Особенности ребенка в традиционном обучении. Презентация по педагогике "традиционный тип обучения"

  • Отсутствие самостоятельности

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: педагогика принуждения.

По основному фактору развития: социогенная- с допущениями биогенного фактора.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная с опорой на суггестию (образец, пример).

По ориентации на личностные структуры - информационная, ЗУН.

По характеру содержания: светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая.

По типу управления: традиционное классическое + ТСО.

По организационным формам: классно-урочная, академическая.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная.

Развивающее обучение.

Отличительные черты теории Занкова.

Атмосфера взаимного расположения предполагает глубокое уважение школьников и учителя. "Если школьник является для учителя только каким-то подобием сосуда, в который надо уложить определенные знания и навыки, это, конечно, не будет способствовать его любви к учащимся. Когда каждый школьник понят учителем как человек, обладающий своими индивидуальными особенностями, стремлениями, своим складом ума и характера, такое понимание поможет полюбить детей, уважать их".

Целевые ориентации:

Высокое общее развитие личности.

Создание основы для всестороннего гармонического развития (гармонизация содержания).

Просмотр содержимого документа
«Сравнительная характеристика традиционного и развивающего обучения.»

Особенности традиционного и развивающего обучения.

Рассмотрим особенности традиционного и развивающего обучения.

Традиционное обучение.

Термином "традиционная система обучения" мы обозначаем ту, которая действует в массовой практике на протяжении ряда десятилетий, не претерпев за это время существенных изменений.

В основе её организации лежит классно-урочный принцип. На данном принципе построена традиционная школа. Основателями классно-урочной системы по праву считаются Я.А. Коменский и И.Ф Гербарт. Основной тезис - «обучение всех всему». Главная идея - знания развивают личность учащегося, обучение не может не развивать.

Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я.А. Коменским:

Научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные);

Природосообразности (обучение определяется развитием, не форсируется);

Последовательности и систематичности (последовательная линейная логика процесса, от частного к общему);

Доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых ЗУН);

Прочности (повторение - мать учения);

Сознательности и активности (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд);

Принцип наглядности (привлечение различных органов чувств к восприятию);

Принцип связи теории с практикой (определенная часть учебного процесса отводится применению знаний);

Учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Обучение - это процесс передачи знаний, умений и навыков, социального опыта от старших поколений - подрастающему. В состав этого целостного процесса включаются цели, содержание, методы и средства.

Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются:

    учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;

    класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;

    основной единицей занятий является урок;

    урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;

    работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;

    учебные книги (учебники) применяются, в основном, для домашней работы

Традиционная система имеет как свои плюсы, так и минусы.

С одной стороны, не одно поколение умных и талантливых детей выучилось по традиционной программе. К тому же традиционная система обучения основывается на опыте отечественной педагогике, учитывающей национальную специфику и менталитет.

Тем не менее, для нее характеры облегчение учебного материала (рассчитанное на наименее успевающих учеников в классе и, по мнению многих педагогов неправомерное), медленный темп изучения, многократное повторение, ограничивающее мыслительную активность школьников, скудость и поверхностный характер теоретических знаний. Подчинение учебного процесса привитию навыков, отсутствие или слабость внутреннего побуждения к учению, невозможность проявления индивидуальности. Ограниченный круг непосредственного познания окружающего мира в основном сводится к наблюдениям, что способствует вербализму в обучении. Основная нагрузка падает на память в ущерб мысли.

В традиционной школе взаимоотношения учителя и ученика строятся на "деловой" основе: учитель (субъект) руководит приобретением знаний, а ученик (объект) овладевает этими знаниями.

Наилучшего качества обучения в традиционной начальной школе достигают учителя с авторитарным стилем руководства. Они подавляют индивидуальности своих учеников, но могут "дотянуть" большинство из них хотя бы до среднего уровня. Порой учитель, не дослушав ответ ученика, сообщает ему нужный ход решения, рассказывая вместо него или напоминая необходимую информацию.

Характерными чертами традиционного обучения являются преобладание сообщающего преподавания (учитель сообщает знания ученику), нормативность (строго заданы стандарты образования, усвоение которых обязательно для каждого ученика), ориентация на «среднего» ученика. Учет индивидуальных способностей школьников ограничен заданными канонами.

К положительным моментам традиционной системы обучения следует отнести:

    Систематический характер обучения

    Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала

    Организационная четкость

    Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя

    Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении

К отрицательным моментам традиционной системы обучения следует отнести:

    Шаблонное построение, однообразие

    Нерациональное распределение времени урока

    На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания

    Учащиеся изолируются от общения друг с другом

    Отсутствие самостоятельности

    Пассивность или видимость активности учащихся

    Слабая речевая деятельность (среднее время говорения ученика 2 минуты в день)

    Слабая обратная связь. Усредненный подход

    Отсутствие индивидуального обучения

Классификационные параметры Традиционного обучения.

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: педагогика принуждения.

