Регуляция социальных связей. Система социальной связи

Социальные связи - связи взаимодействия индивидов и групп индивидов, преследующих определенные социальные цели в конкретных условиях места и времени. Исследование системы социальных связей, развивающихся в процессе жизнедеятельности человека, необходимо предполагает изучение его интересов и ориентации, а так же социальных действий и взаимодействий с другими людьми, общностями и т. д. Социальные связи могут выражать зависимость между двумя или несколькими социальными явлениями и признаками этих явлений. Опосредствующими элементами этой зависимости выступают ситуационные факторы и личностные особенности индивидов, а также принятая обществом система институциональных социальных норм и средств социального контроля, накладывающих определенные ограничения на характер социальных действий и взаимодействий людей.

Исходным моментом для возникновения социальных связей является взаимодействие индивидов или их групп для удовлетворения тех или иных потребностей. Социальные связи в качестве взаимодействия представляют любое поведение индивида (или группы), имеющее значение для других индивидов (или их групп, или общества в целом) как в данный момент, так и в будущем.

Под социальным взаимодействием понимается любое поведение индивида, группы индивидов, общества в целом
сак в данный момент, так и в перспективе. Категория «взаимодействие» выражает характер и содержание отношений
между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности,
т. е. отношений, различающихся по социальным позициям(статусам) и ролям (функциям).

Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона взаимодействия - это связи, не зависящие от отдельных личностей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия.Субъективная сторона - это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. Это межличностные (или социально-психологические) отношения, которые представляют собой непосредственные связи между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени.

Механизм социального взаимодействия включает: индивидов, совершающих
те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызываемые этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов; их обратную реакцию.

23. Социальное действие: структура и типы. Теории социального действия.

Понятие «социальное действие» впервые ввел М. Вебер. Именно этот исследователь дал определение новому социологическому термину и сформулировал его основные признаки. Вебер понимал под этим термином действия человека, которые по предположению действующим лицом смыслу соотносится с действиями других людей или ориентирующиеся на них. Таким образом, важнейшими признаками социального действия по Веберу являются следующие:

1) субъективный смысл социального действия, т. е. личное осмысление возможных вариантов поведения;

2) большую роль в действии индивида играет сознательная ориентация на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции.

Вебер выделил четыре типа социального действия. Данная типология была сделана по аналогии с его учением об идеальных типах:

1) целерациональное действие – поведение индивида формируется исключительно на уровне разума;

2) ценностно-рациональные – поведение индивида определяется верой, принятием некоторой системы ценностей;

3) аффективное – поведение индивида обуславливается чувствами и эмоциями;

4) традиционные действия – поведение основывается на привычке, образце поведения.

Значительный вклад в теорию социального действия внес Т. Парсонс . В концепции Парсонса социальное действие рассматривается в двух проявлениях: как единичное явления и как система. Он выделил следующие его характеристики:

1) нормативность – зависимость от общепринятых ценностей и норм;

2) волюнтаризм – зависимость от воли субъекта;

3) наличие знаковых механизмов регуляции.

Социальное действие, по мнению Парсонса, выполняет в жизни человека определенные функции, обеспечивающие его существование как биосоциального существа. Среди этих функций можно выделить четыре в зависимости от тех подсистем жизни индивида, в которых они осуществляются:

1) на биологическом уровне выполняется адаптационная функция социального действия;

2) в подсистеме усвоения ценностей и норм социальное действие выполняет личностную функцию;

3) совокупность социальных ролей и статусов обеспечивается социальной функцией;

4) на уровне усвоения целей и идеалов осуществляется культурная функция.

Таким образом, социальное действие можно охарактеризовать как любое поведение индивида или группы, имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом. Причем действие выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами, которые, являясь постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различаются по социальным позициям (статусам) и ролям.

Важной частью социологической теории социального действия является создание теоретической модели поведения. Одним из главных элементов данной модели выступает структура социального действия. Данная структура включает в себя:

1) действующее лицо (субъект) – носитель активного действия, обладающий волей;

2) объект – цель, на которую направлено действие;

3) потребность в активном поведении, которая может быть рассмотрена как особое состояние субъекта, порожденное нуждой в средствах существования, объектах, необходимых для его жизни и развития, и таким образом выступающее источником активности субъекта;

4) метод действия – совокупность средств, которая используется индивидом для достижения цели;

5) результат – новое состояние элементов, сложившихся в ходе действия, синтез цели, свойств объекта и усилий субъекта.

Любое социальное действие имеет свой механизм совершения. Оно никогда не является мгновенным. Для запуска механизма социального действия у человека должна возникнуть определенная необходимость в данном поведении, которая называется мотивацией. Основными факторами активности выступают интерес и ориентация.

Интерес – это отношение субъекта к необходимым средствам и условиям удовлетворения присущих ему потребностей. Ориентация – это способ различения социальных явлений по степени их значимости для субъекта. В социологической литературе существуют различные подходы к анализу мотивации социального действия. Так, в рамках одной из них все мотивы подразделяются на три большие группы:

1) социально-экономические. В данную группу входят, прежде всего, материальные мотивы, которые сопряжены с достижением определенных материальных и социальных благ (признание, почет, уважение);

2) реализация предписанных и усвоенных норм. В данную группу входят мотивы, которые имеют общественную значимость;

3) оптимизация жизненного цикла. В эту группу входят мотивы, связанные и обусловленные определенной жизненной ситуацией.

После возникновения у субъекта мотивации наступает этап формирования цели. На данном этапе центральным механизмом выступает рациональный выбор.

Рациональный выбор – это анализ нескольких целей с точки зрения их доступности и пригодности и их градация в соответствии с данными этого анализа. Возникновение цели может осуществляться двумя различными путями: с одной стороны, цель может сформироваться в качестве некого жизненного плана, носящего потенциальный характер; с другой стороны, цель может быть сформулирована как императив, т. е. иметь характер долженствования и обязательности.

Цель связывает субъекта с объектами внешнего мира и выступает программой их взаимного изменения. Через систему потребностей и интересов, ситуационных условий внешний мир овладевает субъектом, и это отражается в содержании целей. Но через систему ценностей и мотивов, в избирательном отношении к миру, в средствах целеосуществления субъект стремится утвердить себя в мире и изменить его, т. е. самому овладеть миром.

Социальные действия выступают звеньями цепи взаимодействий.

Лекция № 7
СИСТЕМА ПЕРВИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ, ОБРАЗОВАНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

1. Социальные взаимодействия. Типы и теории.
2. Социальные группы. Понятия и виды.
3. Поведение человека в группе.

