Скачать презентацию на тему агрессия. Презентация на тему: Агрессия и агрессивное поведение

Коррекция агрессивного поведения у подростков

Подготовила: Смаилова А.Н

Группа ПиП-42

Проверила: Демиденко Р. Н

Агрессия – (от латинского «agressio» - нападение, приступ) – мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативное переживания, состояние напряженности, подавленности, страха и т.п.)

Агрессивное поведение – это не прирожденная биологическая реакция (за исключением неконтролируемых действий, совершаемых лицами невменяемыми), а одна из форм поведения, обусловленная социальными связями и отношениями.

Сама же агрессивность подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия. Агресси́вность (лат. aggressio - нападать ) - свойство личности, выраженное в предпочтении использования насильственных методов для достижения своих целей.

Подростковый возраст сам по себе сложный момент, переживаемый человеком. С точки зрения физиологии происходят сильнейшие изменения в организме, гормональный всплеск, сопровождающий половое созревание оказывает сильнейшее воздействие на эмоциональную сферу подростка. Как следствие этого происходят перестроечные изменения в познавательной сфере.

Тип агрессии

Физическая – активная - прямая

Примеры

Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия.

Физическая – активная - непрямая

Закладка мин-ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага.

Физическая – пассивная - прямая

Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация).

Физическая – пассивная - непрямая

Вербальная – активная - прямая

Отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации).

Словесное оскорбление или унижение другого человека.

Вербальная – активная - непрямая

Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке.

Вербальная - пассивная - прямая

Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т. д.

Вербальная - пассивная - непрямая

Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют).


Правила, которые позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов. 1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии: - полное игнорирование реакций ребенка/подростка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения; - выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно..."); - переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня"); - позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал"). Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок/подросток проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности. Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы. Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло "здесь и сейчас", не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного "чтения морали", лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации. Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы: - констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно"); - констатирующий вопрос ("ты злишься?"); - раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?"); - обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит"); - апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").


3. Контроль над собственными негативными эмоциями. Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств. Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

4. Снижение напряжения ситуации. Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются: - повышение голоса, изменение тона на угрожающий; - демонстрация власти ("Учитель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу"); - крик, негодование; - агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы"; - сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание; - негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей; - использование физической силы; - втягивание в конфликт посторонних людей; - непреклонное настаивание на своей правоте; - нотации, проповеди, "чтение морали", - наказания или угрозы наказания; - обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не..."; - сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу; - команды, жесткие требования, давление; - оправдания, подкуп, награды. Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

5. Обсуждение проступка. Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.

6. Сохранение положительной репутации ребенка. Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения. Для сохранения положительной репутации целесообразно: - публично минимизировать вину подростка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину; - не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему; - предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками. Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.


7. Демонстрация модели неагрессивного поведения. Важное условие воспитания "контролируемой агрессии" у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы: - нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание - это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать - так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно - иначе человек обидится и общение прервется или превратится в конфликт. Все, что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.); - пауза, дающая возможность ребенку успокоиться; - внушение спокойствия невербальными средствами; - прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов; - использование юмора; - признание чувств ребенка.

Этапы реализации коррекционной программы:

1.Ориентировочный этап.

Задачи: знакомство и установление эмоционально-положительного контакта с ребенком, ориентировка детей в обстановке игровой комнаты, введение норм и правил поведения на занятиях, санкций за их нарушения, разработка ритуалов приветствия и прощания, знакомство детей друг с другом.

Методы и приемы работы: _____________

2.Этап объективирования трудностей развития и конфликтных ситуаций.

Задачи: объективирование негативных тенденций личностного развития ребенка в игре и общении со сверстниками и взрослыми, диагностика особенностей поведения и эмоциональной сферы ребенка, обеспечение эмоционального отреагирования ребенком чувств и переживаний, связанных с негативным прошлым опытом взаимодействия.

3.Конструктивно-формирующий этап.

Задача: решение тех задач, на которые направлен тренинг.

Методы и приемы работы: _______________

4.Обобщающе-закрепляющий этап.

Задача: подведение итогов - чему участники научились, что они теперь умеют и т.д. Перенос нового позитивного опыта в практику реальной жизни ребенка и его отношений с другими людьми.