По основному фактору развития: социогенная- с допущениями биогенного фактора.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная с опорой на суггестию (образец, пример).

По ориентации на личностные структуры - информационная, ЗУН.

По характеру содержания: светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая.

По типу управления: традиционное классическое + ТСО.

По организационным формам: классно-урочная, академическая.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная.

В современной массовой российской школе цели несколько видоизменились - исключена идеологизация, снят лозунг всестороннего гармонического развития, произошли изменения в составе нравственного воспитания, но парадигма представления цели в виде набора запланированных качеств (стандартов обучения) осталась прежней.

Массовая школа с традиционной технологией остается "школой знаний", сохраняет предпочтение информированности личности над ее культурой, преобладание рационально-логической стороны познания над чувственно-эмоциональной.

Развивающее обучение.

Идеи Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна получили дальнейшее развитие в работах Д.Б. Эльконина, В.В Давыдова и Л.В. Занкова. В 60-е годы ими были разработаны концепции развивающего обучения, на основе которых проводились экспериментальные исследования в школе.

Теория Л.В. Занкова включает следующие принципы:

1. Принципы обучения на высоком уровне трудности (т.е. преподаваемый материал должен быть трудным, соблюдение меры трудности и преодоление препятствий).

2. Принцип ведущей роли теоретических знаний.

3. Принцип осознания школьниками собственного учения. Обучение направлено на развитие рефлексии (самооценка).

4. Принцип работы над развитием всех учащихся. Обучение должно развивать всех, ибо развитие есть следствие обучения.

В экспериментальной системе Л.В. Занкова принята иная, чем в традиционном обучении, постановка задач. На первом месте - развитие учащихся как основа успешного усвоения знаний и навыков. Ведущие организационные формы те же, что и в традиционной системе, но более гибкие, динамичные. Это иной тип обучения по сравнению с традиционным. Он строится на основе учета внутренних закономерностей развития ребенка(больше внимания уделяется его внутреннему миру, индивидуальности).Важнейшим является развитие нравственных качеств и эстетических чувств, воли, формирование внутреннего побуждения к учению.

Насколько это было возможно, учитывая начальную ступень обучения, в программе и учебниках реализован подход, отвечающий выдвинутому Л.В. Занковым теоретическому представлению о начальном обучении. В частности, еще на ранних этапах исследования проблемы обучения и развития Л.В. Занков подчеркивал мысль о том, что не всякое усвоение знания приводит к развитию. Поэтому, подбирая материал к уроку, нужно осмысливать, как он будет работать на развитие, а какой материал окажется нейтральным. Л.В. Занков придавал большое значение разносторонности материала, из анализа которого может постепенно складываться, пусть небольшое вначале, влияние на общее развитие ребенка. Именно в условиях разностороннего обдумывания материала ребенок продвигается по пути его многогранного восприятия и приучается не к однобокому рассмотрению материала, а к видению его с разных сторон. Благодаря такому учению образуются многосторонние связи знаний, а в конечном итоге - их система. Системность знаний есть самая существенная характеристика из всех признаков общего развития младшего школьника.

Отличительные черты теории Занкова.

2 Высокий уровень трудности, на котором ведется обучение.

3 Быстрый темп прохождения учебного материала.

4 Резкое повышение удельного веса теоретических знаний.

Не теряя своей руководящей роли, учитель в системе Л.В. Занкова становится участником коллективного процесса познания, подлинным другом и старшим товарищем. Исчезает авторитарность. Ложный авторитет учителя будет способствовать лишь внешней, показной дисциплине в классе, формальному выполнению заданий. Предоставление школьникам большей самостоятельности укрепит авторитет учителя, станет необходимым условием воспитания воли у школьников.

Атмосфера взаимного расположения предполагает глубокое уважение школьников и учителя. "Если школьник является для учителя только каким-то подобием сосуда, в который надо уложить определенные знания и навыки, это, конечно, не будет способствовать его любви к учащимся... Когда каждый школьник понят учителем как человек, обладающий своими индивидуальными особенностями, стремлениями, своим складом ума и характера, такое понимание поможет полюбить детей, уважать их".

Система Занкова рассчитана на сотворчество, сотрудничество, сопереживание. Учитель открыт для вопросов детей, не боится их ошибок, не оценивает и не выставляет отметок за незнание или неумение в процессе усвоения новых знаний или новых способов действий, не сравнивает одного ребенка с другим.

Систему развивающего обучения по Л.В. Занкову можно назвать системой раннего интенсифицированного всестороннего развития личности.

Классификационная характеристика

По уровню применения: общепедагогическая. По основному фактору развития: социогенная + психогенная. По концепции усвоения: ассоциативно - рефлекторная + развивающая. По ориентации на личностные структуры: СУД + СЭН + ЗУН + СУМ + СДП.

По характеру содержания: обучающее - воспитательная, светская, общеобразовательная, гуманистическая.

По типу управления: система малых групп.

По организационным формам: классно - урочная, академическая + клубная, групповая + индивидуальная.

По подходу к ребенку: личностно ориентированная.