1
Человек, являясь по своей сути социальным существом, в процессе сво-ей жизни и деятельности вступает в разнообразные взаимодействия с другими людьми. Под социальным взаимодействием подразумевается «система взаимо-обусловленных социальных действий, при которых действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов. Социальные взаимодействия не исчерпывают многообразия соци-альных связей, которые выстраиваются в логической последовательности сле-дующим образом:
1) социальные контакты (мимолетные, кратковременные связи, напри-мер, в общественном транспорте);
2) социальные действия (поведение с осознанной направленностью на других, например, учет возможной реакции окружающих, который лежит в ос-нове длительного прихорашивания перед зеркалом молодой девушки);
3) социальные взаимодействия (например, кооперация, конкуренция и конфликт);
4) социальные отношения (упорядоченные и устойчивые социальные взаимодействия, например, дружба).
Из перечисленных видов социальных связей наиболее теоретически раз-работаны социальные действия и взаимодействия. Родоначальником теории со-циального действия был выдающийся немецкий социолог Макс Вебер, который понимал данное понятие, как действие человека..., которое по предполагаемому действующим лицом или... лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него» . В определении смысла того или ни соци-ального действия Вебер видел главную задачу социологической науки. Основ-ной особенностью социального действия Вебер считал его осознанный харак-тер. По его мнению, столкновение двух велосипедистов может быть явлением случайным и не носить характера социального действия, но брань и конфликт, либо извинения - это уже социальные действия. В данном примере сложно провести четкие контуры «социальности» действий велосипедистов. Все прояс-няется, если рассмотреть типологизацию социального действия, которую пред-ложил немецкий социолог. Он расположил четыре типа социального действия (см. также лекцию №2) по мере нарастания их рациональности:
- аффективные действия, которые совершаются под воздействием сильных эмоций (например, скандал);
- традиционные действия, которые совершаются просто потому, что так принято поступать (например, здороваться при встрече;
- ценностно-рациональные действия, которые определяются ценностя-ми, присущими человеку (например, отказ Джордано Бруно поступиться своей теорией и спасти таким образом свою жизнь;
- целерациональные, которые определяются осознанной целью и осознанным выбором способов ее достижения (например, действия предприни-мателя).
Данные варианты социальных действий представляют собой идеальные типы. В чистом виде они крайне редки в жизни, но необходимы для интерпре-тации реальных действий людей, которые представляют собой комбинации этих типов. Американский социолог Т. Парсонс несколько модифицировал тео-рию социального действия. Во первых, он предложил не ограничиваться прин-ципом рациональности, а во-вторых, соединил анализ социального действия с учением о социальных ролях. Парсонс исходил из того, что общество является доминирующим в трихотомии «общество - группа – индивид». Оно есть моти-вированная совместная деятельность людей, и чтобы познать общество, надо свести его анализ к действиям людей. Таким образом, в качестве предмета со-циологии Парсонс определяет социальные действия. Они, по его мнению, имеют определенную структуру: действующее лицо, цель, условия (ситуация), нормы, реакция другого лица. В обществе функционирует система социальных действий людей, которая способствует возникновении. социальных отношений - устойчивой связи взаимно ориентированных социальных действий. Взаимо-действие людей в обществе ¬носит структурированный характер. При этом от-дельный человек принимает участие в процессах социального взаимодействия, преследуя свои различные цепи. Но цели во-многом связаны с общественными нормами (правилами игры) и ценностями, которые существуют в культуре дан-ного общества. Выбор человеком целей своих действий происходит не произ-вольно, а в рамках определенных ценностей и нормативно регулируется обще-ством. Ключевыми понятиями в данном контексте являются статус, социаль-ная роль, и социальный контроль. Статус означает деперсонифицированную социальную позицию в обществе, связанную с ранжированностью социальных отношений.
В связи с этим понятие статуса поэтому связано с понятием престижа. Статус служит определению и конкретизации взаимодействий между людьми, задавая некую матрицу. Например, в университетской аудитории взаимодейст-вие задается двумя основными статусами - профессора и студента. Студенты строят свое поведение в аудитории, исходя из своих прав и обязанностей по от-ношению к профессорам, а профессора таким же образом строят свое поведе-ние по отношению к студентам.
Социальный статус тесно связан с типичными для общества отноше-ниями власти, подчинения и зависимости, которые в той или иной форме при-сутствуют во всех видах социальных отношений. Различают два главных спо-соба обретения статуса - предписание и достижение. Предписанный статус - это социальная позиция, которая дается от рождения или связана с принадлеж-ностью к какой-либо группе. Скажем, быть принцем, женщиной, «благородным рыцарем», графиней означает получение статуса на основе предписаний. Стать же ученым, олимпийским чемпионом, инженером и даже «вором в законе» можно только на основе достижений. Достигнутый статус означает социальную позицию, получение которой связано с проявлением индивидуальных способ-ностей и усилий. Правда, в жизни существует много статусов, которые связана одновременно и с предписаниями, и с достижениями. Получить хорошо опла-чиваемую работу гораздо легче, если человек уже принадлежит к привилегиро-ванной социальной группе.
Другой важнейший компонент социального взаимодействия - роль, яв-ляющаяся моделью ожидаемого поведения, которая связана с данным статусом. Статус подразумевает различные права и обязанности. Культурные нормы предписывают определенное поведение обладателю того или иного статуса. Это также называют ролевыми ожиданиями. Ролевое исполнение поведения яв-ляется, таким образом, функцией статуса. Через роль личность связывается с социальной структурой, а статусно-ролевая система выступает как матрица со-циальной структуры общества. Люди получают определенный статус и игра-ют социальные роли (студентов, профессоров, менеджеров, политиков). В рамках статусно-ролевой позиции существуют права, т.е. ожидания того, как будут вести себя люди по отношению к данному человеку, и обязанности - ожидания других, что человек будет вести себя соответственно занимаемому статусу. Все это делает возможным существование системы социальных отно-шений. Конкретный индивид может пребывать одновременно в нескольких ста-тусно-ролевых позициях. Ученик Парсонса Роберт Мертон отмечал, что одному статусу может соответствовать целый ряд ролей. Так, например, женщина мо-жет иметь статус жены и исполнять роли полового партнера и хозяйки. Если она еще и работает, скажем преподавателем, то исполняет роли коллеги для со-служивцев и учительницы для детей. Множественность статусно-ролевых по-зиций личности приводит к противоречиям и ролевым конфликтам (семейные обязанности женщины могут мешать ее служебным обязанностям). Общество порой вынуждено заставлять своих членов выполнять социальные роли и кор-ректировать ролевые отклонения, которые могут возникать. Против отклонений мобилизуется социальный контроль, который основывается на санкциях (пред-писания, запреты, положения, приказы, репрессии) и реализуется через социа-лизацию, групповое давление и принуждение.
Среди теорий социального взаимодействия наиболее распространены теория обмена, символический интеракционизм, этнометодология и дра-матический анализ. Теория обмена Дж. Хоманса основана на бихевиорист-ской модели (стимул-реакция). Люди вступают во взаимодействие, взвешивая все возможные вознаграждения и затраты в соответствии с четырьмя принци-пами: 1) чем больше вознаграждается определенное действие, тем чаще оно по-вторяется; 2) если вознаграждение зависит от условий, то человек стремится воссоздать эти условия; 3) если награда велика, то человек готов приложить больше усилий; 4) когда потребности близки к насыщению, то прилагаемые усилия становятся меньше.
Наряду с трактовкой общества в рамках позитивизма и структурного функционализма существует субъективная, интеракционистская модель соци-альных взаимодействий. Согласно данному подходу, общество - «конструи-руемая реальность», возникающая в повседневном взаимодействии (интерак-ции) людей. Отсюда предметом социологии считается процесс взаимодействия на микроуровне. Реальность - это результат взаимодействий, основанных на интерпретации ситуации, в которой они происходят. Например, девушка, отве-чая на вопрос молодого человека о том, который сейчас час, может по-разному интерпретировать данный вопрос и соответственно по-разному себя вести. Скажем, понять ситуацию как попытку завязать знакомство или как мимолет-ный контакт. Символический интеракционизм, разработанный Дж.Мидом и Г.Блумером, утверждает, что поведение определяется значением, которое люди придают словам, жестам, предметам и другим символам. Один и тот же жест может интерпретироваться как значимый, и тогда строится одна модель пове-дения; и незначимый - тогда следует автоматизированная реакция. Схема взаимодействия выглядит так: стимул - символ - реакция.
На конструирование реальности огромное влияние оказывает культура общества, задающая параметры такого конструирования, которые воспринима-ются как «естественные». Так называемая теорема Томаса гласит, что ситуа-ция, которая определяется как реальная, реальна и по своим последствиям. Культура задает пространство смыслов и значений, согласно которым и проис-ходит интерпретация ситуации взаимодействия. Этим можно объяснить знако-мый каждому путешественнику «культурный шок», когда привычные для него жесты, предметы и понятия неожиданно оказываются имеющими совершенно другое значение. Например, в Японии протянутая для рукопожатия рука тради-ционно интерпретировалась как недружественный жест, и в данном случае не важно, что хотел на самом деле действующий субъект. Теорема Томаса нацели-вает на анализ того, как партнер по взаимодействию определил ситуацию.
Именно в ежедневном процессе взаимодействия, который связан, преж-де всего, с речевыми конструкциями, задающим упорядоченность социальной реальности, сосредоточивает свое внимание этнометодология. Основатель этой теории Г.Гарфинкель ставил задачу вскрыть неписанные правила, которые упорядочивают взаимодействие, но не являются очевидными. В 60-е годы его студенты проводили провокационные эксперименты. Когда студента спраши-вали: «Как поживаешь?», он отвечал: «А что Вы имеете в виду: мое здоровье, финансовое положение, учебу или что?». Собеседник, как правило, выходил из себя и кричал: «Да я просто был с тобой вежлив и мне плевать на то, как ты живешь!». Отсюда Гарфинкель делал вывод о языковом нормировании правил социального взаимодействия. Этнометодология, встав в жестокую оппозицию традиционной социологии, в свою очередь, подверглась критике за: 1) идею сверхупорядоченности социальных взаимодействий; 2) игнорирование фактов непонимания между людьми и феномена социальной структуры. Сегодня роль этой теории не столь заметна, как в 60-е годы.
Коллега Г.Гарфинкеля Э.Гоффман разделял его идею о схематизирован-ности повседневной жизни. Социальное конструирование реальности, по его мнению, сходно с тем, как актеры играют свои роли на сцене театра. Свою тео-рию он назвал драматургическим анализом и определял ее как анализ соци-альных взаимодействий в терминах театральной постановки. Статус при этом связывался с солирующей или второстепенной партией, а роль - сценарием. Сердцевиной теории Гоффмана являлась идея самопрезентации, с помощью ко-торой человек управляет впечатлениями других людей и воздействует таким образом на них. Жесты, одежда, тон голоса - все это создает нечто вроде сцени-ческой постановки, где человек играет главную роль. Одна из главных задач здесь - создать себе идеализированный имидж. Независимо от того, каковы их реальные мотивы и намерения, люди склонны убеждать действия соответству-ют общеразделяемым и одобряемым стандартам. Например, врачи склонны публично утверждать, что их работа для них не столько зарабатывание денег «благородное дело помощи страждущим больным», «вклад в науку» и т.п. Са-мое неприятное в самопрезентации - потеря лица, которая приносит вред не только тому, кто его теряет, но и может дезорганизовать всю ситуацию взаимо-действия. Отсюда ценность тактичности, которая призвана помочь сохранить лицо и контекст ситуации. Такт - один из приемов конструирования социаль-ной реальности. Рассмотрим этот процесс на примере ситуации в кабинете вра-ча-гинеколога. Если врач мужчина, ситуация приобретает некую двусмыслен-ность, поэтому общество создает особый сценарий взаимодействия в таких слу-чаях. Во-первых, присутствие медсестры - женщины как бы препятствует ин-тимности; во вторых, дизайн кабинета и одежда врача призваны исключить всякий намек атмосферу, предполагающую близость; в-третьих, язык общения официален и задает некую обезличенность. Таким образом, сам процесс чисто медицинской помощи приобретает социальный контекст. Работы Гоффмана показали, что хотя индивидуальность и спонтанность имеют место в процессе ролевого поведения, тем не менее социальное взаимодействие во многом скон-струировано из сходных элементов и поэтому нормировано. Шекспировские слова о том, что весь мир театр, а люди в нем актеры, могут быть использованы в качестве главного тезиса теории драматического анализа.