Методы и приемы работы: ___________________

АГРЕССИЯ

понятие, виды, причины


Агрессия – от лат. аgressio - нападение

Агрессия –

это деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Причины возникновения агрессии

Биологический подход

Врожденное свойство человека, инстинкт самосохранения;

Личностное свойство, передающееся по наследству с типом нервной системы;

Результат гормональных нарушений (переизбыток адреналина или тестостерона);

Последствие употребления психоактивных веществ (наркотиков, алкоголя, никотина, кофеина).

Социальная теория

Мы учимся вести себя агрессивно в течение жизни. Этому способствуют:

Жестокость и насилие, демонстрируемое в СМИ и семье;

Неблагополучные отношения в семье (ссоры между супругами, неравномерное распределение внимания родителей между детьми, использование физического наказания детей).

Психосоциальный подход

Повышенный уровень агрессивности у людей связан с неудовлетворенностью качеством своей жизни, с имеющимися проблемами на работе и в семье.

Психологическая теория

Агрессивность человека связывают с наличием у него следующих качеств:

Подозрительность;

Сниженный или повышенный самоконтроль;

Стремление к доминированию;

Повышенная тревожность;

Отсутствие творческого потенциала;

Завышенный уровень притязаний (хочу все и сразу);

Преобладание материальных ценностей;

Ущемленное чувство собственного достоинства, самоуважения.

Социобиологический подход

Люди скорее всего будут содействовать выживанию тех, у кого имеются схожие с ними гены (проявляя альтруизм, самопожертвование), и будут вести себя агрессивно по отношению к тем, кто от них генетически отличается. В связи с этим становятся ясны причины негативного отношения представителей разных национальных, социальных, профессиональных, религиозных групп друг к другу.


Виды агрессии

Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица, нанесение человеку телесных повреждений или порча его имущества.

Косвенная агрессия – это плетение интриг, распускание сплетен за спиной человека.

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств к человеку в словесных ответах, формальных (крик, визг, рычание), содержательных(проклятия, угрозы, оскорбления).

Негативизм – оппозиционная манера в поведении против установившихся обычаев и законов, от пассивного сопротивления до активной борьбы.

Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, убеждение в том, что другие люди планируют и приносят вред.

Чувство вины – замаскированная агрессия, выражает возможное убеждение в том, что субъект является плохим человеком, что поступает плохо, зло, ощущаемые им угрызения совести.


Агрессия

Агрессивность

Агрессивное поведение

Агрессия – действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба.

Агрессивность – свойство личности, отражающая в готовности, к предрасположенности к агрессивному поведению.

Агрессивное поведение - серия агрессивных действий.


Детская агрессия

  • до года – как реакция на дискомфорт, беспомощность.
  • 1-3 года – становление характера, внутреннего «Я».
  • 3-4 года – социализация ребенка, общение с ровесниками.
  • 6-7 лет – кризис 7 лет.
  • 11-15 лет – подростковое детство.

2 вспышки агрессии.

Мальчики: 12 лет и 14-15 лет.

Девочки: 11 лет и 13 лет.

  • 16-18 лет – юношество.

Угасание агрессии.





  • Взаимоотношения в семье.
  • Взаимоотношения со сверстниками.
  • Примеры СМИ, фильмы, мультики, игры, передачи или шоу агрессивного содержания.


  • Часто теряет контроль над собой.
  • Часто спорит, ругается со взрослыми.
  • Часто отказывается выполнять правила.
  • Специально раздражает людей.
  • Часто винит других в своих ошибках.
  • Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
  • Часто завистлив, мстителен.
  • Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих, которые его раздражают.
  • Часто угрожает другим людям (словами, жестами, взглядом).
  • Периодически выступает инициатором драк.
  • Не испытывает сострадания, проявляет жестокость к людям и животным, намеренно может сделать им больно.
  • Неразборчив в средствах достижения своих целей (воровство, порча личных вещей и т.п.)
  • Не считается с мнением родителей, их запретами и ограничениями.
  • Имеет трудности в отношениях с учителями, открыто конфликтует с ними или прогуливает уроки.

  • Работать с гневом – обучать ребенка общепринятым и неопасным для окружающих способам выражения своего гнева.
  • Обучать самоконтролю – вырабатывать у ребенка навыки владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность.
  • Работать с чувствами – учить осознавать собственные эмоции и эмоции других людей, формировать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим.
  • Прививать конструктивные навыки общения – обучать адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам выхода из конфликта.