По преобладающему методу: развивающая.

По направлению модернизации: альтернативная.

Целевые ориентации:

Высокое общее развитие личности.

Создание основы для всестороннего гармонического развития (гармонизация содержания).

Система обучения по Л.В. Занкову направлена, прежде всего, на личностный рост ребенка, его творческое и эмоциональное развитие.

Подведём итоги:

Характеристика системы

Традиционная педагогика

Развивающая педагогика

Цель обучения

Передача знаний, умений, навыков

Развитие способностей

Интегративное название

Школа памяти

Школа мышления, педагогика открытий

Главный девиз педагога

Делай, как я

Думай, как сделать

Кредо педагога

Я - над вами

Я - вместе с вами

Роль учителя

Носитель информации, пропагандист знаний, хранитель норм и традиций

Организатор деятельности учеников и сотрудничества, консультант, управляющий учебным процессом

Функция педагога

Сообщение знаний

"Выращивание" Человека

Стиль преподавания

Демократичный

Стиль взаимодействия учителя и ученика

Монологический (со стороны учителя)

Диалогический

Преобладающий метод обучения

Информационный

Проблемно-поисковый

Формы организации занятий

Фронтальные, групповые

Индивидуальные, групповые

Преобладающая деятельность учащихся

Слушание, участие в беседе, заучивание, репродукция, работа по алгоритму

Самостоятельная поисковая, познавательная, творческая деятельность разного вида

Время урока на самостоятельную работу учащихся по сравнению с отводимым на изложение материала педагогом

Много меньше

Сопоставимы

Позиция ученика

Пассивная, при отсутствии интереса

Активная, инициативная, при наличии интереса

Мотив к учению

Создается эпизодически

Создается всегда и целенаправленно

Психологический климат урока

Формируется изредка, подчас "стихийно"

Формируется всегда и целенаправленно


http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=466082

http://www.coolreferat.com/Сравнительная_характеристика_принципов_обучения_в_различных_дидактических_системах_традиционной

http://ced.perm.ru/schools/web/school117/obuchenie.htm

Традиционный тип обучения реализуется в основном через классно-урочную систему обучения, которая была создана около 400 лет назад.

Традиционное обучение характеризуется обязательным элементом – уроком , который представляет собой одновременное занятие с целым классом. При этом преподаватель сообщает, передает знания, формирует умения и навыки, опираясь на предъявление нового материала, его воспроизведение учащимися, оценивает результаты этого воспроизведения. Традиционное обучение носит преимущественно репродуктивный характер. Преподаватель является единственным инициативно действующим лицом. Главное усилие преподавателя при этом направлено на то, чтобы наилучшим образом представить учебную информацию. Учащийся также должен предъявить преподавателю усвоенное содержание учебного материала.

Основным способом традиционного обучения является объяснительно-иллюстративный . Традиционное обучение требует внесения изменений, способствующих адаптации условий к каждому учащемуся. Одним из путей модернизации заключается во введении в его организацию элементов развивающего обучения. То есть формирование учебной деятельности, включающей в себя учебную задачу, учебные действия, действия контроля и оценки степени усвоения знаний. Другой путь совершенствования традиционного обучения представляется на основе интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения.

Традиционная технология.

Действия учителя и учащихся:

1. Этап постановки целей, актуализация

Учитель сам ставит перед учащимися цели, определяет, что «правильно», а что «не правильно». Ученики принимают цели и установки учителя.

2. Этап изучения нового материала

Учитель излагает новую информацию (чтение, просмотр); выбирает пути достижения поставленных целей. Ученик их принимает.

3. Этап подведения итогов. Учитель формулирует немногочисленные вопросы:

«Что вам понравилось на уроке? Что нового вы узнали?»

К достоинствам традиционных технологий можно отнести:

· научность (ложных знаний быть не может, могут быть только неполные);

· организационная чёткость педагогического процесса;

· постоянное идейно-эмоциональное воздействие личности учителя;

· оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении;

· упорядоченная, логически правильная подача учебного материала;

· ориентация на развитие памяти (запоминание и воспроизведение);

· доступность;

· учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

· сознательность и активность (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд).

· Вместе с тем, традиционным технологиям присущи и недостатки:

· субъект - объектный характер отношений между учителями и учениками, ориентация на формирование шаблонного мышления;

· отсутствие ориентации на развитие творческого потенциала учащихся, подавление инициативы учащихся;

· уравнительный подход ко всем учащимся.