2
Взаимодействуя между собой, люди не могут обойтись без таких прояв-лений своей социальной сущности, как чувство принадлежности к общности и идентификация себя с другими людьми, Другими словами, практически каж-дый человек является членом какой-либо социальной группы. Термин «соци-альная группа» используется для обозначения феномена, «когда два или более человека, имеющих высокий уровень идентичности, взаимодействуют на по-стоянной основе» . Каждый член общества может быть охарактеризован как представитель той или иной группы - семейной, этнической, дружеской, кон-фессиональной и т.п.
Образование социальных групп в обществе обычно связывают с:
1) жизненной необходимостью, вытекающей из социальной
природы человека (социализация);
2) необходимостью достижения целей, не доступных одному человеку (бригада строителей);
3) удовлетворением потребностей в социальном одобрении, уважении и самореализации, которое невозможно вне группы;
4) необходимостью ослабления разрушительного влияния негативных чувств (беда любит компанию).
Образуя группы, люди не только определенным образом взаимодейст-вуют друг с другом и осознают свою принадлежность к ней, они также подчи-няются внутригрупповым нормам поведения и считаются членами данной группы с точки зрения других людей (вспомним теорему Томаса).
В одних случаях взаимодействия в группах носят более личностный, в других - более формальный характер. В этом плане различают первичные и вторичные группы. Первичной называют группу, сравнительно небольшую по размеру, где отношения между людьми длительны и основаны на личностных факторах (родство, дружба, любовь). Типичный пример и самая важная пер-вичная группа - семья. Именно первичная группа выступает агентом ранней со-циализации, формируя поведение и личность человека. Она же задает социаль-ную идентичность, поэтому члены первичных rpyпп воспринимают себя как некое коллективное «мы» (братство, клуб). Сила первичных связей дает чело-веку комфорт и ощущение безопасности. Члены первичных групп оказывают не только эмоциональную, но и зачастую финансовую поддержку друг другу. Причем данный тип взаимоотношений мыслится на взаимной основе. Если это не происходит, то появляется ощущение, что тебя просто используют, и это от-рицательно сказывается на взаимоотношениях. Несмотря на периодические конфликты, члены первичных групп чаще всего сохраняют статусно-ролевую структуру. Братья и сестры всегда будут братьями и сестрами. Не случайно распространено мнение, что первичная группа и есть та клеточка (по аналогии с живой клеткой), из которой складывается общество.
Вторичные группы обычно больше по размеру, и взаимодействие в них основано на общих целях и интересах. Вторичную группу образуют индиви-дуумы, работающие в одной фирме, учащиеся в одной студенческой группе, депутаты, состоящие в одной парламентской фракции. Здесь формируется ткань вторичны (более безличных) отношений. Они более кратковременны и менее эмоциональны. Вторичная группа менее значима с точки зрения соци-альной идентичности. Хотя и во вторичной группе люди могут говорить о себе, употребляя термин «мы», границы между членами группы и не членами группы менее четко выражены по сравнению с первичными группами. Сказанное не означает, что вторичные отношения напрочь лишены эмоциональности и чисто формальны, но эмоциональные и личностные факторы взаимодействия здесь вторичны по сравнению с групповыми целями. Если члены первичных групп имеют значение сами по себе, то члены вторичных групп оцениваются с точки зрения того, чем они могут быть полезны. В то же время данные различия ско-рее идеальная типизация. В жизни можно встретить вторичные группы с сильно выраженным акцентом на «семейный тип» взаимоотношений. Например, тра-диционные японские фирмы, где большое значение придается взаимным мо-ральным обязательствам работников и работодателей.
Другой разновидностью социальных групп являются референтные группы. Это группы, на которые человек ориентируется в своих оценках, реше-ниях и поведении. Молодой человек, размышляющий о том, как его семья от-несется к девушке, с которой он встре¬чается, считает семью референтной груп-пой. Также банкир, считающийся с мнением коллег по поводу своей кредитной политики, оценивает своих сослуживцев как референтную группу. Одновре-менно референтными будут не только те группы, к которым человек принадле-жит, но и те, к которым он хотел (ингруппа) или активно не хотел бы (аут груп-па) принадлежать. Выражения типа «ты что, ненормальный?» служат как раз тому, чтобы, используя референтную группу, воздействовать на оценки или по-ведение партнера по взаимодействию. Референтными могут быть как первич-ные, так и вторичные группы. Все группы типа «in» и «out» порождаются раз-делением общества на «мы» и «они». При этом «нам» приписываются те цен-ные свойства, которых нет у «них». Все это способствует созданию более опре-деленных границ между социальными группами и социальной индентификаци-ей людей. Одновременно с помощью «in» и «out» групп воспроизводится база для конфликтов. Этноцентризм и расизм, например, - результатом возвыше-ния одних групповых черт и норм в ущерб другим. К чему это приводит на практике, известно.
3
Взаимодействие людей в группах имеет ряд характерных особенностей, которые в социологии называются групповой динамикой. Речь идет прежде всего о феноменах лидерства, группового конформизма и сплоченности. В се-мье, на работе или на отдыхе взаимодействие людей выстраивается таким обра-зом, что кто-то приобретает большой статус и занимает более влиятельную по-зицию, что позволяет им оказывать сильное воздействие на других членов группы. Для характеристики такого явления используют понятие «лидерство». Лидер - это член группы, который: 1) имеет возможность влиять на поведение других; 2) определяет направление И осуществляет координацию деятельности; 3) разрешает споры и принимает решения. В то же время лидер концентриро-ванно выражает групповые интересы и ценности. Даже в бандитской шайке ли-дер должен не просто «давить» авторитетом и силой, а использовать их для достижения целей, которые одобряются шайкой, и вести себя в соответствии с принятым «кодексом чести».
Различают «инструментальное лидерство», которое связано с процессом достижения главных целей группы, и эмоциональное, связанное с процессом улучшения коллективного самочувствия членов группы (душа общества). В ев-ропейской культуре такое «разделение труда» четко выражено. Например, в семье инструментальным лидером является муж и отец, жене же традиционно отводится роль эмоционального лидера. По стилю лидерства выделяют три идеальных типа: а) либеральный (невмешивающийся); б) авторитарный (дик-тующий решения и берущий на себя всю ответственность); в) демократический (разделяющий ответственность с членами группы на базе совместно принятого решения). Выбор стиля лидерства зависит не только от ситуации и от группо-вых целей, а также от индивидуальных характеристик самого лидера.
Другой важной характеристикой групповой динамики является группо-вое давление и конформизм. Конформизм подразумевает требование и одно-временную готовность следовать внутригрупповым нормам. Показателен в этом смысле эксперимент, проведенный в начале 60-х годов XX в. С.Мильграмом в Йельском Университете США. Одним студентам поручалась роль «учителя», другим «ученика». Учитель должен был требовать, чтобы уче-ник запоминал ряд слов и воспроизводил их без ошибок. Для стимуляции при-лежного учения учитель располагал аппаратурой, позволяющей выбирать для нерадивых учеников с помощью разряда тока от 15 до 450 вольт. Естественно, «ученики» были заранее предупреждены, что никаких ударов током не будет, но их попросили сыграть так, будто им больно. «Учителя» об этом ничего не знали. Аппаратура была сконструирована таким образом, что исключала воз-действие током. В процессе эксперимента оказалось, что 2/3 «учителей» не ос-танавливались даже перед применением электрошока в 450 вольт. Мильграм предположил, что «учителя» настолько входили в роль, что, по их мнению, обя-заны были добиться, чтобы ученики выучили все задания. Эксперимент был повторен таким образом, что один «ученик» имел сразу трех учителей, двое из которых были ассистентами Мильграма. В этом случае эксперимент показал, что один испытуемый «учитель» ориентировался на действия своих «коллег» в большей мере, чем на свое мнение.
Групповое давление и конформизм ярко продемонстрировали и экспе-рименты С.Эша. Группе из 6 - 8 человек давалось задание оценить сравни-тельную величину разных отрезков прямых. Причем разница была очевидна. Но когда испытуемый попадал в группу, которая специально начинала выска-зывать мнение, прямо противоположное мнению, то примерно более 30% ис-пытуемых соглашались с неверным ответом, если его разделяло большинство. Опираясь на эти и другие исследования, социологи склонны утверждать, что большинство индивидов конформно и не может противостоять групповому давлению. Но, наверное, не стоит считать конформность исключительно отри-цательной характеристикой человека. Во многом благодаря ей поведение лю-дей в группах отличается предсказуемостью и стабильностью. Только мень-шинство способно противостоять групповому давлению, но именно оно и спо-собствует социальным изменениям. Еще одна важная характеристика группо-вой динамики - сплоченность. Для сплоченной группы типично:
1) ярко выраженное чувство «мы»;
2) тесная кооперация в достижении групповых целей;
3) защита группы от внешней критики или агрессии;
4) готовность пожертвовать личным во имя групповых интересов.
На сплоченность влияют, во-первых, размер группы (чем она больше, тем труднее поддерживать сплоченность); во-вторых, стабильность состава группы (ротация членов группы отрицательно сказывается на сплоченности); в-третьих, степень вовлеченности и ответственности членов группы за общие де-ла. Чем сложнее ритуал принятия новых членов группы, тем, как правило, жестче требования следовать групповым нормам и выше сплоченность.
На уровень сплоченности влияет также и такой фактор, как образ врага, который усиливает внутригрупповую солидарность и интеграцию. В США был проведен довольно простой, но показательный в данном контексте экспери-мент. В лагере скаутов для поощрения конкуренции в трудовых и спортивных делах было создано два отряда - «красных дьяволов» и «бульдогов». Админи-страция лагеря всячески способствовала усилению соперничества между ними. В конце концов начались жесткие конфликты, которые уже не удавалось пога-сить привычными способами. Тогда руководство лагеря создало образ врага в лице скаутов соседнего лагеря, сказав, что они пренебрежительно отзываются о спортивных и трудовых возможностях «бульдогов» и «красных дьяволов» и готовы их легко посрамить как в спорте, так и в труде. Все это резко усилило лояльность к «своим» на фоне наростающей враждебности к «чужим». Кон-фликты прекратились, и лагерь зажил одной семьей, озабоченной победой над общим «противником».
В заключение отметим, что именно изучение малых социальных групп сегодня вызывает большой интерес социологов. Помимо удобства для экспери-ментирования и наблюдения из-за своего сравнительно небольшого размера, они выступают элементарными частицами социальной структуры, в которой зарождаются и развиваются социальные процессы.