Cлайд 1

«Агрессия - любая форма поведения, направленная к цели причинения ущерба или вреда другому лицу,не желающему такого с ним обращения » (Роберт Бэрон).

Cлайд 2

Что происходит с подростком в современном мире? Что является побудителем агрессивного поведения?

Cлайд 3

Чувство « Особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчётливо выраженный предметный характер и отличающийся сравнительной устойчивостью. В основе агрессивного поведения личности лежат переживания, которые, как правило, носят неприятный характер.

Cлайд 4

Переживания подростка Окружающая среда держит ребёнка в состоянии стресса. Трудности в школе,проблемы социального характера. Запреты окружающих. Внутренние барьеры на пути к ожидаемым целям порождают стремление к эмоциональной агрессии. Сильное долгосрочное состояние неудовлетворённости. Эмоциональное провоцирование со стороны учителей, родителей, сверстников. Цели, поставленные перед подростком (обществом, семьёй, школой) недосягаемые,в силу объективных и субъективных причин.

Cлайд 5

В таком состоянии подростком управляют чувства: Обиды Гнева Злости Зависти Мести. Единственная цель: доказать окружающим свою значимость любой ценой, повысить самооценку.

Cлайд 6

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ НЕГАТИВНОМУ ПОСТУПКУ ПОДРОСТКА Модель поведения Тебе плохо(больно, страшно, стыдно) – нападай – получай удовольствие (жертва отступает). И если вдруг на пути к ожидаемой цели возникнут барьеры, то эмоциональная агрессивность будет только нарастать.

Cлайд 7

Вывод: неприятности,страдания, угрозы, оскорбления приводят подростков к агрессивным действиям по отношению к окружающим (школе, семье, сверстникам, посторонним людям). Ребёнок, нападая на жертву, достигает определенных целей: может влиять на ситуацию, осуществлять власть над другой личностью, решать материальные проблемы, повышать чувство собственной ценности. Эмоциональная агрессия доставляет физиологическое удовольствие, а оно быстротечно, это состояние необходимо поддерживать постоянно.

Cлайд 8

Существуют ли меры, которые позволять ослабить агрессивное поведение? Формы агрессивных реакций: Физическая агрессия (нападение - использование физической силы против другого лица. Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битьё кулаками по столу, хлопанье дверями и др.) Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора) , так через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань, оскорбление и унижение другого человека, распространение клеветы, и сплетен).

Cлайд 9

Речевая защита и речевая агрессия подростков. Вывод первый. « Подобно слезам, брань как средство эмоциональной и психологической разрядки может быть полезна для душевного здоровья любого человека, тем более подростка » . Вывод второй. «Исключить из человеческой речи бранные слова так же трудно, как уничтожить саму речь. Данное утверждение тем более справедливо для детей и подростков, потому что они постоянно находятся в состоянии активного овладения языком и речью» . Вывод третий. «Генитальный мат достаточно органично входит в речь подростков ещё и потому, что отроческому возрасту свойственен повышенный интерес к вопросам взаимоотношения полов. А нынешний разговорный сексуальный словарь довольно вульгарен и по лексическому составу фактически смыкается с матом, но подростки используют слова именно из этого словаря, потому что они хоть и неблагозвучны, зато живы и естественны» . Вывод четвёртый. «Всё сказанное выше отнюдь не означает, что любые усилия педагогов по искоренению сквернословия не имеют смысла. Отстаивать чистоту речи необходимо. Другое дело, что традиционные средства профилактики сквернословия доказывают свою несостоятельность» .

Cлайд 10

При оказании помощи подросткам в кризисном состоянии рекомендуется использовать следующие способы и приемы: Информирование Установление логических взаимосвязей Метафора Проведение логического обоснования Самораскрытие Конкретное пожелание Парадоксальная инструкция Убеждение Помощь в отреагировании неконструктивных эмоций. Релаксация Повышение энергии и силы Переоценка Ролевое проигрывание и другие.