Современные технологии: (по Хуторскому)

1. Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащегося:

· Игровые технологии

· Технология проблемного обучения

· Технология интенсивного обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (Шаталов)

· Технология уровневой дифференциации

· Технология индивидуализации обучения

· Технология программированного обучения

· Информационные технологии обучения

· Интерактивные технологии (дискуссии, дебаты, соревнования)

· Технология решения интеллектуальных задач

2 Альтернативные технологии

· Технология свободного труда (Френе) (Надо создать возможности для свободного выражения каждого в любой области. Труд станет основополагающим принципом, движущей силой и философией народной школы. Светлая голова и умелые руки лучше, чем ум, перегруженный ненужными знаниями)

· Технология проектного обучения

· Технология мастерских (ниже подробное описание)

· Дальтон-технология (сочетание кабинетного обучения с образовательным процессом, основанным на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество)

· Кейс-технология (в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебной литературы, мультимедийный видеокурс, виртуальную лабораторию и обучающих программ на CD-ROM, а также электронную рабочую тетрадь. Последняя представляет собой своеобразный путеводитель по курсу и содержит рекомендации по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. Изучая материал курса, обучающийся может запрашивать помощь по электронной почте, отправлять результаты выполнения практических заданий, лабораторных работ).

3.Природосообразные технологии

· Технология сбережения и укрепления здоровья

· Технология обучения детей с признаками одаренности

4.Технологии развивающего обучения

· Технология развивающего обучения Занкова

· Личностно-ориентированное развивающее обучение (Якиманская) –во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого вначале раскрывается, а затем согласовывается с содеражанием образования)

· Технология саморазвивающего обучения (Селевко) - подлинное учение охватывает целиком всю личность человека. Опыт учения помогает ему, во-первых, установить свои личностные особенности, а во-вторых, обнаружить в себе мысли, действия и переживания, носящие общечеловеческий характер, способные, с одной стороны, размыкать его индивидуальность, а с другой - связывать его со всем человечеством.

Технологии обучения педагогов-новаторов:

Система Л.В, Занкова была создана в конце 1950-х гг. Она возникла в ответ на идею Выготского о том, что обучение должно идти впереди развития , вести его за собой. Обучение преломляется через внутренний мир ребенка, его особенности и способности и позволяет достигать ему своей ступени развития. Занковым было также введено понятие общего развития ребенка как общей цели обучения в начальной школе.

Система Занкова построена на следующих принципах:

1. Ведущая роль в обучении отдается теоретическим знаниям.

2. Само обучение ведется на высоком уровне трудности.

3. Обучение протекает в быстром темпе.

4. Происходит общее развитие как слабых, так и сильных учеников.

5. Осознание учащимися процесса обучения.

Шесть элементов системы Занкова:

1. Главная задача обучения – общее развитие ребенка, его воли, ума, чувств. На основе этого развития и происходит собственно обучение, формирование умений и навыков.

2. Начальное образование должно давать ребенку общее представление о картине мира на основе ценностей науки, искусства, литературы, а также теоретические и эмпирические знания об окружающем мире. Оно реализуется через введение естествознания в первом классе, получение знаний вне школы, обогащение содержания обычных предметов из житейского опыта детей.

3. Организационные формы обучения должны быть гибкими, с увеличением самостоятельной деятельности, экскурсий, большим числом наблюдений. Поделок, вопросов к взрослым в домашнем задании.

4. Методика обучения должна быть вариативна и многогранна, ориентирована, на вовлечение в процесс обучения воли, интеллекта, эмоций, других сторон личности, что позволило бы в разных классах менять стиль работы, темп, задания.

5. Отношения между учеником и учителем полны положительных эмоций, чувства успеха от интеллектуальной деятельности.

6. Контроль результатов обучения направляется не только на прохождение программы, но и на выявление сдвигов в общем развитии ребенка, его воли, мышления, ценностей.

Эта система эффективна, так как благодаря ей дети становятся более развиты, они показывают тяготение к умственной, интеллектуальной деятельности, у них куль­тивируются высокие эмоционально-волевые качества, критичность мышления, формируется чувство сотрудни­чества, осознания ценности личности.

Хотя система Занкова и содержит технологию обу­чения, все же она не в полной мере разработана, как это необходимо с точки зрения именно технологии. В первую очередь эта система ориентирована на развитие личности учеников, но в настоящие время проблема диагностики уровня развития педагогикой далеко не решена, нет к тому же и надежных измерительных ин­струментов. В данной системе невысокая воспроизво­димость обучения, что подтверждается относительно малым количеством учителей, работающих сегодня в соответствии с ней.

В системе Эльконина-Давыдова ученик рассматривает­ся как самоизменяющийся субъект обучения, а не как объект. Целью образования ученика становится его раз­витие и воспитание субъекта собственной жизни. То есть ученик должен уметь ставить перед собой задачи и нахо­дить способы их решения. Основой содержания образо­вания должна быть система научных понятий, определя­ющая общие способы решения задач.

Методика обучения организует такую учебную деятель­ность учеников, которая обеспечивает поиск способов ре­шения возникающих задач. Поэтому в системе широко при­меняются творческие и поисковые методы обучения, ис­ключаются объяснение и показ в обычном их понимании.

Объяснение и показ в учебной деятельности считают­ся непригодными, потому что они лишают ее смысла. Ведь если способ действия уже показан, то ученикам не­чего искать. Поэтому начальным этапом учебной дея­тельности является постановка учебной задачи. Суще­ственным моментом этой методики является то, что ра­бота учителя направлена на нахождение общего способа решения такого класса задач, а не на организацию поис­ка частного решения конкретной задачи.