Вопросы для самоконтроля
да.
1. Что такое социальное действие?
2. Сравните теории социального действия М. Вебера и Т. Парсонса.
3. В чем сущность понятий «социальный статус» и «социальная роль»?
4. Дайте характеристику взглядам интеракционистского подхода.
5. Поясните на примерах действия «теоремы Томаса».
6. Почему люди образуют группы?
7. Какие виды групп вы знаете?
8. Поясните на примерах процессы групповой динамики.

Литература
1. Смелзер Н. Социология. - М., 1994.
2. Фролов С.С. Основы социологии. - М., 1997.
3. Вебер М. Избранные, произведения. - М., 1990.
4. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. - М., 1969.
5. Андреева Т.М. Социальная психология. - М., 1988.
6. Социологический словарь / И.Амберкомби, С.Хилл, Б.С.Тернер. - Ка-зань, 1997.
7. Horton P., Hunt С h.L. Sociology. - Mc Graw-Hill Book Company. - N.Y., 1976.
8. John J. Mасiоnis. Sociology. - New Jersey, 1989.
9. Капитонов Э.А. Социология в XX веке. - Ростов-на-Дону, 1996.

_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_23_

2014. Вып. 1

УДК 316.33 Е.Г. Клеймёнова

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Рассмотрена роль социального порядка в поддержании стабильности и устойчивости социальной системы. Представлены различные социологические подходы к определению сущности социального порядка. Обозначена связь социального порядка с категориями социального контроля, а также социальной нормы и девиации. Выделены основные причины необходимости разработки принципиально иного подхода к реализации принципов организации социального порядка в подростковых пенитенциарных учреждениях.

Ключевые слова: социальный порядок, устойчивость социальной системы.

Понятие «социальный порядок» является одной из основополагающих философских и социологических категорий. Первые теоретические концепции социального порядка начали появляться одновременно со становлением общества и государства. Этот вопрос с древнейших времен всегда занимал умы великих философов. Более того, в настоящее время он не теряет своей актуальности и является причиной для острых дискуссий и научных споров .

С вопросом выяснения сущности социального порядка, так или иначе, можно столкнуться практически во всех сферах деятельности человека, поскольку этот феномен имеет статус всеобщей категории. Он выражает фундаментальные принципы организации социальной системы и составляющих ее элементов, способы связи этих элементов между собой, а также их гармоничного функционирования. Социальный порядок неразрывно связан с такими понятиями, как «социальный контроль», а также «социальная норма» и «девиация». Все эти категории взаимозависимы и взаимодополняемы, каждая из них помогает наиболее полно раскрыть суть других понятий.

Социальный порядок в обществе не возникает спонтанно. Его поддержание предполагает присутствие определенных социальных институтов и организаций, призванных выполнять контролирующие функции, то есть функции социального контроля. Формы осуществления социального контроля в обществе, а также механизмы и способы его реализации крайне разнообразны, варьируются в диапазоне от традиционных до инновационных. Традиционные формы реализации социального контроля выражаются в существовании социальных институтов, применяющих строгую систему нормирования в отношении того или иного вида человеческой деятельности. Эти социальные институты могут быть как формальными, например государство, так и неформальными, например семья. Санкции, применяемые этими видами социальных институтов, не одинаковы по способу выражения, но имеют в своей основе один и тот же принцип осуществления социального контроля - закрепление допустимого поведения посредством нормативного регулирования. Этот вариант развития имеет исторические корни. Он начал свое формирование очень давно и даже сейчас не теряет своей актуальности, является наиболее характерным для социальной системы. Однако его соответствие современному состоянию общества все чаще ставится исследователями под сомнение . В современном обществе необходимо осуществлять переход к инновационным и эффективным формам реализации социального контроля. Безусловно, в этой ситуации не подразумевается абсолютный отказ от традиционных форм и методов, так как невозможно полностью отрицать их значимость. Но на сегодняшний день состояние дел требует пересмотра существующей системы поддержания социального порядка. В современном обществе понятия «норма» и «девиация» подверглись существенному изменению, а принципы осуществления контроля за соблюдением норм остались практически без каких-либо значимых изменений. Поэтому необходимо уделить внимание разработке принципиально новой системы методов и способов поддержания социального порядка и реализации социального контроля.

Описываемая проблема является довольно масштабной и имеет первостепенное значение для устойчивого функционирования социальной системы. В связи с этим все отрасли научного знания акцентируют на ней такое большое внимание. Но в контексте этой работы целесообразно рассматривать лишь самые основные и значимые теоретические подходы к определению сущности социального порядка и его соотношению с социальным контролем - криминологический и социологический. Выделенные подходы представляют диаметрально противоположные взгляды на изучаемые явления. Поэтому именно сравнение различных точек зрения может способствовать выявлению достоинств и

недостатков каждого из них, формированию целостного образа понятия «социальный порядок» и определению его связи с понятием «социальный контроль».

Социологический подход значительно отличается от других теоретических подходов к изучению социального порядка. Он предполагает принципиально более широкое и всестороннее рассмотрение этого социального явления. В первую очередь это связано с совершенно иной трактовкой понятия «социальная норма» . В рамках подхода учитывается многоаспектность изучаемого понятия, зависимость его формирования от различных факторов внешней среды. Указанный момент становится особенно важным при рассмотрении социального порядка в специфических условиях, таких как тюремное заключение. Тюрьма - это закрытое пространство, отделенная от остального общества территория, которая придерживается своих собственных норм и живет по своим правилам. Однако не стоит забывать, что эти правила и нормы основаны на всеобщих установлениях, которые функционируют в обществе. Исправительные учреждения являются лишь местом их концентрированной реализации с поправкой на специфический характер учреждения.

Поэтому принципиальный вклад социологического подхода заключается, во-первых, в том, что он рассматривает социальный порядок отдельных социальных групп как часть всеобщей упорядоченности социальной системы. Эти два элемента неразрывно связаны друг с другом, первый основывается на втором и вытекает из него. Такое взаимодействие положительно сказывается как на обществе в целом, так и на его составляющих, позволяя им функционировать более эффективно. Такая позиция качественно отличает данный подход от других, в рамках которых подобная связь не прослеживается. Однако, во-вторых, с позиций социологии социальный порядок отдельных социальных общностей и групп имеет свою специфику, его реализация требует учета особенностей конкретной социальной среды. В-третьих, в связи с вышесказанным, формируется принципиально иное понимание социальной нормы, более гибкое и вариативное. Это отнюдь не означает ослабление степени ее авторитетности и влияния. Иное видение понимается как расширение границ нормы и отклонения с учетом имеющихся внутренних и внешних условий среды, а также возможных в будущем результатов такого расширения. Все перечисленные факторы в совокупности позволяют социологическому подходу к изучению социального порядка занимать передовые позиции, разрабатывать теоретические концепции, реально работающие в современных социальных условиях. Комплексный и практически не ограниченный никакими условиями смелый подход к решению проблемы дает множество полезных инноваций.

Социологическое направление изучения социального порядка представлено большим разнообразием различных теорий. В этой работе будут рассмотрены следующие теоретические концепции: структурно-функционалистская теория Р. Мертона, теория конфликта Р. Дарендорфа, постструктуралистская теория М. Фуко, теория систем У. Бакли и интегральная теория П. Сорокина . Выявление сути каждого из обозначенных подходов необходимо начать с концепции Р. Мертона. Поскольку он является представителем структурно-функционалистского подхода в социологии, то основными понятиями его теории оказываются «культура» и «социальная структура». Именно из их взаимосвязи вытекает его определение социального порядка. Культура представляет собой совокупность нормативных ценностей, общих для социума или группы. Социальная структура определяется как совокупность социальных отношений, характеризующих общество или группу. В зависимости от характера отношений, существующих между культурой и социальной структурой, можно выделить пять возможных вариантов поведения: конформизм, инновация, ритуализм, ретретизм и мятеж. Первый тип характеризует идеальное состояние общества, при котором определенные культурные цели могут быть достигнуты всеми социальными группами с помощью институционализированных средств. Второй тип, инновация, предполагает согласие с общепринятыми целями, но несогласие с установленными способами их достижения. Ритуализм определяется как отвержение целей, но продолжение следования ритуалам их осуществления. Ретретизм исходит из полного неприятия как целей, так и средств. Наконец, мятеж, по Р. Мер-тону, также придерживается позиции отрицания и целей, и средств, но в отличие от ретретизма предлагает новые цели и способы их достижения .

