаимодействия кризисов в экономике и других сферах. Ориентирами в этом могут служить следующие их свойства:

    всеобщность, неизбежная в цикличной динамике всех элементов общества. Периодические кризисные потрясения - закономерность живой и неживой природы;

    полезность. Это кажется абсурдным, и тем не менее кризисы подрывают основу устаревших систем или их элементов, расчищают дорогу для новых поколении людей и машин, технологических и экономических укладов, политического устройства;

    многофакторность и многомерность, вызываемые множеством переплетающихся факторов, которые в зависимости от ситуации поочередно выходят на первый план. Кризисы охватывают различные стороны системы, их нельзя определить и измерить одним обобщающим показателем, а потому требуется совокупность подходов, чтобы получить верный ориентир. И хотя возможна их классификация, не найти двух тождественных потому требуется совокупность подходов, чтобы получить верный ориентир. И хотя возможна их классификация, не найти двух тождественных кризисов; взаимодействие, проявляющееся в разных аспектах. Кризисные фазы циклов неодинаковой длительности накладываются друг на друга, резонируют, углубляют потрясения общества. Взаимовлияние испытывают смежные сферы. Так, экономический кризис обычно сопряжен с технологическим, на него оказывают негативное воздействие кризисы экологические, социокультурные, политические, государственно-правовые;

    заканчиваемость, которая может стать переходом к оздоровлению общества и экономики либо заменой их одной или несколькими более жизнеспособными системами;

    прогнозируемость. Обычно кризисы, особенно экономические, неожиданны, только задним числом выясняют и доказывают их неизбежность. Тем не менее, познав циклично-генетические закономерности динамики общества, логику смены циклов, можно предвидеть сроки наступления и характер кризиса.

2. Экономический кризис 90-х годов в России

2.1 Течение кризиса

С началом рыночных реформ в России в 1990-е гг. наблюдается острый экономический кризис, получивший название «трансформационного спада». Содержание трансформационного спада (кризиса) достаточно «традиционное»: прежде всего – падение производства и ухудшение жизненного уровня населения. С 1990 по 1996 г. совокупное производство уменьшилось примерно наполовину, в еще большей степени сократились реальные инвестиции в основной капитал.

Во-первых, в это время не был преодолен кризис недопроизводства. 1999 г. валовой внутренний продукт составил к уровню 1990 г. (равен 100%) только 59%, объем промышленного производства – 50% и объем продукции сельского хозяйства – 57%. Все это сказалось на положении экономики России в системе международных координат. По величине создаваемого ВВП наша страна замыкает десятку крупнейших стран мира, а по размеру ВВП на душу населения опережаем Индию и Китай, но отстаем от таких латиноамериканских стран, как Мексика и Бразилия; по объему промышленного производства Россия находится на 5 месте в мире (после США, Японии, Китая, Германии), однако в расчете на каждого жителя она входит во вторую десятку.

Во-вторых, внешне наблюдаемое течение кризиса недопроизводства несколько изменилось. С одной стороны, в результате быстрого инфляционного роста цен покупательная способность населения резко снизилась и стала отставать от предложения товаров и услуг. С другой же стороны, отечественное производство предметов потребления непрерывно падало. Покупательский спрос в значительной мере покрывался за счет импорта зарубежных товаров. С 1992 по 1998 г, товарные ресурсы для розничного товарооборота за счет собственного производства снизились с 77 до 52% всего объема таких ресурсов.

В-третьих, если на Западе во время кризисов государство резко усиливает свое воздействие на спрос и предложение, то в России особенно в 1992 – 1996 гг.) государство самоустранилось от активного противодействия спаду отечественного производства. Ставка делалась на стихийный рынок. Но этот расчет себя не оправдал.

2.2 Причины кризиса в России

Причины социально-экономического кризиса в России можно разделить на три основные группы:

Причины, которые были унаследованы Россией от бывшего СССР. Перечень причин:

      Почти полное или тотальное огосударствление экономики, и, соответственно, собственности.

      Наличие глубоких диспропорций в экономике (76 % средств производства и 24% средств потребления).

      Антидемократический характер в государственном управлении собственностью и экономики, т.е. абсолютное преобладание командно-административных рычагов в управлении.

      Концентрация 96% всей собственности в руках всесоюзных министерств и ведомств.

      Отчуждение трудящихся от средств производства и результатов труда, от самого процесса труда, что проявлялось, прежде всего, в отсутствии действенных стимулов к труду, к господству "уравниловки".

      Чрезмерная централизация при перераспределении национального дохода через государственный бюджет.

      Процветала политика ограбления села, которая выражалась в перекачивании значительной части созданного здесь национального дохода в пользу промышленности, прежде всего через механизм цен.

      Огромный физический (около 60%) и моральный износ (около 90%) основных фондов, низкая производительность труда.

Те причины, которые вызваны действиями "реформаторов" в 90-е гг .

    Разрыв хозяйственных связей со странами бывшего СССР.

    Отсутствие научно обоснованной стратегии трансформации административно-командной системы в более развитую и совершенную экономическую систему.

    Упразднение государственного управления и активное внедрение рыночных рычагов, которые использовались в развитых странах мира почти столетие назад.

    Доминирование идеологии свободной рыночной экономики в законодательных органах.

    Политика шоковой либерализации цен и ликвидация трудовых сбережений.

    Отсутствие комплексной военно-технической политики государства.

    Принятие многочисленных законов, постановлений, распоряжений правительства, которые в результате непосильного налогового пресса поставили в невыгодное положение производителя и в привилегированное положение посредника.

    Отсутствие надежной финансово-банковской системы, госконтроля за деятельностью коммерческих банков.