Постановка учебной задачи, совместное ее решение, оценка найденного способа действия - вот три составля­ющие развивающего обучения , которые можно выделить в системе Эльконина-Давыдова .

А вот каково взаимодействие учащихся в учебном процессе:

♦ учебно-поисковая деятельность, при которой учи­тель создает предпосылки для поиска, а ученик их реализует;

♦ совместная деятельность, скоординированная учи­телем;

♦ сотрудничество, при котором ученик вступает во взаимодействие не только с учителем, но и со сво­ими одноклассниками.

Необходимым условием развивающего обучения явля­ется именно организованное взаимодействие учащихся. Ведь любая поисковая исследовательская деятельность всегда должна сопровождаться диалогом с оппонентами, с другими исследователями и учениками. В этом диалоге особая роль принадлежит учителю. Он должен найти в нем свое место, уметь направить его в нужное русло.

В ходе масштабных экспериментов была продемонст­рирована эффективность системы Эльконина-Давыдова. Ее главным результатом стало возникновение и развитие теоретического мышления у младших школьников.

Теоретическое мышление возникает и развивается случайно, независимо от обучения. Благодаря механиз­мам непроизвольной памяти, за счет обращения к теоре­тическому мышлению, осмысления связей учебного ма­териала и включения знаний, хранящихся в памяти, у детей происходит принципиально иной путь развития восприятия, памяти, воображения. Этот путь развития обеспечивает эффективное взаимодействие двух форм памяти - произвольной и непроизвольной.

У учащихся происходит формирование содержатель­ных мотивов учения и переход к самооценке, а также к изменению тех качеств личности, которые препятствуют ее развитию. Существенным становится содержательная оценка способов и результатов деятельности своими од­ноклассниками и учителем, а не школьная отметка как стимул. Уже к концу обучения в начальной школе учени­ки все более переходят к самооценке.

Благодаря развитию эмоционально-нравственной сферы учеников в процессе развивающего обучения по­является чувство уважения к другим людям, их мыслям, позиции. Рождается чувство ответственности за общее дело, которое стимулирует развитие нравственности.

В системе Эльконина-Давыдова созданы все элемен­ты технологии развивающего обучения. Хотя авторами этой системы и их последователями был подготовлен и выпущен комплект учебников для начальной школы, надо сказать, что не все элементы этой системы прописа­ны на процедурном уровне. Поскольку освоение учителя­ми технологии развивающего обучения дело трудное, то оно требует формирования способностей к педагогиче­скому творчеству.

Развивающее обучение оказывается развивающим не только для учеников, но и для учителей.

В начале 70-х гг. XX в. Народный учитель СССР Ша­талов Виктор Федорович разработал оригинальную нова­торскую систему обучения и воспитания школьников. Она стала популярной во многих странах мира. Шаталов актуализировал и развил установленные наукой законо­мерности, которые ранее не были востребованы педаго­гикой. Ша­талов разработал в своей методической системе 7 принципов , часть из которых он заимствовал у Л.В. Занкова.

1. Обучение на высоком уровне сложности.

2. Бесконфликтность.

3. Быстрое движение вперед.

4. Открытые перспективы.

5. Сверхмногократное повторение.

6. Ведущая роль теоретических знаний.

7. Гласность.

Система Шаталова включает в себя 6 элементов : орга­низацию сверхмногократного повторения, инспекцию знаний, систему оценки знаний, методику решения за­дач, опорные конспекты, спортивную работу с детьми. Хотя большинство педагогов ассоциирует систему Шата­лова именно с опорными конспектами, сам педагог в сво­ей системе отводил им последнее место.

Система Шаталова охватывает все стороны обучения и воспитания школьников, что может подтвердить пере­чень названных выше элементов. Шаталов и его последо­ватели разработали систему обучения в полном виде и даже в мелких деталях. Так, если ученик пропустил один урок, то в технологии заложены дидактические средства, которые позволят ему усвоить новый материал, и опор­ный конспект, что даст возможность успешно подгото­виться к его воспроизведению.

Эта технология обучения предусматривает такие при­емы и средства работы, которые способствуют экономии трудовых затрат и времени педагога. Например, пос­ле проверки опорных конспектов на самом конспекте не ставится отметка, а они раскладываются по стопкам, каждая из которых соответствует определенной отметке. Затем по этим стопкам выставляются отметки в журнал и ведомость открытого опроса. Это позволяет эконо­мить секунды, но ведь из них затем набегают минуты, которые учитель может потратить на продуктивную ра­боту с классом.

Контроль результатов обучения в системе Шаталова эффективно решается благодаря письменному опросу всех учащихся по опорным сигналам, проведению рубеж­ного контроля после прохождения крупных разделов кур­са. Например, при обучении какому-нибудь предмету за 35 уроков каждый ученик вполне может получить около 30 отметок. Это позволяет по ведомости открытого опро­са, в которой имеются все отметки, сразу же выявить все пробелы в знаниях и удалить их.