Все выделенные типы поведения основываются на соотношении определенного типа поведения и общественной реакции на него. Именно на основе этого взаимодействия возникает понимание социального порядка. С точки зрения Р. Мертона, социальный порядок - это необходимое условие существования социальной системы. Именно благодаря его сохранению и поддержанию общество может функционировать стабильно, устойчиво и гармонично. Однако такая точка зрения является не-

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

приемлемой для современных социальных реалий. Статичность рассмотрения социального порядка абсолютно недопустима в этом контексте. С одной стороны, достоинством такого подхода является то, что социальный порядок в этой концепции носит характер всеобщей категории, но, с другой стороны, такая всеобщность предполагает и совершенное отсутствие какой-либо спецификации в соответствии с особенностями определенной социокультурной группы.

В этой работе рассматриваются механизмы обеспечения социального порядка в подростковых пенитенциарных учреждениях. «Население» таких учреждений представляет собой крайне специфическую социальную группу. Для них характерно нонконформистское, преступное поведение, возникающее на почве конфликта между культурой и социальной структурой. Исходя из этого положения, индивиды, члены определенных социальных групп, не имея возможности либо мотивации законным способом осуществить свои потребности, попадают под гнёт общественного осуждения и изолируются от социума в тюрьмах. Тюрьма, являясь государственным учреждением, также функционирует на основе установленной в обществе ценностно-нормативной системы. Следовательно, оказавшись в изоляции, преступники продолжают отвергать существующие правила, выстраивая новую систему ценностей, формируя тюремную субкультуру. Поэтому попытки исправить людей, попавших в такие учреждения, с помощью способов, основанных на ценностно-нормативной системе, которая вынудила их оказаться здесь, которой они не соответствуют, не вписываются в нее, которыми она уже изначально отвергается, являются совершенно необоснованными и неэффективными. В этой ситуации необходим принципиально другой подход.

Одно из главных преимуществ этой теории состоит в подчеркивании связи культуры и социальной структуры общества. Невозможно говорить о существовании единой, неструктурированной системы культуры. На протяжении веков её разнообразные проявления окружают человека. Каждой эпохе соответствуют свои определенные культурные артефакты. Культура любого общества предполагает наличие в ней противоположных течений, присущих различным социальным группам. Поэтому стремление не замечать существование разнообразных культурных традиций и сводить всё к единой системе норм и ценностей неизбежно вызывает большой общественный резонанс. Всё это актуально и в отношении понимания социального порядка. Его не следует рассматривать излишне узко, только как когда-то давно закрепленный набор установок и правил поведения. В связи с непрерывным изменением и развитием общества этот социальный элемент также подвергается трансформации. Именно такое одностороннее понимание социального порядка, игнорирование его многоаспект-ности в совокупности с аналогичным взглядом на культурную составляющую и приводит к возникновению вышеописанного конфликта между культурой и структурой. Однако в концепции Р. Мерто-на такая объяснительная модель не встречается и даже, наоборот, является в некоторой степени противоречащей общему смыслу.

Заслуга Р. Мертона также состоит в том, что в рамках своей теории он выделяет типы поведения, или социальной адаптации к существующим социальным условиям. Таким образом, мы можем проследить наличие различных вариантов подобного приспособления и выявить существование именно тех групп, которые обладают наибольшей социальной активностью и стремлением изменить имеющееся положение вещей. Из этого следует, что не все социальные группы способны оказать сопротивление социуму и доминирующей в нем ценностно-нормативной системе. Это, с одной стороны, свидетельствует о динамизме теории, стремлении к рассмотрению общества в процессе и с учетом его изменений, но, с другой стороны, именно в этом моменте и кроется ее внутреннее противоречие: изначально она заявляет о необходимости существования всеобщего социального порядка, в то время как сама же потом допускает возможность существования дестабилизирующих систему факторов, отсутствие социального равновесия и стабильности.

Иначе говоря, недостатком этой теории является невозможность определения обстоятельств возникновения неудовлетворенности тех или иных групп населения своим положением в обществе, а также причин, по которым они не могут его изменить, то есть эта теория не способна определить факторы и механизмы, способствующие обеспечению и поддержанию социального порядка в обществе. Поскольку этот вопрос является основным в этой работе, то рассмотренная концепция, несмотря на все свои достоинства, не является вполне применимой для объяснения сути социального порядка.

Другую точку зрения в вопросе определения социального порядка предлагает теория конфликта. Представители этого исследовательского направления утверждают, что естественным для общества является состояние непрерывного социального конфликта. Конфликт - это неизбежное порожде-

2014. Вып. 1 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

ние социальной системы . Однако в её рамках так же, как и в предыдущей теории, подчеркивается взаимосвязь между культурой и социальной структурой общества. Один из представителей теории конфликта, Р. Дарендорф, связывает существование конфликтов с неравномерным распределением власти . Каждое общество характеризуется наличием социальной группы, занимающей господствующую позицию в обществе. Она устанавливает свои правила поведения и формирует культурную традицию, становящуюся доминирующей. Все остальные социальные группы должны соизмерять свои действия с её установлениями. Правящая элита, действуя в своих интересах, определяет такой порядок, согласно которому одни социальные группы получают преимущества, а другие вынуждены находиться в ущемленном положении. Несогласные с этим представители притесненных групп начинают протестовать, пытаясь отстоять свою точку зрения, свои интересы и ценности. Но поскольку они находятся в почти бесправном положении, то управляющие социальной системой с целью избегания бунтов в обществе и сохранения конформного поведения его членов изолируют нежелательные элементы. Оказавшись в отрыве от социума, еще больше испытывая неприязнь к существующему режиму, изолированные индивиды с большей активностью начинают формировать и продвигать собственную систему норм и ценностей, образуя свою субкультуру в пределах тюремных стен.

В итоге теория конфликта, как и предыдущая концепция, оказывается недостаточно результативной. Изначальный конфликт, присущий социальной системе, мешает установлению социального порядка в обществе. Принципиальная непримиримость «творцов» социальных ценностей и норм с многовариантностью и многоаспектностью социальной реальности дает эффект противоположный тому, на который они рассчитывали. Акцент на всеобщей, главенствующей, правильной системе нормативности, которой строго и неотступно должны следовать все без исключения члены общества, с одной стороны, рационален и обоснован необходимостью осуществления социального контроля над развитием социальной системы, с другой стороны, такой подход, наоборот, провоцирует неподчинение, ставит под сомнение существующие методы социального контроля и подрывает сохранность социального порядка.

Несмотря на противоположность исходных положений теории конфликта и теории аномии, их общим достоинством является рассмотрение причин нестабильности социального порядка как результата рассогласования между системой культуры и социальной структуры общества. Теория конфликта хорошо объясняет бессмысленность стремления к формированию единой культуры, принимаемой всеми членами общества. Конфликт рассматривается как изначально присущий социальной системе атрибут. Исходя из этого, делается акцент на наличии культурного и социального разнообразия, естественно присущего обществу. Однако в то же время это становится фактором, ограничивающим и замыкающим теорию.

Еще одно важное достоинство рассмотренной теории - выявление существования не только различных социальных групп, но также и определение их неравного социального статуса в отношении друг друга. Выделение управляющей элиты и подчиненного большинства является значительным шагом к улучшению понимания социального неравенства и причин социальной нестабильности. Более того, нельзя оставить без внимания факт введения такого понятия, как «социальный контроль». Именно оно, наряду с некоторыми другими, станет играть в последующих теориях определяющую роль в построении образа социального порядка.

Следующая теория - концепция М. Фуко. Являясь представителем постструктурализма в социологии, он придерживается такой точки зрения, согласно которой в обществе не может существовать единого культурного образца, эталона социального поведения, поскольку все нормы и ценности являются социальными конструктами. Определение того, что считать нормой, а что - отклонением, зависит от используемого дискурса. В рамках этого методологического подхода обосновывается переход от рассмотрения классовой структуры общества к обществу фрагментированному. Такой переход сопровождается усиленным дроблением социума. Возникает множество точек зрения, каждая из которых отражает наличие в обществе различных групп культурных ценностей, вследствие чего нарушается целостность социальной системы, противоборствующие дискурсы вступают в конфликт. В таких условиях становится невозможным определение нормы и девиации . Существование единого социального порядка ставится под сомнение.

Следует отметить, что концепция М. Фуко также уделяет большое внимание роли социального контроля в формировании порядка в обществе. Большое значение отводится дискурсу власти. Власть

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

ставит перед собой задачу наведения всеобщего социального порядка путем тотального контроля над всеми действиями членов общества. Такое стремление естественным образом наталкивается на сопротивление со стороны социума, стремящегося сохранить свою свободу и независимость и нежелающего следовать навязанным правилам и культурным образцам. Властные структуры, со своей стороны, никак не могут допустить появления в обществе такого рода волнений. Поэтому они, во избежание утраты социального контроля над ситуацией и возникновения нежелательных для них последствий, объявляют те или иные формы протеста против их режима делинквентными, отклоняющимися от нормы. Людей же, являющихся источником социальных волнений, они изолируют от общества с целью исправления. Попадая в исправительные учреждения, так называемые преступники вовлекаются в процесс исправления. М. Фуко отмечает, что тюрьма давно уже не служит только лишь местом для временной изоляции преступников от социума. Она стала мощным орудием в руках власти. По сути, всё общество является одной большой тюрьмой, где господствует дисциплинарная власть. Не существует возможности освободиться от всеобщего контроля. Цель жестокой машины власти заключается в формировании «податливых тел», которые всецело будут подчиняться существующему режиму .