Слайд 2: Агрессия

Слово «агрессия» (aggression) происходит от слова adgradi (где ad - на, gradus - шаг), которое в буквальном смысле означает «двигаться на», «наступать». Ближайшими словами-родственниками этого понятия являются «прогресс» (движение вперед, развитие) и «регресс» (движение назад). В первоначальном смысле «быть агрессивным» означало нечто вроде «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения»

Слайд 3: Определения агрессии

В психологическом словаре дается такое определение: «Агрессия - мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вред объектам атаки-нападения или же физический ущерб другим индивидам, вызывающее у них депрессию, психологический дискомфорт, напряженность, страх, боязнь, состояние подавленности...» Исследователь агрессивного поведения Л. Берковец обратил внимание на то, что одна из главных проблем в определении агрессии заключается в том, что в английском языке этот термин подразумевает большое разнообразие действий: «Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, возможно, без страха бросается в омут неразрешенных проблем».

Слайд 4: Общепринятое определение:

«Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление и причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения». Из этого определения следует, что агрессию следует рассматривать, скорее, как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. Агрессия разворачивается как в состоянии полнейшего хладнокровия, так и чрезвычайно эмоционального возбуждения.

Слайд 5: Теории агрессии

агрессивное поведение, как и любое другое социальное поведение, находится под контролем инстинктов (инстинктивная теория Мак Дугала). агрессия как выражение инстинкта смерти (психоаналитическая теория З. Фрейда) агрессивное поведение является реакцией, возникающей под действием специфических для каждого вида внешних или «знаковых» стимулов (этологическая теория К. Лоренца) агрессия представляется драйвом, порожденным фрустрацией (гипотезы фрустрации - агрессии Д. Долларда и Н. Миллера) теория социального научения (А. Бандура) когнитивно-поведенческая теория (Н. Новако).

Слайд 6: «Зловещее очарование насилия» А.Гуггенбюль

агрессивные тенденции заложены в самой природе человека, а радость, получаемая от разрушения и применения насилия, - его первозданное свойство (Г.Бреслав) А. Адлер видел в агрессии стремление преодолеть врожденное чувство неполноценности. Для Ф. Перлза она представлялась не «импульсом смерти», а «импульсом жизни», необходимым для активной ассимиляции внешнего мира. К. Лоренц считает, что влечение к агрессии встроено в психику человека, и для своего проявления она не нуждается во внешней угрозе или внутренней фрустрации. Она возникает спонтанно и нуждается в разрядке. Биологическую природу агрессивности, по его мнению, подчеркивают успехи селекционеров, выводящих как агрессивные породы собак, петухов и пр., так и неагрессивные (такие как сенбернар, ньюфаундленд). Э. Фромм: «Механизм оборонительной агрессии «вмонтирован» в мозг человека и животного и призван сохранять их жизненно важные интересы от угроз... Необходимо строго различать агрессию биологическую, адап­тивную, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную, от злокачественной агрессии, не связанной с сохранением жизни».

Слайд 7: Г. Паренс разделяет два вида агрессии:

Недеструктивная агрессия - настойчивое невраждебное самозащитное поведение, направленное на достижение цели. Это врожденный механизм, служащий для адаптации в среде, удовлетворения желаний, достижения целей развития познания и способности положиться на себя. Он начинает работать с момента рождения и побуждает человека к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав. Враждебная деструктивность - злобное поведение, неприятие, ненависть, ярость, мстительность. Это тоже разновидность самозащиты, которая активизируется в результате сильных неприятных переживаний (боль, дистресс). Сюда же относится желание причинить боль и удовольствие, получаемое от этого (садизм).



Слайд 8: Роль культуры

В социальной среде уровень агрессивности определяется степенью социализации и этнокультуральными нормами, требованиями, установками. Общее развитие цивилизации предполагает все большее ограничение агрессии нравственными и социальными рамками (хотя в жизни мы чаще наблюдаем противное). Как считает X. Хекхаузен, культура задает норму, определяет тип и частоту агрессивных форм поведения. Любая культура декларирует и санкционирует свои специфические нормы и критерии, предопределяя, тем самым, что следует разрешать, что запрещать и что поощрять.

Слайд 9: Агрессия проявляется в виде агрессивного поведения или агрессивных действий

Это форма реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. п. состояния. Выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением. Агрессивные действия выступают в качестве: - средства достижения какой-либо значимой цели; - способа психологической разрядки; - способа удовлетворения потребностей в самореализации и самоутверждении.

10

Слайд 10: Провоцируют агрессивное поведение:

Недостаточное развитие интеллекта; - сниженная самооценка; - низкий уровень самоконтроля; - неразвитость коммуникативных навыков; - повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни и пр.)