Все эти приемы и средства обучения носят название «инспекции знаний *. Это ежеурочная проверка. Но такая проверка очень быстро становится привычной и даже же­ланной для всех учеников, потому что растут их успехи и желание лучше учиться. Вот почему нередки случаи, ког­да в ведомости открытого опроса у всего класса стоят только пятерки.

Самой трудной дидактической задачей считается обучение школьников решению задач. Шаталову в сво­ей системе удалось разработать такие технологические приемы, благодаря которым не только происходит ус­пешное обучение решению всех задач, но ученики де­лают это с охотой и интересом. В начале учебного года каждо­му ученику раздают специальную плашку, на которой отмечены номера нужных задач. На этой плашке школь­ник отмечает те задачи, которые он уже смог решить. Некоторые задачи из этой плашки выносятся на конт­рольные, названные Шаталовым релейными.

Опорные конспекты Шаталова являются замеча­тельным дидактическим средством, которое облегчает процесс обучения. Сами конспекты и содержащиеся в них опорные сигналы вызывают у учащихся появление ассоциативных образов, обеспечивающих логическое запоминание и успешное воспроизведение учебного материала.

Система начального обучения Софьи Николаевны Лысенковой также называется «Перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комменти­руемом управлении учебным процессом». Лысенкова раз­работала уникальную методику развития мышления детей младшего школьного возраста. Эта система позволяет им успешно, радостно и легко учиться. В ней выделяются эле­менты технологии, которые позволяют осуществлять ус­пешное опережающее обучение детей.

Опорные схемы - это первая движущая сила в мето­дике Лысенковой. Технология их использования четко разработана. Опорные схемы включают в себя собствен­но схемы, условные знаки, таблицы, дидактические кар­точки и т. п. Опорная функция этих схем состоит в орга­низации и управлении мыслительной деятельностью уче­ников. Такие опорные схемы - хороший способ внешней организации мыслительной деятельности детей. Эти схемы становятся не просто иллюстрацией учеб­ного материала, а опорами, наглядным закреплением ло­гических рассуждений учителя.

Традиционные технологии обучения (ТТО) — технологии, построенные на основе классно — урочной организации и объяснительно-иллюстративного способа обучения, применяемые по традиции, часто неосмысленно, по образцу. Традиционное обучение подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVIII в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются:

  • — уч-ся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, к-рый сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
  • — класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;
  • — основной единицей занятии является урок;
  • — урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего уч-ся работают над одним и тем же материалом;
  • — работой уч-ся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности, и в конце учебного года принимает решение о переводе уч-ся в следующий класс;
  • — учебные книги (учебники) применяются, в основном, для домашней работы.

Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками, — атрибуты классно-урочной системы,

Классификационные параметры ТТО: по уровню применения — общепедагогическая; по философской основе — педагогика принуждения; по основному фактору развития — социогенная (с допущением биогенного фактора); по концепции усвоения — ассоциативно-рефлектор — ная с опорой на суггестию (образец, пример); по ориентации на личностные структуры — информационная, ориентированная на усвоение знаний, умений и навыков (ЗУН); по характеру содержания — светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая; по типу управления — традиционное классическое + ТСО; по организационным формам — классно-урочная, академическая; по подходу к ребенку — авторитарная; по преобладающему методу — объяснительно-иллюстративная; по категории обучаемых — массовая.

Целевые ориентации. Цели обучения — подвижная категория, включающая в зависимости от ряда условий те или иные составляющие. Напр., в советской педагогике цели обучения формулировались так:

  1. — формирование системы знаний, овладение основами наук;
  2. — формирование основ научного мировоззрения;
  3. — всестороннее и гармоническое развитие каждого ученика;
  4. — воспитание идейно убежденных борцов за коммунизм, за светлое будущее всего человечества;
  5. — воспитание сознательных и высокообразованных людей, способных как к физическому, так и к умственному труду.

Т.о., по своему характеру цели ТТО представляют воспитание личности с заданными свойствами. По содержанию целей ТТО ориентированы преимущественно на усвоение ЗУН, а не на развитие личности (всестороннее развитие было декларацией). В современной массовой российской школе цели несколько видоизменились — исключена идеологизация, снят лозунг всестороннего гармонического развития, произошли изменения в составе нравственного воспитания, но парадигма представления цели в виде запланированных качеств (стандартов обучения) осталась прежней.

Массовая школа с традиционной технологией остается «школой знаний», сохраняет примат информированности личности над ее культурой, преобладание рацио — нально-логической стороны познания над чувственно- эмоциональной и творческой.