Эта теория более полно раскрывает сущность таких основополагающих понятий, как «социальный порядок» и «социальный контроль», показывает их глубинную взаимосвязь и взаимозависимость. Её неоспоримым достоинством является, прежде всего, выявление относительности всех социальных правил, норм и ценностей, в том числе определение нормы и отклонения в качестве социальных конструктов, выстраиваемых властью. Большой вклад в определение изучаемого явления как социального феномена внесло понимание решающей роли власти в обществе. Рассмотренная теория, показывающая всеохватывающее влияние социального контроля, также делает акцент на подробном рассмотрении механизмов его осуществления. Более того, важным моментом является представление особой роли тюрьмы в поддержании социального порядка в обществе. В отличие от других теорий, не уделяющих исправительным учреждениям достаточного внимания, данная концепция подробно описывает и объясняет механизмы наведения социального порядка и осуществления дисциплинарного контроля именно в тюрьме. Интересной также является проекция модели тюрьмы на общество в целом.

Постструктуралистский подход М. Фуко является достаточно полно и всесторонне отражающим сущность формирования социального порядка в обществе и особенностей его функционирования в рамках самой тюрьмы. Он показывает его разноплановость и зависимость от особенностей определенной социальной группы. Так, образование тюремной субкультуры в исправительных учреждениях происходит в знак протеста против осуществления мер дисциплинарного контроля. Но в то же время её недостатком является отсутствие описания конкретных механизмов построения социальной структуры и системы взаимоотношений в тюрьме; не выясненным остается и вопрос об основаниях существования этих механизмов. Данная проблема находит свое решение в рамках концепции отечественного исследователя А.Н. Олейника. Он критикует теорию М. Фуко, говоря о её недостаточности для объяснения особенностей организации современного тюремного сообщества. Принципиально новым в его концепции является понимание самого понятия «норма». Основываясь на теории соглашения, он приводит точку зрения, согласно которой норма предстает в качестве не только и не столько навязанного правила, требующего исполнения и подчинения, а как добровольно устанавливаемая и разделяемая индивидами договоренность. Наличие в обществе тех или иных норм и правил является необходимым условием его существования и нормального функционирования .

С учетом вышесказанного, можно сделать вывод о том, что социальный порядок в исправительных учреждениях формируется на основании следования неформальным нормам. Заключенных изначально объединяет нежелание подчиняться официальным установлениям, но жить в абсолютном отсутствии каких-либо правил, помогающих удовлетворять свои потребности и интересы и обеспечивающих социальный порядок, просто невозможно. Поэтому они объединяются в единое сообщество, сформированное на основе добровольного подчинения совместно выработанным законам. Важным достижением этого теоретического подхода является его принципиально иное понимание понятия «социальная норма». Утрачивается его однозначность, традиционность. Норма становится вариативной категорией, чувствительной к социальным изменениям. Такой взгляд автоматически предполагает расширение границ понимания социального порядка, существенно раздвигает рамки его объяснения, а также предоставляет возможность для разработки новых подходов к его поддержанию.

2014. Вып. 1 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Следующим теоретическим направлением изучения социального порядка является системный подход. Этот подход имеет значительные преимущества по сравнению с другими концепциями. Он предполагает комплексный, всесторонний анализ рассматриваемой проблемы. При его использовании подчеркивается разнообразие социального пространства, его вариативность, многоаспектность и динамичность. Представители системного подхода описывают общество в качестве системы, включающей в себя множество элементов, связанных между собой разнообразными социальными связями. Каждый из этих элементов рассматривается как самостоятельный и достаточно автономный элемент, как система в системе. В то же время роль отдельных элементов не абсолютизируется, что позволяет сохранить целостное восприятие социального мира, а также проследить единство его внутренней структуры и системы взаимосвязей. Социальная реальность представляется как динамично развивающаяся социальная структура, благодаря этому такой подход применим при изучении широкого спектра явлений и процессов, может действовать как на микро-, так и на макроуровне.

У. Бакли как представитель системного подхода в социологии вслед за Р. Дарендорфом, утверждает изначальное присутствие конфликта в социальной системе . Он говорит о неотъемлемости его существования в ней, рассматривает его как движущую силу функционирования и развития социума. Такая точка зрения вполне естественна для системной теории. Множество разнообразных элементов системы не могут существовать в полном согласии и гармонии, между ними неизбежно возникают столкновения и противоречия.

В системном подходе проблема сохранения социального порядка становится особенно актуальной. В качестве примера можно привести концепцию У. Бакли. Необходимо поддерживать устойчивость и равновесие между бесконечным многообразием элементов социальной системы и осуществлять контроль за соблюдением порядка внутри этих системных элементов. Для выполнения этих функций в обществе и создана система социального контроля. С одной стороны, она является одной из многих других социальных образований, с другой стороны, она имеет особый статус по сравнению с остальными системами общества. Система социального контроля призвана урегулировать отношения между остальными системами, определить границы их взаимодействия, установить правила их функционирования в обществе.

В связи с этим само понятие «социальный контроль» в рассматриваемом теоретическом подходе определяется несколько иначе. С одной стороны, он, как и в других концепциях, сохраняет свое влияние и значимость в обществе, обладает большими ресурсами власти и управления, но, с другой стороны, ему присуща большая гибкость, отзывчивость на изменения условий существования социальной системы и, соответственно, эффективность в поддержании социального порядка. Имея связи со всеми элементами и структурами общества, система социального контроля сама никогда не стоит на месте, постоянно развивается. Благодаря этому она способна грамотно управлять происходящими в обществе социальными процессами, задавать для них вектор развития и нужное направление.

Такой подход к пониманию и реализации социального контроля в обществе становится особенно актуальным, когда речь заходит об обеспечении социального порядка в исправительных учреждениях, где эта функция является одной из основополагающих. В таком случае при разработке принципов осуществления социального контроля будут учитываться особенности социальной ситуации, места и условий реализации тех или иных мер, а также внешних факторов, влияющих на успешность их применения. При учете всех этих факторов исправительные учреждения могут добиться существенных результатов в достижении своей цели. Меры контроля в этом случае будут восприниматься правильно и адекватно, не просто как директивные установления свыше, а как осознанные и обоснованные действия, осуществляемые в общих интересах и на благо общества.

Системный подход имеет свои достоинства и недостатки. Основным достоинством этого подхода можно назвать комплексный и целостный взгляд на социальную систему. Общество включает множество социальных систем, существующих достаточно автономно, но в то же время не теряющих связи с социальным целым. Таким образом, подчеркивается его многообразие и неоднородность, признается неизбежность существования противоречий и конфликтов, являющихся движущей силой развития и изменения. Однако в качестве недостатка этого подхода можно назвать то, что его основной принцип уязвим и при определенных условиях легко превращается в существенный недостаток. Он заключается в том, что система социального контроля, с одной стороны, имеет особый статус среди других социальных систем, занимает главенствующие позиции, может влиять на их развитие, а с другой - в определенных ситуациях она, являясь все же одним из бесчисленного множества эле-

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

ментов, сама может подвергнуться влиянию, которое губительно отразится на ее функционировании, помешает осуществлению ее непосредственных функций.

Интегральная социология П. Сорокина представляет иную точку зрения на определение социального порядка. Этот подход опирается на принципы структурного функционализма, поэтому присутствуют точки соприкосновения. Например, как и в теории Р. Мертона, здесь значительное внимание уделяется выделению типов социального поведения. Так, отмечается, что поведение людей можно условно классифицировать на три типа: дозволенно-должное, рекомендуемое и запрещенное . Очевидно, что они различаются степенью строгости и допустимости в качестве социально приемлемых способов действия. Дозволенно-должное поведение характеризуется наибольшей степенью жесткости и регламентированности, четкостью и неукоснительностью выполнения требований, предписываемых им. Рекомендуемое поведение имеет не такие строгие рамки, но все же предполагает следование установленным в обществе нормам и правилам. Суть запрещенного поведения отслеживается в самом его названии. Выделенным типам поведения соответствуют определенные социальные санкции, такие как должная реакция, награда и кара. Система взаимоотношений между типами деятельности и реакциями на них формирует область и границы существования социального порядка.

Формы поведения достаточно вариативны, поскольку этот подход, в отличие от теории Р. Мер-тона, допускает существование различных типов социальной активности, в его рамках понятие нормы рассматривается не столь жестко и категорично. Соответственно, социальная система становится более чувствительной и отзывчивой к появляющимся новшествам, рассматривает их не как дезинтегрирующие элементы, а как стимулы к дальнейшему развитию и совершенствованию. Именно в этом проявляется существенная заслуга теоретического подхода П. Сорокина.

В своих работах он также уделяет значительное внимание феномену социальных революций, рассмотрение которого может помочь в понимании принципов возникновения и функционирования социального порядка. Несмотря на то, что сам автор считает революции ненормальным состоянием общества, дестабилизирующим его жизнедеятельность , такое состояние является дополнительным стимулом для развития и прогресса социальной системы. Выделяются три стадии революционного взрыва: возрастающее подавление инстинктов, принятие ими определяющего характера и последующее бессилие контрольно-охранительных групп. Применительно к этой работе эта информация может означать следующее.