    Бездумное воплощение программ западных экспертов в практику, в том числе различных международных экономических организаций, напр., мирового банка.

    Мафиозно-номенклатурный характер разгосударствления и приватизации.

    Массовый отток капитала за границу.

    Отсутствие необходимого инвестиционного климата.

    Чрезмерное расширение управленческого аппарата.

    Чрезмерный налоговый пресс.

Эти причины связанные с сущностью трансформации существующей в стране экономической системы, спецификой переживаемого переходного периода, который, как свидетельствует опыт других стран, развивается в форме различных глубинных кризисов, потрясений.

2.3. Особенности экономического кризиса в России

Спад производства в СССР (России) начался уже в 1991 г. Однако экономического кризиса в точном научном понимании в тот период еще не было. Дело в том, что тогда происходили явления, диаметрально противоположные кризису: спрос намного превышал предложение, усиливался товарный голод. Спад в тот период возник не из-за превышения производства над спросом, а из-за разрыва хозяйственных связей, вызванного развалом СЭВ, а затем - разрушением СССР.

Кризис в полном смысле этого слова начался в 1992 г., когда появились трудности со сбытом продукции и неплатежи. Уже весной 1992 г. размер неплатежей оказался столь значительным, что создалась угроза полной остановки производства. Правительство вынуждено было пойти на проведение взаимозачетов на основе централизованных кредитов. С 1992 г. до настоящего времени состояние российской экономики отвечает всем критериям экономического кризиса: усиливаются трудности с реализацией продукции, растут неплатежи (на конец 1997 г. они превысили 700 трлн. руб.), снижается рентабельность продукции, растет число убыточных предприятий, повышается уровень безработицы и т. д.

Кризис в России имеет существенные отличия от обычных кризисов, свойственных капиталистической экономике:

Он начался не в результате экономического подъема и превышения растущего производства над неуспевающим за ним спросом, а в период падения производства вследствие того, что спрос резко упал, стал меньше предложения и затем снижался быстрее падения производства.

Он возник не в капиталистической экономике, а в переходной к капиталистической.

По своим масштабам российский кризис превзошел все имевшие место в истории экономические кризисы в капиталистических странах.

В экономике России не наблюдается массового обновления основного капитала. Напротив, идет постоянное сокращение производственных инвестиций, которые уменьшились уже более чем в 6 раз. Это говорит о том, что необходимые предпосылки выхода страны из кризиса не создаются, что в ближайшее время не стоит рассчитывать на экономический подъем и что выход из экономического спада при сохранении сложившихся тенденций будет очень затяжным.

Основной причиной, вызвавшей экономический кризис, является проведенная рыночная реформа - не только хронологически, не только по форме, но и по существу. Ведь сущность реформы состояла в переходе к капиталистическому обществу в сжатые сроки. Следовательно, в считанные годы требовалось создать класс буржуазии, который должен был стать новым хозяином производства. (То, что в западных странах происходило в течение столетий). Это предполагало коренное перераспределение национального богатства и национального дохода в пользу буржуазии, за счет всего народа. Результатом его стало резкое сокращение покупательной способности сбережений и доходов трудящихся и невиданное обогащение (за счет приватизации, роста цен, теневой деятельности и пр.) класса новых капиталистов.

Доходы же трудящихся формируют платежеспособный спрос на товары массового повседневного спроса. В результате реформы он резко сократился и продолжает падать, поскольку доля трудящихся в общей сумме доходов населения постоянно снижается. (Так, если в 1992 г. доля заработной платы в сумме доходов населения составляла 70 %, а предпринимательского дохода и дохода от собственности - 16 %; то в 1996 г. эти величины соответственно составили 34 % и 52 %)

Снижение покупательной способности трудящихся ведет к сужению емкости внутреннего рынка и вызывает “перепроизводство”. В этом и состоит суть переживаемого Россией экономического кризиса.

Фактором углубления кризиса является высокий уровень монополизма в российской экономике и отсутствие эффективного государственного регулирования цен. Это порождает хроническую инфляцию, которая ведет к обесценению производственных фондов предприятий и вызывает сокращение производства. В результате либерализации цен они выросли в 1992 г. более чем в 26 раз. Затем темпы инфляции снижались. Тем не менее в 1992-94 г. г. в России имела место гиперинфляция (рост цен более чем в 2 раза в год), разрушавшая отечественное производство. В 1995-96 г. г. место гиперинфляции заняла галопирующая инфляция: в 1995 г. – имел место рост цен более чем в 1,5 раза; в 1996 г. – на 23 %. В 1997 г. цены выросли примерно на 12 %, что хотя и ниже, чем в предыдущий период, но говорит о высоком уровне инфляции, сохраняющемся, несмотря на все усилия правительства по ее преодолению.

Экономический кризис 1900-1903 годов - упадок в экономической сфере, затронувший... Кризис в мире В последние годы XIX века в большинстве развитых стран наблюдался экономический ... достаточно быстро пережившей кризис , в России кризис перерос в депрессию...

  • Экономический кризис : проблемы управления и задачи инновационного развития

    Статья >> Промышленность, производство

    И уязвимость России к кризису . Последствия глобального экономического кризиса негативно отразились на социально... преодоления последствий экономического кризиса в России // Проблемы прогнозирования. 2010. № 1. 3. Фетисов Г.Г. Мировой экономический кризис и...

  • Экономический кризис в регионах

    Реферат >> Экономика

    Экономический кризис в регионах. Эксперт № 47 1-7 декабрь 2008 Экономический кризис исторически имеет несколько пороговых измерений. ... Острый структурный кризис , когда...

  • Похожие публикации