Концептуальную основу ТТО составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я.А. Коменским, т.е. принципы:

  • — научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные);
  • — природосообразности (обучение определяется развитием, не форсируется);
  • — последовательности и систематичности (последовательная линейная логика процесса, от частного к общему);
  • -доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых ЗУН);
  • — прочности (повторение — мать учения);
  • — сознательности и активности (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд);
  • — наглядности (привлечение различных органов чувств к восприятию);
  • -связи теории с практикой (определенная часть учебного процесса отводится применению знаний);
  • — учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Обучение в ТТО понимают как процесс передачи

знаний, умений и навыков, социального опыта от старших поколений — подрастающему. В состав этого целостного процесса включаются цели, содержание, методы, средства.

Особенности содержания. Содержание образования в отечественной ТТО сложилось еще в годы советской власти (оно определялось задачами индустриализации страны, погоней за уровнем технически развитых капиталистических стран, общей ролью научно-техническо — го прогресса) и по сей день является технократическим (имеется в виду ТТО в Российской Федерации). Знания адресуются, в основном, к рассудочному началу личности, а не к духовности, нравственности. 75% учебных предметов школы направлено на развитие левого полушария, на эстетические предметы отводится лишь 3%, а духовному воспитанию в советской школе уделялось очень мало внимания (данные Г.К. Селевко, 1998). Традиционная система образования остается в основном единообразной, невариативной, несмотря на декларацию о свободе выбора и вариативности. Планирование содержания обучения — централизовано.

Базисные учебные планы основываются на единых для страны стандартах. Учебные дисциплины (основы наук) определяют «коридоры», внутри к-рых (и только внутри) предоставлено двигаться ребенку. Обучение обладает подавляющим приоритетом перед воспитанием. Учебные и воспитательные предметы не взаимосвязаны. Клубные формы работы занимают в объеме финансирования 3% от академических. В воспитательной работе процветает педагогика мероприятий, негативизм воспитательных воздействий.

Особенности методики. ТТО представляет собой прежде всего авторитарную педагогику требований, учение весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности. Авторитаризм процесса обучения проявляется в регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур («школа насилует личность»); централизации контроля; ориентации на среднего ученика («школа убивает таланты»). В такой системе ученик — подчиненный объект обучающих воздействий, ученик «должен», ученик — еще не полноценная личность, бездуховный «винтик». Учитель же — командир, единственное инициативное лицо, судья («всегда прав»); старший (родитель) учит; «с предметом к детям», стиль «разящие стрелы». Методы усвоения знаний основываются на: сообщении готовых знаний, обучении по образцу, индуктивной логике от частного к общему, механической памяти, вербальном изложении и репродуктивном воспроизведении.

Процесс обучения как деятельность в ТТО характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда школьника. В составе учебной деятельности ребенка самостоятельное целеполагание отсутствует, цели обучения ставит учитель, планирование деятельности ведется извне, навязывается ученику вопреки его желанию; итоговый анализ и оценивание деятельности ребенка производится не им самим, а учителем, др. взрослым. В этих условиях этап реализации учебных целей превращается в труд «из-под палки» со всеми его негативными последствиями (отчуждение ребенка от учебы, воспитание лени, обмана, конформизма — «школа уродует личность»).

Оценивание деятельности уч-ся. Традиционной педагогикой разработаны критерии количественной (в Российской Федерации — пятибалльной, в Республике Беларусь — десятибалльной) оценки знаний, умений и навыков уч-ся по учебным предметам; требования к оценке: индивидуальный характер, дифференцированный подход, систематичность контроля и оценивания, всесторонность, разнообразие форм, единство требований, объективность, мотивированность, гласность.

Однако в школьной практике ТТО обнаруживаются отрицательные стороны традиционной системы оценок. Количественная оценка — отметка — часто становится средством принуждения, орудием власти учителя над учеником, психологического и социального давления на уч-ся. Отметка как результат познавательной деятельности часто отождествляется с личностью в целом, сортирует уч-ся на «хороших» и «плохих». Названия «троечник», «двоечник» вызывают чувство ущербности, унижения либо приводят к индифферентности, равнодушию к учебе. Ученик по своим посредственным или удовлетворительным оценкам сначала делает заключение о неполноценности своих знаний, способностей, а затем и своей личности (Я-концепции).

К ТТО относят и лекционно-семинарско-зачетную систему (форму) обучения: сначала учебный материал преподносится классу лекционным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских, практических и лабораторных занятиях, и результат усвоения проверяется в форме зачетов.

Традиционная технология представляет собой, прежде всего, авторитарную педагогику требований, ученье весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.

Авторитаризм процесса обучения проявляется в: регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур («школа насилует личность»), централизации контроля, ориентации на среднего ученика («школа убивает таланты»).

Позиция ученика: ученик - подчиненный объект обучающих воздействий, ученик «должен», ученик - еще не полноценная личность, бездуховный «винтик».

Позиция учителя: учитель – командир, единственное инициативное лицо, судья («всегда прав»), старший (родитель) учит.

Методы усвоения знаний основываются на: сообщении готовых знаний, обучении по образцу, индуктивной логике от частного к общему, механической памяти, вербальном изложении, репродуктивном воспроизведении.