Социальная система живет по некогда установленным правилам поведения, но, так как общественная жизнь не стоит на месте, эти правила в скором времени начинают устаревать и терять свою актуальность и значимость в вопросе поддержания ее нормального, устойчивого функционирования. Они теряют свою легитимность, а значит, становятся бессильными в деле сохранения социального порядка и стабильности. Когда устаревшие нормы тормозят общественное развитие, это вызывает недовольство, начинающееся с отдельных социальных групп и заканчивающееся социальной системой в целом. Сохранение социального порядка оказывается под угрозой, меры социального контроля, также основанные на устаревших ценностях, становятся недейственными. Именно в этот момент начинает осознаваться потребность в редактировании или коренном изменении существующего социального устройства и принципов его организации с помощью социальной революции.

В ходе этого процесса изменению и трансформации подвергается система «действие - реакция». Социальная система становится более чувствительной к нуждам своих элементов, начинается процесс совместной разработки социальных ценностей и норм поведения, отвечающий изменившимся условиям социальной реальности. В результате функционирование системы становится более осознанным, постепенно отходя от привычного принципа действия, основанного на давно утвержденной и не всегда эффективной схеме. Это существенно облегчает ее существование, способствует ее развитию, а также благополучию входящих в ее состав элементов.

Каждая из предложенных социологических концепций социального порядка имеет как свои достоинства, так и недостатки. Представители всех теоретических подходов предлагают вполне целостные концепции, но именно социологический подход концентрирует основное внимание на социальном действии, на системе взаимодействий между элементами социума, а главное, на его ролевой, ценностно-нормативной структуре. Такой подход помогает понять, каким образом и на каком основании функционируют те или иные социальные институты, реализуются различные социокультурные механизмы. Из всех предложенных социологических теорий представляется возможным выделение интегральной теории П. Сорокина, поскольку она наиболее полно и адекватно из всех вышеперечис-

2014. Вып. 1 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

ленных теорий может охарактеризовать сущность социального порядка как основополагающей социальной категории. Основание для выделения именно этой теории - ее способность определять причины возникновения и формирования социальной нестабильности, а также механизмы функционирования социального порядка в обществе. Более того, с ее помощью можно проникнуть внутрь социального порядка, выявив его структуру и особенности социальных взаимодействий этого явления.

Таким образом, в рамках выбранного теоретического подхода социальный порядок рассматривается как основополагающий принцип функционирования социальной системы, в основе которого лежит сопротивление закоренелости путей ее развития, открытость социальным изменениям и плюрализм системы взаимоотношений «действие - реакция». Совокупность этих факторов позволяет учитывать все возможные обстоятельства, способные повлиять на целостность социальной системы, а также сохранить социальный порядок в обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бакли У. Социология и теория современных систем. М., 2002. 415 с.

2. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Изд-во Р. Асланова: «Юридический центр Пресс», 2007. 520 с.

3. Конфликт и социальный порядок: сб. ст. / под ред. В.Д. Виноградова, Ю.Н. Пахомова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. 212 с.

4. Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ, 2006. 873 с.

5. Олейник А.Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти. М.: ИНФРА-М, 2001. 418 с.

6. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. СПб.: Питер, 2002. 688 с.

7. Сорокин П.А. Преступление и кара. Подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. СПб.: Изд-во РХГИ, 1999. 448 с.

8. Сорокин П.А. Социология революции. М., 2005. 784 с.

9. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Ad Marginem, 1999. 480 с.

10. Шматко Н.А. Плюрализм социального порядка и социальная топология // Социологические исследования. 2001. № 9. С. 14-18.

Поступила в редакцию 20.01.14

SOCIAL ORDER AS A BASIS FOR THE STABILITY OF THE SOCIAL SYSTEM

This article considers the role of the social order in maintaining the stability and sustainability of the social system. Also, it presents various sociological approaches to the definition of social order. A link between the social order and the categories of social control and social norms and deviations is shown. The main reasons for the need to develop a fundamentally different approach to implementing the principles of the organization of social order in teenage prisons are pointed out.

Keywords: social order, stability of the social system.

Клеймёнова Екатерина Григорьевна

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) E-mail: [email protected]

Kleimenova E.G. Udmurt State University

462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/6 E-mail: [email protected]

В процессе жизнедеятельности люди, удовлетворяя ϲʙᴏи потребности, интересы, достигая поставленные цели, решая возникающие задачи, вступают в зависимость друг от друга.

Зависимость может быть простой, сложной или опосредованной. К числу последних нужно отнести зависимость нашей индивидуальной жизни от уровня развития общества, результативности экономической системы, эффективности политической организации общества, состояния нравов. Зависимость, реализованная через социальное действие, как действие осознанно осуществляемое с ориентацией на других, с ожиданием ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего ответного действия партнера, образует социальную связь .

Социальная связь , в каких бы формах она ни выступала, имеет сложную структуру .

Основными ее элементами будут:

  • субъекты связи (их может быть двое или тысячи людей);
  • предмет связи (т. е. по поводу чего осуществляется связь);
  • что особенно важно, механизм сознательного регулирования взаимоотношений между субъектами (назовем ϶ᴛᴏ пока правилами игры . Причем, первые два элемента характерны и для социальной зависимости.

Все данные элементы тесно связаны, скоординированы друг с другом. Изменение (увеличение или резкое уменьшение) числа участников связи может сказаться на характере регламентации. Хозяйственные связи между соседями вполне могут регулироваться на базе моральных принципов добрососедства, симпатии (антипатии), прямого товарного обмена. Хозяйственные связи между соседними заводами, скорее всего, будут носить опосредованный характер, где главным регулятором выступят деньги, хозяйственные законы и т. д.

Не стоит забывать, что важно учитывать и предмет связи, то есть по поводу чего она осуществляется.

Есть еще одно важное обстоятельство, оказывающее влияние на характер взаимосвязи: имеет ли связь формальный или неформальный характер. Неформальная связь ученыхтрадиционно не признает субординации. Здесь важнее научные достижения ученого, аргументированность его позиции, глубина его мысли. Формальная связь , т. е. связь, устанавливаемая в рамках научных учреждений, кафедр, иная.

Особое значение имеет разведение непосредственных и опосредованных связей. В ходе непосредственных связей контакты устанавливаются чаще всего визуально, на межличностном уровне. В ходе развития социального организма сеть социальных связей и зависимостей резко усложняется, все большее значение в жизни индивида играют опосредованные связи. При ϶ᴛᴏм зависимость и связь между людьми не исчезает , но увеличивается число посредников, число ступеней, узлов, через кᴏᴛᴏᴩые она должна пройти, предположим, между президентом России и студентами какого-либо вуза.

Анализируя социальную связь, мы выяснили, что во многом решающее значение в ее осуществлении играет регуляция взаимоотношений субъектов . Без нее, если субъекты так и не смогли договориться о взаимоприемлемых условиях, связь не устанавливается. Именно на регуляции сказывается специфика того, по поводу чего связь устанавливается, каков характер связи и т. д.

Что же представляет собой регулятивный механизм социальных связей ? Это ϲʙᴏеобразные правила игры . А по существу — система критериев, стандартов , на основе кᴏᴛᴏᴩых субъект оценивает для себя эффективность связи , а также система контроля за тем, ɥᴛᴏбы данные критерии, правила игры соблюдались .

Наличие единого критерия , совпадения ценностей представляют собой основу любых социальных связей и взаимодействия . Но если согласование, подборка единого критерия в непосредственном контакте , общении происходит на уровне удовлетворения личных потребностей и интересов, то на макроуровне ϶ᴛᴏ возможно исключительно на базе выработки единых критериев, стандартов поведения людей по отношению друг к другу. Стоит заметить, что они объединяют людей, делают возможным взаимодействие.

Речь идет о ϲʙᴏеобразном языке, кᴏᴛᴏᴩый был бы понятен всем участникам данной системы социальных связей. Т.Парсонс назвал символическими посредниками подобные эквиваленты, критерии, кᴏᴛᴏᴩые понятны всем и все готовы ими пользоваться. К их числу он отнес прежде всего систему ценностей , деньги, власть (закон) , кᴏᴛᴏᴩые предоставляют возможность регулировать социальные связи независимо от их сложности и опосредования на базе социокультурных, экономических и политических критериев.

Ценности вооружают нас моральными критериями: что такое добро, что такое зло. За что тебя могут помиловать, а за что наказать; в чем ты скорее всего найдешь поддержку у любого человека, а в чем нет. Единая система нравственных ценностей скрепляет общество , делает возможным устойчивое взаимодействие дома и на работе, на отдыхе и политическом митинге и т. д. с любым человеком, с кᴏᴛᴏᴩым сведет тебя судьба.

Общество через нормы, ценности как бы «объявляет» определенный набор социальных характеристик, кᴏᴛᴏᴩыми должен обладать любой участник общественной жизни, независимо от его индивидуальных особенностей и т. д.

Отметим, что система ценностей, возникшая для регулирования отношений в обществе в целом, на макроуровне утверждает ϲʙᴏй приоритет, во многом подчиняет себе социальные механизмы регуляции межличностных отношений. Из последних в существенной степени вытесняются конкретность, адресность, индивидуализированность принципов взаимоотношений, а все глубже внедряются принятые обществом нормы, правила, ценности и др.