11

Слайд 11: Агрессия и агрессивность

В современной психологии различают понятия «агрессия» и «агрессивность». Первое обычно рассматривают как отдельные действия, поступки, второе - как относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. Лонгитюдные исследования показывают, что агрессивность закладывается в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей его дальнейшей жизни. Можно сказать, что определенные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, складываются уже в дошкольном возрасте.


12

Слайд 12: Классификация агрессивных проявлений

Дихотомический способ деления: Инструментальная агрессия - поведение, при котором агрессия является только средством и направлена на достижение какой-либо цели, получение результата, а не нанесение вреда. Такой вид агрессии выделяют, в частности, Р. Бэрон и Д. Ричардсон. Агрессия второго вида обычно определяется как враждебная - это ответ на реальную, предполагаемую или вымышленную угрозу для преднамеренного причинения вреда.

13

Слайд 13


14

Слайд 14: Э. Басс предлагает концептуальную рамку, включающую три оси: физическая - вербальная, активная - пассивная, прямая – непрямая


15

Слайд 15

16

Слайд 16: Разделение по направленности на объект:

Гетероагрессия - направленность на окружающих: убийства, изнасилования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т. д. Аугоагрессия - направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания Разделение по причине появления: Реактивная агрессия - представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.) Спонтанная агрессия - появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях)

17

Слайд 17: Разделение по целенаправленности:

Инструментальная агрессия - совершается как средство достижения результата: спортсмен, добивающийся победы, стоматолог, удаляющий больной зуб, ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку и пр. Целевая (мотивационная) агрессия - выступает как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника и избил его, мужчина, специально нецензурно бранящий жену и пр. Разделение по открытости проявлений: Прямая агрессия - направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр. Косвенная агрессия - обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждения и раздражения, но более удобные для проявления агрессии (они доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно): отец, придя с работы «не в духе», срывает злость на всей семье, непонятно за что; мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка и пр.

18

Слайд 18: Разделение по форме проявления:

Вербальная - выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику Экспрессивная - проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику Физическая - прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику

19

Слайд 19: Биологическая типология


20

Слайд 20: Агрессия вечна

Сколько бы ни социализировался человек, уйти от своей биологической природы он не может, поскольку наделен огромной и устойчивой силой агрессии. Человек с агрессивностью ниже среднего рискует добиться в жизни меньше, чем он достоин. Полное отсутствие агрессивности граничит с апатией или бесхарактерностью, ибо означает отказ от борьбы «Любые человеческие отношения, даже если на первый взгляд они продиктованы позитивными чувствами, такими как любовь, дружба, кооперация, - это всегда более или менее выраженная борьба за власть, а, значит, в той или иной степени и проявление агрессии». «…искоренять проявления агрессии не только бессмысленно, но и вредно, и необходимо лишь добиваться, чтобы они оказывались соразмерными обстоятельствам и социально допустимыми, а также не ограничивали без необходимости права и свободы человека». А.В. Хомич

21

Слайд 21: Очевидно, что человек – наиболее агрессивное и разрушительное существо на нашей планете. Д. Креч

22

Последний слайд презентации: Агрессия и агрессивное поведение

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

АГРЕССИЯ У ПОДРОСТКОВ Презентацию подготовила: педагог-психолог ГБОУ СОШ №369 Макарова И. Н.

Агрессия – это деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический и моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессия подростков - одно из наиболее типичных проявлений подросткового кризиса. Агрессия подростков - крайне неприятное, но при этом закономерное и естественное явление. Агрессия подростков - это признак внутреннего дискомфорта и неумения владеть своими эмоциями.

В каких основных формах выражается агрессия подростков? Физическая агрессия: подросток использует физическую силу против других людей. Вербальная агрессия: подросток выражает свои негативные чувства при помощи слов, угроз, крика и т.п. Раздражительность: подросток грубит по малейшему поводу, становится резким и вспыльчивым. Подозрительность: подросток негативно настроен по отношению к окружающим, не доверяет им, считая, что «все против него». Косвенная агрессия: подросток пытается выражать свою агрессию, направленную на кого-то конкретного, посредством других людей (злые шутки, сплетни, травля). Обида: подросток может обидеться по малейшему поводу, причем обида может быть направлена на конкретного человека (сверстника или взрослого) или «на весь мир». Пассивно-агрессивное поведение (скрытая агрессия) : подросток не делает то, что просят, или делает слишком медленно, забывает о просьбах и поручениях, оттягивает время.