В составе учебной деятельности ребенка:

— самостоятельное целеполагание отсутствует, цели обучения ставит учитель;

— планирование деятельности ведется извне, навязывается ученику вопреки его желанию;

— итоговый анализ и оценивание деятельности ребенка производятся не им, а учителем, другим взрослым.

В этих условиях этап реализации учебных целей превращается в труд «из-под палки» со всеми его негативными последствиями (отчуждение ребенка от учебы, воспитание лени, обмана, конформизма – «школа уродует личность»).

Оценивание деятельности учащихся. Традиционной педагогикой разработаны критерии количественной пятибалльной оценки знаний, умений и навыков учащихся по учебным предметам.

Требования к оценке: индивидуальный характер, дифференцированный подход, систематичность контроля и оценивания, всесторонность, разнообразие форм, единство требований, объективность, мотивированность, гласность.

Однако в школьной практике традиционного обучения обнаруживаются отрицательные стороны традиционной системы оценок:

1. Количественная оценка - отметка - часто становится средством принуждения, орудием власти учителя над учеником, психологического и социального давления на ученика.

2. Отметка, как результат познавательной деятельности, часто отождествляется с личностью в целом, сортирует учащихся на «хороших» и «плохих».

3. Названия «троечник», «двоечник» вызывают чувство ущербности, унижения, либо приводят к индифферентности, равнодушию к учебе. Ученик по своим посредственным или удовлетворительным оценкам сначала делает заключение с неполноценности своих знаний, способностей, а затем и своей личности (Я-концепция).

Традиционная форма обучения — классно-урочная. Ее отличают:

положительные стороны: систематический характер обучения, упорядоченная, логически правильная подача учебного материала, организационная четкость, постоянное эмоциональное воздействие личности учителя, оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении;

отрицательные стороны: шаблонное построение, однообразие, нерациональное распределение времени урока, на уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания, учащиеся изолируются от общения друг с другом, отсутствие самостоятельности, пассивность или видимость активности учащихся, слабая речевая деятельность (среднее время говорения ученика 2 минуты в день), слабая обратная связь, уусредненный подход, отсутствие индивидуального обучения.

К традиционным технологиям относят также и лекционно-семинарско-зачетную систему (форму) обучения: сначала учебный материал преподносится классу лекционным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских, практических и лабораторных занятиях, и результаты усвоения проверяются в форме зачетов.

Психолого-педагогического анализа урока

Психолого-педагогический анализ урока предполагает оценку его типа и структуры, а также их психологической целесообразности.

Далее, что определяет деятельность учителя и ученика это содержание урока, то есть характер той информации, которую должны усвоить школьники. (учитель может предлагать материал различный по степени его конкретности, обобщенности и абстрактности).

Очень важно понять психологические особенности учебного материала, так как он во многом определяет характер познавательной деятельности школьника. При оценке качества учебной информации необходимо определить его соответствие возрастным и индивидуальным особенностям школьников. Анализ урока начинается с выяснения того, как учитель формировал понятие на том или ином уровне. В процессе обучения формируются не только отдельные понятия, но и их система, поэтому нужно определить какие связи между понятиями установил преподаватель (внутрипредметные, межпредметные)

План психолого-педагогического анализа урока.

Психологическая цель урока.

1. Место и значение данного урока в перспективном плане развития учащихся. Формулировка цели.

2. Учет конечной задачи перспективного плана, психологических задач изучения раздела, характера изучаемого материала, результатов, достигнутых в предшествующей работе.

3. В какой мере методические приемы, стиль урока отвечают поставленной цели.

Стиль урока.

1. В какой мере содержание и структура урока отвечают принципам развивающего обучения.

Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся.

Соотношение воспроизводящей и творческой деятельности учащихся.

Соотношение усвоения знаний в готовом виде и самостоятельного поиска.

Педагогический такт учителя.

Психологический климат в классе.

2. Особенности самоорганизации учителя.

Подготовленность к уроку.

Рабочее самочувствие в начале урока и в процессе его осуществления.

Организация познавательной деятельности учащихся.

1. Обеспечение условий для продуктивной работы мышления и воображения учащихся.

Достижение осмысленности, целостности восприятия учениками изучаемого материала.

Какие использовались установки и в какой форме. (внушение, убеждения).

Как достигались сосредоточенность и устойчивость внимания учащихся.

2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений.

Какими приемами стимулировалась активность, самостоятельность мышления учащихся.

Какие психологические закономерности учитывались при формировании представлений, понятий, обобщающих образов.

Какие виды творческих работ использовались на уроке и как учитель руководил творческим воображением учащихся.

3. Закрепление результатов работы.

Формирование навыков с помощью упражнений.

Обучение переносу ранее усвоенных навыков на новые условия работы.

Организованность учащихся.

1. Анализ уровня умственного развития, отношение к учению и особенности самоорганизации отдельных учащихся.

2. Каким образом учитель сочетает фронтальную работу в классе с индивидуальными формами учебных занятий.

Учет возрастных особенностей учащихся.

Похожие публикации