Благодаря деньгам (и рынку) вклад любого члена данного общества может быть оценен любым другим. Не прибегая к прямому контакту, товарообмену, каждый из нас благодаря деньгам (конечно, если они надежно функционируют) легко может включиться в любую экономическую сделку на любом конце ϶ᴛᴏй страны.

Именно ценности, деньги, власть в ϲʙᴏем единстве во многом выделяют данное общество из других , обособляют его как особую систему социальных связей, регулируемую нравственными, экономическими и политическими критериями. В ϶ᴛᴏй системе связей я говорю на понятном для меня и других языке нравов. Здесь получаю вознаграждение в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с тем, каков мой трудовой вклад в дела всего сообщества. Здесь я обязуюсь выполнять указания власти и надеюсь получать от нее защиту.

Люди находятся в поиске той меры, той формы организации социальных взаимоотношений, при кᴏᴛᴏᴩой затраты, издержки были бы минимизированы и не превышали бы положительный эффект.

Начальный виток анализа социальной регуляции подводит нас к первому выводу: социальная связь устанавливается , осуществляется регулярно исключительно в том случае, если она ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует личностной целесообразности , а плата не превышает вознаграждения.

Равновесие — ϶ᴛᴏ признак отрегулированности отношений между субъектами связи, но достигается оно не автоматически, нередко через конфликты. Каковы же условия его достижения?

В первую очередь, связь должна быть взаимно эффективной и для деятеля, и для партнеров. В ϶ᴛᴏм залог ее устойчивости, регулярности.

Во-вторых, для всех участников социальной связи (системы связей) должен быть применен единый критерий платы и вознаграждения. Без ϶ᴛᴏго единства критериев (ценностей, норм) невозможна социальная связь. В случае если два завода не договорятся о приемлемой для обеих сторон цене, взаимодействие не будет налажено.

Для установления и поддержания прочной, эффективной социальной связи требуется определенная деятельность, обеспечивающая взаимодействие.

Регуляция социальных связей

Сущность социальной связи составляет механизм регуляции. Он образуется как из субъективных факторов (мировоззрения, ментальности, мотивов людей), так и из социального контроля общества (мнений, права, власти и т. д.) Исключать из социальной связи самих людей, как ϶ᴛᴏ иногда делают в социологических работах, нельзя.

Механизм регуляции социальной связи имеет генетическое и социальное происхождение. Генетически человек обладает задатками языка, сознания (познания, памяти, воли), деятельности. Материал опубликован на http://сайт
Но его потребности, ценности, нормы — результат социализации. Фукуяма пишет: «..утверждение, что люди по ϲʙᴏей природе социальные животные, не означает их врожденного миролюбия, готовности к взаимодействию, честности, поскольку нет сомнений, что они часто жестоки, агрессивны, лживы. Скорее, ϶ᴛᴏ значит, что у них есть специальные возможности для обнаружения отступников и мошенников и умение ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим образом с ними обходится, равно как и склонность к общению с нацеленными на сотрудничество и следующими моральным правилам. В результате люди приходят к нормам сотрудничества гораздо легче, чем ϶ᴛᴏ предсказывали более индивидуалистические гипотезы относительно человеческой природы».

Регулятором социальных связей выступает прежде всего язык, кᴏᴛᴏᴩый выражает субъективный мир потребностей, ценностей, норм. Стоит заметить, что он типизирует человеческий опыт; элементы индивидуально и исторического опыта в форме языка приобретают субъективную и объективную реальность; язык налагает на человеческий опыт (знания и умения) систему ограничений, в результате возникают противоречия, становящиеся причиной развития языка; язык связывает различные зоны повседневности в единое целое на базе классификации данных зон; он обеспечивает аккумуляцию, хранение, передачу, селективность социально-значимой информации (знаний и умений), в результате чего создается их запас (память)

Важно знать, что большую роль в регуляции социальной связи играет вознаграждение. Чаще всего им будут деньги, выступающие эквивалентом человеческих усилий. В советском обществе вознаграждением было и общественное признание: почетные грамоты, награды и т. п. В социальной связи статус человека, его роли тоже есть вознаграждение, за него нужно платить действиями, на кᴏᴛᴏᴩые рассчитывают другие. Статусы в социальных связях не просто фиксируют права и обязанности человека, но и уравновешивают их. То, что должны мне, уравновешивается моей ответственностью перед другими.

Вступая в социальную связь, человек стремится удовлетворить ϲʙᴏи потребности, увеличить вознаграждение и уменьшить затраты. Взаимно вознаграждаемое имеет тенденцию к регулярности, и наоборот. Социальная связь продолжается до тех пор, пока вознаграждение перевешивает затраты. Социальная среда в виде сети социальных связей признается человеком рациональной, если издержки, кᴏᴛᴏᴩые он несет на ее поддержание, дают достаточное вознаграждение. Люди постоянно находятся в поиске меры затрат и вознаграждений. Налицо различные критерии оценки необходимости социальной связи: то, что для одного дешево, для другого может быть дорого. Это особенно очевидно в политических интригах, военных действиях и т. п. В результате возникает поиск компромисса, устраивающего всех. Стоит заметить, что он обеспечивает равновесие социальных связей — признак урегулирован- ности отношений между субъектами связи.

Условием устойчивости социальной связи будет механизм социального контроля , включающий в себя моральные, политические, правовые и т. п. регуляторы. Стоит заметить, что он позволяет устранять элементы несогласованности социальной связи, кᴏᴛᴏᴩые ей сопутствуют. В частности, социальная связь может выходить за пределы ценностных и нормативных стандартов вследствие слабости людей (пьянство, болезнь, лень, корысть и т. п.) Механизм предупреждения, смягчения и борьбы с девиантными действиями — важнейшее условие устойчивости и нормального функционирования социальной связи.

Моральные регуляторы (ценности и нормы) позволяют различать добро и зло, справедливость и несправедливость. Стоит заметить, что они различны у разных социальных классов общества: аристократов и простолюдинов, богатых и бедных, бюрократов и граждан. Только общая система нравственных регуляторов скрепляет общество, делает возможной устойчивые социальные связи. Моральные регуляторы действуют через совесть индивидов и общественное мнение.

Не стоит забывать, что важным регулятором социальной связи будут экономические блага : деньги, кредит, богатство и т. п. Благодаря экономическим благам и рынку можно относительно объективно оценить вклад любого члена данной социальной связи. Отметим, что каждый из нас благодаря деньгам (конечно, если они надежно функционируют) легко может, не прибегая к прямому контакту и товарообмену, включиться в любую социально-экономическую связь.

Власть (политическая ценность и норма) и право (правовая ценность и норма) превращают людей в соучастников управления обществом, его системами, институтами, а политические и правовые связи людей стабилизируют все социальные связи в обществе, делают каждого члена общества равным с другими по поводу обязательств перед обществом.

Достичь полной гармонии в действиях всех регуляторов социальной связи очень трудно. Обнаруживается несогласованность механизмов социальной регуляции на микро- и макроуровне, а также механизмов моральных, экономических, политических, научных, художественных. Чем шире, иерархичнее и согласованнее система социальных регуляторов, тем сплоченнее общество. В противном случае наступает его дезинтеграция, как ϶ᴛᴏ случилось в постсоветской России. Ориентация на ϲʙᴏбодных людей после многовекового господства авторитаризма в России привела к анархии, распаду прежних социальных связей и медленному складыванию новых вместе с новыми механизмами социальной регуляции.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что можно сделать следующие выводы:

  • важнейшим условием социальной связи будет мотивационный механизм — механизм субъективной регуляции (исходя из потребностей, ценностей, норм, убеждений), определяющий социальную связь людей;
  • социальная связь должна быть взаимно эффективной для партнеров;
  • для всех участников социальной связи крайне важно применять единый критерий платы и вознаграждения;
  • равновесие в социальных связях достигается не автоматически, а через конфликты, разрешение кᴏᴛᴏᴩых знаменует установление нового равновесия, но уже по новому согласованному критерию.

Ценности и нормы (моральные, экономические, политические, религиозные и т. и.) выделяют данное общество из других. В ϶ᴛᴏм отношении было принципиально различие между советским (СССР) и западным (США) типами обществ. Американские ценности — федеральное государство, разделение законодательной и исполнительной власти, независимое правосудие, отделение церкви от государства, право собственности, гражданские права личности, ϲʙᴏбода собраний, СМИ и т. п. Многие из них до сих пор не стали ценностями в России.

В демократических и тоталитарных обществах механизм регуляции социальных связей различен. В демократических обществах определяющим механизмом регуляции будут демократическое государство и право — по϶ᴛᴏму, в частности, там и возникла социология. В тоталитарных (советское, нацистское, фашистское) обществах ведущим регулятором социальных связей становится административно-командное насилие. В таких обществах социология оказалась ненужной: там, где правит бал прямое насилие, там нет места мотивационным механизмам.

Стоит сказать, что каждый тип общества характеризуется устойчивой системой социальных связей. В тоталитарных обществах такая устойчивость достигается за счет низкого уровня жизни населения, социального равенства, гарантии работы, идеологической обработки, административно-командного насилия, согласующего действия людей. В демократических обществах ее обеспечивают за счет ϲʙᴏбоды предпринимательства, растущего уровня жизни, конкуренции действий, ϲʙᴏбоды мнений, административно-правового регулирования и т. п.

Похожие публикации