Рекомендации родителям Самое важное - создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения. Воспитание на принципах сотрудничества (особенно в семье) - это главное условие предотвращения агрессивности. Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой. В таблице, представленной ниже, даны общие «рецепты» избавления от гнева, которые будут полезны всем родителям.

Содержание Пути выполнения 1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно - Слушайте своего ребенка; - проводите вместе с ним как можно больше времени; - делитесь с ним свои опытом; - рассказывайте ему о своем детстве, победах и неудачах; - если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое "безраздельное" внимание каждому из них в отдельности 2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия - Отложите совместные дела с ребенком; - старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения

Содержание Пути выполнения 3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии - Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях, потребностях: "Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате" 4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить - Примите теплую ванну, душ; - выпейте чаю; - послушайте любимую музыку

Содержание Пути выполнения 5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев - Не давайте ребенку играть теми вещами, которыми дорожите; - не позволяйте выводить себя из равновесия; научитесь предчувствовать наступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой и ситуацией 6 . К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее - изучайте силы и возможности своего ребенка; - если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад, школу), отрепетируйте все заранее

Как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. В тех случаях, когда агрессия детей и подростков неопасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии: - полное игнорирование реакций ребенка/подростка (весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения); - выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно, но...»); - переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня»); - позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).

Как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности. Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест и уводят от решения проблемы.

Как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников. Контроль над собственными негативными эмоциями. Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает у взрослых сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших чувств.

Снижение напряжения ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются: - повышение голоса, изменение тона на угрожающий; - демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»); - крик, негодование; - агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»; - сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание; - негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей; - использование физической силы; - втягивание в конфликт посторонних людей; - непреклонное настаивание на своей правоте; - нотации, проповеди, «чтение морали»; - наказание или угрозы наказания; - обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда, ...», «Ты никогда не...»; - сравнение ребенка с другими детьми (не в его пользу); - команды, жесткие требования, давление; - оправдания, подкуп, награды.

Как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников. Обсуждение проступка. Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего для самого маленького агрессора.

Как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников. Сохранение положительной репутации ребенка. Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения. Для сохранения положительной репутации целесообразно: - публично минимизировать вину подростка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину; - не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему; - предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками. Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

Как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников. Демонстрация модели неагрессивного поведения. Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей. Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

нерефлексивное слушание. Это слушание без анализа, дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать - так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего его интересуют наши замечания; внимательно - иначе человек обидится, и общение прервется или превратится в конфликт. Все что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился; пауза, дающая ребенку возможность успокоиться; внушение спокойствия невербальными средствами; прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов; использование юмора; признание чувств ребенка. Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.

Типы агрессии у детей и способы построения отношений

Название типа агрессии Рекомендации Гиперактивно-агрессивный ребенок Такие дети, воспитываясь в семье по типу "кумира" или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников сверстников, могут становиться агрессивными Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя в том числе и игровые ситуации с правилами. Стимулируйте у детей умение признавать собственные ошибки. Учите их не сваливать свою вину на других. Развивайте чувство эмпатии, сочувствия к другим - сверстникам, взрослым и ко всему живому Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок. Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста, особенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение. Помогите ребенку разрядить психическое напряжение, повозитесь вместе с ним в шумной игре. И стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен

Название типа агрессии Рекомендации Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением. Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям и знакомым ему людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так. Вы редко занимаетесь и общаетесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на вас собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него Агрессивно-боязливый ребенок. Враждебность, подозрительность могут быть средством защиты ребенка от мнимой угрозы, "нападения" Работайте со страхами, моделируйте, то есть создавайте, опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевайте ее.; при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного

Название типа агрессии Рекомендации Агрессивно-бесчувственный ребенок. Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка. При этом ему трудно понять, что другому, то есть обиженному, плохо и больно Старайтесь стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалуйте, гладьте кошек и собак, ухаживайте за животными; обращайте внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулируйте желание помочь. Если это не помогает, приучайте ребенка нести ответственность - "отрабатывать" за свое агрессивное поведение ("А теперь иди и извинись", "Погладь по голове", "Пожми руку", "Предложи игрушку обиженному тобой ребенку" и тому подобное)

Спасибо за внимание!

Информационные ресурсы Интернета: http://www.psihologu.info /


Похожие публикации